Моя Родина Россия

АДАПТИРОВАННАЯ ОСНОВНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ПРОГРАММА ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ЛЕГКОЙ УМСТВЕННОЙ
ОТСТАЛОСТЬЮ (ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
НРАВСТВЕННОГО НАПРАВЛЕНИЯ
«Моя Родина Россия»
(наименование курса)
Срок освоения программы 5 лет

Разработчики: Самсонова Г.В.,
заместитель директора по воспитательной работе

2022г.

Пояснительная записка
Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности «Моя Родина - Россия»
составлена на основании следующих нормативноправовых документов:
- Федеральный закон РФ «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 №
273-ФЗ;
- Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС)
образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями);
- Примерной адаптированной основной общеобразовательной программы (далее –
ПрАООП) образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями).
Общая характеристика курса
Программа духовно-нравственного развития призвана направлять образовательный
процесс на воспитание обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями) в духе любви к Родине, уважения к культурно-историческому наследию
своего народа и своей страны, на формирование основ социально ответственного
поведения.
Цель: воспитание нравственных качеств и этического сознания у обучающихся с
умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
Задачи:
1.Сформировать первоначальные представления о моральных нормах и правилах
нравственного поведения, об этических нормах взаимоотношений в семье.
2.Научить приемам и правилам ведения дискуссии, аргументировано высказывать
свое мнение и внимательно слушать мнение собеседника.
3. Воспитывать в каждом обучающимся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) трудолюбие, уважение к правам и свободам человека,
любовь к окружающей природе, Родине, семье.
Основные принципы организации воспитания духовно – нравственного
направления:
- Принцип открытости
. - Принцип деятельности.
- Принцип свободы участия.
- Принцип обратной связи.
- Принцип сотворчества.
- Принцип успешности.
Формы работы:
1. Дискуссии, беседы, игры нравственного и духовно-нравственного содержания;
2. Просмотр фильмов, использование аудиозаписей и технических средств
обучения;
3. Экскурсии, встречи, целевые прогулки;
4. Тематические вечера духовно-нравственной направленности.
Описание места курса внеурочной деятельности в учебном плане
Проведение занятий осуществляется во внеурочное время. Программа рассчитана
на 5 лет обучения, т.е. с 5 по 9 классы по 1 час в неделю, 34 часа в год, 170 часов на 5 лет.
Личностные и предметные результаты освоения курса
Личностные результаты:
- формирование начальных нравственных представлений,

- приобретение опыта эмоционально
– ценностного постижения действительности,
- приобретение нравственной модели поведения,
- формирование обучающегося как личности, - формирование чувства патриотизма,
-уважение к защитникам России,
- уважительное отношение к русскому языку как государственному,
- интерес к государственным праздникам и важнейшим событиям в жизни России.
Предметные результаты:
- иметь представление и символике государства: Флаге, гербе России, о флаге и
гербе Республики Карелия,
- иметь представление о народах России и о единстве нашей страны,
- знать историю возникновения государственных праздников,
- иметь элементарные представления о политическом устройстве Российского
государства, - знать права и обязанности гражданина Российской Федерации.
Содержание программы
Программа содержит материал, помогающий обучающимся с умственной
отсталостью (интеллектуальными нарушениями) достичь уровня знаний и умений,
который необходим им для социальной адаптации и интеграции в современное общество.
Процесс духовно-нравственного воспитания, развития, социализации у обучающихся с
умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) носит интегративный и
развивающий характер. Это проявляется в сознательном принятии определенных
ценностей, в движении от знания к личностной нравственной установке и готовности
действовать в согласии с ней. Важным условием реализации задач духовно-нравственного
развития и воспитания обучающихся является эффективность педагогического
взаимодействия образовательной организации с семьей, внешкольными организациями представителями
традиционных
религиозных
организаций,
общественными
организациями, организациями детского и молодежного движений, опирающихся в своей
деятельности на базовые национальные ценности. Такое сотрудничество строится на
использовании различных форм взаимодействия при ведущей роли педагогического
коллектива образовательной организации. Различные мероприятия, акции с участием
представителей общественных организаций, бесед, праздников, экскурсий, чтение
литературы духовно-нравственного содержания, выставки, концерты, конкурсы.
Настоящая Программа исходит из необходимости преобразования учебновоспитательного процесса в единое духовно насыщенное образовательное пространство с
целью
необходимости
осуществления
воспитания
принципиально
нового,
демократического типа личности, способной к управлению собственной жизнью и
деятельностью, готовой рассчитывать на собственные силы, собственным трудом
обеспечивать свою материальную независимость. В формирование такой гражданской
личности, сочетающей в себе развитую нравственную, правовую и политическую
культуру ощутимый вклад должна внести современная школа. Структура и организация
данной воспитательной программы строится с учётом различных возрастных категорий у
обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в связи со
специфическими особенностями и задачами духовно - нравственного и физического
развития обучающихся разного школьного возраста и учитывается степень
подготовленности обучающихся к жизни и деятельности в коллективе, их умения
принимать решения и действовать самостоятельно. Программа отражает необходимый

обществу и государству социальный заказ на воспитание гражданина своей Родины,
патриота с активной жизненной позицией. Конечным результатом реализации Программы
должна стать активная гражданская позиция и патриотическое сознание обучающихся с
умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) как основа личности
гражданина России.
Тематическое планирование
5 класс
№
1

«Здравствуй, школа».

Количество
часов
1

2

«Будем дружить».

1

3

Занятие

4

Составление схемы «Дорога в школу» (дорога 1
из дома в школу).
«Мой класс – моя семья».
1

5

«Ты у себя дома».

1

Беседа-диалог

6

«Родные люди, родственные отношения».

1

7

«Мои права и обязанности в группе – семье».

1

8

Я — школьник. «Школьные вещи».

1

Познавательное
занятие
Внеклассное
занятие
Конструирование

9

Как можно обращаться к людям

1

Дискуссия

10

«История моего имени и фамилии».

1
1

Познавательное
занятие
Беседа

11

Тема

«Мои семейные реликвии».

Виды
деятельности
Беседа
Игра

Беседа

12

«Моя родословная».

1

Беседа-рассуждение

13

Портрет мамы (отца, сестры, брата).

1

Рисование

14

«Мои предки в труде и в бою».

1

Беседа - диалог

15

«Новый год – праздник семейный».

1

Беседа-диалог

16

«Семейные праздники и традиции».

1

Рисование

17

«Семейная этика».

1

Беседа

18

«Без корня и полынь не растет».

1

Тематический вечер

19
20

«Я горжусь своей семьей».

21

Какой бы я хотел видеть свою страну? 1
Семейное законодательство.
«Народ и я – единая семья».
1

22

«Что такое «мир в семье?»

1
1

Ролевая игра
Беседа
Вечер
вдвоем
(играситуация).
Беседа

Тематический
вечер
Презентация

2324
25

«Отец, Отчизна, Отечество».

2

«Искусство моего края»

1

26

Круглый стол

27

«Что значит быть хорошим сыном или 1
дочерью?».
«Простые истории человеческой дружбы».
1

28

«Идеалы и антиидеалы».

1

Тренинг

29

«Фильм о моем классе».

1

Презентация

3031
32

«Праздничный сюрприз для ветерана».

2

Акция

«Письмо солдату».

1

33

«Скоро лето».

1

Конкурс
сочинений
Конкурс рисунков
на асфальте

34

«Человек и закон».

1

Классный час

Практикум

Всего 34 часа
6 класс
№

Тема

1

Беседа о родном городе.

Количество
часов
1

Виды
деятельности
Беседа

1

3

«Знаешь ли ты свое село?».

1

Познавательное
занятие
Беседа-диалог

4

«Мы рисуем свой город».

1

Конкурс рисунков

1

Внеклассное
занятие
Познавательное
занятие
Беседа-диалог

2

5
6

«История моего города, области».

«История моей улицы».
«Обычаи и традиции русского народа».

1

7

«Труд людей в поле».

8

11

Сбор природного материала. Наблюдения за 1
жизнью природы.
«Хвойные деревья». (Их значение в жизни 1
человека и животных, применение в
народном хозяйстве).
1
«Красота русской природы».
1
«Духовное наследие России».

12

«Праздники русского народа».

9

10

13

«Мои замечательные земляки».

1

Целевая прогулка в
лес
Беседа-диалог
Рисование
Беседа

1

Беседа-диалог

1

Встреча
интересными

с

людьми
14

1

«Люди нашего города».

15

«Окна с наличниками».

1

16
17

«Участие сибиряков в Великой отечественной 1
войне».
1
«Окна с наличниками».

18

1

Оформление
альбома
Рисование
Беседа - диалог
Рисование

1
1

.Акция

21
22

«Участие сибиряков в Великой отечественной
войне».
«Память». Посещение участников Великой
Отечественной войны и оказание им
посильной помощи.
« Мой папа»
« Мои Люберцы и их история»

Литературномузыкальный
вечер
Беседа-диалог

1
1

Праздник
Беседа

23

«Моя мамочка»

1

Конкурс рисунков

24
25

«Люблю тебя, моя мамочка!»
«Протянем руку помощи».

1
1

Конкурс стихов
Беседа

26

Дискуссия

27

«Кому легче жить – культурному или 1
некультурному человеку?».
«Преданья старины далекой».
1

28

«Спеши делать добро».

1

29

«И помнит мир спасенный».

1

Весенняя
добра
Беседа

30

«Мои класс, мои друзья».

1

Диспут

31-32 « Поговорим о культуре речи».

1

Беседа

33-34 «Ура, каникулы».

1

Конкурс рисунков
на асфальте

«О моем городе».
19
20

Беседа
неделя

Всего: 34
7 класс
№
1
2
3
4

Тема

Количество
часов
1.Беседа о родном крае (дать знания о дате 1
образования, истории Московской области).
1
2.Знакомство с символикой г.Люберцы.
3.Беседа «Правительственные учреждения 1
нашего города».
1
4. «Губернатор нашей области».

Виды
деятельности
Беседа
Беседа
Беседа
Беседа

5

1. «Краеведы».

6

1
2. «Старые Люберцы».
3. «Природа Московской области». (Стихи, 1
короткие рассказы, исторические факты,
фотографии и др.).
4.
«Цветы
и
травы
Подмосковья». 1
(Лекарственные свойства, применение в
народной медицине).
1
«Город Люберцы».

7

8

9
10

11
12

Природа
на
живописцев.

1

полотнах

люберецких

1

«Экология Московской области, охрана 1
животного и растительного мира».
1.Беседа-диалог «Красная Книга Московской 1
области».
1
2. «Родной город».

КВН
Рисование
Оформление
альбома
Беседа
Поэтический вечер
Экскурсия
в
художественный
музей
Беседа
Беседа - диалог

14

3. «Реки Московской области».

1

Конкурс
на
лучший рассказ
Беседа - рассказ

15

4. «Патриотизм начинается с

1

Круглый стол

16

1.Тематический вечер «Поэты Подмосковья о 1
Великой Отечественной войне».
1
2. «Спортивные «звезды» нашей области».

13

меня».

18

1. «Они сражались за Родину»,

1

Тематический
вечер
Познавательное
занятие
Беседа

19

2. «Моя Россия, моя страна!»

1

Диспут

20

3.«Защитники Родины».

1

Конкурс рисунков

21

4.«Герои живут рядом».

1

22

1. « История праздника 8 Марта».

1

Чтение
стихотворений
Беседа

23

2. « Любимая мамочка».

1

Конкурс рисунков

24

3. « Символика Московской области».

1

Круглый стол

25

1. «Государство – это мы!».

1

Диспут

26

2«По каким правилам мы живем?».

1

Игра

2

Игра

17

27 -28 3. « Обращение к собеседнику».
29

4. « Что такое настоящая дружба»

1

Дискуссия

30

1. « Учимся быть культурными».

1

Круглый стол

31
32

2. « Спасибо деду за победу».
3. « Скоро лето».

1
1

Праздник
Конкурс

сочинений
33-34 4. «Ура, каникулы»

2

Конкурс рисунков
на асфальте

Количество
часов
1

Виды
деятельности
Беседа
государстве
Рассматривание
карты России
Час поэзии

8 класс
№
1
2
3
4

Тема
«Российская Федерация».

Рассматривание карты России (что может 1
рассказать карта о нашей стране).
1
«Стихи о Родине».
Рисование русской березы (символ страны).

5

Беседа
«Россия
государство».

6

«Что значит любить Родину?».

7
8

–

1

многонациональное 1

«Обязанности гражданина России».
«История
российской
символики»:

Рисование
Беседа

1

Классный час

1

Внеклассное
занятие
Цикл бесед

государственной 1

о

Государственные флаги России XIX — XX
веков.
История гимнов на Руси. Создание гимна
Российской империи.
Эволюция герба России.
9
10

«Мы граждане России».
«Кем я стану, кем мне быть, чтобы Родине
служить?».

1

Классный час

1

Беседа

1

12

«Я патриот своей Родины?».

1

Внеклассное
занятие
Дискуссия

13

«Белокурая березка – символ Родины моей».
«Дом без одиночества».

1

Устный журнал

1

Общешкольные
акции:

1

Игра - развлечение

1

Познавательное
занятие
Беседа

11

14

«Вот она, какая моя Родина большая».

«Милосердие».
15
16
17

Что за праздник Новый год»
«Кто такой президент России?».
«Что такое «мир в стране?»

1

18-19 Месячник
Отечества»:

«Мы

будущие

защитники 2

Месячник

Рыцарский турнир;
Спортивная эстафета;
Акция «Ветеран живет рядом»;
Конкурс плакатов
российский солдат»;

«Высокое

Конкурс художественных
февраля;
20

звание

открыток

–

к 23

«Жизнь замечательных людей».

21-22 Месячник Славы и Памяти:

1

Урок мужества

2

Месячник

Акция «Поздравь ветерана на дому»;
Конкурс патриотической песни;
Праздник «Поклонимся великим тем годам

24
25

Конкурс газет «Наша память».
Фестиваль детского творчества «Я люблю 1
тебя, Россия».
« Женский день»
1
« Я частица России»
1

26

Мое Подмосковье»

1

Беседа

27

«Человек и закон»

1

Практикум

28

«Можно, нельзя, нужно».

1

Практикум

29

«Что значит
дочерью?»

30

23

быть

хорошим

сыном

Фестиваль
Праздник
Дискуссия

или 1

Беседа

«Простые истории человеческой дружбы».

1

Диспут

31

«Рисунок на асфальте».

1

Конкурс рисунков

32

«По праву памяти».

1

Дискуссия

33

«Защитники Родины».

1

Конкурс плакатов

34

«Страницы великой Победы».

1

Праздник

Количество
часов
1

Виды
деятельности
Беседа

9 класс
№

Тема

1

«Честь и достоинство».

2

«Я имею право на…».

1

Дискуссия

3

« Приучайся к добрым поступкам».

1

Игра

4

« Дом, в котором мы живем».

1

Беседа

5

« Что впереди….»

1

Круглый стол

6

« Дороги, которые мы выбираем».

1

Дискуссия

7

« Я частица России»

1

Круглый стол

8

« Кто твой друг».

1

Дискуссия

9

« Что мы Родиной зовем».

1

Диспут

10

« Прозвище – это скверно»

1

Игра

11

« Права человека в обществе»

1

Круглый стол»

12

« Уважай старость».

1

Беседа

13

« Что такое характер».

1

Дискуссия

14

« Новый год на Руси».

1

Беседа

15

« Как мы с семьей отмечаем Новый год»

1

Круглый стол

16

« В мире профессии»

1

Беседа

17
18

«Добро и зло».
« Солдатами не рождаются».

1
1

Игра
Диспут

19
20

« Герои живут среди нас».
« Права человека в обществе

1
1

Встреча
Диспут

21

«Мой папа».

1

Конкурс рисунков

22

« День 8 марта»

1

Праздник

23
24
25
26

«Вверх по лестнице жизни».
« Знакомство с уголовным кодексом»
«Государство – это мы!».
«По каким правилам мы живем?».

1
1
1
1

Дискуссия
Диспут
Беседа
Диспут

27-28

« Жизнь прекрасна».

2

Конкурс рисунков

29

« Моя Родина – Россия»

1

Диспут

1
2
2

Праздник
Дискуссия
Конкурс рисунков
на асфальте

30
« Поклонимся великим тем годам»
31-32 « Мы - выпускники»
33-34 « Скоро лето»
Материально-технические средства

1. Телевизор.
2. Ноутбук

3. Доска


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

ВНИМАНИЕ!

Срок действия лицензии на использования программного обеспечения окончен 27.03.2024.
Для получения информации с сайта свяжитесь с Администрацией образовательной организации по телефону 8(81458)2-09-01

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».