1 Пояснительная записка. Дополнительное образование является неотъемлемой самостоятельной частью современной модели российского образования. Оно может быть организовано в форме факультативных и кружковых занятий познавательной направленности. Любая из этих форм обладает достаточно большим воспитательным потенциалом, реализация которого является задачей педагога, организующего свою работу в соответствии с новыми федеральными государственными образовательными стандартами. МБОУ Кемская СОШ № 2 реализует рабочую программу «Рукодельница» дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы художественной направленности (Программа). Актуальность программы Программа актуальна, поскольку является комплексной, вариативной, предполагает формирование ценностных эстетических ориентиров, художественно-эстетической оценки и овладение основами творческой деятельности, дает возможность каждому учащемуся реально открывать для себя волшебный мир декоративно-прикладного искусства, проявить и реализовать свои творческие способности. Отличительная особенность данной программы от уже существующих в этой области заключается в том, что занятия проводятся с учетом индивидуальных возможностей детей. Обучающиеся приобретают дополнительные знания в области технологических процессов работы с различными материалами. Специфика предполагаемой деятельности детей обусловлена практической направленностью. Все разделы программы предусматривают не только усвоение теоретических знаний, но и формирование практического опыта. Категория обучающихся Работа ведется в группе, группа комплектуются из обучающихся 12 – 14 лет. Режим занятий Образовательная деятельность, организованная в рамках программы, осуществляется 2 раза в неделю. Продолжительность занятий 45 минут. Формы организации познавательной деятельности: коллективная, групповая, в парах, индивидуальная. В процессе занятий также используются методы самостоятельной работы. Сроки реализации программы - 1 год. Общее количество учебных часов, запланированных на весь период обучения, необходимых для освоения программы составляет 68 часов. 2 Цель программы: – обеспечение условий для творческой активности и самореализации личности обучающихся; – создание предпосылок для изучения основ декоративно-прикладного творчества посредством знакомства с разными видами рукоделия; - развитие индивидуальных способностей обучающихся через приобщение к рукоделию; – содействие жизненному самоопределению обучающихся. Задачи программы: О б у ч а ю щ и е:– познакомить учащихся с историей и современными направлениями развития декоративно-прикладного творчества; – научить детей владеть различными техниками работы с материалами, инструментами и приспособлениями, необходимыми в работе; – обучить технологиям разных видов рукоделия. В о с п и т а т е л ь н ы е: – приобщить учащихся к системе культурных ценностей, отражающих богатство общечеловеческой культуры, в том числе и отечественной, формировать потребность в высоких культурных и духовных ценностях и их дальнейшем обогащении; – побуждать к овладению основами нравственного поведения и нормами гуманистической морали (доброты, взаимопонимания, милосердия, веры в созидательные способности человека, терпимости по отношению к людям, культуры общения, интеллигентности как высшей меры воспитанности); – способствовать развитию внутренней свободы ребенка, способности к объективной самооценке и самореализации поведения, чувства собственного достоинства, самоуважения; – воспитывать уважительное отношение между членами коллектива в совместной творческой деятельности; – развивать потребность к творческому труду, стремление преодолевать трудности, добиваться успешного достижения поставленных целей. Р а з в и в а ю щ и е: – развивать природные задатки, творческий потенциал каждого ребенка: фантазию, наблюдательность; – развивать образное и пространственное мышление, память, воображение, внимание; – развивать положительные эмоции и волевые качества; – развивать моторику рук, глазомер. Формы контроля и оценочные материалы служат для определения результативности освоения Программы обучающимися. 3 Текущий контроль- на каждом занятии, защита проекта- в конце учебного года. Формы проведения аттестации: • выполнение практических заданий (практикум, лабораторная работа); • тестирование; • опрос; • зачётная работа. Планируемые результаты освоения Программы Обучающие будут знать: Находить исторические сведения о вязании; технику и основные приемы вязания крючком и спицами; условные обозначения при вязании крючком и спицами; правила пользования инструментами; основы цветоведения; правила ухода за вязаным изделием; технику безопасности труда ; различные методы работы с шерстью; Изучать материалы и инструменты для росписи тканей; Подготавливать ткань к росписи; Создавать эскиз росписи по ткани; Приемы изготовления выкроек; Правила раскладки выкроек на ткани; Получит возможность научиться: пользоваться инструментами для вязания (крючком и спицами); организовывать рабочее место для выполнения ручных работ; подбирать размер крючка и спиц в соответствии с толщиной нити. Выполнять различные виды петель (лицевые и изнаночные, воздушные петли и различные виды столбиков (полустолбик, столбик без накида, столбик с накидом, пышный столбик); правильно начинать и заканчивать работу; выполнять узор по схеме и описанию; 4 правильно ухаживать за вязаным изделием. выполнять экономную раскладку выкроек на ткани; обмеловку с учётом припусков на швы Выкраивать детали швейного изделия из ткани; Изготовлять образцы ручных работ: перенос линий выкройки на детали кроя с помощью прямых копировальных стежков. Изучать материалы и инструменты для росписи тканей. Подготавливать ткань к росписи. Создавать эскиз моделей. Учебный план № Название темы раздела Количество часов 1. «Вводное занятие» Всего 2 теория 1 практика 1 2. 2 Художественные ремесла 24 2 22 2.1 2.2 Вязание крючком Вязание спицами 12 12 1 1 11 11 3. Создание изделий из текстильных материалов 32 2 30 3.1 Свойства текстильных материалов из волокон растительного происхождения Конструирование швейных изделий Технология изготовления швейных изделий «Декоративноприкладное 2 1 1 2 1 1 3.2 3.3 4 28 4 Формы аттестации и контроля Текущий контроль. Опрос Текущий контроль. Выполнение практических заданий Текущий контроль. Выполнение практических заданий 28 1 3 Текущий контроль. 5 Выполнение практических заданий творчество» 4.1 Декоративно-прикладное 2 искусство 4.2 Создание картины из шерсти. Основы композиции и законы восприятия цвета при создании предметов декоративноприкладного искусства всего 2 6 34 6 6 28 Краткое содержание Раздел 1 Вводное занятие. . Занятие 1. Организационные вопросы. Занятие 2. Требования к оборудованию рабочего места. Изучение правил Т.Б. Раздел 2 Художественные ремесла. Вязание крючком и спицами. Теоретические сведения: правила Т.Б., знакомство с литературой и анализ образцов изделий, поиск информации в различных источниках. Основные приемы вязания крючком и спицами. Из истории вязания крючком и спицами. Основные сведения об инструментах и материалах. Подбор соответствующих материалов и инструментов. Правила и приемы вязания крючком и спицами. Практическая работа : Вязание основных видов петель крючком ( цепочки воздушными петлями (в. п.),вязание столбиков (ст.) без накида (б/н) и с накидом (с/н)., кромка, петли для подъема. Правила вязания прямого полотна. Вязание плотного узора. Обвязывание края. Выполнение уголков. Вязание ст. б/н по кругу. Правила вязания круглого полотна. Техника выполнения полустолбика. Вязание фрагментов. Вязание игрушки амигуруми «Веселые котята» Вязание основных видов петель спицами (лицевых и изнаночных), вязание узоров по схеме. Вязание снута на руках. Раздел 3«Создание изделий из текстильных материалов». 6 Теоретические сведения: общие свойства текстильных материалов: физические, эргономические, эстетические, технологические. Виды и свойства текстильных материалов из волокон растительного происхождения: хлопчатобумажных и льняных тканей, ниток, тесьмы, лент. Понятие о чертеже и выкройке швейного изделия. Практическая работа: Изготовление игрушки «Матрешка» из фетра и «чердачной игрушки»: Инструменты и приспособления для изготовления выкройки. Определение размеров швейного изделия. Изготовление выкроек и деталей по схеме для образцов ручных работ. Подготовка выкройки к раскрою. Копирование готовой выкройки. Правила безопасной работы ножницами, вырезание деталей, сшивание деталей игрушки, набивка игрушки наполнителем, приготовление раствора для окрашивания, роспись игрушки акриловыми красками и различными элементами декора, добавление необходимых аксессуаров. Раздел 4. Декоративно прикладное творчество. Теоретические сведения : Понятие «декоративно-прикладное искусство». Традиционные и современные виды декоративно-прикладного искусства (живопись шерстью). Понятие композиции. Правила, приёмы и средства композиции. Фактура, текстура и колорит в композиции, изучении различных цветовых сочетаний. Практическая работа : Изготовление картин в технике « Живопись шерстью»: подготовка рамки к работе, подбор цветовой гаммы шерсти для картины, определение методов работы с шерстью (вытягивание, выщипывание, настригание), выкладывание шерсти на основу. ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ При реализации Программы в учебном процессе используются методические пособия, дидактические материалы, фото- и видеоматериалы, журналы и книги, материалы на электронных носителях. При проведении занятий используются: • словесные методы обучения: лекции, объяснения, беседы, консультации; • наглядные методы обучения: наглядные пособия, плакаты, видео. Усвоение материала контролируется при помощи опросов, выполнения практических заданий. Заключительное занятие кружка проводится в форме защиты проекта. Материально-технические условия реализации Программы Продуктивность работы во многом зависит от качества материально7 технического оснащения процесса. Программа реализуется в аудитории образовательной организации с применением технических средств обучения : • компьютеры; • проектор; • интерактивная доска. • экран. Кабинет оснащен необходимыми инструментами и материалами для реализации программы кружка. М а т е р и а л ы: нитки и пряжа различной фактуры, миллиметровая, клей ПВА, отделочные материалы – пуговицы, бусинки и др. Рамки, картон под основу. И н с т р у м е н т ы и п р и с п о с о б л е н и я: схемы, выкройки, набор иголок, набор крючков ножницы. 8 Литература Гончарова, Т. А. Вышивание, вязание, поделки из кожи. – М., 1993. Горнова Л.В., Бычкова Т.Л. и др. Студия декоративно-прикладного творчества: программы, организация работы, рекомендации.- Волгоград: Учитель, 2008. Для тех, кто вяжет: сб. / под ред. Л. Ю. Киреевой. – СПб., 1992. Еременко Т. И. Кружок вязания крючком. – М., 1984. Еременко Т. И. Рукоделие. – М., 1992. Курс женских рукоделий. – Репринт с изд.1892 г. – М., 1992. Максимова М.В. Азбука вязания. Изд. «Легкая промышленность и бытовое обслуживание», М, 1991. Максимова М. В., Кузьмина, М. А. Быстрый крючок. – М., 1999. Мироненко А. Т. Уроки вязания крючком № 2. – Киев, 1991. Молли Годдард Вязаные игрушки. – Издательская группа «Контэнт», 2003 Николь Боттон Мягкие игрушки своими руками.- М.: ООО ТД «Издательство Мир книги», 2007 Рукоделие / сост. С. Рожков. – М., 1994. Рукоделие для детей / сост. М. Калинич, Л. Павловская, В. Савиных. – Минск, 1997. Энциклопедия рукоделия.- М.: Ниола-Пресс, 1997 Литература, рекомендуемая детям Керимова, Т. Волшебная цепочка. – М., 1984. Книга для девочек / сост. О. Н. Кагановская. – М., 1995. Крижаускене, П. Немного веревки, лоскутиков и фантазии. – М., 1982. Моя первая книга по рукоделию. – М., 1995. Молли Годдард Вязаные игрушки. – Издательская группа «Контэнт», 2003 Николь Боттон Мягкие игрушки своими руками.- М.: ООО ТД «Издательство Мир книги», 2007 Рукоделие / сост. С. Рожков. – М., 1994. Рукоделие для детей / сост. М. Калинич, Л. Павловская, В. Савиных. – Минск, 1997. Ханашевич, Д. Р. Подружки-рукодельницы: альбом по вязанию спицами и крючком. – М., 1984. Энциклопедия рукоделия.- М.: Ниола-Пресс.1997 9 Приложение В рамках данной программы реализуются следующие педагогические идеи: 1. Формирование ценностных основ к у л ь т у р ы л и ч н о с т и,. обогащение внутренней культуры (духовность) и воспитание внешней культуры, проявляющейся в общении, поведении, имидже, одежде и т. п. 2. Опора на личностно- ориентированный подход в образовании и игровые технологии. 3. Учет особенностей культуры своего народа (э т н о к у л ь т у р ы), национального менталитета, а также особенностей местной региональной культуры. Педагогические принципы. Любовь и уважение к ребенку, как активному субъекту воспитания и развития – г л а в н ы п р и н ц и п р а б о т ы. При организации учебно-воспитательного процесса учитываются: 1) ведущие виды деятельности: – игровая деятельность: в обучении прикладному творчеству радостные переживания детей, связанные с изготовлением поделок для общей пользы являются весьма действенным средством воспитания любви к труду; – учебная деятельность: дети учатся выполнять требования педагога, соблюдать дисциплину труда и пр.; – учебная деятельность и личностное общение: на занятиях принято раскрепощенное, уважительное общение детей друг с другом; поощряется взаимная помощь; разрешается свободное перемещение в кабинете. Потребность детей в общении реализуется в досуговой деятельности, при выполнении коллективных работ и посещении различных мероприятий; – профессионально направленное обучение: осознанное отношение к учебной деятельности, педагоги стараются поощрять самостоятельный творческий поиск, поддерживать интерес к профессиональной специальной литературе по предмету изучения. К каждому ребенку применяется и н д и в и д у а л ь н ы п о д х о д: – осознание и признание права личности; – проявление уважения к личности; – предоставление права на свободу выбора; – оценка не личности ребенка, а его деятельности; – умение смотреть на проблему глазами ребенка; – учет индивидуально-психологических особенностей ребенка (тип нервной системы, темперамент, особенности восприятия и памяти, мышления, мотивы, статус в коллективе, активность). Л и ч н о с т н ы й п о д х о д , который требует от педагога создания на занятиях условий, при которых ученик чувствует себя личностью, ощущает внимание наставника лично к нему. 10 С о з д а н и е с и т у а ц ий у с п е х а для каждого ребенка – один из главных принципов. Обеспечение условий, способствующих самоопределению, саморазвитию, самореализации, адекватной самооценке личности – один из важнейших принципов работы. Разнообразие содержания курса предполагает использование разных форм, методов и средств обучения. 11