Мир профессий

АДАПТИРОВАННАЯ ОСНОВНАЯ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ОСНОВНОГО
ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ЛЕГКОЙ УМСТВЕННОЙ
ОТСТАЛОСТЬЮ (ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМИ
НАРУШЕНИЯМИ)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
СОЦИАЛЬНОГО НАПРАВЛЕНИЯ
«Мир профессий»
(наименование курса)
Срок освоения программы 1 год

Разработчики: Самсонова Г.В. ,
заместитель директора по воспитательной работе

2022г.

Пояснительная записка
В настоящее время возникает проблема в выборе профессии не
только у нормально развивающихся школьников, но и у лиц с
ограниченными возможностями здоровья. В силу личностных
особенностей выпускникам с интеллектуальными нарушениями очень
сложно ориентироваться в условиях современного рынка труда,
поэтому встает вопрос об актуальности этой проблемы.
Некоторая часть выпускников идут на производство, выполняя
там тяжелые неквалифицированные виды труда, но значительная доля
выпускников получают профессиональное образование в специальных
группах профессиональных училищ и техникумов. Однако, тем не
менее, и те, и другие испытывают затруднения в последующем
трудоустройстве, которые обуславливаются рядом факторов:
психологической неготовностью к моменту перехода от обучения к
сфере профессионального труда; отсутствием ясной жизненной
перспективы, одной из причин которого является чувство социальной
незащищенности; неадекватной самооценкой и недостаточно
сформированной способностью оценки своих возможностей и
способностей при определении профиля и содержания профессии;
неспособностью адекватно учитывать влияние производственного
микроклимата на человека и неготовность к преодолению
определенных профессиональных трудностей и другие.
Таким образом, существует ряд серьезных проблем,
нерешенность которых препятствует профессиональной интеграции в
общество лиц с интеллектуальными нарушениями.
Очевидно, что в решении этой проблемы существенную роль
может сыграть система организационно-методических и практических
мероприятий по профессиональной ориентации, профотбору,
профессиональному самоопределению учащихся коррекционного
класса. Цель коррекционного класса не только предоставление
информации о мире профессий и дающая основу профессиональной
ориентации, но и способствующая личностному развитию учеников,
формированию
у
них
способности
соотносить
свои
индивидуальнопсихологические особенности и возможности с
требованиями профессии.
Поэтому профориентационная работа
в
школе
для детей
с интеллектуальными нарушениями должна

быть нацелена на актуализацию профессионального самоопределения
учащихся.
Важность правильного выбора профессии обусловлена рядом
психологических причин. По существу, каждый человек нуждается в
оценке и признании окружающих, ищет одобрения, любви и
независимости. Одним из способов достижения этого является выбор
такой профессии, которая выделяла бы его в глазах окружающих и
принесла бы ему эмоциональное удовлетворение. Отождествление с
профессией позволяет человеку найти себя, способствует его
самореализации и самовыражению. Стремление достичь большого
успеха в профессиональной деятельности является следствием
высокого уровня самооценки и способствует утверждению чувства
собственного достоинства.
От того, насколько велик успех подростка в его собственных
глазах и в глазах окружающих, зависит степень его
удовлетворенности собой.
Основная задача профориентации – подготовить учащихся к
сознательному профессиональному
самоопределению.
Одним
из
важнейших
условий,
помогающих
достичь этой цели, является раскрытие тех психологических и
психофизиологических особенностей личности школьника, которые
существенны для его будущей профессиональной деятельности.
Именно здесь и важна роль системы профессиональных консультаций
педагога – психолога.
Выбор профессии происходит не мгновенно, а в течение
длительного периода времени. Поэтому важно начинать проводить
работу, направленную на профессиональное самоопределение, уже в
подростковом возрасте.
Основной целью создания данной программы является:
Знакомство
с
профессиями
и
специальностями,
рекомендуемыми
для
профессиональной
подготовки
и
трудоустройства
выпускников
с
умственной
отсталостью
(интеллектуальными нарушениями); осознание учащимися своих
личностных особенностей и соотнесение их с требованиями будущей
профессии.
Предлагаемый курс направлен на решение следующих
задач:
Формировать мотивацию и интерес к трудовой и учебной
деятельности; расширять кругозор и осведомленность учащихся об
основном содержании профессий; знакомить учащихся с основными

требованиями профессий, основными орудиями труда; мотивировать
личностный рост учащегося; создавать условия для сознательного
выбора профессии; актуализировать чувства ответственности за
совершаемый выбор; совершенствовать опыт межличностного
взаимодействия и групповой сплоченности.
Общая характеристика курса
Программа курса создает психологическую основу для
развития профессионального самосознания. Основная направленность
занятий: знакомство с содержанием труда людей самых
распространенных профессий, с правилами поведения в процессе
трудовой деятельности; формирование мотивации и интереса к
трудовой и учебной деятельности, стремление к общественнополезному труду;
воспитание
трудолюбия,
старательности,
аккуратности, настойчивости в доведении дела до конца; углубление
знаний о требованиях профессии к человеку; коррекция самооценки и
формирование представлений о дальнейшей жизненной перспективе;
пропаганда профессий, наиболее востребованных обществом и
доступных
для
выпускников
с
умственной
отсталостью
(интеллектуальными нарушениями)
Программа реализуется в соответствии со следующими
принципами выбора профессии обучающихся с интеллектуальными
нарушениями: знание и учет умственных возможностей и
способностей; знание требований профессии к человеку; умение
соотносить свои возможности с профессиональными требованиями и
требованиями рынка труда.
Основные методы, используемые во время занятий: словесные
(объяснение, разъяснение, рассказ, беседа); наглядные (наблюдение,
иллюстрация, демонстрация через использование компьютерных
систем); практические (упражнения, деловые игры, практические
работы, экскурсии, общественно-полезный труд).
Основные виды деятельности: тренинг, игры, дидактические
игры, беседа, творческая работа, просмотр видеороликов, просмотр
презентаций.
Профориентационная программа основывается на ряде
дидактических принципов: воспитывающая и развивающая
направленность обучения; научность и доступность; систематичность
и последовательность; связь обучения с жизнью; принцип
наглядности; сознательность и активность учащихся; индивидуальный
и дифференцированный подходы.

Информационно-просветительское направление
Цель этого направления – создать у учащихся максимально
четкий и конкретный образ основных типов профессий. Это поможет в
будущем сделать наиболее осознанный и осмысленный выбор.
•
«Консультационное направление»
Подразумевает содействие выбору оптанта (человека, стоящего
перед необходимостью профессионального выбора). Это содействие
основывается на учете мотивов человека, его интересов, склонностей,
личностных проблем или особенностей мировоззрения. Оно может
включать в себя диагностический или информационный аспект, но
может и не включать.
•
Обучающее (или формирующее) направление.
В русле
этого направления
оптант
воспринимается как носитель определенных компетенций, к
числу которых относятся и следующие умения:
умение анализировать мир профессий;
умение анализировать свои возможности и ограничения в
ситуации
профессионального выбора;
Описание места курса внеурочной деятельности в
учебном плане
Проведение занятий осуществляется во внеурочное время.
Программа рассчитана на 5 лет обучения, т.е. с 5 по 9 классы по 1 час
в неделю, 34 часа в год, 170 часов на 5 лет.
Личностные и предметные результаты освоения курса
Личностные результаты:
формирование профессиональной Я – концепции;
нахождение
в профессиональном труде личностного
смысла;
развитие профессионального сознания и самосознания;
обретение профессиональной
идентичности;
готовности к
самостоятельному решению своих проблем, т.е. готовности к
самоопределению;
развитие адекватных представлений о собственных
возможностях;

гражданской
идентичности; формирование
целостного,
социально ориентированного взгляда на мир;
формирование уважительного отношения к иному
мнению;
овладение начальными навыками адаптации в динамично
изменяющемся и развивающемся мире;
развитие навыков сотрудничества с взрослыми и
сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать
конфликтов;
формирование установки на безопасный, здоровый образ
жизни, наличие мотивации к труду, работе на результат, бережному
отношению к материальным и духовным ценностям.
Предметные результаты
Программа определяет два уровня овладения предметными
результатами:
минимальный и достаточный. Достаточный уровень овладения
предметными результатами не является обязательными для всех
обучающихся. Минимальный уровень является обязательным для
большинства обучающихся с умственной отсталостью.
Результатом реализации данной программы может считаться не
столько успешное освоение им образовательной программы по
предметам, сколько освоение жизненно значимых компетенций:
Минимальный уровень: знать свои способности и
возможности; знать основные правила выбора профессии; владеть
основными понятиями в вопросах профориентации; иметь
представления об индивидуальных особенностях
личности; иметь представление о мире доступных профессий; знать
виды профессий; знать об учебных заведениях,
предоставляющих
возможность получения профессии.
Достаточный
уровень:
адекватно
оценивать
свои
возможности и соотносить их с выбором профессии; ориентироваться
в мире профессий и соотносить требования профессии со своими
интересами, склонностями и способностями; иметь представление о
повышении квалификации и профессионального роста; иметь
представление о состоянии рынка труда.
Содержание курса внеурочной деятельности
Вводное. Правила работы в группе. (1)
Обсуждение цели и задач данного курса. Совместно создаем
правила работы в группе.
Что я знаю о себе? (8)

Что я знаю о себе. Что такое характер? Беседа по вопросам.
Эмоциональное состояние и приемы саморегуляции. Научиться
распознавать эмоциональное состояние окружающих. Дидактическая
игра «Узнай эмоцию».
Память и внимание в профессиональной деятельности.
Внимание и память в выборе профессии. Игра на внимание «Муха»
Склонность и интересы в выборе профессии. Диагностическая игра
«Моя будущая профессия». Расширение у детей знаний об основах
выбора профессии, о мире профессионального труда.
Профессиональные качества личности.
Игра соотнесение профессии со школьными предметами.
Что я знаю о мире профессий? (25)
Что я знаю о мире профессий.
Путешествие в мир профессий сельского хозяйства. Знакомство с
сельскохозяйственными профессиями. Рисование по теме.
У бабушки в деревне. Знакомство с трудом людей в деревне. Дидактическая
игра «Назови профессию». Отгадывание стихов-загадок.
Ловись рыбка. Знакомство с многообразием профессий. Рисование по теме.
Труженики леса. Знакомство с многообразием профессий. Знакомство с
профессией лесника, лесничего, развитие интереса к миру профессий.
Хлеб – всему голова. Формирование представлений о том, как хлеб пришел к
нам на стол; обратить внимание на содержание труда людей, на их
слаженность и взаимопомощь в работе, на механизацию труда. Играпутешествие «От зернышка до хлеба».
Профессия «овощевод». Знакомство с профессией «Овощевод». Просмотр
мультфильмов по теме.
Знакомьтесь. Агроном. Расширять кругозор детей, знаниями о профессиях
работников сельского хозяйства. Игра «Разговор директора и агронома».
Профессия «цветовод». Знакомство с профессий «Цветовод». Практическое
занятие по уходу за комнатными растениями.
В магазине. Знакомство с профессией «продавец». Экскурсия в магазин.
В библиотеке. Знакомство с профессией «библиотекарь». Экскурсия в
библиотеку.
Сборщик обуви. Знакомство с профессией «сборщик обуви». Изготовление
башмачка.
Весёлая портняжка. Знакомство с профессией «портной». Экскурсия в
кабинет технологии
Штукатур-маляр. Знакомство с профессией «Штукатур - маляр». Мастер –
класс «Волшебная кисточка».
«Что мы узнали о профессиях». Подведение итогов по курсу
внеурочной деятельности. Игра «Узнай профессию».

Тематическое планирование
№

Тема

Количество
часов
Вводное занятие. Правила работы в группе.
1
Вводное занятие. Правила 1
работы в группе.
Что я знаю о себе? (8)
2
Что я знаю о себе. Что такое 1
характер?
3
Эмоциональное
1
состояние и приемы
саморегуляции
4
Память и внимание в
1
профессиональной
деятельности
5
Склонность и интересы
1
в выборе профессии
6-7
Профессиональные
2
качества личности
Что я знаю о мире профессий? (25)
8
Что я знаю о мире
1
профессий
9-10 Путешествие в мир
2
профессий
сельского
хозяйства.
10-11 У бабушки в деревне.
2
12-13 Ловись рыбка.
2
14
Что я знаю о мире
1
профессий.
15
Путешествие в мир
1
профессий
сельского
хозяйства.
16-17 У бабушки в деревне.
2
18
Ловись рыбка.
1
19
Труженики леса.
1
20-21 Хлеб – всему голова.
2

Виды
деятельности
Беседа

Беседа
Игра

Игра

Игра
Игра

Рисование
теме.
Игра

Игра
Беседа
Рисование
теме
Игра

Игра
Игра
Беседа
Игра

по

по

22

Профессия «овощевод».

1

23
24

Знакомьтесь. Агроном.
Профессия «цветовод».

1
1

25-26 В магазине.
27-28 В библиотеке.
29-30 Сборщик обуви.

2
2
2

31-32 Весёлая портняжка.
33
Штукатур-маляр.
34
«Что мы узнали
профессиях»

2
1
1

о

Просмотр
мультфильмов
Беседа
Практическое
занятие
Экскурсия
Экскурсия
Практическое
занятие
Экскурсия
Мастер-класс
Игра


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

ВНИМАНИЕ!

Срок действия лицензии на использования программного обеспечения окончен 27.03.2024.
Для получения информации с сайта свяжитесь с Администрацией образовательной организации по телефону 8(81458)2-09-01

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».