2 Пояснительная записка Рабочая программа по учебному предмету «Мировая художественная культура» ориентирована на учащихся 10-11 классов универсального профиля (базовый уровень) среднего общего образования и разработана на основе следующих документов: Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» Федеральные требования к образовательным учреждениям в части минимальной оснащенности учебного процесса и оборудования учебных помещений, утверждённые приказом Минобрнауки России от 04.10.2010г. №986. Федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования (Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 мая 2012 года № 413); Примерной основной образовательной программы среднего общего образования (одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию, протокол от 28.06.2016 N 2/16-з); СанПиН 2.4.2.2821-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях" (утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. № 189, зарегистрированным в Минюсте России 3 марта 2011 г., регистрационный номер 19993); Основная образовательная программа СОО Рапацкая Л.А. Мировая художественная культура. Программы курса : 10-11 кл. / Л.А.Рапацкая. – М.: ВЛАДОС, 2010. Учебный план МБОУ Кемской СОШ№2 Календарный учебный график МБОУ Кемской СОШ№2 Рабочая программа обеспечена учебниками, учебными пособиями, включенными в федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования (приказ Минпросвещения России от 28.12.2018 N 345 (ред. от 08.05.2019) Учебно-методический комплект курса УЧЕБНИК: Л.А.Рапацкая «Мировая художественная культура» -10 кл. изд. Гуманитарный издательский центр «Владос». Москва 2019г. Л.А.Рапацкая «Мировая художественная культура» -11 кл. изд. Гуманитарный издательский центр «Владос». Москва 2019г. 3 Цель и задачи курса формирование у учащихся целостных представлений об исторических традициях и ценностях художественной культуры народов мира. изучение шедевров мирового искусства, созданных в различные художественно-исторические эпохи, постижение характерных особенностей мировоззрения и стиля выдающихся художников-творцов; формирование и развитие понятий о художественно-исторической эпохе, стиле и направлении, понимание важнейших закономерностей их смены и развития в исторической цивилизации; осознание роли и места Человека в художественной культуре на протяжении ее исторического развития, отражение вечных поисков эстетического идеала в лучших произведениях мирового искусства; воспитание художественного вкуса; развитие чувств, эмоций, образно-ассоциативного мышления и художественно-творческих способностей. На изучение курса отводится 68 часов: 10 класс – 34 часов (1 час в неделю) 11 класс – 34 часа (1 час в неделю) Формами промежуточной аттестации являются: письменная проверка – письменный ответ учащегося на один или систему вопросов (заданий) - тестирование, контрольные и самостоятельные работы; устная проверка – устный ответ учащегося на один или систему вопросов в форме фронтального опроса, ответа на билеты, беседы, собеседования и другое; комбинированная проверка - сочетание письменных и устных форм проверок. В качестве результатов промежуточной аттестации считается выполнение тех или иных творческих заданий, проектов в ходе образовательной деятельности, результаты участия в олимпиадах, конкурсах, конференциях, иных подобных мероприятиях. 4 Планируемые результаты учебного предмета «Мировая Художественная культура» Личностные 1. умение ориентироваться в важнейших событиях и фактах прошлого и настоящего; оценивать их возможное влияние на будущее; способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности; 2.умение ориентироваться в нравственном содержании и смысле поступков, как собственных, так и окружающих людей; 3.способность развить в себе интерес к художественной культуре. 4. формирование основ гражданской идентичности личности в форме осознания «Я» как житель России, чувства сопричастности и гордости за свой край. 5.мотивация учебной деятельности, включающей социальные, учебно-познавательные, внешние и внутренние мотивы; 6. формирование эстетических чувств на основе знакомства с национальной культурой чувства гордости за свой город, свой край, за успехи своих земляков; 7. эмпатии, как понимания и сопереживания чувствам других людей. Регулятивные УУД: планировать свои действия в соответствии с поставленной целью и условиями ее реализации; выполнять учебные действия в материализованной, речевой и мыслительной форме; проявлять инициативу действия в учебном сотрудничестве; самостоятельно оценивать правильность выполнения задания при подготовке к сообщению, презентации, конференции; Метапредметные использовать внешнюю и внутреннюю речь для целеполагания, планирования и регуляции своей деятельности. уметь анализировать и синтезировать необходимую информацию; в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи, цели; самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия при работе над проектом, исследованием, конференцией; 5 вносить необходимые изменения в исполнение, как по ходу его реализации, так и в конце действия. Познавательные УУД: используя дополнительные источники информации, находить факты, относящиеся к образу жизни, обычаям и верованиям наших предков; на основе имеющих знаний отличать реальные исторические факты от вымыслов; использовать различные справочные издания (словари, энциклопедии т. д.) и литературу достопримечательностях, людях с целью поиска и извлечения познавательной информации; осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов домашней и школьной библиотек; использовать знаково-символические средства, в том числе модели и схемы при работе с картой контурной, атласом; работать с атласом, глобусом и картой; устанавливать причинно-следственные связи; строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях; устанавливать аналогии. самостоятельно подбирать литературу по теме; осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек города, архивов и Интернета; работать в семейных архивах. Коммуникативные УУД: понимать различные позиции других людей, отличные от собственной; ориентироваться на позицию партнера в общении; учитывать разные мнения и стремление к координации различных позиций в сотрудничестве. готовить и выступать с сообщениями; формировать навыки коллективной и организаторской деятельности; наблюдать и описывать проявления богатства внутреннего мира человека в его созидательной деятельности на благо семьи, в интересах школы, профессионального сообщества края; аргументировать свое мнение, координировать его с позициями партнеров при выработке общего решения в совместной деятельности. 6 Предметные. - усвоение системы исторических знаний, гуманистических и демократических ценностей, идей мира и взаимопонимания; - расширение элементов социального опыта, опыта творческой деятельности; - приобретение опыта к оценке различных явлений; - освоение приёмов установления причинно-следственных связей; - овладение целостными представлениями о мировой художественной культуре, об историческом пути народов мира и человечества как необходимой основой для миропонимания и познания современного общества; - способность применять понятийный аппарат исторического знания и приемы исторического анализа для раскрытия сущности и значения событий и явлений прошлого и современности, происходивших в мире ,умения изучать и систематизировать информацию из различных исторических и современных источников, раскрывая ее социальную принадлежность и познавательную ценность; - расширение опыта оценочной деятельности на основе осмысления жизни и деяний личностей и народов в истории своего края; - готовность применять знания для выявления и сохранения исторических и культурных памятников своей родины. Выпускник научится • определять место исторических событий во времени, объяснять смысл основных хронологических понятий, терминов (тысячелетие, век, до нашей эры, нашей эры); • использовать историческую карту как источник информации о расселении человеческих общностей в эпохи первобытности , местах важнейших событий; • проводить поиск информации в отрывках исторических текстов, материальных памятниках; • описывать условия существования, основные занятия, образ жизни людей в древности, памятники древней культуры; рассказывать о 7 Выпускник получит возможность давать характеристику общественного строя древних государств; сопоставлять свидетельства различных исторических источников, выявляя в них общее и различия; высказывать суждения о значении и месте исторического и культурного наследия древних обществ в истории. самостоятельное развивать способности к эмоционально-ценностному восприятию событиях древней истории республики Карелия; • раскрывать характерные, существенные черты: а) форм государственного устройства б) положения основных групп населения в) религиозных верований людей • объяснять, в чем заключались назначение и художественные достоинства памятников древней культуры: архитектурных сооружений, предметов быта, произведений искусства; • проводить поиск информации в исторических текстах, материальных исторических памятниках • составлять описание образа жизни различных групп населения, памятников материальной и художественной культуры; рассказывать о значительных событиях в истории родного края.; - понимать основные виды и жанры искусства; - знать основные направления и стили мировой художественной культуры; - знать шедевры мировой художественной культуры; - знать особенности языка различных видов искусства. - узнавать изученные произведения и соотносить их с определенной эпохой, стилем, направлением; - устанавливать стилевые и сюжетные связи между произведениями разных видов искусства; - пользоваться различными источниками информации о мировой художественной культуре; - выполнять учебные и творческие задания (доклады, сообщения). Использовать приобретенные знания в практической деятельности и повседневной жизни для: - выбора путей своего культурного развития; 8 произведения изобразительного искусства, выражению в творческих работах своего отношения к окружающему миру; формирование понимания красоты, гармонии цветового богатства действительности; освоить знания о мире пластических искусств: изобразительном, декоративно-прикладном, архитектуре, дизайне; о формах их бытования в повседневном окружении ребенка; овладеть умениями, навыками, способами художественной деятельности; воспитать личные качества эмоциональной отзывчивости и культуры восприятия произведений профессионального и народного изобразительного искусства; нравственных и эстетических чувств; любви к родной природе, своему народу, Родине, уважения к ее традициям, героическому прошлому, многонациональной культуре; национального художественного творчества. - организации личного и коллективного досуга; - выражения собственного суждения о произведениях классики и современного искусства; - самостоятельного художественного творчества. - умение самостоятельно и мотивированно организовывать свою познавательную деятельность; - устанавливать несложные реальные связи и зависимости; - оценивать, сопоставлять и классифицировать феномены культуры и искусства; - осуществлять поиск и критический отбор нужной информации в источниках различного типа (в том числе и созданных в иной знаковой системе - «языки» разных видов искусств); - использовать мультимедийные ресурсы и компьютерные технологии для оформления творческих работ; - владеть основными формами публичных выступлений; - понимать ценность художественного образования как средства развития культуры личности; - определять собственное отношение к произведениям классики и современного искусства; - осознавать свою культурную и национальную принадлежность. 9 Содержание Мировая Художественная культура 10-11 кл. (68 часов) Художественная культура первобытного мира. Роль мифа в культуре (миф - основа ранних представлений о мире, религии, искусстве. Древние образы и символы (Мировое дерево, Богиня - мать, Дорога и др.). Первобытная магия. Ритуал - основа синтеза слова, музыки, танца, изображения, пантомимы, костюма (татуировки), архитектурного окружения и предметной среды. Художественные комплексы Альтамиры и Стоунхенджа. Символика геометрического орнамента. Архаические основы фольклора. Миф и современность (роль мифа в массовой культуре). Опыт творческой деятельности. Поиск древних образов, символов в фольклоре, в художественной литературе, в современной жизни (мифы политики, ТV и др.) и быте (привычки, суеверия и др). Художественная культура Древнего мира . Особенности художественной культуры Месопотамии: монументальность и красочность ансамблей Вавилона (зиккурат Этеменанки, ворота Иштар, дорога Процессий - свидетельство продолжения и завершения традиций древних цивилизаций Шумера и Аккада). Древний Египет - культура, ориентированная на идею Вечной жизни после смерти. Ансамбли пирамид в Гизе и храмов в Карнаке и Луксоре (мифологическая образность пирамиды, храма и их декора). Гигантизм и неизменность канона. Модель Вселенной Древней Индии ступа в Санчи и храм Кандарья Махадева в Кхаджурахо как синтез ведических, буддийских и индуистских религиозных и художественных систем. "Скульптурное" мышление древних индийцев. Отражение мифологических представлений майя и ацтеков в архитектуре и рельефе. Комплекс в Паленке (дворец, обсерватория, «Храм Надписей» как единый ансамбль пирамиды и мавзолея); Теночтитлан (реконструкция столицы империи ацтеков по описаниям и археологическим находкам). Идеалы красоты Древней Греции в ансамбле афинского Акрополя: синтез архитектуры, скульптуры, цвета, ритуального и театрального действия. Панафинейские праздники - динамическое воплощение во времени и пространстве мифологической, идеологической и эстетической программы комплекса. Слияние восточных и античных традиций в эллинизме (гигантизм, экспрессия, натурализм): Пергамский алтарь. Славы и величия Рима - основная идея римского форума как центра общественной жизни. Триумфальная арка, колонна, конная статуя (Марк Аврелий), базилика, зрелищные сооружения (Колизей), храм (Пантеон) - основные архитектурные и изобразительные формы воплощения этой идеи. Опыт творческой деятельности. Сравнительный анализ образного языка культур Древнего мира. Поиск древнегреческого и древнеримского компонента в отечественной культуре на уровне тем и сюжетов в литературе и изобразительном искусстве, пластических и типологических форм в 10 архитектуре. Составление антологии произведений разных эпох и народов на сюжеты древнего мира и античности. Художественная культура Средних веков. София Константинопольская - воплощение идеала божественного мироздания в восточном христианстве (воплощение догматов в архитектурной, цветовой и световой композиции, иерархии изображений, литургическом действе). Древнерусский крестово-купольный храм (архитектурная, космическая, топографическая и временная символика). Стилистическое многообразие воплощения единого образца: киевская (София Киевская), владимиросуздальская (церковь Покрова на Нерли), новгородская (церковь Спаса на Ильине) и московская школы (от Спасского собора Спас - Андронниковского монастыря к храму Вознесения в Коломенском). Икона (специфика символического языка и образности) и иконостас. Творчество Ф. Грека (росписи церкви Спаса Преображения на Ильине в Новгороде, иконостас Благовещенского собора в Кремле) и А. Рублева ("Троица"). Ансамбль московского Кремля - символ национального единения, образец гармонии традиционных форм и новых строительных приёмов. Монастырская базилика как средоточие культурной жизни романской эпохи (идеалы аскетизма, антагонизм духовного и телесного, синтез культуры религиозной и народной). Готический собор как образ мира. Идея божественной красоты мироздания как основа синтеза каркасной конструкции, скульптуры, света и цвета (витраж), литургической драмы. Региональные школы Западной Европы (Италия, Испания, Англия и др.).Мусульманский образ рая в комплексе Регистана (Древний Самарканд) - синтез монументальной архитектурной формы и изменчивого, полихромного узора. Воплощение мифологических (космизм) и религиозно - нравственных (конфуцианство, даосизм) представлений Китая в ансамбле храма Неба в Пекине. Сплав философии (дзен - буддизм) и мифологии (синтоизм) в садовом искусстве Японии (сад камней Реандзи в Киото). Монодический склад средневековой музыкальной культуры (григорианский хорал, знаменный распев). Опыт творческой деятельности. Выявление общности и различий средневековых культур разных стран и регионов. Поиск образов средневековой культуры в искусстве последующих эпохи и их интерпретация. Участие в дискуссии «Восток глазами Запада». Художественная культура Ренессанса . Возрождение в Италии. Флоренция - воплощение ренессансной идеи создания «идеального» города (Данте, Джотто, Ф. Брунеллески, Л.Б. Альберти, литературно гуманистический кружок Лоренцо Медичи). Титаны Возрождения (Леонардо да Винчи, Рафаэль, Микеланджело, Тициан). Северное Возрождение. Пантеизм - религиозно - философская основа Гентского алтаря Я. Ван Эйка. Идеи Реформации и мастерские гравюры А. Дюрера. Придворная культура французского Ренессанса - комплекс Фонтенбло. Роль полифонии в развитии светских и культовых музыкальных жанров. Театр В. Шекспира энциклопедия человеческих страстей. Историческое значение и 11 вневременная художественная ценность идей Возрождения. Опыт творческой деятельности. Сравнительный анализ произведений разных авторов и регионов. Участие в дискуссии на тему актуальности идей Возрождения и гуманистических идеалов. Просмотр и обсуждение киноверсий произведений Шекспира. Русское искусство первой трети 19 века. Художественные стили и направления в искусстве. Понятия «стиль» и «историческая эпоха». Сочетание стилей барокко, рококо и классицизма. Характерные черты архитектуры барокко. Шедевры итальянского, русского барокко, особенности живописи барокко, их основная тематика. Шедевры классицизма в архитектуре России. Характерные черты архитектуры классицизма. Архитектурный театр» Москвы: В.И. Баженов и М.Ф. Казакова. Шедевры изобразительного искусства классицизма и рококо. Многообразие жанров голландской живописи и её знаменитых мастеров. Творчество Вермеера, Рембрандта, бытовой жанр голландской живописи, портретная живопись, пейзажи и натюрморты. Основные этапы творческой биографии П. Рубенса и Л.Бернини. Шедевры русских портретистов. Шедевры музыкальной культуры барокко. Западноевропейский стиль барокко - цели, задачи, пути развития. Разнообразие наследия Венской классической школы. Глюк – реформатор оперного стиля, симфонии Гайдна, музыкальный мир Моцарта, музыка Бетховена. Шедевры театрального искусства XVII – XVIII вв.. Особенности западноевропейского театра барокко цели и задачи, пути развития. Шедевры театрального искусства XVII – XVIII вв.. Художественная культура XIX века – ХХ века. Национальное своеобразие романтизма в искусстве разных стран, значение романтизма для дальнейшего развития МХ. Шедевры изобразительного искусства романтизма. Особенности художественного стиля. Художественные принципы реалистического искусства, связь и отличие романтизма. Шедевры изобразительного искусства реализма. Интерес к жизни человека простого сословия, творчество Курбе, Венецианова и других мастеров реализма. Импрессионисты. Картины Э. Мане – решительный вызов признанному искусству. Соратники и единомышленники Э. Мане. Поиски новых путей в живописи. Отличие от романтиков и реалистов, повышенный интерес к современности. Западноевропейская музыка романтизма. Романтический идеал и его отображение в музыке Р. Вагнера и Ф. Шуберта, Ф. Шопена, Г. Берлиоза. Музыка импрессионизма. Творчество К. Дебюсси и М. Равеля. Музыка как выражение эмоциональной сущности бытия. Идея синтеза искусств и особая, универсальная роль музыки. Расширение границ словесной и музыкальной изобразительности в творчестве Ф. Шуберта, Р. Шумана, Ф. Шопена и Г. Берлиоза. Создание программной музыки романтизма. Связь музыки с произведениями изобразительного искусства. Русская музыка романтизма. Зарождение русской классической музыкальной школы. М. И. Глинка как основоположник русской 12 музыкальной классики. Композиторы «Могучей кучки»: М. А. Балакирев, А. П. Бородин, М. П. Мусоргский, Н. А. РимскийКорсаков. Многообразие творческого наследия П. И. Чайковского. М. И. Глинки. Опера «Жизнь за царя». Опера-сказка «Руслан и Людмила». «Порывы духа и страсти души» в театре романтизма. В. Гюго как теоретик и реформатор театральной сцены. «Торжество правды и истины» в реалистическом театре. Э. Золя как теоретик западноевропейского театра реализма. Реализм и символизм в национальном драматическом театре романтизма. Русский театр романтизма и его знаменитые актеры (П. С. Мочалов и В. А. Каратыгин). Русский реалистический театр и его драматурги. М. С. Щепкин — выдающийся актер и реформатор русской театральной сцены. Художественные принципы символизма и его известные мастера. Символ и аллегория в искусстве. Символ и миф в живописи. Символизм в творчестве М. А. Врубеля и В. Э. БорисоваМусатова «Манифест символизма» Ж. Мореаса. Идея двойственности мира — основа искусства символизма. Художник как посредник между миром видимым и невидимым. Учение Платона и его интерпретация понятия «символ». «Русский национальный театр» А. Н. Островского. Особенности театра А. П. Чехова. Рождение МХТ. Водевиль как наиболее популярный жанр русского театра, его характерные особенности. Модерн — «последняя фаза искусства прошлого века». Создание новых художественных форм и образов, выработка единого интернационального стиля в искусстве. Особенности модерна в различных видах искусства. Орнаментальность стиля модерн. Э. Гимар как представитель флорального модернизма. «Стиль метро» в архитектуре парижского метрополитена. Интерес художников к экзотике Востока и традициям японского искусства. Синтез искусств как основная идея эстетики модернизма. Идеи и принципы архитектуры начала XX в. Мастера и шедевры зарубежной архитектуры: А. Гауди, В.Орта, Ш. Э. Ле Корбюзье, Ф. Л. Райт, О. Нимейер. Архитектурные достижения России. Творчество Ф. О. Шехтеля. Модерн как основа для формирования и развития архитектуры конструктивизма. Роль декоративного оформления фасадов и интерьеров зданий (витражи, панно, скульптура, кованое гнутое железо, узорная керамическая плитка, ткани). Органическое единство архитектуры с окружающей средой Разнообразие художественных направлений и стилей изобразительного искусства. Фовизм А. Матисса. Кубизм П. Пикассо. Сюрреализм С.Дали. Программность искусства XX в. (манифесты и декларации художников Абстракционизм В. Кандинского). Супрематизм К. Малевича. «Аналитическое искусство» П. Филонова. В. Татлин — основоположник живописного конструктивизма. Музыкальный мир XX в., разнородность его стилей и направлений. Новые принципы организации музыки. Мастера музыкальной классики. 13 Искусство джаза и его истоки. Рок-музыка. Мюзиклы Э. Ллойда, Уэббера. Музыка модернизма. Новые принципы организации музыки: атональность и додекафония. А. Шёнберг как основоположник экспрессионизма в музыке. Композиторы новой Венской школы. Становление национальных школ музыки. Традиции символизма и романтизм в творчестве А. Н. Скрябина. Многообразие творческого наследия С. В. Рахманинова и И. Ф. Стравинского. Творчество С. С. Прокофьева, Д. Д. Шостаковича и А. Г. Шнитке .Симфоническая поэма «Прометей» («Поэма огня» — обобщение ранее изученного). Музыкальное творчество С. В. Рахманинова – органичное соединение русских и европейских традиций. Основные пути развития зарубежного театра. Интеллектуальный театр Б. Шоу. Экспрессионизм и сюрреализм на театральной сцене. Театр абсурда. Эпический театр Б. Брехта. Творческие эксперименты П. Брука. Зарубежный театр последних лет К. С. Станиславский и В. И. Немирович-Данченко как основоположники русского театрального искусства. Понятие о «системе Станиславского». Театральный авангард В Э. Мейерхольда и А. Я. Таирова. Мастера современного отечественного театра. 14 Тематическое планирование, в том числе с учетом рабочей программы воспитания с указанием количества часов, отводимых на освоение программы 10 класс № п/п 1. Основные разделы дисциплины Художественная культура Древнего и Средневекового Востока Количество часов 6 ч. 2. Художественная культура Европы: становление христианской традиции. 6ч. 3. Духовно-нравственные основы русской художественной культуры(10-18 в.) 5ч. 4. От языческой к православной художественной культуре 3ч. 5. Художественное наследие Древнерусских княжеств 2ч. Деятельность учителя с учетом программы воспитания привлечение внимания обучающихся к ценностному аспекту изучаемых на уроках явлений, организация их работы с получаемой на уроке социально значимой информацией (инициирование обсуждения, высказывание своего мнения, выработка своего отношения); использование воспитательных возможностей предметного содержания через подбор соответствующих текстов для чтения, задач для решения, проблемных ситуаций для обсуждения в классе; инициирование и поддержка исследовательской деятельности обучающихся в рамках реализации ими индивидуальных и групповых исследовательских проектов, формирование российской гражданской идентичности обучающихся; сохранение и развитие культурного разнообразия и языкового наследия многонационального народа Российской Федерации, овладение духовными ценностями и культурой многонационального народа России; формирование у обучающихся системы значимых социальных и межличностных отношений, ценностносмысловых установок, отражающих личностные и 15 11 класс 6. Художественная культура Московской Руси. 2ч. 7. Художественная культура «Бунташного века» 2 ч. 8. Русская художественная культура 18 века 8 ч. 1. Основные течения в Европейской художественной культуре 19-начала 20 в. 10 ч. Художественная культура России 19-начала 20в. 10 ч. гражданские позиции в деятельности инициирование и поддержка исследовательской деятельности обучающихся в рамках реализации ими индивидуальных и групповых исследовательских проектов, формирование российской гражданской идентичности обучающихся; Формирование личностной и гражданской позиции в деятельности, ценностных ориентаций, мировоззрения как системы обобщенных представлений о мире в целом, об окружающей действительности, других людях и самом себе, готовности руководствоваться ими в деятельности; Формирование личностной и гражданской позиции в деятельности, ценностных ориентаций, мировоззрения как системы обобщенных представлений о мире в целом, об окружающей действительности, других людях и самом себе, готовности руководствоваться ими в деятельности; использование воспитательных возможностей предметного содержания через подбор соответствующих текстов для чтения, задач для решения, проблемных ситуаций для обсуждения в классе; инициирование и поддержка исследовательской деятельности обучающихся в рамках реализации ими индивидуальных и групповых исследовательских проектов использование воспитательных возможностей предметного содержания через подбор соответствующих текстов для чтения, задач для решения, проблемных ситуаций для обсуждения в классе; инициирование и поддержка 16 Европа и Америка: художественная культура 20 века. 8 ч. Русская художественная культура 20 века: от эпохи тоталитаризма до возвращения к истокам. 6 ч. исследовательской деятельности обучающихся в рамках реализации ими индивидуальных и групповых исследовательских проектов Развитие у обучающихся познавательной активности, самостоятельности, инициативы, творческих способностей, формирование гражданской позиции, способности к труду и жизни в условиях современного мира, Развитие у обучающихся познавательной активности, самостоятельности, инициативы, творческих способностей, формирование гражданской позиции, способности к труду и жизни в условиях современного мира, 17 10 класс № урока 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 Тема урока Введение. Художественная культура Древнего Египта. Художественная культура древней и средневековой Индии. Художественная культура древнего и средневекового Китая. Художественная культура Японии Художественная культура мусульманского Востока. Античность: колыбель европейской художественной культуры. От мудрости Востока к европейской христианской культуре: Библия. Художественная культура европейского Средневековья: освоение христианской образности. Художественная культура Итальянского Возрождения: трудный путь гуманизма. Художественная культура 17 века: многоголосие школ и стилей. Художественная культура европейского Просвещения: утверждение культа разума. Художественная культура Киевской Руси: опыт ,озарённый духовным светом христианства. Новгородская Русь: утверждение самобытной красоты. От раздробленных княжеств к Московской Руси; утверждение общерусского художественного стиля. Художественная культура 17 века; смена духовных ориентиров. Русская художественная культура в эпоху Просвещения: формирование гуманистических идеалов. Народное творчество- неиссякаемый источник самобытной красоты. Свет Евангелия: рождение храмового синтеза искусств. Умозрение в формах, красках, звуках. "Град величеством сияющ" художественная культура Древнего Киева. Господин Великий Новгород: становление национального художественного стиля. Сергий Радонежский и Епифаний Премудрый.; жизнь как житие. Андрей Рублёв и Дионисий. Москва-Третий Рим: от идеи до художественных образов. Художественная культура "бунтарского века". Художественная культура "бунтарского века". Идеалы "остьмнадцатого столетия": по пути "русской европейскости". Россия молодая мужала гением Петра..." Середина века : от "высокого барокко" к классицизму. В начале было слово. "Строгий стройный вид" (логика нового зодчества). Рождение Санкт-Петербургской композиторской школы. 18 33 34 Итоги "осьмнадцатого века" на Олимпе мастерства. Итоги "осьмнадцатого века" на Олимпе мастерства. 11 класс № урока 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 Тема урока Романтизм в художественной культуре Европы 19 века: открытие "внутреннего человека" Романтизм в художественной культуре Европы 19 века: открытие "внутреннего человека" Шедевры музыкального искусства эпохи романтизма. . Шедевры музыкального искусства эпохи романтизма. Импрессионизм: поиск ускользающей красоты. Импрессионизм: поиск ускользающей красоты. Экспрессионизм: действительность сквозь призму страха и пессимизма. Экспрессионизм: действительность сквозь призму страха и пессимизма. Мир реальности и мир "новой реальности"; традиционные и нетрадиционные направления в искусстве конца 19-начала 20 века. Мир реальности и мир "новой реальности"; традиционные и нетрадиционные направления в искусстве конца 19-начала 20 века. Фундамент национальной классики: шедевры русской художественной культуры первой половины 19 века. Фундамент национальной классики: шедевры русской художественной культуры первой половины 19 века. Художественная культура России пореформенной эпохи: вера в высокую миссию русского человека. Художественная культура России пореформенной эпохи: вера в высокую миссию русского человека. Переоценка ценностей в художественной культуре "серебряного века": открытие символизма. Переоценка ценностей в художественной культуре "серебряного века": открытие символизма. Эстетика эксперимента и ранний русский авангард. Эстетика эксперимента и ранний русский авангард. В поисках утраченных идеалов: неоклассицизм и поздний романтизм. В поисках утраченных идеалов: неоклассицизм и поздний романтизм. Литературная классика 20 века: полюсы добра и зла. Литературная классика 20 века: полюсы добра и зла. Музыкальное искусство в нотах и без них. Музыкальное искусство в нотах и без них. Театр и киноискусство 20 века: культурная дополняемость. Театр и киноискусство 20 века: культурная дополняемость. Художественная культура Америки: обаяние молодости. 19 28 29 30 31 32 33 34 Художественная культура Америки: обаяние молодости. Социалистический реализм: глобальная политизация художественной культуры 20-30-х годов. Социалистический реализм: глобальная политизация художественной культуры 20-30-х годов. Смысл высокой трагедии: образцы искусства военных лет... Смысл высокой трагедии: образцы искусства военных лет... Общечеловеческие ценности и "русская тема" в советском искусстве периода "оттепели" Противоречия в отечественной художественной культуре последних десятилетий 20 века. 20