основная общеобразовательная программа основного общего образования Финансовая грамотность

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа курса «Основы финансовой грамотности» составлена на
основе учебной программы «Финансовая грамотность»: учебная программа. 8–9
классы общеобразовательных организаций / Е. Б. Лавренова, О. И. Рязанова, И. В.
Липсиц. — М.: Вита-Пресс, 2016.
Курс разработан для расширения финансовой грамотности обучающихся 8
класса. Каждый старшеклассник стоит перед выбором профессии, и данный курс
сможет помочь обучающимся сделать правильный выбор. Предлагаемый курс
является одним из курсов социально-экономического профиля. Предназначение
курса – предметно-ориентированное – дает возможность обучающемуся
реализовать свой интерес к выбранному предмету, углубить отдельные темы
базовых общеобразовательных программ, оценить готовность и способность
осваивать выбранный предмет на повышенном уровне. Обучающиеся получат
практический опыт экономического поведения и взаимодействия с субъектами
рынка, который смогут использовать в повседневной жизни. Внутренняя логика
построения содержания курса предполагает сочетание теоретических и
практических занятий с реализацией активизирующих и педагогических
проективных методик с основной идеей курса.
Программа рассчитана на 34 часа в год, 1 час в неделю.
Цели и задачи курса
Цель - сформировать у обучающихся 8 классов основы финансовой грамотности.
Задачи:
 усвоение базовых понятий и терминов курса, используемых для описания
процессов и явлений, происходящих в финансовой сфере, для интерпретации
экономических данных и финансовой информации;
 формирование функциональной финансовой грамотности, позволяющей
анализировать проблемы и происходящие изменения в сфере экономики,
вырабатывать на этой основе аргументированные суждения, умения
оценивать возможные последствия принимаемых решений;
 развитие навыков принятия самостоятельных экономически обоснованных
решений;
 выработка навыков проведения исследований экономических явлений в
финансовой сфере: анализ, синтез, обобщение финансово - экономической
информации, прогнозирование развития явления и поведения людей в
финансовой сфере, сопровождающееся графической интерпретацией и их
критическим рассмотрением;
 освоение технологии использования интерактивных обучающих программ в
процессе обучения и для решения типичных экономических задач;
 формирование информационной культуры обучающихся, умение отбирать
информацию и работать с ней на различных носителях, понимание роли
информации в деятельности человека на финансовом рынке.
Методы и формы обучения:
Для реализации поставленных задач в рамках курса используются следующие
методы обучения:
- лекции

- практические занятия: анализ печатной, теле - радиоинформации;
сравнительные таблицы, памятки для анализа правовых документов,
- решение тестов, задач, проблемных ситуаций.
Данный курс соответствует возрастным особенностям обучающихся и
предусматривает индивидуальную работу, работу в группах.
Методы и формы контроля:
Текущий контроль уровня усвоения материала осуществляется в ходе выполнения
обучающимися самостоятельных и практических работ, тематического
тестирования. По завершении каждого модуля проводится итоговое
диагностическое тестирование.
Структура курса
Курс «Основы финансовой грамотности» в 8 классе состоит из пяти разделов.
Каждый раздел имеет целостное, законченное содержание: изучается определённая
сфера финансовых отношений и определённый круг финансовых задач, с которыми
сталкивается человек в своей практической жизни. Изучение каждого раздела
заканчивается проведением итогового контрольного тестирования.
№
Раздел 1
Раздел 2
Раздел 3
Раздел 4
Раздел 5

Раздел

Количество
часов
Управление денежными средствами семьи
9
Способы повышения семейного благосостояния
6
Риски в мире денег
7
Семья и финансовые организации: как сотрудничать 8
без проблем
Человек и государство: как они взаимодействуют
3
Итоговое повторение
1
34

СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ
Раздел 1. Управление денежными средствами семьи
Базовые понятия и знания:
Эмиссия денег, денежная масса, покупательная способность денег, Центральный
банк, структура доходов населения, структура доходов семьи, структура личных
доходов, человеческий капитал, благосостояние семьи, контроль расходов семьи,
семейный бюджет: профицит, дефицит, личный бюджет. Способы влияния
государства на инфляцию. Структуры доходов населения России и её изменений в
конце XX – начале XXI в.. Факторы, влияющие в России на размер доходов из
различных источников. Зависимость уровня благосостояния от структуры
источников доходов семьи. Статьи семейного и личного бюджета. Обязательные
ежемесячные затраты семьи.
Раздел 2. Способы повышения семейного благосостояния
Базовые понятия и знания: банк; инвестиционный фонд; страховая компания;
финансовое планирование. Знание основных видов финансовых услуг и продуктов
для физических лиц; знание возможных норм сбережения.
Принципы хранения денег на банковском счёте. Варианты использования
сбережения и инвестирования на разных стадиях жизненного цикла семьи.

Необходимость аккумулировать сбережения для будущих затрат. Инвестиции и
сбережения. Доходность инвестиционных продуктов. Рациональные схемы
инвестирования семейных сбережений для обеспечения будущих крупных
расходов семьи.
Раздел 3. Риски в мире денег
Особые жизненные ситуации. Социальные пособия. Страхование: виды
страхования и страховых продуктов. Финансовые риски: виды рисков. Способы
государственной поддержки в случаях природных и техногенных катастроф и
других форс-мажорных случаях. Виды финансовых рисков: инфляция,
девальвация, банкротство финансовых компаний, управляющих семейными
сбережениями, финансовое мошенничество. Способы сокращения финансовых
рисков.
Раздел 4. Семья и финансовые организации: как сотрудничать без
проблем
Банк. Банковская система РФ. Бизнес. Источники финансирования
бизнеса. Мировой валютный рынок. Виды банковских операций. Бизнес-план.
Финансовые правила ведения бизнеса. Банковский договор. Банковские проценты.
Виды банковских услуг.
Раздел 5. Человек и государство: как они взаимодействуют
Налоги: прямые и косвенные налоги. Пошлины, сборы. Пенсия. Пенсионная
система. Пенсионные фонды. Налоги с физических и юридических лиц Способы
уплаты налогов. Общие принципы устройства пенсионной системы РФ. Способы
пенсионных накоплений. Ответственность налогоплательщика.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ ПО
ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ НА УРОВНЕ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО
ОБРАЗОВАНИЯ
В результате изучения курса обучающийся должен знать и понимать:
 понятия: деньги и денежная масса, покупательная способность денег,
человеческий капитал, благосостояние семьи, профицит и дефицит семейного
бюджета, банк, инвестиционный фонд, финансовое планирование, страхование,
финансовые риски, бизнес, валюта и валютный рынок, прямые и косвенные
налоги, пенсионный фонд и пенсионная система;
 структуру денежной массы;
 структуру доходов населения страны и способов её определения;
 зависимость уровня благосостояния от структуры источников доходов семьи;
 основные виды финансовых услуг и продуктов, предназначенных для
физических лиц;
 возможные нормы сбережения;
 способы государственной поддержки в случаях попадания в сложные жизненные
ситуации;
 различные виды страхования;
 виды финансовых рисков;
 способы использования банковских продуктов для решения своих финансовых
задач;









способы уплаты налогов, принципы устройства пенсионной системы в РФ.
В результате изучения курса обучающийся должен уметь использовать в
практической деятельности:
умения анализировать проблему и определять финансовые и государственные
учреждения, в которые необходимо обратиться для их решения;
готовность пользоваться своими правами в финансовой сфере и исполнять
возникающие в связи с взаимодействием с финансовыми институтами
обязанности;
умения анализировать и интерпретировать финансовую информацию из
различных источников;
умения осуществлять краткосрочное и долгосрочное планирование поведения в
сфере финансов.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№
Раздел
Количество Электронные
(цифровые)
часов

Деятельность учителя с учетом рабочей программы воспитания

образовательные
ресурсы

1

2

3
4

5

Управление
денежными
средствами семьи
Способы
повышения
семейного
благосостояния
Риски в мире
денег
Семья и
финансовые
организации: как
сотрудничать без
проблем
Человек и
государство: как
они
взаимодействуют
Итоговое
повторение

9

6

7
8

3

1
34

отношений между педагогическим работником и обучающимися,
способствующих позитивному восприятию обучающимися требований
и просьб педагогического работника, привлечению внимания к
обсуждаемой на уроке информации, активизации познавательной
деятельности;
- побуждение обучающихся соблюдать на уроке общепринятые нормы
поведения, правила общения со старшими (педагогическими
работниками) и сверстниками (обучающимися), принципы учебной
дисциплины и самоорганизации;
- привлечение внимания обучающихся к ценностному аспекту
изучаемых на уроках явлений, организация их работы с получаемой на
уроке социально значимой информацией (инициирование обсуждения,
высказывание своего мнения, выработка своего отношения);
- использование воспитательных возможностей предметного
содержания через подбор соответствующих текстов для чтения, задач
для решения, проблемных ситуаций для обсуждения в классе;

ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№

Тема занятия

Управление денежными средствами
Что такое деньги
1
Финансы семьи
2
Источники доходов семьи
3
Личные и семейные расходы
4
Контроль семейных расходов
5
Семейный бюджет
6
Семейный бюджет
7
Практическая работа
8
Проектная работа
9
Итого по разделу
Способы повышения семейного благосостояния
Финансовые организации
10
Финансовые организации
11
Финансовое планирование
12
Финансовое планирование
13
Практическая работа
14
Проектная работа
15
Итого по разделу
Риски в мире денег (Особые жизненные ситуации)
ОЖС: рождение ребенка, потеря кормильца
16
ОЖС: болезнь, потеря работы, природные и техногенные
17
катастрофы
Страхование от несчастных случаев
18
Финансовые риски
19
Финансовые пирамиды
20
Практическая работа
21
Проектная работа
22
Итого по разделу
Семья и финансовые организации
Что такое банк
23
Польза и риск банковских карт
24
Что такое бизнес
25
Как создать свое дело
26
Валютный рынок и его устройство
27
Достоинства и недостатки перевода сбережений в валюту
28
Практическая
работа
29
Проектная работа
30
Итого по разделу
Человек и государство: их взаимодействие
Налоги, виды налогов
31
Что такое пенсия, условия ее получения
32
Практическая работа
33
Итоговое обобщение и повторение
34
Итого по разделу
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ

Количество
часов
1
1
1
1
1
1
1
1
1
9
1
1
1
1
1
1
6
1
1
1
1
1
1
1
7
1
1
1
1
1
1
1
1
8
1
1
1
1
4
34


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

ВНИМАНИЕ!

Срок действия лицензии на использования программного обеспечения окончен 27.03.2024.
Для получения информации с сайта свяжитесь с Администрацией образовательной организации по телефону 8(81458)2-09-01

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».