Адаптированная рабочая программа ЗПР ОБЖ

АДАПТИРОВАННАЯ ОСНОВНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ПРОГРАММА
ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
__Основы безопасности жизнедеятельности____

Срок освоения программы ____2 года__

Разработчики: Лихачева О.А.,
преподаватель-организатор ОБЖ

2022г.
1

Пояснительная записка
Учебный предмет «Основы безопасности жизнедеятельности» является
обязательным для изучения на уровне основного общего образования и
является одной из составляющих предметной области «Физическая культура
и Основы безопасности жизнедеятельности». Изучение учебного предмета
«Основы

безопасности

обучающимися

жизнедеятельности»

знаний,

умений,

навыков

способствует
и

получению

компетенций

личной

безопасности в условиях опасных и чрезвычайных ситуаций социально
сложного и технически насыщенного окружающего мира.
Значимость предмета для формирования жизненной компетенции
обучающихся с ЗПР заключается в углублении представлений о целостной и
подробной картине мира, понимании взаимосвязей между деятельностью
человека и состоянием природы; получении навыков и компетенций личной
безопасности в условиях опасных и чрезвычайных ситуаций социально
сложного

и

технически

насыщенного

окружающего

мира;

умении

распознавать и противостоять психологической манипуляции, социально
неблагоприятному воздействию.
Программа определяет базовое содержание по учебному предмету
«Основы безопасности жизнедеятельности» в форме и объеме, которые
соответствуют возрастным

особенностям и особым образовательным

потребностям обучающихся с ЗПР. Овладение учебным предметом «Основы
безопасности жизнедеятельности» представляет определенную сложность
для данной категории детей с ОВЗ. Это связано со своеобразием психической
деятельности подростков с ЗПР:
 низким
обучающиеся

уровнем

познавательной

овладевают

гораздо

активности,

меньшим

вследствие

объемом

чего

знаний

и

представлений об окружающем мире, чем их нормативно развивающиеся
сверстники;
 преимущественно пассивным характером усвоения знаний, которые с
трудом актуализируются;
2

 низким

уровнем

развития

познавательной

сферы,

трудностями

понимания причинно-следственных связей и прогнозирования последствий
тех или иных действий;
 недостаточной сформированностью саморегуляции деятельности и
поведения.
При адаптации программы основное внимание обращается на овладение
обучающимися с ЗПР практическими умениями и навыками, на уменьшение
объема теоретических сведений, включение отдельных тем или целых
разделов в материалы для обзорного или ознакомительного изучения.
Целью

изучения

и

освоения

программы

предмета

«Основы

безопасности жизнедеятельности» является формирование у обучающихся с
ЗПР культуры безопасности жизнедеятельности в современном мире в
соответствии
государственным

с

требованиями,

предъявляемыми

образовательным

стандартом

федеральным

основного

общего

образования.
Важнейшими задачами являются:


освоение обучающимися с ЗПР знаний о безопасном поведении в
повседневной жизнедеятельности;



понимание обучающимися личной и общественной значимости
современной культуры безопасности жизнедеятельности, ценностей
гражданского общества, в том числе гражданской идентичности и
правового поведения;



понимание необходимости беречь и сохранять свое здоровье как
индивидуальную и общественную ценность;



понимание необходимости следовать правилам безопасного поведения
в опасных и чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и
социального характера;



понимание необходимости сохранения природы и окружающей среды
для полноценной жизни человека;
3



освоение обучающимися умений экологического проектирования
безопасной жизнедеятельности с учетом природных, техногенных и
социальных рисков;



понимание роли государства и действующего законодательства в
обеспечении национальной безопасности и защиты населения от
опасных и чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и
социального характера, в том числе от экстремизма, терроризма и
наркотизма;



освоение умений использовать различные источники информации и
коммуникации для определения угрозы возникновения опасных и
чрезвычайных ситуаций;



освоение умений предвидеть возникновение опасных и чрезвычайных
ситуаций по характерным признакам их проявления, а также на основе
информации, получаемой из различных источников;



освоение умений оказывать первую помощь пострадавшим;



освоение

умений

проявлять

предосторожность

в

ситуациях

неопределенности;


освоение умений принимать обоснованные решения в конкретной
опасной (чрезвычайной) ситуации с учетом реально складывающейся
обстановки и индивидуальных возможностей;



освоение

умений

использовать

средства

индивидуальной

и

коллективной защиты.
Освоение и понимание учебного предмета «Основы безопасности
жизнедеятельности» направлено на:
 воспитание у обучающихся с ЗПР чувства ответственности за личную
безопасность, ценностного отношения к своему здоровью и жизни;
 развитие у обучающихся с ЗПР качеств личности, необходимых для
ведения здорового образа жизни; необходимых для обеспечения
безопасного поведения в опасных и чрезвычайных ситуациях;
4

 формирование

у

обучающихся

с

ЗПР

современной

культуры

безопасности жизнедеятельности на основе понимания необходимости
защиты личности, общества и государства посредством осознания
значимости безопасного поведения в условиях чрезвычайных ситуаций
природного, техногенного и социального характера, убеждения в
необходимости

безопасного

и

здорового

образа

жизни,

антиэкстримистской и антитеррористической личностной позиции,
нетерпимости к действиям и влияниям, представляющим угрозу для
жизни человека.
Особенности

психического

развития

обучающихся

с

ЗПР

обусловливают дополнительные коррекционные задачи учебного предмета
«Основы безопасности жизнедеятельности», направленные на развитие
мыслительной

деятельности,

повышение

познавательной

активности,

формирование саморегуляции деятельности и коммуникативных навыков.
На основе программы курс «Основы безопасности жизнедеятельности»
может быть выстроен как по линейному, так и по концентрическому типу.
Для преодоления трудностей в изучении учебного предмета «Основы
безопасности жизнедеятельности» необходима адаптация объема и характера
учебного материала к познавательным возможностям обучающихся с ЗПР:
учебный материал преподносить небольшими порциями, усложняя его
постепенно, изыскивать способы адаптации трудных заданий, некоторые
темы давать как ознакомительные; теоретический материал рекомендуется
изучать в процессе практической деятельности по решению учебных задач
(через решение ситуационных задач, практических навыков эвакуации,
занятий в игровой форме, изучение в реальной обстановке возможных в
повседневной

жизни

опасных

ситуаций).

Органическое

единство

практической и мыслительной деятельности обучающихся на уроках ОБЖ
способствует

прочному

и

осознанному

компетенций.
5

формированию

жизненных

При составлении рабочих программ в отдельных темах возможны
дополнения с учетом региональных особенностей. Изучение учебного
предмета

«Основы

безопасности

жизнедеятельности»

позволяет

обучающимся с ЗПР получить систематизированное представление о личном
здоровье, здоровом образе жизни, здоровье населения, об опасностях, о
прогнозировании опасных ситуаций, оценке влияния их последствий на
здоровье и жизнь человека и выработке алгоритма безопасного поведения с
учетом своих возможностей.
Содержание

учебного

предмета

«Основы

безопасности

жизнедеятельности» включает теорию здорового образа жизни, защиты
человека в различных ситуациях, первой медицинской помощи, а также
практические занятия по оказанию первой медицинской помощи, правилам
поведения в экстремальных ситуациях (через решение ситуационных задач,
формирование и отработку практических навыков эвакуации, занятия в
игровой форме, изучение в реальной обстановке возможных в повседневной
жизни опасных ситуаций).
Распределение тем по годам обучения и определение времени на их
изучение самостоятельно определяется образовательной организацией и
зависит от индивидуальных возможностей обучающихся с ЗПР.
В программу 8 класса добавляется тема «Основы противодействия
терроризму, экстремизму и наркотизму в Российской Федерации. Терроризм,
экстремизм, наркотизм – сущность и угрозы безопасности личности и
общества. Личная безопасность при террористических актах и при
обнаружении неизвестного предмета, возможной угрозе взрыва (при взрыве).
Личная безопасность при похищении или захвате в заложники (попытке
похищения) и при проведении мероприятий по освобождению заложников».
В первый год обучения дается ознакомление с этими социально опасными
явлениями. Также добавляется тема «Безопасность в социуме». Следует
обратить внимание на различные виды конфликтов в молодежной среде и
способы их разрешения. Рекомендуется сокращение количества часов на
6

изучение тем «Безопасность на транспорте» и «Чрезвычайные ситуации
техногенного характера». В ознакомительном плане предлагается изучение
тем «Безопасность на водоемах» и «Экология и безопасность».
В программе 9 класса добавляются темы: «Правила безопасности в
туристических походах и поездках. Правила поведения в автономных
условиях. Сигналы бедствия, способы их подачи и ответы на них»; «Правила
безопасности в ситуациях криминогенного характера»; «Чрезвычайные
ситуации природного характера и защита населения от них (землетрясения,
извержения вулканов, оползни, обвалы, лавины, ураганы, бури, смерчи,
сильный дождь (ливень), крупный град, гроза, сильный снегопад, сильный
гололед, метели, снежные заносы, наводнения, половодье, сели, цунами,
лесные, торфяные и степные пожары, эпидемии, эпизоотии и эпифитотии).
Рекомендации по безопасному поведению». Данные темы рекомендуется
рассматривать, делая упор на алгоритм безопасного поведения. Тему
«Здоровье

как

индивидуальная,

так

и

общественная

ценность.

Репродуктивное здоровье. Факторы разрушающие репродуктивное здоровье»
рекомендуется изучается в ознакомительном плане, так как она изучались в
рамках темы «Семья в современном обществе. Права и обязанности
супругов.

Защита

прав

ребенка»

в

рамках

учебного

предмета

«Обществознание».
Место учебного предмета в учебном плане
В соответствии с требованиями ФГОС учебный предмет ОБЖ входит в
предметную

область

«Физическая

культура

и

основы

безопасности

жизнедеятельности» и является обязательным для изучения на уровне
основного общего образования.
Изучение предмета ОБЖ предусматривается в течение двух лет, в 8—9
классах по 1 часу в неделю. Всего на изучение предмета ОБЖ отводится 68
часов, из них по 34 часа в 8 классе и 34 часа в 9 классе.

7

Планируемые результаты освоения учебного предмета
Личностные результаты:
• формирование и развитие установок активного, экологически
целесообразного, здорового и безопасного образа жизни;
• понимание

личной и общественной значимости современной

культуры безопасности жизнедеятельности;
• овладение
жизнедеятельности,

основами

современной

понимание

ценности

культуры

безопасности

экологического

качества

окружающей среды, как естественной основы безопасности жизни;
• понимание роли государства и действующего законодательства в
обеспечении национальной безопасности и защиты населения.
Метапредметные результаты
Регулятивные:
• умение планировать пути достижения целей защищенности, в том
числе альтернативные, выбирать наиболее эффективные способы решения
учебных и познавательных задач;
• умение определять цели своего обучения, ставить и формулировать
для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать
мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
• умение соотносить свои действия с планируемыми результатами
курса, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения
результата, определять способы действий в опасных и чрезвычайных
ситуациях в рамках предложенных условий и требований, корректировать
свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
• умение оценивать правильность выполнения учебной задачи в
области безопасности жизнедеятельности, собственные возможности ее
решения;
• владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и
осуществления

осознанного

выбора

деятельности;
8

в

учебной

и

познавательной

Коммуникативные:
• умение организовывать учебное сотрудничество и совместную
деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в
группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе
согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и
отстаивать свое мнение;
• формирование и развитие компетентности в области использования
информационно-коммуникационных технологий;
• формирование

умений

взаимодействовать

с

окружающими,

выполнять различные социальные роли во время и при ликвидации
последствий чрезвычайных ситуаций.
Познавательные:
• умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать
аналогии,

классифицировать

по

заданным

основаниям и критериям

(например, для классификации опасных и чрезвычайных ситуаций, видов
террористической и экстремистской деятельности), устанавливать после
предварительного анализа причинно-следственные связи, строить логическое
рассуждение, умозаключение (по аналогии) и делать выводы;
• умение применять знаки и символы, модели и схемы для решения
учебных и познавательных задач;
• освоение приемов действий в опасных и чрезвычайных ситуациях
природного, техногенного и социального характера, в том числе оказание
первой помощи пострадавшим.
Предметные

результаты

освоения

обучающимися

программы

учебного предмета «Основы безопасности жизнедеятельности».
Выпускник научится:
 классифицировать и характеризовать с опорой на план условия
экологической безопасности;
 использовать знания о предельно допустимых концентрациях
вредных веществ в атмосфере, воде и почве;
9

 использовать знания о способах контроля качества окружающей
среды и продуктов питания с использованием бытовых приборов;
 классифицировать и характеризовать с опорой на план причины и
последствия опасных ситуаций при использовании бытовых приборов
контроля качества окружающей среды и продуктов питания;
 безопасно, использовать бытовые приборы контроля качества
окружающей среды и продуктов питания;
 безопасно использовать бытовые приборы;
 безопасно использовать средства бытовой химии;
 безопасно использовать средства коммуникации;
 классифицировать и характеризовать с опорой на план опасные
ситуации криминогенного характера;
 знать причины возникновения возможных опасных ситуаций
криминогенного характера;
 безопасно вести и применять способы самозащиты в криминогенной
ситуации на улице;
 безопасно вести и применять способы самозащиты в криминогенной
ситуации в подъезде;
 безопасно вести и применять способы самозащиты в криминогенной
ситуации в лифте;
 безопасно вести и применять способы самозащиты в криминогенной
ситуации в квартире;
 безопасно вести и применять способы самозащиты при карманной
краже;
 безопасно вести и применять способы самозащиты при попытке
мошенничества;
 адекватно оценивать ситуацию дорожного движения;
 адекватно оценивать ситуацию и безопасно действовать при пожаре;

10

 безопасно использовать средства индивидуальной защиты при
пожаре;
 безопасно применять первичные средства пожаротушения;
 соблюдать правила безопасности дорожного движения пешехода;
 соблюдать

правила

безопасности

дорожного

движения

велосипедиста;
 соблюдать правила безопасности дорожного движения пассажира
транспортного средства правила поведения на транспорте (наземном, в том
числе железнодорожном, воздушном и водном);
 классифицировать и характеризовать причины и последствия
опасных ситуаций на воде;
 адекватно оценивать ситуацию и безопасно вести себя у воды и на
воде;
 использовать средства и способы само- и взаимопомощи на воде;
 классифицировать и характеризовать причины и последствия
опасных ситуаций в туристических походах;
 готовиться к туристическим походам;
 адекватно оценивать ситуацию и безопасно вести в туристических
походах;
 адекватно оценивать ситуацию и ориентироваться на местности;
 добывать и поддерживать огонь в автономных условиях;
 добывать и очищать воду в автономных условиях;
 добывать и готовить пищу в автономных условиях; сооружать
(обустраивать) временное жилище в автономных условиях;
 подавать сигналы бедствия и отвечать на них;
 характеризовать причины и последствия чрезвычайных ситуаций
природного характера для личности, общества и государства;
 предвидеть

опасности

и

правильно

чрезвычайных ситуаций природного характера;
11

действовать

в

случае

 классифицировать с опорой на справочный материал мероприятия
по защите населения от чрезвычайных ситуаций природного характера;
 безопасно использовать средства индивидуальной защиты;
 характеризовать причины и последствия чрезвычайных ситуаций
техногенного характера для личности, общества и государства;
 предвидеть опасности и правильно действовать в чрезвычайных
ситуациях техногенного характера;
 классифицировать с опорой на справочный материал мероприятия
по защите населения от чрезвычайных ситуаций техногенного характера;
 безопасно действовать по сигналу «Внимание всем!»;
 безопасно использовать средства индивидуальной и коллективной
защиты;
 комплектовать минимально необходимый набор вещей (документов,
продуктов) в случае эвакуации;
 классифицировать

с

опорой

на

справочный

материал

и

характеризовать явления терроризма, экстремизма, наркотизма и последствия
данных явлений для личности, общества и государства;
 классифицировать с опорой на справочный материал мероприятия
по защите населения от терроризма, экстремизма, наркотизма;
 адекватно оценивать ситуацию и безопасно действовать при
обнаружении неизвестного предмета, возможной угрозе взрыва (при взрыве)
взрывного устройства;
 адекватно оценивать ситуацию и безопасно действовать при
похищении или захвате в заложники (попытки похищения) и при проведении
мероприятий по освобождению заложников;
 классифицировать и характеризовать с опорой на справочный
материал основные положения законодательных актов, регламентирующих
ответственность несовершеннолетних за правонарушения;

12

 классифицировать и характеризовать опасные ситуации в местах
большого скопления людей;
 знать причины возникновения возможных опасных ситуаций в
местах большого скопления людей;
 адекватно оценивать ситуацию и безопасно действовать в местах
массового скопления людей;
 оповещать (вызывать) экстренные службы при чрезвычайной
ситуации;
 характеризовать с опорой на план безопасный и здоровый образ
жизни, его составляющие и значение для личности, общества и государства;
 классифицировать с опорой на справочный материал мероприятия и
факторы, укрепляющие и разрушающие здоровье;
 планировать профилактические мероприятия по сохранению и
укреплению своего здоровья;
 адекватно оценивать нагрузку и профилактические занятия по
укреплению здоровья; планировать распорядок дня с учетом нагрузок;
 выявлять мероприятия и факторы, потенциально опасные для
здоровья;
 безопасно использовать ресурсы интернета;
 анализировать состояние своего здоровья;
 определять состояния оказания неотложной помощи;
 использовать алгоритм действий по оказанию первой помощи;
 классифицировать средства оказания первой помощи;
 оказывать

первую

помощь

при

наружном

и

внутреннем

кровотечении;
 извлекать инородное тело из верхних дыхательных путей;
 оказывать первую помощь при ушибах;
 оказывать первую помощь при растяжениях;
 оказывать первую помощь при вывихах;
13

 оказывать первую помощь при переломах;
 оказывать первую помощь при ожогах;
 оказывать

первую

помощь

при

отморожениях

и

общем

переохлаждении;
 оказывать первую помощь при отравлениях;
 оказывать первую помощь при тепловом (солнечном) ударе;
 оказывать первую помощь при укусе насекомых и змей.
Выпускник получит возможность научиться:
 безопасно

использовать

средства

индивидуальной

защиты

велосипедиста;
 классифицировать и характеризовать с опорой на справочный
материал причины и последствия опасных ситуаций в туристических
поездках;
 готовиться к туристическим поездкам;
 адекватно оценивать ситуацию и безопасно вести в туристических
поездках;
 анализировать последствия возможных опасных ситуаций в местах
большого скопления людей;
 анализировать

последствия

возможных

опасных

ситуаций

криминогенного характера;
 безопасно вести и применять права покупателя;
 анализировать последствия проявления терроризма, экстремизма,
наркотизма;
 знать пути и средства возможного вовлечения в террористическую,
экстремистскую и наркотическую деятельность; анализировать влияние
вредных привычек и факторов на состояние своего здоровья;
 характеризовать с опорой на план роль семьи в жизни личности и
общества и ее влияние на здоровье человека;

14

 классифицировать и характеризовать с опорой на справочный
материал основные положения законодательных актов, регулирующих права
и обязанности супругов, и защищающих права ребенка;
 владеть основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и
осуществления

осознанного

выбора

в

учебной

и

познавательной

деятельности при формировании современной культуры безопасности
жизнедеятельности;
 классифицировать

после

предварительного

анализа

основные

правовые аспекты оказания первой помощи;
 оказывать первую помощь при не инфекционных заболеваниях;
 оказывать первую помощь при инфекционных заболеваниях;
 оказывать первую помощь при остановке сердечной деятельности;
 оказывать первую помощь при коме;
 оказывать первую помощь при поражении электрическим током;
 использовать для решения коммуникативных задач в области
безопасности

жизнедеятельности

различные

источники

информации,

включая Интернет-ресурсы и другие базы данных;
 усваивать приемы действий в различных опасных и чрезвычайных
ситуациях;
 исследовать
жизнедеятельности,

различные
опасные

и

ситуации
чрезвычайные

в

повседневной

ситуации,

выдвигать

предположения и проводить несложные эксперименты для доказательства
предположений обеспечения личной безопасности;
 творчески решать моделируемые ситуации и практические задачи в
области безопасности жизнедеятельности.

15

Требования к предметным результатам освоения учебного предмета
«Основы безопасности жизнедеятельности», распределенные по годам
обучения
Предметные результаты по итогам первого года изучения учебного
предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» должны отражать
сформированность умений:
Модуль «Культура безопасности жизнедеятельности в современном
обществе»
 ориентироваться в понятиях опасной и чрезвычайной ситуации,
анализировать с опорой на алгоритм учебных действий, в чем их
сходство и различия (виды чрезвычайных ситуаций, в том числе
террористического характера);
 иметь представление о понятии культуры безопасности (как способности
предвидеть, по возможности избегать, действовать в опасных ситуациях);
 приводить с опорой на справочный материал примеры

угрозы

физическому, психическому здоровью человека и/или нанесения ущерба
имуществу, безопасности личности, общества, государства;
 классифицировать с опорой на образец источники опасности и факторы
опасности

(природные,

физические,

биологические,

химические,

психологические, социальные источники опасности – люди, животные,
вирусы и бактерии; вещества, предметы и явления), в том числе
техногенного происхождения;
 раскрывать с опорой на справочный материал общие принципы
безопасного поведения.
Модуль «Безопасность в быту»
 иметь представление об особенностях жизнеобеспечения жилища;
 классифицировать с опорой на образец источники опасности в быту
(пожароопасные предметы, электроприборы, газовое оборудование,
бытовая химия, медикаменты);
16

 знать права, обязанности и ответственность граждан в области пожарной
безопасности;
 соблюдать правила безопасного поведения, позволяющие предупредить
возникновение опасных ситуаций в быту;
 понимать ситуации криминального характера;
 знать правила вызова экстренных служб и ответственность за ложные
сообщения;
 безопасно

действовать

техногенного

при

возникновении

происхождения

жизнеобеспечения

(водо-

в
и

аварийных

коммунальных
газоснабжение,

ситуаций
системах

канализация,

электроэнергетические и тепловые сети);
 безопасно действовать в ситуациях криминального характера;
 безопасно действовать при пожаре в жилых и общественных зданиях, в
том числе правильно использовать первичные средства пожаротушения.
Модуль «Безопасность на транспорте»
 классифицировать с опорой на образец виды опасностей на транспорте
(наземный, подземный, железнодорожный, водный, воздушный);
 соблюдать правила дорожного движения, установленные для пешехода,
пассажира, водителя велосипеда и иных средств передвижения;
 предупреждать возникновение сложных и опасных ситуаций на
транспорте, в том числе криминогенного характера и ситуации угрозы
террористического акта;
 безопасно действовать в ситуациях, когда человек стал участником
происшествия на транспорте (наземном, подземном, железнодорожном,
воздушном, водном), в том числе вызванного террористическим актом.
Модуль «Здоровье и как его сохранить. Основы медицинских
знаний»
 понимать и различать смысл понятий здоровья (физического и
психического) и здорового образа жизни;
17

 знать факторы, влияющие на здоровье человека;
 раскрывать с опорой на справочный материал понятия заболеваний,
зависящих от образа жизни (физических нагрузок, режима труда и
отдыха,

питания,

психического

здоровья

и

психологического

благополучия);
 иметь негативное отношение к вредным привычкам (табакокурение,
алкоголизм, наркомания, игровая зависимость);
 приводить с опорой на справочный материал примеры мер защиты от
инфекционных и неинфекционных заболеваний;
 безопасно действовать в случае возникновения чрезвычайных ситуаций
биолого-социального происхождения (эпидемии, пандемии);
 понимать и различать основные мероприятия, проводимые в Российской
Федерации по обеспечению безопасности населения при угрозе и во
время чрезвычайных ситуаций биолого-социального характера;
 оказывать с опорой на инструкцию первую помощь и самопомощь при
неотложных состояниях.
Модуль «Безопасность в социуме»
 приводить с опорой на справочный материал примеры межличностного и
группового конфликта;
 иметь представление о способах избегания и разрешения конфликтных
ситуаций;
 иметь представление об опасных проявлениях конфликтов (в том числе
насилие, буллинг (травля));
 приводить с опорой на справочный материал примеры манипуляций (в
том числе в целях вовлечения в экстремистскую, террористическую и
иную деструктивную деятельность, в субкультуры и формируемые на их
основе сообщества экстремистской и суицидальной направленности) и
способов противостоять манипуляциям;
 соблюдать правила коммуникации с незнакомыми людьми (в том числе с
18

подозрительными людьми, у которых могут иметься преступные
намерения);
 соблюдать правила безопасного и комфортного существования со
знакомыми людьми и в различных группах, в том числе в семье, классе,
коллективе кружка/секции/спортивной команды, группе друзей;
 распознавать опасности и соблюдать правила безопасного поведения в
практике современных молодежных увлечений;
 безопасно действовать при опасных проявлениях конфликта и при
возможных манипуляциях.
Модуль «Основы противодействия экстремизму и терроризму»:
 объяснять с опорой на справочный материал понятия экстремизма,
терроризма, их причины и последствия;
 иметь негативное отношение к экстремистской и террористической
деятельности;
 объяснять с опорой на план организационные основы системы
противодействия терроризму и экстремизму в Российской Федерации.
 распознавать ситуации угрозы террористического акта в доме, в
общественном месте;
 безопасно действовать при обнаружении в общественных местах
бесхозных (или опасных) вещей и предметов;
 безопасно действовать в условиях совершения террористического акта, в
том числе при захвате и освобождении заложников.
Предметные результаты по итогам второго года изучения учебного
предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» должны отражать
сформированность умений:
Модуль «Культура безопасности жизнедеятельности в современном
обществе»
 объяснять понятия опасной и чрезвычайной ситуации, анализировать с
опорой на алгоритм учебных действий, в чем их сходство и различия
19

(виды

чрезвычайных

ситуаций,

в

том

числе

террористического

характера);
 раскрывать с опорой на справочный материал смысл понятия культуры
безопасности (как способности предвидеть, по возможности избегать,
действовать в опасных ситуациях);
 приводить примеры с опорой на справочный материал

угрозы

физическому, психическому здоровью человека и/или нанесения ущерба
имуществу, безопасности личности, общества, государства;
 классифицировать после предварительного анализа источники опасности
и

факторы

опасности

(природные,

физические,

биологические,

химические, психологические, социальные источники опасности – люди,
животные, вирусы и бактерии; вещества, предметы и явления), в том
числе техногенного происхождения;
 раскрывать с опорой на справочный материал общие принципы
безопасного поведения.
Модуль «Безопасность в общественных местах»
 описывать с опорой на справочный материал потенциальные источники
опасности

в

общественных

местах,

в

том

числе

техногенного

происхождения;
 понимать и описывать с опорой на справочный материал ситуации
криминогенного

и

антиобщественного

характера

(кража,

грабеж,

мошенничество, хулиганство, ксенофобия);
 соблюдать

правила

безопасного

поведения

в

местах

массового

пребывания людей (в толпе);
 знать правила информирования экстренных служб;
 безопасно действовать при обнаружении в общественных местах
бесхозных (потенциально опасных) вещей и предметов;
 эвакуироваться из общественных мест и зданий;
 безопасно действовать при возникновении пожара и происшествиях в
20

общественных местах;
 безопасно действовать в условиях совершения террористического акта, в
том числе при захвате и освобождении заложников;
 безопасно

действовать

в

ситуациях

криминогенного

и

антиобщественного характера.
Модуль «Безопасность в природной среде»
 раскрывать с опорой на справочный материал смысл понятия экологии,
экологической культуры, значения экологии для устойчивого развития
общества;
 помнить

и

выполнять

правила

безопасного

поведения

при

неблагоприятной экологической обстановке;
 соблюдать правила безопасного поведения на природе;
 объяснять с опорой на справочный материал правила безопасного
поведения на водоемах в различное время года;
 безопасно действовать в случае возникновения чрезвычайных ситуаций
геологического происхождения (землетрясения, извержения вулкана),
чрезвычайных ситуаций метеорологического происхождения (ураганы,
бури, смерчи), гидрологического происхождения (наводнения, сели,
цунами, снежные лавины), природных пожаров (лесные, торфяные,
степные);
 объяснять правила само- и взаимопомощи терпящим бедствие на воде;
 безопасно действовать при автономном существовании в природной
среде, учитывая вероятность потери ориентиров (риска заблудиться),
встречи с дикими животными, опасными насекомыми, клещами и
змеями, ядовитыми грибами и растениями;
 знать и применять способы подачи сигнала о помощи.
Модуль «Здоровье и как его сохранить. Основы медицинских
знаний»
 раскрывать смысл понятий здоровья (физического и психического) и
21

здорового образа жизни;
 описывать факторы, влияющие на здоровье человека;
 раскрывать с опорой на справочный материал понятия заболеваний,
зависящих от образа жизни (физических нагрузок, режима труда и
отдыха,

питания,

психического

здоровья

и

психологического

благополучия);
 иметь негативное отношение к вредным привычкам (табакокурение,
алкоголизм, наркомания, игровая зависимость);
 приводить с опорой на справочный материал примеры мер защиты от
инфекционных и неинфекционных заболеваний;
 безопасно действовать в случае возникновения чрезвычайных ситуаций
биолого-социального происхождения (эпидемии, пандемии);
 характеризовать с опорой на план основные мероприятия, проводимые в
Российской Федерации по обеспечению безопасности населения при
угрозе и во время чрезвычайных ситуаций биолого-социального
характера;
 оказывать первую помощь и самопомощь при неотложных состояниях.
Модуль «Безопасность в информационном пространстве»:
 приводить с опорой на справочный материал примеры информационных
и компьютерных угроз;
 иметь

представление

о

потенциальных

рисках

и

угрозах

при

использовании сети Интернет (далее – Интернет), предупреждать риски и
угрозы в сети Интернет (в том числе вовлечения в экстремистские,
террористические и иные деструктивные интернет-сообщества);
 владеть принципами безопасного использования Интернета;
 предупреждать возникновение сложных и опасных ситуаций;
 понимать и предотвращать потенциальные риски и угрозы при
использовании

Интернета

(например:

мошенничество,

деструктивные сообщества в социальных сетях).
22

игромания,

Модуль «Основы противодействия экстремизму и терроризму»:
 объяснять с опорой на справочный материал понятия экстремизма,
терроризма, их причины и последствия;
 иметь негативное отношение к экстремистской и террористической
деятельности;
 иметь

представление

об

организационных

основах

системы

противодействия терроризму и экстремизму в Российской Федерации.
 распознавать ситуации угрозы террористического акта в доме, в
общественном месте;
 безопасно действовать при обнаружении в общественных местах
бесхозных (или опасных) вещей и предметов;
 безопасно действовать в условиях совершения террористического акта, в
том числе при захвате и освобождении заложников.
Модуль «Взаимодействие личности, общества и государства в
обеспечении безопасности жизни и здоровья населения»:
 иметь представление о роли человека, общества и государства при
обеспечении безопасности жизни и здоровья населения в Российской
Федерации;
 иметь представление о роли государственных служб Российской
Федерации по защите населения при возникновении и ликвидации
последствий чрезвычайных ситуаций в современных условиях;
 понимать и различать основные мероприятия, проводимые в Российской
Федерации по обеспечению безопасности населения при угрозе и во
время чрезвычайных ситуаций различного характера;
 знать

правила

оповещения

и

эвакуации

населения

в

условиях

чрезвычайных ситуаций;
 помнить и объяснять права и обязанности граждан Российской
Федерации в области безопасности в условиях чрезвычайных ситуаций
мирного и военного времени;
23

 владеть правилами безопасного поведения и безопасно действовать в
различных ситуациях;
 владеть способами антикоррупционного поведения с учетом возрастных
обязанностей;
 информировать население и соответствующие органы о возникновении
опасных ситуаций.
Система оценивания
ФОРМЫ КОНТРОЛЯ:
1.

Тестовые задания (7- 15 мин).

2.

Устный опрос (7-15 мин)

4. Контрольные работы (промежуточная и итоговая)
5. Проектная работа
Средства контроля и оценки результатов обучения: Все тестовые
задания оцениваются:


правильный ответ – 1 балл;



отсутствие ответа или неправильный ответ – 0 баллов Критерии

оценивания:
«2» - менее 25% правильных ответов.
«3» - от 25% до 50% правильных ответов.
«4» - от 50% до 75% правильных ответов.
«5» - от 75% и более правильных ответов
Оценка устных ответов обучающегося:
Ответ оценивается отметкой «5», если обучающийся:


полно

раскрыл

содержание

материала

в

объеме,

предусмотренном программой и учебником;


изложил материал грамотным языком в определенной логической

последовательности, точно используя терминологию;

24



показал

умение

иллюстрировать

теоретические

положения

конкретными примерами, применять их в новой ситуации при выполнении
практического задания;


продемонстрировал усвоение ранее изучены сопутствующих

вопросов, сформированность и устойчивость используемых при ответе
умений и навыков;


отвечал самостоятельно без наводящих вопросов учителя.

Возможны одна – две неточности при освещении второстепенных
вопросов или выкладках, которые обучающийся легко исправил по
замечанию учителя.
Ответ оценивается отметкой «4», если: он удовлетворяет в
основном требованиям на отметку «5», но при этом имеет один из
недостатков:


в изложении допущены небольшие пробелы, не исказившие

общего содержания ответа;


допущены один или два недочета при освещении содержания

ответа, исправленные по замечанию учителя;


допущена ошибка или более двух недочетов при освещении

второстепенных вопросов, легко исправленные по замечанию учителя.
Отметка «3» ставится в следующих случаях:


неполно или непоследовательно раскрыто содержание материала,

но показано общее понимание вопроса и продемонстрированы умения,
достаточные для дальнейшего усвоения программного материала;


имелись затруднения или допущены ошибки в определении

понятий, исправленные после нескольких вопросов;
Отметка «2» ставится в следующих случаях:


не раскрыто основное содержание учебного материала;

обнаружено незнание или непонимание обучающимся большей или
наибольшей части материала;
Критерии оценки проектной работы:
25

1.Способность к самостоятельному приобретению знаний и решению
проблем, проявляющаяся в умении поставить проблему и выбрать
адекватные способы её решения, включая поиск и обработку информации,
формулировку выводов

и/или

обоснование

и

реализацию/апробацию

принятого решения, обоснование и создание модели, прогноза, модели,
макета, объекта, творческого решения и т.п. Данный критерий в целом
включает оценку сформированности познавательных учебных действий.
2.Сформированность предметных

знаний и

способов действий,

проявляющаяся в умении раскрыть содержание работы, грамотно и
обоснованно

в

соответствии

с

рассматриваемой

проблемой/темой

использовать имеющиеся знания и способы действий.
3.Сформированность регулятивных действий, проявляющаяся в умении
самостоятельно

планировать

и

управлять

своей

познавательной

деятельностью во времени, использовать ресурсные возможности для
достижения целей, осуществлять выбор конструктивных стратегий в
трудных ситуациях.
4.Сформированность коммуникативных действий, проявляющаяся в
умении ясно изложить и оформить выполненную работу, представить её
результаты, аргументировано ответить на вопросы.
Результаты выполненного проекта могут быть описаны на основе
интегрального (уровневого) подхода или на основе аналитического подхода.
При интегральном описании результатов выполнения проекта вывод
об уровне сформированности навыков проектной деятельности делается на
основе оценки всей совокупности основных элементов проекта (продукта и
пояснительной записки, отзыва, презентации) по каждому из четырёх
названных выше критериев.
Результаты

выполнения

индивидуального

проекта

могут

рассматриваться как дополнительное основание при зачислении выпускника
общеобразовательного

учреждения

на

профильного образования.
26

избранное

им

направление

При необходимости осуществления отбора при поступлении в
профильные

классы

может

использоваться аналитический

подход к

описанию результатов, согласно которому по каждому из предложенных
критериев вводятся количественные показатели, характеризующие полноту
проявления навыков проектной деятельности. При этом, как показывает
теория и практика педагогических измерений, максимальная оценка по
каждому критерию не должна превышать 3 баллов. При таком подходе
достижение базового уровня (отметка «удовлетворительно») соответствует
получению 4 первичных баллов (по одному баллу за каждый из четырёх
критериев), а достижение повышенных уровней соответствует получению 79 первичных баллов (отметка «хорошо») или 10—12 первичных баллов
(отметка «отлично»).

Содержание учебного предмета
8 КЛАСС
(первый год обучения на уровне основного общего образования)
Основы безопасности личности, общества и государства. Основы
комплексной безопасности
Человек и окружающая среда. Мероприятия по защите населения в
местах

с

неблагоприятной

экологической

обстановкой,

предельно

допустимые концентрации вредных веществ в атмосфере, воде, почве.
Бытовые приборы контроля качества окружающей среды и продуктов
питания.

Основные

правила

пользования

бытовыми

приборами

и

инструментами, средствами бытовой химии, персональными компьютерами
и др. Безопасность на дорогах. Правила поведения на транспорте (наземном,
в том числе железнодорожном, воздушном и водном), ответственность за их
нарушения. Правила безопасного поведения пешехода, пассажира и
велосипедиста. Средства индивидуальной защиты велосипедиста. Пожар его
27

причины и последствия. Правила поведения при пожаре. Первичные средства
пожаротушения. Средства индивидуальной защиты. Водоемы. Правила
поведения у воды и оказания помощи на воде.
Защита

населения

Российской

Федерации

от

чрезвычайных

ситуаций
Средства

индивидуальной

защиты.

Чрезвычайные

ситуации

техногенного характера и защита населения от них (аварии на радиационноопасных, химически опасных, пожароопасных и взрывоопасных, объектах
экономики, транспорте, гидротехнических сооружениях). Рекомендации по
безопасному поведению. Средства индивидуальной и коллективной защиты.
Правила пользования ими. Действия по сигналу «Внимание всем!».
Эвакуация населения и правила поведения при эвакуации.
Основы противодействия терроризму, экстремизму и наркотизму в
Российской Федерации
Терроризм, экстремизм, наркотизм – сущность и угрозы безопасности
личности и общества. Личная безопасность при террористических актах и
при обнаружении неизвестного предмета, возможной угрозе взрыва (при
взрыве). Личная безопасность при похищении или захвате в заложники
(попытке похищения) и при проведении мероприятий по освобождению
заложников.
Основы медицинских знаний и здорового образа жизни
Основные понятия о здоровье и здоровом образе жизни. Составляющие
факторы здорового образа жизни (физическая активность, питание, режим
дня, гигиена). Вредные привычки и их факторы (навязчивые действия,
игромания употребление алкоголя и наркотических веществ, курение табака
и курительных смесей), их влияние на здоровье. Профилактика вредных
привычек и их факторов.
Основы медицинских знаний и оказание первой помощи
Основы оказания первой помощи. Первая помощь при наружном и
внутреннем кровотечении. Первая помощь при отравлениях аварийно
28

химически опасными веществами (АХОВ). Первая помощь при остановке
сердечной деятельности. Первая помощь при коме. Особенности оказания
первой помощи при поражении электрическим током.
9 КЛАСС
(второй год обучения на уровне основного общего образования)
Основы безопасности личности, общества и государства
Основы комплексной безопасности
Национальная
комплекс

проблем

безопасность

в

безопасности

современном

мире.

Современный

социального

характера.

Правила

безопасности в туристических походах и поездках. Правила поведения в
автономных условиях. Сигналы бедствия, способы их подачи и ответы на
них.

Правила

безопасности

в

ситуациях

криминогенного

характера

(квартира, улица, подъезд, лифт, карманная кража, мошенничество,
самозащита

покупателя).

Элементарные

способы

самозащиты.

Информационная безопасность подростка.
Защита

населения

Российской

Федерации

от

чрезвычайных

ситуаций
Чрезвычайные ситуации природного характера и защита населения от
них (землетрясения, извержения вулканов, оползни, обвалы, лавины,
ураганы, бури, смерчи, сильный дождь (ливень), крупный град, гроза,
сильный снегопад, сильный гололед, метели, снежные заносы, наводнения,
половодье, сели, цунами, лесные, торфяные и степные пожары, эпидемии,
эпизоотии и эпифитотии). Рекомендации по безопасному поведению.
Организационные основы по защите населения от ЧС мирного и военного
времени – РСЧС, ГО, МЧС.
Основы противодействия терроризму, экстремизму и наркотизму в
Российской Федерации
29

Терроризм, экстремизм, наркотизм – организация борьбы с терроризмом
и

наркобизнесом.

Пути

и

средства

террористическую, экстремистскую

подростка

в

и наркотическую деятельность.

Ответственность

несовершеннолетних

безопасность

посещении

при

вовлечения
за

массовых

правонарушения.

мероприятий.

Личная

Профилактика

наркомании.
Основы медицинских знаний и здорового образа жизни
Основы здорового образа жизни
Здоровье

как

индивидуальная,

так

и

общественная

ценность.

Репродуктивное здоровье. Факторы разрушающие репродуктивное здоровье.
Семья в современном обществе. Права и обязанности супругов. Защита прав
ребенка.
Извлечение инородного тела из верхних дыхательных путей. Первая
помощь при ушибах и растяжениях, вывихах и переломах. Первая помощь
при

ожогах,

отморожениях

и

общем

переохлаждении.

Основные

неинфекционные и инфекционные заболевания, их профилактика. Первая
помощь при отравлениях. Первая помощь при тепловом (солнечном) ударе.
Первая помощь при укусе насекомых и змей.
Примерные виды деятельности обучающихся с ЗПР, обусловленные
особыми

образовательными

потребностями

и

обеспечивающие

осмысленное освоение содержании образования по предмету «Основы
безопасности жизнедеятельности»
Содержание

видов

деятельности

определяется

особыми

образовательными потребностями обучающихся с ЗПР. Помимо широко
используемых в ООП ООО общих для
деятельности

следует

усилить

подростков,

обеспечивающие

всех обучающихся

специфичные
осмысленное

для

данной

освоение

видов

категории
содержания

образования по предмету: усиление предметно-практической деятельности с
активизацией сенсорных систем; чередование видов деятельности; введение
30

дополнительных заданий, обеспечивающих коррекцию регуляции учебнопознавательной деятельности и контроль собственного результата.
При изучении материала по ОБЖ целесообразно давать алгоритм ответа
или наводящие вопросы, использовать план, составленный при подготовке
домашнего задания, которые помогут последовательно изложить материал;
упражнения, направленные на отработку плохо усвоенного материала,
обсуждение ошибок и их устранение.
Примерная тематическая и терминологическая лексика соответствует
ООП ООО.
Для обучающихся с ЗПР существенными являются приемы работы с
лексическим материалом по предмету. Проводится специальная работа по
введению в активный словарь обучающихся соответствующей терминологии.
Изучаемые термины вводятся на полисенсорной основе; обязательна
визуальная поддержка, алгоритмы работы с определением, опорные схемы
для актуализации терминологии.
Примерные контрольно-измерительные материалы
Для организации проверки, учета и контроля знаний обучающихся по
предмету предусмотрен контроль знаний в виде: контрольных работ,
самостоятельных работ, зачетов, практических работ, тестирования. Одним
из методов контроля результатов обучения обучающихся с ЗПР является
метод

поливариативного

экспресс-тестирования

с

конструируемыми

ответами. Его отличительными чертами являются: оперативность, высокая
степень индивидуализации знаний, сравнительно малые затраты времени и
труда на проверку ответов обучающихся.
Для обучающихся с ЗПР возможно изменение формулировки заданий на
«пошаговую», адаптация предлагаемого тестового (контрольно-оценочного)
материала: использование устных и письменных инструкций, упрощение
длинных сложных формулировок инструкций, решение с опорой на
алгоритм, образец, использование справочной информации.
31

В рабочей программе предусмотрено 6 контрольных работ для 8 класса
и 6 контрольных работ для 9 класса.
Темы контрольных работ:
8 класс
Контрольная работа № 1. Тема «Права. Обязанности и ответственность
граждан

в

области

пожарной

безопасности.

Обеспечение

личной

безопасности при пожаре».
Контрольная работа № 2. Тема «Безопасность на дорогах».
Контрольная работа № 3. Тема «Безопасность на водоемах».
Контрольная работа № 4. Тема «Экология и безопасность».
Контрольная работа № 5. Тема «ЧС техногенного характера.
Мероприятия по инженерной защите населения».
Контрольная работа № 6. Тема «Основы медицинских знаний и
оказание первой медицинской помощи».
9 класс
Контрольная работа № 1. Тема «Национальная безопасность России в
современном мире».
Контрольная работа № 2. Тема «ЧС природного характера».
Контрольная работа № 3. Тема «Обеспечение безопасности при
активном отдыхе в природной среде».
Контрольная работа № 4. Тема «Основы противодействия экстремизму
и терроризму в РФ».
Контрольная

работа

№

5.

Тема

«Здоровый

образ

жизни.

Репродуктивное здоровье».
Контрольная работа № 6. Тема «Основы медицинских знаний и
оказание ПМП».
Тематическое планирование с указанием количества часов,
отводимых на освоение каждой темы
№

Наименование
32

Кол-во

п/п

часов
8 кл

9 кл

1.

Модуль № 1 «Культура безопасности жизнедеятельности
в современном обществе»

2

-

2.

Модуль № 2 «Безопасность в быту»

7

-

3.

Модуль № 3 «Безопасность на транспорте»

7

-

4.

Модуль № 4 «Безопасность в общественных местах»

6

-

5.

Модуль № 5 «Безопасность в природной среде»:

6

6

6.

Модуль № 6 «Здоровье и как его сохранить. основы
медицинских знаний»:

-

10

7.

Модуль № 7 «Безопасность в социуме»

3

4

8.

Модуль № 8
пространстве»

3

3

9.

Модуль № 9 «Основы противодействия экстремизму и
терроризму»

-

7

10.

Модуль № 10 «Взаимодействие личности, общества и
государства в обеспечении безопасности жизни и
здоровья населения»

-

4

34

34

«Безопасность

в

Итого часов:

информационном

8 класс
1
2
3
4
5
6
7
8

Чрезвычайные ситуации техногенного характера и их классификация.
Причины чрезвычайных ситуаций техногенного характера и защита от
них.
Аварии на пожаро- и взрывоопасных объектах.
Общие сведения о взрыве и пожаре
Классификация пожаров.
Причины пожаров и взрывов, их последствия.
Опасные факторы пожаров и поражающие факторы взрывов
Правила безопасного поведения при пожарах и взрывах. Пожары и
паника.
33

9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34

Контрольная работа №1 по теме «Понятие о ЧС и их классификация.
Пожары и взрывы».
Виды аварий на химически опасных объектах.
Аварийно химически опасные вещества и их поражающее действие на
организм человека.
Причины и последствия аварий на химически опасных объектах.
Защита населения от аварийно химически опасных веществ.
Правила безопасного поведения при авариях с выбросом аварийно
химически опасных веществ.
Радиация вокруг нас.
Аварии на радиационно- опасных объектах.
.Последствия радиационных аварий.
Защита от радиационных аварий
Из историй гидродинамических аварий.
Гидродинамические аварии, их причины и последствия
Правила безопасного поведения при гидродинамических авариях
Автомобильные аварии катастрофы.
Безопасное поведение на дорогах велосипедистов и водителей мопедов.
Экологическое равновесие. Состояние природной среды и
жизнедеятельность человека
Изменение состава атмосферы
Изменение состояния гидросферы
Изменения состояния суши
Показатели предельно допустимых воздействий на природу
Ноосфера. Разумное отношение человека к природе
Общее понятие о здоровье как основной ценности человека
Физическая культура и закаливание
Основы рационального питания
Основы репродуктивного здоровья подростков
Подведение итогов
9 класс

№п/п

Тема урока

Введение. Основы безопасности личности, общества и государства.
Современный комплекс проблем безопасности
1
Правовые основы обеспечения безопасности личности, общества и
государства.
2
Угроза национальной безопасности РФ.
3
Международный терроризм как угроза национальной безопасности.
34

4
Наркотизм и национальная безопасность.
5
Гражданская оборона как составная часть национальной безопасности.
Организация единой государственной системы предупреждения и ликвидации
ЧС (РСЧС)
6
Цели ,задачи и структура РСЧС .
7
Режимы функционирования, силы и средства РСЧС .
8
Международное гуманитарное право. Сфера применения и
ответственность за нарушение его норм.
9
Защита раненых, больных, потерпевших кораблекрушений,
медицинского и духовного персонала
10
Защита военнопленных и гражданского населения.
11
Защита от мошенников.
12
Безопасное поведение девушек.
13
Психологические основы самозащиты в криминогенных ситуациях.
Пути выхода из конфликтных ситуаций.
14
Причины травматизма и пути его решения.
15
Безопасное поведение дома и на улице.
16
Безопасное поведение в школе, на занятиях физкультурой и спорта.
17
Профилактика осложнений ран. Асептика и антисептика.
18
Травмы головы, позвоночника и спины.
19
Экстренная реанимационная помощь.
20
Основные неинфекционные заболевания
21
Здоровье человека
22
Здоровый образ жизни, как путь к достижению высокого уровня
здоровья и современные методы оздоровления
23
Факторы риска во внешней среде и их влияние на внутреннюю среду
организма человека и его здоровье
24
Понятие личной гигиены. Гигиена кожи и одежды
25
Гигиена питания и воды
26
Гигиена жилища
27
Физиологическое и психологическое развитие подростков
28
Роль взаимоотношений и формирование репродуктивной функции
29
Виды конфликтов. Правила поведения
30
Суицидальное поведение в подростковом возрасте
31
Курение табака и его влияние на здоровье
32
Употребление алкоголя
33
Наркомания и токсикомания
34
Заболевания, передающиеся половым путем

35


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

ВНИМАНИЕ!

Срок действия лицензии на использования программного обеспечения окончен 27.03.2024.
Для получения информации с сайта свяжитесь с Администрацией образовательной организации по телефону 8(81458)2-09-01

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».