1 Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности «Профориентация и самоопределение» составлена в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования на основе основной образовательной программы среднего общего образования МБОУ Кемской СОШ № 2. 1. Результаты освоения курса внеурочной деятельности. Личностные результаты: – ориентация обучающихся на достижение личного счастья, реализацию позитивных жизненных перспектив, инициативность, креативность, готовность и способность к личностному самоопределению, способность ставить цели и строить жизненные планы; – готовность и способность обеспечить себе и своим близким достойную жизнь в процессе самостоятельной, творческой и ответственной деятельности; – формирование выраженной в поведении нравственной позиции, в том числе способности к сознательному выбору добра, нравственного сознания и поведения на основе усвоения общечеловеческих ценностей и нравственных чувств (чести, долга, справедливости, милосердия и дружелюбия); – развитие компетенций сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста, взрослыми в образовательной, общественно полезной, учебноисследовательской, проектной и других видах деятельности; – готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности; – осознанный выбор будущей профессии как путь и способ реализации собственных жизненных планов; – готовность обучающихся к трудовой профессиональной деятельности как к возможности участия в решении личных, общественных, государственных, общенациональных проблем; – потребность трудиться, уважение к труду и людям труда, трудовым достижениям, добросовестное, ответственное и творческое отношение к разным видам трудовой деятельности; Метапредметные: Регулятивные универсальные учебные действия -самостоятельно определять цели, задавать параметры и критерии, по которым можно определить, что цель достигнута; -оценивать возможные последствия достижения поставленной цели в деятельности, собственной жизни и жизни окружающих людей, основываясь на соображениях этики и морали; - ставить и формулировать собственные задачи в образовательной деятельности и жизненных ситуациях; - оценивать ресурсы, в том числе время и другие нематериальные ресурсы, необходимые для достижения поставленной цели; - выбирать путь достижения цели, планировать решение поставленных задач, оптимизируя материальные и нематериальные затраты; 2 - организовывать эффективный поиск ресурсов, необходимых для достижения поставленной цели; - сопоставлять полученный результат деятельности с поставленной заранее целью. Познавательные универсальные учебные действия - искать и находить обобщенные способы решения задач, в том числе, осуществлять развернутый информационный поиск и ставить на его основе новые (учебные и познавательные) задачи; - критически оценивать и интерпретировать информацию с разных позиций, распознавать и фиксировать противоречия в информационных источниках; - использовать различные модельно-схематические средства для представления существенных связей и отношений, а также противоречий, выявленных в информационных источниках; - находить и приводить критические аргументы в отношении действий и суждений другого; спокойно и разумно относиться к критическим замечаниям в отношении собственного суждения, рассматривать их как ресурс собственного развития; - выходить за рамки учебного курса и осуществлять целенаправленный поиск возможностей для широкого переноса средств и способов действия; - выстраивать индивидуальную образовательную траекторию, учитывая ограничения со стороны других участников и ресурсные ограничения; - менять и удерживать разные позиции в познавательной деятельности. Коммуникативные универсальные учебные действия - осуществлять деловую коммуникацию как со сверстниками, так и со взрослыми (как внутри образовательной организации, так и за ее пределами), подбирать партнеров для деловой коммуникации исходя из соображений результативности взаимодействия, а не личных симпатий; - при осуществлении групповой работы быть как руководителем, так и членом команды в разных ролях (генератор идей, критик, исполнитель, выступающий, эксперт и т.д.); - координировать и выполнять работу в условиях реального, виртуального и комбинированного взаимодействия; - развернуто, логично и точно излагать свою точку зрения с использованием адекватных (устных и письменных) языковых средств; - распознавать конфликтогенные ситуации и предотвращать конфликты до их активной фазы, выстраивать деловую и образовательную коммуникацию, избегая личностных оценочных суждений. Предметные результаты: По окончании программы старшеклассники должны овладеть: - знаниями о профессиональном самоопределении, о требованиях к составлению личного профессионального плана; - правилами выбора профессии и сведениями о путях получения профессионального образования; - понятиями об интересах, мотивах и ценностях профессионального труда, а также психофизиологических и психологических ресурсах личности в связи с выбором профессии; 3 - понятиями темперамента, черт характера, самооценки, эмоционально-волевой сферы, типов нервной системы; - знаниями о рынке профессионального труда и образовательных услуг; - способами выхода из конфликтных и проблемных ситуаций, связанной с выбором профиля и пути продолжения образования; - способностью объективно оценивать свои индивидуальные возможности в соответствии с избираемой деятельностью; - умениями ставить цели и планировать действия для их достижения, самосовершенствоваться в учебной и трудовой деятельности; - способностью анализировать профессиограммы, информацию о профессиях (по общим признакам профессиональной деятельности), а также о ситуации на рынке профессионального труда в городе, районе, области, стране. Курс внеурочной деятельности связан с такими предметами как Технология, обществознание. 2. Содержание курса внеурочной деятельности с указанием форм организации и видов деятельности. Профессия и специальность: происхождение и сущность. Многообразие мира профессий (2 часа). Предмет и задачи курса. Происхождение труда. Разделение труда. Мануфактура. Крупная машинная индустрия. Постиндустриальное общество. Современные формы разделения труда: международное, отраслевое, технологическое, функциональное, профессиональное, специальное. Сущность понятий «профессия», «специальность», «специализация», «квалификация», «должность». Основные характеристики профессий. Важность выбора профессии в жизни человека. Классификация профессий по Е.А. Климову: типы профессий, требования профессии к человеку. Характеристика труда: содержание, характер, процесс и условия труда. Функции человека в процессе труда. Готовность к труду. Предмет труда. Средство труда. Продукты трудовой деятельности. Сферы, отрасли и секторы экономики. Сферы материального и нематериального производства. Отрасль труда. Предпринимательство как сфера трудовой деятельности. Цель, значение, формы предпринимательства. Формирование теоретических представлений и понятий, связанных с миром профессий. Формула профессии. Понятие профессиограммы. Типы профессиограмм (1 час) Форма организации занятий: лекция, дискуссия, работа в малых группах, мозговой штурм. Диагностические методики: ДДО. Профориентационная игра: «Ассоциации». Развивающие процедуры: обсуждение результатов диагностических тестов. Виды деятельности: проблено-ценностное общение, игровая, исследовательская, познавательная. Характеристика профессий типа «Человек – человек» (5 час). Характеристика профессий типа «человек-человек». Подтипы профессий типа «человек-человек». Понятие «профессионально важные качества» (ПВК). ПВК профессий 4 типа «человек-человек». Анализ характеристик профессий различных подтипов типа «человек-человек». Формы организации: дискуссия, деловая игра, анкетирование. Виды деятельности: проблемно-ценностное общение, игровая, исследовательская, познавательная. Характеристика профессий типа «Человек – техника» (2 часа). Характеристика профессий типа «человек-техника» ПВК профессий типа «человектехника». Анализ характеристик профессий различных подтипов типа «человек-техника». Формы организации: дискуссия, деловая игра, анкетирование. Виды деятельности: проблемно-ценностное общение, игровая, исследовательская, познавательная. Характеристика профессий типа «Человек – природа» (2 часа). Характеристика профессий типа «человек-природа» ПВК профессий типа «человек-природа». Анализ характеристик профессий различных подтипов типа «человекприрода». Формы организации: дискуссия, деловая игра, анкетирование. Виды деятельности: проблемно-ценностное общение, игровая, исследовательская, познавательная. Характеристика профессий типа «Человек – художественный образ» (2 часа). Характеристика профессий типа «человек - художественный образ» ПВК профессий типа «человек – художественный образ». Анализ характеристик профессий различных подтипов типа «человек - художественный образ». Формы организации: дискуссия, деловая игра, анкетирование. Виды деятельности: проблемно-ценностное общение, игровая, исследовательская, познавательная. Характеристика профессий типа «Человек – знаковая система» (2 часа). Характеристика профессий типа «человек – знаковая система» ПВК профессий типа «человек - знаковая система». Анализ характеристик профессий различных подтипов типа «человек - знаковая система». Формы организации: дискуссия, деловая игра, анкетирование. Виды деятельности: проблемно-ценностное общение, игровая, исследовательская, познавательная. Профессиональное самоопределение. Основные подходы к индивидуальному выбору профессии (2 часа). Проблема выбора профессии. Дискуссия «Факторы, влияющие на выбор профессии в современных условиях». Мозговой штурм «Какой должна быть профессия?». Соотношение «хочу», «могу» и «надо». Целеполагание при выборе профессии. Матрица выбора профессии. «хочу» - «могу» - «надо» - «выбираю». Склонности, интересы и мотивы в профессиональном выборе («хочу»). Возможности личности в профессиональной деятельности («могу»). Специальные способности. Профпригодность. Частичная профпригодность. Понятие компенсации. Социальные проблемы труда, потребности рынка труда в кадрах («надо»). «Выбираю»: выбор профессии на основе самооценки и анализа составляющих «хочу» — «могу»— «надо». Формы организации: дискуссия, деловая игра, анкетирование. 5 Виды деятельности: проблемно-ценностное общение, игровая, исследовательская, познавательная. Здоровье и выбор профессии (1 час). Свойства нервной системы, их взаимосвязь с индивидуальными особенностями поведения личности, значение нервной системы в профессиональной деятельности. Понятие «неблагоприятные производственные факторы». Работоспособность. Условия и режим работы. Практическая работа: знакомство с нормативными документами по охране труда. Диагностические методики: «Теппинг-тест», «Профессиональная пригодность и здоровье». Развивающие процедуры: обсуждение результатов диагностических тестов. Формы организации: дискуссия, деловая игра, анкетирование. Виды деятельности: проблемно-ценностное общение, игровая, исследовательская, познавательная. Влияние темперамента на выбор профессии. Определение типа темперамента (2 часа). Темперамент. Типы темперамента. Анализ различных типов нервной системы и темперамента Диагностические методики: опросник Айзенка, «Карта интересов» Е.А. Климова. Развивающие процедуры: обсуждение результатов диагностических Развивающие процедуры: обсуждение результатов диагностических тестов. Практическая работа «Профессиональный тип личности» (1 час) Определение своего профессионального типа личности. Ошибки, которые наиболее часто допускаются при выборе профессии. Диагностические методики: «Профессиональный тип личности» Дж. Голланда. Развивающие процедуры: обсуждение результатов диагностических тестов. Форма организации занятий: тестирование, дискуссия. Виды деятельности: исследовательская, игровая. Деловая игра «Кадровый вопрос» (1 час) Актуализация осознанного самостоятельного выбора (самоопределения) учащимися профессионального пути. Знакомство с новыми профессиями. Развитие навыков целеполагания и планирования. Формирование информационного пространства. Практическая работа: автономный игровой тренинг по развитию навыков целеполагания и планирования «Кадровый вопрос».обучающиеся знакомятся как с малоизвестными профессиями, так и с традиционными. Учащиеся соотносят требования, которые предъявляет профессия с возможностями человека (претендента). Развивающие процедуры: дискуссия по результатам выполненных заданий. Форма организации занятий: тренинг, дискуссия. Виды деятельности: проблемно-ценностное общение, игровая. Современный рынок труда. Профессии будущего (1 час). Информационное сообщение об изменениях, происходящих в обществе в последние десятилетия, и их отражение в мире профессионального труда. Исчезновение одних профессий и появление других. Современный рынок труда. Многообразие профессий. Человек как субъект выбора. Формула выбора профессии. 6 Форма организации занятий: лекция, дискуссия, работа в малых группах, работа с интернет-ресурсами. Виды деятельности: проблемно-ценностное общение, игровая, исследовательская, познавательная. Пути получения профессионального образования. Государственные образовательные стандарты (1 час). Структура учреждений профессионального образования. Государственные образовательные стандарты профессионального образования. Университеты, институты, техникумы, колледжи Республики Карелия и других регионов. Что необходимо знать при выборе учебного заведения. Форма организации занятий: лекция, дискуссия, работа в малых группах, мозговой штурм, работа в интернете с официальными сайтами профессиональных образовательных учреждений. Виды деятельности: проблемно-ценностное общение, игровая, исследовательская, познавательная. Практическая работа «Выбор учреждения профессионального образования» (1 час) Знакомство с учреждениями профессионального образования. Выполнение практической работы. Формы организации: дискуссия, анкетирование. Виды деятельности: проблемно-ценностное общение, исследовательская, познавательная. Комплексная профориентационная диагностика (3 часа). Комплексная оценка статуса профессиональной идентичности, мотивационной и личностной сферы обучающихся: 1. Методика изучения статусов профессиональной идентичности (А.А. Азбель, А.Г. Грецов) 2. Карта интересов (А. Е. Голомшток) 3. Изучение мотивов профессиональной деятельности учащегося (Л. А. Головей) 4. Изучения мотивации достижения (А. Мехрабиан) 5. Исследование самооценки (Дембо, Рубинштейн) 6. Диагностика работоспособности (теппинг-тест Е.П. Ильина) 7. Исследование межличностных отношений (Т. Лири) 8. Изучение мотивации обучения в ВУЗе (Т. И. Ильина) 9. Конструктивный рисунок человека (А.А. Карелина) Форма организации занятий: диагностика и обсуждение результатов. Виды деятельности: проблемно-ценностное общение, исследовательская, познавательная. Проект: Профессии моей семьи. Профессиональные династии (2 часа). разработка и оформление индивидуального проекта. Защита проектов: «Профессии моей семьи. Профессиональные династии» (1 час). Форма организации занятия: проект. Виды деятельности: проектная. 7 Консультирование обучающихся и их родителей (законных представителей) по результатам практических занятий и диагностик (2 часа) Форма организации занятий: индивидуальнее, групповые и семейные консультации. Виды деятельности: проблемно-ценностное общение. 11 класс Профессиональная деятельность. Этапы построения карьеры (1 час). Профессиональная деятельность: функции, цели, задачи, средства и предметы труда, результаты. Требования рынка труда к профессионалу. Профессиональная компетентность, профессиональное мастерство. Показатели профессионального мастерства. Профессиональный рост (построение карьеры по вертикали и горизонтали). Необходимость постоянного самообразования и профессионального совершенствования. Понятие штатного расписания и должности. Профессиональная карьера, ее формы. Этапы построения карьеры. Структура плана профессиональной карьеры. Практическая работа. Запись в тетрадь опорных понятий. Заполнение таблицы: Позиции Содержание Моя будущая профессия Цель деятельности Задачи деятельности Предмет труда Средства труда Результаты труда Требуемый уровень образования Возможности профессионального роста (разряд, класс, категория, звание) Возможная заработная плата Слагаемые успеха в профессиональном самоопределении. (1 час). Требования рынка труда к профессионалу. Профессиональная компетентность, профессиональное мастерство. Формы организации: дискуссия, анкетирование, деловая игра. Виды деятельности: проблемно-ценностное общение, исследовательская, познавательная, игровая. Личный профессиональный план (2 часа). Знакомство с ЛПП, его параметрами и значением в проектировании профессионального пути, умение составлять ЛПП для выбранной и прогнозировать правильности выбора будущей профессии. Составление ЛПП. Форма организации занятий: мини-лекция, практическое занятие, работа со схемой ЛПП по Е.А. Климову и опросником ЛПП Н.С. Пряжниковой. 8 Виды деятельности: проблемно-ценностное общение, исследовательская, познавательная. Имидж, портфолио, резюме. Способы поиска работы (3 часа). Составляющие имиджа. «По одежке встречают, а по уму провожают». Особенности резюме. Основные требования к составлению резюме. На что обратить внимание при составлении резюме, чтобы получить хорошую работу. Что должно содержать портфолио. На что влияет содержимое портфолио. Непосредственное обращение гражданина к работодателю. Обращение в государственную службу занятости. Использование негосударственных посреднических фирм. Анализ объявлений о вакансиях, размещенных в печатных изданиях, на радио и телевидении, на улицах и др. Рассылка резюме. Использование сети Интернет для поиска и размещения информации. Сравнительная характеристика различных способов поиска работы. Форма организации занятий: игровые и трениинговые упражнения, работа в малых группах, мозговой штурм. Виды деятельности: проблемно-ценностное общение, исследовательская, познавательная. Практикум «Молодой специалист ищет работу» (1 час). Проблемы трудоустройства молодых специалистов. Стратегии поиска работы. Упражнения «Объявление в газете», работа с интернет-ресурсами. Форма организации занятий: мини-лекция, дискуссия, работа в малых группах, мозговой штурм, поисковая работа в сети интернет. Виды деятельности: проблемно-ценностное общение, исследовательская, познавательная. Деловое общение (1 час). Общение. Способность различных людей к общению. Деловое общение. Основные признаки делового общения. Стили общения. Форма организации занятий: мини-лекция. Виды деятельности: проблемно-ценностное общение, исследовательская, познавательная. Проект «Самопрезентация на рынке труда» (1 час) Работа над проектом. Защита проекта. Форма организации занятий: проект. Виды деятельности: исследовательская, проектная. Конфликты. Стратегии поведения в конфликте. Разрешение конфликтов (2 часа). Конфликты. Способы выхода из ситуаций. Упражнения «Подарок», «Паровой каток», «Разгневанный ребенок», «Жалобщик», «Молчун», «Сверхподатливый», «Разговор по телефону», «Достойный ответ». Форма организации занятий: дискуссия, игровые и трениинговые упражнения, работа в малых группах, мозговой штурм. Виды деятельности: проблемно-ценностное общение, исследовательская, познавательная. Я – босс: лидерство и принятие решений (2 часа). 9 Качества и позиция лидера. Типы лидерства. Лидерские роли. Современный руководитель: какой он? Упражнения «Многоликий лидер», «Руководитель», «Портрет лидера», Ситуация-проба «Теремок». Деловая игра «Лидер». Форма организации занятий: дискуссия, игровые и трениинговые упражнения, работа в малых группах, мозговой штурм. Виды деятельности: проблемно-ценностное общение, исследовательская, познавательная. Профессиональные пробы и мастер-классы по типам профессий (5 часов) Экскурсии на предприятия, встречи с людьми различных профессий. Форма организации занятия: экскурсия. Виды деятельности: познавательная. Практическая работа «Лестница успеха» (1 час). Планирование и целеполагание. «Карта желаний», упражнения «Каким я вижу себя в 35 лет», «Ошибки и удачи в моей профессиональной карьере». Форма организации занятий: мини-лекция, дискуссия, игровые и трениинговые упражнения, работа в малых группах, мозговой штурм. Виды деятельности: проблемно-ценностное общение, исследовательская, познавательная. Консультирование обучающихся и их родителей (законных представителей) по результатам практических занятий и диагностик. Форма организации занятий: индивидуальнее, групповые и семейные консультации. Виды деятельности: проблемно-ценностное общение. Единый день профориетации: встречи с представителями учебных заведений Республики Карелия. (1 час). Рынок труда. Трудовые правоотношения (10 часов). Понятие и сущность рынка труда. Факторы формирования спроса и предложения на рынке труда. Проблемы и трудности современного рынка труда России, региона. Пути их преодоления. Безработица: причины возникновения, виды, способы борьбы с безработицей. Формы оплаты труда. Форма организации занятий: мини-лекция, дискуссия, работа в малых группах, мозговой штурм, поисковая работа в сети интернет. Виды деятельности: проблемно-ценностное общение, исследовательская, познавательная. Творческий проект «Мой выбор»: разработка и оформление (2 часа). Цели и задачи творческих проектов «Мой выбор». Компоненты проекта «Мой выбор». Требования к оформлению проекта. Порядок проведения защиты проекта. Критерии оценивания проекта. Защита творческих проектов «Мой выбор» (1 час). Критерии оценки их выполнения и защиты. Представление жюри. Порядок проведения защиты творческих проектов. Представление учащимися пояснительной записки и результатов профпроб, ответы на вопросы. Оценивание защиты, подведение итогов. Форма организации занятий: проект. 10 Виды деятельности: познавательная, проектная. № 1 2. 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17-18 19 20-21 22 23 24 25 проблемно-ценностное общение, исследовательская, 3. Тематическое планирование. Тематическое планирование 10 класс. Тема Количество часов Профессия и специальность: происхождение и сущность. 1 Многообразие мира профессий. Характеристика труда. 1 Понятие профессиограммы. Типы профессиограмм. 1 Характеристика профессий типа «Человек – человек». 1 Экскурсия в детский сад – знакомство с профессией 1 «воспитатель». «День самоуправления в школе», профессия – учитель. 1 Экскурсия в больницу – знакомство с профессиями 1 «медсестра», «врач». Экскурсия в магазин «Пятёрочка» - знакомство с 1 профессиями «продавец», «менеджер». Характеристика профессий типа «Человек – техника» 1 Экскурсия на предприятие «Мир Лайт» - знакомство с 1 профессиями «швея», «закройщик», «сварщик шовных изделий» Характеристика профессий типа «Человек – природа» 1 Экскурсия в ОАО «Лось» - знакомство с профессиями 1 «лесник», «егерь». Характеристика профессий типа «Человек – 1 художественный образ» Экскурсия в сельский Дом культуры, знакомство с 1 профессиями «хореограф», «педагог по вокалу». Характеристика профессий типа «Человек – знаковая 1 система» Посещение бухгалтерии школы – знакомство с 1 профессиями «бухгалтер», «делопроизводитель». Профессиональное самоопределение. Основные подходы к индивидуальному выбору профессии Здоровье и выбор профессии Влияние темперамента на выбор профессии. Практическая работа «Определение типа темперамента» Практическая работа «Профессиональный тип личности» Деловая игра «Кадровый вопрос» Современный рынок труда. Топ-30 профессий Ярославской области. Профессии будущего Пути получения профессионального образования. Государственные образовательные стандарты 1 1 1 1 1 1 1 11 26 27-29 30-31 32 33-34 № 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 Практическая работа «Выбор учреждения профессионального образования» Комплексная профориентационная диагностика Проект: «Профессии моей семьи. Профессиональные династии» (разработка и оформление) Защита проектов: «Профессии моей семьи. Профессиональные династии» Консультирование обучающихся и их родителей (законных представителей) по результатам практических занятий и диагностик. Тематическое планирование 11 класс. Тема Профессиональная деятельность. Этапы построения карьеры. Слагаемые успеха в профессиональном самоопределении. Личный профессиональный план. Практическая работа «Построение личного профессионального плана» Имидж, портфолио, резюме. Способы поиска работы Практическая работа «Составление резюме» Практическая работа «Анализ объявлений о вакансиях, размещенных в СМИ, сети Интернет» Практикум «Молодой специалист ищет работу» Деловое общение. Профессиональная этика Проект «Самопрезентация на рынке труда» Конфликты. Стратегии поведения в конфликте. Практикум «Разрешение конфликтов» Я – босс: лидерство и принятие решений Деловая игра «Лидер» Профессиональные пробы и мастер-классы по типу профессий «Человек-человек» Профессиональные пробы и мастер-классы по типу профессий «Человек-техника» Профессиональные пробы и мастер-классы по типу профессий «Человек-природа» Профессиональные пробы и мастер-классы по типу профессий «Человек-знаковая система» Профессиональные пробы и мастер-классы по типу профессий «Человек-художественный образ» Практическая работа «Лестница успеха» Единый день профориентации: встреча с представителями 1 3 2 1 2 Количество часов 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 12 22 23 24 25 26 27 28 2930 31 3233 34 учебных заведений РК Проблемы и трудности современного рынка труда России, региона и пути их решения. Факторы формирования предложения и спроса на рынке труда. Рынок труда и распределение доходов. Безработица: виды и причины возникновения. Практическая работа «Меры по борьбе с безработицей» Служба Занятости. Встреча с сотрудниками ЦСЗН г.Кемь Заработная плата. Формы и системы оплаты труда. Законодательство РФ о трудовых правоотношениях Практическая работа «Трудовые правоотношения» Творческий проект «Мой выбор» (разработка и оформление) Защита творческих проектов «Мой выбор» 1 1 1 1 1 1 1 2 1 2 1 13