ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Рабочая программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, Примерной адаптированной основной общеобразовательной программы начального общего образования слабовидящих обучающихся (вариант 4.3). Предмет русского языка, является одним из наиболее важных общеобразовательных предметов в начальной школе. Обучение грамоте у слабовидящих детей с легкой умственной отсталостью направлено на формирование навыки письма, развитие речевых умений, обогащение и активизацию словаря, совершенствование фонематического слуха. Программа обучения грамоте в 1 классе состоит из двух разделов, соответствующих добукварному, букварному и послебукварному периодам. Добукварный период длится примерно до середины II ой четверти. В этот период основное внимание уделяется работе по таким направлениям: • Развитие слухового восприятия; • Охрана и развитие остаточного зрения; • Развитие ориентировки в малом пространстве; • Подготовка руки к письму; • Развитие речевых навыков. В ходе работы по развитию слухового восприятия у слабовидящих школьников формируются следующие умения: • выделять звуки из окружающей действительности; • различать звуки из окружающей действительности; В ходе работы по охране и развитию остаточного зрения у учащихся формируются такие умения, как: • различать и узнавать по цвету, форме, величине предметы натуральные, муляжи, игрушки и предметы, изображённые на цветных рисунках, аппликациях, крупных, четких, не перегруженных мелкими деталями, иллюстрациях; • соотносить по цвету, форме, величине указанные предметы и изображения предметов; • оперировать сенсорными эталонами (цвет, форма, величина) в самостоятельной деятельности. В ходе развития ориентировки в малом пространстве у учащихся формируются умения: • ориентироваться на рабочей поверхности стола: • ориентироваться на странице; • ориентироваться в книге; • ориентироваться в тетради. в ходе подготовки руки к письму: • на развитие мелкой моторики рук; • на умение держать (пользоваться шариковой ручкой). В ходе развития речи у слабовидящих учащихся формируются следующие умения: • принимать участие в беседе (по жизненным впечатлениям, но содержанию рассказа или сказки); • пересказывать прослушанное по вопросам учителя; • сопоставлять предметы по их признакам; • классифицировать и группировать предметы по их видовым понятиям (по названиям предметов); • подбирать слова, характеризующие действия и признаки предметов; • выделять из устной речи предложения в 2-3 слова; • определять количество слов в предложении; составлять короткие предложения по опорным словам: делить (устно) слова на части (слот); выделять гласные и согласные звуки; осуществлять звуковой анализ слов; осуществлять правильную артикуляцию звуков; выделять гласные в слоге; коллективно составлять рассказ по сюжету (картинке); соотносить слова и образцы; пополнять словарный запас. В ходе букварного периода работа по перечисленным направлениям идёт параллельно с формированием умений: • обозначать звуки буквами; • находить букву в кассе (абаке); • различать звуки на слух; • устанавливать последовательность звуков в словах; • правильно артикулировать звуки; • читать прямые слоги и постепенно усложняющиеся слова; • преобразовывать одно слово в другое путём замены, вставки, перестановки, добавления букв и слогов в слове; • писать слова с сочетаниями жи, ши, ча, чу, ща, щу. В ходе послебукварного периода ведется работа по формированию следующих умений: • читать связные тексты; • подбирать заглавия к тексту; • правильно писать слова, написание которых не расходится с произношением; • записывать с помощью учителя предложения (в два-три слова) после предварительного их анализа. Особенности развития слабовидящих школьников с нарушением интеллекта. Развиваясь по общим для всех детей психофизиологическим закономерностям, тем нс менее, развитие слабовидящих детей имеет свои особенности такие как: • узость интересов к окружающему миру, о котором они получают по сравнению со зрячими сверстниками лишь немногочисленные и разрозненные сведения, обуславливает низкий уровень развития их внимания; • длительное воздействие слуховых раздражителей быстро утомляет слабовидящих, ведет к рассеиванию внимания; • отсутствие познавательной активности; • низкий уровень произвольного и непроизвольного внимания; • дефекты речи, тормозящие психическое развитие слабовидящих детей с нарушениями интеллекта, причем в гораздо большей степени, чем нормально видящих. Это связано с тем, что развитие речи, способной при нормальном уровне развития в значительной мере компенсировать последствия слабовидения, в данном случае задерживается и речь не выполняет свою компенсаторную функцию. Цели изучении курса в 1 классе: дидактические: • дать знания о звуках и буквах русского алфавита, о письменной и устной речи, об основных единицах русского языка (слово, слог, предложение, текст); • формировать умения правильного безошибочно письма; • вырабатывать (совершенствовать, овладевать) основные орфографические и пунктуационные навыки; • совершенствовать навыки звукобуквенного анализа слов; • • • • • • • • • воспитательные: • содействовать воспитанию любви к родному языку и его изучению, эстетическое отношение к языку и речи; • развивать познавательную деятельность школьников, способствовать коррекции мышления, их умственному и речевому развитию; • формировать умения анализировать, сравнивать, классифицировать языковой материал, применять его в речевой практике; коррекционные: • обучать навыкам грамотного письма и культуры речи; • овладевать навыками мелкой моторики кисти и пальцев рук, навыками каллиграфии; • уточнять уже полученные ранее знания и уметь их использовать; • формировать умения работать по словесной и письменной инструкции, алгоритму; • развитие фонетико-фонематических представлений; Основные задачи добукварного периода: - подготовить учащихся к овладению первоначальными навыками письма; - привить интерес к обучению; - выявить особенности общего и речевого развития каждого ребёнка. В этот период начинается работа по формированию у детей общеречевых навыков, по развитию слухового и зрительного восприятия, совершенствованию произношения и пространственной ориентировки, а также развитию мелких мышц рук. Обучение осуществляется в процессе ознакомления с предметами и явлениями окружающей действительности, организации дидактических игр и игровых упражнений. На уроках письма и развития речи проводится работа по подготовке учащихся к обучению письму. Первоклассники приобретают навык пользования карандашом, ручкой, учатся рисовать и раскрашивать по трафарету, геометрические фигуры, несложные орнаменты, рисунки, напоминающие образ букв, а затем элементы букв. Задачи букварного периода: - формировать звукобуквенный анализ и синтез; - заложить основы овладения письмом. Содержание Добукварный период • развитие речи учащихся, знакомство со школьными принадлежностями; • ориентировка в учебнике, тетради; • подготовка руки к письму; • знакомство и отработка элементов букв; Знакомство с классом и школой, с режимом дня. Беседы о том, что находится в классе. Привитие учащимся навыков учебной деятельности: умения правильно сидеть за партой, вставать, слушать объяснения и задания учителя, поднимать руку при желании что-то сказать, просить разрешения выйти из класса. Изучение уровня общего развития и подготовленности учащихся к обучению 1рамоте в процессе фронтальной и индивидуальной работы. Развитие устной речи учащихся. Уточнение и развитие слухового восприятия учащихся. Развитие речевого слуха, формирование фонематического восприятия. Различение звуков и простых звукосочетаний в речи. Специальная подготовка к обучению письму. Привитие навыков правильной посадки во время рисования и письма, правильного расположения на парте тетради и пользование карандашом. Восприятие и воспроизведение простейших комбинаций из прямых линий и фигур. Конструирование простых, хорошо знакомых детям предметов. развитие и координация движений кисти рук и пальцев. Рисование мелом на доске, карандашом на бумаге прямых линий в различных направлениях. Обведение карандашом на бумаге простейших фигур по трафаретам, их закраска и штриховка. Написание основных элементов рукописных букв. - Букварный период изучение звуков и букв, письмо букв; письмо сочетаний изученных букв (слогов, слов); списывание предложений состоящих из 2-3 слов (из изученных букв) РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ КУРСА Подготовительный период Предметные результаты Обучающийся научится: отличать устную и письменную речь, отличать буквы и звуки; выделять из короткого текста предложения, оформлять предложение в устной речи; выделять слова из предложения, соотносить их с моделью слова; разделять слово на слоги с использованием графических схем; делить слова на слог; определять ударный слог в слове; определять главную мысль предложения; отличать гласные звуки or согласных, отличать буквы от звуков: обучающийся познакомится с правилами посадки при письме, научится обводить образцы и писать самостоятельно элементы букв, научится безотрывному письму элементов букв, писать буквы и соединения с ними. Будет сформирован навык безотрывного письма. обучающийся получит возможность научиться в совместной деятельности с учителем: осознавать образные представления о предложении; о слове как единице речи, его названную функцию; о слоге как о части слова, его названную функцию; выделять слота в словах в процессе слогового анализа слова; определять позицию (ударную и безударную) слога в слове; определять логическое ударение, различать интонационную окраску предложения артикулировать звуки в соответствии с особенностями их произнесения, осознавать образное представление о звуке; понимать смысловое значение интонации; обозначать гласные звуки буквами; рассматривать гласные а, о. у, и как букву, слог слово: наблюдать за позиционным изменением согласных звуков. Личностные результаты принимать новый статус «ученик», внутреннюю позицию школьника на уровне положительного отношения к школе, принимать образ «хорошего ученика»; проявлять интерес к новому учебному материалу выполнять правила личной гнгие'гы, безопасного поведения в школе, дома, на улице, в общественных местах; внимательно относиться к собственным переживаниям и переживаниям других людей; нравственному содержанию поступков. - Букварный период (основной). Предметные результаты Обучающийся научится: • давать характеристику согласным звукам, • узнавать буквы, обозначающие гласные и согласные звуки, • читать слона с изученными буквами, • узнавать графический образ букв выделять звуки из слов, • группировать, систематизировать буквы по обозначению ими разных звуков и по начертанию; • определять тему текста, его главную мысль, пересказывать текст; Обучающийся получит возможность научиться: • распространять основу предложения, сокращать предложения до основы; • правильно выражать свои мысли в речи, наблюдать за ролью формоизменения для точности высказывания мысли и связи слов; • наблюдать за расхождением написания и произношения безударных гласных; • выделять в однокоренных словах корень; • объяснять значение многозначных слов, • находить отрывки, которые могут ответить на вопрос; • выбирать отрывок, к которому можно подобрать пословицу; • находить рифму; • придумывать заголовок к тексту, ставить вопросы; • различать значения многозначных слов Обучающийся познакомится с начертанием букв, научится их воспроизводить на письме, научится писать слоги, слова, короткие предложения с соблюдением наклона, высоты и пропорций букв. Будет продолжено сформирование навыка безотрывного письма. Личностные результаты • 1. Проявлять уважение к своей семье, ценить взаимопомощь и поддержку членов семьи и друзей. • 2. Принимать новый статус «ученик», внутреннюю позицию школьника на уровне положительного отношения к школе, принимать образ «хорошего ученика». • 3. Внимательно относиться к собственным переживаниям и переживаниям других людей; нравственному содержанию поступков. • 4. Выполнять правила личной гигиены, безопасного поведения в школе, дома, на улице, в общественных местах. Предмет русскою языка (2-5 класс) является одним из наиболее важных общеобразовательных предметов в начальной школе. Обучение грамоте у слабовидящих детей с умственной отсталостью направлено на формирование навыка письма, развитие речевых умений, обогащение и активизацию словаря, совершенствование фонематического слуха. В начальной школе умственно отсталым школьникам даются самые элементарные сведения из области русского языка, усвоение которых важно для выработки у них достаточно осмысленного отношения к основным элементам языка. Учащиеся приобретают ряд грамматических умений в области фонетики, морфологии и синтаксиса. Обучение грамматике способствует их умственному и речевому развитию. Все знания учащихся, получаемые ими в основном при выполнении упражнений, являются практически значимыми для их социальной адаптации и реабилитации. Необходнмостъ коррекции познавательной и речевой деятельности умственно отсталых школьников обусловлена трудностями овладения ими русской (родной) фонетикой, графикой и орфографией, своеобразием их общего и речевого развития, имеющихся психофизических функций. Умение анализировать, обобщать, группировать, систематизировать даже элементарный языковой материал, давать простейшие объяснения должны способствовать коррекции мышления, развитию познавательной деятельности школьников. Обучение русскому языку в начальной школе имеет цель: приобретение практических навыков устной и письменной речи. Уроки русского языка ставят перед учителем следующие задачи: □ формирование основных орфографических и пунктуационных навыков; □ приобретение ряда грамматических умений в области фонетики, морфологии и синтаксиса; □ совершенствование графических навыков; □ развитие и коррекция речи и других познавательных процессов; □ воспитание интереса к родному языку. □ Научить школьников правильно и осмысленно читать доступный их пониманию текст; □ Выработать элементарные навыки грамотного письма; □ Повысить уровень общего и речевого развития учащихся; □ Научить последовательно и правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме; □ Формировать нравственные качества. Наряду с этими задачами на уроках русского языка решаются и специальные (коррекционные) задачи, направленные на: коррекцию недостатков мыслительной, двигательной и речевой деятельности; повышение познавательной активности (развитие зрительного, слухового восприятия, наблюдательности, воображения, речи, пространственной ориентировки и пространственных представлений); компенсацию недоразвития эмоционально-волевой сферы (формирование адекватной реакции на неудачи, самостоятельное преодоление трудностей, принятие помощи учителя и т. д.): коррекцию недоразвития моторных функций (развитие плавности и координации движений рук, зрительно-двигательной координации, дифференциации движения пальцев, регуляции мышечного усилия и т. д.). Коррекционная направленность обучения на уроках русского языка предполагает: максимальное использование интеллектуальных, физических и эмоциональных возможностей в работе по коррекции недостатков в развитии школьников; взаимосвязь двигательной деятельности с другими видами деятельности (игрой, математикой, рисованием, развитием речи); • неоднократное повторение и закрепление полученных знаний, умений и навыков на разном по содержанию учебном материале; замедленность обучения; подачу учебного материала малыми порциями; • максимально развёрнутую форму сложных понятий, умственных и практических действий; предварение изучения нового материала пропедевтикой; • руководство над действиями школьников вплоть до совместного выполнения их учителем и учеником. Главным принципом, организующим все программы но основным разделам русского языка, является развитие речи. Обучение грамматике будет действенным при установлении тесной связи между изучением ее элементов и речевой практикой учащихся. На каждом году обучения по всем разделам программы определяется уровень требований, учитывающий умственные и возрастные возможности детей. Требования к уровню подготовки обучающихся 1-2 классы Должны знать и уметь: • рукописное начертание изучаемых строчных букв и прописных; • представлять и узнавать буквы письменного шрифта; • писать отдельные буквы рукописным шрифтом; • списывать с классной доски и с букваря (рукописный и печатный текст) слов, состоящих из усвоенных слоговых структур, и предложений из трех-четырех слов. • прописная буква в именах людей (практическое ознакомление); • писать под диктовку слова и предложения из двух-трех слов с предварительным анализом; • самостоятельно составлять из букв разрезной азбуки слова из трех-четырех букв с последующей записью; • вставлять пропущенные буквы в словах при списывании с доски. 3 класс Учащиеся должны уметь: ■ анализировать слова по звуковому составу, различать звуки гласные и согласные, согласные звонкие и глухие, р — л, свистящие и шипящие, аффрикаты, твердые и мягкие на слух, в произношении, написании; ■ списывать по слогам с рукописного и печатного текста; писать под диктовку слова, написание которых нс расходится с произношением, простые по структуре предложения, текст после предварительного анализа; ■ писать предложения с заглавной буквы, в конце предложения ставить точку; ■ составлять по заданию предложения, выделять предложения из речи и текста ■ 4 класс Учащиеся должны уметь: • анализировать слова по звуковому составу, различать звуки гласные и согласные, согласные звонкие и глухие, р — л, свистящие и шипящие, аффрикаты, твердые и мягкие на слух, в произношении, написании; • списывать по слогам с рукописного и печатного текста; • писать под диктовку слова, написание которых не расходится с произношением, простые по структуре предложения, текст после предварительного анализа; • писать предложения с заглавной буквы, в конце предложения ставить точку: • составлять по заданию предложения, выделять предложения из речи и текста. 5 класс Учащиеся должны уметь: - Составлять и распространять предложения, устанавливать связи между словами по вопросам, ставить знаки препинания в конце предложения - Анализировать слова по звуковому составу (выделять и дифференцировать звуки, устанавливать последовательность звуков в слове) - Списывать рукописный и печатный текст целыми словами и словосочетаниями - Писать под диктовку предложения и тексты (30-35 слов) Учащиеся должны знать: - Алфавит, расположение слов в алфавитном порядке в словаре - Парные согласные - Отличать гласные от согласных - Внешний вид знаков препинания. К окончанию 5 класса ребенок с ОВЗ с легкой умственной отсталостью, научится: • расставлять знаки препинания в конце предложения; • анализировать слова по звуковому составу; • списывать рукописный и печатный текст целыми словами и словосочетаниями; • писать под диктовку предложения и тексты (30-35 слов); • составлять небольшие рассказы на предложенную учителем тему; • использовать в своей речи усвоенные слова н обороты речи; • составлять и распространять предложения, устанавливать связи между словами по вопросам; Содержание: 1-2 классы Подготовительный период. Письмо элементов букв в комбинации точек по Брайлю. Обучение письму букв. Рукописное начертание изучаемых строчных букв и прописных. Списывание с классной доски прочитанных и разобранных слов, состоящих из двух слогов. Письмо под диктовку букв, слогов после предварительного звукобуквенного анализа Подбор слов с заданным звуком и определение его нахождения в словах (в начале, в середине, в конце). Большая буква в начале предложения, точка в конце предложения. Письмо хорошо знакомых слов под диктовку после анализа их звукового состава. Самостоятельное составление из букв разрезной азбуки открытых и закрытых 7 двухзвуковых и закрытых трехзвуковых слогов с последующей записью. Списывание с классной доски IT С букваря (рукописный и печатный текст) слов, состоящих из усвоенных слоговых структур, и предложений из трехчетырех слов. Прописная буква в именах людей (практическое ознакомление). Письмо под диктовку слов и предложений из двух-трех слов с предварительным анализом. Самостоятельное составление из букв разрезной азбуки слов из трех-четырех букв с последующей записью. Вставка пропущенной буквы в словах при списывании с доски. Сочетания ча- ща. чу- щу, жи- ши. Правописание сочетаний жи-ши, ча-ща. чу-щу. Мягкий знак для обозначения мягкости в конце и середине слова. Повторение пройденных звуков и букв. Письмо слов с ь. Подбор слов с заданным звуком и определение его нахождения в словах (в начале, в середине, в конце). Рукописное начертание изучаемых строчных букв и прописных 3 класс Повторение. Звуки и буквы - Звуки и буквы. Звуки гласные и согласные, их различение. Соотношение звука и буквы, различение звуков и букв. Буквы, сходные по начертанию, их различение. Слова, отличающиеся одним звуком, последовательностью и количеством звуков в слове. Слова со стечением согласных. Составление предложений из двух-трех слов. Слог и ударение Наша речь. Слово, слог как часть слова, предложение, текст. Гласные ударные и безударные. Их различение в двусложных словах. Постановка знака ударения. Парные звонкие и глухие согласные - Согласные звонкие и глухие, их различение на слух и в произношении. Описание слов с этими согласными. Шипящие и свистящие согласные - Согласные свистящие и шипящие, аффрикаты, их различение на слух и в произношении. Написание слов с этими согласными. Артикулярно сходные (р л) Твердые и мягкие согласные - Слова с гласной э. Слова с буквами и, й, их различение. Слова с гласными и, е, ю, я и начале слова и после гласных. Согласные твердые и мягкие, их различение на слух и в произношении. Обозначение мягкости согласных буквами и, е, ю, я. Мягкий так (Ь) на конце слова - Буква ь для обозначения мягкости согласных в конце слова. Практические упражнения в чтении и написании слов с разделительными ь и ъ. Слово - Умение согласовывать слова, обозначающие действия, со словами, обозначающими предметы. Расположение двух-трех коротких предложений в последовательном порядке (по картинкам тын после устного разбора с учителем). Составление подписей к серии из двух-трех сюжетных картинок. Правильное использование личных местоимений вместо имени существительного. Питание действий - Различение предметов по их действиям (птица летает, а рыба плавает); умение согласовывать слова, обозначающие действия, со словами, обозначающими предметы. Предлоги - Знакомство с предлогом как отдельным словом (в. из, на, у, с). Раздельное написание предлога со словом, к которому он относится (под руководством учителя). Правописание слов с непроверяемыми написаниями в корне, взятых из словаря учебника Предложение - Практическое знакомство с построением простого предложения: составление предложения по вопросу, картинке, на тему, предложенную учителем; окончание начатого предложения (Собака громко...); составление предложения из слов, данных в нужной форме вразбивку; выделение предложения из текста. Написание прописной буквы в начале предложения и точки в конце предложения. 4 класс Повторение. Звуки и буквы - Звуки и буквы. Звуки гласные и согласные, их различение. Соотношение звука и буквы, различение звуков и букв. Буквы, сходные по начертанию, их различение. Слова, отличающиеся одним звуком, последовательностью и количеством звуков в слове. Слова со стечением согласных. Составление предложений из двух-трех слов. Слог и ударение Наша речь. Слово, слог как часть слова, предложение, текст. Гласные ударные и безударные. Их различение в двусложных словах. Постановка знака ударения. Парные тонкие и глухие согласные - Согласные звонкие и глухие, их различение на слух к в произношении. Написание слов с этими согласными. Шипящие и свистящие согласные - Согласные свистящие и шипящие, аффрикаты, их различение на слух и в произношении. Написание слов с этими согласными. Артккулярно сходные (р — л) Твердые и мягкие согласные - Слова с гласной э. Слова с буквами и, й, их различение. Слова с гласными и, е. ю. я в начале слова и после гласных. Согласные твердые и мягкие, их различение на слух и в произношении. Обозначение мягкости согласных буквами и. е. ю. я. Мягкий знак (Ь) на конце слова - Буква ь для обозначения мягкости согласных в конце слова. Практические упражнения в чтении и написании слов с разделительными ь и ъ. Слово - Умение согласовывать слова, обозначающие действия, со словами, обозначающими предметы. Расположение двух-трех коротких предложений в последовательном порядке (но карт инкам или после устного разбора с учителем). Составление подписей к серии из двухтрех сюжетных картинок. Правильное использование личных местоимении вместо имени существительного. Название действий Различение предметов по их действиям (птица летает, а рыба плавает); умение согласовывать слова, обозначающие действия, со словами, обозначающими предметы. Предлоги - Знакомство с предлогом как отдельным словом (в, из, на, у, с). Раздельное написание предлога со словом, к которому он относится (под руководством учителя). Правописание слов с непроверяемыми написаниями в корне, взятых из словаря учебника. Предложение - Практическое знакомство с построением простого предложения: составление предложения по вопросу, картинке, на тему, предложенную учителем; окончание начатого предложения (Собака громко...); составление предложения из слов, данных в нужной форме вразбивку: выделение предложения in текста. Написание прописной буквы в начале предложения и точки в конце предложения. 5 класс Слова с мягким знаком - Алфавит. Употребление ь на конце и в середине слова. Разделительный ь перед гласными е, ё, ю. я, и. Сочетания гласных с шипящими. Правописание жи- ши, ча-ща, чу-щу. Слова с парными согласными Правописание звонких и глухих согласных в конце н середине слов. Проверка написания путем изменения формы слова и подбора (по образцу) родственных слов. Безударная гласная - Ударенно. Различение ударных к безударных гласных. Правописание безударных гласных путем изменения формы слова (вода — воды) ИЛИ подбора по образцу родственных слов (вода — водный). Сито - Различение основных категорий слов (названия предметов, действий, качеств) в тексте по вопросам, правильное употребление их в связи друг с другом. Имена собственные. Расширение круга имен собственных: названия рек, гор, морей. Большая буква в именах собственных. Предлоги - Предлоги до, без, под, над, около, перед. Раздельное написание предлогов с другими славами. Родственные слова - Родственные слова. Общая част ь родственных слов (корень). Правописание слов с непроверяемыми написаниями в корне: умение пользоваться словарем, данным в учебнике. Разделительный ъ. Предложение - Практическое построение простого предложения. Составление предложений с употреблением слов в косвенных падежах по вопросам, из слов, данных в начальной форме; окончание предложений; восстановление нарушенного порядка слов в предложении. Членение речи на предложения, выделение в предложениях слов, обозначающих, о ком или о чем говорится, что говорится. Упражнения в составлении предложений. Распространение предложений. Установление связи между словами в предложениях по вопросам. Знаки препинания в конце предложения (точка, вопросительный и восклицательный знаки). Главные члены предложения: подлежащее, сказуемое. Второстепенные члены предложения (без деления на виды). Учебно - тематический план 1 класс № Тема раздела п/п 1 Вводный 2 3 Часы Добукварный период 2 65 Букварный период 98 УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ Количество часов: всего 165 часов, в неделю 5 часов № Тема. Количество часов 1-2 Знакомство со школьными принадлежностями 2 3 Гигиенические правила письма. 1 4-8 Ориентировка в тетради. 5 9-12 Интервалы. Рабочая строка и пробельная строка. 4 13-16 Рабочая и пробельная строка. 4 17-21 Закрепление пройденного. 5 22-27 Подготовительные упражнения: обводка 6 28-33 Подготовительные упражнения: обводка и штриховка по образцу. 6 34-39 Подготовительные упражнения: повтор рисунка. 6 40-45 Закрепление пройденного 6 46 Повторение пройденного. 1 47-49 Подготовительные упражнения: обводка по шаблону, раскрашивание. 3 50-52 Подготовительные упражнения: продолжи узор, не отрывая карандаша от тетради. 3 53-55 Письмо длинной и короткой линии. 3 56-58 Письмо линий с закруглением вверху и внизу. 3 59-61 Письмо ЛИНИЙ с закруглением вверху и внизу. 3 62 Закрепление пройденного 1 63-65 Письмо овалов и полуовалов. 3 66-67 Письмо петли вверху и внизу. 2 68 Письмо строчной буквы И 1 69 Упражнения в написании строчной буквы а 1 70 Письмо заглавной буквы А. 1 71-72 Упражнения в написании а, А. 2 73 Письмо строчной буквы у 1 74-75 Письмо заглавной буквы У 2 76-78 Упражнения в написании у. У 3 79-80 Повторение пройденного. 2 81-82 Повторение пройденного. 2 83 Письмо строчной буквы м строчной. 1 84 Письмо заглавной буквы М 1 85-87 Упражнения в написании м, М и изученных элементов. 3 88 Письмо строчной буквы о 1 89 Письмо заглавной буквы О 1 90-92 Упражнения в написании о. О и изученных элементов. 3 93 Письмо строчной буквы С 1 94 Письмо заглавной буквы С 1 95-96 Упражнения в написании с. С и изученных элементов. 2 97 Закрепление пройденною. Буквенный диктант. 1 98-99 Письмо строчной буквы х 2 100-101 Упражнения в написании х, X и изученных элементов. 2 102 Письмо строчной буквы ш 1 103 11исьмо заглавной буквы III 1 104-106 Упражнения в написании ад, Ш и изученных элементов 3 107 Письмо строчной буквы л 1 108 Письмо заглавной буквы Л 1 109-110 Упражнения в написании л, Л и изученных элементов. 2 111 Письмо буквы ы 1 112 Упражнения в написании ы и изученных элементов 1 113 Письмо строчной буквы н 1 114 Письмо заглавной буквы Н 1 115-116 Упражнения в написании и, Н и изученных элементов 2 Закрепление изученного. Буквенный диктант. 1 117 118-125 Закрепление изученного. 8 126 Повторение 1 127 Письмо строчной буквы р 1 128 Письмо заглавной буквы Р 1 129-130 Упражнения в написании буквы р и изученных комбинаций шеститочия. 2 131-132 Запись слов начинающихся на букву р, Р. 2 133 Письмо строчной буквы к 1 134 Письмо заглавной буквы К 1 135 Упражнения в написании буквы к, К и изученных элементов 1 136-137 Запись слов, начинающихся на букву к. 2 138 Письмо строчной П 1 139 Письмо заглавной буквы П 1 140 Упражнения в написании буквы п и изученных элементов 1 141-142 Запись слов начинающихся на букву п. 2 143 Закрепление пройденного. Буквенный диктант. 1 144 Письмо строчной буквы т 1 145 Письмо заглавной буквы Т 146 Упражнения в написании буквы т, Т и изученных элементов 147-148 Запись слов с букой т. 1 1 2 149 Письмо строчной буквы и 1 150 Письмо заглавной буквы И 1 151 Упражнения в написании и, И и изученных элементов 1 152-154 Письмо слон с буквой и. 3 155 Закрепление пройденного. 1 156 Письмо строчной буквы 3 1 157 Письмо заглавной буквы 3 158 Упражнения в написании з, 3 и изученных элементов 159-160 Запись слов с буквой з. 161 Закрепление пройденного. Буквенный диктант 162-165 Повторение. 1 1 2 1 4 2 класс № п/п Название темы Колво часов Повторение. Умение правильно сидеть за партой во время письма, поднимать руку, вставать 1 Тренировочные упражнения на развитие кинестетической основы движений пальцев рук 2 Развитие координации движений руки н глаза (завязывание, нанизывание) 1 Развитие навыков владения письменными принадлежностями (карандашом, ручкой) Письмо простых косых линий, прямых, палочек в тетради 2 8-9 Обводка по внутреннему трафарету. Обводка по внешнему трафарету 2 10 Рисование но точкам- ориентирам 1 2-3 4 5-6 7 1 13-15 Письмо изученных букв по трафарету 1 2 3 14-16 Печатание изученных букв 3 17-19 Письмо изученных букв по точкам, по обводке, самостоятельно (письменных) 3 20-21 Повторение изученного 22-23 Конструирование и списывание изученных печатных букв 2 2 24 Списывание печатных слов из щученных букв 1 25-26 Списывание прочитанных и разобранных открытых (закрытых) слогов 2 27 Письмо щученных букв под диктовку (печатные или письменные) 1 28-29 Строчная буква й. Написание буквы по точкам, по контурным линиям 2 30-31 Письмо слов с буквой И. Буквы И-Й Различение на письме слогов, слов с буквами И-Й 2 32 Чередованное письмо разных элементов Пальчиковая гимнастика 1 33-34 Упражнения в письме слов с изученными буквами, предложений из 2-х слов 2 35-36 Строчная и прописная буква Жж. Написание буквы по трафарету, по контурным линиям, по образцу. Печатание буквы 2 37-39 Упражнение в записи слов с изучаемой буквой. Буквы Ж-Ш 3 40-41 Сочетания ЖИ-ШИ 2 11-12 Письмо элементов букв 42-43 Различение на письме слогов, слов с буквами Ж- Ш. Запись слогов, слов и предложений с буквами ж- ш 2 44-45 Контрольное списывание (печатание) букв, слогов слов, короткого 2 предложения. Анализ к.р. Упражнения в письме 46-48 Повторение изученного в 1- й четверти 3 49-50 Строчная и прописная буква Бб. 2 51-52 Различение на письме букв Б-П. слогов, слов с данными буквами 2 53-54 Упражнения в написании (печатании) слогов, слов с буквами Б-П 2 55 56-57 Закрепление изученного. Строчная и прописная буква Дд 1 58-59 Запись слогов, слов и предложений с буквами д-т. 2 2 60-61 Закрепление изученного. 2 62-63 Строчная и прописная буква Гг. 2 64-66 Запись слогов, слов и предложений с буквами г-к. 3 67 Упражнения в письме под диктовку 1 68-69 Закрепление изученного. 2 70-71 Строчная буква ь. Буква Ь - знак мягкости 2 72 Списывание слогов и слов с буквой ь. 1 73-74 Слова с мягким знаком (ь) на конце 2 75-76 Самостоятельное составление изученных слогов с последующей записью. 2 77-78 Проверка изученного. Контрольное списывание. Письмо пол диктовку 2 79 Анализ проверочной работы 1 80-82 Повторение изученного во 2-й четверти 3 83 Запись (печатанье) предложений из 2-х слов (по образцу) 1 84-85 Строчная и прописная буква Ее. 2 86-87 Написание слогов, слов с буквой Е (печатанье) 2 88-90 Составление трехбуквенных слов, состоящих из щученных букв и их запись (печатанье) Письмо под диктовку Дополнение предложений и их запись (с изученными буквами). 3 91-92 2 93-94 Дополнение слов пропущенными буквами. 2 95-97 3 Составление и запись предложений по схеме и сюжетным картинкам. Списывание предложений с прописного и печатного текста. 98-99 Строчная и прописная буква Яя. 2 100- Написание (печатанье) слогов, слов с буквой Я 101 2 102- Письмо стогов с твёрдыми и мягкими согласными (ма-мя, на- ня и т.д). 103 Составление слов с данными слогами 2 104- Списывание текста с рукописного и печатного образца. 105 2 106 107108 109110 Закрепление изученного 1 Закрепление. Запись слотов н слов с изученными буквами. 2 Строчная и прописная буква Юю. 2 111- Написание слотов, слов с буквой Ю 112 113- Сравнительный анализ слов с буквами У-Ю 114 115- Списывание с прописного и печатного текста 116 117- Строчная и прописная буква 118 119-121 Письмо слов и предложений с буквой Ёё. 2 122-123 Письмо под диктовку слогов, слов. 2 124-125 Строчная и прописная буква Чч. 2 126-127 Письмо слов и предложений с буквой Чч. 2 128 Составление и письмо (печатанье) слогов, слов с буквой Ч 129 130 131133 134135 136137 138139 140141 142143 144145 146 2 2 2 3 1 1 ПИСЬМО ПОД диктовку изученных букв, слогов, слов. Проверка знаний Анализ работ. Закрепление изученного Письмо слогов ЧА-ЧУ, составление и запись слов с данными слогами Закрепление изученного. Упражнения в написании изученных букв, слогов Строчная и прописная буква Фф. Составление и письмо (печатанье) слогов, слов с буквой Ф 1 3 2 2 2 Списывание с прописного н печатного текста. 2 Чтение, составление и письмо слогов, слов с буквами В Ф Различение в написании слогов слов с буквами В-Ф Составление и запись (печатанье) слов из букв разрезной азбуки. 2 Вставка пропущенной буквы при списывании. 1 2 147- Строчная и прописная буква Цц. 148 149- Письмо слогов, слон с буквой Ц (печатанье) 150 2 151152 2 Письмо слогов и слов со схожими по написанию буквами. 2 Списывание с печатного текста. 153155 156157 Строчная и прописная буква Ээ. Письмо слогов и слов с данной буквой (печатанье) Строчная и прописная буква Щш. 3 2 158159 160161 162163 164 165 Составление и запись слогов и слов с сочетаниями ща-шу, ча-чу. 2 Буква ъ. письмо слов с твердым знаком, (печатанье) 2 Дифференциация написания слов с ь и ъ знаками. 2 Контрольное списывание. Анализ работ. 1 1 166- Запись слов с пропущенными буквами. Составление и запись предложений из 2167 х -3-х слов 2 168- Анализ работ. Закрепление изученного в первом классе. 169 2 3 класс № п/п Название темы 1-2 Повторение. Речь. Колво 2 часов 3-4 Предложение. Заглавная буква в начале предложения. 2 5 6 Составление предложений по картинке. Предложение и его схема 1 1 7 Слово 1 8-10 Запись слов по схеме 3 11 Составление предложений с данным словом 1 12 Звуки и буквы 1 13 Контрольное списывание №1 1 14 Гласные ЗВУКИ и буквы 1 15 Выделение гласного звука в слове 1 16 Согласные звуки н буквы 1 17 Выделение согласного в слове 1 18 Слова, которые отличаются одним звуком 1 19 Составление и запись слов из одинаковых букв 1 20 Ударение в словах 1 21-22 Ударные и безударные гласные 2 23 Слог. Деление слов на слоги 1 24-25 Гласные в образовании слогов 2 26-28 Перенос слова по слогам. Деление слов на слоги 3 29 Различай Л - Р 1 30 Парные звонкие и глухие согласные (б-п). Различай Б-П 1 31 Парные звонкие и глухие согласные (в-ф). Различай В - Ф 1 32 Контрольное списывание № 2 1 33 Парные звонкие и глухие согласные (г-к). Различай 1 К 1 34 Парные звонкие и глухие согласные(д-т). Различай Д - Т 1 35 Парные звонкие и глухие согласные(ж-ш). Различай Ж Ш 1 36 Парные звонкие и глухие согласные. Различай 3 - С 1 37 Шипящие свистящие согласные 1 38 Различай свистящие и шипящие согласные 1 39 Гласные Е, Ё, Ю, Я в начале слова или слога 1 40-41 Выделение и запись слов с буквами Е, Ё в начале слова 2 42 Выделение и запись слов с буквами К). Я в начале слова 1 43 Контрольное списывание № 3 1 44-45 Твердые и мягкие согласные 2 46 Гласные Ы, И после твердых и мягких согласных 1 47 Гласные О, Г после 1вердых и мягких согласных 1 48 Гласные У, Ю после твердых и мягких согласных 1 49 Гласные А. Я после твердых и мягких согласных 1 50 Гласная Е после мягких согласных 1 51-52 Составление рассказа из предложения 2 53 Различать твердые и мягкие согласные 1 54 Различай твердые и мягкие согласные 1 55 Контрольное списывание № 4 1 56-57 Буква Ь для обозначения мягкости на конце слова 2 58 Письмо слов с мягкими согласными на конце 1 59 Выделение и запись слов с мягкими согласными на конце 1 60 Списывание предложений, вставляя пропущенные буквы. 1 61-62 Составление рассказа по картинке. 2 63-64 Письмо слов с мягкими согласными на конце. 2 65 Различение твердых и мягких согласных на конце слова на слух и при письме. 1 66 Различай слова с твердыми и мягкими согласными на конце слова. 1 67 Письмо и анализ похожих слов, различающихся мягкими или твёрдыми согласными на конце слова. 1 68 Контрольное списывание. 1 69 Предмет и его название. 1 70 Письмо предложений. Замена нарисованных предметов словом. 1 71-72 Названия предметов, отвечающие на вопрос ЧТО? 2 73 Различение названий предметов по вопросу Что это? 1 74 Обобщающее слово для группы однородных предметов. 1 75-76 Расширение круга слов, относящихся к различным родовым категориям. 2 77 Различение названий предметов по вопросу Кто это? 1 78 Расширение круга слов, относящихся к различным родовым категориям. 1 79-80 Слова, отвечающие на вопросы КТО? и ЧТО? 2 81 Слова, обозначающие один и несколько одинаковых предметов. 1 82 Большая буква в именах людей. 1 83 1 84 Большая буква в именах и фамилиях. Употребление имен и фамилий людей в предложении. Большая буква в именах и фамилиях людей, кличках животных. 85 Правописание имён собственных. 1 86 Контрольный диктант 1 87 Названия действий, отвечающие па вопрос ЧТО ДЕЛАЕТ? 1 88 Слова, которые отвечают на вопрос ЧТО ДЕЛАЕТ? 1 89 Названия действий, отвечающие на вопрос ЧТО ДЕЛАЮТ? 1 90-91 Подбор названий действий к названиям предметов 2 92 Подбор названий действий к названиям предметов «Кто как передвигается?». 1 93 Кто-что делает? Кто-что делают? 1 94 Согласование слов-действий, со словами, обозначающими одушевлённые предметы. Согласование слов, обозначающих действия, со словами, обозначающими неодушевлённые предметы. 1 96 Предлог, как отдельное слово Предлоги в, на, с, ну в предложении. 1 97 Выделение «трудной» гласной в словах. 1 98 Правописание слов с непроверяемыми написаниями. 1 95 1 1 99-101 Выделение предложения из текста. 3 102-103 Составление и запись предложений но картинкам. 2 104 Правша записи предложения нз текста 1 105-106 Правила записи предложения из текста. Заглавная буква в начале предложения и точка в конце. 2 107-108 Составление рассказа из предложений в порядке следования схем. 2 109 Набор слов и предложение. 1 110-112 11орядок слов и предложений. 113 3 Различай набор слов и предложение. 1 114-115 Составление предложений по предметной картинке. 2 116-117 Предложения-вопросы и предложения- ответы. 2 118-119 Составление рассказа по картинке с помощью вопросов. 2 120-121 Составление предложений по сюжетной картинке. 2 122 Контрольное списывание 1 123 Звонкие и глухие согласные. Изложение текста по вопросам. 1 124-125 Твёрдые и мягкие согласные. 2 126-128 Мягкий знак (Ь) на конце слов. Сочинение конца рассказа. 3 129-130 Различение слов по вопросам Кто это? Что это? 2 131-132 Различение предметов по их действиям. 2 133 Контрольное списывание. 1 134 Прядок слов в предложении. 1 135 Расположение предложений в последовательном порядке 1 Обобщающий урок-путешествие. 1 136 4 класс № п/п 1 2 Тема Повторение. Предложение (11 часов) Употребление простого предложения. Большая буква в начале предложения, точка в конце. Колво часов 1 1 3-4 5-6 7-8 9-10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 Составление предложений по картинкам. Составление предложений из слов, данных в нужной форме в разбивку. Составление предложений по вопросу. Составление предложений на тему. Выделение предложений из речи и текста. Составление рассказа по серии картинок «Жадный медвежонок» Закрепление по теме «Повторение». Контрольное списывание текста «Хвосты» ЗВУКИ И буквы (7 часов) Звуки и буквы. ЗБА (звукобуквенный анализ) слов. Слова, которые различаются одним звуком. Контрольное списывание «Гнезда» Родственные слова Однокоренные слова (общее представление). Порядок букв в русской азбуке. Алфавит. Расположение в алфавитном порядке нескольких слов. Составление списков учащихся по алфавиту. Нахождение слов в словаре. Контрольное списывание текста «Правила беседы по телефону» Гласные и согласные звуки и буквы (4 часа) Гласные буквы и звуки. Условное обозначение звуков речи. Согласные буквы и звуки. Условное обозначение звуков речи. Слова, которые различаются одним звуком. Восстановление пропущенных букв в словах. Закрепление по теме «Гласные и согласные звуки и буквы». Контрольное списывание текст «Правила беседы» Гласные И„Е, Ё, Ю, Я в начале слова и после гласных (7 часов) Гласная И в начале слона и после гласных. Написание слов. ЗБЛ. Гласная Е в начале слова и после гласных. Написание слов, ЗБЛ. Гласная И в начале слова и после гласных. Написание слов. ЗБЛ. Гласная Ю в начале слова и после гласных. Написание слов. ЗБЛ. Гласная Я в начале слова и после гласных. Написание слов. ЗБЛ. Гласная Э в начале слова и после гласных. Описание слов. ЗБЛ. Закрепление по теме «Гласные буквы е, н, э, ю, я». Контрольное списывание текста «Правила игры» Ударение в слове. (7 часов) 2 2 2 Определение ударного звука. Знак ударения. Постановка ударения в двусложных и трехсложных словах. Гласные ударные и безударные. 1 1 1 1 1 2 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 Слова, сходные по написанию, но различные по ударению. Составление предложений с данным словом. Контрольное списывание «Птицы» 1 Контрольный диктант за 1-ю четверть РИО Закрепление изученного. 1 Слог как часть слова (4 часа) 1 Деление слов на слога. Слогообразующая роль гласных. 1 Подбор пропущенных слогов, образование новых слов. 1 Деление слов на слоги, количество слогов. Составление рассказа по картинкам. Контрольное списывание текста «Корм 1 птиц» Перенос части слова при письме (5 часов) 1 Деление слова на слоги для переноса на другую строку. 1 Правила переноса слов на другую строчку. 1 Гласные и,е,ю,я,э вначале слова и после гласных. 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67-68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 Перенос части слова при письме. Обобщение по теме «Перенос слов» Контрольное списывание текста «Чудоптичка» Согласные твёрдые и мягкие (5 часов) Гласные (е, е. и, ю, я), обозначающие мягкость согласных. Твердые и мягкие согласные. Дифференциация твердых и мягких согласных в словах. Составление схем к словам. ЗБА слов. Выделение твердых и мягких согласных. Различение твердых и мягких согласных на слух и при письме. Составление рассказа по серии картинок. Контрольное списывание текста «Бусы» Мягкий знак (Ь) на конце и в середине слова (6 часов) Мягкий знак на конце слова. Различие слов с твердыми и мягкими согласными на конце слова. Написание слов с мягким знаком в середине слова. Обозначение мягкости согласных в конце и середине слова буквой ь (мягкий знак). Выделение в речи слов с мягким знаком. Схема слов с мягким знаком. Закрепление по теме «Мягкий знак (ь) на конце и в середине слова». Контрольное списывание текста «Угощение» Гласные после шипящих (8 часов) Гласные после шипящих. Сочетание гласных с шипящими. Правописание (жн-шн). Сочетание гласных с шипящими. Правописание (ча-ща). Сочетание гласных с шипящими. Правописание (чу-щу). Правописание гласных с шипящими (жи, ши, на, та. чу, щу). Закрепление по теме «Гласные после шипящих» Контрольное списывание текста «Змейки» Контрольный диктант по теме «Гласные после шипящих» РНО Закрепление изученного Парные звонкие и глухие согласные (5 часов) Парные звонкие и глухие согласные в начале слова. Различение парных согласных Дифференциация звонких и глухих согласных Закрепление по геме «Парные звонкие и глухие согласные» Контрольное списывание текста «Сказка» Звонкие и глухие согласные на конце слова (8 часов) Звонкие и глухие согласные на конце слова. Проверка написания путем изменения формы слова. «Опасный» согласный. Проверка гласным. Проверка и объяснение напкеання парной согласной на конце слова. Проверка и объяснение правил написания слов. Упражнения в письме слов со звонкими и глухими согласными на конце слова. Закрепление по теме «Звонкие и глухие согласные на конце слова». Контрольное списывание текста «Волк» Контрольный диктант но теме «Звонкие и глухие согласные на конце слова» Разделительный Ь знак перед гласными И, Е, Ё, Ю, Я (9 часов) РНО Знакомство со словами с разделительным мягким знаком (Ь) Значение разделительного ь. Написание слов с разделитель ним ь. Написание разделительного ь перед гласными е. ё, я, ю, и. 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 2 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 81 82 83 84 85 86 III 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 ЮЗ 104 105 106 107 108 109 110112 113 114 115 116 117 118 Дифференциация слон с разделительным мягким знаком (ь) и без него. Смягчающий и разделительный мягкий знак. Объяснение написания разделительного ь. Мягкий знак - показатель мягкости согласных. Подбор слов на изученные правила. Перенос слов с разделительным мягким знаком. Закрепление по теме «Разделительным мягкий знак». Контрольное списывание «Речка» Слово Название предметов (6 часов) Названия предметов, отвечающие на вопрос что? Названия предметов, отвечающие на вопрос кто? Названия предметов, различение по вопросам кто? что? Названия предметов, выделение их в тексте. Названия предметов, употребление в речи в различных формах (кого? чего? кому? чему?) Закрепление по теме «Название предметов». Контрольное списывание. «Дуб» Большая буква в именах собственных (8 часов) Большая буква в именах людей и кличках животных. Правописание имен, отчеств, фамилий. Написание своего имени (фамилии, отчества), своих родных. Большая буква в кличках животных. Расширение круга имён собственных: названия городов, сёл, деревень. Названия улиц, написание своего домашнего адреса, адреса школы. Закрепление по теме «Большая буква в именах собственных. Контрольное списывание «Новичок» Контрольный диктант по теме «Большая буква в именах собственных» Название действий (8 часов) РНО Понятия о словах, обозначающих действия, умение находить их в тексте. Различение действия и его названия. Согласование слов-действий со словами-предметами. Подбор к данному предмету ряда действий и определение предмета по ряду действий. Различение по вопросам что делает? что делал? что сделал? что будет делать? Изменение слов, обозначающих действия, по числам. Подбор к данному предмету ряда действий. Составление предложений со словами действиями, их выделение. Название признаков (8 часов) Слова, обозначающие признаки (качества) предметов. Определение предмета по ряду признаков (цвету, форме, величине, вкусу и т. д.) Подбор и название ряда признаков данного предмета. Сравнение двух предметов по их качествам. Согласование слов, обозначающих признаки, со словами, обозначающими предметы. Дифференциация слов, относящихся к разным категориям. Контрольное списывание текста «Весна» Предлог (6 часов) Понятие о предлоге. Правописание предлогов. Умение находить и выделять предлоги к, от, под, над, о, об. 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 3 1 1 1 1 1 1 119 120 121 122 Раздельное написание предлогов со словами. Правильное употребление предлогов в речи. Правописание слов с разделительным твердым знаком. Дописывание предложений. Подбор нужных предлогов. Контрольное списывание «Утро жука». Предложение (10 часов) Практическое знакомство с построением простого предложения. Составление предложений из слов, данных в начальной форме. Дополнение предложений с употреблением винительного падежа (вижу кого? что?) (без названий падежа) Дополнение предложений с употреблением родительного падежа (кого? чего? нет у кого?) Дополнение предложений с употреблением дательного падежа (кому? чему?) Дополнение предложений с употреблением творительного падежа (кем? чем?) Дополнение предложений с употреблением предложного падежа (где?), с предлогами в и на (о ком? о чем?) Выделение в тексте или составление предложений на заданную тему. Умение закончить предложение или дополнить его по одному- двум вопросам. Составление предложений из слов, данных в начальной форме. Контрольный диктант за год 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 РНО Контрольное списывание «Рыбалка» Повторение Звуки и буквы. Алфавит. Слова с непроверяемыми орфограммами. Названия предметов, действий и признаков. Предложение. 135 136 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 - 5 класс № п/п 1 2 3 4 5 6 7 8 9 Тема Предлог (4 часа) Понятие о предлоге. Правописание предлогов. Умение находить и выделять предлоги к, от, под, над, о, об. Раздельное написание предлогов со словами. Правильное употребление предлогов в речи. Правописание слов с разделительным твердым знаком. Дописывание предложений. Подбор нужных предлогов. Предложение Практическое знакомство с построением простого предложения. Составление предложений из слов, данных в начальной форме. Дополнение предложений с употреблением винительного (вижу кого? что?) и родительного падежа (кого? чего? нет у кого?) (без названия падежа) Дополнение предложений с употреблением дательного падежа (кому? чему?) Дополнение предложений с употреблением творительного падежа (кем? чем?) Дополнение предложений с употреблением предложного падежа (где?), с Колво часов 1 1 1 1 1 1 1 1 1 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20-21 22-24 25-26 27 28 29-30 31-32 33 34 35-36 37 38-39 40-41 42 43 44 45 46-47 48 49 50 51 предлогами в, на (о ком? о чем?) Выделение в тексте или составление предложений на заданную тему. Умение закончить предложение или дополнить его по одному-двум вопросам. Составление предложений из слов, данных в начальной форме. Предложение законченное и незаконченное. Завершение начатого предложения. Предложение и его схема Распространение предложений. Порядок слов в предложении. Контрольная работа по теме «Повторение» РИО Составление предложений по предметной картинке Звуки и буквы Алфавит. Расположение слов по алфавиту. Гласные и согласные звуки Гласные звуки и буквы. Соотнесение количества гласных и слогов в слове. Ударные и безударные звуки Различение ударных и безударных гласных. Правописание безударных гласных Одинаковое написание гласных в ударной и безударной позиции. 11роверка безударной гласной в слове. Проверяемые и непроверяемые безударные гласные. Контрольная работа по теме «Ударные и безударные гласные». Твердые и мягкие согласные Работа над ошибками. Различение твердых и мягких согласных перед гласными. Обозначение мягкости согласных на письме буквами и, е, ё, ю, я. Буква мягкий знак (ь) на конце и в середине слова. Различение твердых и мягких согласных. Закрепление изученного. Контрольная работа PHO Повторение пройденного материала. Написание ж и - ши, ча - ща, чу - щу в словах. Активизация словаря по теме. Написание жи - ши, ча - ща. чу - щу в словах. Различение правил правописания в словах. Контрольный диктант по теме «Написание жи - ши, ча - ща, чу аду в словах». РНО. Закрепление изученного. Разделительный мягкий так (ь) перед гласными и, е, ё, ю, я. Знакомство с разделительным мягким знаком. Перенос слов с разделительным мягким знаком и без него. Правило переноса слов с разделительным мягким знаком. Различение сходных по буквам слов с разделительным мягким знаком и без него Мягкий знак для обозначения мягких согласных и разделительный мягкий знак. Контрольный диктант но геме «Разделительный мягкий знак (ь) перед гласными и, е, ё, ю, я». Разделительный мягкий знак. Закрепление знаний. 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 2 3 2 1 1 2 2 1 1 2 1 2 2 1 1 1 1 2 1 1 1 1 52-53 54 55 56-57 58-59 60 61 62-63 65 66 67-68 69-70 71 72 73 74 75 76-77 78-79 80-81 82 83 84 85-86 87-88 89 90 91 92 93 94 95 96-97 98 99 Звонкие и глухие согласные. Правописание звонких и глухих согласных на конце слова. Различение звонких и глухих согласных в словах. Наблюдение за парными согласными на конце слова Правописание звонких и глухих согласных на конце слова. Проверка написания звонких и глухих согласных на конце слова. Различение правил проверки парных согласных и безударных гласных. Правила правописания в слове. Закрепление знаний. Контрольная работа по итогам 2 четверги. Работа над ошибками. Правила правописания в слове. Закрепление знаний. Слово. Название предметов. Названия предметов, действий и признаков. Различение названий предметов по вопросам кто? что? Различение названий предметов по вопросам кого? чего? Различение названий предметов по вопросам кому? нему? Различение названий предметов по вопросам кем? чем? Различение названий предметов по вопросам о ком? о чем? Выделение названий предметов в предложении. Контрольная работа по теме «Названия предметов». Работа над ошибками. Закрепление изученного Имена собственные. Большая буква в именах, отчествах, фамилиях люден и кличках животных. Большая буква в названиях городов, сел, деревень, улиц. Названия предметов. Закрепление знаний. Контрольный диктант по теме «Имена собственные». Работа над ошибками. Закрепление изученного Названия признаков. Определение признаков предмета по вопросам какой? какая? какое? какие? I Остановка вопросов к названиям признаков предмета. Различение признаков, обозначающих цвет, форму, величину, материал, вкус предмета. Подбор слов, обозначающих ряд признаков одного предмета. Определение предмета по его признакам. Контрольная работа по теме «Названия признаков». Работа над ошибками. Закрепление изученного Различение названий предметов, действий, признаков. Постановка вопросов к словам в предложении. Распространение предложений словами, обозначающими признаки предмета. Распространение предложений словами, обозначающими предметы и признаки предмета, по вопросам. Контрольная работа Работа над ошибками. Словарный диктант. 2 1 1 2 2 1 1 2 1 1 2 2 1 1 1 1 1 2 2 2 1 1 1 2 2 1 1 1 1 1 1 1 2 1 1 100- Повторение пройденного материала. 2 101 102 103- Составление предложений по сюжетной картинке Повторение изученного о предлоге 1 2 104 105 106 107 108 109 110 111112 113 114 Предлоги. Предлоги по, к, от, над, под, о, в, на со словами. Предлог из со словами. Предлог за со словами Предлог без со словами. Предлог до со словами. Предлог про со словами. Предлоги. Закрепление знаний. Контрольная работа по теме «Предлоги». Работа над ошибками. Закрепление изученного 1 1 1 1 1 1 2 1 1 115 116 117 118- Предложение. Выделение предложения из текста. Деление текста на предложения. Завершение начатого предложения. Порядок слов в предложении. 1 1 1 2 119 120- Связь слов в предложении. 2 121 Предложения разные по интонации. 122 Вопросительные предложения. 123 Восклицательные предложения. 124 Разные по интонации предложения. Повторение. 125-127 128-129 130-131 132 133 134 135-136 Правописание гласных н согласных в слове. Названия предметов, действий, признаков. Предложение. Контрольная работа по итогам учебного года. РНО Составление рассказа по сюжетной картинке и данному началу, (коллективная работа) Словарный диктант. Главные и второстепенные члены предложения. Слова - родственники. Закрепление изученного. 1 1 1 3 2 2 1 1 1 2 Перечень учебно-методического обеспечения Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений 8 вида 1*4 классы под редакцией В.В. Воронкова. М, 2016 г Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида: 0-4 классы / Под ред .И М. Бгажноковой. - М.: Просвещение, 2010. Учебники: Воронкова В. В., Коломыткнна И. В. Букварь. 1 класс Учебник для специальных (коррекционных) образовательных учреждении (VIII вид); М.. Просвещение, 2016 Якубовская Э. В.. Павлова Н. В. Русский язык 2 класс Учебник для специальных (коррекционных) образовательных учреждений (VIII вид): М. Просвещение, 2016 Аксенова А. К., Якубовская Э. В. Русский язык 3 класс Учебник для специальных (коррекционных) образовательных учреждений (VIII вид); М. Просвещение, 2016 Аксенова Л. К., Галунчикова Н. Т. Русский язык 4 класс Учебник для специальных (коррекционных) образовательных учреждений (VIII вид); М. Просвещение, 2016 Дополнительная литература: Аксенова А.К., Якубовская Э.В. Дидактические игры на уроках русского языка в 1 - 4 классах вспомогательной школы. - М: Просвещение, 1991, A. К. Аксёнова, Э.В. Якубовская Сборник диктантов для вспомогательной школы М, 2001 г. B. Волина 1000 игр с буквами и словами. М.. 1996 г. Львов М.Р. Правописание в начальных классах. - М.: Просвещение, 1990. Обучение учащихся I IV классов вспомогательной школы: Пособие для учителей / Под ред. В.Г.Петровой. - 2-е изд., псрсраб. - М: Просвещение. 1работ 1-4 кл. - М.: Просвещение. 2001 Т.И. Тарабарнна. Н.В. Клкмна Пословицы, поговорки, потешки, скороговорки. Ярославль, 2006 г Тикуиова Л.И., Канакина В.П. Сборник диктантов и творческих работ. М., 1992. Якубовская ЭЛ- Сборник диктатов. - М.: Просвещение, 1980 350 развивающих упражнений по русскому языку:У влекательное пособие для учителей нач. кл. и мл. шк-ков/ Авт.- с ост. Н. А. Юрьева.- Мн.: ООО «Юнипресс» 2004г982. Пособие: Эвелина Якубовская: Читай, думай, пиши. Рабочая тетрадь по русскому языку для учащихся 2 класса В 2 ч. (VIII вид); Пособие: Эвелина Якубовская: Читай, думай, пиши. Рабочая тетрадь по русскому языку для учащихся 3 класса. В 2 ч. (VIII вид); Пособие: Эвелина Якубовская: Читай, думай, пиши. Рабочая тетрадь по русскому языку для учащихся 4 класса В 2 ч. (VIII вид) Дидактические материалы: Русский язык: Дидактический материат: 2 класс: Пособие для учащихся специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида;