ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Рабочая программа курса «Основы финансовой грамотности» составлена на основе учебной программы «Финансовая грамотность»: учебная программа. 8–9 классы общеобразовательных организаций / Е. Б. Лавренова, О. И. Рязанова, И. В. Липсиц. — М.: Вита-Пресс, 2016. Курс разработан для расширения финансовой грамотности обучающихся 8 класса. Каждый старшеклассник стоит перед выбором профессии, и данный курс сможет помочь обучающимся сделать правильный выбор. Предлагаемый курс является одним из курсов социально-экономического профиля. Предназначение курса – предметно-ориентированное – дает возможность обучающемуся реализовать свой интерес к выбранному предмету, углубить отдельные темы базовых общеобразовательных программ, оценить готовность и способность осваивать выбранный предмет на повышенном уровне. Обучающиеся получат практический опыт экономического поведения и взаимодействия с субъектами рынка, который смогут использовать в повседневной жизни. Внутренняя логика построения содержания курса предполагает сочетание теоретических и практических занятий с реализацией активизирующих и педагогических проективных методик с основной идеей курса. Программа рассчитана на 34 часа в год, 1 час в неделю. Цели и задачи курса Цель - сформировать у обучающихся 8 классов основы финансовой грамотности. Задачи: усвоение базовых понятий и терминов курса, используемых для описания процессов и явлений, происходящих в финансовой сфере, для интерпретации экономических данных и финансовой информации; формирование функциональной финансовой грамотности, позволяющей анализировать проблемы и происходящие изменения в сфере экономики, вырабатывать на этой основе аргументированные суждения, умения оценивать возможные последствия принимаемых решений; развитие навыков принятия самостоятельных экономически обоснованных решений; выработка навыков проведения исследований экономических явлений в финансовой сфере: анализ, синтез, обобщение финансово - экономической информации, прогнозирование развития явления и поведения людей в финансовой сфере, сопровождающееся графической интерпретацией и их критическим рассмотрением; освоение технологии использования интерактивных обучающих программ в процессе обучения и для решения типичных экономических задач; формирование информационной культуры обучающихся, умение отбирать информацию и работать с ней на различных носителях, понимание роли информации в деятельности человека на финансовом рынке. Методы и формы обучения: Для реализации поставленных задач в рамках курса используются следующие методы обучения: - лекции - практические занятия: анализ печатной, теле - радиоинформации; сравнительные таблицы, памятки для анализа правовых документов, - решение тестов, задач, проблемных ситуаций. Данный курс соответствует возрастным особенностям обучающихся и предусматривает индивидуальную работу, работу в группах. Методы и формы контроля: Текущий контроль уровня усвоения материала осуществляется в ходе выполнения обучающимися самостоятельных и практических работ, тематического тестирования. По завершении каждого модуля проводится итоговое диагностическое тестирование. Структура курса Курс «Основы финансовой грамотности» в 8 классе состоит из пяти разделов. Каждый раздел имеет целостное, законченное содержание: изучается определённая сфера финансовых отношений и определённый круг финансовых задач, с которыми сталкивается человек в своей практической жизни. Изучение каждого раздела заканчивается проведением итогового контрольного тестирования. № Раздел 1 Раздел 2 Раздел 3 Раздел 4 Раздел 5 Раздел Количество часов Управление денежными средствами семьи 9 Способы повышения семейного благосостояния 6 Риски в мире денег 7 Семья и финансовые организации: как сотрудничать 8 без проблем Человек и государство: как они взаимодействуют 3 Итоговое повторение 1 34 СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ Раздел 1. Управление денежными средствами семьи Базовые понятия и знания: Эмиссия денег, денежная масса, покупательная способность денег, Центральный банк, структура доходов населения, структура доходов семьи, структура личных доходов, человеческий капитал, благосостояние семьи, контроль расходов семьи, семейный бюджет: профицит, дефицит, личный бюджет. Способы влияния государства на инфляцию. Структуры доходов населения России и её изменений в конце XX – начале XXI в.. Факторы, влияющие в России на размер доходов из различных источников. Зависимость уровня благосостояния от структуры источников доходов семьи. Статьи семейного и личного бюджета. Обязательные ежемесячные затраты семьи. Раздел 2. Способы повышения семейного благосостояния Базовые понятия и знания: банк; инвестиционный фонд; страховая компания; финансовое планирование. Знание основных видов финансовых услуг и продуктов для физических лиц; знание возможных норм сбережения. Принципы хранения денег на банковском счёте. Варианты использования сбережения и инвестирования на разных стадиях жизненного цикла семьи. Необходимость аккумулировать сбережения для будущих затрат. Инвестиции и сбережения. Доходность инвестиционных продуктов. Рациональные схемы инвестирования семейных сбережений для обеспечения будущих крупных расходов семьи. Раздел 3. Риски в мире денег Особые жизненные ситуации. Социальные пособия. Страхование: виды страхования и страховых продуктов. Финансовые риски: виды рисков. Способы государственной поддержки в случаях природных и техногенных катастроф и других форс-мажорных случаях. Виды финансовых рисков: инфляция, девальвация, банкротство финансовых компаний, управляющих семейными сбережениями, финансовое мошенничество. Способы сокращения финансовых рисков. Раздел 4. Семья и финансовые организации: как сотрудничать без проблем Банк. Банковская система РФ. Бизнес. Источники финансирования бизнеса. Мировой валютный рынок. Виды банковских операций. Бизнес-план. Финансовые правила ведения бизнеса. Банковский договор. Банковские проценты. Виды банковских услуг. Раздел 5. Человек и государство: как они взаимодействуют Налоги: прямые и косвенные налоги. Пошлины, сборы. Пенсия. Пенсионная система. Пенсионные фонды. Налоги с физических и юридических лиц Способы уплаты налогов. Общие принципы устройства пенсионной системы РФ. Способы пенсионных накоплений. Ответственность налогоплательщика. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ ПО ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ НА УРОВНЕ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ В результате изучения курса обучающийся должен знать и понимать: понятия: деньги и денежная масса, покупательная способность денег, человеческий капитал, благосостояние семьи, профицит и дефицит семейного бюджета, банк, инвестиционный фонд, финансовое планирование, страхование, финансовые риски, бизнес, валюта и валютный рынок, прямые и косвенные налоги, пенсионный фонд и пенсионная система; структуру денежной массы; структуру доходов населения страны и способов её определения; зависимость уровня благосостояния от структуры источников доходов семьи; основные виды финансовых услуг и продуктов, предназначенных для физических лиц; возможные нормы сбережения; способы государственной поддержки в случаях попадания в сложные жизненные ситуации; различные виды страхования; виды финансовых рисков; способы использования банковских продуктов для решения своих финансовых задач; способы уплаты налогов, принципы устройства пенсионной системы в РФ. В результате изучения курса обучающийся должен уметь использовать в практической деятельности: умения анализировать проблему и определять финансовые и государственные учреждения, в которые необходимо обратиться для их решения; готовность пользоваться своими правами в финансовой сфере и исполнять возникающие в связи с взаимодействием с финансовыми институтами обязанности; умения анализировать и интерпретировать финансовую информацию из различных источников; умения осуществлять краткосрочное и долгосрочное планирование поведения в сфере финансов. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ № Раздел Количество Электронные (цифровые) часов Деятельность учителя с учетом рабочей программы воспитания образовательные ресурсы 1 2 3 4 5 Управление денежными средствами семьи Способы повышения семейного благосостояния Риски в мире денег Семья и финансовые организации: как сотрудничать без проблем Человек и государство: как они взаимодействуют Итоговое повторение 9 6 7 8 3 1 34 отношений между педагогическим работником и обучающимися, способствующих позитивному восприятию обучающимися требований и просьб педагогического работника, привлечению внимания к обсуждаемой на уроке информации, активизации познавательной деятельности; - побуждение обучающихся соблюдать на уроке общепринятые нормы поведения, правила общения со старшими (педагогическими работниками) и сверстниками (обучающимися), принципы учебной дисциплины и самоорганизации; - привлечение внимания обучающихся к ценностному аспекту изучаемых на уроках явлений, организация их работы с получаемой на уроке социально значимой информацией (инициирование обсуждения, высказывание своего мнения, выработка своего отношения); - использование воспитательных возможностей предметного содержания через подбор соответствующих текстов для чтения, задач для решения, проблемных ситуаций для обсуждения в классе; ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ № Тема занятия Управление денежными средствами Что такое деньги 1 Финансы семьи 2 Источники доходов семьи 3 Личные и семейные расходы 4 Контроль семейных расходов 5 Семейный бюджет 6 Семейный бюджет 7 Практическая работа 8 Проектная работа 9 Итого по разделу Способы повышения семейного благосостояния Финансовые организации 10 Финансовые организации 11 Финансовое планирование 12 Финансовое планирование 13 Практическая работа 14 Проектная работа 15 Итого по разделу Риски в мире денег (Особые жизненные ситуации) ОЖС: рождение ребенка, потеря кормильца 16 ОЖС: болезнь, потеря работы, природные и техногенные 17 катастрофы Страхование от несчастных случаев 18 Финансовые риски 19 Финансовые пирамиды 20 Практическая работа 21 Проектная работа 22 Итого по разделу Семья и финансовые организации Что такое банк 23 Польза и риск банковских карт 24 Что такое бизнес 25 Как создать свое дело 26 Валютный рынок и его устройство 27 Достоинства и недостатки перевода сбережений в валюту 28 Практическая работа 29 Проектная работа 30 Итого по разделу Человек и государство: их взаимодействие Налоги, виды налогов 31 Что такое пенсия, условия ее получения 32 Практическая работа 33 Итоговое обобщение и повторение 34 Итого по разделу ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ Количество часов 1 1 1 1 1 1 1 1 1 9 1 1 1 1 1 1 6 1 1 1 1 1 1 1 7 1 1 1 1 1 1 1 1 8 1 1 1 1 4 34