Пояснительная записка Рабочая программа «Юные музееведы» дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы туристско-краеведческой направленности (Программа) разработана в соответствии с: 1. Федеральным законом "Об образовании в Российской Федерации" от 29.12.2012 N 273-ФЗ. 2. Федеральным законом "О Музейном фонде Российской Федерации и музеях в Российской Федерации" от 26.05.1996 N 54-ФЗ. 3. Уставом Кемской МБОУ СОШ № 2. Программа предполагает обучение детей основам краеведения, музейного дела и экскурсионной деятельности в процессе создания и обеспечения деятельности школьного музея. Актуальность программы Актуальность программы заключается в том, что она способствует воспитанию нравственно-патриотических чувств, т. к именно в музее осуществляется передача исторического опыта молодому поколению. Программа предполагает обучение школьников основам краеведения и музейного дела в процессе создания и обеспечения деятельности школьного музея. Отличительные особенности программы Специфика организации занятий по программе заключается во взаимосвязанности краеведческой, музееведческой и экскурсионной составляющих курса. Осуществление такого подхода создаёт условия для комплексного изучения истории, культуры и природы края музейно-краеведческими средствами. Проведение занятий по этой схеме даёт возможность обучающимся получать знания и представления по истории, культуре, и природе родного края, выявлять темы и проблемы, требующие музейно-краеведческого исследования, изучать методики проведения таких исследований и осуществлять их в процессе практических занятий и в свободное время. Обучающиеся также смогут овладеть навыками гидаэкскурсовода, подготовить собственную экскурсию и реализовать ее в качестве экскурсовода. Школьный музей в соответствии со своим профилем расширяет и углубляет знания обучающихся. Он развивает чувство причастности к судьбе малой родины, воспитывает у школьников любовь и уважение к родному краю, своей стране, к ее историческому прошлому и настоящему. Музей выступает важным фактором формирования общественной активности учеников, способствует сохранению и укреплению школьных традиций. Работа школьного музея способствует реализации компетентностного подхода в воспитании и предполагает формирование у учащихся следующих ключевых компетенций: - ценностно-смысловых: принятие ценностных ориентиров, умение осознавать свою роль и предназначение в обществе, выбирать целевые и смысловые установки, принимать решения; - общекультурных: духовно- нравственные основы жизни и человечества, культурологические основы семейных, социальных общественных явлений и традиций, компетенции в бытовой и культурно - досуговой сфере, самовыражение личности; - учебно–познавательных: владение способами анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, систематизации; умение действовать в нестандартных ситуациях, креативность; -информационных: владение современными средствами информации и информационными технологиями, формирование умений самостоятельно искать, отбирать и анализировать необходимую информацию, преобразовывать, передавать и критически осмысливать ее. -коммуникативных: владение различными способами взаимодействия с окружающими и удаленными людьми, навыками работы в группе, разными социальными ролями в коллективе, развитие и формирование коммуникативных умений, успешная социализация в обществе, умение работать в проектной команде. - личностного совершенствования: духовное, интеллектуальное, физическое саморазвитие, самопознание, культура мышления и поведения. Категория обучающихся Содержание данной программы адресовано обучающимся 5-11 классов. Возраст обучающихся 10-18 лет. Режим занятий Образовательная деятельность, организованная в рамках Программы осуществляется 1 раз в неделю. Продолжительность занятий 45 минут. Формы организации образовательного процесса Принципы реализации программы: - деятельностный подход – ребенок развивается в деятельности; - принцип обеспечения успешности; - принцип дифференциации; - компетентностный подход – воспитание направлено на формирование ключевых компетенций личности ребенка. Педагогические технологии: Работа музея строится на использовании педагогических технологий, обеспечивающих реализацию деятельностного подхода в обучении и воспитании: - метод проекта; - ученического исследования; - образовательных путешествий; - технологии коллективных творческих дел; - технологии проблемного обучения. -метод кейса Ведущие направления деятельности: 1. Организационная и методическая работа. Поисково-исследовательская работа. Экспозиционная и учетно-хранительная работа. Экскурсионно-массовая работа. Учебно-образовательная и воспитательная. Работа с фондами. Информационно-технологическая работа. Участие в конкурсных и проектных мероприятиях городского, областного и всероссийского уровней. Для реализации программы будут использованы методические и информационные ресурсы проекта «Школьный музей» Российского движения школьников. Формы работы в школьном музее Учебная работа: Воспитательная работа: - практическая работа на местности - уроки мужества, акции; - кружки, экскурсии, походы; - изучение исторических событий - учебные экскурсии вне музея - экскурсии, встречи в музее - встречи с тружениками тыла, интересными людьми разных профессий - уроки в музее - экскурсии в музее Учебная работа может проводиться как в очном, так и в дистанционном формате. Ожидаемые результаты программы 1. Наличие локальной нормативной правовой базы деятельности школьного музея. 2. Систематизация работы школьного музея. 3. Получение целостной картины по истории развития района, города, школы и ее традиций. 4. Активизация деятельности в рамках патриотического, гражданского воспитания. 5.Эффективно действующая система взаимодействия с различными общественными организациями. 6. Организация экскурсионно-массовой работы: экскурсии, уроки, индивидуальные посещения, тематические вечера, встречи, передвижные выставки. 7. Повышение уровня мотивации учащихся к изучению истории родного края. 8. Приобщение учащихся к исследовательской работе. 9. Влияние на выбор профессии обучающимися. 10.Социализация школьников. Формы контроля: Тесты Контрольные вопросы Проекты Экскурсии 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. Олимпиады, викторины, квесты Срок освоения Программы - 1 год. Общее количество часов, запланированных на весь период обучения, необходимых для освоения программы составляет 34 часа. Цель программы: - осуществление воспитания, обучения, развития и социализации школьников средствами музея. Задачи программы: - образовательные: расширение и углубление знаний по истории и культуре родного края, страны на основе знакомства с материалами музея; - развивающие: приобщение школьников к исследовательской деятельности, развитие познавательного интереса к изучению истории и культуры; - воспитательные: воспитание гражданственности, любви к Родине, почитания и уважения народных традиций и обычаев, ощущение своих корней, преемственности поколений, ответственности за судьбу своего народа и его культуры, формирование национальной терпимости, активной жизненной позиции. Планируемые результаты Личностные результаты: в рамках когнитивного компонента необходимо сформировать: - освоение национальных ценностей, традиций, культуры родного народа; - ориентацию в системе моральных норм и ценностей; - основы социально-критического мышления, ориентация в особенностях социальных отношений и взаимодействий; - сознание, признание высокой ценности жизни во всех её проявлениях; - знание основ здорового образа жизни и здоровьесберегающих технологий. В рамках ценностного и эмоционального компонентов необходимо сформировать: - гражданскую идентичность, любовь к Родине, чувство гордости за свою страну; - уважение к истории, культурным и историческим памятникам; - уважение к личности и её достоинству, доброжелательное отношение к окружающим, нетерпимость к любым видам насилия и готовность противостоять им; - уважение к ценностям семьи, любовь к природе, признание ценности здоровья, своего и других людей, оптимизм в восприятии мира; - потребность в самовыражении и самореализации, социальном признании; - позитивная моральная самооценка и моральные чувства — чувство гордости при следовании моральным нормам, переживание стыда и вины при их нарушении. Метапредметные результаты. Коммуникативные: - учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве; - формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности; - устанавливать и сравнивать разные точки зрения, прежде чем принимать решения и делать выбор; - аргументировать свою точку зрения, спорить и отстаивать свою позицию не враждебным для оппонентов образом; - задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром; - адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности; - работать в группе — устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми. Познавательные: - реализовывать проектно-исследовательскую деятельность; -проводить наблюдение и практикум под руководством учителя; - осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета; - объяснять явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования. Учебный план № Теоретические Практические занятия занятия Всего Формы промежуточной аттестации Раздел 1. Основы музейных знаний (4 часа) Цели и задачи курса. Вводный инструктаж 1 1 Тест 2 Основы музееведения 1 1 Контрольные вопросы 3 Великие музеи России и мира 1 1 Викторина 4 Современные музеи (виртуальные выставки) 1 1 Экскурсии 1 Раздел 2. Источники и материалы для музейной работы (6 часов) 5 Работа с историческими источниками. 1 1 2 6 Наследие в школьном музее. 1 1 2 7 История Кемского района - частица истории Республики Карелия 1 1 8 О творчестве наших земляков: поэтов, писателей, художников, композиторов. 1 1 Викторина Литературная гостиная 9 Раздел 3. Структура и организация музея (20 часов) Функции 1 1 2 школьного музея 10 Организация школьного музея. 1 1 2 11 Моя семья и родной край. 1 1 2 12 Наша школа в истории города 1 1 2 13 Комплектование фондов школьного музея 1 1 2 14 Фонды школьного музея 1 1 2 15 Учёт и описание музейных предметов 1 1 2 Тест 16 Экспозиция школьного музея 2 2 17 Тексты в музейной экспозиции 1 1 2 18 Военная и трудовая слава земляков 1 1 2 Проект 2 Экскурсия Раздел 4. Школа юного экскурсовода (4 часа) 19 Экскурсионная 1 1 работа в школьном музее 20 Мастер-класс от гидов «Поморье» 1 1 21 Экскурсия по городу 1 1 Экскурсия Краткое содержание программы Тема 1. Основы музееведения (4 часа) О чем будет рассказывать школьный музей. Его основные разделы. Теоретические занятия. Инструктажи. Цели, задачи, участники музейного движения, проекта «Школьный музей» РДШ. Принцип работы школьного музея: связь с современностью, учебноисследовательская и поисковая работа, связь с общественностью. Великие музеи России и мира. Современные музеи (виртуальные экспозиции). Раздел 2. Источники и материалы для музейной работы (6 часов) Работа в школьной и районной библиотеке, музеях предприятий района. Встречи с участниками исторических событий, работниками музеев, известными людьми района и города. Работа с историческими источниками. Основные источники по истории: книги и брошюры по изучаемой теме, воспоминания участников исторических событий, вещественные памятники. Наследие в школьном музее. Понятие об историко-культурном и природном наследии. Формы бытования наследия. Законодательство об охране объектов наследия. Краеведение как комплексный метод выявления и изучения наследия. Музеефикация объектов наследия как способ их охраны и использования. Атрибуция экспонатов. История местности. Первые упоминания местности в официальных источниках. Основные вехи истории района в контексте истории города, государства. Уникальные особенности природы, истории и культуры родного края. О творчестве наших земляков: поэтов, писателей, художников, композиторов Литературная гостиная. Презентации, проекты о знаменитых людях района, города, области. Раздел 3. Структура и организация музея (20 часов) Функции школьного музея. Полифункциональность школьного музея: детский клуб; общественная организация, объединяющая детей и взрослых разных поколений; творческая лаборатория педагогов и учащихся; способ документирования истории природы и общества родного края; форма сохранения и представления материальных и духовных объектов наследия; школа профессиональной ориентации детей. Организация школьного музея. Школьный музей как общественное учебно-исследовательское объединение учащихся. Профиль и название музея. Формы организации, ролевые функции, права и обязанности актива школьного музея. Учредительные документы школьного музея. Выборы исполнительных органов школьного музея: Совета школьного музея, руководителя школьного музея, формирование рабочих групп, выборы их руководителей. Обсуждение функций Совета содействия (попечителей) школьного музея и утверждение его состава. Моя семья и родной край. Что такое семья, род? Семейные предания, традиции и реликвии. Семейный архив. Памятные события в истории семьи. Биографии членов семьи, рода. Составление родословных таблиц. Описание семейного архива и семейных реликвий. Запись воспоминаний и рассказов членов семьи о событиях, связанных с историей архивов и реликвий. Обсуждение собранных материалов. Составление презентации, видеороликов Наша школа в истории края История школы. Школьные традиции и достопримечательности. Учителя и выпускники школы, их след в истории края. Публикации о школе, её учителях и выпускниках. Летопись школы. Школьный музей и архив. Выявление педагогов и выпускников школы разных лет. Запись воспоминаний и рассказов педагогов и выпускников, выявление у них материалов по истории школы. Переписка с педагогами и выпускниками, живущими за пределами родного края. Ведение исторической хроники и летописи школы. Комплектование фондов школьного музея. Организация поисково-собирательской работы. Выбор темы музейнокраеведческого исследования. Планирование работы. Изучение события, явления. Выявление и сбор предметов музейного значения. Сбор дополнительной информации об исторических событиях, природных явлений и предметах музейного значения. Обеспечение научной и физической сохранности находок. Составление планов поисково-собирательной деятельности. Распределение обязанностей между участниками поисково-собирательной работы. Структура и состав собрания школьного музея: основной и научновспомогательные фонды, музейные коллекции. Основные принципы формирования фондов и коллекций. Организация учёта фондов школьного музея. Обеспечение сохранности музейных предметов: температурно-влажностный и световой режимы хранения. Реставрация музейных предметов и их передача в фонды государственных и муниципальных музеев и архивов. Что нельзя хранить в школьном музее. Игра-практикум по разработке структуры музейного собрания, формированию основного и научно-вспомогательного фондов, тематических, систематических и персональных коллекций. Учет и описание музейных предметов Задачи учета и научного описания музейных предметов. Система учета музейных фондов: главная инвентарная книга, инвентарные книги и коллекционные описи, паспорта музейных предметов и вспомогательные картотеки. Ролевая игра-практикум по разработке системы документов учёта и описания музейных предметов, составлению паспортов музейных предметов. Экспозиция школьного музея Концепция экспозиции школьного музея. Виды экспозиций: тематическая, систематическая, монографическая, ансамблевая экспозиция. Основные приёмы экспонирования музейных предметов. Обеспечение сохранности музейных предметов в экспозиционном использовании. Музейные выставки: стационарные, передвижные, фондовые. Тексты в музейной экспозиции Назначение текстов в экспозиции. Виды озаглавливающих и сопроводительных текстов. Правила составления этикеток к экспонатам. Приёмы размещения текстов в экспозиции. Игра-практикум по составлению этикетажа к экспонатам. Приёмы размещения текстов в экспозиции. Военная и трудовая слава земляков. Военные традиции земляков. Жители родного края – участники ВОВ и других военных действий. Выпускники школы в рядах Вооруженных Сил России. Военные реликвии семьи. Служба в армии – почетная обязанность гражданина России. Выявление ветеранов Великой Отечественной войны, кадровых военных или прошедших действительную военную службу. Сбор информации у родственников и знакомых. Книга Памяти. 4. Школа юного экскурсовода (4 часа) Экскурсионная работа в школьном музее. Экскурсия как форма популяризации историко-культурного и природного наследия музейными средствами. Виды экскурсий: обзорная, тематическая, учебная. Приёмы подготовки экскурсии с использованием опубликованных источников, научной и популярной литературы, материалов музейного собрания. Мастерство экскурсовода: речь, внешний вид, свободное владение материалом, этика. Портфель экскурсовода. Технологическая карта экскурсии. Сторителлинг и мастерство экскурсовода. Городской музей «Поморье» Мастер-класс от гидов «Поморья» Школьные музеи города Игра-практикум по разработке текстов экскурсий по выбранной теме. Проведение экскурсий. Создание презентаций и виртуальных экскурсий, онлайн-квизов и квестов на основе собранного материала. Организационно-педагогические условия реализации Программы При реализации Программы используются методические пособия, дидактические материалы, фото- и видеоматериалы, журналы и книги, материалы на электронных носителях. При проведении занятий используются: • словесные методы обучения: лекции, объяснения, беседы, консультации; • наглядные методы обучения: наглядные пособия, плакаты, видео. Усвоение материала контролируется при помощи опросов, выполнения практических заданий. Заключительное занятие кружка проводится в форме защиты проекта. Материально-технические условия реализации Программы Продуктивность работы во многом зависит от качества материально технического оснащения процесса. Программа реализуется в аудитории образовательной организации с применением технических средств обучения: • компьютеры; • проектор; • интерактивная доска; • экран. Кабинет оснащен необходимыми инструментами и материалами для реализации программы кружка Список литературы: 1. Голышева Л.Б. Музейная педагогика/Преподавание истории в школе №2, 2016 г. 2. Емельянов Б.В. Экскурсоведение /.Емельянов Б.В. - М.,2017. 3. Музей и школа: пособие для учителя / под ред. Кудриной Т.А..-М.,2015. 4. Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование/(Горский В.А, Тимофеев А.А.); под ред. Горского В.А.М.:Просвещение,2015г. 5. Столяров Б.А.Основы экскурсионного дела/Столяров Б.А., Соколова Н.Д.СПб.,2017. 6. Садкович Н.П., Практические рекомендации по созданию текста истории школы/Преподавание истории в школе «2, 2015 г. 7. Смирнов В.Г., Художественное краеведение в школе, М., 2016г.