ДООП туристко-краеведческой направленности От прошлого к настоящему

Пояснительная записка.
Рабочая программа «От прошлого к настоящему» дополнительной
общеобразовательной
общеразвивающей
программы
туристскокраеведческой направленности разработана в соответствии с:
- Федеральным законом "Об образовании в Российской Федерации" от
29.12.2012 № 273-ФЗ
-Приказом Министерства просвещения РФ от 9 ноября 2018 г. N 196 "Об
утверждении Порядка организации и осуществления образовательной
деятельности по дополнительным общеобразовательным программам"
- Уставом муниципального бюджетного образовательного учреждения
«Средняя общеобразовательная школа № 2» Кемского муниципального
района.
Актуальность Программы
Важнейшей целью современного отечественного образования и одной из
приоритетных задач общества и государства является воспитание,
социально-педагогическая
поддержка
становления
и
развития
высоконравственного,
ответственного,
творческого,
инициативного,
компетентного гражданина России. Подрастающий человек должен уметь
ориентироваться и действовать в постоянно меняющемся мире, не потеряв
при этом своей самобытности, нравственных начал, уважения к себе и
другим людям, способности к самопознанию и самовыражению. При этом
важна связь с прошлым, наличие культурной и исторической памяти,
устремленность в будущее. Музейное дело сейчас является одной из самых
стремительно
развивающихся
областей
культуры
Сегодня для развития, обучения и воспитания подрастающего человека
исключительно важны связь с прошлыми поколениями, формирование
культурной и исторической памяти. Чтобы ребенок мог проникнуться такими
чувствами, недостаточно только прочесть, посмотреть или услышать нужную
информацию, тут требуется прикоснуться к эпохе, потрогать еѐ руками и
эмоционально пережить артефакты. Помочь молодому поколению в решении
этих проблем сегодня может такой уникальный социальный институт, как
музей.
Одна из актуальных проблем современного общества – формирование
личности, готовой не только жить в меняющихся социальных и
экономических условиях, но и активно влиять на существующую
действительность, изменяя ее к лучшему. Такая личность может быть
сформирована только, если она знает свои истоки, историю и культуру.

Отличительные особенности программы состоят в том, что она
базируется на местном историко-краеведческом материале, в котором
заключён огромный познавательно-воспитательный потенциал.
Педагогическая целесообразность
Новые достижения в области коммуникации и информации, новые способы
социальных отношений открывают всё новые и новые горизонты музейного
дела. Программа «От прошлого к настоящему » предполагает организацию
деятельности обучающихся от простого собирательства предметов и
артефактов
к
описанию
конкретных
экспонатов
и
событий,
самостоятельному исследовательскому поиску, предполагает изучение
методики исследовательской, фондовой, культурно-образовательной и
экспозиционной работы.
При проведении экскурсий в школьном музейном уголке для разных
возрастных групп (учащихся 1-11 классов и гостей школы) вырабатывается
умение самостоятельно адаптировать информацию для конкретной
аудитории, правильно держаться на публике.
Принципы функционирования программы
1. Принцип продуктивности - ученики и учитель в процессе
взаимоотношений производят совместный продукт, при этом учитываются
достижения самого ребенка с его интересами, чувствами, опытом и
произведенным продуктом.
2. Принцип культуросообразности - ориентация на культурные, духовные,
нравственные ценности, имеющие национальное и общечеловеческое
значение.
3. Принцип творческо-практической деятельности - вариативность в рамках
канона.
4. Принцип коллективности - воспитание у детей социально - значимых
качеств, развитие их как членов общества.
Программа «От прошлого к настоящему» является проектом позитивной
занятости обучающихся и способствует развитию личности, активной
учебно-познавательной деятельности, формированию общекультурной
компетентности, готовности к саморазвитию и непрерывному образованию.
Не менее важно и то, что в процессе музейно-краеведческой деятельности
ребята
овладевают основами многих научных дисциплин,
не
предусмотренных школьным курсом. Они знакомятся с основными
понятиями и методами археологии, источниковедения, этнографии,
музееведения и т.д. Помимо этого, они овладевают навыками
исследовательской деятельности.
Категории обучающихся

Программа разработана для обучающихся 5-11 классов. Возраст
обучающихся 10-18 лет.
Режим занятий Образовательная деятельность, организованная в рамках
Программы, осуществляется 1 раз в неделю. Продолжительность занятий 45
минут.
Форма организации образовательного процесса:
Занятия с учащимися предполагается проводить в различных формах.
фронтальная;
- групповая, коллективная;
- индивидуальная;
- комбинированное.
Формы проведения занятий:
Форма занятий - групповая.
На занятиях педагогом используется индивидуально-личностный подход
(возможно составление индивидуального образовательного маршрута по
освоению Программы) и применение различных форм проведения занятий,
таких как:
•экскурсии;
•поиск сайтов и знакомство через них с известными музеями, просмотр
видеофильмов о музеях нашей страны и за рубежом;
•составление словаря музейных терминов, работа в библиотеке, архиве;
•ведение дневника индивидуального краеведческого исследования (по
желанию);
•разработка и проведение экскурсий по экспозиции школьного музея и
музеев города; •обновление экспозиций музея образовательной организации;
•участие в конкурсах экскурсоводов;
•проведение викторин и конкурсов на знаниепонятий и терминов
музееведения;
•встречи с участниками исторических событий, запись воспоминаний, поиск
и сбор экспонатов; •подготовка и проведение праздничных мероприятий по
памятным датам;
•подготовка
сообщений,
презентационных
материалов(презентация
экскурсии).
Направления:
Поисково-исследовательское.
Экспозиционное.
Экскурсионное.
Культурно-массовые мероприятия.
Срок освоения программы:

Продолжительность обучения - 1 год. Форма обучения – очная.
Объем программы:
Годовая нагрузка- 34 часа.
Цель программы:
Совершенствовать предпрофессиональные знания, умения, навыки и
компетенции по основам музееведения, экскурсионного дела, поисковой,
фондовой, экспозиционной деятельности.
Задачами данной программы являются:
Образовательные:
 знакомство с историей музейного дела и с основными музеями края и
страны (краеведческим, художественным, историческими)
 способствовать созданию у детей ярких эмоциональных представлений о
нашей Родине, об окружающем мире и приобщению к национальным
традициям;
 использование приобретённых знаний и умений в практической
деятельности и повседневной жизни;
 приобщение к работе над книгой и другими источниками знаний;
Развивающие:
 развитие духовно-познавательных потребностей детей;
 развитие эмоциональной сферы и эстетической восприимчивости;
 развитие коммуникативных навыков;
 развитие музейной культуры и визуальной грамотности;
 приобщение к семейным традициям;
 дать навыки исследовательской работы;
 развитие позитивной мотивации к дальнейшему изучению краеведения.
Воспитательные:
 формировать активную гражданскую позицию.
 воспитывать в учащихся музейную культуру;.
 формировать чувство ответственности за сохранение наследия прошлого;
 воспитание толерантности.
Форма контроля:
Игры, викторины, беседа, выставка, наблюдение, опрос, собеседование,
экскурсии, презентация проектов.
Виды контроля и формы аттестации:
1. Входной контроль (анкетирование)
2. Промежуточная аттестация (практическое задание, выставка, творческое
задание)
3. Итоговая аттестация (выставка, творческое задание)
Формами оценки и степени освоения и овладения знаниями также являются:

1.Выступления учащихся объединения с беседами и лекциями перед
учащимися школы, педагогами, родителями;
2.Проведение тематических и обзорных экскурсий по выставкам,
экспозициям музея;
3.Организация и проведение праздников, вечеров, встреч;
4.Участие в смотрах и конкурсах.
Планируемые результаты
Метапредметные:
Регулятивные:
- учащийся умеет планировать свои действия в соответствии с поставленной
задачей и условиями ее реализации;
- умеет адекватно воспринимать предложения и оценку педагога, товарищей,
родителей;
- учитывает установленные правила в планировании и контроле способа
решения;
Познавательные:
-используя дополнительные источники информации, находить факты,
относящиеся к образу жизни, обычаям наших предков;
-на основе имеющих знаний отличать реальные исторические факты от
вымыслов;
-использовать различные справочные издания (словари, энциклопедии т. д.) и
литературу о нашем крае, достопримечательностях, людях с целью поиска и
извлечения познавательной информации;
-осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов
библиотек и школьного музея;
-строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его
строении, свойствах и связях;
Коммуникативные:
- умеет вести диалог, распределять функции и роли в процессе выполнения
коллективной творческой работы;
- способен формулировать собственное мнение и позицию;
- умеет задавать вопросы;
- умеет слушать и понимать высказывания собеседников.
Предметные результы:
Освоение музейной терминологии; функции и задачи музея. этапы
становления и развития музеев России. цели, методы и этапы научноисследовательской работы музея•особенности хранения и экспонирования
музейных предметов, характеристику музейной экспозиции;особенности
экспозиционно-выставочной работы; правила написания, подготовки и

проведения экскурсии. механизм проведения экскурсий; правила поведения
экскурсовода.
Личностные результаты:
осознание своей идентичности как гражданина страны, члена семьи,
этнической и религиозной группы, локальной и региональной общности;
освоение гуманистических традиций и ценностей современного общества;
осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений,
способность к определению своей позиции и ответственному поведению в
современном обществе;
понимание культурного многообразия мира, уважение к культуре своего и
других народов, толерантность.
Выпускник по окончании курса обучения по программе должен обладать
определенным уровнем компетентности в вопросах музейного дела и
применять на практике полученные знания и умения.
Планируемые результаты освоения учебного курса ориентированы на
достижение всех трёх уровней воспитательных результатов.
Результаты первого уровня (приобретение школьником социальных
знаний, понимания социальной реальности и повседневной жизни).
Ученики приобретают знания об истории Кемского района, об истории
школы; о выпускниках школы,о семье и семейных традициях; о жизни
ветеранов Великой Отечественной войны и тружеников тыла; о правилах
коллективной работы; о способах самостоятельного поиска и нахождения
информации. Итогом обучения является освоение минимального
объема содержания и достижение уровня элементарной грамотности о мире
музейных ценностей.
Ученик научится:
учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном
материале в сотрудничестве с учителем;
планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей и
условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане;
адекватно воспринимать оценку учителя;
строить речевое высказывание в устной форме;
осуществлять поиск и выделять конкретную информацию с помощью
учителя;
устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений.
Результаты второго уровня (формирование позитивного отношения
школьника к базовым ценностям нашего общества и к социальной
реальности в целом).

Идёт развитие ценностных отношений школьника к историческому и
духовному наследию малой родины, к людям труда, к членам своей семьи, к
школе, к памятникам культуры, к природе, к людям других поколений, к
своему дому, друзьям, к традициям памяти событий Великой Отечественной
войны.
Ученик получит возможность для формирования основ музейной культуры;
для формирования гражданской идентичности в форме осознания «Я» как
гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину,
народ и историю.
Результаты
третьего
уровня (приобретение
школьником
опыта
самостоятельного социального действия).
Ученик может приобрести опыт охраны памятников истории и культуры;
опыт общения с представителями других поколений; опыт организации
совместной деятельности с другими детьми и работы в группе.
Ученик научится:
включаться в творческую деятельность под руководством учителя;
строить понятные для партнёра высказывания, учитывающие, что партнёр
знает и видит, а что нет;
договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности,
в том числе в ситуации столкновения интересов.
Учебный план
№ Раздел
п/п

1

Введение

2

Музей
институт
социальной
памяти

3-4 Музейный
предмет
способы

Количество часов

теория

Практич Всего
еское
занятие

0.5

0.5

1

1

1

1

2

как

1
и
его

Формы
промежуточной
аттестации

Анкетирование

изучения
5-6 Проведение
научных
исследований
активом
школьного музея

2

2

7-8 Фонды школьного 1
музея.
Определение
понятия,
основные
направления
фондовой работы

1

2

914

Экспозиция
школьного музея

2

6

15

Промежуточная
аттестация

16- Работа
19 аудиторией

4

1

с 2

2

4

20- Изучение истории 2
22 школьного музея

1

3

23- Историческое
25 краеведение

1

2

3

26- Военно28 патриотическая
работа

1

2

3

29- Изучение истории 2
32 школьного музея

2

4

33

Встреча
интересным
человеком

с

1

Выставка

Практическое
задание

34

Итоговая
аттестация.

1

Творческое
задание

Содержание программы
Введение (1ч)
Цели, задачи, участники музейного движения. Целевые программы. Формы
участия в движении. Школьный музей как организационно – методический
центр движения в школах города. Организация участия учащихся в местных,
региональных и всероссийских краеведческих программах.
Практическая работа: ознакомление с основными понятиями и терминами
музейного дела; работа со словарем, творческая мастерская «Музейное
лото».
Форма контроля - анкетирование.
Музей как институт социальной памяти (1ч)
Происхождение музея. Музей античного мира, эпохи Возрождения. Первые
национальные музеи. Типы музеев. Специфика школьного музея как центра
музейно-педагогической и краеведческой работы в школе. Практическая
работа: обзорная экскурсия в краеведческий музей школы. Форма контроля:
беседа, наблюдение, опрос.
Музейный предмет и способы его изучения (2ч)
Понятия: музейный предмет – предмет музейного назначения –
экспонат. Классификация музейных предметов. Основные критерии
ценности музейного предмета. Уникальный и типичный музейный предмет.
Атрибуция – выявление основных признаков музейного предмета. «Легенда»
как способ фиксации сведений о музейном предмете со слов владельца.
Копии музейного предмета. Муляж, макет, модель. Записи историкокраеведческих наблюдений. Фиксирование исторических событий, точность
и историческая достоверность записей воспоминаний. Правила работы в
фондах музеев, архивах и библиотеках. Копирование документов. Правила
хранения и использования документов.
Практическое
занятие: знакомство
с
краеведческими
объектами;
фиксирование исторических событий; запись воспоминаний; работа с
первоисточниками; каталогами.
Проведение научных исследований активом школьного музея (2ч)
Экспедиции и краеведческие походы как способ изучения темы и основная
форма комплектования фондов. Переписка, связанная с поисками
материалов. Работа в фондах государственных музеев, библиотеках и
архивах. Привлечение данных различных вспомогательных исторических

дисциплин – геральдика, нумизматика и др. Подготовка школьных
рефератов, сообщений, докладов, а также публикаций статей по результатам
научных исследований.
Фонды школьного музея. Определение понятия, основные направления
фондовой работы (2ч)
Понятие: фонды школьного музея. Термины: коллекция – фонд – единица
хранения.
Структура
фондов: основной,
научно-вспомогательный,
интерактивный. Обменный фонд и фонд временного хранения. Основные
направления фондовой работы: комплектование, учёт и хранение.
Правила оформления текстов для музейной экспозиции
Практическое занятие: составление тематико-экспозиционного плана.
Форма контроля: беседа, наблюдение, выставка
Экспозиция школьного музея (6ч)
Концепция экспозиции школьного музея. Тематико-экспозиционный план и
архитектурно - художественное решение экспозиций. Виды экспозиций:
тематическая, систематическая, монографическая, ансамблевая экспозиция.
Экспозиционное оборудование. Основные приёмы экспонирования музейных
предметов.
Обеспечение
сохранности
музейных
предметов
в
экспозиционном использовании.
Музейные выставки: стационарные, передвижные, фондовые.
Практическое занятие(2ч)
Подготовка предложений и проектов: концепции, тематико-экспозиционного
плана и архитектурно-художественного решения, их обсуждение.
Форма контроля: презентация выставки.
Промежуточная аттестация.1 час.
Форма контроля: практическое задание.
Работа с аудиторией (4ч)
Экскурсия как форма популяризации историко-культурного и природного
наследия музейными средствами. Виды экскурсий: обзорная, тематическая,
учебная. Приёмы подготовки экскурсии с использованием опубликованных
источников, научной и популярной литературы, материалов музейного
собрания. Правила подготовки текстов экскурсий (обзорная и тематическая).
Работа экскурсовода. Мастерство экскурсовода: речь, внешний вид,
свободное владение материалом, этика.
Как вести занятия по экспозициям школьного музея (игра-экскурсия,
лаборатория, интервью, викторина). Массовая работа музея.
Практическое занятие: составление текста обзорной и тематических
экскурсий, подготовка экскурсоводов; организация сменных выставок;
проведение занятий на основе экспозиции музея.

Игра-практикум по разработке текстов экскурсий по выбранной теме.
Репетиции экскурсий.
Историческое краеведение (3ч)
Объекты изучения. Общественно полезный характер исторического
краеведения. Записи историко-краеведческих наблюдений.
Порядок ведения дневника исторических событий. Как проводить беседы с
очевидцами исторических событий и записывать их воспоминания. Изучение
записей воспоминаний, хранящихся в школьном музее
Практическое занятие. Изучение записей воспоминаний, хранящихся в
школьном музее.
Экскурсия по памятным местам Кемского района
Военно-патриотическая работа (3 ч.)
Изучение и охрана памятников, связанных с историей борьбы нашего народа
за свою независимость в годы Великой Отечественной войны.
Практические занятия .Книга памяти.
Изучение родного края. Территория и границы родного края. История края.
Наш край в годы Великой Отечественной войны. Родной край сегодня,
перспективы развития.
Сбор материалов для школьного музея; встречи с интересными людьми.
Описание семейного архива и семейных реликвий.
Форма контроля: защита реферата.
Изучение истории школьного музея (4ч)
Школьный музей как источник изучения родного края. История
создания школьного музея. Фонды и экспозиции школьного музея.
Направления работы школьного музея. Изучение истории школы.
Выпускники школы. Основные события в жизни школы.
Практические занятия: поиск документов по истории школы (официальные
документы; публикации; запись устных воспоминаний педагогов и
выпускников школы).
Основные события в жизни школы. История деятельности пионерской и
комсомольской организаций по экспозиции школьного музея.
Практические занятия: поиск и обработка документов.
Музей живой истории.
Встреча с интересным человеком.
Участие в историко-краеведческих конкурсах и конференциях различного
уровня.
Форма контроля: беседа, интервью.
Итоговая аттестация.(1ч) Итоговый контроль состоит из двух этапов:

1) теоретического: тестирование по основам предметной области «Музейное
дело», основам экскурсоведения;
2) практического: подготовка и демонстрация экскурсионного продукта.
Организационно-педагогические условия реализации Программы
Программа обеспечена наглядным материалом-музейными предметами
основного фонда школьного музейного уголка. Они включают в себя
значительное количество вещественных, письменных и изобразительных
источников, на примере работы с которыми обучающиеся овладевают
методикой музейной деятельности. Кабинет оснащен выходом в Интернет.
Имеется видеопроектор, экран, компьютер, принтер.
Основные методы обучения:
Словесные методы:
1) Изложение учителем теоретического материала, проведение экскурсов в
историю.
2) Дискурсы учащихся по различным музееведческим и социокультурным
ситуациям.
3) Проведение практических занятий по экскурсионной работе – создание и
анализ текста экскурсии, репетиции.
Практические методы:
1) Занятия по специализированному учебному модулю, а также разработка
историко-патриотической игры для учащихся школы(неделя истории)
2) Создание мультимедийного сопровождения, оформления экспозиций .
Дедуктивные методы:
1) Посещение экскурсий в городском музее или других образовательных
учреждениях города Кеми.
2) Ознакомление с литературой по тематике Великой Отечественной войны
для создания экскурсионного текста.
3) Ознакомление с литературой по тематике «Космос».
Методы самостоятельной работы:
1) Выполнение учащимися различных творческих работ дома.
2) Подготовка оформительской части экскурсии (компьютерных
презентаций, наглядных пособий).
В рамках реализации данной программы предполагается сотрудничество с
краеведческим музеем «Поморье».
Используемые педагогические технологии:
- ролевые игры;
- групповые технологии;

- технология сотрудничества;
- технология воспитания;
- проектная деятельность:
- технология развивающего обучения;
- информационно-компьютерные технологии.

Список рекомендуемой литературы
Для учителя:
 Сборник нормативно-правовых актов по туристско-краевед-ческой
работе, организации отдыха детей и молодёжи / сост. Ю. С.
Константинов, С. В. Усков. — М., 2006;
 Сейненский А. Е. Музей воспитывает юных / А. Е. Сейненский. — М.,
2017;
 Столяров Б. А. Основы экскурсионного дела / Б. А. Столяров, Н. Д.
Соколова, Н. А. Алексеева. — СПб., 2009;
 Столяров Б. А. Концепция и программа эстетического воспитания
молодежи в условиях взаимодействия школы и музея: к 60-летию РАО /Б.
А. Столяров, А. Г. Бойко. – СПб.: Борей Арт, 2001.
 Столяров Б. А. Педагогика художественного музея: от истоков до
современности / Б. А. Столяров. — СПб., 20013;
 Хабаров, В. В. «Живая история», или Лето в музее / В. В. Хабаров
/Народное образование. – 2010. - № 3. – С. 249-252.
 Юренева Т. Ю. Музееведение / Т. Ю. Юренева. — М., 2017;
 Юхневич М. Ю. Я поведу тебя в музей: учебное пособие по музейной
педагогике / М. Ю. Юхневич. — М., 2010.
Для ученика:
 Российская музейная энциклопедия. В 2 т. — М., 2009;
 Виртуальные
прогулки
по
Русскому
музею
—
http://www.virtualrm.spb.ru/rmtour/index-1.htm
Источник: http://mirmol.ru/blogs/spisok-ssylok-na-virtualnye-jekskursii-pomuzejam-rossii/
 Тур
по
экспозиции
Третьяковской
галереи
—
https://www.tretyakovgallery.ru/exhibitions/?type=virtualnye-vystavki
Источник: http://mirmol.ru/blogs/spisok-ssylok-na-virtualnye-jekskursii-pomuzejam-rossii/
 Виртуальный визит в Государственный Эрмитаж (тур по залам) —
https://clck.ru/MbQK
Источник: http://mirmol.ru/blogs/spisok-ssylok-na-virtualnye-jekskursii-pomuzejam-rossii/


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

ВНИМАНИЕ!

Срок действия лицензии на использования программного обеспечения окончен 27.03.2024.
Для получения информации с сайта свяжитесь с Администрацией образовательной организации по телефону 8(81458)2-09-01

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».