ДООП социально-гуманитарной направленности Учимся вместе

Пояснительная записка
Готовность к школьному обучению рассматривается как два основных
блока: общая готовность, включающая в себя физическую, личностную и
интеллектуальная и специальная, состоящая из подготовки детей к усвоению
курса начальной школы. Новый социальный статус предъявляет серьёзные
требования к физическому и психическому здоровью ребёнка. Уровень
готовности ребёнка к усвоению социальных знаний, умений и навыков,
предусмотренных программой начального обучения достаточно высок.
Рабочая
программа
«Учимся
вместе»
дополнительной
общеобразовательной
общеразвивающей
программы
социальногуманитарной направленности (Программа) разработана в соответствии с
учетом особенностей образовательного учреждения, образовательных
потребностей и запросов обучающихся.
Актуальность Программы
Программа ориентирована на развитие устной речи детей, подготовку к
обучению грамоте в начальной школе и предупреждение ошибок в чтении и
письме.
Школа предъявляет к первокласснику довольно высокие требования.
Ребёнок должен быть готов не только к новым формам общения. У него
должна быть развита мотивационная сфера, где любознательность выступает
как основа познавательной активности, сформированы эмоционально волевые и познавательные сферы психических функций. Первоклассник
должен владеть элементарными навыками универсальных учебных действий
(УУД) (уметь анализировать объект, выделять признаки предмета;
рассматривать объект и составлять его из частей; проводить классификацию
объектов; строить речевое высказывание в устной форме и др.),
коммуникативными и речевыми компетенциями.
Отличительной особенностью программы является адаптация детей
при переходе на новый уровень образования.
Категория обучающихся
Программа предназначена для детей 6,6-8 лет.
Режим занятий: 1 занятие в неделю.
Академический час составляет 30 минут.
Особенности организации образовательного процесса
Формы занятий: игровое занятие, занятие – экспериментирование,
проблемное занятие, занятия «открытия» нового знания, рефлексия (занятия
повторения, закрепления знаний и выработки умений), комбинированное
занятие и др.
Особенностью данной программы является то, что дети не работают по
учебникам и тетрадям. На каждом занятии их ждет что-то новое, чего они не
ожидают и не могут предугадать. Для работы используются индивидуальные
“рабочие листы”, которые состоят из различных заданий и упражнений,
направленных не только на изучение буквы или цифры, но и на развитие

высших психических функций. Данные “рабочие листы” накапливаются у
детей в папках и в дальнейшем образуют “альбом подготовки к школе”.
Форма обучения – очная
Цели и задачи Программы
Цель программы:
формирование навыка чтения, слитного чтения, умение проводить звуковой
анализ слова, членить предложения на слова (определять количество слов,
читать предложения и тексты с пониманием).
Задачи:
1. знакомить с буквами русского языка (понятие гласных-согласных,
звонких - глухих, парных - непарных, твердых - мягких согласных);
2. введение основной смысловой единицы речи – фонемы;
3. знакомить с понятиями звук, слог, слово, предложение, текст;
4. обучать слоговому чтению, письму по слогам, пересказу, составлению
слова из заданных слогов, предложения из заданных слов;
5. развивать коммуникативные способности детей.
Развитие речи и подготовка к обучению чтению.
 Создать условия для участия в коллективном разговоре: задавать
вопросы, отвечать на них; последовательно и логично, понятно для
собеседников рассказать о факте, событии, явлении;
 формировать навыки доброжелательного общения с собеседником,
говорить спокойно, не повышая голоса;
 Формировать умения различать понятия “звук” и “буква”; определять
место звука в слове; составлять по образцу небольшие рассказы из опыта,
о предмете, по сюжетной картинке, набору картин с фабульным
развитием действия.
 Формировать знания о последовательности слов в предложении;
 Формировать знания о выразительных средств языка;
 Формировать знания о буквах русского алфавита.
Обучение письму.
 Формировать навыки ориентировки на странице тетради;
 Создать условия для осознания способов выполнения действий;
 Создать условия для овладения знаниями направления и
последовательности движений.
Формы аттестации
Для выявления результативности в освоении программы используется
итоговый мониторинг, содержащий в себе индивидуальные задания по
основным разделам.
Аттестация проводится в ходе наблюдений, дидактической игры, и
выполнении специальных заданий.
Планируемые результаты освоения Программы
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения
Программы.

Личностными результатами изучения Программы является формирование
следующих умений:
- определять и высказывать под руководством педагога самые простые
общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические
нормы);
-в предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества,
опираясьна общие для всех простые правила поведения, делать выбор, при
поддержке других участников группы и педагога, как поступить.
Метапредметными результатами изучения курса являются формирование
следующих универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
-определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя.
-проговаривать последовательность действий.
-учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с
иллюстрациями.
-учиться работать по предложенному учителем плану.
-учиться отличать верно, выполненное задание, от неверного.
-учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную
оценку деятельности товарищей.
Познавательные УУД:
-ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного
с помощью учителя;
-добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя свой
жизненный опыт и информацию, полученную от учителя;
- перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате
совместной работы всей группы;
-перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать
различные звуки и предметы;
-преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять слоги,
слова, предложения, тексты на основе рисунков, схем).
Коммуникативные УУД:
-донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной речи (на
уровне одного предложения или небольшого текста).
-слушать и понимать речь других;
-читать и пересказывать текст;
-совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и
следовать им;
-учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
Предметными результатами изучения Программы являются формирование
следующих умений:
-расширение кругозора дошкольников в области звуко – буквенного анализа
слов;
- описывать признаки предметов и узнавать предметы по их признакам;
- выделять существенные признаки предметов;

- сравнивать между собой предметы, явления;
- обобщать, делать несложные выводы;
- классифицировать явления, предметы;
- определять последовательность событий;
- судить о противоположных явлениях;
- давать определения тем или иным понятиям;
- выявлять функциональные отношения между понятиями;
- выявлять закономерности и проводить аналогии.
Учебный план
№

Название раздела,
темы занятия

Теоретиче
ские часы

Практич
еские
часы

Все
го
час
ов

0,5

0,5

1

0,5

0,5

1

0,5

0,5

1

1

1

2

1

1

2

0,5

0,5

1

0,5

0,5

1

0,5

0,5

1

0,5

0,5

1

0,5

0,5

1

0,5

0,5

1

Формы
промежуточной
аттестации

Вводное занятие
1
2
3

4
5

6

7

8

9

10

11

Речь: говорение,
слушание.
Устная речь.
Предложение. Слово.
Ударение.
Звук. Знакомство с
миром звуков.
Гласные и согласные
звуки. Обучение
рассказыванию.
Буквы А, а, О, о, У, у, ы,
Э, э ,И, и.
Драматизация сказки
«Репка».
Буквы Я, я, Е, е, Ё, ё, Ю,
ю.
Рассказы М.Пришвина и
В.Бианки
Согласные звуки и
буквы.
. Звуки [ н], [н’,]. Схема
предложения.
Звуки [ м], [м’].
Составление рассказа по
сюжетной картинке.
Схема предложения.
Звуки [ л], [л’,].Рассказ
В.Ю. Драгунского
«Учительница».
Звук [й’,]. Выборочный
пересказ с опорой на

Викторина

Игра

12

13
14

сюжетную картинку.
Деление слов на слоги.
Повторение изученных
звуков. Пересказ текста
с опорой на сюжетную
картинку.
Звук [ х]. Пересказ
прочитанного текста по
наводящим вопросам.
Звуки [ щ]. Рассказы о
животных.

1

1

2

0,5

0,5

1

0,5

0,5

1

Звуки [ г], [ к ], [г’,],
[к’,],

0,5

0,5

1

Звук [р - р’]. Составление
сказки «Лиса и заяц» по
плану.
Звуки [ з], [ с ], [з’,],
[с’,],
. Беседа по теме: «Моя
любимая сказка».
Звуки [ д], [ т ], [д’,],
[т’,].
Драматизация сказки
«Теремок».

0,5

0,5

1

0,5

0,5

1

0,5

0,5

1

Спектакль

Звуки [ б], [ п ], [б’,],
[п’,],

0,5

0,5

1

Презентация

1

1

2

1

1

2

1

1

2

1

1

2

1

1

2

2

2

15

16

17

18

19

20

21

22
23

24

25

Рассказ «Моя семья».
Звуки [ в], [ ф ], [в’,],
[ф’,], Рассказы
Ушинского. Гласные и
согласные звуки.
Звуки [ ж], [ ш ].
Рассказы Ушинского.
Гласные и согласные
звуки.
Звук [ ч’],.
Стихи о весне.
Звук [ ц],.
Составление рассказаописания.
Буквы ь и ъ.
Составление рассказа на
заданную тему.
Сделал дело – гуляй
смело.

0

Опрос

Содержание программы
Данная программа решает вопросы практической подготовки детей к
обучению чтению, к обучению письму и ведет работу по совершенствованию
устной речи. Содержание раздела направлено на общее развитие ребенка,
посредством которого создается прочная основа для успешного изучения
русского языка.
Главное место в обучении отводится работе со звуком, буквой, словом,
предложением. Необходимо достаточно времени уделять звуковому
восприятию слова, формируя фонетический речевой слух ребенка.
Для совершенствования речевого аппарата, целесообразно включать
артикуляционные
упражнения,
проговаривание
скороговорок,
четверостиший, рифмованных строчек и прочее.
Очень важно серьезно и творчески подходить к каждому занятию,
заранее подбирая наглядный, дидактический и прочий необходимый
материал, без которого невозможно активизировать мышление детей и
поддерживать их интерес и внимание на протяжении всего занятия.
Организационно-педагогические условия реализации Программы
При реализации Программы используются методические пособия,
дидактические материалы, фото- и видеоматериалы, журналы и книги,
материалы на электронных носителях.
При проведении занятий используются:
•
словесные методы обучения: лекции, объяснения, беседы,
консультации;
•
наглядные методы обучения: наглядные пособия, плакаты, видео.
Для выявления результативности в освоении программы используется
итоговый мониторинг, содержащий в себе индивидуальные задания по
основным разделам.
Аттестация проводится в ходе наблюдений, дидактической игры, и
выполнении специальных заданий.
Материально-технические условия реализации Программы
Продуктивность работы во многом зависит от качества материально
технического оснащения процесса. Программа реализуется в аудитории
образовательной организации с применением технических средств обучения:
•
компьютеры;
•
проектор;
•
интерактивная доска;
•
экран.
Кабинет оснащен необходимыми инструментами и материалами для
реализации программы кружка

Обеспечение программы
1. Федосова Н.А. Дошкольное обучение: Подготовка к школе. - М.:
Просвещение, 2016.
2. Федосова Н.А. От слова к букве: Учебное пособие для подготовки
детей к школе: в 2 ч. - М.: Просвещение, 2015.
Н. А. Федосова. Программа «Преемственность. Подготовка детей к


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

ВНИМАНИЕ!

Срок действия лицензии на использования программного обеспечения окончен 27.03.2024.
Для получения информации с сайта свяжитесь с Администрацией образовательной организации по телефону 8(81458)2-09-01

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».