Содержание I.Раздел «Комплекс основных характеристик программы»……………. 1.1 Пояснительная записка………………………………………………..3-5 1.2 Цель и задачи программы……………………………………………..5-7 1.3 Содержание программы……………………………………………….7-8 1.4 Планируемые результаты………………………………………………8 1.4.1 Структура планируемых результатов………………………..8-11 1.4.2 Результаты освоения Программы……………………………11-12 II.Раздел «Комплекс организационно-педагогических условий»………. 2.1 Календарный учебный график………………………………………...12 2.2 Условия реализации программы……………………………………… 2.2.1 Материально-технические условия реализации Программы.12-14 2.2.2 Финансовое обеспечение Программы……………………………14 2.2.3 Информационное обеспечение…………………………………15-17 2.2.4 Кадровое обеспечение………………………………………………..17-20 2.3 Формы аттестации………………………………………………………20-21 2.4 Оценочные материалы………………………………………………….21-22 2.5 Методические материалы………………………………………………22 3 Список литературы……………………………………………………..22 Приложение 1 Учебный план…………………………………………… 1 Раздел №1.Комплекс основных характеристик программы 1.1 Пояснительная записка МБОУ Кемская СОШ № 2 осуществляет свою деятельность по дополнительным общеобразовательным общеразвивающим программам социально-гуманитарной направленности. Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-гуманитарной направленности (далее – Программа) разработана на основании следующих нормативно-правовых документов: 1. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; 2. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 09 ноября 2018 года № 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»; 3. Стратегия развития воспитания в РФ на период до 2025 года. Распоряжение правительства Российской Федерации № 996-р от 29 мая 2015 года; 4. Санитарные правила СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» (утверждено Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28 сентября 2020 года № 28); 5. СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания» (утверждено Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28 января 2021 года № 2); 6. Целевая модель развития региональных систем дополнительного образования детей (утверждена Приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 3 сентября 2019 года № 467); 7. Устав муниципального бюджетного образовательного учреждения Кемского муниципального района « Средняя общеобразовательная школа № 2» (далее – Учреждение). Актуальность программы – Современная жизнь предъявляет к человеку новые требования. Общество нуждается в людях творчески мыслящих, любознательных, активных, умеющих принимать нестандартные решения и брать ответственность за их принятия, а также умеющих осуществлять жизненный выбор. Современный выпускник образовательной организации должен отличатся наличием глубоких и прочных знаний, воспитанием, быть интеллектуально и творчески развитой личностью, уметь учиться, обладать способностями к саморазвитию. 2 Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-гуманитарной направленности призвана помочь каждому ребенку стать счастливым: найти свое место в жизни, приобрести верных друзей, построить семью, самореализоваться в выбранной профессии. Адресат программы – обучающиеся 6,6 –18 лет. Группы формируется из одновозрастных и разновозрастных обучающихся, на основе добровольности выбора. В МБОУ Кемская СОШ № 2 применяется общедоступный порядок приема на программы всех желающих, отсутствие конкурсного отбора. Наполняемость групп определяется Муниципальным заданием, утверждается приказом директора образовательной организации. Разрешается работа со сменным контингентом обучающихся. Отличительными особенностями программы является возможность составления индивидуальных образовательных маршрутов за счет включения разноуровневых заданий (стартового, базового и продвинутого уровня) при освоении практических блоков занятий. Разноуровневые задания позволяют педагогу осуществлять персонифицированное обучение, а ученику – всегда чувствовать себя успешным при освоении дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы. Объем и срок освоения программы включает общее количество учебных часов, запланированных на весь период обучения и необходимых для освоения программы; определяется содержанием и прогнозируемыми результатами рабочих программ; характеризуется продолжительностью рабочих программ (количество месяцев, лет, необходимых для ее освоения). Форма обучения – очная. Особенности организации образовательного процесса осуществляется в соответствии с индивидуальными учебными планами в объединениях по интересам, сформированных в группы обучающихся одного возраста или разных возрастных категорий (разновозрастные группы), являющиеся основным составом объединения (например, клубы, секции, кружки, лаборатории, студии, оркестры, творческие коллективы, ансамбли, театры) (далее - объединения), а также индивидуально; состав группы (постоянный, переменный и др.). Программа предназначена удовлетворять потребности всех участников образовательной деятельности и партнеров обучающихся в получении качественного бесплатного дополнительного образования по дополнительным общеразвивающим программам, реализуемым в Учреждении в соответствии с потребностями, возможностями и способностями; 3 общества и государства - в совершенствовании системы дополнительного образования учащихся, призванной обеспечить необходимые условия для создания среды, способствующей расширенному воспроизводству знаний, развитию мотивации их к самообразованию, развитию их творческих способностей, включения в социально полезную деятельность, профессионального и личностного самоопределения, самореализации и самовоспитания, адаптации их к жизни в обществе, формированию толерантного сознания, организации содержательного досуга и занятости; образовательных организаций - в организации дополнительного образования в образовательных учреждениях педагогическими работниками Учреждения на основе договоров; учреждения образования, культуры и других социальных партнеров в совместной организации и проведении мероприятий; выпускника Учреждения - в социальной адаптации. 1.2 Цель и задачи программы Целью реализации дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы социально-гуманитарной направленности являются: освоение гуманитарных знаний и формирование готовности к самореализации детей в системе социальных отношений на основе формирования нового уровня социальной компетентности и развития социальной одаренности. Достижение поставленных цели при разработке и реализации образовательной организацией дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы социально-гуманитарной направленности предусматривает решение следующих основных задач: -обеспечивать соответствие дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы социально-гуманитарной направленности требованиям Федерального Закона от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» и Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам, утвержденного приказом Министерства просвещения России от 09 ноября 2018 года № 196, а также иных нормативно-правовых документов, регламентирующих содержание образования в Российской Федерации; -обеспечивать преемственность начального общего, основного общего, среднего общего образования и дополнительного образования; -обеспечивать доступность получения качественного дополнительного образования, достижение планируемых результатов освоения дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы 4 социально-гуманитарной направленности всеми обучающимися, в том числе детьми-инвалидами и детьми с ограниченными возможностями здоровья (далее – ОВЗ); -устанавливать требования к воспитанию и социализации обучающихся как части образовательной программы и соответствующему усилению воспитательного потенциала школы, к формированию образовательного базиса, основанного не только на знаниях, но и на соответствующем культурном уровне развития личности, созданию необходимых условий для ее самореализации; -обеспечивать эффективное взаимодействия всех участников образовательных отношений; -обеспечивать взаимодействие образовательной организации при реализации дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы социально-гуманитарной направленности с социальными партнерами; -выявлять и развивать способности обучающихся, в том числе детей, проявивших выдающиеся способности, детей с ОВЗ и инвалидов; -обеспечивать участие обучающихся, их родителей (законных представителей), педагогических работников и общественности в проектировании и развитии дополнительного образования в образовательной организации; -расширять систему представлений и знаний в области гуманитарных наук; -развивать социальную одаренность и социальную компетентность как способность к жизнедеятельности в обществе на основе присвоенных ценностей, знания норм, прав и обязанностей, умений эффективно взаимодействовать с окружающими и быстро адекватно адаптироваться в изменяющемся мире; -развивать «универсальные» компетенции (критическое мышление, креативность, умение работать в команде, коммуникативные навыки, навыки разрешения конфликтов, способности принимать решения, социального проектирования и др.); «современную грамотность» (базовые умения действовать в типовых жизненных ситуациях, в меняющихся социальноэкономических условиях (финансовая, правовая, информационная и др.)); развивать личностные качества и социально-эмоциональный интеллект (ответственность, инициативность, стремление к саморазвитию и самопознанию, саморегулирование, эмпатийность, мотивации достижений и др.); - развивать личностное и профессиональное самоопределение (ориентации детей на группу профессий «человек – человек»). -развивать разные формы обучения, в.т.ч. и дистанционные; 5 -оказывать информационно-методическую, консультативную, практическую помощь образовательным организациям города и района, родителям и обучающимся; -участвовать в реализации мероприятий в рамках Национального проекта «Образование» - «Успех каждого ребенка»; -развивать и укреплять материально-техническую базу Учреждения. В основу реализации Программы заложены следующие основные принципы: принцип открытости – предполагает информирование общественности, социальных партнеров и родителей учащихся через официальный сайт Учреждения о результатах реализации Программы; принцип системности – предполагает системность и комплексность организации образовательного процесса и включает разработку учебного плана; принцип сотрудничества – предполагает создание партнерских отношений с учреждениями и организациями образования и культуры. 1.3 Содержание Программы Содержание дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы социально-гуманитарной направленности отражено в календарно-тематическом плане. Календарно-тематический план дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы социально-гуманитарной направленности представляет собой описание целостной системы функционирования образовательной организации в сфере дополнительного образования и может включать в себя реферативное описание разделов и тем программы в соответствии с последовательностью, заданной календарно-тематическим планом, включая описание теоретических и практических частей и форм контроля по каждой теме; должен соответствовать целеполаганию и прогнозируемым результатам освоения программы. В подразделе кратко описываются виды деятельности на занятии: теория (лекция, семинар, дискуссия, круглый стол, консультация и т. п.) и практика (практическая работа, лабораторная работа, самостоятельная работа, соревнование, игра, экскурсия и т. п.). Количество часов, выделяемых на реализацию дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы социальногуманиатрной направленности, составляет за 1 год обучения не более 34 часов, за 2 года обучения не более – 68 часов, за 3 года обучения не более 102 часов. Величина недельной образовательной нагрузки (количество занятий) 6 определяется за пределами количества часов, отведенных на освоение обучающимися учебного плана, но не более 10 часов. Для недопущения перегрузки обучающихся допускается перенос образовательной нагрузки на периоды каникул, но не более 1/2 количества часов. Образовательная деятельность по дополнительным общеобразовательным общеразвивающим программам в каникулярное время может реализовываться в рамках тематических программ (лагерь с дневным пребыванием на базе общеобразовательной организации или на базе загородных детских центров, в походах, поездках и т. д.). Продолжительность учебных занятий для учащихся Учреждения устанавливается в зависимости от возраста и профиля занятий: академический час - 45 минут. В процессе занятия (между академическими часами) предусматриваются перерывы, продолжительностью не менее 10 минут. Если Программа написана на несколько лет обучения, то содержание должно быть представлено на каждый год обучения в соответствии с учебным планом. 1.4. Планируемые результаты Программы Планируемые результаты освоения дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы социальногуманитарной направленности (далее — планируемые результаты) являются одним из важнейших механизмов реализации требований к результатам обучающихся, освоивших дополнительную общеобразовательную общеразвивающую программу. Планируемые результаты: – обеспечивают связь между требованиями законодательства в сфере образования и образовательной деятельностью и системой оценки результатов освоения, уточняя и конкретизируя общее понимание личностных, метапредметных и предметных результатов для каждой рабочей программы с учетом ведущих целевых установок их освоения, возрастной специфики обучающихся и требований, предъявляемых системой оценки. Планируемые результаты освоения дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы формулируются через перечисление знаний, умений, компетенций, которые присвоят обучающиеся в процессе освоения теоретической и практической частей Программы. Планируемые результаты следует соотнести с целью и задачами (обучения, воспитания, развития) Программы. Планируемые результаты формулируются на каждый год реализации Программы. 1.4.1 Структура планируемых результатов 7 Одним из оснований для проектирования и реализации дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы является ориентация на личностные, метапредметные и предметные результаты образования Реализация настоящей Программы нацелена на достижение планируемых личностных, метапредметных и предметных результатов ее освоения. Личностные результаты освоения Программы Личностные результаты освоения Программы складываются из социально-личностных компетенций, представляющих собой интегральные свойства обучающегося, определяемые и социально одобряемые на основании ситуационных, групповых критериев (норм), обусловленные спецификой его сознания, самосознания, смысложизненных идеалов, ценностных отношений, интересов, мотивации и жизненного опыта. Личностные компетенции проявляются в устойчивых способах его поведения, раскрывают способность личности к целеполаганию и решению задач, позитивному интеллектуальному, психологическому и волевому саморазвитию и изменению, а также в готовности к жизнедеятельности во многих контекстах социального взаимодействия. Личностные результаты – сформировавшаяся в ходе образовательной деятельности система ценностных отношений обучающихся к себе, другим участникам образовательных отношений, самой образовательной деятельности и ее результатам. Личностные результаты можно структурировать в три блока: 1 Самоопределение – сформированность внутренней позиции обучающегося. 2 Смыслоообразование – поиск и установление личностного смысла на основе устойчивой системы учебно-познавательных и социальных мотивов. 3 Морально этическая ориентация – знание основных моральных норм; развитие этических чувств как регуляторов морального поведения. Метапредметные результаты освоения Программы Метапредметные результаты освоения Программы – это метапредметные компетенции (базовые, общие, универсальные, ключевые, надпредметные), основанные на универсальных способах учебной деятельности или универсальных учебных действиях, относящихся к общему (метапредметному) содержанию как основного, так и дополнительного образования, применяемых как в рамках образовательной деятельности, так и при решении проблем в реальных жизненных ситуациях, и составляющих основу умения учиться. 8 Кроме того, метапредметные результаты включают компетентности, основанные на овладении универсальными способами (методами) творческой деятельности, называемые творческими компетенциями: способность отыскивать причины тех или иных явлений, находить неизвестные связи известных величин, новые подходы к известным проблемам, выявлять возможности практического применения закономерностей известных дисциплин в нетрадиционных ситуациях; способность решать нестандартные задачи, в том числе из областей, внешне далеких от изучаемой области знаний; способность выявлять основные противоречия в изучаемой области, ставить новые задачи и проблемы. Метапредметные результаты делятся на: регулятивные – умение составлять план действий, осуществлять действия по реализации плана, соотносить результат своей деятельности с целью и оценивать его; познавательные (когнитивные) – глубокое знание изучаемой дисциплины (вида деятельности), включая знание истории ее развития, основных закономерностей, связей со смежными дисциплинами, а также связей различных разделов дисциплины между собой; умение извлекать информацию, ориентироваться в своей системе знаний, перерабатывать информацию для получения необходимого результата, в том числе для создания нового продукта, преобразовывать информацию из одного вида в другой и выбирать наиболее удобную для себя форму ее передачи, формировать ИКТ - компетенции; способность критически подходить к изучаемой дисциплине (приобретаемым навыкам определенной деятельности): анализ ее внутренней логики, выявление сильных и слабых сторон, принятых ограничений и их обоснованность применительно к конкретной задаче; применение полученных знаний к решению практических задач; способность самостоятельного приобретения знаний из различных источников информации, включая самостоятельное определение этих источников. коммуникативные – умение доносить свою позицию до других, владея приемами монологической и диалогической речи, понимать другие позиции (взгляды, интересы), договариваться с людьми, согласовывать с ними свои интересы и взгляды для успеха совместной деятельности. Предметные результаты освоения Программы Предметные результаты освоения Программы – это межпредметные или общепредметные компетенции, опирающиеся на специфические 9 атрибуты направленности (области знания) Дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы и изучаемого в ее рамках предмета. Предметные результаты обусловлены спецификой изучаемого предмета, уровнем его освоения, а также реальными индивидуальными возрастными особенностями обучающихся, их способностями, степенью мотивированности, сроком обучения по данной программе и отражают сформированность практической подготовленности обучающегося в отношении к реальным объектам действительности. Предметные результаты: знаниевые – виды деятельности по получению нового знания в рамках конкретной Дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы; деятельностные – преобразование и применение нового знания в учебных, учебно-проектных и социально-проектных ситуациях, опыт решения проблем, опыт творческой деятельности, ценностей. компетентностные – формирование научного типа мышления; применение знаний и умений в учебной деятельности и речевой практике. 1.4.2 Результаты освоения Программы Результаты обучения В данной группе результатов указывается, какими знаниями, умениями и навыками, характерными для данной предметной области должны овладеть обучающиеся в процессе освоения Программы. Пример: По окончании первого года обучения обучающиеся будут: знать /понимать, иметь представление (обязательное поле); уметь /владеть способами и др. (обязательное поле). Обучающиеся смогут использовать полученные навыки в практической деятельности, в повседневной жизни (необязательное поле). Результаты воспитывающей деятельности В данной группе результатов необходимо указать планируемые результаты, отражающие развитие социально значимых личностных качеств обучающихся в процессе освоения Программы. Пример: Обучающиеся будут: знать /понимать, иметь представление (обязательное поле); уметь /владеть, способами и др. (обязательное поле); Обучающиеся смогут использовать полученные навыки в практической деятельности, в повседневной жизни (необязательное поле). Результаты развивающей деятельности 10 Планируемые результаты данной группы ориентированы на развитие ключевых компетенций, а также психических свойств личности учащегося в соответствии с поставленными задачами Программы. Пример: Обучающиеся будут: знать /понимать, иметь представление (обязательное поле); уметь /владеть, способами и др. (обязательное поле); Обучающиеся смогут использовать полученные навыки в практической деятельности, в повседневной жизни (необязательное поле). Раздел № 2. «Комплекс организационно-педагогических условий» 2.1. Календарный учебный график Календарный учебный график – это составная часть образовательной программы (Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ, гл. 1, ст. 2, п. 9), определяющая: количество учебных недель, количество учебных дней, продолжительность каникул, даты начала и окончания учебных периодов/этапов. Календарный учебный график составляется с учетом мнений участников образовательных отношений, учетом региональных и этнокультурных традиций, с учетом плановых мероприятий учреждений культуры региона. Календарный учебный график составляется образовательной организацией самостоятельно с учетом требований СанПиН и мнения участников образовательного процесса. 2.2 Условия реализации программы 2.2.1 Материально-технические условия реализации Программы Материально-техническая база МБОУ Кемская СОШ № 2 приведена в соответствие с задачами по обеспечению реализации дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы социальногуманитарной направленности организации и созданию соответствующей образовательной и социальной среды. Для реализации дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы социально-гуманитарной направленности МБОУ Кемская СОШ № 2 обеспечена мебелью, офисным освещением, хозяйственным инвентарём и оборудована: учебными предметными кабинетами; помещением библиотеки с рабочими зонами, книгохранилищем, обеспечивающими сохранность книжного фонда, медиатекой; 11 гардеробами, санузлами. Наименование объекта Территория образовательного учреждения (площадь, инсоляция, освещение, размещение, необходимый набор зон для обеспечения образовательной и хозяйственной деятельности образовательного учреждения и их оборудование) учебные кабинеты с рабочими местами обучающихся и педагогических работников, лекционные аудитории Информационно-библиотечные центры с рабочими зонами, оборудованными читальными залами и книгохранилищами, обеспечивающими сохранность книжного фонда, медиатекой Административные и иные помещения, оснащенные необходимым оборудованием, в том числе для организации учебного процесса с детьми-инвалидами и детьми с ограниченными возможностями здоровья Помещения для занятий учебноисследовательской и проектной деятельностью, моделированием и техническим творчеством (лаборатории и мастерские), музыкой, хореографией и изобразительным искусством Актовый зал Территория образовательного учреждения (площадь, инсоляция, освещение, размещение, необходимый набор зон для обеспечения образовательной и хозяйственной деятельности Наличие и соответствие действующим санитарным и противопожарным нормам, нормам охраны труда работников образовательных учреждений (соответствует/ в основном соответствует/ не соответствует) в основном соответствует в основном соответствует Библиотека в основном соответствует в основном соответствует в основном соответствует нет соответствует 12 образовательного учреждения и их оборудование) учебные кабинеты с рабочими местами обучающихся и педагогических работников. соответствует Информационно-библиотечные центры с рабочими зонами, оборудованными читальными залами и книгохранилищами, обеспечивающими сохранность книжного фонда, медиатекой соответствует Административные и иные помещения, оснащенные необходимым оборудованием, в том числе для организации учебного процесса с детьми-инвалидами и детьми с ограниченными возможностями здоровья соответствует Помещения для занятий учебноисследовательской и проектной деятельностью, моделированием и техническим творчеством (лаборатории и мастерские), музыкой, хореографией и изобразительным искусством соответствует 2.2.2 Финансовое обеспечение Программы Финансовое обеспечение реализации дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы социальногуманитарной направленности опирается на исполнение расходных обязательств, обеспечивающих конституционное право граждан на бесплатное и общедоступное образование. Данная Программа финансируется за счет: 1) средств местного бюджета в виде субвенции на обеспечение муниципальной услуги «дополнительное образование детей». В 2022-2023 учебном году в Учреждении реализуются программы в рамках персонифицированного финансирования. Ребенок на календарный год получает сертификат персонифицированного финансирования, по которому может выбрать в системе «Навигатор» понравившуюся программу или несколько (все зависит от стоимости каждой программы). Если номинала сертификата не хватает на другие программы, ребенку предоставляется право заниматься по этим же программам в рамках другой услуги – муниципального задания. 2.2.3 Информационное обеспечение 13 Для организации образовательного процесса в рамках реализации дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы социально-гуманитарной направленности имеется необходимое информационно-техническое обеспечение. Наличие созданной Информационной среды (ИС) как системы обновляемых информационных объектов, в том числе цифровых документов, информационных источников и инструментов, служащей для: создания; хранения; ввода; организации; обработки; передачи; получения информации об образовательном процессе. Наличие компьютерной и мультимедийной техники № п/ п 1. 1 Показатель Значение Наличие локальной сети в учреждении (да/нет) Да (кабинет информати ки) 2. 2 Наличие доступа к сети Интернет (да/нет) Да 3. 3 Скорость доступа к сети Интернет 100,0Мбит /с 4. 4 Количество компьютерных классов 1 5. 5 Количество компьютеров в учреждении 56 6. 6 Количество компьютеров, используемых в учебном процессе (размещенных в учебных кабинетах) 43 7. 7 Количество используемых в учебном процессе компьютеров, обеспеченных доступом к сети Интернет 43 8. 8 Количество установленных фильтров контентной фильтрации, обеспечивающих исключение доступа обучающихся образовательных учреждений к ресурсам сети Интернет, содержащим информацию, не совместимую с 43 14 задачами образования и воспитания. 9. 9 Оснащенность компьютеров программным обеспечением лицензионным 100% (в %) 10 Количество единиц множительной техники 9 11 Мультимедийный проектор (количество единиц) 26 12 Интерактивная доска (количество единиц) 2 13 Иное (указать) - Информационно-образовательная среда школы обеспечивает возможность осуществлять в электронной (цифровой) форме следующие виды деятельности: планирование образовательного процесса; размещение и сохранение материалов образовательного процесса, в том числе - работ обучающихся и педагогов, используемых участниками образовательного процесса информационных ресурсов; фиксацию хода образовательного процесса и результатов освоения Программы; взаимодействие между участниками образовательного процесса, возможность использования данных, формируемых в ходе образовательного процесса для решения задач управления образовательной деятельностью; контролируемый доступ участников образовательного процесса к информационным образовательным ресурсам в сети Интернет; проведения мониторинга здоровья учащихся и сохранение результатов мониторинга в ИС; сделать прозрачным образовательный процесс для родителей и общества; взаимодействие образовательного учреждения с органами, осуществляющими управление в сфере образования и с другими образовательными учреждениями, организациями. Программные инструменты: операционные системы и служебные инструменты; орфографический корректор для текстов на русском и 15 иностранном языках; клавиатурный тренажёр для русского и иностранного языков; текстовый редактор для работы с русскими и иноязычными текстами; инструмент планирования деятельности; графический редактор для обработки растровых изображений; графический редактор, редактор подготовки презентаций; редактор видео; редактор звука; ГИС; редактор представления временной информации (линия времени); Обеспечение технической, методической и организационной поддержки: разработка планов, дорожных карт; заключение договоров; подготовка распорядительных документов учредителя; подготовка локальных актов образовательного учреждения; подготовка программ формирования ИКТкомпетентности работников образовательной организации (индивидуальных программ для каждого работника). Отображение образовательного процесса в информационной среде: размещаются задания (текстовая формулировка, видеофильм для анализа, географическая карта); результаты выполнения аттестационных работ обучающихся; творческие работы учителей и обучающихся; осуществляется связь учителей, администрации, родителей, органов управления; осуществляется методическая поддержка учителей. Компоненты на бумажных носителях: учебники; рабочие тетради (тетради-тренажёры). Компоненты на CD и DVD: электронные приложения к учебникам; электронные наглядные пособия; электронные тренажёры; электронные практикумы. 2.2.4 Кадровое обеспечение Кадровое обеспечение образовательной программы строится на основе социального заказа системы педагогического образования и соответствует требованиям к подготовке нового поколения педагогов, способных к инновационной профессиональной деятельности, обладающих высоким уровнем методологической культуры и сформированной готовностью к непрерывному процессу образования. Педагогические сотрудники МБОУ Кемская СОШ № 2 имеют базовое образование, соответствующее профилю преподаваемой дисциплины, и систематически занимаются методической деятельностью. В педагогическом коллективе школы есть необходимые специалисты: учителя-предметники, социальный педагог, библиотекарь. 16 Уровень квалификации работников МБОУ Кемская СОШ № 2, реализующих дополнительную общеобразовательную общеразвивающую программу социально-гуманитарной направленности, для каждой занимаемой должности соответствует квалификационным характеристикам по соответствующей должности, а также квалификационной категории. Непрерывность профессионального развития работников школы, реализующих Программу, обеспечивается освоением работниками образовательного учреждения дополнительных профессиональных образовательных программ, имеющих лицензию на право ведения данного вида образовательной деятельности. В системе образования созданы условия для комплексного взаимодействия образовательных учреждений, обеспечивающие возможность восполнения недостающих кадровых ресурсов, ведения постоянной методической поддержки, получения оперативных консультаций по вопросам реализации Программы, использования инновационного опыта других образовательных учреждений, проведения комплексных мониторинговых исследований результатов образовательного процесса и эффективности инноваций. Должность № 1. Директор 2. Заместите ль директора по УВР Курирует направление и виды деятельности, предметы Осуществляет руководство МБОУ Кемская СОШ № 2, обеспечивает системную образовательную, административно-хозяйственную работу, определяет стратегию, цели и задачи развития школы, обеспечивает результативное и эффективное использование финансовых средств, утверждает структуру и штатное расписание, решает кадровые административные, финансовые, хозяйственные и иные вопросы в соответствии с должностной инструкцией и Уставом школы. Обеспечение условий для эффективной работы специалистов образовательной организации, осуществление контроля и текущей организационной работы для реализации Программы. Координирует работу учителей-предметников. Курирует разработку учебно-методической документации, расписания уроков; обеспечивает совершенствование методов 17 организации образовательного процесса: осуществляет контроль над организацией индивидуального обучения и вопросами проведения мониторингов внешней оценки образовательных результатов, готовности к обучению первоклассников. Курирует научно-исследовательскую работу, участие педагогов в конкурсах, олимпиадах; участие школьников в очных и заочных конкурсах. Осуществляет анализ, планирование и координацию деятельности воспитательной работы , социального педагога, классных руководителей, внеурочной образовательной деятельности, дополнительного образования. Занимается вопросами организации питания, медосмотров школьников. 3. Заместите ль директора ВР 4. Заместите ль директора по АХЧ Осуществляет руководство хозяйственной деятельностью образовательной организации, контроль за хозяйственным обслуживанием и состоянием образовательной организации, координирует работу за надлежащим противопожарным, электробезопасным и тепловым состоянием, обеспечивает своевременное заключение договоров, руководит работами по благоустройству, озеленению и уборке территории. 5. Учителя предметни ки Организация условий для успешного продвижения ребенка в рамках образовательного процесса, реализация Программы. 6. Педагог дополните льного образован ия Библиотек арь Обеспечение реализации внеурочной деятельности, реализация дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ обучающихся. 7. 8. Социальн Обеспечение доступа к информации, участие в процессе воспитания культурного и гражданского самосознания, содействие формированию информационной компетентности обучающихся. Осуществляет комплекс мероприятий по воспитанию, 18 ый педагог образованию, развитию и социальной защите личности в учреждениях, организациях и по месту жительства обучающихся 9. Информац Обеспечивает доступ обучающихся к ионноинформационным ресурсам, участвует в их духовнотехнологи нравственном воспитании, профориентации и ческий социализации, содействует формированию персонал информационной структуры (включая ремонт техники, системное администрирование, организацию выставок, поддержание сайта школы и др.) 2.3 Формы аттестации В МБОУ Кемская СОШ № 2 при реализации дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы применяются следующие формы аттестации: 1. Формы отслеживания и фиксации образовательных результатов: аналитическая справка, аналитический материал, аудиозапись, видеозапись, грамота, готовая работа, диплом, дневник наблюдений, журнал посещаемости, маршрутный лист, материал анкетирования и тестирования, методическая разработка, портфолио, перечень готовых работ, протокол соревнований, фото, отзыв детей и родителей, свидетельство (сертификат), статья и др; 2. Формы предъявления и демонстрации образовательных результатов: аналитический материал по итогам проведения психологической диагностики, аналитическая справка, выставка, готовое изделие, демонстрация моделей, диагностическая карта, защита творческих работ, конкурс, контрольная работа, концерт, научно-практическая конференция, олимпиада, открытое занятие, отчет итоговый, портфолио, поступление выпускников в профессиональные образовательные организации по профилю, праздник, слет, соревнование, фестиваль и др. Программа определяет следующие виды контроля и формы и содержание итоговой аттестации, а также описывает требования к оценке творческой работы. Виды контроля: предварительный контроль (проверка знаний учащихся на начальном этапе освоения Программы). Проводится в начале реализации Программы в виде входного тестирования; текущий контроль (отслеживание активности обучающихся в выполнении ими творческих работ); 19 итоговый контроль (заключительная проверка знаний, умений, навыков по итогам реализации Программы в каждом учебном году). Презентация подготовленных учащимися творческих работ. Формы и содержание итоговой аттестации: беседа; опрос; тестирование; презентация творческой работы (проекта). Требования к оценке творческой работы. Творческая работа (проект) оценивается положительно, если: определена и чётко сформулирована цель работы; характеризуется оригинальностью идей, исследовательским подходом, подобранным и проанализированным материалом; содержание работы изложено логично; прослеживается творческий подход к решению проблемы, имеются собственные предложения; сделанные выводы свидетельствуют о самостоятельности её выполнения. Форма защиты творческой работы (проекта) – очная презентация. 2.4 Методические материалы Настоящий раздел представляет краткое описание методики работы по программе и включает в себя: 1.особенности организации образовательного процесса – очно, очнозаочно, заочно, дистанционно, в условиях сетевого взаимодействия и др.; 2.методы обучения (словесный, наглядный практический; объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, частично-поисковый, исследовательский проблемный; игровой, дискуссионный, проектный и др.) и воспитания (убеждение, поощрение, упражнение, стимулирование, мотивация и др.); 3.формы организации образовательного процесса: индивидуальная, индивидуально-групповая и групповая; выбор той или иной формы обосновывается с позиции профиля деятельности (музыкального, спортивного, художественного и др.), категории обучающихся (детиинвалиды, дети с ОВЗ) и др.; 4.формы организации учебного занятия - акция, аукцион, бенефис, беседа, вернисаж, встреча с интересными людьми, выставка, галерея, гостиная, диспут, защита проектов, игра, концерт, КВН, конкурс, конференция, круглый стол, круиз, лабораторное занятие, лекция, мастеркласс, «мозговой штурм», наблюдение, олимпиада, открытое занятие, 20 посиделки, поход, праздник, практическое занятие, представление, презентация, рейд, ринг, салон, семинар, соревнование, спектакль, студия, творческая мастерская, тренинг, турнир, фабрика, фестиваль, чемпионат, шоу, экскурсия, экзамен, экспедиция, эксперимент, эстафета, ярмарка 1. Программа описывает: -педагогические технологии - технология индивидуализации обучения, технология группового обучения, технология коллективного взаимообучения, технология программированного обучения, технология модульного обучения, технология блочно-модульного обучения, технология дифференцированного обучения, технология разноуровневого обучения, технология развивающего обучения, технология проблемного обучения, технология дистанционного обучения, технология исследовательской деятельности, технология проектной деятельности, технология игровой деятельности, коммуникативная технология обучения, технология коллективной творческой деятельности, технология развития критического мышления через чтение и письмо, технология портфолио, технология педагогической мастерской, технология образа и мысли, технология решения изобретательских задач, здоровьесберегающая технология, технология-дебаты и др. алгоритм учебного занятия – краткое описание структуры занятия и его этапов; дидактические материалы – раздаточные материалы, инструкционные, технологические карты, задания, упражнения, образцы изделий и т.п. 3. Список литературы При составлении списка литературы необходимо учитывать: основную и дополнительную учебную литературу: учебные пособия, сборники упражнений, контрольных заданий, тестов, практических работ и практикумов, хрестоматии; наглядный материал: альбомы, атласы, карты, таблицы. Список может быть составлен для разных участников образовательного процесса (педагогов, детей, родителей). Список оформляется в соответствии с ГОСТ к оформлению библиографических ссылок. 1 Золотарева А.В., Мухамедьярова Н.А., Пикина А.Л., Тихомирова Н.Г. Концептуальные и организационные основы дополнительного образования детей: учебное пособие / под ред. А.В. Золотаревой. – Ярославль: РИО ЯГПУ, 2014. – С. 225-226. 21 22