Пояснительная записка Рабочая программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, Примерной адаптированной основной общеобразовательной программы начального общего образования слабовидящих обучающихся (вариант 4.3). Данная рабочая программа ориентирована на учебник Математики под редакцией Т. В. Алышевой 1 класс. М:. Просвещение, 2011. Цель программы обучения: • расширение у учащихся с нарушением интеллекта жизненного опыта, наблюдений о количественной стороне окружающего мира; • использование математических знаний в повседневной жизни при решении конкретных практических задач. Задачи программы обучения: • формирование начальных временных, пространственных, количественных представлений, которые помогут учащимся в дальнейшей трудовой деятельности; • повышение уровня общего развития учащихся, коррекция и развитие познавательной деятельности, личностных качеств; • воспитание трудолюбия, самостоятельности, терпеливости, настойчивости, любознательности; • формирование умений планировать свою деятельность, осуществлять контроль и самоконтроль; • формирование и развитие речи учащихся; • коррекция нарушений психофизического развития детей. Математика, как общеобразовательный предмет является одним из важных для слабовидящих детей с интеллектуальными нарушениями. Она не только помогает овладеть жизненными компетенциями, подготовить ребенка к дальнейшему овладению навыками, необходимыми для овладения профессией, но и решает ряд коррекционных задач. Учащиеся в 1-ом классе изучают два арифметических действия, овладевают алгоритмами устных вычислений, учатся вычислять значения числовых выражений, решать текстовые задачи. У детей формируются пространственные и геометрические представления, формируются и совершенствуются навыки ориентировки. Весь программный материал представляется концентрически, что позволяет постепенно углублять умения и навыки, формировать осознанные способы действий с предметами. В процессе обучения математике учащихся с нарушением зрения и интеллектуальными нарушениями уделяется внимание формированию, развитию и активизации познавательной деятельности, коррекции и развитию личностных качеств ребенка, формированию умения планировать свою деятельность совместно с педагогом и самостоятельно, осуществлять самоконтроль. Усвоению абстрактных математических понятий (понятия числа, величины, геометрической фигуры), способствуют предметно-практические действия, операции с множествами: объединение множеств, разделение множеств на равные части, удаление части множества. Важным компонентом в обучении математике слабовидящих детей с интеллектуальными нарушениями является проговаривание своих действий. Только в процессе проговаривают у детей формируется способность отвлеченно действовать не только с предметами, но и с числами. Поэтому большое внимание уделяется работе с индивидуальным раздаточным материалом. Заинтересовав слабовидящего ребенка с легкой умственной отсталостью, пробудив его интерес, применяя на уроках дидактические игры, игровые приемы, упражнения, создавая интересные для ребенка игровые ситуации, мы в полной мере достигаем цели развития познавательного интереса и активною познания окружающего мира. Большинство математических представлений и понятий носит взаимообратный характер, соответственно, необходимо сформировать у ребенка алгоритм совместного зрительного и осязательного восприятия предметов. Обучение математике невозможно без пристального, внимательного отношения к формированию и развитию речи учащихся. Поэтому на уроках математики в младших классах учитель учит детей повторять собственную речь, которая является образцом для учащихся, вводит комментирование предметно-практической деятельности и действий с числами. Процесс обучения опирается на наглядно-образное и наглядно-действенное мышление, с помощью чего формируются элементы абстрактного мышления. Через математическое содержание формируются и коррегируются и такие формы мыслительной деятельности, как сравнение, анализ, синтез. Особенности развития слабовидящих школьников с нарушением интеллекта. Развиваясь по общим для всех детей психофизиологическим закономерностям, тем не менее, развитие слабовидящих детей имеет свои особенности такие как: - уменьшение количества представлений, снижается возможность развития мышления; -узость интересов к окружающему миру, о котором они получают по сравнению со зрячими сверстниками обедненные и разрозненные сведения, обуславливает низкий уровень развития их внимания; -нарушение восприятия рисунков: замедленность обзора, неточность, пропуск деталей изображения, приводит к формированию недостоверного образа изображения. -отсутствие познавательной активности; -низкий уровень произвольного и непроизвольного внимания; -дефекты речи тормозят психическое развитие слабовидящих детей с нарушениями интеллекта в большей степени, чем нормально видящих. Цели изучения курса дидактические: • дать знания об элементарных математических представлениях в объеме 1 класса; • формировать умения использовать знаково-символические средства, анализировать. • дифференцировать, группировать (классифицировать), сравнивать, обобщать. • сформировать навыки устных и письменных вычислений; • совершенствовать формируемые знания, умения, навыки; воспитательные: • содействовать воспитанию личностных качеств ребенка; • развивать трудолюбие, самостоятельность, терпеливость, настойчивость, любознательность; формировать умение планировать свою деятельность, осуществлять контроль и самоконтроль; коррекционные: • формировать способы познания окружающего мира при помощи сохранных анализаторов (остаточного зрения, слуха, осязания) • сформировать умение пользоваться тифлосредствами. • расширять и уточнять представления об окружающем мире. • овладевать способами нахождения сходства и различия, выделения существенных признаков предмета; • развивать речь учащихся; • формировать пространственные представления; • Развивать познавательную деятельность, формы мыслительной деятельности (мыслительных операций) Содержание учебного предмета 1-2 классы Сравнение предметов. Счет по 1 и равными группами по 2, 3 (счет предметов и отвлеченный счет). Количественные, порядковые числительные. Свойства предметов (цвет, форма, размер, величина). Сравнение предметов по величине (больше, меньше). Сравнение предметов по размеру (длинный, короткий, широкий, узкий, высокий, низкий, толстый, худой). Сравнение двух предметов по массе (тяжёлый, лёгкий, одинаковый по весу). Единицы (меры) массы, емкости — килограмм, литр. Обозначение: 1 кг, 1 л. Пространственные и временные представления. Сравнение предметов в пространстве (впереди, сзади, справа, слева, выше, ниже, далеко, близко). Временные представления (сутки, утро, вечер, день, ночь, рано, поздно). Обозначение: 1 сут. Неделя — семь суток, порядок дней недели. Единица времени — сутки. Нумерация чисел в пределах 10. Названия, обозначение чисел от 1 до 10. Счет по 1 и равными группами по 2, 3 (счет предметов и отвлеченный счет). Количественные, порядковые числительные. Число и цифра 0. Соответствие количества, числительного, цифры. Место каждого числа в числовом ряду (0—9). Сравнение чисел. Установление отношения больше, меньше, равно.31 Число 10. Число и цифра. Десять единиц — 1 десяток. Состав чисел первого десятка из двух слагаемых. Приемы сложения и вычитания. Таблицы состава чисел в пределах 10, ее использование при выполнении действия вычитания. Название компонентов и результатов сложения и вычитания (в речи учителя). Переместительное свойство сложения (практическое использование). Числа однозначные. Числовой ряд 1—10. сравнение чисел (больше, меньше, равно, лишние). Счет от заданного числа до заданного, присчитывание, отсчитывание по 1, 2, 3, 4, 5. Единицы (меры) стоимости — копейка, рубль. Обозначение: 1 к.. 1 р. Монеты: 1 к., 5 к., 10 к, 1 р., 2 р.. 5 р. Размен и замена. Простые арифметические задачи на нахождение суммы и остатка. Точка. Прямая и кривая линии. Вычерчивание прямой линии с помощью линейки в различном положении по отношению к краю листа бумаги. Прямая, отрезок. Длина отрезка. Черчение прямых, проходящих через I—2 точки. Единицы (меры) длины — сантиметр. Обозначение: 1 см. Измерение отрезка, вычерчивание отрезка заданной длины. Вычерчивание прямоугольника, квадрата, треугольника по заданным вершинам. 3 класс Второй десяток - Присчитывание, отсчитывание по 1, 2, 3, 4, 5, 6 в пределах 20 в прямой и обратной последовательности. Сравнение чисел. Знаки отношений больше (>), меньше (<), равно (=). Состав чисел из десятков и единиц, сложение и вычитание чисел без перехода через десяток. Увеличение и уменьшение числа на несколько единиц. Меры длины. Луч. Понятия «столько же», «больше (меньше) на несколько единиц». Простые арифметические задачи на увеличение (уменьшение) чисел на несколько единиц. Составные арифметические задачи в два действия. Прямая, луч, отрезок. Сравнение отрезков. Угол. Элементы угла: вершина, стороны. Виды углов: прямой, тупой, острый. Сравнение углов с прямым углом. Черчение прямого угла с помощью чертежного треугольника. Сложение и вычитание чисел в пределах 20 без перехода через десяток. Названия компонентов и результатов сложения и вычитания в речи учащихся. Число 0 как компонент сложения. Сложение и вычитание чисел, полученных при измерении величин Единица (мера) длины — дециметр. Обозначение: 1 дм. Соотношение: I дм = 10 см. Сложение и вычитание чисел, полученных при измерении одной мерой стоимости, длины (сумма (остаток) может быть меньше, равна или больше 1 дм), массы, времени. Часы, циферблат, стрелки. Измерение времени в часах, направление движения стрелок. Единица (мера) времени — час. Обозначение: 1 ч. Измерение времени по часам с точностью до 1 ч. Половина часа (полчаса). Сложение однозначных чисел с переходом через десяток - Сложение однозначных чисел с переходом через десяток путем разложения второго слагаемого на два числа. Четырехугольники: прямоугольник, квадрат. Свойства углов, сторон. Треугольник: вершины, утлы, стороны. Черчение прямоугольника, квадрата, треугольника на бумаге в клетку по заданным вершинам. Вычитание однозначных чисел из двузначных с переходом через десяток - Вычитание однозначных чисел из двузначных с переходом через десяток путем разложения вычитаемого на два числа. Таблицы состава двузначных чисел (11 —18) из двух однозначных чисел с переходом через десяток. Вычисление остатка с помощью данной таблицы. Деление предметных совокупностей на две равные части (поровну). 4 класс Нумерация чисел в пределах 100. Получение ряда круглых десятков, сложение и вычитание круглых десятков. 11олучснис полных двузначных чисел из десятков и единиц. Разложение полных двузначных чисел на десятки и единицы. Числовой ряд I —100, присчитывание, отсчитывание по 1, по 2. равными группами по 5, по 4. Сравнение в числовом ряду рядом стоящих чисел, сравнение чисел по количеству разрядов, по количеству десятков и единиц. Понятие разряда. Разрядная таблица. Увеличение и уменьшение чисел на несколько десятков, единиц. Числа четные и нечетные. Сложение и вычитание чисел в пределах 100 без перехода через разряд (60 + 7; 60 + 17; 61 + 7; 61 + 27: 61 • 9; 61 + 29; 92 + 8; 61 * 39 и соответствующие случаи вычитания). Ноль в качестве компонента сложения и вычитания. Умножение как сложение нескольких одинаковых слагаемых, замена его арифметическим действием умножения. Знак умножения (х). Запись и чтение действия умножения. Название компонентов и результата умножения в речи учителя. Таблица умножения числа 2. Деление на равные часта. Деление предметных совокупностей на 2, 3, 4, 5 равных частей (поровну), запись деления предметных совокупностей на равные части арифметическим действием деления. Знак деления (:). Чтение действия деления. Таблица деления на 2. Название компонентов и результата деления в речи учителя. Таблица умножения чисел 3, 4, 5,6 и деления на 3, 4. 5. 6 равных частей в пределах 20. Взаимосвязь таблиц умножения и деления. Соотношение: 1 р. - 100 к. Скобки. Действия I и II ступени. Единица (мера) длины — метр. Обозначение: 1 м. Соотношения: 1 м - 10 дм, 1 м = 100 см. Числа, получаемые при счете и при измерении одной, двумя мерами (рубли с копейками, метры с сантиметрами). Единицы (меры) времени — минута, месяц, год. Обозначение: 1 мин, 1 мес, 1 год. Соотношения: 1 ч - 60 мин, 1 сут. = 24 ч., 1 мес. = 30 или 31 сут., 1 год - 12 мес. Порядок месяцев. Календарь. Определение времени по часам с точностью до 5 мин (10 ч 25 мин и без 15 мин 11ч). Простые арифметические задачи на нахождение произведения, частного (деление на равные части и по содержанию). Вычисление стоимости на основе зависимости между ценой, количеством и стоимостью. Составные арифметические задачи в два действия: сложения, вычитания, умножения, деления. Построение отрезка такой же длины, больше (меньше) данного. Пересечение линий. Точка пересечения. Окружность, круг. Циркуль. Центр, радиус. Построение окружности с помощью циркуля. Четырехугольник. Прямоугольник и квадрат. 5 класс Таблица умножения и деления от 2 до 5. Таблица умножения чисел 3,4, 5. Таблица деления на 3, 4, 5 равных частей. Взаимосвязь умножения и деления. Названия компонентов и результатов умножения и деления в речи учащихся. Сложение и вычитание в пределах 100 Сложение и вычитание чисел в пределах 100 без перехода через разряд (вес случаи). Сложение двузначного числа с однозначным и вычитание однозначного числа из двузначного с переходом через разряд. Письменное сложение и вычитание двузначных чисел с переходом через разряд. Присчитывание и досчитывание по 3, 6, 9, 4. 8, 9. Таблица умножения и деления от 6 до 9 - Таблица умножения чисел 6.7. 8. 9. Таблица деления на 6, 7, 8, 9 равных частей. Взаимосвязь умножения и деления. Названия компонентов и результатов умножения и деления в речи учащихся. Умножение 1, 0, 10 и на 1, 0, 10. Деление 0, деление на 1, на 10. Выражения с переменной. Простая арифметическая задача на увеличение (уменьшение) числа в несколько раз. Сложение двузначного числа с однозначным и вычитание однозначного числа из двузначного с переходом через разряд. Числа, полученные при измерении стоимости, длины, времени - Единица (мера) массы центнер. Обозначение: 1 ц. Соотношение: 1 ц = 100 кг. Единица (мера) длины — миллиметр. Обозначение: I мм. Соотношение: 1 см = 10 мм. Единица (мера) времени — секунда. Обозначение: 1 с. Соотношение: 1 мин = 60 с. Секундная стрелка. Секундомер. Определение времени по часам с точностью до 1 мин (5 ч 18 мин, без 13 мин 6 ч, 18 мин 9-го). Двойное обозначение времени. Зависимость между стоимостью, ценой, количеством (вес случаи). Составные задачи, решаемые двумя арифметическими действиями. Треугольники, четырёхугольники Замкнутые и незамкнутые кривые: окружность, дуга. Ломаные линии — замкнутая, незамкнутая. Граница многоугольника - замкнутая ломаная линия. Измерение отрезков ломаной и вычисление ее длины. Построение отрезка, равного длине ломаной. Построение ломаной по данной длине ее отрезков. Взаимное положение на плоскости геометрических фигур (пересечение, точки пересечения). Прямоугольник и квадрат. Квадрат как частный случай прямоугольника. Построение прямоугольника (квадрата) с помощью чертежного треугольника. Название сторон прямоугольника: основания (верхнее, нижнее), боковые стороны (правая, левая), противоположные, смежные стороны. Планируемые результаты изучения курса Программа обеспечивает достижение выпускниками начальной школы следующих базовых учебных действий и предметных результатов. Базовые учебные действия, формируемые у младших школьников, обеспечивают, с одной стороны, успешное начало школьного обучения и осознанное отношение к обучению, с другой составляют основу формирования в старших классах более сложных действий, которые содействуют дальнейшему становлению ученика как субъекта осознанной активной учебной деятельности на доступном для него уровне. Личностные учебные действия обеспечивают готовность ребенка к принятию новой роли ученика, понимание им ни доступном уровне ролевых функций и включение в процесс обучения на основе интереса к его содержанию и организации. Коммуникативные учебные действия обеспечивают способность вступать в коммуникацию со взрослыми и сверстниками в процессе обучения. Регулятивные учебные действия обеспечивают успешную работу на любом уроке и любом этапе обучения. Благодаря им создаются условия для формирования и реализации начальных логических операций. Познавательные учебные действия представлены комплексом начальных логических операций, которые необходимы для усвоения и использования знаний и умений в различных условиях, составляют основу для дальнейшего формирования логического мышления школьников. Личностные учебные действия: • осознание себя как ученика, заинтересованного посещением школы, обучением, занятиями, как члена семьи, одноклассника, друга; • способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей: положительное отношение к окружающей действительности; • готовность к организации взаимодействия с ней и эстетическому ее восприятию; целостный, социально ориентированный взгляд на мир в единстве его природной и социальной частей; • самостоятельность в выполнении учебных заданий, поручений, договоренностей; понимание личной ответственности за свои поступки на основе представлений о этических нормах и правилах поведения в современном обществе; готовность к безопасному и бережному поведению в природе и обществе. • • • • Коммуникативные учебные действия: вступал» в контакт и работать в коллективе (учитель - ученик, ученик - ученик, ученик класс, учитель класс); использовать принятые ритуалы социального взаимодействия с одноклассниками и учителем; обращаться за помощью и принимать помощь; слушать и понимать инструкцию к учебному заданию в разных видах деятельности и быту; сотрудничать со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях; доброжелательно относиться, сопереживать, конструктивно взаимодействовать с людьми; договариваться и изменять свое поведение с учетом поведения других участников спорной ситуацию. Регулятивные учебные действия: • • • • • • входить и выходить из учебного помещения со звонком; ориентироваться в пространстве класса (зала, учебного помещения); пользоваться учебной мебелью: адекватно использовать ритуалы школьного поведения (поднимать руку, вставать и выходить из-за парты и т. д.) работать с учебными принадлежностями (инструментами, спортивным инвентарем) и организовывать рабочее место; передвигаться по школе, находить свой класс, другие необходимые помещения; принимать цели и произвольно включаться в деятельность, следовать предложенному плану и работать в общем темпе; активно участвовать в деятельности, контролировать и оценивать свои действия и действия одноклассников; соотносить свои действия и их результаты с заданными образцами, принимать оценку деятельности, оценивать ее с учетом предложенных критериев, корректировать свою деятельность с учетом выявленных недочетов. Познавательные учебные действия: • выделять существенные, общие и отличительные свойства предметов; • • устанавливать вило - родовые отношения предметов; делать простейшие обобщения, сравнивать, классифицировать на наглядном материале; пользоваться знаками, символами, предметами - заместителями; • читать; писать; выполнять арифметические действия: наблюдать; работать с информацией (понимать изображение, текст, устное высказывание, элементарное схематическое изображение, таблицу, предъявленные на бумажных и электронных и других носителях). Предметные результаты: Требования к знаниям, умениям и навыкам обучающихся 1-2 классы Учащиеся должны шить: • • • • количественные, порядковые числительные в пределах 10; состав однозначных чисел и числа 10; единицы (меры) стоимости, длины, массы, емкости: 1 к.. 1 р.. 1 см. 1 кг. 1 л; название, порядок дней недели. Учащиеся должны уметь: • читать, записывать, откладывать на счетах, сравнивать числа и пределах 10, присчитывать, отсчитывать по 1, 2, 3; • выполнять сложение, вычитание чисел в пределах 10. опираясь на знание их состава из двух слагаемых, использовать переместительное свойство сложения: 5+3=3 + 5; • решать задачи на нахождение суммы, остатка, иллюстрировать содержание задачи с помощью предметов, их заместителей, рисунков, составлять задачи по образцу, готовому решению, крат кой записи, предложенному сюжету, на заданное арифметическое действие; • узнавать монеты, заменять одни монеты другими; • чертить прямую линию, отрезок заданной длины, измерять отрезок; • чертить прямоугольник, квадрат, треугольник но заданным вершинам. 3 класс • знание числового ряда 1-20 в прямом порядке; • счет, присчитыванием, отсчитывая нем по единице в пределах 20; • откладывание любых чисел а пределах 20 с использованием счетного материала; • знание компонентов сложения, вычитания; • понимание смысла арифметических действий сложения и вычитания: • выполнение письменных действия сложения и вычитания чисел в пределах 20; • здание единиц (мер) измерения стоимости, длины (см), массы (кг), мера емкости (л); • решение простых арифметических задач на нахождение суммы и остатка; • вычерчивание прямоугольника квадрата, треугольника по заданным вершинам; 4 класс Учащиеся должны уметь: □ считать, присчитывая, отсчитывая по единице и равными числовыми группами по 2, 5, 4, в пределах 100; □ откладывать на счетах любые числа в пределах 100; □ складывать и вычитать числа в пределах 100 без перехода через разряд приемами устных вычислений; □ использовать знание таблиц умножения для решения соответствующих примерок наделение; различать числа, полученные при счете и измерении; □ записывать числа, полученные при измерении двумя мерами, с полным набором знаков в мелких мерах: 5 м 62 см. 3 м 03 см, пользоваться различными табелями-календарями, отрывными календарями; D определять время по часам (время прошедшее, будущее); □ находить точку пересечения линий; □ чертить окружности разных радиусов, различать окружность и круг. Примечания. I. Продолжать решать примеры на сложение и вычитание в пределах 20 с переходом через десяток с подробной записью. 2. Обязательно знание только таблицы умножения числа 2. получение частных от деления на 2 путем использования таблицы умножения. 3. Достаточно умения определять время по часам только одним способом, пользоваться календарем для установления порядка месяцев в году, количество суток в месяцах, месяцев в году. 4. Исключаются арифметические задачи в два действия, одно из которых — умножение или деление. Учащиеся должны знать: числовой ряд I —100 в прямом и обратном порядке; □ смысл арифметических действий умножения и деления (на равные части и по содержанию), различие двух видов деления на уровне практических действий, способа чтения и записи каждого вида деления; □ таблицу умножения и деления чисел в пределах 20, переместительное свойство произведения, связь таблиц умножения и деления; □ порядок действий в примерах в 2—3 арифметических действия; □ единицы (меры) измерения стоимости, длины, массы, времени, соотношения изученных мер; О порядок месяцев в году, номера месяцев от начала года. 5 класс Учащиеся должны знать: □ Правила умножения чисел 1 и 0. на 1, на 0, деление 0 и деления на 1, на 10 □ Различие между устным и письменным сложением и вычитанием чисел в пределах 100 11 Таблицы умножения и деления чисел: 2, 3,4, 5; от 6 до 9 опираться на печатную таблицу □ Названия компонентов умножения и деления Г Меры длины, массы и их соотношение П Меры времени и их соотношения □ Названия элементов четырехугольников. Учащиеся должны уметь: □ Выполнять устные и письменные действия сложения и вычитания □ Практически пользоваться переместительным свойством умножения □ Определять время по часам □ Решать задачи изученных видов (с помощью учителя) □ Различать замкнутые, незамкнутые кривые, ломаные линии □ Вычислять длину ломаной □ Чертить прямоугольник (квадрат) на нелинованной бумаге (с помощью учителя) К окончанию 5 класса ребенок с OBЗ с легкой умственной отсталостью научится: • читать, записывать под диктовку, откладывать на счетах, сравнивать (больше, меньше) числа в пределах 100; • выполнять сложение и вычитание чисел в пределах 100 без перехода через десяток; • решать простые и составные арифметические задачи, кратко записывать содержание задачи; • знание состава двузначных чисел. «Сложение и вычитание чисел в пределах 100» К окончанию 5 класса ребенок с ОВЗ, с легкой умственной отсталостью, научится: • выполнять устные и письменные действия сложения и вычитания; • решать, составлять, иллюстрировать вес изученные простые арифметические задачи; • решение составных задач с помощью учителя «Умножение и деление» К окончанию 5 класса ребенок с ОВЗ, с легкой умственной отсталостью, научится: • практически пользоваться переместительным свойством умножения; • самостоятельно кратко записывать, моделировать содержание, решать составные арифметические задачи в два действия; • необязательно знание наизусть таблиц умножения чисел 6-9, но обязательно умение пользоваться данными таблицами умножения па печатной основе, как для нахождения произведения, так и частного. «Числа, полученные при измерении» К окончанию 5 класса ребенок с ОВЗ. с легкой умственной отсталостью, научится: • определять время по часам тремя способами с точностью до 1 мин; • различать числа, полученные при счете и измерении; • определение времени по часам хотя бы одним способом. «Геометрический материал» К окончанию 5 класса ребенок с ОВЗ. с легкой умственной отсталостью, научится: • различать замкнутые, незамкнутые кривые, ломаные линии; • вычислять длину ломаной; • узнавать, называть, чертить, моделировать взаимное положение двух прямых, кривых линий, многоугольников, окружностей, находить точки пересечения; • чертить прямоугольник (квадрат) с помощью чертежного треугольника на нелинованной бумаге: • узнавание, моделирование взаимного положения фигур без вычерчивания; • черчение прямоугольника (квадрата) на нелинованной бумаге с помощью учителя. К окончанию 5 класса ребенок с ОВЗ, с легкой умственной отсталостью, научится: Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для ориентировки в окружающем пространстве (планирование маршрута, выбор пути передвижения и др.); • сравнения и упорядочения объектов но различным признакам: длине, плошали, массе, вместимости; • определение времени по часам: • решения задач, связанных с бытовыми жизненными ситуациями (покупка, измерение, взвешивание и др.)УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 1 класс Тема урока. Основное содержание Кол-во часов 1 1. Знакомство с предметом и учебником. 2-3 Цвет, назначение предметов 2 4-5 Круг – геометрическая форма. 2 6-8 Понятие «большой - маленький» 3 9-10 Одинаковые, равные по величине. 2 11-13 Понятие «слева - справа» 3 14-16 Понятие «в середине, между» 3 17-18 Квадрат – геометрическая форма. 2 19-21 Понятия «вверху - внизу, выше - ниже, верхний - нижний, на, над, под» 3 22-23 Понятие «длинный - короткий» 2 24-26 Понятия «внутри - снаружи, в, рядом, около» 3 27-28 Треугольник - геометрическая форма. 2 29-31 Понятие «широкий - узкий» 3 32-33 Понятия «далеко-близко, дальше - ближе, к, от» 2 34-35 Прямоугольник - геометрическая форма» 2 36 Закрепление изученного 1 37 Понятие «высокий - низкий» 1 38 Понятие: «глубокий - мелкий» 1 39-40 Понятие: «впереди - сзади, перед, за». 2 41 Понятие «рано - поздно». 1 42 Понятия: «сегодня, завтра, вчера, на следующий день». 1 43 Понятие: «быстро - медленно» 1 44 Понятие: « тяжелый - легкий». 1 45-46 Понятия: «много, мало, несколько». 2 47 Понятия: «много, мало, ни одного». 1 48 Понятие: «давно - недавно». 1 49-50 Понятие: «молодой - старый». 2 51-52 Понятия: « больше - меньше, столько же, одинаковое (равное) количество». 2 53-54 Сравнение объемов жидкостей. 2 55-56 Число и цифра 1. Название, обозначение. 2 57 Закрепление о числе и цифре 1. 1 58 Состав числа 2. 1 59-60 Числовой ряд 1,2. Образование числа 2. 2 61-62 Знакомство с числовыми множествами один - два. 2 63-64 Закрепление изученного 2 65-66 Повторение изученного. Числа 1 и 2 2 67-68 Сравнение чисел 1 и 2. Запись отношений 2 69-70 Понятие о сложении и вычитании. Знаки «+»,«- », «=». 2 71-72 Составление и решение простых задач 2 73 Геометрическое тело «шар» 1 74-75 Число и цифра 3. 2 76 Письмо цифры 3. Предметный счет до 3. 1 77 Свойства числового ряда. Сопоставление порядкового счета. Состав числа 3. 1 78 Сложение. Свойства сложения. 1 79 Вычитание. 1 80-81 Сложение и вычитание в пределах 3 на предметных множествах. 2 82-83 Составление, сравнение чисел. 2 84-85 Простые арифметические задачи на нахождение суммы, остатка. 2 86-87 2 88 'Закрепление умения решать простые арифметические задачи на нахождение суммы и остатка. Числовой ряд и действия в пределах 3. 89 Сопоставление, сравнение чисел. 1 90 Геометрическое тело «куб» 1 91 Число и цифра 4. Название и обозначение. 1 92 Письмо цифры 4. 1 93 Числовой ряд 1-4. Состав числа 4. Письмо цифры 4. 1 94-95 Сложение и вычитание в пределах 4 . 2 96 Закрепление. Решение примеров в пределах 4. 1 97-99 Проверочная работа. Анализ проверочных работ 3 100-102 Повторение изученного 103 Геометрическое тело «брус» 1 3 1 104-106 Понятие об арифметической задаче. Элементы задачи. 3 107-108 Решение простых задач на нахождение суммы. 2 109-110 Число и цифра 5. Письмо цифры 5. 2 111-112 Числовой ряд 1-5. Прямой и обратный счет. Порядковое числительное 113-114 «пятый». Состав числа 5. Два способа образования числа 4+1; 5-1. 2 115-116 Сложение и вычитание в пределах 5. Таблица сложения и вычитания. 2 117-118 Решение простых задач на нахождение остатка. 2 119-120 Точка, линии. 2 Овал 1 121 2 122-123 Число и цифра 0. 2 124-125 Вычисления с числом 0. 2 Закрепление изученного 1 126 127-128 Контрольная работа. «Вычисления в пределах 5» 2 129-130 Закрепление изученного 2 2 класс № п/п Название раздела (блока) Кол-во часов на изучение раздела (блока) Из них кол-во часов, отведенных на практическую часть и контроль Экс Пр.р. К.р 1 Повторение. Первый десяток. 14 1 2 2 Второй десяток. Нумерация 18 1 1 3 Увеличение числа на несколько единиц 3 4 Уменьшение числа на несколько единиц 6 5 Сложение и вычитание без перехода через 19 десяток 6 Сложение и вычитание чисел, полученных 6 при измерении величин 7 Сложение и вычитание без перехода через 11 десяток 8 Составные арифметические задачи 5 9 Сложение с переходом через разряд 16 10 Четырёхугольники 3 11 Вычитание с переходом через десяток 18 12 Сложение и вычитание с переходом через 8 десяток 13 Меры времени 4 14 Деление на две равные части 2 15 Повторение 3 ИТОГО 136 ч. 1 1 2 1 1 1 1 1 1 1 1 8 9 3 класс № п/п 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19-20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 Изучаемый раздел, тема учебного материала Повторение. Первый десяток (11 часов) Числовой ряд 1-10; 10-1 Присчитывание, отсчитывание по единице Состав числа 5 Составление задач по рисунку Состав числа 6 Состав числа 7 Состав числа 8 Состав числа 9 Состав числа 10 Решение примеров на сложение в 2 действия Решение примеров на вычитание в 2 действия Повторение. Сравнение чисел. (2 часа) Сравнение чисел первого десятка. Упражнения в сравнение чисел. Повторение. Сравнение равных отрезков по длине (3 часа) Построение отрезков равных по длине. Построение отрезков заданной длины. Сравнение отрезков по длине. Контрольная работа «Первый десяток» Работа над ошибками. Повторение «Первый десяток» Второй десяток (22 часа) Сравнение чисел 11,12,13 Образование чисел 14, 15,16. Сравнение чисел 14.15. 16. Упражнения в решении примеров на сложение и вычитание Решение задач на сложение я вычитание Образование чисел 17, 18.19. Сравнение чисел в пределах 20 Решение задач в П|к делах 20. Образование числа 20. Однозначные числа Двузначные числа Сравнение однозначных и двузначных чисел Вычитание десятка из двузначных чисел Решение примеров с разрядными слагаемыми Контрольная работ .Vs2 «Числа шорою десятка». Работа над ошибками «Числа второй) десятка» Повторение «Второй десяток» II четверть (28 часов) Счет в пределах 20. Сравнение однозначного и двузначного чисел Вычитание десятка из двузначных чисел Решение примеров с разрядными слагаемыми Мера длины (3 часа) Мера длины - дециметр. Соотношение между единицами длины: I дм 10 см. Кол-во часов 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 2 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 44 45 46 47 48 49 Сравнение отрезков. 1 Построение отрезков заданной длины. 1 Увеличение и уменьшение чисел на несколько единиц (11 часов) Увеличение числа на несколько единиц. 1 Составление н решение примеров на сложение 1 Задача, содержащая отношение «больше на». 1 Дополнение задач недостающими данными. 1 Уменьшение числа на несколько единиц. 1 Составление и решение примеров на уменьшение числа ил несколько 1 50 51 52 1 1 1 42 43 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 единиц Задача, содержащая отношение «меньше на» Уменьшение числа на несколько единиц. Решение задач. Решение и сравнение задач, содержании отношения «больше на», «меньше на». Контрольная работа «Второй десяток» Работа над ошибками. Повторение «Второй десяток» Луч (1 час) Луч 1 1 1 Сложение и вычитание чисел в пределах 20 без перехода через десяток (24 часа) Компоненты при сложении. Нахождение суммы. 1 Сложение двузначного числа с однозначным числом. 1 Переместительное свойство сложения. Сложение удобным способом 1 Вычитание однозначного числа из двузначного. 1 Компоненты при вычитании. Нахождение разности. 1 Решение задач и примеров на сложение и вычитание. 1 Контрольная работа № 4 «Увеличение и уменьшение числа». 1 Работа нал ошибками. Решение примеров и задач. 1 Увеличение и уменьшение числа на несколько единиц. Прямая линия, 1 луч, отрезок III четверть (40 часов) Увеличение двузначного числи на несколько единиц. Решение Задач. Получение суммы 20. Решение задач и примеров. Прием вычитания вида 20-3 Получение суммы 20. вычитание на 20. Составление и решение задач. Обучение приёму вычитания вида 17-12. Вычитание двузначного числа из двухзначного. Решение примеров и задач. Обучение приёму вычитания вида 20- 14. Увеличение и уменьшение числа на несколько единиц. Составление и решение примеров. Увеличение и уменьшение числа на несколько единиц. Решение задач. Сложение чисел с числом 0. Угол. Элементы угла Виды углов. Вычерчивание углов. Повторение «Сложение и вычитание чисел в пределах 20 без перехода через десяток Контрольная работа №5 «Сложение и вычитание чисел в пределах 20 без перехода через десяток». Работа нал ошибками. Решение примеров и задач. 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 Сложение и вычитание чисел, полученных при измерении величин (16 часов) Действия с числами, полученными при измерении стоимости. 80 1 Составление и решение задач с числами, полученными при измерении 81 1 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 стоимости. Действия с числами, полученными при измерении длины. Решение примеров и задач с числами, полученными при измерении длины. Действия с числами, полученными при измерении массы. Действия с числами, полученными при измерении стоимости. Меры времени. Сутки, неделя. Действия с числами, полученными при измерении времени. Мера времени - час. Обозначение: 1ч. Измерение времени по часам. Повторение по теме «Сложение и вычитание чисел, полученных при измерении». Контрольная работа № 6 «Сложение и вычитание чисел полученных при измерении» Робота над ошибкам и. Решение примеров и задач. Составные арифметические задачи. Знакомство с составной задачей. Объединение двух простых задач в одну составную. Краткая запись составных задач и их решение. Дополнение задач недостающими данными. Решение и сравнение составных задач. 1 1 1 1 1 1 1 1 96 97 1 1 1 1 1 1 Сложение однозначных чисел с переходом через десяток (21 час) Прибавление чисел 2. 3, 4 Решение примеров с помощью рисунка. 1 11рнбавленне чисел 2. .3. 4. Решение примеров с помощью счётных 1 98 1 99 100 101 102 103 104 палочек. Прибавление числа 5. Решение примеров с помощью рисунка и счетных палочек. Прибавление числа 6. Решение примеров е помощью рисунка. Прибавление числа 6. Решение примеров с помощью счетных палочек. Контрольная работа №7 «Сложение однозначных чисел с переходом через десяток» Работа над ошибками. Решение примеров и задач Прибавление числа 7. Решение примеров с помощью рисунка. Прибавление числа 7. Решение примеров с помощью счётных палочек 1 1 1 1 1 1 IV четверть (32 часа) 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 Повторение по теме: Сложение однозначных чисел с переходом через десяток. Прибавление числа S. Решение примеров с помощью рисунка. Прибавление числа 8. Решение примеров с помощью счетных палочек. Прибавление числа 9. Решение примеров с помощью рисунка. Прибавление числа 9. Решение примеров с помощью счётных палочек. Сложение однозначных чисел с переходом через десяток. Переместительное свойство. Таблица сложения однозначных чисел <: переходом через десяток. Состав числа 11. Четырехугольники: квадрат. Свойства углов, сторон. Состав числа 12. Вычерчивание квадратов по данным вершинам. Состав числа 13. Четырёхугольники: прямоугольник. Свойства углов, сторон Состав числа 14. Вычерчивание прямоугольников по данным вершинам Состав чисел 15,16,17, 18. 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 115 1 116 1 Вычитание однозначных чисел из двузначных с переходом через десяток (19 часов) 117 Разложение двузначного числа на десятки и единицы. Вычитание из 1 118 119 двузначного числа всех единиц. Вычитание из двузначного числа чисел 2,3,4 Вычитание числа 5.6 1 1 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134-135 136 Вычитание числа 7.8 Вычитание числа 9 Повторение «Вычитание однозначных чисел из двузначных с переходом через десяток». Контрольная работа «Вычитание однозначных чисел из двузначных с переходом через десяток». Работа над ошибками. Решение примеров. Сложение и вычитание с переходом через десяток. Все случаи с числом 11. Сложение и вычитание с переходом ч/з десяток. Все случаи с числом 12. Сложение и вычитание с переходом ч/з десяток. Все случаи с числом 13. Треугольник: вершины, углы, стороны. Сложение и вычитание с переходом ч/з десяток. Вес случаи с числом 14. Вычерчивание треугольников но данным вершинам. Сложение и вычитание с переходом через десяток. Все случаи с числами 15, 16. Сложение и вычитание с переходом через десяток. Вес случаи с числами 17,18.19. Деление предметных совокупностей на 2 равные чисти. Деление на две равные части. Решение задач. Итоговая контрольная работа «Втopoй десяток». Работа над ошибками. Решение задач. Повторение 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 2 1 4 класс №п/п Тема Кол-во часов Повторение. Нумерация чисел (6 часов) 1 2 3 4 5 6 Нумерация чисел в пределах 20. Числовой ряд 1-20 Сравнение чисел по их месту в числовом ряду Числа четные и нечетные. Числа однозначные н двузначные, их состав. Числа однозначные и двузначные, их состав. Сравнение чисел I 1 1 1 1 1 Сложение и вычитание в пределах 20 без перехода через разряд(11 часов) 7 8 9 10 11 12 13 14 Сложение и вычитание без перехода через разряд 10*3; 3+10; 15-, 1510,15-5 Нуль в качестве компонента сложения и вычитания. Сложение и вычитание 13+2; 14-2 Называние результатов, компонентов сложения и вычитания (в речи учителя) Сложение и вычитание без перехода через разряд 17+3,20-3,20-13 Меры времени: час, сутки. Увеличение и уменьшение числа на несколько единиц. Решение задач на увеличение (уменьшение) числа на несколько единиц. Меры стоимости: 1р. 1 к. Действия с числами, выраженными одной единицей измерения. Построение отрезка больше (меньше) 1 1 1 1 1 1 1 1 15 16 17 данного, равного данному. Действия с числами, выраженными одной единицей измерения. Многоугольник. Вершины, стороны, углы многоугольника. Название многоугольника в зависимости от количества углов. Контрольная работа но теме «Сложение и вычитание в пределах 20 без перехода через разряд» 1 1 1 Сложение и вычитание в пределах 20 с переходом через разряд (20 часов) 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45-46 47-48 49 50-51 52 Дополнение однозначного числа до 10. Название чисел при сложении. Состав чисел от 5 до 10 Прибавление числа 9, решение задач и примеров. Замена второго и третьего слагаемого суммой. Прибавление числа 8, решение примеров и задач Замена второго и третьего слагаемого суммой.. Прибавление числа 7, решение примеров и задач. Замена второго н третьего слагаемого суммой. Прибавление чисел 6.5,4,3.2 решение примеров Самостоятельная работа по теме: «Прибавление чисел 6,5.4,3,2». Закрепление изученного. Составные арифмегнчсские задачи в 2 действия, составленные из ранее решаемых простых задач. Таблица состава двузначных чисел в пределах 20. Единица измерения емкости- литр. Обозначение 1л Меры массы. Обозначение: 1 кг Разложение двузначных чисел иа десятки и единицы. Разложение числа 9 на 2 числа. Вычитание числа 9. Решение составных задач в 2 действия. Название чисел при вычитании. Разложение числа 8 на 2 числа. Вычитание числа 8 Разложение числа 7 на 2 числа. Вычитание числа 7 Вычитание чисел 6,5,4,3,2. Присчитывание и отсчитывание по 2. Присчитывание и отсчитывание по 3,4. Решение примеров и задач Углы. Прямой угол. Решение примеров и задач. Контрольная работа но теме «Сложение и вычитание чисел в пределах 20 с переходом через разряд», (за 1-ю четверть) РНО Закрепление изученного. Решение примеров и задач Сложение и вычитание в пределах 20. (все случаи). Закрепление. Умножение и деление (19 часов) Смысл умножения. Знак (X). Запись и чтение действия умножения. Название компонентов и результата умножения. Таблица умножения числа 2 Таблица умножения на 2 Решение задач. Схема решения задач. Деление на равные части Знак деления. Таблица деления на 2. Решение примеров задач. Таблица умножения числа 3. Решение примеров задач. Таблица деления на 3. Решение примеров задач Таблица умножения числа 4. Решение примеров задач Таблица деления на 4. Решение задач И примеров. Таблица умножения чисел 5,6. Решение примеров. Таблица деления на 5.6. Решение примеров. Закрепление умножения и деления чисел 2,3.4.5 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 2 2 1 2 1 53 54 55 56 Закрепление умножения и деления чисел 2,3,4. Закрепление и умножение чнсла5,6 Таблица умножения чисел 5.6. Контрольная работа по теме: «Умножение и деление чисел 23.4.5,6». РНО Закрепление изученного. 1 1 1 1 57 58 59 Получение и запись круглых десятков. Счёт до 100. Составление и разложение двузначного числа. Сложение н вычитание по 1, по 10. Умение откладывать числа в пределах 100 на счетах.Сравнение чисел. Контрольная работа по теме: «Нумерация чисел от 1 до 100» (за 2-ю четверть.) Работа над ошибками. Закрепление изученного. Присчитывание и отсчитывание по 2 десятка Присчитывание и отсчитывание по 2,3 десятка Присчитывание и отсчитывание по 2, 3.4 десятка Меры длины. Соотношение: 1м=100см Решение примеров Мера времени. Соотношение: 1р ЮОк.Решен не примеров Окружность. Круг. Решение задач 1 1 1 Сложение и вычитание круглых десятков. Решение примеров н задач Меры стоимости. Решение примеров и задач. Сложение и вычитание круглых десятков и однозначных чисел. Сложение и вычитание двузначных и однозначных чисел. Действия со скобками. Сложение и вычитание круглых десятков и двузначных чисел. Вычитание круглых десятков из двузначных чисел. Сложение и вычитание двузначных чисел. Самостоятельная работа по теме: «Сложение и вычитание двузначных чисел» Получение круглых десятков и сотни сложением двузначного числа с однозначным. Получение круглых десятков и сотни сложением двух двузначных чисел. Решение составных арифметических задач в 2 действия. Вычитание однозначных и двузначных чисел из круглых десятков и сотен. Повторение по теме «Сложение и вычитание чисел без перехода через десяток в пределах 100». Решение примеров и задач. Контрольная работа по теме: «Сложение и вычитание без перехода через десяток в пределах 100». Числа, полученные при счёте и при измерении (16 часов) РНО Число, полученное при счете. Решение примеров. Дополнение и решение задач. Дополнение и решение задач. Сравнение чисел, решение примеров Число, полученное при измерении. Решение примеров Сравнение чисел, решение примеров Дополнение и решение задач Решение и сравнение именованных чисел Решение и сравнение именованных чисел. Решение примеров и задач. 2 1 1 2 1 Числа от 1 д 100 (нумерации). Устная и письменная нумерация чисел от 1 до 100. (12 часов) 60 61 62 63 64-65 66 67 68 69-70 71 72 73-74 75 76-77 78-79 80-81 82 83-84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 Сложение и вычините в пределах 100 без перехода через разряд (21 час) 1 1 1 1 2 1 1 1 2 2 2 1 2 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 96 97 98 99 100 101 102 103 104-105 Контрольная работа за 3-ю четверть РИО Меры длины, сравнение длин отрезков. Меры длины, сравнение длин отрезков решение примеров. Измерение времени - минута, решение задач. Измерение времени - час, решение задач. Измерение времени - сутки, год решение задач. Измерение времени - решение задач. Закрепление изученного Повторение изученного в 3-ей четверти Деление на равные части. Деление по содержанию. (14 часов) 106-107 108-109 110-111 112-113 114-115 116-117 118 119 Деление на 2 равные части. Деление по 2 Деление на 3 равные части. Деление по 3 Деление на 4 равные чаез и. Деление по 4 Деление на 5 равных частей. Деление по 5 Порядок действий. Решение примеров в два действия Повторение по теме «Деление на равные части». «Деление по содержанию». Подготовка к контрольной работе. Контрольная работа по теме: «Деление на равные части. Деление по содержанию» РИО Составление и решение задач по условию Bидимое положение геометрических фигур на плоскости (3 часа) 120 121 122 1 1 1 1 1 1 1 1 2 1 1 1 1 1 1 1 1 Пересечение линий (отрезков); точка пересечения. Обозначение точки пересечения буквой. Пересечение окружностей; точка пересечения. Обозначение точки пересечения буквой. Положение геометрических фигур относительно друг друга 1 Действия 1-й ступени. Порядок выполнения со скобками н без скобок 2 Действия 2-й ступени. Порядок выполнения со скобками и без скобок 2 Закрепление изученного 2 Решение задач Повторение (7 часов) Итоговое повторение. Закрепление изученного за тд. 1 Контрольная работа за год РИО Геометрический материал. 1 Решение примеров и задач Повторение за год 1 1 1 1 Порядок арифметических действий (7 часов) 123124 125126 127128 129 130131 132 133134 I35 136 2 2 5 класс № п/п 1. 2. 3. Тема урока Повторение.Устная нумерация. Счёт десятками до 100. Таблица разрядов (сотни, десятки, единицы). Сложение и вычитание в пределах 20 н!00 без переходи через разряд. Меры СТОИМОСТИ : рубль, копейка. Соотношение 1р.= 100 кои. 1 1 1 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10. 11. 12. 13. 14. 15. 16. 17. 18. 19. 20. 21. 22. 23. 24. 25. 26. 27. 28. 29. 30. 31. 32. 33. 34. 35. 36. 37. 38. 39. 40. 41. 42. 43. Меры длины: ме:р, дециметр, сантиметр Миллиметр - мера длины. Соотношение: 1 см = 10мм Построение отрезков. Решение примеров и пределах 100 без перехода через разряд. Проверка сложения вычитанием. Углы. Умножение 2-.\ и деление на 2. Взаимосвязь деления и умножения. Умножение чисел 3. 4. 5 и деление на 3. 4, 5. Порядок выполнения действий I и II ступени в сложных примерах. Меры массы: килограмм, центнер. Соотношение между единицами массы 1ц 100 кг Решение задач с мерами массы. Ношение задач с мерами массы. Сложение в пределах 100 без перехода через разряд. (24+6, 24-i-16) Вычитание в пределах 100 без перехода через разряд. (40-12,30-12, 100-4) Входная контрольная работ. РНО 1 Пресечение линий (отрезков); точка пересечения. Обозначение точки пересечения буквой Пересечение окружностей: точка пересечения. Обозначение сочки пересечения буквой. Положение геометрических фигур относительно друг друга. Углы. Окружность. Действия 1-й ступени. Порядок выполнения со скобками и без скобок Действия 1-й ступени. Порядок выполнения со скобками и без скобок Действия 2-н ступени. 11орядок выполнения со скобками и без скобок Действия 2-н ступени. Порядок выполнения со скобками и без скобок Сложение с переходом через разряд. Решение примеров вида: 9-14; 59+4. Зависимость между стоимостью, ценой, количеством. Вычисление стоимости. Классификация углов. Многоугольник. Присчитывание и отсчитывапие НО 6. Письменное сложение двузначных чисел с переходом через разряд (37+45) Вычитание с переходом череп разряд. Письменный приём вычитания вида 75-28. Решение составных задач. Составление и решение составных задач по краткой записи. Присчитывание и отсчитываняс по 4 Свойства сторон прямоугольника. Связь действий сложения и вычитания. Контрольна» работа по теме «Сложение и вычитание в пределах 100 без перехода через разряд». Работа над ошибками. Умножение и деление числа 2. Взаимосвязь умножения числа 2 и деления на 2. Умножение числа 3. Таблица умножения числа 3. Порядок действий в примерах без скобок.Постросние квадрата и прямоугольника. Деление на 3 равные части. Таблица деления на 3. Взаимосвязь умножения числа 3 и деления на 3. Умножение числа 4. Таблица умножения числа 4. 11ереместитслыюс свойство умножения. Прямая, кривая, ломаная, луч. Ломаные линии. Деление на 4 равные части Взаимосвязь умножения числа 4 и деления на 4. Порядок выполнения действий в примерах без скобок и со скобками 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 44. 45. 46. 47. 48. 49. 50. 51. 52. 53. 54. 55. 56. 57. 58. 59. 60. 61. 62. 63. 64. 65. 66. 67. 68. 69. 70. 71. 72. 73. 74. 75. 76. 77. 78. 79. 80. 81. 82. 83. 84. 85. Решение задач деления на 4 равные части и по 4. Замкнутые н незамкнутые кривые. Окружность. Дуга. Контрольным работы «Умножение н деление на 2, 3, 4». Работа над ошибками. Решение задач на умножение и деление на 2,3,4. Умножение числа 5. Таблица умножения числа. Составные задачи, решаемые двум я арифметическими действиями Составление и решение задач на зависимость между величинами: ценой, количеством, стоимостью. Деление на 5 равных частей. Таблица деления на 5. Решение задач деления на 5 равных частей и по 5. Взаимосвязь умножения числа 5 и деления на 5. Увеличение и уменьшение числа в несколько раз. Решение задач Замкнутые и незамкнутые ломаные линии. Граница многоугольника. Умножение числа 6. Таблица умножения числа 6. С.99 Самостоятельная работа по теме «Умножение и деление». Деление на 6 равных частей. Таблица деления на 6. Взаимосвязь умножения числа 6 и деления на 6. Контрольная работа «Умножение и деление на 5, 6». Работа над ошибками. Решение простых задач на увеличение и уменьшение числа в несколько роз. Сравнение простых задач на увеличение и уменьшение числа в несколько раз с простыми задачами на увеличение и уменьшение на несколько единиц. Измерение отрезков ломаной и вычисление ее длины. Построение отрезка, равного длине ломаной. Зависимость между ценой, количеством, стоимостью. Вычисление цены Ц=С:К Умножение числа 7. Таблица умножения числа 7. Составные задачи, решаемые двумя арифметическими действиями. Сравнение выражений. Построение многоугольника и вычисление длины .ломаной многоугольника (повторение). Деление на 7 равных частей. Таблица деления ни 7. Взаимосвязь таблицы умножения числа 7 и деления на 7. Составные задачи, решаемые двумя арифметическими действиями. Прямая линия. Отрезок. Измерение отрезка в см и мм. Контрольная работа «Умножение и деление на 7». Работа над ошибками. Решение примеров с неизвестными компонентами. Зависимость между ценой, количеством, стоимостью. Вычисление количества. 1 1 1 Умножение числа S. Таблица умножения числа 8. Составные задачи, решаемые двумя арифметическими действиями. Порядок действий lull ступени в примерах без скобок. Деление на 8 равных частей. Таблица деления числа 8. Взаимосвязь таблиц умножения числа 8 и деления на 8. Умножение числа 9. Таблица умножения числа 9. Сравнение выражений. Решение составных задач Деление на 9 равных частей. Таблица деления на 9. Порядок действий в примерах без скобок. Решение составных задач. Взаимное положение прямых, отрезков. Конт рольная работа «Умножение и деление на 8, 9». Работа над ошибками. Увеличение и уменьшение длины заданных отрезкой на несколько единиц. 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 86. 87. 88. 89. 90. 91. 92. 93. 94. 95. 96. 97. 98. 99. 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 12! 122 123 124 125 126 127 Умножение единицы и на единицу. Деление на единицу. Взаимное положение окружности, прямой, отрезка. Умножение нуля и на нуль. Деление нуля. Составление и решение задач на нахождение цены, количества, стоимости Взаимное положение многоугольника, прямой линии, отрезка. Умножение числа 10 и на 10. Деление чисел на 10. Меры времени. Контрольная работа по теме «Табличное умножение и деление». РНО Решение задач с мерами времени. Числа, полученные при измерении стоимости (рубль, копейка). Числа, полученные при измерении длины (м. дм. см. мм). Выполнение действий с числами, полученными при измерении длины Решение задач с мерами длины. Построение отрезков заданной длины. Мера времени секунда. 1 мин = 60 с. Выполнение действий с числами, полученными при измерении времени. Выполнение действий с числами, полученными при измерении времени. Взаимное положение геометрических фигур. Составление и решение составных задач по краткой записи. Порядок выполнения действий в примерах без скобок и со скобками. Составные задачи, решаемые двумя арифметическими действиями Сложение чисел в пределах 100. Вычитание чисел в пределах 100 Сложение и вычитание чисел в пределах 100. Умножение и деление. Увеличение и уменьшение чисел в несколько раз. Составление и решение примеров на нахождение суммы и остатка. Деление с остатком. Проверка деления с остатком умножением и сложением. Решение примеров и задач, содержащих действия деления с остатком. Треугольник. Построение треугольника. Названия сторон треугольника. Действия с числами, полученными при измерении длины, стоимости, времени. Определение времени по часам с точностью до 1 мин разными способами. Решение задач с мерами времени. Четные и нечетные числа. Решение составных задач, требующих выполнения 2-3 арифметических действий. Порядок выполнения действий 1 и 11 ступени в примерах бет скобок и со скобками. Прямоугольник и квадрат. Построение прямоугольника и квадрата с помощью чертежного угольника. Равенство боковых сторон, верхних и нижних оснований прямоугольника (квадрата). Решение составных задач, требующих выполнения 2-3 арифметических действий. Зависимость между стоимостью, ценой, количеством (все случаи). Составление и решение примеров на увеличение, уменьшение на несколько единиц и увеличение, уменьшение в несколько раз. Составление и решение задач на деление на равные части по содержанию lice действия в пределах 100. Проверочная работа по теме «Вес действия в пределах 100» 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 128 Подготовка к контрольной работе. 1 ПЕРЕЧЕНЬ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ Учебники Учебные пособия Математика: учебник для 1 кл. В 2 Математика: рабочая тетрадь для 1 кл. В 2 частях / Т.В. частях/ Т.В. Алышева.-М., Алышева.-М.. Просвещение Просвещение Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида 0-4 классы/ под рсд. И.М. Бгажноковой- СПб, Просвещение,2011. — Особенности образовательного процесса в классах коррекции. Технологии, уроки развития. / авторы-составнтелн Л.В. Афанасьева, Г.Н. Гордсюк./ Волгоград, 2010 — Перова М.Н. Методика преподавания математики во вспомогательной школе. - М, Просвещение. 2003. — Перова М.Н. Дидактические игры и упражнения по математике для работы с детьми дошкольного и младшего школьного возраста. - М., Просвещение, 1996. -- Романова И.М., Н.А. Крылова Н.А. Дидактический материал по математике и русскому языку для I класса школы слабовидящих. М., Просвещение, 2000 Перечень учебно-методического обеспечении Учебники: • Алышева Т. В. Математика 1 класс Учебник для специальных (коррекционных) образовательных учреждений (VIII вид); • М., Просвещение, 2016 • Алышева Т. В. Математика 2 класс Учебник для специальных (коррекционных) образовательных учреждений (VIII вид); • М.. Просвещение, 2016 • Эк. В. В. Математика 3 класс Учебник для специальных (коррекционных) образовательных учреждений (VIII вид); • М.. 11росвсщение. 2016 • Перова М. II. Математика 4 класс Учебник для специальных (коррекционных) образовательных учреждений (VIII вид); • М.. просвещение. 2016 • Дополнительная литература: • М.Л. Калугин развивающие игры .тля младших школьников. Ярославль. 1996 г. • M-А. Беженона Весёлая математика М., 1998 г. • П.В. Григорян Большая энциклопедия начальной школы. Математика. CM I., 2001 г. • . Волина В.В. Праздник числа: Занимательная математика для детей. М., 1993. • Волкова С.И. Демонстрационный материал по математике. — М.: Просвещение, 1990. • Обучение учащихся I - IV классов вспомогательной школы: Пособие для учителей / Под |>ед. В.Г. Петровой. 2-е изд., нерераб. М: Просвещение. 1982. • Перова М.Н. Дидактические игры и упражнения по математике во вспомогательной школе. Пособие для учителей. - М.: Просвещение. 1976. • . Перова М.Н., Эк В.В. Обучение элементам геометрии во вспомогательной школе. М.: Просвещение, 1992. • Эк В.В. Обучение математике учащихся младших классов вспомогательной школы. М.: Просвещение. 1990 • И нтернет-рссурсы • http://i mages .у an dcx.ru http://pedsovct.sa'' http://festival.September. Ru