Пояснительная записка. Рабочая программа «От прошлого к настоящему» дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы туристскокраеведческой направленности разработана в соответствии с: - Федеральным законом "Об образовании в Российской Федерации" от 29.12.2012 № 273-ФЗ -Приказом Министерства просвещения РФ от 9 ноября 2018 г. N 196 "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам" - Уставом муниципального бюджетного образовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 2» Кемского муниципального района. Актуальность Программы Важнейшей целью современного отечественного образования и одной из приоритетных задач общества и государства является воспитание, социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного, компетентного гражданина России. Подрастающий человек должен уметь ориентироваться и действовать в постоянно меняющемся мире, не потеряв при этом своей самобытности, нравственных начал, уважения к себе и другим людям, способности к самопознанию и самовыражению. При этом важна связь с прошлым, наличие культурной и исторической памяти, устремленность в будущее. Музейное дело сейчас является одной из самых стремительно развивающихся областей культуры Сегодня для развития, обучения и воспитания подрастающего человека исключительно важны связь с прошлыми поколениями, формирование культурной и исторической памяти. Чтобы ребенок мог проникнуться такими чувствами, недостаточно только прочесть, посмотреть или услышать нужную информацию, тут требуется прикоснуться к эпохе, потрогать еѐ руками и эмоционально пережить артефакты. Помочь молодому поколению в решении этих проблем сегодня может такой уникальный социальный институт, как музей. Одна из актуальных проблем современного общества – формирование личности, готовой не только жить в меняющихся социальных и экономических условиях, но и активно влиять на существующую действительность, изменяя ее к лучшему. Такая личность может быть сформирована только, если она знает свои истоки, историю и культуру. Отличительные особенности программы состоят в том, что она базируется на местном историко-краеведческом материале, в котором заключён огромный познавательно-воспитательный потенциал. Педагогическая целесообразность Новые достижения в области коммуникации и информации, новые способы социальных отношений открывают всё новые и новые горизонты музейного дела. Программа «От прошлого к настоящему » предполагает организацию деятельности обучающихся от простого собирательства предметов и артефактов к описанию конкретных экспонатов и событий, самостоятельному исследовательскому поиску, предполагает изучение методики исследовательской, фондовой, культурно-образовательной и экспозиционной работы. При проведении экскурсий в школьном музейном уголке для разных возрастных групп (учащихся 1-11 классов и гостей школы) вырабатывается умение самостоятельно адаптировать информацию для конкретной аудитории, правильно держаться на публике. Принципы функционирования программы 1. Принцип продуктивности - ученики и учитель в процессе взаимоотношений производят совместный продукт, при этом учитываются достижения самого ребенка с его интересами, чувствами, опытом и произведенным продуктом. 2. Принцип культуросообразности - ориентация на культурные, духовные, нравственные ценности, имеющие национальное и общечеловеческое значение. 3. Принцип творческо-практической деятельности - вариативность в рамках канона. 4. Принцип коллективности - воспитание у детей социально - значимых качеств, развитие их как членов общества. Программа «От прошлого к настоящему» является проектом позитивной занятости обучающихся и способствует развитию личности, активной учебно-познавательной деятельности, формированию общекультурной компетентности, готовности к саморазвитию и непрерывному образованию. Не менее важно и то, что в процессе музейно-краеведческой деятельности ребята овладевают основами многих научных дисциплин, не предусмотренных школьным курсом. Они знакомятся с основными понятиями и методами археологии, источниковедения, этнографии, музееведения и т.д. Помимо этого, они овладевают навыками исследовательской деятельности. Категории обучающихся Программа разработана для обучающихся 5-11 классов. Возраст обучающихся 10-18 лет. Режим занятий Образовательная деятельность, организованная в рамках Программы, осуществляется 1 раз в неделю. Продолжительность занятий 45 минут. Форма организации образовательного процесса: Занятия с учащимися предполагается проводить в различных формах. фронтальная; - групповая, коллективная; - индивидуальная; - комбинированное. Формы проведения занятий: Форма занятий - групповая. На занятиях педагогом используется индивидуально-личностный подход (возможно составление индивидуального образовательного маршрута по освоению Программы) и применение различных форм проведения занятий, таких как: •экскурсии; •поиск сайтов и знакомство через них с известными музеями, просмотр видеофильмов о музеях нашей страны и за рубежом; •составление словаря музейных терминов, работа в библиотеке, архиве; •ведение дневника индивидуального краеведческого исследования (по желанию); •разработка и проведение экскурсий по экспозиции школьного музея и музеев города; •обновление экспозиций музея образовательной организации; •участие в конкурсах экскурсоводов; •проведение викторин и конкурсов на знаниепонятий и терминов музееведения; •встречи с участниками исторических событий, запись воспоминаний, поиск и сбор экспонатов; •подготовка и проведение праздничных мероприятий по памятным датам; •подготовка сообщений, презентационных материалов(презентация экскурсии). Направления: Поисково-исследовательское. Экспозиционное. Экскурсионное. Культурно-массовые мероприятия. Срок освоения программы: Продолжительность обучения - 1 год. Форма обучения – очная. Объем программы: Годовая нагрузка- 34 часа. Цель программы: Совершенствовать предпрофессиональные знания, умения, навыки и компетенции по основам музееведения, экскурсионного дела, поисковой, фондовой, экспозиционной деятельности. Задачами данной программы являются: Образовательные: знакомство с историей музейного дела и с основными музеями края и страны (краеведческим, художественным, историческими) способствовать созданию у детей ярких эмоциональных представлений о нашей Родине, об окружающем мире и приобщению к национальным традициям; использование приобретённых знаний и умений в практической деятельности и повседневной жизни; приобщение к работе над книгой и другими источниками знаний; Развивающие: развитие духовно-познавательных потребностей детей; развитие эмоциональной сферы и эстетической восприимчивости; развитие коммуникативных навыков; развитие музейной культуры и визуальной грамотности; приобщение к семейным традициям; дать навыки исследовательской работы; развитие позитивной мотивации к дальнейшему изучению краеведения. Воспитательные: формировать активную гражданскую позицию. воспитывать в учащихся музейную культуру;. формировать чувство ответственности за сохранение наследия прошлого; воспитание толерантности. Форма контроля: Игры, викторины, беседа, выставка, наблюдение, опрос, собеседование, экскурсии, презентация проектов. Виды контроля и формы аттестации: 1. Входной контроль (анкетирование) 2. Промежуточная аттестация (практическое задание, выставка, творческое задание) 3. Итоговая аттестация (выставка, творческое задание) Формами оценки и степени освоения и овладения знаниями также являются: 1.Выступления учащихся объединения с беседами и лекциями перед учащимися школы, педагогами, родителями; 2.Проведение тематических и обзорных экскурсий по выставкам, экспозициям музея; 3.Организация и проведение праздников, вечеров, встреч; 4.Участие в смотрах и конкурсах. Планируемые результаты Метапредметные: Регулятивные: - учащийся умеет планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; - умеет адекватно воспринимать предложения и оценку педагога, товарищей, родителей; - учитывает установленные правила в планировании и контроле способа решения; Познавательные: -используя дополнительные источники информации, находить факты, относящиеся к образу жизни, обычаям наших предков; -на основе имеющих знаний отличать реальные исторические факты от вымыслов; -использовать различные справочные издания (словари, энциклопедии т. д.) и литературу о нашем крае, достопримечательностях, людях с целью поиска и извлечения познавательной информации; -осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и школьного музея; -строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях; Коммуникативные: - умеет вести диалог, распределять функции и роли в процессе выполнения коллективной творческой работы; - способен формулировать собственное мнение и позицию; - умеет задавать вопросы; - умеет слушать и понимать высказывания собеседников. Предметные результы: Освоение музейной терминологии; функции и задачи музея. этапы становления и развития музеев России. цели, методы и этапы научноисследовательской работы музея•особенности хранения и экспонирования музейных предметов, характеристику музейной экспозиции;особенности экспозиционно-выставочной работы; правила написания, подготовки и проведения экскурсии. механизм проведения экскурсий; правила поведения экскурсовода. Личностные результаты: осознание своей идентичности как гражданина страны, члена семьи, этнической и религиозной группы, локальной и региональной общности; освоение гуманистических традиций и ценностей современного общества; осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений, способность к определению своей позиции и ответственному поведению в современном обществе; понимание культурного многообразия мира, уважение к культуре своего и других народов, толерантность. Выпускник по окончании курса обучения по программе должен обладать определенным уровнем компетентности в вопросах музейного дела и применять на практике полученные знания и умения. Планируемые результаты освоения учебного курса ориентированы на достижение всех трёх уровней воспитательных результатов. Результаты первого уровня (приобретение школьником социальных знаний, понимания социальной реальности и повседневной жизни). Ученики приобретают знания об истории Кемского района, об истории школы; о выпускниках школы,о семье и семейных традициях; о жизни ветеранов Великой Отечественной войны и тружеников тыла; о правилах коллективной работы; о способах самостоятельного поиска и нахождения информации. Итогом обучения является освоение минимального объема содержания и достижение уровня элементарной грамотности о мире музейных ценностей. Ученик научится: учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане; адекватно воспринимать оценку учителя; строить речевое высказывание в устной форме; осуществлять поиск и выделять конкретную информацию с помощью учителя; устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений. Результаты второго уровня (формирование позитивного отношения школьника к базовым ценностям нашего общества и к социальной реальности в целом). Идёт развитие ценностных отношений школьника к историческому и духовному наследию малой родины, к людям труда, к членам своей семьи, к школе, к памятникам культуры, к природе, к людям других поколений, к своему дому, друзьям, к традициям памяти событий Великой Отечественной войны. Ученик получит возможность для формирования основ музейной культуры; для формирования гражданской идентичности в форме осознания «Я» как гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю. Результаты третьего уровня (приобретение школьником опыта самостоятельного социального действия). Ученик может приобрести опыт охраны памятников истории и культуры; опыт общения с представителями других поколений; опыт организации совместной деятельности с другими детьми и работы в группе. Ученик научится: включаться в творческую деятельность под руководством учителя; строить понятные для партнёра высказывания, учитывающие, что партнёр знает и видит, а что нет; договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов. Учебный план № Раздел п/п 1 Введение 2 Музей институт социальной памяти 3-4 Музейный предмет способы Количество часов теория Практич Всего еское занятие 0.5 0.5 1 1 1 1 2 как 1 и его Формы промежуточной аттестации Анкетирование изучения 5-6 Проведение научных исследований активом школьного музея 2 2 7-8 Фонды школьного 1 музея. Определение понятия, основные направления фондовой работы 1 2 914 Экспозиция школьного музея 2 6 15 Промежуточная аттестация 16- Работа 19 аудиторией 4 1 с 2 2 4 20- Изучение истории 2 22 школьного музея 1 3 23- Историческое 25 краеведение 1 2 3 26- Военно28 патриотическая работа 1 2 3 29- Изучение истории 2 32 школьного музея 2 4 33 Встреча интересным человеком с 1 Выставка Практическое задание 34 Итоговая аттестация. 1 Творческое задание Содержание программы Введение (1ч) Цели, задачи, участники музейного движения. Целевые программы. Формы участия в движении. Школьный музей как организационно – методический центр движения в школах города. Организация участия учащихся в местных, региональных и всероссийских краеведческих программах. Практическая работа: ознакомление с основными понятиями и терминами музейного дела; работа со словарем, творческая мастерская «Музейное лото». Форма контроля - анкетирование. Музей как институт социальной памяти (1ч) Происхождение музея. Музей античного мира, эпохи Возрождения. Первые национальные музеи. Типы музеев. Специфика школьного музея как центра музейно-педагогической и краеведческой работы в школе. Практическая работа: обзорная экскурсия в краеведческий музей школы. Форма контроля: беседа, наблюдение, опрос. Музейный предмет и способы его изучения (2ч) Понятия: музейный предмет – предмет музейного назначения – экспонат. Классификация музейных предметов. Основные критерии ценности музейного предмета. Уникальный и типичный музейный предмет. Атрибуция – выявление основных признаков музейного предмета. «Легенда» как способ фиксации сведений о музейном предмете со слов владельца. Копии музейного предмета. Муляж, макет, модель. Записи историкокраеведческих наблюдений. Фиксирование исторических событий, точность и историческая достоверность записей воспоминаний. Правила работы в фондах музеев, архивах и библиотеках. Копирование документов. Правила хранения и использования документов. Практическое занятие: знакомство с краеведческими объектами; фиксирование исторических событий; запись воспоминаний; работа с первоисточниками; каталогами. Проведение научных исследований активом школьного музея (2ч) Экспедиции и краеведческие походы как способ изучения темы и основная форма комплектования фондов. Переписка, связанная с поисками материалов. Работа в фондах государственных музеев, библиотеках и архивах. Привлечение данных различных вспомогательных исторических дисциплин – геральдика, нумизматика и др. Подготовка школьных рефератов, сообщений, докладов, а также публикаций статей по результатам научных исследований. Фонды школьного музея. Определение понятия, основные направления фондовой работы (2ч) Понятие: фонды школьного музея. Термины: коллекция – фонд – единица хранения. Структура фондов: основной, научно-вспомогательный, интерактивный. Обменный фонд и фонд временного хранения. Основные направления фондовой работы: комплектование, учёт и хранение. Правила оформления текстов для музейной экспозиции Практическое занятие: составление тематико-экспозиционного плана. Форма контроля: беседа, наблюдение, выставка Экспозиция школьного музея (6ч) Концепция экспозиции школьного музея. Тематико-экспозиционный план и архитектурно - художественное решение экспозиций. Виды экспозиций: тематическая, систематическая, монографическая, ансамблевая экспозиция. Экспозиционное оборудование. Основные приёмы экспонирования музейных предметов. Обеспечение сохранности музейных предметов в экспозиционном использовании. Музейные выставки: стационарные, передвижные, фондовые. Практическое занятие(2ч) Подготовка предложений и проектов: концепции, тематико-экспозиционного плана и архитектурно-художественного решения, их обсуждение. Форма контроля: презентация выставки. Промежуточная аттестация.1 час. Форма контроля: практическое задание. Работа с аудиторией (4ч) Экскурсия как форма популяризации историко-культурного и природного наследия музейными средствами. Виды экскурсий: обзорная, тематическая, учебная. Приёмы подготовки экскурсии с использованием опубликованных источников, научной и популярной литературы, материалов музейного собрания. Правила подготовки текстов экскурсий (обзорная и тематическая). Работа экскурсовода. Мастерство экскурсовода: речь, внешний вид, свободное владение материалом, этика. Как вести занятия по экспозициям школьного музея (игра-экскурсия, лаборатория, интервью, викторина). Массовая работа музея. Практическое занятие: составление текста обзорной и тематических экскурсий, подготовка экскурсоводов; организация сменных выставок; проведение занятий на основе экспозиции музея. Игра-практикум по разработке текстов экскурсий по выбранной теме. Репетиции экскурсий. Историческое краеведение (3ч) Объекты изучения. Общественно полезный характер исторического краеведения. Записи историко-краеведческих наблюдений. Порядок ведения дневника исторических событий. Как проводить беседы с очевидцами исторических событий и записывать их воспоминания. Изучение записей воспоминаний, хранящихся в школьном музее Практическое занятие. Изучение записей воспоминаний, хранящихся в школьном музее. Экскурсия по памятным местам Кемского района Военно-патриотическая работа (3 ч.) Изучение и охрана памятников, связанных с историей борьбы нашего народа за свою независимость в годы Великой Отечественной войны. Практические занятия .Книга памяти. Изучение родного края. Территория и границы родного края. История края. Наш край в годы Великой Отечественной войны. Родной край сегодня, перспективы развития. Сбор материалов для школьного музея; встречи с интересными людьми. Описание семейного архива и семейных реликвий. Форма контроля: защита реферата. Изучение истории школьного музея (4ч) Школьный музей как источник изучения родного края. История создания школьного музея. Фонды и экспозиции школьного музея. Направления работы школьного музея. Изучение истории школы. Выпускники школы. Основные события в жизни школы. Практические занятия: поиск документов по истории школы (официальные документы; публикации; запись устных воспоминаний педагогов и выпускников школы). Основные события в жизни школы. История деятельности пионерской и комсомольской организаций по экспозиции школьного музея. Практические занятия: поиск и обработка документов. Музей живой истории. Встреча с интересным человеком. Участие в историко-краеведческих конкурсах и конференциях различного уровня. Форма контроля: беседа, интервью. Итоговая аттестация.(1ч) Итоговый контроль состоит из двух этапов: 1) теоретического: тестирование по основам предметной области «Музейное дело», основам экскурсоведения; 2) практического: подготовка и демонстрация экскурсионного продукта. Организационно-педагогические условия реализации Программы Программа обеспечена наглядным материалом-музейными предметами основного фонда школьного музейного уголка. Они включают в себя значительное количество вещественных, письменных и изобразительных источников, на примере работы с которыми обучающиеся овладевают методикой музейной деятельности. Кабинет оснащен выходом в Интернет. Имеется видеопроектор, экран, компьютер, принтер. Основные методы обучения: Словесные методы: 1) Изложение учителем теоретического материала, проведение экскурсов в историю. 2) Дискурсы учащихся по различным музееведческим и социокультурным ситуациям. 3) Проведение практических занятий по экскурсионной работе – создание и анализ текста экскурсии, репетиции. Практические методы: 1) Занятия по специализированному учебному модулю, а также разработка историко-патриотической игры для учащихся школы(неделя истории) 2) Создание мультимедийного сопровождения, оформления экспозиций . Дедуктивные методы: 1) Посещение экскурсий в городском музее или других образовательных учреждениях города Кеми. 2) Ознакомление с литературой по тематике Великой Отечественной войны для создания экскурсионного текста. 3) Ознакомление с литературой по тематике «Космос». Методы самостоятельной работы: 1) Выполнение учащимися различных творческих работ дома. 2) Подготовка оформительской части экскурсии (компьютерных презентаций, наглядных пособий). В рамках реализации данной программы предполагается сотрудничество с краеведческим музеем «Поморье». Используемые педагогические технологии: - ролевые игры; - групповые технологии; - технология сотрудничества; - технология воспитания; - проектная деятельность: - технология развивающего обучения; - информационно-компьютерные технологии. Список рекомендуемой литературы Для учителя: Сборник нормативно-правовых актов по туристско-краевед-ческой работе, организации отдыха детей и молодёжи / сост. Ю. С. Константинов, С. В. Усков. — М., 2006; Сейненский А. Е. Музей воспитывает юных / А. Е. Сейненский. — М., 2017; Столяров Б. А. Основы экскурсионного дела / Б. А. Столяров, Н. Д. Соколова, Н. А. Алексеева. — СПб., 2009; Столяров Б. А. Концепция и программа эстетического воспитания молодежи в условиях взаимодействия школы и музея: к 60-летию РАО /Б. А. Столяров, А. Г. Бойко. – СПб.: Борей Арт, 2001. Столяров Б. А. Педагогика художественного музея: от истоков до современности / Б. А. Столяров. — СПб., 20013; Хабаров, В. В. «Живая история», или Лето в музее / В. В. Хабаров /Народное образование. – 2010. - № 3. – С. 249-252. Юренева Т. Ю. Музееведение / Т. Ю. Юренева. — М., 2017; Юхневич М. Ю. Я поведу тебя в музей: учебное пособие по музейной педагогике / М. Ю. Юхневич. — М., 2010. Для ученика: Российская музейная энциклопедия. В 2 т. — М., 2009; Виртуальные прогулки по Русскому музею — http://www.virtualrm.spb.ru/rmtour/index-1.htm Источник: http://mirmol.ru/blogs/spisok-ssylok-na-virtualnye-jekskursii-pomuzejam-rossii/ Тур по экспозиции Третьяковской галереи — https://www.tretyakovgallery.ru/exhibitions/?type=virtualnye-vystavki Источник: http://mirmol.ru/blogs/spisok-ssylok-na-virtualnye-jekskursii-pomuzejam-rossii/ Виртуальный визит в Государственный Эрмитаж (тур по залам) — https://clck.ru/MbQK Источник: http://mirmol.ru/blogs/spisok-ssylok-na-virtualnye-jekskursii-pomuzejam-rossii/