Нормативным основанием для формирования плана внеурочной деятельности обучающихся 3-4 классов являются следующие нормативно-правовые документы: 1. Федеральный Закон от 12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; 2. Основная общеобразовательная программа начального общего образования МБОУ Кемской СОШ №2; 3. Рабочая программа Воспитания; 4. Устав МБОУ Кемская СОШ №2. В соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (далее - ФГОС НОО) основная образовательная программа начального общего образования реализуется образовательной организацией, в том числе, и через внеурочную деятельность. В связи с этим в каждом классе из данных параллелей отведено до 10 часов на преподавание внеурочной деятельности. Продолжительность одного занятия равна продолжительности урока на данном уровне обучения. Целью внеурочной деятельности является обеспечение достижения ребенком планируемых результатов освоения основной общеобразовательной программы за счет расширения информационной, предметной, культурной среды, в которой происходит образовательная деятельность, повышения гибкости ее организации. Внеурочная деятельность планируется и организуется с учетом индивидуальных особенностей и потребностей ребенка, запросов семьи, культурных традиций, национальных и этнокультурных особенностей региона. Внеурочная деятельность решает следующие задачи: 1. удовлетворение индивидуальных познавательных потребностей и интересов обучающихся; 2 развитие способностей и склонностей обучающихся; 3. формирование интеллектуальной, эмоциональной, волевой сфер личности; 4. формирование ключевых социальных компетенций. 5. обеспечение успешной адаптации ребенка в социуме. Внеурочная деятельность организуется по направлениям развития личности: • духовно - нравственное, • общеинтеллектуальное, • общекультурное, • спортивно-оздоровительное, • социальное. Содержание данных занятий формируется с учётом пожеланий обучающихся и их родителей (законных представителей) и осуществляется посредством различных форм организации, отличных от урочной системы обучения. Объем нагрузки и режим внеурочной детальности Продолжительность занятий внеурочной деятельности составляет в 3–4-х классах – 40 минут. При проведении двух и более занятий подряд установлен перерыв длительностью 10 минут для отдыха детей и проветривания помещений. Общеинтеллектуальное: 1. Предметные недели. 2. Библиотечные уроки. 3. Конкурсы, экскурсии, олимпиады, конференции, деловые и ролевые игры и др. 4. Участие в поисково-исследовательских конференциях на различных уровнях. 5. Участие в олимпиадах. 6. Разработка проектов к урокам. Спортивно-оздоровительное: 1. Организация походов, экскурсий, «Дней здоровья», подвижных игр, «Весёлых стартов», внутришкольных спортивных соревнований. 2. Проведение бесед по охране здоровья. 3. Участие в спортивных соревнованиях разного уровня. Социальное: 1. Беседы, экскурсии, целевые прогулки, ролевые игры, наблюдения, опыты. 2. Практикумы, конкурсы, сюжетно- ролевая игра, игра- путешествие. 3. Участие в творческих конкурсах, в акциях, проектах. Духовно-нравственное: 1. Беседы, экскурсии. 2. Участие и подготовка к мероприятиям. 3. Разработка проектов. 4. Сюжетно-ролевые игры. Общекультурное: 1. Беседы, экскурсии. 2. Подготовка и участие в конкурсах. 3. Сюжетно-ролевые игры, игры – путешествия Духовно-нравственное: 1. Организация экскурсий, Дней театра и музея, выставок рисунков, поделок и творческих работ обучающихся; 2. Проведение тематических классных часов, встреч, бесед. 3. Участие в конкурсах, выставках детского творчества гуманитарного цикла на уровне школы, города, района, региона. Для учащихся создаётся особое образовательное пространство, позволяющее развивать собственные интересы, успешно проходить социализацию на новом жизненном этапе, осваивать культурные нормы и ценности. Содержание занятий формируется с учётом пожеланий обучающихся и их родителей (законных представителей) и осуществляется посредством различных форм организации, отличных от урочной системы обучения. Предусмотренные на внеурочную деятельность часы распределены следующим образом: Инвариантная часть: - 1 час в неделю — на информационно-просветительские занятия «Разговоры о важном» (понедельник, первый урок) направлены на развитие ценностного отношения обучающихся к своей Родине – России, населяющим ее людям, ее уникальной истории, богатой природе и великой культуре России; - 1 час в неделю — на занятия по формированию функциональной грамотности обучающихся (в том числе финансовой грамотности); - 1 час в неделю — на занятия, направленные на удовлетворение профориентационных интересов и потребностей обучающихся (в том числе основы предпринимательства). Вариативная часть направлена: - на занятия, связанные с реализацией особых интеллектуальных и социокультурных потребностей обучающихся (в том числе для сопровождения изучения отдельных учебных предметов на углубленном уровне, проектно-исследовательской деятельности, исторического просвещения); - на занятия, направленные на удовлетворение интересов и потребностей обучающихся в творческом и физическом развитии (в том числе организация занятий в школьных театрах, школьных музеях, школьных спортивных клубах); - пропаганду здорового образа жизни. С целью реализации принципа формирования единого образовательного пространства на всех уровнях образования часы внеурочной деятельности использованы через реализацию плана внеурочной деятельности с преобладанием педагогической поддержки обучающихся и работы по обеспечению их благополучия в пространстве школы. Учитывая возможности образовательного учреждения, внеурочная деятельность в 3-4 x классах организуется по оптимизационной модели 5 – 7 часов в неделю. Форма проведения занятий – групповая. Программы внеурочной деятельности реализуются как в отдельно взятых классах, так и в объединенных группах детей. Такой подход к реализации программ основан на анализе ресурсного обеспечения образовательной организации, предпочтительных направлений и форм внеурочной деятельности детей, интересов обучающихся, их занятости в системе дополнительного образования школы и учреждениях дополнительного образования района. Внеурочная деятельность планируется и организуется с учетом индивидуальных особенностей и потребностей ребенка, запросов семьи, культурных традиций в образовательной организации. В работе с детьми используется и реализуется образовательный маршрут Кемского муниципального района «Край, в котором я живу», выбранный из Перечня культурнопознавательных маршрутов Республики Карелия. Объем нагрузки и режим внеурочной детальности Программы внеурочной деятельности разрабатываются в 3 классе на 34 учебные недели, во 4 классе – на 34 учебные недели. Продолжительность занятий внеурочной деятельности составляет во 3-4 классе – 40 минут. При проведении двух и более занятий подряд установлен перерыв длительностью 10 минут для отдыха детей и проветривания помещений. Учет занятости обучающихся внеурочной деятельностью осуществляется учителем в Журнале учета. Журнал учета должен содержать следующую информацию: фамилию, имя, отчество педагога, фамилии и имена обучающихся, класс, дату, тему и количество отведенных часов. Промежуточная аттестация Промежуточная аттестация в рамках внеурочной деятельности не проводится. План внеурочной деятельности для 3-4 классов Часть учебного плана Инвариантная часть Вариативная часть Итого: Направление внеурочной деятельности (представлены с учетом ФОП) Коммуникативная деятельность Учение с увлечением! Информационная культура Художественноэстетическая творческая деятельность Спортивнооздоровительная деятельность Проектноисследовательская деятельность Информационные марафоны Название факультатива, кружка, занятия Количество часов в неделю 3 4 «Разговоры о важном» «Функциональная грамотность» «Профориентация» 1 1 1 1 1 1 «Моя художественная практика» 2 2 «Движение – есть жизнь!» 1 1 «Проектная деятельность» 1 1 «Основы логики и алгоритмики» 1 1 8 8