рабочая программа окружающий мир (вариант 4.3)

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Изучение курса «Окружающий природный мир» в начальной школе направлено на
достижение следующих целей:
-формирование целостной картины мира и осознание места в нем человека на
основе единства рационально-научного познания и эмоционально-ценностного
осмысления ребёнком личного опыта общения с людьми и природой;
- формирование бережного отношения к богатствам природы и общества, навыков
экологически и нравственно обоснованного поведения в природной и социальной среде;
- духовно-нравственное развитие и воспитание личности.
В программе выделяются следующие основные задачи:
- формировать первоначальные представления о природе, объектах и явлениях
живой и неживой природы;
- вызывать интерес к разнообразию окружающего мира (мира животных, растений,
к явлениям природы);
- создавать условия для возникновения речевой активности детей и использования
усвоенного речевого материала в быту, на уроках-занятиях, в играх, в самообслуживании
и в повседневной жизни;
- обеспечивать необходимую мотивацию речи посредством создания ситуации
общения, поддерживать стремление к общению;
- воспитывать отношение к сверстнику как объекту взаимодействия, развивать
субьектно-объектные отношения;
- формировать и расширять словарный запас, связанный с содержанием
эмоционального, бытового, предметного, игрового, трудового опыта;
- учить задавать вопросы, строить простейшие сообщения и побуждения (то есть
пользоваться различными типами коммуникативных высказываний);
- знакомить с функциональными свойствами объектов в процессе наблюдения и
практического экспериментирования;
- формировать представления о явлениях природы, сезонных и суточных
изменениях (лето, осень, зима, весна, день, ночь);
- формировать элементарные экологические представления (люди, растения и
животные; строение тела, способ передвижения, питание);
- развивать сенсорно-перцептивные способности учащихся: учить выделять
знакомые объекты из фона зрительно, тактильно и на вкус (исходя из целесообразности и
безопасности);
- закреплять полученные представления в процессе различных видов доступной
учащимся социально-бытовой деятельности;
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕННОГО ПРЕДМЕТА
1-2КЛАССЫ
Предметные результаты
• освоение обучающимися с легкой степенью умственной отсталости
(интеллектуальными нарушениями) специфических умений, знаний и навыков для данной
предметной области.
Личностные результаты
•
оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения
общепринятых норм и ценностей: в предложенных ситуациях отмечать конкретные
поступки, которые можно оценить, как хорошие или плохие;
•
объяснять с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, почему
конкретные поступки можно оценить, как хорошие или плохие;
•
самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех

людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей);
•
в предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех простые правила
поведения, делать выбор, какой поступок совершить
Минимальный уровень:
•
знать и называть времена года;
•
узнавать и называть живые и неживые объекты;
•
узнавать и называть 3-4 объекта по теме «Овощи и фрукты»;
•
узнавать и называть 3-4 объекта но теме «Животные»:
•
называть основные части тела человека (голова, руки, ноги, туловище),
части лица (рот, нос, уши, глаза);
•
участвовать в беседе, полно отвечать на поставленные вопросы, используя
слова данного вопроса;
•
уметь составлять простые нераспространенные предложения;
Достаточный уровень:
•
знать и называть времена года; различать времена года по их основным
признакам;
•
уметь различать живые и неживые объекты;
•
узнавать и называть 5-8 объекта по теме «Овощи и фрукты»;
•
узнавать и называть 5-8 объекта по теме «Животные»;
•
участвовать в беседе, полно отвечать на поставленные вопросы, используя
слова данного вопроса;
•
уметь составлять простые нераспространенные предложения;
•
уметь распространять предложения по вопросам, правильно употребляя
формы знакомых слов.
3 КЛАСС
Предметные результаты
•
освоение обучающимися с легкой степенью умственной отсталости
(интеллектуальными нарушениями) специфических умении, знании и навыков для данной
предметной области.
Личностные результаты
•
формирование следующих умений:
•
оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения
общепринятых норм и ценностей: в предложенных ситуациях отмечать конкретные
поступки, которые можно оценить, как хорошие или плохие;
•
объяснять с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, почему
конкретные поступки можно оценить, как хорошие или плохие;
•
самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех
людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей);
•
в предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех простые правила
поведения, делать выбор, какой поступок совершить.
Минимальный уровень:
•
знать и называть времена года;
•
узнавать и называть живые и неживые объекты:
•
узнавать в природе или на рисунках деревья, кусты н цветы;
•
узнавать и называть 4-5 объекта по теме «Овощи и фрукты»;
•
узнавать и называть 4-5 объекта по теме «Животные»;
•
различать диких и домашних животных,
•
выделять насекомых из 3-4 объектов по теме «Животные» ;
•
узнавать и называть части растений (корень, стебель, лист);
•
называть и характеризовать предметы, сравнивать два предмета, делать
элементарные обобщения;

уметь составлять простые распространенные предложения, правильно
употребляя формы знакомых слов; использовать предлоги и некоторые наречия.
Достаточный уровень:
•
различать признаки времен года,
•
объяснять причину сезонных изменений в природе;
•
уметь различать живые и неживые объекты;
•
узнавать в природе и на рисунках деревья, кусты и цветы;
•
узнавать и называть 5-8 объектов по теме «Овощи и фрукты»,
дифференцировать их;
•
узнавать и называть 5-8 объектов по теме «Животные»;
•
различать диких и домашних животных на основании изученных признаков;
•
узнавать, называть и показывать части растений (корень, стебель, лист);
•
называть и характеризовать предметы, сравнивать два предмета, делать
элементарные обобщения;
•
участвовать в беседе, полно и правильно отвечать на поставленный вопрос;
•
уметь составлять простые распространенные предложения, правильно
употребляя формы знакомых слов; использовать предлоги и некоторые наречия
•

4 КЛАСС
Предметные результаты
•
освоение обучающимися с легкой степенью умственной отсталости
(интеллектуальными нарушениями) специфических умений, знаний и навыков для данной
предметной области.
Личностные результаты:
•
формирование следующих умений:
•
оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения
общепринятых норм и ценностей: в предложенных ситуациях отмечать конкретные
поступки, которые можно оценить, как хорошие или плохие;
•
объяснять с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, почему
конкретные поступки можно оценить, как хорошие или плохие;
•
самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех
людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей);
•
в предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех простые правила
поведения, делать выбор, какой поступок совершить.
Минимальный уровень:
•
правильно называть изученные объекты и явления;
•
называть по 2-3 растения, изученных в курсе;
•
отличать домашних и диких животных,
•
выделять птиц и рыб;
•
соотносить сезонные изменения в природе с изменениями в жизни человека;
•
соблюдать правила личной гигиены;
•
соблюдать правила уличного движения, знать сигналы светофора;
•
уметь ухаживать за одеждой и обувью;
•
уметь поддерживать порядок в классе, дома;
Достаточный уровень:
•
правильно называть изученные объекты и явления;
•
знать названия изученных лиственных деревьев, уметь их покатывать;
•
сравнивать и различать домашних и диких животных и птиц, рыб;
описывать их образ жизни;
•
соотносить сезонные изменения в природе с изменениями в жизни растений,
животных, человека;
•
знать название времен года, дней недели;

• соблюдать правила личной гигиены;
• участвовать в беседе, отвечать на вопросы, дополнять высказывания

товарищей;
•
связно высказываться по плану, употребляя простые распространенные
предложения, правильно используя формы знакомых слов;
•
уметь ухаживать за одеждой и обувью;
•
уметь поддерживать порядок в классе, дома;
•
соблюдать правила личной гигиены;
•
соблюдать правила уличного движения, знать сигналы светофора;
5 КЛАСС
Предметные результаты
•
освоение обучающимися с легкой степенью умственной отсталости
(интеллектуальными нарушениями) специфических умений, знаний н навыков для данной
предметной области.
Личностные результаты
формирование следующих умений:
•
оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения
общепринятых норм и ценностей: в предложенных ситуациях отмечать конкретные
поступки, которые можно оценить, как хорошие или плохие;
•
объяснять с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, почему
конкретные поступки можно оценить, как хорошие или плохие;
•
самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех
людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей):
•
в предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех простые правила
поведения, делать выбор, какой поступок совершить.
Минимальный уровень:
•
представления о назначении объектов изучения;
•
узнавание и называние изученных объектов на иллюстрациях, фотографиях;
•
отнесение изученных объектов к определенным группам (видо-родовые
понятия);
•
называние сходных объектов, отнесенных к одной и той же изучаемой
группе;
•
представления об элементарных правилах безопасного поведения в природе
и обществе;
•
знание требований к режиму дня школьника:
•
знание основных правил личной гигиены и выполнение их в повседневной
жизни;
•
ухаживание за комнатными растениями: кормление зимующих птиц;
•
составление повествовательного или описательного рассказа из 2-4
предложений об изученных объектах по предложенному плану;
•
адекватно поведение в классе, в школе, на улице в условиях реальной или
смоделированной учителем ситуации;
•
выполнять практические работы по уходу за жилищем, по посадке растений,
по уборке урожая;
•
соблюдать правила личной гигиены;
•
соблюдать правила дорожного движения.
Достаточный уровень:
•
представления о взаимосвязях между изученными объектами, их месте в
окружающем мире;
•
узнавание и называние изученных объектов в натуральном виде в
естественных условиях;

отнесение изученных объектов к определенным группам с учетом
различных оснований для классификации;
•
знание отличительных существенных признаков групп объектов;
•
знание некоторых правил безопасного поведения в природе и обществе с
учетом возрастных особенностей;
•
соблюдение элементарных санитарно-гигиенических норм;
•
выполнять практические работы по уходу за жилищем, по посадке растений
на пришкольном и опытном участке, по уборке урожая;
•
соблюдать правила личной гигиены;
•
соблюдать правила дорожного движения.
•

Планируемые результаты по окончании начальной школы:
Личностные результаты:
•
Осознание себя как ученика, заинтересованного посещением школы,
обучением, занятиями, как члена семьи, одноклассника, друга.
•
Способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем,
принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей. Проявляет уважение
к людям старшего возраста.
•
Положительное отношение к окружающей действительности, готовность к
организации взаимодействия с ней и эстетическому ее восприятию.
•
Умение ценить и принимать следующие базовые ценности «добро»,
«природа», «семья»; испытывать уважение к своей семье, к своим родственникам, любовь
к родителям
•
Понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать, проявлять
собственные чувства; осознавать, что может, а что ему пока не удается;
•
Иметь представления о здоровом образе жизни: элементарные
гигиенические навыки;
•
Определяет свои внешние данные (цвет глаз, волос, рост и т.д.); определяет
состояние своего здоровья;
• Осознавать роль языка и речи в жизни людей.
Базовые учебные действия
Регулятивные УД:
умение входить и выходить из учебного помещения со звонком; ориентироваться в
пространстве класса (зала, учебного помещения); пользоваться учебной мебелью;
адекватно использовать ритуалы школьного поведения (поднимать руку, вставать и
выходить из-за парты и т.д.); работать с учебными принадлежностями и организовывать
рабочее место; передвигаться по школе, находить свой класс, другие необходимые
помещения;
принимать цели и произвольно включаться в деятельность, следовать
предложенному плану и работать в общем темпе;
•
активно участвовать в деятельности, контролировать и оценивать свои
действия и действия одноклассников;
•
соотносить свои действия и их результаты с заданными образцами,
принимать оценку деятельности, оценивать ее с учетом предложенных критериев,
корректировать свою деятельность с учетом выявленных недочетов.
Познавательные УД:
•
умение выделять существенные, общие и отличительные свойства
предметов; устанавливать видо-родовые отношения предметов;
•
делать простейшие обобщения, сравнивать, классифицировать на наглядном

материале; пользоваться знаками, символами, предметами-заместителями: читать; писать:
выполнять арифметические действия; наблюдать;
•
работать с информацией (понимать изображение, текст, устное
высказывание, элементарное схематическое изображение, таблицу, предъявленные на
бумажных и электронных и других носителях).
•
испытывать потребность в новых знаниях (на начальном уровне)
•
стремиться помотать окружающим
Коммуникативные УД:
•
вступать в контакт и работать в коллективе (учитель - ученик, ученик ученик, ученик - класс, учитель-класс); использовать принятые ритуалы социального
взаимодействия с одноклассниками и учителем; обращаться за помощью и принимать
помощь;
•
слушать и понимать инструкцию к учебному заданию в разных видах
деятельности и быту;
•
сотрудничать со взрослыми и сверстниками в разных социальных
ситуациях;
доброжелательно
относиться,
сопереживать,
конструктивно
взаимодействовать с людьми; договариваться и изменять свое поведение с учетом
поведения других участников спорной ситуации; проявляет мотивацию благополучия
(желает заслужить одобрение, получить хорошие отметки);
•
пользоваться речевыми и жестовыми формами взаимодействия для
установления контактов, разрешения конфликтов
Предметные результаты:
1)
Представления о явлениях и объектах неживой природы, смене времен года
и соответствующих сезонных изменениях в природе, умение адаптироваться к
конкретным природным и климатическим условиям.
•
Интерес к объектам и явлениям неживой природы.
•
Представления об объектах неживой природы (вода, воздух, земля, огонь,
лес, луг, река, водоемы, формы земной поверхности, полезные ископаемые и др.).
•
Представления о временах года, характерных признаках времен года,
погодных изменениях, их влиянии на жизнь человека.
•
Умение учитывать изменения в окружающей среде для выполнения правил
жизнедеятельности, охраны здоровья.
2)
Представления о животном и растительном мире, их значении в жизни
человека.
•
Интерес к объектам живой природы.
•
Представления о животном и растительном мире (растения, животные, их
виды, понятия «полезные» - «вредные», «дикие» - «домашние» и др.).
•
Опыт заботливого и бережного отношения к растениям и животным, ухода
за ними.
•
Умение соблюдать правила безопасного поведения в природе (в лесу, у реки
и др.).
3) Элементарные представления о течении времени.
Умение различать части суток, дни недели, месяцы, их соотнесение с временем года.
Представления о течении времени: смена событий дня. смена частей суток, дней недели,
месяцев в году и др.

Класс

Обучающиеся должны уметь:

1-2
классы

- называть предметы, характеризовать их по
основным свойствам (цвету, форме, размеру,
вкусу, запаху, материалу);
- участвовать в беседе, полно отвечать на
поставленные вопросы, используя слова данного
вопроса;
- составлять простые нераспространенные
предложения;
- распространять предложения по вопросам,
правильно употребляя формы знакомых слов.
- выделять интересующий (учебный) объект или
явление;
- наблюдать, взаимодействовать с объектом или
явлением с целью накопления представлений о
нем;
- описывать признаки изучаемого объекта или
явления, указывая на основные из них; делать
выводы на основе наблюдения и практических
действий;
- использовать полученные результаты в
дальнейшей деятельности.

3 класс

4 класс

- называть и характеризовать предметы и
явления, сравнивать и классифицировать,
устанавливать общие и отличительные свойства;
- участвовать в беседе, отвечать на вопросы,
дополнять высказывания товарищей;
- связно высказываться по плану, употребляя
простые распространенные
предложения, правильно используя формы
знакомых слов;
- ухаживать за одеждой и обувью; поддерживать
порядок в классе, дома;
- соблюдать правила личной гигиены; соблюдать
правила уличного движения.
- называть и характеризовать предметы и
явления, сравнивать и классифицировать,
устанавливать элементарные зависимости;

Обучающиеся должны
знать:
•названия и свойства
изученных предметов и их
частей;
• обобщающие названия
изученных групп
предметов.

- объекты, явления
окружающего мира и
взаимосвязь между ними,
представления о единстве
природного и социального
мира;
- основы безопасного
взаимодействия с
окружающим миром;
- правила бережного
отношения к изучаемым
объектам живой природы:
- смысл
природоохранительной
работы человека и желание
принимать в ней носильное
участие.
названия и свойства
изученных предметов;
-выученные правила
дорожного движения.

5 класс

- связно высказываться на предложенную тему на
основе проведенных наблюдений;
- выполнять практические работы по уходу за
жилищем, по посадке растений на пришкольном
и опытном участке, по уборке урожая;
-соблюдать правила личной гигиены;
- соблюдать правила дорожного движения

-названия и свойства
изученных предметов,
групп предметов, явлений
природы
правила дорожного
движения, все случаи
правильного перехода
улицы

Содержание учебного предмета
1-2 классы
Сезонные изменения в природе. Погода (дни ясные, солнечные, пасмурные, идет
дождь, снег). Погода сегодня, вчера. Изменения в природе, жизни растений и животных в
осенние месяцы: похолодание, листопад (различение листьев деревьев по цвету, величине,
форме), отлет птиц; в зимние месяцы: холод, снег, лед, мороз, снежинки, птицы зимой,
подкормка птиц; в весенние месяцы: потепление, сосульки, таяние снега, прилет птиц,
распускание почек.
Школа. Школьное здание. Классы, коридоры, зал, буфет или столовая, гардероб.
Классная комната. Стены, потолок, пол, дверь, окна, классная доска, парты, стол, шкаф.
Правильная посадка за столом, за партой. Поддерживание порядка в классе. Обязанности
дежурного. Учебные вещи. Их назначение. Обращение с ними.
Игрушки. Кукла, мишка, пирамидка, машины и др. Учебные вещи и игрушки.
Сравнение.
Семья. Мама, папа, бабушка, дедушка, братья, сестры.
Одежда. Школьная форма девочек (платье, фартук), школьная форма мальчиков
(пиджак, брюки, рубашка). Уход за школьной формой (чистка сухой щеткой, хранение).
Обувь. Туфли, ботинки, тапочки, сапоги. Уход за обувью (чистка щеткой, протирка).
Овощи. Помидор, огурец или другие. Цвет, форма, величина, вкус, запах.
Сравнение овощей поэтам признакам. Употребление в пищу.
Фрукты. Яблоко, груша или другие. Цвет, форма, величина, вкус, запах. Сравнение
фруктов по этим признакам. Употребление в пищу. Комнатные растения. Любое на выбор.
Узнавание и называние. Уход (полив).
Домашние животные. Кошка, собака. Узнавание, называние. Внешний вид,
повадки, пища. Сравнение. Какую пользу кошка и собака приносят человеку, как
заботится о них человек.
Дикие животные. Волк, лиса. Внешний вид. Образ жизни. Питание.
3 класс
Сезонные изменения в природе. Погода (ясно, пасмурно, дождь, снег). Погода
каждый день. Изменения в природе, жизни растений и животных в осенние месяцы:
похолодание, листопад, увядание трав, цветов, появление семян, плодов, отлет птиц; в
зимние месяцы; холод, снег, гололедица, мороз; в весенние месяцы: потепление, сосульки,
таяние снега, прилет птиц, распускание почек, первые цветы, цветение фруктовых
деревьев.
Школа, пришкольный участок. Классы и кабинеты в школе, библиотека, школьные
мастерские. Посадки во дворе школы: деревья, кустарники, газоны. Спортивная площадка,
площадка для игр.
Дом, квартира, домашний адрес. Дорога в школу и домой. Как и на каком
транспорте ехать. Правила дорожного движения: переход улицы по подземному переходу
и на зеленый свет светофора.

Семья. Родители и дети. Работа родителей. Обязанности детей в семье.
Одежда. Пальто, платье, рубашка, пиджак, кофта, свитер, юбка. Одежда для улицы
и для дома. Одежда для мальчика и для девочки. Уход за одеждой (сухая чистка,
вытряхивание, проветривание, хранение).
Овощи. Морковь, репа, лук. Цвет, форма, вкус, запах. Употребление в пишу.
Выращивание лука.
Фрукты. Лимон, апельсин (или другие местные). Цвет, форма, вкус, запах.
Употребление в пищу. Овощи и фрукты. Сравнение.
Деревья. Береза, клен или другие деревья ближайшего окружения.
Комнатные растения. Фикус, бегония или другие с широкими листьями. Узнавание
и называние. Уход за комнатными растениями (смывание пыли с листьев, полив).
Раннецветущие растения. Медуница, мать-и-мачеха или другие. Узнавание и
называние. Различение по внешнему виду.
Домашние животные. Кролик. Основные части тела, питание, способ
передвижения.
Дикие животные. Заяц. Основные части тела, питание, способ передвижения.
Домашние и дикие животные. Сравнение.
Птицы. Ворона, воробей или другие местные птицы. Внешний вид. Где живут, чем
питаются. Какую пользу приносят человеку.
Насекомые. Жук, бабочка. Узнавание и называние. Различение по внешнему виду.
Птицы и насекомые. Сравнение.
Охрана здоровья. Части тела человека. Волосы, кожа, ногти. Уход за волосами
(стрижка, расчесывание); уход за кожей (умывание, мытье); уход за ногтями
(подстригание ногтей на руках и ногах); мытье рук и ног.
4 класс
Сезонные изменения в природе. Погода (ясно, пасмурно, сильный дождь,
небольшой дождь, снег). Признаки лета: солнечные, жаркие дни, теплые дожди, зеленые
листья, цветение трав, сбор ягод, грибов. Признаки осени: пасмурные дни, холодные
дожди, туманы, изменение окраски листьев на деревьях и кустарниках, листопад,
увядание трав, наступление холодов, отлет птиц. Признаки весны: удлинение дня,
увеличение количества солнечных дней, потепление, таяние снега и льда, ледоход, первые
весенние цветы, набухание почек на деревьях, появление листьев, прилет птиц, первая
гроза Детские игры в разные времена года. Сезонная работа на огороде, в саду. Участие
детей в работах в саду и на огороде
Улица, на которой расположена школа. Дома, тротуары, мостовая, скверы.
Обозначение названий улиц и номеров домов. Школьный и домашний адрес.
Транспорт. Трамвай, автобус, троллейбус. Правила дорожного движения: переход
улицы на зеленый свет светофора, в местах, где есть указатель «переход».
Посуда. Чашка, стакан, кружка, тарелка, блюдце, миска. Различение. Уход и
посудой (мытье, хранение).
Мебель. Стол, стул, диван, кровать, кресло, шкаф. Назначение. Уход за мебелью
(протирание сухой и влажной тряпкой, чистка пылесосом, выбивание, уборка кровати).
Одежда. Шапка, шляпа, берет, шкаф, варежки, перчатки, чулки, носки, гольфы.
Назначение различных видов одежды. Уход за одеждой (чистка щеткой, стирка, сушка,
складывание и хранение).
Обувь. Обувь зимняя, летняя, осенне-весенняя. Уход за обувью (мытье,
просушивание, чистка использование кремов для обуви).
Овощи Картофель, капуста, свекла, горох или бобы. Внешний вид клубня
картофеля, кочана капусты, корпя свеклы. Вкус. Употребление этих овощей в пищу.
Хранение их зимой. Проращивание семян гороха или бобов.
Арбуз, дыня или другие бахчевые культуры. Различение по цвету, величине,

форме, вкусу, запаху. Сбор семян арбуза и дыни для подкормки птиц зимой.
Ягоды. Рябина, калина, клюква, брусника или другие местные ягоды. Сравнение по
окраске, форме, вкусу.
Деревья. Дуб, тополь или другие. Узнавание и называние. Части дерева: корень,
ствол, ветви, листья. Семена дуба, тополя.
Растения на клумбах. Астры, бархатцы, ноготки или другие. Узнавание и
называние. Различение частей корень, стебель, листья, цветки.
Комнатные растения. Традесканция, герань или другие. Различение. Уход за
комнатными растениями (мытье цветочных горшков, поддонов, правильная расстановка
растений в классе).
Раннецветущие растения. Гусиный лук, ветреница, подснежник, тюльпан или
другие. Наблюдения за появлением первых цветов. Растение. Обобщение. Деревья,
кустарники, травы, цветы. Узнавание, различение.
Домашние животные. Коза, овца. Основные части тела, питание. Польза,
приносимая людям.
Дикие животные. Еж, медведь. Внешний вид, пища, повадки. Как зимуют.
Птицы. Снегирь, синица, грач, скворец. Величина птиц. Части тела птиц. Чем
покрыто тело. Различение этих птиц. Польза, приносимая людям. Подкормка птиц зимой.
Подготовка к встрече птиц весной. Птицы перелетные и зимующие, на примере
наблюдения за птицами данной местности.
Домашние птицы. Курица, утка. Основные части тела, питание. Уход за курами и
утками.
Насекомые. Муравей, муха, божья коровка, стрекоза. Название. Внешний вид. Где
живут. Животные.
Обобщение. Звери, птицы, рыбы, насекомые. Различение по внешнему виду.
Охрана здоровья. Лицо, части лица: лоб, щеки, подбородок, глаза, веки, брови,
ресницы (назначение - защита глаз). Глазами мы видим. Как сохранить хорошее зрение.
Уши. Ушами мы слышим. Как беречь уши. Нос. Носом мы дышим и различаем запахи.
Значение чистоты носа. Как пользоваться носовым платком. Рот. Губы, зубы, язык.
Назначение зубов, уход за зубами.
5 класс
Сезонные изменения в природе. Погода (ясно, пасмурно, дождь, гроза, ветер).
Высота солнца в разное время дня. Признаки лета: солнце сильно греет, жарко, роса,
туман, на небе бывают облака и тучи, летний дождь, ливень, град, гроза (молния, гром).
Летние работы в деревне. Названия летних месяцев. Признаки осени: дует холодный
ветер, часто идут дожди, становится холоднее, листья на деревьях желтеют, опадают, на
ветках остаются почки, птицы (грачи, скворцы) собираются в стаи, улетают в теплые края,
заморозки. Осенние работы в поле. Названия осенних месяцев. Признаки зимы:
снегопады, морозы, метели, в морозную погоду снег скрипит под ногами, красиво
сверкает на солнце, зимой солнце поздно восходит, рано заходит, дни короче, ночи
длиннее, самый короткий день, самая длинная ночь, замерзли пруды, лед на реке твердый,
скользкий, птицам голодно, они прилегают к домам, ищут корм, люди заботятся о птицах.
Труд людей. Названия зимних месяцев. Признаки весны: солнце поднимается выше, греет
все сильнее, ледоход, разлив, первые проталины, первые травы и цветы, на деревьях и
кустарниках набухают почки, распускаются листья и цветки, цветут фруктовые деревья,
на улицах и в садах люди сажают деревья и кустарники, в огородах и цветниках сеют
семена, появляются насекомые, прилетают птицы. Названия весенних месяцев
Город, село, деревня. Главная улица города, села. Учреждения города, села,
деревни (почта, телеграф, телефонный узел, магазины, рынок, больница, аптека и др.).
Дорожное движение. Правила дорожного движения: правильный переход улицы (все
случаи).

. Овощи, фрукты, ягоды. Определение и различение.
Орехи. Орех лещины, грецкий орех, кедровый орешек. Различение по внешнему
виду, вкусу.
Грибы. Части триба. Грибы съедобные и несъедобные.
Семена цветковых растений. Сбор и хранение семян. Практические работы по
выращиванию цветковых растений из семян (настурция, ноготки, душистый горошек и
др.).
Полевые растения. Рожь, кукуруза, овес, другие местные. Части этих растений:
корень, стебель (соломина), листья, колос (метелка, початок), зерна. Как используются эти
растения. Осенние работы в поле.
Квартира, комната. Столовая, спальня, кухня.
Мебель. Мебель для столовой, спальни, кухни. Назначение. Уход за мебелью.
Посуда. Называние посуды. Посуда столовая, чайная, кухонная. Уход и хранение.
Одежда. Как мы одеваемся в разное время года: одежда летняя, зимняя,
демисезонная. Из чего сшита наша одежда. Уход за одеждой (чистка, сушка,
проветривание, хранение).
Обувь. Из чего делают обувь. Обувь кожаная, резиновая, валяная, текстильная.
Уход за разными видами обуви.
Комнатные растения. Традесканция, бегония, герань, алоэ (на выбор). Части
растений. Практические работы по выращиванию комнатных растений из черенков.
Деревья. Ель, сосна. Распознавание. Части дерева: корень, ствол, ветви, листья,
хвоя. Семена в шишках. Ель, сосна - хвойные деревья.
Домашние животные. Лошадь, корова, свинья и др. Особенности внешнего вида.
Пища. Уход и содержание Польза, приносимая людям.
Дикие животные. Лось, олень. Внешний вид, пища, повадки.
Домашние птицы. Гусь, индюк и др. Внешний вид, пища, повадки. Польза,
приносимая людям.
Дикие птицы. Гусь, лебедь и др. Внешний вид, места обитания, пища. Птицы
перелетные и зимующие. Время отлета и прилета разных птиц.
Насекомые вредные и полезные. Бабочки, майский жук, пчела, муравей, муха.
Рыбы. Чем покрыто тело рыбы. Как передвигаются, чем и как питаются рыбы.
Уход за рыбами в аквариуме.
Охрана здоровья. Отдых и труд дома. Режим сна. Режим питания.

Тематическое планирование
1 класс
№
1
2
3
4
5

Тема
Неживая природа
Сезонные изменения в природе
Живая природа
Растения
Животные
Человек
2 класс
Тема

№
1

Сутки. Долгота дня летом.

2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34

Долгота дня зимой.
Неживая природа. Вода. Свойства воды
Вода горячая и холодная. Температура воды
Вода в природе. Атмосферные осадки.
Значение воды.
Времена года. Экскурсия.
Осень. Изменения в природе. Занятия людей осенью.
Растения и животные осенью.
Комнатные растения. Уход та комнатными растениями.
Растения, части растения
Жизнь растений. Вилы растении
Огород. Овощи. Овощи в питании человека
Сад. Фрукты. Фрукты в питании человека
Уход за растениями сада и огорода
Времена года. Зима
Растения и животные зимой.
Занятия людей зимой
Разнообразие животных
Кошка и рысь
Породы кошек
Собака и волк
Породы собак
Рыбы. Внешний вид, среда обитания, питание, образ жизни
Использование рыб человеком и охрана природы
Времена года. Весна. Экскурсия
Растения и животные весной
Гигиена тела человека
Органы пищеварения
Питание человека
Продукты питания
Правила питания. Профилактика отравлений
Времена года. Лето
Растения и животные летом

Количество
часов
8
18
40
11
11
18

Количество
часов
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

3 класс
№

1
2
3
4

5
6
7
8
9

10
11

12

13
14

15
16

17
18
19
20
21
22

Тема
Сезонные изменения в природе. Формирование представлений о
смене времен года. Название времен года, название месяцев.
Наблюдение за изменением положения солнца в течение суток
(утро, день, вечер).
Формирование представлений о явлениях и состояниях неживой
природы: похолодание, дожди, заморозки, пасмурно.
Наблюдения за погодой осенью. Описание их в речи учащихся.
Наблюдения за растениями (деревья, кустарники) осенью. Тополь,
калина, шиповник. Экскурсия
Увядание трав, цветов. Труд людей в саду и в огороде осенью.
Огород Овощи (4-5 названий). Название овощей, их признаки.
Особенности произрастания овощей. Овощи в питании человека.
Сад. Фрукты (3-5 названий). Название фруктов, их признаки.
Особенности произрастания фруктов. Фрукты в питании человека.
Растения садов и огородов нашей местности. РНК
Комнатные растения. Названия и отличительные признаки (3-4
растения). Части растений: стебель, лист, цветок, корень.
Необходимость для жизни растений воздуха, воды, света, тепла.
Растения влаголюбивые и засухоустойчивые (традесканция,
кактус). Светолюбивые и теневыносливые растения (фиалка к
традесканция).
Уход за комнатными растениями. Практическая работа
Домашние животные: кролик (внешний вид, части тела, повадки,
питание, детеныши, образ жизни, место обитания).
Необходимые условия для жизни животных: вода, тепло, воздух,
пища.
Отношение человека к домашним животным.
Дикие животные: заяц (внешний вид, части тела, повадки, питание,
детеныши, образ жизни, место обитания).
Необходимые условия для жизни животных: вола, тепло, воздух,
пища. Отношение человека к диким животным
Дикие птицы (ворона, воробей)
Наблюдения за изменениями в природе. Погода. Зима. Экскурсия
на природу. Зима. Знакомство с названиями месяцев. Долгота дня и
ночи в зимнее время.
Положение солнца в зимнее время (утро, лень, вечер, ночь).
Формирование представлений о явлениях и состояниях неживой
природы: заморозки, снегопад, снежники, мороз, замерзание
водоемов
Наблюдение за деревьями и кустарниками в зимнее время.
Животные в зимнее время (лиса, белка, еж).
Зимующие птицы. Подкормка (синица, галка).
Рыбы. Названия рыб нашей местности. Внешний вид, среда
обитания, питание.
Рыбы зимой. Использование рыб человеком. Охрана рыбных
угодий.
Труд человека в зимнее время года. Детские игры зимой.

Количество
часов
1
1
1
1

1
1
1
1
1
1

1
1

1

1
1

1

1
1
1
1
1
1

Поведение человека при наступлении морозов. РНК
Вода. Простейшие свойства воды: прозрачная, отсутствие запаха,
текучесть. Значение воды для жизни растений, животных,
человека.
Вода в природе: дождь, снег, лед, река, озеро (пруд), болото.
Первичные представления о температуре. Термометр как прибор
для измерения температуры.
Наблюдение за изменениями в природе: потепление. Экскурсия на
природу. Весна. Весенние месяцы. Формирование представлений о
явлениях и состоянии неживой природы: потепление, таяние снега,
капель, лужи, ручьи, прогалины. Наблюдения за погодой.
Первые весенние птицы (грач, скворец). Перелетные птицы.
Наблюдение за деревьями и кустарниками. Экскурсия на природу.
Появление цветов, трав (одуванчик, мать-и-мачеха). Весенние
травы и цветы.
Строение тела человека. Гигиена тела человека. Закаливание.
Органы пищеварения. Питание человека. Режим дня.
Пища человека. Правильное питание. Профилактика
пищеварительных отравлений.
Лето. Летние месяцы.

23
24
25
26

27
28
29
30
31
32
33
34

1
1

1
1
1

1
1
1
1
1
1
1

4 класс
№

1
2
3
4

5

6
7
8
9
10
11
12
13
14
15

Тема
Времена года. Закрепление представлений о влиянии солнца на
смену времён года. Экскурсия: осень
Наблюдение та высотой солнца над горизонтом в разное время
года: направление солнечных лучей, количество тепла и света
Изменение продолжительности дня и ночи. Восход, закат солнца.
Формирование представлений о явлениях и состояниях неживой
природы: облачность, туман, небольшой дождь, заморозки,
оттепель, вьюга, метель, ледоход, жаркие дни. радуга, холодный тёплый ветер.
Продолжение наблюдений за погодой, их описание. Календарь.
Знакомство с календарём. Названия месяцев.
Наблюдения за растениями сада и леса в разнос время гола: яблоня,
осина, липа, акация, орешник. Увядание и появление цветов и трав
(медуница).
Птицы зимующие и перелётные: клёст, снегирь, соловей.
Насекомые в осенний период.
Домашние животные в разнос время года.
Лесные животные: мыши, змеи,лягушки.
Воздух и его значение в жизни растений, животных, человека.
Термометр (элементарные представления). Измерение температуры
воздуха
Ветер. Направление ветра.
Стороны горизонта: север, юг, запад, восток.
Сравнение и распознавание растений по нх признакам: деревья,
кустарники, травы
Части растений: корень, стебель (ствол), ветки, почки, листья,

Количество
часов
1
1
1
1

1
1

1
1
1
1
1
1
1
1
1

цветы
Растения сада. Фруктовые деревья (2-3 названия); ягодные
кустарники (2-3 названия). Внешний вид, распознавание. Плоды.
Ягоды
Лее Растения леса. Деревья хвойные и лиственные, кустарники.
Семена. Орехи. Лесные ягоды. Ягоды съедобные и несъедобные.
Грибы. Грибы съедобные и несъедобные
Травы полезные и травы опасные.
Дикие обитатели леса: кабан, лось. заяц. Внешний вид. питание,
повадки, обрат жизни, детеныши. Приспособление диких
животных к природным условиям.
Домашние животные: свинья, корова, кролик. Внешний вид,
питание, детёныши Уход за домашними животными.
Сравнение диких и домашних животных. Сходства и различия:
кабан - свинья, заяц - кролик.
Птицы. Внешний вил, питание, повадки, образ жизни. Строение
гнезд, забота о потомстве. Птицы перелётные и зимующие:
ласточка, дрозд, галка, дятел.
Хищные шипы: ястреб, коршун. Певчие птицы: соловей,
жаворонок.
Дыхание человека. Элементарные представления о строении и
работе лёгких
Гемперзтура тела человека. Градусник и его назначение.
11рофилакгнка простудных заболеваний
Сердце. Кровь. Элементарные представления о строении и работе
сердца. Пульс.
Окружающая среда и здоровье человека
Питание человека. Употребление в пищу овощей, фруктов,
молочных продуктов, мяса.
Приготовление и хранение пищи.
Профилактика пищевых отравлений
Повторение пройденного за год.

16

17
18
19
20

21
22
23

24
25

26
27
28
29
30
31
32
33
34

1

1
1
1
1
1

1
1
1

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

5 класс
№

Тема

1

Обобщение подученных знаний о влиянии солнца на изменения в
природе, на смену времен года. Чередование времён года, закрепление
знаний о названиях месяцев
Экскурсия.
Взаимосвязь изменений в неживой и живой природе, жизни людей. Труд
людей в сельской местности и в городе осенью.
Земля: лесок, глина, камни. Почва. Простейшие свойства почвы, их
значение для растений. Способы обработки почвы: рыхление, полип и т.
д.
Формы поверхности Земли: равнины, низменности, холмы, горы.
Элементарные сведения о Земле, как планете, и Солнце,звезде, вокруг
которой в космосе двигается Земля.
Осень начальная осень, середина сезона, поздняя осень.
Преемственность сезонных наблюдений
Растения сада. Уход за цветами в саду. Лекарственные растения:

2

3

4
5
6
7

Количество
часов
1
1
1
1
1
1
1

8
9

10
11
12

13
14
15

16
17

18
19
20
21
22
23
24
25
26

27
28
29

30
31
32
33

календула, зверобой.
Парк (сквер). Создание человеком парков. Редкие растения и их охрана.
Растения поля. Рожь, пшеница, овёс. Уход человека за полевыми
растениями, их значение в жизни человека. Влияние сезонных изменений
на жизнь полевых растений. Строение полевых растений
Растения сада, огорода, леса, их сравнение. Культурные и дикорастущие.
Бережное отношение к дикорастущим растениям.
Дикие и домашние животные в разное время года.
Домашние животные: лошадь, корова. Разведение человеком домашних
животных, уход за ними. Ферма. Разнообразие пород домашних
животных.
Домашние животные: свинья, овца. Разведение человеком домашних
животных, уход за ними. Разнообразие пород домашних животных.
Птицы. Разнообразие птиц. Птицы - друзья сада; охрана птиц.
Домашние птицы: гусь, утка. Внешний вид, условия обитания, повадки,
забота о потомстве. Место в жизни человека, забота и уход за
животными.
Домашние птицы: курица. Внешний вид, условия обитания, повадки,
забота о потомстве. Птичник. Уход за курицей.
Экскурсия.
Взаимосвязь изменений в неживой и живой природе, жизни людей. Труд
людей в сельской местности и в городе зимой. Замерзание рек, иней,
изморозь.
Дикие птицы: утка, гусь. Внешний вид, образ жизни. Сравнение с
домашними уткой и гусем.
Дикие птицы: лебедь. Внешний вид, образ жизни.
Зима - начало, середина, конец зимы. Преемственность сезонных
наблюдений.
Охрана редких растений и исчезающих животных. Зоопарк или
краеведческий музей. Заповедник. Лесничество.
Состояние природы и её влияние на здоровье человека. Забота человека о
чистоте воды, воздуха, забота о земле.
Голова и мозг человека. Режим дня. Личная гигиена, прогулки, занятия
спортом.
Профилактика травматизма головного мозга. Предупреждение
перегрузок, правильное чередование труда и отдыха.
Почта. Больница. Поликлиника. Аптека. Название учреждений.
Основные профессии людей, работающих в учреждении.
Транспорт. Назначение. Название отдельных видов транспорта.
Городской, пассажирский транспорт. Транспорт междугородний.
Вокзалы и аэропорты. Правила поведения.
Экскурсия.Взаимосвязь изменений в неживой и живой природе, жизни
людей. Груд людей в сельской местности и в городе весной. Моросящий
дождь, ледоход, проталина, разлив, ливень, град. роса, туман.
Весна ранняя, середина весны, поздняя весна.
Преемственность сезонных наблюдений. Смена времен года.
Насекомые. Внешний вид, образ жизни, питание. Полезные насекомые.
Разведение и использование человеком пчел. Пасека. Насекомые предатели.
Змеи. Лягушка. Внешнее строение, место обитания, питание, образ
жизни. Роль в природе.
Праздники нашей страны. Достижения нашей страны в науке и
искусствах. Великие люди страны и края.
Деньги нашей страны. Получение и расходование денег
Простейшие действия при получении травм: обращение за помощью к

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

34

учителю, элементарное описание ситуации приведшей к травме и своего
состояния. Поведение при оказании медицинской помощи. Правила
обращения с горячей водой, электричеством, газом.
Повторение. Обобщение знаний за год.

1

Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение
образовательного процесса.
Список учебно-методической литературы:
I.
Программа специальных (коррекционных) образовательных учреждений
VIII вида. Подготовительный, 1-4 классы под редакцией В.В. Воронковой. - Москва.
«Просвещение», 2013 год.
Учебники
1. Кудрина С.В. «Окружающиймир». Учебник для I класса. - М.. «Владос», 2012 г.
2. Кудрина С.В. «Окружающиймир». Учебник для 2 класса. М.. «Владос», 2013 г.
3. Кудрина С.В. «Окружающиймнр». Учебник для 3 класса. - М., «Владос», 2012 г
4. Кудрина С.В. «Окружающиймир». Учебник для 4 класса. М.. «Владос», 2013 г
5. Матвеева Н.Б., Котина М.С., Куртова Т.О. Живой мир 1 класс.- М.:
«Просвещение», 2012 г.
6. Матвеева Н.Б., Котина М.С.. Куртова Т.О. Живой мир
2
класс.М.:
«Просвещение», 2013 г.
7. Матвеева Н.Б., Котина М.С., Куртова Т.О. Живоймнр
3
класс.М.:
«Просвещение», 2013 г.
8. Матвеева Н.Б., Котина М.С., Куртова Т.О Живоймир
4
класс,М.:
«Просвещение», 2014г.
Интернет-ресурсы
1.
http://images.yandcx.ni http://pedsovet.su/


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

ВНИМАНИЕ!

Срок действия лицензии на использования программного обеспечения окончен 27.03.2024.
Для получения информации с сайта свяжитесь с Администрацией образовательной организации по телефону 8(81458)2-09-01

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».