ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА к учебному плану обучающегося 5 класса для индивидуального обучения на дому, реализующего адаптированную общеобразовательную программу начального общего образования слабовидящих обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 4.3) на 2023-2024 учебный год Учебный план составлен на основании Федерального Закона от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», нормативных документов Министерства просвещения Российской Федерации, Министерства образования и спорта Республики Карелия и действующего СанПиНа, с учетом требовании Федеральной адаптированной образовательной программы. Индивидуальный учебный план разработан на основе заключения Центральной (республиканской) ПМПК от 20.05.2020 г. и заключения ВК от 31.08.2023 №319. Учебный план разработан с учётом варианта 4.3 АООП НОО, предполагающим выполнение гигиенических требований к режиму образовательного процесса, установленных действующим СанПиНом и предусматривает 5–летний срок (1-5 класс) освоения АООП НОО для слабовидящих обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). Максимальная аудиторная нагрузка обучающихся в 5 классе при индивидуальном обучении соответствует нормативам, обозначенным в учебном плане, и составляет 10 часов в неделю. Продолжительность урока в 5 классе – 40 минут. Продолжительность учебного года – 34 учебные недели. Учебный план представлен следующими учебными предметами: 1. Русский язык 2. Чтение 3. Математика 4. Окружающий мир 6. Музыка 7. Рисование 8. Ручной труд 9. Физическая культура Внеурочная деятельность организована по нескольким направлениям: - спортивно-оздоровительное (физкультминутки, беседы о ЗОЖ, спортивные мероприятия и т.д.) - духовно-нравственное (культпоходы в музеи, городские мероприятия и т.д.) - социальное (участие в акциях и т.д.) - общеинтеллектуальное (викторины, олимпиады и т.д.) - общекультурное (участие в проектах общекультурной направленности) Время, отводимое на часть учебного плана, формируемую участниками образовательного процесса, использовано на изучение курсов, обеспечивающих интересы и потребности участников образовательного процесса и представлено учебными предметами « Математика», «Русский язык», «Окружающий мир». Часть учебного плана, формируемая участниками образовательного процесса, составляет 3 часа, из них по 1 часу выделено на самостоятельное изучение по учебным предметам «Русский язык», «Математика», «Окружающий мир». Увеличение часов по программе учебного предмета «Русский язык» способствует коррекции личности обучающихся с легкой умственной отсталостью средствами обучения их письму, формирование коммуникативной функции речи. В процессе обучения математике учащихся с нарушением зрения и интеллектуальными нарушениями уделяется внимание формированию, развитию и активизации познавательной деятельности, коррекции и развитию личностных качеств ребенка, формированию умения планировать свою деятельность совместно с педагогом и самостоятельно, осуществлять самоконтроль. Увеличение количества часов на изучение учебного предмета «Окружающий мир» связано с тем, что у детей с нарушением зрения возникают трудности в различении формы и цвета предметов, их удалённости, взаимного расположения составляющих частей, деталей и целого ряда других качественных и количественных признаков. Внеурочная деятельность составляет 10 часов в неделю и организована в соответствии с Программой внеурочной деятельности по нескольким направлениям: - коррекционно-развивающие занятия (ритмика, социально-бытовая ориентировка, социально-коммуникативное развитие, работа специалистов – педагога-психолога, учителя – логопеда, учителя – дефектолога) - спортивно-оздоровительное (физкультминутки, беседы о ЗОЖ, и т.д.) - общекультурное (выставки рисунков, поделок и творческих работ и т.д.) - духовно-нравственное (курс «Разговоры о важном», работа в школьном музее, встречи с ветеранами ВОВ, конкурсы рисунков и т.д.) - социальное (уход за комнатными растениями) Коррекционная деятельность осуществляется специалистами (педагогом-психологом, учителем-логопедом и учителем-дефектологом) в соответствии с рекомендациями ПМПК. В учебный план внесены коррекционно-развивающие занятия. Учебный план составлен с учётом двух основных задач: Сформировать основные умения и навыки учения и общения; Корректирование умственных и физических способностей. Коррекционно-развивающая работа направлена на ослабление и преодоление недостатков в психическом развитии обучающегося, а так же преодолении сложностей в овладении письменной речью, письмом, социально-бытовыми навыками, социализации слабовидящего обучающегося с умственной отсталостью. Реализация плана обеспечена специалистами соответствующей квалификации, учебными программами, учебниками.