АДАПТИРОВАННАЯ ОСНОВНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ОБРАЗОВАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ЛЕГКОЙ УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ (ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ) (вариант 1) РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА Изобразительное искусство срок освоения: 1 год Разработчики: рабочая группа по внедрению АООП 2021г. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Изобразительное искусство как один из учебных предметов школы имеет важное значение в воспитании обучающихся. Коррекционная направленность уроков изобразительного искусства обеспечивает богатые возможности для исправления недостатков развития умственно отсталых детей. Цель решаемые при реализации рабочей программы: всестороннее развитие, обучение и воспитание детей — сенсорное, умственное, эстетическое, трудовое, нравственное, физическое. Задачи: - способствовать коррекции недостатков познавательной деятельности обучающихся путем систематического и целенаправленного воспитания и развития у них правильного восприятия формы, конструкции, величины, цвета предметов, их положения в пространстве, умения находить в изображаемом существенные признаки, устанавливать сходство и различие; -содействовать развитию у обучающихся процессов анализа, синтеза, сравнения, обобщения; воспитывать у них умение планировать свою работу, намечать последовательность выполнения рисунка; исправлять недостатки двигательной сферы; -дать обучающимся знания элементарных основ реалистического рисунка; и формировать навыки рисования с натуры, декоративного рисования и умения |применять их в процессе учебной, трудовой и общественно полезной деятельности; ознакомить школьников с отдельными произведениями живописи, скульптуры, декоративно-прикладного искусства; воспитывать активное эмоционально-эстетическое отношение к ним; -развивать у обучающихся «художественный вкус, интерес и любовь к изобразительному искусству, трудолюбие, аккуратность, настойчивость и самостоятельность в работе. Наряду с этими задачами на занятиях решаются и специальные задачи, направленные на коррекцию и развитие: –основных мыслительных операций (сравнения, обобщения, ориентации в пространстве, последовательности действий); –наглядно-действенного, наглядно-образного и словесно-логического мышления; –зрительного восприятия и узнавания; – моторика пальцев; –пространственных представлений и ориентации; –речи и обогащение словаря; –коррекцию нарушений эмоционально-волевой и личностной сферы; –коррекцию индивидуальных пробелов в знаниях, умениях, навыках. Обучение изобразительному искусству детей с ограниченными возможностями здоровья имеет свою специфику. Характерной особенностью дефекта при умственной отсталости является нарушение отражательной функции мозга и регуляции поведения и деятельности, поэтому в программе по изобразительному искусству предусматривается концентрическое распределение материала. Постоянное повторение изученного материала сочетается с пропедевтикой новых знаний. Неоднократное возвращение к воспроизведению знаний, полученных в предыдущих концентрах, включение изученных понятий в новые связи и отношения позволяют умственно отсталому школьнику овладеть ими сознательно и прочно. Программой предусмотрены четыре вида занятий: декоративное рисование, рисование с натуры, рисование на темы, беседы об изобразительном искусстве. Декоративное рисование Декоративное рисование наиболее доступно для обучающихся. Оно представляет значительную ценность как для решения учебно-коррекционных задач, так и для эстетического воспитания детей. На уроках декоративного рисования происходит знакомство обучающихся с лучшими образцами декоративно-прикладного искусства. Знакомство с произведениями народных мастеров позволяет детям понять красоту изделий и целесообразность использования их в быту. На уроках школьники получают сведения о применении узоров на коврах, тканях, обоях, посуде, знакомлю их с художественной резьбой по дереву и кости, керамикой, игрушкой и другими предметами быта. Краткие беседы о декоративно-прикладном искусстве с показом изделий народных умельцев, учебных таблиц, репродукций и фотографий помогают в определенной степени формированию у обучающихся эстетического вкуса. Уроки декоративного рисования, иногда, предшествуют урокам рисования с натуры, так как они формируют технические и изобразительные умения обучающихся. Рисование с натуры. Анализ формы, цвета, строения, размеров отдельных деталей и их взаимного расположения предшествует рисованию с натуры. После всестороннего изучения предмета обучающиеся передают его в рисунке так, как они видят его со своего места. Для этих уроков важно правильно подобрать натуру с учетом коррекционных и учебно-воспитательных задач каждого урока, учитывая возрастные и изобразительные особенности обучающихся. Коррекционное влияние уроков рисования с натуры, усиливается при установлении тесной взаимосвязи с другими учебными дисциплинами, и в частности взаимосвязь между рисованием и ручным трудом. Рисование на темы. В V классах рисование на темы тесно связано с уроками рисования с натуры. Умения и навыки, полученные на уроках рисования с натуры, обучающиеся переносят на рисунки тематического характера, в которых, как правило, изображается группа предметов, объединенная общим сюжетом и соответственно расположенная в пространстве. Беседы об изобразительном искусстве. Беседы об искусстве в значительной степени способствуют эстетическому воспитанию детей, уточнению имеющихся у них представлений и понятий, обогащают их новыми знаниями и сведениями, оказывают большую помощь в развитии речи и мышления. Внесённые изменения Изменения, внесенные в базовую программу направлены на изменение отдельных тем и замещение их более доступными и интересными для обучающихся данного класса Возможно уменьшение количества часов, в зависимости от изменения календарного учебного графика, сроков каникул, выпадения уроков на праздничные дни и дни здоровья. На каждый изучаемый раздел отведено определенное количество часов, указанное в тематическом плане, которое может меняться (увеличиваться или уменьшаться) в зависимости от уровня усвоения темы обучающимися. Поэтому важен не только дифференцированный подход в обучении, но и неоднократное повторение, закрепление пройденного материала. Место и роль учебного курса Согласно учебному плану всего на изучение учебного предмета «Изобразительное искусство» в основной школе выделяется в 5 классе - 2 часа в неделю, 68 часа в год. Формы организации образовательного процесса: дифференцированные, коллективные, групповые. Технология обучения: вводный урок, урок изучения нового материала, комбинированный урок, повторительно – обобщающий урок, урок закрепления знаний, умений, навыков. Ключевые компетенции: ценностно-смысловые; общекультурные; учебно-познавательные; информационные; коммуникативные; социально-трудовые. Виды и формы контроля: текущий контроль, фронтальный опрос, анализ работ. Планируемый уровень подготовки Обучающиеся должны уметь: - передавать в рисунке форму изображаемого предмета, его строение и пропорции (отношение длины к ширине и частей к целому); - определять предметы симметричной формы и рисовать их, применяя среднюю (осевую) линию как вспомогательную; - составлять узоры из геометрических и растительных элементов в полосе, квадрате и круге, применяя осевые линии; - передавать в рисунках на темы кажущиеся соотношения величин предметов с учетом их положения в пространстве (под углом к учащимся, выше уровня зрения); - ослаблять интенсивность цвета, прибавляя воду в краску; - пользоваться элементарными приемами работы с красками (ровная закраска, не выходящая за контуры изображения); - самостоятельно анализировать свой рисунок и рисунки товарищей; употреблять в речи слова, обозначающие пространственные отношения предметов и графических элементов; - рассказывать содержание картины, знать названия рассмотренных на уроках произведений изобразительного искусства; определять эмоциональное состояние изображенных на картине лиц. Содержание учебного предмета «Изобразительное искусство» Рисование с натуры Основные требования к знаниям и умениям обучающихся: Обучающиеся должны уметь: -эстетически относиться к явлениям окружающей жизни, обращать внимание на красоту и целесообразность строения, формы, цвета предметов, изготовленных человеком; анализировать объекты изображения (определять форм, цвет, сравнивать величину составных частей), сравнивать свой рисунок с объектом изображения и части рисунка между собой, намечать последовательность выполнения рисунка, передавать в рисунке форму, строение, пропорции и цвет предметов; при рисовании предметов симметричной формы использовать среднюю (осевую) линию; передавать объем предметов доступными детям средствами, ослаблять интенсивность цвета путем прибавления воды в краску. Примерные темы: - выполнение по представлению (с образца) силуэтов деревьев; - рисование простого натюрморта (яблоко и керамический стакан и т.д.); - рисование с натуры объемного предмета симметричной формы; - рисование с натуры дорожных знаков треугольной формы - рисование с натуры объемного предмета конической формы (детская раскладная пирамидка сложной формы); - рисование с натуры фигуры человека (наброски); - рисование с натуры объемного прямоугольного предмета (телевизор, радиоприемник и т.д.); - рисование с натуры объемного прямоугольного предмета расположенного ниже уровня глаз; - объемного прямоугольного предмета, повернутого к детям углом (коробка с тортом, перевязанная лентой); - рисование с натуры объемного предмета расположенного выше уровня глаз (скворечник); - рисование с натуры игрушки (грузовик, трактор, бензовоз); - рисование симметричной формы насекомых (вырезание из цветной бумаги с последующим раскрашиванием); - рисование с натуры цветов несложной формы; - рисование с натуры цветочного горшка с растением; Декоративное рисование Основные требования к знаниям и умениям обучающихся: Обучающиеся должны уметь: - составлять узоры из геометрических и растительных элементов в полосе, квадрате, круге, применяя осевые линии; соблюдать последовательность при рисовании узоров; находить гармонически сочетающиеся цвета в работе акварельными и гуашевыми красками (ровная закраска элементов орнамента с соблюдением контура изображения). Примерные темы: - рисование симметричного узора по образцу; – изображение узора в круге составленного из природных форм; – оформление новогоднего пригласительного билета; - рисование новогодних карнавальных очков; - рисование в квадрате узора из растительных форм с применением; осевой линии (например, елочки по углам квадрата, веточки посередине); - самостоятельное составление узора из растительных декоративно переработанных элементов в геометрической форм; - составление узора в круге с применением осевых линий и использованием декоративных переработанных природных форм. - декоративное рисование плаката “8 Марта” Рисование на темы Основные требования к знаниям и умениям обучающихся: Обучающиеся должны уметь: -отражать свои наблюдения в рисунке, передавать сравнительные размеры изображаемых предметов, правильно располагая их относительно друг друга (ближе — дальше); передавать в рисунке зрительные представления, возникающие на основе прочитанного; выбирать в прочитанном наиболее существенное, то, что особенно хорошо можно показать в рисунке; работать акварельными и гуашевыми красками. Примерные темы: - составление композиции по отгаданным загадкам и т.д.; - изображение природы в различных состояниях; - рисование на тему «Лес зимой». Рисунок выполняется на серой или голубой бумаге с использованием белой гуаши; - рисование на тему “ Зимние развлечения ”; - иллюстрирование отрывка из литературного произведения (по выбору учителя); - иллюстрирование отрывка из литературного произведения. Беседы об изобразительном искусстве. Основные требования к знаниям и умениям обучающихся: Обучающиеся должны уметь: целенаправленно воспринимать произведения изобразительного искусства; дать самое общее понятие о художественных средствах, развивая чувство формы и цвета; рассказывать о содержании рассматриваемых произведений изобразительного искусства; определять эмоциональное состояние изображенных на картинах лиц; показывать красоту и своеобразие произведений декоративно-прикладного искусства. Примерные темы: «Виды и жанры изобразительного искусства». (репродукции: М. В. Нестеров, Поленов ,П.Д. Корин и т.д.) «Произведения русского декоративно - прикладного искусства (резьба по дереву и кости, ковровое искусство, Палех, кружево и т.д.), «Гравюра, графика, эстамп», «Доблестная российская армия», «Мы победили» Межпредметные связи Письмо и развитие речи. Развитие мелкой моторики. Математика. Правильное расположение рисунков относительно друг друга (ближе – дальше). Чтение и развитие речи. Восприятия произведений изобразительного искусства. Обучение высказываться о содержании рассматриваемых произведений изобразительного искусства Биология. Строение растений, животных, пластическая анатомия человека, связи в природе. История. Образ эпохи и стиль в искусстве, выдающиеся события истории исторический жанр в искусстве. Перечень контрольных мероприятий Выставка рисунков, самостоятельная работа. Учебно - тематическое планирование Темы Рисование с натуры Декоративное рисование Рисование на темы Беседы об изобразительном искусстве Резерв Итого Кол-во часов 30 16 12 8 2 68 Основные требования к знаниям и умениям учащихся по изобразительному искусству Базовый уровень Учащиеся должны уметь: - передавать в рисунке форму изображаемых предметов, их строение и пропорции (отношение длины к ширине и частей к целому); - определять предметы симметричной формы и рисовать их, применяя среднюю (осевую) линию как вспомогательную; - составлять узоры из геометрических и растительных элементов в полосе, квадрате и круге, применяя осевые линии; - передавать в рисунках на темы кажущиеся соотношения величин предметов с учетом их положения в пространстве (под углом к учащимся, выше уровня зрения); - ослаблять интенсивность цвета, прибавляя воду в краску; - пользоваться элементарными приемами работы с красками (ровная закраска, не выходящая за контуры изображения); - самостоятельно анализировать свой рисунок и рисунки товарищей; употреблять в речи слова, обозначающие пространственные отношения предметов и графических элементов; - рассказывать содержание картины; знать названия рассмотренных на уроках произведений изобразительного искусства; определять эмоциональное состояние изображенных на картине лиц. Минимальный уровень Учащиеся должны уметь: - передавать в рисунке форму изображаемых предметов; - составлять узоры из геометрических и растительных элементов в полосе, квадрате и круге, применяя осевые линии; - ослаблять интенсивность цвета, прибавляя воду в краску; - пользоваться элементарными приемами работы с красками (ровная закраска, не выходящая за контуры изображения); - самостоятельно анализировать свой рисунок и рисунки товарищей; - рассказывать содержание картины. Календарно – тематическое планирование 5 класс (68ч.) № 1. 2. Темы уроков Виды работ, форма контроля Беседы «Виды и жанры изобразительного Фронтальный опрос. искусства» «Произведения мастеров Текущий контроль. народных художественных промыслов и искусство родного края»(Федоскино, жестов, палех, репродукция «Золотая осень») Выполнение по представлению силуэтов Текущий контроль. деревьев различной породы Практическая работа Количество часов 2 2 Составление композиции, отгадывание предметов по его признакам. Изображение природы в различных состояниях. Рисование простого натюрморта (например, яблоко и керамический стакан) Рисование симметричного узора по образцу. Д. р. – изображение узор в круге составленного из природных форм (круг по шаблону радиус 12 мм) Рисование с натуры объемного предмета симметрической формы (ваза керамическая) Беседа. «Декоративно прикладное искусство» (керамика: посуда, игрушки, малая скульптура) Рисование с натуры дорожных знаков треугольной формы “Крутой спуск”, “Дорожные работы” Текущий контроль. Практическая работа Дифференцированный контроль. Дифференцированный контроль. Текущий контроль. Практическая работа. Дифференцированный контроль. 2 Фронтальный опрос. 2 Текущий контроль. Практическая работа. 2 Текущий контроль. Практическая работа. 2 11. Рисование с натуры объемного предмета конической формы ( раскладная пирамидка сложной формы и.т.д. ) Фронтальный опрос. Практическая работа. 2 12. Беседа на тему “ Народное декоративноприкладное искусство” ( Богородская деревянная игрушка “ Кузнецы” “ Клюющие курочки” Дифференцированный контроль. 2 13. Д. р – оформление новогоднего пригласительного билета ( формат 7*30 см) Текущий контроль. Практическая работа. 2 14. Д. р – оформление новогоднего пригласительного билета ( формат 7*30 см) Текущий контроль. Практическая работа. 2 15. Рисование на тему “ Лес зимой” Рисунок выполняется на серой или голубой бумаге с использованием белой гуаши. Фронтальный опрос. 2 16. Рисование с натуры фигуры человека ( позирующий ученик ) Дифференцированный контроль. 2 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10. 2 2 2 2 17. Рисование на тему “ Зимние развлечения ” ( примерное содержание рисунка: дома и деревья в снегу, дети лепят снеговика, строят крепость, спускаются с горы на лыжах и санках, играют на катке в хоккей) Дифференцированный контроль. 2 18. Рисование с натуры цветочного горшка с растением. Текущий контроль. Практическая работа 2 19. Рисование в квадрате узора из растительных форм с применением осевой линии ( например, елочки по углам квадрата, веточки посередине ). Текущий контроль. Практическая работа 2 20. Рисование с натуры объемного прямоугольного предмета (телевизор, радиоприемник, часы с прямоугольным циферблатом) Текущий контроль. Практическая работа 2 21. Беседа об изобразительном искусстве с показом репродукций картин на тему “ Мы победили ” ( В. Пузырьков “ Черноморцы ”, Ю. Неприпцев “ Отдых после боя” ) Фронтальный опрос. Практическая работа. 2 22. Декоративное рисование плаката “ 8 Марта ” Дифференцированный контроль. 2 23. Рисование с натуры объемного прямоугольного предмета расположенного ниже, выше уровня глаз Текущий контроль. Практическая работа. 2 24. Рисование с натуры объемного прямоугольного предмета повернутого к детям углом ( коробка с тортом, перевязанная лентой) Текущий контроль. Практическая работа. 2 25. Рисование с натуры объемного предмета расположенного выше уровня зрения (скворечник) Текущий контроль. Практическая работа. 2 26. Иллюстрирование отрывка из литературного произведения ( по выбору учителя) Текущий контроль. Практическая работа. 2 27. Рисование с натуры игрушки ( грузовик, Текущий контроль. 2 трактор, бензовоз) Практическая работа. 28. Иллюстрирование отрывка из литературного произведения ( по выбору учителя) Текущий контроль. Практическая работа. 2 29. Д. р. самостоятельное составление узора из растительных декоративно переработанных элементов в геометрической форме. Фронтальный опрос. Практическая работа. 2 30. Беседа об изобразительном искусстве с показом репродукции на тему о Великой Отечественной войне ( А. Пласков “ Фашист пролетел” С. Герасимов “ Мать партизана” А.Дейнеко “ Оборона Севастополя” ) Фронтальный опрос. Практическая работа. 2 31. Рисование симметричных форм насекомыхбабочка, стрекоза, жук- по выбору (натура раздаточный материал ) Практическая работа. 2 32. Рисование с натуры весенних цветов несложной формы. Практическая работа. 3 33. Составление узора в круге с применением осевых линий и использованием декор.переработанных природных форм. Практическая работа. 32 34. Резерв 1