ДООП социально-гуманитарной направленности По дороге с азбукой

1

Пояснительная записка
Готовность к школьному обучению рассматривается как два основных
блока: общая готовность, включающая в себя физическую, личностную и
интеллектуальная и специальная, состоящая из подготовки детей к усвоению
курса начальной школы. Новый социальный статус предъявляет серьёзные
требования к физическому и психическому здоровью ребёнка. Уровень
готовности ребёнка к усвоению социальных знаний, умений и навыков,
предусмотренных программой начального обучения достаточно высок.
Рабочая программа «По дороге с азбукой» дополнительной
общеобразовательной
общеразвивающей
программы
социальногуманитарной направленности (Программа) разработана в соответствии с
учетом особенностей образовательного учреждения, образовательных
потребностей и запросов обучающихся.
Актуальность Программы
Программа ориентирована на развитие устной речи детей, подготовку к
обучению грамоте в начальной школе и предупреждение ошибок в чтении и
письме.
Школа предъявляет к первокласснику довольно высокие требования.
Ребёнок должен быть готов не только к новым формам общения. У него
должна быть развита мотивационная сфера, где любознательность выступает
как основа познавательной активности, сформированы эмоционально волевые и познавательные сферы психических функций. Первоклассник
должен владеть элементарными навыками универсальных учебных действий
(УУД) (уметь анализировать объект, выделять признаки предмета;
рассматривать объект и составлять его из частей; проводить классификацию
объектов; строить речевое высказывание в устной форме и др.),
коммуникативными и речевыми компетенциями.
Отличительной особенностью программы является адаптация детей
при переходе на новый уровень образования.
Категория обучающихся
Программа предназначена для детей 6,6-8 лет.
Режим занятий: 1 занятие в неделю.
Академический час составляет 30 минут.
Особенности организации образовательного процесса
Формы занятий: игровое занятие, занятие – экспериментирование,
проблемное занятие, занятия «открытия» нового знания, рефлексия (занятия
повторения, закрепления знаний и выработки умений), комбинированное
занятие и др.
Особенностью данной программы является то, что дети не работают по
учебникам и тетрадям. На каждом занятии их ждет что-то новое, чего они не
ожидают и не могут предугадать. Для работы используются индивидуальные
“рабочие листы”, которые состоят из различных заданий и упражнений,
направленных не только на изучение буквы или цифры, но и на развитие
2

высших психических функций. Данные “рабочие листы” накапливаются у
детей в папках и в дальнейшем образуют “альбом подготовки к школе”.
Форма обучения – очная
Цели и задачи Программы
Цель программы:
формирование навыка чтения, слитного чтения, умение проводить звуковой
анализ слова, членить предложения на слова (определять количество слов,
читать предложения и тексты с пониманием).
Задачи:
1. знакомить с буквами русского языка (понятие гласных-согласных,
звонких - глухих, парных - непарных, твердых - мягких согласных);
2. введение основной смысловой единицы речи – фонемы;
3. знакомить с понятиями звук, слог, слово, предложение, текст;
4. обучать слоговому чтению, письму по слогам, пересказу, составлению
слова из заданных слогов, предложения из заданных слов;
5. развивать коммуникативные способности детей.
Развитие речи и подготовка к обучению чтению.
 Создать условия для участия в коллективном разговоре: задавать
вопросы, отвечать на них; последовательно и логично, понятно для
собеседников рассказать о факте, событии, явлении;
 формировать навыки доброжелательного общения с собеседником,
говорить спокойно, не повышая голоса;
 Формировать умения различать понятия “звук” и “буква”; определять
место звука в слове; составлять по образцу небольшие рассказы из опыта,
о предмете, по сюжетной картинке, набору картин с фабульным
развитием действия.
 Формировать знания о последовательности слов в предложении;
 Формировать знания о выразительных средств языка;
 Формировать знания о буквах русского алфавита.
Обучение письму.
 Формировать навыки ориентировки на странице тетради;
 Создать условия для осознания способов выполнения действий;
 Создать условия для овладения знаниями направления и
последовательности движений.
Формы аттестации
Для выявления результативности в освоении программы используется
итоговый мониторинг, содержащий в себе индивидуальные задания по
основным разделам.
Аттестация проводится в ходе наблюдений, дидактической игры, и
выполнении специальных заданий.
Планируемые результаты

3

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения
Программы.
Личностными результатами изучения Программы является формирование
следующих умений:
- определять и высказывать под руководством педагога самые простые
общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические
нормы);
-в предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества,
опираясьна общие для всех простые правила поведения, делать выбор, при
поддержке других участников группы и педагога, как поступить.
Метапредметными результатами изучения курса являются формирование
следующих универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
-определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя.
-проговаривать последовательность действий.
-учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с
иллюстрациями.
-учиться работать по предложенному учителем плану.
-учиться отличать верно, выполненное задание, от неверного.
-учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную
оценку деятельности товарищей.
Познавательные УУД:
-ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного
с помощью учителя;
-добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя свой
жизненный опыт и информацию, полученную от учителя;
- перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате
совместной работы всей группы;
-перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать
различные звуки и предметы;
-преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять слоги,
слова, предложения, тексты на основе рисунков, схем).
Коммуникативные УУД:
-донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной речи (на
уровне одного предложения или небольшого текста).
-слушать и понимать речь других;
-читать и пересказывать текст;
-совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и
следовать им;
-учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
Предметными результатами изучения Программы являются формирование
следующих умений:
4

-расширение кругозора дошкольников в области звуко – буквенного анализа
слов;
- описывать признаки предметов и узнавать предметы по их признакам;
- выделять существенные признаки предметов;
- сравнивать между собой предметы, явления;
- обобщать, делать несложные выводы;
- классифицировать явления, предметы;
- определять последовательность событий;
- судить о противоположных явлениях;
- давать определения тем или иным понятиям;
- выявлять функциональные отношения между понятиями;
- выявлять закономерности и проводить аналогии.
Учебный план
№

Название раздела,
темы занятия

Теоретиче
ские часы

Практич
еские
часы

Все
го
час
ов

0,5

0,5

1

0,5

0,5

1

0,5

0,5

1

1

1

2

1

1

2

0,5

0,5

1

0,5

0,5

1

0,5

0,5

1

0,5

0,5

1

Формы
промежуточной
аттестации

Вводное занятие
1
2
3

4
5

6

7

8

9

Речь: говорение,
слушание.
Устная речь.
Предложение. Слово.
Ударение.
Звук. Знакомство с
миром звуков.
Гласные и согласные
звуки. Обучение
рассказыванию.
Буквы А, а, О, о, У, у, ы,
Э, э ,И, и.
Драматизация сказки
«Репка».
Буквы Я, я, Е, е, Ё, ё, Ю,
ю.
Рассказы М.Пришвина и
В.Бианки
Согласные звуки и
буквы.
. Звуки [ н], [н’,]. Схема
предложения.
Звуки [ м], [м’].
Составление рассказа по
сюжетной картинке.
Схема предложения.

5

Викторина

10

11

12

13
14

Звуки [ л], [л’,].Рассказ
В.Ю. Драгунского
«Учительница».
Звук [й’,]. Выборочный
пересказ с опорой на
сюжетную картинку.
Деление слов на слоги.
Повторение изученных
звуков. Пересказ текста
с опорой на сюжетную
картинку.
Звук [ х]. Пересказ
прочитанного текста по
наводящим вопросам.
Звуки [ щ]. Рассказы о
животных.

Игра

0,5

0,5

1

0,5

0,5

1

1

1

2

0,5

0,5

1

0,5

0,5

1

Звуки [ г], [ к ], [г’,],
[к’,],

0,5

0,5

1

Звук [р - р’]. Составление
сказки «Лиса и заяц» по
плану.
Звуки [ з], [ с ], [з’,],
[с’,],
. Беседа по теме: «Моя
любимая сказка».
Звуки [ д], [ т ], [д’,],
[т’,].
Драматизация сказки
«Теремок».

0,5

0,5

1

0,5

0,5

1

0,5

0,5

1

Спектакль

Звуки [ б], [ п ], [б’,],
[п’,],

0,5

0,5

1

Презентация

1

1

2

15

16

17

18

19

20

21

22
23

Рассказ «Моя семья».
Звуки [ в], [ ф ], [в’,],
[ф’,], Рассказы
Ушинского. Гласные и
согласные звуки.
Звуки [ ж], [ ш ].
Рассказы Ушинского.
Гласные и согласные
звуки.
Звук [ ч’],.
Стихи о весне.
Звук [ ц],.
Составление рассказаописания.

1

2
1

1

1

2

1

1

2

6

Опрос

24

25

Буквы ь и ъ.
Составление рассказа на
заданную тему.
Сделал дело – гуляй
смело.

1

0

1

2

2

2

Содержание программы
Данная программа решает вопросы практической подготовки детей к
обучению чтению, к обучению письму и ведет работу по совершенствованию
устной речи. Содержание раздела направлено на общее развитие ребенка,
посредством которого создается прочная основа для успешного изучения
русского языка.
Главное место в обучении отводится работе со звуком, буквой, словом,
предложением. Необходимо достаточно времени уделять звуковому
восприятию слова, формируя фонетический речевой слух ребенка.
Для совершенствования речевого аппарата, целесообразно включать
артикуляционные
упражнения,
проговаривание
скороговорок,
четверостиший, рифмованных строчек и прочее.
Очень важно серьезно и творчески подходить к каждому занятию,
заранее подбирая наглядный, дидактический и прочий необходимый
материал, без которого невозможно активизировать мышление детей и
поддерживать их интерес и внимание на протяжении всего занятия.
Организационно-педагогические условия реализации Программы
При реализации Программы используются методические пособия,
дидактические материалы, фото- и видеоматериалы, журналы и книги,
материалы на электронных носителях.
При проведении занятий используются:
•
словесные методы обучения: лекции, объяснения, беседы,
консультации;
•
наглядные методы обучения: наглядные пособия, плакаты, видео.
Для выявления результативности в освоении программы используется
итоговый мониторинг, содержащий в себе индивидуальные задания по
основным разделам.
Аттестация проводится в ходе наблюдений, дидактической игры, и
выполнении специальных заданий.
Материально-технические условия реализации Программы
Продуктивность работы во многом зависит от качества материально
технического оснащения процесса. Программа реализуется в аудитории
образовательной организации с применением технических средств обучения:
•
компьютеры;
7

•
проектор;
•
интерактивная доска;
•
экран.
Кабинет оснащен необходимыми инструментами и материалами для
реализации программы кружка.

8

Обеспечение программы
1. Федосова Н.А. Дошкольное обучение: Подготовка к школе. - М.:
Просвещение, 2016.
2. Федосова Н.А. От слова к букве: Учебное пособие для подготовки
детей к школе: в 2 ч. - М.: Просвещение, 2015.
3. Н. А. Федосова. Программа «Преемственность. Подготовка детей к
школе». - М.: Просвещение, 2015
Список литературы.
1. Федосова Н.А. Дошкольное обучение: Подготовка к школе. - М.:
Просвещение, 2016.
2. Федосова Н.А. От слова к букве: Учебное пособие для подготовки детей к
школе: в 2 ч. - М.: Просвещение, 2015.
3. Н. А. Федосова. Программа «Преемственность. Подготовка детей к
школе». - М.: Просвещение, 2015
4. Калмыкова А.А. Система занятий со старшими дошкольниками по
программе «Преемственность». Подготовка к освоению программ «Школа
России» и «Перспектива». Учитель, 2015
5. Волкова С. И. Математические ступеньки. Учебное пособие для
подготовки детей к школе. Просвещение, 2015.
Интернет ресурсы:
1. http:www.Nachalka.com
2. http:www.viku.rdf.ru
3. http:www.rusedu.ru
4. http://school-collection.edu.ru/
5. http://bcetyt.ru/
6. http://www.lychik.ru/

9

Приложение
Календарно-тематическое планирование
Занятия предусматривают формирование и развитие умений и навыков,
необходимых для успешного обучения в перовом классе, а также они
должны способствовать возникновению положительного отношения к
учебной деятельности.
Сокращения, принятые в данном планировании:
ОНЗ – занятие «открытия» нового знания
Р – рефлексия (занятие повторения, закрепления знаний и выработки
умений)
Ф – фронтальный опрос
КЗ – комбинированное занятие,
К – занятие контроля, оценки и коррекции знаний
ПР – практическая работа
И – индивидуальный опрос
ПС! – проверь себя.

10

Вид
контроля

Тип

№

занятия

Календарно-тематическое планирование
содержание
Название раздела,
темы занятия

Теоретические Практические Всего
часы
часы
часов

Развитие устной речи. 3 ч.
КЗ

И

Вводное занятие

1

2

КЗ

Ф

3

ОНЗ

Ф

ОНЗ

И

4
5

6

ОНЗ

КЗ

Ф

Ф

Речь: говорение,
слушание.
Устная речь.
Предложение.
Слово. Ударение.

Звук. Знакомство с
миром звуков.
Гласные и
согласные звуки.
Обучение
рассказыванию.
Буквы А, а, О, о, У,
у, ы, Э, э ,И, и.
Драматизация
сказки «Репка».

Выяснение возможностей детей, диагностика
умения читать, знает ли буквы и т.д. Для чего мы
говорим? Игра “Полслова за вами”
упражнения на определения звуков в части
слова, Игры «Повтори словечко», «где
спрятался».
Беседа о том, что наша речь состоит из
предложений, предложения состоят из слов,
слова из слогов, слоги из звуков. Тренинг на
определение предложений, слов, слогов, звуков.
Схемы предложений и слов
Звуки и буквы. 31 ч.
упражнения на формирование представлений о
звуках. Упражнения на выделение звуков в
односложных и двусложных словах.
упражнения на формирование представлений о
гласных и согласных звуках, их отличии.
Упражнения на выделение звуков в
односложных и двусложных словах.
Звук [а], [о], [у], [ы], [э].
упражнения на формирование представлений о
гласных и согласных звуках, их отличии.
Упражнения на выделение звуков в
односложных и двусложных словах.

0,5

0,5

1

0,5

0,5

1

0,5

0,5

1

1

1

2

1

1

2

0,5

0,5

1

7

Р

ОНЗ

Ф

Ф

8

9

ОНЗ

10 ОНЗ

11 КЗ

12 ОНЗ

Ф

И

И

Ф

Буквы Я, я, Е, е, Ё,
ё, Ю, ю.
Рассказы
М.Пришвина и
В.Бианки
Согласные звуки и
буквы.
. Звуки [ н], [н’,].
Схема предложения.

Звук [йа], [йэ], [йе], [йу], составление схем.
упражнения на закрепление
представлений о гласных и согласных звуках, их
отличии. Упражнения на выделение звуков в
односложных и двусложных словах.
Знакомство со звуками [н] и [н'], их
характеристика, тренинг на определение места
звуков в словах. Называние слов с изучаемыми
звуками. Составление схем. Знакомство с
буквами Н и н.
Звуки [ м], [м’].
Знакомство со звуками [м] и [м'], их
Составление
характеристика, тренинг на определение места
рассказа по
звуков в словах. Называние слов с изучаемыми
сюжетной картинке. звуками. Составление схем. Знакомство с
Схема предложения. буквами М и м.
Знакомство со звуками [л] и [л'], их характеристика,
Звуки [ л],
[л’,].Рассказ В.Ю.
тренинг на определение места звуков в словах.
Драгунского
Называние слов с изучаемыми звуками. Составление
«Учительница».
схем. Знакомство с буквами Л и л.
Звук [й’,].
Выборочный
пересказ с опорой
на сюжетную
картинку. Деление
слов на слоги.

Знакомство с согласным звуком [й], его
характеристика, тренинг на определение места
звука в словах. Знакомство со звуками [Й] и [м'],
их характеристика, тренинг на определение
места в словах. Называние слов с изучаемыми
звуками. Составление схем. Знакомство с
буквами Й и й.

Повторение
изученных звуков.
Пересказ текста с
опорой на
сюжетную
картинку.

Чтение слогов и слов с изученными буквами.

0,5

0,5

1

0,5

0,5

1

0,5

0,5

1

0,5

0,5

1

0,5

0,5

1

1

1

2

13 КЗ

Ф

14 К3

Ф

15 К3

Звук [ х]. Пересказ
прочитанного текста
по наводящим
вопросам.
Звуки [ щ]. Рассказы
о животных.

Ф
Звуки [ г], [ к ], [г’,],
[к’,],

ОНЗ

И

16

17 КЗ

18 ОНЗ

Ф

Ф

Звук [р - р’].
Составление сказки
«Лиса и заяц» по
плану.
Звуки [ з], [ с ], [з’,],
[с’,],
. Беседа по теме:
«Моя любимая
сказка».
Звуки [ д], [ т ], [д’,],
[т’,].
Драматизация
сказки «Теремок».

Знакомство с буквой х, ее печатание. Звук [йу],
составление схем.

Знакомство с буквами Щ и щ. Звук [щ],
составление схем.
Знакомство со звуками [г], [г'], [к], [к'], их
характеристика, тренинг на определение места
звуков в словах.
Составление схем.
Знакомство со звуками [р] и [р'], их
характеристика, тренинг на определение места
звуков в словах. Называние слов с изучаемыми
звуками
Знакомство со звуками [з], [з'], [с], [с'], их
характеристика, тренинг на определение места
звуков в словах.
Называние слов с изучаемыми звуками.
Составление схем. Составление и чтение прямых
и обратных слогов со звуками.
Знакомство со звуками [д], [д'], [т], [т'],
их
характеристика, тренинг на определение места
звуков в словах.
Составление схем.

Ф

1

0,5

0,5

1

0,5

0,5

1

0,5

0,5

1

0,5

0,5

1

0,5

0,5

1

0,5

0,5

1

их

Звуки [ б], [ п ], [б’,], характеристика, тренинг на определение места
звуков в словах.
[п’,],
Рассказ «Моя
семья».

0,5

Знакомство с буквами Д, д и Т, т.. Их печатание,
узнавание в словах. Составление и чтение
прямых и обратных слогов со звуками.
Знакомство со звуками [б], [б'], [п], [п'],

19 КЗ

0,5

Называние слов с изучаемыми звуками. Составление
схем.
Знакомство с буквами Б, б и П, п. Их печатание,
узнавание в словах. Составление и чтение прямых и

обратных слогов со звуками.

20 ОНЗ

21 КЗ

22 КЗ

23 ОНЗ

24 КЗ

25 КЗ

И

Ф

Ф

Ф

И

И

Звуки [ в], [ ф ],
[в’,], [ф’,], Рассказы
Ушинского.
Гласные и
согласные звуки.
Звуки [ ж], [ ш ].
Рассказы
Ушинского.
Гласные и
согласные звуки.

Знакомство со звуками [в], [в'], [ф], [ф'],
их
характеристика, тренинг на определение места
звуков в словах. Знакомство с буквами В и в, Ф и
ф их печатание. Составление и чтение слогов с
изучаемыми звуками.
Знакомство со звуком [ж], [ш], его
характеристика, тренинг на определение места
звуков в словах. Знакомство с буквами Ж и ж, Ш
и ш их печатание. Составление и чтение слогов с
изучаемым звуком.

Звук [ ч’],.
Стихи о весне.

Знакомство со звуком [ч'], его характеристика,
тренинг на определение места звука в словах.
Знакомство с буквами Ч, ч, их печатание.
Составление и чтение слогов с изучаемым
звуком.
Знакомство со звуком [ц], его характеристика,
тренинг на определение места звука в словах.
Знакомство с буквами Ц и ц, их печатание.
Составление и чтение слогов с изучаемыми
звуками.
Знакомство с буквами ь и ъ. Составление схем.

Звук [ ц],.
Составление
рассказа-описания.
Буквы ь и ъ.
Составление
рассказа на
заданную тему.
Сделал дело – гуляй
смело.

1

1

1

2

2
1

1

1

2

1

1

2

1

1

2

2

2

18

34

Игры с изученными словами.
0

Итого
16

Приложение
Программа направлена на: создание условий развития ребенка, открывающих
возможности для его позитивной социализации, его личностного развития,
развития инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества со
взрослыми и сверстниками и соответствующим возрасту видам деятельности,
формирование художественной культуры как части духовной; приобщение
воспитанников к миру искусства; на создание развивающей образовательной
среды, которая представляет собой систему условий социализации и
индивидуализации детей.
Программа строится с учетом основных принципов:
1) полноценное проживание ребенком всех этапов детства, обогащение
(амплификация) детского развития;
2) построение образовательной деятельности на основе индивидуальных
особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в
выборе содержания своего образования, становится субъектом образования (далее
- индивидуализация дошкольного образования);
3) содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка
полноценным участником (субъектом) образовательных отношений;
4) поддержка инициативы детей в различных видах деятельности;
5) приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и
государства;
6) формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в
различных видах деятельности;
7) возрастная адекватность образования (соответствие условий, требований,
методов возрасту и особенностям развития);
Результаты освоения программы
В результате освоения программы дети должны знать и уметь:
 Знать буквы русского языка (понятие гласных-согласных, звонких - глухих,
парных - непарных, твердых - мягких согласных).
 Знать основную смысловую единицу речи – фонемы.
 Знать понятия звук, слог, слово, предложение, текст.
 Владеть навыком слогового чтения, письма по слогам, пересказа,
составления слова из заданных слогов, предложения из заданных слов.
Развитие речи и подготовка к обучению чтению.
В результате обучения по программе ребенок должен уметь:
 участвовать в коллективном разговоре: задавать вопросы, отвечать на них;
последовательно и логично, понятно для собеседников рассказать о факте,
событии, явлении;
 быть доброжелательным собеседником, говорить спокойно, не повышая
голоса;

 различать понятия “звук” и “буква”;
 определять место звука в слове;
 составлять по образцу небольшие рассказы из опыта, о предмете, по
сюжетной картинке, набору картин с фабульным развитием действия.
В результате обучения по программе подготовительного курса ребенок должен
знать:
 последовательность слова в предложении;
 выразительные средства языка;
 буквы русского алфавита.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

ВНИМАНИЕ!

Срок действия лицензии на использования программного обеспечения окончен 27.03.2024.
Для получения информации с сайта свяжитесь с Администрацией образовательной организации по телефону 8(81458)2-09-01

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».