1
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая
программа
общеобразовательной
«Занимательная
общеразвивающей
логика»
программы
дополнительной
естественнонаучной
направленности (Программа) по развитию математических представлений у
детей разработана на основе авторской программы К.В.Шевелева и
направлена на развитие мышления и творческих способностей детей.
Реализация Программы способствует созданию формирования интереса к
занятиям математики.
Актуальность Программы
Практический опыт психологического обследования детей показывает,
что далеко не все дети всесторонне подготовлены к успешному овладению
учебной деятельностью. Школьная зрелость проявляется в низком уровне
развития памяти, внимания, мышления, мелкой моторике, в недостаточном
развитии психической саморегуляции. Детям требуются развивающие занятия,
смысл
которых
продвинуть
вперед
психическое
развитие
ребенка,
совершенствовать его восприятие, внимание, память, мышление, речь,
двигательную сферу, произвольное поведение, т.е. те психические функции и
личные качества, которые лежат в основе успешного освоения ребенка в
будущем учебной деятельности. Программа «Математические ступеньки»
создает
необходимую
связь
между
практическими
и
умственными
действиями, и предлагает систему занятий для всестороннего комплексного
психологического развития ребенка.
Отличительные особенности Программы заключается в том, что она
предполагает
использование
современных
педагогических
технологий,
позволяющих активизировать деятельностные и мыслительные процессы
ребёнка, включить его в изменившуюся социальную среду.
Категория обучающихся
Содержание данной программы адресовано обучающимся 6,6 -8 лет.
Режим занятий
2
Образовательная деятельность, организованная в рамках Программы
осуществляется 1 раз в неделю. Продолжительность занятий 30 минут.
Формы организации образовательного процесса:
- фронтальная;
- индивидуальная;
- групповая.
Срок освоения
Программы
- 1
год. Общее
количество
часов,
запланированных на весь период обучения, необходимых для освоения
программы составляет 34 часа.
Цель Программы - всестороннее развитие ребенка, формирование у него
способностей
к
саморазвитию
и
самоизменению,
картины
мира
и
нравственных качеств, создающих условия для успешного вхождения в
культуру
и
созидательную
жизнь
общества,
самоопределения
и
самореализации личности. Эта цель реализуется в соответствии с этапами
познания
и
возрастными
особенностями
развития
детей
в
системе
непрерывного образования.
Основные задачи Программы:
1.Формирование мотивации учения, ориентированной на удовлетворение
познавательных интересов, радость творчества.
2. Увеличение объёма внимания и памяти.
3. Формирование мыслительных операций (анализа и синтеза, сравнения,
обобщения, классификации, аналогии).
4. Развитие образного и вариативного мышления, фантазии, воображения,
творческих способностей.
5. Развитие речи, умения аргументировать свои высказывания, строить
простейшие умозаключения.
6.
Выработка
умения
целенаправленно
владеть
волевыми
усилиями,
устанавливать правильные отношения со сверстниками и взрослыми, видеть
себя глазами окружающих.
3
7. Формировать умение планировать свои действия, осуществлять решение в
соответствии с заданными правилами и алгоритмами, проверять результат
своих действий.
Эти задачи решаются в процессе ознакомления детей с количеством и
счётом, измерением и сравнением величин, пространственными и временными
ориентировками.
Планируемые результаты
Личностными результатами изучения Программы в школе является
формирование следующих умений:
Определять и высказывать под руководством педагога самые простые
общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве
(этические нормы).
В предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества,
опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор,
при поддержке других участников группы и педагога, как поступить.
Метапредметными
результатами
изучения
Программы
являются
формирование следующих универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
Определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью
учителя.
Проговаривать последовательность действий на уроке.
Учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с
иллюстрацией учебника.
Учиться работать по предложенному учителем плану.
Средством формирования этих действий служит технология проблемного
диалога на этапе изучения нового материала.
Учиться отличать верно выполненное задание от неверного.
Учиться
совместно
с
учителем и другими
учениками
эмоциональную оценку деятельности класса на уроке.
Познавательные УУД:
4
давать
Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже
известного с помощью учителя.
Делать
предварительный
отбор
источников
информации:
ориентироваться в учебнике-тетради.
Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя
учебник-тетрадь, свой жизненный опыт и информацию, полученную на
уроке.
Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате
совместной работы всего класса.
Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать
такие
математические
объекты,
как
числа,
равенства,
плоские
геометрические фигуры.
Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять
математические
рассказы
математических
моделей
и
задачи
(предметных,
на
основе
рисунков,
простейших
схематических
рисунков, схем); находить и формулировать решение задачи с помощью
простейших моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков).
Коммуникативные УУД:
Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и
письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого
текста).
Слушать и понимать речь других.
Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и
следовать им.
Планируемые результаты
Ожидаемые результаты
К концу обучения по программе «Математические ступеньки» предполагается
продвижение детей в развитии мышления, речи, психических функций,
формирование у них познавательных интересов, коммуникативных умений и
творческих способностей. При этом у детей формируются следующие
основные умения:
5
Планируемый минимум образования
Умение выделять и выражать в речи признаки сходства и различия
отдельных предметов и совокупностей.
Умение объединять группы предметов, выделять часть, устанавливать
взаимосвязь между частью и целым.
Умение находить части целого и целое по известным частям.
Умение сравнивать группы предметов по количеству с помощью
составления пар, уравнивать их двумя способами.
Умение считать в пределах 10 в прямом и обратном порядке, правильно
пользоваться порядковыми и количественными числительными.
Умение сравнивать, опираясь на наглядность, рядом стоящие числа в
пределах 10.
Умение называть для каждого числа в пределах 10 предыдущее и
последующее числа.
Умение определять состав чисел первого десятка на основе предметных
действий.
Умение соотносить цифру с количеством предметов.
Умение измерять длину предметов непосредственно и с помощью
мерки, располагать предметы в порядке увеличения и в порядке их
уменьшения длины, ширины, высоты.
Умение узнавать и называть квадрат, круг, треугольник.
Умение в простейших случаях разбивать фигуры на несколько частей и
составлять целые фигуры из частей.
Умение выражать словами местонахождение предмета, ориентироваться
на листе клетчатой бумаги (вверху, внизу, справа, слева, посередине).
Умение называть части суток, последовательность дней в неделе,
последовательность месяцев в году.
Желаемый результат
Умение продолжить заданную закономерность с 1-2 изменяющимися
признаками, найти нарушение закономерности. Умение самостоятельно
составлять ряд, содержащий некоторую закономерность.
6
Умение сравнивать числа в пределах 10 с помощью наглядного
материала и устанавливать, на сколько одно число больше или меньше
другого. Умение использовать для записи сравнения знаки >,< ,=.
Умение выполнять сложение и вычитание чисел в пределах 10 на основе
предметных действий.
Умение записывать сложение и вычитание с помощью знаков + , --, =.
Умение
использовать
числовой
отрезок
для
присчитывания
и
отсчитывания одной или нескольких единиц.
Умение практически измерять длину и объём различными мерками
(шаг, локоть, стакан и т.п.). Представление об общепринятых единицах
измерения этих величин: сантиметр, литр, килограмм.
Умение наряду с квадратом, кругом и треугольником узнавать и
называть прямоугольник, многоугольник, шар, куб, параллелепипед
(коробку), цилиндр, конус, пирамиду, находить в окружающей
обстановке предметы, сходные по форме.
Умение по заданному образцу конструировать более сложные фигуры из
простых.
Учебный план
№
Тема занятия
теория практ. Всего
(кол-
(кол-
во
во
часов
Форма
промежуточной
аттестации
часов) часов)
1
Числа от 0 до 10.
1
1
2
1
1
2
Ориентировка на листе
в клеточку. Логические
задачи (классификация
предметов по
признакам).
2
Прямой и обратный
7
Тестирование
счет в пределах 10.
Сравнение предметов
по форме. Логические
задачи (продолжение
логического ряда).
3
Порядковый счет в
1
1
2
0,5
0,5
1
0,5
0,5
1
пределах 10. Понятия:
слева, справа, вверху,
внизу. Ориентировка в
тетради в клеточку (0,7
см). Конструирование
из палочек.
4
Счет в пределах 10.
Нахождение и
сравнение чисел –
соседей
(предшествующее,
последующее число).
Логические задачи
(антонимические
игры). Графические
работы (штрихование и
раскрашивание).
5
Счет в пределах 10.
Сравнение предметов
по цвету.
Ориентировка в
кабинете по словесной
инструкции.
Графические работы
(рисование по памяти).
8
Конструирование из
палочек.
6
Счет в пределах 10.
0,5
0,5
1
0,5
0,5
1
0,5
0,5
1
Отношения «больше»,
«меньше», «равно».
Знакомство со знаками
«>», «<», «=».
Логические задачи
(нахождение в группе
предметов «лишнего»
предмета).
Графические работы
(рисование по памяти).
Конструирование из
палочек.
7
Счет в пределах 10.
Сравнение групп
предметов (больше,
меньше, одинаковое
количество).
Направления
движения: слева
направо, справа
налево, сверху вниз,
снизу вверх, вперед,
назад. Графический
диктант по клеточкам.
Конструирование из
палочек.
8
Счет в пределах 10.
Сравнение предметов
9
Тестирование
по длине, высоте,
ширине и толщине.
Ориентировка в
кабинете по словесной
инструкции.
Графические работы
(дорисовывание
недостающих частей
предметов).
Конструирование из
палочек.
9
Число и цифра 1.
0,5
0,5
1
0,5
0,5
1
Подбор и группировка
предметов по 1 – 2
признакам. Логические
задачи (головоломки).
Графические работы
(штриховка и
раскрашивание
узоров).
10 Число и цифра 2.
Понятие «пара».
Ориентировка в
пространстве.
Направления
движение: слева,
справа, вверху, внизу.
Логические задачи
(нахождение
логических связей).
Графические работы
10
(дорисовывание
недостающей части
предметов).
11
Число и цифра 3.
0,5
0,5
1
0,5
0,5
1
0,5
0,5
1
Число сказок. Состав
числа. Логические
задачи (продолжение
логического ряда).
Графические работы
(графический диктант
по клеточкам).
12 Число 3. Знакомство с
треугольником.
Формирование
представлений: далеко,
близко, дальше,
ближе, высоко, низко,
рядом. Графические
работы (штрихование и
раскрашивание).
Конструирование из
палочек.
13
Число и цифра 4.
Состав числа. Времена
года, стороны света,
части суток.
Нахождение в группе
предметов «лишнего».
Логические задачи
(задачи на развитие
внимания, памяти).
11
Тестирование
Графические работы.
14
Число 4.
0,5
0,5
1
0,5
0,5
1
0,5
0,5
1
Четырехугольник.
Ориентировка в
пространстве,
использование
предлогов: в, на, над,
под, за, перед, между,
от, к. Графические
работы (рисование по
памяти).
Конструирование из
палочек.
15
Число и цифра 5.
Состав числа. Звезды
морские и
геометрические.
Сравнение предметов
по ширине и толщине.
Логические задачи
(продолжение
логического ряда).
Графические работы
(дорисовывание
недостающих частей
предмета).
16
Число 5.
Пятиугольник.
Ориентировка в
пространстве, понятия:
в том же направлении,
12
в противоположном
направлении.
Графические работы
(графический диктант).
Конструирование из
палочек.
17 Число и цифра 6.
0,5
0,5
1
0,5
0,5
1
Состав числа. Подбор
и группировка
предметов по 1 – 2
признакам. Логические
задачи (игры,
развивающие
логическое
мышление).
Графические работы
(штриховка и
раскрашивание
узоров).
18 Число 6.
Шестиугольник.
Прием попарного
сравнения.
Формирование
понятий: вчера,
сегодня, завтра,
послезавтра, позавчера.
Конструирование из
палочек. Графические
работы (рисование
узоров на слух по
13
клеточкам).
19 Число и цифра 7.
0,5
0,5
1
0,5
0,5
1
0,5
0,5
1
Состав числа. Радуга и
ноты. Ориентирование
во времени: название
дней недели.
Логические задачи
(нахождение отличий у
двух одинаковых
картинок).
Графические работы
(штриховка и
раскрашивание).
20 Число 7.
Семиугольник.
Сравнение предметов
по 1 – 2 признакам.
Логические задачи
(задания на развитие
внимания, памяти).
Конструирование из
палочек. Графические
работы (рисование по
памяти).
21 Число и цифра 8.
Состав числа.
Рождество,
восьмиконечная звезда.
Ориентировка во
времени: названия
месяцев (первый –
14
Викторина
январь, второй –
февраль…).
Логические задачи
(нахождение
«лишнего» предмета).
Графические работы
(графический диктант
по клеточкам).
22 Число 8
0,5
0,5
1
0,5
0,5
1
0,5
0,5
1
.Восьмиугольник.
Формирование
представлений: утро,
день, вечер, ночь.
Подбор и группировка
предметов по 1 – 2
признакам.
Конструирование из
палочек. Графические
работы (срисовывание
предметов по точкам).
23 Число и цифра 9.
Состав числа.
Логические задачи
(нахождение
«лишнего» предмета).
Графические работы
(графический диктант
по клеточкам).
24 Число и цифра 10.
Состав числа.
Знакомство со знаками
15
Викторина
«+», «-», «=».
Выделение из группы
предметов «лишнего»
предмета.
Конструирование из
палочек. Графические
работы
(дорисовывание
недостающей части
предметов).
25 Решение логических
2
5
7
задач.
Математическая
олимпиада
Итого
15,5
18,5
34
часов
часов
часа
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
34 часа
1. Количество и счет.
На занятиях по этой теме дети знакомятся с числами от 0 до 20, учатся
писать цифры в клетке (0,7 см) – (печатные цифры). Считают в пределах 20,
используя порядковые числительные (первый, второй). Учатся сопоставлять
число, цифру и количество предметов от 1 до 20. Считают двойками до 20 и
тройками до 21. Сравнивают числа – соседи. Знакомятся с понятиями: больше,
меньше, одинаковое количество. Преобразуют неравенство в равенство и
наоборот. Дети узнают основные математические знаки +, -, =, <, >, учатся их
писать и применять при решении примеров и задач. Правильно читать
записанные примеры, равенства, неравенства. Придумывают задачи по
рисункам, решают их с опорой на наглядный материал. Учатся составлять
число из двух меньших (состав числа) в пределах первого десятка. Решают
задания творческого характера.
16
2. Величина.
Дети учатся сопоставлять предметы по различным признакам. Активно
используют в своей речи слова: большой, маленький, больше, меньше,
одинакового размера; длиннее, короче, одинаковые по длине; выше, ниже,
одинаковые по высоте; уже, шире, одинаковые по ширине; толще, тоньше,
одинаковые по толщине; легче, тяжелее, одинаковые по весу; одинаковые и
разные по форме; одинаковые и разные по цвету.
Учатся сравнивать предметы, используя методы наложения, прием
попарного сравнения, и выделять предмет из группы предметов по 2 – 3
признакам.
Находят в группе предметов «лишний» предмет.
Кроме того, у детей развивается глазомер (сравнение предметов на глаз).
3. Ориентировка в пространстве.
Дети определяют положение предметов в пространстве (слева, справа,
вверху, внизу); направление движения: слева направо, справа налево, сверху
вниз, снизу вверх, вперед, назад, в том же направлении, в противоположном
направлении; усваивают понятия: далеко, близко, дальше, ближе, высоко,
низко, рядом. Учатся определять свое положение среди окружающих
предметов, усваивают понятия: внутри, вне, используя предлоги: в, на, над,
под, за, перед, между, от, к, через.
Дети учатся ориентироваться на листе бумаги, в строчке и в столбике
клеток.
4. Ориентировка во времени.
Дети знакомятся с понятиями: год, месяц, день недели, время года,
время суток. Знакомятся с весенними, летними, осенними, зимними месяцами.
Учатся определять, какой день недели был вчера, позавчера, какой
сегодня, какой будет завтра и послезавтра.
17
Используют в речи понятия: долго, дольше, скоро, скорее, потом,
быстро, медленно, давно.
5. Геометрические фигуры.
Дети знакомятся с такими геометрическими фигурами, как
треугольник, квадрат, прямоугольник, круг, овал, многоугольник. Показывают
и называют стороны, углы, вершины фигур. Сравнивают фигуры, чертят
геометрические фигуры в тетради.
Дети классифицируют фигуры по 1 – 3 признакам (форма, размер,
цвет).
6. Графические работы.
Дети учатся штриховать и раскрашивать. Они рисуют точки, узоры,
чертят прямые и наклонные палочки, кривые и ломаные линии в тетрадях в
клеточку (0,7 см).
Выполняют
графические
диктанты.
Срисовывают
различные
предметы по клеточкам и точкам и дорисовывают недостающие части
предметов.
7. Конструирование.
Дети, используя счетные палочки, складывают геометрические
фигуры, цифры, буквы, предметы, картинки.
8. Логические задачи.
Находят логические связи и закономерности. Выделяют в группе
предметов «лишний» предмет, не подходящий по 1 – 3 признакам.
Продолжают логический ряд предметов. Группируют предметы по 1 – 3
признакам.
На занятиях развивается воображение ребенка (дорисуй рисунок, найди
и исправь ошибку художника).
18
Дети собирают головоломки.
На занятиях используются загадки математического содержания, задачи
– шутки, ребусы.
Проводятся занимательные игры, математические конкурсы.
Все это способствует развитию у детей логического мышления,
находчивости,
смекалки.
19
Организационно-педагогические условия реализации Программы
Необходимыми условиями успешной реализации программы являются:
-
организация особой предметно-развивающей среды, для прямого действия
детей со специально-подобранными группами предметов и материалами в
процессе усвоения математического содержания;
-
психологическая комфортность детей;
-
учёт индивидуальных особенностей личности ребёнка.
Работа
по
данной
программе
строится
на
основе
системы
дидактических принципов:
-
принцип психологической комфортности;
-
принцип деятельности;
-
принцип минимакса;
-
принцип целостного представления о мире;
-
принцип вариативности;
-
принцип творчества;
-
принцип непрерывности.
Эти
принципы
не
только
обеспечивают
решение
задач
интеллектуального и личностного развития детей, формирование у них
познавательных интересов и творческого мышления, но и способствуют
сохранению и поддержке их здоровья.
Все занятия проводятся на основе разработанных конспектов в
занимательной игровой форме, что не утомляет ребёнка и способствует
лучшему запоминанию математических понятий. Сюжетность занятий и
специально подобранные задания способствуют развитию психических
процессов (внимания, памяти, мышления), мотивируют деятельность
ребёнка и направляют его мыслительную активность на поиск способов
решения поставленных задач.
В
содержания,
ходе
занятий
которые
используются
оказывают
загадки
неоценимую
математического
помощь
в
развитии
самостоятельного мышления, умения доказывать правильность суждений,
20
владения
умственными
операциями
(анализ,
синтез,
сравнение,
обобщение).
Много внимания уделяется самостоятельной работе детей и
активизации их
словарного запаса, т.е. не только запомнить и понять
предложенный материал, но и попытаться объяснить новое.
Занятия проводятся в определённой системе, учитывающей
возрастные особенности детей. Строятся на основе индивидуальнодифференцированного подхода к детям.
21
Литература
1.Герасимова А.С., Жукова О С., Кузнецова В.Г. Энциклопедия развития и
обучения дошкольников. – М.: Изд. Олма Медиа Групп, 2007.
2. Ильина М.Н. Подготовка к школе. Развивающие упражнения и тесты. –
«Дельта», С – П., 1999.
3. Колесникова Е.В. Я решаю логические задачи. Тетрадь для детей 5-7 лет. –
М.: ТЦ «Сфера», 2012.
4. Коноваленко С. Как подготовить ребёнка к школе. Психологические тесты,
игры и упражнения. – М., 2003.
5. Папка дошкольника «Лабиринты». – г. Киров «Весна дизайн».
6. Папка дошкольника «Счёт до 10». – г. Киров «Весна дизайн».
22
Приложение
Методическое обеспечение программы
Успешная
реализация
программы
демонстрационного, раздаточного
зависит
от
наглядного,
материала, использования различных
технологий, форм, приёмов и методов работы на развивающих занятиях.
-
технологии:
Различные виды
Личностно –
деятельности:
ориентирован
познавательная;
Словесный
- беседа;
ные
коммуникативная;
;
- описание;
технологии.
продуктивная;
- наглядный;
- указание и
трудовая;
- игровой.
объяснение;
Технология
Методы:
Приемы:
- рассказ;
-
двигательная.
- вопросы детям;
развивающего
- ответы детей,
обучения.
образец;
-показ реальных
Игровая
предметов, картин;
технология.
-действия с числовыми
карточками, цифрами;
- модели и схемы;
- дидактические игры и
упражнения;
- логические задачи;
- игры-эксперименты;
- развивающие и
подвижные игры и др.
23