Рабочая программа внеурочной деятельности ООП СОО Разговоры о важном

ОСНОВНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА
СРЕДНЕГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ
Разговоры о важном
(наименование курса)
Срок освоения программы 2 года

Разработчики: Самсонова Г.В.,
заместитель директора по воспитательной работе

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Актуальность и назначение программы
Программа

разработана

требованиями

соответствии

Федеральных

образовательных
образования,

в

стандартов

государственных
среднего

ориентирована

индивидуальных

с

потребностей

на

общего

обеспечение

обучающихся

и

направлена на достижение планируемых результатов
освоения программы среднего общего образования с
учётом

выбора

участниками

отношений курсов
позволяет

внеурочной

обеспечить

единство

образовательных
деятельности. Это
обязательных

требований ФГОС во всём пространстве школьного
образования: не только на уроке, но и за его пределами.
Задачей педагога, работающего по программе,
является развитие у обучающегося ценностного
отношения к Родине, природе, человеку, культуре,
знаниям, здоровью.
Педагог помогает обучающемуся:

• в формировании его российской идентичности;
• в формировании интереса к познанию;

своим

правам

и

свободам

и

уважительного

отношения к правам и свободам других;

• в выстраивании собственного поведения с
позиции нравственных и правовых норм;

• в создании мотивации для участия в социальнозначимой деятельности;

• в

развитии

у

школьников

общекультурной

компетентности;

• в

развитии

умения

принимать

осознанные

решения и делать выбор;

• в осознании своего места в обществе;
• в познании себя, своих мотивов, устремлений,
склонностей;

• в формировании готовности к личностному
самоопределению.
Нормативную

правовую

основу

настоящей

рабочей программы курса внеурочной деятельности «Разговоры о
важном» составляют следующие документы.
1.

Стратегия
Российской

национальной
Федерации.

безопасности
Указ

Президента

«О Стра- тегии национальной безопасности
Российской Федерации».
2.

Приказ Министерства просвещения Российской
Федерации от 31.05.2021 № 286 «Об утверждении
федерального государственного образовательного
стандарта начального общего образования». (Зарегистрирован 05.07.2021 № 64100.)

3.

Приказ Министерства просвещения Российской
Федерации от 31.05.2021 № 287 «Об утверждении
федерального государственного образовательного
стандарта основного общего образования». (Зарегистрирован 05.07.2021 № 64101.)

4.

Приказ Министерства просвещения Российской
Федерации от 18.07.2022 № 569 «О внесении
изменений

в

федеральный

государственный

образовательный стандарт начального общего
образования». (Зарегистрирован 17.08.2022 №
69676.)
5.

Приказ Министерства просвещения Российской
Федерации от 18.07.2022 № 568 «О внесении
изменений

в

федеральный

государственный

образовательный стандарт основного общего

69675.)
6.

Приказ Министерства образования

и

науки

Российской Федерации от 17 мая 2012 г. №413
«Об утверждении федерального государственного
образовательного

стандарта

среднего

общего

образования».
7.

Приказ Министерства просвещения Российской
Федерации от 12.08.2022 № 732 «О внесении
изменений

в

федеральный

государственный

образовательный

стандарт

среднего

образования,

утверждённый

общего
приказом

Министерства образования и науки Российской
Федерации

от

17

мая

2012

г.

№

413».

(Зарегистрирован 12.09.2022 № 70034.)
8.

Письмо Министерства просвещения Российской
Федерации

«О

рекомендаций

направлении
по

методических

проведению

цикла

внеурочных занятий «Разговоры о важном»» от
15.08.2022 № 03-1190.
9.

Примерная рабочая программа по воспитанию
для

общеобразовательных

организаций,

одобренная решением федерального учебно-

образованию. (Протокол от 23 июня 2022 г. №
3/22.)
Взаимосвязь с программой воспитания
Программа

курса

внеурочной

деятельности

разработана с учётом рекомендаций примерной
программы воспитания. Это позволяет на практике
соединить

обучающую

и

воспитательную

деятельность педагога, ориентировать её не только
на

интеллектуальное,

но

и

на

нравственное,

социальное развитие ребёнка. Это проявляется:

• в выделении в цели программы ценностных
приоритетов;

• в

приоритете

реализации
деятельности,

личностных
программы

нашедших

своё

результатов
внеурочной
отражение

и

конкретизацию в программе воспитания;

• в

интерактивных

обучающихся,

формах

занятий

обеспечивающих

для
их

вовлечённость в совместную с педагогом и
сверстниками деятельность.
Ценностное наполнение внеурочных занятий

занятий лежат два принципа:
1)

соответствие датам календаря;

2)

значимость для обучающегося события (даты),
которое отмечается в календаре в текущем году.

Даты календаря можно объединить в две группы:
1.

Даты,

связанные

отмечаются

в

с

постоянные

(государственные
праздники,
Например,

событиями,
и

даты
День

числа

которые
ежегодно

профессиональные

исторических
народного

событий).

единства,

День

защитника Отечества, Рождество, День учителя,
День российской науки и т.д.
2.

Юбилейные даты выдающихся деятелей науки,
литературы, искус- ства. Например, 165 лет со
дня рождения К. Э. Циолковского, 160 лет со дня
рождения К. С. Станиславского.

В

программе

предлагается

несколько

тем

внеурочных занятий, которые не связаны с текущими
датами

календаря,

но

являются

важными

в

воспитании школьника. К примеру: «Мы разные, мы
вместе», «Забота о каждом: цифровая безопасность и
гигиена школьника» и др.

в

общую

систему

воспитательной

работы

образовательной организации, поэтому тематика и
содержание

должны

обеспечить

реализацию

их

назначения и целей: становление у обучающихся
гражданско-патриотических

чувств.

Исходя

из

этого, в планируемых результатах каждого сценария
внеурочного

занятия

выделяются

нравственные

ценности, которые являются предметом обсуждения.
Основные ценности характеризуются следующим
образом.
1.

Историческая память

• Историческая память — обязательная часть
культуры народа и каждого гражданина;

• историческая

память

соединяет

прошлое,

настоящее, позволяя сохранить и продолжить
достижения,

мудрость,

опыт,

традиции

прошлых поколений;

• историческая

память

есть

культура

целого

народа, которая складывается из объединения
индивидуальных
важнейшие

переживаний
нравственные

и

включает
качества:

жизнь и подвиги предков.
Осознание этой нравственной ценности базируется
на конкретном содержании занятия. Например, тема
«День

народного

единства»

рассматривается

на

известных исторических фактах — единение людей,
когда Родина нуждается в защите в 1612 г.
2.

Преемственность поколений

• Каждое

следующее

поколение

учится

у

предыдущего: осваивает, воссоздаёт, продолжает
его достижения, традиции;

• семья построена на сохранении преемственности
поколений. Память о предыдущих поколениях
бережно хранится в предметах, фотографиях,
вещах и заключается в гуманном отношении к
старшим поколениям.
Например,

тема:

«Мы

разные,

мы

вместе».

Обсуждается проблема: каждое поколение связано с
предыдущими и последующими общей культурой,
историей, средой обитания, языком общения. Каждый
человек должен воспитывать в себе качества, которые
были характерны для наших предков, людей далёких

3.

Патриотизм — любовь к Родине

• Патриотизм (любовь к Родине) — самое главное
качества гражданина;

• любовь к своему Отечеству начинается с малого
— с привязанности к родному дому, малой
Родине;

• благотворительность

была

распространена

в

России в прошлые века, что стало сегодня
примером для подражания.
Например, тема «Забота о каждом». Разговор о
добрых делах граждан России в прошлые времена и в
настоящее время, тема волонтёрства.
4.

Семья и семейные ценности

• Семья

связана

проживания,
делами,

но

не

общим
и

только

хозяйством,

значимыми

взаимопониманием,

общим

местом
общими

ценностями

—

взаимоподдержкой,

традициями и т. д.;

• каждый член семьи имеет свои обязанности, но
всегда готовы прийти на помощь другому: взять
на себя его дела, проявить внимание, оказать

• учащийся должен ответственно относиться к
своей семье,

участвовать во всех её делах,

помогать родителям;

• семейные ценности всегда были значимы для
народов

России;

семейные

ценности

представлены в традиционных религиях России.
Тема

семьи,

ценностей
занятиях,
«День

семейных

является

предметом

посвящённых
отца»,

взаимоотношений

темам:

«День

обсуждения
«День

пожилых

и
на

матери»,
людей»,

«Традиционные семейные ценности» и др.
5.

Культура России

• Культура

общества

человеческого

—

это

общества,

достижения

созданные

на

протяжении его истории;

• российская культура богата и разнообразна, она
известна и уважаема во всём мире;

• культура

представлена

достижениями

в

материальной сфере (строительство, техника,
предметы
(народное

быта

и

др.),

в

духовной

сфере

искусство, музыка, театр и др.), а также в этике,
культуре взаимоотношений людей.
Темы, связанные с осознанием обучающимися этой
социальной

ценности,

подробно

и

разносторонне

представлены в «Разговорах о важном». По- этому
многие

сценарии

построены

на

чтении

поэзии,

обсуждении видео-фильмов, произведений живописи и
музыки: «День музыки», «Мечты»,
«Великие люди России: К. С. Станиславский», «День
театра».
6.

Наука на службе Родины

• Наука

обеспечивает

прогресс

общества

и

улучшает жизнь человека;

• в науке работают талантливые, творческие люди,
бесконечно любящие свою деятельность;

• в России совершено много научных открытий,
без

которых

невозможно

представить

современный мир.

• О такой ценности общества и отдельно взятого
человека

учащиеся

узнают

в

процессе

обсуждения тем: «День российской науки»,

Циолковского», «День космонавтики: мы —
первые».

• Следует

отметить,

внеурочных

занятий

что

многие

выходят

темы

за

рам-ки

содержания, изучаемого на уроках, но это не
означает,

что

учитель

будет

обязательно

добиваться точного усвоения нового знания,
запоминания

и

чёткого

воспроизведения

нового термина или понятия. Необходимо
понимать, что на внеурочных занятиях как
неучебных

формируются

определённые

ценности: высшие нравственные чувства и
социальные

отношения.

В

течение

года

учащиеся много раз будут возвращаться к
обсуждению одних и тех же понятий, что
послужит

постепенному

осознанному

их

принятию.

• Наличие сценариев внеурочных занятий не
означает формального следования им. При
анализе

содержания

занятия,

которое

предлагается в сценарии, педагог учитывает
региональные, национальные, этнокультурные

данная

образовательная

организация.

Обязательно учитывается и уровень развития
учащихся, их интересы и потребности. При
необходимости,

исходя

обучающихся,

целесообразно

(изменить,

из

статуса

скорректировать)

и

семей

уточнить
творческие

задания, выполнение которых предлагается
вместе с родителями, другими членами семьи.
Особенности работы педагога по программе

• Личностное развитие ребёнка — главная цель
педагога.

Личностных

результатов

педагог

может достичь, увлекая школьника совместной и
интерес-

ной

им

деятельностью,

обоим

многообразной

позволяющей

раскрыть

потенциал каждого; используя разные формы
работы;

устанавливая

доброжелательную,
атмосферу;

во

время

занятий

поддерживающую

насыщая

занятия

ценностным

содержанием.
Задача

педагога,

транслируя

собственные

убеждения и жизненный опыт, дать возможность

В

приложениях

к

программе

содержатся

методические рекомендации, помогающие педагогу
грамотно организовать деятельность школьников на
занятиях в рамках реализации программы курса
внеурочной деятельности
«Разговоры о важном».
СОДЕРЖАНИЕ

КУРСА

ВНЕУРОЧНОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Знакомство

с

платформой

«Россия

—

страна

возможностей». Люди с активной жизненной позицией.
Родина — место, где ты родился. Патриотизм.
Настоящая любовь подкрепляется делами.
Космос и космонавтика. Гражданский подвиг К. Э.
Циолковского.
Международный день пожилых людей. Зрелый возраст
– время новых возможностей. С добром в сердце.
Ценность профессии учителя. Основные качества
наставника.
История возникновения праздника День отца.

ориентация на партнёрские отношения членов семьи.
Мир музыки и балета. История русского балета.
Известные композиторы, писавшие

музыку для

балета.
Семья.

Рецепт

семейного

счастья.

Семейный

кодекс Российской Федерации.
История появления праздника День народного
единства.

Смутное

время.

Князь

Дмитрий

Пожарский и земский староста Кузьма Минин во
главе ополчения. Связь иконы Божией Матери с
историей

освобождения

Москвы.

Примеры

мирного единения народа.
Разнообразие культуры народов России. Традиции
разных

народов.

христианство,

Религиозная

ислам,

буддизм

культура
и

др.

России:
Свобода

вероисповедания. Взаимное уважение людей разных
национальностей
общения.

Почему

—

основа

языки

межкультурного

исчезают?

Влияние

многоязычия на толерантность.
Мама — важный человек в жизни каждого. Мама
— гарантия защищённости ребёнка. Эмоциональная
связь с детьми. Легко ли быть мамой? Материнская

Значение

государственной

символики

для

человека. История Российского флага. Значение
триколора. Что такое гимн? Зачем он нужен?
Уникальность нынешнего гимна России. История
появления герба России.
Кто

такой

доброволец?

добровольческой
добровольческой

Принципы

деятельности.
деятельности.

Виды

Платформа

для

добрых дел (dobro.ru). Волонтёрские истории.
Традиция

чествования

граждан,

отличившихся в деле служения

героически

Отечеству.

День

георгиевских кавалеров. Учреждение ордена Святого
Георгия в 1769 г. Екатериной II. 9 декабря — день,
когда чествуются герои нынешние и отдаётся дань
памяти героям прошлых лет. Вечный огонь — символ
памяти.
Значение слова «конституция». Роль Конституции
в

жизни

человека.

Ка- кие

главы

российской

Конституции важны для молодёжи? Права, которыми уже пользуются старшеклассники.
История

праздника

Рождества

Христова.

Рождественский пост, в чём его необходимость.

России и в других государствах.
Новый год — праздник всей семьи. Новогодние
семейные традиции. Новогодние приметы.
Правила безопасности и поведения в Интернете.
Реальные угрозы Интернета (нежелательный контент,
кибербулинг,

трата

денег,

доступ

к

личной

информации и т. д.). Какой информацией не стоит
делиться в Сети. Проекты, программы, специальные
курсы по кипербезопасности.
Начало блокады. Захват Шлиссельбурга немецкими
войсками. Эвакуа-ция населения. Ладожское озеро —
дорога жизни. Блокадный паёк. Неписанные правила
выживания. Спасительный прорыв кольца.

Проект

«Детская книга войны».
Театр

—

соединяются
мастерство,

искусство

многосоставное

литература,
танцы,

музыка,

режиссура

и

(в

нём

актёрское
даже

этикет).

Вклад К. С. Станиславского в театральное искусство.
Основные идеи системы Станиславского.
Современное научное знание. Критерии научного
знания: доказательность, проверяемость, значимость,
воспроизводимость.

Использование

достижений

школе. Открытия, которые сделали дети. Научная
журналистика —возможность заниматься

разной

наукой.
Географические особенности и природные богатства
России. Народы России. Единый перечень коренных
малочисленных

народов

(47

этносов).

Российская

Отечества.

«Советы

культура.
Чем славится Россия?
Почитание

защитников

молодому офицеру» ротмистра В. М. Кульчицкого.
Доброта. Добрыми рождаются или становятся? Как
стать добрее? Смысл и значимость того, что вы
делаете каждый день.
Связь праздника 8 Марта с именем Клары Цеткин.
Освоение

женщина-

Традиционность

ми

«мужских»

подхода «мужчина

—

профессий.
добытчик,

женщина — хранительница очага»: изменились ли
роли?
Сергей Владимирович Михалков — поэт, драматург,
баснописец,

сказочник,

сатирик,

сценарист,

общественный деятель. Страсть С. В. Михалкова к

времена Великой Отече ственной войны. Решение
правительства России о смене гимна. Вторая редакция текста гимна.
Красивейший полуостров с богатой историей.
История Крымского полу- острова. Значение Крыма.
Достопримечательности Крыма.
Театр — особый вид искусства, который сближает
людей. С 1961 г. отме- чают День театра. Причины, по
которым люди ходят в театр. Отличие теа- тра от
кино. Основы театрального этикета.
История появления праздника День космонавтики.
Полёт Белки и Стрел- ки в августе 1960 г. Подготовка
к первому полёту человека в космос. Полёт Гагарина.
Выход А. Леонова в открытый космос.
Появление термина «геноцид». Геноцид советского
народа и народов Ев- ропы во время Второй мировой
войны.

Международный

военный

трибунал

в

Нюрнберге. Конвенция ООН о предупреждении
преступления геноцида и наказании за него. Геноцид
в современном мире.
День

земли

празднования

—
Дня

история
Земли.

праздника.

Способы

Природоохранные

стояние

экологии

—

ответственность

каждого

человека.
Давняя история праздника труда. Трудовой день
до 16 часов без выходных, скудный заработок,
тяжёлые условия — причины стачек и забастовок.
Требования рабочих. 1 мая 1886 года в Чикаго.
Праздник Весны и Труда.
День

Победы.

молниеносной

План
войны.

Барбаросса
Могила

—

замысел

Неизвестного

Солдата.
19 мая 1922 года — День рождения пионерской
организации. Цель её создания и деятельность. Распад
пионерской организации. Причины, по которым дети
объединяются.
Разные

представления

о

счастье.

Слагаемые

счастья. Рецепт счастливой жизни.
ПЛАНИРУЕМЫЕ

РЕЗУЛЬТАТЫ

ОСВОЕНИЯ

КУРСА

ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Занятия

в

рамках

программы

направлены

на

обеспечение достижения школьниками следующих
личностных,

метапредметных

и

предметных

Личностные результаты должны отражать:

• российскую

гражданскую

идентичность,

патриотизм, уважение к своему народу, чувства
ответственности перед Родиной, гордости за свой
край,

свою

Родину,

прошлое

и

настоящее

многонационального народа России, уважение
государственных символов (герб, флаг, гимн);

• гражданскую

позицию

как

активного

и

ответственного члена рос сийского общества,
осознающего свои конституционные права
и

обязанности,

правопорядок,
собственного

уважающего
обладающего
достоинства,

закон

и

чувством
осознанно

принимающего традиционные национальные и
общечеловеческие

гуманистические

и

демократические ценности;

• готовность к служению Отечеству, его защите;
• сформированность
соответствующего современному

мировоззрения,

практики, основанного на диалоге культур, а
также различных форм общественного сознания,
осознание своего места в поликультурном мире;

• сформированность

основ

саморазвития

самовоспитания

в

соответствии

общечеловеческими

ценностями

и

и
с

идеалами

гражданского
общества;

готовность

и

способность

к

самостоятельной, творческой и ответственной
деятельности;

• толерантное

сознание

и

поведение

в

поликультурном мире, готовность и способность
вести диалог с другими людьми, достигать в нём
взаимопонимания,

находить

общие

цели

и

сотрудничать для их достижения, способность
противостоять

идеологии

экстремизма,

национализма, ксенофобии, дискриминации по
социальным,

религиозным,

расовым,

национальным признакам и другим негативным
социальным явлениям;

• навыки сотрудничества со сверстниками, детьми

взрослыми

в

образовательной,

общественно

полезной, учебно-исследовательской, проектной и
других видах деятельности;

• нравственное сознание и поведение на основе
усвоения общечеловеческих ценностей;

• готовность и способность к образованию, в том
числе самообразованию, на протяжении всей
жизни;

сознательное

непрерывному

отношение

образованию

как

к

условию

успешной профессиональной и общественной
деятельности;

• эстетическое
эстетику

отношение

быта,

к

научного

миру,
и

включая

технического

творчества, спорта, общественных отношений;

• принятие и реализацию ценностей здорового и
безопасного

образа жизни,

потребности

в

физическом самосовершенствовании, занятиях
спортивно-оздоровительной
неприятие

вредных

деятельностью,

привычек:

курения,

употребления алкоголя, наркотиков;

• бережное,

ответственное

и

компетентное

и

психологическому

здоровью,

как

собственному, так и других людей, умение
оказывать первую помощь;

• осознанный

выбор

возможностей

будущей

профессии

реализации

жизненных

планов;

и

собственных

отношение

к

профессиональной
деятельности
решении

как

возможности

личных,

участия

обще-

в

ственных,

государственных, общенациональных проблем;

• сформированность

экологического

мышления,

понимания влияния
социально-экономических процессов на состояние
природной и социальной среды; приобретение опыта экологонаправленной дея- тельности;

• ответственное отношение к созданию семьи на
основе осознанного
принятия ценностей семейной жизни.
Метапредметные

результаты освоения основной

образовательной программы должны отражать:

деятельности и составлять
планы

деятельности;

самостоятельно

осуществлять, контролировать
и корректировать деятельность; использовать
все

возможные

поставленных

ресурсы

целей

и

для

достижения

реализации

планов

деятельности; выбирать успешные стратегии в
различных ситуациях;

• умение

продуктивно

взаимодействовать
деятельности,

в

общаться
процессе

учитывать

и

совместной

позиции

других

участников деятельности, эффективно разрешать
конфликты;

• владение
учебно-

навыками

познавательной

исследовательской

и

,

проектной

деятельности, навыками разрешения проблем;
способность и готовность к самостоятельному
поиску методов решения практических задач,
применению различных методов познания;
готовность и способность к самостоятельной
информационно-познавательной

деятельности,

информации из словарей разных типов, умение
ориентироваться
информации,

в

различных

критически

источниках

оценивать

и

интерпретировать информацию, получаемую из
различных источников;

• умение использовать средства информационных и
коммуникационных технологий (далее — ИКТ) в
решении

когнитивных,

коммуникативных

и

организационных задач с соблюдением требований
эргономики,

техники

безопасности,

гигиены,

ресурсосбережения, правовых и этических норм,
норм информационной безопасности;

• умение

определять

назначение

и

функции

различных социальных
институтов;

• умение самостоятельно оценивать и принимать
решения, определя ющие стратегию поведения,
с учётом гражданских и нравственных
ценностей;

• владение языковыми средствами — умение ясно,
логично и точно излагать свою точку зрения,

• владение навыками познавательной рефлексии
как

осознания

совершаемых

действий

и

мыслительных процессов, их результатов и
оснований, границ своего знания и незнания,
новых познавательных задач и

средств их

достижения.
Предметные

результаты

освоения

программы

среднего общего образования представлены с учётом
специфики

содержания

предметных

областей,

затрагиваемых в ходе участия в программе «Разговоры
о важном»:
Русский язык и литература: сформированность
понятий о нормах русского литературного языка и
применение знаний о них в речевой практике;
владение навыками самоанализа и самооценки на
основе наблюдений за собственной речью; владение
умением

анализировать

текст

с

точки

зрения

наличия в нём явной и скрытой, основной и
второстепенной

информации;

владение

умением

представлять тексты в виде тезисов, конспектов,

жанров; знание содержания произведений русской и
мировой классической литературы, их историкокультурного и нравственно-ценностного влияния на
формирование

национальной

сформированность

и

представлений

изобразительно-выразительных
русского
учитывать

языка;

мировой;

возможностях

сформированность

исторический,

об
умений

историко-культурный

контекст и кон- текст творчества писателя в процессе
анализа художественного произведения; способность
выявлять в художественных текстах образы, темы и
проблемы и выражать своё отношение к ним в
развёрнутых

аргументированных

устных

и

знаниями

о

письменных высказываниях.
Иностранные

языки:

владение

социокультурной специфике страны/стран изучаемого
языка; умение выделять общее и различное в культуре
родной страны и страны/стран изучаемого языка;
сформированность

умения

использовать

иностранный язык как средство для получения информации

из

иноязычных

источников

образовательных и самообразовательных целях.

в

современной исторической науке, её специфике,
методах исторического познания и роли в решении
задач прогрессивного развития России в глобальном
мире; владение комплексом знаний об истории
России и человечества в целом, представлениями об
общем

и

процессе;

особенном

в

мировом

сформированность

исторические
общественной

знания

в

историческом

умений

применять

профессиональной

деятельности,

и

поликультурном

общении; сформированность умений вести диалог,
обосновывать свою точку зрения в дискуссии по
исторической тематике.
Обществознание:

сформированность

знаний

об

обществе как целостной развивающейся системе в
единстве и взаимодействии его основных сфер и
институтов; владение умениями выявлять причинноследственные, функциональные,

иерархические

и

другие связи социальных объектов и процессов;
сформированность

представлений

об

основных

тенденциях и возможных перспективах развития
мирового

сообщества

сформированность

в

глобальном

представлений

о

мире;
методах

владение умениями применять полученные знания в
повседневной жизни, прогнозировать последствия
принимаемых решений; сформированность навыков
оценивания социальной информации, умений поиска
информации в источниках различного типа для
реконструкции

недостающих

звеньев

с

целью

объяснения и оценки разнообразных явлений и
процессов общественного развития.
География:

владение

представлениями

о

современной географической науке, её участии в
решении
владение

важнейших

проблем

географическим

человечества;

мышлением

для

определения географических аспектов природных,
социально-экономических

и

экологических

процессов и проблем; сформированность системы
комплексных

социально

ориентированных

географических знаний о закономерностях развития
природы, размещения населения и хозяйства, о
динамике

и

процессов,
пространстве;
наблюдений

территориальных

протекающих
владение
за

в

особенностях
географическом

умениями

отдельными

проведения

географическими

изменениями

в

антропогенных

воздействий;

использовать

результате

карты

природных

владение

разного

и

умениями

со- держания

для

выявления закономерностей и тенденций, получения
нового

географического

знания

социально-экономических
процессах

и

явлениях;

географического
разнообразной

и

о

природных

экологических

владение

анализа

и

информации;

умениями

интерпретации

владение

умениями

применять географические знания для объяснения и
оценки

разнообразных

явлений

и

процессов,

самостоятельного оценивания уровня безопасности
окружающей среды, адаптации к изменению её
условий; сформированность представлений и знаний
об основных проблемах взаимодействия природы и
общества, о природных и социально-экономических
аспектах экологических проблем.
Экономика: сформированность системы знаний об
экономической
пространстве,
экономическая

сфере
в

в

жизни

котором

деятельность

общества

как

осуществляется
индивидов,

семей,

отдельных предприятий и государства; понимание

ценностей в экономической деятельности отдельных
людей и общества; сформированность уважительного
отношения

к

навыками

поиска

информации

чужой

в

собственности;

актуальной

различных

владение

экономической

источниках,

включая

Интернет; умение различать факты, аргументы и
оценочные

суждения;

преобразовывать

и

анализировать,

использовать

экономическую

информацию для решения практических задач в
учебной деятельности и реальной жизни; понимание
места

и роли

экономике;

России

умение

в

современной

ориентироваться

в

мировой
текущих

экономических событиях в России и в мире.
Право:

сформированность

представлений

о

понятии государства, его функциях, механизме и
формах;

владение

источниках

и

знаниями
нормах

о

понятии

права,

права,

законности,

правоотношениях; сформированность представлений
о Конституции Российской Федерации как основном
законе государства, владение знаниями об основах
правового

статуса

личности

в

Российской

Федерации; сформированность умений применять

правовых норм с точки зрения их соответствия
законодательству

Российской

сформированность

навыков

Федерации;
самостоятельного

поиска правовой информации, умений использовать
результаты в конкретных жизненных ситуациях.
Информатика: сформированность представлений о
роли информации и связанных с ней процессов в
окружающем

мире;

сформированность

базовых

навыков и умений по соблюдению требований
техники безопасности, гигиены и ресурсосбережения
при

работе

со

средствами

информатизации;

понимания основ правовых аспектов использования
компьютерных про- грамм и работы в Интернете.
Биология: владение основополагающими понятиями
и представлениями о живой природе, её уровневой
организации и эволюции; уверенное поль- зование
биологической

терминологией

и

символикой;

владение основными методами научного познания;
сформированность
отношению

к

собственной
биологической

позиции

по

информации,

получаемой из разных источников, к глобальным
экологическим проблемам и путям их решения.

целостной современной естественнонаучной картине
мира, о природе как единой целостной системе, о
взаимосвязи

человека,

природы

и

общества;

о

пространственно-временных масштабах Вселенной;
владение знаниями о наиболее важных открытиях и
достижениях в области естествознания, повлиявших
на эволюцию представлений о природе, на развитие
техники и технологий; сформированность умения
применять

естественнонаучные

объяснения

окружающих

здоровья,

знания

явлений,

обеспечения

для

сохранения
безопасности

жизнедеятельности, бережного отношения к природе, рационального природопользования, а также
выполнения

роли

грамотного

потребителя;

сформированность представлений о научном методе
познания природы и средствах изучения мегамира,
макромира и микромира; сформированность умений
понимать значимость естественнонаучного знания
для

каждого

человека,

независимо

от

его

профессиональной деятельности, различать факты и
оценки, сравнивать оценочные выводы, видеть их
связь с критериями оценок и связь критериев с

Астрономия: сформированность представлений о
строении Солнечной системы, эволюции звёзд и
Вселенной, пространственно-временных масштабах
Вселенной;

сформированность

представлений

о

значении астрономии в практической деятельности
человека

и

дальнейшем

научно-техническом

развитии; осознание роли отечественной науки в
освоении

и

пространства

использовании
и

развитии

космического
международного

сотрудничества в этой области.
Экология:

сформированность

представлений

об

экологической культуре как условии достижения
устойчивого (сбалансированного) развития общества
и

природы,

«человек

об

экологических

—

общество

сформированность

связях в
—

экологического

системе

природа»;
мышления

и

способности учитывать и оценивать экологические
последствия в разных сферах деятельности; владение
умениями

применять

экологические

знания

в

жизненных ситуациях, связанных с выполнением
типичных социальных ролей; владение знаниями
экологических императивов, гражданских прав и

в

интересах

сохранения

окружающей

среды,

здоровья и безопасности жизни; сформированность
личностного отношения к экологическим ценностям,
моральной

ответственности

за

экологические

последствия своих действий в окружающей среде;
сформированность

способности

к

выполнению

проектов экологически ориентированной социальной
деятельности,

связанных

безопасностью

с

окружающей

экологической

среды,

здоровьем

людей и повышением их экологической культуры.
Основы

безопасности

сформированность

жизнедеятельности:

представлений

о

культуре

безопасности жизнедеятельности, в том числе о
культуре

экологической

безопасности

как

о

жизненно важной социально-нравственной позиции
личности, а также как о средстве, повышающем
защищённость личности, общества и государства от
внешних

и

отрицательное

внутренних
влияние

угроз,

человеческого

включая
фактора;

знание основ государственной системы, российского
законодательства,
населения

от

направленных

внешних

и

на

внутренних

защиту
угроз;

отрицания экстремизма, терроризма, других действий
противоправного характера, а также асоциального
поведения;

сформированность

представлений

о

здоровом образе жизни как о средстве обеспечения
духовного, физического и социального благополучия
личности;

знание

распространённых

опасных

и

чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и
социального
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
10–11 классы (1 час в неделю)

характера.

Темы
День знаний /
Россия —
страна
возможностей
(1 час)

Основное содержание
Знакомство
с
платформой
«Россия
—
страна
возможностей».
Люди
с
активной жизненной позицией

Участие
во
вступительной
беседе.
Просмотр
ролика
«История успеха».
Участие
в
мотивационной
беседе о чертах
характера,
которые присущи людям с
активной жизненной позицией,
о меч-тах и о том, как можно их
достигнуть.
Просмотр
проморолика «Россия — страна возможностей». Просмотр
видеоприветствия
амбассадоров

Родина — место, где ты
родился.
Патриотизм.
Настоящая
любовь
подкрепляется делами

Участие во вступительной
беседе о Родине. Участие в
обсуждении
мнения
Н.
Карамзина о патриотизме и
ответы на вопросы: что такое
патриотизм; как вы понимаете
это слово; кто такой патриот?
Участие в парной работе с

10–11 классы:
«Мы
—
Россия.
Возможност
и
—
будущее»
Наша страна —
Росс
ия (1
час)
10–11
классы: Мы
сами
создаём свою
Родину

Деятельность школьников

толковыми
словарями:
сравнение определений слова
«патриотизм».
Интерактивное задание
«История моей страны».
Участие в работе с текстом по
группам

165 лет со
дня
рождения
К. Э.
Циолковского
(1 час)
10–11 классы:
«Невозможно
е сегодня
станет
возможным
завтра. (К. Э.
Циолковский)»

Космос и космонавтика.
Гражданский подвиг К.Э.
Циолковского

Участие
в
беседе
об
известных учёных в области
воздухоплавания и освоения
космоса, о жизненном пути и
открытиях Циолковского.
Интерактивное задание в
группах. Участие в беседе на
основе двух высказываний К.
Э. Циолковского:
1. Как
ни
сомнительны
гипотезы, но если они дают
возможность объединить известные
явления
и
предсказывают но- вые, то
они полезны.

Новые идеи надо
поддерживать. Не- многие
имеют такую смелость, но это
очень драгоценное свойство
людей. Интерактивное
задание в группах
2.

День
пожилых
людей
(1 час)
10–11 классы:
«Обычаи и
традиции моего
народа: как
прошлое
соединяется с
настоящим?»

Международный день пожилых
людей. Зрелый возраст —
время новых возможностей. С
добром в сердце.

Участие
в
беседе
с
обсуждением
следующих
вопросов: как вы думаете,
почему
отмечают
этот
праздник — День пожилых
людей; что он символизирует;
много
ли
времени
вы
проводите со своими бабушками и дедушками; что вы
делаете вместе; как мы можем
выразить свою любовь к
пожилым людям?
Просмотр
видеоролика. Участие
в игре «Поле чудес».
Интерактивное
задание
«С добром в сердце» (работа по

группам)

День
учителя (1
час)
10–11 классы:
«Могу ли
я научить других
(наставничество)»

Ценность профессии учителя.
Основные качества
наставника.

Участие в беседе о людях,
которых сегодня вы можете
назвать наставниками.
Участие в групповой работе с
текстами о В. Ф. Шаталове, о
качествах
наставника.
Интерактивное задание «Не
только писа
тель, но и
педагог».
Интерактивное задание «Об
учителе — в стихах»

День
отца (1
час)
10–11 классы:
«Отчество — от
слова
„отец“»

День
музыки (1
час)
10–11 классы:
«Что мы музыкой
зовём?»

История
возникновения
праздника
День
отца.
Патриархальная
модель
отцовства.
XX
век
—
ориентация на партнёрские отношения членов семьи

Знакомство
с
историей
возникновения
праздника
День отца.
Участие
в
обсуждении
отношений Ю. Никулина со
своим отцом; отношений отца
и детей, описанных А. П.
Чеховым;
обсуждение
персидской пословицы.
Участие в групповой работе:
после знакомства с текстами
из
истории
становления
родовых
династий,
необходимо
соотнести
их
содержание с пословицами,
поговорками,
высказываниями
известных
людей

Мир музыки и балета.
История русского балета.
Известные композиторы,
писавшие музыку для балета

Участие
в
выполнении
интерактивного задания по
установлению
соответствия
между портретами известных
людей искусства и кратким
описанием их рода занятий.
Просмотр видеофрагмента о

балете. Участие в беседе о
других видах искусства

Традиционные
семейные
ценности (1
час)

Семья. Рецепт семейного
счастья. Семейный кодекс
Российской Федерации

Участие во вступительной
беседе о любви как основе
семейных отношений.
Просмотр
видеоролика
«Секрет семейного счастья —
в чём он»).
Работа в командах: «Своя игра».
Участие
в
дискуссии
о
качествах, необходимых для
благополучной
семейной
жизни

История появления праздника
День на- родного единства.
Смутное
время.
Князь
Дмитрий
Пожарский
и
земский
староста
Кузьма
Минин во главе ополчения.
Связь иконы Божией Матери с
историей
освобождения
Москвы.

Участие
во
вступительной
беседе об истории появления
памятника Минину и Пожарскому
на
Красной
площади в Москве. Работа в
группах: поиск аргументов о
том, что времена Минина и
Пожарского
действительно
были смутными временами.

10–11 классы:
«Счастлив тот,
кто счастлив у
себя дома»

День
народного
единства
(1 час)
10–11 классы:
«Мы едины,
мы — одна
страна»

Примеры
народа

Мы разные,
мы вместе
(1 час)
10–11 классы:
«Языки и
культура
народов
России:
единство
в разнообразии»

мирного

единения Участие в беседе о смысле
этого праздника.
Обмен мнениями о примерах
мирного единения народа

Разнообразие
культуры
народов России. Традиции
разных народов. Религиозная
культура
России:
христианство, ислам, буддизм
и
др.
Свобода
вероисповедания.
Взаимное
уважение людей разных национальностей
—
основа
межкультурного
общения.
Почему языки исчезают? Влияние
многоязычия
на
толерантность

Участие в беседе о том,
почему об одних народах мы
знаем много, а о других практически ничего не знаем.
Рассказ педагога об одном из
исчезающих народов России.
Участие в обсуждении: как
людям
разных
культур,
вероисповеданий
уживаться
между собой? Участие в
мозговом
штурме
по
выдвижению
идей
об
основных принципах мирного
сосуществования

День
матери (1
час)
10–11 классы:
«Материнский
подвиг»

Мама — важный человек в
жизни каждого. Мама —
гарантия защищённости ребёнка. Эмоциональная связь с
детьми. Легко ли быть мамой?
Материнская
любовь
—
сильнейшее чувство на земле

Участие в блиц-опросе
«Какие чувства у вас
возникают, когда вы слышите
слово
„мама“?»
Участие в беседе о том, от чего
приходится
отказываться
женщине, когда она становится мамой.
Работа в парах: знакомство со
стихотворением В. Беляевой «Я
свяжу тебе жизнь». Участие в
обсуждении стихотворения.
Участие в беседе о том, что
является для мамы самым
важным, как
вести себя
взрослым
детям
по
отношению к родителям?

Символы
России
(Гимн, Герб)
(1 час)
10–11 классы:
«Государстве
нные
символы
России:
история
и современность»

День
добровольца (1
час)
10–11 классы:
«Жить — значит
действовать. По
одиночке или
вместе»

Значение государственной
символики для человека.
История Российского фла га.
Значение триколора. Что такое
гимн? Зачем он нужен?
Уникальность нынешнего
гимна России.
История появления герба России

Участие в беседе о том, зачем
нужна
государственная
символика страны.
Участие в викторине «Знаете
ли вы историю появления
триколора?». Есть ли страны, в
которых расцветка флага имеет
эти же цвета?
Работа в группах: «В чём
уникальность
современного
гимна России?»
Работа в парах: необходимо
вспомнить, из каких деталей
состоит герб России и что
они обозначают

Кто
такой
доброволец?
Принципы добровольческой
деятельности.
Виды
добровольческой деятельности.
Платформа для добрых дел
(dobro.ru).
Волонтёрские
истории

Работа
в
парах
по
составлению
списка
возможных
мотивов
добровольческой
деятельности.
Обобщение
списка мотивов. Участие в
обсуждении притчи «Человек,
который
хотел
изменить
мир».
Самостоятельная
работа
с
использованием возможностей

Интернета: найти примеры
безвозмездных
поступков
простых граждан и рассказать о
них одноклассникам.
Что делать, если ты или твои
друзья
хотят
стать
волонтёрами? Знакомство с
плат- формой dobro.ru
Традиция
чествования
граждан,
героически
отличившихся
в
деле
служения Отечеству. День
георгиевских кавалеров.
10–11 классы:
Учреждение ордена Святого
«Память —основа Георгия в 1769 г. Екатериной
II. 9 декабря — день, когда
совести
чествуются герои нынешние и
и
отдается дань памяти героям
нравственнос
прошлых лет. Вечный огонь —
ти» (Д.
символ памяти.
Лихачев)
День
Героев
Отечеств
а (1 час)

Участие в беседе об
исторических истоках Дня
Героев Отечества.
Блицопрос «Что для вас
героизм?».
В поисках смыслов — участие в
обсуждении
«В чём смысл фразы: „Народ, не
знающий своего прошлого, не
имеет будущего“?»
Участие в дискуссии о том,
как и почему люди хранят
память о героях

День
Конституции (1
час)
10–11 классы:
«Повзрослеть
— это значит
чувствовать
ответственност
ь за других».
(Г. Купер)

Рождеств
о (1 час)
10–11 классы:
«Светлый
праздник
Рождества»

Значение
слова
«конституция».
Роль
Конституции
в
жизни
человека.
Какие
главы
российской
Конституции
важны для молодёжи? Права,
которыми уже пользуются
старшеклассники

Участие в беседе о том,
многие ли люди читали
Конституцию?
Почему?
Согласились
бы
вы
заниматься законотворческой
деятельностью? Почему?
В зависимости от ответа на
вопрос «Согласны ли вы с
тем, что в 18 лет человек
готов использовать своё право
участвовать в голосовании?»,
старшеклассники делятся на
две группы и аргументируют
свою точку зрения.
Брейн-ринг
на
знание
Конституции.

История праздника Рождества
Христова.
Рождественский
пост, в чём его необходимость. Символы Рождества.
Рождественские традиции в
России
и
в
других
государствах

Блицопрос «История
рождения Христа». Участие в
беседе о Рождественском посте,
его значении и соблюдении в
наши дни. Работа в парах:
вспомнить, как можно больше
символов Рождества.
Участие в обсуждении
рождественских традиций

Тема нового
года. Семейные
праздники и
мечты (1 час)
10–11 классы:
«Полёт мечты»

Новый год —праздник всей
семьи. Новогодние семейные
традиции.
Новогодние
приметы

Игра «Вопрос из шляпы» (всё
ли вы знаете о Новом годе?).
Участие в дискуссии «Почему
взрослеющие дети не любят
встречать
Новый
год
с
семьёй?»
Блицопрос
«Назовите
семейные традиции, которые
связаны с Новым годом?».
Обмен мнениями: сбываются
ли желания, загаданные в
новогоднюю ночь?
Участие в беседе о новогодних
приметах.

Цифровая
безопаснос
ть и
гигиена
школьник
а (1 час)
10–11 классы:
«Кибербезопасно
сть: основы»

Правила безопасности и
поведения в Интернете.
Реальные
угрозы
Интернета
(нежелательный
контент,
кибербулинг,
трата денег, доступ к
личной информации и
др.).
Какой
информацией не стоит
делиться
в
Сети.
Проекты,
программы,
специальные курсы по
кипербезопасности

Участие в беседе о том, что волнует
родителей, когда дети находятся в
Интернете. Работа в командах с
дальнейшим
обобщением:
как
можно сделать соцсеть менее
опасной (не публиковать избыточные
данные,
не
использовать
соцсеть как записную книжку, не
привязывать телефонный номер,
отписываться
от
назойливых
собеседников, не делиться аккаунтом, скачивать приложения только
из надёжных источников).
«Мнение
знатока»
(сообщение
разбирающегося
в
безопасном
поведении
в
Интернете
одноклассника).
Обмен информацией о проектах,
про- граммах по кибербезопасности

День
снятия
блокады
Ленингра
да (1 час)
10–11 классы:
«Ты выжил,
город на
Неве…»

Начало блокады. Захват
Шлиссельбурга
немецкими
войсками.
Эвакуация
населения.
Ладожское
озеро
—
дорога жизни. Блокадный
паёк.
Неписанные
правила
выживания.
Спасительный
прорыв
кольца.
Проект «Детская книга
войны»

Участие в блицопросе «Что вы
знаете о блокаде Ленинграда?».
Участие в обсуждении неписанных
правил выживания:
1. Не съедать весь выданный хлеб
сразу.
2. Стоя
в
очереди
за
продовольствием,
люди
прижимались друг к другу: с одной
стороны, чтобы не пропускать
полукриминальных личностей, а с
другой — что- бы сохранить тепло.
3. При бомбардировках люди знали,
где находится бомбоубежище и
какой путь

является наиболее безопасным. На
улицах
размещали
таблички
«Граждане! При артобстреле эта
сторона улицы наиболее опасна!».
4. Не ложиться и всё время что-то
делать. Беседа о том, что ещё
помогало людям выстоять в
блокадном городе. Знакомство с
отрывком из дневника Юры
Рябинина, жившем в Ленинграде
во время блокады.
Работа в группах «В поисках
смысла…» Участие в обсуждении
смысла слов Д. Лихачёва: «Только
умирающий
от
голода
живёт
настоящей
жизнью,
может
совершить величайшую подлость и
величайшее самопожертвование, не
боясь смерти. И мозг умирает
последним: тог- да, когда умерла
совесть,
страх,
способность
двигаться, чувствовать у одних и
когда
умер
эгоизм,
чувство
самосохранения, трусость, боль —
у других»

160 лет со
дня
рождения
К. С.
Станислав­
ского
(Великие
люди
России)
(1 час)
10–11 классы:
«С чего
начинается
театр?»

Театр
—
искусство
многосоставное (в нём
соединяются
литература,
музыка,
актёрское
мастерство,
танцы, режиссура и даже этикет). Вклад К. С.
Станиславского
в
театральное искусство.
Основные идеи системы
Станиславского

Участие во вступительной беседе о
театре и его роли в жизни человека.
Работа в парах: можно ли идеи
Станиславского
использовать
в
другой профессии.
Обмен
мнениями:
как
можно
знакомиться с постановками разных
театров

Тем
ы
День
российской
науки
(1 час)
10–11 классы:
«Ценность
научного
познания»

Основное содержание

Деятельность школьников

Современное научное знание.
Критерии научного знания:
доказательность,
проверяемость, значимость,
воспроизводимость.
Использование достижений
науки в повседневной жизни.
Увлечение наукой в школе.
Открытия, которые сделали де
- ти. Научная журналистика
— возможность заниматься
разной наукой

Работа в группах: объяснить
значение терминов:
«доказательность», «проверяе мость», «значимость»,
«воспроизводи мость».
Участие в диспуте «Зачем мы
учим математику?».
Блицопрос «Примеры
использования достижений
науки в повседневной жизни».
Участие в беседе о том, есть
ли у школьников возможность
заниматься наукой, какие
виды деятельности
приближены к научной, как
можно объяснить утверждение
О. де Бальзака о том, что
ключом ко всякой науке
является вопросительный
знак. Знакомство с
открытиями, которые сделали

школьники

Россия и
мир (1
час)
10–11 классы:
«Россия в мире»

Географические особенности
и природные богатства
России. Народы России.
Единый перечень коренных
малочисленных народов (47
этносов). Российская
культура. Чем славится
Россия?

Обмен мнениями: что для
вас является удивительным в
вашей стране?
Участие в беседе о причинах
исчезновения малочисленных
народов России.
Участие в мозговом штурме:
как сохранить Россию для
будущих поколений

День
защитника
Отечества
(День
Армии)
(1 час)

Почитание защитников
Отечества. «Советы
молодому офицеру»
ротмистра В. М. Кульчицкого

10–11 классы:
«Признательност
ь доказывается
делом». (О.
Бальзак) (ко Дню
защитника
Отечества)
Забота о
каждом (1
час)
10–11 классы:
«Нет ничего
невозможного»

Участие в
интеллектуальной
разминке
«Что вы знаете о Дне
защитника Отечества?».
Знакомство с выдержками из
«Советов молодому офицеру»
ротмистра В. М. Кульчицкого
— обсуждение их.
Участие в дискуссии о том, что
нужно из- менить в армии,
чтобы юноши хотели в ней
служить

Доброта. Добрыми рождаются
или становятся? Как стать
добрее? Смысл и значимость
того, что вы делаете каждый
день

Игра «Снежный ком»: что мы
вкладываем
в
понятие
«доброта»?
Участие
в
дискуссии
«Добрыми рождаются или
становятся?».
Изучаем
мнение:
знакомимся
с
рекомендациями
психолога
«Как
стать
добрым
человеком».
Беседа о том, что делает нашу
жизнь на- полненной смыслом

Международный
женский день
(1 час)

Связь праздника 8 Марта с
именем
Клары
Цеткин.
Освоение женщинами «мужских» профессий.
10–11 классы:
Традиционность
подхода
«Букет от коллег» «мужчина
—
добытчик,
женщина — хранительница
очага»: изменились ли роли?

Участие
во
вступительной
беседе об истории праздника 8
Марта.
Работа в группах: как научнотехнический прогресс помог
женщине
выбирать
ранее
«мужские»
профессии;
хорошо это или плохо?
Участие в дебатах о роли
женщины в семье и в обществе.
Тест «8 Марта»

Гимн
России (110
лет со дня
рождения
советского
писателя и
поэта, автора
слов гимнов
Российской
Федерации и
СССР С. В.
Михалкова) (1
час)

Самостоятельная
работа:
знакомство
с
ключевыми
моментами жизни С. В. Михалкова.
Работа
в
группах:
предположим, вам поручили
создать личную страничку
Михалкова
в
Интернете.
Какую информацию вы бы в
неё поместили?
Участие в беседе о том,
почему, несмотря на большое
количество претендентов, для
последней редакции гимна
выбрали стихи именно С. В.

10–11 классы:
«Гимн России»

Сергей
Владимирович
Михалков — поэт, драматург,
баснописец, сказочник, сатирик, сценарист, общественный
деятель.
Страсть
С.
В.
Михалкова к стихотворчеству. Работа в армейской
печати во время Великой
Отечественной
войны.
Решение
правительства
России о смене гимна. Вторая
редакция текста гимна

Михалкова?

День
воссоединения
Крыма с
Россией
(1 час)
10–11 классы:
«Крым на
карте
России»

Красивейший полуостров с
богатой историей. История
Крымского полуострова.
Значение Крыма.
Достопримечательности
Крыма

Участие в беседе о
географическом положении
Крыма с использованием
карты.
Самостоятельная работа по
изучению информации по
истории Крыма.
Работа в группах с
обобщением: что с древних
времен привлекало разные на роды в Крымском
полуострове?
Обмен мнениями: что бы вы
рекомендовали посетить в
Крыму.

Всемирный
день театра
(1 час)
10–11 классы:
«Искусство —
это не что, а
как». (А.
Солженицын
)

Театр — особый вид
искусства, который сближает
людей. С 1961 г. отмечают
День театра. Причины, по
которым люди ходят в театр.
Отличие театра от кино. Ос новы театрального этикета

Участие во вступительной
викторине
«Чек-лист». Работа в парах:
отметить вопросы, ответы на
которые не известны.
1. Что означает слово «театр»?
2. Что является символом
театра?
3. Какая страна считается
родоначальницей
современного театра?
4. Кого можно считать
первыми русскими
театральными артистами?
5. При каком царе появился
первый балаган
(профессиональный театр)?
6. В каком веке был основан
крепостной театр
Шереметевых?
Анализ ответов на вопросы,
которые
вы
звали
затруднение.
Участие в дискуссии о том,
любой ли человек может
посещать театр или для этого
нужна подготовка? Можно ли

утверждать, что спектакль понастоящему рождается тогда,
когда есть зритель?
Работа
в
командах
«Сторонники
театра»
и
«Сторонники
кино»:
аргументы в пользу того или
другого вида искусства.
Игра «Да — нет» на знание
театрального этикета
День
космонавтики.
Мы —
первые (1
час)
10–11 классы:
«Как
войти в
истори
ю? (ко
дню
космонавтики)»

История появления праздника
День космонавтики. Первые
попытки запуска собак в
космос в 1951 г. Полёт
Белки и Стрелки в августе
1960 г. Подготовка к первому
полёту человека в космос. Полёт Гагарина.
Выход А. Леонова в открытый
космос

Участие во вступительной
беседе
о
необходимости
покорять космос и важных
исторических
событиях
космонавтики.
Участие
в
блицопросе
о
полётах в космос. Участие в
групповой работе: знакомство
с нештатными ситуациями,
которые случились во время
выхода А. Леонова в открытый космос; обсуждение
морального состояния лётчика и
качеств
личности,
которые
помогли ему не растеряться

в
обстоятельствах

Память о
геноциде
советского
народа
нацистами и их
пособниками
(1 час)
10–11 классы:
«Есть такие
вещи, которые
нельзя простить?»
День
Земли
(Экология
) (1 час)

сложившихся

Появление
термина
«геноцид».
Геноцид
советского народа и народов
Европы во время Второй
мировой войны. Международный военный трибунал в
Нюрнберге. Конвенция ООН о
предупреждении
преступления
геноцида
и
наказании за него. Геноцид в
современном мире

Участие в беседе о том,
какими
признаками
характеризуется
геноцид.
Составление «облака тегов» к
понятию «геноцид». Участие в
беседе о Нюрнбергском процессе. Участие в дискуссии о
причинах геноцида и способах
его предотвращения

День
Земли
праздника.
празднования

Участие в беседе об истории
появления праздника.
Работа в группах: что каждый

—

история
Способы
Дня
Земли.

10–11 классы:
«Экологичн
о VS
вредно»

Природоохранные
из нас может делать, чтобы
организации.
Знаки
эко- повлиять на экологилогической
безопасности. ческую обстановку. Составляем
Состояние
и обобщаем список.
экологии — ответственность
Участие в обсуждении: как
каждого че- ловека
мы можем принять участие в
праздновании Дня Земли?
Блицопрос
о
природоохранных
организациях.
Игра
«Расшифруем
знаки
экологической безопасности»
(учитель демонстрирует знаки,
а старшеклассники объясняют
их значение)

День
труда (1
час)

Давняя история Праздника
труда. Трудовой день до 16
часов без выходных, скудный
заработок, тяжёлые условия
— при- чины стачек и
забастовок.
Требования
рабочих. 1 мая 1886 г. в
Чикаго. Празд- ник Весны и
Труда

10–11 классы:
«Если ты не
умеешь
использовать
минуту, ты зря
проведёшь

Участие
во
вступительной
беседе об истории праздника.
Участие
в
диспуте
«Современная молодёжь не
хочет трудиться и ищет
лёгкие пути зарабатывания
денег?».
Блицопрос «Владеете ли вы
элементарными
трудовыми
навыками?»

и час, и
день, и
всю
жизнь».
(А. Солженицын)

День
Победы.
Бессмертн
ый полк
(1 час)
10–11 классы:
«Словом
можно убить,
словом можно
спасти, словом
можно полки
за собой
повести...»

День Победы. План
Барбаросса — замы- сел
молниеносной войны.
Могила Неизвестного Солдата

Участие в беседе о том, чем
для
ветеранов
войны,
тружеников тыла является
День Победы: праздником,
днём скорби, днём памяти?
Знакомство
с
подвигом
Николая
Сиротинина,
обсуждение.
Участие в обсуждении причин
появления Могилы
Неизвестного Солдата

День
детских
общественн
ых
организаци
й (1 час)
10–11 классы:
«О
важности
социально
й
активност
и»
Про
счастье (1
час)
10–11 классы:
«Счастлив не
тот, кто имеет
всё самое
лучшее, а тот,
кто извлекает
всё лучшее из

19 мая 1922 г. — день
рождения
пионерской
организации.
Цель
её
создания
и
деятельность.
Распад
пионерской
организации.
Причины,
по
которым дети объединяются

Участие во вступительной
беседе
о
пионерской
организации.
Участие в дискуссии о том,
какое должно быть детское
общественное
объединение,
чтобы вам захотелось в него
вступить.
Участие в мозговом штурме
по выдвижению причин, по
которым дети объединяются.
Участие
в
дебатах
сторонников и противников
детских
общественных
объединений

Разные представления о
счастье. Слагаемые счастья.
Рецепт счастливой жизни

Игра «Согласен — не согласен».
Работа в группах: обсуждение
с дальнейшим обобщением
вопроса «Из чего состоит
счастье?».
Обсуждение притчи о счастье.
Участие
в
дискуссии
«Слагаемые счастья: любовь;
семья; успех; самореализация;
финансовое
благополучие.
Этого доста- точно?»

того, то
имеет».
(Конфуций)


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

ВНИМАНИЕ!

Срок действия лицензии на использования программного обеспечения окончен 27.03.2024.
Для получения информации с сайта свяжитесь с Администрацией образовательной организации по телефону 8(81458)2-09-01

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».