Информационный лист 1. 2. 3. 4. 5. Пояснительная записка ……………………………………… 3-6 Планируемые результаты……………………………………. Учебно-тематический план ………………………………….. 6-7 Краткое содержание программы ……………………………. 8-9 Организационно - педагогические условия реализации Программы………………………………………………………. 9 Пояснительная записка Рабочая программа «Театральная азбука» дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы художественной направленности (Программа) разработана в соответствии с: - Федеральным законом "Об образовании в Российской Федерации" от 29.12.2012 № 273-ФЗ. -Приказом Министерства просвещения РФ от 9 ноября 2018 г. № 196 "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам". -Уставом муниципального бюджетного образовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 2» Кемского муниципального района. Театр - это волшебный мир искусства, сокровище мировой культуры, где нужны самые разные способности. Участвуя в театрализованной деятельности, дети знакомятся с окружающим миром во всем его многообразии – через образы, краски, звуки, музыку. В процессе работы над выразительностью реплик персонажей, собственных высказываний активизируется словарь ребенка, совершенствуется звуковая культура речи. Исполняемая роль ставит маленького актера перед необходимостью ясно, четко, понятно изъясняться. Занятия сценическим искусством не только вводят детей в мир прекрасного, но и развивают сферу чувств, будят соучастие, сострадание, развивают способность ставить себя на место другого, радоваться и тревожиться вместе с ним. Самый короткий путь эмоционального раскрепощения ребенка, снятия "зажатости", обучения чувствованию и художественному воображению - это путь через игру, фантазирование, сочинительство. Все это может дать театрализованная деятельность. Актуальность Программы определяется необходимостью успешной социализации ребёнка в современном обществе, его жизненным и профессиональным самоопределением, продуктивным освоением социальных ролей в широком диапазоне и творческой реализацией. Программа объединяет в себе различные аспекты театрально творческой деятельности, необходимые как для профессионального становления, так и для практического применения в жизни. Программа способствует развитию у детей и подростков качеств, которые помогут в будущем конструктивно общаться с самыми разными категориями людей, быть интересными в общении и быть лидерами во многих начинаниях. Новизна Программы в том, что через занятия, дети получают психологическое сопровождение. Занятия включают в себя психологические тренинги: на развитие психических процессов: внимание, памяти, мышления; на снятие эмоционального и физического напряжения; навыкам правильного реагирования на кризисную ситуацию; учат общению с детьми с нарушениями эмоционально-волевой сферы (агрессии, эмоциональной неустойчивостью). Педагогическая целесообразность Программы Реализация программы позволяет включить механизм воспитания каждого члена коллектива и достичь комфортных условий для творческой самореализации, а так же заключается в возможности средствами театра помочь детям и подросткам раскрыть их творческие способности, развить свои психические, физические и нравственные качества и возможности. Программа основана на комплексном подходе к построению занятий, который выражается в изучении тем, связанных с историей театра, сценической речью, пластикой, импровизацией, драматизацией. Театральное творчество активизирует интерес ребёнка к искусству театра, развивает фантазию, воображение, память, внимание и другие качества, воспитывает и улучшает психологическую атмосферу в коллективе. Занятия учат учащихся общаться друг с другом, делиться мыслями, умениями, знаниями. Методы, формы и содержание театральных упражнений реализуют одновременно три цели: погружают детей в присущую им стихию игры, развивают психологические структуры (внимание, мышление, волю, память), придают учебному дню привлекательные для детей качества интересного и веселого труда. Юные артисты работают над своими ролями, со словом, его произнесением и звучанием, чистотой интонации, ясной артикуляцией, мимикой, точностью ритмического рисунка, находят нужные краски и средства выразительности для раскрытия художественного образа. Занятия способствуют раскрытию и активизации своеобразия, самобытности, самостоятельности каждого ребенка. Этой задаче раскрытия “Я” личности учащегося служат игровые исполнительские задания, где могут быть разные варианты исполнения, и каждый ребенок может предложить свой вариант в соответствии со своим пониманием и выдумкой. При отработке сценического движения большое внимание уделяется пластике, выразительности движений. Отличительные особенности от других программ состоят в том, что через игру мы переходим к работе актера над собой и над ролью, и далее к умению выразить себя и умению общаться. Ребёнок сразу включается в творческий процесс создания образа, познания себя, как личности, понимания того, что происходит вокруг, знакомится на практике с основами театральной деятельности. Категория обучающихся Обучающиеся 1-11 классов. Режим занятий Образовательная деятельность, организованная в рамках программы, осуществляется 2 раза в неделю. Продолжительность занятий 35-45 минут. Формы организации образовательного процесса: коллективная, групповая, в парах, индивидуальная. В процессе занятий также используются методы самостоятельной работы. Формы проведения аттестации: • выполнение практических заданий; • тестирование; • опрос; • зачётная работа. Объем и срок освоения программы Срок обучения по программе: 1 год. Общее количество часов, запланированных на весь период обучения, необходимых для освоения программы составляет 68 часов. Учебно-тематический материал программы распределён в соответствии с принципом последовательного и постепенного расширения теоретических знаний, практических умений и навыков. Цель и задачи программы Цель: создание условий для формирования личности, обладающей широким кругозором в области театра и искусства, богатым духовным миром, яркими творческими способностями и способной к успешной социальной адаптации путем приобщения к искусству театра. Задачи: личностные – формирование общественной активности личности в театральной деятельности; формирование первичных навыков публичных выступлений и умений держаться на сцене; метапредметные – развитие мотивации к театральному искусству, потребности в саморазвитии, самостоятельности, активности; образовательные (предметные) – развитие познавательного интереса к театру, включение в театральную деятельность, приобретение знаний, умений, навыков, компетенций в театральном искусстве. Планируемые результаты В области личностных планируемых результатов будут формироваться учебные универсальные действия (далее – УУД): - готовность и способность учащихся к саморазвитию; - самостоятельная и личная ответственность за свои поступки; - социальная компетентность как готовность к решению моральных дилемм; - устойчивое следование в поведении социальным нормам; - навыки сотрудничества в разных ситуациях; - умение не создавать конфликты и находить выходы из спорных ситуаций; - эстетические потребности, ценности и чувства; - эстетические чувства – доброжелательность и эмоционально – нравственная отзывчивость. В области метапредметных планируемых результатов будут формироваться коммуникативные, регулятивные и познавательные УУД. Коммуникативные УУД: - обращаться за помощью; - задавать и отвечать на вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром; -договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; - формулировать собственное мнение и позицию; - предлагать помощь и сотрудничество; - определять общую цель и пути её достижения; - осуществлять взаимный контроль; - вести устный диалог; - координировать и принимать различные позиции во взаимодействии. Регулятивные УУД: - формулировать и удерживать учебную задачу; - ставить новые учебные задачи в сотрудничестве с учителем; - составлять план и последовательность действий; - адекватно воспринимать предложения учителя, товарищей, родителей по исправлению допущенных ошибок; - адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности; - выделять и формулировать то, что усвоено и что нужно усвоить; - различать способ и результат действия; - осуществлять констатирующий и прогнозирующий контроль по результату и по способу действия. Познавательные УУД: - анализ, синтез, сравнение, установление аналогий, установление причинно – следственных связей; - осуществление рефлексии способов и условий действий, контролировать и оценивать процесс и результат деятельности; - построение рассуждения, обобщение; - моделирование и обобщённо фиксировать существенные признаки объектов с целью решения конкретных задач. В области предметных планируемых результатов обучающиеся научатся: общаться с партнерами (одноклассниками), элементам актёрского мастерства, образно воспринимать окружающий мир, адекватно и образно реагировать на внешние раздражители, навыкам коллективного творчества, овладевать способами самопознания, рефлексии. Учебный план № Тема занятия 1 2 3 Количество часов Форма Всего Теори Практи промежуточн ой я ка аттестации Вводное занятие. Задачи 1 1 0 кружка. Театр как форма развития речи. История возникновения театра. Ситуативно-массовая сценки 2 1 1 Текущий контроль. Выполнение практически х заданий Творческое взаимодействие с 2 1 1 Текущий партнером. контроль. Наблюдения за деятельность ю ребенка в 4 Основы мастерства. актерского 2 1 1 5 Дикция. 3 1 2 6 Артикуляция. 3 1 2 7 Индивидуальные недостатки. речевые 2 1 1 8 Голос и речь человека. Работа 3 над голосом. Работа над выразительным чтением 1 2 9 Жест, мимика, движение. 0,5 0,5 1 процессе занятий Текущий контроль. Выполнение практически х заданий Текущий контроль. Наблюдения за деятельность ю ребенка в процессе занятий Текущий контроль. Выполнение практически х заданий Текущий контроль. Наблюдения за деятельность ю ребенка в процессе занятий Текущий контроль. Выполнение практически х заданий Текущий контроль. Наблюдения за деятельность ю ребенка в процессе занятий 10 Выразительное чтение стихов 2 1 1 11 Практические упражнение на 2 развитие координации 1 1 12 Этюды на движение. 2 1 1 13 Этюды на пластику. 2 1 1 0,5 0,5 на 2 1 1 16 Этюд “Звуковые потешки с 2 речью”. Чтение стихотворений. 1 1 14 Имитация животного. 15 Беспредметный контрасты. поведения 1 этюд Текущий контроль. Выполнение практически х заданий Текущий контроль. Наблюдения за деятельность ю ребенка в процессе занятий Текущий контроль. Выполнение практически х заданий Текущий контроль. Выполнение практически х заданий Текущий контроль. Выполнение практически х заданий Текущий контроль. Выполнение практически х заданий Текущий контроль. Наблюдения за деятельность ю ребенка в процессе 17 Искусство диалога. 2 1 1 18 Практические упражнение на 2 развитие внимания. 1 1 19 Импровизация. Конкурсы 2 “Мим” и “Походка”. 1 1 20 Выразительность бессловесного человека. 2 1 1 21 Ритмичность движения. 2 Практические занятия. 1 1 22 Распределение ролей. Чтение 3 по ролям. 1 2 поведения занятий Текущий контроль. Наблюдения за деятельность ю ребенка в процессе занятий Текущий контроль. Наблюдения за деятельность ю ребенка в процессе занятий Текущий контроль. Наблюдения за деятельность ю ребенка в процессе занятий Текущий контроль. Наблюдения за деятельность ю ребенка в процессе занятий Текущий контроль. Наблюдения за деятельность ю ребенка в процессе занятий Текущий контроль. Наблюдения за 23 Эпизодическая неотделимое главной роли. роль как 3 дополнение 1 2 24 Пять основополагающих 2 вопросов: кто? что? где? когда? Почему? 1 1 25 Постановка сценических движений. 2 1 1 26 Театральная постановка. 3 1 2 27 Репетиционные занятия по технике речи. 4 0 4 28 Эстетическое оформление инсценировки 2 0,5 1,5 деятельность ю ребенка в процессе занятий Текущий контроль. Наблюдения за деятельность ю ребенка в процессе занятий Текущий контроль. Наблюдения за деятельность ю ребенка в процессе занятий Текущий контроль. Наблюдения за деятельность ю ребенка в процессе занятий Промежуточ ный контроль Спектакль Текущий контроль. Наблюдения за деятельность ю ребенка в процессе занятий Текущий контроль. Наблюдения за деятельность 29 Репетиции. Подготовка афиши. 4 1 3 Премьера. Анализ инсценировки. Итоговое тестирование. Итого 1 1 1 0 1 0 1 0 1 68 30 31 32 33 ю ребенка в процессе занятий Текущий контроль. Наблюдения за деятельность ю ребенка в процессе занятий Краткое содержание программы Раздел 1. Театральная педагогика. Введение. Задачи. Цели и задачи детского объединения. Беседа о театре. Введение в тему. Ситуативно-массовые сценки. Обыгрывание сценок. Творческое взаимодействие с партнёром. Взаимодействие с партнёром. Упражнение «Отношение». Раздел 2. Культура и техника речи. Дикция. Дикция как средства художественной выразительности. Что такое дикция. Дикция как средства художественной выразительности. Упражнения на дикцию. Упражнения на дикцию. Работа над речевым аппаратом. Дикция в работе актёра. Упражнения на дикцию. Упражнения на улучшение дикции. Дикционный тренинг. Тренинги на дикцию Артикуляция. Артикуляционная гимнастика. Что такое артикуляция? Упражнения на артикуляцию, мимику, движение. Психогимнастика. Выявление индивидуальных речевых недостатков и способы их устранения. Способы устранения речевых недостатков. Упражнения на развитие речи. Постановка голоса. Снятие психофизических зажимов. Упражнения на развитие внимания. Работа над скороговорками, чистоговорками, поговорками. Освоение упражнений на улучшение дикции. Выразительное чтение стихов. Упражнения на развитие речи. Раздел 3. Ритмопластика. Психофизический тренинг, подготовка к этюдам. Развитие координации. Этюды на движение. Этюды на движения. Этюд на состояние ожидания в заданной ситуации. Совершенствование осанки и походки. Упражнения на развитие движения. Беспредметный этюд на контрасты. Этюд на контрасты. Упражнения и тренинги. Этюды “Звуковые потешки с речью”. Чтение стихотворений. Артикуляционная актерская гимнастика как терапевтическое средство. Возможные речевые недостатки. Выразительное чтение стихов, игры, этюды. Диалог Отработка диалога. Интонация, настроение, характер персонажа. Упражнения по характеру персонажа. Образ героя. Характер и отбор действий. Работа над образом. Имитация поведения животного. Игры и упражнения на имитацию животных. Животные в русских сказках. Пластическая импровизация на ходу в заданном образе. Театр-экспромт. Обыгрывание элементов костюмов. Костюмы в инсценировании. Сценическое движение. Что такое сценическое движение. Отработка движения на сцене. Раздел 4. Вхождение в образ. Внимание. Упражнение на внимание. Что значит быть внимательным? Конкурсы “Мим” и “Походка”. Выразительность бессловесного поведения человека. Артикуляция. Артикуляционная гимнастика. Снятие психофизических зажимов. Тренировка ритмичности движений. Ритмичность движения. Упражнения и тренинги на ритмичность движения. Геометрика движения. Движение по форме (по кругу, по прямой линии, по восьмёрке). Геометрика движения. Упражнения на движение. Отработка движения по форме (по кругу, по прямой линии, по восьмёрке). Этюды на пластику. Упражнения на развитие пластических движений. Пластика в движениях актёра. Развитие пластики, координация движения. Отработка сценического движения. Целенаправленные действия. Жест, мимика, движение, речь – слагаемые действия. Упражнения и тренинги на жесты, мимику, движение, речь. Изобрази заданный предмет. Отработка упражнений по развитию пластики, координации движения. Работа по технике движения. Упражнения и тренинги по технике движения. Большое в малом. Рассказ о маленькой роли. Маленькая роль - огромное значение. Упражнения на определение роли. Эпизодическая роль как неотделимое дополнение главной роли. Упражнения на определение роли. Пять основополагающих вопросов: кто? что? где? когда? почему? Упражнения на развитие органов чувств. Импровизации. Постановка сценических движений. Упражнения на импровизацию. Основы сценического движения. Упражнения на сценическое движение. Раздел 5. Театральная постановка. Театральная постановка. Репетиционные занятия по технике речи. Репетиционные занятия по технике движения. Подготовка оформления спектаклей. Что входит в оформление спектаклей. Оформление сцены. Эстетическое оформление спектаклей. Репетиции. Подготовка афиш. Виды афиш. Премьера. Премьера спектакля. Анализ спектакля. Подведение итогов. Организационно-педагогические условия реализации Программы При реализации Программы в учебном процессе используются методические пособия, дидактические материалы, фото- и видеоматериалы, журналы и книги, материалы на электронных носителях. При проведении занятий используются: • словесные методы обучения: лекции, объяснения, беседы, консультации; • наглядные методы обучения: видео. Усвоение материала контролируется при помощи опросов, выполнения практических заданий. Заключительное занятие кружка проводится в форме итогового тестирования. Материально-технические условия реализации Программы Продуктивность работы во многом зависит от качества материально технического оснащения процесса. Программа реализуется в аудитории образовательной организации с применением технических средств обучения : • компьютеры; • проектор; • интерактивная доска; • экран.