ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
к учебному плану обучающегося 5 класса
для индивидуального обучения на дому, реализующего адаптированную
общеобразовательную программу начального общего образования слабовидящих обучающихся
с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 4.3) на 2023-2024
учебный год
Учебный план составлен на основании Федерального Закона от 29 декабря 2012 года №
273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», нормативных документов Министерства
просвещения Российской Федерации, Министерства образования и спорта Республики Карелия
и действующего СанПиНа, с учетом требовании Федеральной адаптированной образовательной
программы.
Индивидуальный учебный план разработан на основе заключения Центральной
(республиканской) ПМПК от 20.05.2020 г. и заключения ВК от 31.08.2023 №319.
Учебный план разработан с учётом варианта 4.3 АООП НОО, предполагающим
выполнение гигиенических требований к режиму образовательного процесса, установленных
действующим СанПиНом и предусматривает 5–летний срок (1-5 класс) освоения АООП НОО
для слабовидящих обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями).
Максимальная аудиторная нагрузка обучающихся в 5 классе при индивидуальном
обучении соответствует нормативам, обозначенным в учебном плане, и составляет 10 часов в
неделю.
Продолжительность урока в 5 классе – 40 минут. Продолжительность учебного года – 34
учебные недели.
Учебный план представлен следующими учебными предметами:
1. Русский язык
2. Чтение
3. Математика
4. Окружающий мир
6. Музыка
7. Рисование
8. Ручной труд
9. Физическая культура
Внеурочная деятельность организована по нескольким направлениям:
- спортивно-оздоровительное (физкультминутки, беседы о ЗОЖ, спортивные мероприятия и
т.д.)
- духовно-нравственное (культпоходы в музеи, городские мероприятия и т.д.)
- социальное (участие в акциях и т.д.)
- общеинтеллектуальное (викторины, олимпиады и т.д.)
- общекультурное (участие в проектах общекультурной направленности)
Время, отводимое на часть учебного плана, формируемую участниками
образовательного процесса, использовано на изучение курсов, обеспечивающих интересы и
потребности участников образовательного процесса и представлено учебными предметами «
Математика», «Русский язык», «Окружающий мир».
Часть учебного плана, формируемая участниками образовательного процесса,
составляет 3 часа, из них по 1 часу выделено на самостоятельное изучение по учебным
предметам «Русский язык», «Математика», «Окружающий мир». Увеличение часов по
программе учебного предмета «Русский язык» способствует коррекции личности обучающихся
с легкой умственной отсталостью средствами обучения их письму, формирование
коммуникативной функции речи. В процессе обучения математике учащихся с нарушением
зрения и интеллектуальными нарушениями уделяется внимание формированию, развитию и
активизации познавательной деятельности, коррекции и развитию личностных качеств ребенка,
формированию умения планировать свою деятельность совместно с педагогом и
самостоятельно, осуществлять самоконтроль. Увеличение количества часов на изучение
учебного предмета «Окружающий мир» связано с тем, что у детей с нарушением зрения
возникают трудности в различении формы и цвета предметов, их удалённости, взаимного
расположения составляющих частей, деталей и целого ряда других качественных и
количественных признаков.
Внеурочная деятельность составляет 10 часов в неделю и организована в соответствии с
Программой внеурочной деятельности по нескольким направлениям:
- коррекционно-развивающие занятия (ритмика, социально-бытовая ориентировка,
социально-коммуникативное развитие, работа специалистов – педагога-психолога, учителя –
логопеда, учителя – дефектолога)
- спортивно-оздоровительное (физкультминутки, беседы о ЗОЖ, и т.д.)
- общекультурное (выставки рисунков, поделок и творческих работ и т.д.)
- духовно-нравственное (курс «Разговоры о важном», работа в школьном музее, встречи
с ветеранами ВОВ, конкурсы рисунков и т.д.)
- социальное (уход за комнатными растениями)
Коррекционная деятельность осуществляется специалистами (педагогом-психологом,
учителем-логопедом и учителем-дефектологом) в соответствии с рекомендациями ПМПК. В
учебный план внесены коррекционно-развивающие занятия.
Учебный план составлен с учётом двух основных задач:
Сформировать основные умения и навыки учения и общения;
Корректирование умственных и физических способностей.
Коррекционно-развивающая работа направлена на ослабление и преодоление
недостатков в психическом развитии обучающегося, а так же преодолении сложностей в
овладении письменной речью, письмом, социально-бытовыми навыками, социализации
слабовидящего обучающегося с умственной отсталостью.
Реализация плана обеспечена специалистами соответствующей квалификации, учебными
программами, учебниками.