рабочая программа рисование (вариант 4.3)

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по курсу «Рисование» разработана на основе Федерального
государственного образовательного стандарта начального общего образования
обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, Примерной адаптированном
основной
общеобразовательной
программы начального общего образования
слабовидящих обучающихся (вариант 4.3).
Данная программа соответствует требованиям ФГОС НОО для детей с ОВЗ.
Отличительной особенностью программы по отношению к ФГО НОО является его
деятельностный характер, ставящий главной целью развитие личности учащегося.
Требования к результатам обучения сформулированы в виде личностных,
метапредметных и предметных результатов.
Она отражает один из возможных вариантов раскрытия государственных
стандартов начального образования по образовательной области «Искусство».
Концепция программы заключается в том, что в результате изучения учебного
предмета у слабовидящих обучающихся с легкой умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) будут формироваться эстетические чувства,
развиваться умения отличать «красивое» от «некрасивого». Обучающиеся получат
возможность научиться высказывать мнения о произведениях искусства.
Обоснованность (актуальность, новизна и значимость) – в результате изучения
предмета «Рисование» слабовидящие обучающиеся с легкой умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) будут овладевать элементарными практическими
умениями и навыками в процессе освоения отдельных видов художественной
деятельности: расширять опыт самовыражения средствами изобразительного искусства.
Слабовидящий
обучающийся
с
легкой
умственной
отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) овладевает определенной системой знаний, умений,
навыков.
Предмет «Рисование» входит в образовательную область «Искусство».
Цели:
Дидактические:
•
формировать и совершенствовать умение рисования по трафаретам
(внутренним);
•
дать знания элементарных основ реалистического рисунка;
•
формировать графические умения и навыки;
•
вырабатывать (совершенствовать, овладевать) навыки(ами) рисования с
натуры, декоративного рисования с помощью учителя;
•
совершенствовать навыки рассматривания путем зрительного и зрительноосязательного восприятия.
Воспитательные:
•
содействовать воспитанию нравственных и эстетических чувств: любви к
родной природе, своему народу. Родине, уважения к людям и результатам их труда,
традициям:
•
развивать творческие способности обучающихся;
•
формировать личностные качества учащегося (настойчивость, терпение,
стремление к познанию, доброжелательность).
Коррекционные:
•
корректировать недостатки познавательной деятельности у слабовидящих
учащихся с нарушением интеллекта с помощью формирования алгоритма обследования
объекта, его формы;
•
корректировать недостатки познавательной деятельности у слабовидящих
учащихся с нарушением интеллекта путем систематического и целенаправленного

восприятия величины, цвета объектов, их положения в пространстве;
•
обучать слабовидящих учащихся с нарушением интеллекта практическим
умениям в разных видах художественно-изобразительной деятельности (в рисовании,
аппликации, лепке);
•
способствовать развитию мелкой моторики и зрительно-двигательной
координации, путем вариативных и многократно повторяющихся графических действий с
применением разнообразного изобразительного материала;
•
способствовать развитию аналитико-синтетической деятельности, умения
сравнивать и обобщать;
•
формировать у слабовидящих учащихся с нарушением интеллекта приемы
познания предметов и явлений действительности с целью их изображения;
•
развивать высшие психические функции слабовидящих учащихся с
умственно отсталостью - память, воображение, внимание;
•
развивать у слабовидящих учащихся с нарушением интеллекта
эмоционально- ценностное восприятие произведений, окружающего мира;
•
развивать речь слабовидящих младших школьников с нарушением
интеллекта, обогащать их словарный запас.
Задачи:
•
способствовать коррекции недостатков познавательной деятельности
школьников путем систематического и целенаправленного воспитания и развития у них
правильного восприятия формы, конструкции, величины, цвета предметов, их положения
в пространстве;
•
находить в изображаемом существенные признаки, устанавливать сходство
и различие;
•
содействовать развитию у учащихся аналитико-синтетической деятельности,
умения сравнивать, обобщать;
•
ориентироваться в задании и планировать свою работу, намечать
последовательность выполнения рисунка;
•
исправлять недостатки моторики и совершенствовать зрительнодвигательную координацию путем использования вариативных и многократно
повторяющихся графических действий с применением разнообразного изобразительного
материала;
•
дать учащимся знания элементарных основ реалистического рисунка,
формировать навыки рисования с натуры, декоративного рисования;
•
знакомить учащихся с отдельными произведениями изобразительного,
декоративно- прикладного и народного искусства, воспитывать активное эмоциональноэстетическое отношение к ним;
•
развивать у учащихся речь, художественный вкус, интерес и любовь к
изобразительной деятельности.
•
Срок реализации программы - 5 лет
•
Основные принципы отбора материала связаны с преемственностью целей
образования ни различных уровнях обучения, логикой внутрипредметных связей, а также
с возрастными особенностями учащихся.
•
Направленность процесса обучения на достижение целей обучения
обеспечит развитие школьника - появление качественных изменений в его физическом,
психическом и духовном развитии. Главные характеристики развития ребенка обусловили
принципы отбора учебного материала и логику построения программы:
•
интеграция - важный принцип начального образования - позволит
сформировать представление о целостности мира, о взаимосвязи всех его явлений и
объектов, «объединить усилия» различных учебных предметов по формированию
ведущей деятельности младшего школьника и обеспечить вклад каждого ребенка в
решение этой задачи, обеспечит возможность установления связи между полученными

знаниями об окружающем мире и хонкрстной деятельностью школьника, устанавливать
устойчивые связи между различными предметами
•
дифференциация позволит, чтобы школьник был равноправным участником
процесса обучения, даст ему право на инициативность, самостоятельность,
индивидуальный поиск и творчество
•
построение процесса обучения, специально ориентированного на развитие
воображения и мышления, принципиально меняет позицию ученика - существенное место
начинает занимать роль творца (организатора) своей деятельности)
•
организация деятельности моделирования и специальные творческие
задания, игры развивают логическое мышление и воображение
Общая характеристика учебного предмета
Изобразительное искусство как школьный учебный предмет имеет важное
коррекционно-развивающее значение. Уроки изобразительного искусства при правильной
их постановке оказывают существенное воздействие на интеллектуальную,
эмоциональную и двигательную сферы, способствуют формированию личности
умственно отсталого ребенка, воспитанию у него положительных навыков и привычек.
Изобразительное искусство - это прекрасный удивительный мир. Увлечение
искусством, любовь к нему приходят к ребёнку не сами но себе, к этому должен заботливо
и пристрастно вести его взрослый. Данная программа призвана сформировать у
школьников художественный способ познания мира, дать систему знаний и ценностных
ориентиров на основе собственной художественной деятельности и опыта приобщения к
выдающимся явлениям русской и зарубежной культуры.
Данный курс «Рисование» создан с учетом личностного, деятельностного,
дифференцированного, компетентностного и культурно-ориентированного подходов в
обучении и воспитании детей с ОВЗ и направлен на формирование функционально
грамотной личности на основе полной реализации возрастных возможностей и резервов
(реабилитационного
потенциала)
ребенка,
владеющей
доступной
системой
математических знаний и умений, позволяющих применять эти знания для решения
практических жизненных задач.
Процесс обучения изобразительному искусству неразрывно связан с решением
специфической задачи - коррекцией и развитием познавательной деятельности,
личностных качеств ребенка, а также воспитанием трудолюбия, самостоятельности,
терпеливости, настойчивости, воли, любознательности, формированием умений
плакировать свою деятельность, осуществлять контроль и самоконтроль.
Обучение изобразительному искусству носит практическую направленность и
тесно связано с другими учебными предметами, жизнью, является одним из средств
социальной адаптации в условиях современного общества.
В основу программы по изобразительному искусству взят традиционный
тематический принцип группировки материала, предусматривающий деление на темы,
почасовую разбивку прохождения учебного материала, количество контрольных и
проверочных работ.
Важнейшей отличительной особенностью данного курса с точки зрения
содержания является включение следующих разделов: "Обучение композиционной
деятельности", "Развитие у обучающихся умений воспринимать и изображать форму
предметов, пропорции, конструкцию’', "Развитие у обучающихся восприятия цвета
предметов и формирование умений передавать его в живописи", "Обучение восприятию
произведений искусства". Выделение этих направлений работы позволяет распределять по
годам программное содержание обучения при соблюдении последовательности
усложнения учебных задач.

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения курса
«Рисование»
Так как одной из основных задач коррекционная (специальная) школа ставит
подготовку учащихся к жизни, к овладению доступными им профессиями, посильному
участию в труде, то большое место в программе отводится привитию учащимся
практических умений и навыков. Наряду с формированием практических умений и
навыков программа предусматривает знакомство учащихся с некоторыми теоретическими
знаниями, которые они приобретают индуктивным путем, т.е. путем обобщения
наблюдений над конкретными явлениями действительности, практических операций с
предметными совокупностями.
Обучение изобразительному искусству невозможно без пристального,
внимательного отношения к формированию речи учащихся. Поэтому на уроках учитель
учит детей повторять собственную речь, которая является образцом для учащихся, вводи г
хоровое, а затем индивидуальное комментирование предмето-практической деятельности
и действий с предметами, формами.
Программа в целом определяет оптимальный объем знаний и умений по
изобразительному искусству, который доступен большинству слабовидящих
обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). Для
отстающих обучающихся, нуждающихся в дифференцированной помощи со стороны
учителя, настоящая программа определяет упрощения, которые могут быть сделаны в
пределах программных тем.
В результате освоения предметного содержания курса изобразительного искусства
предполагается формирование универсальных учебных действий (личностных,
познавательных, регулятивных, коммуникативных), позволяющих достигать личностных,
метапредметных: регулятивных, познавательных, коммуникативных и предметных
результатов.
На первый план при изучении курса рисования выносится задача
совершенствования познавательной, эмоционально-волевой и двигательной сферы
учащихся.
Личностными результатами изучения курса являются:
•
Развитие образного восприятия и освоение способов художественного,
творческого самовыражения личности:
•
Гармонизация интеллектуального и эмоционального развития;
•
Формирование мировоззрения, целостного представления о мире, о формах
искусства
•
Развитие умений и навыков познания и самопознания через искусство,
накопление опыта эстетического переживания:
•
Формирование готовности к труду, навыков самостоятельной работы
•
Умение познавать мир через образы и формы изобразительного искусства
•
Метапредметные
результаты
изучения
изобразительного
искусства
проявляются:
- В развитии художественно образного, эстетического типа мышления,
формировании целостного восприятия мира;
- В развитии зрительной памяти, фантазии,
воображения,
художественной
интуиции;
- В формировании умения выделять главное, устанавливать взаимосвязь между
общим и частным; планировать свою работу, осуществлять самоконтроль
- В совершенствовании зрительно-двигательной координации, эмоциональноволевой сферы, глазомерных навыков.

В области предметных результатов обучающемуся предоставляется
возможность научиться:
• В познавательной сфере:
- познавать мир через визуальный художественный образ, представлять место и
роль изобразительного искусства в жизни человека и общества;
- осваивать основы изобразительной грамотности, художественных средств
выразительности, понимал, особенности разных видов изобразительного искусства;
- различать изученные виды и жанры искусств;
- приобретать практические навыки и умения в изобразительной деятельности;
- наблюдать объекты и явления искусства, воспринимать смысл художественного
образа, произведения искусства
- формировать умения выделять признаки и свойства объектов; основные
мыслительные операции: сравнение, анализ, синтез; развивать способности к обобщению
и конкретизации
- создавать условия для коррекции памяти, внимания и других психических
функций.
•
В ценностно-ориентационной сфере:
формировать эмоционально-ценностное отношение к искусству и к
жизни, представлять систему' общечеловеческих ценностей;
развивать эстетический (художественный) вкус как способность
чувствовать и воспринимать пластические искусства во всем многообразии их видов и
жанров;
уважить культуру другого народа, осваивать духовно-нравственный
потенциал, накопленный в произведениях искусства, проявлять эмоционально-ценностное
отношение к искусству и к жизни, ориентироваться в системе моральных норм и
ценностей, представленных в произведениях искусства.
•
В коммуникативной сфере:
формировать
коммуникативную,
информационную и
социальноэстетическую компетентности, в том числе овладевать культурой устной и письменной
речи: школьники учатся комментировать свою деятельность (сначала по образцу учителя),
давать полный словесный отчет о выполненных действиях, выполнении графических
действий или задания по декоративно-прикладному изображению, формулировать (при
помощи учителя) вопросы и ответы в ходе выполнения задания, доказательства верности
или неверности выполненного действия, обосновывают этапы выполнения работы).
•
В эстетической сфере:
реализовывать творческий потенциал в собственной художественнотворческой деятельности;
развивать художественное мышление, вкус, воображение и фантазию;
воспринимал, эстетические ценности, проявлять устойчивый интерес к
искусству, художественным традициям своего народа; формировать эстетический
кругозор
•
В трудовой сфере:
применять различные выразительные средства, художественные
материалы и техники в своей творческой деятельности
овладевать
свойствами
графических,
изобразительных
действий,
существующими между ними связями, отношениями, зависимостями.
Учащимся с нарушениями в развитии свойственны не критичность в выполнении
действий, низкий уровень самоконтроля, обусловленные косностью и тугоподвижностью
процессов мышления, связанных с инертностью нервных процессов. Из-за слабости
регулирующей функции мышления и речи детям с особыми образовательными
потребностями трудно полностью подчинить свои действия инструкции учителя, поэтому
для формирования у них представлений о форме предметов, цветоведении, перспективном

построении рисунка, композиции и др. требуется развернутость всех этапов
формирования умственных действий. Многие проблемы в обучении рисунку и многие
ошибки в изображении предметов и выполнении других заданий снимаются, если
учащиеся умеют контролировать свою деятельность. Формирование элементов учебной
деятельности успешно корригируется в процессе специально организованного обучения,
когда школьник сначала при помощи учителя, а затем и самостоятельно, учится
определять цель своей деятельности, планировать её, двигаться по заданному плану,
контролировать свои действия, оценивать и корректировать полученный результат.
При обучении изобразительному искусству общеобразовательная, коррекционноразвивающая, воспитательная и практическая задачи решаются комплексно при
осуществлении тесной связи изобразительного искусства с другими учебными
предметами, особенно с математикой, литературой.
Деятельностный подход - основной способ получения знаний.
В результате освоения предметного содержания курса изобразительного искусства
у учащихся с ОВЗ должны сформироваться как предметные, так и общие учебные умения,
а также способы познавательной деятельности. Такая работа может эффективно
осуществляться только в том случае, если ребёнок будет испытывать мотивацию к
деятельности, для него будут нс только ясны рассматриваемые знания и алгоритмы
действий, но и представлена интересная возможность для их реализации. Когда действия
учеников мотивированы, когда они смогут полученные на уроках рисования знания
применять в своей повседневной или трудовой деятельности, качество усвоения
материала возрастает.
Учитель имеет право самостоятельного выбора технологий, методик и приёмов
педагогической деятельности, однако при атом необходимо понимать, что необходимо
эффективное достижение целей, обозначенных федеральным государственным
образовательным стандартом начальною общего образования.
Рассматриваемый курс изобразительного искусства предлагает решение новых
образовательных задач путем использования современных образовательных технологий.
Особенностью расположения материала в программе является наличие
подготовительных упражнений, которые подводят учащихся к формированию того или
иного понятия. Материалы курса организованы таким образом, чтобы педагог и дети
могли осуществлять дифференцированный подход в обучении в зависимости, с одной
стороны, от учета трудностей и особенностей овладения учащимися графическими
умениями и навыками знаниями, а с другой - от учеты их потенциальных возможностей
Содержание учебного предмета «Рисование»
Программный материал каждого класса дан в сравнительно небольшом объеме с
учетом индивидуальных показателей скорости и качества усвоения художественных
представлений, знаний, умений практического их применения в зависимости от степени
выраженности и структуры дефекта обучающихся, что предусматривает необходимость
индивидуального и дифференцированного подхода на уроках.
Каждый урок изобразительного искусства оснащается необходимыми наглядными
пособиями, раздаточным материалом, техническими средствами обучения.
Основные формы роботы.
урок, фронтальная работа, индивидуальная работа, работа в парах и группах,
коллективная работа.
Методы обучения: словесные, наглядные, практические.
Для решения задач, поставленных программой, предусмотрены четыре вида
занятий:
рисование с натуры
декоративное рисование;
рисование на тему:

беседы об изобразительном искусстве.
Критерии оценивания работ учащихся.
Оценка «5» ставится за правильно выполненную работу, работа выполнена
аккуратно.
Оценка «4», если в работе допущены незначительные ошибки, допущены
небольшие отклонения
Оценка «3», если в работе допущены значительные ошибки. Работа выполнена
небрежно. Ошибки идентичного характера считаются за одну.
Оценка 2"
1.
учащийся допускает грубые ошибки в ответе;
2.
не справляется с постав пенной целью урока.
Требования к УРОВНЮ подготовки обучающихся 5 класса:
Учащиеся должны уметь:
правильно определять величину изображения в зависимости от размера листа
бумаги; передавать в рисунке форму прямоугольных, цилиндрических, конических
предметов в несложном пространственном положении;
использовать осевые линии при построении рисунка симметричной формы;
передавать объемную форму предметов элементарной светотенью, пользуясь различной
штриховкой (косой, но форме);
подбирать и передавать в рисунке цвета изображаемых предметов (цветной
карандаш, гуашь);
пользоваться гуашевыми красками при рисовании орнаментов (узоров);
анализировать свой рисунок н рисунок товарища (по отдельным вопросам учителя);
употреблять в речи слова, обозначающие прост ранственные признаки и
пространственные отношения предметов;
рассказывать о содержании и особенностях рассматриваемого произведения
изобразительного искусства.
Календарно - тематическое планирование
1 класс (33 часа)
№
п/п
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14

Количество
часов
Знакомство с предметом «Рисование», знакомство со школьными
1
принадлежностями на уроках.
Изображение рамки в приборе для рисования «Школьник»
1
Линии.
1
Рисование по внутреннему трафарету. Квадрат.
1
Рисование по внутреннему трафарету. Круг.
1
Рисование узора на клетчатом листе.
1
Рисование по внутреннему трафарету. Прямоугольник.
1
Рисование по внутреннему трафарету. Треугольник.
1
Рисование по внутреннему трафарету. Домик.
1
Рисование предметов разной величины. Неваляшка.
1
Рисование узора на клетчатом листе.
1
Фрукты. Яблоки и груши. Предметный урок.
1
Рисование с натуры. Яблоко.
1
Рисование с натуры. Груша.
1
Тема

15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33

Рисование елочной игрушки - шара.
Рисование на тему «Новогодняя елка»
Рисование с натуры зимних вещей. Шарф
Рисование с натуры зимних вещей. Шапка.
Рисование с натуры светофора
Составление в полосе узора из треугольников для закладки
Кораблик. Предметный урок.
Рисование с натуры. Игрушка «Кораблик»
Рисование узора с открытки ко Дню 8 марта
Рисование с натуры башенки из элементов строительного материала
Тематическое рисование: дом, елка, забор
Иллюстрация к сказке «Колобок»
Декоративное рисование. Узор в круге (Круг – готовая форма).
Деление круга на равные части
Составление в полосе узора из треугольников
Иллюстрация к сказке «Три медведя»
Рисование с натуры посуды разной величины и цвета (чашки).
Рисование в полосе узора из растительных форм
Первоцвет. Предметный урок
Рисование первоцветов
Букет в вазе

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

2 класс (34 часа)
№
п/п
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17

Тема
Рисование на тему «Осенний парк» (монотипия)
Рисование с натуры осенних листьев
Рисование в полосе по образцу узора из листьев и ягод
Самостоятельное составление узора в полосе.
Рисование геометрического орнамента в квадрате
Рисование плаката «День учителя и
Рисование на тему «Деревья осенью». Рассматривание иллюстраций.
Рисование с натуры предметов несложной формы (линейка)
Составление узора в круге
Рисование по образцу геометрического орнамента в прямоугольнике.
Силуэтное изображение животных
Рисование в квадрате узора из веточек ели па осевых линиях.
Рисование с натуры веточек ели. Рассматривание иллюстраций.
Изображение зимних деревьев (воск, акварель)
Рисование с натуры елочных украшений
Рисование на тему «Веточка с елочными игрушками»
Рисование узора из снежинок для шарфа

Количество
часов
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34

Рисование на тему: «Снежная баба»
Рисование на тему: «Деревья зимой» РК
Рисование с натуры игрушки «Рыбка»
Рисование на тему: «Подводный мир»
ДЫМКОВСКАЯ игрушка
Рисование в полосе узоров из треугольников
Рисование открытки к 23 февраля
Рисование на тему «Масленица» (беседа)
Рисование узора в круге (расписная тарелка)
Рисование с натуры веток.
Рисование на тему: «Космос»
Рисование пасхальных яиц. Беседа.
Рисование весенних цветов. Беседа по картинам.
Рисование на тему: «9 мая»
Рисование сказочных деревьев
Рисование на тему «Летний отдых детей»
Роспись кувшина растительным орнаментом (по заготовке)

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

3 класс (34 часа)
№
п/п
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19

Тема
Рисование с натуры листьев березы и рябины (беседа по картинам)
Рисование в полосе узора из веточек с листьями
Рисование на тему: «Осенний парк» (акватушь). Беседа по картинам
Рисование с натуры предметов различной формы и цвета (яблоко,
груша, огурец)
Рисование узора в квадрате
Составление узора для обоев на листке бумаги в клетку
Рисование с натуры доски для резания овощей
Упражнение на развитие фантазии «Дорисуй закорючку»
Беседа по картинам Левитана «Изображение осени»
Рисование на тему: «Как я провел каникулы»
Рисование на тему прочитанного рассказа
Рисование с натуры двухцветного мяча
Рисование узора в полосе из веточек ели и снежинок (беседа по
картинам)
Рисование на тему: «Новогодняя елка»
Декоративное рисование: «Новогодняя открытка»
Рисование сказочного домика
Рисование узора из снежинок для варежек
Рисование на тему: «Труд людей зимой» РК
Рисование узора по образцу (беседа по картинам)

Количество
часов
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34

Рисование с натуры молотка
Зимние деревья в лесу (воск +акварель)
Рисование на тему: «23 февраля»
Рисование на тему: «Масленица»
Декоративное рисование: «Плакат к 8 марта»
Рисование с натуры теннисной ракетки
Рисование на тему: «Стройка» (беседа по картинам)
Рисование узора из растительных форм в полосе.
Рисование с натуры весенних веток (экскурсия)
Рисование на тему «Деревья весной» (беседа по картинам)
Изготовление узора для крышки шкатулки.
«Солнечный день» (теплые цвета)
Рисование на тему: «9 мая»
Рисование орнаментов из квадратов и прямоугольников
Рисование с натуры весенних цветов

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

4 класс (34 часа)
№
п/п
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22

Тема
Рисование с натуры о пошей и фруктов
Рисование с натуры грибов
Рисование с натуры ветки рябины
Составление узора из растительных форм
Рисование геометрического орнамента в квадрате
Рисование на тему «Городской пейзаж» (беседа по картинам)
Рисование с натуры предметов цилиндрической формы
Рисование на тему «Осенний лес»
Рисование на тему «Школьный двор» (акватушь)
Рисование на тему: «Любимый сказочный образ»
Рисование с натуры игрушки - машины
Рисование на тему: «Виды транспорта»
Рисование геометрического орнамента в квадрате
Рисование ни тему: «Зимний городской пейзаж» РК
Рисование с натуры вазы с ветками ели
Декоративное рисование: «Плакат к Новому ГОДУ»
Рисование на тему: «Подводный мир»
Рисование на тему: «Космос»
Рисование с натуры «Моя любимая игрушка»
Рисование с натуры бумажного стаканчика
Иллюстрирование рассказа о войне
Декоративное рисование плаката к 23 февраля

Количество
часов
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
3334

Рисование с натуры книги
Декоративное рисование: «Листок календаря к 8 марта»
Рисование с натуры скворечника
Рисование на тему: «Пришла весна» (беседа по картинке)
Рисование на тему: «Как я провел каникулы»
Рисование с натуры весенних деревьев
Рисование на тему: «Бабочки»». Беседа
Декоративное рисование плаката «9 мая»
Рисование на тему «Деревенский пейзаж»
Рисование на тему «Летние забавы»
Рисование с натуры весенних цветов

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
2

5 класс (34 часа)
№
п/п
1
2
3
4
5

6
7
8
9

10
11
12
13
14
15
16
17
18

Тема
Рисование с натуры овощей и фруктов в виде набросков (4—6 на
листе бумаги); рисование тех же предметов на классной доске.
Рисование с натуры листа дерева по выбору учителя (раздаточный
материал).
Рисование с натуры ветки рябины.
Составление узора в квадрате из растительных форм.
Беседа но картинам на тему «Мы растем на смену старшим»
(А. Пахомов. «Василий Васильевич», Л. Кербель. «Трудовые
резервы»).
Рисование геометрического орнамента по предложенной учителем
схеме - крышка для столика квадратной формы.
Беседа «Декоративно- прикладное искусство» (резьба по дереву,
богородская игрушка).
Рисование на тему «Сказочная избушка» (украшение узором
наличников и ставен)
Рисование с натуры предметов цилиндрической формы,
расположенных ниже уровня зрения (кружка, кастрюля). Беседа о
правилах перспективного сокращения круга, передача объема
светотенью.
Беседа на тему «Золотая хохлома». Демонстрация изделий народного
промысла (посуда).
Декоративное рисование расписной тарелки.
Моя любимая игрушка.
Рисование с натуры игрушки «автобус».
Рисование с натуры игрушки «грузовик (фургон)».
Рисование на тему «Городской транспорт».
Рисование с образца геометрического орнамента в квадрате.
Декоративное рисование панно «Снежинки».
Беседа по картинам на тему «Кончил дело — гуляй смело».

Количество
часов
1
1
1
1
1

1
1
1
1

1
1
1
1
1
1
1
1
1

19
20
21
22
23
24
25

26
27
28
29
30
31
32
3334

Рисование с натуры предмета симметричной формы (вымпел с
изображением ракеты).
Рисование с натуры раскладной пирамидки
Рисование с натуры бумажного стаканчика (натура — раздаточный
материал).
Рисование с натуры игрушки относительно сложной конструкции
(например, бульдозер, подъемный края, экскаватор и т. л.).
Декоративное рисование листка отрывного календаря к празднику 8
Марта.
Рисование с натуры домиков для птиц (скворечники, дуплянки,
синичники).
Рисование на тему «Пришла весна». Рассматривание иллюстраций
картин (И. Левитан «Март», «Первая зелень»,К. Юон. «Мартовское
солнце»).
Рисование с натуры постройки из элементов строительного
материала.
Декоративное рисование расписного блюда (узор из ягод и листьев).
Рисование на тему «Космические корабли в полете».
Рисование с натуры предметов конструктивной формы (игрушечные
машины, часы — настольные, настенные, напольные и т. п.).
Рисование с натуры в виде набросков (3—4 предмета на одном листе
бумаги) столярных или слесарных инструментов.
Рисование с натуры предмета симметричной формы (настольная
лампа, раскрытый зонт и т. и.).
Беседа на тему «Декоративно- прикладное искусство» (вышивка,
кружево, керамика).
Рисование в квадрате узора из декоративно переработанных
природных форм (например, цветы и бабочки).

1
1
1
1
1
1
1

1
1
1
1
1
1
1
2

Перечень учебно-методического обеспечении образовательного процесса.
Основная:
1.
Учебник: Автор - И.А Грошешеов. Изобразительная деятельность в
специальной (коррекционной) школе VIII вида. Учебное пособие для учителя. М.:
Академия. 2002.
208 с.
2.
Рабочая программа составлена на основе учебной программы специальных
(коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. Подготовительный, 1 -4 классы
/ под редакцией В.Б.Воронковой - М.: «11росвсщсние», 2013 г.
Дополнительная литература:
1.
И. А Грошенков. Занятия изобразительным искусством во вспомогательной
школе. Книга для учителя. - М.: Просвещение, 1993. - 175.
2.
Т. Н. Головина. Изобразительная деятельность учащихся во
вспомогательной школе. М.: Педагогика, 1974. - 120 с.
33. Г. Перова. Обучение учащихся 1 - 4 классов вспомогательной школы. М.:
Просвещение. - 1983. - 208 с.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

ВНИМАНИЕ!

Срок действия лицензии на использования программного обеспечения окончен 27.03.2024.
Для получения информации с сайта свяжитесь с Администрацией образовательной организации по телефону 8(81458)2-09-01

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».