Пояснительная записка Рабочая программа по предмету Моя Карелия ориентирована на учащихся 5-9 классов. Рабочая программа обеспечена учебниками, учебными пособиями, включенными в федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования. Целью школьного образования по предмету Моя Карелия является приобщение к духовной культуре как к способу передачи от поколения к поколению общечеловеческих ценностей, при восприятии и воспроизведении которых в своей деятельности происходит творческое и нравственное саморазвитие человека, сохранение целостности его внутреннего мира. Так, приобщаясь к духовной культуре, человек одновременно приобщается и к своей природной сущности, развивая свои базовые – универсальные – способности: К целостному, образному мышлению; К сопереживанию с окружающим миром; К творческой деятельности. Общая характеристика предмета Учебный предмет «Моя Карелия» (5-9 классы) призван обеспечить педагогические условия для познания учащимися своего жизненного пространства, его природной, социокультурной специфики, формирования ценностных мировоззренческих взглядов, элементов гражданской ответственности, экологической культуры. Особую актуальность приобретает проблема приобретения знаний, воспитание уважения к истории, традициям, культуре народов, проживающих на территории родного края. Осознание процессов, происходящих в непосредственной близости, в большей степени позволяют ребенку почувствовать себя индивидуумом, личностью, активно взаимодействовать с окружающим миром, понимать его проблемы. Содержание предлагаемого учебного материала и его структура способствуют реализации преемственности в изучении родного края в начальной и основной школе, неразрывно связано с теми знаниями, которые учащиеся приобрели ранее, создает возможность для интеграции содержания регионального компонента государственного стандарта в учебные предметы федерального компонента: история, литература, биология, география, искусство. Учебно –методические комплекты серии «Моя Карелия», используемые в образовательном процессе, предоставляют возможность использования регионального содержания как для интегрированного предмета региональной направленности «Моя Карелия», так и для изучения учебных предметов основной части основной образовательной программы. УМК нацелены на формирование и совершенствование универсальных учебных действий учащихся, на реализацию сотрудничества учеников, учителей и родителей. При отборе содержания программы для 5 класса использован интегрированный подход: предлагается социокультурная и историческая характеристика отдельных территорий Республики Карелия, представленная в 27 рассказах о природных, исторических и культурных достопримечательностях края в форме заочного путешествия в пространстве и времени. При реализации программы предполагается использование. Активных форм обучения: экскурсии в музеи, посещение достопримечательностей и памятных мест, встречи с известными земляками и учеными-краеведами. При изучении программы значительное количество времени выделяется для организации практической, проектной и исследовательской работы учащихся. В 6-9 классах сохраняется преемственность в использовании интегративного подхода в изучении краеведческого содержания. В отличие от курса 5 класса содержание носит более системный, научный характер, ориентированный на более высокий уровень познавательной деятельности учащихся. Учебный предмет «Моя Карелия» в 6-9классах включает содержательные разделы учебных предметов основного общего образования: «Обществознание», «География», «Биология», «История», «Литература», «Искусство (Музыка и ИЗО)». Место предмета в учебном плане В учебном плане МБОУ КемскаяСОШ№2 в части, формируемой участниками образовательного процесса, на изучение учебного предмета «Моя Карелия» отводится 136 часов, в 5,7 и 8 классе по 1 часу в неделю, в 6 и 9 классе по 0,5 часа (5 кл. –34 часа, 6 кл. – 17 часов, 7 кл. –34 часа, 8 кл. –34 часа, 9 кл. – 17 часов). ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ «МОЯ КАРЕЛИЯ» НА УРОВНЕ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ Личностные Умение ориентироваться в важнейших для региона событиях и фактах прошлого и настоящего; оценивать их возможное влияние на будущее; способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности; умение ориентироваться в нравственном содержании и смысле поступков, как собственных, так и окружающих людей; способность развить в себе этические чувства – стыда, вины, совести – как регуляторов морального поведения. формирование основ гражданской идентичности личности в форме осознания «Я» как житель Республики Карелия, чувства сопричастности и гордости за свой край. мотивация учебной деятельности, включающей социальные, учебнопознавательные, внешние и внутренние мотивы; формирование эстетических чувств на основе знакомства с национальной культурой Республики Карелия, чувства гордости за свой город, свой край, за успехи своих земляков; эмпатии, как понимания и сопереживания чувствам других людей. Метапредметные Регулятивные УУД: планировать свои действия в соответствии с поставленной целью и условиями ее реализации; выполнять учебные действия в материализованной, речевой и мыслительной форме; проявлять инициативу действия в учебном сотрудничестве; самостоятельно оценивать правильность выполнения задания при подготовке к сообщению, презентации, конференции; использовать внешнюю и внутреннюю речь для целеполагания, планирования и регуляции своей деятельности. уметь анализировать и синтезировать необходимую информацию; в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи, цели; самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия при работе над проектом, исследованием, конференцией; вносить необходимые изменения в исполнение, как по ходу его реализации, так и в конце действия. Познавательные УУД: используя дополнительные источники информации, находить факты, относящиеся к образу жизни, обычаям и верованиям наших предков; на основе имеющих знаний отличать реальные исторические факты от вымыслов; использовать различные справочные издания (словари, энциклопедии т. д.) и литературу о нашем крае, достопримечательностях, людях с целью поиска и извлечения познавательной информации; осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов домашней и школьной библиотек; использовать знаково-символические средства, в том числе модели и схемы при работе с картой контурной, картой Карелии и атласом; работать с атласом, глобусом и картой; находить на карте свой регион и его главный город; устанавливать причинно-следственные связи; строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях; устанавливать аналогии самостоятельно подбирать литературу по теме; осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек города, архивов и Интернета; работать в семейных архивах. Коммуникативные УУД: понимать различные позиции других людей, отличные от собственной; ориентироваться на позицию партнера в общении; учитывать разные мнения и стремление к координации различных позиций в сотрудничестве. готовить и выступать с сообщениями; формировать навыки коллективной и организаторской деятельности; наблюдать и описывать проявления богатства внутреннего мира человека в его созидательной деятельности на благо семьи, в интересах школы, профессионального сообщества края; аргументировать свое мнение, координировать его с позициями партнеров при выработке общего решения в совместной деятельности. Предметные. - усвоение системы исторических знаний, гуманистических и демократических ценностей, идей мира и взаимопонимания; - расширение элементов социального опыта, опыта творческой деятельности; приобретение опыта к оценке различных явлений; - освоение приёмов установления причинно-следственных связей; - овладение целостными представлениями об историческом пути народов своего края и человечества как необходимой основой для миропонимания и познания современного общества; - способность применять понятийный аппарат исторического знания и приемы исторического анализа для раскрытия сущности и значения событий и явлений прошлого и современности, происходивших в Карелии; - умения изучать и систематизировать информацию из различных исторических и современных источников, раскрывая ее социальную принадлежность и познавательную ценность; - расширение опыта оценочной деятельности на основе осмысления жизни и деяний личностей и народов в истории своего края; - готовность применять знания для выявления и сохранения исторических и культурных памятников своей родины. Содержание курса Моя Карелия 5 класс Введение. Введение обучающихся в проблематику учебного предмета. Определение его целей и задач. Приглашение к путешествию по родному краю. Начало путешествия по Карелии. Обзорное знакомство с ландшафтом, географическими объектами, природными и историческими памятными местами. Районы и города Карелии. Соседи Республики. Первые жители Карелии. Влияние ледника на ландшафт Карелии. Первичное заселение края. Археологические памятники. Занятия, образ жизни, религиозные верования. Растительный и животный мир. Деревня на берегу Онего. Образ жизни занятия населения края в середине первого тысячелетия. Места расположения поселений. Жилища и хозяйственные постройки. Виды хозяйственной деятельности населения. Отношения с государством. Олонец –трижды столица. Город-крепость Олонец и его роль в истории Карелии. Месторасположение и внешний вид крепости. Население и его занятия. Природные достопримечательности. Олонец –«густиная столица». Современный Олонец. Городские праздники. Рождение Петрозаводска. Петровский завод. Его место и роль в истории России и Карелии. А.Д. Меншиков. Строительство Александровского завода. В Генин. Как рос и развивался Петрозаводск. Александровский завод. Улицы и районы Петрозаводска: прошлое и настоящее. Герб Петрозаводска. Каменный бор под Петрозаводском. Каменный карьер, его месторасположение. Месторождение кварцитопесчанника. Использование кварцитопесчанника при строительстве города и Александровского завода. Современное состояние карьера. Урок-практикум: «От истоков к современности». Виртуальные музейные путешествия Шокша: берег красной рыбы и красного камня. Вепсское село Шокша. Его географическое расположение. Занятия местного населения. Месторождение малинового кварцита. Добыча кварцита и его использование. Сортавала: город-парк. Месторасположение и объяснение названия города. Архитектурные особенности города. Природное и рукотворное своеобразие, городские парки: парк Ваккосалми, парк Таруниеми. Валаам –монастырь на цветущей скале. Валаамский архипелаг. Его географическое расположение. Остров Валаам. Объяснение его названия. Природные и рукотворные особенности ладшафта. Валаамский монастырь. Хозяйственная деятельность монахов. Роль монастыря в защите границ государства. Проект «Туристическое бюро». Бесов нос: гуси-лебеди и пудожские налимы. Петроглифы Онежского озера. Бесов нос. Животный мир в реальной природе и наскальных изображениях древних людей. Занятия местного населения. Рыболовство. Пудожские налимы. Выращивание и обработка льна. Стеклодувный промысел. Использование серого пудожского гранита. Заповедное Водлозеро. Ведлозерский национальный парк. Его месторасположение. Природа. Растительный и животный мир. Развитие туризма. Правила поведения на охраняемых государством территориях. Чудесный черный камень из Шуньги. Заонежье. Село Шуньга. Особенности месторасположения. Занятия населения. Шуньгская ярмарка. Черный минерал –шунгит. Современное использование шунгита. Устное народное творчество заонежья. И.А. Федосова –сказительница. Кижи. Остров Кижи в Онежском озере. Плотницкое мастерство жите лей: строительство деревянных домо и цеквей. Лодка-кижанка. Изделия кижских кузнецов и ювелиров. Родина русского былинного эпоса. Трофим Рябинин.Кондопога, она же станция Кивач. Месторасположения. Памятник деревянного зодчества –Успенская церковь. Полезные ископаемые: Тивдийский мрамор и его использование. Кондопожская ГЭС. Природный памятник – водопад Кивач. Современный город Кондопога, его культурное и промышленное развитие. Марциальные воды: первый русский курорт. Целебный источник и история его открытия. Поселение Дворцы. Созданиеьпервого российского курорта. Петр Первый во Дворцах. Марциальноводская церковь – Спасение апостола Петра. Современный санаторий «Марциальные воды». Первое российское золото с берегов Выга. Воицкий рудник. Месторасположение. Месторождение меди. История открытия. Добыча меди и ее использование для изготовления медных денег. Находка золота. Его запасы, добыча, использование. Надвоицы и Сегежа.. Месторасположение поселка Надвоицы и объяснение его названия. Месторождение алюминия. Использование природных водных ресурсов для строительства гидроэлектростанций. Воицкий водопад «Царь». Надвоицкий алюминиевый комбинат. Город Сегежа. Сегежский бумажный комбинат и его продукция. Поморье –морская Карелия. Поморы и их основные занятия. Поморские промыслы: рыболовство, охота на морского зверя, строительство морских судов. Урок-исследование «Знаменитые поморы» С Кемского берега -на Соловки. Архипелаг Соловецких островов. Соловецкий монастырь. Хозяйственная деятельность монахов. Монастырь на защите границ государства. Город с жемчужным гербом. Месторасположение города Кемь. Его герб. Природные богатства. Солеварение. Добыча и использование жемчуга. Проект «Семь чудес моего города, района» В царстве Лоухи. Место Лоухского района на карте Карелии. Природные богатства: слюда, беломорит. Чупинское месторождение слюды. Добыча слюды и ее использование в прошлом и настоящем. Национальный парк Паанаярви. Растительный и животный мир. Сказки края –М. Коргуев. Калевала и «Калевала». Эпос «Калевала». Элиас Леннрот. Путешествие Э. Леннрота в карельские деревни. Стихи-руны и рунопевцы. Поселок Калевала и его достопримечательности. Камень и лес: на длинном берегу Ладоги. Питкярантский район – приграничная территория. Месторасположение города Питкяранта и объяснение его названия Природные богатства –олово, медь, гранит. Природные богатства и достопримечательности. Целлюлозный завод «Питкяранта». Лесной город с железным характером. Город Костомукша и его месторасположение. История возникновения города. Герб города. Месторождение магнитокварцита. Комбинат «Карельский окатыш» и его продукция. Социо-культурное своебразие города. Интернет-исследование: «Горнодобывающая промышленность Карелии».-1 час Звезды над местами боев. Карельский фронт в годы Великой Отечественной войны советского народа 19411945 гг. Страницы истории партизанского движения в Карелии. Обелиски и памятники защитникам края. Приглашение в музей. Музеи как хранители исторической памяти. Карельский государственный краеведческий музей, его коллекции и экспозиции. Районные и школьные музеи. 6 класс Раздел I. Обществознание. Тема: Наша республика Карелия – республика в составе Российской Федерации. Символы Республики Карелия. Флаг. Герб. Гимн Карелии. Конституция Республики Карелия Тема: Все мы – жители Карелии. Численность населения Карелии Многонациональный состав жителей Карелии. Религиозная мозаика Карелии. Тема: Районы нашей республики. Административно – территориальное деление Республики Карелия. Города и поселки. Органы местного самоуправления. Тема: Профессии жителей Карелии. Профессиональная занятость населения. Раздел II. География. Тема: Географическое положение Республики Карелия Особенности географического положения Республики Карелия. Территория и акватория Карелии. Тема: Рельеф и полезные ископаемые Республики Карелия. Рельеф территории Карелии, его изменения под влиянием внутренних, внешних и техногенных процессов. Тема: Климатические особенности Карелии. Факторы формирования климата Карелии. Особенности сезонных изменений погоды. Тема: Внутренние воды и Белое море Внутренние воды и водные ресурсы Карелии, особенности их размещения. Крупные водоемы Карелии. Ладожское озеро. Онежское озеро. Подземные воды. Белое море. Раздел III. Биология. Тема: Особенности живой природы Карелии. Факторы, определяющие особенности живой природы в Карелии. Природные экологические системы (леса, водоемы, болота). Антропогенное влияние на природные экосистемы в крае. Тема: Универсальная ценность природы нашего края. Экономическое значение (природные биологические ресурсы). Гигиеническое значение (природа и здоровье населения). Познавательное значение. Эстетическое значение. Тема: Живые организмы в поселениях. Значение живых организмов в поселениях для человека. Антропогенное влияние на растительный и животный мир. Особенности растительного и животного мира в поселениях. Интродуцированные виды растений. Синантропные виды животных. Тема: Наши зеленые спутники. Значение озеленения поселений для человека. Разнообразие деревьев и кустарников в городах и поселках Карелии. Разнообразие цветочно-декоративных культур. Размещение декоративных растений в поселениях. Введение в культуру дикорастущих растений. Раздел I V. История. Тема: Первые жители Карелии Появление первых людей на территории Карелии. Древнейшее население края. Занятия и образ жизни. Археологические памятники. Оленеостровский могильник. Петроглифы Религиозные верования Тема: Население Древней Карелии. Саамы. Весь. Корела. Заселение Карелии славянами. Хозяйственное освоение края. Тема Всоставе Великого Новгорода. Вхождение Карелии в состав древнерусских земель. Утверждение христианства. Экономическое развитие, торговля. Боярское и монастырское землевладение. Тема Карелия в составе Московского государства. Вхождение Карелии в состав Российского государства. Корельский уезд. Город Корела. Сельское хозяйство и промыслы: солеварение, железоделательный промысел. Развитие ремесла. Развитие торговли: предметы купли – продажи. Тема Карелия – пограничная земля. Русско – шведское пограничье. Шведская агрессия в Карелию в к. XVI века. Карелия в эпоху «Смутного времени». Оборона Корелы. Тема: Культура Древней Карелии Язычество карел и вепсов. Принятие христианства карелами и вепсами. Первые православные монастыри Карелии. Раздел V. Литература Тема: Фольклор Карелии. Эпос «Калевала». Былины. Русские сказки. Вепсские сказки. Древнерусская литература. Тема: Писатели и поэты Карелии о природе. В. Соловьев «Дятлов шедевр». В. Сергин Стихотворения К. Паустовский Отрывок из повести «Золотая роза» Раздел VI. Искусство Тема: Зодчество. Архитектурные ансамбли монастырей Севера. Соловецкий монастырь. Особенности устройства деревень Карелии. Типы домов: «брус», «глаголь», «кошель». Тема: Иконопись. Тема: Прикладное искусство. Характерные черты карельского костюма. Изготовление предметов традиционного прикладного искусства Карелии. Раздел VII. Обобщение 7 класс Раздел I Обществознание Права ребенка и их защита в Республике Карелия; Молодежные движения в республике: организации и союзы, проекты и направления их деятельности. Подростковая культура: формальные и неформальные коллективы, увлечения. Раздел II География. Территория Карелии на тектонической карте. Опасные и неблагоприятные климатические и гидрологические процессы и явления на территории Карелии. Ландшафты Карелии Раздел III Биология. Многообразие живых организмов лесов Карелии Лес – естественная наземная экосистема (биогеоценоз). Структура лесного биогеоценоза, разнообразие связей. Растения в биоценозе леса, их многообразие. Фитоценоз. Грибы в лесу, Редкие виды растений и грибов лесов края. Красная книга Карелии. Животные в биоценозе леса, их многообразие, редкие виды животных наших лесов. Значение и охрана лесов. Природные охраняемые территории. Многообразие живых организмов водоемов Карелии Водоемы Карелии – естественные экосистемы. Условия жизни в водоемах Карелии. Многообразие живых организмов в водоемах нашего края. Редкие виды растений и животных водоемов. Многообразие живых организмов болот Карелии Значение болот в природе и для человека. Обитатели болот, их многообразие. Редкие виды растений и животных болот Карелии. Раздел IV История Карелия на пороге нового времени. Восстановление после «великого разорения». Олонецкий уезд. Старообрядцы в Карелии. Традиционная культура Карелии. Карелия в эпоху Петра I. Начало Северной войны. «Осударева дорога. Олонецкая верфь. Железоделательные заводы. Сельское хозяйство. Петрозаводская слобода. Военные действия в конце Северной войны. Образование Олонецкой губернии. Преобразование Петровской слободы в город Петрозаводск. Г.Р.Державин – первый олонецкий губернатор. Петрозаводск – центр губернии. 11 Тема Хозяйственная жизнь края во второй половине XVIII в. Олонецкие горные заводы. Кижское восстание 1769 -1771 гг. Торговля, Шуньгская ярмарка. Сельское хозяйство. Ремесло. Развитие культуры в Карелии в XVIII в. Просвещение. Архитектура. Изучение края. Традиционный быт населения края Раздел V Литература Карелия – страна классического фольклора Былины Сказители: Т.Г. Рябинин, И.Т. Рябинин, В. Щеголенок. Из русской литературы 19 века Г. Державин. Ода «Водопад» и другие стихотворения (по выбору учителя). Литература Карелии XX века Поэтическое изображение родной природы в поэзии и прозе Карелии: А. Авдышев, Л.Вертель, В. Данилов, г. Кикинов, И. Костин, Ю. Линник, О.Мишин, В.Сергин, В. соловьев (по выбору учителя) Раздел VI Искусство и культура Музыкальное искусство Карелии. Профессиональная музыка Карелии. Театры Карелии. Современные творческие коллективы – хранители культуры. Изобразительное искусство. Декоративно-прикладное искусство. Раздел VII Обобщение 8 класс Раздел I Обществознание Социальная структура. Демографическая ситуация в Карелии . Межнациональные отношения в Карелии. Национальный состав населения и его изменения. Этнические стереотипы и их влияние на взаимодействие между народами. Социальных конфликты и пути их разрешения . Современное состояние и перспективные направления развития карельской экономики. Основные отрасли экономики Карелии. Крупные предприятия и их роль в жизни Карелии. Роль экономики республики Карелия в экономической системе России. Внешнеэкономические связи Республики Карелия. Рынок труда и трудовые отношения в республике. Основные предложения рынка труда в Карелии. Особенности рынка труда в республике. Бизнес и предпринимательство. Налоговая система РК. Формирование республиканского бюджета. Раздел II География. Карелия на карте часовых поясов. Природные ресурсы Карелии. Почвенный покров, проблема плодородия почв Карелии. Тема Северная и средняя тайга как элементы широтной зональности. Природно-территориальные комплексы: и измененные в ходе хозяйственной деятельности. Особо охраняемые природные территории Карелии Раздел III Биология. Здоровье человека в условиях Карелии. Факторы, влияющие на здоровье. Влияние климатических факторов Карелии на заболеваемость органов дыхания у местного населения. Заболеваемость туберкулёзом в РК, профилактика туберкулёза. Биоритмы человека, 12 адаптация организма к условиям жизни на Севере. Значение закаливания организма в условиях Севера. Причины ослабления иммунитета у жителей Карелии. Инфекционные заболевания, вакцинация населения. Аллергия в Карелии, причины. Растения – аллергены. Профилактика заболеваний, вызываемых макро- и микроорганизмами. Раздел IV История Карелия в первой половине XIX в. Участие жителей Карелии в Отечественной войне 1812 года. Торговля. Ремесло. Сельское хозяйство. Карелия в эпоху «Великих реформ». Отмена крепостного права. Земская реформа. Городская реформа. Судебная реформа. Развитие образования. Хозяйственная жизнь края в пореформенный период. Развитие промышленности. Ремесло и торговля. Сельское хозяйство. Отходничество. Население Карелии во второй половине XIX в. Крестьянство. Купечество. Рабочие. Интеллигенция. Развитие культуры в Карелии в XIX в. Развитие просвещения. Изучение Карелии. Фольклор. Архитектура. Раздел V Литература Карелия – страна классического фольклора Обрядный фольклор. Свадебные песни Карелии Заговоры. Заговор как словесная формула магического назначения. Заговоры как произведения народной словесности, поэтическая энциклопедия крестьянского быта . Из русской литературы 20 века К. Паустовский. «Судьба Шарля Лонсевиля». Литература Карелии XX века Поэты и писатели Карелии об истории родного края. А. Линевский «Листы каменной книги» Б. Гущин «Маша» В. Пулькин «Чудесный молотобоец», «Охотник Ондрей» (по выбору) Финноязычные поэты и писатели Карелии (Т.Сумманен, Я. Ругоев и др.- по выбору учителя) Раздел VI Искусство и культура Музыкальное искусство Карелии. Профессиональная музыка Карелии. Театры Карелии. Современные творческие коллективы – хранители культуры. Изобразительное искусство. Декоративно-прикладное искусство. Профессиональное изобразительное искусство. Раздел VII Обобщение 9 класс Раздел I Обществознание Основы организации государственной власти в Республике Карелия. Конституция Республики Карелия – основной закон Республики. Основы конституционного строя Республики Карелия. Органы государственной власти и управления Карелии. Местное самоуправление. Организация и проведение выборов в органы власти Карелии. Участие граждан Карелии в политической жизни республики. Политические партии и движения их роль в общественной жизни республики. Защита прав и свобод человека и гражданина в Карелии Правоохранительные органы. Судебная система. Правозащитные органы Карелии. Становление гражданского общества в республике. Общественные организации Карелии. Духовная жизнь Карелии. Проявление различных форм культуры в республике. Международные культурные связи. Наука и научные учреждения в республике. Вклад карельских ученых в развитие российской науки. Развитие образования в Республике Карелия, проблемы и перспективы. Учебные учреждения общего и профессионального образования. Возможности получения общего и профессионального образования в Карелии. Раздел II География Административно- территориальное деления Карелии. Население Карелии: численность, размещение, половой и возрастной состав, этнографические особенности. Топонимия Карелии. Основные этапы хозяйственного освоения территории Карелии. Особенности отраслевой и территориальной структуры хозяйства Карелии. Экологическая ситуация в Карелии. Объекты мирового природного и культурного наследия Карелии Раздел III Биология. Экологические проблемы: понятие, естественные и антропогенные причины их возникновения. Уровни экологических проблем (глобальный, региональный, локальный). Проблема загрязнения среды жизни в Карелии, пути ее решения. Проблема истощения природных ресурсов. Классификация природных ресурсов. Биологические ресурсы, их охрана и восстановление. Проблема уменьшения биоразнообразия. Значение сохранения биоразнообразия и пути решения проблемы. Состояние здоровья населения республики. Проблема ухудшение здоровья населения. Способы сохранения и улучшения здоровья. Охраняемые и особо охраняемые природные территории Республики (заказники, заповедники, памятники природы, национальные парки). Красная книга Карелии. Деятельность законодательных, исполнительных и общественных структур, занимающихся вопросами охраны природы и сохранения биоразнообразия Республики Карелия, своей местности. Раздел IV История Карелия в начале XX века. Рабочее и крестьянское движение в период Первой российской революции. Александровский завод и строительство Мурманской железной дороги в годы Первой мировой войны. Политическая ситуация после Февральской революции. Организация местной власти. Октябрь 1917 г. в Карелии. Установление власти Советов на территории Карелии. Гражданская война в Карелии. Боевые действия против интервентов и белых в 1918 – 1920 годы. Политические, общественные и военные деятели периода революции и гражданской войны. Национально-государственное самоопределения края. Создание Карельской Трудовой Коммуны. Преобразование КТК в автономную республику. Образование КарелоФинской ССР. Преобразование КарелоФинской ССР в Карельскую Автономную ССР в составе РСФСР. Преобразование КАССР в Республику Карелия. Тема Карелия в годы Второй мировой и Великой Отечественной войн Советско-финляндская война 1939 – 1940 годов. Боевые действия на территории республики в период Великой Отечественной войны в 1941-1944 гг. Прифронтовой тыл Карелии. Оккупационный режим. Особенности партизанского движения. Карелия в конце 1950-х – первой половине 1980-х годов Восстановление и развитие народного хозяйства. Развитие системы образования и науки в Карелии в 50-80 гг. Карелия на современном этапе. Важнейшие социально-политические и культурные преобразования. Раздел V Литература Эпос «Калевала» - памятник мировой народной культуры. «Калевала» в искусстве. Переводы эпоса. Иллюстраторы «Калевалы». Из русской литературы XIX и XX веков Ф. Глинка. Поэмы «Карелия», «Дева карельских лесов» (фрагменты по выбору). М. Пришвин В краю непуганых птиц Современная литература Карелии Н. Васильева, И Мамаева, А Матасова, Д. Новиков и др. ( по выбору) Раздел VI Искусство и культура Монументальное искусство и скульптура, живопись и графика. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 5 КЛАСС Наименование раздела, темы Раздел 1 За лесами и озерами Введение. Приглашение к путешествию по родному краю. Начало путешествия по Карелии. Первые жители Карелии Деревня на берегу Онего Олонец - трижды столица Раздел 2 Истории о нашей столице Рождение Петрозаводска. Как рос и развивался Петрозаводск. Каменный бор под Петрозаводском Урок-практикум: «От истоков к современности». Виртуальные музейные путешествия. Раздел 3 Пути – дороги карельского края Шокша: берег красной рыбы и красного камня. Интернет-исследование "Шокшинский кварцит» Сортавала: город-парк. Валаам – монастырь на цветущей скале. Проект «Туристическое бюро». Бесов нос: гуси-лебеди и пудожские налимы Заповедное Водлозеро. Чудесный черный камень из Шуньги. Кижи. Количество часов 5 1 1 1 1 1 5 1 1 1 1 1 24 1 1 1 1 1 1 1 1 1 Электронные (цифровые) образовательные ресурсы Деятельность учителя с учетом рабочей программы воспитания - установление доверительных отношений между педагогическим работником и обучающимися, https://tochkanakarte.ru/olon способствующих позитивному ec восприятию обучающимися требований и просьб педагогического работника, привлечению внимания к https://russia.travel/places/1 обсуждаемой на уроке информации, активизации познавательной 0031/ деятельности; - побуждение обучающихся соблюдать на уроке общепринятые нормы поведения, правила общения со https://www.tripadvisor.ru/A старшими (педагогическими работниками) и сверстниками ttractions-g1066170(обучающимися), принципы учебной ActivitiesSortavala_Republic_of_Kar дисциплины и самоорганизации; elia_Northwestern_District.h - привлечение внимания обучающихся к ценностному аспекту изучаемых на tml https://tochkanakarte.ru/vala уроках явлений, организация их работы с получаемой на уроке социально am_info значимой информацией https://kizhi.karelia.ru/ (инициирование обсуждения, http://www.myshared.ru/slid e/848178/ Кондопога, она же станция Кивач Марциальные воды»: первый русский курорт. Первое российское золото с берегов Выга. Надвоицы и Сегежа. Поморье – морская Карелия. Урок-исследование «Знаменитые поморы» С Кемского берега - на Соловки Город с жемчужным гербом. Проект «Семь чудес моего города, района» Калевала и «Калевала». Камень и лес: на длинном берегу Ладоги Лесной город с железным характером. Интернет-исследование:«Горнодобывающая промышленность Карелии». Звезды над местами боев. Приглашение в музей. Всего 6 КЛАСС Наименование раздела, темы Раздел «обществознание» Раздел «География» Раздел «Биология» Раздел» История» Раздел «Литература» Раздел «Культура» Раздел «Обобщение» Всего высказывание своего мнения, выработка своего отношения); - использование воспитательных возможностей предметного содержания через подбор соответствующих текстов для чтения, задач для решения, проблемных ситуаций для обсуждения в классе; 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 34 Количество часов 3 3 3 3 2 2 1 17 Электронные (цифровые) образовательные ресурсы Деятельность учителя с учетом рабочей программы воспитания - инициирование и поддержка исследовательской деятельности обучающихся в рамках реализации ими индивидуальных и групповых исследовательских проектов, с целью приобретения навыков самостоятельного решения теоретической проблемы, генерирования и оформления собственных идей, уважительного отношения к чужим идеям, публичного выступления перед аудиторией, а также аргументирования и отстаивания своей точки зрения. -формирование российской гражданской идентичности обучающихся; -сохранение и развитие культурного разнообразия и языкового наследия многонационального народа Российской Федерации, овладение духовными ценностями и культурой многонационального народа России; 7 КЛАСС Наименование раздела, темы Раздел «обществознание» Раздел «География» Раздел «Биология» Раздел» История» Раздел «Литература» Раздел «Культура» Раздел «Обобщение» Количество часов 3 4 8 8 3 7 1 Электронные (цифровые) образовательные ресурсы Деятельность учителя с учетом рабочей программы воспитания Развитие у обучающихся познавательной активности, самостоятельности, инициативы, творческих способностей, формирование гражданской позиции, способности к труду и жизни в условиях современного мира, формирование у обучающихся культуры здорового и безопасного образа жизни; - Формирование толерантности и навыков поведения в изменяющейся поликультурной среде Всего 8 КЛАСС Наименование раздела, темы 34 Количество часов Раздел «обществознание» Раздел «География» Раздел «Биология» Раздел» История» Раздел «Литература» Раздел «Культура» Раздел «Обобщение» 5 5 5 4 2 11 2 Всего 34 9 КЛАСС Наименование раздела, темы Раздел «обществознание» Раздел «География» Количество часов 3,5 3 Электронные (цифровые) образовательные ресурсы Деятельность учителя с учетом рабочей программы воспитания - инициирование и поддержка исследовательской деятельности обучающихся в рамках реализации ими индивидуальных и групповых исследовательских проектов, с целью приобретения навыков самостоятельного решения теоретической проблемы, генерирования и оформления собственных идей, уважительного отношения к чужим идеям, публичного выступления перед аудиторией, а также аргументирования и отстаивания своей точки зрения. Электронные (цифровые) образовательные ресурсы Деятельность учителя с учетом рабочей программы воспитания формирование у обучающихся системы значимых социальных и Раздел «Биология» Раздел» История» Раздел «Литература» Раздел «Культура» Раздел «Обобщение» 3,5 4 1,5 1 0,5 Всего 17 межличностных отношений, ценностно-смысловых установок, отражающих личностные и гражданские позиции в деятельности, ценностных ориентаций, мировоззрения как системы обобщенных представлений о мире в целом, об окружающей действительности, других людях и самом себе, готовности руководствоваться ими в деятельности; -освоение видов деятельности по получению нового знания в рамках учебного предмета, его преобразованию и применению в учебных, учебно-проектных и социально-проектных ситуациях, с появлением интереса к теоретическим проблемам, к способам познания и учения, к самостоятельному поиску учебно-теоретических проблем, способности к построению индивидуальной образовательной траектории; ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 5 КЛАСС № Наименование раздела, тем 1 2 3 4 5 6 7 8 9 Введение. Приглашение к путешествию по родному краю. Начало путешествия по Карелии. Первые жители Карелии. Деревня на берегу Онего. Олонец - трижды столица. Рождение Петрозаводска. Как рос и развивался Петрозаводск. Каменный бор под Петрозаводском. Урок-практикум: «От истоков к современности». Виртуальные музейные путешествия. Шокша: берег красной рыбы и красного камня. Интернет-исследование "Шокшинский кварцит". Сортавала: город-парк. Валаам – монастырь на цветущей скале. Проект «Туристическое бюро». Бесов нос: гуси-лебеди и пудожские налимы. Заповедное Водлозеро. Чудесный черный камень из Шуньги. Кижи. Кондопога, она же станция Кивач. «Марциальные воды»: первый русский курорт. Первое российское золото с берегов Выга. Надвоицы и Сегежа. Поморье – морская Карелия. Урок-исследование «Знаменитые поморы» С Кемского берега - на Соловки. Город с жемчужным гербом. Проект «Семь чудес моего города, района» В царстве Лоухи. Калевала и «Калевала». Камень и лес: на длинном берегу Ладоги. Лесной город с железным характером. Интернет-исследование: «Горнодобывающая промышленность Карелии». Звезды над местами боев. Приглашение в музей. ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 Количество часов 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 34 6 КЛАСС № 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 Наименование раздела, тем Общественно-политическое устройство Республики Карелия. Сочинение «Я мэр г.Кемь». Практическая работа №1. Символы, отображающие особенности нашего города. Мы – жители Карелии. Рассказ от имени переселенца. Административно- территориальное деление. Географическое положение Республики Карелия. Рельеф. Полезные ископаемые Карелии. Климат. Времена года. Творческая работа: «Мы рисуем времена года». Внутренние воды. Край лесов, болот и озёр. Живая природа в нашей жизни. Они живут рядом с нами. В садах и парках Карелии. Творческая работа: «Легенда растений». Первые жители Карелии. Население Древней Карелии. В составе Великого Новгорода. Карелия в составе Московского государства. Карелия – пограничная земля. Культура Древней Карелии. Фольклор Карелии. Сказки Карелии. Литература Карелии.Творческая мастерская. Сочиняем сказку: «Приключения в Карельском лесу». Зодчество. Иконопись. Прикладное искусство. Творческая работа: «Мы рисуем прялку». Творческая мастерская: « Составление узоров Карельской вышивки». История топонимики. Творческая мастерская: «Мой топоним», или «топоним моей семьи». ИТОГО Количество часов 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 17 7 КЛАСС № Наименование раздела, тем Права ребенка и их защита в РК Молодежные движения в республике : организации и союзы, проекты, направления их деятельности. 3 Подростковая культура : формальные и неформальные коллективы, увлечения. 4 Геология Карелии 5 Опасные и неблагоприятные природные процессы и явления на территории Карелии. 6 Природные комплексы. 7 Контрольно-обобщающие урок по разделу «Географические особенности Республики Карелия». 8 Экосистема леса. 9 Растения в биоценозе леса. 10 Животный мир лесов. 11 Значение и охрана лесов. 12 Экосистема водоема. 13 Болота и их обитатели. 14 Красная книга Республики Карелия. Редкие растения и животные Республики Карелия. 15 Влияние человека на природу. Экологическая ситуация в Республике Карелия. 16 Контрольно-обобщающий урок по разделу «Животный и растительный мир Республики Карелии». 17 Карелия на пути к новому времени. 18 Карелия в годы Северной войны. 19 Быт населения Карелии в эпоху Петра Первого. 20 Карелия во второй половине 18 века. 21 Карелия во второй половине 18 века. 22 Хозяйственная жизнь края во второй половине XVIII века. 23 Развитие культуры в Карелии в XVIII веке. 24 Контрольно-обобщающий урок по разделу «История Республики Карелия». 25 Хранители народной мудрости. 26 «Алмазна сыплется гора…» 27 Тема устного народного творчества в карельской литературе 20 века. 28 Архитектура Карелии 29 Архитектура Карелии: деревянное зодчество. 30 Живопись и графика Карелии. 31 Монументальное искусство:Петроглифы Карелии 32 Прикладное искусство Карелии 33 Прикладное искусство Карелии 34 Прикладное искусство Карелии ИТОГО 1 2 Количество часов 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 34 8 КЛАСС № 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 Наименование раздела, тем Социальная структура. Демографическая ситуация в Карелии. Современное состояние и перспективные направления развития карельской экономики. Рынок труда в республике. Бизнес и предпринимательство. Налоговая система Республики Карелия. Формирование республиканского бюджета. Роль экономики республики Карелия в экономической системе России. Внешнеэкономические связи Республики Карелия. Карелия на карте часовых поясов. Почвенный покров, проблема плодородия почв Карелии. Условия образования разных почв Карелии. Территориальные комплексы: природные, природно-хозяйственные. Изменение окружающей среды в Карелии под воздействием деятельности человека. Особо охраняемые природные территории Карелии. Здоровье человека в условиях Карелии. Факторы, влияющие на здоровье. Природно-климатические условия жизни населения Карелии Природно - очаговые заболевания Карелии Особенности окружающей среды и здоровье населения. Здоровый образ жизни Карелия в эпоху Наполеоновских войн Реформы второй половины XIX века и особенности их проведения в Карелии. Экономическое развитие Карелии в пореформенный период. Интеллигенция Карелии: развитие здравоохранения и образования во второй половине 19 века Карелия – страна классического фольклора. Литература Карелии ХХ века. Поэты и писатели Карелии об истории родного края. Музыкальное искусство Карелии. Театры Карелии. Изобразительное искусство Карелии. Живопись и графика Архитектура Скульптура Художественное литье из бронзы и чугуна Декоративно-прикладное искусство Карелии. Плетение из бересты Декоративно-прикладное искусство Карелии. Плетение из бересты Декоративно-прикладное искусство Карелии. Плетение из нитей Декоративно-прикладное искусство Карелии. Плетение из нитей Декоративно-прикладное искусство Карелии. Ткачество Обобщение изученного в 8 классе. ИТОГО Количество часов 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 34 9 КЛАСС № Наименование раздела, тем Республика Карелия в составе РФ. Карелия - многонациональная республика 2 Население Карелии 3 Республика Карелия - приграничное сотружество. Гражданские инициативы - основа гражданского общества. 4 Развитие информационного пространства. Учимся в Карелии 5 Экономика Карелии. Энергетика 6 Горнодобывающая промышленность, АПК. Инфраструктурный комплекс. 7 Транспорт Карелии. Топонимика Карелии 8 Окружающая среда. Экологические проблемы 9 Уровни экологических проблем. Защита окружающей среды 10 Экология. Решение экологических проблем. 11 Карелия в годы революции. Карелия в межвоенный период 12 Карельская трудовая коммуна. 13 Карелия в годв ВОВ 14 Карелия в послевоенный период. Карелия на современном этате 15 М. Пришвин "В краю непуганных птиц". Д. Гусаров "Партизанский поход". О. Степанов "На земле своих предков" 16 Культура Карелии. Архитектура 17 Театры, музыка, музеи ИТОГО 1 Количество часов 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 17