АООП ИЗО ЗПР

Пояснительная записка

Основное содержание учебного предмета «Изобразительное искусство», в
рамках адаптированной основной образовательной программы основного
общего образования обучающихся с ЗПР, направлено

на приобщение

обучающихся к искусству как духовному опыту поколений, овладение
способами

художественной

деятельности,

развитие

индивидуальности,

дарования и творческих способностей. В рамках курса обучающиеся с ЗПР
получают представление об изобразительном искусстве как целостном явлении.
Содержание

образования

по

предмету

предусматривает

два

вида

деятельности обучающихся: восприятие произведений искусства и собственную
художественно-творческую деятельность. Это дает возможность показать
единство и взаимодействие двух сторон жизни человека в искусстве, раскрыть
характер диалога между художником и зрителем, избежать преимущественно
информационного подхода к изложению материала. При этом учитывается
собственный

эмоциональный

произведениями

искусства,

опыт
что

общения

позволяет

ребенка

вывести

на

и

подростка

передний

с

план

деятельностное освоение изобразительного искусства.
Художественная

деятельность

школьников

на

уроках

находит

разнообразные формы выражения: изображение на плоскости и в объёме;
декоративная и конструктивная работа; восприятие явлений действительности и
произведений

искусства;

обсуждение

работ

товарищей,

результатов

коллективного творчества и индивидуальной работы на уроках; изучение
художественного наследия; подбор иллюстративного материала к изучаемым
темам; прослушивание музыкальных и литературных произведений (народных,
классических, современных). Наряду с основной формой организации учебного
процесса

–

уроком

–

проводятся

экскурсии

в

музеи;

видеоматериалы о художественных музеях и картинных галереях.

1

используются

Основой реализации содержания учебного предмета «Изобразительное
искусство» является реализация деятельностного подхода, что позволяет для
обучающихся с ЗПР:
- придавать результатам образования социально и личностно значимый
характер;
- прочно усваивать учащимися знания и опыт разнообразной деятельности,
возможность их самостоятельного продвижения в изучаемых образовательных
областях;
- существенно повышать мотивацию и интерес к учению, приобретению
нового опыта деятельности и поведения;
- обеспечивать условия для общекультурного и личностного развития на
основе формирования универсальных учебных действий, которые обеспечивают
не только успешное усвоение ими системы научных знаний, умений и навыков
(академических результатов), но и жизненной компетенции, составляющей
основу социальной успешности.
Основная цель изучения предмета «Изобразительное искусство» – развитие
визуально-пространственного
эмоционально-ценностного,

мышления
эстетического

обучающихся
освоения

как

мира,

как

формы
формы

самовыражения и ориентации в художественном и нравственном пространстве
культуры.
Основные задачи изучения предмета «Изобразительное искусство»:
 формирование опыта смыслового и эмоционально ценностного восприятия
визуального образа реальности и произведений искусства;
 освоение художественной культуры как формы материального выражения
в пространственных формах духовных ценностей;
 формирование

понимания

эмоционального

и

ценностного

смысла

визуально пространственной формы;
 развитие

творческого

опыта

как

формирование

самостоятельным действиям в ситуации неопределённости;
2

способности

к

 формирование активного, заинтересованного отношения к традициям
культуры как к смысловой, эстетической и личностно значимой ценности;
 воспитание уважения к истории культуры своего Отечества, выраженной в
её архитектуре, изобразительном искусстве, в национальных образах предметноматериальной и пространственной среды и в понимании красоты человека;
 развитие

способности

ориентироваться

в

мире

современной

художественной культуры;
 овладение средствами художественного изображения как способом
развития умения видеть реальный мир, как способностью к анализу и
структурированию

визуального

образа

на

основе

его

эмоционально-

нравственной оценки;
 овладение

основами

культуры

практической

работы

различными

художественными материалами и инструментами для эстетической организации
и оформления школьной, бытовой и производственной среды.
Особенности психического развития обучающихся с ЗПР обусловливают
дополнительные коррекционные задачи учебного предмета «Изобразительное
искусство», направленные на социально-эмоциональное развитие, развитие
мыслительной

и

речевой

деятельности,

стимулирование

познавательной

активности, повышение коммуникативной компетентности в разных социальных
условиях.
Содержание по предмету «Изобразительное искусство» рассчитано на
обучающихся с ЗПР 5–7-х классов и адаптировано для обучения данной
категории школьников с учетом особенностей их психофизического развития,
индивидуальных возможностей и особых образовательных потребностей. В этом
возрасте

у

обучающихся

с

ЗПР

продолжают

наблюдаться

некоторые

особенности в развитии двигательной сферы, нарушения произвольной
регуляции

движений,

недостаточная

четкость

и

координированность

непроизвольных движений, трудности переключения и автоматизации. Это
приводит к затруднениям при выполнении практических работ, в связи с чем
педагогу необходимо снижать требования при оценивании качества выполнения
3

самостоятельных работ, предлагать ученикам больше времени на выполнение
практической работы. Познавательная деятельность характеризуется сниженным
уровнем активности и замедлением переработки информации, обеднен и узок
кругозор представлений об окружающем мире и явлениях. Поэтому при отборе
произведений искусства, с которыми знакомятся ученики с ЗПР, следует
отдавать предпочтение предметам и явлениям из их повседневного окружения,
избегать непонятных абстрактных изображений, опираться на личный опыт
ребенка. Важно сокращать объем теоретических сведений; включать отдельные
темы или целые разделы в материалы для обзорного, ознакомительного или
факультативного изучения.
Место учебного предмета в учебном плане
Содержание по предмету «Изобразительное искусство» рассчитано на
обучающихся 5–7-х классов
5 класс - 34 часа (1 час в неделю)
6 класс – 34 часа (1 час в неделю)
7 класс - 34 часа (1 час в неделю)
Планируемые результаты освоения учебного предмета
Личностные результаты:
 осознание значения искусства и творчества в личной и культурной
самоидентификации личности;
 развитие

эстетического

вкуса,

художественного

мышления

обучающихся с ЗПР, способности воспринимать эстетику природных объектов,
сопереживать

им,

взаимоотношений

чувственно-эмоционально
человека

с

природой

и

оценивать
выражать

гармоничность
свое

отношение

художественными средствами;
 развитие индивидуальных творческих способностей обучающихся,
формирование устойчивого интереса к творческой деятельности;

4

 формирование интереса и уважительного отношения к культурному
наследию и ценностям народов России, сокровищам мировой цивилизации, их
сохранению и приумножению.
Метапредметные результаты
Регулятивные:
 планирование и осуществление учебных действий в соответствии с
поставленной художественной задачей, умение находить варианты решения
различных художественно-творческих задач;
 рациональное построение самостоятельной творческой деятельности,
умение организовывать место занятий.
Коммуникативные:
 умение вести диалог, участвовать в распределении функций и ролей в
процессе выполнения коллективной творческой работы;
 уважительное отношение к работе других учащихся.
Познавательные:
 умение сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать;
 использование средств информационных технологий для решения
различных учебно-творческих задач в процессе поиска дополнительного
изобразительного материала, выполнение творческих проектов отдельных
упражнений по живописи, графике, моделированию и т.д.
Предметные результаты.
В

результате

освоения

предмета

«Изобразительное

искусство»

обучающиеся с ЗПР научатся:
 иметь представление об особенностях уникального народного искусства,
семантического значения традиционных образов, мотивов (древо жизни, птица,
солярные знаки);
 создавать декоративные изображения на основе русских образов;
 иметь представление о смысле народных праздников и обрядов и их
отражении в народном искусстве и в современной жизни;
5

 создавать простые эскизы декоративного убранства русской избы;
 создавать цветовую композицию внутреннего убранства избы с опорой
на образец;
 иметь представление о специфике образного языка декоративноприкладного искусства;
 создавать самостоятельные варианты орнаментального построения
вышивки с опорой на народные традиции и образец;
 создавать эскизы народного праздничного костюма, его отдельных
элементов в цветовом решении с опорой на образец;
 выстраивать декоративные, орнаментальные композиции в традиции
народного искусства (используя традиционное письмо Гжели, Городца,
Хохломы и т. д.) на основе ритмического повтора изобразительных или
геометрических элементов при необходимости с опорой на образец;
 владеть

практическими

навыками

выразительного

использования

фактуры, цвета, формы, объема, пространства в процессе создания в конкретном
материале плоскостных или объемных декоративных композиций на доступном
уровне;
 распознавать и называть игрушки ведущих народных художественных
промыслов; осуществлять с помощью учителя собственный художественный
замысел, связанный с созданием выразительной формы игрушки и украшением
ее декоративной росписью в традиции одного из промыслов;
 иметь представление об основах народного орнамента; создавать
орнаменты на основе народных традиций;
 различать виды (с опорой на образец) и материалы декоративноприкладного искусства;
 иметь представление о национальных особенностях русского орнамента
и орнаментов других народов России;
 иметь

представление

о

нескольких

промыслах России;
6

народных

художественных

 иметь представление о пространственных и временных видах искусства;
 понимать и объяснять после предварительного анализа разницу между
предметом изображения, сюжетом и содержанием изображения;
 владеть представлениями о композиционных навыках работы, чувстве
ритма, работе с различными художественными материалами;
 уметь создавать образы, используя все выразительные возможности
художественных материалов;
 владеть простым навыкам изображения с помощью пятна и тональных
отношений;
 владеть навыками плоскостного силуэтного изображения обычных,
простых предметов (кухонная утварь);
 изображать сложную форму предмета (силуэт) как соотношение
простых геометрических фигур, соблюдая их пропорции;
 создавать линейные изображения геометрических тел и натюрморт с
натуры из геометрических тел;
 строить изображения простых предметов по правилам линейной
перспективы;
 иметь представление об освещении как важнейшем выразительном
средстве

изобразительного

искусства,

как

средстве

построения

объема

предметов и глубины пространства;
 передавать с помощью света характер формы в композиции натюрморта;
 выражать цветом в натюрморте собственное настроение и переживания;
 применять перспективу в практической творческой работе;
 навыкам

изображения

перспективных

сокращений

в

зарисовках

наблюдаемого;
 навыкам изображения уходящего вдаль пространства, применяя правила
линейной и воздушной перспективы;
 видеть, наблюдать и эстетически переживать изменчивость цветового
состояния и настроения в природе;
7

 навыкам создания пейзажных зарисовок;
 различать и характеризовать с помощью учителя понятия: пространство,
ракурс, воздушная перспектива;
 пользоваться правилами работы на пленэре;
 использовать

цвет

как

инструмент

передачи

своих

чувств

и

представлений о красоте; осознавать, что колорит является средством
эмоциональной выразительности живописного произведения;
 основам композиции, наблюдательной перспективы и ритмической
организации плоскости изображения;
 иметь

представление

об

основных

средствах

художественной

выразительности в изобразительном искусстве (линия, пятно, тон, цвет, форма,
перспектива и др.);
 иметь представление о композиции как целостным и образном строе
произведения, роли формата, выразительное значение размера произведения,
соотношении

целого

и

детали,

значении

каждого

фрагмента

в

его

метафорическом смысле;
 пользоваться красками (гуашь, акварель), несколькими графическими
материалами (карандаш, тушь), обладать первичными навыками лепки,
использовать коллажные техники;
 различать понятия: эпический пейзаж, романтический пейзаж, пейзаж
настроения, пленэр, импрессионизм;
 различать виды портрета;
 понимать основы изображения головы человека;
 пользоваться

навыками

работы

с

доступными

скульптурными

материалами;
 видеть конструктивную форму предмета, владеть первичными навыками
плоского и объемного изображения предмета и группы предметов;
 использовать графические материалы в работе над портретом;

8

 пользоваться правилами схематического построения головы человека в
рисунке;
 иметь представление о выдающихся русских и зарубежных художникахпортретистах и их произведениях;
 пользоваться навыками передачи в плоскостном изображении простых
движений фигуры человека;
 пользоваться навыками лепки и работы с пластилином или глиной;
 иметь представление (с опорой на восприятие художественных
произведений – шедевров изобразительного искусства) об изменчивости образа
человека в истории искусства;
 пользоваться приемами выразительности при работе с натуры над
набросками и зарисовками фигуры

человека, используя

разнообразные

графические материалы;
 иметь представление о сюжетно-тематической картине как обобщенном
и целостном образе, как результате наблюдений и размышлений художника над
жизнью;
 иметь представление о понятиях «тема», «содержание», «сюжет» в
произведениях станковой живописи;
 пользоваться изобразительным и композиционным навыкам в процессе
работы над эскизом;
 иметь представление о понятиях «тематическая картина», «станковая
живопись»;
 иметь представление об основных жанрах сюжетно-тематической
картины;
 иметь представление о историческом жанре как идейном и образном
выражении значительных событий в истории общества, как воплощении его
мировоззренческих позиций и идеалов;
 иметь представление о нескольких классических произведениях и
именах великих русских мастеров исторической картины;
9

 разработке и созданию изобразительного образа на выбранный
исторический сюжет с помощью учителя;
 творческому опыту по разработке художественного проекта –разработки
композиции на историческую тему с помощью учителя;
 иметь представление о роли монументальных памятников в жизни
общества;
 иметь представление о выдающихся монументальных памятниках и
ансамблях, посвященных Великой Отечественной войне;
 иметь опыт культуры зрительского восприятия;
 понимать разницу между реальностью и художественным образом;
 иметь представление об искусстве иллюстрации и творчестве известных
иллюстраторов книг. И.Я. Билибин. В.А. Милашевский. В.А. Фаворский;
 опыту

художественного

иллюстрирования

и

навыкам

работы

графическими материалами;
 собирать необходимый материал для иллюстрирования (характер
одежды героев, характер построек и помещений, характерные детали быта и т.д.)
под руководством учителя;
 иметь представление об анималистическом жанре изобразительного
искусства и творчестве художников-анималистов;
 опыту художественного творчества по созданию стилизованных образов
животных;
 иметь представление об основных этапах развития и истории
архитектуры и дизайна;
 иметь

общее

представление

об

особенностях

архитектурно-

художественных стилей разных эпох;
 иметь

представление

о

тенденциях

и

перспективах

развития

современной архитектуры;
 иметь представление об образно-стилевом языке архитектуры прошлого;

10

 иметь представление о малых формах архитектуры и дизайна в
пространстве городской среды;
 иметь представление о чертеже как плоскостном изображении объемов,
когда точка – вертикаль, круг – цилиндр, шар и т. д.;
 применять навыки формообразования, использования объемов в дизайне
и архитектуре (макеты из бумаги, картона, пластилина);
 создавать композиционные макеты объектов на предметной плоскости и
в пространстве;
 создавать практические творческие композиции в технике коллажа,
дизайн-проектов;
 иметь представления о влиянии цвета на восприятие формы объектов
архитектуры и дизайна, а также о том, какое значение имеет расположение цвета
в пространстве архитектурно-дизайнерского объекта;
 приобретать общее представление о традициях ландшафтно-парковой
архитектуры;
 иметь представление о краткой истории костюма;
 применять навыки сочинения объемно-пространственной композиции в
формировании букета по принципам икебаны;
 использовать известные и осваивать новые приемы работы с бумагой,
природными

материалами

в

процессе

макетирования

архитектурно-

ландшафтных объектов;
 работать над проектом (индивидуальным или коллективным), создавая
разнообразные творческие композиции в материалах по различным темам;
 иметь представление о стилевых особенностях архитектуры Древней
Руси;
 создавать с натуры и по воображению архитектурные образы
графическими материалами и др.;
 работать

с

помощью

учителя

над

эскизом

монументального

произведения (витраж, мозаика, роспись, монументальная скульптура);
11

 сравнивать, сопоставлять и анализировать произведения живописи
Древней Руси по плану/ перечню вопросов/ алгоритму;
 иметь представление о широком разнообразии стилей и направлений
изобразительного искусства и архитектуры XVIII – XIX веков;
 иметь представление о характерных особенностях русской портретной
живописи XVIII века;
 создавать разнообразные творческие работы (фантазийные конструкции)
в материале.
Требования к предметным результатам освоения учебного предмета
«Изобразительное искусство», распределенные по годам обучения
Предметные результаты по итогам первого года изучения учебного
предмета «Изобразительное искусство» должны отражать сформированность
умений:
 иметь представление об особенностях уникального народного искусства,
семантическом значении традиционных образов, мотивов (древо жизни,
птица, солярные знаки);
 создавать декоративные изображения на основе русских образов по образцу;
 иметь представление о смысле народных праздников и обрядов и их
отражении в народном искусстве и в современной жизни;
 создавать эскизы декоративного убранства русской избы по образцу;
 создавать цветовую композицию внутреннего убранства избы;
 иметь представление о специфике образного языка декоративно-прикладного
искусства;
 создавать самостоятельные варианты орнаментального построения вышивки
с опорой на народные традиции и образец;
 создавать эскизы

народного

праздничного костюма, его

отдельных

элементов в цветовом решении с опорой на образец;
 выстраивать декоративные, орнаментальные
12

композиции в традиции

народного искусства (используя традиционное письмо Гжели, Городца,
Хохломы и т. д.) на основе ритмического повтора изобразительных или
геометрических элементов с использованием образцов при необходимости;
 владеть практическими навыками выразительного использования фактуры,
цвета, формы, объема, пространства в процессе создания в конкретном
материале плоскостных или объемных декоративных композиций;
 распознавать и называть игрушки ведущих народных художественных
промыслов;
 осуществлять собственный художественный замысел, связанный с созданием
выразительной формы игрушки и украшением ее декоративной росписью в
традиции одного из промыслов, при необходимости с опорой на образец;
 различать виды и материалы декоративно-прикладного искусства после
предварительного анализа и с помощью учителя;
 иметь представление о национальных особенностях русского орнамента и
орнаментов других народов России;
 различать и характеризовать по перечню вопросов/ предложенному плану
несколько народных художественных промыслов России.
Предметные результаты по итогам второго года изучения учебного
предмета «Изобразительное искусство» должны отражать сформированность
умений:
 иметь представление о пространственных и временных видах искусства и их
различиях;
 характеризовать при помощи учителя три группы пространственных
искусств: изобразительные, конструктивные и декоративные, объяснять их
различное назначение в жизни людей на конкретных примерах;
 иметь представление о роли изобразительного искусства в повседневной
жизни человека, в организации общения людей, в создании среды
материального окружения, в развитии культуры и представлений человека о
самом себе;
13

 воспринимать

произведения

искусства

как

творческую

деятельность

человека;
 характеризовать выразительные особенности различных художественных
материалов при создании художественного образа при помощи учителя;
 давать характеристики основным графическим и живописным материалам по
плану;
 размещать рисунок на листе;
 пользоваться графическими материалами в процессе выполнения творческих
заданий;
 выбирать характер линий для создания ярких, эмоциональных образов в
рисунке;
 передавать на бумаге свое эмоциональное состояние, и настроение с
помощью ритма и характера линий, штрихов, росчерков и др.;
 осуществлять на основе ритма тональных пятен собственный художественный замысел, связанный с изображением состояния природы (гроза,
туман, солнце и т. д.);
 иметь представление о значении: основного цвета, составного цвета,
дополнительного цвета;
 иметь представление о понятиях: цветовой круг, цветотональная шкала,
насыщенность цвета;
 различать и называть основные и составные, теплые и холодные, контрастные и дополнительные цвета;
 создавать

художественные

образы,

используя

все

выразительные

возможности цвета;
 иметь представление о понятиях: цветовые отношения, теплые и холодные
цвета, цветовой контраст, локальный цвет, сложный цвет;
 различать и называть теплые и холодные оттенки цвета;
 называть виды скульптурных изображений, объяснять их назначение в
жизни людей с опорой на образец/ иллюстративный материал;
14

 иметь представление об основных скульптурных материалах и условиях их
применения в объемных изображениях;
 объяснять, почему образуются разные виды искусства, называть разные виды
искусства, определять их назначение с опорой на иллюстративный материал/
вопросный план/ опорные слова;
 иметь представление о том, что изобразительное искусство – особый
образный язык;
 иметь представление об условности изобразительного языка и его
изменчивости в ходе истории человечества;
 иметь представление о понятиях простой и сложной пространственной
формы;
 называть основные геометрические фигуры и геометрические объемные
тела;
 выявлять, после предварительного анализа, конструкцию предмета через
соотношение простых геометрических фигур;
 изображать сложную форму предмета (силуэт) как соотношение простых
геометрических фигур, соблюдая их пропорции;
 строить изображения простых предметов по правилам линейной перспективы;
 иметь представления о понятиях: линия горизонта; точка зрения; точка схода
вспомогательных линий; взгляд сверху, снизу и сбоку, а также использовать
их в рисунке;
 создавать линейные изображения геометрических тел и натюрморт с натуры
из геометрических тел;
 распознавать отдельные жанры изобразительного искусства (натюрморт,
портрет, пейзаж);
 различать освещение «по свету», «против света», боковой свет;
 иметь представление о понятиях «картинная плоскость», «точка зрения»,
«линия горизонта», «точка схода», «вспомогательные линии»;
15

 различать средство выразительности «высокий и низкий горизонт» в
произведениях изобразительного искусства;
 иметь представление о правиле воздушной перспективы;
 изображать уходящее вдаль пространство, применяя правила линейной и
воздушной перспективы;
 различать эпический и романтический образы в пейзажных произведениях
живописи и графики;
 пользоваться красками (гуашь и акварель), несколькими графическими
материалами (карандаш, тушь);
 создавать творческие композиционные работы в различных материалах с
натуры, по памяти и воображению.
Предметные результаты по итогам третьего года изучения учебного предмета
«Изобразительное искусство» должны отражать сформированность умений:
 иметь представление о смысле понятий: шрифт, иллюстрация, дизайн,
архитектура, интерьер, ландшафт, флористика, модуль;
 иметь представление об особенностях русской усадебной культуры XVIII–
XIX веков;
 различать

стилистику

изображений

и

способы

композиционного

расположения в пространстве (в том числе книги, открытки, визитные
карточки, логотипы);
 иметь

представление

об

особенностях

развития

шрифта,

костюма,

флористики;
 использовать в творческой работе навыки создания открыток, визитных
карточек; компоновки книжного и журнального макетирования объектов,
составления флористических композиций, композиционных приемов в
архитектуре и дизайне;
 уметь анализировать по плану произведения архитектуры и дизайна;
 иметь представление о месте конструктивных искусств в ряду пластических
искусств, их общие начала и специфику;
16

 понимать особенности образного языка конструктивных видов искусства,
единство

функционального

и

художественно-образных

начал

и

их

социальную роль;
 иметь представление об основных этапах развития и истории архитектуры и
дизайна, тенденциях современного конструктивного искусства;
 конструировать

объёмно-пространственные

композиции,

моделировать

архитектурно-дизайнерские объекты (в графике и объёме) при помощи
учителя;
 моделировать

в

производственного

своём

творчестве

процесса

в

основные

этапы

конструктивных

художественно-

искусствах

после

предварительного анализа и составления плана;
 работать с натуры, по памяти и воображению над зарисовкой и
проектированием конкретных зданий и вещной среды;
 конструировать основные объёмно-пространственные объекты, реализуя при
этом фронтальную, объёмную и глубинно-пространственную композицию на
доступном уровне при помощи учителя;
 использовать на доступном уровне в макетных и графических композициях
ритм линий, цвета, объёмов, статику и динамику тектоники и фактур;
 владеть навыками формообразования, использования объёмов в дизайне и
архитектуре (макеты из бумаги, картона, пластилина) на доступном уровне;
 создавать композиционные макеты объектов на предметной плоскости и в
пространстве по образцу;
 создавать с натуры и по воображению архитектурные образы графическими
материалами и др.;
 работать над эскизом монументального произведения (витраж, мозаика,
роспись, монументальная скульптура);
 использовать выразительный язык при моделировании архитектурного
ансамбля;
 использовать разнообразные художественные материалы.
17

Критерии оценивания
При оценивании работ по изобразительному искусству учитывается
аккуратность выполнения работы.
За неряшливо оформленную работу, оценка по изобразительному
искусству снижается на один балл, но не ниже «3».
«5» - без ошибок.
«4» - 1 грубая и 1-2 негрубые ошибки.
«3» - 2 - 3 грубые и 1- 2 негрубые или 3 и более негрубых ошибки.
«2» - 5 и более грубых ошибки.
Грубые ошибки:
- Неправильно передано и определено пространственное положение
объекта на листе;
- Не соблюдены пропорции и общее строение изображаемых предметов;
- Неверная передача цветов;
- Выход за линии при нанесении цвета;
- Неумение самостоятельно, без помощи учителя выполнить всю работу.
Негрубые ошибки:

-

Несоблюдение

последовательности

выполнения

рисунка;

- Не прорисованы незначительные элементы, изображаемого объекта;
- Неточности в соблюдении размеров и форм второстепенных объектов в
работе;
- Неточности при нахождении второстепенных объектов на рисунке;
- Неточности при передаче тени, полутени, рефлексов, падающей тени.
Содержание учебного предмета
5 КЛАСС

18

(первый год обучения на уровне основного общего образования)1
«Декоративно-прикладное искусство в жизни человека» (предлагаются к
изучению модули «Символика крестьянского дома и народного праздника» и «Народные
художественные промыслы России»

Раздел 1. Древние корни народного искусства
Древние образы в народном искусстве.
Убранство русской избы.
Внутренний мир русской избы.
Конструкция и декор предметов народного быта.
Русская народная вышивка.
Народный праздничный костюм.
Народные праздничные обряды.
Раздел 2. Связь времён в народном искусстве
Древние образы в современных народных игрушках.
Искусство Гжели.
Городецкая роспись.
Хохлома.
Жостово. Роспись по металлу.
Щепа. Роспись по лубу и дереву. Тиснение и резьба по бересте.
Роль народных художественных промыслов в современной жизни.
Раздел 3. Декор – человек, общество, время
Зачем людям украшения.
Роль декоративного искусства в жизни древнего общества.
Одежда говорит о человеке.
О чём рассказывают нам гербы и эмблемы.
Роль декоративного искусства в жизни человека и общества.
Раздел 4. Декоративное искусство в современном мире
Современное выставочное искусство.
1

Здесь и далее представленное содержание курса «Изобразительное искусство» может отличаться по разделам и
направлениям программы, в зависимости от выбранного учителем учебно-методического комплекта, соответствующего
ФГОС II поколения.

19

Ты сам – мастер декоративно-прикладного искусства (витраж)
Ты сам – мастер декоративно-прикладного искусства (мозаичное панно)
6 КЛАСС
(второй год обучения на уровне основного общего образования)
«Изобразительное искусство в жизни человека» (предлагаются к изучению модули
«Виды и жанры изобразительного искусства» и «Художественный образ и художественновыразительные средства»)

Раздел 1. Виды изобразительного искусства и основы образного языка
Изобразительное искусство. Семья пространственных искусств.
Художественные материалы.
Рисунок – основа изобразительного творчества.
Линия и её выразительные возможности. Ритм линий.
Пятно как средство выражения. Ритм пятен.
Цвет. Основы цветоведения.
Цвет в произведениях живописи.
Объёмные изображения в скульптуре.
Основы языка изображения.
Раздел 2. Мир наших вещей. Натюрморт
Реальность и фантазия в творчестве художника.
Изображение предметного мира – натюрморт.
Понятие формы. Многообразие форм окружающего мира.
Изображение объёма на плоскости и линейная перспектива.
Освещение. Свет и тень.
Натюрморт в графике.
Цвет в натюрморте.
Выразительные возможности натюрморта.
Раздел 3. Вглядываясь в человека. Портрет
Образ человека – главная тема в искусстве.
Конструкция головы человека и её основные пропорции.
20

Изображение головы человека в пространстве.
Портрет в скульптуре.
Графический портретный рисунок.
Сатирические образы человека.
Образные возможности освещения в портрете.
Роль цвета в портрете.
Великие портретисты прошлого.
Портрет в изобразительном искусстве XX века.
Раздел 4. Человек и пространство. Пейзаж
Жанры в изобразительном искусстве.
Изображение пространства.
Правила построения перспективы. Воздушная и линейная перспектива.
Освещение. Свет и тень.
Пейзаж – большой мир. Организация изображаемого пространства.
Пейзаж настроения. Природа и художник.
Пейзаж в русской живописи.
Пейзаж в графике.
Городской пейзаж.
Выразительные возможности изобразительного искусства. Язык и смысл.
7 КЛАСС
(третий год обучения на уровне основного общего образования)
«Дизайн и архитектура в жизни человека» (предлагаются к изучению модули:
«Вечные темы и великие исторические события в искусстве», «Конструктивное

искусство: архитектура и дизайн», «Изображение в синтетических и экранных видах
искусства и художественная фотография»

2

Раздел 1. Изображение фигуры человека и образ человека
Изображение фигуры человека и образ человека в истории искусств
2

Данный модуль является не обязательным и его изучение зависит от склонностей и интересов учащихся. Его изучение
может быть реализовано в процессе внеурочной и факультативной деятельности

21

Пропорции строение фигуры человека
Лепка фигуры человека
Наброски фигуры человека с натуры
Понимание красоты человека в европейском и русском искусстве
Раздел 2. Поэзия повседневности
Поэзия повседневной жизни в искусстве разных стран.
Тематическая картина. Бытовой и исторический жанр.
Сюжет и содержание в картине.
Жизнь каждого дня – большая тема в искусстве.
Жизнь в моем городе в прошлые века.
Праздник и карнавал (тема праздника в бытовом жанре)
Раздел 3. Великие темы жизни
Исторические темы и мифологические темы в искусстве разных эпох.
Тематическая картина в русском искусстве XIX века.
Процесс работы над тематической картиной
Библейские темы в изобразительном искусстве.
Монументальная скульптура и образ истории народа.
Место и роль картины в искусстве XX века.
Художественно-творческие проекты.
Искусство иллюстрации. Слово и изображение.
Раздел 4. Реальность жизни и художественный образ
Конструктивное и декоративное начало в изобразительном искусстве.
Зрительские умения и их значение для современного человека.
История искусств и история человечества.
Стиль и направление в изобразительном искусстве (импрессионизм и
реализм)
Личность художника и мир его времени в произведениях искусства.
Крупнейшие музеи изобразительного искусства и их роль в культуре.
Раздел 5. Искусство композиции – основа дизайна и архитектуры.
Искусство шрифта.
22

Композиционные основы макетирования в графическом дизайне.
Многообразие форм графического дизайна.
Раздел 6. В мире вещей и зданий. Художественный язык конструктивных
искусств.
От плоскостного изображения к объёмному макету.
Взаимосвязь объектов в архитектурном макете.
Здание как сочетание различных объёмов. Понятие модуля.
Важнейшие архитектурные элементы здания.
Примерные виды деятельности обучающихся с ЗПР, обусловленные
особыми

образовательными

осмысленное

освоение

потребностями

содержании

и

образования

обеспечивающие
по

предмету

«Изобразительное искусство»
При работе на уроке следует отдавать предпочтение практическим методам
обучения: показу, упражнениям. Выполнение практической работы обязательно
должно сопровождаться речевым отчетом ученика о выполненной работе,
способствовать

развитию

речи,

умению

составлять

связное

речевое

высказывание. Возможно использовать в ходе урока алгоритмы, картинные и
письменные планы выполнения работы, перед выполнением практической
работы желательным является проведение подробного анализа предстоящей
работы, составление плана ее реализации. С целью формирования личностных
компетенций у обучающихся с ЗПР следует предусматривать чередование
уроков индивидуального практического творчества и уроков коллективной
творческой деятельности. Совместная творческая деятельность учит детей
договариваться, ставить и решать общие задачи, понимать друг друга, с
уважением и интересом относиться к работе товарища, а общий положительный
результат дает стимул для дальнейшего творчества и уверенность в своих силах.
Примерные контрольно-измерительные материалы
Контрольные работы по предмету «Изобразительное искусство» программой
не предусмотрены. Основные формы учебной деятельности – практическое
23

художественное

творчество

посредством

овладения

художественными

материалами, зрительское восприятие произведений искусства и эстетическое
наблюдение окружающего мира. На уроках изобразительного искусства
оценивается как уровень восприятия обучающимися с ЗПР произведений
искусства и явлений культуры, так и уровень выполнения практических заданий.
Причем решающую роль при выставлении отметки играет оценивание
художественно-творческой деятельности в силу практического характера
занятий по изобразительному искусству. Оценивание работы обучающихся с
ЗПР носит индивидуальный характер, учитываются следующие показатели:
 правильность приемов работы,
 степень самостоятельности выполнения задания (ориентировку в задании,
правильное построение рисунка, аккуратность выполненной работы),
 соблюдение правил безопасности работы и гигиены труда.
Тематическое планирование с указанием количества часов,
отводимых на освоение каждой темы

5 класс

6 класс

7 класс

Основные разделы дисциплины
Декоративно-прикладное
искусство
в
жизни
человека.
Древние корни народного искусства
Связь времен в народном искусстве
Декор — человек, общество, время
Декоративное искусство в современном мире
Изобразительное искусство в жизни человека
Виды изобразительного искусства и основы
образного языка
Мир наших вещей. Натюрморт
Вглядываясь в человека. Портрет
Человек и пространство. Пейзаж
Красота фигуры человека
Архитектура и дизайн – конструктивные искусства в
ряду пространственных искусств.
Город и человек. Социальное значение дизайна и
архитектуры как среды в жизни человека
Человек в зеркале дизайна и архитектуры. Образ
24

8 часов
8 часов
11 часов
7 часов
8 часов
8 часов
11 часов
7 часов
5 часов.
6 часов
5часов
8 часов
5часов

жизни и индивидуальное проектирование
Искусство народов мира
Вечные темы и великие исторические события в

5часов

искусстве, тематическая картина.

5 класс
1
2-3
4
5
6
7-8
9
10
11
12
13-14
15
16
17
18
19-20
21-22-23
24-25
26
27

28-29
30-31
32-33
34

Древние корни народного искусства (9 часов)
Древние образы в народном искусстве.
Убранство русской избы.
Внутренний мир русской избы.
Конструкция и декор предметов народного быта Русские прялки.
Русская народная вышивка
Народный праздничный костюм.
Народные праздничные обряды. Обобщение темы.
Связь времен в народном искусстве (8 часов).
Древние образы в современных народных игрушках.
Искусство Гжели.
Городецкая роспись
Хохлома.
Жостово. Роспись по металлу.
Искусство керамики. Истоки и современное развитие промысла.
Роль народных промыслов в современной жизни. Обобщение темы
Декор – человек, общество, время (10 часов)
Зачем людям украшения.
Роль декоративного искусства в жизни древнего общества.
Одежда «говорит» о человеке.
Коллективная работа «Бал в интерьере дворца»
О чём рассказывают нам гербы области.
Роль декоративного искусства в жизни человека и общества
(обобщение темы).
Декоративное искусство в современном мире (8 часов).
Современное выставочное искусство.
Ты сам - мастер декоративно-прикладного искусства (Витраж)
Ты сам - мастер декоративно-прикладного искусства ( мозаичное
панно)
Создание декоративной композиции «лето!».
6 класс

1

Виды изобразительного искусства и основы их образного языка.
25

2-3
4-5
6-7
8-9
10
11-12
13
14-15
16
17
18
19
20
21
22
23-24
25-26
27-28
29-30
31-32
33-34

Рисунок- язык всех видов ИЗО. Восприятие формы. Многообразие
форм.
Объём- основа языка скульптуры.
Чёрное и белое- основа языка графики.
Цвет- основа языка живописи.
Познание окружающей действительности- основа изобразительной
деятельности человека.
Анималистический жанр.
Пейзаж – сфера искусства, в котором формируется отношение к
природе.
Пейзаж в графике.
Художники выражают своё понимание красоты природы.
Построение пространства в пейзаже.
Роль колорита в пейзаже.
Отношение человека к миру вещей.
Отношение художника к миру вещей.
Натюрморт.
Живопись натюрморта.
Натюрморт в графике.
Вглядываясь в человека, жанр портрета, литературный герой.
Вглядываясь в человека, жанр портрета, портрет в скульптуре.
Портрет в графике.
Портрет в живописи.
Музеи мира.
7 класс

1.
2.
3-4
5
6
7
8
9
10.
11
12
13-14
15

Понимание красоты человека-6 ч.
Вводное занятие. ТБ. «Представление о красоте человека»
Красота. Выразительность пропорций человека.
Красота фигуры человека.
Красота движений человека
Зарисовки человека с натуры
Шрифты- 6 ч.
Шрифты чертежные. Прописные буквы
Шрифты чертежные. Строчные буквы
Дизайн и Композиция стенгазеты
Титульный лист.
Афиша
Плакат.
Город и человек-5 ч.
Живое пространство города
Ландшафтный дизайн
26

16-17
18
19.
20
21
22
23
24
25
26
27-28
29
30
31-32
33-34

Детская площадка в моем дворе
Дизайн в жизни человека – 8 ч.
Дизайн предметов быта.
Дизайн предметов быта.
Дизайн интерьера комнаты.
Моя комната.
Дизайн одежды. Рисование фигуры человека.
Дизайн одежды.
Дизайн обуви.
Дизайн ювелирных украшений.
Искусство народов мира -5 ч .
Искусство Древнего Египта.
Искусство Древней Греции
Декоративно-прикладное искусство Древней Греции
Искусство Японии.
Тематическая картина – 4 ч.
Сюжет и содержание.
Мифология в искусстве.

27


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

ВНИМАНИЕ!

Срок действия лицензии на использования программного обеспечения окончен 27.03.2024.
Для получения информации с сайта свяжитесь с Администрацией образовательной организации по телефону 8(81458)2-09-01

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».