1 I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА МБОУ Кемская СОШ № 2 реализует рабочую программу «Плетенка» дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы художественной направленности (Программа) разработана на основе следующих нормативных правовых документов: - Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" от 29.12.2012 № 273-ФЗ. -Приказа Министерства просвещения РФ от 9 ноября 2018 г. № 196 "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам". -Устава МБОУ Кемской СОШ №2. Актуальность программы заключается в том, что на занятиях каждый обучающийся проходит путь от художественно - образного восприятия реальности, рождения замысла, поиска способов его воплощения до практического осуществления идеи и оценки результатов своего труда. Итогом этого пути должно стать раскрытие индивидуальных возможностей каждого и, главное, выработка потребности в созидательной, творческой деятельности. Педагогическая целесообразность программы объясняется изучением от простого к сложному материалу, линейная последовательность освоения содержания с учетом возрастных особенностей детей. Программа разработана с учетом современных образовательных технологий, принципах доступности, преемственности, результативности, используя формы и методы дифференцированного, развивающего обучения. Отличительная особенность данной программы от уже существующих в этой области заключается в том, что занятия проводятся с учетом индивидуальных возможностей детей. Обучающиеся приобретают дополнительные знания в области технологических процессов работы с различными материалами. Специфика предполагаемой деятельности детей обусловлена практической направленностью. Все разделы программы предусматривают не только усвоение теоретических знаний, но и формирование практического опыта. Категория обучающихся Содержание данной программы адресовано мальчикам, для которых актуально приобретение практических навыков, умений, приемов и освоения основ технологии работы с различными видами материалов. Это обучающиеся 6-7-х классов (12-14 лет). Формы и режим занятий Образовательная деятельность, организованная в рамках программы, осуществляется 1 раз в неделю. Занятия включают теоретическую и практическую направленность. Теоретическая часть представлена в виде учебных занятий, выставок, лекций, просмотров видеофильмов которые сопровождаются объяснением материала, показом и демонстрацией наглядных пособий и изделий. Практическая часть представлена в виде практического изготовления изделий из проволоки. Занятия проводятся в учебном помещении, оборудованном в соответствии с установленными нормами и требованиями к кабинету. 2 Форма организации учебно-воспитательного процесса – очная, групповая. Проведение занятий планируется как для всей группы – для освещения общих теоретических вопросов, так и индивидуально–групповые: по 3-5 человек для усвоения полученных знаний и приобретения практических навыков. Это позволяет дифференцировать форму обучения, объединить такие противоположности, как массовость обучение и его индивидуализацию. На занятиях отводится время для изучения правил техники безопасности, соблюдению санитарно-гигиенических требований во время выполнения различных практических работ. Формы организации познавательной деятельности: коллективная, групповая, в парах, индивидуальная. В процессе занятий также используются методы самостоятельной работы. Сроки реализации программы - 1 год. Общее количество учебных часов, запланированных на весь период обучения, необходимых для освоения программы составляет 34 часа. Формы контроля и оценочные материалы служат для определения результативности освоения Программы обучающимися. Текущий контроль - на каждом занятии, защита проекта- в конце учебного года. Виды контроля: входящий, промежуточный, итоговый. Формы проведения аттестации: • выполнение практических заданий (практикум, лабораторная работа); • тестирование; • опрос; • зачётная работа. Цель программы: развитие творческих способностей детей посредство изучения основ декоративно-прикладного искусства и умения использовать полученные знания и умения при создании оригинальных изделий декоративно-прикладного искусства. Задачи программы: обучающие: -усвоение и грамотное использование обучающимися различных техник работы с материалами, инструментами и приспособлениями, необходимыми в работе; -укреплять и углублять межпредметные связи; -расширять кругозор; -приобретать навыки самообслуживания; -усваивать приобретенные знания и умения в повседневной жизни; -решать несложные конструкторские задачи; -обучать соблюдению правил техники безопасности; -обучать технологиям разных видов рукоделия; -познакомить обучающихся с историей и современными направлениями развития рукоделия. воспитательные: -воспитывать трудолюбие, целеустремленность, аккуратность, усидчивость, самостоятельность; -приобретать первоначальные навыки совместной продуктивной деятельности, сотрудничества, взаимопомощи в разных социальных ситуациях; 3 -формировать уважительного отношения к иному мнению; -развивать доброжелательность, понимание и сопереживание чувствам других людей; -воспитывать бережное отношение к материальным и духовным ценностям. развивающие: -раскрывать творческие способности каждого обучающегося; -развивать память, воображение, мышление; -развивать познавательный интерес учащихся для самостоятельного поиска оптимальных решений; -совершенствовать уровень речевого развития обучающихся путем развития моторики рук в конструктивно-игровой деятельности; -развивать мотивы учебной деятельности; -развивать самостоятельность и личную ответственности за свои поступки; -формировать умения планировать, контролировать; -овладевать логическими действиями сравнения, анализа, обобщения по признакам, построения рассуждений; -формировать умения излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий. Планируемые результаты Личностные: проявление познавательных интересов в технологической деятельности; развитие трудолюбия и ответственности; овладение правилами и нормами научной организации умственного и физического труда; самооценка своих способностей; становление самоопределения в будущей профессиональной деятельности; осознание необходимости труда как условия эффективной социализации; готовность к ведению домашнего хозяйства. Метапредметные: алгоритмизированное планирование деятельности; определение рациональных способов решения задачи; комбинирование алгоритмов деятельности; решение нестандартных проблем; самостоятельная организация технологического процесса; моделирование предметов и процессов. Предметные: рациональное использование информации; оценка свойств материалов и областей их применения; ориентация в средствах труда; владение методами чтения и составления технологической информации; проектирование последовательности трудовых операций; соблюдение норм и правил безопасности труда; контроль за трудовой деятельностью; выявление допущенных ошибок и способов их исправления; документирование результатов труда. 4 Обучающиеся смогут научится : • находить в учебной литературе сведения, необходимые для конструирования объекта и осуществления выбранной технологии; • читать технические рисунки, эскизы, чертежи, схемы; • выполнять в масштабе и правильно оформлять технические рисунки и эскизы разрабатываемых объектов; • осуществлять технологические процессы создания или ремонта материальных объектов; • планировать и выполнять технологические проекты: выявлять и формулировать проблему; обосновывать цель проекта, конструкцию изделия, сущность итогового продукта или желаемого результата; планировать этапы выполнения работ; составлять технологическую карту изготовления изделия; выбирать средства реализации замысла; осуществлять технологический процесс; контролировать ход и результаты выполнения проекта; • представлять результаты выполненного проекта: пользоваться основными видами проектной документации; готовить пояснительную записку к проекту; оформлять проектные материалы; представлять проект к защите. получит возможность научиться: грамотно пользоваться графической документацией и технико-технологической информацией, которые применяются при разработке, создании и эксплуатации различных технических объектов; осуществлять технологические процессы создания или ремонта материальных объектов, имеющих инновационные элементы; организовывать и осуществлять деятельность на основе установленных норм и стандартов, поиска новых технологических решений; планировать и организовывать технологический процесс с учётом имеющихся ресурсов и условий; осуществлять презентацию, экономическую и экологическую оценку проекта, давать примерную оценку стоимости произведённого продукта как товара на рынке; разрабатывать вариант рекламы для продукта труда. Учебный план № п/п 1. 1.1 1.2 2. 2.1 Количество часов Наименование раздела, темы урока Вводное занятие Общие правила техники безопасности Что такое творческий проект. Этапы выполнения проекта Технология работы с искусственным материалом Рабочее место для работы с искусственными материалами 2.2 Теор ия Практ ика Всег о 1 1 0 0 1 1 Опрос 0,5 0, 5 1 Опрос 1 1 2 1 1 2 Текущий контроль. Выполнение практических заданий Текущий контроль. Выполнение практических Технология работы с проволокой 2.3 Правила выполнения заготовок из проволоки Форма контроля 5 2.4 1 2 2 1 2 2 1 1 2 1 1 2 1 1 2 2 2 4 2 2 4 0 5 5 Резанье заготовок из проволоки 2.5 Зачистка заготовок из проволоки 2.6 Гибка заготовок из проволоки 2.7 Получение отверстий в заготовках из искусственного металла 2.8 Сборка изделий из проволоки 3 Изделия из искусственного материала для домашнего обихода 3.1 Подготовка и выбор изделия. Формулирование требований к выбранному изделию 3.2 Расчет стоимости материалов для выбранного изделия 3.3 Выполнение изделия 4. 4.1 4.2 заданий Текущий контроль. Выполнение практических заданий Текущий контроль. Выполнение практических заданий Текущий контроль. Выполнение практических заданий Текущий контроль. Выполнение практических заданий Текущий контроль. Выполнение практических заданий Презентация изделия (проект) Способы проведения презентации проектов Защита проектов Итого 1 14,5 Текущий контроль. Выполнение практических заданий Текущий контроль. Выполнение практических заданий Текущий контроль. Выполнение практических заданий 1 1 19,5 1 34 Краткое содержание программы. Раздел 1 Вводное занятие. 6 Организационные вопросы. Требования к оборудованию рабочего места. Изучение правил Техники безопасности. Раздел 2. Технологии работы с искусственным материалом. Теория: Знакомство с литературой. Знакомство с видами проволоки, видами плетения из проволоки, видами обработки изделия из проволоки (полировка и шлифовка). Изучение понятия жесткости проволоки. Практика: Выполнение плетения из проволоки, используя следующие приемы: скручивание и обламывание проволоки, изготовление спиралей из проволоки, создание ячеек и узоров из проволоки, плетение и окантовка, формовка проволоки. Выполнение фрагментов изделий из различных видов проволоки. Раздел 3. Изделие из искусственного материала для домашнего обихода. Теория: Знакомство с примерами изделий из проволоки, способами использования изделия в домашнем обиходе. Историей создания изделий из проволоки. Практика: Выбор изделия для изготовления из проволоки. Произведение расчета материала для выполнения изделия. Закупка материала. Изготовление эскиза изделия. Заготовка деталей изделия. Сборка готового изделия. Раздел 4. Презентация изделия (проект). Теория: Занятие 1. Знакомство со способами проведения презентации проектов. Использование ИК –технологий для презентации проектов. Знакомство со способами организации выставок готовых изделий. Практика: Изготовление готового изделия. Выбор проволоки для изготовления изделия. Выбор приема плетения для изготовления изделия. Презентация изделия. Организационно-педагогические условия реализации Программы При реализации Программы используются методические пособия, дидактические материалы, фото- и видеоматериалы, журналы и книги, материалы на электронных носителях. При проведении занятий используются: • словесные методы обучения: лекции, объяснения, беседы, консультации; • наглядные методы обучения: наглядные пособия, плакаты, видео. Усвоение материала контролируется при помощи опросов, выполнения практических заданий. Заключительное занятие кружка проводится в форме защиты проекта. Материально-технические условия реализации Программы Продуктивность работы во многом зависит от качества материально технического оснащения процесса. Программа реализуется в аудитории образовательной организации с применением технических средств обучения: • компьютеры; 7 • • • проектор; интерактивная доска; экран. Кабинет оснащен необходимыми инструментами и материалами для реализации программы кружка 8 Перечень используемой литературы Васильева И. В. «Проволока. Стильные украшения в технике Wire Wrap» Хоббитека, 2016 г Горнова Л.В., Бычкова Т.Л. и др. Студия декоративно-прикладного творчества: программы, организация работы, рекомендации.- Волгоград: Учитель, 2008. Жмаева О. И. «Весёлые моталки», АСТ-Пресс, 2014 год Миклуш Е.В. «Ювелирное переплетение узелков» Формат-М: Лабиринты, 2019 г. Сенюткин А. А. Сделайте сами, играйте с друзьями. – И., 1985 Ус Д. М. «Проволока. Техника изготовления стильных украшений», Издательство АСТ, 2014 г. Журналы «Мастерилка» Журналы «Фантазия» Журналы «Юный техник» 9