ДООП художественной направленности Рукодельница

1

Пояснительная записка.
Дополнительное образование является неотъемлемой самостоятельной
частью современной модели российского образования. Оно может быть
организовано в форме факультативных и кружковых занятий познавательной
направленности. Любая из этих форм обладает достаточно большим
воспитательным
потенциалом,
реализация
которого
является задачей педагога, организующего свою работу в соответствии с
новыми федеральными государственными образовательными стандартами.
МБОУ Кемская СОШ № 2 реализует рабочую программу
«Рукодельница» дополнительной общеобразовательной общеразвивающей
программы художественной направленности (Программа).
Актуальность программы
Программа актуальна, поскольку является комплексной, вариативной,
предполагает формирование ценностных эстетических ориентиров,
художественно-эстетической оценки и овладение основами творческой
деятельности, дает возможность каждому учащемуся реально открывать для
себя волшебный мир декоративно-прикладного искусства, проявить и
реализовать свои творческие способности.
Отличительная особенность данной программы от уже существующих в
этой области заключается в том, что занятия проводятся с учетом
индивидуальных возможностей детей. Обучающиеся приобретают
дополнительные знания в области технологических процессов работы с
различными материалами. Специфика предполагаемой деятельности детей
обусловлена практической направленностью. Все разделы программы
предусматривают не только усвоение теоретических знаний, но и
формирование практического опыта.
Категория обучающихся
Работа ведется в группе, группа комплектуются из обучающихся 12 –
14 лет.
Режим занятий
Образовательная деятельность, организованная в рамках программы,
осуществляется 2 раза в неделю. Продолжительность занятий 45 минут.
Формы организации познавательной деятельности: коллективная,
групповая, в парах, индивидуальная. В процессе занятий также используются
методы самостоятельной работы.
Сроки реализации программы - 1 год. Общее количество учебных
часов, запланированных на весь период обучения, необходимых для
освоения программы составляет 68 часов.
2

Цель программы:
– обеспечение условий для творческой активности и самореализации
личности обучающихся;
– создание предпосылок для изучения основ декоративно-прикладного
творчества посредством знакомства с разными видами рукоделия;
- развитие индивидуальных способностей обучающихся через приобщение к
рукоделию;
– содействие жизненному самоопределению обучающихся.
Задачи программы:
О б у ч а ю щ и е:– познакомить учащихся с историей и современными
направлениями развития декоративно-прикладного творчества;
– научить детей владеть различными техниками работы с материалами,
инструментами и приспособлениями, необходимыми в работе;
– обучить технологиям разных видов рукоделия.
В о с п и т а т е л ь н ы е:
– приобщить учащихся к системе культурных ценностей, отражающих
богатство общечеловеческой культуры, в том числе и отечественной,
формировать потребность в высоких культурных и духовных ценностях и их
дальнейшем обогащении;
– побуждать к овладению основами нравственного поведения и нормами
гуманистической морали (доброты, взаимопонимания, милосердия, веры в
созидательные способности человека, терпимости по отношению к людям,
культуры общения, интеллигентности как высшей меры воспитанности);
– способствовать развитию внутренней свободы ребенка, способности к
объективной самооценке и самореализации поведения, чувства собственного
достоинства, самоуважения;
– воспитывать уважительное отношение между членами коллектива в
совместной творческой деятельности;
– развивать потребность к творческому труду, стремление преодолевать
трудности, добиваться успешного достижения поставленных целей.
Р а з в и в а ю щ и е:
– развивать природные задатки, творческий потенциал каждого ребенка:
фантазию, наблюдательность;
– развивать образное и пространственное мышление, память, воображение,
внимание;
– развивать положительные эмоции и волевые качества;
– развивать моторику рук, глазомер.
Формы контроля и оценочные материалы служат для определения
результативности освоения Программы обучающимися.
3

Текущий контроль- на каждом занятии, защита проекта- в конце
учебного года.
Формы проведения аттестации:
•
выполнение практических заданий (практикум, лабораторная
работа);
•
тестирование;
•
опрос;
•
зачётная работа.
Планируемые результаты освоения Программы
Обучающие будут знать:


Находить исторические сведения о вязании;
технику и основные приемы вязания крючком и спицами;



условные обозначения при вязании крючком и спицами;



правила пользования инструментами;



основы цветоведения;



правила ухода за вязаным изделием;



технику безопасности труда ;



различные методы работы с шерстью;



Изучать материалы и инструменты для росписи тканей;



Подготавливать ткань к росписи;



Создавать эскиз росписи по ткани;



Приемы изготовления выкроек;



Правила раскладки выкроек на ткани;

Получит возможность научиться:


пользоваться инструментами для вязания (крючком и спицами);



организовывать рабочее место для выполнения ручных работ;



подбирать размер крючка и спиц в соответствии с толщиной нити.



Выполнять различные виды петель (лицевые и изнаночные, воздушные
петли и различные виды столбиков (полустолбик, столбик без накида,
столбик с накидом, пышный столбик);



правильно начинать и заканчивать работу;



выполнять узор по схеме и описанию;
4

правильно ухаживать за вязаным изделием.
выполнять экономную раскладку выкроек на ткани;
обмеловку с учётом припусков на швы
Выкраивать детали швейного изделия из ткани;
Изготовлять образцы ручных работ: перенос линий выкройки на детали
кроя с помощью прямых копировальных стежков.


Изучать материалы и инструменты для росписи тканей.



Подготавливать ткань к росписи.
Создавать эскиз моделей.
Учебный план

№

Название темы раздела

Количество часов

1.

«Вводное занятие»

Всего
2

теория
1

практика
1

2.

2 Художественные
ремесла

24

2

22

2.1
2.2

Вязание крючком
Вязание спицами

12
12

1
1

11
11

3.

Создание изделий из
текстильных
материалов

32

2

30

3.1

Свойства текстильных
материалов из волокон
растительного
происхождения
Конструирование
швейных изделий
Технология изготовления
швейных изделий
«Декоративноприкладное

2

1

1

2

1

1

3.2
3.3
4

28
4

Формы
аттестации и
контроля
Текущий
контроль.
Опрос
Текущий
контроль.
Выполнение
практических
заданий

Текущий
контроль.
Выполнение
практических
заданий

28
1

3

Текущий
контроль.
5

Выполнение
практических
заданий

творчество»

4.1

Декоративно-прикладное 2
искусство

4.2

Создание картины из
шерсти. Основы
композиции и законы
восприятия цвета при
создании предметов
декоративноприкладного искусства

всего

2

6

34

6

6

28

Краткое содержание
Раздел 1 Вводное занятие. .
Занятие 1. Организационные вопросы.
Занятие 2. Требования к оборудованию рабочего места. Изучение правил
Т.Б.
Раздел 2 Художественные ремесла. Вязание крючком и спицами.
Теоретические сведения: правила Т.Б., знакомство с литературой и анализ
образцов изделий, поиск информации в различных источниках. Основные
приемы вязания крючком и спицами. Из истории вязания крючком и
спицами. Основные сведения об инструментах и материалах. Подбор
соответствующих материалов и инструментов. Правила и приемы вязания
крючком и спицами.
Практическая работа : Вязание основных видов петель крючком ( цепочки
воздушными петлями (в. п.),вязание столбиков (ст.) без накида (б/н) и с
накидом (с/н)., кромка, петли для подъема. Правила вязания прямого
полотна. Вязание плотного узора. Обвязывание края. Выполнение уголков.
Вязание ст. б/н по кругу. Правила вязания круглого полотна. Техника
выполнения полустолбика. Вязание фрагментов.
Вязание игрушки амигуруми «Веселые котята»
Вязание основных видов петель спицами (лицевых и изнаночных), вязание
узоров по схеме.
Вязание снута на руках.
Раздел 3«Создание изделий из текстильных материалов».
6

Теоретические сведения: общие свойства текстильных материалов:
физические, эргономические, эстетические, технологические. Виды и
свойства текстильных материалов из волокон растительного происхождения:
хлопчатобумажных и льняных тканей, ниток, тесьмы, лент. Понятие о
чертеже и выкройке швейного изделия.
Практическая работа: Изготовление игрушки «Матрешка» из фетра и
«чердачной игрушки»: Инструменты и приспособления для изготовления
выкройки. Определение размеров швейного изделия. Изготовление выкроек
и деталей по схеме для образцов ручных работ.
Подготовка выкройки к раскрою. Копирование готовой выкройки. Правила
безопасной работы ножницами, вырезание деталей, сшивание деталей
игрушки, набивка игрушки наполнителем, приготовление раствора для
окрашивания, роспись игрушки акриловыми красками и различными
элементами декора, добавление необходимых аксессуаров.
Раздел 4. Декоративно прикладное творчество.
Теоретические сведения : Понятие «декоративно-прикладное искусство».
Традиционные и современные виды декоративно-прикладного искусства
(живопись шерстью). Понятие композиции. Правила, приёмы и средства
композиции. Фактура, текстура и колорит в композиции, изучении
различных цветовых сочетаний.
Практическая работа : Изготовление картин в технике « Живопись
шерстью»: подготовка рамки к работе, подбор цветовой гаммы шерсти для
картины, определение методов работы с шерстью (вытягивание,
выщипывание, настригание), выкладывание шерсти на основу.
ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ
РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
При реализации Программы в учебном процессе используются
методические пособия, дидактические материалы, фото- и видеоматериалы,
журналы и книги, материалы на электронных носителях.
При проведении занятий используются:
•
словесные методы обучения: лекции, объяснения, беседы,
консультации;
•
наглядные методы обучения: наглядные пособия, плакаты, видео.
Усвоение материала контролируется при помощи опросов, выполнения
практических заданий.
Заключительное занятие кружка проводится в форме защиты проекта.
Материально-технические условия реализации Программы
Продуктивность работы во многом зависит от качества материально7

технического оснащения процесса. Программа реализуется в аудитории
образовательной организации с применением технических средств обучения :
•
компьютеры;
•
проектор;
•
интерактивная доска.
•
экран.
Кабинет оснащен необходимыми инструментами и материалами для
реализации программы кружка.
М а т е р и а л ы: нитки и пряжа различной фактуры, миллиметровая, клей
ПВА, отделочные материалы – пуговицы, бусинки и др. Рамки, картон под
основу.
И н с т р у м е н т ы и п р и с п о с о б л е н и я: схемы, выкройки, набор
иголок, набор крючков ножницы.

8

Литература
Гончарова, Т. А. Вышивание, вязание, поделки из кожи. – М., 1993.
Горнова Л.В., Бычкова Т.Л. и др. Студия декоративно-прикладного
творчества: программы, организация работы, рекомендации.- Волгоград:
Учитель, 2008.
Для тех, кто вяжет: сб. / под ред. Л. Ю. Киреевой. – СПб., 1992.
Еременко Т. И. Кружок вязания крючком. – М., 1984.
Еременко Т. И. Рукоделие. – М., 1992.
Курс женских рукоделий. – Репринт с изд.1892 г. – М., 1992.
Максимова М.В. Азбука вязания. Изд. «Легкая промышленность и бытовое
обслуживание», М, 1991.
Максимова М. В., Кузьмина, М. А. Быстрый крючок. – М., 1999.
Мироненко А. Т. Уроки вязания крючком № 2. – Киев, 1991.
Молли Годдард Вязаные игрушки. – Издательская группа «Контэнт», 2003
Николь Боттон Мягкие игрушки своими руками.- М.: ООО ТД
«Издательство Мир книги», 2007
Рукоделие / сост. С. Рожков. – М., 1994.
Рукоделие для детей / сост. М. Калинич, Л. Павловская, В. Савиных. – Минск,
1997.
Энциклопедия рукоделия.- М.: Ниола-Пресс, 1997
Литература, рекомендуемая детям
Керимова, Т. Волшебная цепочка. – М., 1984.
Книга для девочек / сост. О. Н. Кагановская. – М., 1995.
Крижаускене, П. Немного веревки, лоскутиков и фантазии. – М., 1982.
Моя первая книга по рукоделию. – М., 1995.
Молли Годдард Вязаные игрушки. – Издательская группа «Контэнт», 2003
Николь Боттон Мягкие игрушки своими руками.- М.: ООО ТД
«Издательство Мир книги», 2007
Рукоделие / сост. С. Рожков. – М., 1994.
Рукоделие для детей / сост. М. Калинич, Л. Павловская, В. Савиных. – Минск,
1997.
Ханашевич, Д. Р. Подружки-рукодельницы: альбом по вязанию спицами и
крючком. – М., 1984.
Энциклопедия рукоделия.- М.: Ниола-Пресс.1997

9

Приложение
В рамках данной программы реализуются следующие педагогические
идеи:
1. Формирование ценностных основ к у л ь т у р ы л и ч н о с т и,.
обогащение внутренней культуры (духовность) и воспитание внешней
культуры, проявляющейся в общении, поведении, имидже, одежде и т. п.
2. Опора на личностно- ориентированный подход в образовании и игровые
технологии.
3. Учет особенностей культуры своего народа (э т н о к у л ь т у р ы),
национального менталитета, а также особенностей местной региональной
культуры.
Педагогические принципы.
Любовь и уважение к ребенку, как активному субъекту воспитания и
развития – г л а в н ы п р и н ц и п р а б о т ы.
При организации учебно-воспитательного процесса учитываются:
1) ведущие виды деятельности:
– игровая деятельность: в обучении прикладному творчеству радостные
переживания детей, связанные с изготовлением поделок для общей пользы
являются весьма действенным средством воспитания любви к труду;
– учебная деятельность: дети учатся выполнять требования педагога,
соблюдать дисциплину труда и пр.;
– учебная деятельность и личностное общение: на занятиях принято
раскрепощенное, уважительное общение детей друг с другом; поощряется
взаимная помощь; разрешается свободное перемещение в кабинете.
Потребность детей в общении реализуется в досуговой деятельности, при
выполнении коллективных работ и посещении различных мероприятий;
– профессионально направленное обучение: осознанное отношение к
учебной деятельности, педагоги стараются поощрять самостоятельный
творческий поиск, поддерживать интерес к профессиональной специальной
литературе по предмету изучения.
К каждому ребенку применяется и н д и в и д у а л ь н ы п о д х о д:
– осознание и признание права личности;
– проявление уважения к личности;
– предоставление права на свободу выбора;
– оценка не личности ребенка, а его деятельности;
– умение смотреть на проблему глазами ребенка;
– учет индивидуально-психологических особенностей ребенка (тип нервной
системы, темперамент, особенности восприятия и памяти, мышления,
мотивы, статус в коллективе, активность).
Л и ч н о с т н ы й п о д х о д , который требует от педагога создания на
занятиях условий, при которых ученик чувствует себя личностью, ощущает
внимание наставника лично к нему.
10

С о з д а н и е с и т у а ц ий у с п е х а для каждого ребенка – один из
главных принципов.
Обеспечение условий, способствующих самоопределению, саморазвитию,
самореализации, адекватной самооценке личности – один из важнейших
принципов работы.
Разнообразие содержания курса предполагает использование разных
форм, методов и средств обучения.

11


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

ВНИМАНИЕ!

Срок действия лицензии на использования программного обеспечения окончен 27.03.2024.
Для получения информации с сайта свяжитесь с Администрацией образовательной организации по телефону 8(81458)2-09-01

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».