ОСНОВНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «Функциональная грамотность» (8 класс) Разработчики: рабочая группа по введению обновленного ФГОС и ФОП основного общего образования 2023г. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Рабочая программа курса «Основы финансовой грамотности» составлена на основе учебной программы «Финансовая грамотность»: учебная программа. 8–9 классы общеобразовательных организаций / Е. Б. Лавренова, О. И. Рязанова, И. В. Липсиц. — М.: Вита-Пресс, 2016. Курс разработан для расширения финансовой грамотности обучающихся 8 класса. Каждый старшеклассник стоит перед выбором профессии, и данный курс сможет помочь обучающимся сделать правильный выбор. Предлагаемый курс является одним из курсов социально-экономического профиля. Предназначение курса – предметноориентированное – дает возможность обучающемуся реализовать свой интерес к выбранному предмету, углубить отдельные темы базовых общеобразовательных программ, оценить готовность и способность осваивать выбранный предмет на повышенном уровне. Обучающиеся получат практический опыт экономического поведения и взаимодействия с субъектами рынка, который смогут использовать в повседневной жизни. Внутренняя логика построения содержания курса предполагает сочетание теоретических и практических занятий с реализацией активизирующих и педагогических проективных методик с основной идеей курса. Программа рассчитана на 34 часа в год, 1 час в неделю. Цели и задачи курса Цель - сформировать у обучающихся 8 классов основы финансовой грамотности. Задачи: усвоение базовых понятий и терминов курса, используемых для описания процессов и явлений, происходящих в финансовой сфере, для интерпретации экономических данных и финансовой информации; формирование функциональной финансовой грамотности, позволяющей анализировать проблемы и происходящие изменения в сфере экономики, вырабатывать на этой основе аргументированные суждения, умения оценивать возможные последствия принимаемых решений; развитие навыков принятия самостоятельных экономически обоснованных решений; выработка навыков проведения исследований экономических явлений в финансовой сфере: анализ, синтез, обобщение финансово экономической информации, прогнозирование развития явления и поведения людей в финансовой сфере, сопровождающееся графической интерпретацией и их критическим рассмотрением; освоение технологии использования интерактивных обучающих программ в процессе обучения и для решения типичных экономических задач; формирование информационной культуры обучающихся, умение отбирать информацию и работать с ней на различных носителях, понимание роли информации в деятельности человека на финансовом рынке. Методы и формы обучения: Для реализации поставленных задач в рамках курса используются следующие методы обучения: - лекции - практические занятия: анализ печатной, теле - радиоинформации; сравнительные таблицы, памятки для анализа правовых документов, - решение тестов, задач, проблемных ситуаций. Данный курс соответствует возрастным особенностям обучающихся и предусматривает индивидуальную работу, работу в группах. Методы и формы контроля: Текущий контроль уровня усвоения материала осуществляется в ходе выполнения обучающимися самостоятельных и практических работ, тематического тестирования. По завершении каждого модуля проводится итоговое диагностическое тестирование. Структура курса Курс «Основы финансовой грамотности» в 8 классе состоит из пяти разделов. Каждый раздел имеет целостное, законченное содержание: изучается определённая сфера финансовых отношений и определённый круг финансовых задач, с которыми сталкивается человек в своей практической жизни. Изучение каждого раздела заканчивается проведением итогового контрольного тестирования. № Раздел 1 Раздел 2 Раздел 3 Раздел 4 Раздел 5 Раздел Количество часов Управление денежными средствами семьи 9 Способы повышения семейного благосостояния 6 Риски в мире денег 7 Семья и финансовые организации: как 8 сотрудничать без проблем Человек и государство: как они взаимодействуют 3 Итоговое повторение 1 34 СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ Раздел 1. Управление денежными средствами семьи Базовые понятия и знания: Эмиссия денег, денежная масса, покупательная способность денег, Центральный банк, структура доходов населения, структура доходов семьи, структура личных доходов, человеческий капитал, благосостояние семьи, контроль расходов семьи, семейный бюджет: профицит, дефицит, личный бюджет. Способы влияния государства на инфляцию. Структуры доходов населения России и её изменений в конце XX – начале XXI в.. Факторы, влияющие в России на размер доходов из различных источников. Зависимость уровня благосостояния от структуры источников доходов семьи. Статьи семейного и личного бюджета. Обязательные ежемесячные затраты семьи. Раздел 2. Способы повышения семейного благосостояния Базовые понятия и знания: банк; инвестиционный фонд; страховая компания; финансовое планирование. Знание основных видов финансовых услуг и продуктов для физических лиц; знание возможных норм сбережения. Принципы хранения денег на банковском счёте. Варианты использования сбережения и инвестирования на разных стадиях жизненного цикла семьи. Необходимость аккумулировать сбережения для будущих затрат. Инвестиции и сбережения. Доходность инвестиционных продуктов. Рациональные схемы инвестирования семейных сбережений для обеспечения будущих крупных расходов семьи. Раздел 3. Риски в мире денег Особые жизненные ситуации. Социальные пособия. Страхование: виды страхования и страховых продуктов. Финансовые риски: виды рисков. Способы государственной поддержки в случаях природных и техногенных катастроф и других форс-мажорных случаях. Виды финансовых рисков: инфляция, девальвация, банкротство финансовых компаний, управляющих семейными сбережениями, финансовое мошенничество. Способы сокращения финансовых рисков. Раздел 4. Семья и финансовые организации: как сотрудничать без проблем Банк. Банковская система РФ. Бизнес. Источники финансирования бизнеса. Мировой валютный рынок. Виды банковских операций. Бизнесплан. Финансовые правила ведения бизнеса. Банковский договор. Банковские проценты. Виды банковских услуг. Раздел 5. Человек и государство: как они взаимодействуют Налоги: прямые и косвенные налоги. Пошлины, сборы. Пенсия. Пенсионная система. Пенсионные фонды. Налоги с физических и юридических лиц Способы уплаты налогов. Общие принципы устройства пенсионной системы РФ. Способы пенсионных накоплений. Ответственность налогоплательщика. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ ПО ХИМИИ НА УРОВНЕ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ В результате изучения курса обучающийся должен знать и понимать: понятия: деньги и денежная масса, покупательная способность денег, человеческий капитал, благосостояние семьи, профицит и дефицит семейного бюджета, банк, инвестиционный фонд, финансовое планирование, страхование, финансовые риски, бизнес, валюта и валютный рынок, прямые и косвенные налоги, пенсионный фонд и пенсионная система; структуру денежной массы; структуру доходов населения страны и способов её определения; зависимость уровня благосостояния от структуры источников доходов семьи; основные виды финансовых услуг и продуктов, предназначенных для физических лиц; возможные нормы сбережения; способы государственной поддержки в случаях попадания в сложные жизненные ситуации; различные виды страхования; виды финансовых рисков; способы использования банковских продуктов для решения своих финансовых задач; способы уплаты налогов, принципы устройства пенсионной системы в РФ. В результате изучения курса обучающийся должен уметь использовать в практической деятельности: умения анализировать проблему и определять финансовые и государственные учреждения, в которые необходимо обратиться для их решения; готовность пользоваться своими правами в финансовой сфере и исполнять возникающие в связи с взаимодействием с финансовыми институтами обязанности; умения анализировать и интерпретировать финансовую информацию из различных источников; умения осуществлять краткосрочное и долгосрочное планирование поведения в сфере финансов. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ № Раздел Количество Электронные (цифровые) часов образовательные ресурсы 1 2 3 4 5 Управление денежными средствами семьи Способы повышения семейного благосостояния Риски в мире денег Семья и финансовые организации: как сотрудничать без проблем Человек и государство: как они взаимодействуют Итоговое повторение 9 6 7 8 3 1 34 ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ № 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 Тема занятия Управление денежными средствами Что такое деньги Финансы семьи Источники доходов семьи Личные и семейные расходы Контроль семейных расходов Семейный бюджет Семейный бюджет Практическая работа Проектная работа Итого по разделу Способы повышения семейного благосостояния Финансовые организации Финансовые организации Финансовое планирование Финансовое планирование Практическая работа Проектная работа Итого по разделу Риски в мире денег (Особые жизненные ситуации) ОЖС: рождение ребенка, потеря кормильца ОЖС: болезнь, потеря работы, природные и техногенные катастрофы Страхование от несчастных случаев Количество часов 1 1 1 1 1 1 1 1 1 9 1 1 1 1 1 1 6 1 1 1 19 20 21 22 Финансовые риски Финансовые пирамиды Практическая работа Проектная работа Итого по разделу Семья и финансовые организации Что такое банк 23 Польза и риск банковских карт 24 Что такое бизнес 25 Как создать свое дело 26 Валютный рынок и его устройство 27 Достоинства и недостатки перевода сбережений в валюту 28 Практическая работа 29 Проектная работа 30 Итого по разделу Человек и государство: их взаимодействие Налоги, виды налогов 31 Что такое пенсия, условия ее получения 32 Практическая работа 33 Итоговое обобщение и повторение 34 Итого по разделу ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ 1 1 1 1 7 1 1 1 1 1 1 1 1 8 1 1 1 1 4 34