АДАПТИРОВАННАЯ ОСНОВНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ЛЕГКОЙ УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ (ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ) РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НРАВСТВЕННОГО НАПРАВЛЕНИЯ «Моя Родина Россия» (наименование курса) Срок освоения программы 5 лет Разработчики: Самсонова Г.В., заместитель директора по воспитательной работе 2022г. Пояснительная записка Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности «Моя Родина - Россия» составлена на основании следующих нормативноправовых документов: - Федеральный закон РФ «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ; - Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями); - Примерной адаптированной основной общеобразовательной программы (далее – ПрАООП) образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). Общая характеристика курса Программа духовно-нравственного развития призвана направлять образовательный процесс на воспитание обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в духе любви к Родине, уважения к культурно-историческому наследию своего народа и своей страны, на формирование основ социально ответственного поведения. Цель: воспитание нравственных качеств и этического сознания у обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). Задачи: 1.Сформировать первоначальные представления о моральных нормах и правилах нравственного поведения, об этических нормах взаимоотношений в семье. 2.Научить приемам и правилам ведения дискуссии, аргументировано высказывать свое мнение и внимательно слушать мнение собеседника. 3. Воспитывать в каждом обучающимся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) трудолюбие, уважение к правам и свободам человека, любовь к окружающей природе, Родине, семье. Основные принципы организации воспитания духовно – нравственного направления: - Принцип открытости . - Принцип деятельности. - Принцип свободы участия. - Принцип обратной связи. - Принцип сотворчества. - Принцип успешности. Формы работы: 1. Дискуссии, беседы, игры нравственного и духовно-нравственного содержания; 2. Просмотр фильмов, использование аудиозаписей и технических средств обучения; 3. Экскурсии, встречи, целевые прогулки; 4. Тематические вечера духовно-нравственной направленности. Описание места курса внеурочной деятельности в учебном плане Проведение занятий осуществляется во внеурочное время. Программа рассчитана на 5 лет обучения, т.е. с 5 по 9 классы по 1 час в неделю, 34 часа в год, 170 часов на 5 лет. Личностные и предметные результаты освоения курса Личностные результаты: - формирование начальных нравственных представлений, - приобретение опыта эмоционально – ценностного постижения действительности, - приобретение нравственной модели поведения, - формирование обучающегося как личности, - формирование чувства патриотизма, -уважение к защитникам России, - уважительное отношение к русскому языку как государственному, - интерес к государственным праздникам и важнейшим событиям в жизни России. Предметные результаты: - иметь представление и символике государства: Флаге, гербе России, о флаге и гербе Республики Карелия, - иметь представление о народах России и о единстве нашей страны, - знать историю возникновения государственных праздников, - иметь элементарные представления о политическом устройстве Российского государства, - знать права и обязанности гражданина Российской Федерации. Содержание программы Программа содержит материал, помогающий обучающимся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) достичь уровня знаний и умений, который необходим им для социальной адаптации и интеграции в современное общество. Процесс духовно-нравственного воспитания, развития, социализации у обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) носит интегративный и развивающий характер. Это проявляется в сознательном принятии определенных ценностей, в движении от знания к личностной нравственной установке и готовности действовать в согласии с ней. Важным условием реализации задач духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся является эффективность педагогического взаимодействия образовательной организации с семьей, внешкольными организациями представителями традиционных религиозных организаций, общественными организациями, организациями детского и молодежного движений, опирающихся в своей деятельности на базовые национальные ценности. Такое сотрудничество строится на использовании различных форм взаимодействия при ведущей роли педагогического коллектива образовательной организации. Различные мероприятия, акции с участием представителей общественных организаций, бесед, праздников, экскурсий, чтение литературы духовно-нравственного содержания, выставки, концерты, конкурсы. Настоящая Программа исходит из необходимости преобразования учебновоспитательного процесса в единое духовно насыщенное образовательное пространство с целью необходимости осуществления воспитания принципиально нового, демократического типа личности, способной к управлению собственной жизнью и деятельностью, готовой рассчитывать на собственные силы, собственным трудом обеспечивать свою материальную независимость. В формирование такой гражданской личности, сочетающей в себе развитую нравственную, правовую и политическую культуру ощутимый вклад должна внести современная школа. Структура и организация данной воспитательной программы строится с учётом различных возрастных категорий у обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в связи со специфическими особенностями и задачами духовно - нравственного и физического развития обучающихся разного школьного возраста и учитывается степень подготовленности обучающихся к жизни и деятельности в коллективе, их умения принимать решения и действовать самостоятельно. Программа отражает необходимый обществу и государству социальный заказ на воспитание гражданина своей Родины, патриота с активной жизненной позицией. Конечным результатом реализации Программы должна стать активная гражданская позиция и патриотическое сознание обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) как основа личности гражданина России. Тематическое планирование 5 класс № 1 «Здравствуй, школа». Количество часов 1 2 «Будем дружить». 1 3 Занятие 4 Составление схемы «Дорога в школу» (дорога 1 из дома в школу). «Мой класс – моя семья». 1 5 «Ты у себя дома». 1 Беседа-диалог 6 «Родные люди, родственные отношения». 1 7 «Мои права и обязанности в группе – семье». 1 8 Я — школьник. «Школьные вещи». 1 Познавательное занятие Внеклассное занятие Конструирование 9 Как можно обращаться к людям 1 Дискуссия 10 «История моего имени и фамилии». 1 1 Познавательное занятие Беседа 11 Тема «Мои семейные реликвии». Виды деятельности Беседа Игра Беседа 12 «Моя родословная». 1 Беседа-рассуждение 13 Портрет мамы (отца, сестры, брата). 1 Рисование 14 «Мои предки в труде и в бою». 1 Беседа - диалог 15 «Новый год – праздник семейный». 1 Беседа-диалог 16 «Семейные праздники и традиции». 1 Рисование 17 «Семейная этика». 1 Беседа 18 «Без корня и полынь не растет». 1 Тематический вечер 19 20 «Я горжусь своей семьей». 21 Какой бы я хотел видеть свою страну? 1 Семейное законодательство. «Народ и я – единая семья». 1 22 «Что такое «мир в семье?» 1 1 Ролевая игра Беседа Вечер вдвоем (играситуация). Беседа Тематический вечер Презентация 2324 25 «Отец, Отчизна, Отечество». 2 «Искусство моего края» 1 26 Круглый стол 27 «Что значит быть хорошим сыном или 1 дочерью?». «Простые истории человеческой дружбы». 1 28 «Идеалы и антиидеалы». 1 Тренинг 29 «Фильм о моем классе». 1 Презентация 3031 32 «Праздничный сюрприз для ветерана». 2 Акция «Письмо солдату». 1 33 «Скоро лето». 1 Конкурс сочинений Конкурс рисунков на асфальте 34 «Человек и закон». 1 Классный час Практикум Всего 34 часа 6 класс № Тема 1 Беседа о родном городе. Количество часов 1 Виды деятельности Беседа 1 3 «Знаешь ли ты свое село?». 1 Познавательное занятие Беседа-диалог 4 «Мы рисуем свой город». 1 Конкурс рисунков 1 Внеклассное занятие Познавательное занятие Беседа-диалог 2 5 6 «История моего города, области». «История моей улицы». «Обычаи и традиции русского народа». 1 7 «Труд людей в поле». 8 11 Сбор природного материала. Наблюдения за 1 жизнью природы. «Хвойные деревья». (Их значение в жизни 1 человека и животных, применение в народном хозяйстве). 1 «Красота русской природы». 1 «Духовное наследие России». 12 «Праздники русского народа». 9 10 13 «Мои замечательные земляки». 1 Целевая прогулка в лес Беседа-диалог Рисование Беседа 1 Беседа-диалог 1 Встреча интересными с людьми 14 1 «Люди нашего города». 15 «Окна с наличниками». 1 16 17 «Участие сибиряков в Великой отечественной 1 войне». 1 «Окна с наличниками». 18 1 Оформление альбома Рисование Беседа - диалог Рисование 1 1 .Акция 21 22 «Участие сибиряков в Великой отечественной войне». «Память». Посещение участников Великой Отечественной войны и оказание им посильной помощи. « Мой папа» « Мои Люберцы и их история» Литературномузыкальный вечер Беседа-диалог 1 1 Праздник Беседа 23 «Моя мамочка» 1 Конкурс рисунков 24 25 «Люблю тебя, моя мамочка!» «Протянем руку помощи». 1 1 Конкурс стихов Беседа 26 Дискуссия 27 «Кому легче жить – культурному или 1 некультурному человеку?». «Преданья старины далекой». 1 28 «Спеши делать добро». 1 29 «И помнит мир спасенный». 1 Весенняя добра Беседа 30 «Мои класс, мои друзья». 1 Диспут 31-32 « Поговорим о культуре речи». 1 Беседа 33-34 «Ура, каникулы». 1 Конкурс рисунков на асфальте «О моем городе». 19 20 Беседа неделя Всего: 34 7 класс № 1 2 3 4 Тема Количество часов 1.Беседа о родном крае (дать знания о дате 1 образования, истории Московской области). 1 2.Знакомство с символикой г.Люберцы. 3.Беседа «Правительственные учреждения 1 нашего города». 1 4. «Губернатор нашей области». Виды деятельности Беседа Беседа Беседа Беседа 5 1. «Краеведы». 6 1 2. «Старые Люберцы». 3. «Природа Московской области». (Стихи, 1 короткие рассказы, исторические факты, фотографии и др.). 4. «Цветы и травы Подмосковья». 1 (Лекарственные свойства, применение в народной медицине). 1 «Город Люберцы». 7 8 9 10 11 12 Природа на живописцев. 1 полотнах люберецких 1 «Экология Московской области, охрана 1 животного и растительного мира». 1.Беседа-диалог «Красная Книга Московской 1 области». 1 2. «Родной город». КВН Рисование Оформление альбома Беседа Поэтический вечер Экскурсия в художественный музей Беседа Беседа - диалог 14 3. «Реки Московской области». 1 Конкурс на лучший рассказ Беседа - рассказ 15 4. «Патриотизм начинается с 1 Круглый стол 16 1.Тематический вечер «Поэты Подмосковья о 1 Великой Отечественной войне». 1 2. «Спортивные «звезды» нашей области». 13 меня». 18 1. «Они сражались за Родину», 1 Тематический вечер Познавательное занятие Беседа 19 2. «Моя Россия, моя страна!» 1 Диспут 20 3.«Защитники Родины». 1 Конкурс рисунков 21 4.«Герои живут рядом». 1 22 1. « История праздника 8 Марта». 1 Чтение стихотворений Беседа 23 2. « Любимая мамочка». 1 Конкурс рисунков 24 3. « Символика Московской области». 1 Круглый стол 25 1. «Государство – это мы!». 1 Диспут 26 2«По каким правилам мы живем?». 1 Игра 2 Игра 17 27 -28 3. « Обращение к собеседнику». 29 4. « Что такое настоящая дружба» 1 Дискуссия 30 1. « Учимся быть культурными». 1 Круглый стол 31 32 2. « Спасибо деду за победу». 3. « Скоро лето». 1 1 Праздник Конкурс сочинений 33-34 4. «Ура, каникулы» 2 Конкурс рисунков на асфальте Количество часов 1 Виды деятельности Беседа государстве Рассматривание карты России Час поэзии 8 класс № 1 2 3 4 Тема «Российская Федерация». Рассматривание карты России (что может 1 рассказать карта о нашей стране). 1 «Стихи о Родине». Рисование русской березы (символ страны). 5 Беседа «Россия государство». 6 «Что значит любить Родину?». 7 8 – 1 многонациональное 1 «Обязанности гражданина России». «История российской символики»: Рисование Беседа 1 Классный час 1 Внеклассное занятие Цикл бесед государственной 1 о Государственные флаги России XIX — XX веков. История гимнов на Руси. Создание гимна Российской империи. Эволюция герба России. 9 10 «Мы граждане России». «Кем я стану, кем мне быть, чтобы Родине служить?». 1 Классный час 1 Беседа 1 12 «Я патриот своей Родины?». 1 Внеклассное занятие Дискуссия 13 «Белокурая березка – символ Родины моей». «Дом без одиночества». 1 Устный журнал 1 Общешкольные акции: 1 Игра - развлечение 1 Познавательное занятие Беседа 11 14 «Вот она, какая моя Родина большая». «Милосердие». 15 16 17 Что за праздник Новый год» «Кто такой президент России?». «Что такое «мир в стране?» 1 18-19 Месячник Отечества»: «Мы будущие защитники 2 Месячник Рыцарский турнир; Спортивная эстафета; Акция «Ветеран живет рядом»; Конкурс плакатов российский солдат»; «Высокое Конкурс художественных февраля; 20 звание открыток – к 23 «Жизнь замечательных людей». 21-22 Месячник Славы и Памяти: 1 Урок мужества 2 Месячник Акция «Поздравь ветерана на дому»; Конкурс патриотической песни; Праздник «Поклонимся великим тем годам 24 25 Конкурс газет «Наша память». Фестиваль детского творчества «Я люблю 1 тебя, Россия». « Женский день» 1 « Я частица России» 1 26 Мое Подмосковье» 1 Беседа 27 «Человек и закон» 1 Практикум 28 «Можно, нельзя, нужно». 1 Практикум 29 «Что значит дочерью?» 30 23 быть хорошим сыном Фестиваль Праздник Дискуссия или 1 Беседа «Простые истории человеческой дружбы». 1 Диспут 31 «Рисунок на асфальте». 1 Конкурс рисунков 32 «По праву памяти». 1 Дискуссия 33 «Защитники Родины». 1 Конкурс плакатов 34 «Страницы великой Победы». 1 Праздник Количество часов 1 Виды деятельности Беседа 9 класс № Тема 1 «Честь и достоинство». 2 «Я имею право на…». 1 Дискуссия 3 « Приучайся к добрым поступкам». 1 Игра 4 « Дом, в котором мы живем». 1 Беседа 5 « Что впереди….» 1 Круглый стол 6 « Дороги, которые мы выбираем». 1 Дискуссия 7 « Я частица России» 1 Круглый стол 8 « Кто твой друг». 1 Дискуссия 9 « Что мы Родиной зовем». 1 Диспут 10 « Прозвище – это скверно» 1 Игра 11 « Права человека в обществе» 1 Круглый стол» 12 « Уважай старость». 1 Беседа 13 « Что такое характер». 1 Дискуссия 14 « Новый год на Руси». 1 Беседа 15 « Как мы с семьей отмечаем Новый год» 1 Круглый стол 16 « В мире профессии» 1 Беседа 17 18 «Добро и зло». « Солдатами не рождаются». 1 1 Игра Диспут 19 20 « Герои живут среди нас». « Права человека в обществе 1 1 Встреча Диспут 21 «Мой папа». 1 Конкурс рисунков 22 « День 8 марта» 1 Праздник 23 24 25 26 «Вверх по лестнице жизни». « Знакомство с уголовным кодексом» «Государство – это мы!». «По каким правилам мы живем?». 1 1 1 1 Дискуссия Диспут Беседа Диспут 27-28 « Жизнь прекрасна». 2 Конкурс рисунков 29 « Моя Родина – Россия» 1 Диспут 1 2 2 Праздник Дискуссия Конкурс рисунков на асфальте 30 « Поклонимся великим тем годам» 31-32 « Мы - выпускники» 33-34 « Скоро лето» Материально-технические средства 1. Телевизор. 2. Ноутбук 3. Доска