рабочая программа чтение (вариант 4.3)

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Предмет «Чтение» является одним из наиболее важных общеобразовательных
предметов в начальной школе. Обучение грамоте у слабовидящих детей с лёгкой
умственной отсталостью направлено на формирование навыка чтения, развитие речевых
умений, обогащение и активизацию словаря, совершенствование фонематического слуха.
Ценностные ориентиры содержании учебного предмета
«Чтение» как учебный предмет в начальной школе имеет большое значение в
решении задач не только обучения, но и воспитания. На этих уроках обучающиеся
знакомятся с художественными произведениями, нравственный потенциал которых очень
высок. Таким образом, в процессе полноценного восприятия художественного
произведения формируется духовно-нравственное воспитание и развитие обучающихся
начальных классов. Литературное чтение как вид искусства знакомит обучающихся с
нравственно-эстетическими ценностями своего народа и человечества и способствует
формированию
личностных
качеств,
соответствующих
национальным
и
общечеловеческим ценностям.
На уроках литературного чтения продолжается развитие техники чтения,
совершенствование качества чтения, особенно осмысленности. Читая и анализируя
произведения, ребёнок задумывается над вечными ценностями: добром, справедливостью,
правдой и т. д. Огромную роль при этом играет эмоциональное восприятие произведения,
которое формирует эмоциональную грамотность. Система духовно-нравственного
воспитания и развития, реализуемая в рамках урока литературною чтения, формирует
личностные качества человека, характеризующие его отношение к другим людям, к
Родине.
Цель:
научить детей читать доступный их пониманию текст вслух и про себя,
осмысленно воспринимать его содержание, уметь поделиться впечатлением о
прочитанном, пересказывать текст.
Задачи:
• научить школьников правильно и осмысленно читать доступный их пониманию
текст;
• повысить уровень общего и речевого развития учащихся, научить
последовательно и правильно излагать свои мысли в устной форме;
• формировать нравственные качества учащихся, читательскую
Требования к знаниям, умениям, навыкам учащихся по чтению
1-2 классы
1
уровень
Обучающиеся должны уметь:
□
различать звуки на слух и в произношении:
□
анализировать слова по звуковому составу, составлять слова из букв и
слогов разрезкой азбуки;
□
плавно читать по слогам слова, предложения, короткие тексты:
□
отвечать на вопросы по содержанию прочитанного и по иллюстрациям к
тексту;
□
слушать небольшую сказку, загадку, стихотворение, рассказ;
□
отвечать на вопросы по содержанию прослушанного или иллюстрациям к
тексту;
□
писать строчные и прописные буквы;
□
списывать с классной доски и с букваря прочитанные и разобранные слова и

предложения.
Учащиеся должны знать:
□
наизусть 3-4 коротких стихотворения или четверостишия, разученных
с голоса учителя.
2
уровень
Учащиеся должны уметь:
□
различать звуки па слух и в произношении (повтор после произнесения
учителем);
□
анализировать слова по звуковому составу, составлять слова из букв и
слогов разрезной азбуки (под руководством учителя);
□
соотносить букву со звуком, сливать буквы в слоги;
□
плавно читать по слогам слова, предложения, короткие тексты (повтор после
произнесения учителем);
□
отвечать на вопросы по содержанию прочитанного и по иллюстрациям к
тексту (с использованием опорных слов);
□
слушать небольшую сказку, загадку, стихотворение, рассказ;
□
отвечать на вопросы по содержанию прослушанного или иллюстрациям к
тексту (с использованием опорных слов);
D писать строчные и прописные буквы (под руководством учителя, использование
карточки с изученными буквами):
□
списывать с классной доски и с букваря прочитанные и разобранные слова и
предложения (использование карточки с изученными буквами, карточки с
индивидуальным заданием).
Учащиеся должны знать:
С наизусть 1 2 коротких стихотворения или четверостишия, разученных с голоса
учителя (допускается проговаривание учителем начала слова, слова).

3 класс
1 уровень
Учащиеся должны уметь:
□
слушать небольшую сказку, рассказ, стихотворение, загадку;
□
читать по слогам короткие тексты;
□
по вопросам учителя и по иллюстрациям рассказывать, о чем читали или
слушали.
Учащиеся должны знать:
наизусть 3—5 коротких стихотворений, отчетливо читать их перед классом.
2 уровень
Учащиеся должны уметь:
□
слушать небольшую сказку, рассказ, стихотворение, загадку;
□
читать по слогам короткие тексты (помощь учителя);
□
по вопросам учителя и по иллюстрациям рассказывать, о чем читали или
слушали (с использованием опорных слов).
Учащиеся должны знать:
наизусть 2-3 коротких стихотворений, отчетливо читать их перед классом
(четверостишия, допускается проговаривание учителем начала слова, слова).
4 класс
1 уровень
Учащиеся должны уметь:

□
трудные по смыслу и по слоговой структуре слова читать по слогам;
отвечать на вопросы по прочитанному;
□
осознанно и правильно читать текст вслух целыми словами после работы
над ним под руководством учителя;
□
высказывать свое отношение к поступку героя, событию;
□
пересказывать содержание прочитанного:
□
устно рассказывать на темы, близкие интересам учащихся.
Учащиеся должны знать:
□
наизусть 5—8 стихотворений.
2 уровень
Учащиеся должны уметь:
□
осознанно и правильно читать текст вслух целыми словами после работы
над ним под руководством учителя (допускается слоговое чтение, с пояснением смысла)
□
трудные по смыслу и по слоговой структуре слова читать по слогам (повтор
после произнесения учителем);
□
отвечать на вопросы по прочитанному (использование опорных слов,
иллюстрации);
□
высказывать свое отношение к поступку героя, событию (под руководством
учителя);
□
пересказывать содержание прочитанного (по наводящим вопросам учителя);
□
устно рассказывать на темы, близкие интересам учащихся (по наводящим
вопросам учителя).
Учащиеся должны знать:
□
наизусть 3-5 коротких стихотворений (допускается проговаривание
учителем начала слова, слова).
5 класс
1 уровень
Учащиеся должны уметь:
□
соблюдать паузы между предложениями, придерживаться необходимой
интонации;
□
осознанно и правильно читать текст вслух целыми словами после работы
над ним под руководством учителя;
□
читать текст «про себя»;
□
выделять главную мысль произведения;
□
делить текст на части по данным заглавиям;
□
выделять главных действующих лиц, оценивать их поступки;
□
высказывать свое отношение к поступку героя, событию;
□
пересказывать содержание прочитанного;
□
устно рассказывать на темы, близкие интересам учащихся.
Учащиеся должны знать:
□
наизусть 8 - 10 стихотворений.
2 уровень
Учащиеся должны уметь:
□
читать текст вслух целыми словами, допускается чтение по слогам;
□
отвечать на вопросы по прочитанному (использование опорных слов,
иллюстрации);
□
высказывать свое отношение к поступку героя, событию (под руководством
учителя);

□

пересказывать содержание прочитанного (по наводящим вопросам учителя);

□
устно рассказывать на темы, близкие интересам учащихся (по наводящим
вопросам учителя).
Учащиеся должны знать:
□
наизусть 5-6 коротких стихотворений (допускается проговаривание
учителем начала слова, слова).
К окончанию 5 класса ребенок с ОВЗ, с легкой умственной отсталостью, научится:
• читать (овладеет техникой чтения, приемами понимания прочитанного и
прослушанною произведения);
• самостоятельно выбирать интересующую ученика литературу;
• пересказывать несложные по содержанию тексты;
• передавать содержание текста по плану, составлять небольшие тексты
повествовательного характера с элементами рассуждения и описания;
• читать наизусть стихотворные произведения, выступать перед знакомой
аудиторией (сверстниками, родителями, педагогами) с небольшими сообщениями;
1-2 классы
Личностные результаты
• оценивать поступки людей, жизненные ситуации с точки зрения общепринятых
норм и ценностей; оценивать конкретные поступки как хорошие или плохие;
• понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;
Регулятивные УУД:
• определять и формировать цель деятельности на уроке с помощью учителя;
• проговаривать последовательность действий на уроке с помощью учителя;
• учиться работать по предложенному учителем плану
Познавательные УУД:
• ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в условных
обозначениях);
находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрация, с помощью учителя;
Коммуникативные УУД:
• оформлять свои мысли в устной (на уровне предложения или небольшого
текста);
• слушать и понимать речь других;
• договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения
и общения и следовать нм;
• учиться работать в группе;
3 класс
Личностные результаты
 оценивать поступки людей, жизненные ситуации с точки зрения
общепринятых норм и ценностей;
 оценивать конкретные поступки как хорошие или плохие;
 эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции: понимать эмоции
других людей, сочувствовать, сопереживать;
 высказывать своё отношение к героям прочитанных произведений, к их
поступкам.
Регулятивные УУД:
 определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью
учителя;
 проговаривать последовательность действий на уроке с помощью учителя:

учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с
иллюстрацией учебника;
 учиться работать по предложенному учителем плану
Познавательные УУД:
 ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в условных
обозначениях), в словаре;
 находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях с помощью учителя;
делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;
Коммуникативные УУД:
 оформлять свои мысли в устной форме (на уровне предложения или
небольшого текста);
 слушать и понимать речь других;
 выразительно читать и пересказывать текст
•
5 класс
Личностные результаты

умения и качества: - эмоциональность; умение осознавать и определять
(называть) свои эмоции;

умение осознавать и определять эмоции других людей; сочувствовать
другим людям, сопереживать чувство прекрасного - умение воспринимать красоту
природы, бережно относиться ко всему живому;

чувствовать
красоту
художественного
слова,
стремиться
к
совершенствованию собственной речи: любовь и уважение к Отечеству, его языку,
культуре, истории;

понимание
ценности
семьи,
чувства
уважения,
благодарности,
ответственности но отношению к свои близким;

интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении;

наличие собственных читательских приоритетов и уважительное отношение
к предпочтениям других людей;

ориентация в нравственном содержании и смысле поступков - своих и
окружающих людей;

этические чувства - совести, вины, стыда - как регуляторы морального
поведения.
Регулятивные УУД:

совместно с учителем формулировать тему и цели урока;

составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;

работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою
деятельность;
Познавательные УУД:

пользоваться разными видами чтения: изучающим, просмотровым,
ознакомительным:

извлекать информацию, представленную в разных формах (сплошной текст;
не сплошной текст - иллюстрация, таблица, схема);

перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую
(состав л ять план, таблицу, схему), пользоваться словарями;

строить рассуждения;
Коммуникативные УУД:
 оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой
ситуации;
 владеть монологической и диалогической формами речи, высказывать свою
точку зрения;
 слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения;






договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
задавать вопросы, договариваться с одноклассниками совместно с учителем
о правилах поведения и общения и следовать им;
учиться работать в паре, группе;
выполнять различные роли (лидера исполнителя).

Содержание
1-2 классы
Добукварный период
1. Знакомство с классом и школой, с режимом дня.
Беседы о том, что находится в классе. Беседы на темы «Порядок в классе»,
«Учитель и ученики». «Имя и отчество учителя», «Имена и фамилии учеников»,
«Ученики и учителя других классов», «Перемены в школе, их назначение», «Я и моя
семья», «Окружающий меня мир», «Фрукты и овощи», «Игрушки и школьные
принадлежности».
2. Привитие учащимся навыков учебной деятельности: умения правильно сидеть
за партой, вставать, слушать объяснения и указания учителя, поднимать руку при желании
что-то сказать, просить разрешения выйти из класса.
3. Изучение уровня общего развития и подготовленности обучающихся к
обучению грамоте в процессе фронтальной и индивидуальной работы.
4. Развитие устной речи обучающихся: формирование умения выполнять простые
поручения по словесному заданию, внятно выражать свои просьбы и желания, слушать
сказки и рассказы в устной передаче учителя, разучивать короткие и понятные
стихотворения с голоса учителя, пересказывать сказки с помощью учителя по
иллюстрациям и вопросам, называть слова по предметным картинкам, составлять простые
предложения по своим практическим действиям, по картинкам и вопросам.
5. Уточнение и развитие слухового восприятия обучающихся. Развитие речевого
слуха, формирование фонематического восприятия. Различение звуков в окружающей
действительности. Различение звуков и простых звукосочетаний в речи в связи
наблюдениями окружающей действительности и играми. Выработка у учащихся умения
отчётливо повторять произносимые учителем слова и фразы, практически различать
слова, сходные по звуковому составу (жук-лук, стол-стул, палка-лапка). Деление простого
предложения на слова. Деление простых по структуре слов на слоги. Выделение из слов
некоторых гласных и согласных звуков (а, у, м и др.), различение их в словах.
6. Уточнение и развитие зрительного восприятия обучающихся. Различение
наиболее распространённых цветов. Восприятие и воспроизведение простейших
комбинаций из прямых линий и фигур путем подбора их дубликатов из палочек или
бумажных полосок разного цвета (зрительный диктант). Конструирование простых,
хорошо знакомых детям предметов (домик, столик, скамейка, лесенка, забор, оконная
рама, ёлочка и др.) Выработка у обучающихся умения показывать и называть изображения
предметов в последовательном порядке (слева направо, в горизонтальном положении).
Букварный период
Практическое знакомство с гласными и согласными звуками.
1-й этап. Изучение звуков и букв: а, у, о, и, е, ё.
Правильное и отчетливое произношение изучаемых звуков, различение их в начале
и в конце слова.
Образование из усвоенных звуков и букв слов (ау, уа, аи, уи и др.), чтение этих
слов с протяжным произношением.
Образование и чтение открытых и закрытых двух звуковых слогов, сравнение их.
Составление и чтение слов из этих слотов.
2-й этап. Повторение пройденных звуков и букв и изучение новых: ш, н, л, ы,
р. Соотнесение звуков с соответствующими буквами, определение местонахождения их в

словах (в начале или в конце).
Образование открытых и закрытых двух звуковых слогов из вновь изученных
звуков, чтение этих слогов протяжно к слитно.
Составление и чтение слов из двух усвоенных слоговых структур (ма-ма. мы-ла).
Образование и чтение трехбуквенных слов, состоящих из одного закрытого слога (сом).
3-й этап. Повторение пройденных звуков и букв, изучение новых: к. л, н, з.
Подбор слов с заданным звуком и определение его нахождения в словах.
Образование и чтение открытых и закрытых слогов с твердыми и мягкими согласными в
начале слога (па, ли, лук. вил).
Составление и чтение слов из усвоенных слоговых структур (пи-ла, со-ло-ма, горка, пар-та, ко-тик).
Чтение предложений из двух - трёх слов.
Устная речь
Организованное участие в общей беседе (умение слушать вопрос, отвечать на него,
используя слова вопроса: говорить отчетливо, не торопясь, нс перебивая друг друга).
Составление простых нераспространённых предложений на основе демонстрируемого
действия и действия, изображённого на картинке; добавление к ним одного
пояснительного слова по вопросам чем? что? куда? где? Правильное употребление форм
знакомых слов в разговорной речи.
•
Использование предлогов: В. НА и некоторых наиболее употребительных
наречий (хорошо - плохо, близко - далеко).
•
Подготовка к связному высказыванию в виде ответов на 2-3 вопроса.
•
Повторение пройденного за год.
3 класс
Зазвенел звонок - начался урок.
Осень в школе. По Н. Саксонской. Экскурсия. «Я могу считать до ста...» Р. Ссф.
Где лево, где право. По В. Берестову.
Школьные слова. По В. Драгунскому. Я учусь писать. По М. Яснову.
«Таня знала буквы...» Д. Толстой. В школе. По К. Ушинскому Мы дежурим. По В.
Викторову. Про то, для кого Вовка учится. По В. Голявкину Физкультура. По Э.
Мошковской Пятёрка. По Р. Сефу.
Всякой вещи своё место. По К. Ушинскому. Три плюс пять. М. Юдалсвич. Первый
урок. По В. Голявкину. Уроки. По В. Драгунскому. Давайте складывать слова. Г. Мямлип.
Школьные загадки.
Обобщающий урок но теме «Зазвенел звонок - начался урок».
Осенние страницы.
Художник - Осень. По Г. Скребицкому. Экскурсия
В эту осень. (Отрывок) С. Котлов Падают, падают листья...
М. Ивенссн. Здравствуй, осень. В. Викторов. В октябре. По А. Митяеву. Верная
примета. Г Ладонщнков. Народные приметы. Когда шубу носить? А. Степанов.
Белки. По И. Соколову - Микитову. Белкина кладовка. Б. Благинина Кто сажает
лес. По Г. Снегирёву. Почему ноябрь пегий. Осенние загадки. Обобщающий урок но теме
«Осенние страницы».
Сказка за сказкой
Русские народные сказки. Сказки разных народов. Верши и корешки Лиса и
кувшин. Рак и лиса. Старик и ада медвежонка. (Ингушская сказка). Заяц и черепаха. Волк
н лошадь. (Румынская сказка). Добрый крестьянин. Обобщающий урок но теме «Сказка за
сказкой».
Мир животных.
Кто любит собак... Р. Сеф. Барашек (Английская народная песенка). Загадка.

Кролик. В. Лифшиц. Лапки. Ю. Коронец. Котёнок. Е. Благинина. Собака. А. Барто. Ёж. Е.
Чарушин. Живой букет. Я. Агафова. Медвежонок. По Г. Снегиреву.
Лисья нора По Соколову - Микитову. Кто? С. Чёрный. Бобрёнок. По Г. Снегирёву.
Бобрёнок. По Г. Снегирёву. Детский дом. С. Маршак. Животные. Р. Зелёная. С.
Иванов. Животные. Р. Зелёная, С. Иванов. Загадки о животных.
Обобщающий урок но теме «Мир животных».
Птицы наши друзья.
Соловей. По Соколову - Микитову. Ворон. Г. Снегирёв. Спор на скворечне. I’.
Ладонщиков. Пылесос. По Н. Сладкову. Пылесос. По Н. Сладкову. Птичка. По В.
Голявкину. Птичка. По В. Голявкину. Птичьи загадки. Обобщающий урок по теме «Птицы
- наши друзья».
Зимние страницы.
По ягоды на лыжах. II. Егоров. Снег идёт. По Л. Воронковой. Экскурсия. Озорные
снежинки. Л. Наппельбаум. Сёмка и мороз. По Ь. Кузнецовой. Белая страница. С. Маршах.
Книга зимы, В. Бланки. Что это было? Д. Хармс. Зайчик и рябина. В. Сухомлинский.
Зимний запас. По II. Сладкову. Наши друзья. Г. Лидоншиков.
Все мы делаем своими руками.
Знают мамы, знают дети. (Немецкая народная пссепка). Вот какие наши руки. А.
Гарф. Белоручки. В. Голышкин. Своими руками. В. Осеева. Десять помощников. М.
Коцюбинский. Первая рыбка. Е. Пермяк. Кукла и Катя. Г. Ладонщиков. Разговор о
технике. Е. Серова. Странное дело. И. Машин. Вкусный пирог. По П. Тихонову. Вкусный
пирог. По П. Тихонову. Мы вдвоём. Г. Глушнев Подходящая вещь. По В. Голявкину.
Танечка-хозяйка. М. Глазков. Доктор Петрова. М. Моисеева. Мамина работ. По Б.
Пермяку. Загадки о наших помощниках. Обобщающий урок по теме «Всё мы сделаем
сами и своими руками».
Буду делать хорошо и не буду плохо.
Подружки. А. Кузнецова. Рыцари. А. Барто. Жалейкин пруд. Н. Сладхов. Страшная
история. Р. Зелёная, С. Иванов. Хитрое яблоко. По Т. Пономарёвой. Урок дружбы. М.
Иляпковский. Яблоко. В. Хомченко. Про Людочку. В. Карасёва. Никто не мешает. Р.
Баумволь. Сказка про честные ушки. С. Прокофьева. Обобщающий урок по теме «Буду
делать хорошо и не буду плохо». Ежели вы вежливы... Доброе утро. Н. Красильников. Как
Маша яблоко ела. Л. Каминский. Удивительное превращение. По В. Голышкину. Брысь,
шапочка! А. Седугин. Песенка о вежливости, (отрывок). С. Маршак. Кто грамотнее? По Я.
Пинясову. Обобщающий урок по теме «Ежели вы вежливы».
Весенние страницы.
Появление весны. Л. Модзалевский. Экскурсия. Весна - красна. И. Соколов Микитов. Март. Ю. Коринец. Поздравление. Л. Барбас. Сосульки. М. Пляцковский.
Песенка капели. М. Борисова. Художник - Весна. По Г. Скребнцкому. Подснежник. Н.
Сс]х>ва. Белое и жёлтое. По Ю. Ковалю. Салют весне. 3. Александрова. Любитель цветов.
Н. Сладков. Терем - рукавица. В. Хомченко. Девятое мая. Г. Виеру. Никто не знает, но
помнят вес. По Л. Кассилю. Майский праздник. Т. Белозеров. Лучше нет родного края. П.
Воронько. Экскурсия по городу. Весенние загадки.
Обобщающий урок по теме «Весенние страницы».
Посмеемся, улыбнемся.
Повар. О. Григорьев. Память. Э. Успенский. Хорошо спрятанная котлета. Г. Остер.
Как поросенок научился говорить. По Л. Пантелееву. Банька. Ю. Кушак.
Как котёнок. Яша учился рисовать. Познакомился. В. Лопатин. Весёлые загадки.
«Отвечайте, правда ли?» Обобщающий урок по теме «Посмеёмся, улыбнёмся».
Летние страницы.
Земляника. Е. Трутнева. Солнце и радуга. К. Ушинский. Мост. Л. Мануш. Шмель и
Миша. А. Седугнн. Гнездо в траве. По В. Хомченко. Каникулы. Л. Фадеева. Летние
загадки. Обобщающий урок по теме «Летние страницы».

Как хорошо уметь читать.
В. Голявкин. Читалочка. В. Бересгов. Раньше улица молчала. И. Железнова.
Читателю. Р. Сеф. Спрягался. Ау. Л. Пантелеев. Прощальная игра. Д. Чиарди. Книжкины
загадки. Обобщающий урок по теме «Как хорошо умегь читать».
4 класс
«О школе и школьниках»
Стихотворение В. Суслов «Веселый звонок». Стихотворение С. Погорсловский
«Отчего краснеют буквы». Рассказ И.Дик «Тял-ляп». Стихотворение Б. Заходер
«Перемена». Рассказ В. Голявкин «Не везет».Стихотворение И. Молчанов-Сибирекмй
«Есть ли время для задачек?». 1ч. рассказа по С. Багрову «Чужая отметка». 2ч. рассказа по
С. Багрову «Чужая отметка» 1 ч. стихотворения Я. Аким «Митины каникулы». 2 ч.
стихотворения Я. Аким «Митины каникулы». Стихотворение С. Михалков «Могут даже у
ребят...» Обобщение по разделу: «О школе н школьниках». Беседа по вопросам Листьям
опадать» - время
Латышская песенка «Вес деревья горевали...». Загадки на осеннюю тематику.
Стихотворение К. Бальмонт «Осень» Рассказ по С. Багрову «Поспела брусника!».
Стихотворение В. Орлов «Осеннее наступление». Рассказ по А. Баркову «Золотая осень у
тихих дорог». Стихотворение М. Исаковский «Родное». Стихотворение И. Мазнин
«Посмотри, как день прекрасен!». Рассказ по Ю. Ковалю «Листобой». Стихотворение I’.
Ладонщнков «Поздняя осень». Рассказа по К. Паустовскому «Первый снег». Обобщение
по разделу: «Листьям - время опадать». Беседа по вопросам
«Верные помощники»
Русские потешки «Пастушок...». Таджикская песенка «Беглец». Украинская».
Русская потешка «Коровушка...». Считалочка «Конь ретивый...». Шведская песенка
«Едем, едем на лошадке». 1 ч. русской песенки « Про козла». 2ч. русской песенники «Про
козла». Русская песенка «Как у нашего кота...». Русская потешка «Пошел котик по
дорожке...». Рассказ В. Бланки «Кошкин питомец». Русская колыбельная песенка «Баюбай». Контрольное чтение Г. Цыферои «Ёжик». Знакомство с 1 ч. сказки «Собака и волк».
Знакомство с рассказом по Г. Снегиреву «Верблюжья варежка». Обобщение но разделу
«Верные помощники».
«Крылатые друзья»
Заклинка о птицах. Русская потешка. Белорусская песенка «Воробей».
Стихотворение II. Рубцов «Воробей». Русская потешка про сороку. Рассказ по II.
Коростелеву «Наша Галя». Русская потешка «Сонушка». Знакомство с рассказом по А.
Баркову «Внезапное открытие». Стихотворение С. Черный «Что ты тискаешь утенка?». Н.
Сладков «Говорящие янчкиСтнхотворенне С. Михалков «Зяблик». Стихотворение С.
Махотин «Плохая привычка». Т. Чинирсвой «Ующсньс для СИНИЦ». Обобщение по
разделу «Крылатые друзья»
«Здравствуй зимушка - зима!»
Русская песенка про мороз. Стихотворение И. Бунин «Первый снег». 1ч. рассказа
по Р. Погодину «Неприятностей нс оберешься». 2ч. рассказа по Р. Погодину
«Неприятностей не оберешься» Стихотворение Г. Дадошциков «Здравствуй, зимушказима!». Г. Скребицкий «Зима». Рассказ И. Соколов-Микитов «Зимняя ночь». Рассказ по
IO. Ковалю «Снегири и коты». Рассказ В. Осеева «На катке». Стихотворение О.
Высотская «Пришли зима с морозами». Контрольное чтение Г. Скребицкий «Кораблик».
1ч. рассказа по В. Голявкину «Как я встречал Новый год». Стихотворение В. Орлов
«Снежная баба». Обобщение по разделу «Здравствуй, зимушка-зима!». Беседа по
вопросам
«Сказочные истории»
Знакомство с 1ч. таджикской сказки «Три арбузных семечка». Знакомство с
английской сказкой «Дочка пекаря». Знакомство с литовской сказки «Алмазный топор».

Знакомство с дагестанской сказкой «Львиная доля». Знакомство с латышкой сказкой «В
шутку едим, в шутку работаем». Обобщение по разделу «Сказочные истории». Беседа по
вопросам «Трудолюбие - это клад»
Загадки. Русская потешка «Задом наперед». Колыбельная песня про котика.
Венгерская пссснка «Пирог». Шведская песенка «Трудолюбивый Ниссе».
Знакомство с украинской сказкой «Колосок». Сказка «По работе и награда». С. Маршак
«Сказка про двух лодырей». Р. Абдрахманов «Новая перина». Е. Пермяку «Хитрый
коврик». Обобщение по разделу «Трудолюбие - это клад». Беседа по вопросам «Вот такие
истории...»
«Вот» Стихотворение В. Азбукин «Пример аккуратности». Рассказ Е. 11срмяк
«Случай с кошельком». В. Торопыгин «Удивительные люди» . Лежневой «Как Вовка
праздновал день рождения». Е. Серова «Ябеда». Рассказ В. Осеева «Хорошее». Г.
Ладонщнков «Чай с вареньем». Н. Носову «Карасик» Стихотворение Р. Сеф «Мена». Э.
Шим «Жук на ниточке». В. Сутеев «Мешок яблок». Обобщение по разделу «Вот такие
истории». Беседа по вопросам
«Настали дни весенние!»
Заклички о весне. Рассказ Г. Скребицкий «Любимое время года». Рассказ по Л.
Толстому «Солнце - тепло». Стихотворение Г. Витез «Весна подарила». А. Баркову
«Березовый сок». Украинская песенка «Веснянка». М. Пришвин «Разговор деревьев». Н.
Хазрн «Весна - это я!». Рассказ К. Ушинский «Пчёлки на разведках».
Стихотворение О. Высотская «Гришины подарки». А. Седугнн «Тихо- тихо». Н.
Голь. Г. Григорьев «Пссснка о бабушкиных ладонях». Л. Барто «Весенняя гроза».' С.
Алексееву «Огородники». К. Ушинский «Наше отечество». Л. Магутне «Твоя родина».
Обобщение по разделу «Настали дни весенние!» викторина по вопросам.
«Летняя нора»
Заклинки про солнышко. Т. Шорыгипа «В лесу». Л. Толстой «Какая бывает роса на
траке». Стихотворение 3. Александрова «Одуванчик». Стихотворение Арсений М-ий
«Светлячок». Заклички про дождик. Заклнчки про радугу. Рассказ Э. Шим «Крот и заяц».
В. Голявкин «Ника на даче». Русская потешка. Рассказ Е. Пермяк «Удачливый рыбак».
Контрольное «пение В. Бианкн «Ранняя весна».Стихотворение Г. Ладоншнков «Не
клюет». И. Гимазкова «Прошлым летом». Загадки про лето. Виеру «Какое время года?»
Обобщение по разделу «Летняя пора». Беседа по вопросам.
Произведения о Родине, о Москве; о рабочих профессиях; об отношении людей к
Труду, природе, друг к другу; об общественно полезных делах. Произведения о сезонных
изменениях в природе, жизни животных, занятиях людей. Рассказы, сказки, статьи,
стихотворения, пословицы на морально-этические темы, на гемы мира и дружбы.
5 класс
«Листья пожелтелые но ветру летяг»
«Осень наступила» А. Плещеев. Ф Тютчева «Листья». I'. Граубииу «Как наступает
листопад». «Осень в лесу» Л. Гонтарь. С. Прокофьевой «Подарки осени». М. Пришвину
«Старый гриб». Е. Носова «Хитрюга». «Осень» Н.Слацков. Г. Снегирёва «Бурундук»
.Обобщение по геме «Листья пожелтелые по ветру летят».
Раз-два — начинается игра.
Заучивание наизусть считалок. М. Бородицкой. Считалочка. Л. 11ашелсева
«Карусели». Д. Хармса «Игра». И. Носова «Затейники». В. Левина «Чудеса в авоське».
Обобщение но разделу «Раз. два - начинается игра».
«Будем делать хорошо и не будем плохо»
Китайской сказки «Не мое дело». И. Крылова «Чиж и голубь». Л, Толстого «Два
товарища». Л. Пантелеева «Трус». Э. Киселевой «Про то, как Миша стал храбрым».
В.Сафронова «Подвиг». Ю. Ермолаева «Силач». В. Осеевой «Самос страшное». К.
Киршиной «Вот такая история». «Как подружились Вова и Боря» по Я. Ллуголснскому. 1

часть.
Выразительное чтение стихотворения Л. Барто «В театре». Обобщение по теме
«Будем делать хорошо и нс будем плохо».
«Зимние узоры»
Литовская сказка «Старый мороз и молодой морозец» «Детство Никиты» по А. Н.
Толстому «Елка» 1 часть. Осознанное чтение отрывка из повести «Детство Никиты» по А.
Н. Толстому «Елка». Саша Черный «Снежная баба». С. Прокофьевой «Подарки зимы». Г.
Харлампьева «Жадная сорока». В. Коржиков «В пограничном наряде». 3. Александрова
«До свиданья, зима». Обобщение по теме «Зимние узоры».
«Никогда нс будет- скучно, если трудимся мы дружно»
Грузинская сказка «Заработанный рубль» . Е. Шварц «О «Василисе-работннце». I .
Сат ир «Рабочие руки». М. Мирщак «Мудрый дед». В. Хомченко «Михасысин
сад». Н. Носов «Заплатка». А. Барто «Я лишний». С. ПогореловскиП «Большое и
маленькос».Г. Виеру «Хлеб с росою». «Просто сочинение» по К. Киршиной. Ю. Мориц
«Трудолюбивая старушка». Э. Киселева «Волшебный котелок». Обобщение по теме
«Никогда не будет скучно, если трудимся мы дружно».
«В окно повеяло весною»
«Народная песенка». А. Плещеев «Весна». К. Ушинский «Ласточка». Б. Житков
«Наводнение». С. Прокофьев «Подарки вссны».Б. Бсрестона «11раздник мам». В.
Сафронова «Весна». В. Воскобойников «Боец бытового отряда». Обобщение по теме «В
окно повеяло весною».
«На пользу и славу отечества»
Былина «Как Илья из Мурома богатырем стал». Л. Толстой «Как боролся русский
богатырь». О. Орион «К неведомым берегам». Г. Черненко .«Русский «паровой
дилижансе». Обобщение по теме «На пользу и славу отечества».
«Видно люди нс напрасно называют лею красным»
Беседа о лете. Н. Греков «Летом». С. Прокофьева «Подарки Лета». Э. Шим «Кто
сажает подсолнухи». А. Смирнов «Малина». С. Иванов «Позвольте вас пригласить на
танец». В. Астафьев «Стрижонок Скрип. Вс. Рождественский «Одуванчик». Обобщение
по теме «Видно люди не напрасно называют лето красным». Итоговый урок.
Учебно-методические материалы
1.
Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений
VIII вида Для
1-4 классов, иод редакцией доктора педагогических наук В. В. Воронковой но
предмету «Чтение и развитие речи». М.: «Просвещение», 2016, г.
2.
Волина В.В. Игры в рифмы.- С.-Пб: изд-во Дидактика Плюс. 1997г.
3.
Городилова В.И., Кудрявцева М.З. Чтение и письмо. -М.: Аквариум,
СПб.Дсльта, 1996г
*
4.Занимательное азбуковедение. Авт.- ©ост. В. В. Волина. - М. Просвещение.
1994г.
5.
Книги для внеклассного чтения.
6.
Лободина Н.В. Чтение. Тексты для проверки техники и выразительности
чтения. - Волгоград: Учитель, 2011 г
7.
Очерки о детских писателях. Справочник для учителей начальных классов.М.: Баласс, 1999г.
8.
Успенская Л.Г1., Успенский М.Б. Учитесь правильно говорить.- М:
Просвещение, 1991г
Литература для учащихся.
Аксенова А. К.. Комарова С. В., Шишкова М. И. Букварь 1 класс Учебник для
специальных (коррекционных) образовательных учреждений (VIII вид)
Ильина С.Ю. Чтение: учебник для специальных (коррекционных) образовательных

учреждений VIII вида. 2 класс. «11росвещсние». 2016 г.
Ильина С.Ю.Чтение: учебник для специальных (коррекционных) образовательных
учреждений VIII вида. 3 класс. «Просвещение», 2016 г.
С.Ю. Ильина. Л.В. Матвеева. Чтение. Учебник для 4 класса специальных
(коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида. «Просвещение», 2016.
Книги для внеклассного чтения.
Интернет-ресурсы
http://imaues. vandex.ru
http://pedsovcl.ru
http://festiva 1.September.ru
Тематическое планирование
1 класс
№

Тема

1

Основное содержание. Знакомство с предметом. Беседа
«Праздник ШКОЛЫ»
Вот и лето прошло.
Я ученик.
Школа. Беседа на тему «Дежурство в классе»
Игрушки и школьные принадлежности.
Признаки осени. Беседа по картине «Волшебница-осень»
Загадки. Имитация звуков животного мира
Считалки и скороговорки.
Потешки и небылицы.
Овощи. Беседа на тему «В магазине «Овощи и фрукты»
Фрукты.
Сказки - стихи.
Сказка «Колобок»
Инсценировка сказки «Колобок». Имитация звуков окружающего
мира
Сказка «Репка»
Инсценировка сказки «Репка»
Школьные осенние каникулы.
Закрепление пройденного материала.

2-3
4
5-7
8-10
11-13
14-15
16-17
18-19
20-22
23-25
26-27
28
29-30
31
32-33
34
35-36
37-38
39-41
42-44
45- 46
47-48
49-50

51-52
53-54
59-62
63-64
65-66
67-70

Повторение пройденного.
Русская народная сказка «Коза-дереза».
Сказка «Лисе и заяц»
Сказка «Лисичка сестричка и волк».
Развитие речи. Комнатные растения.
Развитие речи. Признаки зимы.
Понятие «Предложение и слово»
Понятие «Слово, часть слова, звук»
Изучение звука и буквы у. Выделение звука у.
Закрепление пройденного.
Повторение пройденного.
Изучение звука и буквы М Выделение звука М.

Количество
часов
1
2
1
3
3
3
2
2
2
3
3
2
1
2
1
2
1
2
2
3
3
2
2
2
2
2
4
2
2
4

71-74
75-77
78
79-82
83-86
87-89
90-91
92-94
95-101
102
103-107
108-111
112-115
116
117-120
121-125
126-129
130-132

Изучение звука и буквы О. Выделение звука О.
Изучение звука и буквы С. Выделение звука С.
Закрепление изученного материала
Изучение звука и буквы X. Выделение звука X.
Изучение звука и буквы Ш. Выделение звука Ш.
Изучение звука и буквы Л. Выделение звука Л.
Изучение звука и буквы ы. Выделение звука ы.
Изучение звука и буквы Н. Выделение звука Н.
Закрепление изученного материала.
Повторение
Изучение звука и буквы Р. Выделение звука Р.
Изучение звука и буквы К. Выделение звука К.
Изучение звука и буквы П. Выделение звука П.
Закрепление щученного материала.
Изучение звука и буквы Т. Выделение звука Т.
Изучение звука и буквы И. Выделение звука И.
Изучение звука и буквы 3. Выделение звука 3.
Закрепление изученного материала.

4
3
1
4
4
3
2
3
7
1
5
4
4
1
4
5
4
3

2 класс
№
1-2
3-5
6-7
8
9
10
11-12
13-15

16-17
18-19
20
21-22
23-24
25-26
27-28
29
30
31-32
33-34
35-36
37-38
39
40

Тема
Повторение. Гласные звуки и буквы (А,У,О,ы,И)
Согласные звуки и буквы (М,Х,С,Н,Д,В,Ш,П,Т,К,З,Р)
Нахождение изученных букв среди других
Образование и чтение прямых и обратных слогов, сравнение их
Различение и чтение прямых и обратных слогов
Составление слов и чтение их из букв разрезной азбуки
Составление и чтение предложений из 2-3 слов. Работа с
пиктограммами из серии «Я в школе»
Упражнения в чтении букв, слотов, предложений, небольших
текстов (с изученными буквами). Работа с пиктограммами из
серии «Моя семья»
Чтение учителем сказок, потешек, песенок, стихов с
последующим проведением игр
Закрепление у учащихся навыка слушания сказок.
Закрепление изученного. Работа с пиктограммами из серии «Я
ребёнок»
Дифференциация Р-Л.
Звук и буква й.
Дифференциация и-й.
Закрепление щученного. Чтение текста «Пополам!»
Звук и буква Жж.
Дифференциация Ж-Ш.
Сочетания Жи-Ши.
Повторение изученного материала. Работа с пиктограммами
Упражнения в чтении коротких текстов Работа с пиктограммами
Повторение изученного в 1- ой четверти
Звук и буква Бб
Чтение слов и предложений с буквой Бб. Работа с пиктограммами

Количество
часов
2
3
2
1
1
1
2
3

2
2
1
2
2
2
2
1
1
2
2
2
2
1
1

41-42
43
44
45-46
47
48-49
50
51-52
53
54-55
56-57
58
59-61
62
63-64
65-67

68-69
70-71
72
73-75
76-78
79-80
81-82
83-84
85-87
88-89
90-91
92
93-94
95-96
97-98
99
100
101-102
103
104
105
106-107
108-109
110-111
112-113

Дифференциация Б-П.
Чтение текста «Шалун Барсик» Работа с пиктограммами
Звук и буква Дд.
Чтение слоговых структур и текстов.
Дифференциация Д-Т.
Закрепление изученного. Работа с пиктограммами
Звук и буква Гг.
Дифференциация Г-К.
Чтение текста «Артисты». Работа с пиктограммами
Закрепление изученного. Работа с пиктограммами
Буква ь - показатель мяпсости согласных звуков.
Чтение текста «(Лодыри».
Различение на слух в произношении и при чтении слов с
твердыми и мягкими согласными.
Чтение коротких текстов
Закрепление изученного материала
Повторение изученного. Составление и чтение слогов, слов с
изученными буквами. Упражнения в чтении предложений,
текстов
Буква Ее.
Буква Е - показатель мягкости согласного звука. Чтение текста «В
лесу».
Упражнение в дополнении предложений. Рабата с пиктограммами
Закрепление изученного. Чтение текста «Трудные приметы»
Повторение изученного. Деление слов на слоги Чтение текста
«Повара»
Буква Яя.
Буква Я - показатель мягкости согласного звука. Чтение текста
«Наш хор».
Дифференциация слогов с твердыми и мягкими согласными.
Закрепление изученного. Дидактическая игра «Кто у
кого?»
Буква Юю.
Буква ю - показатель мягкости согласного звука.
Чтение текста «Прятки».
Разучивание с голоса учителя коротких стихов, чистоговорок.
Буква Ёё.
Буква Ё - показатель мягкости согласного звука.
Чтение текстов «Вот так Тёпа!», «Шутка».
Чтение слоговых таблиц, скороговорок.
Звук и буква Чч.
Дифференциация слогов с твердыми и мягкими согласными.
Повторение изученного.
Составление н чтение предложений. Чтение текста «Красная
Шапочка».
Чтение сочетаний Ча-Чу, слов, предложений с ними. Чтение
сказка «Хитрая лисичка»
Дифференциация слов по вопросам Кто? Что? Закрепление
изученного.
Звук и буква Фф. Чтение текста «Лесная школа»
Составление и чтение предложений, чистоговорок с изученными

2
1
1
2
1
2
1
2
1
2
2
1
3
1
2
3

2
2
1
3
3
2
2
2
3
2
2
1
2
2
2
1
1
2
1
1
1
2
2
2
2

114
115-116
117
118-119
120
121-122
123
124-125
126-127
128
129-130
131
132
133-134
135
136
№
н/п
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18

19
20
21
22
23
24

буквами.
Чтение текста «Три поросенка». Читай и показывай
Дифференциация В-Ф. Чтение слогов со стечением согласных.
Чтение текста «Попугай Фомка».
Звук и буква Цц.
Чтение текстов с щученными буквами.
Дифференциация С-Ц. Чтение текста «Аленький цветочек».
Закрепление изученного материала
Звук и буква Ээ.
Чтение текстов на тему: «Что такое хорошо? Что такое плохо?»
Звук и буква Щщ.
Сочетания Ча-Ща. Чу-Щу.
Чтение слогов и слов со стечением согласных.
Буква ь, различение слогов с ь и без него.
Чтение слов с ъ и ь. Разделительный ъ н ь.
Чтение текста «Моя семья». Работа с пиктограммами
Закрепление изученного.

3 класс
Тема
День знаний.
«Зазвенел звонок - начался урок» по Саксонской «Осень в
школе», Р. Сеф «Я могу считать до стa».
По В. Берестову «Где лево, где право».
По В. Драгунскому «Школьные слова».
По М. Яскову «Я учусь писать».
Л. Толстой «Таня знала буквы».
По К. Ушинскому «В шкале». РНК История нашей школы
По В. Викторову «Мы дежурим»
По В. Голявкину «Про то, для кого Вовка учится».
По Э. Мошковской «Физкультура».
По Р. Сефу «Пятерка».
По К. Ушинскому «Всякой иеици свое м есто».
М. Юдалевич «Три плюс пять».
По В. Голявкину «Первый урок».
По В. Драгунскому «Уроки».
Г. Мамлин «Давайте складывать слова».
Школьные загадки. Обобщение по теме «Зазвенел звонок начался урок».
«Осенние страницы».
По Г. Скребнцкому «Художник - Осень». РНК Осень в родном
краю
С. Козлов «В эту осень».
М. Ивеносн «Падают, падают листья».
В. Викторов «Здравствуй, осень».
По А. Митяеву «В октябре».
Г. Ладонщикова «Верная примета». РНК Народные приметы
А. Степанов «Когда шубу носить?»
По И. Соколову - Мнкнгову «Белки».

1
2
1
2
1
2
1
2
2
1
2
1
1
2
1
1
Колво
часов
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
i
1
1
1
1
1
1
1

1
1
1
1
1
1

25
26
27-28
29
30
31
32
33
34
35
36
37
38
39
40
41
42
43
44
45
46
47
48
49
50
51
52
53
54
55
56
57
58
59
60
61
62
63
64
65

Е. Благинина «Белкина кладовая».
По Г. Снегиреву «Кто сажает лес».
По Н. Сладкову «Почему ноябрь пегий». 1-2 части
По Н. Сладкову «Почему ноябрь пегий».3 часть.
Осенние загадки. Внеклассное чтение. Обобщение по теме
«Осенние страницы». РНК Я рисую осень
«Сказка за сказкой». Русские народные сказки. Сказка «Вершки и
корешки».
Сказка «Лиса и кувшин».
Сказка «Рак и Лиса».
Скачка «Старик и два медвежонка».
Скачки разных народов. Ингушская сказка «Заяц и черепаха».
Румынская сказка «Волк и лошадь».
Японская сказка «Добрый крестьянин»
Внеклассное чтение.
Обобщение по теме «Сказка за сказкой». РНК Карельские сказки
«Мир животных». Р. Сеф «Кто любит собак».
Английская народная песенка «Барашек». А Введенский
«Загадка».
ВЛифшиц «Кролик».
Ю. Коривец «Лапки»
Е. Благинина «Котенок».
А. Барто «Собака».
Е. Чарушин «Еж». РНК Животные нашего края
Я. Агафонова «Живой букет». Работа нал выразительным
чтением.
По Г. Снегиреву «Медвежонок».1 и 2 часть. Работа над
пересказом
По И Соколову-Михитову «Лисья пора».
С. Черный «Кто?»
По Г. Снегиреву «Бобренок». 1 - 2 части.
С. Маршак «Детский дом». Работа над заучиванием.
Р. Зеленая, С. Иванов «Животные».
Загадки о животных. Обобщение по теме «Мир животных». РНК
Карельские загадки о животных
«Птицы - наши друзья». По И. Соколову - Микитову «Соловей».
Г. Снегирев «Ворон». РНК Наши пернатые
Г. Ладонщиков «Спор на скворечне».
По Н. Сладкову «Пылесос».
По В. Голявкину «Птичка». Работа над пересказом
Птичьи загадки.
Обобщение по теме «Птицы - наши друзья». РНК Голоса птиц
«Зимние страницы»
Н. Егоров «По ягоды на лыжах».
По Л. Воронковой «Снег идет».
Л Наппельбаум «Озорные снежинки».
По Е.Кузнецовой «Семка и Мороз».
С. Маршак «Белая страница». В. Бианки «Книга зимы». РНК
Карельская зима
Д. Хармс «Что это было?»
В. Сухомлинский «Зайчик и рябина».

I
1
2
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

66
67
68
69

70
71
72
73
74
75
76
77
78
79
80
81
82
83
84
85
86
87
88
89
90
91
92
93
94
95
96
97
98
99
100
101
102
103

По Н. Сладкову «Зимний запас» РНК Зима в лесу
Г. Ладонщиков «Наши друзья». Б. Брехт «Зимний разговор через
форточку».
По В. Плавильщикову «Храбрая птица»
Е. Михайлова «Что такое Новый Год?» Ю. Кушак «Ночное
приключение». Знакомство со стихотворением. Работа над
выразительностью.
По Л. Сергееву «Снеговики!». Работа над пересказом.
Зимине загадки. Е. Благинина «Что за звездочки сквозные»
Обобщение по теме «Зимние страницы»
«Все мы делаем сами и своими руками». Немецкая народная
песенка «Знают мамы, знают дети»
А.Гарф «Вот такие наши руки». В. Голышкин «Белоручки».
В. Осеева «Своими руками».
М. Коцюбинский «Десять помощников».
Е. Пермяк «Первая рыбка».
Г. Ладонщиков «Кукла и Катя».
Е Серова «Разговор о технике». И Магнии «Странное дело».
По И. Тихонову «Вкусный пироп».1 и 2 часть.
Г. Глушнев «Мы вдвоем».
По Г.Голявкину «Подходящая вещь». Работа над пересказом
М Глазков «Танечка - хозяйка». Работа над заучиванием.
М.Моисеева «Доктор Петрова».
По Е. Пермяку «Мамина робота». Работа над пересказом. PНК
Профессии наших мам
Загадки о наших помощниках. Обобщение по теме «Делаем сами
и своими руками».
Внеклассное чтение «Делаем сами н своими руками»
«Буду делать хорошо и не буду плохо». А. Кутепова «Подружки».
А. Барто «Рыцари».
И. Сладков «Жалейкин и пруд». Работа над пересказом
Р. Зеленая и С. Иванов «Страшная история». Работа над
пересказом
По Т. Пономаревой «Хитрое яблоко».
М. Пляцковский «Урок дружбы». Работа над пересказом.

1
1

В. Хомченко «Яблоко». Работа над пересказом.
В.Карасева -Про Людочку».
Р. Баумволь «Никто не мешает». Работа над пересказом.
С. Прокофьева «Сказка про честные ушки».
Обобщение по теме «Буду делать хорошо и не буду плохо».
Внеклассное чтение «Мамин день».
«Ежели вы вежливы». Н. Красильников «Доброе утро». Работа
нал заучиванием.
Л. Каминский «Как Маша ела яблоко»
По В. Гольшкину «Удивительное превращение».
Работа над пересказом.
А. Селугин «Брысь, шапочка!»
По Я. Пинясову «Кто грамотей?»
С.Маршак. «Песенка о вежливости». Обобщение по теме «Ежели
вы вежливы»

1
1
1
1
1
1
1

1
1

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
I
1
1
1
1
1
1
1

1
1
1
1
1
1

104
105
106
107
108
109
110
111
112
113
114
115

116
117
118
119
120
121
122
123
124
125
126
127
128
129
130
131
132
133
134
135
136

«Весенние страницы». Л. Модзалевский «Появление весны». РНК
Весна пришла
Соколов - Микитов «Весна красна» Работа над пересказом
Внеклассное чтение «Весна - красна!» РНК
Ю. Коринец «Март». Работа над выразительным чтением.
Л. Барбас «Поздравление».
М. Пляцковский «Сосульки». М.Борисова «Песенка капели». РНК
Звуки весны
По Г. Скребицкому «Художник - Весна»
Е. Серова «Подснежник». РНК Первые весенние цветы
По Ю. Ковалю «Белое и желтое». 3. Александрова «Салют весне»
Н. Сладков «Любитель цветов»
В. Хомченко «Терем - рукавица»
Г Виеру «Девятое мая». По Л.Кассилю «Никто не знает, а помнят
все».
Т. Белозерова «Майский праздник». РНК Праздник в нашем
городе
П. Воронько «Лучше нет родного края». Весенние загадки.
Обобщение по теме «Весенние страницы». РНК Карелия - моя
малая родина
«Посмеемся, улыбнемся». О. Григориев «Повар».
Э. Успенский «Память»
Г. Остер «Хорошо спрятанная котлета».
По Л. Пантелееву «Как поросенок говорить научился».
Ю. Кушак «Банька».
По Л. Каминскому «Как котенок Яша учился рисовать».
По Л. Каминскому «Как котенок Яша учился рисовать».
В. Лапшин «Познакомился»
По Чичинадзе «Отвечайте, правда ли?»
Обобщение по теме «Посмеемся, улыбнемся».
«Летние страницы»
Е.Трутнева «Земляника». РНК Ягоды в нашем лесу
К.Ушинский «Солнце и радуга».
Л. Мануш «Мост».
Л. Седугин «Шмель и Миша».
По В. Хомченко «Гнездо в траве».
Л. Фадеева «Каникулы». Летние загадки. Обобщение по теме
«Летние страницы». РНК Скоро лето!
«Как хорошо уметь читать!»
В. Берестов «Читалочка». Р.Сеф «Читателю»
И.Железнова «Раньше улица молчала».
В. Голявкин «Спрятался».
В Голявкин «Спрятался». Работа над пересказом.
Л. Пантелеев «Ау»
Д Чиарди «Прощальная игра». Книжкины загадки
Обобщение по теме «Как хорошо уметь читать!» Внеклассное
чтение «Кто читает - тот много знает».

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
!
1
1
1
1

4 класс
№
н/п
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34
35
36
37
38
39
40
41
42

Тема
Стихотворение М. Садовский «Сентябрь» РНК (наизусть)
По В. Воскобойникову «Веселая улица».
В. Берестов «Первое сентября»
По В. Драгунскому «Завтра в школу».
По Э. Шиму «Пятерки».
В. Берестов «Котенок хочет в школу».
В. Бирюков «Кто лучшим будет».
По И. Хомченко «Обида».
А. Аксенова «Наша учительница»
О. Высотская «Осень». РНК (наизусть)
По Ю. Ковалю «Последний лист». Техника смыслового чтения.
А. Толстой «Осень. Обсыпается весь наш бедный сад...».
По Н. Сладкову «Сентябрь на дворе». РНК
В. Степанов «Воробей»
По А. Баркову «Лето на веревочке».
Е. Благинина «Улетают, улетели...», (наизусть)
По Э. Шиму «Ворона и синица».
Г. Ладощинков «В октябре». РНК
По Сладкову Н. «Страшный невидимка»
А. Плещеев «Осень наступила» (наизусть)
По И. Абрамцевой «Сказка об осеннем ветре». Н. Манданте
«Доскажи словечко» (Осенние загадки). РНК
Обобщающий урок по теме. Внеклассное чтение Н. Следков
«Кто куда»
Ю. Тувим «Все для всех».
Но Д. Габс «Работа»
В.Орлов «Мои помощники»
По А. Потаповой «Бабушка и внучка»
Б.Заходер «Повара»
По М. Дружининой «Сюрприз»
О.Высотская «Маргаритка»
По В. Хомченко «Пуговица»
ГЛадонщиков «Портниха» (наизусть)
В.Осеева «Пуговица»
По В. Голявкину «Как я помогал маме мыть пол»
По С.Баруздину «Как Алешке учиться надоело»
Дж. Родари «Чем пахнут ремесла»
Внеклассное чтение: В. Голявкин «Вязальщик», «Кому что
удивительно» Обобщающий урок по теме.
По Чарушину «Лисята»
По Н. Сладкову «Лисица и еж». Гараховская «Заяц»
По М. Пришвину «Еж» РНК
По А. Баркову «Материнская забота»
По Г.Снегиреву «Белёк». В.Приходько «Пин и Гвин» (наизусть)
По Б.Житкову «Галка»

Колво
часов
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

43
44
45
46
47
48
49
50
51
51
53
54
55
56
57
58
59
60
61
62
63
64
65
66
67
68
69
70
71
72
73
74
75
76
77
78
79
80
81
82
83
84
85
86
87

По В. Гаранжину «Куриный воспитанник»
По М. Тарловскому «Добрый Волк»
По И. Носову «Живая шляпа»
По Н. Павловой «Котята»
В. Берестов «Кошкин дом»
По М. Пляцковскому «Сердитый дог Буль»
Обобщающий урок по теме. Внеклассное чтение: Е.Чарушин
«Томка»
«Лиса и журавль» (русская народная сказка)
«Храбрый баран» (русская народная сказка)
«Лиса и тетерев» (русская народим сказка)
«Овечка и волк» (украинская народная сказка)
«Медведь и пчёлы» (башкирская народим сказка)
«Тигр и лиса» (таджикская народная сказка)
«Лиса н куропатка» (французская народная сказка)
«Куцый хвост» (абхазская народная сказка)
«Глупый котёнок» (удмуртская народная сказка)
Русская народная песня «Ой ты, зимушка-зима!» (наизусть)
По В. Бианки «Заяц, Косач», «Медведь и Дед Мороз».
М. Садовский «Декабрь» (наизусть)
По Л.Воронковой «Как ёлку наряжали»
С.Попов «В новогоднюю ночь» (наизусть)
По Л. Усачеву «Как Дел Мороз сделал себе помощников»
По А. Потаповой «Такой вот герой»
Обобщающий урок по теме.
Внеклассное чтение В. Толявкин «Как я встречал Новый год»
С. Есенин «Зима». С. Суворов «Подарок»
Внеклассное чтение: Н. Носов «Как Незнайка сочинял стихи»
По В. Голявкину «У Ники новые лыжи»
И.Шевчук «С прогулки»
По М. Быковой «Неудачная находка»
И. Суриков «Детство» (наизусть)
По Е. Чарушину «Что за зверь?»
По Э. Шиму «Не стучать - вес спят!»
В. Степанов «Зайка»
По И. Сладкову «Еловая каша»
3. Александрова «Снежок» (наизусть)
По С. Баруздину «Коллективная печка»
Обобщающий урок. Зимние загадки РНК
По А. Ягафаровой «Снегирь и Синица».
По В. Хомченко «Птица-синица»
Г. Ладонщиков «Дельный совет»
По Л.Толстому «Косточка»
По С. Георгиеву «Праздничный стол»
В. Берестов «За игрой», (наизусть)
B. Баруздин «Бревно»
А. .Седугин «Как Артёмка котенка спас»
По В. Осеевой «Подвиг»
По В. Бирюкову «Лесные доктора»
Обобщающий урок по теме.
Внеклассное чтение В. Драгунский «Денискины рассказы»

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

88
89
90
91
92
93
94
95
96
97
98
99
100
101
102
103
104
105
106
107
108
109
110
111
112
113
114
115
116
117
118
119
120
121
122-123
124
125
126
127
128
129
130
131
132
133
134
135-136

(«Третье место в стиле баттерфляй»)
Ф. Тютчев «Весна недаром злится» (наизусть)
По В. Бирюкову «Весенняя песня»
Украинская народная песня «Веснянка»
По Э. Шиму «Сосулька»
Русская народная песня «Выгляни, солнышко...» РНК
С. Вербова «Мамин портрет» РНК
П. Синявский «Разноцветный подарок»
А. Седугин «Тихо-тихо»
Р. Сеф «Липом к весне»
С. Вербова «Ледоход»
По Фархади «Сон Медвежонка»
Г. Ладоншнков «Медведь проснулся» РНК (наизусть)
По В. Бианки «Заяц на дереве»
С. Погореловский «Наши гости»
По Скребнцкому «Скворушка»
И. Белоусов «Весенняя гостья»
По К. Ушинскому «Пчёлки на разведках»
По Л. Баркову «Тюльпаны»
Обобщающий урок по теме. РНК
Внеклассное чтение. РНК Карельские народные сказки
Р. Фархади «Перепутаница»
По Г. Остеру «Эхо»
А. Шибаев «Кто кем становится»
А. Усачев «Волшебный барабан»
М.Пляцковский «Шишки»
По Ю. Степанову «Портрет»
М. Бородищам «Булочная песенка»
Обобщающий урок по теме
Г. Ладонщиков «Скворец на чужбине»
По К. Ушинскому «Наше Отечество»
По Т. Кудрявцевой «Флаг России» РНК
М. Ильин «Главный город ораны» РНК
В. Степанов «Песня» (наизусть)
А. Усачёв «День Победы»
По С. Баруздину «Страшный клад»
По С. Алексееву «Тульские пряники»
Обобщающий урок по теме
Внеклассное чтение Л.Н. Толстой «Правда всего дороже»
А. Усачев «Что такое лето?» РНК
По Л. Воронковой «Что сказала бы мама?»
М. Дружинина «Земляника»
По В. Хомченко «Куда исчез гриб?»
По В. Бланки «Ёж -спаситель»
Р. Фархади «Жарко» (наизусть)
По Э. Шиму «Верное время»
Е. Савельева «Доскажи словечко». Летние загадки. РНК
Обобщающий урок. РНК Что читать летом

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
2
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
2

5 класс
№
н/п
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34
35
36
37
38
39
40
41
42
43

Тема
По Н.Носову «Скоро в школу».
Э.Мошковская «Жил - был учитель».
М. Пляцковский «Чему учат в школе».
По Ю.Ермолаеву «Поздравление».
По Е. Шварцу «Как Маруся дежурила».
По Е.Ильиной «Шум и Шумок».
В.Орлов «Почему сороконожки опоздали на урок».
По Л.Каминскому «Три желания Вити»,
В.Берестов «Читалочка».
11о М.Бартеневу «Зарубите на носу».
Загадки. Обобщение по теме: «Школьная жизнь»
Н.Антонова «Желтой краской кто-то...».
По Н.Абрамцевой «Осенняя сказка».
Е.Благинина «Подарки осени»
По Л.Воромковой «Лесные подарки».
Л.Твардовкий «Лес осенью».
По В.Путилиной «В осеннем лесу».
I {.Некрасов «Славная осень».
По Ю.Шиму «Отчего Осень грустна».
К.Бальмонт «Осень».
Г1о Ю.Ковалю «Три сойки».
По Н.Сладкову «Холодная зимовка».
А.Плещеев «Скучная картина».
По О.Иваненко «Сказка про маленького жучка».
По К.Ушинскому «Пчелы и мухи».
По Г.Граубину «Время листьям опадать». (По рассказу Г.
Граубина «Почему осенью листопад»)
Внеклассное чтение. Стихи и рассказы о природе, о временах
года. К. Ушинский «Четыре желания».
Загадки. Обобщение по теме: «Время листьям опадать»
«Пекла кошка пирожки...» (русская потешка).
«Сенокос», (чешская потешка).
По Л.Пантелееву «Карусели».
По Н.Носову «Прятки».
Считалки
По М.Булатову «Жмурки»
Обобщение по теме: «Делу время, потехе - час».
По К.Ушинскому «Бодливая корова».
По В. Бирюкову «Упрямый котенок».
По В.Гаранжину «Пушок».
По К.Чарушину «Томка».
По Б.Житкову «Охотник и собаки».
По Л.Матвеевой «Чук заболел».
Г .Снегирев «Хитрый бурундук».
По А.Баркову «Барсучья кладовая».

Колво
часов
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

44
45
46
47
48
49
50
51
52
53
54
55
56
57
58-59
60
61
62-63
64
65
66-67
68-69
70
71
72-73
74
75
76
77
78
79
80-81
82
83
84
85
86
87
88
89
90-91
92
93
94
95
96
97
98

По А.Дорохову «Гостья».
Г.Корольков «Игрушки лисят».
По Ю.Дмитриеву «Лиса».
Внеклассное чтение, стихи и рассказы о животных. Е.Чарушин
«Томкины сны"
Загадки. Обобщение по теме:«В миро животных».
Г.Ладонщиков «Миша- мастер».
По К.Пермяку «Пичугин мост».
В.Хомченко «Михаськин сад».
По С.Баруздину «Когда люди радуются».
По Ю.Ермолаеву «Про каникулы и полезные дела».
Е.Благинина «Котенок».
В.Голявкин «Птичка».
Обобщение по теме: «Жизнь дана на добрые дела»
По Л.Воронковой «Снег идет».
А.Слащев «Снегурочка».
И. Суриков «Зима».
С.Маршак «Декабрь».
По В.Сутееву «Елка».
По Л. Клавдиной «Вечер под Рождество».
М.Садовский «Где лежало спасибо?»
По Н.Носову «На горке».
«Лисичка - сестричка и волк» (русская народная сказка)
Л.Бродский «Как Солнце с Морозом поссорились».
П.Головкин «Зимняя сказка».
Г.Скребицкий «Митины друзья».
В.Бирюков «Снежная шапка».
По А.Тумбасову «В шубах и шапках».
И.Некрасов «Не ветер бушует над бором».
По В.Бианки «Находчивый медведь».
По А.Спирину «Зимние приметы».
Загадки .Обобщение по теме:«Зима наступила»
По Н.Носову «Как Винтик и Шпунтик сделали пылесос».
Г.Остер «Одни неприятности».
М.Пляцковский «Однажды утром».
В. Бирюков «Почему комары кусаются».
С.Маршак «Вот какой рассеянный».
По О.Кургузову «Две лишние коробки».
Внеклассное чтение: «Смешные истории». "Затейники"
Н.Носов.
Г.Чичинадзе «Отвечайте, правда ли?» Обобщение по
теме:«Весёлые истории»
В .Алферов «Март».
По М.Фроловой «Восьмое марта».
Е.Благинина «Забота».
По А .Соколовскому «Бабушкина вешалка».
По В.Бианки «Последняя льдина».
А.Плещеев «Весна».
Но Л.Баркову «Скворцы прилетели».
По Э.Шиму «Всему свой срок»
И.Никитин «Полюбуйся, весна наступает».

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
2
1
1
2
1
1
2
2
1
1
2
1
1
1
1
1
1
2
1
1
1
1
1
1
1
1
2
1
1
1
1
1
1
1

99
100
101
102- 104
105-106
107
108-109
110
111
112
113
114
115
116
117
118
119
120
121
122
123
124
125
126-128
129
130-131
132
133
134
135
136

По Ю.Ковалю «Весенний вечер».
По Ю.Дмитриеву «Опасная красавица».
Загадки. Обобщение по теме:«Полюбуйся, весна наступает»
«Хаврошечка». Русская народная сказка.
«Сказка о серебряном блюдечке и наливном яблочке». Русская
народная сказка.
А.С.Пушкин «У Лукоморья дуб зеленый».
По Ш. Перро «Подарки феи».
Братья Гримм «Горшочек каши».
По В. Порудоминскому «Наши сказки».
Внеклассное чтение. Моя любимая сказка.
Обобщение по теме: «В мире волшебной сказки»
М.Ильин «Царь - колокол».
С. Васильева «Город на Неве».
Д. Павлычко «Где всего прекрасней на земле».
С. Вербова «Сочинение на тему».
По Л.Кассилю «Какое это слово?».
По Б.Никольскому «Главное Дело».
Л.Усачев «Защита».
По Л. Кассилю «Никто не знает, но помнят все».
Т. Белобров «День Победы».
Обобщение по теме:«Родная земля»
С.Козлов «Ливень».
Г.Граубин «Тучка».
Н.Павлова «Хитрый одуванчик».
Б. Благинина «Одуванчик»
По Л.Дорохову «Встреча со змеей».
А. Бродский Летний снег».
В.Голявкин «После зимы будет лето»
О. Тарнопольская «Хозяюшка»
По А. Спирину «Летние приметы»
Обобщение по теме: «Лето пришло»

1
1
1
3
2
1
2
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
3
1
2
1
1
1
1
1


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

ВНИМАНИЕ!

Срок действия лицензии на использования программного обеспечения окончен 27.03.2024.
Для получения информации с сайта свяжитесь с Администрацией образовательной организации по телефону 8(81458)2-09-01

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».