Пояснительная записка Учебный предмет «Музыка», входящий в предметную область «Искусство», способствует эстетическому воспитанию, формированию способности и духовно-нравственному оценивать и сознательно выстраивать эстетические отношения к себе, другим людям, Отечеству и миру в целом, коррекции и развитию эмоциональной сферы, социализации обучающихся с ЗПР. Учебный предмет развивает у обучающихся с ЗПР творческое воображение, ассоциативно-образное мышление, умение воспринимать информацию, передаваемую через художественные образы. Овладение основами музыкальных знаний на уровне основного общего образования должно обеспечить формирование основ музыкальной культуры и грамотности как части общей и духовной культуры школьников, развитие музыкальных способностей обучающихся с ЗПР, а также способности к сопереживанию произведениям искусства через различные виды музыкальной деятельности, овладение практическими умениями и навыками в различных видах музыкально-творческой деятельности. Программа отражает содержание обучения предмету «Музыка» с учетом особых образовательных потребностей обучающихся с ЗПР. Для обучающихся с ЗПР характерен сниженный уровень развития учебнопознавательной деятельности, при котором отставание может проявляться в целом или локально в отдельных функциях (замедленный темп либо неравномерное их становление). Отмечаются нарушения внимания, памяти, восприятия и др. познавательных процессов, умственной работоспособности и целенаправленности деятельности, в той или иной степени затрудняющие овладение программным материалом. Слабая произвольность, самоконтроль, саморегуляция в поведении и деятельности обучающихся с ЗПР оказывают влияние на продуктивность учебной деятельности на уроках музыки. Для школьников с ЗПР характерна удовлетворительная обучаемость, но часто она избирательная и неустойчивая и зависит 1 от уровня сложности и субъективной привлекательности вида деятельности, а также от актуального эмоционального состояния. В связи с этим в образовательном процессе используются специальные приемы, позволяющие корректировать и ослаблять проявления нарушений в развитии обучающихся. Особое внимание уделяется формированию жизненных компетенций. Посредством привлечения обучающихся к духовной составляющей предмета у школьников с ЗПР формируются устойчивые нравственные позиции, культурные ценности, социально значимые интересы и увлечения. Расширение кругозора способствует повышению общего уровня культурного развития ребенка с ЗПР, его социальной адаптации, осознанию себя членом общества с его культурой и традициями. Освоение предмета «Музыка» направлено на: приобщение обучающихся с ЗПР к музыке, осознание через музыку жизненных явлений, раскрывающих духовный опыт поколений; расширение музыкального и общего культурного кругозора школьников; воспитание их музыкального вкуса, устойчивого интереса к музыке своего народа и других народов мира, классическому и современному музыкальному наследию; развитие мышления, творческого воображения, потенциала, позволяющих ассоциативно-образного проявить творческую индивидуальность в различных видах музыкальной деятельности; развитие способности к эстетическому освоению мира, способности оценивать произведения искусства по законам гармонии и красоты; овладение основами музыкальной грамотности с опорой на специальную терминологию и ключевые понятия музыкального искусства, элементарную нотную грамоту, способствующей эмоциональному восприятию музыки как живого образного искусства во взаимосвязи с жизнью. В рамках продуктивной музыкально-творческой деятельности учебный предмет «Музыка» способствует формированию у обучающихся потребности 2 во взаимодействии с музыкой в ходе дальнейшего духовно-нравственного развития, социализации, самообразования, организации содержательного культурного досуга на основе осознания роли музыки в жизни отдельного человека и общества, в развитии мировой культуры. Программа содержит перечень музыкальных произведений, используемых для обеспечения достижения образовательных результатов, рекомендованных образовательной организации. Музыкальный и теоретический материал разделов, связанных с народным музыкальным творчеством, может быть дополнен регионально-национальным компонентом. Учебный предмет «Музыка» играет существенную роль для эстетического развития и духовно-нравственного воспитания и в то же время обнаруживает обучения существенный учитываются препятствующие коррекционный особенности освоению развития учебного потенциал. В процессе обучающихся предмета. Снижение с ЗПР, развития понятийно-абстрактного мышления затрудняет у обучающихся с ЗПР понимание художественного смысла музыкального произведения и его анализ. Им тяжело воспринимать сложную мелодию, в то время как простые воспринимаются деятельности и легче. Недостаточность особенности осмысленного аналитико-синтетической восприятия осложняют различение на слух музыкальных инструментов и их звучания. Нарушения в развитии эмоциональной сферы влияют на восприятие настроения музыкального произведения, его эмоционально-образного содержания. Обучающиеся с ЗПР затрудняются в различении тонких эмоциональных граней музыки, передаваемого композитором характера музыкального произведения. Ограниченный словарный запас препятствует вербальному выражению переживаемых чувств по прослушанному музыкальному произведению. Ослабленная память обучающихся с ЗПР, снижение ее объема может затруднять запоминание текста песен и теоретический материал с соответствующей терминологией. 3 Поэтому коррекционная направленность уроков музыки предполагает включение заданий на ассоциативно-образного развитие внимания, мышления, чувства приемов запоминания, ритма. Для преодоления трудностей в изучении учебного предмета «Музыка» необходим подбор эмоционально привлекательного и доступного музыкального материала, дополнительная визуализация и наглядность при изучении теоретического материала, регулярная смена видов деятельности на уроке, поощрение любых проявлений активности, включение специальной речевой работы по разъяснению новых терминов и пополнению словаря. Особое значение следует уделять обеспечению эмоциональной привлекательности занятий. Личностное, коммуникативное, социальное развитие обучающихся с ЗПР определяется стратегией организации их музыкально-учебной, художественно-творческой деятельности. Важным становится поощрение инициативы школьника с ЗПР включаться в музыкально-творческую деятельность класса и школы, внимание и уважение к музыкальным увлечениям учащихся. Изучение музыки на уровне основного общего образования направлено на достижение следующих целей и задач. Цели общего музыкального образования, реализуемые через систему ключевых задач личностного, познавательного, коммуникативного и социального развития, на данном этапе обучения приобретают большую направленность на расширение музыкальных интересов обучающихся с ЗПР, обеспечение их интеллектуально-творческого развития, активный познавательный поиск в сфере искусства, самостоятельное освоение различных учебных действий. Задачи: формирование музыкальной культуры обучающихся с ЗПР как неотъемлемой части их общей духовной культуры, освоение музыкальной картины мира; 4 воспитание потребности в общении с музыкальным искусством своего народа и разных народов мира, классическим и современным музыкальным наследием, эмоционально-ценностного, заинтересованного отношения к искусству, стремления к музыкальному самообразованию; развитие общей музыкальности и эмоциональности, эмпатии и восприимчивости, интеллектуальной сферы и творческого потенциала, художественного вкуса, общих музыкальных способностей; развитие и углубление интереса к музыке и музыкальной деятельности, развитие музыкальной памяти и слуха, ассоциативного мышления, фантазии и воображения; освоение жанрового и стилевого многообразия музыкального искусства, специфики его выразительных средств и музыкального языка, интонационно-образной природы и взаимосвязи с различными видами искусства и жизнью; развитие творческих способностей учащихся, овладение художественно-практическими умениями и навыками в разнообразных видах музыкально-творческой деятельности (слушание музыки, пение, музыкальнопластическое движение, музыкально-творческой драматизации практике с музыкальных применением произведений, информационно- коммуникативных технологий); передача положительного духовного опыта поколений, сконцентрированного в музыкальном искусстве в его наиболее полном виде; коррекция и развития эмоциональной сферы обучающегося с ЗПР посредством приобщения к музыке, выражения своих эмоций через восприятие музыкальных произведений, переживание и осознание своих чувств через проживание музыкального образа; коррекция и развитие памяти, ассоциативно-образного мышления посредством заучивания музыкального материала понимания средств музыкальной выразительности; 5 и текстов песен, совершенствование речевого дыхания, правильной артикуляции звуков, формирование способности вербального выражения чувств, обогащение словаря. Изучение учебного предмета «Музыка» вносит свой вклад в общую систему коррекционно-развивающей работы, направленной на удовлетворение особых образовательных потребностей обучающегося с ЗПР. Если обучение предмету построено с соблюдением специальных дидактических принципов, предполагает использование адекватных методов и конкретных приемов, то у школьника возникает интерес к художественной деятельности вообще и музыке в частности. Обучение учебному предмету «Музыка» способствует в первую очередь эстетическому и духовно-нравственному развитию, воспитанию патриотизма. Кроме того, учитель музыки должен поддерживать тесную связь с другими участниками сопровождения (учителем по основным предметам, педагогом-психологом, учителем-логопедом, учителем- дефектологом). Они помогут определить индивидуальные особенности обучающихся с ЗПР и учитывать их в образовательном процессе, подбирать средства обучения в соответствии с образовательными потребностями каждого ученика. Учитель музыки должен поддерживать тесную связь с учителемлогопедом, поскольку распевание на уроках музыки способствуют правильному речевому дыханию и артикуляции. Взаимосвязь учителя музыки и педагога-психолога заключается в учете психологических рекомендаций в реализации индивидуального подхода к обучающимся, соблюдении этапности работы по формированию произвольной регуляции деятельности и поведения. Учителю музыки следует придерживаться приведенным ниже общим рекомендациям: следует преподносить новый материал развернуто, пошагово и закреплять его на протяжении нескольких занятий; 6 при введении новых терминов следует использовать визуальную опору, учитывать разную возможность школьников с ЗПР активно использовать их в самостоятельной речи, предусматривать помощь (в виде опорных карточек) при употреблении или использовании терминологии; следует производить отбор музыкального материала с позиции его доступности, при этом сохраняя общий базовый уровень; следует постоянно разнообразить содержание проводимых занятий, мотивировать учащихся к изучению предмета; необходимо обращать внимание на общее состояние подростка, осуществляя при необходимости гибкую корректировку адресуемых ему заданий. Обучающиеся с ЗПР также нуждаются в том, чтобы на уроках музыки учитель постоянно побуждал их высказываться, давать словесный отчет по совершаемым учебным действиям; способствовал осознанности изучаемого материала посредством установления обратной связи; разъяснял пользу изучаемого материала, связь с жизненными ситуациями и применимость полученных знаний в жизни, формировал мотивацию слушания музыки за пределами урока. В основе построения материала по учебному предмету «Музыка» лежит модульный принцип. В результате освоения предмета «Музыка» обучающиеся формируют представления о музыке как о виде искусства, значении музыки в художественной культуре, об основных жанрах народной и профессиональной музыки, о формах музыки, характерных чертах и образцах творчества крупнейших русских и зарубежных композиторов, видах оркестров, известных инструментах, выдающихся композиторах и музыкантах-исполнителях, приобретают навыки эмоционально-образного восприятия музыкальных произведений, определения на слух произведений русской и зарубежной классики, образцов народного музыкального творчества, произведений современных композиторов, исполнения народных песен, песен композиторов-классиков 7 и современных композиторов, выявления общего и особенного при сравнении музыкальных произведений на основе полученных знаний об интонационной природе музыки, музыкальных жанрах, стилевых направлениях, различения звучания отдельных музыкальных инструментов, видов хора и оркестра. Содержание предмета реализуется в следующих модулях: Модуль «Народное музыкальное творчество России»; Модуль «Связь музыки с другими видами искусства»; Модуль «Сценические жанры музыкального искусства»; Модуль «Истоки и образы русской и европейской духовной музыки»; Модуль «Отражение народных истоков в композиторской музыке разных стран и эпох»; Модуль «Современная музыка: основные жанры и направления, отличительные черты и характерные признаки». Модульный принцип предоставляет автору рабочей программы свободу в распределении материала по годам обучения и триместрам. Изучение включенных в содержание программы модулей может быть вариативным на каждом году обучения, Примерная рабочая программа определяет подход к структурированию учебного материала, последовательности и времени его изучения, а также к путям формирования системы знаний, умений и способов деятельности, развития, воспитания и социализации учащихся. Место учебного предмета в учебном плане Учебный предмет «Музыка» изучается в 5-8 классах. На него в учебном плане отводится 1 час в неделю (34 часа в год). Планируемые результаты освоения учебного предмета Личностные результаты: чувство гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание соей этнической и национальной принадлежности на 8 основе изучения лучших образцов фольклора, шедевров музыкального наследия русских композиторов, музыки Русской православной церкви, различных направлений современного музыкального искусства России; целостный, социально ориентированный взгляд на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, культур, народов и религий на основе сопоставления произведений русской музыки и музыки других стран, народов, национальных стилей; умение наблюдать за разнообразными явлениями жизни и искусства в учебной и внеурочной деятельности, их понимание и оценка – умение ориентироваться в культурном многообразии окружающей действительности, участие в музыкальной жизни класса, школы, города и др.; уважительное отношение к культуре других народов; сформированность эстетических потребностей, ценностей и чувств; развитие мотивов учебной деятельности и личностного смысла учения; овладение навыками сотрудничества с учителем и сверстниками; ориентация в культурном многообразии окружающей действительности, участие в музыкальной жизни класса, школы, города и др. формирование этических чувств доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей; развитие музыкально-эстетического чувства, проявляющего себя в эмоционально-ценностном отношении к искусству, понимании его функций в жизни человека и общества. Метапредметные результаты Регулятивные: овладение способностями принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления в разных формах и видах музыкальной деятельности; 9 освоение способов решения проблем творческого и поискового характера в процессе восприятия, исполнения, оценки музыкальных сочинений; формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условием её реализации в процессе познания содержания музыкальных образов; определять наиболее эффективные способы достижения результата в исполнительской и творческой деятельности; освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии; позитивная самооценка своих музыкально-творческих возможностей. Коммуникативные: продуктивное сотрудничество (общение, взаимодействие) со сверстниками при решении различных музыкально-творческих задач на уроках музыки, во внеурочной и внешкольной музыкально-эстетической деятельности; приобретении умения осознанного построения речевого высказывания о содержании, характере, особенностях языка музыкальных произведений разных эпох, творческих направлений в соответствии с задачами коммуникации. Познавательные: овладение навыками смыслового прочтения содержания «текстов» различных музыкальных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами деятельности; формирование у младших школьников умения составлять тексты, связанные с размышлениями о музыке и личностной оценкой её содержания, в устной и письменной форме; овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, установления аналогий в процессе интонационно-образного и 10 жанрового, стилевого анализа музыкальных сочинений и других видов музыкально-творческой деятельности; умение практическую осуществлять деятельность информационную, с использованием познавательную различных и средств информации и коммуникации (включая пособия на электронных носителях, обучающие музыкальные программы, цифровые образовательные ресурсы, мультимедийные презентации, работу с интерактивной доской и др.). Предметные результаты. В результате освоения предмета «Музыка» обучающиеся с ЗПР формируют представления о музыке как о виде искусства, значении музыки в художественной культуре, об основных жанрах народной и профессиональной музыки, о формах музыки, характерных чертах и образцах творчества крупнейших русских и зарубежных композиторов, видах оркестров, известных инструментах, выдающихся композиторах и музыкантах-исполнителях, приобретают навыки эмоционально–образного восприятия музыкальных произведений, определения на слух произведений русской и зарубежной классики, образцов народного музыкального творчества, произведений современных композиторов, исполнения народных песен, песен композиторов-классиков и современных композиторов, выявления общего и особенного при сравнении музыкальных произведений на основе полученных знаний об интонационной природе музыки, музыкальных жанрах, стилевых направлениях, различения звучания отдельных музыкальных инструментов, видов хора и оркестра. Выпускник научится: понимать специфику музыки как вида искусства и ее значение в жизни человека и общества; эмоционально проживать исторические события и судьбы защитников Отечества, воплощаемые в музыкальных произведениях; приводить примеры выдающихся (в том числе современных) отечественных и зарубежных музыкальных исполнителей и исполнительских коллективов с использованием справочной информации; 11 понимать значение интонации в музыке как носителя образного смысла; иметь представление о терминах и понятиях (в том числе народная музыка, жанры народной музыки, жанры музыки, музыкальная интонация, мотив, сценические жанры музыки, либретто, вокальная музыка, солист, ансамбль, хор, средства музыкальной выразительности: мелодия, темп, ритм, динамика, тембр, лад); воспринимать музыку как выражение чувств и мыслей человека, различать в ней выразительные и изобразительные интонации, узнавать характерные черты музыки разных композиторов; определять характер музыкальных образов (лирических, драматических, героических, романтических, эпических); выявлять общее и особенное при сравнении музыкальных произведений на основе полученных знаний об интонационной природе музыки; понимать жизненно-образное содержание музыкальных произведений разных жанров; различать и характеризовать приемы взаимодействия и развития образов музыкальных произведений; различать многообразие музыкальных образов и способов их развития; производить интонационно-образный анализ музыкального произведения с использованием справочной информации; иметь представление об основном принципе построения и развития музыки; иметь представление о взаимосвязи жизненного содержания музыки и музыкальных образов; 12 иметь представление о значении народного песенного и инструментального музыкального творчества как части духовной культуры народа; ориентироваться в образцах песенной и инструментальной народной музыки. определять на слух музыкальные произведения, относящиеся к русскому музыкальному фольклору; воспринимать интонационное многообразие фольклорных традиций своего народа и других народов мира; перечислять примеры народных музыкальных инструментов и определять на слух их принадлежность к группам духовых, струнных, ударно-шумовых инструментов; приводить примеры музыкальных произведений русской и зарубежной классики, содержащие народные музыкальные интонации и мотивы с использованием справочной информации; иметь представление о характерных признаках классической и народной музыки; иметь представление о специфике воплощения народной музыки в произведениях композиторов; иметь представление о терминах и понятиях (в том числе стили музыки, направления музыки, джазовая музыка, современная музыка, эстрада); определять на слух тембры музыкальных инструментов (классических, современных электронных; духовых, струнных, ударных); различать виды оркестров: симфонический, духовой, русских народных инструментов, эстрадно-джазовый; определять стили, направления и жанры современной музыки с использованием справочной информации; 13 перечислять характерные признаки современной популярной, джазовой и рок-музыки с использованием справочной информации; исполнять современные музыкальные произведения, соблюдая певческую культуру звука. определять основные признаки исторических эпох, стилевых направлений в русской музыке, с использованием справочной информации; определять основные признаки исторических эпох, стилевых направлений и национальных школ в западноевропейской музыке с использованием справочной информации; иметь представление о характерных чертах и образцах творчества крупнейших русских и зарубежных композиторов; иметь представление об общем и особенном при сравнении музыкальных произведений на основе полученных знаний о стилевых направлениях; различать жанры вокальной (в том числе песня, романс, ария) и театральной музыки (в том числе опера, балет, мюзикл и оперетта), симфонической музыки; называть основные жанры светской музыки малой (баллада, ноктюрн, романс, этюд и т.п.) и крупной формы (соната, симфония, кантата, концерт и т.п.) с использованием справочной информации; иметь представление о терминах и понятиях (в том числе духовная музыка, знаменный распев); различать особенности тембрового звучания различных певческих голосов (детских, женских, мужских), хоров (детских, женских, мужских, смешанных); называть и определять на слух мужские (тенор, баритон, бас) и женские (сопрано, альт, меццо-сопрано, контральто) певческие голоса с использованием визуальной опоры; 14 определять разновидности хоровых коллективов по стилю (манере) исполнения: народные, академические; узнавать формы построения музыки (двухчастную, трехчастную, вариации, рондо) с использованием визуальной опоры; владеть музыкальными терминами в пределах изучаемой темы с использованием справочной информации; узнавать на слух изученные произведения русской и зарубежной классики, образцы народного музыкального творчества, произведения современных композиторов с использованием справочной информации; эмоционально-образно воспринимать музыкальные произведения; иметь представление об особенности интерпретации одной и той же художественной идеи, сюжета в творчестве различных композиторов; иметь представление об интерпретации классической музыки в современных обработках; определять характерные признаки современной популярной музыки с использованием справочной информации; называть стили рок-музыки и ее отдельных направлений: рок-оперы, рок-н-ролла и др. с использованием справочной информации; понимать взаимодействие музыки, изобразительного искусства и литературы на основе осознания специфики языка каждого из них; различать средства выразительности разных видов искусств; иметь представление о терминах и понятиях (в том числе музыкальная интонация, изобразительность музыки, средства музыкальной выразительности); понимать существование в музыкальном произведении основной идеи, иметь представление о средствах воплощения основной идеи, интонационных особенностях, жанре, произведения; 15 исполнителях музыкального узнавать средства музыкальной выразительности (в том числе мелодия, темп, ритм, тембр, динамика, лад); понимать значимость музыки в творчестве писателей и поэтов; владеть навыками вокально-хорового музицирования; применять в творческой деятельности вокально-хоровые навыки при пении с музыкальным сопровождением; творчески интерпретировать содержание музыкального исполнительской деятельности, произведения в пении; участвовать в коллективной используя различные формы индивидуального и группового музицирования; проявлять творческую инициативу, участвуя в музыкально- эстетической деятельности; применять современные информационно-коммуникационные технологии для записи и воспроизведения музыки; обосновывать собственные предпочтения, касающиеся музыкальных произведений различных стилей и жанров; использовать знания о музыке и музыкантах, полученные на занятиях, при составлении домашней фонотеки, видеотеки; использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни (в том числе в творческой и сценической). Выпускник получит возможность научиться: понимать истоки и интонационное своеобразие, характерные черты и признаки, традиций, обрядов музыкального фольклора разных стран мира; понимать особенности языка западноевропейской музыки на примере кантаты, прелюдии, фуги, мессы, реквиема; понимать особенности языка отечественной духовной и светской музыкальной культуры на примере канта, литургии, хорового концерта; определять специфику духовной музыки в эпоху Средневековья; 16 распознавать мелодику знаменного распева – основы древнерусской церковной музыки; различать формы построения музыки (сонатно-симфонический цикл, сюита), понимать их возможности в воплощении и развитии музыкальных образов; выделять признаки для установления стилевых связей в процессе изучения музыкального искусства; различать и передавать в художественно-творческой деятельности характер, эмоциональное состояние и свое отношение к природе, человеку, обществу; исполнять свою партию в хоре; активно использовать язык музыки для освоения содержания различных учебных предметов (литературы, русского языка, окружающего мира, математики и др.). Требования к предметным результатам освоения учебного предмета «Музыка», распределенные по тематическим модулям Образовательные последовательность организации вправе модулей количество и самостоятельно часов для определять освоения обучающимися модулей учебного предмета «Музыка». Модуль «Народное музыкальное творчество России» Предметные результаты изучения модуля «Народное музыкальное творчество России» учебного предмета «Музыка» должны отражать сформированность умений: определять на слух музыкальные произведения, относящиеся к русскому музыкальному фольклору; различать на слух и исполнять произведения жанров русской народной музыки (в том числе детский фольклор, материнский фольклор, трудовые песни, военные песни, исторические песни, календарно-обрядовые песни); 17 перечислять примеры русских народных музыкальных инструментов и определять на слух их принадлежность к группам духовых, струнных, ударно-шумовых инструментов; определять произведения русских композиторов-классиков (в том числе П.И. Чайковского, Н.А. Римского-Корсакова, М.И. Глинки) с песенного и использованием справочной информации; иметь представление о значении народного инструментального музыкального творчества как части духовной культуры народа; иметь представление о характерных признаках народной музыки; иметь представление об интонационном многообразии фольклорных традиций своего народа и других народов мира; ориентироваться в образцах песенной и инструментальной народной музыки; исполнять разученные музыкальные произведения вокального народного творчества. Модуль «Связь музыки с другими видами искусства» Предметные результаты изучения модуля «Связь музыки с другими видами искусства» учебного предмета «Музыка» должны отражать сформированность умений: понимать специфику музыки как вида искусства и ее значение в жизни человека и общества; понимать значение интонации в музыке как носителя образного смысла; воспринимать музыку как выражение чувств и мыслей человека, различать в ней выразительные и изобразительные интонации, узнавать характерные черты музыки разных композиторов; эмоционально проживать исторические события и судьбы защитников Отечества, воплощаемые в музыкальных произведениях; понимать основы взаимодействия музыки, изобразительного искусства и 18 литературы; различать средства выразительности разных видов искусств; иметь представление о терминах и понятиях (в том числе музыкальная интонация, изобразительность музыки, средства музыкальной выразительности); понимать существование в музыкальном произведении основной идеи, иметь представление интонационных о средствах особенностях, воплощения жанре, основной исполнителях идеи, музыкального произведения; узнавать средства музыкальной выразительности (в том числе мелодия, темп, ритм, тембр, динамика, лад). Модуль «Сценические жанры музыкального искусства» Предметные результаты изучения модуля «Сценические жанры музыкального искусства» учебного предмета «Музыка» должны отражать сформированность умений: иметь представление о терминах и понятиях (в том числе сценические жанры музыки, либретто, вокальная музыка, солист, ансамбль, хор); различать жанры вокальной (в том числе песня, романс, ария) и театральной музыки (в том числе опера, балет, мюзикл и оперетта); слышать музыку как выражение чувств и мыслей человека, различать в ней выразительные и изобразительные интонации, узнавать характерные черты музыки разных композиторов; исполнять разученные музыкальные произведения вокальных жанров. Модуль «Истоки и образы русской и европейской духовной музыки» Предметные результаты изучения модуля «Истоки и образы русской и европейской духовной музыки» учебного предмета «Музыка» должны отражать сформированность умений: иметь представление о терминах и понятиях (в том числе духовная музыка, знаменный распев); 19 различать особенности тембрового звучания различных певческих голосов (детских, женских, мужских), хоров (детских, женских, мужских, смешанных). Модуль «Отражение народных истоков в композиторской музыке разных стран и эпох» Предметные результаты изучения модуля «Отражение народных истоков в композиторской музыке разных стран и эпох» учебного предмета «Музыка» должны отражать сформированность умений: иметь представление о терминах и понятиях (в том числе народная музыка, жанры народной музыки, жанры музыки, музыкальная интонация, мотив); иметь представление о специфике воплощения народной музыки в произведениях композиторов; приводить примеры музыкальных произведений русской и зарубежной классики, содержащие народные музыкальные интонации и мотивы с использованием справочной информации; иметь представление о характерных признаках классической и народной музыки; исполнять разученные музыкальные произведения народной музыки; применять в творческой деятельности вокально-хоровые навыки при пении с музыкальным сопровождением. Модуль «Современная музыка: основные жанры и направления, отличительные черты и характерные признаки» Предметные результаты изучения модуля «Современная музыка: основные жанры и направления, отличительные черты и характерные признаки» учебного предмета «Музыка» должны отражать сформированность умений: иметь представление о терминах и понятиях (в том числе стили музыки, направления музыки, джазовая музыка, современная музыка, эстрада); 20 приводить примеры отечественных исполнительских и выдающихся зарубежных коллективов (в том числе музыкальных с современных) исполнителей использованием и справочной информации; определять на слух тембры музыкальных инструментов (классических, современных электронных; духовых, струнных, ударных); различать виды оркестров: симфонический, русских народных инструментов, эстрадно-джазовый; определять стили, направления и жанры современной музыки с использованием справочной информации; перечислять характерные признаки современной популярной, джазовой и рок-музыки с использованием справочной информации; исполнять современные музыкальные произведения, соблюдая певческую культуру звука. Требования к предметным результатам освоения учебного предмета «Музыка», распределенные по годам обучения Каждый год обучения включает изучение тем из разных модулей. Результаты по годам формулируются по принципу добавления новых результатов от года к году (результаты очередного года по умолчанию включают результаты предыдущих лет). Предметные результаты по итогам первого года изучения учебного предмета «Музыка». У обучающихся будут сформированы: первоначальные представления о роли музыки в жизни человека, в его духовно-нравственном развитии; о ценности музыкальных традиций народа; основы музыкальной культуры, художественный вкус, интерес к музыкальному искусству и музыкальной деятельности; 21 представление о национальном своеобразии музыки в неразрывном единстве народного и профессионального музыкального творчества. Обучающиеся научатся: понимать специфику музыки как вида искусства и ее значение в жизни человека и общества; эмоционально проживать исторические события и судьбы защитников Отечества, воплощаемые в музыкальных произведениях; приводить примеры музыкальных выдающихся исполнителей и отечественных исполнительских и зарубежных коллективов с использованием справочной информации; понимать значение интонации в музыке как носителя образного смысла; иметь представление о терминах и понятиях (в том числе народная музыка, жанры народной музыки, жанры музыки, музыкальная интонация, мотив, сценические жанры музыки, либретто, вокальная музыка, солист, ансамбль, хор, средства музыкальной выразительности: мелодия, темп, ритм, динамика, тембр, лад); воспринимать музыку как выражение чувств и мыслей человека, различать в ней выразительные и изобразительные интонации, узнавать и различать характерные черты музыки разных композиторов; иметь представление о значении народного песенного и инструментального музыкального творчества как части духовной культуры народа; ориентироваться в образцах песенной и инструментальной народной музыки; определять на слух музыкальные произведения, относящиеся к русскому музыкальному фольклору; перечислять русские народные музыкальные инструменты и определять на слух их принадлежность к группам духовых, струнных, ударно-шумовых инструментов; приводить примеры музыкальных произведений русской и зарубежной 22 классики, содержащие народные музыкальные интонации и мотивы с использованием справочной информации; иметь представление о характерных признаках классической и народной музыки; иметь представление о специфике воплощении народной музыки в произведениях композиторов; воспринимать интонационное многообразие фольклорных традиций своего народа и других народов мира; исполнять разученные музыкальные произведения вокальных жанров (хор, ансамбль, соло); воплощать художественно-образное содержание, интонационно- мелодические особенности музыки (в пении, слове, движении, игре на простейших музыкальных инструментах); понимать с помощью учителя произведении основной идеи, существование иметь в представление музыкальном о средствах воплощения основной идеи, интонационных особенностях, жанре, исполнителях музыкального произведения; узнавать средства музыкальной выразительности (в том числе мелодия, темп, ритм, тембр, динамика, лад); понимать значимость музыки в творчестве писателей и поэтов; владеть навыками вокально-хорового музицирования; применять в творческой деятельности вокально-хоровые навыки при пении с музыкальным сопровождением; проявлять творческую инициативу, участвуя в музыкально-эстетической деятельности. Обучающиеся получат возможность научиться: творческой самореализации в процессе осуществления собственных музыкально-исполнительских замыслов в различных видах музыкальной деятельности; 23 организовывать творческую культурный деятельность, досуг, самостоятельную музицировать и музыкально- использовать ИКТ в музыкальном творчестве; оказывать помощь в организации и проведении школьных культурномассовых мероприятий, представлять широкой публике результаты собственной музыкально-творческой деятельности, собирать музыкальные коллекции. Предметные результаты по итогам второго года изучения учебного предмета «Музыка» должны отражать сформированность умений: определять характер музыкальных образов (лирических, драматических, героических, романтических, эпических); иметь представление о терминах и понятиях (в том числе сценические жанры музыки, либретто, вокальная музыка, солист, ансамбль, хор); различать жанры вокальной (в том числе песня, романс, ария) и театральной музыки (в том числе опера, балет, мюзикл и оперетта); выявлять общее и особенное при сравнении музыкальных произведений на основе полученных знаний об интонационной природе музыки; понимать жизненно-образное содержание музыкальных произведений разных жанров; различать и характеризовать приемы взаимодействия и развития образов музыкальных произведений с помощью педагога; производить интонационно-образный анализ музыкального произведения с использованием справочной информации; иметь представление об основном принципе построения и развития музыки; иметь представление о взаимосвязи жизненного содержания музыки и музыкальных образов; иметь представление о терминах и понятиях (в том числе стили музыки, направления музыки, джазовая музыка, современная музыка, эстрада); 24 приводить примеры музыкальных произведений русской и зарубежной классики, содержащие народные музыкальные интонации и мотивы с использованием справочной информации; определять на слух тембры музыкальных инструментов (классических, современных электронных; духовых, струнных, ударных); различать виды оркестров: симфонический, духовой, русских народных инструментов, эстрадно-джазовый; определять стили, направления и жанры современной музыки с использованием справочной информации; исполнять современные музыкальные произведения, соблюдая певческую культуру звука; определять основные признаки исторических эпох, стилевых направлений в русской музыке, понимать стилевые черты русской классической музыкальной школы с использованием справочной информации; иметь представление о характерных чертах и образцах творчества крупнейших русских и зарубежных композиторов; иметь представление об общем и особенном при сравнении музыкальных произведений на основе полученных знаний о стилевых направлениях; понимать взаимодействие музыки, изобразительного искусства и литературы на основе осознания специфики языка каждого из них; различать средства выразительности разных видов искусств; иметь представление о терминах и понятиях (в том числе музыкальная интонация, изобразительность музыки, средства музыкальной выразительности); применять в творческой деятельности вокально-хоровые навыки при пении с музыкальным сопровождением; узнавать характерные черты музыкальной речи разных композиторов, воплощать особенности музыки в исполнительской деятельности. 25 Обучающиеся получат возможность научиться: освоению способов решения проблем творческого и поискового характера в учебной, музыкально-исполнительской и творческой деятельности; использованию различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета; в том числе и анализировать звуки, готовить свое выступление и выступать с аудио-, видео- и графическим сопровождением. Предметные результаты по итогам третьего года изучения учебного предмета «Музыка» должны отражать сформированность умений: различать жанры вокальной (в том числе песня, романс, ария) и театральной музыки (в том числе опера, балет, мюзикл и оперетта), симфонической музыки; называть основные жанры светской музыки малой (баллада, ноктюрн, романс, этюд и т.п.) и крупной формы (соната, симфония, концерт и т.п.) с использованием справочной информации; иметь представление о терминах и понятиях (в том числе духовная музыка, знаменный распев); различать особенности тембрового звучания различных певческих голосов (детских, женских, мужских), хоров (детских, женских, мужских, смешанных); называть и определять на слух мужские (тенор, баритон, бас) и женские (сопрано, альт, меццо-сопрано, контральто) певческие голоса по визуальной опоре; определять разновидности хоровых коллективов по стилю (манере) исполнения: народные, академические; 26 определять произведения русских композиторов-классиков (в том числе П.И. Чайковского, Н.А. Римского-Корсакова, М.И. Глинки) с использованием справочной информации; узнавать формы построения музыки (двухчастную, трехчастную, вариации, рондо) с использованием визуальной опоры; владеть музыкальными терминами в пределах изучаемой темы с использованием справочной информации; понимать существование в музыкальном произведении основной идеи, иметь представление интонационных о средствах особенностях, воплощения жанре, основной исполнителях идеи, музыкального произведения; узнавать на слух изученные произведения русской и зарубежной классики, образцы народного музыкального творчества, произведения современных композиторов с использованием справочной информации; перечислять характерные признаки современной популярной, джазовой и рок-музыки с использованием справочной информации; эмоционально-образно воспринимать музыкальные произведения; иметь представление об особенности интерпретации одной и той же художественной идеи, сюжета в творчестве различных композиторов; иметь представление об интерпретации классической музыки в современных обработках; определять характерные признаки современной популярной музыки с использованием справочной информации; называть стили рок-музыки и ее отдельных направлений: рок-оперы, рокн-ролла и др. с использованием справочной информации; творчески интерпретировать содержание музыкального произведения в пении; участвовать в коллективной исполнительской деятельности, используя различные формы индивидуального и группового музицирования; 27 применять современные информационно-коммуникационные технологии для записи и воспроизведения музыки; обосновывать собственные предпочтения, касающиеся музыкальных произведений различных стилей и жанров; использовать знания о музыке и музыкантах, полученные на занятиях, при составлении домашней фонотеки, видеотеки; использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни (в том числе в творческой и сценической). Обучающиеся получат возможность научиться: овладеть социальными компетенциями, развить коммуникативные способности через музыкально-игровую деятельность, способностями к дальнейшему самопознанию и саморазвитию; понимать истоки и интонационное своеобразие, характерные черты и признаки, традиций, обрядов музыкального фольклора разных стран мира; понимать особенности языка западноевропейской музыки на примере кантаты, прелюдии, фуги, мессы, реквиема; понимать особенности языка отечественной духовной и светской музыкальной культуры на примере канта, литургии, хорового концерта; распознавать мелодику знаменного распева – основы древнерусской церковной музыки; различать формы построения музыки (сонатно-симфонический цикл, сюита), понимать их возможности в воплощении и развитии музыкальных образов; выделять признаки для установления стилевых связей в процессе изучения музыкального искусства; различать и передавать в художественно-творческой деятельности характер, эмоциональное состояние и свое отношение к природе, 28 человеку, обществу; активно использовать язык музыки для освоения содержания различных учебных предметов (литературы, русского языка, окружающего мира, математики и др.); организовывать творческую культурный деятельность, досуг, в том самостоятельную числе, на основе музыкальнодомашнего музицирования, совместной музыкальной деятельности с друзьями, родителями. Учебный предмет «Музыка», входящий в предметную область «Искусство», способствует эстетическому воспитанию, формированию способности и духовно-нравственному оценивать и сознательно выстраивать эстетические отношения к себе, другим людям, Отечеству и миру в целом, коррекции и развитию эмоциональной сферы, социализации обучающихся с ЗПР. Учебный предмет развивает у обучающихся с ЗПР творческое воображение, ассоциативно-образное мышление, умение воспринимать информацию, передаваемую через художественные образы. Овладение основами музыкальных знаний на уровне основного общего образования должно обеспечить формирование основ музыкальной культуры и грамотности как части общей и духовной культуры школьников, развитие музыкальных способностей обучающихся с ЗПР, а также способности к сопереживанию произведениям искусства через различные виды музыкальной деятельности, овладение практическими умениями и навыками в различных видах музыкально-творческой деятельности. Программа отражает содержание обучения предмету «Музыка» с учетом особых образовательных потребностей обучающихся с ЗПР. Для обучающихся с ЗПР характерен сниженный уровень развития учебнопознавательной деятельности, при котором отставание может проявляться в целом или локально в отдельных функциях (замедленный темп либо неравномерное их становление). Отмечаются нарушения внимания, памяти, восприятия и др. познавательных процессов, умственной работоспособности 29 и целенаправленности деятельности, в той или иной степени затрудняющие овладение программным материалом. Слабая произвольность, самоконтроль, саморегуляция в поведении и деятельности обучающихся с ЗПР оказывают влияние на продуктивность учебной деятельности на уроках музыки. Для школьников с ЗПР характерна удовлетворительная обучаемость, но часто она избирательная и неустойчивая и зависит от уровня сложности и субъективной привлекательности вида деятельности, а также от актуального эмоционального состояния. В связи с этим в образовательном процессе используются специальные приемы, позволяющие корректировать и ослаблять проявления нарушений в развитии обучающихся. Особое внимание уделяется формированию жизненных компетенций. Посредством привлечения обучающихся к духовной составляющей предмета у школьников с ЗПР формируются устойчивые нравственные позиции, культурные ценности, социально значимые интересы и увлечения. Расширение кругозора способствует повышению общего уровня культурного развития ребенка с ЗПР, его социальной адаптации, осознанию себя членом общества с его культурой и традициями. Освоение предмета «Музыка» направлено на: приобщение обучающихся с ЗПР к музыке, осознание через музыку жизненных явлений, раскрывающих духовный опыт поколений; расширение музыкального и общего культурного кругозора школьников; воспитание их музыкального вкуса, устойчивого интереса к музыке своего народа и других народов мира, классическому и современному музыкальному наследию; развитие мышления, творческого воображения, потенциала, позволяющих ассоциативно-образного проявить творческую индивидуальность в различных видах музыкальной деятельности; развитие способности к эстетическому освоению мира, способности оценивать произведения искусства по законам гармонии и красоты; 30 овладение основами музыкальной грамотности с опорой на специальную терминологию и ключевые понятия музыкального искусства, элементарную нотную грамоту, способствующей эмоциональному восприятию музыки как живого образного искусства во взаимосвязи с жизнью. В рамках продуктивной музыкально-творческой деятельности учебный предмет «Музыка» способствует формированию у обучающихся потребности во взаимодействии с музыкой в ходе дальнейшего духовно-нравственного развития, социализации, самообразования, организации содержательного культурного досуга на основе осознания роли музыки в жизни отдельного человека и общества, в развитии мировой культуры. Программа содержит перечень музыкальных произведений, используемых для обеспечения достижения образовательных результатов, рекомендованных образовательной организации. Музыкальный и теоретический материал разделов, связанных с народным музыкальным творчеством, может быть дополнен регионально-национальным компонентом (Приложение 1). Система оценивания За последнее десятилетие произошли изменения в содержании современного образования - перенос акцента с предметных знаний, умений и навыков как основной цели обучения на формирование общеучебных умений, на развитие самостоятельности учебных действий. В процессе обучения по предметам искусства оценивание построено на следующих основаниях: оценивание является постоянным процессом, естественным образом интегрированным в образовательную практику; оценивание может быть только критериальным, и основными критериями оценивания выступают соответствующие учебным целям; 31 ожидаемые результаты, критерии оценивания и алгоритм выставления отметки заранее известны и педагогам, и учащимся и могут вырабатываться ими совместно; учащиеся система оценивания выстраивается таким образом, чтобы самостоятельно включались в контрольно-оценочную деятельность. В своей работе на уроках музыки мы используем качественную оценку и традиционную количественную. Качественной оценкой мы оцениваем эмоционально - ценностные отношения учащихся к явлениям искусства и действительности. Такой оценке подвергаются: размышления о музыке, выражение собственной позиции относительно прослушанной музыки, свободное музицирование в классе, на школьных праздниках, определение собственного отношения к музыкальным явлениям действительности. Для оценочного суждения педагога большое значение имеет музыкальное самообразование учащихся: знакомства с дополнительной литературой о музыке; знакомство с дополнительной литературой о музыке; слушание музыки в свободное от уроков время (посещение концертов, музыкальных спектаклей, прослушивание музыкальных радио- и телепередач и др.); выражение своих личных музыкальных впечатлений в форме устных выступлений и высказываний на музыкальных уроках, в рецензиях; Таким образом, с учетом выше изложенного можно выделить следующие критерии качественной оценки: готовность ученика к сотрудничеству в процессе музыкальной деятельности; углубление эмоционально-нравственной и содержательной сферы, созданной в процессе музыкального урока; творческое усилие учащихся на уроке в процессе музыкальной деятельности. 32 Количественная оценка - традиционно сложившаяся пятибальная система, с её помощью измеряется процесс формирования эстетических знаний и практических умений. Количественной оценке подвергаются элементы обязательного содержания образования по искусству, которые вошли в государственный образовательный стандарт. При оценивании успеваемости ориентирами являются конкретные требования к обучающимся, представленные в рабочей программе каждого класса, утверждённые на кафедре и гимназии, а также и примерные нормы оценки знаний и умений. При определении качества знаний учащихся по музыке объектами контроля и оценивания являются 4 вида учебной музыкальной деятельности: 1. Слушание музыки. 2. Освоение и систематизация знаний. 3. Вокально-хоровая работа. 4. Творческая деятельность. 1. Слушание музыки. На уроках проверяется и оценивается умение учащихся слушать музыкальные произведения и давать словесную характеристику музыкальному образу, содержанию и средствам музыкальной выразительности, уметь сравнивать, обобщать, что является метапредметными навыками, знать музыкальную литературу. 2. Освоение и систематизация знаний. В музыке, как и в предметах естественно-научного направления, немало того, что поддается точному и однозначному определению и измерению. В данном виде деятельности проверяется и оценивается знание основных понятий, определений, умение пользоваться ими в процессе слушания и исполнение музыкальных произведений. 3. Вокально-хоровая работа. При выставлении оценки за вокальнохоровую деятельность учащихся учитываются не только объективно определяемые параметры, такие как: чистота интонирования, владение 33 вокально-хоровыми навыками, выразительность исполнения, но и индивидуальный процесс развития и успехи каждого отдельного ученика. Творческая деятельность. Оцениваются самостоятельность и основательность подхода, глубина погружения в тему предложенную учителем или выбранную самостоятельно, изложение материала. Критерии оценки текущего и итогового контроля по предмету «Музыка» (с учетом видов деятельности и программных требований) Слушание музыки Параметры Музыкальная эмоциональность, активность, участие в диалоге Критерии «3» «4» При слушании К слушанию музыки ребенок рассеян, проявляет не всегда невнимателен. Не устойчивый интерес проявляет интереса к музыке. Распознавание музыкальных жанров, средств музыкальной выразительности, элементов строения музыкальной речи, музыкальных форм Суждения о музыке односложны. Распознавание музыкальных жанров, средств музыкальной выразительности, элементов строения музыкальной речи, музыкальных форм, выполнены с помощью учителя Узнавание музыкального произведения, (музыкальная викторина – устная или письменная) Не более 50% ответов на музыкальной викторине. Ответы обрывочные, неполные, показывают незнание автора или названия произведения, музыкального жанра 34 «5» Любит, понимает музыку. Внимателен и активен при обсуждении музыкальных произведений. Восприятие Восприятие музыкального музыкального образа на уровне образа на уровне переживания. переживания. Распознавание Распознавание музыкальных музыкальных жанров, средств жанров, средств музыкальной музыкальной выразительности, выразительности, элементов строения элементов строения музыкальной речи, музыкальной речи, музыкальных форм музыкальных форм выпол-нены Высказанное самостоятельно, но суждение с 1-2 наводящими обосновано. вопросами 80-60% правильных 100-90% ответов на правильных ответов музыкальной. на музыкальной Ошибки при викторине. определении автора Правильное и музыкального полное определение произведения, названия, автора музыкального жанра музыкального произведения, музыкального жанра произведения Освоение и систематизация знаний о музыке Параметры «3» Учащийся слабо знает основной материал. На поставленные вопросы отвечает односложно, только при помощи учителя Критерии «4» Учащийся знает основной материал и отвечает с 1-2 наводящими вопросами «5» Знание музыкальной Учащийся твердо знает литературы основной материал, ознакомился с дополнительной литературой по проблеме, твердо последовательно и исчерпывающе отвечает на поставленные вопросы Знание терминологии, Задание выполнено Задание выполнено Задание выполнено на элементов менее чем на 50%, на 60-70%, 90-100% без ошибок, музыкальной грамоты допущены ошибки, допущены влияющих на качество влияющие на незначительные качество работы ошибки Выполнение домашнего задания «3» В работе допущены ошибки, влияющие на качество выполненной работы. Критерии «4» В работе допущены незначительные ошибки, дополнительная литература не использовалась «5» При выполнении работы использовалась дополнительная литература, проблема освещена последовательно и исчерпывающе Исполнение вокального репертуара Параметры Исполнение вокального номера Участие во внеклассных мероприятиях и концертах Критерии певческого развития «3» «4» «5» Нечистое, интонационнохудожественное фальшивое ритмически и исполнение вокального интонирование по дикционно точное номера всему диапазону исполнение вокального номера художественное исполнение вокального номера на концерте 35 Контрольно-оценочная деятельность является логическим завершением каждого этапа обучения. Любой его вид, будь то текущий или итоговый, проверяет качество усвоения учащимися учебного материала, и отражает достижение либо конечной, либо промежуточной цели обучения. На уроках мы используем разные формы контроля: наблюдение (за развитие музыкальной фактуры, музыкальной формы, средств музыкальной выразительности и т.д.), музыкальные викторины, тесты, работа по карточкам с разноуровневыми заданиями, учебные проекты, ведение тетради. Критерии оценки контроля по предмету «Музыка» Оценка «5» ставится: не менее 100-90 % правильных ответов на музыкальной викторине; не менее 8 правильных ответов в тесте; художественное исполнение вокального номера; Оценка «4» ставится: 80-60% правильных ответов на музыкальной викторине; 5-7 правильных ответов в тесте; интонационно-ритмически и дикционно точное исполнение вокального номера; Оценка «3» ставится: не более 50% правильных ответов на музыкальной викторине; не более 4 правильных ответов в тесте; не точное и не эмоциональное исполнение вокального номера. Одним из важных моментов в оценивании учащихся на уроках музыки является активное вовлечение самого обучающегося в этот процесс. Когда учащиеся самостоятельно могут самостоятельно оценить свою работу, 36 сверить достигнутый учащимся уровень с определённым минимум требований, заложенных в тот или иной учебный курс, только тогда они смогут самостоятельно выстроить свой путь к самопознанию и самосовершенствованию. Примерные виды деятельности обучающихся с ЗПР, обусловленные особыми образовательными потребностями и обеспечивающие осмысленное освоение содержании образования по предмету «Музыка» Основными видами учебной деятельности обучающихся с ЗПР являются: слушание музыки, пение, инструментальное музицирование, музыкально-пластическое движение, драматизация музыкальных произведений. Примерная тематическая и терминологическая лексика соответствует ООП ООО. Для обучающихся с ЗПР существенным является приемы работы с лексическим материалом по предмету «Музыка». Проводится специальная работа по введению в активный словарь обучающихся соответствующей терминологии. Изучаемые термины вводятся на полисенсорной основе, обязательна визуальная поддержка, алгоритмы работы с определением, опорные схемы для актуализации терминологии. Примерные контрольно-измерительные материалы Проведение оценки достижений планируемых результатов освоения учебного предмета «Музыка» проводится в форме стартового, текущего, итогового контроля в виде: наблюдения, самостоятельной работы, работы по карточке, тестов, музыкальных викторин, участия в концертной деятельности. Для обучающихся с ЗПР следует предусмотреть: - учет переживаний, трудностей для вербализации этого следует выражения проводить своих чувств и дополнительную разъяснительную словарную работу, предоставлять опорные речевые шаблоны; - разрешить использовать обучающимся с ЗПР справочный материал, визуальные и смысловые опоры, схемы определений, алгоритмы; 37 - адаптировать с учетом индивидуальных особенностей обучающихся с ЗПР контрольно-измерительные материалы и способы текущего контроля (упрощение формулировок инструкций, разъяснение инструкции, расстановка ударений в редко употребляемых словах и др.). 5 класс* (* – по выбору здесь и далее) - Музыкальная викторина по теме «Народное музыкальное творчество» (с использованием справочной информации). Участие в концертной деятельности. - Тест по теме: «Народные музыкальные традиции» (может выполняться с использованием справочной информации). Участие в концертной деятельности. - Музыкальная викторина «Вокальная и инструментальная музыка» (с использованием справочной информации). Участие в концертной деятельности. - Тест по теме: «Опера. Балет. Мюзикл» (может выполняться с использованием справочной информации). 6 класс* - Музыкальная викторина «Русские романсы и песни» (с использованием справочной информации). Тест «Жанры вокальной и театральной музыки». Участие в концертной деятельности. - Музыкальная викторина «Русская духовная музыка» (с использованием справочной информации). Тест «Музыкальное искусство Древней Руси». Участие в концертной деятельности. - Тест и музыкальная викторина по теме: «Музыкальные эпохи (барокко, классицизм, романтизм)» (может выполняться с использованием справочной информации). Участие в концертной деятельности. - Тест по теме: «Стили, направления, жанры современной музыки» (может выполняться с использованием справочной информации). 7 класс* 38 - Музыкальная викторина «Светская и духовная музыка» (с использованием справочной информации). - Тест по теме: «Жанры западно-европейской музыки» (может выполняться с использованием справочной информации). - Музыкальная викторина «Музыкальные стили XX века» (с использованием справочной информации). - Тест по теме: «Русская музыка XX века» (может выполняться с использованием справочной информации). Содержание учебного предмета Основное содержание музыкального образования представлено следующими содержательными линиями: Музыка как вид искусства Интонация как носитель образного смысла. Многообразие интонационнообразных построений. Средства музыкальной выразительности в создании музыкального образа и характера музыки. Разнообразие вокальной, инструментальной, вокально-инструментальной, камерной, симфонической и театральной музыки. Различные формы построения музыки (двухчастная и трехчастная, вариации, рондо, сонатно-симфонический цикл, сюита), их возможности в воплощении и развитии музыкальных образов. Круг музыкальных образов (лирические, драматические, героические, романтические, эпические и др.), их взаимосвязь и развитие. Многообразие связей музыки с литературой. Взаимодействие музыки и литературы в музыкальном театре. Программная музыка. Многообразие связей музыки с изобразительным искусством. Портрет в музыке и изобразительном искусстве. Картины природы в музыке и в изобразительном искусстве. Символика скульптуры, архитектуры, музыки. Народное музыкальное творчество Устное народное музыкальное творчество в развитии общей культуры народа. Характерные черты русской народной музыки. Основные жанры 39 русской народной вокальной музыки. Различные исполнительские типы художественного общения (хоровое, соревновательное, сказительное). Музыкальный фольклор народов России. Знакомство с музыкальной культурой, народным музыкальным творчеством своего региона. Истоки и интонационное своеобразие, музыкального фольклора разных стран. Русская музыка от эпохи средневековья до рубежа XIX-ХХ вв. Древнерусская духовная музыка. Знаменный распев как основа древнерусской храмовой музыки. Основные жанры профессиональной музыки эпохи Просвещения: кант, хоровой концерт, литургия. Формирование русской классической музыкальной школы (М.И. Глинка). Обращение композиторов к народным истокам профессиональной музыки. Романтизм в русской музыке. Стилевые особенности в творчестве русских композиторов (М.И. Глинка, М.П. Мусоргский, А.П. Бородин, Н.А. Римский-Корсаков, П.И. Чайковский, С.В. Рахманинов). Роль фольклора в становлении профессионального музыкального искусства. Духовная музыка русских композиторов. Традиции русской музыкальной классики, стилевые черты русской классической музыкальной школы. Зарубежная музыка от эпохи средневековья до рубежа XIХ-XХ вв. Средневековая духовная музыка: григорианский хорал. Жанры зарубежной духовной и светской музыки в эпохи Возрождения и Барокко (мадригал, мотет, фуга, месса, реквием, шансон). И.С. Бах – выдающийся музыкант эпохи Барокко. Венская классическая школа (Й. Гайдн, В. Моцарт, Л. Бетховен). Творчество композиторов-романтиков Ф. Шопен, Ф. Лист, Р. Шуман, ФШуберт, Э. Григ). Оперный жанр в творчестве композиторов XIX века (Ж. Бизе, Дж. Верди). Основные жанры светской музыки (соната, симфония, камерно-инструментальная и вокальная музыка, опера, балет). Развитие жанров светской музыки Основные жанры светской музыки XIX века (соната, симфония, камерно-инструментальная и вокальная музыка, 40 опера, балет). Развитие жанров светской музыки (камерная инструментальная и вокальная музыка, концерт, симфония, опера, балет). Русская и зарубежная музыкальная культура XX в. Знакомство с творчеством всемирно известных отечественных композиторов (И.Ф. Стравинский, С.С. Прокофьев, Д.Д. Шостакович, Г.В. Свиридов, Р. Щедрин, А.И. Хачатурян, А.Г. Шнитке) и зарубежных композиторов ХХ столетия (К. Дебюсси, К. Орф, М. Равель, Б. Бриттен, А. Шенберг).Многообразие стилей в отечественной и зарубежной музыке ХХ века (импрессионизм). Джаз: спиричуэл, блюз, симфоджаз – наиболее яркие композиторы и исполнители. Отечественные и зарубежные композиторыпесенники ХХ столетия. Обобщенное представление о современной музыке, ее разнообразии и характерных признаках. Авторская песня: прошлое и настоящее. Рок-музыка и ее отдельные направления (рок-опера, рок-н-ролл.). Мюзикл. Электронная музыка. Современные технологии записи и воспроизведения музыки. Современная музыкальная жизнь Панорама современной музыкальной жизни в России и за рубежом: концерты, конкурсы и фестивали музыки).Наследиевыдающихся Д.Ф. Ойстрах, А.В. Свешников; В.Т. Спиваков, Н.Л. Луганский, (современной отечественных и классической (Ф.И. Шаляпин, Д.А. Хворостовский, Д.Л. Мацуев и др.) А.Ю. Нетребко, и зарубежных исполнителей(Э. Карузо, М. Каллас; . Паваротти, М. Кабалье, В. Клиберн, В. Кельмпфф и др.) классической музыки. Современные выдающиеся, композиторы, вокальные исполнители и инструментальные коллективы. Всемирные центры музыкальной культуры и музыкального образования. Может ли современная музыка считаться классической? Классическая музыка в современных обработках. Значение музыки в жизни человека Музыкальное искусство как воплощение жизненной красоты и жизненной правды. Стиль как отражение мироощущения композитора. Воздействие 41 музыки на человека, ее роль в человеческом обществе. «Вечные» проблемы жизни в творчестве композиторов. Своеобразие видения картины мира в национальных музыкальных культурах Востока и Запада. Преобразующая сила музыки как вида искусства. Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы Класс Название темы (раздела) 5 класс Раздел № 1 Музыка и литература Раздел № 2 Музыка и изобразительное искусство 6 класс 7 класс 8 класс Раздел № 1 Мир образов вокальной и инструментальной музыки Раздел № 2 Мир образов камерной и симфонической музыки Раздел № 1 Особенности драматургии сценической музыки Раздел № 2 Особенности драматургии камерной и симфонической музыки Раздел № 1 Классика и современность. Раздел № 2 Традиции и новаторство в музыке Количество Количество часов, контрольных отводимое работ на изучение 17 1 17 1 Итого: 34 ч. 17 1 17 1 Итого: 34 ч. 17 1 17 1 Итого: 34 ч. 17 17 1 1 Итого: 34 ч. Итого 136 ч. 5 класс 1 Раздел № 1 Музыка и литература Что роднит музыку с литературой 42 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 Вокальная музыка Вокальная музыка Фольклор в музыке русских композиторов. Фольклор в музыке русских композиторов. Жанры инструментальной и вокальной музыки. Вторая жизнь песни Вторая жизнь песни Всю жизнь мою несу Родину в душе Писатели и поэты о музыке и музыкантах Писатели и поэты о музыке и музыкантах Писатели и поэты о музыке и музыкантах. Первое путешествие в музыкальный театр. Опера. Второе путешествие в музыкальный театр. Балет Музыка в театре, кино, на телевидении. Третье путешествие в музыкальный театр. Мюзикл. Мир композитора. Раздел № 2 Музыка и изобразительное искусство Что роднит музыку с изобразительным искусством. Небесное и земное в звуках и красках Звать через прошлое к настоящему Звать через прошлое к настоящему. Музыкальная живопись и живописная музыка Музыкальная живопись и живописная музыка Колокольность в музыке и изобразительном искусстве Портрет в музыке и изобразительном искуссве Волшебная палочка дирижёра Волшебная палочка дирижёра. Образы борьбы и победы в искусстве. Застывшая музыка Полифония в музыке и живописи. Музыка на мольберте Импрессионизм в музыке и живописи О подвигах, о доблести, о славе... В каждой мимолётности вижу я миры Мир композитора. С веком наравне 6 класс Раздел № 1 Мир образов вокальной и инструментальной музыки 1 2 Удивительный мир музыкальных образов Песня - романс. Мир чарующих звуков 43 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 Два музыкальных посвящения Уноси моё сердце в звенящую даль Музыкальный образ и мастерство исполнителя. Обряды и обычаи в фольклоре и творчестве композиторов Образы песен зарубежных композиторов. Искусство прекрасного пения. Старинной песни мир. Песни Франца Шуберта. Образы русской народной и духовной музыки. Русская духовная музыка. Духовный концерт Фрески Софии Киевской Перезвоны. По прочтении Шукшина. Образы духовной музыки Западной Европы. Небесное и земное в музыке Баха. Хорал. Наряжаем Ёлку (образы радости и счастья) Между реальностью и выдумкой Раздел № 2 Мир образов камерной и симфонической музыки Вечные темы искусства и жизни Образы камерной музыки. Могучее царство Шопена. Ночной пейзаж. Ноктюрн. Инструментальный концерт. Удивительные факты. Космический пейзаж Образ симфонической музыки Над вымыслом слезами обольюсь."Руки пианиста" Симфоническое развитие музыкальных образов. Связь времён. Симфоническое развитие музыкальных образов Программная увертюра. Бетховен, увертюра "Эгмонт". Чайковский, увертюра - фантазия "Ромео и джульетта" Мир музыкального театра. Балет С. Прокофьева "Ромео и Джульетта" Мюзикл Л. Бернстайн "Вестсайдская история" Опера К. Глюка "Орфей и Эвридика". А. Журбин рок-опера "Орфей и Эвридика". Образы киномузыки. "Ромео и Джульетта" в кино 20 века Джаз - искусство 20 века.Спиричуэл и блюз Музыка в отечественном кино 7 класс 1 2 3 Раздел № 1 Особенности драматургии сценической музыки Классика и современность Опера "Иван Сусанин". Новая эпоха в русской музыке. Судьба человеческая. Судьба народная. Родина моя. Русская земля. 44 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 Опера "Князь Игорь". Русская эпическая опера. Ария князя Игоря. Порьрет половцев. Плач Ярославны. Балет "Ярославна". Вступление. Стон русской земли. Первая битва с половцами. Плач Ярославны. Молитва. Галерея героических образов Мой народ американцы. "Порги и Бесс". Первая национальная опера. Развитие традиций оперного спектакля. Опера "Кармен" Самая популярная опера в мире. Образы ХОЗЕ и ЭСКАМИЛЬО Балет "Кармен" - сюита. Новое прочтение оперы Бизе. Высока месса "От страданья к радости" Рок - опера "Иисус Христос-суперзвезда. Вечные темы, Главные образы. "Ромео и Джульетта". "Гоголь-сюита". Между реальностью и выдумкой. Раздел № 2 Особенности драматургии камерной и симфонической музыки Два направления музыкальной культуры. Духовная музыка. Светская музыка. Этюд Транскрипция Кончерто гроссо. А.Шнитке Сюита в старинном стиле А. Шнитке Соната.Соната № 8 (Патетическая) Л. Бетховен Соната № 2 С. Прокофьев,Соната № 11 В.А.Моцарт Симфония № 103 ( "С тремоло литавр") Й.Гайдн Симфония № 40 В.А.Моцарт. Симфония №1 ("Классическая") С. Прокофьев Симфония № 5 Л.Бетховен Симфония №8 (Неоконченная) Ф.Шуберт Симфония № 1 В.Калинникова. Картинная галерея Симфония № 5 П.Чайковский. Симфония № 7 "Ленинградская" Д. Шестакович Симфоническая картина. "Празднества" К. Дебюсси Инструментальный концерт. Концерт для скрипки с оркестром А. Хачатурян Рапсодия в стиле блюз Дж. Гершвин Музыка народов мира 8 класс 1 Раздел № 1 Классика и современность. Классика и современность. Музыка И.С. Баха и 21 век 45 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 Современные обработки классических произведений Жанровое многообразие музыки Песня - самый демократичный жанр музыки Патриотическая тема в музыке и эстрадная песня. Патриотическая тема в музыке и эстрадная песня Проникновение фольклора в современную музыку Проникновение фольклора в современную музыку Вокальные жанры и их развитие в музыке разных эпох. Тема любви - вечная тема в искусстве. Иоганн Штраус - КОРОЛЬ ВАЛЬСА Жанр вальса в серьёзной и лёгкой музыке Вальс, как музыкальная иллюстрация к литературному произведению. Интонации и ритмы марша Выдающиеся исполнительские коллективы. Джаз. Корни и истоки. Симфоджаз. Раздел № 2 Традиции и новаторство в музыке Рок-опера Рок-опера Рок-опера Вечная музыка Вивальди. Эпоха Барокко в музыке. Авторская песня Духовная музыка "Руки пианиста" Духовная музыка Обращение композиторов к образцам духовной музыки при создании музыкальных произведений Вечная музыка А. Вивальди. Эпоха Борокко в музыке Характерные признаки музыкального классицизма "И музыка, которой нет конца..." Эпоха романтизма в музыке. Творческий стиль С.Рахманинова Историческая хроника Всегда современный Чайковский Мы помним.... Мы гордимся..... Песни великого подвига Музыка кинематографа Традиции и новаторство в творчестве С.Прокофьева. Стилизация и полистилистика 46 Приложение 1. Примерный перечень музыкальных произведений для использования в обеспечении образовательных результатов (по выбору образовательной организации): 1. Ч. Айвз. «Космический пейзаж». 2. Л. Армстронг. «Блюз Западной окраины». 3. Э. Артемьев. «Мозаика». 4. И. Бах. Токката и фуга ре минор для органа. Прелюдия до мажор (ХТК, том Ι). Фуга ре диез минор (ХТК, том Ι). Итальянский концерт. Высокая месса си минор (хор «Kirie» (№ 1), хор «Gloria» (№ 4), хор «Sanctus» (№ 20)). Оратория «Страсти по Матфею» (ария альта № 47). Сюита № 2 (7 часть «Шутка»). И. Бах-Ф. Бузони. Чакона из Партиты № 2 для скрипки соло. 5. И. Бах-Ш. Гуно. «Ave Maria». 6. М. Березовский. Хоровой концерт «Не отвержи мене во время старости». 7. Л. Бернстайн. Мюзикл «Вестсайдская история» (песня Тони «Мария!», песня и танец девушек «Америка», дуэт Тони и Марии, сцена драки). 8. Л. Бетховен. Симфония № 5. Соната № 7 (экспозиция Ι части). Соната № 8 («Патетическая»). Соната № 14 («Лунная»). Соната № 20 (ΙΙ часть, менуэт). Соната № 23 («Аппассионата»). Музыка к трагедии И. Гете «Эгмонт» (Увертюра. Песня Клерхен). 9. Ж. Бизе. Опера «Кармен» (фрагменты:Увертюра, Хабанера из I д., Сегедилья, Сцена гадания). 10. Ж. Бизе-Р. Щедрин. Балет «Кармен-сюита» (Вступление (№ 1). Танец (№ 2) Развод караула (№ 4). Выход Кармен и Хабанера (№ 5). Болеро (№ 8). Тореро (№ 9). Адажио (№ 11). Гадание (№ 12). Финал (№ 13). 11. А. Бородин. Квартет № 2 (Ноктюрн, III ч.). Симфония № 2 «Богатырская» (экспозиция, Ι ч.). Опера «Князь Игорь» (Хор из пролога «Солнцу красному слава!», Ария Князя Игоря из II д., Половецкая пляска с хором из II д., Плач Ярославны из IV д.). 12. Дж. Верди. Опера «Риголетто» (Песенка Герцога, Финал). 13. А. Вивальди. Цикл концертов для скрипки соло, струнного квинтета, органа и чембало «Времена года» («Весна», «Зима»). 14. Э. Вила-Лобос. «Бразильская бахиана» № 5 (ария для сопрано и виолончелей). 15. А. Варламов. «Горные вершины» (сл. М. Лермонтова). «Красный сарафан» (сл. Г. Цыганова). 16. В. Гаврилин «Перезвоны». По прочтении В. Шукшина (симфония-действо для солистов, хора, гобоя и ударных): «Весело на душе» (№ 1), «Ти-ри-ри» (№ 8), «Вечерняя музыка» (№ 10), «Молитва» (№ 17). 17. Й. Гайдн. Симфония № 103 («С тремоло литавр»). I часть, IV часть. 18. Г. Гендель. Пассакалия из сюиты соль минор. Хор «Аллилуйя» (№ 44) из оратории «Мессия». 19. Дж. Гершвин. Опера «Порги и Бесс» (Колыбельная Клары из I д., Песня Порги из II д., Дуэт Порги и Бесс из II д., Песенка Спортинг Лайфа из II д.). Концерт для ф-но с оркестром (Ι часть). Рапсодия в блюзовых тонах. «Любимый мой» (сл. А. Гершвина, русский текст Т. Сикорской). 20. М. Глинка. Опера «Иван Сусанин» (Рондо Антониды из I д., хор «Разгулялися, разливалися», романс Антониды, Полонез, Краковяк, Мазурка из II д., Песня Вани из III д., Хор поляков из IV д., Ария Сусанина из IV д., хор «Славься!»). Опера «Руслан и Людмила» (Увертюра, Сцена Наины и Фарлафа, Персидский хор, заключительный хор «Слава великим богам!»). «Вальс-фантазия». Романс «Я помню чудное мгновенье» (ст. А. Пушкина). Романс «Жаворонок» (ст. Н. Кукольника). Романс «Венецианская ночь» 47 21. М. Глинка-М. Балакирев. «Жаворонок» (фортепианная пьеса). 22. К. Глюк. Опера «Орфей и Эвридика» (хор «Струн золотых напев», Мелодия, Хор фурий). 23. Э. Григ. Музыка к драме Г. Ибсена «Пер Гюнт» (Песня Сольвейг, «Смерть Озе», «В пещере горного короля»). 24. К. Дебюсси. Ноктюрн «Празднества». «Бергамасская сюита» («Лунный свет»). Фортепианная сюита «Детский уголок» («Кукольный кэк-уок»). 25. И. Дунаевский. Марш из к/ф «Веселые ребята» (сл. В. Лебедева-Кумача). 26. А. Журбин. Рок-опера «Орфей и Эвридика» (фрагменты по выбору учителя). 27. Знаменный распев. 28. Д. Кабалевский.«Реквием» на стихи Р. Рождественского («Наши дети», «Помните!»). 29. Д. Каччини. «Ave Maria». 30. В. Кикта. Фрески Софии Киевской (концертная симфония для арфы с оркестром) (фрагменты по усмотрению учителя). 31. Ф. Лист. Венгерская рапсодия № 2. Этюд Паганини (№ 6). 32. А. Лядов. Кикимора (народное сказание для оркестра). 33. Ф. Лэй. «История любви». 34. Мадригалы эпохи Возрождения. 35. Р. де Лиль. «Марсельеза». 36. М. Матвеев. «Матушка, матушка, что во поле пыльно». 37. В. Моцарт. Соната до мажор (эксп. Ι ч.). «Маленькая ночная серенада» (Рондо). Симфония № 40. Реквием («Dies ire», «Lacrimoza»). Соната № 11 (I, II, III ч.). Фрагменты из оперы «Волшебная флейта». 38. М. Мусоргский. Опера «Борис Годунов» (Вступление, Песня Варлаама, Сцена смерти Бориса). Опера «Хованщина» (Вступление). 39. Народные музыкальные произведения России, народов РФ и стран мира по выбору образовательной организации. 40. Негритянский спиричуэл. 41. М. Огинский. Полонез ре минор («Прощание с Родиной»). 42. К. Орф. Сценическая кантата для певцов, хора и оркестра «Кармина Бурана». («Песни Бойерна: Мирские песни для исполнения певцами и хорами, совместно с инструментами и магическими изображениями») (фрагменты по выбору учителя). 43. Дж. Перголези «Stabat mater» (фрагменты по выбору учителя). 44. С. Прокофьев. Опера «Война и мир» (Ария Кутузова, Вальс). Соната № 2 (Ι ч.). Симфония № 1 («Классическая». Ι ч., ΙΙ ч., III ч. Гавот, IV ч. Финал). Балет «Ромео и Джульетта» (Улица просыпается, Танец рыцарей, Патер Лоренцо). Кантата «Александр Невский» (Ледовое побоище). Фортепианные миниатюры «Мимолетности» (по выбору учителя). 45. М. Равель. «Болеро». 46. С. Рахманинов. Концерт № 2 для ф-но с оркестром (Ι часть). Концерт № 3 для ф-но с оркестром (Ι часть). «Вокализ». Романс «Весенние воды» (сл. Ф. Тютчева). Романс «Островок» (сл. К. Бальмонта, из Шелли). Романс «Сирень» (сл. Е. Бекетовой). Прелюдии (до диез минор, соль минор). «Всенощное бдение» (фрагменты по выбору учителя). 47. Н. Римский-Корсаков. Опера «Садко» (Колыбельная Волховы, хороводная песня Садко «Заиграйте, мои гусельки», Песня Варяжского гостя, Песня Индийского гостя). Опера «Снегурочка» (Пролог: Сцена Снегурочки с Морозом и Весной, Ария Снегурочки «С подружками по ягоды ходить»; Третья песня Леля (ΙΙΙ д.), Сцена таяния Снегурочки «Люблю и таю» (ΙV д.)). Опера «Сказка о царе Салтане» («Полет шмеля»). Симфоническая сюита «Шехеразада» (I часть). Романс «Горные вершины» (ст. М. Лермонтова). 48. А. Рубинштейн. Романс «Горные вершины» (ст. М. Лермонтова). 48 49. Г. Свиридов. Кантата «Памяти С. Есенина» (ΙΙ ч. «Поет зима, аукает»). Сюита «Время, вперед!» (VI ч.). «Музыкальные иллюстрации к повести А. Пушкина «Метель» («Тройка», «Вальс», «Весна и осень», «Романс», «Пастораль», «Военный марш», «Венчание»). 50. А. Скрябин. Прелюдия № 4 (ми бемоль минор). 51. И. Стравинский. Балет «Петрушка» (Первая картина: темы гулянья, Балаганный дед, Танцовщица, Танец оживших кукол). 52. Э. Уэббер. Рок-опера «Иисус Христос – суперзвезда» (фрагменты по выбору учителя). Мюзикл «Кошки», либретто по Т. Элиоту (фрагменты по выбору учителя). 53. А. Хачатурян. Балет «Гаянэ» (Танец с саблями, Колыбельная). Музыка к драме М. Лермонтова «Маскарад» (Галоп, Вальс). 54. П. Чайковский. Вступление к опере «Евгений Онегин». Симфония № 5 (I ч., III ч. Вальс, IV ч. Финал). Концерт № 1 для ф-но с оркестром (ΙΙ ч., ΙΙΙ ч.). Балет «Спящая красавица». Увертюра-фантазия «Ромео и Джульетта». Торжественная увертюра «1812 год». Сюита № 4 «Моцартиана». Фортепианный цикл «Времена года» («На тройке», «Баркарола»). Ноктюрн до-диез минор. «Всенощное бдение» («Богородице Дево, радуйся» № 8). «Я ли в поле да не травушка была» (ст. И. Сурикова), «Покаянная молитва о Руси». 55. П. Чесноков. «Да исправится молитва моя». 56. М. Чюрленис. Симфоническая поэма «Море». 57. А. Шнитке. Кончерто гроссо. Сюита в старинном стиле для скрипки и фортепиано. 58. Ф. Шопен. Вальс № 6 (ре бемоль мажор). Мазурка № 1. Полонез (ля мажор). Ноктюрн фа минор. Этюд № 12 (до минор). 59. Д. Шостакович. Симфония № 7 «Ленинградская». 60. И. Штраус. «Полька-пиццикато». Вальс из оперетты «Летучая мышь». 61. Ф. Шуберт. Симфония № 8 («Неоконченная»). Вокальный цикл на ст. В. Мюллера «Прекрасная мельничиха» («В путь»). «Лесной царь» (ст. И. Гете). «Серенада» (сл. Л. Рельштаба, перевод Н. Огарева). «Ave Maria» (сл. В. Скотта). «Баркаролла». 62. Р. Щедрин. Опера «Не только любовь». (Песня и частушки Варвары). 49