ДООП естественнонаучной направленности Занимательная логика

1

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая

программа

общеобразовательной

«Занимательная

общеразвивающей

логика»

программы

дополнительной

естественнонаучной

направленности (Программа) по развитию математических представлений у
детей разработана на основе авторской программы К.В.Шевелева и
направлена на развитие мышления и творческих способностей детей.
Реализация Программы способствует созданию формирования интереса к
занятиям математики.
Актуальность Программы
Практический опыт психологического обследования детей показывает,
что далеко не все дети всесторонне подготовлены к успешному овладению
учебной деятельностью. Школьная зрелость проявляется в низком уровне
развития памяти, внимания, мышления, мелкой моторике, в недостаточном
развитии психической саморегуляции. Детям требуются развивающие занятия,
смысл

которых

продвинуть

вперед

психическое

развитие

ребенка,

совершенствовать его восприятие, внимание, память, мышление, речь,
двигательную сферу, произвольное поведение, т.е. те психические функции и
личные качества, которые лежат в основе успешного освоения ребенка в
будущем учебной деятельности. Программа «Математические ступеньки»
создает

необходимую

связь

между

практическими

и

умственными

действиями, и предлагает систему занятий для всестороннего комплексного
психологического развития ребенка.
Отличительные особенности Программы заключается в том, что она
предполагает

использование

современных

педагогических

технологий,

позволяющих активизировать деятельностные и мыслительные процессы
ребёнка, включить его в изменившуюся социальную среду.
Категория обучающихся
Содержание данной программы адресовано обучающимся 6,6 -8 лет.
Режим занятий

2

Образовательная деятельность, организованная в рамках Программы
осуществляется 1 раз в неделю. Продолжительность занятий 30 минут.
Формы организации образовательного процесса:
- фронтальная;
- индивидуальная;
- групповая.
Срок освоения

Программы

- 1

год. Общее

количество

часов,

запланированных на весь период обучения, необходимых для освоения
программы составляет 34 часа.
Цель Программы - всестороннее развитие ребенка, формирование у него
способностей

к

саморазвитию

и

самоизменению,

картины

мира

и

нравственных качеств, создающих условия для успешного вхождения в
культуру

и

созидательную

жизнь

общества,

самоопределения

и

самореализации личности. Эта цель реализуется в соответствии с этапами
познания

и

возрастными

особенностями

развития

детей

в

системе

непрерывного образования.
Основные задачи Программы:
1.Формирование мотивации учения, ориентированной на удовлетворение
познавательных интересов, радость творчества.
2. Увеличение объёма внимания и памяти.
3. Формирование мыслительных операций (анализа и синтеза, сравнения,
обобщения, классификации, аналогии).
4. Развитие образного и вариативного мышления, фантазии, воображения,
творческих способностей.
5. Развитие речи, умения аргументировать свои высказывания, строить
простейшие умозаключения.
6.

Выработка

умения

целенаправленно

владеть

волевыми

усилиями,

устанавливать правильные отношения со сверстниками и взрослыми, видеть
себя глазами окружающих.

3

7. Формировать умение планировать свои действия, осуществлять решение в
соответствии с заданными правилами и алгоритмами, проверять результат
своих действий.
Эти задачи решаются в процессе ознакомления детей с количеством и
счётом, измерением и сравнением величин, пространственными и временными
ориентировками.
Планируемые результаты
Личностными результатами изучения Программы в школе является
формирование следующих умений:


Определять и высказывать под руководством педагога самые простые
общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве
(этические нормы).



В предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества,
опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор,
при поддержке других участников группы и педагога, как поступить.

Метапредметными

результатами

изучения

Программы

являются

формирование следующих универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:


Определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью
учителя.



Проговаривать последовательность действий на уроке.



Учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с
иллюстрацией учебника.



Учиться работать по предложенному учителем плану.

Средством формирования этих действий служит технология проблемного
диалога на этапе изучения нового материала.


Учиться отличать верно выполненное задание от неверного.



Учиться

совместно

с

учителем и другими

учениками

эмоциональную оценку деятельности класса на уроке.
Познавательные УУД:

4

давать



Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже
известного с помощью учителя.



Делать

предварительный

отбор

источников

информации:

ориентироваться в учебнике-тетради.


Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя
учебник-тетрадь, свой жизненный опыт и информацию, полученную на
уроке.



Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате
совместной работы всего класса.



Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать
такие

математические

объекты,

как

числа,

равенства,

плоские

геометрические фигуры.


Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять
математические

рассказы

математических

моделей

и

задачи

(предметных,

на

основе

рисунков,

простейших
схематических

рисунков, схем); находить и формулировать решение задачи с помощью
простейших моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков).
Коммуникативные УУД:


Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и
письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого
текста).



Слушать и понимать речь других.



Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и
следовать им.
Планируемые результаты
Ожидаемые результаты

К концу обучения по программе «Математические ступеньки» предполагается
продвижение детей в развитии мышления, речи, психических функций,
формирование у них познавательных интересов, коммуникативных умений и
творческих способностей. При этом у детей формируются следующие
основные умения:
5

Планируемый минимум образования


Умение выделять и выражать в речи признаки сходства и различия
отдельных предметов и совокупностей.



Умение объединять группы предметов, выделять часть, устанавливать
взаимосвязь между частью и целым.



Умение находить части целого и целое по известным частям.



Умение сравнивать группы предметов по количеству с помощью
составления пар, уравнивать их двумя способами.



Умение считать в пределах 10 в прямом и обратном порядке, правильно
пользоваться порядковыми и количественными числительными.



Умение сравнивать, опираясь на наглядность, рядом стоящие числа в
пределах 10.



Умение называть для каждого числа в пределах 10 предыдущее и
последующее числа.



Умение определять состав чисел первого десятка на основе предметных
действий.



Умение соотносить цифру с количеством предметов.



Умение измерять длину предметов непосредственно и с помощью
мерки, располагать предметы в порядке увеличения и в порядке их
уменьшения длины, ширины, высоты.



Умение узнавать и называть квадрат, круг, треугольник.



Умение в простейших случаях разбивать фигуры на несколько частей и
составлять целые фигуры из частей.



Умение выражать словами местонахождение предмета, ориентироваться
на листе клетчатой бумаги (вверху, внизу, справа, слева, посередине).



Умение называть части суток, последовательность дней в неделе,
последовательность месяцев в году.

Желаемый результат


Умение продолжить заданную закономерность с 1-2 изменяющимися
признаками, найти нарушение закономерности. Умение самостоятельно
составлять ряд, содержащий некоторую закономерность.
6



Умение сравнивать числа в пределах 10 с помощью наглядного
материала и устанавливать, на сколько одно число больше или меньше
другого. Умение использовать для записи сравнения знаки >,< ,=.



Умение выполнять сложение и вычитание чисел в пределах 10 на основе
предметных действий.



Умение записывать сложение и вычитание с помощью знаков + , --, =.



Умение

использовать

числовой

отрезок

для

присчитывания

и

отсчитывания одной или нескольких единиц.


Умение практически измерять длину и объём различными мерками
(шаг, локоть, стакан и т.п.). Представление об общепринятых единицах
измерения этих величин: сантиметр, литр, килограмм.



Умение наряду с квадратом, кругом и треугольником узнавать и
называть прямоугольник, многоугольник, шар, куб, параллелепипед
(коробку), цилиндр, конус, пирамиду, находить в окружающей
обстановке предметы, сходные по форме.



Умение по заданному образцу конструировать более сложные фигуры из
простых.
Учебный план

№

Тема занятия

теория практ. Всего
(кол-

(кол-

во

во

часов

Форма
промежуточной
аттестации

часов) часов)
1

Числа от 0 до 10.

1

1

2

1

1

2

Ориентировка на листе
в клеточку. Логические
задачи (классификация
предметов по
признакам).
2

Прямой и обратный

7

Тестирование

счет в пределах 10.
Сравнение предметов
по форме. Логические
задачи (продолжение
логического ряда).
3

Порядковый счет в

1

1

2

0,5

0,5

1

0,5

0,5

1

пределах 10. Понятия:
слева, справа, вверху,
внизу. Ориентировка в
тетради в клеточку (0,7
см). Конструирование
из палочек.
4

Счет в пределах 10.
Нахождение и
сравнение чисел –
соседей
(предшествующее,
последующее число).
Логические задачи
(антонимические
игры). Графические
работы (штрихование и
раскрашивание).

5

Счет в пределах 10.
Сравнение предметов
по цвету.
Ориентировка в
кабинете по словесной
инструкции.
Графические работы
(рисование по памяти).

8

Конструирование из
палочек.
6

Счет в пределах 10.

0,5

0,5

1

0,5

0,5

1

0,5

0,5

1

Отношения «больше»,
«меньше», «равно».
Знакомство со знаками
«>», «<», «=».
Логические задачи
(нахождение в группе
предметов «лишнего»
предмета).
Графические работы
(рисование по памяти).
Конструирование из
палочек.
7

Счет в пределах 10.
Сравнение групп
предметов (больше,
меньше, одинаковое
количество).
Направления
движения: слева
направо, справа
налево, сверху вниз,
снизу вверх, вперед,
назад. Графический
диктант по клеточкам.
Конструирование из
палочек.

8

Счет в пределах 10.
Сравнение предметов

9

Тестирование

по длине, высоте,
ширине и толщине.
Ориентировка в
кабинете по словесной
инструкции.
Графические работы
(дорисовывание
недостающих частей
предметов).
Конструирование из
палочек.
9

Число и цифра 1.

0,5

0,5

1

0,5

0,5

1

Подбор и группировка
предметов по 1 – 2
признакам. Логические
задачи (головоломки).
Графические работы
(штриховка и
раскрашивание
узоров).
10 Число и цифра 2.
Понятие «пара».
Ориентировка в
пространстве.
Направления
движение: слева,
справа, вверху, внизу.
Логические задачи
(нахождение
логических связей).
Графические работы
10

(дорисовывание
недостающей части
предметов).
11

Число и цифра 3.

0,5

0,5

1

0,5

0,5

1

0,5

0,5

1

Число сказок. Состав
числа. Логические
задачи (продолжение
логического ряда).
Графические работы
(графический диктант
по клеточкам).
12 Число 3. Знакомство с
треугольником.
Формирование
представлений: далеко,
близко, дальше,
ближе, высоко, низко,
рядом. Графические
работы (штрихование и
раскрашивание).
Конструирование из
палочек.
13

Число и цифра 4.
Состав числа. Времена
года, стороны света,
части суток.
Нахождение в группе
предметов «лишнего».
Логические задачи
(задачи на развитие
внимания, памяти).

11

Тестирование

Графические работы.
14

Число 4.

0,5

0,5

1

0,5

0,5

1

0,5

0,5

1

Четырехугольник.
Ориентировка в
пространстве,
использование
предлогов: в, на, над,
под, за, перед, между,
от, к. Графические
работы (рисование по
памяти).
Конструирование из
палочек.
15

Число и цифра 5.
Состав числа. Звезды
морские и
геометрические.
Сравнение предметов
по ширине и толщине.
Логические задачи
(продолжение
логического ряда).
Графические работы
(дорисовывание
недостающих частей
предмета).

16

Число 5.
Пятиугольник.
Ориентировка в
пространстве, понятия:
в том же направлении,

12

в противоположном
направлении.
Графические работы
(графический диктант).
Конструирование из
палочек.
17 Число и цифра 6.

0,5

0,5

1

0,5

0,5

1

Состав числа. Подбор
и группировка
предметов по 1 – 2
признакам. Логические
задачи (игры,
развивающие
логическое
мышление).
Графические работы
(штриховка и
раскрашивание
узоров).
18 Число 6.
Шестиугольник.
Прием попарного
сравнения.
Формирование
понятий: вчера,
сегодня, завтра,
послезавтра, позавчера.
Конструирование из
палочек. Графические
работы (рисование
узоров на слух по
13

клеточкам).
19 Число и цифра 7.

0,5

0,5

1

0,5

0,5

1

0,5

0,5

1

Состав числа. Радуга и
ноты. Ориентирование
во времени: название
дней недели.
Логические задачи
(нахождение отличий у
двух одинаковых
картинок).
Графические работы
(штриховка и
раскрашивание).
20 Число 7.
Семиугольник.
Сравнение предметов
по 1 – 2 признакам.
Логические задачи
(задания на развитие
внимания, памяти).
Конструирование из
палочек. Графические
работы (рисование по
памяти).
21 Число и цифра 8.
Состав числа.
Рождество,
восьмиконечная звезда.
Ориентировка во
времени: названия
месяцев (первый –
14

Викторина

январь, второй –
февраль…).
Логические задачи
(нахождение
«лишнего» предмета).
Графические работы
(графический диктант
по клеточкам).
22 Число 8

0,5

0,5

1

0,5

0,5

1

0,5

0,5

1

.Восьмиугольник.
Формирование
представлений: утро,
день, вечер, ночь.
Подбор и группировка
предметов по 1 – 2
признакам.
Конструирование из
палочек. Графические
работы (срисовывание
предметов по точкам).
23 Число и цифра 9.
Состав числа.
Логические задачи
(нахождение
«лишнего» предмета).
Графические работы
(графический диктант
по клеточкам).
24 Число и цифра 10.
Состав числа.
Знакомство со знаками
15

Викторина

«+», «-», «=».
Выделение из группы
предметов «лишнего»
предмета.
Конструирование из
палочек. Графические
работы
(дорисовывание
недостающей части
предметов).
25 Решение логических

2

5

7

задач.

Математическая
олимпиада

Итого

15,5

18,5

34

часов

часов

часа

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
34 часа
1. Количество и счет.
На занятиях по этой теме дети знакомятся с числами от 0 до 20, учатся
писать цифры в клетке (0,7 см) – (печатные цифры). Считают в пределах 20,
используя порядковые числительные (первый, второй). Учатся сопоставлять
число, цифру и количество предметов от 1 до 20. Считают двойками до 20 и
тройками до 21. Сравнивают числа – соседи. Знакомятся с понятиями: больше,
меньше, одинаковое количество. Преобразуют неравенство в равенство и
наоборот. Дети узнают основные математические знаки +, -, =, <, >, учатся их
писать и применять при решении примеров и задач. Правильно читать
записанные примеры, равенства, неравенства. Придумывают задачи по
рисункам, решают их с опорой на наглядный материал. Учатся составлять
число из двух меньших (состав числа) в пределах первого десятка. Решают
задания творческого характера.
16

2. Величина.
Дети учатся сопоставлять предметы по различным признакам. Активно
используют в своей речи слова: большой, маленький, больше, меньше,
одинакового размера; длиннее, короче, одинаковые по длине; выше, ниже,
одинаковые по высоте; уже, шире, одинаковые по ширине; толще, тоньше,
одинаковые по толщине; легче, тяжелее, одинаковые по весу; одинаковые и
разные по форме; одинаковые и разные по цвету.
Учатся сравнивать предметы, используя методы наложения, прием
попарного сравнения, и выделять предмет из группы предметов по 2 – 3
признакам.
Находят в группе предметов «лишний» предмет.
Кроме того, у детей развивается глазомер (сравнение предметов на глаз).
3. Ориентировка в пространстве.
Дети определяют положение предметов в пространстве (слева, справа,
вверху, внизу); направление движения: слева направо, справа налево, сверху
вниз, снизу вверх, вперед, назад, в том же направлении, в противоположном
направлении; усваивают понятия: далеко, близко, дальше, ближе, высоко,
низко, рядом. Учатся определять свое положение среди окружающих
предметов, усваивают понятия: внутри, вне, используя предлоги: в, на, над,
под, за, перед, между, от, к, через.
Дети учатся ориентироваться на листе бумаги, в строчке и в столбике
клеток.
4. Ориентировка во времени.
Дети знакомятся с понятиями: год, месяц, день недели, время года,
время суток. Знакомятся с весенними, летними, осенними, зимними месяцами.
Учатся определять, какой день недели был вчера, позавчера, какой
сегодня, какой будет завтра и послезавтра.

17

Используют в речи понятия: долго, дольше, скоро, скорее, потом,
быстро, медленно, давно.
5. Геометрические фигуры.
Дети знакомятся с такими геометрическими фигурами, как
треугольник, квадрат, прямоугольник, круг, овал, многоугольник. Показывают
и называют стороны, углы, вершины фигур. Сравнивают фигуры, чертят
геометрические фигуры в тетради.
Дети классифицируют фигуры по 1 – 3 признакам (форма, размер,
цвет).

6. Графические работы.
Дети учатся штриховать и раскрашивать. Они рисуют точки, узоры,
чертят прямые и наклонные палочки, кривые и ломаные линии в тетрадях в
клеточку (0,7 см).
Выполняют

графические

диктанты.

Срисовывают

различные

предметы по клеточкам и точкам и дорисовывают недостающие части
предметов.
7. Конструирование.
Дети, используя счетные палочки, складывают геометрические
фигуры, цифры, буквы, предметы, картинки.
8. Логические задачи.
Находят логические связи и закономерности. Выделяют в группе
предметов «лишний» предмет, не подходящий по 1 – 3 признакам.
Продолжают логический ряд предметов. Группируют предметы по 1 – 3
признакам.
На занятиях развивается воображение ребенка (дорисуй рисунок, найди
и исправь ошибку художника).
18

Дети собирают головоломки.
На занятиях используются загадки математического содержания, задачи
– шутки, ребусы.
Проводятся занимательные игры, математические конкурсы.
Все это способствует развитию у детей логического мышления,
находчивости,

смекалки.

19

Организационно-педагогические условия реализации Программы
Необходимыми условиями успешной реализации программы являются:
-

организация особой предметно-развивающей среды, для прямого действия

детей со специально-подобранными группами предметов и материалами в
процессе усвоения математического содержания;
-

психологическая комфортность детей;

-

учёт индивидуальных особенностей личности ребёнка.
Работа

по

данной

программе

строится

на

основе

системы

дидактических принципов:
-

принцип психологической комфортности;

-

принцип деятельности;

-

принцип минимакса;

-

принцип целостного представления о мире;

-

принцип вариативности;

-

принцип творчества;

-

принцип непрерывности.

Эти

принципы

не

только

обеспечивают

решение

задач

интеллектуального и личностного развития детей, формирование у них
познавательных интересов и творческого мышления, но и способствуют
сохранению и поддержке их здоровья.
Все занятия проводятся на основе разработанных конспектов в
занимательной игровой форме, что не утомляет ребёнка и способствует
лучшему запоминанию математических понятий. Сюжетность занятий и
специально подобранные задания способствуют развитию психических
процессов (внимания, памяти, мышления), мотивируют деятельность
ребёнка и направляют его мыслительную активность на поиск способов
решения поставленных задач.
В
содержания,

ходе

занятий

которые

используются

оказывают

загадки

неоценимую

математического

помощь

в

развитии

самостоятельного мышления, умения доказывать правильность суждений,

20

владения

умственными

операциями

(анализ,

синтез,

сравнение,

обобщение).
Много внимания уделяется самостоятельной работе детей и
активизации их

словарного запаса, т.е. не только запомнить и понять

предложенный материал, но и попытаться объяснить новое.
Занятия проводятся в определённой системе, учитывающей
возрастные особенности детей. Строятся на основе индивидуальнодифференцированного подхода к детям.

21

Литература
1.Герасимова А.С., Жукова О С., Кузнецова В.Г. Энциклопедия развития и
обучения дошкольников. – М.: Изд. Олма Медиа Групп, 2007.
2. Ильина М.Н. Подготовка к школе. Развивающие упражнения и тесты. –
«Дельта», С – П., 1999.
3. Колесникова Е.В. Я решаю логические задачи. Тетрадь для детей 5-7 лет. –
М.: ТЦ «Сфера», 2012.
4. Коноваленко С. Как подготовить ребёнка к школе. Психологические тесты,
игры и упражнения. – М., 2003.
5. Папка дошкольника «Лабиринты». – г. Киров «Весна дизайн».
6. Папка дошкольника «Счёт до 10». – г. Киров «Весна дизайн».

22

Приложение
Методическое обеспечение программы
Успешная

реализация

программы

демонстрационного, раздаточного

зависит

от

наглядного,

материала, использования различных

технологий, форм, приёмов и методов работы на развивающих занятиях.

-

технологии:

Различные виды

Личностно –

деятельности:

ориентирован

познавательная;

Словесный

- беседа;

ные

коммуникативная;

;

- описание;

технологии.

продуктивная;

- наглядный;

- указание и

трудовая;

- игровой.

объяснение;

Технология

Методы:

Приемы:
- рассказ;

-

двигательная.

- вопросы детям;

развивающего

- ответы детей,

обучения.

образец;
-показ реальных

Игровая

предметов, картин;

технология.

-действия с числовыми
карточками, цифрами;
- модели и схемы;
- дидактические игры и
упражнения;
- логические задачи;
- игры-эксперименты;
- развивающие и
подвижные игры и др.

23


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

ВНИМАНИЕ!

Срок действия лицензии на использования программного обеспечения окончен 27.03.2024.
Для получения информации с сайта свяжитесь с Администрацией образовательной организации по телефону 8(81458)2-09-01

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».