рабочая программа ручной труд (вариант 4.3)

Пояснительная записка
Рабочая программа по ручному труду для 1-5 классов составлена на основе
Адаптированной основной общеобразовательной программы начального общего
образования для слабовидящих обучающихся с лёгкой умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) (Вариант 4.3).
Данная Программа образования обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) разработана в соответствии с требованиями
федерального государственного образовательного стандарта (далее - ФГОС) обучающихся
с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), предъявляемыми к
структуре, условиям реализации и планируемым результатам освоения Программы.
Цели изучения предмета «Ручной труд» в начальной школе:
- формировать у слабовидящих учащихся с легкой умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) трудовые качества, обучать доступным видам труда;
- способствовать развитию зрительного восприятия учащихся - направлять
внимание на соответствие образца выполняемым заданиям (поделкам), соблюдая
пропорции, формы, величину и другие признаки.
Задачи:
воспитание положительных качеств личности ученика (трудолюбия,
настойчивости, умения работать в коллективе и т. д.)
воспитание уважения к своему труду и к труду людей;
сообщение элементарных знаний по видам труда, формирование трудовых
качеств, обучение доступным приемам труда, развитие самостоятельности, привитие
интереса к труду;
формирование организационных умений -организация рабочего места,
правильное расположение на нём материалов и инструментов, уборка их по окончании
работы, знание и выполнение правил внутреннего распорядка и безопасной работы,
санитарногигиенических требований;
формирование представлений о гармоничном единстве природного и
рукотворного мира и о месте в нём человека;
расширение знаний о материалах и их свойствах, технологиях
использования;
развитие познавательных психических процессов;
развитие сенсомоторных процессов руки, глазомера через формирование
практических умений.
Общая характеристика учебного предмета.
Работа с пластическим материалом (пластилин). Работа с ним позволяет
эффективно развивать точность и согласованность движений пальцев рук, достаточно
легко создавать объёмные модели несложной формы (овощи, фрукты, растения, игрушки
и т.д.), уточняя при этом представления обучающихся о натуральных предметах. При
знакомстве с объектом образцом, его плоскостной или объёмной моделью учителю
необходимо постоянно направлять внимание детей на соответствие образца выполняемым
заданиям (поделкам), соблюдая пропорции, формы, величину и другие признаки, что
будет способствовать совершенствованию у слабовидящих учащихся с легкой умственной
отсталостью (нарушением интеллекта) предметных представлений, обогащать их
чувственный опыт.
Работа с текстильными материалами направлена на совершенствование и развитие
мелких движений кисти и пальцев рук. На формирование достаточно сложных умений,
необходимых при плетении и витье.

Работа с природными материалами также позволяет развивать пространственное,
конструктивное мышление, создаёт необходимые предпосылки для воспитания любви к
природе.
«Ручной труд» способствует формированию у слабовидящих учащихся с легкой
умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) представлений о трудовых
профессиях. Дети научатся понимать роль труда в жизни человека и использовать
приобретенные знания и умения для решения практических задач.
Уроки ручного труда имеют коррекционную направленность, они оказывают
существенное воздействие на интеллектуальную, эмоциональную и двигательную сферы,
а также способствуют формированию личности ребенка с ОВЗ, воспитанию у него
положительных навыков и привычек. В результате изучения предмета у слабовидящих
обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) будут
формироваться представления о трудовых профессиях. Они научатся понимать роль труда
в жизни человека и использовать приобретенные знания и умения для решения
практических задач.
Работа на уроке ручного труда ведётся в трёх направлениях:
1.
Общекультурные и общетрудовые компетенции. Основы культуры труда,
самообслуживание.
2.
Технология ручной обработки материалов. Элементы графической грамоты.
3.
Конструирование и моделирование.
Общекультурные и общетрудовые компетенции. Основы культуры труда,
самообслуживания.
Трудовая деятельность и её значение в жизни человека. Мастера и их профессии.
Организация рабочего места в зависимости от вида работы, планирование трудового
процесса по инструкции педагога. Рациональное размещение на рабочем месте
материалов и инструментов. Контроль и корректировка хода работы. Работа в малых
группах, осуществление сотрудничества, выполнение социальных ролей (руководитель и
подчинённый).
Выполнение доступных видов работ по самообслуживанию, домашнему труду.
Технология ручной обработки материалов. Элементы графической грамоты.
Общее понятие о материалах, их происхождении. Исследование доступных
материалов на основе зрительного, осязательного восприятия и других сохранных
анализаторов.
Подготовка материалов к работе. Экономное расходование материалов. Выбор
материалов по их декоративно - художественным и конструктивным свойствам,
использование (с помощью педагога) соответствующих способов обработки материалов в
зависимости от назначения изделия.
Инструменты и приспособления для обработки материалов (знание названий
используемых инструментов, область применения, правила использования), выполнение
приёмов их рационального и безопасного использования. Правила техники безопасности
при работе с инструментами.
Использование простейших измерений и построений для решения несложных
практических задач. Изготовление изделий по рисунку, простейшему чертеж
Конструирование и моделирование.
Общее представление о конструировании как создании конструкции каких-либо
изделий
(технических, бытовых, учебных и пр.). Изделие, деталь изделия (общее
представление).

Виды и способы соединения деталей. Основные требования к изделию
(соответствие материала, конструкции и внешнего оформления назначению изделия).
Конструирование и моделирование изделий из различных материалов по образцу.
В программе предусмотрены следующие разделы:
1)
Работа с пластилином (глиной)
2)
Работа с природными материалами
3)
Работа с бумагой
4)
Работа с текстильными материалами
5)
Работа с древесными материалами
6)
Работа с металлом
7)
Работа с проволокой
8)
Работа с металлоконструктором
9)
Комбинированные работы с разными материалам
Ценностными ориентирами начального общего образования слабовидящих
обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
выступает:
Формирование психологических условий развития общения, сотрудничества
на основе:
проявления доброжелательности к окружающим;
уважения к окружающим - умения слушать и слышать партнёра, признавать
право каждого на собственное мнение и принимать решения с учётом позиций всех
участников деятельности;
адекватного использования компенсаторных способов для решения
различных коммуникативных задач;
опоры на опыт взаимодействий в системе координат "слабовидящийнормально видящий", "слабовидящий-слабовидящий".
Сравнительно
новым
содержательным
компонентом
федерального
государственного образовательного стандарта начального общего образования являются
личностные и базовые (метапредметные) учебные действия, которые, безусловно,
повлияли и на изложение предметных учебных действий.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного
предмета.
Личностные результаты отражают:
овладение социальной ролью обучающегося, сформированность мотивов обучения,
навыков взаимодействия с учителем и одноклассниками; развитие любви к своей стране и
городу;
развитие способности к пониманию и сопереживанию чувствам других людей;
владение навыками коммуникации и нормами социального взаимодействия; развитие
эстетических чувств;
формирование знаний о правилах безопасного здорового образа жизни, интереса к
предметно-практической деятельности и трудовым действиям.
В рамках учебного предмета «Ручной труд» формируются следующие базовые
учебные действия:
личностная готовность к осуществлению предметно-практической деятельности;
самостоятельность и активность в предметно-преобразующей деятельности; действия
сравнения и анализа, востребованные в предметно-практической деятельности; понимание
значения предметно-практической деятельности для жизни в социуме;
использование приобретенных знаний и умений предметно-практической
деятельности для решения практических задач;
включение в учебное сотрудничество с учителем и сверстниками в процессе
предметно-практической деятельности;

овладение представлениями о трудовых профессиях и понимание роли труда в
жизни человека;
знаково-символические действия в доступном моделировании при решении
предметно-практических задач;
умение придерживаться заданной последовательности учебно-практических и
познавательных действий при решении предметно-практических задач; умение выполнять
доступные трудовые операции при решении предметнопрактических задач;
использование всех анализаторов в предметно-практической деятельности;
сравнение и анализ простых объектов, их свойств, строения при решении предметнопрактических задач;
умение задавать вопросы (познавательного, уточняющего, коммуникативного
характера) для ориентации в совместной с учителем и сверстниками деятельности; умение
выражать свои мысли в соответствии с задачами предметно-практической деятельности;
умение взаимодействовать с партнерами в системе координат: слабовидящий нормально видящий», «слабовидящий-слабовидящий» в процессе овладения доступными
трудовыми умениями и навыками.
Слабовидящий
обучающийся
с
легкой
умственной
отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) овладевает определенной системой знаний, умений,
навыков.
Предметные результаты:
знаниями о трудовых профессиях и роли труда в жизни человека;
знаниями о наиболее распространённых в своём регионе традиционных народных
промыслах и ремёслах, современных профессиях (в том числе профессиях своих
родителей);
умением планировать и выполнять несложное практическое задание (практическую
работу) с опорой на инструкционную карту и алгоритм его выполнения; знаниями
рациональных приемов использования зрения и осязания при выполнении отдельных
трудовых действий;
навыками ориентировки и выполнения практических действий под зрительным
контролем с учетом функциональных возможностей органа зрения; умениями выполнять
доступные действия по самообслуживанию и доступным видам домашнего труда;
знаниями правил бережного отношения к материалам, оборудованию и
окружающей среде;
знаниями о многообразии материалов, их видах, свойствах, происхождении,
практическом применении в жизни;
навыками работы с отдельными видами материалов (бумагой, тканями,
пластилином, природным материалом и т.д.); умениями подбирать материалы для
изготовления изделий в соответствии с поставленной задачей;навыками использования
инструментов при обработке отдельных материалов;
знаниями правил безопасной работы и санитарно-гигиенических требований;
навыками самообслуживания, некоторыми приемами ручной обработки материалов;
навыками безопасной работы ручными инструментами: чертёжными (линейка,
угольник, циркуль), режущими (ножницы) и колющими (швейная игла); умением работать
с простейшей технической документацией; изготавливать простейшие плоскостные и
объёмные изделия;
умением выделять детали, их форму, определять взаимное расположение деталей,
виды соединения деталей;
умением решать простейшие задачи конструктивного характера по изменению вида
и способа соединения деталей;
умениями изготавливать несложные конструкции изделий по рисунку,
простейшему чертежу, образцу и доступным заданным условиям.

№
п/п
1.

Разделы
Работа с
пластилином

2.

Работа с
природным
материалом

3.

Работа с
текстильными
материалами

4.

Работа с бумагой
и картоном

5.

Работа с
древесными
материалами

Планируемые результаты
Предметные
Личностные
-знаниями о трудовых профессиях и роли
Овладение социальной
труда в жизни человека;
ролью
-знаниями о наиболее распространённых в обучающегося,
своём регионе
сформированность
Традиционных народных
мотивов обучения,
промыслах и ремёслах, современных
навыков
профессиях (в том числе профессиях
взаимодействия с
своих родителей);
учителем
-умением планировать и выполнять
и одноклассниками;
несложное практическое задание
развитие любви к своей
(практическую работу) с опорой на
стране и городу;
Инструкционную карту и алгоритм его
развитие способности к
выполнения;
пониманию и
-знаниями рациональных приемов
сопереживанию
использования зрения и осязания при
чувствам других людей;
выполнении отдельных трудовых
владение навыками
действий; навыками ориентировки и
коммуникации и нормами
выполнения практических действий под
социального
зрительным контролем с учетом
взаимодействия;
функциональных возможностей
развитие эстетических
органа зрения;
чувств;
-умениями выполнять доступные действия по формирование знаний о
самообслуживанию
правилах безопасного
и доступным видам домашнего труда;
здорового образа жизни,
-знаниями правил бережного
интереса к предметноотношения к материалам,
практической
оборудованию и окружающей среде;
деятельности и трудовым
-знаниями о многообразии
действиям.
материалов, их видах, свойствах,
происхождении, практическом
применении в жизни;
-навыками работы с отдельными видами

БУД
Личностная готовность к
Осуществлению предметноПрактической деятельности;
Самостоятельность и активность в
предметно- преобразующей
деятельности;
действия сравнения и анализа,
востребованные в предметнопрактической деятельности;
понимание значения предметнопрактической деятельности
для жизни в социуме;
использование приобретенных
знаний и умений предметнопрактической деятельности
для решения практических
задач;
включение в учебное
сотрудничество с учителем и
сверстниками в процессе предметнопрактической
деятельности;
овладение представлениями о
трудовых профессиях
и понимание роли
труда в жизни человека;
знаково- символические
действия в доступном
моделировании при решении
предметно-практических задач;
умение придерживаться
заданной последовательности

6.

Работа с металлом
(проволокой)

7.

Работа с
конструктором

8.

Комбинированные
работы

материалов (бумагой,
тканями, пластилином, природным
материалом и т.д.);
-умениями подбирать материалы для
изготовления изделий в соответствии с
поставленной задачей;
-навыками использования инструментов при
обработке отдельных материалов;
-знаниями правил безопасной работы и
санитарно- гигиенических требований;
-навыками самообслуживания,
-некоторыми приемами ручной
обработки материалов;
-навыками безопасной работы ручными
инструментами: чертёжными (линейка,
угольник, циркуль), режущими (ножницы)
и колющими (швейная игла);
-умением работать с простейшей
технической документацией;
-изготавливать простейшие плоскостные и
объёмные изделия;
-умением выделять детали, их форму,
определять взаимное расположение деталей,
виды соединения деталей;
-умением решать простейшие
Задачи конструктивного характера по
изменению вида и способа соединения
деталей;
-умениями изготавливать несложные.

учебно-практических и познавательных
действий
при решении предметнопрактических задач;
умение выполнять доступные трудовые
операции при решении предметно практических
задач;
использование всех анализаторов в
предметно-практической деятельности;
сравнение и анализ простых
объектов, их свойств, строения при
решении предметно-практических задач;
умение задавать вопросы
(познавательного, уточняющего,
Коммуникативного характера) для
Ориентации в совместной с
учителем и сверстниками
деятельности;
умение выражать свои мысли в соответствии
с задачами предметно практической
деятельности;
умение взаимодействовать с партнерами в
системе координат: слабовидящий нормально видящий», «слабовидящийслабовидящий» в процессе овладения
доступными трудовыми умениями и
навыками.

Основные направления коррекционной работы:
1.
Совершенствование движений и сенсомоторного развития:
развитие мелкой работы кисти и пальцев рук;
формирование зрительно - двигательной координации.
2.
Коррекция отдельных сторон психической деятельности:
развитие восприятия и узнавания:
развитие зрительной памяти и внимания;
формирование представлений о свойствах предметов (цвет, форма,
величина);
развитие пространственных представлений и ориентации.
3.
Развитие учебных умений и навыков:
ориентация в задании (анализировать объект, условия работы);
предварительное планирование хода работы над изделием (устанавливать
логическую последовательность изготовления поделки, определять приемы работы и
инструменты, нужные для их выполнения);
контроль за своей работой (определять правильность действий и
результатов, оценивать качество готовых изделий).
4.
Развитие наглядно-образного мышления:
5.
Развитие речи.
6.
Расширение представлений об окружающем мире.
7.
Компенсация недоразвития эмоционально-волевой сферы (формирование
адекватной реакции на неудачи, самостоятельное преодоление трудностей, принятие
помощи учителя).
8.
Коррекция индивидуальных недостатков развития.
Учебный материал в программе распределен по годам обучения с учетом
возрастных и психофизических особенностей школьников с ограниченными
возможностями здоровья. В программе дан примерный перечень изделий, имеющих
общественно полезное значение: различные наглядные пособия, дидактический материал
и др. Изготовление таких изделий, приуроченное к изучению программного материала
общеобразовательных предметов, может способствовать более прочному усвоению этих
знаний.
Необходимо обратить особое внимание на соблюдение правил безопасности
работы и гигиены труда при проведении практических работ.
В целях ознакомления учащихся младших классов с видами и характером
профессионального труда предусмотрены экскурсии в мастерские школы.
На уроках труда в 5 классе решаются задачи развития трудовой деятельности
учащихся и непосредственной их подготовки к профессиональному обучению. К
основным из них относятся:
выявление актуальных и потенциальных способностей учащихся в трудовом
обучении;
воспитание организационных умений и привычек, необходимых для
продуктивной и безопасной работы в учебных мастерских;
обучение простейшим технико-технологическим знаниям и практическим
умениям, которые служат опорой для усвоения учебного материала в дальнейшей
трудовой подготовке.
Изучение содержания каждого блока начинается с вводного занятия. К общим
вопросам таких занятий относятся:
значение производства товаров для жизни людей;
сведения о профессиях, соответствующих содержанию блока;
демонстрация лучших изделий учащихся;
соблюдение установленных правил и порядка на рабочем месте.

Формирование умений учащихся должно включать дозированную (с постепенным
уменьшением) помощь в ориентировке и планировании работы. Для формирования
оперативного образа объекта труда используются натуральные образцы, которые в
зависимости от сложности изделия дополняются макетами и рисунками.
Уроки труда строятся на принципах взаимосвязи трудовой практики с
другими учебными предметами.
Математика. Счет .Вычерчивание прямоугольника и квадрата по заданным
размерам на бумаге в клетку.
Изобразительное искусство. Определение структуры узора (повторение или
чередование элементов), расположение элементов оформления по всей поверхности
изделия.
Развитие устной речи на основе изучения явлений и предметов окружающей
действительности. Связные высказывания по затрагиваемым в беседе вопросам.
Дополнение высказываний собеседников, последовательный рассказ о законченном
или предполагаемом трудовом процессе. Самостоятельное описание предметов.
Использование в своей речи вновь усвоенных слов и оборотов, выражение связей и
отношений между реальными объектами.
Оценка знаний и умений учащихся 2-5 классов на уроках трудового обучения:
При оценке знаний и умений учащихся по трудовому обучению следует обращать
внимание на правильность выполнения приёмов работы, степень самостоятельности
выполнения задания (ориентировку в задании, планирование, практическое изготовление
объекта), качество готового изделия, организацию рабочего места.
Урочная деятельность учащихся оценивается по пятибалльной системе.
Оценка «5» выставляется:
- учащийся самостоятельно организует рабочее место;
-знает, применяет на практике правила безопасной работы с инструментами; соблюдает санитарно-гигиенические требования;
-самостоятельно анализирует объект труда;
-правильно планирует предстоящий ход работы по вопросам учителя;
-самостоятельно работает по предметно-инструкционной карте, чертежу;
-в полном объёме владеет навыками работы с различными материалами;
-употребляет в речи техническую терминологию;
-самостоятельно анализирует и даёт краткую оценку своей работы и работы
товарища. Оценка «4»:
-учащийся с незначительной помощью учителя организует рабочее место;
-знает правила безопасной работы с инструментами, но допускает единичные
ошибки при их применении;
-допускает единичные ошибки при соблюдении санитарно-гигиенических
требований; -по вопросам учителя анализирует объект труда;
-допускает единичные ошибки в планировании хода работы по вопросам учителя;
-с незначительной помощью учителя работает по предметно-инструкционной
карте, чертежу, образцу;
-в полном объёме, но с незначительной помощью учителя владеет приёмами
работы с различными материалами;
-употребляет в речи техническую терминологию;
-анализирует свою работу и работу товарища по образцу оценки учителя.
Оценка «3»:
-учащийся под контролем учителя организует рабочее место;
-плохо знает правила безопасной работы с инструментами и допускает ошибки при
их применении на практике;
-допускает ошибки при соблюдении санитарно-гигиенических требований;
-с помощью учителя анализирует объект труда;

-планирует только ближайшую операцию хода работы по вопросам учителя;
-с помощью учителя работает по предметно-инструкционной карте, чертежу,
образцу; -владеет приёмами работы с различными материалами под контролем учителя; затрудняется в употреблении технической терминологии;
-анализирует и оценивает свою работу и работу товарища не по всем параметрам с
помощью.
Оценка «2»:
-учащийся с помощью учителя организует рабочее место;
-не знает правил безопасной работы с инструментами и не применяет их на
практике; -не соблюдает санитарно-гигиенические требования;
-не анализирует объект труда даже с помощью учителя;
-не планирует предстоящий ход работы по вопросам учителя;
-не способен работать по предметно-инструкционной карте, чертежу, образцу; выполняет приёмы работы с различными материалами с помощью учителя;
-не употребляет в речи техническую терминологию;
-не анализирует и не даёт оценки своей работы иработы товарища.
Требованиях к организации пространства
Важным условием организации пространства, в котором обучаются слабовидящие
обучающиеся с нарушениями интеллекта, является безопасность и постоянство
предметно-пространственной среды, что предполагает:
•
определенное предметное наполнение школьных помещений (свободные
проходы к партам, входным дверям, отсутствие выступающих углов и другое);
•
соблюдение необходимого для слабовидящего обучающегося с нарушением
интеллекта светового режима (обеспечение беспрепятственного прохождения в школьные
помещения естественного света; одновременное использование естественного и
искусственного
освещения;
возможность
использования
дополнительного
индивидуального источника света и другое);
•
оперативное устранение факторов, негативно влияющих на состояние
зрительных функций, осязания, слуха;
•
определенного уровня освещенности школьных помещений;
•
определение местоположения парты в классе для слабовидящих
обучающихся с интеллектуальными нарушениями в соответствии с рекомендациями
врача- офтальмолога;
•
использование оптических, тифлотехнических, технических средств, в том
числе и средств комфортного доступа к образованию.
При организации учебного процесса необходимо учитывать гигиенические
требования. Из-за быстрой утомляемости зрения возникает особая необходимость в
уменьшении зрительной нагрузки. В целях охраны зрения детей и обеспечения
работоспособности необходимо:
•
чередование зрительной, слуховой и тактильной нагрузки; фронтальной и
индивидуальной формы работы; теоретической и практической работы;
•
достаточное разнообразие соответствующих карточек, наглядности и
пособий.
•
проводить физкультминутки;
•
в солнечные дни использовать жалюзи;
•
осуществлять контроль за правильной позой учащихся во время занятий.
При работе с иллюстрациями, макетами и натуральными объектами следует:
материал должен быть крупным, четким, контурированным (предмет на картинке должен
быть обведён чёрным контуром, ширина которого не более 5 мм)
•
содержать небольшое количество деталей;
•
сопровождать осмотр объектов словесным описанием, помогая подетально
формировать учащимся целостный образ;

•
•

рельефные изображения должны быть не крупнее ладони;
на контрастном фоне: черно-желтый, сине-желтый, черно-белый

Основное содержание учебного предмета
1 (дополнительный) и 1 класс
Работа с пластичными материалами (9ч)
Изготовление лесенки из предварительно подготовленных палочек и столбиков
различной длины и толщины. Лепка по образцу предметов шаровидной формы: бус, мяча,
куклы-неваляшки из двух шаров различной величины. Лепка по образцу моркови, перца,
груши, грибов. Лепка по образцу букв и цифр на подложке. Лепка по образцу и
представлению деталей для макетов на темы сказок, бытовых сюжетов и сборка макетов
на подставках из плотного картона или тонкой фанеры с помощью учителя (макеты:
«Репка», «Колобок»). П р и е м ы р а б о т ы . Лепка грибов двумя способами: вылепливание
из целого куска и составление из двух половинок шара. Вытягивание одного конца
столбика при изготовлении моркови и боковины шара при изготовлении груши.
Выполнение заготовок для букв и цифр. Раскатывание пластилина в ладонях и на
подкладной доске (столбики), скатывание кругообразными движениями в ладонях (шар),
вдавливание на поверхности шара (яблоко), скатывание кругообразными движениями
шара и раскатывание в ладонях до овальной формы (огурец). Т е х н и ч е с к и е с в е д е
н и я. Пластическое свойство пластилина: холодный пластилин – твердый, теплый
пластилин – вязкий и мягкий. Цвета пластилина: красный, синий, желтый, оранжевый,
зеленый, коричневый, черный, белый. Организация рабочего места при выполнении
лепных работ.
Работа с природным материалом (4 ч)
Наклеивание на подложку из цветной бумаги засушенных листьев (лист большой,
лист маленький). Наклеивание на подложку из цветной бумаги засушенных цветков с
последующим наклеиванием вазы или горшочка, вырезанных из бумаги. Составление по
образцу сюжетной картинки из засушенных листьев: «Отлет птиц», «Букет».
Т е х н и ч е с к и е с в е д е н и я . Элементарные понятия о природных материалах. Свойства
природных материалов: цвет, форма, величина, хрупкость засушенных листьев и цветов.
Сбор, хранение природных материалов. Организация рабочего места. Соблюдение
санитарно-гигиенических требований. П р и е м ы р а б о т ы . Прикрепление засушенных
листьев и цветов на подложку полосками бумаги. Составление простейших композиций из
листьев и цветов.
Работа с бумагой (5 ч)
Упражнения в сгибании и разрывании бумаги по прямым линиям, изготовление
книжечки. Изготовление по образцу стаканчика для семян. Изготовление елочных
гирлянд из полос цветной бумаги (цепочка). Симметричное вырезывание из листьев
бумаги, сложенных пополам, изображений овощей и фруктов (сливы, яблока, огурца,
помидора). Составление по образцу композиции из геометрических фигур (снеговик,
домик). Т е х н и ч е с к и е с в е д е н и я . Свойства бумаги: сгибается, мнется, разрывается,
впитывает влагу, теряя при этом прочность, режется. Различение бумаги по толщине.
Элементарные понятия о назначении некоторых сортов бумаги (газетная, писчая, бумага
для рисования, папиросная, оберточная, цветная). Основные цвета бумаги: красный,
желтый, синий, зеленый. Инструменты для работы с бумагой: ножницы, карандаш,
гладилка, шаблон, мерочка. Правила безопасной работы с режущими инструментами,
организация рабочего места. Соблюдение санитарно-гигиенических требований при
работе с бумагой. П р и е м ы р а б о т ы . Складывание с угла на угол и средней линии,
разглаживание гладилкой от центра к краям разрывание бумаги по сгибу. Хватка
инструмента. Синхронность работы обеих рук: правая рука с ножницами — режет, левая
— подает. Смазывание поверхности бумаги клеем с помощью кисти. Рациональное
использование материала (экономная разметка, использование остатков материала для

дальнейшей работы). Симметричное вырезывание. Намазывание деталей аппликации
клеем и наклеивание. Размещение на листе бумаги элементов аппликации. Смазывание
деталей аппликации клеем и наклеивание их.
Работа с нитками (4ч)
Свойства ниток: упражнения в разрывании и резании ниток разной длины.
Связывание цветных ниток, наматывание в клубок на картонку. Составление коллекции
ниток — наклеивание на подложку из плотной бумаги. Витье шнура из толстых
цветных ниток. Завязывание узелков на концах шнурка, связывание бантиком и петлей.
Изготовление цветка, кисточки из цветных ниток к шапочке. Упражнения по вдеванию
нитки в иголку. Закрепление нитки в начале и конце строчки. Шитье по проколам способом «игла вверх-вниз» на полоске тонкого картона (закладка для книг). Вышивание по
готовым проколам геометрических фигур: круга, квадрата, треугольника. Закрашивание
контура. Вышивание по готовым проколам контуров овощей и фруктов с последующим
раскрашиванием. Т е х н и ч е с к и е с в е д е н и я . Применение ниток. Свойства и
особенности ниток: тонкие, толстые; разрываются, разрезаются, связываются,
скручиваются, могут окрашиваться в разные цвета. Ножницы. Организация рабочего
места. Соблюдение санитарно-гигиенических требований при работе с нитками.
П р и е м ы р а б о т ы . Связывание ниток и завязывание бантиком, петлей. Приемы витья
шнурка. Изготовление кисточки. Правильная хватка инструментов, пользование
наперстком. Приемы вдевания нитки в иглу и закрепление нитки повторением двух-трех
стежков на одном месте. Шитье по проколам приемом «игла вверх-вниз» по намеченным
линиям.
Сельскохозяйственный труд (11 ч)
Ознакомление с растениями школьного двора, парка, комнатными растениями.
Получение и сушка семян. Уход за комнатными растениями - полив, удаление пыли,
подготовка растений к зиме. Посев семян в ящики, горшки, рыхление почвы и полив.
Экскурсии.
2 Класс
Работа с природным материалом (3 ч)
Виды природных материалов. Подготовка природных материалов к работе, приемы
и способы работы с ними. Сбор, сортировка, сушка под прессом и хранение природного
материала. Выполнение аппликации по заданному образцу. Понятия: «аппликация»,
«пресс», «природные материалы», «план выполнения работы» (текстовый и слайдовый).
Изделия: « Лошадка», «Курочка из крупы», «Аквариум».
Работа с пластичными материалами (5ч)
Знакомство со свойствами пластилина. Инструменты, используемые при работе с
пластилином. Приемы работы с пластилином. Выполнение аппликации из пластилина.
Понятия: «эскиз», «сборка». Выполнение разных изделий по одной технологии из
пластилина. Создание рисунка на пластичном материале при помощи продавливания.
Изделия: «Корзина с цветами», «Семейка грибов на поляне», коллективная работа
«Праздничный стол», «Дымковская игрушка», картина «Деревня», «Письмо на глиняной
дощечке».
Работа с бумагой (10 ч)
Знакомство с видами и свойствами бумаги. Приемы и способы работы с бумагой. Правила
безопасной работы с ножницами. Знакомство с правилами разметки при помощи шаблона
и сгибанием, соединение деталей при помощи клея. Составление симметричного
орнамента из фигурок. Знакомство с использованием бумаги и правилами экономного
расходования ее. Понятия: «шаблон». «симметрия», «правила безопасной работы».
Изделия. «Золотая хохлома», «Городецкая роспись», новогодние игрушки. Знакомство с
техникой «коллаж». Выполнение аппликации из журнальных вырезок в технике коллаж.
Знакомство с правилами работы в паре. Изделие: «Коврик». Выполнение моделей,

закрепление навыков вырезания окружности. Знакомство с правилами безопасной работы
с шилом. Освоение правил самообслуживания (уборка комнаты и правила ухода за
мебелью). Отделка изделия по собственному замыслу. Изделия: « Крепость», «Стол и
скамья». Знакомство со способами и приемами выполнения изделий в технике оригами.
Моделирование. Закрепление умения работать с бумагой в технике «оригами», размечать
по шаблону. Оформление изделия по собственному замыслу. Понятие: «оригами».
Изделия: «Птица», «Лягушка», «Шапка». Работа со способом создания мозаики с
использованием техники «рваная бумага». Знакомство со способами экономного
расходования бумаги материалов при выполнении техники «рваная бумага». Выполнение
аппликации. Выполнение деталей для мозаики в группе. Понятие: «мозаика». Изделие:
«Новогодний праздник»
Работа с текстильными материалами (5 ч)
Виды ткани и нитей, их состав, свойства, назначение и применение в быту и на
производстве. Создание матрешки и домового из ниток по одной технологии. Знакомство
с правилами работы с иглой. Знакомство с тамбурным швом. Изделие: «Матрешка»,
«Домовой», «Кошелек», салфетка. Основные способы плетения кос. Изделие «Коса».
Сельскохозяйственный труд (11 ч)
Ознакомление с растениями школьного двора, парка, комнатными растениями.
Получение и сушка семян. Уход за комнатными растениями - полив, удаление сухих
листьев и стеблей. Мытье цветочных горшков. Выращивание лука на перо. Сгребание и
удаление листьев и травы. Распознавание и подготовка семян к посеву, посев, полив.
Прополка сорняков, рыхление междурядий.
3 класс
Работа с пластичными материалами (21ч).
Название материала. Свойства пластилина глины. Применение глины для
изготовления игрушек и посуды. Понятия о народных промыслах. Отделочные
работы на изделиях из глины: нанесение орнамента стекой, окраска, роспись.
Организация рабочего места и соблюдение санитарно-гигиенических требований при
лепке. Лепка игрушек по типу изделий дымковских мастеров. Лепка посуды из
жгутиков. Лепка посуды при помощи стеков. Раскрашивание посуды и дру гих
изделий из глины. Лепка животных. Лепка на свободную тему. Пластилиновые
аппликации «Игрушки», «Цифры», «Аквариум».
Работа с природным материалом (16ч).
Экскурсия в природу с целью сбора природного материала. ТБ. Изготовление
декоративной вазочки с использованием пластилина и семян. Составление декоративных
букетов. Элементарные правила составления букетов. Изготовление по рисунку паука,
стрекозы, бабочки, львенка с использованием пластилина, веточек и семян. Приёмы
обмазывания основы пластилином. Ритмичность узора при выполнении декора тивных ваз. Вертикальный ритм. Сложные ритмические композиции.
Работа с бумагой и картоном (21ч).
Свойства бумаги, свойства картона, виды картона. Изделия из картона.
Оклеивание конструкции цветной бумагой. Использование дополнительных деталей.
Изготовление аппликации из обрывной бумаги. Окантовка картона полосками
цветной бумаги. Игрушка «Солнышко». Окантовка картины на окантованном
картоне. Изготовление ёлочных игрушек. Изготовление по образцу складной доски для
игры в шашки. Выполнение наборного полотна из полосок бумаги. Аппликация
«Здравствуй, лето!»
Работа с текстильными материалами (14ч).
Выполнение образца косого стежка на ткани. Закрепление нитки в начале и в
конце работы. Понятие о ткани. Изделия, выполняемые из ткани. Способы
соединения срезов ткани. Правила безопасной работы с иглой. Ознакомление с косым

обмёточным стежком. Изготовление закладки. Пришивание косыми обмёточными
стежками вешалки из тесьмы к полотенцу. Изготовление кармашка из клеёнки для
ножниц. Изготовление по образцу подушечки – прихватки.
Работа с бросовым материалом (30ч)
Свойства проволоки. Инструменты. Сгибание проволоки. Намотка проволоки
на карандаш. Изготовление моделей букв, цифр. Изготовление объемных изделий из
проволоки и природного материала. Изготовление стилизованных цветов из проволоки.
Планки, пластины, косынки, углы, скобы, планшайбы, гайки, винты и инструменты
(гаечные ключи, отвертка) в наборе «Металлический конструктор». Ознакомление с
профессией слесаря. Изготовление по образцу треугольника. Изготовление по образцу
прямоугольника. Составление из собранных плоских фигур более сложных. Сборка
лесенки. Сборка лопатки.Дерево и древесина. Способы обработки древесины ручными
инструментами и приспособлениями. Изделия из древесины. Зачистка деревянных
изделий. Шлифовка. Заострение деревянного бруска напильником. Разукрашивание
разделочной досочки красками. Изготовление колышка для растений. Изготовление
аппликации из древесных опилок.
4 класс
Работа с бумагой и картоном (47 часов).
Виды и свойства бумаги. Технологические операции с бумагой. Складывание из
треугольников. Изготовление геометрической фигуры-раскладки из бумаги. Складывание
простых форм из квадратов. Изготовление фигуры «Рыбка». Нахождение на линейке
длины, заданной в миллиметрах. Изготовление игры «Геометрический конструктор».
Разметка округлых деталей по шаблонам. Изготовление игрушки с подвижным
соединением деталей «Цыпленок». Вычерчивание окружности с помощью циркуля.
Изготовление игрушки «Летающий диск». Экономное использование бумаги при
вычерчивании нескольких окружностей. Изготовление игрушки из бумажных кругов
«Попугай». Развертка изделия. Изготовление конверта для писем с клеевым соединением
деталей. Сгибание бумаги по заданным условным обозначениям. Изготовление конверта
без клеевого соединения деталей. Творческая работа «Конверт с замком без клеевого
соединения деталей». Разметка геометрического орнамента с помощью угольника.
Аппликация «Коврик с геометрическим орнаментом». Разметка прямоугольника с
помощью угольника. Изготовление закладки для книг из зигзагообразных полос. Разметка
наклонных линий с помощью угольника. Изготовление закладки для книг со «свободным
плетением». Деление круга на равные части способом складывания. Изготовление
геометрической фигуры– раскладки «Складные часы». Деление круга на равные части с
помощью угольника и линейки. Объемное елочное украшение. Изготовление ёлочной
игрушки «Солнышко». Тиражирование элементов. Точечное клеевое соединение деталей.
Изготовление растягивающейся игрушки «Матрешка». Вырезание симметричных деталей
из бумаги, сложенной пополам. Изготовление игрушки «Птица». Складывание из бумаги.
Изделие «Снежинка». Выполнение разметки с опорой на чертеж. Изготовление модели
летающего планера. Линии чертежа. Чтение чертежа. Изготовление летающей модели
самолета. Изготовление открытой коробочки способом сгибания бумаги. Изделие
«Открытая коробочка», «Коробочка». Понятие «картонажно-переплетные работы».
Изготовление записной книжки – раскладушки с переплетной крышкой.
Работа с текстильными материалами (33 часа).
Виды и свойства ткани. Процесс ткачества. Виды работы и технологические
операции при работе с нитками и тканью. Скручивание ткани. Изготовление тряпичной
игрушки «Кукла-скрутка». Отделка изделий из ткани. Изготовление салфетки с
аппликацией. Соединение деталей изделия строчкой косого стежка. Изготовление
салфетки-прихватки. Изготовление рукавицы. Связывание ниток в пучок. Изготовление

аппликации «Цветок из ниток». Изготовление помпона из ниток. Ремонт одежды.
Пришивание пуговиц с четырьмя сквозными отверстиями. Пришивание пуговиц с ушком.
Отделка изделий пуговицами. Аппликация с использованием пуговиц «Кот», «Собака».
Изготовление и пришивание вешалки. Ручные швейные работы. Соединение деталей из
ткани строчкой петлеобразного стежка. Изготовление подушечки для игл. Изготовление
тряпичной игрушки-подушки «Рыбка».
Работа с металлом (10 часов).
Применение металла, его виды и свойства. Технология ручной обработки металлов.
Сминание, сжимание, скручивание алюминиевой фольги. Изделие «Дерево». Изгибание
проволоки. Изделия «Декоративные фигурки птиц, зверей, человечков». Сборка изделия
из разных материалов (проволока, бумага, нитки). Изделие «Муха». Изделие «Паук».
Работа с древесиной (12 часов).
Понятие «древесина». Заготовка древесины. Свойства древесины. Профессии
людей, работающих с древесиной. Обработка древесины ручными инструментами.
Клеевое соединение деталей из древесины. Аппликация из карандашной стружки
«Цветок», «Цыпленок». Аппликация из древесных заготовок «Дом», «Ёжик», «Лошадка».
5 класс
Разделы:
•
Работа с бумагой.
Изделие. Поздравительная открытка ко Дню учителя.
Технические сведения. Выполнение плоскостной аппликации.
Практические работы. Подбор цветной бумаги к избранному изображению.
Раскрой деталей аппликации по шаблону. Сборка композиции аппликации на четвёртой
части альбомного листа.
Изделие. Разборная ёлочка.
Технические сведения. Свойство бумаги изменять форму при сгибании и
сохранять её. Приёмы сгибания бумаги: используя край стола, по ребру фальцлинейки.
Выполнение конуса из заготовки круглой формы.
Практические работы. Анализ образца. Обсуждение конструкции изделия
(карандаш вставлен в пустую деревянную катушку, на карандаш последовательно надеты
конусные детали с завитыми ветками).
Выполнение конусов из заготовок деталей круглой формы, надрезание и завивание
веток; сборка ёлочки на основу.
•
Техническое моделирование.
Изделие. Вертушка.
Технические сведения. Анализ образца изделия.
Прием получения квадрата из прямоугольника путем складывания по диагонали.
Практические работы. Самостоятельное получение квадрата; проведение внутри
квадрата двух линий, проходя- через середину и соединяющих противоположные углы
(диагональ). Сборка вертушки: монтаж изделия на чертёж- кнопке (отрезок пластмассовой
трубочки 2—3 мм длиной, затем собранная вертушка и опять отрезок трубочки);
вкалывание кнопки в глухой конец карандаша.
Изделие. Простейшая модель парашюта из квадратного листа бумаги.
Технические сведения. Назначение и история парашютов. Принцип действия.
Детали парашюта.
Практические работы. Складывание купола, прокалывание отверстия для
устойчивости при спуске. Привязывание строп, закрепление груза.
Спускание парашютов с различной высоты.
•
Плетеные изделия.
Изделие. Браслет из бересты (полосок бумаги из нарезанных открыток).
Технические сведения. Различные виды народных украшений из бересты.

Анализ конструкции изделия. Способы крепления сложенных вчетверо
прямоугольных деталей. Соединение цепочки в кольцо.
Практические работы. Работа по заготовленным учителем деталям. Сборка
браслета с опорой на предметную инструкционную карту с помощью учителя.
Соединение плетёной цепочки в кольцо, склеивание, сушка под скрепкой.
Работа с текстильными материалами. Изделие. Сервировочная салфетка с бахромой
и вышивкой по линии мережки.
Технические сведения. Приемы продергивания бахромы. Порядок выполнения
шва «вперед иголку».
Практические работы. Выдергивание ниток для получения бахромы. Выполнение
шва «вперед иголку» по линии мережки, продернутой учителем. Использование мерочки
для контроля ширины бахромы. Вдевание двойной нити в иглу. Прокладывание двух
разноцветных строчек отделочных стежков.
• Комбинированные работы.
Изделие. Новогодний сувенир «Веточка ели на подставке» (подставка — зубчатый
круг, вырезанный из открытки, оклеенной с обратной стороны серебряной
металлизированной бумагой). В центре наклеен за кромку небольшой кружок с двумя
прорезями, в которые вставлена веточка ели.
Технические сведения. Свойства разных сортов бумаги. Приёмы вырезания
зубчиков по окружности. Порядок склеивания зубчатого круга из открытки и подложки из
серебряной бумаги. Разметка малого круга по шаблону методом сложения детали вдвое.
Наклейка малого круга по кромке.
Практические работы. Вырезание зубчиков на заготовке круга. Наклеивание
подложки из серебряной бумаги. Высушивание. Вырезание зубчиков на подложке.
Разметка малого круга. Наклеивание малого круга по кромке.
Изделие. Бумажные цветы.
Технические сведения. Приёмы отрезания проволоки. Правила использования
кусачек. Приёмы правки проволочной заготовки. Материалы для выполнения работы:
крепированная бумага, проволока, узкая лента для завязывания букета, клей ПВА. Деталь
для изготовления цветка! полоска бумаги 5 х 20 см.
Практические работы. Нарезание деталей для бумажных цветов из полосок
шириной 5 см, заготовленных учителем. Отмеривание полосок по линейке и
прикладывание уже отрезанных деталей. Заготовка полосок бумаги для сплетения
стебельков. Формирование заготовки в цветок. Связывание проволокой основания цветка,
оклеивание мо ста связки и далее — всего стебля.
Изделие. Сувенир, выполненный давлением по способу чеканки.
Технические сведения. Чеканка — история, технология, виды. Демонстрация
образцов. Материалы для сувенира: толстая фольга, картон, нитки.
Практические работы. Выполнение рисунка на фольге (по шаблону или по
представлению). Заготовка основания из картона. Окантовка основания фольгой. Разметка
рамки в две линии. Разметка рисунка двойным контуром. Точечное
выдавливание рисунка (выполняется от уголка к середине) стержнем шариковой
ручки без пасты.
Объект работы. Заготовка «кокон».
Изделие. Игрушка «Цыплёнок».
Технические сведения. Свойства нити, обработанной силикатным клеем.
Использование оправок (воздушный шарик, напальчник). Приемы удаления оправки из
засохшего «кокона».
Подготовка рабочего места для изготовления нитяной заготовки. Правила гигиены
при работе с клеем.

Практические работы. Надувание оправок различной формы, завязывание.
Прокалывание флакона с клеем, вытягивание из него ранее положенной туда нити.
Подвешивание заготовки для просушки.
Заготовка деталей для отделки игрушки. Выполнение игрушки.
•
Папье-маше.
Изделия. Фигурки Деда-Мороза и Снегурочки.
Технические сведения. Технология получения папье-маше на твёрдой форме
(оправка из пластилина или старые пластмассовые игрушки). Приёмы раскрашивания
папье- маше.
Практические работы. Заготовка бумаги для склеивания оправки. Оклеивание.
Высушивание. Разрезание заготовки. Изготовление фигур, высушивание. Окраска,
отделка дополнительными деталями.
•
Работа с тканью.
Изделие. Игольница в форме сердечка.
Технические сведения. Приёмы выворачивания изделия из двух деталей.
Практические работы. Работа с готовыми деталями. Наклеивание отделочной
детали на основную. Соединение деталей при помощи шва «вперёд иголку» с
одновременным закреплением петли из тесьмы. Выворачивание заготовки через
оставленное отверстие. Набивание игольницы ватой (синтепоном, мелким лоскутом,
обрезками ватина). Зашивание отверстия потайными стежками.
•
Работа с кожей.
Изделие. Брелок для ключей (фигурка животного, склеенная из двух одинаковых
деталей и высушенная под прессом. В заготовке сделано отверстие и вставлено кольцо
для надевания ключей).
Технические сведения. Приёмы разметки на коже. Резание кожи. Составы для
склеивания кожи. Приёмы пробивания отверстий в коже.
Практические работы. Раскрой одной детали по шаблону. Наклеивание
вырезанной детали на второй кусок кожи, высушивание под прессом. Вырезание брелока
по контуру фигурки, пробивание отверстия под контролем и с помощью учителя.
Изделие. Пояс из натуральной или искусственной кожи.
Технические сведения. Особенности раскроя двойных звеньев и отверстий в них.
Приёмы соединения звеньев пояса щелевым замком. Завершение работы по изготовлению
пояса.
Практические работы. Разметка контуров заготовок по шаблону. Вырезание
отверстий в сложенных заготовках. Соединение колец. Вырезание узких полосок кожи,
завязывание на концах пояса.
• Работа с природным материалом.
Изделия. Плоские композиции из разглаженной соломки.
Технические сведения. Подготовка соломы для обеззараживания — проваривание
или прокаливание.
Практические работы. Подготовка соломы к работе — подбор соломинок по
толщине и цвету, снятие покровного слоя. Разрезание вдоль стебля, разглаживание
утюгом, распрямление фальцовкой.
Перевод рисунка. Наклеивание соломинок, вырезание рисунка. Наклеивание
аппликации на бархатную бумагу, высушивание под прессом. Выполнение композиций
Обязательный минимум содержания программы
Трудовая деятельность в жизни человека.
Содержание труда людей ближайшего окружения (профессии).
Процесс труда: планирование, организация рабочего места, выполнение
последовательности операций, контроль за ходом и результатами деятельности.
Осуществление сотрудничества при коллективной работе. Соблюдение безопасных
приемов труда при работе с различными инструментами, материалами.

Создание моделей несложных объектов (первоначальные умения проектной
деятельности).
Технология изготовления изделий из различных материалов (опыт практической
деятельности).
Многообразие материалов и область их применения. Природные и искусственные
материалы (называние, сравнение свойств, использование). Выбор материалов по их
свойствам. Подготовка материалов к работе. Бережное использование и экономное
расходование материалов.
Разметка деталей по шаблонам и с применением разметочных инструментов.
Использование измерений для решения практических задач.
Изготовление плоскостных и объемных изделий, декоративных композиций из
различных материалов по образцам, рисункам, эскизам, чертежам. Овладение основными
приемами обработки бумаги, картона, природных, пластичных, текстильных материалов,
проволоки. Овладение основными способами соединения деталей изделия.
Последовательность и краткая характеристика операций. Декоративное оформление и
отделка изделий. Создание изделий и декоративных композиций по собственному
замыслу.
Связь с уроками изобразительного искусства.
Сборка моделей и макетов несложных объектов из деталей конструктора по
образцу, рисунку, схеме; создание моделей по собственному замыслу.
Реализация национально-регионального компонента.
В планирование введен региональный компонент из расчета 10-15 % от общего
количества запланированных часов
Тематическое планирование с определением основных видов учебной
деятельности
№
п/п

Название раздела
(блока)

Кол-во
часов на
изучени
е
раздела
(блока)

Из них кол-во часов,
отведенных на
практическую часть
и контроль
Экс

Пр.р.

Основные виды учебной деятельности

К.р

1 КЛАСС
1

Работа с
пластичными
материалами

9

9

Изучить технические сведения по
пластилину. Применять способы
подготовки
пластического
материала к работе: подогрев и
разминание пластилина. Знать
инструменты, применяемые при
лепке, их названия и назначение.
Различать
виды
лепки:
на
плоскости (рельеф) и круглая
(скульптура).
Организовывать
рабочее
место
и
соблюдать
санитарно-гигиенические
требования при лепке. Знать
разнообразные приемами лепки:
раскатывать пластилин в ладонях и
на подкладной доске (столбики),
скатывать
кругообразными

2

Работа с
природным
материалом.

4

1

4

движениями в ладонях (шар),
вдавливать на поверхности шара
(яблоко),
скатывать
кругообразными движениями шара
и раскатывать в ладонях до
овальной формы. Лепить двумя
способами: вылепливать из целого
куска и составлять из двух
половинок шара. Скатывать и
расплющивать, вытягивать один
конец столбика и боковины шара,
соединять плоские детали с
объемными, соединять детали
примазыванием.
Выполнять
заготовки для букв и цифр.
Применять в работе инструменты
для резания материала, зачищать
изделия и обрабатывать детали
фигуры. Закреплять детали на
подставке. Использовать цвета
пластилина в макете. Рационально
использовать случайные материалы
(ветки, бумага, картон).
Знать элементарные понятия о
природных
материалах,
их
свойствах: цвет, форма, величина,
хрупкость засушенных листьев и
цветов. Соединять пластилин с
природным
материалом
различными способами. Собирать,
хранить природный материал.
Сочетать цвета пластилина и
природного
материала.
Организовывать рабочее место при
работе с природным материалом,
соблюдать
санитарногигиенические требования, правила
безопасной работы с режущими
инструментами.
Рационально
использовать
пластилин
и
природный
материал
и
дополнительные материалы для
оформления макета. Соединять
пластилин
с
природным
материалом
способами
примазывания, вкалывания деталей
из
природного
материала
в
пластилин. Соединять отдельные
детали с помощью пластилина.
Прикреплять засушенные листья и
цветы на подложку полосками
гуммированной бумаги. Составлять

3

Работа с бумагой

5

5

простейшие композиции из листьев
и цветов. Располагать детали на
подставке. Оформлять макеты
изготовленными
изделиями
с
созданием игровой ситуации.
Изучать технические сведения:
свойства бумаги: сгибается, мнется,
разрывается,
впитывает влагу,
теряя при этом прочность, режется.
Различать бумагу по толщине,
знать элементарные понятия о
назначении
некоторых
сортов
бумаги (газетная, писчая, бумага
для
рисования,
папиросная,
оберточная,
цветная).
Знать
инструменты
для
работы
с
бумагой:
ножницы,
карандаш,
гладилка,
шаблон,
мерочка,
клеящие
составы:
клейстер,
канцелярский клей, клей ПВА.
Знать оттенки цветов бумаги.
Сочетать цвета бумаги, знать
правила составления аппликации.
Различать
геометрический
и
растительный
орнамент.
Организовывать рабочее место.
Знать и применять
правила
безопасной работы с клеем и
режущими
инструментами.
Соблюдать
санитарногигиенические требования при
работе с бумагой. Знать приемы
работы с бумагой: складывание с
угла на угол и по средней линии,
разглаживание гладилкой от центра
к краям, разрывание бумаги по
сгибу. Синхронно работать обеими
руками: правая рука с ножницами
— режет, левая — подает. Знать
приемы резания ножницами по
прямым
и
кривым
линиям,
скругление углов квадрата и
прямоугольника.
Обводить
по
шаблону,
выполнять
разметку
бумаги с помощью мерочки.
Смазывать поверхность бумаги
клеем
с
помощью
кисти.
Рационально
использовать
материал (экономная разметка,
использование остатков материала
для
дальнейшей
работы).
Симметрично вырезать. Размещать

4

Работа с нитками

4

5

Сельскохозяйственный
труд

11

1

Работа с
природным
материалом.

3

4

3

11

на
листе
бумаги
элементы
аппликации. Смазывать детали
аппликации клеем и наклеиванием.
Изучать
технические
сведения:
свойства, особенности и применение
ниток. Знать инструменты для
работы с нитками, их назначение и
хранение. Сочетать цвета ниток и
карандаш для раскраски контура.
Организовывать рабочее место. Знать
и использовать правила безопасной
работы.
Соблюдать
санитарногигиенические
требования
при
работе
с
нитками.
Знать
и
использовать приемы работы с
нитками: связывание ниток и
завязывание бантиком, петлей. Знать
приемы витья шнурка. Правильно
выполнять хватку инструментов,
пользование наперстком. Владеть
приемами вдевания нитки в иглу и
закреплять нитки повторением двухтрех стежков на одном месте. Шить
по проколам приемом «игла вверхвниз» по намеченным линиям.
Познакомиться
с
растениями
школьного двора, парка, комнатными
растениями. Собирать и сушить
семена. Ухаживать за комнатными
растениями - поливать, удалять пыль,
подготавливать растения к зиме.
Сеять семена в ящики, горшки,
рыхлить почву и поливать.

2 КЛАСС
3

Знать
свойства
материалов,
используемые при работе: цвет,
форма,
твердость,
особенности
поверхности, свойства засушенных
листьев, цветов, трав, мха, перьев,
используемых в работе. Знать
правила
составления
макета.
Применять
и
рационально
использовать
материалоотходы
(проволока, бумага, пластилин и т.
д.). Знать правила работы с
режущими инструментами и клеем,
материалы,
используемые
для
скрепления деталей: клей ПВА, клей
«Момент»,
пластилин,
палочки,
проволока,
нитки
и
т. д.
Организовывать рабочее место и
соблюдать
санитарно-

2

Работа с
пластичными
материалами

5

5

3

Работа с бумагой

10

10

гигиенические
требования.
Соединять детали с помощью клея,
проволоки,
ниток,
палочек.
Прикреплять засушенные листья,
цветы, мох, солому, кору, опилки,
перья на подложку (наклеивание,
пришивание,
прикрепление
полосками
бумаги).
Составлять
композиции. Закреплять отдельные
детали и фигуры на подставке.
Соблюдать пропорции в изделии и
между деталями макета.
Повторять
и
изучать
новые
технические сведения о пластилине.
Понимать динамику в скульптурных
изображениях.
Пространственно
располагать детали на макете.
Пропорционально
соотносить
элементы макета. Знать цвета,
называть главное и второстепенное в
изделии. Организовывать рабочее
место и соблюдать санитарногигиенические требования при лепке.
Изучать приемы работы: обработка
материала с применением резака,
обработка стекой плоскостей и ребер
геометрических
тел.
Соединять
детали способом примазывания.
Определять на глаз и с помощью
линейки высоту, длину и ширину
изделия. Лепить посуду способом
вдавливания
и
расплющивания
стенок
изделия
пальцами.
Обрабатывать
изделия
стекой.
Наносить рисунок с помощью стеки.
Отделывать
изделия
цветным
пластилином. Расчленять формы
изображения
на
простые
геометрические формы. Находить
пропорции в изделии. Закреплять
детали макета на подставке способом
примазывания. Лепить элементы
макета по каркасу из палочек и
тонкой проволоки.
Знать
назначение
картона,
элементарные сведения о сортах
картона: переплетный и коробочный
картон, свойства и особенности
картона: сгибается, ломается по
сгибу, режется; впитывает влагу,
более
прочный,
чем
бумага;
толщина картона; цвет. Знать

элементарные
сведения
о
короблении
картона,
правилах
оклеивания.
Рационально
использовать материалоотходы и
природные
материалы
при
изготовлении
поздравительных
открыток.
Сочетать
цветы.
Соблюдать пропорции. Применять
различные материалы (ткань, вата) и
предметы (коробки) в сочетании с
бумагой
и
картоном.
Знать
инструменты, применяемые для
работы с картоном, их назначение:
ножницы, кисть, гладилка, шаблон.
Организовывать рабочее место.
Соблюдать
санитарногигиенические
требования.
Использовать правила безопасной
работы. Выполнять разметку бумаги
и картона по трафарету и шаблону,
разметку бумаги и картона по
линейке способом откладывания
нужного размера на верхней и
нижней
кромке
заготовки
и
проведения прямой линии между
двумя
точками
параллельно
обрезной кромке листа. Смазывать
клеем бумагу по всей поверхности
при оклеивании картона. Оклеивать
картон бумагой с обеих сторон.
Резать картон ножницами по линиям
разметки.
Синхронно
работать
обеими руками при резании по
прямым
и
кривым
линиям.
Склеивать игрушки из согнутых под
прямым углом частей изделий.
Закреплять нитки-петли. Склеивать
коробки, наклеивать картонные и
бумажные детали.
4

Работа с
текстильными
материалами.

5

5

Повторять
и
изучать
новые
технические сведения: применение
и назначение ниток, (тесьмы,
шпагата, тонкой веревки, сутажа),
их
свойства:
цвет,
толщина,
разрезаются,
разрываются,
скручиваются,
сплетаются
(повторение).
Различать
виды
пуговиц. Применять и назначать
ткани в жизни людей. Знать
элементарные понятия о сортах
тканей и их назначении, свойства и
особенности тканей как материала,

лицевые и изнаночные стороны
тканей. Знать назначение ручных
стежков, их виды. Подбирать нитки
для вышивки по цвету, толщине.
Организовывать рабочее место.
Соблюдать
санитарногигиенические
требования.
Использовать правила безопасной
работы. Повторять и изучать новые
приемы работы с нитками и тканью.
Осуществлять намотку ниток на
картон, связывание, перевязывание,
разрезание, скручивание, плетение,
витье. Завязывать узелок на конце
нити. Пришивать пуговицы с
подкладыванием
палочки.
Составлять выкройки по заданным
размерам под руководством учителя.
Выполнять раскрой материала по
выкройке.
Рационально
использовать материал. Выполнять
сметочный стежок справа налево,
поднимая на иглу и пропуская под
нее одинаковое число нитей.
Выполнять стежок «шнурок» справа
налево:
сначала
выполнить
сметочный стежок, затем вводить
иглу с ниткой того же цвета
поочередно сверху вниз под каждый
стежок первой строчки (перевив).
Соблюдать порядок вышивания
изделия.
5

Сельскохозяйстве
нный труд

1

Работа с
природным
материалом.

11

11

Знакомиться
с
растениями
школьного двора, парка, комнатными
растениями. Собирать и сушить
семена. Ухаживать за комнатными
растениями - поливать, удалять сухие
листья и стебли. Мыть цветочные
горшки. Выращивать лук на перо.
Сгребать и удалять листья и травы.
Распознавать
и
подготавливать
семена к посеву, сеять, поливать.
Осуществлять прополку сорняков,
рыхлить междурядья.

3 КЛАСС
16

1

16

Знать
свойства
материалов,
используемые при работе: цвет,
форма, твердость, величина. Знать
назначение
материалоотходов
в
сочетании с природными (бумага,
обрезки кожи, проволока, поролон и
т. д.), инструменты, применяемые

2

Работа с бумагой
и картоном.

21

21

при
работе: шило, нож, ножницы,
кисть, клеящие составы: ПВА, клей
«Момент». Организовывать рабочее
место и соблюдать санитарногигиенические навыки. Знать правила
безопасной
работы.
Соединять
детали с помощью пластилина, клея,
палочек, проволоки. Рационально
использовать случайные материалы.
Компоновать различные детали с
помощью клея, проволоки, ниток.
Знать элементарные понятия о
профессии
картонажникапереплетчика,
технологические
особенности изделий из бумаги и
картона (детали изделий склеивают и
сшивают).
Знакомиться
со
свойствами
и
назначением
переплетных материалов: коленкора,
ледерина, тесьмы. Знать назначение
окантовки в изделиях из картона.
Применять другие материалы в
сочетании с картоном и бумагой
(нитки, тесьма, материалоотходы —
поролон, обрезки кожи, фольги и
др.). Знать элементарные сведения о
назначении картона как материала
для изготовления различной тары,
свойства коробочного картона: более
толстый и прочный по сравнению с
другими сортами , цвет коробочного
картона,
способы
изготовления
коробок,
клеящие
составы:
канцелярский клей, ПВА, клей
«Момент». Организовывать рабочее
место и санитарно-гигиенические
требования при работе с картоном и
другими материалами. Знать и
использовать правила безопасной
работы, основные приемы работы:
разметка бумаги и картона по
линейке, вырезание и намазывание
клеем окантовочных полосок. Знать
приемы обработки углов изделий при
окантовке.
Выполнять
разметку
картона и бумаги по шаблонам.
Резать картон ножницами по кривым
и прямым линиям. Прорезать
отверстия в картоне. Пришивать
тесьму и другие материалы к деталям
из картона. Выполнять разметку по
линейке. Применять ученический

3

Работа с
пластичными
материалами

21

21

4

Работа с
текстильным
материалом.

14

14

циркуль для разметки картона и
бумаги. Наносить рицовку по
линейке с фальцем. Размечать
развертку по шаблонам и линейке,
надрезать
картон
ножом
по
фальцлинейке на линиях сгиба
(рицовка).
Сгибать
картон
и
склеивать по стыкам. Оклеивать
бумагой объемных изделий.
Повторять
и
изучать
новые
технические сведения о пластилине.
Повторять приемы
работы с
пластилином:
вытягивание
из
целого куска и лепка из отдельных
частей. Знакомиться с новыми
техниками обработки пластилина:
пластилиновая
роспись,
пластилинография. Знать значение
цвета. Изучать технику смешивания
различных цветов пластилина для
получения
красивых
разводов.
Лепить многодетальные фигуры,
знать способы соединения деталей.
Лепить чайную пару способом
вдавливания и расплющивания
стенок изделия пальцами. Лепить
мебель способом сплющивания,
прищипывания
деталей.
Обрабатывать
изделия
стекой.
Наносить рисунок с помощью
стеки. Отделывать изделия цветным
пластилином. Находить пропорции
в изделии. Организовывать рабочее
место и соблюдать санитарногигиенические
требования
при
лепке.
Знать
назначение
косого
обметочного стежка. Различать виды
стежков,
применяемых
для
вышивки, виды вышивок. Выбирать
рисунок
в
зависимости
от
назначения
изделия.
Различать
инструменты, применяемые при
работе
с
текстильными
материалами.
Организовывать
рабочее
место,
соблюдать
санитарногигиенические
требования. Знать и использовать
правила
безопасной
работы,
основные
приемы
работы:
правильное пользование иглой и
наперстком, выполнение косого

обметочного стежка: введение иглы
сверху
вниз
в
вертикальном
положении относительно полосы
ткани, направление строчки слева
направо, пришивание вешалки и
обметывание
боковых
срезов
мешочка,
подушечки-прихватки
косыми стежками, вышивание по
линиям
рисунка,
оформление
бахромой.
6

Работа с
бросовым
материалом

30

30

Знать элементарные сведения о
назначении и применении бросового
материала, о разнообразии видов
бросового материала и способов
работы с ним, элементарные
сведения о видах проволоки, о
назначении,
свойствах
и
применении отходов древесины
(опилки,
стружка,
щепа),
пластмассы, отходов бумаги и
картона.
Окрашивать
отходы
древесины акварельными красками
и гуашью. Знать инструменты для
работы с бросовым материалом, их
назначение
и
применение.
Применять правила безопасной
работы.
Уметь
организовывать
рабочее
место,
соблюдать
санитарно-гигиенические
требования при работе с бросовым
материалом. Применять основные
приемы работы: правильная хватка
инструмента, сгибание толстой
проволоки плоскогубцами, резание
проволоки кусачками, ножницами,
соединение деталей проволокой,
клеем, пластилином.

4 КЛАСС
1

Работа с бумагой
и картоном.

47

47

Дифференцировать и объединять в
группы материалы, инструменты и
приспособления. Повторять виды
работы с бумагой. Подготавливать
рабочее место к работе с бумагой.
Устанавливать
логическую
последовательность
изготовления
поделки, определять приемы работы
и инструменты, нужные для их
выполнения.
Знать
технические
сведения: сорта картона и бумаги,
применяемые для оформительских
работ;
применение
других
материалов в сочетании с картоном и

2

Работа с
текстильным
материалом.

33

33

3

Работа с
металлом. Изделия

10

10

бумагой
(нитки,
тесьма,
материалоотходы – поролон, обрезки
кожи, фольги и др.); организация
рабочего
места
и
санитарногигиенические
требования
при
работе с бумагой, картоном и
другими
материалами;
правила
безопасной работы.
Знать сведения о ткани и нитках, о
получении ткани и её применении.
Различать стороны ткани, виды
ниток, способы закрепления ниток в
начале и в конце работы. Знать
краткие сведения о получении нитей
и ткани. Различать нити основы и
нити утка. Знакомиться с другими
видами
переплетений.
Анализировать демонстрационный
макет и раздаточные образцы
тканей полотняного переплетения.
Знать
устройство
и
правила
безопасной работы с ножницами.
Знать и использовать правила
безопасной работы при ручном
шитье. Подбирать и применять
наперстки. Знать виды возможного
брака и меры его устранения.
Работать
с
различными
материалами.
Различать
виды
ремонта. Знать разные способы
пришивания
пуговиц.
Изготавливать вешалки. Соединять
вешалки с изделием. Стачивать
распоровшийся шов. Соединять
детали
из
ткани
строчкой
петлеобразного стежка. Определять
место
оторванной
пуговицы.
Пришивать
пуговицу
с
образованием стойки. Закреплять
нитки. Выполнять разметку линий
сгибов на заготовке для вешалки.
Загибать и наметывать. Пришивать
вешалки стачным швом. Пришивать
вешалки к одежде. Стачивать
распоровшиеся
швы
одежды
ручным стачным швом. Знать
понятие «картонажно-переплётные
работы».
Познакомиться
с
производством книг. Ремонтировать
книги.
Применять проволоку и различать
свойства проволоки из разных

из проволоки.

4

Работа с
деревом. Изделия
из древесины.

12

12

металлов. Различать инструменты кусачки, острогубцы, плоскогубцы,
круглогубцы, Знать их устройство,
применение и правила безопасности
при
работе
с
проволокой.
Отмеривать заготовки из проволоки
по заданным размерам. Изгибать
мягкую проволоку в руках по
рисунку. Навивать спираль на
оправке. Откусывать кольца для
цепочки. Соединять кольца в
цепочку. Знать и применять правила
безопасной работы. Организовывать
рабочее
место,
соблюдать
санитарно-гигиенические
требования
при
работе
с
проволокой.
Называть
распространённые
в
данной местности породы деревьев.
Называть свойства их древесины:
твёрдость, цвет, рисунок (текстура),
запах,
обрабатываемость.
Анализировать образец изделий и
технических рисунков их деталей.
Выполнять разметку деталей по
заданным размерам. Отпиливать
ножовкой и обрабатывать детали
напильником, шкуркой. Выполнять
сборку на гвоздях и клею. Крепить
дополнительные
детали,
раскрашивать.

Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение
Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение образовательного
процесса, реализуемого на основе рабочей программы «Ручной труд» для 1 -5 классов по
достижению планируемых результатов освоения АООП начального общего образования
для слабовидящих обучающихся с лёгкой умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями) (Вариант 4.3), представлено следующими объектами и средствами:
Учебно-практическое оборудование:
раздаточный дидактический материал (игрушки, атрибуты для сюжетных
игр);
наборы предметных и сюжетных картинок;
карточки-задания по технологии изготовления изделия;
предметно-операционные, графические планы, схемы и чертежи;
материалы: краски акварельные, гуашевые, фломастеры разного цвета,
цветные карандаши, бумага рисовальная А3, А4, бумага цветная, картон цветной, серый,
белый, набор разноцветного пластилина, нитки (разные виды);
природные материалы (засушенные листья, шишки, желуди, скорлупа
грецкого ореха,
тростниковая трава и т.д.);

-

клей ПВА, клеящий карандаш;
инструменты: кисти, стеки, ножницы, иглы швейные;
модели геометрических фигур;
муляжи фруктов и овощей;
металлический конструктор

1.
И. М. Бгажнокова Программа специальных (коррекционных)
образовательных учреждений VIII вида. 0-4 классы- М.: Просвещение, 2011.
2. Л. А.
Кузнецова. Технология. Ручной труд. 1 класс 8 вида- СпБ.:
Просвещение 2016.
3. Л. А.
Кузнецова. Технология. Ручной труд. 2 класс 8 вида- СпБ.:
Просвещение 2016.
4. Л. А.
Кузнецова. Технология. Ручной труд. 3 класс 8 вида- СпБ.:
Просвещение 2016.
Л. А. Кузнецова. Технология. Ручной труд. 4 класс 8 вида- СпБ.: Просвещение
2016.
6.
Л. А. Кузнецова. Технология. Ручной труд. Рабочая тетрадь.2 класс 8 видаСпБ.: Просвещение 2016.
7.
Л. А. Кузнецова. Технология. Ручной труд. Рабочая тетрадь.3 класс 8 видаСпБ.: Просвещение 2016.
8.
Л. А. Кузнецова. Технология. Ручной труд. Рабочая тетрадь.4 класс 8 видаСпБ.: Просвещение 2016.
9.
Л. А. Кузнецова. Методические рекомендации. Пособия для учащихся
специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида и родителей.
1 класс. - СпБ.: Просвещение 2016.
10.
Л. А. Кузнецова. Методические рекомендации. Пособия для учащихся
специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида и родителей.
2 класс- СпБ.: Просвещение 2016.
11.
Л. А. Кузнецова. Методические рекомендации. Пособия для учащихся
специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида и родителей.3
класс. - СпБ.: Просвещение 2016.
12.
Л. А. Кузнецова. Методические рекомендации. Пособия для учащихся
специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида и родителей.4
класс. - СпБ.: Просвещение 2016.
Дульнев Г.М. Основы трудового обучения во вспомогательной школе. М., 1969 г.
Интернет- ресурсы
http://images.yandex.ru http://pedsovet.su/ http://festival.september. ru
Литература
1.
Ананьева Б.Г., Рыбалко Е.Ф. Особенности восприятия пространства у детей.
М., 1964 г.
2.
Афонькин С.Ю., Афонькина Е.Ю. Оригами: игры и фокусы с бумагой. СПб.
1994 г.
3.
Богатеева З.А. Занятия аппликацией в детском саду. М., 1988 г.
4.
Богатеева З.А. Чудесные поделки из бумаги. М.,1992 г.
5.
Вайзман Н.П. Психомоторика детей-олигофренов. М.,1976 г.
6.
Гусакова М.А. Аппликация. М., 1987 г.
7.
Коррекционная работа во вспомогательной школе. Л.,1978 г.
8.
Лапшин В. А., Пузанов Б.П. Основы дефектологии. М., 1990 г.
9.
Лиштван З.В. Конструирование. М., 1981 г.
10.
Мирский С.Л. Индивидуальный подход у учащимся вспомогательной
школы в трудовом обучении. М.,1990 г.

11.
Новикова Е.Б. Коррекционно-развивающая направленность трудового
обучения детей. Журнал «Воспитание и обучение», №5, 2007 г.- с.41.
13.Обучение учащихся 1-4 классов вспомогательной школы. Пособие для
учителей/ Под редакцией В.Г. Петровой. М., 1976 г.
14. Павлова Н.Т. Трудовое обучение в 1-3 классах вспомогательной школы.
М.,1988.
15. Петрова И.М. Объёмная аппликация. Учебно-методическое пособие. СПб. 2003
г.
16. Петрова И.М. Волшебные полоски. СПб. 2002 г.
17. Печерский М.С. Эстетическое воспитание на уроках труда. М., 1982 г.
18. Смирнов Н.К. Здоровьесберегающие образовательные технологии в
современной школе. М., 2002.
19. Соколова С.В. Оригами для дошкольников. СПб. 2003 г.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

ВНИМАНИЕ!

Срок действия лицензии на использования программного обеспечения окончен 27.03.2024.
Для получения информации с сайта свяжитесь с Администрацией образовательной организации по телефону 8(81458)2-09-01

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».