Содержание I.Раздел «Комплекс основных характеристик программы»……………. 1.1 Пояснительная записка………………………………………………..3-6 1.2 Цель и задачи программы……………………………………………..6-8 1.3 Содержание программы……………………………………………….8-9 1.4 Планируемые результаты………………………………………………9-10 II.Раздел «Комплекс организационно-педагогических условий»………. 2.1 Календарный учебный график………………………………………....11 2.2 Условия реализации программы………………………………………. 2.2.1 Материально-технические условия реализации Программы.11-13 2.2.2 Финансовое обеспечение Программы………………………...13-14 2.2.3 Информационное обеспечение………………………………...14-16 2.2.4 Кадровое обеспечение…………………………………………………16-19 2.3 Формы аттестации……………………………………………………….19-20 2.4 Методические материалы………………………………………………20-22 3 Список литературы……………………………………………………..22 1. Раздел «Комплекс основных характеристик Программы» 1.1 Пояснительная записка 1 МБОУ Кемская СОШ № 2 осуществляет свою деятельность по дополнительным общеобразовательным общеразвивающим программам туристско-краеведческой направленности. Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа туристско-краеведческой направленности (далее – Программа) разработана на основании следующих нормативно-правовых документов: 1. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; 2.Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 09 ноября 2018 года № 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»; 3. Стратегия развития воспитания в РФ на период до 2025 года. Распоряжение правительства Российской Федерации № 996-р от 29 мая 2015 года; 4. Устав муниципального бюджетного образовательного учреждения « Средняя общеобразовательная школа № 2» Кемского муниципального района (далее – Учреждение). Актуальность программы Основное предназначение дополнительного образования - удовлетворение разнообразных потребностей детей в познании и общении, которые далеко не всегда могут быть реализованы в рамках предметного обучения в школе. Дополнительное образование детей по праву рассматривается как важнейшая составляющая образовательного пространства, сложившегося в современном российском обществе. Оно социально востребовано, требует постоянного внимания и поддержки со стороны общества и государства как образование, органично сочетающее в себе воспитание, обучение и развитие личности ребенка. Основу современного дополнительного образования детей, и это существенно отличает его от традиционной внешкольной работы, составляет масштабный образовательный блок. Здесь обучение детей осуществляется на основе программ, разработанных, как правило, самими педагогами. «Изюминка» дополнительного образования состоит в том, что все его программы предлагаются детям по выбору, в соответствии с их интересами, природными склонностями и способностями. Многие дополнительные общеразвивающие программы являются продолжением базовых образовательных программ и дают при этом детям необходимые для жизни практические навыки. Уникальный образовательный потенциал дополнительного образования также может активно использоваться в процессе введения профильного обучения на старшей ступени общего образования. Дополнительное образование – это процесс свободно избранного ребенком освоения знаний, способов деятельности, ценностных ориентаций, направленных на удовлетворение интересов личности, ее склонностей, способностей и содействующей самореализации, и культурной адаптации, входящих за рамки стандарта общего образования. В Концепции модернизации российской системы образования подчеркивается важность и значение 2 системы дополнительного образования детей, способствующей развитию склонностей, способностей и интересов, социального и профессионального самоопределения детей и молодёжи. Система дополнительного образования в школе выступает как педагогическая структура, которая максимально приспосабливается к запросам и потребностям обучающихся, а именно: - обеспечивает психологический комфорт и личностную значимость обучающихся, - дает шанс каждому ребенку раскрыть себя как личность, - предоставляет ученику возможность творческого развития по силам, интересам и в индивидуальном темпе, - налаживает взаимоотношения всех субъектов дополнительного образования на принципах реального гуманизма, - активно использует возможности окружающей социокультурной среды, - побуждает обучающихся к саморазвитию и самовоспитанию, к самооценке и самоанализу, - обеспечивает оптимальное соотношение управления и самоуправления в жизнедеятельности школьного коллектива. Дополнительное образование обладает большими возможностями для совершенствования общего образования, его гуманизации; позволяет полнее использовать потенциал школьного образования за счет углубления, расширения и применения школьных знаний; позволяет расширить общее образование путем реализации досуговых и индивидуальных образовательных программ, дает возможность каждому ребенку удовлетворить свои индивидуальные познавательные, эстетические, творческие запросы. Дополнительное образование детей — необходимое звено в воспитании многогранной личности, в ее образовании, в ранней профессиональной ориентации. Ценность дополнительного образования детей состоит в том, что оно усиливает вариативную составляющую общего образования и помогает ребятам в профессиональном самоопределении, способствует реализации их сил, знаний, полученных в базовом компоненте. Дополнительное образование детей создает юному человеку условия, чтобы полноценно прожить пору детства. Ведь если ребенок полноценно живет, реализуя себя, решая задачи социально значимые, выходит даже в профессиональное поле деятельности, то у него будет гораздо больше возможностей достичь в зрелом возрасте больших результатов, сделать безошибочный выбор. Направленность Программы В соответствии с Приказом Министерства просвещения РФ от 9 ноября 2018 г. № 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам», занятия в рамках реализации дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы могут проводиться по дополнительным общеобразовательным программам различной направленности, в том числе туристско-краеведческой. Туризм ориентирован на теоретическую и практическую подготовку к походам и путешествиям разной сложности с использованием спортивного оборудования и предполагает освоение правил ориентирования на местности, техники 3 безопасности и первой помощи, занятия по физической подготовке, знакомство с туристскими возможностями родного края. Краеведение – (географическое, этнографическое, искусствоведческое, литературоведческое) теоретическая исследовательская деятельность по изучению природы, истории, культуры родного края; овладение навыками работы с краеведческими источниками (архивными материалами, образцами народного творчества, мемуарами); социальная инициатива обучающихся по охране памятников культуры, природы; работа в музеях, сотрудничество с общественными и научными организациям. Виды деятельности: спортивный туризм, туристическое краеведение, историческое краеведение, историко-прикладной и этнографический поиск, экскурсионная и музейная педагогика. Отличительные особенности программы - образовательный процесс реализуется по образовательным программам, разработанным, принимаемым и реализуемыми с учетом запросов обучающихся, потребности семьи. Объем и срок освоения программы включает общее количество учебных часов, запланированных на весь период обучения и необходимых для освоения программы; определяется содержанием и прогнозируемыми результатами рабочих программ; характеризуется продолжительностью рабочих программ (количество месяцев, лет, необходимых для ее освоения). Форма обучения – очная. Особенности организации образовательного процесса осуществляется в соответствии с индивидуальными учебными планами в объединениях по интересам, сформированных в группах обучающихся одного возраста или разных возрастных категорий (разновозрастные группы), являющиеся основным составом объединения (например, клубы, секции, кружки, лаборатории, студии, оркестры, творческие коллективы, ансамбли, театры) (далее - объединения), а также индивидуально; состав группы может быть постоянным или переменным. Для организации образовательного процесса используются следующие формы проведения занятий: теоретические, практические, комбинированные. Занятия проводятся с полным составом объединения. Программа предназначена удовлетворять потребности всех участников образовательной деятельности и партнеров: обучающихся в получении качественного бесплатного дополнительного образования по дополнительным общеразвивающим программам, реализуемым в Учреждении в соответствии с потребностями, возможностями и способностями; 4 общества и государства в совершенствовании системы дополнительного образования учащихся, призванной обеспечить необходимые условия для создания среды, способствующей расширенному воспроизводству знаний, развитию мотивации их к самообразованию, развитию их творческих способностей, включения в социально полезную деятельность, профессионального и личностного самоопределения, самореализации и самовоспитания, адаптации их к жизни в обществе, формированию толерантного сознания, организации содержательного досуга и занятости; образовательных организаций - в организации дополнительного образования в образовательных учреждениях педагогическими работниками Учреждения на основе договоров; учреждения образования, культуры и других социальных партнеров - в совместной организации и проведении мероприятий; выпускника Учреждения - в социальной адаптации. 1.2 Цель и задачи программы Цель программы: создание оптимальных педагогических условий для всестороннего удовлетворения потребностей обучающихся и развития их индивидуальных склонностей и способностей, развития мотивации личности к познанию и творчеству посредством реализации дополнительной общеразвивающей программы туристско-краеведческой направленности в интересах личности обучающихся Достижение поставленных целей при разработке и реализации образовательной организацией дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы туристско-краеведческой направленности предусматривает решение следующих основных задач: -обеспечивать соответствие дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы туристско-краеведческой направленности требованиям Федерального Закона от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» и Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам, утвержденного приказом Министерства просвещения России от 09 ноября 2018 года № 196, а также иных нормативно-правовых документов, регламентирующих содержание дополнительного образования в Российской Федерации; -обеспечивать преемственность общего образования и дополнительного образования; -разрабатывать инструменты оценки достижений детей и подростков, способствующих росту их самооценки и познавательных интересов в общем и дополнительном образовании, выполнять диагностику мотивации достижений личности; 5 -обновлять содержание дополнительного образования детей в соответствии с интересами детей, потребностями семьи и общества; обеспечивать условия для доступа каждого к глобальным знаниям и технологиям; -повышать вариативность, качество, доступность дополнительного образования для каждого, в том числе детьми-инвалидами и детьми с ограниченными возможностями здоровья (далее – ОВЗ); -устанавливать требования к воспитанию и социализации обучающихся как части образовательной программы и соответствующему усилению воспитательного потенциала школы, к формированию образовательного базиса, основанного не только на знаниях, но и на соответствующем культурном уровне развития личности, созданию необходимых условий для ее самореализации; -обеспечивать эффективное взаимодействия всех участников образовательных отношений; -обеспечивать взаимодействие образовательной организации при реализации дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы туристско-краеведческой направленности с социальными партнерами; -выявлять и развивать способности обучающихся, в том числе детей, проявивших выдающиеся способности, детей с ОВЗ и инвалидов; -обеспечивать участие обучающихся, их родителей (законных представителей), педагогических работников и общественности в проектировании и развитии дополнительного образования в образовательной организации; -развивать разные формы обучения, в.т.ч. и дистанционные; -оказывать информационно-методическую, консультативную, практическую помощь образовательным организациям города и района, родителям и обучающимся; -участвовать в реализации мероприятий в рамках Национального проекта «Образование» - «Успех каждого ребенка»; -развивать и укреплять материально-техническую базу Учреждения. Принципы построения Программы В основу реализации Программы заложены следующие основные принципы: Принцип научности: предполагает подкрепление всех средств познания научно - обоснованными и практически апробированными методиками; содержание работы соответствует основным положениям возрастной психологии, при этом имеет возможность реализации в практике дополнительного образования. 6 Принцип целостности: основывается на комплексном принципе построения и непрерывности процесса поисково-исследовательской деятельности; предусматривает решение программных задач в совместной деятельности педагогов, детей и родителей. Принцип систематичности и последовательности: предполагает повторяемость тем во всех возрастных группах и позволяет детям применить усвоенное и познать новое на следующем этапе развития; формирует у детей динамические стереотипы в результате многократных повторений. Принцип индивидуально-личностной ориентации воспитания: обеспечивает психологическую защищенность ребенка, эмоциональный комфорт, создание условий для самореализации с опорой, на индивидуальные особенности ребенка. Принцип доступности: предусматривает решение программных задач, в совместной деятельности взрослых и детей и самостоятельной деятельности обучающихся. Принцип активного обучения: обеспечивает использование активных форм и методов обучения обучающихся, способствующих увеличению словарного запаса, самостоятельности, инициативы, творчества. Принцип креативности: предусматривает «выращивание» у обучающихся способности переносить ранее сформированные навыки в ситуации самостоятельной деятельности, инициировать и поощрять потребности детей самостоятельно находить решение нестандартных задач и проблемных ситуаций. Принцип результативности: предусматривает получение положительного результата проводимой работы по теме независимо от уровня интеллектуального развития детей. 1.3 Содержание Программы. Главной специфической чертой функционирования дополнительного образования в МБОУ Кемской СОШ № 2 должна быть опора на содержание основного образования. Интеграция основного и дополнительного образования может обеспечить: целостность всей образовательной системы лицея во всем её многообразии; определённую стабильность и постоянное развитие; необходимый уровень знаний, умений, навыков обучающихся и развитие их эмоционально-образной сферы, формирование духовнонравственных качеств, социальной активности; сохранение здорового консерватизма системы и более активного использования инновационных педагогических идей, образовательных моделей, технологий; поддержку существующих школьных традиций и поиск новых путей организации жизни 7 ученического и педагогического коллективов; сохранение лучших сил педагогического коллектива и приглашение новых людей, готовых работать с детьми. Деятельность по освоению дополнительной общеразвивающей программы туристско-краеведческой направленности осуществляется через различные объединения детей по интересам. Это кружки, студии, объединения, отряды, и др. При этом основным способом организации деятельности детей является их объединение в учебные группы, т.е. группы обучающихся с общими интересами, которые совместно обучаются по единой программе в течение учебного года. Учебная группа (в той или иной ее разновидности) является основным способом организации деятельности детей практически в любом из видов детских объединений. Каждый ребенок может заниматься в одной или нескольких группах. Цели, задачи и содержание деятельности учебных групп определяются на основе программ педагогов дополнительного образования, разработанных ими самостоятельно. Программа реализуется педагогом через учебный план занятий, который составляется на весь период обучения. Обучающиеся, показавшие высокий уровень достижений и результатов, могут заниматься по индивидуальным программам. Работа обучающихся в учебной группе строится на принципах сотрудничества и самоуправления, сочетания коллективной и индивидуальной деятельности 1.4 Планируемые результаты Программы Основными показателями эффективности и результативности работы педагогов дополнительного образования МБОУ Кемской СОШ № 2 являются: - заинтересованность обучающихся и их родителей (законных представителей) в реализации дополнительного образования в МБОУ Кемская СОШ № 2; - творческие достижения обучающихся (результаты участия в выставках декоративно-прикладного творчества, спортивных соревнованиях, научнопрактических конференциях, интеллектуальных олимпиадах и творческих конкурсах) муниципального, регионального и федерального уровней; - связь с социумом. В дополнительном образовании в МБОУ Кемской СОШ № 2 отслеживаются следующие результаты: образовательные, воспитательные, развивающие. К образовательным результатам относятся: - освоение образовательной программы, - устойчивость интереса, - сохранность контингента. К результатам воспитательного воздействия относятся: - динамика личностных изменений воспитанников, - характер отношений в коллективе, 8 - культура поведения, - формирование жизненной позиции, - участие в социально значимых мероприятиях. В решении развивающих задач обращается внимание на: - практические и творческие достижения, - творческую активность воспитанников, - приобщение к культурным ценностям. Выделяются следующие показатели результативности педагогического процесса: 1. Сохранность контингента. 2. Умение педагога определить индивидуальный рост воспитанника, спрогнозировать перспективу творческого развития. 3. Отношение детей к занятиям в данном коллективе и к педагогу. 4. Успешное освоение детьми программы. 5. Соответствие результатов деятельности целевым установкам. .Для того чтобы определить качество результата или оценить качество образования, определены критерии результативности образовательного процесса: 1.Опыт освоения воспитанниками теоретической информации (теоретические знания по основным темам учебного плана программы, владение специальной терминологией). Соответствие теоретических знаний программным требованиям. Осмысленность и правильность использования специальной терминологии. 2.Опыт практической деятельности: освоение способов деятельности, умений и навыков (практические умения и навыки, предусмотренные программой по основным темам учебно-тематического плана, навыки соблюдения правил безопасности). Соответствие практических умений и навыков программным требованиям. Соответствие приобретенных навыков по технике безопасности программным требованиям. 3.Опыт творчества, проявление креативности в процессе освоения программы. 4.Опыт общения (эмоционально-ценностные отношения, формирование личностных качеств воспитанников). Конструктивное сотрудничество в образовательном процессе. 5.Опыт социально значимой деятельности. Социальная активность, достижения воспитанников. Параметры результативности напрямую соотносятся с компетентностным подходом в образовании. Формирование ключевых компетентностей у обучающихся позволяет им решать проблемы и типичные задачи, возникающие в жизненных ситуациях, с использованием знаний, учебного и жизненного опыта, ценностей и наклонностей. Для каждого возраста характерно свое предметное содержание деятельности, круг познавательных задач и способы их решения, которые обеспечивают формирование компетентностей. 9 Раздел № 2. «Комплекс организационно-педагогических условий» 2.1. Календарный учебный график Календарный учебный график – это составная часть образовательной программы (Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ, гл. 1, ст. 2, п. 9), определяющая: количество учебных недель, количество учебных дней, продолжительность каникул, даты начала и окончания учебных периодов/этапов. Календарный учебный график составляется с учетом мнений участников образовательных отношений, учетом региональных и этнокультурных традиций, с учетом плановых мероприятий учреждений культуры региона. Календарный учебный график составляется образовательной организацией самостоятельно с учетом требований СанПиН и мнения участников образовательного процесса. 2.2 Условия реализации Программы 2.2.1 Материально-технические условия реализации Программы Материально-техническая база МБОУ Кемская СОШ № 2 приведена в соответствие с задачами по обеспечению реализации дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы туристскокраеведческой направленности организации и созданию соответствующей образовательной и социальной среды. Для реализации дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы туристско-краеведческой направленности МБОУ Кемская СОШ № 2 обеспечена мебелью, офисным освещением, хозяйственным инвентарём и оборудована: учебными предметными кабинетами; помещением для занятий физической культурой; помещением библиотеки с рабочими зонами, книгохранилищем, обеспечивающими сохранность книжного фонда, медиатекой; спортивными сооружениями (спортивным залом), оснащёнными игровым, спортивным оборудованием и инвентарём; помещениями для питания обучающихся, а также для хранения и приготовления пищи, обеспечивающими возможность организации качественного горячего питания, в том числе горячих завтраков и обедов; гардеробами, санузлами; 10 Наименование объекта Территория образовательного учреждения (площадь, инсоляция, освещение, размещение, необходимый набор зон для обеспечения образовательной и хозяйственной деятельности образовательного учреждения и их оборудование) учебные кабинеты с рабочими местами обучающихся и педагогических работников, лекционные аудитории Информационно-библиотечные центры с рабочими зонами, оборудованными читальными залами и книгохранилищами, обеспечивающими сохранность книжного фонда, медиатекой Административные и иные помещения, оснащенные необходимым оборудованием, в том числе для организации учебного процесса с детьми-инвалидами и детьми с ограниченными возможностями здоровья Помещения для занятий учебноисследовательской и проектной деятельностью, моделированием и техническим творчеством (лаборатории и мастерские), музыкой, хореографией и изобразительным искусством Актовый зал Спортивный зал, бассейн Наличие и соответствие действующим санитарным и противопожарным нормам, нормам охраны труда работников образовательных учреждений (соответствует/ в основном соответствует/ не соответствует) в основном соответствует в основном соответствует Библиотека в основном соответствует в основном соответствует в основном соответствует нет Спортивный зал в основном соответствует, бассейна нет. 11 Территория образовательного учреждения (площадь, инсоляция, освещение, размещение, необходимый набор зон для обеспечения образовательной и хозяйственной деятельности образовательного учреждения и их оборудование) соответствует учебные кабинеты с рабочими местами обучающихся и педагогических работников. соответствует Информационно-библиотечные центры с рабочими зонами, оборудованными читальными залами и книгохранилищами, обеспечивающими сохранность книжного фонда, медиатекой соответствует Административные и иные помещения, оснащенные необходимым оборудованием, в том числе для организации учебного процесса с детьми-инвалидами и детьми с ограниченными возможностями здоровья соответствует Помещения для занятий учебноисследовательской и проектной деятельностью, моделированием и техническим творчеством (лаборатории и мастерские), музыкой, хореографией и изобразительным искусством соответствует Спортивный зал, спортивная площадка соответствует 2.2.2 Финансовое обеспечение Программы Финансовое обеспечение реализации дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы туристскокраеведческой направленности опирается на исполнение расходных обязательств, обеспечивающих конституционное право граждан на бесплатное и общедоступное образование. Данная Программа финансируется за счет: 1) средств местного бюджета в виде субвенции на обеспечение муниципальной услуги «дополнительное образование детей». В 2022-2023 учебном году в Учреждении реализуются программы в рамках персонифицированного финансирования. Ребенок на календарный год получает сертификат персонифицированного финансирования, по 12 которому может выбрать в системе «Навигатор» понравившуюся программу или несколько (все зависит от стоимости каждой программы). Если номинала сертификата не хватает на другие программы, ребенку предоставляется право заниматься по этим же программам в рамках другой услуги – муниципального задания. 2.2.3 Информационное обеспечение Для организации образовательного процесса в рамках реализации дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы туристско-краеведческой направленности имеется необходимое информационно-техническое обеспечение. Наличие созданной Информационной среды (ИС) как системы обновляемых информационных объектов, в том числе цифровых документов, информационных источников и инструментов, служащей для: создания; хранения; ввода; организации; обработки; передачи; получения информации об образовательном процессе. Наличие компьютерной и мультимедийной техники № п/ п 1. 1 Показатель Значение Наличие локальной сети в учреждении (да/нет) Да (кабинет информати ки) 2. 2 Наличие доступа к сети Интернет (да/нет) Да 3. 3 Скорость доступа к сети Интернет 100,0Мбит /с 4. 4 Количество компьютерных классов 1 5. 5 Количество компьютеров в учреждении 56 6. 6 Количество компьютеров, используемых в учебном процессе (размещенных в учебных кабинетах) 43 7. 7 Количество используемых в учебном процессе компьютеров, обеспеченных доступом к сети 43 13 Интернет 8. 8 Количество установленных фильтров контентной фильтрации, обеспечивающих исключение доступа обучающихся образовательных учреждений к ресурсам сети Интернет, содержащим информацию, не совместимую с задачами образования и воспитания. 43 9. 9 Оснащенность компьютеров программным обеспечением 100% лицензионным (в %) 10 Количество единиц множительной техники 9 11 Мультимедийный проектор (количество единиц) 26 12 Интерактивная доска (количество единиц) 2 13 Иное (указать) - Информационно-образовательная среда школы обеспечивает возможность осуществлять в электронной (цифровой) форме следующие виды деятельности: планирование образовательного процесса; размещение и сохранение материалов образовательного процесса, в том числе - работ обучающихся и педагогов, используемых участниками образовательного процесса информационных ресурсов; фиксацию хода образовательного процесса и результатов освоения Программы; взаимодействие между участниками образовательного процесса, возможность использования данных, формируемых в ходе образовательного процесса для решения задач управления образовательной деятельностью; контролируемый доступ участников образовательного процесса к информационным образовательным ресурсам в сети Интернет; проведения мониторинга здоровья учащихся и сохранение результатов мониторинга в ИС; сделать прозрачным образовательный процесс для родителей и общества; 14 взаимодействие образовательного учреждения с органами, осуществляющими управление в сфере образования и с другими образовательными учреждениями, организациями. Программные инструменты: операционные системы и служебные инструменты; орфографический корректор для текстов на русском и иностранном языках; клавиатурный тренажёр для русского и иностранного языков; текстовый редактор для работы с русскими и иноязычными текстами; инструмент планирования деятельности; графический редактор для обработки растровых изображений; графический редактор, редактор подготовки презентаций; редактор видео; редактор звука; ГИС; редактор представления временной информации (линия времени); Обеспечение технической, методической и организационной поддержки: разработка планов, дорожных карт; заключение договоров; подготовка распорядительных документов учредителя; подготовка локальных актов образовательного учреждения; подготовка программ формирования ИКТкомпетентности работников образовательной организации (индивидуальных программ для каждого работника). Отображение образовательного процесса в информационной среде: размещаются задания (текстовая формулировка, видеофильм для анализа, географическая карта); результаты выполнения аттестационных работ обучающихся; творческие работы учителей и обучающихся; осуществляется связь учителей, администрации, родителей, органов управления; осуществляется методическая поддержка учителей. Компоненты на бумажных носителях: учебники; рабочие тетради (тетради-тренажёры). Компоненты на CD и DVD: электронные приложения к учебникам; электронные наглядные пособия; электронные тренажёры; электронные практикумы. 2.2.4 Кадровое обеспечение Кадровое обеспечение образовательной программы строится на основе социального заказа системы педагогического образования и соответствует требованиям к подготовке нового поколения педагогов, способных к инновационной профессиональной деятельности, обладающих высоким уровнем методологической культуры и сформированной готовностью к непрерывному процессу образования. Педагогические сотрудники МБОУ Кемская СОШ № 2 имеют базовое образование, соответствующее профилю преподаваемой дисциплины, и систематически занимаются методической деятельностью. В педагогическом коллективе школы есть необходимые 15 специалисты: педагоги дополнительного образования, учителя-предметники, социальный педагог, библиотекарь. Учителя предметники на основании приказа образовательной организации могут совмещать должность педагога дополнительного образования. Уровень квалификации работников МБОУ Кемская СОШ № 2, реализующих дополнительную общеобразовательную общеразвивающую программу туристско-краеведческой направленности, для каждой занимаемой должности соответствует квалификационным характеристикам по соответствующей должности, а также квалификационной категории. Непрерывность профессионального развития работников школы, реализующих Программу, обеспечивается освоением работниками образовательного учреждения дополнительных профессиональных образовательных программ, имеющих лицензию на право ведения данного вида образовательной деятельности. В системе образования созданы условия для комплексного взаимодействия образовательных учреждений, обеспечивающие возможность восполнения недостающих кадровых ресурсов, ведения постоянной методической поддержки, получения оперативных консультаций по вопросам реализации Программы, использования инновационного опыта других образовательных учреждений, проведения комплексных мониторинговых исследований результатов образовательного процесса и эффективности инноваций. Должность № 1. Директор 2. Заместите ль Курирует направление и виды деятельности, предметы Осуществляет руководство МБОУ Кемская СОШ № 2, обеспечивает системную образовательную, административно-хозяйственную работу, определяет стратегию, цели и задачи развития школы, обеспечивает результативное и эффективное использование финансовых средств, утверждает структуру и штатное расписание, решает кадровые административные, финансовые, хозяйственные и иные вопросы в соответствии с должностной инструкцией и Уставом школы. Обеспечение условий для эффективной работы специалистов образовательной организации, 16 директора по УВР 3. Заместите ль директора ВР осуществление контроля и текущей организационной работы для реализации Программы. Координирует работу учителей-предметников. Курирует разработку учебно-методической документации, расписания уроков; обеспечивает совершенствование методов организации образовательного процесса: осуществляет контроль над организацией индивидуального обучения и вопросами проведения мониторингов внешней оценки образовательных результатов, готовности к обучению первоклассников. Курирует научно-исследовательскую работу, участие педагогов в конкурсах, олимпиадах; участие школьников в очных и заочных конкурсах. Осуществляет анализ, планирование и координацию деятельности воспитательной работы , социального педагога, классных руководителей, внеурочной образовательной деятельности, дополнительного образования. Занимается вопросами организации питания, медосмотров школьников. 4. Заместите ль директора по АХЧ Осуществляет руководство хозяйственной деятельностью образовательной организации, контроль за хозяйственным обслуживанием и состоянием образовательной организации, координирует работу за надлежащим противопожарным, электробезопасным и тепловым состоянием, обеспечивает своевременное заключение договоров, руководит работами по благоустройству, озеленению и уборке территории. 5. Учителя предметни ки Организация условий для успешного продвижения ребенка в рамках образовательного процесса, реализация Программы. 6. Педагог дополните льного образован ия Обеспечение реализации внеурочной деятельности, реализация дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ обучающихся. 17 7. Библиотек арь Обеспечение доступа к информации, участие в процессе воспитания культурного и гражданского самосознания, содействие формированию информационной компетентности обучающихся. Осуществляет комплекс мероприятий по воспитанию, 8. Социальн ый образованию, развитию и социальной защите личности в учреждениях, организациях и по месту педагог жительства обучающихся Обеспечивает доступ обучающихся к 9. Информац ионноинформационным ресурсам, участвует в их духовнотехнологи нравственном воспитании, профориентации и ческий социализации, содействует формированию информационной структуры (включая ремонт персонал техники, системное администрирование, организацию выставок, поддержание сайта школы и др.) 2.3 Формы аттестации • Входной контроль (предварительная аттестация) – это оценка исходного уровня знаний перед началом образовательного процесса. Проводится с целью определения уровня развития детей. • Текущий контроль – это оценка качества усвоения обучающимися учебного материала; отслеживание активности обучающихся. • Промежуточная аттестация – это оценка качества усвоения обучающимися учебного материала по итогам учебного периода (этапа/года обучения). • Итоговая аттестация – это оценка уровня достижений обучающихся по завершении освоения дополнительной общеобразовательной программы с целью определения изменения уровня развития детей, их творческих способностей; заключительная проверка знаний, умений, навыков. Проведение входного контроля (предварительной аттестации) и текущей аттестации осуществляется самим педагогом. После того, как проведена предварительная аттестация, частота дальнейших проверок зависит от предпочтений педагога: текущий контроль может проводиться на каждом занятии, после изучения каждой темы (тематический контроль) или раздела. Можно выбрать в качестве рубежа определенный период: календарный месяц, учебную четверть и т.п. Проведение промежуточной аттестации обязательно для учащихся и педагогов образовательной организации. В соответствии со ст.59 ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»: итоговая аттестация представляет собой форму оценки степени и уровня освоения обучающимися образовательной программы. Федеральный закон № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" не предусматривает проведение итоговой аттестации по дополнительным общеобразовательным общеразвивающим программам (ст.75), но и не запрещает её проведение (ст.60) с целью установления: 18 • соответствия результатов освоения дополнительной общеразвивающей программы заявленным целям, задачам и планируемым результатам обучения; • соответствия процесса организации и осуществления дополнительной общеразвивающей программы установленным требованиям к порядку и условиям её реализации. Итоговая аттестация осуществляется аттестационной комиссией Учреждения и оформляется в виде протоколов по каждой учебной группе (объединению), которые сдаются председателем аттестационной комиссии директору Учреждения. Состав аттестационной комиссии определяется приказом директора и не может быть менее трех человек. В аттестационную комиссию могут входить педагогические работники по усмотрению администрации. Педагог дополнительного образования, чьи обучающиеся проходят итоговую аттестацию, в состав аттестационной комиссии не включается. Формы аттестации для объединений туристско-краеведческой направленности: зачетное занятие, открытое занятие, конференции, игровая программа, компьютерное тестирование, практическая работа, интеллектуальное состязание. К формам предъявления результата относят: участие в конкурсах, олимпиадах, соревнованиях, выставках, концертах, спектаклях, открытые занятия, портфолио достижений, защита творческих работ, родительские собрания, компьютерные презентации. 2.4 Методические материалы Настоящий раздел представляет краткое описание методики работы по программе и включает в себя: 1. особенности организации образовательного процесса – очно, очно-заочно, заочно, дистанционно, в условиях сетевого взаимодействия и др.; 2. методы обучения (словесный, наглядный практический; объяснительноиллюстративный, репродуктивный, частично-поисковый, исследовательский проблемный; игровой, дискуссионный, проектный и др.) и воспитания (убеждение, поощрение, упражнение, стимулирование, мотивация и др.); 3. формы организации образовательного процесса: индивидуальная, индивидуально-групповая и групповая; выбор той или иной формы обосновывается с позиции профиля деятельности (музыкального, спортивного, художественного и др.), категории обучающихся (детиинвалиды, дети с ОВЗ) и др.; 19 4. формы организации учебного занятия - акция, аукцион, бенефис, беседа, вернисаж, встреча с интересными людьми, выставка, галерея, гостиная, диспут, защита проектов, игра, концерт, КВН, конкурс, конференция, круглый стол, круиз, лабораторное занятие, лекция, мастер-класс, «мозговой штурм», наблюдение, олимпиада, открытое занятие, посиделки, поход, праздник, практическое занятие, представление, презентация, рейд, ринг, салон, семинар, соревнование, спектакль, студия, творческая мастерская, тренинг, турнир, фабрика, фестиваль, чемпионат, шоу, экскурсия, экзамен, экспедиция, эксперимент, эстафета, ярмарка 1. Программа описывает: - педагогические технологии - технология индивидуализации обучения, технология группового обучения, технология коллективного взаимообучения, технология программированного обучения, технология модульного обучения, технология блочно-модульного обучения, технология дифференцированного обучения, технология разноуровневого обучения, технология развивающего обучения, технология проблемного обучения, технология дистанционного обучения, технология исследовательской деятельности, технология проектной деятельности, технология игровой деятельности, коммуникативная технология обучения, технология коллективной творческой деятельности, технология развития критического мышления через чтение и письмо, технология портфолио, технология педагогической мастерской, технология образа и мысли, технология решения изобретательских задач, здоровьесберегающая технология, технология-дебаты и др. -алгоритм учебного занятия; -краткое описание структуры занятия и его этапов; -дидактические материалы; -раздаточные материалы, инструкционные, технологические карты, задания, упражнения, образцы изделий и т.п. 3. Список литературы При составлении списка литературы необходимо учитывать: основную и дополнительную учебную литературу: учебные пособия, сборники упражнений, контрольных заданий, тестов, практических работ и практикумов, хрестоматии; наглядный материал: альбомы, атласы, карты, таблицы. Золотарева А.В., Мухамедьярова Н.А., Пикина А.Л., Тихомирова Н.Г. Концептуальные и организационные основы дополнительного образования детей: учебное пособие / под ред. А.В. Золотаревой. – Ярославль: РИО ЯГПУ, 2014. – С. 225-226. 1 20 Список может быть составлен для разных участников образовательного процесса (педагогов, детей, родителей). Список оформляется в библиографических ссылок соответствии с ГОСТ к оформлению 21