рабочая программа ЗПР химия (2022г.)

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа по химии для обучающихся с задержкой психического
развития (далее – ЗПР) на уровне основного общего образования составлена в
соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом
основного общего образования (Приказ Минпросвещения России от 31.05.2021
г. № 287, зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации
05.07.2021 г., рег. номер 64101) (далее – ФГОС ООО), адаптированной
основной образовательной программой основного общего образования
обучающихся с задержкой психического развития (далее – АООП ООО ЗПР),
рабочей программы учебного предмета «Химия» (базовый уровень),
программой воспитания обучающихся при получении основного общего
образования, с учетом распределенных по классам проверяемых требований к
результатам освоения основной образовательной программы основного общего
образования и элементов содержания, представленных в Универсальном
кодификаторе по химии, Концепции преподавания учебного предмета «Химия»,
в
образовательных
организациях
РФ,
реализующих
основные
общеобразовательные программы.
Общая характеристика учебного предмета «Химия»
Учебный
предмет
«Химия» входит
в
предметную
область
«Естественнонаучные предметы». В системе естественнонаучного образования
химия как учебный предмет занимает важное место в познании законов
природы, формировании научной картины мира, создании основы химических
знаний, необходимых для повседневной жизни, навыков здорового и
безопасного для человека и окружающей его среды образа жизни, а также в
воспитании экологической культуры.
Успешность изучения химии связана с овладением химическим языком,
соблюдением правил безопасной работы при выполнении химического
эксперимента, осознанием многочисленных связей химии с другими
предметами школьного курса.
Программа включает в себя основы неорганической и органической
химии. Главной идеей программы является создание базового комплекса
опорных знаний по химии, выраженных в форме, соответствующей возрасту
обучающихся и их особым образовательным потребностям.
В содержании данного курса представлены основополагающие химические
теоретические знания, включающие изучение состава и строения веществ,
зависимости их свойств от строения, прогнозирование свойств веществ,

исследование закономерностей химических превращений и путей управления
ими в целях получения веществ и материалов.
Теоретическую основу изучения неорганической химии составляет атомномолекулярное учение, Периодический закон Д.И. Менделеева с краткими
сведениями о строении атома, видах химической связи, закономерностях
протекания химических реакций.
В изучении курса значительная роль отводится химическому
эксперименту: проведению практических и лабораторных работ, описанию
результатов ученического эксперимента, соблюдению норм и правил
безопасной работы в химической лаборатории.
Реализация данной программы в процессе обучения позволит обучающимся с
ЗПР усвоить ключевые химические компетенции и понять роль и значение
химии среди других наук о природе.
Изучение химии способствует формированию у обучающихся научного
мировоззрения, освоению общенаучных методов (наблюдение, измерение,
эксперимент, моделирование), освоению практического применения научных
знаний, основанного на межпредметных связях с предметами «Окружающий
мир», «Физика», «Биология», «География», «Математика» и формирует
компетенции, необходимые для продолжения образования в области
естественных наук.
Изучение химии способствует развитию у обучающихся с ЗПР
пространственного воображения, функциональной грамотности, умения
воспринимать и критически анализировать информацию, представленную в
различных формах. Значимость предмета для развития жизненной компетенции
обучающихся с ЗПР заключается в усвоении основы химических знаний,
необходимых для повседневной жизни; навыков здорового и безопасного для
человека и окружающей его среды образа жизни; формировании экологической
культуры.
Программа отражает содержание обучения предмету «Химия» с учетом
особых образовательных потребностей обучающихся с ЗПР. Овладение
учебным предметом «Химия» представляет определенную трудность для
обучающихся с ЗПР. Это связано с особенностями мыслительной деятельности,
периодическими колебаниями внимания,
малым объемом памяти,
недостаточностью общего запаса знаний, пониженным познавательным
интересом и низким уровнем речевого развития.
Для преодоления трудностей в изучении учебного предмета «Химия»
необходима адаптация объема и характера учебного материала к
познавательным возможностям данной категории обучающихся, учет их

особенностей развития: использование алгоритмов, внутрипредметных и
межпредметных связей, постепенное усложнение изучаемого материала.
При изучении химии необходимо осуществлять взаимодействие на
полисенсорной основе.
Теоретический материал рекомендуется изучать в процессе практической
деятельности. Возможно выделение отдельных уроков на решение задач в связи
со сложностью анализа текста обучающимися с ЗПР. Органическое единство
практической и мыслительной деятельности обучающихся на уроках химии
способствует прочному и осознанному усвоению базисных химических знаний
и умений. Особое внимание при изучении химии уделяется изучению
«сквозных» понятий и формированию навыка структурирования материала.
Цели и задачи изучения учебного предмета «Химия»
Общие цели изучения учебного предмета «Химия» представлены в рабочей
программе основного общего образования. Они актуализированы с учетом
новых приоритетов в системе основного общего образования, направленности
обучения на развитие и саморазвитие личности, формирование её интеллекта и
общей культуры. Обучение умению учиться и продолжать своё образование
самостоятельно в настоящее время является одной из важнейших функций
учебных предметов, в том числе и «Химии».
Для обучающихся с ЗПР, так же, как и для нормативно развивающихся
сверстников,
осваивающих
основную
образовательную
программу,
доминирующее значение приобретают такие цели, как:

формирование интеллектуально развитой личности, готовой к
сотрудничеству,
самостоятельному
принятию
решений,
способной
адаптироваться к быстро меняющимся условиям жизни;

направленность обучения на систематическое приобщение учащихся к
самостоятельной познавательной деятельности, научным и практическим
методам познания, формирующим мотивацию и развитие способностей к
химии;

обеспечение условий, способствующих приобретению обучающимися
опыта разнообразной деятельности, познания и самопознания, ключевых
навыков (ключевых компетенций), имеющих универсальное значение для
различных видов деятельности;

формирование умений объяснять и оценивать явления окружающего
мира на основании знаний и опыта, полученных при изучении химии;

формирование у обучающихся гуманистических отношений, понимания
ценности химических знаний для выработки экологически целесообразного

поведения в быту и трудовой деятельности в целях сохранения своего здоровья
и окружающей природной среды;

развитие мотивации к обучению, способностей к самоконтролю и
самовоспитанию на основе усвоения общечеловеческих ценностей, готовности
к осознанному выбору профиля и направленности дальнейшего обучения.
Курс направлен на решение следующих задач, обеспечивающих реализацию
личностно-ориентированного и деятельностного подходов к обучению химии
обучающихся с ЗПР на уровне основного общего образования:

формирование первоначальных систематизированных представлений о
веществах, их превращениях и практическом применении; овладение
понятийным аппаратом и символическим языком химии;

осознание объективной значимости основ химической науки как области
современного естествознания, химических превращений неорганических и
органических веществ как основы многих явлений живой и неживой природы;
углубление представлений о материальном единстве мира;

овладение
основами
химической
грамотности: способностью
анализировать и объективно оценивать жизненные ситуации, связанные с
химией, навыками безопасного обращения с веществами, используемыми в
повседневной жизни; умением анализировать и планировать экологически
безопасное поведение в целях сохранения здоровья и окружающей среды;

формирование
умений
устанавливать связи между реально
наблюдаемыми химическими явлениями и процессами, происходящими в
микромире, объяснять причины многообразия веществ, зависимость их свойств
от состава и строения, а также зависимость применения веществ от их свойств;

приобретение опыта использования различных методов изучения
веществ, наблюдения за их превращениями при проведении несложных
химических экспериментов с использованием лабораторного оборудования и
приборов;

формирование представлений о значении химической науки и решении
современных экологических проблем, в том числе в предотвращении
техногенных и экологических катастроф.
Особенности отбора и адаптации учебного материала по химии
Обучение учебному предмету «Химия» необходимо строить на создании
оптимальных условий для усвоения программного материала обучающимися с
ЗПР. Большое внимание должно быть уделено отбору учебного материала в
соответствии с принципом доступности при сохранении общего базового
уровня. Он должен по содержанию и объему быть адаптированным для
обучающихся с ЗПР в соответствии с их особыми образовательными

потребностями. Следует облегчить овладение материалом обучающимися с
ЗПР посредством его детального объяснения с систематическим повтором,
многократной тренировкой в применении знаний с использованием приемов
алгоритмизации и визуальных опор, обучения структурированию материала.
Большое значение для полноценного усвоения учебного материала имеет
опора на межпредметные связи вопросов, изучаемых в данном курсе, с такими
учебными предметами как «География», «Физика», «Биология». Позволяя
рассматривать один и тот же учебный материал с разных точек зрения,
межпредметные связи способствуют его лучшему осмыслению, более
прочному закреплению полученных знаний и практических умений.
При подготовке к урокам учитель должен предусмотреть формирование у
обучающихся умений анализировать, сравнивать, обобщать изучаемый
материал, планировать предстоящую работу, осуществлять самоконтроль.
Необходимо постоянно следить за правильностью речевого оформления
высказываний обучающихся с ЗПР.
В связи с особенностями поведенияи деятельности обучающихся с ЗПР
(расторможенность, неорганизованность) необходим строжайший контроль
соблюдения правил техники безопасности при проведении лабораторных работ
в химическом кабинете.
Примерные виды деятельности обучающихся с ЗПР, обусловленные
особыми
образовательными
потребностями
и
обеспечивающие
осмысленное освоение содержании образования по предмету «Химия»
Содержание видов деятельности обучающихся с ЗПР на уроках химии
определяется их особыми образовательными потребностями. Помимо широко
используемых в ООП ООО общих для всех обучающихся видов деятельности
следует усилить виды деятельности, специфичные для данной категории
обучающихся, для обеспечения осмысленного освоения содержания
образования по предмету: усиление предметно-практической деятельности с
активизацией сенсорных систем; чередование видов деятельности,
задействующих различные сенсорные системы; освоение материала с опорой на
алгоритм;
«пошаговость»
в
изучении
материала;
использование
дополнительной визуальной опоры (планы, образцы, схемы, шаблоны, опорные
таблицы). Для развития у обучающихся с ЗПР умения делать выводы,
формирования грамотного речевого высказывания необходимо использовать
опорные слова и клише. Особое внимание следует уделить обучению
структурированию материала: составление рисуночных и вербальных схем,
составление таблиц, составление классификации с обозначенными
основаниями для классификации и наполнение их примерами и др.

Примерная тематическая и терминологическая лексика соответствует ООП
ООО.
Для обучающихся с ЗПР существенными являются приемы работы с
лексическим материалом по предмету. Проводится специальная работа по
введению в активный словарь обучающихся соответствующей терминологии.
Изучаемые термины вводятся на полисенсорной основе, обязательна
визуальная поддержка, алгоритмы работы с определением, опорные схемы для
актуализации терминологии.
Место учебного предмета «Химия» в учебном плане
В соответствии с Федеральным государственным образовательным
стандартом основного общего образования учебный предмет «Химия» входит в
предметную область «Естественнонаучные предметы» и является обязательным
для изучения.
Учебным планом на её изучение отведено 136 учебных часов – по 2 ч в
неделю в 8 и 9 классах соответственно.
Содержание учебного предмета «Химия», представленное в рабочей
программе, соответствует ФГОС ООО, разработано с учетом основной
образовательной программы основного общего образования по учебному
предмету «Химия», соответствует Примерной адаптированной основной
образовательной программе основного общего образования обучающихся с
задержкой психического развития.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
8 КЛАСС
Первоначальные химические понятия
Предмет химии. Роль химии в жизни человека. Тела и вещества. Физические
свойства веществ. Агрегатное состояние веществ. Понятие о методах познания
в химии. Химия в системе наук. Чистые вещества и смеси. Способы разделения
смесей.
Атомы и молекулы. Химические элементы. Символы химических элементов.
Простые и сложные вещества. Атомно-молекулярное учение.
Химическая формула. Валентность атомов химических элементов. Закон
постоянства состава веществ. Относительная атомная масса. Относительная
молекулярная масса. Массовая доля химического элемента в соединении.
Физические и химические явления. Химическая реакция и её признаки. Закон
сохранения массы веществ. Химические уравнения. Классификация
химических реакций (соединения, разложения, замещения, обмена).
Химический эксперимент: знакомство с химической посудой, с правилами
работы в лаборатории и приёмами обращения с лабораторным оборудованием;

изучение и описание физических свойств образцов неорганических веществ;
наблюдение физических (плавление воска, таяние льда, растирание сахара в
ступке, кипение и конденсация воды) и химических (горение свечи,
прокаливание медной проволоки, взаимодействие мела с кислотой) явлений,
наблюдение и описание признаков протекания химических реакций
(разложение сахара, взаимодействие серной кислоты с хлоридом бария,
разложение гидроксида меди(II) при нагревании, взаимодействие железа с
раствором соли меди(II)); изучение способов разделения смесей (с помощью
магнита, фильтрование, выпаривание, дистилляция, хроматография),
проведение очистки поваренной соли; наблюдение и описание результатов
проведения опыта, иллюстрирующего закон сохранения массы; создание
моделей молекул (шаростержневых).
Важнейшие представители неорганических веществ
Воздух — смесь газов. Состав воздуха. Кислород — элемент и простое
вещество. Нахождение кислорода в природе, физические и химические
свойства (реакции горения). Оксиды. Применение кислорода. Способы
получения кислорода в лаборатории и промышленности. Круговорот кислорода
в природе. Озон — аллотропная модификация кислорода.
Тепловой эффект химической реакции, термохимические уравнения, экзо- и
эндотермические реакции. Топливо: уголь и метан. Загрязнение воздуха,
усиление парникового эффекта, разрушение озонового слоя.
Водород — элемент и простое вещество. Нахождение водорода в природе,
физические и химические свойства, применение, способы получения. Кислоты
и соли.
Количество вещества. Моль. Молярная масса. Закон Авогадро. Молярный
объём газов. Расчёты по химическим уравнениям.
Физические свойства воды. Вода как растворитель. Растворы. Насыщенные и
ненасыщенные растворы. Растворимость веществ в воде.Массовая доля
вещества в растворе. Химические свойства воды. Основания. Роль растворов в
природе и в жизни человека. Круговорот воды в природе. Загрязнение
природных вод. Охрана и очистка природных вод.
Классификация неорганических соединений. Оксиды. Классификация оксидов:
солеобразующие (основные, кислотные, амфотерные) и несолеобразующие.
Номенклатура оксидов (международная и тривиальная). Физические и
химические свойства оксидов. Получение оксидов.
Основания. Классификация оснований: щёлочи и нерастворимые основания.
Номенклатура оснований (международная и тривиальная). Физические и
химические свойства оснований. Получение оснований.
Кислоты. Классификация кислот. Номенклатура кислот (международная и
тривиальная). Физические и химические свойства кислот. Ряд активности
металлов Н. Н. Бекетова. Получение кислот.
Соли. Номенклатура солей (международная и тривиальная). Физические и
химические свойства солей. Получение солей.
Генетическая связь между классами неорганических соединений.

Химический эксперимент: качественное определение содержания кислорода в
воздухе; получение, собирание, распознавание и изучение свойств кислорода;
наблюдение взаимодействия веществ с кислородом и условия возникновения и
прекращения горения (пожара); ознакомление с образцами оксидов и описание
их свойств; получение, собирание, распознавание и изучение свойств водорода
(горение); взаимодействие водорода с оксидом меди(II) (возможно
использование видеоматериалов); наблюдение образцов веществ количеством
1 моль; исследование особенностей растворения веществ с различной
растворимостью; приготовление растворов с определённой массовой долей
растворённого вещества; взаимодействие воды с металлами (натрием и
кальцием) (возможно использование видеоматериалов); определение растворов
кислот и щелочей с помощью индикаторов; исследование образцов
неорганических веществ различных классов; наблюдение изменения окраски
индикаторов в растворах кислот и щелочей; изучение взаимодействия оксида
меди(II) с раствором серной кислоты, кислот с металлами, реакций
нейтрализации; получение нерастворимых оснований, вытеснение одного
металла другим из раствора соли; решение экспериментальных задач по теме
«Важнейшие классы неорганических соединений».
Периодический закон и Периодическая система химических элементов
Д. И. Менделеева. Строение атомов. Химическая связь. Окислительновосстановительные реакции
Первые попытки классификации химических элементов. Понятие о группах
сходных элементов (щелочные и щелочноземельные металлы, галогены,
инертные газы). Элементы, которые образуют амфотерные оксиды и
гидроксиды.
Периодический закон. Периодическая система химических элементов
Д. И. Менделеева.
Короткопериодная
и
длиннопериодная
формы
Периодической системы химических элементов Д. И. Менделеева. Периоды и
группы. Физический смысл порядкового номера, номеров периода и группы
элемента.
Строение атомов. Состав атомных ядер. Изотопы. Электроны. Строение
электронных оболочек атомов первых 20 химических элементов
Периодической системы Д. И. Менделеева. Характеристика химического
элемента по его положению в Периодической системе Д. И. Менделеева.
Закономерности изменения радиуса атомов химических элементов,
металлических и неметаллических свойств по группам и периодам. Значение
Периодического закона и Периодической системы химических элементов для
развития науки и практики. Д. И. Менделеев — учёный и гражданин.
Химическая связь. Ковалентная (полярная и неполярная) связь.
Электроотрицательность химических элементов. Ионная связь.
Степень окисления. Окислительно-восстановительные реакции. Процессы
окисления и восстановления. Окислители и восстановители.
Химический эксперимент: изучение образцов веществ металлов и неметаллов;
взаимодействие гидроксида цинка с растворами кислот и щелочей; проведение

опытов, иллюстрирующих примеры окислительно-восстановительных реакций
(горение, реакции разложения, соединения).
Межпредметные связи
Реализация межпредметных связей при изучении химии в 8 классе
осуществляется через использование как общих естественно-научных понятий,
так и понятий, являющихся системными для отдельных предметов естественнонаучного цикла.
Общие естественно-научные понятия: научный факт, гипотеза, теория, закон,
анализ, синтез, классификация, периодичность, наблюдение, эксперимент,
моделирование, измерение, модель, явление.
Физика: материя, атом, электрон, протон, нейтрон, ион, нуклид, изотопы,
радиоактивность, молекула, электрический заряд, вещество, тело, объём,
агрегатное состояние вещества, газ, физические величины, единицы измерения,
космос, планеты, звёзды, Солнце.
Биология: фотосинтез, дыхание, биосфера.
География: атмосфера, гидросфера, минералы, горные породы, полезные
ископаемые, топливо, водные ресурсы.
9 КЛАСС
Вещество и химическая реакция
Периодический закон. Периодическая система химических элементов
Д. И. Менделеева. Строение атомов. Закономерности в изменении свойств
химических элементов первых трёх периодов, калия, кальция и их соединений в
соответствии с положением элементов в Периодической системе и строением
их атомов.
Строение вещества: виды химической связи. Типы кристаллических решёток,
зависимость свойств вещества от типа кристаллической решётки и вида
химической связи.
Классификация и номенклатура неорганических веществ (международная и
тривиальная). Химические свойства веществ, относящихся к различным
классам неорганических соединений, генетическая связь неорганических
веществ.
Классификация химических реакций по различным признакам (по числу и
составу участвующих в реакции веществ, по тепловому эффекту, по изменению
степеней окисления химических элементов, по обратимости, по участию
катализатора). Экзо- и эндотермические реакции, термохимические уравнения.
Понятие о скорости химической реакции. Понятие об обратимых и
необратимых химических реакциях. Понятие о гомогенных и гетерогенных
реакциях. Понятие о химическом равновесии. Факторы, влияющие на скорость
химической реакции и положение химического равновесия.
Окислительно-восстановительные реакции, электронный баланс окислительновосстановительной
реакции.
Составление
уравнений
окислительновосстановительных реакций с использованием метода электронного баланса.

Теория электролитической диссоциации. Электролиты и не- электролиты.
Катионы, анионы. Механизм диссоциации веществ с различными видами
химической связи. Степень диссоциации. Сильные и слабые электролиты.
Реакции ионного обмена. Условия протекания реакций ионного обмена, полные
и сокращённые ионные уравнения реакций. Свойства кислот, оснований и
солей в свете представлений об электролитической диссоциации. Качественные
реакции на ионы. Понятие о гидролизе солей.
Химический эксперимент: ознакомление с моделями кристаллических решёток
неорганических веществ — металлов и неметаллов (графита и алмаза),
сложных веществ (хлорида натрия); исследование зависимости скорости
химической реакции от воздействия различных факторов; исследование
электропроводности растворов веществ, процесса диссоциации кислот,
щелочей и солей (возможно использование видеоматериалов); проведение
опытов, иллюстрирующих признаки протекания реакций ионного обмена
(образование осадка, выделение газа, образование воды); опытов,
иллюстрирующих
примеры
окислительно-восстановительных
реакций
(горение, реакции разложения, соединения); распознавание неорганических
веществ с помощью качественных реакций на ионы; решение
экспериментальных задач.
Неметаллы и их соединения
Общая характеристика галогенов. Особенности строения атомов, характерные
степени окисления. Строение и физические свойства простых веществ —
галогенов. Химические свойства на примере хлора (взаимодействие с
металлами, неметаллами, щелочами). Хлороводород. Соляная кислота,
химические свойства, получение, применение. Действие хлора и хлороводорода
на организм человека. Важнейшие хлориды и их нахождение в природе.
Общая характеристика элементов VIА-группы. Особенности строения атомов,
характерные степени окисления.
Строение и физические свойства простых веществ — кислорода и серы.
Аллотропные модификации кислорода и серы. Химические свойства серы.
Сероводород, строение, физические и химические свойства. Оксиды серы как
представители кислотных оксидов. Серная кислота, физические и химические
свойства (общие как представителя класса кислот и специфические).
Химические реакции, лежащие в основе промышленного способа получения
серной кислоты. Применение. Соли серной кислоты, качественная реакция на
сульфат-ион. Нахождение серы и её соединений в природе. Химическое
загрязнение окружающей среды соединениями серы (кислотные дожди,
загрязнение воздуха и водоёмов), способы его предотвращения.
Общая характеристика элементов VА-группы. Особенности строения атомов,
характерные степени окисления.
Азот, распространение в природе, физические и химические свойства.
Круговорот азота в природе. Аммиак, его физические и химические свойства,
получение и применение. Соли аммония, их физические и химические
свойства, применение. Качественная реакция на ионы аммония. Азотная
кислота, её получение, физические и химические свойства (общие как

представителя класса кислот и специфические). Использование нитратов и
солей аммония в качестве минеральных удобрений. Химическое загрязнение
окружающей среды соединениями азота (кислотные дожди, загрязнение
воздуха, почвы и водоёмов).
Фосфор, аллотропные модификации фосфора, физические и химические
свойства. Оксид фосфора(V) и фосфорная кислота, физические и химические
свойства, получение. Использование фосфатов в качестве минеральных
удобрений.
Общая характеристика элементов IVА-группы. Особенности строения атомов,
характерные степени окисления.
Углерод, аллотропные модификации, распространение в природе, физические и
химические свойства. Адсорбция. Круговорот углерода в природе. Оксиды
углерода, их физические и химические свойства, действие на живые организмы,
получение и применение. Экологические проблемы, связанные с оксидом
углерода(IV); гипотеза глобального потепления климата; парниковый эффект.
Угольная кислота и её соли, их физические и химические свойства, получение и
применение. Качественная реакция на карбонат-ионы. Использование
карбонатов в быту, медицине, промышленности и сельском хозяйстве.
Первоначальные понятия об органических веществах как о соединениях
углерода (метан, этан, этилен, ацетилен, этанол, глицерин, уксусная кислота).
Их состав и химическое строение. Понятие о биологически важных веществах:
жирах, белках, углеводах — и их роли в жизни человека. Материальное
единство органических и неорганических соединений.
Кремний, его физические и химические свойства, получение и применение.
Соединения кремния в природе. Общие представления об оксиде кремния(IV) и
кремниевой кислоте. Силикаты, их использование в быту, медицине,
промышленности. Важнейшие строительные материалы: керамика, стекло,
цемент, бетон, железобетон. Проблемы безопасного использования
строительных материалов в повседневной жизни.
Химический эксперимент: изучение образцов неорганических веществ, свойств
соляной кислоты; проведение качественных реакций на хлорид-ионы и
наблюдение признаков их протекания; опыты, отражающие физические и
химические свойства галогенов и их соединений (возможно использование
видеоматериалов); ознакомление с образцами хлоридов (галогенидов);
ознакомление с образцами серы и её соединениями (возможно использование
видеоматериалов); наблюдение процесса обугливания сахара под действием
концентрированной серной кислоты; изучение химических свойств
разбавленной серной кислоты, проведение качественной реакции на сульфатион и наблюдение признака её протекания; ознакомление с физическими
свойствами азота, фосфора и их соединений (возможно использование
видеоматериалов), образцами азотных и фосфорных удобрений; получение,
собирание, распознавание и изучение свойств аммиака; проведение
качественных реакций на ион аммония и фосфат-ион и изучение признаков их
протекания, взаимодействие концентрированной азотной кислоты с медью
(возможно
использование
видеоматериалов);
изучение
моделей

кристаллических решёток алмаза, графита, фуллерена; ознакомление с
процессом адсорбции растворённых веществ активированным углём и
устройством противогаза; получение, собирание, распознавание и изучение
свойств углекислого газа; проведение качественных реакций на карбонат- и
силикат-ионы и изучение признаков их протекания; ознакомление с
продукцией силикатной промышленности; решение экспериментальных задач
по теме «Важнейшие неметаллы и их соединения».
Металлы и их соединения
Общая характеристика химических элементов — металлов на основании их
положения в Периодической системе химических элементов Д. И. Менделеева
и строения атомов. Строение металлов. Металлическая связь и металлическая
кристаллическая решётка. Электрохимический ряд напряжений металлов.
Физические и химические свойства металлов. Общие способы получения
металлов. Понятие о коррозии металлов, основные способы защиты их от
коррозии. Сплавы (сталь, чугун, дюралюминий, бронза) и их применение в
быту и промышленности.
Щелочные металлы: положение в Периодической системе химических
элементов Д. И. Менделеева; строение их атомов; нахождение в природе.
Физические и химические свойства (на примере натрия и калия). Оксиды и
гидроксиды натрия и калия. Применение щелочных металлов и их соединений.
Щелочноземельные металлы магний и кальций: положение в Периодической
системе химических элементов Д. И. Менделеева; строение их атомов;
нахождение в природе. Физические и химические свойства магния и кальция.
Важнейшие соединения кальция (оксид, гидроксид, соли). Жёсткость воды и
способы её устранения.
Алюминий: положение в Периодической системе химических элементов Д. И.
Менделеева; строение атома; нахождение в природе. Физические и химические
свойства алюминия. Амфотерные свойства оксида и гидроксида алюминия.
Железо: положение в Периодической системе химических элементов
Д. И. Менделеева; строение атома; нахождение в природе. Физические и
химические свойства железа. Оксиды, гидроксиды и соли железа(II) и
железа(III), их состав, свойства и получение.
Химический эксперимент: ознакомление с образцами металлов и сплавов, их
физическими свойствами; изучение результатов коррозии металлов (возможно
использование видеоматериалов), особенностей взаимодействия оксида
кальция и натрия с водой (возможно использование видеоматериалов);
исследование свойств жёсткой воды; процесса горения железа в кислороде
(возможно
использование
видеоматериалов);
признаков
протекания
качественных реакций на ионы (магния, кальция, алюминия, цинка, железа(II) и
железа(III), меди(II)); наблюдение и описание процессов окрашивания пламени
ионами натрия, калия и кальция (возможно использование видеоматериалов);
исследование амфотерных свойств гидроксида алюминия и гидроксида цинка;
решение экспериментальных задач по теме «Важнейшие металлы и их
соединения».
Химия и окружающая среда

Новые материалы и технологии. Вещества и материалы в повседневной жизни
человека. Химия и здоровье. Безопасное использование веществ и химических
реакций в быту. Первая помощь при химических ожогах и отравлениях.
Основы экологической грамотности. Химическое загрязнение окружающей
среды (предельная допустимая концентрация веществ — ПДК). Роль химии в
решении экологических проблем.
Природные источники углеводородов (уголь, природный газ, нефть), продукты
их переработки, их роль в быту и промышленности.
Химический эксперимент: изучение образцов материалов (стекло, сплавы
металлов, полимерные материалы).
Межпредметные связи
Реализация межпредметных связей при изучении химии в 9 классе
осуществляется через использование как общих естественно-научных понятий,
так и понятий, являющихся системными для отдельных предметов естественнонаучного цикла. Реализация межпредметных связей при изучении химии в
9 классе осуществляется через использование как общих естественно-научных
понятий, так и понятий, являющихся системными для отдельных предметов
естественно-научного цикла.
Общие естественно-научные понятия: научный факт, гипотеза, закон, теория,
анализ, синтез, классификация, периодичность, наблюдение, эксперимент,
моделирование, измерение, модель, явление, парниковый эффект, технология,
материалы.
Физика: материя, атом, электрон, протон, нейтрон, ион, нуклид, изотопы,
радиоактивность,
молекула,
электрический
заряд,
проводники,
полупроводники, диэлектрики, фотоэлемент, вещество, тело, объём, агрегатное
состояние вещества, газ, раствор, растворимость, кристаллическая решётка,
сплавы, физические величины, единицы измерения, космическое пространство,
планеты, звёзды, Солнце.
Биология: фотосинтез, дыхание, биосфера, экосистема, минеральные
удобрения, микроэлементы, макроэлементы, питательные вещества.
География: атмосфера, гидросфера, минералы, горные породы, полезные
ископаемые, топливо, водные ресурсы.
ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Изучение химии в 8-9 классе направлено на достижение обучающимися
личностных, метапредметных и предметных результатов освоения учебного
предмета.
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Личностные результаты освоения программы основного общего образования
достигаются в ходе обучения химии в единстве учебной и воспитательной
деятельности Организации в соответствии с традиционными российскими

социокультурными и духовно-нравственными ценностями, принятыми в
обществе правилами и нормами поведения и способствуют процессам
самопознания, саморазвития и социализации обучающихся.
Личностные результаты отражают сформированность, в том числе в части:
Патриотического воспитания
1) ценностного отношения к отечественному культурному, историческому и
научному наследию, понимания значения химической науки в жизни
современного общества, способности владеть достоверной информацией о
передовых достижениях и открытиях мировой и отечественной химии,
заинтересованности в научных знаниях об устройстве мира и общества;
Гражданского воспитания
2) представления о социальных нормах и правилах межличностных отношений
в коллективе, коммуникативной компетентности в общественно полезной,
учебно-исследовательской, творческой и других видах деятельности;
готовности к разнообразной совместной деятельности при выполнении
учебных, познавательных задач, выполнении химических экспериментов,
создании учебных проектов, стремления к взаимопониманию и взаимопомощи
в процессе этой учебной деятельности; готовности оценивать своё поведение и
поступки своих товарищей с позиции нравственных и правовых норм с учётом
осознания последствий поступков;
Ценности научного познания
3) мировоззренческих представлений о веществе и химической реакции,
соответствующих современному уровню развития науки и составляющих
основу для понимания сущности научной картины мира; представлений об
основных закономерностях развития природы, взаимосвязях человека с
природной средой, о роли химии в познании этих закономерностей;
4) познавательных мотивов, направленных на получение новых знаний по
химии, необходимых для объяснения наблюдаемых процессов и явлений;
5) познавательной, информационной и читательской культуры, в том числе
навыков самостоятельной работы с учебными текстами, справочной
литературой, доступными техническими средствами информационных
технологий;
6) интереса к обучению и познанию, любознательности, готовности и
способности к самообразованию, проектной и исследовательской деятельности,
к осознанному выбору направленности и уровня обучения в дальнейшем;
Формирования культуры здоровья
7) осознания ценности жизни, ответственного отношения к своему здоровью,
установки на здоровый образ жизни, осознания последствий и неприятия
вредных привычек (употребления алкоголя, наркотиков, курения),
необходимости соблюдения правил безопасности при обращении с
химическими веществами в быту и реальной жизни;
Трудового воспитания
8) интереса к практическому изучению профессий и труда различного рода,
уважение к труду и результатам трудовой деятельности, в том числе на основе
применения предметных знаний по химии, осознанного выбора

индивидуальной траектории продолжения образования с учётом личностных
интересов и способности к химии, общественных интересов и потребностей;
успешной профессиональной деятельности и развития необходимых умений;
готовность адаптироваться в профессиональной среде;
Экологического воспитания
9) экологически целесообразного отношения к природе как источнику жизни на
Земле, основе её существования, понимания ценности здорового и безопасного
образа жизни, ответственного отношения к собственному физическому и
психическому здоровью, осознания ценности соблюдения правил безопасного
поведения при работе с веществами, а также в ситуациях, угрожающих
здоровью и жизни людей;
10) способности применять знания, получаемые при изучении химии, для
решения задач, связанных с окружающей природной средой, повышения
уровня экологической культуры, осознания глобального характера
экологических проблем и путей их решения посредством методов химии;
11) экологического мышления, умения руководствоваться им в познавательной,
коммуникативной и социальной практике.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
В составе метапредметных результатов выделяют значимые для формирования
мировоззрения общенаучные понятия (закон, теория, принцип, гипотеза, факт,
система, процесс, эксперимент и др.), которые используются в естественнонаучных учебных предметах и позволяют на основе знаний из этих предметов
формировать представление о целостной научной картине мира, и
универсальные учебные действия (познавательные, коммуникативные,
регулятивные), которые обеспечивают формирование готовности к
самостоятельному планированию и осуществлению учебной деятельности.
Метапредметные результаты освоения образовательной программы по химии
отражают овладение универсальными познавательными действиями, в том
числе:
Базовыми логическими действиями
1) умением использовать приёмы логического мышления при освоении знаний:
раскрывать смысл химических понятий (выделять их характерные признаки,
устанавливать взаимосвязь с другими понятиями), использовать понятия для
объяснения отдельных фактов и явлений; выбирать основания и критерии для
классификации химических веществ и химических реакций; устанавливать
причинно-следственные связи между объектами изучения; строить логические
рассуждения (индуктивные, дедуктивные, по аналогии); делать выводы и
заключения;
2) умением применять в процессе познания понятия (предметные и
метапредметные), символические (знаковые) модели, используемые в химии,
преобразовывать широко применяемые в химии модельные представления —
химический знак (символ элемента), химическая формула и уравнение
химической реакции — при решении учебно-познавательных задач; с учётом
этих модельных представлений выявлять и характеризовать существенные

признаки изучаемых объектов — химических веществ и химических реакций;
выявлять общие закономерности, причинно-следственные связи и
противоречия в изучаемых процессах и явлениях; предлагать критерии для
выявления этих закономерностей и противоречий; самостоятельно выбирать
способ решения учебной задачи (сравнивать несколько вариантов решения,
выбирать наиболее подходящий с учётом самостоятельно выделенных
критериев);
Базовыми исследовательскими действиями
3) умением использовать поставленные вопросы в качестве инструмента
познания, а также в качестве основы для формирования гипотезы по проверке
правильности высказываемых суждений;
4) приобретение опыта по планированию, организации и проведению
ученических экспериментов: умение наблюдать за ходом процесса,
самостоятельно прогнозировать его результат, формулировать обобщения и
выводы по результатам проведённого опыта, исследования, составлять отчёт о
проделанной работе;
Работой с информацией
5) умением выбирать, анализировать и интерпретировать информацию
различных видов и форм представления, получаемую из разных источников
(научно-популярная литература химического содержания, справочные пособия,
ресурсы Интернета); критически оценивать противоречивую и недостоверную
информацию;
6) умением применять различные методы и запросы при поиске и отборе
информации и соответствующих данных, необходимых для выполнения
учебных и познавательных задач определённого типа; приобретение опыта в
области использования информационно-коммуникативных технологий,
овладение культурой активного использования различных поисковых систем;
самостоятельно выбирать оптимальную форму представления информации и
иллюстрировать решаемые задачи несложными схемами, диаграммами,
другими формами графики и их комбинациями;
7) умением использовать и анализировать в процессе учебной и
исследовательской деятельности информацию о влиянии промышленности,
сельского хозяйства и транспорта на состояние окружающей природной среды;
Универсальными коммуникативными действиями
8) умением задавать вопросы (в ходе диалога и/или дискуссии) по существу
обсуждаемой темы, формулировать свои предложения относительно
выполнения предложенной задачи;
9) приобретение опыта презентации результатов выполнения химического
эксперимента (лабораторного опыта, лабораторной работы по исследованию
свойств веществ, учебного проекта);
10) заинтересованность в совместной со сверстниками познавательной и
исследовательской деятельности при решении возникающих проблем на основе
учёта общих интересов и согласования позиций (обсуждения, обмен мнениями,

«мозговые штурмы», координация совместных действий, определение
критериев по оценке качества выполненной работы и др.);
Универсальными регулятивными действиями
11) умением самостоятельно определять цели деятельности, планировать,
осуществлять, контролировать и при необходимости корректировать свою
деятельность, выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и
познавательных задач, самостоятельно составлять или корректировать
предложенный алгоритм действий при выполнении заданий с учётом
получения новых знаний об изучаемых объектах — веществах и реакциях;
оценивать соответствие полученного результата заявленной цели;
12) умением использовать и анализировать контексты, предлагаемые в условии
заданий.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
В составе предметных результатов по освоению обязательного содержания,
установленного данной примерной рабочей программой, выделяют: освоенные
обучающимися научные знания, умения и способы действий, специфические
для предметной области «Химия», виды деятельности по получению нового
знания, его интерпретации, преобразованию и применению в различных
учебных и новых ситуациях.
Предметные результаты отражают сформированность у обучающихся
следующих умений:
8 КЛАСС
1) раскрывать смысл основных химических понятий: атом, молекула,
химический элемент, простое вещество, сложное вещество, смесь (однородная
и неоднородная), валентность, относительная атомная и молекулярная масса,
количество вещества, моль, молярная масса, массовая доля химического
элемента в соединении, молярный объём, оксид, кислота, основание, соль,
электроотрицательность,
степень
окисления,
химическая
реакция,
классификация реакций: реакции соединения, реакции разложения, реакции
замещения, реакции обмена, экзо- и эндотермические реакции; тепловой
эффект реакции; ядро атома, электронный слой атома, атомная орбиталь,
радиус атома, химическая связь, полярная и неполярная ковалентная связь,
ионная связь, ион, катион, анион, раствор, массовая доля вещества (процентная
концентрация) в растворе;
2) иллюстрировать взаимосвязь основных химических понятий (см. п. 1) и
применять эти понятия при описании веществ и их превращений;
3) использовать химическую символику для составления формул веществ и
уравнений химических реакций;
4) определять валентность атомов элементов в бинарных соединениях; степень
окисления элементов в бинарных соединениях; принадлежность веществ к
определённому классу соединений по формулам; вид химической связи
(ковалентная и ионная) в неорганических соединениях;

5) раскрывать
смысл Периодического
закона
Д.
И.
Менделеева:
демонстрировать понимание периодической зависимости свойств химических
элементов от их положения в Периодической системе; законов сохранения
массы веществ, постоянства состава, атомно-молекулярного учения, закона
Авогадро; описывать и характеризовать табличную форму Периодической
системы химических элементов: различать понятия «главная подгруппа (Агруппа)» и «побочная подгруппа (Б-группа)», малые и большие периоды;
соотносить обозначения, которые имеются в таблице «Периодическая система
химических элементов Д. И. Менделеева» с числовыми характеристиками
строения атомов химических элементов (состав и заряд ядра, общее число
электронов и распределение их по электронным слоям);
6) классифицировать химические элементы; неорганические вещества;
химические реакции (по числу и составу участвующих в реакции веществ, по
тепловому эффекту);
7) характеризовать (описывать) общие химические свойства веществ
различных классов, подтверждая описание примерами молекулярных
уравнений соответствующих химических реакций;
8) прогнозировать свойства веществ в зависимости от их качественного
состава; возможности протекания химических превращений в различных
условиях;
9) вычислять относительную молекулярную и молярную массы веществ;
массовую долю химического элемента по формуле соединения; массовую долю
вещества в растворе; проводить расчёты по уравнению химической реакции;
10) применять основные операции мыслительной деятельности — анализ и
синтез, сравнение, обобщение, систематизацию, классификацию, выявление
причинно-следственных связей — для изучения свойств веществ и химических
реакций; естественно-научные методы познания — наблюдение, измерение,
моделирование, эксперимент (реальный и мысленный);
11) следовать правилам пользования химической посудой и лабораторным
оборудованием, а также правилам обращения с веществами в соответствии с
инструкциями по выполнению лабораторных химических опытов по
получению и собиранию газообразных веществ (водорода и кислорода),
приготовлению растворов с определённой массовой долей растворённого
вещества; планировать и проводить химические эксперименты по
распознаванию растворов щелочей и кислот с помощью индикаторов (лакмус,
фенолфталеин, метилоранж и др.).
9 КЛАСС
1) раскрывать смысл основных химических понятий: химический элемент,
атом, молекула, ион, катион, анион, простое вещество, сложное вещество,
валентность, электроотрицательность, степень окисления, химическая реакция,
химическая связь, тепловой эффект реакции, моль, молярный объём, раствор;
электролиты, неэлектролиты, электролитическая диссоциация, реакции ионного
обмена, катализатор, химическое равновесие, обратимые и необратимые
реакции,
окислительно-восстановительные
реакции,
окислитель,

восстановитель, окисление и восстановление, аллотропия, амфотерность,
химическая связь (ковалентная, ионная, металлическая), кристаллическая
решётка, коррозия металлов, сплавы; скорость химической реакции, предельно
допустимая концентрация (ПДК) вещества;
2) иллюстрировать взаимосвязь основных химических понятий (см. п. 1) и
применять эти понятия при описании веществ и их превращений;
3) использовать химическую символику для составления формул веществ и
уравнений химических реакций;
4) определять валентность и степень окисления химических элементов в
соединениях различного состава; принадлежность веществ к определённому
классу соединений по формулам; вид химической связи (ковалентная, ионная,
металлическая) в неорганических соединениях; заряд иона по химической
формуле; характер среды в водных растворах неорганических соединений, тип
кристаллической решётки конкретного вещества;
5) раскрывать смысл Периодического закона Д. И. Менделеева и
демонстрировать его понимание: описывать и характеризовать табличную
форму Периодической системы химических элементов: различать понятия
«главная подгруппа (А-группа)» и «побочная подгруппа (Б-группа)», малые и
большие периоды; соотносить обозначения, которые имеются в периодической
таблице, с числовыми характеристиками строения атомов химических
элементов (состав и заряд ядра, общее число электронов и распределение их по
электронным слоям); объяснять общие закономерности в изменении свойств
элементов и их соединений в пределах малых периодов и главных подгрупп с
учётом строения их атомов;
6) классифицировать химические элементы; неорганические вещества;
химические реакции (по числу и составу участвующих в реакции веществ, по
тепловому эффекту, по изменению степеней окисления химических элементов);
7) характеризовать (описывать) общие и специфические химические свойства
простых и сложных веществ, подтверждая описание примерами молекулярных
и ионных уравнений соответствующих химических реакций;
8) составлять уравнения электролитической диссоциации кислот, щелочей и
солей; полные и сокращённые уравнения реакций ионного обмена; уравнения
реакций, подтверждающих существование генетической связи между
веществами различных классов;
9) раскрывать
сущность окислительно-восстановительных
реакций
посредством составления электронного баланса этих реакций;
10) прогнозировать свойства веществ в зависимости от их строения;
возможности протекания химических превращений в различных условиях;
11) вычислять относительную молекулярную и молярную массы веществ;
массовую долю химического элемента по формуле соединения; массовую долю
вещества в растворе; проводить расчёты по уравнению химической реакции;
12) следовать правилам пользования химической посудой и лабораторным
оборудованием, а также правилам обращения с веществами в соответствии с
инструкциями по выполнению лабораторных химических опытов по
получению и собиранию газообразных веществ (аммиака и углекислого газа);

13) проводить реакции, подтверждающие качественный состав различных
веществ: распознавать опытным путём хлорид-, бромид-, иодид-, карбонат-,
фосфат-, силикат-, сульфат-, гидроксид-ионы, катионы аммония и ионы
изученных металлов, присутствующие в водных растворах неорганических
веществ;
14) применять основные операции мыслительной деятельности — анализ и
синтез, сравнение, обобщение, систематизацию, выявление причинноследственных связей — для изучения свойств веществ и химических реакций;
естественно-научные методы познания — наблюдение, измерение,
моделирование, эксперимент (реальный и мысленный).

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
8 КЛАСС
№
п/п

Наименование разделов и
тем программы

Количество часов
всего

контрольные
работы

практические
работы

Э
о

Раздел 1. Первоначальные химические понятия
1.1.

Химия — важная область
естествознания
и
практической деятельности
человека

5

0

2

Я
О
h
В
h
c
Р

1.2.

Вещества
и химические реакции

15

1

0

Я
О

2.1.

Воздух. Кислород. Понятие
об оксидах

5

0

1

Я
О
h
В
h
c
Р

2.2.

Водород.
Понятие о кислотах и солях

5

0

1

Я
О
h
В
h
c
Р

2.3.

Количественные отношения
в химии

4

0

0

Я
О
h
В
h
c

Р
2.5.

Основные
неорганических
соединений

классы

Итого по разделу

11

1

1

Я
О
h
В
h
c
Р

30

Раздел 3. Периодический закон и Периодическая система химических
Строение атомов. Химическая связь. Окислительно-восстановительные реакц
3.1.

Периодический закон и
Периодическая
система
химических
элементов
Д. И. Менделеева. Строение
атома

7

0

0

Я
О
h
В
h
c
Р

Итого по разделу:

15

Резервное время

3

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО
ПО ПРОГРАММЕ

ЧАСОВ

68

3

6

9 КЛАСС
№
п/п

Наименование разделов и
тем программы

Количество часов
всего

контрольные
работы

практические
работы

0

0

Э
о

Раздел 1. Вещество и химические реакции
1.1.

Повторение и углубление
знаний основных разделов
курса 8 класса

5

Я
О
h
В
h
c
Р

1.3.

Электролитическая
диссоциация. Химические
реакции в растворах

Итого по разделу

8

1

1

Я
О
h
В
h
c
Р

17

Раздел 2. Неметаллы и их соединения
2.1.

Общая
характеристика
химических
элементов
VIIА-группы. Галогены

4

0

1

Я
О
h
В
h
c
Р

2.2.

Общая
характеристика
химических элементов VIА-

5

0

0

Я
О

В
h
c
Р

соединения

2.4.

Общая
характеристика
химических элементов IVАгруппы.
Углерод и кремний и их
соединения

Итого по разделу

8

1

2

Я
О
h
В
h
c
Р

0

0

Я
О
h
В
h

24

Раздел 3. Металлы и их соединения
3.1.

Общие свойства металлов

4

Р
Итого по разделу:

20

Раздел 4. Химия и окружающая среда
4.1.

Вещества и материалы в
жизни человека

3

Итого по разделу:

3

Резервное время

4

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО
ПО ПРОГРАММЕ

ЧАСОВ

68

1

0

4

7

Я
О
h
В
h
c
Р


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

ВНИМАНИЕ!

Срок действия лицензии на использования программного обеспечения окончен 27.03.2024.
Для получения информации с сайта свяжитесь с Администрацией образовательной организации по телефону 8(81458)2-09-01

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».