Рабочая программа УО изобразительное искусство 5

АДАПТИРОВАННАЯ ОСНОВНАЯ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ОБРАЗОВАНИЯ
ОБУЧАЮЩИХСЯ
С ЛЕГКОЙ УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ
(ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ)
(вариант 1)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Изобразительное искусство
срок освоения: 1 год
Разработчики: рабочая группа
по внедрению АООП

2021г.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Изобразительное искусство как один из учебных предметов школы имеет
важное значение в воспитании обучающихся. Коррекционная направленность
уроков изобразительного искусства обеспечивает богатые возможности для
исправления недостатков развития умственно отсталых детей.
Цель решаемые при реализации рабочей программы: всестороннее
развитие, обучение и воспитание детей — сенсорное, умственное, эстетическое,
трудовое, нравственное, физическое.
Задачи:
- способствовать коррекции недостатков познавательной деятельности
обучающихся путем систематического и целенаправленного воспитания и
развития у них правильного восприятия формы, конструкции, величины, цвета
предметов, их положения в пространстве, умения находить в изображаемом
существенные признаки, устанавливать сходство и различие;
-содействовать развитию у обучающихся процессов анализа, синтеза,
сравнения, обобщения; воспитывать у них умение планировать свою работу,
намечать последовательность выполнения рисунка; исправлять недостатки
двигательной сферы;
-дать обучающимся знания элементарных основ реалистического рисунка; и
формировать навыки рисования с натуры, декоративного рисования и умения
|применять их в процессе учебной, трудовой и общественно полезной
деятельности; ознакомить школьников с отдельными произведениями живописи,
скульптуры, декоративно-прикладного искусства; воспитывать активное
эмоционально-эстетическое отношение к ним;
-развивать у обучающихся «художественный вкус, интерес и любовь к
изобразительному искусству, трудолюбие, аккуратность, настойчивость и
самостоятельность в работе.
Наряду с этими задачами на занятиях решаются и специальные задачи,
направленные на коррекцию и развитие:
–основных мыслительных операций (сравнения, обобщения, ориентации в
пространстве, последовательности действий);
–наглядно-действенного, наглядно-образного и словесно-логического
мышления;
–зрительного восприятия и узнавания;
– моторика пальцев;
–пространственных представлений и ориентации;
–речи и обогащение словаря;
–коррекцию нарушений эмоционально-волевой и личностной сферы;
–коррекцию индивидуальных пробелов в знаниях, умениях, навыках.
Обучение изобразительному искусству детей с ограниченными
возможностями здоровья имеет свою специфику. Характерной особенностью
дефекта при умственной отсталости является нарушение отражательной
функции мозга и регуляции поведения и деятельности, поэтому в программе по
изобразительному искусству предусматривается концентрическое распределение

материала. Постоянное повторение изученного материала сочетается с
пропедевтикой новых знаний. Неоднократное возвращение к воспроизведению
знаний, полученных в предыдущих концентрах, включение изученных понятий в
новые связи и отношения позволяют умственно отсталому школьнику овладеть
ими сознательно и прочно.
Программой предусмотрены четыре вида занятий:
декоративное рисование,
рисование с натуры,
рисование на темы,
беседы об изобразительном искусстве.
Декоративное рисование
Декоративное рисование наиболее доступно для обучающихся. Оно
представляет значительную ценность как для решения учебно-коррекционных
задач, так и для эстетического воспитания детей. На уроках декоративного
рисования происходит знакомство обучающихся с лучшими образцами
декоративно-прикладного искусства. Знакомство с произведениями народных
мастеров позволяет детям понять красоту изделий и целесообразность
использования их в быту. На уроках
школьники получают сведения о
применении узоров на коврах, тканях, обоях, посуде, знакомлю их с
художественной резьбой по дереву и кости, керамикой, игрушкой и другими
предметами быта.
Краткие беседы о декоративно-прикладном искусстве с показом изделий
народных умельцев, учебных таблиц, репродукций и фотографий помогают в
определенной степени формированию у обучающихся эстетического вкуса.
Уроки декоративного рисования, иногда, предшествуют урокам рисования с
натуры, так как они формируют технические и изобразительные умения
обучающихся.
Рисование с натуры.
Анализ формы, цвета, строения, размеров отдельных деталей и их
взаимного расположения предшествует рисованию с натуры. После
всестороннего изучения предмета обучающиеся передают его в рисунке так, как
они видят его со своего места. Для этих уроков важно правильно подобрать
натуру с учетом коррекционных и учебно-воспитательных задач каждого урока,
учитывая возрастные и изобразительные особенности обучающихся.
Коррекционное влияние уроков рисования с натуры, усиливается при
установлении тесной взаимосвязи с другими учебными дисциплинами, и в
частности взаимосвязь между рисованием и ручным трудом.
Рисование на темы.
В V классах рисование на темы тесно связано с уроками рисования с
натуры. Умения и навыки, полученные на уроках рисования с натуры,
обучающиеся переносят на рисунки тематического характера, в которых, как

правило, изображается группа предметов, объединенная общим сюжетом и
соответственно расположенная в пространстве.
Беседы об изобразительном искусстве.
Беседы об искусстве в значительной степени способствуют эстетическому
воспитанию детей, уточнению имеющихся у них представлений и понятий,
обогащают их новыми знаниями и сведениями, оказывают большую помощь в
развитии речи и мышления.
Внесённые изменения
Изменения, внесенные в базовую программу направлены на изменение
отдельных тем и замещение их более доступными и интересными для
обучающихся данного класса
Возможно уменьшение количества часов, в зависимости от изменения
календарного учебного графика, сроков каникул, выпадения уроков на
праздничные дни и дни здоровья. На каждый изучаемый раздел отведено
определенное количество часов, указанное в тематическом плане, которое может
меняться (увеличиваться или уменьшаться) в зависимости от уровня усвоения
темы обучающимися. Поэтому важен не только дифференцированный подход в
обучении, но и неоднократное повторение, закрепление пройденного материала.
Место и роль учебного курса
Согласно учебному плану всего на изучение учебного предмета
«Изобразительное искусство» в основной школе выделяется в 5 классе - 2 часа в
неделю, 68 часа в год.
Формы организации образовательного процесса: дифференцированные,
коллективные, групповые.
Технология обучения: вводный урок, урок изучения нового материала,
комбинированный урок, повторительно – обобщающий урок, урок закрепления
знаний, умений, навыков.
Ключевые компетенции:

ценностно-смысловые;

общекультурные;

учебно-познавательные;

информационные;

коммуникативные;

социально-трудовые.
Виды и формы контроля:
текущий контроль, фронтальный опрос, анализ работ.
Планируемый уровень подготовки
Обучающиеся должны уметь:
- передавать в рисунке форму изображаемого предмета, его строение и
пропорции (отношение длины к ширине и частей к целому);

- определять предметы симметричной формы и рисовать их, применяя
среднюю (осевую) линию как вспомогательную;
- составлять узоры из геометрических и растительных элементов в полосе,
квадрате и круге, применяя осевые линии;
- передавать в рисунках на темы кажущиеся соотношения величин
предметов с учетом их положения в пространстве (под углом к учащимся, выше
уровня зрения);
- ослаблять интенсивность цвета, прибавляя воду в краску;
- пользоваться элементарными приемами работы с красками (ровная
закраска, не выходящая за контуры изображения);
- самостоятельно анализировать свой рисунок и рисунки товарищей;
употреблять в речи слова, обозначающие пространственные отношения
предметов и графических элементов;
- рассказывать содержание картины, знать названия рассмотренных на
уроках произведений изобразительного искусства; определять эмоциональное
состояние изображенных на картине лиц.
Содержание учебного предмета «Изобразительное искусство»
Рисование с натуры
Основные требования к знаниям и умениям обучающихся:
Обучающиеся должны уметь:
-эстетически относиться к явлениям окружающей жизни, обращать
внимание на красоту и целесообразность строения, формы, цвета предметов,
изготовленных человеком; анализировать объекты изображения (определять
форм, цвет, сравнивать величину составных частей), сравнивать свой рисунок с
объектом изображения и части рисунка между собой, намечать
последовательность выполнения рисунка, передавать в рисунке форму, строение,
пропорции и цвет предметов; при рисовании предметов симметричной формы
использовать среднюю (осевую) линию; передавать объем предметов
доступными детям средствами, ослаблять интенсивность цвета путем
прибавления воды в краску.
Примерные темы:
- выполнение по представлению (с образца) силуэтов деревьев;
- рисование простого натюрморта (яблоко и керамический стакан и т.д.);
- рисование с натуры объемного предмета симметричной формы;
- рисование с натуры дорожных знаков треугольной формы
- рисование с натуры объемного предмета конической формы (детская
раскладная пирамидка сложной формы);
- рисование с натуры фигуры человека (наброски);
- рисование с натуры объемного прямоугольного предмета (телевизор,
радиоприемник и т.д.);
- рисование с натуры объемного прямоугольного предмета расположенного
ниже уровня глаз;
- объемного прямоугольного предмета, повернутого к детям углом (коробка
с тортом, перевязанная лентой);

- рисование с натуры объемного предмета расположенного выше уровня
глаз
(скворечник);
- рисование с натуры игрушки (грузовик, трактор, бензовоз);
- рисование симметричной формы насекомых (вырезание из цветной бумаги
с последующим раскрашиванием);
- рисование с натуры цветов несложной формы;
- рисование с натуры цветочного горшка с растением;
Декоративное рисование
Основные требования к знаниям и умениям обучающихся:
Обучающиеся должны уметь:
- составлять узоры из геометрических и растительных элементов в полосе,
квадрате, круге, применяя осевые линии; соблюдать последовательность при
рисовании узоров; находить гармонически сочетающиеся цвета в работе
акварельными и гуашевыми красками (ровная закраска элементов орнамента с
соблюдением контура изображения).
Примерные темы:
- рисование симметричного узора по образцу;
– изображение узора в круге составленного из природных форм;
– оформление новогоднего пригласительного билета;
- рисование новогодних карнавальных очков;
- рисование в квадрате узора из растительных форм с применением; осевой
линии (например, елочки по углам квадрата, веточки посередине);
- самостоятельное составление узора из растительных декоративно
переработанных элементов в геометрической форм;
- составление узора в круге с применением осевых линий и использованием
декоративных переработанных природных форм.
- декоративное рисование плаката “8 Марта”
Рисование на темы
Основные требования к знаниям и умениям обучающихся:
Обучающиеся должны уметь:
-отражать свои наблюдения в рисунке, передавать сравнительные размеры
изображаемых предметов, правильно располагая их относительно друг друга
(ближе — дальше); передавать в рисунке зрительные представления,
возникающие на основе прочитанного; выбирать в прочитанном наиболее
существенное, то, что особенно хорошо можно показать в рисунке; работать
акварельными и гуашевыми красками.
Примерные темы:
- составление композиции по отгаданным загадкам и т.д.;
- изображение природы в различных состояниях;
- рисование на тему «Лес зимой». Рисунок выполняется на серой или
голубой бумаге с использованием белой гуаши;
- рисование на тему “ Зимние развлечения ”;

- иллюстрирование отрывка из литературного произведения (по выбору
учителя);
- иллюстрирование отрывка из литературного произведения.
Беседы об изобразительном искусстве.
Основные требования к знаниям и умениям обучающихся:
Обучающиеся должны уметь:
целенаправленно воспринимать произведения изобразительного искусства;
дать самое общее понятие о художественных средствах, развивая чувство формы
и цвета; рассказывать о содержании рассматриваемых произведений
изобразительного
искусства;
определять
эмоциональное
состояние
изображенных на картинах лиц; показывать красоту и своеобразие произведений
декоративно-прикладного искусства.
Примерные темы:
«Виды и жанры изобразительного искусства». (репродукции: М. В.
Нестеров, Поленов ,П.Д. Корин и т.д.)
«Произведения русского декоративно - прикладного искусства (резьба по
дереву и кости, ковровое искусство, Палех, кружево и т.д.),
«Гравюра, графика, эстамп»,
«Доблестная российская армия»,
«Мы победили»
Межпредметные связи
Письмо и развитие речи. Развитие мелкой моторики.
Математика. Правильное расположение рисунков относительно друг друга
(ближе – дальше).
Чтение и развитие речи. Восприятия произведений изобразительного
искусства. Обучение высказываться о содержании рассматриваемых
произведений изобразительного искусства
Биология. Строение растений, животных, пластическая анатомия человека,
связи в природе.
История. Образ эпохи и стиль в искусстве, выдающиеся события истории исторический жанр в искусстве.
Перечень контрольных мероприятий
Выставка рисунков, самостоятельная работа.
Учебно - тематическое планирование
Темы
Рисование с натуры
Декоративное рисование
Рисование на темы
Беседы об изобразительном искусстве
Резерв
Итого

Кол-во
часов
30
16
12
8
2
68

Основные требования к знаниям и умениям учащихся
по изобразительному искусству
Базовый уровень
Учащиеся должны уметь:
- передавать в рисунке форму изображаемых предметов, их строение и
пропорции (отношение длины к ширине и частей к целому);
- определять предметы симметричной формы и рисовать их, применяя
среднюю (осевую) линию как вспомогательную;
- составлять узоры из геометрических и растительных элементов в полосе,
квадрате и круге, применяя осевые линии;
- передавать в рисунках на темы кажущиеся соотношения величин предметов с
учетом их положения в пространстве (под углом к учащимся, выше уровня зрения);
- ослаблять интенсивность цвета, прибавляя воду в краску;
- пользоваться элементарными приемами работы с красками (ровная закраска,
не выходящая за контуры изображения);
- самостоятельно анализировать свой рисунок и рисунки товарищей;
употреблять в речи слова, обозначающие пространственные отношения предметов
и графических элементов;
- рассказывать содержание картины; знать названия рассмотренных на уроках
произведений изобразительного искусства; определять эмоциональное состояние
изображенных на картине лиц.
Минимальный уровень
Учащиеся должны уметь:
- передавать в рисунке форму изображаемых предметов;
- составлять узоры из геометрических и растительных элементов в полосе,
квадрате и круге, применяя осевые линии;
- ослаблять интенсивность цвета, прибавляя воду в краску;
- пользоваться элементарными приемами работы с красками (ровная закраска,
не выходящая за контуры изображения);
- самостоятельно анализировать свой рисунок и рисунки товарищей;
- рассказывать содержание картины.
Календарно – тематическое планирование
5 класс (68ч.)
№
1.

2.

Темы уроков

Виды работ, форма
контроля
Беседы «Виды и жанры изобразительного Фронтальный опрос.
искусства»
«Произведения
мастеров Текущий контроль.
народных художественных промыслов и
искусство
родного
края»(Федоскино,
жестов, палех, репродукция «Золотая
осень»)
Выполнение по представлению силуэтов Текущий контроль.
деревьев различной породы
Практическая работа

Количество
часов
2

2

Составление композиции, отгадывание
предметов по его признакам.
Изображение природы в различных
состояниях.
Рисование простого натюрморта (например,
яблоко и керамический стакан)
Рисование симметричного
узора
по
образцу.
Д. р. – изображение узор в круге
составленного из природных форм (круг по
шаблону радиус 12 мм)
Рисование с натуры объемного предмета
симметрической
формы
(ваза
керамическая)
Беседа.
«Декоративно
прикладное
искусство» (керамика: посуда, игрушки,
малая скульптура)
Рисование с натуры дорожных знаков
треугольной формы “Крутой спуск”,
“Дорожные работы”

Текущий контроль.
Практическая работа
Дифференцированный
контроль.
Дифференцированный
контроль.
Текущий контроль.
Практическая работа.
Дифференцированный
контроль.

2

Фронтальный опрос.

2

Текущий контроль.
Практическая работа.

2

Текущий контроль.
Практическая работа.

2

11.

Рисование с натуры объемного предмета
конической формы
( раскладная пирамидка сложной формы
и.т.д. )

Фронтальный опрос.
Практическая работа.

2

12.

Беседа на тему “ Народное декоративноприкладное искусство” ( Богородская
деревянная игрушка
“ Кузнецы” “ Клюющие курочки”

Дифференцированный
контроль.

2

13.

Д. р – оформление новогоднего
пригласительного билета
( формат 7*30 см)

Текущий контроль.
Практическая работа.

2

14.

Д. р – оформление новогоднего
пригласительного билета
( формат 7*30 см)

Текущий контроль.
Практическая работа.

2

15.

Рисование на тему “ Лес зимой” Рисунок
выполняется на серой или голубой бумаге с
использованием белой гуаши.

Фронтальный опрос.

2

16.

Рисование с натуры фигуры человека (
позирующий ученик )

Дифференцированный
контроль.

2

3.
4.
5.
6.
7.

8.

9.

10.

2
2
2
2

17.

Рисование на тему “ Зимние развлечения ” (
примерное содержание рисунка: дома и
деревья в снегу, дети лепят снеговика,
строят крепость, спускаются с горы на
лыжах и санках, играют на катке в хоккей)

Дифференцированный
контроль.

2

18.

Рисование с натуры цветочного горшка с
растением.

Текущий контроль.
Практическая работа

2

19.

Рисование в квадрате узора из
растительных форм с применением осевой
линии ( например, елочки по углам
квадрата, веточки посередине ).

Текущий контроль.
Практическая работа

2

20.

Рисование с натуры объемного
прямоугольного предмета
(телевизор, радиоприемник, часы с
прямоугольным циферблатом)

Текущий контроль.
Практическая работа

2

21.

Беседа об изобразительном искусстве с
показом репродукций картин на тему “ Мы
победили ” ( В. Пузырьков “ Черноморцы ”,
Ю. Неприпцев “ Отдых после боя” )

Фронтальный опрос.
Практическая работа.

2

22.

Декоративное рисование плаката “ 8 Марта
”

Дифференцированный
контроль.

2

23.

Рисование с натуры объемного
прямоугольного предмета расположенного
ниже, выше уровня глаз

Текущий контроль.
Практическая работа.

2

24.

Рисование с натуры объемного
прямоугольного предмета повернутого к
детям углом ( коробка с тортом,
перевязанная лентой)

Текущий контроль.
Практическая работа.

2

25.

Рисование с натуры объемного предмета
расположенного выше уровня зрения
(скворечник)

Текущий контроль.
Практическая работа.

2

26.

Иллюстрирование отрывка из
литературного произведения
( по выбору учителя)

Текущий контроль.
Практическая работа.

2

27.

Рисование с натуры игрушки ( грузовик,

Текущий контроль.

2

трактор, бензовоз)

Практическая работа.

28.

Иллюстрирование отрывка из
литературного произведения
( по выбору учителя)

Текущий контроль.
Практическая работа.

2

29.

Д. р. самостоятельное составление узора из
растительных декоративно переработанных
элементов в геометрической форме.

Фронтальный опрос.
Практическая работа.

2

30.

Беседа об изобразительном искусстве с
показом репродукции на тему о Великой
Отечественной войне ( А. Пласков “
Фашист пролетел” С. Герасимов “ Мать
партизана” А.Дейнеко “ Оборона
Севастополя” )

Фронтальный опрос.
Практическая работа.

2

31.

Рисование симметричных форм насекомыхбабочка, стрекоза, жук- по выбору (натура
раздаточный материал )

Практическая работа.

2

32.

Рисование с натуры весенних цветов
несложной формы.

Практическая работа.

3

33.

Составление узора в круге с применением
осевых линий и использованием
декор.переработанных природных форм.

Практическая работа.

32

34.

Резерв

1


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

ВНИМАНИЕ!

Срок действия лицензии на использования программного обеспечения окончен 27.03.2024.
Для получения информации с сайта свяжитесь с Администрацией образовательной организации по телефону 8(81458)2-09-01

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».