1 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Рабочая программа общеобразовательной «Занимательная общеразвивающей логика» программы дополнительной естественнонаучной направленности (Программа) по развитию математических представлений у детей разработана на основе авторской программы К.В.Шевелева и направлена на развитие мышления и творческих способностей детей. Реализация Программы способствует созданию формирования интереса к занятиям математики. Актуальность Программы Практический опыт психологического обследования детей показывает, что далеко не все дети всесторонне подготовлены к успешному овладению учебной деятельностью. Школьная зрелость проявляется в низком уровне развития памяти, внимания, мышления, мелкой моторике, в недостаточном развитии психической саморегуляции. Детям требуются развивающие занятия, смысл которых продвинуть вперед психическое развитие ребенка, совершенствовать его восприятие, внимание, память, мышление, речь, двигательную сферу, произвольное поведение, т.е. те психические функции и личные качества, которые лежат в основе успешного освоения ребенка в будущем учебной деятельности. Программа «Математические ступеньки» создает необходимую связь между практическими и умственными действиями, и предлагает систему занятий для всестороннего комплексного психологического развития ребенка. Отличительные особенности Программы заключается в том, что она предполагает использование современных педагогических технологий, позволяющих активизировать деятельностные и мыслительные процессы ребёнка, включить его в изменившуюся социальную среду. Категория обучающихся Содержание данной программы адресовано обучающимся 6,6 -8 лет. Режим занятий 2 Образовательная деятельность, организованная в рамках Программы осуществляется 1 раз в неделю. Продолжительность занятий 30 минут. Формы организации образовательного процесса: - фронтальная; - индивидуальная; - групповая. Срок освоения Программы - 1 год. Общее количество часов, запланированных на весь период обучения, необходимых для освоения программы составляет 34 часа. Цель Программы - всестороннее развитие ребенка, формирование у него способностей к саморазвитию и самоизменению, картины мира и нравственных качеств, создающих условия для успешного вхождения в культуру и созидательную жизнь общества, самоопределения и самореализации личности. Эта цель реализуется в соответствии с этапами познания и возрастными особенностями развития детей в системе непрерывного образования. Основные задачи Программы: 1.Формирование мотивации учения, ориентированной на удовлетворение познавательных интересов, радость творчества. 2. Увеличение объёма внимания и памяти. 3. Формирование мыслительных операций (анализа и синтеза, сравнения, обобщения, классификации, аналогии). 4. Развитие образного и вариативного мышления, фантазии, воображения, творческих способностей. 5. Развитие речи, умения аргументировать свои высказывания, строить простейшие умозаключения. 6. Выработка умения целенаправленно владеть волевыми усилиями, устанавливать правильные отношения со сверстниками и взрослыми, видеть себя глазами окружающих. 3 7. Формировать умение планировать свои действия, осуществлять решение в соответствии с заданными правилами и алгоритмами, проверять результат своих действий. Эти задачи решаются в процессе ознакомления детей с количеством и счётом, измерением и сравнением величин, пространственными и временными ориентировками. Планируемые результаты Личностными результатами изучения Программы в школе является формирование следующих умений: Определять и высказывать под руководством педагога самые простые общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы). В предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, при поддержке других участников группы и педагога, как поступить. Метапредметными результатами изучения Программы являются формирование следующих универсальных учебных действий (УУД). Регулятивные УУД: Определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя. Проговаривать последовательность действий на уроке. Учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией учебника. Учиться работать по предложенному учителем плану. Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога на этапе изучения нового материала. Учиться отличать верно выполненное задание от неверного. Учиться совместно с учителем и другими учениками эмоциональную оценку деятельности класса на уроке. Познавательные УУД: 4 давать Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя. Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебнике-тетради. Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник-тетрадь, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке. Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса. Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать такие математические объекты, как числа, равенства, плоские геометрические фигуры. Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять математические рассказы математических моделей и задачи (предметных, на основе рисунков, простейших схематических рисунков, схем); находить и формулировать решение задачи с помощью простейших моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков). Коммуникативные УУД: Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста). Слушать и понимать речь других. Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им. Планируемые результаты Ожидаемые результаты К концу обучения по программе «Математические ступеньки» предполагается продвижение детей в развитии мышления, речи, психических функций, формирование у них познавательных интересов, коммуникативных умений и творческих способностей. При этом у детей формируются следующие основные умения: 5 Планируемый минимум образования Умение выделять и выражать в речи признаки сходства и различия отдельных предметов и совокупностей. Умение объединять группы предметов, выделять часть, устанавливать взаимосвязь между частью и целым. Умение находить части целого и целое по известным частям. Умение сравнивать группы предметов по количеству с помощью составления пар, уравнивать их двумя способами. Умение считать в пределах 10 в прямом и обратном порядке, правильно пользоваться порядковыми и количественными числительными. Умение сравнивать, опираясь на наглядность, рядом стоящие числа в пределах 10. Умение называть для каждого числа в пределах 10 предыдущее и последующее числа. Умение определять состав чисел первого десятка на основе предметных действий. Умение соотносить цифру с количеством предметов. Умение измерять длину предметов непосредственно и с помощью мерки, располагать предметы в порядке увеличения и в порядке их уменьшения длины, ширины, высоты. Умение узнавать и называть квадрат, круг, треугольник. Умение в простейших случаях разбивать фигуры на несколько частей и составлять целые фигуры из частей. Умение выражать словами местонахождение предмета, ориентироваться на листе клетчатой бумаги (вверху, внизу, справа, слева, посередине). Умение называть части суток, последовательность дней в неделе, последовательность месяцев в году. Желаемый результат Умение продолжить заданную закономерность с 1-2 изменяющимися признаками, найти нарушение закономерности. Умение самостоятельно составлять ряд, содержащий некоторую закономерность. 6 Умение сравнивать числа в пределах 10 с помощью наглядного материала и устанавливать, на сколько одно число больше или меньше другого. Умение использовать для записи сравнения знаки >,< ,=. Умение выполнять сложение и вычитание чисел в пределах 10 на основе предметных действий. Умение записывать сложение и вычитание с помощью знаков + , --, =. Умение использовать числовой отрезок для присчитывания и отсчитывания одной или нескольких единиц. Умение практически измерять длину и объём различными мерками (шаг, локоть, стакан и т.п.). Представление об общепринятых единицах измерения этих величин: сантиметр, литр, килограмм. Умение наряду с квадратом, кругом и треугольником узнавать и называть прямоугольник, многоугольник, шар, куб, параллелепипед (коробку), цилиндр, конус, пирамиду, находить в окружающей обстановке предметы, сходные по форме. Умение по заданному образцу конструировать более сложные фигуры из простых. Учебный план № Тема занятия теория практ. Всего (кол- (кол- во во часов Форма промежуточной аттестации часов) часов) 1 Числа от 0 до 10. 1 1 2 1 1 2 Ориентировка на листе в клеточку. Логические задачи (классификация предметов по признакам). 2 Прямой и обратный 7 Тестирование счет в пределах 10. Сравнение предметов по форме. Логические задачи (продолжение логического ряда). 3 Порядковый счет в 1 1 2 0,5 0,5 1 0,5 0,5 1 пределах 10. Понятия: слева, справа, вверху, внизу. Ориентировка в тетради в клеточку (0,7 см). Конструирование из палочек. 4 Счет в пределах 10. Нахождение и сравнение чисел – соседей (предшествующее, последующее число). Логические задачи (антонимические игры). Графические работы (штрихование и раскрашивание). 5 Счет в пределах 10. Сравнение предметов по цвету. Ориентировка в кабинете по словесной инструкции. Графические работы (рисование по памяти). 8 Конструирование из палочек. 6 Счет в пределах 10. 0,5 0,5 1 0,5 0,5 1 0,5 0,5 1 Отношения «больше», «меньше», «равно». Знакомство со знаками «>», «<», «=». Логические задачи (нахождение в группе предметов «лишнего» предмета). Графические работы (рисование по памяти). Конструирование из палочек. 7 Счет в пределах 10. Сравнение групп предметов (больше, меньше, одинаковое количество). Направления движения: слева направо, справа налево, сверху вниз, снизу вверх, вперед, назад. Графический диктант по клеточкам. Конструирование из палочек. 8 Счет в пределах 10. Сравнение предметов 9 Тестирование по длине, высоте, ширине и толщине. Ориентировка в кабинете по словесной инструкции. Графические работы (дорисовывание недостающих частей предметов). Конструирование из палочек. 9 Число и цифра 1. 0,5 0,5 1 0,5 0,5 1 Подбор и группировка предметов по 1 – 2 признакам. Логические задачи (головоломки). Графические работы (штриховка и раскрашивание узоров). 10 Число и цифра 2. Понятие «пара». Ориентировка в пространстве. Направления движение: слева, справа, вверху, внизу. Логические задачи (нахождение логических связей). Графические работы 10 (дорисовывание недостающей части предметов). 11 Число и цифра 3. 0,5 0,5 1 0,5 0,5 1 0,5 0,5 1 Число сказок. Состав числа. Логические задачи (продолжение логического ряда). Графические работы (графический диктант по клеточкам). 12 Число 3. Знакомство с треугольником. Формирование представлений: далеко, близко, дальше, ближе, высоко, низко, рядом. Графические работы (штрихование и раскрашивание). Конструирование из палочек. 13 Число и цифра 4. Состав числа. Времена года, стороны света, части суток. Нахождение в группе предметов «лишнего». Логические задачи (задачи на развитие внимания, памяти). 11 Тестирование Графические работы. 14 Число 4. 0,5 0,5 1 0,5 0,5 1 0,5 0,5 1 Четырехугольник. Ориентировка в пространстве, использование предлогов: в, на, над, под, за, перед, между, от, к. Графические работы (рисование по памяти). Конструирование из палочек. 15 Число и цифра 5. Состав числа. Звезды морские и геометрические. Сравнение предметов по ширине и толщине. Логические задачи (продолжение логического ряда). Графические работы (дорисовывание недостающих частей предмета). 16 Число 5. Пятиугольник. Ориентировка в пространстве, понятия: в том же направлении, 12 в противоположном направлении. Графические работы (графический диктант). Конструирование из палочек. 17 Число и цифра 6. 0,5 0,5 1 0,5 0,5 1 Состав числа. Подбор и группировка предметов по 1 – 2 признакам. Логические задачи (игры, развивающие логическое мышление). Графические работы (штриховка и раскрашивание узоров). 18 Число 6. Шестиугольник. Прием попарного сравнения. Формирование понятий: вчера, сегодня, завтра, послезавтра, позавчера. Конструирование из палочек. Графические работы (рисование узоров на слух по 13 клеточкам). 19 Число и цифра 7. 0,5 0,5 1 0,5 0,5 1 0,5 0,5 1 Состав числа. Радуга и ноты. Ориентирование во времени: название дней недели. Логические задачи (нахождение отличий у двух одинаковых картинок). Графические работы (штриховка и раскрашивание). 20 Число 7. Семиугольник. Сравнение предметов по 1 – 2 признакам. Логические задачи (задания на развитие внимания, памяти). Конструирование из палочек. Графические работы (рисование по памяти). 21 Число и цифра 8. Состав числа. Рождество, восьмиконечная звезда. Ориентировка во времени: названия месяцев (первый – 14 Викторина январь, второй – февраль…). Логические задачи (нахождение «лишнего» предмета). Графические работы (графический диктант по клеточкам). 22 Число 8 0,5 0,5 1 0,5 0,5 1 0,5 0,5 1 .Восьмиугольник. Формирование представлений: утро, день, вечер, ночь. Подбор и группировка предметов по 1 – 2 признакам. Конструирование из палочек. Графические работы (срисовывание предметов по точкам). 23 Число и цифра 9. Состав числа. Логические задачи (нахождение «лишнего» предмета). Графические работы (графический диктант по клеточкам). 24 Число и цифра 10. Состав числа. Знакомство со знаками 15 Викторина «+», «-», «=». Выделение из группы предметов «лишнего» предмета. Конструирование из палочек. Графические работы (дорисовывание недостающей части предметов). 25 Решение логических 2 5 7 задач. Математическая олимпиада Итого 15,5 18,5 34 часов часов часа СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ 34 часа 1. Количество и счет. На занятиях по этой теме дети знакомятся с числами от 0 до 20, учатся писать цифры в клетке (0,7 см) – (печатные цифры). Считают в пределах 20, используя порядковые числительные (первый, второй). Учатся сопоставлять число, цифру и количество предметов от 1 до 20. Считают двойками до 20 и тройками до 21. Сравнивают числа – соседи. Знакомятся с понятиями: больше, меньше, одинаковое количество. Преобразуют неравенство в равенство и наоборот. Дети узнают основные математические знаки +, -, =, <, >, учатся их писать и применять при решении примеров и задач. Правильно читать записанные примеры, равенства, неравенства. Придумывают задачи по рисункам, решают их с опорой на наглядный материал. Учатся составлять число из двух меньших (состав числа) в пределах первого десятка. Решают задания творческого характера. 16 2. Величина. Дети учатся сопоставлять предметы по различным признакам. Активно используют в своей речи слова: большой, маленький, больше, меньше, одинакового размера; длиннее, короче, одинаковые по длине; выше, ниже, одинаковые по высоте; уже, шире, одинаковые по ширине; толще, тоньше, одинаковые по толщине; легче, тяжелее, одинаковые по весу; одинаковые и разные по форме; одинаковые и разные по цвету. Учатся сравнивать предметы, используя методы наложения, прием попарного сравнения, и выделять предмет из группы предметов по 2 – 3 признакам. Находят в группе предметов «лишний» предмет. Кроме того, у детей развивается глазомер (сравнение предметов на глаз). 3. Ориентировка в пространстве. Дети определяют положение предметов в пространстве (слева, справа, вверху, внизу); направление движения: слева направо, справа налево, сверху вниз, снизу вверх, вперед, назад, в том же направлении, в противоположном направлении; усваивают понятия: далеко, близко, дальше, ближе, высоко, низко, рядом. Учатся определять свое положение среди окружающих предметов, усваивают понятия: внутри, вне, используя предлоги: в, на, над, под, за, перед, между, от, к, через. Дети учатся ориентироваться на листе бумаги, в строчке и в столбике клеток. 4. Ориентировка во времени. Дети знакомятся с понятиями: год, месяц, день недели, время года, время суток. Знакомятся с весенними, летними, осенними, зимними месяцами. Учатся определять, какой день недели был вчера, позавчера, какой сегодня, какой будет завтра и послезавтра. 17 Используют в речи понятия: долго, дольше, скоро, скорее, потом, быстро, медленно, давно. 5. Геометрические фигуры. Дети знакомятся с такими геометрическими фигурами, как треугольник, квадрат, прямоугольник, круг, овал, многоугольник. Показывают и называют стороны, углы, вершины фигур. Сравнивают фигуры, чертят геометрические фигуры в тетради. Дети классифицируют фигуры по 1 – 3 признакам (форма, размер, цвет). 6. Графические работы. Дети учатся штриховать и раскрашивать. Они рисуют точки, узоры, чертят прямые и наклонные палочки, кривые и ломаные линии в тетрадях в клеточку (0,7 см). Выполняют графические диктанты. Срисовывают различные предметы по клеточкам и точкам и дорисовывают недостающие части предметов. 7. Конструирование. Дети, используя счетные палочки, складывают геометрические фигуры, цифры, буквы, предметы, картинки. 8. Логические задачи. Находят логические связи и закономерности. Выделяют в группе предметов «лишний» предмет, не подходящий по 1 – 3 признакам. Продолжают логический ряд предметов. Группируют предметы по 1 – 3 признакам. На занятиях развивается воображение ребенка (дорисуй рисунок, найди и исправь ошибку художника). 18 Дети собирают головоломки. На занятиях используются загадки математического содержания, задачи – шутки, ребусы. Проводятся занимательные игры, математические конкурсы. Все это способствует развитию у детей логического мышления, находчивости, смекалки. 19 Организационно-педагогические условия реализации Программы Необходимыми условиями успешной реализации программы являются: - организация особой предметно-развивающей среды, для прямого действия детей со специально-подобранными группами предметов и материалами в процессе усвоения математического содержания; - психологическая комфортность детей; - учёт индивидуальных особенностей личности ребёнка. Работа по данной программе строится на основе системы дидактических принципов: - принцип психологической комфортности; - принцип деятельности; - принцип минимакса; - принцип целостного представления о мире; - принцип вариативности; - принцип творчества; - принцип непрерывности. Эти принципы не только обеспечивают решение задач интеллектуального и личностного развития детей, формирование у них познавательных интересов и творческого мышления, но и способствуют сохранению и поддержке их здоровья. Все занятия проводятся на основе разработанных конспектов в занимательной игровой форме, что не утомляет ребёнка и способствует лучшему запоминанию математических понятий. Сюжетность занятий и специально подобранные задания способствуют развитию психических процессов (внимания, памяти, мышления), мотивируют деятельность ребёнка и направляют его мыслительную активность на поиск способов решения поставленных задач. В содержания, ходе занятий которые используются оказывают загадки неоценимую математического помощь в развитии самостоятельного мышления, умения доказывать правильность суждений, 20 владения умственными операциями (анализ, синтез, сравнение, обобщение). Много внимания уделяется самостоятельной работе детей и активизации их словарного запаса, т.е. не только запомнить и понять предложенный материал, но и попытаться объяснить новое. Занятия проводятся в определённой системе, учитывающей возрастные особенности детей. Строятся на основе индивидуальнодифференцированного подхода к детям. 21 Литература 1.Герасимова А.С., Жукова О С., Кузнецова В.Г. Энциклопедия развития и обучения дошкольников. – М.: Изд. Олма Медиа Групп, 2007. 2. Ильина М.Н. Подготовка к школе. Развивающие упражнения и тесты. – «Дельта», С – П., 1999. 3. Колесникова Е.В. Я решаю логические задачи. Тетрадь для детей 5-7 лет. – М.: ТЦ «Сфера», 2012. 4. Коноваленко С. Как подготовить ребёнка к школе. Психологические тесты, игры и упражнения. – М., 2003. 5. Папка дошкольника «Лабиринты». – г. Киров «Весна дизайн». 6. Папка дошкольника «Счёт до 10». – г. Киров «Весна дизайн». 22 Приложение Методическое обеспечение программы Успешная реализация программы демонстрационного, раздаточного зависит от наглядного, материала, использования различных технологий, форм, приёмов и методов работы на развивающих занятиях. - технологии: Различные виды Личностно – деятельности: ориентирован познавательная; Словесный - беседа; ные коммуникативная; ; - описание; технологии. продуктивная; - наглядный; - указание и трудовая; - игровой. объяснение; Технология Методы: Приемы: - рассказ; - двигательная. - вопросы детям; развивающего - ответы детей, обучения. образец; -показ реальных Игровая предметов, картин; технология. -действия с числовыми карточками, цифрами; - модели и схемы; - дидактические игры и упражнения; - логические задачи; - игры-эксперименты; - развивающие и подвижные игры и др. 23