АДАПТИРОВАННАЯ ОСНОВНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ПРОГРАММА ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ЛЕГКОЙ УМСТВЕННОЙ
ОТСТАЛОСТЬЮ (ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
НРАВСТВЕННОГО НАПРАВЛЕНИЯ
«Моя Родина Россия»
(наименование курса)
Срок освоения программы 5 лет
Разработчики: Самсонова Г.В.,
заместитель директора по воспитательной работе
2022г.
Пояснительная записка
Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности «Моя Родина - Россия»
составлена на основании следующих нормативноправовых документов:
- Федеральный закон РФ «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 №
273-ФЗ;
- Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС)
образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями);
- Примерной адаптированной основной общеобразовательной программы (далее –
ПрАООП) образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями).
Общая характеристика курса
Программа духовно-нравственного развития призвана направлять образовательный
процесс на воспитание обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями) в духе любви к Родине, уважения к культурно-историческому наследию
своего народа и своей страны, на формирование основ социально ответственного
поведения.
Цель: воспитание нравственных качеств и этического сознания у обучающихся с
умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
Задачи:
1.Сформировать первоначальные представления о моральных нормах и правилах
нравственного поведения, об этических нормах взаимоотношений в семье.
2.Научить приемам и правилам ведения дискуссии, аргументировано высказывать
свое мнение и внимательно слушать мнение собеседника.
3. Воспитывать в каждом обучающимся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) трудолюбие, уважение к правам и свободам человека,
любовь к окружающей природе, Родине, семье.
Основные принципы организации воспитания духовно – нравственного
направления:
- Принцип открытости
. - Принцип деятельности.
- Принцип свободы участия.
- Принцип обратной связи.
- Принцип сотворчества.
- Принцип успешности.
Формы работы:
1. Дискуссии, беседы, игры нравственного и духовно-нравственного содержания;
2. Просмотр фильмов, использование аудиозаписей и технических средств
обучения;
3. Экскурсии, встречи, целевые прогулки;
4. Тематические вечера духовно-нравственной направленности.
Описание места курса внеурочной деятельности в учебном плане
Проведение занятий осуществляется во внеурочное время. Программа рассчитана
на 5 лет обучения, т.е. с 5 по 9 классы по 1 час в неделю, 34 часа в год, 170 часов на 5 лет.
Личностные и предметные результаты освоения курса
Личностные результаты:
- формирование начальных нравственных представлений,
- приобретение опыта эмоционально
– ценностного постижения действительности,
- приобретение нравственной модели поведения,
- формирование обучающегося как личности, - формирование чувства патриотизма,
-уважение к защитникам России,
- уважительное отношение к русскому языку как государственному,
- интерес к государственным праздникам и важнейшим событиям в жизни России.
Предметные результаты:
- иметь представление и символике государства: Флаге, гербе России, о флаге и
гербе Республики Карелия,
- иметь представление о народах России и о единстве нашей страны,
- знать историю возникновения государственных праздников,
- иметь элементарные представления о политическом устройстве Российского
государства, - знать права и обязанности гражданина Российской Федерации.
Содержание программы
Программа содержит материал, помогающий обучающимся с умственной
отсталостью (интеллектуальными нарушениями) достичь уровня знаний и умений,
который необходим им для социальной адаптации и интеграции в современное общество.
Процесс духовно-нравственного воспитания, развития, социализации у обучающихся с
умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) носит интегративный и
развивающий характер. Это проявляется в сознательном принятии определенных
ценностей, в движении от знания к личностной нравственной установке и готовности
действовать в согласии с ней. Важным условием реализации задач духовно-нравственного
развития и воспитания обучающихся является эффективность педагогического
взаимодействия образовательной организации с семьей, внешкольными организациями представителями
традиционных
религиозных
организаций,
общественными
организациями, организациями детского и молодежного движений, опирающихся в своей
деятельности на базовые национальные ценности. Такое сотрудничество строится на
использовании различных форм взаимодействия при ведущей роли педагогического
коллектива образовательной организации. Различные мероприятия, акции с участием
представителей общественных организаций, бесед, праздников, экскурсий, чтение
литературы духовно-нравственного содержания, выставки, концерты, конкурсы.
Настоящая Программа исходит из необходимости преобразования учебновоспитательного процесса в единое духовно насыщенное образовательное пространство с
целью
необходимости
осуществления
воспитания
принципиально
нового,
демократического типа личности, способной к управлению собственной жизнью и
деятельностью, готовой рассчитывать на собственные силы, собственным трудом
обеспечивать свою материальную независимость. В формирование такой гражданской
личности, сочетающей в себе развитую нравственную, правовую и политическую
культуру ощутимый вклад должна внести современная школа. Структура и организация
данной воспитательной программы строится с учётом различных возрастных категорий у
обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в связи со
специфическими особенностями и задачами духовно - нравственного и физического
развития обучающихся разного школьного возраста и учитывается степень
подготовленности обучающихся к жизни и деятельности в коллективе, их умения
принимать решения и действовать самостоятельно. Программа отражает необходимый
обществу и государству социальный заказ на воспитание гражданина своей Родины,
патриота с активной жизненной позицией. Конечным результатом реализации Программы
должна стать активная гражданская позиция и патриотическое сознание обучающихся с
умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) как основа личности
гражданина России.
Тематическое планирование
5 класс
№
1
«Здравствуй, школа».
Количество
часов
1
2
«Будем дружить».
1
3
Занятие
4
Составление схемы «Дорога в школу» (дорога 1
из дома в школу).
«Мой класс – моя семья».
1
5
«Ты у себя дома».
1
Беседа-диалог
6
«Родные люди, родственные отношения».
1
7
«Мои права и обязанности в группе – семье».
1
8
Я — школьник. «Школьные вещи».
1
Познавательное
занятие
Внеклассное
занятие
Конструирование
9
Как можно обращаться к людям
1
Дискуссия
10
«История моего имени и фамилии».
1
1
Познавательное
занятие
Беседа
11
Тема
«Мои семейные реликвии».
Виды
деятельности
Беседа
Игра
Беседа
12
«Моя родословная».
1
Беседа-рассуждение
13
Портрет мамы (отца, сестры, брата).
1
Рисование
14
«Мои предки в труде и в бою».
1
Беседа - диалог
15
«Новый год – праздник семейный».
1
Беседа-диалог
16
«Семейные праздники и традиции».
1
Рисование
17
«Семейная этика».
1
Беседа
18
«Без корня и полынь не растет».
1
Тематический вечер
19
20
«Я горжусь своей семьей».
21
Какой бы я хотел видеть свою страну? 1
Семейное законодательство.
«Народ и я – единая семья».
1
22
«Что такое «мир в семье?»
1
1
Ролевая игра
Беседа
Вечер
вдвоем
(играситуация).
Беседа
Тематический
вечер
Презентация
2324
25
«Отец, Отчизна, Отечество».
2
«Искусство моего края»
1
26
Круглый стол
27
«Что значит быть хорошим сыном или 1
дочерью?».
«Простые истории человеческой дружбы».
1
28
«Идеалы и антиидеалы».
1
Тренинг
29
«Фильм о моем классе».
1
Презентация
3031
32
«Праздничный сюрприз для ветерана».
2
Акция
«Письмо солдату».
1
33
«Скоро лето».
1
Конкурс
сочинений
Конкурс рисунков
на асфальте
34
«Человек и закон».
1
Классный час
Практикум
Всего 34 часа
6 класс
№
Тема
1
Беседа о родном городе.
Количество
часов
1
Виды
деятельности
Беседа
1
3
«Знаешь ли ты свое село?».
1
Познавательное
занятие
Беседа-диалог
4
«Мы рисуем свой город».
1
Конкурс рисунков
1
Внеклассное
занятие
Познавательное
занятие
Беседа-диалог
2
5
6
«История моего города, области».
«История моей улицы».
«Обычаи и традиции русского народа».
1
7
«Труд людей в поле».
8
11
Сбор природного материала. Наблюдения за 1
жизнью природы.
«Хвойные деревья». (Их значение в жизни 1
человека и животных, применение в
народном хозяйстве).
1
«Красота русской природы».
1
«Духовное наследие России».
12
«Праздники русского народа».
9
10
13
«Мои замечательные земляки».
1
Целевая прогулка в
лес
Беседа-диалог
Рисование
Беседа
1
Беседа-диалог
1
Встреча
интересными
с
людьми
14
1
«Люди нашего города».
15
«Окна с наличниками».
1
16
17
«Участие сибиряков в Великой отечественной 1
войне».
1
«Окна с наличниками».
18
1
Оформление
альбома
Рисование
Беседа - диалог
Рисование
1
1
.Акция
21
22
«Участие сибиряков в Великой отечественной
войне».
«Память». Посещение участников Великой
Отечественной войны и оказание им
посильной помощи.
« Мой папа»
« Мои Люберцы и их история»
Литературномузыкальный
вечер
Беседа-диалог
1
1
Праздник
Беседа
23
«Моя мамочка»
1
Конкурс рисунков
24
25
«Люблю тебя, моя мамочка!»
«Протянем руку помощи».
1
1
Конкурс стихов
Беседа
26
Дискуссия
27
«Кому легче жить – культурному или 1
некультурному человеку?».
«Преданья старины далекой».
1
28
«Спеши делать добро».
1
29
«И помнит мир спасенный».
1
Весенняя
добра
Беседа
30
«Мои класс, мои друзья».
1
Диспут
31-32 « Поговорим о культуре речи».
1
Беседа
33-34 «Ура, каникулы».
1
Конкурс рисунков
на асфальте
«О моем городе».
19
20
Беседа
неделя
Всего: 34
7 класс
№
1
2
3
4
Тема
Количество
часов
1.Беседа о родном крае (дать знания о дате 1
образования, истории Московской области).
1
2.Знакомство с символикой г.Люберцы.
3.Беседа «Правительственные учреждения 1
нашего города».
1
4. «Губернатор нашей области».
Виды
деятельности
Беседа
Беседа
Беседа
Беседа
5
1. «Краеведы».
6
1
2. «Старые Люберцы».
3. «Природа Московской области». (Стихи, 1
короткие рассказы, исторические факты,
фотографии и др.).
4.
«Цветы
и
травы
Подмосковья». 1
(Лекарственные свойства, применение в
народной медицине).
1
«Город Люберцы».
7
8
9
10
11
12
Природа
на
живописцев.
1
полотнах
люберецких
1
«Экология Московской области, охрана 1
животного и растительного мира».
1.Беседа-диалог «Красная Книга Московской 1
области».
1
2. «Родной город».
КВН
Рисование
Оформление
альбома
Беседа
Поэтический вечер
Экскурсия
в
художественный
музей
Беседа
Беседа - диалог
14
3. «Реки Московской области».
1
Конкурс
на
лучший рассказ
Беседа - рассказ
15
4. «Патриотизм начинается с
1
Круглый стол
16
1.Тематический вечер «Поэты Подмосковья о 1
Великой Отечественной войне».
1
2. «Спортивные «звезды» нашей области».
13
меня».
18
1. «Они сражались за Родину»,
1
Тематический
вечер
Познавательное
занятие
Беседа
19
2. «Моя Россия, моя страна!»
1
Диспут
20
3.«Защитники Родины».
1
Конкурс рисунков
21
4.«Герои живут рядом».
1
22
1. « История праздника 8 Марта».
1
Чтение
стихотворений
Беседа
23
2. « Любимая мамочка».
1
Конкурс рисунков
24
3. « Символика Московской области».
1
Круглый стол
25
1. «Государство – это мы!».
1
Диспут
26
2«По каким правилам мы живем?».
1
Игра
2
Игра
17
27 -28 3. « Обращение к собеседнику».
29
4. « Что такое настоящая дружба»
1
Дискуссия
30
1. « Учимся быть культурными».
1
Круглый стол
31
32
2. « Спасибо деду за победу».
3. « Скоро лето».
1
1
Праздник
Конкурс
сочинений
33-34 4. «Ура, каникулы»
2
Конкурс рисунков
на асфальте
Количество
часов
1
Виды
деятельности
Беседа
государстве
Рассматривание
карты России
Час поэзии
8 класс
№
1
2
3
4
Тема
«Российская Федерация».
Рассматривание карты России (что может 1
рассказать карта о нашей стране).
1
«Стихи о Родине».
Рисование русской березы (символ страны).
5
Беседа
«Россия
государство».
6
«Что значит любить Родину?».
7
8
–
1
многонациональное 1
«Обязанности гражданина России».
«История
российской
символики»:
Рисование
Беседа
1
Классный час
1
Внеклассное
занятие
Цикл бесед
государственной 1
о
Государственные флаги России XIX — XX
веков.
История гимнов на Руси. Создание гимна
Российской империи.
Эволюция герба России.
9
10
«Мы граждане России».
«Кем я стану, кем мне быть, чтобы Родине
служить?».
1
Классный час
1
Беседа
1
12
«Я патриот своей Родины?».
1
Внеклассное
занятие
Дискуссия
13
«Белокурая березка – символ Родины моей».
«Дом без одиночества».
1
Устный журнал
1
Общешкольные
акции:
1
Игра - развлечение
1
Познавательное
занятие
Беседа
11
14
«Вот она, какая моя Родина большая».
«Милосердие».
15
16
17
Что за праздник Новый год»
«Кто такой президент России?».
«Что такое «мир в стране?»
1
18-19 Месячник
Отечества»:
«Мы
будущие
защитники 2
Месячник
Рыцарский турнир;
Спортивная эстафета;
Акция «Ветеран живет рядом»;
Конкурс плакатов
российский солдат»;
«Высокое
Конкурс художественных
февраля;
20
звание
открыток
–
к 23
«Жизнь замечательных людей».
21-22 Месячник Славы и Памяти:
1
Урок мужества
2
Месячник
Акция «Поздравь ветерана на дому»;
Конкурс патриотической песни;
Праздник «Поклонимся великим тем годам
24
25
Конкурс газет «Наша память».
Фестиваль детского творчества «Я люблю 1
тебя, Россия».
« Женский день»
1
« Я частица России»
1
26
Мое Подмосковье»
1
Беседа
27
«Человек и закон»
1
Практикум
28
«Можно, нельзя, нужно».
1
Практикум
29
«Что значит
дочерью?»
30
23
быть
хорошим
сыном
Фестиваль
Праздник
Дискуссия
или 1
Беседа
«Простые истории человеческой дружбы».
1
Диспут
31
«Рисунок на асфальте».
1
Конкурс рисунков
32
«По праву памяти».
1
Дискуссия
33
«Защитники Родины».
1
Конкурс плакатов
34
«Страницы великой Победы».
1
Праздник
Количество
часов
1
Виды
деятельности
Беседа
9 класс
№
Тема
1
«Честь и достоинство».
2
«Я имею право на…».
1
Дискуссия
3
« Приучайся к добрым поступкам».
1
Игра
4
« Дом, в котором мы живем».
1
Беседа
5
« Что впереди….»
1
Круглый стол
6
« Дороги, которые мы выбираем».
1
Дискуссия
7
« Я частица России»
1
Круглый стол
8
« Кто твой друг».
1
Дискуссия
9
« Что мы Родиной зовем».
1
Диспут
10
« Прозвище – это скверно»
1
Игра
11
« Права человека в обществе»
1
Круглый стол»
12
« Уважай старость».
1
Беседа
13
« Что такое характер».
1
Дискуссия
14
« Новый год на Руси».
1
Беседа
15
« Как мы с семьей отмечаем Новый год»
1
Круглый стол
16
« В мире профессии»
1
Беседа
17
18
«Добро и зло».
« Солдатами не рождаются».
1
1
Игра
Диспут
19
20
« Герои живут среди нас».
« Права человека в обществе
1
1
Встреча
Диспут
21
«Мой папа».
1
Конкурс рисунков
22
« День 8 марта»
1
Праздник
23
24
25
26
«Вверх по лестнице жизни».
« Знакомство с уголовным кодексом»
«Государство – это мы!».
«По каким правилам мы живем?».
1
1
1
1
Дискуссия
Диспут
Беседа
Диспут
27-28
« Жизнь прекрасна».
2
Конкурс рисунков
29
« Моя Родина – Россия»
1
Диспут
1
2
2
Праздник
Дискуссия
Конкурс рисунков
на асфальте
30
« Поклонимся великим тем годам»
31-32 « Мы - выпускники»
33-34 « Скоро лето»
Материально-технические средства
1. Телевизор.
2. Ноутбук
3. Доска