ДООП социально-гуманитарной направленности ЮИД

Пояснительная записка
Рабочая
программа
«Юные
инспекторы
движения»
дополнительной
общеобразовательной
общеразвивающей
программы
социально-гуманитарной
направленности (Программа) разработана в соответствии с:
- Федеральным законом "Об образовании в Российской Федерации" от 29.12.2012
№ 273-ФЗ.
-Приказом Министерства просвещения РФ от 9 ноября 2018 г. № 196 "Об
утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по
дополнительным общеобразовательным программам".
-Уставом муниципального бюджетного образовательного учреждения
«Средняя общеобразовательная школа № 2» Кемского муниципального района.
Данная Программа направлена на формирование у детей и подростков культуры
поведения на дорогах, гражданской ответственности и правового самосознания,
отношения к своей жизни и к жизни окружающих как к ценности, а также к активной
адаптации во всевозрастающем процессе автомобилизации страны. Программа позволяет
сформировать совокупность устойчивых форм поведения на дорогах, в общественном
транспорте, в случаях чрезвычайных ситуаций, а также умения и навыки пропагандисткой
работы.
Проблема безопасности дорожного движения имеет разные аспекты. Главным из
них всегда будет сохранение человеческой жизни, особенно жизни детей и подростков.
Поэтому школа первой должна поддержать идею общественного движения «Юные
инспекторы движения», целью которого является объединение детей и взрослых,
заинтересованных
в снижении
дорожно-транспортного
травматизма.
В процессе занятий дети участвуют в рейдах по обеспечению безопасности
движения на улицах и дорогах, в агитационных автопробегах по пропаганде правил
поведения на дорогах и улицах. Проводятся состязания юных велосипедистов, конкурсы
знатоков правил
дорожного
движения,
состязание
«Безопасное
колесо»
и др.
Актуальность Программы Сфера дополнительного образования играет большую
роль в развитии ребенка. Она расширяет его кругозор, позволяет реализовать творческие
возможности, определиться с выбором будущей профессии. Освоение правил безопасного
поведения на дороге помогает детям уже в раннем возрасте сформировать активную
жизненную позицию. Несмотря на то, что движение ЮИД (юные инспекторы движения)
существует уже более 35 лет, это направление актуально и востребовано и сейчас для
детей младшего и среднего школьного возраста. Оно мобильно в своей деятельности и
результативных характеристиках, способно реализовать спектр творческих возможностей
и эмоциональных потребностей ребенка. В ходе работы по программе реализуется целый
ряд, обучающих, развивающих и воспитательных задач. Дети осваивают навыки
инспектирования, учатся работать в команде и выполнять индивидуальные задания,
развивают в себе такие качества личности, как коммуникабельность, эрудиция,
ответственность и т.п.
Отличительная особенность Программы заключается в том, что
образовательный процесс в ходе реализации системы работы отрядов юных инспекторов
движения (ЮИД) дополнен другими дисциплинами, способствующими личностному
развитию ребенка, развитию его творческих способностей, что, в свою очередь, позволяет

повышать общую культуру подрастающего поколения, культуру его поведения на
дорогах, формировать крепкую базу для становления ребенка как грамотного участника
дорожного движения.
Адаптация программы проведена в соответствии с возрастом обучающихся и теми
условиями образовательного пространства, которые складываются на сегодняшний день в
нашем регионе.
Категории обучающихся
Программа разработана для обучающихся 6-х классов. Возраст обучающихся 11-12 лет.
Режим занятий Образовательная деятельность, организованная в рамках
Программы, осуществляется 1 раз в неделю. Продолжительность занятий 35-45 минут.
Формы организации деятельности обучающихся на занятии:
- фронтальная;
- индивидуальная;
- групповая.
Работа проводится в форме теоретических и практических занятий. Содержание
занятий, объем и интенсивность нагрузок зависят от возраста и физического состояния
здоровья обучающихся. Программа обучения построена по принципу от «простого к
сложному» и углубления теоретических знаний и практических умений на каждом
последующем этапе обучения.
Формы контроля:
 тестирование;
 анкетирование;
 решение практических заданий на знание ПДД.
Срок освоения Программы - 1 год. Общее количество часов, запланированных на
весь период обучения, необходимых для освоения программы составляет 34 часа.
Цель программы «Юные инспекторы движения» - вовлечь обучающихся в
деятельность по профилактике детского дорожного травматизма, познакомить их с
содержание работы специалистов,
обеспечивающих
безопасность
дорожного
движения.
Задачи:
-обучить правилам безопасного поведения на дорогах и улицах;
-познакомить с работой современных технических устройств, используемых в
различных службах ГИБДД;
-дать опыт реальной деятельности по профилактике детского дорожного
травматизма;
-научить приемам оказания первой доврачебной помощи, пострадавшим в
дорожно-транспортных происшествиях;
-развить природные задатки, способствующие успеху
в
социальном
и
профессиональном
самоопределении детей.

Планируемые результаты освоения программы
Воспитательные результаты работы по данной Программе можно оценивать по
двум уровням.

Результаты первого уровня (приобретение школьникамим социальных знаний,
понимания социальной реальности и повседневной жизни): приобретение школьниками
знаний о безопасности дорожного движения, об основах оказания первой медицинской
помощи, о правилах дорожного движения.
Результаты второго уровня (формирование позитивного отношения школьника к
базовым ценностям нашего общества и к социальной реальности в целом).
В результате реализации программы у обучающихся будут сформированы
универсальные учебные действия.
Личностные результаты
Самоопределение:
- самостоятельность и личная ответственность за свои поступки, установка на здоровый
образ жизни;
- осознание ответственности человека за общее благополучие;
- гуманистическое сознание;
- социальная компетентность как готовность к решению моральных дилемм, устойчивое
следование в поведении социальным нормам;
- начальные навыки адаптации в динамично изменяющемся мире.
Метапредметные результаты
Метапредметными результатами изучения курса является формирование
следующих универсальных учебных действий (далее УУД).
Регулятивные УУД:
Целеполагание:
- формулировать и удерживать учебную задачу,
- преобразовывать практическую задачу в познавательную;
Планирование:
- применять установленные правила в планировании способа решения;
- выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;
- составлять план и последовательность действий;
- адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности.
Познавательная УУД:
- контролировать и оценивать процесс и результат деятельности;
- ставить и формулировать проблемы;
- самостоятельно создавать алгоритмы деятельности при решении проблем различного
характера;
- осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме, в том числе
творческого и исследовательского характера;
- поиск и выделение необходимой информации из различных источников в разных формах
(текст, рисунок, таблица, диаграмма, схема);
- обработка информации;
- анализ информации;
- передача информации (устным, письменным, цифровым способами);
- оценка информации (критическая оценка, оценка достоверности);
- подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных
признаков;
- классификация по заданным критериям;

- установление аналогий;
- установление причинно-следственных связей.
Коммуникативные УУД:
Инициативное сотрудничество:
- проявлять активность во взаимодействии для решения коммуникативных и
познавательных задач;
- обращаться за помощью;
- формулировать свои затруднения;
- предлагать помощь и сотрудничество;
Планирование учебного сотрудничества:
- определять цели, функции участников, способы взаимодействия;
-договариваться о распределении деятельности;
- задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности
и сотрудничества с партнёром.
Предметные результаты
- формирование первоначальных представлений о значении правил безопасности
дорожного движения;
-овладение умениями оказания первой медицинской помощи, безопасного дорожного
движения.
Учебный план
№

Наименование раздела, темы Количество часов
занятия

Тема 1: Введение (3ч)
Введение. Правила движения –
закон улиц и дорог.
3 Оформление
уголка
по
безопасности
дорожного
движения.
4 Тема
2:
История
правил
дорожного движения (3ч)
5 История и развитие Правил
дорожного движения.
6 Информация
о
первом
светофоре,
автотранспорте,
велосипеде, дорожных знаках…
7 ПДД. Общие положения.
8 Тема 3: Изучение правил
дорожного движения (14ч)
9 Обязанности
пешеходов.
Обязанности пассажиров.
10 Назначение
и
роль
дорожных
знаков
в
регулировании дорожного
движения.
История
дорожных знаков.
Дорожные знаки и их группы.
1
2

Формы
промежуточной
аттестации

Всего
1

Теория
1

Практика
0

2

0

1

1

1

0

1

1

0

1

1

0

2

1

1

6

5

1

Тестирование

11
12

13

14

15
16

17
18
19
20
21

22

Изготовление
макетов
дорожных знаков
Светофорное регулирование
движение транспорта и
пешеходов.
Сигналы
светофора.
Виды
светофоров.
Порядок
перехода и проезда улиц и
дорог
по
сигналам
транспортного
и
пешеходного светофоров.
Дорожные ловушки.

Тема 4: Основы оказания
первой
медицинской
доврачебной помощи (2 ч)
Основные требования при
оказании ПМП при ДТП.
Тема
5:
Традиционномассовые мероприятия. (12
ч)
Подготовка
выступления
агитбригады.
Выступление агитбригады в
начальной школе.
Просмотр видеофильмов по
ПДД
Игры, викторины, конкурсы
Встреча с сотрудниками
ГИБДД
Подведение итогов кружка.

2

0

1

2

2

0

2

1

1

Решение
практических
заданий
на
знание ПДД

2

2

0

Анкетирование

4

0

4

3

0

4

2

2

0

1
1

0
0

1
1

1

0

1

Решение
практических
заданий
на
знание ПДД

Краткое содержание программы
1. Тема Введение в образовательную программу кружка
Теория. Цели, задачи кружка ЮИД. Утверждение программы. Организационные вопросы
(структура отряда, положение, обязанности). Оформление уголка «Дорога, транспорт,
пешеход».
Практика. Оформление уголка по безопасности дорожного движения.
2. Тема История правил дорожного движения
Теория. История и развитие Правил дорожного движения (далее – ПДД). Информация о
первом светофоре, автотранспорте, велосипеде, дорожных знаках.
Практика. Составление викторины по истории ПДД в уголок для классов.
3. Тема Изучение правил дорожного движения

Теория. Правила дорожного движения в России. Общие положения. Обязанности
пешеходов, водителей, велосипедистов и пассажиров. Проблемы безопасности
движения, причины дорожно-транспортных происшествий.
Дороги и их элементы. Проезжая часть. Разделительная полоса. Полоса движения.
Тротуар. Прилегающие территории. Перекрестки.
Границы перекрестков. Пересечение проезжих частей на перекрестках.
Населенные пункты.
ПДД для пешеходов – правосторонне движение, правила перехода дороги, места перехода
проезжей части дороги. Обход стоящего транспорта у обочины. Движение пеших групп и
колонн. Регулируемые и нерегулируемые перекрестки. Средства регулирования движения.
Знаки.
ПДД для пассажиров – виды общественного транспорта, посадочные площадки и
дорожные знаки, правила поведения в салоне транспорта, перевоз грузов.
Взаимовежливые отношения пассажиров и водителя. Дорожные знаки. Предупреждающие
знаки.
Дорожные знаки. Знаки приоритета. Дорожные знаки. Предписывающие знаки.
Дорожные знаки. Информационно-указательные знаки. Знаки сервиса.
Знаки дополнительной информации.
Случаи, когда значения временных дорожных знаков противоречат указаниям
стационарных знаков. Дорожная разметка и ее характеристики. Горизонтальная разметка.
Случаи, когда значение временных дорожных знаков и линий временной разметки
противоречат значениям линий постоянной разметки. Вертикальная разметка.
Светофорное регулирование. Значение круглых сигналов светофора выполненных в виде
стрелок. Пешеходные светофоры для велосипедистов. Светофоры для регулирования
движения через железнодорожные переезды (1 часа).
Распределение приоритета между участниками дорожного движения. Главная и
второстепенная дороги. «Правило правой руки».
Действие водителя при запрещающем сигнале светофора (кроме реверсивного) или
регулировщика. Приоритет транспортных средств, подающих специальные сигналы.
Транспортные средства, оборудованные маячками синего или синего и красного цвета и
специальным звуковым сигналом. Транспортные средства, оборудованные маячками
желтого или оранжевого цвета. Транспортные средства, оборудованные маячками белолунного цвета и специальным звуковым сигналом.
Определение регулируемых и нерегулируемых перекрестков. Общие правила проезда
перекрестков. Регулируемые перекрестки.
Проезд перекрестков, движением на которых управляет регулировщик. Проезд
перекрестков со светофорным регулированием.
Преимущество трамваев на регулируемых перекрестках. Нерегулируемые перекрестки.
Нерегулируемые перекрестки неравнозначных дорог. Нерегулируемые перекрестки
равнозначных дорог.
Проезд пешеходных переходов. Проезд мест остановок маршрутных транспортных
средств. Проезд мимо транспортных средств, предназнченного для перевозки детей.
Движение через железнодорожные пути.
Приближение к железнодорожному переезду. Места прекращения движения в случаях,
когда движение через переезд запрещено. Вынужденная остановка на железнодорожном
переезде.

ПДД для велосипедистов – дорожные знаки, техническое состояние велосипеда, движение
групп велосипедистов. Разметка проезжей части дороги. Остановка и стоянка
транспортных средств. Влияние погодных условий на движение транспортных средств.
Тормозной и остановочный пути. Дорожные ловушки.
Причины ДТП.
Меры ответственности пешеходов и водителей за нарушение ПДД.
Практика. Решение задач, карточек по ПДД.
Встречи с инспектором ГИБДД по практическим вопросам.
Разработка викторины по ПДД в уголок.
Проведение занятия в начальной школе «Азбука дороги», «Сами не видят, а другим
говорят».
Помощь начальным классам в создании схемы «Безопасный путь: Дом-школа-дом».
Участие в конкурсах по правилам ДД.
Тема 4 Основы оказания первой медицинской доврачебной помощи
Теория. Первая помощь при ДТП. Информация, которую должен сообщить свидетель
ДТП. Аптечка автомобиля и ее содержимое.
Раны, их виды, оказание первой помощи.
Вывихи и оказание первой медицинской помощи.
Виды кровотечения и оказание первой медицинской помощи. Переломы, их виды.
Оказание первой помощи пострадавшему. Ожоги, степени ожогов. Оказание первой
помощи.
Виды повязок и способы их наложения. Обморок, оказание помощи.
Правила оказания первой помощи при солнечном и тепловом ударах. Транспортировка
пострадавшего, иммобилизация.
Обморожение. Оказание первой помощи. Сердечный приступ, первая помощь.
Практика. Встречи с медицинским работником по практическим вопросам. Наложение
различных видов повязок. Оказание первой помощи при кровотечении. Оказание первой
помощи при ушибах, вывихах, ожогах, обморожении, переломах, обмороке, сердечном
приступе.
Транспортировка пострадавшего.
Ответы на вопросы билетов и выполнение практического задания.
Организационно-педагогические условия реализации Программы
При реализации Программы используются методические пособия, дидактические
материалы, фото- и видеоматериалы, журналы и книги, материалы на электронных
носителях.
При проведении занятий используются:

•

словесные методы обучения: лекции, объяснения, беседы,

консультации;

•

наглядные методы обучения: наглядные пособия, плакаты, видео.
Усвоение материала контролируется при помощи тестирования, анкетирования,

выполнения практических заданий.
Заключительное занятие кружка проводится в форме творческой работы с
использованием компьютерных технологий.
Занятия могут проводить педагоги, специалисты ГИБДД.

Материально-технические условия реализации Программы
Продуктивность работы во многом зависит от качества материально технического
оснащения процесса. Программа реализуется в аудитории образовательной организации с
применением технических средств обучения:

•
•
•
•

компьютеры;
проектор;
интерактивная доска.

экран.
Кабинет оснащен необходимыми инструментами и материалами для реализации
программы кружка.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

ВНИМАНИЕ!

Срок действия лицензии на использования программного обеспечения окончен 27.03.2024.
Для получения информации с сайта свяжитесь с Администрацией образовательной организации по телефону 8(81458)2-09-01

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».