1 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Рабочая программа начального общего образования по курсу внеурочной деятельности «Основы логики и алгоритмики» (далее — курс) составлена на основе требований: составлена на основе требований: Приказа Министерства просвещения РФ от 16 ноября 2022 г. № 992 “Об утверждении федеральной образовательной программы начального общего образования”, с учётом Рабочей программы воспитания МБОУ Кемской СОШ № 2 принятой на педагогическом совете от 31.08.2023 № 1 , основной образовательной программы начального общего образования МБОУ Кемской СОШ № 2 принятой на педагогическом совете от 31.08.2023 № 1, Приказа Министерства просвещения РФ от 2 декабря 2019 г . № 649 «Об утверждении Целевой модели цифровой образовательной среды». Программа по курсу внеурочной деятельности «Основы логики и алгоритмики» включает пояснительную записку, результаты освоения программы курса, содержание курса, тематическое планирование и формы организации занятий и учебно- методического обеспечения образовательного процесса. Пояснительная записка к рабочей программе отражает характеристику курса, общие цели и задачи изучения курса, а также место курса в структуре плана внеурочной деятельности. Планируемые результаты курса включают личностные, метапредметные и предметные результаты за период обучения (по 2 классам). В содержании курса представлены дидактические единицы, распределённые по классам и разделам программы В тематическом планировании описываются программное содержание по всем разделам содержания обучения каждого года за период обучения целесообразно и характеристика использовать при деятельностей, изучении той которые или иной программной темы. Программа курса отражает: ■ перечень базовых навыков, необходимых для формирования компьютерной грамотности; ■ сущность информатики как научной дисциплины, изучающей закономерности протекания и возможности автоматизации информационных процессов в различных системах; ■ основные области применения информационных технологий; ■ междисциплинарный характер информатики и информационной деятельности. Курс «Основы логики и алгоритмики» как пропедевтический этап обучения информатике, логике и алгоритмике оказывает существенное влияние на формирование мировоззрения школьника, его жизненную позицию, закладывает основы понимания принципов функционирования и использования информационных технологий как необходимого инструмента практически любой деятельности На данном этапе начинается формирование навыков 3 будущего, необходимых для жизни и работы в современном технологичном обществе. Многие предметные знания и способы деятельности, освоенные обучающимися при изучении данного курса, найдут применение как в рамках образовательного процесса при изучении других предметных областей, так и в иных жизненных ситуациях, станут значимыми для формирования качеств личности, т е они ориентированы на формирование метапредметных и личностных результатов обучения Курс внеурочной деятельности отражает содержание следующих четырёх основных тематических разделов: 1) цифровая грамотность; 2) теоретические основы информатики; 3) алгоритмы и программирование; 4) информационные технологии. ЦЕЛИ ИЗУЧЕНИЯ КУРСА «ОСНОВЫ ЛОГИКИ И АЛГОРИТМИКИ» Целями изучения курса «Основы логики и алгорит- мики» являются: ■ развитие алгоритмического и критического мышлений; формирование необходимых для успешной жизни в меняющемся мире универсальных учебных действий (универсальных компетентностей) на основе средств и методов информатики и информационных технологий, в том числе овладение умениями работать с различными видами информации, самостоятельно 4 планировать и осуществлять индивидуальную и коллективную информационную деятельность, представлять и оценивать её результаты; ■ формирование и развитие компетенций обучающихся в области использования информационно-коммуникационных технологий Основные задачи курса «Основы логики и алгоритмики»: ■ формирование понимания принципов устройства и функционирования объектов цифрового окружения; ■ формирование знаний, умений и навыков грамотной постановки задач, возникающих в практической деятельности, для их решения с помощью информационных технологий; ■ формирование умений и навыков формализованного описания поставленных задач; ■ формирование базовых знаний основных алгоритмических структур и умения применять эти знания для построения алгоритмов решения задач по их математическим моделям; ■ формирование умений и навыков составления простых программ по построенному алгоритму на языке программирования Scratch; ■ формирование умения грамотно интерпретировать результаты решения практических задач с помощью информационных технологий, применять полученные результаты в практической деятельности МЕСТО КУРСА 5 «ОСНОВЫ ЛОГИКИ И АЛГОРИТМИКИ» В ПЛАНЕ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Курс внеурочной деятельности «Основы логики и алгоритмики» позволяет реализовать предметами межпредметные «Технология» коммуникативные связи (раздел технологии»), с учебными «Информационно- «Математика» (раздел «Математическая информация»), «Окружающий мир» (раздел «Правила безопасной жизни»). Программа курса предназначена для организации внеурочной деятельности, направленной на реализацию особых интел- лектуальных и социокультурных потребностей обучающихся. Программа курса составлена из расчёта 130 учебных часов — по 1 часу в неделю . В 1 классе — 28 часов, во 2—4 классах — по 34 часа. Срок реализации программы — 1 год. РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В результате изучения курса в школе у обучающихся будут сформированы следующие результаты . ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ Личностные результаты изучения курса характеризуют готовность обучающихся руководствоваться традиционными российскими социокультурными и духовно-нравственными ценностями, принятыми в обществе правилами и нормами поведения и должны отражать приобретение первоначального опыта дея6 тельности обучающихся в части: Гражданско-патриотического воспитания: ■ первоначальные представления о человеке как члене общества, о правах и ответственности, уважении и достоинстве человека, о нравственно-этических нормах поведения и правилах межличностных отношений Духовно-нравственного воспитания: ■ проявление культуры общения, уважительного отношения к людям, их взглядам, признанию их индивидуальности; ■ принятие существующих в обществе нравственно-этических норм поведения и правил межличностных отношений, которые строятся на проявлении гуманизма, сопереживания, уважения и доброжелательности Эстетического воспитания: ■ использование полученных знаний в продуктивной и преобразующей деятельности, в разных видах художественной деятельности Физического воспитания, формирования культуры здоровья и эмоционального благополучия: ■ соблюдение правил организации здорового и безопасного (для себя и других людей) образа жизни; выполнение правил безопасного поведения в окружающей среде (в том числе информационной); ■ бережное отношение к физическому и психическому здоровью 7 Трудового воспитания: осознание ценности трудовой деятельности в жизни человека и ■ общества, ответственное потребление и бережное отношение к результатам труда, навыки участия в различных видах трудовой деятельности, интерес к различным профессиям Экологического воспитания: ■ проявление ■ неприятие бережного отношения к природе; действий, приносящих вред природе . Ценности научного познания: ■ формирование первоначальных представлений о научной картине мира; ■ осознание ценности познания, проявление познавательного интереса, активности, инициативности, любознательности и самостоятельности в обогащении своих знаний, в том числе с использованием различных информационных средств МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ Универсальные познавательные учебные действия: ■ базовые — логические действия: сравнивать объекты, устанавливать основания для сравнения, устанавливать аналогии; — объединять части объекта (объекты) по определённому признаку; — определять существенный признак для классификации, классифицировать предложенные объекты; 8 — находить закономерности и противоречия в рассматриваемых фактах, данных и наблюдениях на основе предложенного педагогическим работником алгоритма; — выявлять недостаток информации для решения учебной (практической) задачи на основе предложенного алгоритма; — устанавливать причинно-следственные связи в ситуациях, поддающихся непосредственному наблюдению или знакомых по опыту, делать выводы; ■ базовые — исследовательские действия: определять разрыв между реальным и желательным состоянием объекта (ситуации) на основе предложенных педагогическим работником вопросов; — с помощью педагогического работника формулировать цель, планировать изменения объекта, ситуации; — сравнивать несколько вариантов решения задачи, выбирать наиболее подходящий (на основе предложенных критериев); — проводить по предложенному плану опыт, несложное исследование по установлению особенностей объекта изучения и связей между объектами (часть — целое, причина — следствие); — формулировать выводы и подкреплять их доказательствами на основе результатов проведённого наблюдения (опыта, измерения классификации, сравнения, исследования); — прогнозировать возможное развитие процессов, событий и их последствия в аналогичных или сходных ситуациях; 9 ■ работа с информацией: — выбирать источник получения информации; — согласно заданному алгоритму находить в предложенном источнике информацию, представленную в явном виде; — распознавать достоверную и недостоверную информацию самостоятельно или на основании предложенного педагогическим работником способа её проверки; — соблюдать с помощью взрослых (педагогических работников, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся) правила информационной безопасности при поиске информации в сети Интернет; — анализировать и создавать текстовую, видео-, графическую, звуковую информацию в соответствии с учебной задачей; — самостоятельно создавать схемы, таблицы для представления информации Универсальные коммуникативные учебные действия: ■ — общение: воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с целями и условиями общения в знакомой среде; — проявлять уважительное отношение к собеседнику, соблюдать правила ведения диалога и дискуссии; — признавать возможность существования разных точек зрения; — корректно и аргументированно высказывать своё мнение; — строить речевое высказывание в соответствии с поставленной 10 задачей; создавать устные и письменные тексты (описание, рассуждение, — повествование); — готовить небольшие публичные выступления; — подбирать иллюстративный материал (рисунки, фото, плакаты) к тексту выступления; ■ — совместная деятельность: формулировать краткосрочные и долгосрочные цели (индивидуальные с учётом участия в коллективных задачах) в стандартной (типовой) ситуации на основе предложенного формата планирования, распределения промежуточных шагов и сроков; оценивать свой вклад в общий результат. ■ Универсальные регулятивные учебные действия: ■ самоорганизация: — планировать действия по решению учебной задачи для получения результата; — выстраивать последовательность выбранных действий; ■ самоконтроль: — устанавливать причины успеха/неудач учебной деятельности; — корректировать свои учебные действия для преодоления ошибок. ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ К концу обучения в 1 классе по курсу обучающийся научится: 11 1 . Цифровая грамотность: ■ соблюдать правила техники безопасности при работе с компьютером; ■ иметь представление о компьютере как универсальном устройстве для передачи, хранения и обработки информации; ■ использовать ■ иметь русскую раскладку клавиш на клавиатуре; представление о клавиатуре и компьютерной мыши (описание и назначение); ■ знать основные устройства компьютера; ■ осуществлять базовые операции при работе с браузером; ■ иметь представление о программном обеспечении компьютера (понятие «программа»); ■ иметь базовые представления о файле как форме хранения информации 2 . Теоретические основы информатики: ■ знать ■ иметь понятие «информация»; представление о способах получения информации; ■ знать основные информационные процессы: хранение, 12 передача и обработка; ■ использовать понятие «объект»; ■ различать свойства объектов; ■ сравнивать объекты; ■ использовать понятие «высказывание»; ■ распознавать истинные и ложные высказывания; ■ знать понятие «множество»; ■ знать название групп объектов и общие свойства объектов . 3 ■ . Алгоритмы и программирование: иметь представление об алгоритме как порядке действий; ■ знать понятие «исполнитель»; ■ иметь представление о среде исполнителя и командах исполнителя; ■ работать со средой формального исполнителя «Художник». 4 ■ . Информационные технологии: иметь представление о стандартном графическом редакторе; ■ уметь запускать графический редактор; 13 ■ иметь представление об интерфейсе графического редактора; ■ осуществлять базовые «Калькулятор» операции (алгоритм в программе вычисления простых примеров в одно действие); ■ иметь представление о стандартном текстовом редакторе; ■ знать интерфейс текстового редактора; ■ уметь набирать текст и исправлять ошибки средствами текстового редактора 2 класс К концу обучения во 2 классе по курсу обучающийся научится: 1 ■ . Цифровая грамотность: различать аппаратное микрофон, камера, обеспечение клавиатура, компьютера: мышь, монитор, принтер, наушники, колонки, жёсткий диск, процессор, системный блок; ■ иметь представление о программном обеспечении компьютера: программное обеспечение, меню «Пуск», 14 меню программ, кнопки управления окнами; ■ иметь базовые представления о файловой системе компьютера (понятия «файл» и «папка») 2 ■ . Теоретические основы информатики: правильно использовать понятия «информатика» и «информация»; ■ различать органы восприятия информации; ■ различать виды информации по способу восприятия; ■ использовать понятие «носитель информации»; ■ уметь определять основные информационные процессы: хранение, передача и обработка; ■ уметь работать с различными способами организации информации: таблицы, схемы, столбчатые диаграммы; ■ знать виды информации по способу представления; ■ уметь оперировать логическими понятиями; ■ оперировать понятием «объект»; ■ определять объект по свойствам; ■ определять истинность простых высказываний; ■ строить простые высказывания с отрицанием 3 ■ . Алгоритмы и программирование: определять алгоритм, используя свойства алгоритма; 15 ■ использовать понятия «команда», «программа», «исполнитель»; ■ составлять линейные алгоритмы и действовать по алгоритму; ■ осуществлять работу в среде формального исполнителя . 4 . Информационные технологии: ■ создавать текстовый документ различными способами; ■ набирать, редактировать и сохранять текст средствами стандартного текстового редактора; ■ знать клавиши редактирования текста; ■ создавать графический файл средствами стандартного графического редактора; ■ уметь пользоваться основными инструментами стандартного графического редактора: заливка, фигуры, цвет, ластик, подпись, кисти К концу обучения в 3 классе по курсу обучающийся научится: 1 ■ . Цифровая грамотность: различать и использовать обеспечение компьютера: микрофон, камера, клавиатура, мышь, монитор, 16 принтер, наушники, колонки, жёсткий диск, процессор, оперативная память, системный блок, устройства, передающие информацию от пользователя компьютеру, устройства, передающие информацию от компьютера пользователю; ■ пользоваться программным обеспечением компьютера: кнопки управления окнами, рабочий стол, меню «Пуск», меню программ; ■ пользоваться файловой системой компьютера (понятия «файл» и «папка», инструкции по работе с файлами и папками: закрыть, переименовать, создать, открыть, удалить); ■ осуществлять простой поиск информации . 2 . Теоретические основы информатики: ■ определять виды информации по форме представления; ■ пользоваться различными способами организации информации и информационными процессами; ■ различать хранение основные (носитель информационные информации, виды процессы: носителей информации), передача (источник информации, канал связи, приёмник информации), обработка (виды 17 обработки информации); ■ группировать объекты. К концу обучения в 4 классе по курсу обучающийся на- учится: 1 . Цифровая грамотность: ■ различать и использовать аппаратное обеспечение компьютера: устройства ввода, устройства вывода и устройства ввода-вывода; ■ различать программное обеспечение компьютера: операционная система, кнопки управления окнами, рабочий стол, меню «Пуск», меню программ, файловая система компьютера 2 . Теоретические основы информатики: ■ определять виды информации по способу получения и по форме представления; ■ пользоваться различными способами организации информации в повседневной жизни; ■ иметь развёрнутое представление об основных информационных процессах; ■ оперировать объектами ■ использовать знания ■ строить различные и их свойствами; основ логики в повседневной жизни; логические высказывания: простые, с отрицанием, с конструкциями «все», «ни один», «некоторые», сложные с конструкциями «и», «или». 3 . Алгоритмы и программирование: 18 ■ знать элементы интерфейса визуальной среды программирования Scratch; ■ создавать простые скрипты на Scratch; ■ программировать действия со спрайтами: смена костюма, команд «говорить», «показаться», «спрятаться», «ждать»; ■ реализовывать в среде визуального программирования Scratch циклы, анимацию, повороты (угол, градусы, градусная мера) и вращения, движение; ■ иметь представление об алгоритме с ветвлением и его блок-схеме; ■ использовать условия при составлении программ на Scratch 4 ■ . Информационные технологии: работать в стандартном графическом редакторе: заливка, фигуры, цвет, ластик, текст, кисти, работа с фрагментами картинок, копирование и вставка фрагмента изображения; ■ набирать, редактировать и форматировать текст средствами текстового процессора; ■ использовать «горячие» клавиши в процессе набора и редактирования текста; ■ добавлять изображения в текст средствами текстового процессора и изменять их положение; ■ создавать маркированные и нумерованные списки средствами текстового процессора; ■ иметь представление о редакторе презентаций; 19 ■ создавать и редактировать презентацию средствами редактора презентаций; ■ добавлять различные объекты на слайд: заголовок, текст, таблица, схема; ■ оформлять слайды; ■ создавать, копировать, вставлять, удалять и перемещать слайды; ■ работать с макетами слайдов; ■ добавлять изображения в презентацию; ■ составлять запрос для поиска изображений. СОДЕРЖАНИЕ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С УКАЗАНИЕМ ФОРМ ОРГАНИЗАЦИИ И ВИДОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 1. Цифровая грамотность Компьютер как универсальное устройство для передачи, хранения и обработки информации Аппаратное обеспечение компьютера: микрофон, камера, клавиатура, мышь, монитор, принтер, наушники, колонки, жёсткий диск, оперативная память, процессор, системный блок, графический планшет, гарнитура, сенсорный экран . Основные и периферийные устройства компьютера Устройства ввода, вывода и ввода-вывода Программное обеспечение (основные и прикладные программы) . Операционная система. Кнопки управления окнами . Рабочий стол . Меню «Пуск», меню программ . Файловая система компьютера 20 2. Теоретические основы информатики Понятие «информация». Виды информации по форме пред- ставления. Способы организации информации и информационные процессы . Хранение, передача, обработка (развёрнутое представление) Источник информации, приёмник информации . Объекты и их свойства. Объект, имя объектов, свойства объектов . Логические утверждения . Высказывания: простые, с отрицанием, с конструкциями «все», «ни один», «некоторые», сложные с конструкциями «и», «или». 3. Алгоритмы и программирование Алгоритмы . Визуальная среда программирования Scratch . Интерфейс визуальной среды программирования Scratch . Линейный алгоритм и программы . Скрипты на Scratch . Действия со спрайтами: смена костюма, команд «говорить», «показаться» «спрятаться», «ждать». Scratch: циклы, анимация, повороты (угол, градусы, градусная мера) и вращение, движение. Алгоритм с ветвлением и его блок-схема Использование условий при составлении программ на Scratch. 4. Информационные технологии Графический редактор. Создание и сохранение графического файла Инструменты графического редактора: карандаш, заливка, фигуры (дополнительные параметры фигур), цвет, ластик, текст, кисти Добавление новых цветов в палитру, изменение масштаба 21 изображения и размера рабочего полотна Копирование и вставка фрагмента изображения Коллаж Текстовый процессор . Создание и сохранение текстового документа Редактирование текста средствами текстового процессора и с использованием «горячих» клавиш Инструменты редактирования: удалить, копировать, вставить, разделить на абзацы, исправить ошибки Форматирование Инструменты форматирования: шрифт, кегль, начертание, цвет . Изображения в тексте: добавление, положение . Маркированные и нумерованные списки . Знакомство с редактором презентаций . Способы организации информации Добавление объектов на слайд: заголовок, текст, таблица, схема. Оформление слайдов . Действия со слайдами: создать, копировать, вставить, удалить, переместить Макет слайдов. Формы организации: обсуждения, дискуссии, решения кейсов, эксперименты, викторины, коммуникативные игры, дидактические игры, выполнение интерактивных заданий на образовательной платформе. Виды деятельности: Игровая, познавательная, творческая. Тематическое планирование Наименование раздела / темы Раздел 1. Введение в ИКТ Количество часов Возможность использования электронных образовательных ресурсов 5 http://nachalka.seminfo.ru 22 Техника безопасности Компьютер — универсальное устройство обработки данных Программы и данные Информация и информационные процессы Раздел 2 Информация и компьютер Программы и данные Компьютерная графика Текстовые документы Раздел 3. Логика. Объекты Элементы математической логики Раздел 4. Логика. Множества Элементы математической логики 1 1 1 2 5 Клякс@.net][Информатика и ИКТ в школе. Компьютер на уроках.][Главная страница] (klyaksa.net) 1 2 2 6 http://www.uroki.net 6 6 http://school-collection.edu.ru 6 23 Раздел 5. Алгоритмы Исполнители и алгоритмы. Алгоритмические конструкции Раздел 6. Систематизация знаний (3 ч) Систематизация знаний http://school.edu.ru 6 6 http://school-collection.edu.ru 5 5 2 класс ■ Наименование раздела / темы Количество часов Возможность использования электронных образовательных ресурсов Раздел 1. Теория информации Информация и информационные процессы Раздел 2. Устройство компьютера Информация и информационные процессы Компьютер — универсальное 6 http://nachalka.seminfo.ru 6 6 [Клякс@.net][Информатика и ИКТ в школе. Компьютер на уроках.][Главная страница] (klyaksa.net) 2 2 24 устройство обработки данных Программы и данные Раздел 3. Текстовый редактор Текстовые документы Раздел 4. Алгоритмы и логика Элементы математической логики Исполнители и алгоритмы. Алгоритмические конструкции Раздел 5. Графический редактор Компьютерная графика Раздел 6. Систематизация знаний Систематизация знаний 2 http://school-collection.edu.ru 6 6 http://school-collection.edu.ru 5 2 3 http://www.uroki.net 6 6 http://school.edu.ru 5 5 ■ 25 3 класс ■ Наименование раздела / темы Количество часов Возможность использования электронных образовательных ресурсов Раздел 1. Введение в ИКТ Информация и информационные процессы Компьютер — универсальное устройство обработки данных Программы и данные Раздел 2. Текстовый процессор Текстовые документы Раздел 3. Графический редактор Компьютерная графика Раздел 4. Логика 7 http://nachalka.seminfo.ru Элементы математической 7 2 2 3 5 [Клякс@.net][Информатика и ИКТ в школе. Компьютер на уроках.][Главная страница] (klyaksa.net) 5 5 http://school-collection.edu.ru 5 7 http://school-collection.edu.ru 26 логики Раздел 5. Алгоритмы. Блоксхемы Исполнители и алгоритмы. Алгоритмические конструкции Раздел 6. Систематизация знаний Систематизация знаний http://www.uroki.net 6 6 http://school.edu.ru 4 4 4 класс ■ Наименование раздела / темы Раздел 1. Введение в ИКТ Информация и информационные процессы Компьютер — универсальное устройство обработки данных Программы и данные Повторение Раздел 2. Количество часов Возможность использования электронных образовательных ресурсов 6 http://nachalka.seminfo.ru 1 2 2 1 5 [Клякс@.net][Информатика и ИКТ в школе. Компьютер на уроках.][Главная страница] (klyaksa.net) 27 Графический и текстовый редакторы ( Компьютерная графика Текстовые документы Повторение Раздел 3. Редактор презентаций Мультимедийные презентации Повторение Раздел 4. Алгоритмы 1 Элементы математической логики Язык программирования Повторение Раздел 5. Алгоритмы 2 Язык программирования Повторение Раздел 6. Систематизация знаний Систематизация знаний 2 2 1 6 http://www.uroki.net 5 1 6 http://school-collection.edu.ru 2 3 1 6 http://school.edu.ru 5 1 5 http://school-collection.edu.ru 4 28 Повторение Итого: 1 34 29 30