ДООП туристко-краеведческой направленности Юные музееведы

Пояснительная записка
Рабочая программа «Юные музееведы» дополнительной общеобразовательной
общеразвивающей
программы
туристско-краеведческой
направленности
(Программа) разработана в соответствии с:
1. Федеральным законом "Об образовании в Российской Федерации" от
29.12.2012 N 273-ФЗ.
2. Федеральным законом "О Музейном фонде Российской Федерации и музеях в
Российской Федерации" от 26.05.1996 N 54-ФЗ.
3. Уставом Кемской МБОУ СОШ № 2.
Программа предполагает обучение детей основам краеведения, музейного дела и
экскурсионной деятельности в процессе создания и обеспечения деятельности
школьного музея.
Актуальность программы
Актуальность программы заключается в том, что она способствует воспитанию
нравственно-патриотических чувств, т. к именно в музее осуществляется передача
исторического опыта молодому поколению. Программа предполагает обучение
школьников основам краеведения и музейного дела в процессе создания и
обеспечения деятельности школьного музея.
Отличительные особенности программы
Специфика
организации
занятий
по
программе
заключается
во
взаимосвязанности краеведческой, музееведческой и экскурсионной составляющих
курса. Осуществление такого подхода создаёт условия для комплексного изучения
истории, культуры и природы края музейно-краеведческими средствами.
Проведение занятий по этой схеме даёт возможность обучающимся получать знания
и представления по истории, культуре, и природе родного края, выявлять темы и
проблемы, требующие музейно-краеведческого исследования, изучать методики
проведения таких исследований и осуществлять их в процессе практических занятий
и в свободное время. Обучающиеся также смогут овладеть навыками гидаэкскурсовода, подготовить собственную экскурсию и реализовать ее в качестве
экскурсовода.
Школьный музей в соответствии со своим профилем расширяет и углубляет
знания обучающихся. Он развивает чувство причастности к судьбе малой родины,
воспитывает у школьников любовь и уважение к родному краю, своей стране, к ее
историческому прошлому и настоящему. Музей выступает важным фактором
формирования общественной активности учеников, способствует сохранению и
укреплению школьных традиций.
Работа школьного музея способствует реализации компетентностного подхода в
воспитании и предполагает формирование у учащихся следующих ключевых
компетенций:
- ценностно-смысловых: принятие ценностных ориентиров, умение осознавать
свою роль и предназначение в обществе, выбирать целевые и смысловые установки,

принимать
решения;
- общекультурных: духовно- нравственные основы жизни и человечества,
культурологические основы семейных, социальных общественных явлений и
традиций, компетенции в бытовой и культурно - досуговой сфере, самовыражение
личности;
- учебно–познавательных: владение способами анализа, синтеза, сравнения,
обобщения, классификации, систематизации; умение действовать в нестандартных
ситуациях, креативность;
-информационных: владение
современными
средствами
информации
и
информационными технологиями, формирование умений самостоятельно искать,
отбирать и анализировать необходимую информацию, преобразовывать, передавать
и критически осмысливать ее.
-коммуникативных: владение различными способами взаимодействия с
окружающими и удаленными людьми, навыками работы в группе, разными
социальными ролями в коллективе, развитие и формирование коммуникативных
умений, успешная социализация в обществе, умение работать в проектной команде.
- личностного совершенствования: духовное, интеллектуальное, физическое
саморазвитие, самопознание, культура мышления и поведения.
Категория обучающихся
Содержание данной программы адресовано обучающимся 5-11 классов. Возраст
обучающихся 10-18 лет.
Режим занятий
Образовательная деятельность, организованная в рамках Программы
осуществляется 1 раз в неделю. Продолжительность занятий 45 минут.
Формы организации образовательного процесса
Принципы реализации программы:
- деятельностный подход – ребенок развивается в деятельности;
- принцип обеспечения успешности;
- принцип дифференциации;
- компетентностный подход – воспитание направлено на формирование ключевых
компетенций личности ребенка.
Педагогические технологии:
Работа музея строится на использовании педагогических технологий,
обеспечивающих реализацию деятельностного подхода в обучении и воспитании:
- метод проекта;
- ученического исследования;
- образовательных путешествий;
- технологии коллективных творческих дел;
- технологии проблемного обучения.
-метод кейса
Ведущие направления деятельности:
1. Организационная и методическая работа.

Поисково-исследовательская работа.
Экспозиционная и учетно-хранительная работа.
Экскурсионно-массовая работа.
Учебно-образовательная и воспитательная.
Работа с фондами.
Информационно-технологическая работа.
Участие в конкурсных и проектных мероприятиях городского, областного и
всероссийского уровней.
Для реализации программы будут использованы методические и
информационные ресурсы проекта «Школьный музей» Российского движения
школьников.
Формы работы в школьном музее
Учебная работа:
Воспитательная работа:
- практическая работа на местности - уроки мужества, акции;
- кружки, экскурсии, походы;
- изучение исторических событий
- учебные экскурсии вне музея
- экскурсии, встречи в музее
- встречи с тружениками тыла,
интересными людьми разных
профессий
- уроки в музее
- экскурсии в музее
Учебная работа может проводиться как в очном, так и в дистанционном
формате.
Ожидаемые результаты программы
1. Наличие локальной нормативной правовой базы деятельности школьного музея.
2. Систематизация работы школьного музея.
3. Получение целостной картины по истории развития района, города, школы и ее
традиций.
4. Активизация деятельности в рамках патриотического, гражданского воспитания.
5.Эффективно действующая система взаимодействия с различными общественными
организациями.
6. Организация экскурсионно-массовой работы: экскурсии, уроки, индивидуальные
посещения, тематические вечера, встречи, передвижные выставки.
7. Повышение уровня мотивации учащихся к изучению истории родного края.
8. Приобщение учащихся к исследовательской работе.
9. Влияние на выбор профессии обучающимися.
10.Социализация школьников.
Формы контроля:
 Тесты
 Контрольные вопросы
 Проекты
 Экскурсии
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.

Олимпиады, викторины, квесты
Срок освоения Программы - 1 год. Общее количество часов,
запланированных на весь период обучения, необходимых для освоения
программы составляет 34 часа.
Цель программы:
- осуществление воспитания, обучения, развития и социализации школьников
средствами музея.
Задачи программы:
- образовательные: расширение и углубление знаний по истории и культуре
родного края, страны на основе знакомства с материалами музея;
- развивающие: приобщение школьников к исследовательской деятельности,
развитие познавательного интереса к изучению истории и культуры;
- воспитательные: воспитание гражданственности, любви к Родине, почитания и
уважения народных традиций и обычаев, ощущение своих корней, преемственности
поколений, ответственности за судьбу своего народа и его культуры, формирование
национальной терпимости, активной жизненной позиции.


Планируемые результаты
Личностные результаты:
в рамках когнитивного компонента необходимо сформировать:
- освоение национальных ценностей, традиций, культуры родного народа;
- ориентацию в системе моральных норм и ценностей;
- основы социально-критического мышления, ориентация в особенностях
социальных отношений и взаимодействий;
- сознание, признание высокой ценности жизни во всех её проявлениях;
- знание основ здорового образа жизни и здоровьесберегающих технологий.
В рамках ценностного и эмоционального компонентов необходимо
сформировать:
- гражданскую идентичность, любовь к Родине, чувство гордости за свою страну;
- уважение к истории, культурным и историческим памятникам;
- уважение к личности и её достоинству, доброжелательное отношение к
окружающим, нетерпимость к любым видам насилия и готовность противостоять
им;
- уважение к ценностям семьи, любовь к природе, признание ценности здоровья,
своего и других людей, оптимизм в восприятии мира;
- потребность в самовыражении и самореализации, социальном признании;
- позитивная моральная самооценка и моральные чувства — чувство гордости при
следовании моральным нормам, переживание стыда и вины при их нарушении.
Метапредметные результаты.
Коммуникативные:

- учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в
сотрудничестве;
- формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать и
координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего
решения в совместной деятельности;
- устанавливать и сравнивать разные точки зрения, прежде чем принимать решения
и делать выбор;
- аргументировать свою точку зрения, спорить и отстаивать свою позицию не
враждебным для оппонентов образом;
- задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и
сотрудничества с партнёром;
- адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности;
- работать в группе — устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать
и способствовать продуктивной кооперации; интегрироваться в группу сверстников
и строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми.
Познавательные:
- реализовывать проектно-исследовательскую деятельность;
-проводить наблюдение и практикум под руководством учителя;
- осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов
библиотек и Интернета;
- объяснять явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе
исследования.
Учебный план
№

Теоретические Практические
занятия
занятия

Всего

Формы
промежуточной
аттестации

Раздел 1. Основы музейных знаний (4 часа)
Цели и задачи
курса. Вводный
инструктаж

1

1

Тест

2

Основы
музееведения

1

1

Контрольные
вопросы

3

Великие музеи
России и мира

1

1

Викторина

4

Современные музеи
(виртуальные
выставки)

1

1

Экскурсии

1

Раздел 2. Источники и материалы для музейной работы (6
часов)
5

Работа с
историческими
источниками.

1

1

2

6

Наследие в
школьном музее.

1

1

2

7

История Кемского
района - частица
истории
Республики
Карелия

1

1

8

О творчестве
наших земляков:
поэтов, писателей,
художников,
композиторов.

1

1

Викторина

Литературная
гостиная
9

Раздел 3. Структура и организация музея (20 часов)
Функции
1
1
2
школьного музея

10 Организация
школьного музея.

1

1

2

11 Моя семья и родной
край.

1

1

2

12 Наша школа в
истории города

1

1

2

13 Комплектование
фондов школьного
музея

1

1

2

14 Фонды школьного
музея

1

1

2

15 Учёт и описание
музейных
предметов

1

1

2

Тест

16 Экспозиция
школьного музея

2

2

17 Тексты в музейной
экспозиции

1

1

2

18 Военная и трудовая
слава земляков

1

1

2

Проект

2

Экскурсия

Раздел 4. Школа юного экскурсовода (4 часа)
19 Экскурсионная
1
1
работа в школьном
музее
20 Мастер-класс от
гидов «Поморье»

1

1

21 Экскурсия по
городу

1

1

Экскурсия

Краткое содержание программы
Тема 1. Основы музееведения (4 часа)
О чем будет рассказывать школьный музей. Его основные разделы.
Теоретические занятия. Инструктажи.
Цели, задачи, участники музейного движения, проекта «Школьный музей» РДШ.
Принцип работы школьного музея: связь с современностью, учебноисследовательская и поисковая работа, связь с общественностью.
Великие музеи России и мира.
Современные музеи (виртуальные экспозиции).
Раздел 2. Источники и материалы для музейной работы (6 часов)
Работа в школьной и районной библиотеке, музеях предприятий района.
Встречи с участниками исторических событий, работниками музеев, известными
людьми района и города.
Работа с историческими источниками.
Основные источники по истории: книги и брошюры по изучаемой теме,
воспоминания участников исторических событий, вещественные памятники.
Наследие в школьном музее.
Понятие об историко-культурном и природном наследии. Формы бытования
наследия. Законодательство об охране объектов наследия. Краеведение как
комплексный метод выявления и изучения наследия. Музеефикация объектов
наследия как способ их охраны и использования. Атрибуция экспонатов.

История местности. Первые упоминания местности в официальных
источниках. Основные вехи истории района в контексте истории города,
государства. Уникальные особенности природы, истории и культуры родного края.
О творчестве наших земляков: поэтов, писателей, художников, композиторов
Литературная гостиная.
Презентации, проекты о знаменитых людях района, города, области.
Раздел 3. Структура и организация музея (20 часов)
Функции школьного музея.
Полифункциональность школьного музея: детский клуб; общественная
организация, объединяющая детей и взрослых разных поколений; творческая
лаборатория педагогов и учащихся; способ документирования истории природы и
общества родного края; форма сохранения и представления материальных и
духовных объектов наследия; школа профессиональной ориентации детей.
Организация школьного музея.
Школьный музей как общественное учебно-исследовательское объединение
учащихся. Профиль и название музея. Формы организации, ролевые функции, права
и обязанности актива школьного музея. Учредительные документы школьного
музея.
Выборы исполнительных органов школьного музея: Совета школьного музея,
руководителя школьного музея, формирование рабочих групп, выборы их
руководителей. Обсуждение функций Совета содействия (попечителей) школьного
музея и утверждение его состава.
Моя семья и родной край.
Что такое семья, род? Семейные предания, традиции и реликвии. Семейный архив.
Памятные события в истории семьи. Биографии членов семьи, рода. Составление
родословных таблиц. Описание семейного архива и семейных реликвий.
Запись воспоминаний и рассказов членов семьи о событиях, связанных с историей
архивов и реликвий. Обсуждение собранных материалов. Составление презентации,
видеороликов
Наша школа в истории края
История школы. Школьные традиции и достопримечательности. Учителя и
выпускники школы, их след в истории края. Публикации о школе, её учителях и
выпускниках. Летопись школы. Школьный музей и архив. Выявление педагогов и
выпускников школы разных лет. Запись воспоминаний и рассказов педагогов и
выпускников, выявление у них материалов по истории школы. Переписка с
педагогами и выпускниками, живущими за пределами родного края. Ведение
исторической хроники и летописи школы.
Комплектование фондов школьного музея.
Организация поисково-собирательской работы. Выбор темы музейнокраеведческого исследования. Планирование работы. Изучение события, явления.
Выявление и сбор предметов музейного значения. Сбор дополнительной

информации об исторических событиях, природных явлений и предметах музейного
значения. Обеспечение научной и физической сохранности находок.
Составление планов поисково-собирательной деятельности. Распределение
обязанностей между участниками поисково-собирательной работы.
Структура и состав собрания школьного музея: основной и научновспомогательные фонды, музейные коллекции. Основные принципы формирования
фондов и коллекций. Организация учёта фондов школьного музея. Обеспечение
сохранности музейных предметов: температурно-влажностный и световой режимы
хранения. Реставрация музейных предметов и их передача в фонды
государственных и муниципальных музеев и архивов. Что нельзя хранить в
школьном музее.
Игра-практикум по разработке структуры музейного собрания, формированию
основного и научно-вспомогательного фондов, тематических, систематических и
персональных коллекций.
Учет и описание музейных предметов
Задачи учета и научного описания музейных предметов. Система учета
музейных фондов: главная инвентарная книга, инвентарные книги и коллекционные
описи, паспорта музейных предметов и вспомогательные картотеки.
Ролевая игра-практикум по разработке системы документов учёта и описания
музейных предметов, составлению паспортов музейных предметов.
Экспозиция школьного музея
Концепция экспозиции школьного музея. Виды экспозиций: тематическая,
систематическая, монографическая, ансамблевая экспозиция. Основные приёмы
экспонирования музейных предметов. Обеспечение сохранности музейных
предметов в экспозиционном использовании.
Музейные выставки: стационарные, передвижные, фондовые.
Тексты в музейной экспозиции
Назначение
текстов
в
экспозиции.
Виды
озаглавливающих
и
сопроводительных текстов. Правила составления этикеток к экспонатам. Приёмы
размещения текстов в экспозиции.
Игра-практикум по составлению этикетажа к экспонатам. Приёмы размещения
текстов в экспозиции.
Военная и трудовая слава земляков.
Военные традиции земляков. Жители родного края – участники ВОВ и других
военных действий. Выпускники школы в рядах Вооруженных Сил России. Военные
реликвии семьи. Служба в армии – почетная обязанность гражданина России.
Выявление ветеранов Великой Отечественной войны, кадровых военных или
прошедших действительную военную службу. Сбор информации у родственников и
знакомых. Книга Памяти.
4. Школа юного экскурсовода (4 часа)
Экскурсионная работа в школьном музее.

Экскурсия как форма популяризации историко-культурного и природного наследия
музейными средствами. Виды экскурсий: обзорная, тематическая, учебная. Приёмы
подготовки экскурсии с использованием опубликованных источников, научной и
популярной литературы, материалов музейного собрания. Мастерство экскурсовода:
речь, внешний вид, свободное владение материалом, этика. Портфель экскурсовода.
Технологическая карта экскурсии.
Сторителлинг и мастерство экскурсовода.
Городской музей «Поморье»
Мастер-класс от гидов «Поморья»
Школьные музеи города
Игра-практикум по разработке текстов экскурсий по выбранной теме. Проведение
экскурсий.
Создание презентаций и виртуальных экскурсий, онлайн-квизов и квестов на
основе собранного материала.
Организационно-педагогические условия реализации Программы
При реализации Программы используются методические пособия,
дидактические материалы, фото- и видеоматериалы, журналы и книги, материалы на
электронных носителях.
При проведении занятий используются:
•
словесные методы обучения: лекции, объяснения, беседы,
консультации;
•
наглядные методы обучения: наглядные пособия, плакаты, видео.
Усвоение материала контролируется при помощи опросов, выполнения
практических заданий.
Заключительное занятие кружка проводится в форме защиты проекта.
Материально-технические условия реализации Программы
Продуктивность работы во многом зависит от качества материально
технического оснащения процесса. Программа реализуется в аудитории
образовательной организации с применением технических средств обучения:
•
компьютеры;
•
проектор;
•
интерактивная доска;
•
экран.
Кабинет оснащен необходимыми инструментами и материалами для
реализации программы кружка

Список литературы:
1. Голышева Л.Б. Музейная педагогика/Преподавание истории в школе №2, 2016 г.
2. Емельянов Б.В. Экскурсоведение /.Емельянов Б.В. - М.,2017.
3. Музей и школа: пособие для учителя / под ред. Кудриной Т.А..-М.,2015.
4. Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное
образование/(Горский В.А, Тимофеев А.А.); под ред. Горского В.А.М.:Просвещение,2015г.
5. Столяров Б.А.Основы экскурсионного дела/Столяров Б.А., Соколова Н.Д.СПб.,2017.
6. Садкович Н.П., Практические рекомендации по созданию текста истории
школы/Преподавание истории в школе «2, 2015 г.
7. Смирнов В.Г., Художественное краеведение в школе, М., 2016г.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

ВНИМАНИЕ!

Срок действия лицензии на использования программного обеспечения окончен 27.03.2024.
Для получения информации с сайта свяжитесь с Администрацией образовательной организации по телефону 8(81458)2-09-01

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».