Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Рисуем вместе». Направление внеурочной деятельности – общекультурное. Социализация и интеграция детей с ограниченными возможностями здоровья, представляет собой острую актуальную проблему коррекционной педагогики. Значимость проблемы обусловлена тем, что выпускники специальных (коррекционных) школ испытывают трудности в определении своей жизненной позиции, своего места в обществе. Специфика первичной социализации обучающихся с ограниченными возможностями здоровья затрудняет формирование у них необходимых для эффективного функционирования в социуме навыков. Цель: создание условий для развития познавательного интереса учащихся к различным видам творческой деятельности через формирование коммуникативных и трудовых навыков и творческой инициативы. Программа решает следующие задачи: – закреплять и расширять знания; – совершенствовать умения и формировать навыки работы нужными инструментами и приспособлениями при обработке различных материалов; – формирование творческих способностей, духовной культуры; – развивать умение ориентироваться в проблемных ситуациях; – развивать природные задатки и способности, помогающие достижению успеха в том или ином виде искусства. Общая характеристика курса Социализация и интеграция детей с ограниченными возможностями здоровья представляет собой острую актуальную проблему коррекционной педагогики. Значимость проблемы обусловлена тем, что выпускники школ с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) испытывают трудности в определении своей жизненной позиции, своего места в обществе. Одним из эффективных подходов к социальному воспитанию обучающихся является создание в образовательном учреждении условий и средств, позволяющих обеспечивать является создание в образовательном учреждении условий и средств, позволяющих обеспечивать их успешную социализацию и интеграцию в обществе. Основными задачами являются: -формирование психологической культуры и коммуникативной компетенции для обеспечения эффективного и безопасного взаимодействия в социуме; -формирование способности обучающегося воспитанника сознательно выстраивать и оценивать отношения в социуме; -становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций; -формирование основы культуры межэтнического общения; -формирование отношения к семье как к основе российского общества; -воспитание у обучающихся воспитанников почтительного отношения к родителям, осознанного, заботливого отношения к старшему поколению. Описание места курса внеурочной деятельности в учебном плане Проведение занятий осуществляется во внеурочное время. Программа рассчитана на 1 год обучения, т.е. в 6 классе, 1 час в неделю, 34 часа в год. Личностные и предметные результаты освоения курса Личностные результаты: -осознавать роль художественного искусства в жизни людей; -эмоционально «проживать» красоту художественных произведений, выражать свои эмоции; высказывать своё отношение к художественным произведениям, к творчеству своих товарищей, своему творчеству; -проявлять интерес к новым видам творчества; - понимание нравственных норм (на уровне, соответствующем возрасту); -понимание необходимости бережного отношения к природе; -понимание необходимости выполнения правил личной гигиены для сохранения здоровья; -устойчивого познавательного интереса к творческой деятельности. Предметные результаты: – формирование первоначальных представлений о роли изобразительного искусства в жизни человека, его роли в духовно-нравственном развитии человека; – формирование основ художественной культуры, в том числе на материале художественной культуры родного края, эстетического отношения к миру; -понимание красоты как ценности, потребности в художественном творчестве и в общении с искусством; – овладение элементарными практическими умениями и навыками в различных видах художественной деятельности (рисунке, живописи, скульптуре, художественном конструировании); – понимание образной природы искусства; – эстетическая оценка явлений природы, событий окружающего мира. Содержание курса Раздел 1 «Осень» Техника безопасности. Организация рабочего места. Беседа на тему «Осень» Учить правильно передавать форму листьев и разные оттенки цвета Техника безопасности при работе с красками. Знакомство с основными и составными цветами. Освоение приёма «примакивание» Освоение приёма «примакивание» Знакомство со свойствами гуаши, правила работы с ней. Познакомиться с техникой печатания листьями. Познакомить с понятием «линия горизонта»; пейзаж. Обучать приёму «тычка». Познакомить с нейтральными ахроматическими цветами. Учить смешивать краски, разводить их водой. Знакомство с понятием «объём». Лепка овощей и фруктов. Раздел 2 «Зима» Познакомить с новой техникой:«рисование воском и заливка акварелью». Продолжение работы с техникой «рисование воском и заливка акварелью». Закрепить умение рисовать воском. Изготовление праздничной открытки. Раздел 3 «Весна» Познакомить с техникой монотипии. Познакомить с симметрией. Изображение бабочки путём сгибания. Рисовать цветы разной формы; Познакомить с понятием «композиция». Раздел 4 «Лето» Рисование дома для сказочного персонажа. Познакомить с изделиями Городецких мастеров, с особенностями росписи. Практика. Создание сказочной композиции из цветов. Закрепить навыки работы в данной технике. Познакомить с особенностями рисования птицы; Создание композиции (птица среди цветов). Придумать и нарисовать эскиз обертки для конфеты. Закрепить изученные приёмы рисования. Тематическое планирование № Название раздела Количество часов Вид деятельности «Осень» 11 • Беседа и объяснение; •творческая Вводное занятие. 1 практическая Техника безопасности. деятельность Форма и оттенки осенних 2 обучающихся; листьев • подведение итогов. Осенние листья. 2 Осенний пейзаж. 2 Дары осени. Овощи. 2 Дары осени. Фрукты. 2 «Зима» 5 • Беседа и объяснение; •творческая Зимний пейзаж. 2 практическая Снежинка. 1 деятельность Новогодняя открытка 2 обучающихся; • подведение итогов. «Весна» 10 • Беседа и объяснение; •творческая Весенний пейзаж 3 практическая Весенняя бабочка 2 деятельность Весенние цветы 2 обучающихся; Весенние красоты 3 • подведение итогов. «Лето» Сказочный домик Городецкая роспись Композиция цветов Птицы летом. Эскиз обертки для конфеты. 8 2 2 2 2 Материально-технические средства 1. Телевизор. 2. Ноутбук 3. Доска • Беседа и объяснение; •творческая практическая деятельность обучающихся; • подведение итогов.