АДАПТИРОВАННАЯ ОСНОВНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ЛЕГКОЙ УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ (ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ) РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СПОРТИВНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНОГО НАПРАВЛЕНИЯ «Олимпийское здоровье» (наименование курса) Срок освоения программы 1 год Разработчики: Самсонова Г.В., заместитель директора по воспитательной работе 2022г. Пояснительная записка В настоящее время внеурочная деятельность рассматривается как неотъемлемая часть образовательного процесса в каждом образовательном учреждении. Внеурочная деятельность направлена на создание условий для достижения обучающимися с умственной отсталостью (интеллектуальной недостаточностью) планируемых результатов основных образовательных программ основного общего образования. Современное, быстро развивающееся образование, предъявляет высокие требования к обучающимся с умственной отсталостью (интеллектуальной недостаточностью) и их здоровью. Тем самым, обязывая образовательное сохранению и учреждение создавать укреплению здоровья, условия, способствующие формированию ценностного отношения обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальной недостаточностью) к собственному здоровью. При этом здоровье рассматривается как сложный, многоуровневый феномен, включающий в себя физиологический, психологический и социальный аспекты. Именно образовательное учреждение призвано вооружить ребенка индивидуальными способами ведения здорового образа жизни, Приоритетность проблемы сохранения и укрепления здоровья обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) нашла отражение в многочисленных исследованиях ученых. Это подчеркивает необходимость формирования у обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) мотивации на ведение здорового здоровьесберегающей образа жизни, практики через детей. организацию Через культурной деятельные формы взаимодействия, в результате которых только и возможно становление здоровьесберегающей компетентности. Исходя из выше изложенного, в целях формирования, сохранения и укрепления здоровья, или воспитания здорового образа жизни обучающихся разработка программы спортивно-оздоровительного направления является крайне актуальной и необходимой. Цель: - формирование, сохранение и укрепление здоровья обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). Задачи: - формировать двигательные умения и навыки обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями); - развивать двигательные, качества (быстроту, силу, гибкость, выносливость, глазомер, ловкость); - развивать двигательные способности (функции равновесия, координации движений). Общая характеристика курса В процессе физического воспитания, обучающиеся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) приобретают определенную систему знаний о физических упражнениях, их структуре, оздоровительном воздействии на организм; осознают свои двигательные действия; получают необходимые знания о выполнении движений, спортивных упражнений, игр. Занимаясь физическими упражнениями, обучающийся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) закрепляет знания об окружающем, он познает свойства предметов, у него обогащается словарный запас, развивается пространственная ориентировка, память, внимание, мышление, воображение. В процессе воспитания у обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) формируются: 1) потребность в ежедневных физических упражнениях; 2) умение рационально использовать физические упражнения в самостоятельной двигательной деятельности; 3) самостоятельность, творчество, инициативность; 4) самоорганизация, стремление к взаимопомощи. Кроме того, у обучающихся (интеллектуальными нарушениями) с умственной отсталостью воспитывается стремление к помощи взрослого в проведении и организации разнообразных форм спортивных игр. Создаются благоприятные условия для воспитания положительных черт характера (организованности, скромности, отзывчивости и т.п.); закладываются нравственные основы личности (чувства собственного достоинства, справедливости, товарищества за порученное дело, умение заниматься в коллективе); осуществляется воспитание волевых качеств (смелость, решительность, уверенность в своих силах, выдержка, настойчивость, самообладание); прививается культура чувств, эстетическое отношение к физическим упражнениям. Коррекционно-развивающие задачи направлены: - на преодоление недостатков двигательной сферы, физического и психического развития обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями); - развитие коррекции высших психических функций (памяти, внимания, восприятия, мышления) до коррекции недостатков характера, поведения (неуравновешенности, противоречивости, пугливости и неразумного бесстрашия); - развитие «эмоционального интеллекта», создание дружеской атмосферы взаимопомощи, доверия, доброжелательного и открытого общения детей друг с другом. Описание места курса внеурочной деятельности в учебном плане Проведение занятий осуществляется во внеурочное время. Программа рассчитана на 1 год обучения, 1 час в неделю, 34 часа в год. Личностные и предметные результаты освоения курса Личностные результаты: - формирование культуры здоровья – отношения к здоровью как высшей ценности человека; - развитие личностных качеств, обеспечивающих осознанный выбор поведения, снижающего или исключающего воздействие факторов, способных нанести вред физическому и психическому здоровью; - формирование потребности ответственного отношения к окружающим и осознания ценности человеческой жизни. Предметные результаты: В ходе реализация программы внеурочной деятельности по спортивнооздоровительному направлению обучающиеся должны знать: - особенности воздействия двигательной активности на организм человека; - способы сохранения и укрепление здоровья; - свои права и права других людей; - влияние здоровья на успешную деятельность; - значение физических упражнений для сохранения и укрепления здоровья; должны уметь: - составлять индивидуальный режим дня и соблюдать его; - выполнять физические упражнения для развития физических навыков; - заботиться о своем здоровье; - применять коммуникативные и презентационные навыки; - принимать разумные решения по поводу личного здоровья, а также сохранения и улучшения безопасной и здоровой среды обитания; - адекватно оценивать своё поведение в жизненных ситуациях; - отвечать за свои поступки; - отстаивать свою нравственную позицию в ситуации выбора. Содержание курса внеурочной деятельности «Что такое здоровье?». Знакомство с понятием «здоровье» ;знакомство с правилами поведения на занятиях в форме стихотворения, с использованием наглядного материала -1 час. «Подвижные игры на улице», «Сороконожки», «Мой веселый звонкий мяч». Подвижные игры, эстафета – 3 часа. «Юный – краевед – турист».Экскурсии в школьный музей, в районный краеведческий музей – 1 час. « Станем сильными и здоровыми». Рисование по теме – 1 час. «Делай с нами! Делай как мы! Делай лучше нас!». Продолжать знакомить обучающегося с понятием «здоровый образ жизни»- 1 час. «Мы за здоровый образ жизни. Праздник, посвященный «Дню здоровья» - 1 час. «Угадай, вид спорта». Дидактическая игра «Угадай вид спорта» - 1 час. «Моя семья и физкультура». Формирование здорового образа жизни, укрепляя семейные отношения– 1час. «Веселые старты». Подготовка и участие в спортивном мероприятии – 2 часа. «Мое здоровье зависит от меня». Прогулка в Кемском парке по «Тропе здоровья», продолжаем укреплять здоровье обучающегося- 1 час. «Подвижные игры на воздухе». Игры на укрепление здоровья детей, повышать интерес к занятиям физической культурой и спортом – 1 час. «Зимние забавы». Продолжать знакомить с зимними видами спорта, зимними забавами- 1 час. «Кто быстрее?». Развитие интереса к спортивным играм-соревнованиям- 1 час. «Мужичок с ноготок». Развитие интереса к спортивным играм – 1 час. «Спорт и здоровье». Продолжать знакомить обучающегося с понятием «здоровый образ жизни», рисование по теме - 2 часа. «Путешествие в страну Спортландия». Игры на воздухе. Снятие усталости от малоподвижной деятельности на уроках. Вызывать устойчивый интерес к какому-либо виду спорта – 1 час. «Сын полка». Участие в спортивном мероприятии, посвященном 23 февраля – 1 час. «Одень спортсменов перед соревнованием». Дидактическая игра. Формирование знаний обучающихся о спортивных играх, спортсменов, соревнований – 1 час. «Физическая культура и рациональное питание». Продолжать знакомить обучающегося с понятием «здоровый образ жизни», понятием «здоровее питание» - 1 час. «Самый сильный». Вызывать устойчивый интерес к какому-либо виду спорта- 1 час. «В здоровом теле – здоровый дух. Обратить внимание людей на заботу о здоровье. Рисование по теме – 1 час. «Подвижные игры на улице». Экскурсия в городской парк. Игры на городской скейт площадке – 1 час. «В здоровом теле – здоровый дух». Приобщение детей к здоровому образу жизни и закреплять представления о положительном влиянии занятий физическими упражнениями для здоровья человека – 1 час. «О, спорт – ты мир». Продолжать формировать знания обучающихся о различных видах спорта. Воспитывать дружеские отношения между детьми, умение вместе проводить досуг, формировать чувство гордости за свою страну – 1 час. «Мы за здоровый образ жизни». Приобщение детей к здоровому образу жизни. Конкурс рисунков по теме – 1 час. «Подвижные игры на улице». Игры на укрепление здоровья детей, повышать интерес к занятиям физической культурой и спортом- 1 час. «Зарничка». Участие в конкурсе – 1 час. Способствовать сохранению и укреплению традиций, связанных с патриотическим воспитанием школьников в рамках военноспортивных игр. «Не урони мяч». Конкурс на укрепление здоровья детей. Формирование у детей потребности в здоровом образе жизни. «Азбука здоровья». Игра –путешествие. Формирование у обучающихся представления и положительного отношения к здоровому образу жизни -1 час. «Играйте вместе с нами». Систематизировать и обобщить ранее полученных знаний по здоровому образу жизни и спорту – 1 час. Тематическое планирование 6 класс Сроки проведе ния Сентябрь Октябрь Ноябрь Декабрь Тема 1. «Что такое здоровье?». 2. «Подвижные игры на улице». 3.«Сороконож ка». 4.«Мой веселый звонкий мяч». 1. «Юный – краевед – турист». 2. « Станем сильными и здоровыми». 3. «Делай с нами! Делай как мы! Делай лучше нас!». 4. «Мы за здоровый образ жизни». 1. «Угадай, вид спорта». 2. «Моя семья и физкультура». 3. «Веселые старты». 1.«Три богатыря». 2. «Мое Количес тво часов 1 Виды деятельности Беседа 1 Прогулка 1 Спортивная эстафета Спортивное развлечение 1 1 Экскурсия 1 Беседа 1 Спортивнооздоровитель ная игра 1 День здоровья 1 Дидактическ ая игра Беседа 1 2 1 1 Соревновани е Спортивная игра Беседа Январь Февраль Март Апрель здоровье зависит от меня». 3. «Подвижные игры на свежем воздухе». 4. «Зимние забавы». 1. «Кто быстрей?». 2. «Мужичок с ноготок». 1. «Спорт и здоровье». 2. «Путешествие в страну Спортландия» . 3. «Сын полка». 4. «Одень спортсменов перед соревнование м». 1. «Физическая культура и рациональное питание». 2. «Самый сильный». 3. «В здоровом теле – здоровый дух». 1. «Мы – 1 Прогулка 1 Спортивная игра Спортивные состязания Соревновани е Информацио нное сообщение Спортивный час 1 1 2 1 1 1 Игра – эстафета Дидактическ ая игра 1 Информацио нное сообщение 1 Игра 1 День здоровья 1 Беседа Май выбираем здоровье». 2. «О, спорт – ты мир». 3. «Мы за здоровый образ жизни». 4. «Подвижные игры на улице». 1. «Зарничка». 2. «Не урони мяч». 3. «Азбука здоровья». 4. «Играйте вместе с нами». Всего 34 часа. 1 1 1 Прогулка 1 Спортивнопатриотичес кая игра Конкурс 1 1 1 Материально-технические средства 1. 2. 3. Телевизор. Ноутбук Доска Спортивное состязание Конкурс рисунков Игра – путешествие День здоровья