1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Рабочая программа «Спортивные игры» дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы физкультурно-спортивной направленности (Программа) разработана в соответствии с: - Федеральным законом "Об образовании в Российской Федерации" от 29.12.2012 № 273-ФЗ. -Приказом Министерства просвещения РФ от 9 ноября 2018 г. № 196 "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам". -Уставом муниципального бюджетного образовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 2» Кемского муниципального района. Образовательная деятельность по Программе направлена на: формирование и развитие физических способностей обучающихся; формирование культуры здорового и безопасного образа жизни, укрепление здоровья обучающихся; создание и обеспечение необходимых условий для личностного развития, укрепление здоровья; социализацию и адаптацию обучающихся к жизни в обществе; формирование общей культуры обучающихся. Актуальность Программы заключается в том, что у взрослого и детского населения России в последнее десятилетие значительно понижаются показатели критериев здоровья, мотивации здорового образа жизни, пристрастие к вредным привычкам и наркотическим веществам. Программа актуальна на сегодняшний день, так как ее реализация восполняет недостаток двигательной активности, имеющийся у детей в связи с высокой учебной нагрузкой, неся оздоровительный эффект. Отличительные особенности Программы заключается в том, что она учитывает специфику дополнительного образования и охватывает значительно больше желающих заниматься спортом, предъявляя посильные требования в процессе обучения. Она дает возможность заняться спортивными играми с «нуля» тем детям, которые еще не начинали проходить разделы «волейбол», «баскетбол», «мини-футбол» в школе, а также уделить внимание вопросу формирования привычки к здоровому образу жизни, всестороннему подходу к воспитанию гармоничного человека. Категории обучающихся: обучающиеся 15-18 лет. Режим занятий Образовательная деятельность, организованная в рамках программы, осуществляется 1 раз в неделю. Продолжительность занятий 45 минут. Формы организации образовательного процесса Занятия в объединении может проводиться по группам. Форма обучения – очная. Объем и срок освоения программы 1 год. Программа рассчитана на 34 часа в год по 1 часу в неделю. Цель программы: Способствование всестороннему физическому развитию обучающихся путем вовлечения в двигательную деятельность. Задачи программы: Образовательные Формирование знаний, умений о развитии двигательных навыков, физических способностей, средств и методов физического совершенствования. Развитие познавательного интереса к спортивным играм, включенность в познавательную деятельность. Формирование интереса к народным подвижным играм и распространение игрового опыта. Развивающие Развитие личностного самообразования: активности, самостоятельности, общения, интеллектуальных способностей. Создание комфортной обстановки, атмосферы доброжелательности, сотрудничества, включения в активную деятельность, ситуации успеха. Воспитательные Формирование нравственного сознания личности; воспитание качеств, взглядов, убеждений; формирование способов поведения в обществе; способов самоконтроля. Воспитывать чувство коллективизма, взаимопомощи и взаимовыручки. Сохранение и укрепление здоровья, формирование здорового образа жизни. Формы аттестации: открытое занятие, соревнование. Формы отслеживания и фиксации образовательных результатов: дневник наблюдений, тестирования, протокол соревнований. Планируемые результаты освоения программы В процессе обучения и воспитания собственных установок, потребностей в значимой мотивации на соблюдение норм и правил здорового образа жизни, культуры здоровья у обучающихся формируются следующие универсальные учебные действия (УУД): Предметные результаты программы: 1)Сохранять правильную осанку, оптимальное телосложение. 2)Знать различные виды игр. 2 3)Самостоятельно организовывать и проводить спортивные соревнования. 4)Планирование занятий физическими упражнениями в режиме дня, организации отдыха и досуга. Метапредметными результатами программы: 1. Регулятивные УУД: 1) Различать допустимые и недопустимые формы поведения. 2) Уважительное отношение к другим людям. 3) Бережное отношение к спортивному инвентарю и соблюдение правил по технике безопасности.. 4)Технически правильно выполнять двигательное действие. 5) Соблюдать правила техники безопасности при выполнении беговых упражнений. 6) Регулировать дистанцию при беге с обучающимися. 7) Оказывать бескорыстную помощь своим сверстникам, находить с ними общие интересы. Познавательные УУД: 1) Умение строить по росту, выполнять простые команды. 2) Способы развития физических качеств. 3) Организация деятельности с учетом требований её безопасности. 4) Умение контролировать скорость и расстояние при беге. 5) Умение бежать со средней скоростью и ускоряться. 6) Планировать спортивные занятия в режиме дня, организовывать отдых досуг в течение дня с использованием средств физической культуры. 7) Уметь выбрать для себя с учетом своих особенностей способ закаливания. 8) Необходимость отслеживания состояния здоровья. 9) Отслеживать двигательные действия составляющие содержание подвижных игр. 10) Умение самостоятельно разрабатывать стратегию игры. 11) Осваивать технику физических упражнений прикладной направленности. 2. Коммуникативные УУД: 1) Понимание ценности человеческой жизни. 2) Взаимодействие с родителями, умение формулировать свои цели. 3) Взаимодействовать в парах и группах при выполнении технических действий в игре. 4) Осваивать универсальные умения при взаимодействии в группах. 5) Осваивать универсальные умения, управлять эмоциями во время подвижных игр. 6) Взаимодействовать со сверстниками на принципах дружбы и толерантности. 7) Взаимодействовать в группах, подчиняться капитану. 3 8) Проявлять положительные качества личности. 9) Взаимодействовать в группах при выполнении технических действий с мячом. Личностные УУД: 1 ) Развивать готовность к сотрудничеству. 2) Стремление к физическому самосовершенству. 3) Стремление к самостоятельному физическому самосовершенству. 4) Проявлять дисциплинированность, управлять своими эмоциями. 5) Формировать потребность к здоровому образу жизни. 6) Формировать выносливость и силу воли для выполнения физических упражнений. 7) Стремление преодолевать себя. 8) Проявлять качества быстроты, силы, выносливости, координации при выполнении беговых упражнений. 9) Стремление к физическому развитию. 10) Формировать выносливость и силу при выполнении физически сложных упражнений. Учебный план Количество часов Формы промежутоной аттестации Все го Теор ия Прак тика -мини-футбол; 9 1 8 Соревнование -баскетбол; 8 1 7 Соревнование -волейбол. 8 1 7 Соревнование физическая 8 1 7 Открытое занятие 3.Организация и 1 проведения спортивных мероприятий 0 1 Соревнование Всего: 4 30 1.Спортивные игры 2.Общая подготовка 34 4 Краткое содержание программы Программа предлагает, как проведение регулярных еженедельных занятий со школьниками (в расчёте 1 часа в неделю), так и возможность организовать занятия крупными блоками - соревнованиями. Модуль Темы 1. Спортивные игры Мини-футбол - правила игры; - профилактика травматизма; - гигиена футболиста; - техника удара по мячу; - техника ведения мяча; - техника остановки и отбора мяча; - тактические комбинации; Баскетбол - правила игры; - профилактика травматизма; - гигиена баскетболиста; - техника ведения мяча; - техника передачи мяча; - техника бросков мяча Волейбол - правила игры; - охрана здоровья и гигиена; - профилактика травматизма; - техника игры в волейбол; - тактика игры в волейбол; - игровая практика 2. Общая физическая подготовка - развитие качеств 3. Организация и проведение спортивных мероприятий технология проведения 5 основных физических организации и спортивных мероприятий; организация и проведение спортивных соревнований При реализации данной программы используются следующие технологии: - ролевые игры; - работа в группах; - работа в парах сменного состава. Для определения уровня физической подготовленности обучающихся проводится тестирование. Освоение и совершенствование техники двигательных действий будет осуществляться словесными (диалог), наглядными (показ упражнения, компьютерная демонстрация) методами. Для развития двигательных способностей будут использоваться следующие методы: метод слитного (непрерывного) упражнения с нагрузкой умеренной и переменной интенсивности, метод круговой тренировки, игровой метод, соревновательный, строго регламентированного упражнения и повторный. Организационно-педагогические условия реализации Программы Материально-техническое обеспечение программы Для реализации Программы обучающимися необходимо обеспечить определѐнные ресурсы: материально-технический, организационный, информационно-методический. Материально-технический ресурс: • игровой спортивный зал; •пришкольный стадион (площадка), спортивным оборудованием; • лыжная трасса; • кабинет, оснащѐнный компьютером; секундомер; перекладина гимнастическая; скамейки гимнастические; 6 оснащѐнный игровым и дорожка разметочная для прыжков в длину с места; теннисные мячи; мишени для метания (обручи гимнастические диаметром 90 см, закреплѐнные на стене); волейбольные, баскетбольные, футбольные, набивные мячи: шведские стенки, гимнастическое оборудование и т.п.; баскетбольная форма, жилетки разного цвета; гантели, скакалки, обручи, эспандеры, тренажеры, ограничительные конусы; рулетка измерительная (2—3 м); инвентарь для проведения подвижных игр; подсобное помещение для хранения инвентаря и оборудования; аптечка первой помощи; Организационный ресурс: • поддержание необходимой дисциплины; •проведение занятий при строгом соблюдении правил техники безопасности и режима. Это позволяет избегать случаев травматизма, переутомления обучающихся. Информационно-методический ресурс: •учебные пособия, демонстрационные учебные пособия, учебнометодическая литература, электронные образовательные ресурсы с учѐтом достижения целей и планируемых результатов освоения Программы. Занятия физической культурой и спортом проходят в специально оборудованных спортзалах, также на спортивной, специально оборудованной площадке. И в зале и на площадке должны создаваться условия согласно государственному нормативу. И в зависимости от погодных условий, и условий, где будет проходить занятие. Требования к одежде для занятий: 7 одежда должна быть чистой; должна впитывать пот; должна иметь длину, позволяющую выполнять свободно разные физические движения; должна быть лёгкой и удобной. Для занятий обычно требуется два вида форм: длинная (для занятий на улице, или спортивных площадка); короткая (для занятий в спортзале). Короткая спортивная форма – это может быть шорты и футболка, майка и короткие лосины, топ и шорты. Длинная форма — это может быть спортивные костюмы: спортивные брюки и футболка, длинные лосины и кофта, и т.д. Требования, к обуви: подошва кроссовок должна быть толстой и упругой; должна быть изготовлены из мягкой ткани; должна иметь супинатор. Для занятий необходимо иметь два варианта обуви: для улицы; для спортзала. Из обуви это могут быть: кроссовки, кеды, мокасины, спортивные ботинки. Для занятий на улице лучше отдать предпочтение летней обуви, так как бегать в мае или сентябре будет очень жарко. А в более холодную погоду ноги не успеют замёрзнуть из-за постоянной активности. Спортивная обувь должна не давить и не натирать, должна быть удобной и не слишком тяжёлой. Во время занятий бегом должно быть легко и удобно поднимать ноги. Методическое обеспечение программы 8 В зависимости используются от различные поставленных методы задач обучения на учебном (словесные, занятии наглядные, практические), чаще всего их комплексное сочетание. Основные формы проведения занятий – учебно-тренировочное занятие. В качестве дидактического материала используются: наглядные пособия; сведения из Интернета книги, брошюры, газетные материалы; фото и видеоматериалы; тесты; компьютерные презентации по темам. 9 Приложение ФОРМЫ АТТЕСТАЦИИ Вид аттестации Текущая аттестация Аттестация результатов ности № п/п 1 2 Время Цель проведения проведения по итогам Определение степени усвоения полугодия учащимися учебного материала. Определение готовности восприятию нового материала. Повышение ответственности и заинтересованности обучающихся в обучении. Выявление детей, отстающих и опережающих обучение. Подбор наиболее эффективных методов и средств обучения. В конце Определение изменения уровня учебного года развития детей, их творческих или курса способностей. Определение обучения результатов обучения. Ориентирование учащихся на дальнейшее (в том числе самостоятельное) обучение. Получение сведений для совершенствования образовательной программы и методов обучения Способность Тест Формы контроля Опрос, нормативы по технической и тактической подготовленности. Зачет Опрос, нормативы по технической и тактической подготовленности контрольное занятие, зачет, открытое занятие, тестирование. Зачет Уровень МАЛЬЧИКИ ДЕВОЧКИ низк сред высок низк сред высо ий ний ий ий ний кий Сила Бросок баскетбольного 3 мяча двумя руками изза головы, ноги на ширине плеч (м) Координацио Прыжок в сторону 25 нные через линию за 20 способности секунд (кол-во раз) 4-5 6 2 3-4 5 2628 29 25 2628 29 Формы отслеживания и фиксации образовательных результатов: дневник наблюдений, тестирования, протокол соревнований. Формы предъявления и демонстрации образовательных результатов: открытое занятие, соревнование. ОЦЕНОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ 10 В качестве методов диагностики результатов обучения используются опросы, практические задания по пройденным темам. Контрольные занятия включают в себя - задания на проверку усвоения выученного материала, нормативы физической подготовленности и нормативы технической и тактической подготовленности; - товарищеские встречи и соревнования по спортивным играм. Также в течение года применяется метод наблюдения, то есть педагог отслеживает наличие отсутствия или наличие прогресса у группы, у каждого обучающегося в отдельности. Таблица Мониторинг результатов обучения детей по дополнительной общеобразовательной программе «Спортивные игры» Показатели Предметные результаты 1.Теоретическая подготовка: 1.1 Теоретические знания по основным разделам учебного плана: - Общий режим дня. - Правила перехода на волейбольной площадке. - Основатель игры. - Влияние физических упражнений на организм занимающихся - Правила игры -Характеристика техники передачи - Самоконтроль 1.2. Владение специальной терминологией 2. Практическая подготовка ребенка: 2.1. Практические умения и навыки, предусмотренные Критерии Соответствие теоретических знаний обучающегося программным требованиям Осмысленность и правильность использования специальной терминологии Соответствие практических умений и навыков обучающегося программным Степень выраженности оцениваемого качества Возможное количество баллов - высокий образовательный результат (полное освоение содержание образования, имеет творческие достижения) - полное освоение программы, но при выполнении заданий допускаются незначительные ошибки - не полное освоение программы, допускает существенные ошибки в знаниях предмета и при выполнении практических заданий Высокий образовательный результат (полное освоение содержание оптимальны й (отл) 10 11 достаточный (хор) 5 Формы контроля опрос Тестирова ние недостаточн ый (уд) 1 оптимальны й (отл) 10 Наблюден ие Тестирова ние Зачет программой по требованиям. каждому конкретному году обучения 2.2. Владение специальным оборудованием и оснащением. 3.Метапредметные результаты Регулятивные Коммуникативные Отсутствие затруднений в использовании специального оборудования и оснащения. Управление своей деятельностью, инициативность, самостоятельность Речевая деятельность, навыки сотрудничества Познавательные Работа с информацией выполнение логических операций сравнения, анализа, обобщения 4. Личностные результаты Система ценностных отношений Мотивация -соблюдении норм и правил поведения, принятых в образовательном учреждении; - прилежание и ответственности за результаты образования, имеет творческие достижения) - полное освоение программы, но при выполнении заданий допускаются незначительные ошибки - не полное освоение программы, допускает существенные ошибки в знаниях предмета и при выполнении практических заданий Высоко развита способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений. Успешно решает предметные задачи Способен к самостоятельному усвоению новых знаний и умений. Испытывает затруднения при решении предметных задач Не всегда способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений. Испытывает существенные затруднения при решении предметных задач -Имеет высокие достижения в личностном развитии. Знает и выполняет основные моральные нормы, понимает их социальную необходимость 12 достаточный (хор) 5 Контроль ные испытания недостаточн ый (уд) 1 оптимальны й (отл) 10 Наблюден ие зачет достаточный (хор) 5 недостаточн ый (уд) 1 оптимальны й (отл) 10 достаточный (хор) 5 Наблюден ие обучения. -Имеет достаточные достижения в личностном развитии. Ориентирован на выполнение норм на основе понимания их социальной необходимости. -Наблюдаются незначительные достижения в личностном развитии. Не всегда выполняет нормы, испытывает затруднения в понимании их социальной необходимости недостаточн ый (уд) 1 2. МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ Методы обучения: По источнику знаний: словесные, наглядные, практические По уровню познавательной деятельности: объяснительноиллюстративный, репродуктивный, проблемный, частично – поисковый (эвристический), исследовательский Методы воспитания: убеждение, поощрение, упражнение, стимулирование, мотивация. Формы организации занятий: встреча с интересными людьми, игра, конкурс, мастер-класс, открытое занятие, праздник, представление, соревнование, турнир, экскурсия. В первое полугодие обучения основное внимание уделяется физической и технической подготовке. Во второе полугодие обучения происходит логическое продолжение изучения технического, тактического арсенала и физической подготовленности обучающихся, уменьшается количество часов на физическую подготовку и увеличивается – на тактическую. Основной задачей работы является дальнейшая технико-тактическая подготовка обучающихся, а также знакомство с игровой специализацией по функциям игроков. Для успешного выполнения программного материала необходимо сочетать занятия в объединении с самостоятельной работой, которая предлагается обучающимся в виде заданий, разработанных руководителями объединения совместно с обучающимися. 13 Практические занятия с обучающимися различают по направленности: однонаправленные (посвящены одному из видов подготовки: технической, тактической, физической), комбинированные (включают материал 2-3 видов в различных сочетаниях), игровые (игровая тренировка, двухсторонняя игра, игровой фрагмент), контрольные. В теоретических занятиях используются формы: лекции, беседы, зачеты. Основной показатель работы в учебно-тренировочной группе – выполнение программных требований по уровню подготовленности занимающихся, выраженных в количественно-качественных показателях технической, тактической, физической, теоретической подготовленности, физического развития. № Форма организации и проведения занятия 1 2 3 4 Групповая с организацией индивидуальных форм работы внутри группы, подгрупповая, фронтальная Индивидуальная, групповая, подгрупповая, поточная, фронтальная Групповая с организацией индивидуальных форм работы внутри группы, подгрупповая, фронтальная, коллективногрупповая, в парах Групповая с организацией индивидуальных форм работы внутри группы, подгрупповая, коллективногрупповая, в парах Методы и приёмы организации учебновоспитательного процесса Словесный, объяснение, рассказ, беседа практические задания, объяснение нового материала.Конспекты занятий для педагога. Дидактический материал, техническое оснащение занятий Вид и форма контроля, форма предъявления результата Специальная Вводный, литература, справочные положение о материалы, картинки, соревнованиях. плакаты. Правила судейства. Словесный, наглядный показ, упражнения в парах, тренировки Таблицы, схемы, карточки, мячи на каждого обучающего Тестирование, карточки судьи, протоколы Словесный, объяснение нового материала, рассказ, практические занятия, упражнения в парах, тренировки, наглядный показ педагогом. Литература, схемы, справочные материалы, карточки, плакаты, мячи на каждого обучающего Зачет, тестирование, учебная игра. Словесный, объяснение, беседа, практические занятия, упражнения в парах, тренировки, наглядный показ педагогом. Учебная игра. Дидактические карточки, плакаты, мячи на каждого обучающего Терминология, жестикуляция. Зачет, тестирование, учебная игра, соревнование 14 5 Групповая, подгрупповая, коллективногрупповая практические занятия, Дидактические упражнения в парах, карточки, плакаты, тренировки, Учебная игра. мячи на каждого обучающего, видеозаписи Учебная игра, тестирование, соревнование 3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ Не менее значимым при развитии здоровьесберегающей среды учреждения является состояние и перспективы обогащения материальнотехнической базы наглядными пособиями, техническими средствами обучения, а также обеспечение и поддержка состояния экологической комфортности среды школьных помещений, в которых дети проводят значительную часть дня. Для реализациипрограммы необходима материально-техническая база: Учебные пособия: натуральные пособия (реальные объекты живой и неживой природы) изобразительные наглядные пособия (рисунки, схематические рисунки, схемы, таблицы) плакаты, презентации: «Комплекс упражнений утренней гимнастики», «Первая помощь», «Пропаганда здорового образа жизни», «Правильная осанка», «Гимнастика для глаз» и т.п. измерительные приборы: весы, часы. Оборудование для демонстрации мультимедийных презентаций: компьютер мультимедийный проектор Спортивный инвентарь. 1. Гимнастическая стенка; 2. Гимнастические скамейки; 3. Гимнастические маты; 4. Скакалки; 5. Мячи набивные; 6. Мячи волейбольные, баскетбольные; 7. Мячи для мини-футбола; 8. Сетка волейбольная; 9. Рулетка - 1 штука; 10. Секундомер - 1 штука. 11. Баскетбольная площадка, щит, кольцо, 12. Малый обруч (60 см), 13. Гимнастические палки, 15 14. Теннисные мячи, 15. Скакалки Информационное обеспечение – видео, фото, Интернет источники. Программа предусматривает использование Интернет-ресурсов (видеоматериалов, мастер-классов). 16 СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 1. Антропова М.В., Кузнецова, Л.М. Режим дня школьника. М.: изд. Центр «Вентана-граф». 2002.- 205 с. 2. Гатман Б., Финнеган Т., Все о тренировке юного баскетболиста. Издательство АСТ, 2007 3. Дереклеева Н.И., Двигательные игры, тренинги и уроки здоровья: 15 классы. – М.: ВАКО, 2007 г. - / Мастерская учителя. 4. Дереклеева Н.И. ,Справочник классного руководителя: 5 класс / Под ред. И.С. Артюховой. – М.: ВАКО, 2007 г., - 167 с. (Педагогика. Психология. Управление.) 5. Карасева Т.В., Современные аспекты реализации здоровьесберегающих технологий // Основная школа – 2005. – № 11. – С. 75– 78. 6. КовалькоВ.И., Здоровьесберегающие технологии в основной школе:/ В.И. Ковалько. – М.: Вако, 2004. – 124 c. 7. Ковалько В.И., Школа физкультминуток (1-11 классы): Практические разработки физкультминуток, гимнастических комплексов, подвижных игр. – М.: ВАКО, 2007 г. – / Мастерская учителя. 8. Колодницкий Г.А., Кузнецов В.С. Внеурочная деятельность учащихся. Волейбол. 9. Кузнецов В.С., КолодницкийГ.А.. Упражнения и игры с мячами. Издательство НЦ ЭНАС, 2006г. 10. Мальцев А.И., Быстрее, выше, сильнее! Легкая атлетика и гимнастика для школьников 17 18