1
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа начального общего образования по курсу
внеурочной деятельности «Основы логики и алгоритмики» (далее
—
курс)
составлена
на
основе
требований
Федерального
государственного образовательного стандарта начального общего
образования (Приказ Министерства просвещения Российской
Федерации от 31.05.2021 № 286 «Об утверждении Федерального
государственного образовательного стандарта начального общего
образования»),
основной
с
учётом
образовательной
образования
МБОУ
Рабочей
программы
программы
Кемской
СОШ
воспитания,
начального
№
2
общего
принятой
на
педагогическом совете от 31.08.2023 года № 1, Приказа
Министерства просвещения РФ от 2 декабря 2019 г . № 649 «Об
утверждении Целевой модели цифровой образовательной среды».
Программа по курсу внеурочной деятельности «Основы логики
и алгоритмики» включает пояснительную записку, планируемые
результаты
освоения
программы
курса,
содержание
курса,
тематическое планирование и формы организации занятий и
учебно-методического обеспечения образовательного процесса.
Пояснительная записка к рабочей программе отражает характеристику курса, общие цели и задачи изучения курса, а также
место курса в структуре плана внеурочной деятельности.
Планируемые результаты курса включают личностные, метапредметные и предметные результаты за период обучения (по
классам).
2
В содержании курса представлены дидактические единицы,
распределённые по классам и разделам программы
В
тематическом
планировании
описываются
программное
содержание по всем разделам содержания обучения каждого года
за период обучения и характеристика деятельностей, которые
целесообразно
использовать
при
изучении
той
или
иной
программной темы.
Программа курса отражает:
■
перечень базовых навыков, необходимых для формирования
компьютерной грамотности;
■
сущность информатики как научной дисциплины, изучающей
закономерности протекания и возможности автоматизации
информационных процессов в различных системах;
■
основные области применения информационных технологий;
■
междисциплинарный характер информатики и информационной
деятельности.
Курс «Основы логики и алгоритмики» как пропедевтический
этап обучения информатике, логике и алгоритмике оказывает
существенное
влияние
школьника,
его
понимания
принципов
на
жизненную
формирование
позицию,
мировоззрения
закладывает
функционирования
и
основы
использования
информационных технологий как необходимого инструмента
практически любой деятельности На данном этапе начинается
формирование навыков будущего, необходимых для жизни и
3
работы
в
предметные
современном
знания
и
технологичном
способы
обществе.
деятельности,
Многие
освоенные
обучающимися при изучении данного курса, найдут применение
как в рамках образовательного процесса при изучении других
предметных областей, так и в иных жизненных ситуациях, станут
значимыми для формирования качеств личности, т е они
ориентированы на формирование метапредметных и личностных
результатов обучения
Курс внеурочной деятельности отражает содержание следующих четырёх основных тематических разделов:
1)
цифровая грамотность;
2)
теоретические основы информатики;
3)
алгоритмы и программирование;
4)
информационные технологии.
ЦЕЛИ ИЗУЧЕНИЯ КУРСА
«ОСНОВЫ ЛОГИКИ И АЛГОРИТМИКИ»
Целями изучения курса «Основы логики и алгорит- мики»
являются:
■
развитие алгоритмического и критического мышлений;
формирование необходимых для успешной жизни в меняющемся мире универсальных учебных действий (универсальных
компетентностей) на основе средств и методов информатики и
информационных технологий, в том числе овладение умениями
работать с различными видами информации, самостоятельно
4
планировать и осуществлять индивидуальную и коллективную
информационную деятельность, представлять и оценивать её
результаты;
■
формирование и развитие компетенций обучающихся в области
использования информационно-коммуникационных технологий
Основные задачи курса «Основы логики и алгоритмики»:
■
формирование понимания принципов устройства и функционирования объектов цифрового окружения;
■
формирование знаний, умений и навыков грамотной постановки
задач, возникающих в практической деятельности, для их
решения с помощью информационных технологий;
■
формирование умений и навыков формализованного описания
поставленных задач;
■
формирование базовых знаний основных алгоритмических
структур и умения применять эти знания для построения
алгоритмов решения задач по их математическим моделям;
■
формирование умений и навыков составления простых программ
по построенному алгоритму на языке программирования
Scratch;
■
формирование умения грамотно интерпретировать результаты
решения практических задач с помощью информационных
технологий, применять полученные результаты в практической
деятельности
МЕСТО КУРСА
5
«ОСНОВЫ ЛОГИКИ И АЛГОРИТМИКИ»
В ПЛАНЕ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Курс
внеурочной
деятельности
«Основы
логики
и
алгоритмики» позволяет реализовать межпредметные связи с учебными
предметами
коммуникативные
«Технология»
технологии»),
(раздел
«Информационно-
«Математика»
(раздел
«Математическая информация»), «Окружающий мир» (раздел
«Правила безопасной жизни»).
Программа курса предназначена для организации внеурочной
деятельности, направленной на
реализацию
особых интел-
лектуальных и социокультурных потребностей обучающихся.
Программа курса составлена из расчёта 130 учебных часов —
по 1 часу в неделю . В 1 классе — 28 часов, во 2—4 классах — по
34 часа. Срок реализации программы — 1 год.
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
1.
Цифровая грамотность
Компьютер как универсальное устройство для передачи,
хранения и обработки информации Аппаратное обеспечение
компьютера: микрофон, камера, клавиатура, мышь, монитор,
принтер, наушники, колонки, жёсткий диск, оперативная память,
процессор, системный блок, графический планшет, гарнитура,
сенсорный экран . Основные и периферийные устройства
компьютера
Устройства
ввода,
вывода
и
ввода-вывода
Программное обеспечение (основные и прикладные программы) .
6
Операционная система. Кнопки управления окнами . Рабочий стол
. Меню «Пуск», меню программ . Файловая система компьютера
2.
Теоретические основы информатики
Понятие «информация». Виды информации по форме пред-
ставления. Способы организации информации и информационные
процессы
.
Хранение,
передача,
обработка
(развёрнутое
представление) Источник информации, приёмник информации .
Объекты и их свойства. Объект, имя объектов, свойства объектов .
Логические утверждения . Высказывания: простые, с отрицанием,
с конструкциями «все», «ни один», «некоторые», сложные с
конструкциями «и», «или».
3.
Алгоритмы и программирование
Алгоритмы . Визуальная среда программирования Scratch .
Интерфейс визуальной среды программирования Scratch . Линейный алгоритм и программы . Скрипты на Scratch . Действия со
спрайтами: смена костюма, команд «говорить», «показаться»
«спрятаться», «ждать». Scratch: циклы, анимация, повороты (угол,
градусы, градусная мера) и вращение, движение. Алгоритм с
ветвлением и его блок-схема Использование условий при
составлении программ на Scratch.
4.
Информационные технологии
Графический редактор. Создание и сохранение графического
файла Инструменты графического редактора: карандаш, заливка,
7
фигуры (дополнительные параметры фигур), цвет, ластик, текст,
кисти Добавление новых цветов в палитру, изменение масштаба
изображения и размера рабочего полотна Копирование и вставка
фрагмента изображения Коллаж Текстовый процессор . Создание
и сохранение текстового документа Редактирование текста
средствами текстового процессора и с использованием «горячих»
клавиш Инструменты редактирования:
удалить,
копировать,
вставить, разделить на
абзацы,
исправить
ошибки
Форматирование
Инструменты
форматирования: шрифт, кегль, начертание, цвет . Изображения в
тексте: добавление, положение . Маркированные и нумерованные
списки . Знакомство с редактором презентаций . Способы
организации
информации
Добавление
объектов
на
слайд:
заголовок, текст, таблица, схема. Оформление слайдов . Действия
со слайдами: создать, копировать, вставить, удалить, переместить
Макет слайдов
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ
КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
В результате изучения курса в школе у обучающихся будут
сформированы следующие результаты .
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Личностные результаты изучения курса характеризуют готовность обучающихся руководствоваться традиционными рос8
сийскими социокультурными и духовно-нравственными ценностями, принятыми в обществе правилами и нормами поведения и
должны отражать приобретение первоначального опыта деятельности обучающихся в части:
Гражданско-патриотического воспитания:
■
первоначальные представления о человеке как члене общества, о
правах и ответственности, уважении и достоинстве человека, о
нравственно-этических нормах поведения и правилах
межличностных отношений Духовно-нравственного
воспитания:
■
проявление культуры общения, уважительного отношения к
людям, их взглядам, признанию их индивидуальности;
■
принятие существующих в обществе нравственно-этических
норм поведения и правил межличностных отношений, которые
строятся на проявлении гуманизма, сопереживания, уважения и
доброжелательности
Эстетического воспитания:
■
использование полученных знаний в продуктивной и преобразующей деятельности, в разных видах художественной
деятельности
Физического воспитания, формирования культуры здоровья
и эмоционального благополучия:
■
соблюдение правил организации здорового и безопасного (для
себя и других людей) образа жизни; выполнение правил
безопасного поведения в окружающей среде (в том числе ин9
формационной);
бережное отношение к физическому и психическому здоровью
■
Трудового воспитания:
осознание ценности трудовой деятельности в жизни человека и
■
общества, ответственное потребление и бережное отношение к
результатам труда, навыки участия в различных видах трудовой
деятельности, интерес к различным профессиям
Экологического воспитания:
■ проявление
■ неприятие
бережного отношения к природе;
действий, приносящих вред природе .
Ценности научного познания:
■ формирование
первоначальных представлений о научной
картине мира;
■ осознание
ценности познания, проявление познавательного
интереса, активности, инициативности, любознательности и
самостоятельности в обогащении своих знаний, в том числе с
использованием различных информационных средств
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Универсальные познавательные учебные действия:
■ базовые
—
логические действия:
сравнивать объекты, устанавливать основания для сравнения,
устанавливать аналогии;
—
объединять части объекта (объекты) по определённому признаку;
10
—
определять
существенный
признак
для
классификации,
классифицировать предложенные объекты;
—
находить закономерности и противоречия в рассматриваемых
фактах, данных и наблюдениях на основе предложенного
педагогическим работником алгоритма;
—
выявлять недостаток информации для решения учебной
(практической) задачи на основе предложенного алгоритма;
—
устанавливать причинно-следственные связи в ситуациях,
поддающихся непосредственному наблюдению или знакомых
по опыту, делать выводы;
■ базовые
—
исследовательские действия:
определять разрыв между реальным и желательным состоянием
объекта (ситуации) на основе предложенных педагогическим
работником вопросов;
—
с помощью педагогического работника формулировать цель,
планировать изменения объекта, ситуации;
—
сравнивать несколько вариантов решения задачи, выбирать
наиболее подходящий (на основе предложенных критериев);
—
проводить по предложенному плану опыт, несложное исследование по установлению особенностей объекта изучения и
связей между объектами (часть — целое, причина — следствие);
—
формулировать выводы и подкреплять их доказательствами на
основе результатов проведённого наблюдения (опыта, измерения классификации, сравнения, исследования);
11
—
прогнозировать возможное развитие процессов, событий и их
последствия в аналогичных или сходных ситуациях;
■
работа с информацией:
—
выбирать источник получения информации;
—
согласно заданному алгоритму находить в предложенном
источнике информацию, представленную в явном виде;
—
распознавать достоверную и недостоверную информацию самостоятельно или на основании предложенного педагогическим работником способа её проверки;
—
соблюдать с помощью взрослых (педагогических работников,
родителей (законных представителей) несовершеннолетних
обучающихся) правила информационной безопасности при
поиске информации в сети Интернет;
—
анализировать и создавать текстовую, видео-, графическую,
звуковую информацию в соответствии с учебной задачей;
—
самостоятельно создавать схемы, таблицы для представления
информации
Универсальные коммуникативные учебные действия:
■
—
общение:
воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в
соответствии с целями и условиями общения в знакомой среде;
—
проявлять уважительное отношение к собеседнику, соблюдать
правила ведения диалога и дискуссии;
—
признавать возможность существования разных точек зрения;
12
—
корректно и аргументированно высказывать своё мнение;
—
строить речевое высказывание в соответствии с поставленной
задачей;
создавать устные и письменные тексты (описание, рассуж-
—
дение, повествование);
—
готовить небольшие публичные выступления;
—
подбирать иллюстративный материал (рисунки, фото, плакаты)
к тексту выступления;
■
—
совместная деятельность:
формулировать краткосрочные и долгосрочные цели (индивидуальные с учётом участия в коллективных задачах) в
стандартной (типовой) ситуации на основе предложенного
формата планирования, распределения промежуточных шагов и
сроков;
оценивать свой вклад в общий результат.
■
Универсальные регулятивные учебные действия:
■ самоорганизация:
—
планировать действия по решению учебной задачи для получения результата;
—
выстраивать последовательность выбранных действий;
■ самоконтроль:
—
устанавливать причины успеха/неудач учебной деятельности;
—
корректировать свои учебные действия для преодоления
ошибок.
13
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
К
концу
обучения
в
1
классе
по
курсу
обучающийся научится:
1
. Цифровая грамотность:
■ соблюдать
правила техники безопасности при работе с
компьютером;
■ иметь
представление о компьютере как универсальном
устройстве для передачи, хранения и обработки
информации;
■ использовать
русскую
раскладку
клавиш
на
клавиатуре;
■ иметь
представление о клавиатуре и компьютерной
мыши (описание и назначение);
■ знать
основные устройства компьютера;
■ осуществлять
базовые
операции
при
работе
с
браузером;
■ иметь
представление о программном обеспечении
компьютера (понятие «программа»);
■ иметь
базовые представления о файле как форме
хранения информации
2
. Теоретические основы информатики:
14
■ знать
понятие «информация»;
■ иметь
представление
о
способах
получения
информации;
■ знать
основные информационные процессы: хранение,
передача и обработка;
■ использовать
понятие «объект»;
■
различать свойства объектов;
■
сравнивать объекты;
■
использовать понятие «высказывание»;
■
распознавать истинные и ложные высказывания;
■
знать понятие «множество»;
■
знать название групп объектов и общие свойства
объектов .
3
■
. Алгоритмы и программирование:
иметь представление об алгоритме как порядке
действий;
■
знать понятие «исполнитель»;
■
иметь представление о среде исполнителя и командах
исполнителя;
■
работать
со
средой
формального
исполнителя
«Художник».
15
4
■
. Информационные технологии:
иметь представление о стандартном графическом
редакторе;
■
уметь запускать графический редактор;
■
иметь представление об интерфейсе графического
редактора;
■
осуществлять
базовые
«Калькулятор»
операции
(алгоритм
в
программе
вычисления
простых
примеров в одно действие);
■
иметь
представление
о
стандартном
текстовом
редакторе;
■
знать интерфейс текстового редактора;
■
уметь набирать текст и исправлять ошибки средствами
текстового редактора
2
класс
К
концу
обучения
во
2
классе
по
курсу
обучающийся научится:
1
■
. Цифровая грамотность:
различать
микрофон,
принтер,
аппаратное
камера,
наушники,
обеспечение
клавиатура,
колонки,
компьютера:
мышь,
монитор,
жёсткий
диск,
16
процессор, системный блок;
■
иметь представление о программном обеспечении
компьютера: программное обеспечение, меню «Пуск»,
меню программ, кнопки управления окнами;
■
иметь базовые представления о файловой системе
компьютера (понятия «файл» и «папка»)
2
■
. Теоретические основы информатики:
правильно использовать понятия «информатика» и
«информация»;
■
различать органы восприятия информации;
■
различать виды информации по способу восприятия;
■
использовать понятие «носитель информации»;
■
уметь
определять
основные
информационные
процессы: хранение, передача и обработка;
■
уметь работать с различными способами организации
информации: таблицы, схемы, столбчатые диаграммы;
■
знать виды информации по способу представления;
■
уметь оперировать логическими понятиями;
■
оперировать понятием «объект»;
■
определять объект по свойствам;
■
определять истинность простых высказываний;
17
■
строить простые высказывания с отрицанием
3
. Алгоритмы и программирование:
■
определять алгоритм, используя свойства алгоритма;
■
использовать
понятия
«команда»,
«программа»,
«исполнитель»;
■
составлять линейные алгоритмы и действовать по
алгоритму;
■
осуществлять работу в среде формального исполнителя
.
4
. Информационные технологии:
■
создавать текстовый документ различными способами;
■
набирать, редактировать и сохранять текст средствами
стандартного текстового редактора;
■
знать клавиши редактирования текста;
■
создавать графический файл средствами стандартного
графического редактора;
■
уметь
пользоваться
стандартного
основными
графического
инструментами
редактора:
заливка,
фигуры, цвет, ластик, подпись, кисти
К
концу
обучения
в
3
классе
по
курсу
обучающийся научится:
18
1
■
. Цифровая грамотность:
различать и использовать обеспечение компьютера:
микрофон,
принтер,
камера,
клавиатура,
наушники,
колонки,
мышь,
монитор,
жёсткий
диск,
процессор, оперативная память, системный блок,
устройства, передающие информацию от пользователя
компьютеру, устройства, передающие информацию от
компьютера пользователю;
■
пользоваться программным обеспечением компьютера:
кнопки управления окнами, рабочий стол, меню
«Пуск», меню программ;
■
пользоваться файловой системой компьютера (понятия
«файл» и «папка», инструкции по работе с файлами и
папками: закрыть, переименовать, создать, открыть,
удалить);
■
осуществлять простой поиск информации .
2
. Теоретические основы информатики:
■
определять виды информации по форме представления;
■
пользоваться
различными
способами
организации
информации и информационными процессами;
■
различать
основные
информационные
процессы:
19
хранение (носитель информации, виды носителей
информации), передача (источник информации, канал
связи,
приёмник
информации),
обработка
(виды
обработки информации);
■
группировать объекты.
К концу обучения в 4 классе по курсу обучающийся на-
учится:
1
. Цифровая грамотность:
■ различать
и использовать аппаратное обеспечение компьютера:
устройства ввода, устройства вывода и устройства вводавывода;
■ различать
программное обеспечение компьютера: операци-
онная система, кнопки управления окнами, рабочий стол, меню
«Пуск», меню программ, файловая система компьютера
2
. Теоретические основы информатики:
■ определять
виды информации по способу получения и по
форме представления;
■ пользоваться
различными способами организации информации
в повседневной жизни;
■ иметь
развёрнутое представление об основных информаци-
онных процессах;
■ оперировать объектами
■ использовать знания
■ строить
и их свойствами;
основ логики в повседневной жизни;
различные логические высказывания: простые, с
20
отрицанием, с конструкциями «все», «ни один», «некоторые»,
сложные с конструкциями «и», «или».
3
■
. Алгоритмы и программирование:
знать элементы интерфейса визуальной среды программирования Scratch;
■
создавать простые скрипты на Scratch;
■
программировать действия со спрайтами: смена костюма,
команд «говорить», «показаться», «спрятаться», «ждать»;
■
реализовывать в среде визуального программирования Scratch
циклы, анимацию, повороты (угол, градусы, градусная мера) и
вращения, движение;
■
иметь представление об алгоритме с ветвлением и его блоксхеме;
■
использовать условия при составлении программ на Scratch
4
■
. Информационные технологии:
работать в стандартном графическом редакторе: заливка,
фигуры, цвет, ластик, текст, кисти, работа с фрагментами
картинок, копирование и вставка фрагмента изображения;
■
набирать, редактировать и форматировать текст средствами
текстового процессора;
■
использовать «горячие» клавиши в процессе набора и редактирования текста;
■
добавлять изображения в текст средствами текстового процессора и изменять их положение;
21
■
создавать маркированные и нумерованные списки средствами
текстового процессора;
■
иметь представление о редакторе презентаций;
■
создавать и редактировать презентацию средствами редактора
презентаций;
■
добавлять различные объекты на слайд: заголовок, текст,
таблица, схема;
■
оформлять слайды;
■
создавать, копировать, вставлять, удалять и перемещать слайды;
■
работать с макетами слайдов;
■
добавлять изображения в презентацию;
■
составлять запрос для поиска изображений
Тематическое планирование
Наименование
раздела / темы
Раздел 1. Введение
в ИКТ
Техника
безопасности
Компьютер —
универсальное
устройство
обработки данных
Программы и
данные
Количество
часов
Возможность
использования
электронных
образовательных
ресурсов
5
http://nachalka.seminfo.ru
1
1
1
22
Информация и
информационные
процессы
Раздел 2
Информация и
компьютер
Программы и
данные
Компьютерная
графика
Текстовые
документы
Раздел 3. Логика.
Объекты
Элементы
математической
логики
Раздел 4. Логика.
Множества
Элементы
математической
логики
Раздел 5.
Алгоритмы
Исполнители и
алгоритмы.
Алгоритмические
конструкции
Раздел 6.
Систематизация
знаний (3 ч)
2
5
Клякс@.net][Информатика и ИКТ в школе.
Компьютер на уроках.][Главная страница]
(klyaksa.net)
1
2
2
6
http://www.uroki.net
6
6
http://school-collection.edu.ru
6
6
http://school.edu.ru
6
5
http://school-collection.edu.ru
23
Систематизация
знаний
5
2 класс
Наименование
раздела / темы
Количество
часов
Возможность
использования
электронных
образовательных
ресурсов
Раздел 1. Теория
информации
Информация и
информационные
процессы
Раздел 2.
Устройство
компьютера
Информация и
информационные
процессы
Компьютер —
универсальное
устройство
обработки данных
Программы и
данные
Раздел 3.
Текстовый
редактор
Текстовые
документы
Раздел 4.
6
http://nachalka.seminfo.ru
6
6
[Клякс@.net][Информатика и ИКТ в школе.
Компьютер на уроках.][Главная страница]
(klyaksa.net)
2
2
2
6
http://school-collection.edu.ru
6
5
http://school-collection.edu.ru
24
Алгоритмы и
логика
Элементы
математической
логики
Исполнители и
алгоритмы.
Алгоритмические
конструкции
Раздел 5.
Графический
редактор
Компьютерная
графика
Раздел 6.
Систематизация
знаний
Систематизация
знаний
2
3
6
http://www.uroki.net
6
5
http://school.edu.ru
5
3 класс
Наименование
раздела / темы
Количество
часов
Возможность
использования
электронных
образовательных
ресурсов
Раздел 1. Введение
в ИКТ
Информация и
информационные
7
http://nachalka.seminfo.ru
2
25
процессы
Компьютер —
универсальное
устройство
обработки данных
Программы и
данные
Раздел 2.
Текстовый
процессор
Текстовые
документы
Раздел 3.
Графический
редактор
Компьютерная
графика
Раздел 4. Логика
Элементы
математической
логики
Раздел 5.
Алгоритмы. Блоксхемы
Исполнители и
алгоритмы.
Алгоритмические
конструкции
Раздел 6.
Систематизация
знаний
Систематизация
2
3
5
[Клякс@.net][Информатика и ИКТ в школе.
Компьютер на уроках.][Главная страница]
(klyaksa.net)
5
5
http://school-collection.edu.ru
5
7
http://school-collection.edu.ru
7
6
http://www.uroki.net
6
4
http://school.edu.ru
4
26
знаний
4 класс
Наименование
раздела / темы
Раздел 1. Введение в
ИКТ
Информация и
информационные
процессы
Компьютер —
универсальное
устройство обработки
данных
Программы и данные
Повторение
Раздел 2.
Графический и
текстовый
редакторы (
Компьютерная
графика
Текстовые документы
Повторение
Раздел 3. Редактор
презентаций
Мультимедийные
презентации
Повторение
Количество
часов
Возможность
использования
электронных
образовательных
ресурсов
6
http://nachalka.seminfo.ru
1
2
2
1
5
[Клякс@.net][Информатика и ИКТ в
школе. Компьютер на уроках.][Главная
страница] (klyaksa.net)
2
2
1
6
http://www.uroki.net
5
1
27
Раздел 4.
Алгоритмы 1
Элементы
математической
логики
Язык
программирования
Повторение
Раздел 5.
Алгоритмы 2
Язык
программирования
Повторение
Раздел 6.
Систематизация
знаний
Систематизация
знаний
Повторение
Итого:
6
http://school-collection.edu.ru
2
3
1
6
http://school.edu.ru
5
1
5
http://school-collection.edu.ru
4
1
34
28
29
31
32