АДАПТИРОВАННАЯ ОСНОВНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ЛЕГКОЙ УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ (ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ) РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СОЦИАЛЬНОГО НАПРАВЛЕНИЯ «Мир профессий» (наименование курса) Срок освоения программы 1 год Разработчики: Самсонова Г.В. , заместитель директора по воспитательной работе 2022г. Пояснительная записка В настоящее время возникает проблема в выборе профессии не только у нормально развивающихся школьников, но и у лиц с ограниченными возможностями здоровья. В силу личностных особенностей выпускникам с интеллектуальными нарушениями очень сложно ориентироваться в условиях современного рынка труда, поэтому встает вопрос об актуальности этой проблемы. Некоторая часть выпускников идут на производство, выполняя там тяжелые неквалифицированные виды труда, но значительная доля выпускников получают профессиональное образование в специальных группах профессиональных училищ и техникумов. Однако, тем не менее, и те, и другие испытывают затруднения в последующем трудоустройстве, которые обуславливаются рядом факторов: психологической неготовностью к моменту перехода от обучения к сфере профессионального труда; отсутствием ясной жизненной перспективы, одной из причин которого является чувство социальной незащищенности; неадекватной самооценкой и недостаточно сформированной способностью оценки своих возможностей и способностей при определении профиля и содержания профессии; неспособностью адекватно учитывать влияние производственного микроклимата на человека и неготовность к преодолению определенных профессиональных трудностей и другие. Таким образом, существует ряд серьезных проблем, нерешенность которых препятствует профессиональной интеграции в общество лиц с интеллектуальными нарушениями. Очевидно, что в решении этой проблемы существенную роль может сыграть система организационно-методических и практических мероприятий по профессиональной ориентации, профотбору, профессиональному самоопределению учащихся коррекционного класса. Цель коррекционного класса не только предоставление информации о мире профессий и дающая основу профессиональной ориентации, но и способствующая личностному развитию учеников, формированию у них способности соотносить свои индивидуальнопсихологические особенности и возможности с требованиями профессии. Поэтому профориентационная работа в школе для детей с интеллектуальными нарушениями должна быть нацелена на актуализацию профессионального самоопределения учащихся. Важность правильного выбора профессии обусловлена рядом психологических причин. По существу, каждый человек нуждается в оценке и признании окружающих, ищет одобрения, любви и независимости. Одним из способов достижения этого является выбор такой профессии, которая выделяла бы его в глазах окружающих и принесла бы ему эмоциональное удовлетворение. Отождествление с профессией позволяет человеку найти себя, способствует его самореализации и самовыражению. Стремление достичь большого успеха в профессиональной деятельности является следствием высокого уровня самооценки и способствует утверждению чувства собственного достоинства. От того, насколько велик успех подростка в его собственных глазах и в глазах окружающих, зависит степень его удовлетворенности собой. Основная задача профориентации – подготовить учащихся к сознательному профессиональному самоопределению. Одним из важнейших условий, помогающих достичь этой цели, является раскрытие тех психологических и психофизиологических особенностей личности школьника, которые существенны для его будущей профессиональной деятельности. Именно здесь и важна роль системы профессиональных консультаций педагога – психолога. Выбор профессии происходит не мгновенно, а в течение длительного периода времени. Поэтому важно начинать проводить работу, направленную на профессиональное самоопределение, уже в подростковом возрасте. Основной целью создания данной программы является: Знакомство с профессиями и специальностями, рекомендуемыми для профессиональной подготовки и трудоустройства выпускников с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями); осознание учащимися своих личностных особенностей и соотнесение их с требованиями будущей профессии. Предлагаемый курс направлен на решение следующих задач: Формировать мотивацию и интерес к трудовой и учебной деятельности; расширять кругозор и осведомленность учащихся об основном содержании профессий; знакомить учащихся с основными требованиями профессий, основными орудиями труда; мотивировать личностный рост учащегося; создавать условия для сознательного выбора профессии; актуализировать чувства ответственности за совершаемый выбор; совершенствовать опыт межличностного взаимодействия и групповой сплоченности. Общая характеристика курса Программа курса создает психологическую основу для развития профессионального самосознания. Основная направленность занятий: знакомство с содержанием труда людей самых распространенных профессий, с правилами поведения в процессе трудовой деятельности; формирование мотивации и интереса к трудовой и учебной деятельности, стремление к общественнополезному труду; воспитание трудолюбия, старательности, аккуратности, настойчивости в доведении дела до конца; углубление знаний о требованиях профессии к человеку; коррекция самооценки и формирование представлений о дальнейшей жизненной перспективе; пропаганда профессий, наиболее востребованных обществом и доступных для выпускников с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) Программа реализуется в соответствии со следующими принципами выбора профессии обучающихся с интеллектуальными нарушениями: знание и учет умственных возможностей и способностей; знание требований профессии к человеку; умение соотносить свои возможности с профессиональными требованиями и требованиями рынка труда. Основные методы, используемые во время занятий: словесные (объяснение, разъяснение, рассказ, беседа); наглядные (наблюдение, иллюстрация, демонстрация через использование компьютерных систем); практические (упражнения, деловые игры, практические работы, экскурсии, общественно-полезный труд). Основные виды деятельности: тренинг, игры, дидактические игры, беседа, творческая работа, просмотр видеороликов, просмотр презентаций. Профориентационная программа основывается на ряде дидактических принципов: воспитывающая и развивающая направленность обучения; научность и доступность; систематичность и последовательность; связь обучения с жизнью; принцип наглядности; сознательность и активность учащихся; индивидуальный и дифференцированный подходы. Информационно-просветительское направление Цель этого направления – создать у учащихся максимально четкий и конкретный образ основных типов профессий. Это поможет в будущем сделать наиболее осознанный и осмысленный выбор. • «Консультационное направление» Подразумевает содействие выбору оптанта (человека, стоящего перед необходимостью профессионального выбора). Это содействие основывается на учете мотивов человека, его интересов, склонностей, личностных проблем или особенностей мировоззрения. Оно может включать в себя диагностический или информационный аспект, но может и не включать. • Обучающее (или формирующее) направление. В русле этого направления оптант воспринимается как носитель определенных компетенций, к числу которых относятся и следующие умения: умение анализировать мир профессий; умение анализировать свои возможности и ограничения в ситуации профессионального выбора; Описание места курса внеурочной деятельности в учебном плане Проведение занятий осуществляется во внеурочное время. Программа рассчитана на 5 лет обучения, т.е. с 5 по 9 классы по 1 час в неделю, 34 часа в год, 170 часов на 5 лет. Личностные и предметные результаты освоения курса Личностные результаты: формирование профессиональной Я – концепции; нахождение в профессиональном труде личностного смысла; развитие профессионального сознания и самосознания; обретение профессиональной идентичности; готовности к самостоятельному решению своих проблем, т.е. готовности к самоопределению; развитие адекватных представлений о собственных возможностях; гражданской идентичности; формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир; формирование уважительного отношения к иному мнению; овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире; развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов; формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям. Предметные результаты Программа определяет два уровня овладения предметными результатами: минимальный и достаточный. Достаточный уровень овладения предметными результатами не является обязательными для всех обучающихся. Минимальный уровень является обязательным для большинства обучающихся с умственной отсталостью. Результатом реализации данной программы может считаться не столько успешное освоение им образовательной программы по предметам, сколько освоение жизненно значимых компетенций: Минимальный уровень: знать свои способности и возможности; знать основные правила выбора профессии; владеть основными понятиями в вопросах профориентации; иметь представления об индивидуальных особенностях личности; иметь представление о мире доступных профессий; знать виды профессий; знать об учебных заведениях, предоставляющих возможность получения профессии. Достаточный уровень: адекватно оценивать свои возможности и соотносить их с выбором профессии; ориентироваться в мире профессий и соотносить требования профессии со своими интересами, склонностями и способностями; иметь представление о повышении квалификации и профессионального роста; иметь представление о состоянии рынка труда. Содержание курса внеурочной деятельности Вводное. Правила работы в группе. (1) Обсуждение цели и задач данного курса. Совместно создаем правила работы в группе. Что я знаю о себе? (8) Что я знаю о себе. Что такое характер? Беседа по вопросам. Эмоциональное состояние и приемы саморегуляции. Научиться распознавать эмоциональное состояние окружающих. Дидактическая игра «Узнай эмоцию». Память и внимание в профессиональной деятельности. Внимание и память в выборе профессии. Игра на внимание «Муха» Склонность и интересы в выборе профессии. Диагностическая игра «Моя будущая профессия». Расширение у детей знаний об основах выбора профессии, о мире профессионального труда. Профессиональные качества личности. Игра соотнесение профессии со школьными предметами. Что я знаю о мире профессий? (25) Что я знаю о мире профессий. Путешествие в мир профессий сельского хозяйства. Знакомство с сельскохозяйственными профессиями. Рисование по теме. У бабушки в деревне. Знакомство с трудом людей в деревне. Дидактическая игра «Назови профессию». Отгадывание стихов-загадок. Ловись рыбка. Знакомство с многообразием профессий. Рисование по теме. Труженики леса. Знакомство с многообразием профессий. Знакомство с профессией лесника, лесничего, развитие интереса к миру профессий. Хлеб – всему голова. Формирование представлений о том, как хлеб пришел к нам на стол; обратить внимание на содержание труда людей, на их слаженность и взаимопомощь в работе, на механизацию труда. Играпутешествие «От зернышка до хлеба». Профессия «овощевод». Знакомство с профессией «Овощевод». Просмотр мультфильмов по теме. Знакомьтесь. Агроном. Расширять кругозор детей, знаниями о профессиях работников сельского хозяйства. Игра «Разговор директора и агронома». Профессия «цветовод». Знакомство с профессий «Цветовод». Практическое занятие по уходу за комнатными растениями. В магазине. Знакомство с профессией «продавец». Экскурсия в магазин. В библиотеке. Знакомство с профессией «библиотекарь». Экскурсия в библиотеку. Сборщик обуви. Знакомство с профессией «сборщик обуви». Изготовление башмачка. Весёлая портняжка. Знакомство с профессией «портной». Экскурсия в кабинет технологии Штукатур-маляр. Знакомство с профессией «Штукатур - маляр». Мастер – класс «Волшебная кисточка». «Что мы узнали о профессиях». Подведение итогов по курсу внеурочной деятельности. Игра «Узнай профессию». Тематическое планирование № Тема Количество часов Вводное занятие. Правила работы в группе. 1 Вводное занятие. Правила 1 работы в группе. Что я знаю о себе? (8) 2 Что я знаю о себе. Что такое 1 характер? 3 Эмоциональное 1 состояние и приемы саморегуляции 4 Память и внимание в 1 профессиональной деятельности 5 Склонность и интересы 1 в выборе профессии 6-7 Профессиональные 2 качества личности Что я знаю о мире профессий? (25) 8 Что я знаю о мире 1 профессий 9-10 Путешествие в мир 2 профессий сельского хозяйства. 10-11 У бабушки в деревне. 2 12-13 Ловись рыбка. 2 14 Что я знаю о мире 1 профессий. 15 Путешествие в мир 1 профессий сельского хозяйства. 16-17 У бабушки в деревне. 2 18 Ловись рыбка. 1 19 Труженики леса. 1 20-21 Хлеб – всему голова. 2 Виды деятельности Беседа Беседа Игра Игра Игра Игра Рисование теме. Игра Игра Беседа Рисование теме Игра Игра Игра Беседа Игра по по 22 Профессия «овощевод». 1 23 24 Знакомьтесь. Агроном. Профессия «цветовод». 1 1 25-26 В магазине. 27-28 В библиотеке. 29-30 Сборщик обуви. 2 2 2 31-32 Весёлая портняжка. 33 Штукатур-маляр. 34 «Что мы узнали профессиях» 2 1 1 о Просмотр мультфильмов Беседа Практическое занятие Экскурсия Экскурсия Практическое занятие Экскурсия Мастер-класс Игра