АДАПТИРОВАННАЯ ОСНОВНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ОБРАЗОВАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ЛЕГКОЙ УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ (ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ) (вариант 1) РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА История Отечества срок освоения: 3 года Разработчики: рабочая группа по внедрению АООП 2021г. Пояснительная записка Рабочая программа учебного предмета «История отечества» для 7-9 классов разработана на основе: Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). Адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 1) МБОУ Кемской Сош №2. Данная рабочая программа составлена с учетом психофизических особенностей учащихся с интеллектуальной недостаточностью. Цель изучения: формирование у обучающихся отчётливых образов наиболее ярких событий и выдающихся деятелей, олицетворяющих период истории России с древнейших времён до наших дней. Задачи: - Формировать представления о выдающихся событиях и деятелях отечественной истории. - Развивать историческое мышление, формировать комплекс систематизированных знаний об истории Отечества. - Воспитывать у обучающихся чувства национальной идентичности, патриотизма, толерантности, уважения к историческому прошлому своего и других народов, интерес к предмету «История». Общая характеристика учебного предмета «История Отечества» В курсе «История Отечества» для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 1) проводится последовательное изучение исторических событий, что обеспечивает более глубокое понимание материала, ускоряет формирование знаний. Весь исторический материал представлен отечественной историей. За 7-9 класс предполагается изучение истории России с древности до настоящего времени. В курсе «Истории Отечества» для обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) целесообразно сосредоточиться на крупных исторических событиях отечественной истории, жизни, быте людей данной эпохи. Дать отчетливый образ наиболее яркого события и выдающегося деятеля, олицетворяющего данный период истории. Такой подход к периодизации событий будет способствовать лучшему запоминанию их последовательности. Последовательное изучение исторических событий обеспечит более глубокое понимание материала, облегчит и ускорит формирование знаний. При этом используется уровневый подход к формированию знаний с учетом психофизического развития, типологических и индивидуальных, особенностей обучающихся. Работа с обучающимися с интеллектуальными нарушениями имеет свои особенности требует определенного подхода. Организация учебного процесса происходит с учетом психологических, познавательных возможностей и социально-возрастных потребностей детей с ограниченными возможностями здоровья. Формы организации учебных занятий: беседа, рассказ учителя, ролевые игры, уроки – экскурсии (виртуальные экскурсии), практические задания. Формы, приемы и средства проверки и оценки результатов обучения: В целях контроля, обобщения и систематизации знаний учащихся в рамках уроков, проводится тестирование, опрос. Контроль знаний обучающихся осуществляется с учетом его индивидуальных психофизиологических особенностей, степенью подготовленности. Принципы обучения: принцип коррекционной направленности в обучении; принцип воспитывающей и развивающей направленности обучения; принцип научности и доступности обучения; принцип систематичности и последовательности в обучении; принцип наглядности в обучении; принцип индивидуального и дифференцированного подхода в обучении и т.д. Методы: словесные – рассказ, объяснение, беседа, работа с учебником и книгой; наглядные – наблюдение, демонстрация; практические – упражнения, работа с исторической картой. Типы уроков: урок сообщения новых знаний (урок первоначального изучения материала); урок формирования и закрепления знаний и умений (практический урок); урок обобщения и систематизации знаний (повторительно-обобщающий урок); комбинированный урок. На уроках используется большое количество дополнительной литературы по предмету, средства наглядности, применяются ТСО: презентации, фрагменты кинофильмов, мультфильмов, мультимедиа, музыкальные фрагменты. Всё это способствует более глубокому усвоению учебного материала на основе межпредметных и интеграционных связей. Место учебного предмета «История Отечества» в учебном плане Учебный предмет «История отечества» входит в предметную область «Человек», относится к обязательной части учебного плана образования обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 1). По примерному годовому учебному плану на учебный предмет «История отечества» отведено 2 часа в неделю. Место учебного предмета «История отечества» в учебном плане для 7-9 классов в соответствии с годовым учебным планом образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) представлено в следующей таблице: Класс 7 класс 8 класс 9 класс Количество учебных недель 34 учебные недели 34 учебные недели 34 учебные недели Количество часов в неделю 2 часа 2 часа 2 часа Количество часов за год 68 часов 68 часов 68 часов Всего: 204 часа Формирование базовых учебных действий Изучение учебного предмета «История Отечества» обеспечивает формирование личностных, коммуникативных, познавательных учебных действий. В предмет заложено изучение исторического материала, овладение знаниями и умениями. Коррекционное воздействие изучаемого материала на личность ученика, формирование личностных качеств гражданина, подготовка подростка с нарушением интеллекта к жизни, социально-трудовая и правовая адаптация выпускника в общество. Требования к уровню подготовки обучающихся 7 класс Учащиеся должны знать: какие исторические даты называются точными, приблизительными; когда произошли события (конкретные, по выбору учителя); кто руководил основными сражениями. Учащиеся должны уметь: пользоваться учебником, ориентироваться в тексте, иллюстрациях учебника; пересказывать исторический материал с опорой на наглядность, по составленному плану; соотносить содержание иллюстративного материала с текстом учебника; пользоваться «лентой времени», соотносить год с веком. заранее 8 класс Учащиеся должны знать: когда началось и закончилось событие (по выбору); как протекало конкретное событие; великих русских поэтов, писателей, учёных. Учащиеся должны уметь: пользоваться «лентой времени»; устанавливать причинно-следственные связи и зависимости, связь исторических событий; выделять главную мысль в отрывке исторической статьи; оценивать ответ ученика, дополнить его, пользуясь учебником и картой. 9класс Учащиеся должны знать: - основные исторические события, революционные движения, гражданская война, становление Советской власти, стройки первых пятилеток, вторая Мировая война, Великая Отечественная война; основные периоды развития хозяйственной и политической жизни страны в предвоенные и послевоенные годы; исторических деятелей, полководцев, руководителей страны, национальных героев. Учащиеся должны уметь: устанавливать последовательность и связь исторических событий на основе знания дат; правильно и точно употреблять исторические термины, понятия; пересказывать содержание изучаемого материала близко к тексту; пользоваться исторической картой. Планируемые результаты изучения предмета «История Отечества» 7-9 класс Личностными результатами является формирование следующих умений: осознанно выполнять обязанности обучающегося, члена школьного коллектива, пользоваться соответствующими правами; гордиться школьными успехами и достижениями как собственными, так и своих товарищей; адекватно эмоционально откликаться на произведения литературы, музыки, живописи и др.; осознанно относиться к выбору профессии; бережно относиться к культурно-историческому наследию родного края и страны; понимать личную ответственность за свои поступки на основе представлений о этических нормах и правилах поведения в современном обществе; соблюдать правила безопасного и бережного поведения в природе и обществе. Предметными результатами освоения курса будут являться: 7 класс Минимальный уровень: - представление о своей семье, взаимоотношениях членов семьи, профессиях родителей, бабушек, дедушек, участии семьи в жизни родного края; - основные исторические события; - какие исторические даты называют точными, приблизительными. Достаточный уровень - когда произошли события (конкретные, по выбору учителя); -пользоваться Лентой времени; - кто руководил основными сражениями; - умение рассказывать о своей семье, составлять свою родословную; умение описывать достопримечательности, памятники, родного края; -умение давать характеристику историческим героям, рассказывать об исторических событиях, делать выводы об их значении. 8 класс Минимальный уровень: знание истории своей семьи, представление об участии старших поколений родственников в развитии родного края; - знание основных фактов (событий, явлений) в развитии истории; -знание знаменитых земляков (известных исторических деятелей ученых, деятелей культуры). Достаточный уровень - когда началось и закончилось событие (по выбору); - как протекало конкретное событие; - великих русских поэтов, писателей, учёных; - пользоваться «Лентой времени»; -устанавливать причинно-следственные связи и зависимости, связь исторических событий. - выделять главную мысль в отрывке исторической статьи; 9 класс Минимальный уровень: -основные исторические события; -основные периоды развития хозяйственной и политической жизни страны; -знание памятников истории и культуры, музеев родного края; -умение составлять свою родословную; -умение устанавливать последовательность и длительность событий. Достаточный уровень: - исторических деятелей, полководцев, руководителей страны, национальных героев; -умение описывать достопримечательности, памятники, события, отражающие историю и культуру родного края; -умение находить информацию о родном крае в разных источниках; -знание основных фактов (событий, явлений, процессов), их причин, участников, результатов, значения; -умение давать характеристику историческим героям, рассказывать об исторических событиях, делать выводы об их значении; -умение работать с исторической картой с опорой на ее «легенду»; -умение устанавливать и раскрывать причинно-следственные связи между историческими событиями и явлениями. Критерии оценки Оценка знаний – неотъемлемая часть процесса обучения. При оценке знаний, умений и навыков обучающихся необходимо принимать во внимание индивидуальные особенности интеллектуального развития обучающихся, состояние их эмоционально-волевой сферы. Обучающемуся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) можно предложить более легкий вариант задания. При оценке письменных работ обучающихся, страдающих глубоким нарушением моторики, не следует снижать оценку за плохой почерк, неаккуратность письма, качество записей, рисунков и т.д. При проведении проверки ЗУН осуществляется дифференцированный подход к обучающимся, который реализуется путем подбора различных по сложности и объему контрольных заданий, в зависимости от индивидуальных особенностей детей (уровня подготовки каждого обучающегося). Оценка устных ответов учащихся. Отметка «5» ставится ученику, если он отвечает самостоятельно, с опорой на ранее приобретенные знания и дополнительные сведения об изучаемом материале; отвечает правильно, отражает основной материал курса; правильно раскрыто содержание понятий, закономерностей; правильно использует карту; дает правильные осознанные ответы на все поставленные вопросы; подводит итог. Отметка «4» ставится ученику, если он дает полный правильный ответ, который отвечает критериям отметки «5», но допускает незначительные речевые ошибки, допускает отдельные неточности, оговорки, нуждается в дополнительных вопросах, помогающих ему при ответе, частично использует термины и понятия, допускает ошибки в работе с картой, подводит итог при незначительной помощи учителя. Отметка «3» ставится ученику, если он основное содержание изученного материала усвоил, но излагает его фрагментарно, не всегда последовательно, затрудняется в самостоятельном изложении материала, при помощи учителя дает правильные односложные ответы на поставленные вопросы, определения понятий недостаточно четкие, подводит итог сказанного только при массированной помощи учителя. Отметки «2» и «1» не ставятся. Оценка письменных работ. Отметка «5» ставится ученику при самостоятельном безошибочном выполнении всех заданий; допускается 1 негрубый недочет; качество работы 90-100%. Отметка «4» ставится ученику, если он выполняет работу при незначительной помощи учителя, допускает одну грубую ошибку и один негрубый недочет; допускает три негрубых недочета; оптимальное качество работы 70-80%. Отметка «3» ставится ученику, если ему в ходе выполнения работы оказывается массированная помощь учителя; он допустил две грубые ошибки и один негрубый недочет; допустил одну грубую ошибку и три негрубых недочета; выполнял работу по учебнику, конспектам тетради; оптимальное качество 40-60% . Отметки «2» или «1» не ставятся. Содержание учебного предмета «История Отечества» 7 класс Раздел I. Древняя Русь. 10 часов Происхождение славян. Славяне – коренное население Европы. Предшественники древних славян на рубеже III – II тыс. до н.э. в северной части Европы. От Рейна до Днепра. Ветви славян и славянских языков. Характеристика природных, климатических условий мест проживания славян, их значение для занятий населения и жизненного уклада. Взаимное обобщение культуры славян и культуры соседних народов: скифов, сарматов, германцев (готов), гуннов, хазар. Славяне-воины, борьба славян со степными кочевниками, походы на Византию. Славяне и соседние народы. Особенности географического положения, природные и климатические условия проживания восточных славян. Смешение восточных славян с соседними племенами: финноугорскими, балтийскими и др. Неравномерность развития отдельных славянских племён. Соседская территориальная община – вервь, племена, союзы племен. Грады как центры племенных союзов. Верховная знать – князья, старейшины, их опора – дружина. Положение женщин в общине. Вече – общественный орган управления. Сбор дани с членов общины, полюдье. Предпосылки к возникновению государства у восточных славян. Облик славян и черты их характера. Внешность славян. Реконструкции М. М. Герасимова. Сила, храбрость славян. Обращение с пленными. Гостеприимство, трудолюбие славян. Хозяйство и уклад жизни восточных славян. Особенности славянского земледелия в суровых климатических условиях. Занятия восточных славян: скотоводство, охота, рыбная ловля, бортничество, огородничество и др. Быт восточных славян: жилище славян, традиции в питании, развитие ремёсел, изготовление орудий труда. Одежды, обуви, посуды, мебели. Речные пути как условие развитие внутренних и внешних связей восточных славян. Обмен товарами, развитие торговли. Путь «из варяг в греки». Возникновение городов – центров ремёсел, торговли, административного управления. Киев и Новгород – развитые центры славянского мира, контролирующие торговые пути. Культура и верования восточных славян. Истоки славянского язычества. Важнейшие боги славян. Перун – бог грома, молнии, войны; Сварог – бог неба; Ярило (Даждьбог, Хорос) – бог солнца; Род – бог плодородия. Археологические находки предметов культуры восточных славян. Обряды восточных славян; культ предков. Свадебная и похоронные традиции. Языческие праздники, связанные с земледельческими работами: Масленица, праздник урожая, праздник Ивана Купалы. Фольклор: сказки, народные приметы, пословицы, песни, плачи. Древнерусское государство. 11 часов Создание Древнерусского государства. Первое Древнерусское государство как результат ожесточённой борьбы князей – Киевская Русь (IX в.). Управление государством: великий князь, дружина, знать (бояре, младшая дружина, местные (удельные) князья, местная дружина. Боярская дума – совещательный орган при князе для решения государственных вопросов. Община – как замкнутая социальная система, организующая и контролирующая трудовую, военную, обрядовую. Культурную жизнь её членов. Вотчина – крупное частное землевладение, основная экономическая единица Киевской Руси. Земля – главное богатство восточных славян. Положение простых крестьян – смердов, рабов (холопов, челяди), закупов. Полюдье – сбор дани со всего «свободного» населения; «уроки» и «погосты». Организация воинства из народа, его подразделения (сотни, тысячи). Развитие древних городов Руси: Киева, Переяславля, Чернигова, Смоленска, Новгорода и др. Развитие торгово-денежных отношений в Древнерусском государстве: внешняя торговля с северными народами, западными и южными славянами. Торговые пути к греческим черноморским колониям. Русские сухопутные караваны по пути в Индию. Первые русские князья и основание рода Рюриковичей, Олег, Игорь, Ольга, Аскольд, Дир. Военные походы князей для расширения границ государства и покорения соседних племён. Крещение Киевской Руси. Расцвет Русского государства. 14 часов Крещение Руси, истоки христианской веры. Повторение. Истоки христианской веры. Религии X – XI вв. Объединение восточных славян в составе Киевской Руси. Языческая религия Киевской Руси и религии соседних государств: Волжская Болгария (ислам), Хазарский каганат (иудаизм), католический запад. Стремление Византии приобрести единоверца в лице сильного Русского государства. Великий князь киевский Владимир. Решение Владимира Красное Солнышко о принятии Русью христианства от Византии. Сопротивление народа и Крещение Руси в 988 г. Значение принятия Русью христианства для ее дальнейшего исторического развития: укрепление государственной власти, расширение внешних связей, укрепление международного авторитета, развитие культуры. Отличия католической и православной ветвей христианства, сказавшиеся на развитии стран Западной Европы и Руси. Расцвет Русского государства при Ярославе Мудром. История прихода к власти. Расцвет и могущество Руси при Ярославе Мудром. Забота о безопасности границ государства: военные походы князя. Киев — один из крупнейших городов Европы, расцвет зодчества, градостроительства, просвещения. Наречение князя царем. Дипломатия Ярослава Мудрого, родственные связи с крупнейшими королевскими дворами Европы. Законотворчество в Киевской Руси. Русская Правда — свод древнерусского феодального права. Феодальная раздробленность Руси (XI – XV вв.) Русь после смерти Ярослава Мудрого. Завещание Ярослава сыновьям. «Очередной» порядок престолонаследия. Ослабление государства в результате княжеских междоусобиц и народных восстаний, угрозы соседних племен. Шаги Владимира Мономаха (1053—1125) по сохранению единства русских земель. Введение короны русских царей — шапки Мономаха, издание Устава Владимира Мономаха. Укрепление международного авторитета Руси. Русская летопись «Повесть временных лет». Причины распада единого государства на отдельные княжества после смерти Владимира Мономаха и его сына Мстислава I — великого князя киевского (1076—1132). Влиятельные княжества Руси: Галицко-Волынское (на юго-западе), Новгородское (на северо-западе), Владимиро-Суздальское (на юго-востоке). Новгород — крупный культурный и торговый центр. Новгородская боярская республика, городское вече, посадник, князь новгородский. Объединение Ростово-Суздальских земель. Князь Юрий Долгорукий. Первое упоминание о Москве (1147). Иллюстративное знакомство с памятниками культуры, дошедшими до XXI в.: Софийский собор в Киеве и Новгороде, Золотые ворота в Киеве, соборы Переславля-Залесского, Суздаля, церковь Покрова на Нерли, Успенский и Дмитриевский соборы во Владимире и др. Иконопись, традиции греческих мастеров. Икона Владимирской Богоматери — символ Руси. Развитие русской иконописной школы. Раздел II. Русь в борьбе с завоевателями. 16 часов Образование монгольского государства. Монгольские кочевые племена. Борьба между племенами за владение пастбищами. Провозглашение Чингисхана великим каганом всех монгольских племен. Покорение войском Чингисхана соседних племен, Северного Китая, Кореи, Средней Азии, вторжение в Закавказье. Помощь русских князей половцам, сражение на реке Калке. Поражение русско-половецкого войска кочевниками. Покорение монголами Волжской Болгарии, Средней Волги, вторжение в СевероВосточную Русь. Разорение Рязанской земли, покорение города Козельска. Поход монгольского войска на Западную Европу через Южную Русь. Осада и падение Киева. Завоевание Галицко-Волынской Руси, Польши, Венгрии, других государств. Создание нового государства — Золотая Орда, его территория на карте истории. Положение русских земель по отношению к Орде. Связи русских князей с ханом, «ярлыки». Последствия монгольских завоеваний для Руси. Русь — преграда на пути завоевания монголами Западной Европы. Борьба с рыцарями-крестоносцами. Новгородский князь Александр Невский. Ратные подвиги. Объединение русских земель против Золотой Орды. Восстановление хозяйства и городов Руси после нашествия войск Батыя: развитие сельского хозяйства, увеличение пахотных земель, использование трехполья, использование орудий труда. Развитие скотоводства, охоты, рыболовства, огородничества, садоводства, пасечного пчеловодства. Интенсивный рост феодального земледелия, монастырского землевладения, «десятина». Крестьянские общины. Развитие новых центров (Тверь, Москва, Кострома и др.). Возрождение каменного строительства, рост числа ремесленников, купцов. Расширение внутренней и внешней торговли. Причины возвышения Москвы. Борьба за свержение золотоордынского ига как национальная задача. Собирание Москвой русских земель. Иван Калита — московский князь. Личность Дмитрия Донского. Куликовская битва, ее значение для победы над Ордой. Объединение земель Северо-Восточной Руси вокруг Москвы. Правитель централизованного государства — Иван III. История Московского Кремля. Ликвидация зависимости Московского государства от Золотой Орды. Государственное устройство Московской Руси. Боярская дума — совещательный орган о «делах земли». Судебник Ивана III (1497). Роль Русской православной церкви в объединении русских земель, в борьбе с монголо-татарским игом. Личность и влияние Сергия Радонежского на самосознание русского народа. Раздел III. Единое Московское государство. 17 часов Российское государство в XVI в. Царь Иван Грозный. Территория России в XVI в., причины ее увеличения. Венчание на царство царя Ивана IV (Грозного). Личность царя, его политические взгляды. Беспощадность самодержца против демократических проявлений в обществе. Погромы в Новгороде. Причины возникновения опричнины. Церковь — крупный собственник и землевладелец в государстве. Влияние церкви на политику, экономику, социальные отношения и культуру. Характер уклада жизни в городе: посадская, купеческая община и др. Зарождение казачества. Местничество как право знатных родов занимать ведущие посты в государстве. Роль Земских соборов в диалоге власти и общества. Реформаторская деятельность Ивана Грозного: Судебник 1550 г.; Юрьев день; военная реформа. Стоглавый собор Русской православной церкви. Внешняя политика Московского государства в XVI в. Присоединение Казанского и Астраханского ханств. Продвижение в Сибирь, освоение Сибири. Расширение связей России с народами Северного Кавказа и Средней Азии. Ливонская война за выход в Балтийское море. Смутное время. Воцарение династии Романовых. Причины кризиса российского общества на рубеже XVI—XVII вв. Положение крепостных крестьян. Окончательное формирование государственной системы крепостного права. Избрание Бориса Годунова на царство, его военные успехи. Возвращение Россией земель на берегах Балтики. Укрепление Москвы (Белый город, Земляной город). Учреждение патриаршества, рост авторитета Русской православной церкви. Лжедмитрий, его роль в истории Смутного времени. Поход Лжедмитрия в Москву, захват российского престола. Конец правления Лжедмитрия. Народные волнения и восстания. Семибоярщина — заговор и предательство интересов государства группой бояр. Присяга Москвы на верность польскому королю. Освободительная борьба русского народа против польского засилья, ополчение Минина и Пожарского. Освобождение Москвы. Икона Казанской Богоматери. Земский собор 1613 г. в Москве. Избрание нового русского царя из рода Романовых. Правление царей Михаила и Алексея. Возникновение сословий: бояре, дворяне, крестьяне, купцы, служилые люди. Укрепление церкви, монастырей. Народные волнения и восстания (С. Разин и др.). Культура в Российском государстве XVI – XVII вв. Влияние православной церкви на русскую культуру. Московские ремесленники. Строительство соборов Кремля, церкви Вознесения в Коломенском. Памятники литературы. Агиография, народное творчество. Отражение исторических событий в народном творчестве. Книгопечатание. Франциск Скорина, Иван Фёдоров. Рост грамотности населения. Открытие Славяно-греко-латинской академии. Легенда о библиотеке Ивана Грозного. 8 класс Повторение. 2 часа Раздел I. Российское государство в конце XVII – начале XVIII века. 16 часов Наше Отечество – Россия в XVII (17) в. Российское общество в XVII (17) в. Территория Российского государства к концу XVII в. Территориальное деление страны. Занятия народов Сибири и Дальнего Востока. Развитие промышленности. Появление первых мануфактур. Сословия. Слияние бояр и дворян. Служилые люди (стрельцы, пушкари, служилые казаки). Купцы, посадские люди, ремесленники. Крестьяне, закрепощение крестьян. Другие сословия: священники, монахи, вольные люди. Отношения России с другими странами. Восстания запорожских казаков. Богдан Хмельницкий. Война с Польшей. Возвращение Смоленска и части Украины. Восстание Степана Разина. Детство и юность Петра I. Дата рождения Петра I, его семейное окружение, детские занятия, первый учитель — Н. Зотов. «Потешные» войска в селе Преображенском как стимул к военным занятиям и образованию юного Петра. Ботик. Правление Софьи. Смерть Алексея Михайловича, недолгое правление Фёдора. Помощь стрельцов в воцарении Софьи. Регентство Софьи. Походы В. Голицына против турецкого султана. Воцарение Петра I. Подавление бунта стрельцов, борьба с Софьей за власть. Строительство флота, неудачный поход в Крым. Взятие Азова. Великое посольство, учеба Петра за границей. Опальные грамоты Софьи стрельцам, расправа Петра с бунтовщиками. Военные походы Петра I: завоевание северных и южных территорий. Строительство Петербурга. Реформа государственного управления, создание Сената и коллегий. Деятельность Петра I по просвещению народа: открытие «цифирных школ», навигацких, инженерных, горных школ, медицинских училищ, Морской академии. Первая русская газета «Ведомости», «комедиальный» театр, опера и др. Титулование Петра Великим, отцом Отечества; введение Сенатом и Синодом звания императора для русских царей. Кончина Петра I, роль личности и дел Петра Великого для последующей истории России. Раздел II. Российская империя после Петра I (обзорно). 14 часов Эпоха дворцовых кризисов после смерти Петра I: Екатерина I, Петр II, Анна Иоанновна (общие представления). Поддержка Анной Иоанновной науки, просвещения, открытие Московского университета. Труды М. В. Ломоносова. Экспедиция В. Беринга к Аляске. Усиление немецкого влияния при дворе Анны Иоанновны: «Доимочный» приказ, Тайная канцелярия. Обнищание крестьян на фоне роскоши царского двора: охота, наряды, шутовские свадьбы и др. Царствование Елизаветы Петровны — возврат к русским традициям и гуманности в правлении: отсутствие смертной казни и пыток, отстранение иноземцев от государственного управления, учреждение в столицах и крупных городах общеобразовательных и специальных учреждений, облегчение воинской повинности. Следование заветам Петра Великого, его учеников и последователей в Сенате: графа Бестужева-Рюмина, графов Шуваловых, Воронцовых и др. Россия в эпоху Екатерины Великой. История прихода к власти Екатерины II. Личность Екатерины: разностороннее образование, доброжелательность, внимание к людям, трудолюбие, любовь к порядку, уважение русской культуры. Достижения в государственном правлении Екатерины II: создание новых законов о вреде жестоких наказаний и пыток, о «рукоделии» (ремеслах), о необходимости справедливого распределения государственных повинностей между подданными, уничтожение Тайной канцелярии, прощение и возврат на земли беглых людей, привлечение на свободные земли иноземных переселенцев для пользы России, ограничение монастырей и церквей в землях и доходах в пользу учебных и богоугодных заведений. Развитие промышленности, торговли, ремесел, высших училищ, народных училищ, расцвет городов (Одесса, Николаев, Екатеринославль, Рыбинск и др.) (обзорно). Внешняя политика 34-летнего правления Екатерины II: превращение южных степей в Новороссию, присоединение Крымского ханства, победа армии А. В. Суворова под Фокшанами и Рымником, взятие Измаила, договор с Турцией в Яссах (1791), утверждение международного авторитета России в качестве первой военной державы в Европе (обзорно) Смерть Екатерины Великой, приход к власти Павла I. Знакомство с развитием науки и образования на примерах деятельности М. В. Ломоносова, Е. Р. Дашковой, И. И. Ползунова, И. П. Кулибина и др. (выборочно). Изучение культуры России на примерах облика россиян, уклада их жизни, развития живописи, литературы, архитектуры по произведениям В. Л. Боровиковского, Ф. С. Рокотова, Д. Г. Левицкого, А. Н. Радищева, Д. И. Фонвизина, И. А. Крылова, Н. М. Карамзина, В. И. Баженова, М. Ф. Казакова, Д. Кваренги (выборочно). Архитектурные облики городов России: Москва, Санкт-Петербург, Ярославль, Новгород, Киев и др. (выборочно). Развитие театра и театрального искусства. Свод правил нравственного поведения «Юности честное зерцало» (обзорно, на примерах). Раздел III. Российская империя в первой половине XIX в. 26 часов Государственное и политическое развитие России в первой четверти XIX в. Правление Павла I (1796—1801): военные реформы, ограничение привилегий дворянства, подготовка к войне с прежними союзниками. Геополитическое положение России: изменение территории; национальный состав населения и национальные отношения. Россия и страны Европы. Убийство Павла I. Правление Александра I (1801—1825). Личность «благословленного» царя. Реформы государственного управления, учреждение министерств. Указ царя «О вольных хлебопашцах». Освобождение крестьян с землей за выкуп. Обострение внешнеполитической обстановки. Франция и Россия в период правления Наполеона. Недовольство политикой Александра I внутри России. Отечественная война 1812 г. Личность Наполеона Бонапарта, его планы по отношению к России. Покорение французской армией стран Западной Европы. Состояние французской и русской армий накануне войны. Вторжение армии Наполеона в Россию. Пожар Москвы, Бородинская битва. Личность М. И. Кутузова. Герои Отечественной войны 1812 г. Народное и партизанское движения в победе над французами. Походы русской армии, освобождение стран Западной Европы от армии Наполеона. Тяжелое положение России после войны: стихийные крестьянские волнения, усиление внутренней реакции, аракчеевщина. Зарождение в России революционных идей, их содержание. Возникновение тайных дворянских обществ. Восстание декабристов на Сенатской площади в Санкт-Петербурге. Исторические уроки движения декабристов. Император Николай I. Разгром движения декабристов. Царствование Николая I как время жестокого подавления свободомыслия, демократии. Введение цензурного устава. Законодательная основа российского общества, усложнение бюрократической системы как опоры самодержавия. Обострение крестьянских проблем: кризис в сельском хозяйстве, упадок помещичьих хозяйств. Начало промышленного переворота в России: переход от мануфактуры к фабрике, замена ручного труда машинным. Строительство первой железной дороги между Петербургом и Царским Селом. Денежная реформа. Промышленность России. Внешняя политика России: присоединение части Армении, война с Турцией за влияние на Черном море, на Балканах и Кавказе. Военные действия России на Кавказе. Борьба России за закрытие для Турции входа в Черное море. Крымская война (1853—1856), разгром турецкого флота в Синопской бухте русской эскадрой под командованием адмирала П. С. Нахимова. Причины объединения Англии, Франции, Италии против России. Герои и защитники Севастополя. Причины поражения России: кризис самодержавия, гнет крепостного строя, промышленная отсталость в сравнении с Европой. Раздел IV. Россия в конце XIX – начале XX века. 10 часов Царь-освободитель Александр II. Правление императора Александра II (1855—1881). Отмена крепостного права. Земская реформа, собрания гласных (депутатов), земские управы. Городская реформа: утверждение «городового положения», утверждение Городской думы (распорядительный орган). Судебная реформа: введение адвокатуры, мирового суда, отмена телесных наказаний. Военные реформы: введение всеобщей воинской повинности вместо рекрутского набора. Обострение общественно-политической обстановки: крестьянские, студенческие волнения, терроризм (покушение на царя), репрессивные меры со стороны власти. Внешняя политика: преодоление последствий Крымской войны. Укрепление России на Черном море. Политика России в Средней Азии. Окончательное присоединение Кавказа к России. Русско-турецкая война (1877—1878). Ухудшение отношений с Германией. Русская колонизация Дальнего Востока. Царь Александр III Миротворец. Приход к власти императора Александра III. Суд над народовольцами. Издание манифеста «О незыблемости самодержавия». Политика самодержавия: русификация окраин, распространение православия, ограничение демократических введений в губернском, городском управлении, компетенции судов. Введение цензуры на печатные издания. Экономическая политика Александра III: ускорение хозяйственного развития страны, поддержка и укрепление позиций дворянства, перевод всех крестьян на выкупные платежи, развитие налоговой системы, банков, рост торгово-промышленной буржуазии. Отток крестьянства в город на заработки. Развитие промышленного строительства, транспортного сообщения, торговли, внешнего рынка. Последний Российский император – Николай II. Личность царя Николая II. Политика Николая II и его окружения. Высшие и центральные органы управления страной при Николае II: Государственный совет, Совет министров, Особые совещания, Сенат, Святейший Синод, Министерство внутренних дел, Министерство финансов, царская администрация на местах (гражданские и военные губернаторы, градоначальники, судебный персонал, предводители дворянства). Избирательный закон, роль выборщиков. Учреждение Государственной думы. Социально-экономическое развитие России на рубеже XIX—XX вв., промышленный подъем: развитие металлургии, железнодорожного машиностроения, строительство железных дорог. Неравномерное развитие отдельных промышленных районов. Финансовые проблемы России: внешние долги, привлечение иностранного капитала к освоению природных ресурсов России. Аграрная реформа П. А. Столыпина. Сельскохозяйственное производство России, его особенности и удельный вес в мировом экспорте. Влияние мирового экономического кризиса 1900 г. на экономику России. Кризис промышленности 1900—1903 гг., безысходное положение российской деревни, упадок центральной власти. Обострение социальной и политической обстановки в стране в начале XX в. Формирование политических партий. Личность В. И. Ульянова (Ленина), его идеи о переустройстве жизни общества. Первая русская революция 1905—1907 гг. Расстрел рабочих 9 января 1905 г. Восстание на броненосце «Потемкин». Октябрьская всероссийская политическая стачка, ее значение. Манифест 17 октября. Историческое значение первой русской революции. III Государственная дума, ее деятельность. Приоритеты внешней политики Российской империи: Балканский регион, Черное море, Дальний Восток. Русско-японская война (1904—1905). Поражение под Порт-Артуром. Цусимское сражение. Содействие России в создании союза Балканских государств. Участие России в Первой мировой войне. Перегруппировка сил германской армии в начале 1915 г., потеря русской армией своих завоеваний. 9 класс Раздел I. Великая российская революция и Гражданская война. 17 часов Великая российская революция Предпосылки революции. Падение самодержавия. Переход власти к Временному правительству и Петросовету. Решение о созыве учредительного собрания. Основные политические партии: большевики, меньшевики, эсеры, кадеты. Призыв В.И. Ленина к вооруженному восстанию. Начало октябрьского этапа российской революции. Причины победы большевиков. II Всероссийский съезд Советов рабочих и солдатских депутатов. Первые декреты «О мире», «О земле». Образование рабоче-крестьянского правительства – временного Совета народных комиссаров (СНК). Установление советской власти на большей части бывшей Российской империи. Брестский мир. Причины Гражданской войны. Гражданская война. Причины Гражданской войны. Борьба за власть между представителями разных социальных слоёв общества. Политическое расслоение общества. Создание Рабоче-крестьянской Красной армии. Вооруженные формирования белой армии против большевиков. Борьба «красных» и «белых» на Северном Кавказе и в Закавказье, на Украине, в Крыму, на Урале. Советская власть и Русская православная церковь, национализация церковного имущества, репрессии против священнослужителей. Слом духовных, нравственных, культурных устоев в жизни общества. Влияние революционных идей на все виды искусства, расцвет жанра политического плаката, агитбригад и др. Революционная тема в творчестве писателей и поэтов: М. Горького, В. В. Маяковского, М.А. Шолохова (выборочно). Воспитание новой интеллигенции из рабочих и крестьян. Эмиграция интеллигенции за рубеж. Раздел II. Советское государство в 1920-1930-е годы. 17 часов Советская Россия в 1920-е годы Основные меры правительства Советской России в сфере экономики: строжайшая централизация экономики – военный коммунизм; распределительный принцип; национализация внешней торговли, банков, предприятий. Меры по восстановлению хозяйства после Гражданской войны. Рост военного производства. Раскулачивание. Конституция 1924 г. Утверждение однопартийной политической системы. Молодёжные коммунистические союзы (пионеры, комсомольцы). Новая экономическая политика 1921-1929 гг.: отмена продразвёрстки и замена её продналогом, денежное обложение деревни, легализация рыночных отношений на селе. Финансовая и денежные реформы. Создание Государственной плановой комиссии (Госплан). Восстановление всероссийского рынка, отмена трудовой повинности, кризисы и итоги нэпа. Образование СССР. Первая Конституция СССР (1924 г.) Борьба за власть внутри партии большевиков. Болезнь и смерть В.И. Ленина. Личность И.В. Сталина, приход Сталина к власти. Индустриализация в СССР Экономический подъём страны за счёт развития энергетики, металлургии, машиностроения, химической промышленности. Коллективизация сельского хозяйства (колхозы). Падение сельскохозяйственного производства, голод 1932-1933 гг. Насильственное закрепление крестьян на земле. Внутренняя политика: поиски врагов революции и народа, политические процессы, жестокие репрессии. Появление бесплатной рабочей силы в системе ГУЛАГа – спецпереселенцы (раскулаченные). Культ личности, идеологическое воспитание граждан СССР. Сталинская конституция 1936 г. Накануне Второй мировой войны Приход фашистов к власти в Германии. Обзорно: внешняя политика СССР в 20-40-е гг. ХХ в.: продвижение в другие страны коммунистических (интернациональных) идей. Вступление СССР в международную организацию – Лигу Наций. Заключение союзов с Францией и Англией о взаимопомощи, начало переговоров о заключении военного союза против Германии, их провал. Начало переговоров с Германией, договор о дружбе и границах (1939). Раздел III. СССР в Великой Отечественной войне (1941-1945). 15 часов Начало Второй мировой войны. Нападение гитлеровской армии на Польшу (1 сентября 1939 г.) Объявление войны Германии со стороны Франции, Англии. Оккупация немецкими войсками стран Северной Европы. Вступление фашистов в Париж. Англия в схватке с Германией. Ультиматум Сталина прибалтийским странам, насильственное присоединение их территорий к СССР. «Зимняя» война 1939-1940 гг. Исключение СССР из Лиги Наций. Усилия СССР по наращиванию военно-промышленного комплекса. Ослабление Красной армии и флота из-за репрессий высшего командного состава. Доклады советских разведчиков о готовящемся нападении Германии на СССР. Слабое укрепление границ и неготовность армии к боевым действиям. Начало Великой Отечественной войны 22 июня 1941 г. – начало Великой Отечественной войны. Размах фашистской агрессии, кровопролитие в первые месяцы войны. Заявление президентов США и Англии о поддержке Советского Союза в войне против Германии, создание антигитлеровской коалиции. Вступление в войну США. Война с Японией на Дальнем Востоке. Ключевые военные действия на территории СССР (июнь 1941 – осень 1942 г.) Наступление немцев на Москву. Введение осадного положения в Москве (октябрь 1941 г.) Битва под Москвой – первая значительная победа Красной армии в Великой Отечественной воне. Планы немцев по захвату нефтяных районов Кавказа, плодородных областей юга России. Героическая оборона Севастополя. Военные действия на кавказском направлении. Продвижение немцев на Волгу, оборонительное сражение за Сталинград. Приказ Верховного главнокомандующего И.В. Сталина № 227 от 28 июля 1942 г. «Ни шагу назад!» Всё для фронта, всё для победы! Перестройка экономики страны на военные рельсы. Эвакуация предприятий из европейской части страны на восток. Разработка и внедрение новых видов вооружений. Всесоюзная кампания по сбору средств и пожертвований в фонд обороны. Трудовой героизм народа: 11-часовой рабочий день, отмена отпусков, овладение смежными профессиями, жизнь во имя Победы. Создание на оккупированных территориях подполья. Сопротивление в тылу врага: рейды, диверсии, создание партизанского движения. Заслуги учёных и рабочих в создании новых видов оружия и военной техники: танков, самоходно- артиллерийских установок, самолётов. Мастера культуры – фронту: концертные бригады лучших советских артистов, искусство плаката, кинофильмы и т.д. Коренной перелом в войне (ноябрь 1942 – ноябрь 1943 г.) Разгром немецко-фашистских войск под Сталинградом – коренной перелом в войне. Прорыв блокады Ленинграда. Операция немецкого командования под названием «Цитадель», её провал. Танковое сражение под Прохоровкой. Победа советских войск на Курской дуге, на Днепре, освобождение Киева. Успехи советских войск на Северо-Кавказском фронте, в Крыму, продвижение на западном направлении. Встреча руководителей США, Англии, СССР в Тегеране. Обсуждение открытия второго фронта и послевоенного устройства Германии. Освобождение территории СССР и Европы от фашизма Усиление военно-экономической мощи стран антигитлеровской коалиции. Освобождение территории СССР. Открытие второго фронта. Ялтинская конференция. Вступление советских войск в Берлин, подписание акта о безоговорочной капитуляции. Германия 8 мая 1945 г. Война СССР с Японией. Подписание акта о капитуляции Японии. Раздел IV. Послевоенное развитие СССР. Российская Федерация в конце ХХ – XXI века. СССР после войны. 19 часов Восстановление промышленных предприятий. Карточная система распределения продовольственных и промышленных товаров. Голод 1946 г., денежная реформа, отмена карточной системы 1947 г. Обстановка в руководстве страны в послевоенные годы. Смерть Сталина. Конец эпохи культа личности. Внешняя политика: формирование системы безопасности страны. Усиление роли Советского Союза в Международных отношениях. Конфронтация стран бывшей антигитлеровской коалиции, начало «холодной войны». Объединение стран Восточной Европы в единый социалистический блок. Создание Североатлантического союза (НАТО) под эгидой США. США и СССР – две ядерные державы, две противоборствующие системы: социализм и капитализм. Начало научно-технической революции (на примерах). Строительство первой в мире атомной электростанции в г. Обнинске. Разработка водородной бомбы. Успехи в ракетостроении. Выдающиеся советские учёные: И. В. Курчатов, А.Д. Сахаров, С. П. Королёв, А. Н. Туполев, С.В. Ильюшин и др. Пора «оттепели» (середина 1950-х – первая половина 1960-х гг.) (обзорно) Политическая жизнь: Н. С. Хрущёв, его речь на ХХ съезде КПСС «О культе личности и его последствиях». Реабилитация жертв репрессий. Попытка развития демократических принципов, «оттепель». Подъём капитального строительства, освоение целины. Улучшение условий жизни людей. Борьба за власть в партии, отстранение Н. С. Хрущёва (1964). Внешняя политика СССР в период «оттепели»: идеи о мирном сосуществовании стран с различным строем, о разоружении. Усиление влияния СССР на страны Африки, ближнего востока и социалистического лагеря. Строительство Берлинской стены. Договор о запрете испытаний ядерного оружия (1963 г.) Запуск первого искусственного спутника Земли, полёт в космос Юрия Гагарина, выход в космос летчика-космонавта А. А. Леонова. Всемирный фестиваль молодёжи и студентов (1957 г.) Развитие киноискусства. Советский Союз в середине 1960-х – 1980-е гг. Приход к власти Л. И. Брежнева. Курс на строительство «развитого социализма». Реформы в сельском хозяйстве и промышленности. Недостатки лёгкой промышленности. Положительные изменения в жизни советских людей. Культурный досуг, хобби. Появление диссидентов. Внешняя политика: разрядка международной напряженности. Война во Вьетнаме, Афганистане. Вмешательство во внутреннюю политику Чехословакии (1968 г.). Переход ко всеобщему среднему образованию. Успехи советских спортсменов. Олимпийские игры в Москве в 1980 г. Советское искусство 1960-1980 гг. Распад СССР (обзорно) Последние генеральные секретари СССР: Ю. В. Андропов, К. У. Черненко, М. С. Горбачёв. Политика перестройки. Совершенствование системы оплаты труда. Перевод предприятий на хозрасчёт. Гласность и свобода мнений. Возрастание роли церкви в жизни общества. Празднование 1000-летия Крещения Руси. Окончание холодной войны. Бархатные революции в странах Варшавского договора. Отмена 6-й статьи Конституции (об однопартийной системе). Выборы Президента РСФСР. Государственный переворот (ГКЧП). Совещание в Беловежской Пуще. Распад СССР. Создание СНГ. Первые годы существования Российской Федерации. Разгон демонстрации у Дома Советов (1993 г.) Увеличение внешнего долга страны. Чеченский кризис. Отставка Б. Н. Ельцина. Россия в начале ХХI века Приход к власти В. В. Путина. Территориальная реформа. Экономические и социальные реформы 2000-х гг. Д. А. Медведев – новый президент РФ. Политика развития современных технологий. Борьба с международным терроризмом. Присоединение Крыма (2014 г.). Культурная жизнь страны. Успехи российских спортсменов на Олимпийских играх и других международных соревнованиях. Экономическое, культурное, духовное возрождение России. Тематическое планирование с определением основных видов деятельности 7 класс № п/п 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 Тема Введение Знакомство с учебником «История Отечества». Лента времени. Глава 1. Древняя Русь. Происхождение славян. В каких местах селились славяне. Славяне и соседние народы. О хазарах и Византии. Облик славян и черты их характера. Хозяйство и уклад жизни восточных славян. Земледелие — основное занятие славян. Организация жизни славян. Как менялась жизнь людей в общине. Жилища, одежда, семейные обычаи восточных славян. Языческие традиции восточных славян. Повторительно - обобщающий урок по теме: «Древняя Русь». Глава 2. Древнерусское государство. Как возникло древнерусское государство. О чём рассказывает древняя летопись. Об Аскольде, Дире и их походах в Византию. Князь Олег (882— 912). Правление Олега в Киевской Руси Князь Игорь из рода Рюриковичей (913—945). Походы Игоря на Византию. Предание о гибели князя Колво часов Основные виды деятельности обучающихся 1 Раскрытие значения терминов «история», «археолог», «историки», «предки» Составление опорной схемы. 1 Указание на карте расселение древних славян. Составление схемы управления родовой общиной и племенем. Описание поселка восточных славян по иллюстрации. Описание условий жизни, основных занятий по схеме. 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 Умение правильно употреблять исторические термины, понятия Работа с текстом учебника по заданиям учителя в малых группах. Описывать жизнь и быт, верования восточных славян. Приведение примеров взаимоотношений Древней Руси с соседними племенами и государствами Выборочное объяснительное чтение текста учебника. Работа с «лентой времени» Характеристика деятельности исторических личностей. Составление хронологической схемы. Работа с деформированным текстом Раскрытие значения терминов «каган», «дозорная служба» 28 Игоря. Как княгиня Ольга отомстила древлянам. Посольство Ольги в Византию. Сын князя Игоря и Ольги — Святослав. Войны Святослава. Гибель Святослава. Повторительно - обобщающий урок по теме: «Древнерусское государство». Глава 3. Крещение Древней Руси. Расцвет русского государства. Сыновья князя Святослава. Возвращение Владимира на Русь. Князь Владимир Красное Солнышко. Крещение Руси. Заслуги князя Владимира в укреплении Русского государства Расцвет Русского государства при Ярославе Мудром (1019—1054) Князь — воин, строитель, книжник. «Русская Правда» Ярослава Мудрого. Русь после смерти Ярослава Мудрого. Князь Владимир Мономах. Память о Владимире Мономахе в истории Киевской Руси (1113-1125). Распад Руси на отдельные княжества в XII веке. Новгородская республика. Господин Великий Новгород. Занятия и торговые пути новгородцев. Ростово-Суздальское княжество в 12 веке. Князь Юрий Долгорукий. История возникновения Москвы. 29 Культура Руси в X-XIII веках. 1 30 Былины - источник знаний Древней Руси. Повторительно - обобщающий урок по теме: «Крещение Древней Руси. Расцвет русского государства» 1 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 31 1 Выборочное объяснительное чтение текста учебника 1 Работа с письменным источником – былиной 1 Систематизация и обобщение исторического материала. Заполнение таблицы. 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 Выборочное объяснительное чтение текста учебника Работа с письменным источником – былиной Описание памятников древнерусского зодчества, живописи и прикладного искусства. при Выполнение заданий по разграничению понятий. Рассказывать о положении отдельных групп населения, используя информацию из учебника Составление характеристики Ярослава Мудрого Анализ деятельности Владимира Мономаха Выполнение заданий по разграничению понятий. Работа с текстом учебника по заданиям учителя в малых группах. Выполнение тестовых заданий. Умение правильно употреблять исторические термины, понятия Раскрытие причин распада Киевской Руси Работа по карте (указание границ русских земель, княжеств) Работа с письменным источником – былиной Работа по карточкам. Контрольный срез за 1 полугодие. Глава 4. Русь в борьбе с завоевателями. Образование Монгольского государства. Чингисхан и его армия. Битва на реке Калке. Нашествие монголов на Русь. 1 Тестовые задания. 1 36 Летописи о битвах на реке Сить и героической обороне Козельска. 1 37 Походы Батыя на южнорусские земли. 1 38 1 39 Новгородский князь Александр Невский (1236 – 1263). Невская битва. 40 Ледовое побоище. 1 41 Власть Золотой Орды над русскими князьями. Объединение русских земель против Золотой Орды. 1 Московский князь Иван Калита (1325—1340). Наследники Калиты. Изменения в Золотой Орде. 1 Заполнение таблицы «Монголотатары и русские» Работа с текстом по заданиям учителя Использование карты при рассказе о сопротивлении русских городов Объяснение сущности ига монголотатарских захватчиков, описание исторического события по иллюстрациям. Сравнительный анализ вооружения рыцарей – крестоносцев и русской дружины Характеристика исторического деятеля – Александра Невского. Описание Невской битвы с опорой на схему и просмотренного видеофрагмента. Описание битвы на основе схемы, мультимедиа ресурсы, другие источники информации. Обобщение исторических явлений и событий, умение делать выводы. Выполнение тестовых заданий. Раскрытие причин объединение Русских земель вокруг Москвы. Оценка деятельности И.Калиты. Московский князь Дмитрий Иванович (1350—1389). Благословение Сергия Радонежского. Куликовская битва. 1 Поход Тохтамыша на Москву в 1382 году. Наследники Дмитрия Донского. Василий 2 Тёмный (1425 – 1462). Собирание Руси Иваном III (1462— 1505). Покорение Новгорода. 1 Освобождение Руси от Золотой Орды. 1 32 33 34 35 42 43 44 45 46 47 48 49 50 1 1 1 1 1 1 1 1 Выборочное объяснительное чтение текста учебника Составление характеристики московского князя и его деятельности перед Куликовской битвой. Выборочное объяснительное чтение текста учебника Работа с текстом учебника по заданиям учителя в малых группах. Краткий пересказ с опорой на план. Рассказ о Куликовской битве с опорой на просмотренный видеофрагмент и схему. Раскрытие значения Куликовской битвы для развития Руси 51 52 Управление государством Иваном III. Повторительно-обобщающий урок «Русь в борьбе с завоевателями (XIII- XV вв.)» 1 Оценка деятельности Ивана III. 1 Характеристика причин распада Золотой Орды. Систематизация и обобщение исторического материала 1 Составление характеристики исторического деятеля Ивана IV. Работа с текстом учебника по заданиям учителя в малых группах. Выборочное объяснительное чтение текста учебника. Объяснение причин, сущности и последствия опричнины Пересказ исторического материала с опорой на наглядность, по заранее составленному плану. Характеристика личности и деятельности Бориса Годунова. Объяснение смысла понятий: смута, самозванец, интервенция Описание по картине исторического события. 55 Глава 5. Единое Московское государство. Русь в XVI веке. Царь Иван Грозный. Земский собор, реформы Избранной рады. Войны Ивана Грозного. 56 Опричнина. 1 57 Покорение Сибири. 1 58 Россия после Ивана Грозного. Правление Бориса Годунова. Лжедмитрий 1-самозванец. Лжедмитрий II. Семибоярщина. Русская православная церковь в Смутное время. Минин и Пожарский: за веру и Отечество. Воцарение династии Романовых. Царь Алексей Михайлович Романов (1645 – 1676). 1 Крестьянское восстание под предводительством Степана Разина. Раскол в Русской православной церкви. Развитие России в 17 веке. Культура России в 16 – 17 веках. 1 65 Повторительно - обобщающий урок по теме: «Единое Московское государство». 1 66 Контрольный срез за 2 полугодие. 1 Повторение за год. Промежуточная аттестация. 1 1 53 54 59 60 61 62 63 64 1 1 1 1 1 1 1 67 68 Рассказ о деятельности первых царей Романовых по укреплению власти царя. Раскрытие причин народных движений в России 17 в. под Раскрытие причин крестьянской войны. Показ на карте территории охваченной крестьянской войной. Заполнение таблицы «Раскол в русской православной церкви». Работа по карте «Карта России 17 века с присоединенными территориями в результате географических открытий» Определение на «ленте времени» исторических событий, правильное расположение их в хронологическом порядке. Работа по тестовым и индивидуальным заданиям. Работа по карточкам. Игра «Историческое лото» Выполнение тестовых заданий. Тестирование. 8 класс № п/п 1 Тема Глава 1. Российское государство в конце 17 – начале 18 века. Наше Отечество – Россия в 17 веке. Российское общество в 17 веке. Колво часов 1 Детство и юность Петра. Как обучали Петра I. Семейные раздоры, борьба за власть. Итоги правления Софьи. 1 Воцарение Петра I (1689-1725). Строительство флота. Азовские походы. Великое посольство (1697-1698). 1 1 8 Новый бунт стрельцов. Возвращение Петра I в Москву. Северная война (1700-1721). Поражение под Нарвой. Первые победы над шведами. 9 Основание Петербурга. 1 10 Разгром шведов под Полтавой. Завершение Северной войны. 1 11 Заслуги Петра Великого в истории России. Промышленность и сельское хозяйство. Изменения в управлении государством. Табель о рангах. Указ о единонаследии. Образование и культура при Петре I. 1 Личность Петра I. Семья Петра 1 2 3 4 5 6 7 12 13 14 15 1 1 1 1 1 1 1 Основные виды деятельности обучающихся Умение соотносить иллюстративный материал с текстом учебника. Рассказ о детстве и юношестве Петра I Систематизация материалов о дворцовых переворотах в форме плана. Рассказ об основных событиях и итогах Азовских походов, используя историческую карту. Соотношение иллюстративного материала с текстом учебника. Соотношение иллюстративного материала с текстом учебника. Объяснение причин Северной войны. Рассказ об основных событиях и итогах Северной войны, используя историческую карту. Рассказ о строительстве СанктПетербурга Рассказ о Полтавской битве на основе плана с использование схемы битвы, материалов кинофрагментов. Умение соотносить иллюстративный материал с текстом учебника. Раскрытие содержания и значения преобразований Петра I. Соотношение иллюстративного материала с текстом учебника. Описание жизни и деятельности М.В. Ломоносова с опорой на план, кинофрагмент. Участие в обсуждении видео и Великого. 16 17 Повторительно-обобщающий урок теме: «Российское государство в конце 17 – начале 18 века». Глава 2. Российская империя после Петра I (1725 – 1801). Екатерина I и Петр II. по1 1 Внук Петра Великого. Конец правления Петра II. Анна Иоанновна и Иван VI (1730 – 1741). Как правила Россией Анна Иоанновна. Наследники Анны Ивановны. Конец бироновщины. Царствование Елизаветы Петровны. Окружение Елизаветы. Возвращение к порядкам Петра I. Войны России в период правления Елизаветы Петровны. 1 23 Воцарение Петра III. 1 24 Россия в эпоху Екатерины Великой. Начало царствования Екатерины II. Близкое окружение и помощники Екатерины II. Война России с Турцией (1768 – 1774). 1 26 Присоединение Крыма. Русскотурецкая война (1787 – 1791). 1 27 Как управляла Россией Екатерина II. Восстание Е. Пугачёва. 1 29 Конец правления Екатерины Великой. 1 30 Развитие образования при Екатерине II. 1 18 19 20 21 22 25 28 1 1 1 1 1 1 киноматериалов, воссоздающих образ Петра I, а также в обмене мнениями о нем как правителе и человеке. Работа с тестовыми заданиями Составление исторического портрета Екатерины I Составление исторического портрета Петра II.. Составление исторического портрета Анны Иоанновны. Составление характеристик наследников Анны Ивановны. Составление исторического портрета Елизаветы Петровны.. Рассказ об основных событиях и итогах войн, используя историческую карту. Заполнение таблицы «Русские умельцы и изобретатели». Составление характеристики (исторического портрета) Екатерины II и ее деятельности. Работа по карте, показать места сражений в русско - турецких войнах. Заполнение таблицы «Русско-турецкие войны». Рассказ об основных событиях и итогах Русско-турецкой войны, используя историческую карту. Составление рассказа «Один день из жизни дворян» Показ на исторической карте территории и хода восстания под предводительством Е. Пугачева. Характеристика условий жизни крепостных крестьян. Разграничение понятий. Описание системы образования России XVIII в. на основе 1 35 Повторительно – обобщающий урок по теме: «Российская империя после Петра I (1725 – 1801)». Контрольный срез за 1 полугодие Глава 3. Российская империя в первой половине XIX века Отношения России со странами Европы. Наполеон Бонапарт. Великий князь Павел Петрович. Участие России в союзе европейских государств против Наполеона. Переход Суворова через Альпы. 36 Правление Павла I. 1 37 Император Александр I. Реформы Александра I. 1 38 Аракчеевщина. 1 39 Вторжение армии Наполеона в Россию. Западная граница России: план Александра I, план Наполеона. 1 40 Битва за Смоленск. 1 41 Отечественная война 1812 года. Бородинское сражение. 1 42 Наполеон в Москве. 1 43 Александр и Наполеон. Окончание войны. 1 44 Поход русской армии в Европу в 1 31 32 33 34 иллюстраций, текста учебника, видеофрагментов. Систематизация и обобщение исторического материала 1 Работа с тестовыми заданиями 1 Составление исторического портрета Наполеона. Составление сравнительной характеристики военных планов, характеристик войны России и Франции. Рассказ об историческом событии по иллюстрации. Составление исторического портрета А. Суворова. Составление исторического портрета Павла Петровича. Описание битвы на основе различных источников информации (учебник, кинофрагмент) с опорой на схему. Раскрытие значения терминов «военные поселения», «аракчеевщина», «реакция», «произвол» Использование карты, мультимедиа ресурсов, для формирования устойчивых представлений о народной войне против армии Наполеона. Используя карту и ее легенду, рассказывать об отступлении и гибели французкой армии Называние и характеристика основных периодов Великой Отечественной войны 1812 г. Соотношение иллюстративного материала с текстом учебника. Рассказ об основных событиях и итогах Отечественной войны 1812 года., используя историческую карту. Умение соотносить 1 1 1813-1814 годах. 1 1 47 Россия после войны с Наполеоном. Император Николай I (1825 – 1855). Восстание декабристов. 48 49 Реформы Николая I. Войны России на Кавказе. 1 1 50 Отношения России с другими странами при Николае I. Крымская война. Оборона Севастополя. 1 Повторительно – обобщающий урок по теме: «Российская империя в первой половине XIX века». Глава 4. Россия в конце XIX (19) – начале XX (20 века). Царь-освободитель Александр II (1855 - 1881). Отмена крепостного права. Военные реформы Александра II. 1 Международные отношения при Александре II. Россия и Средняя Азия. Русско-турецкая война 1877–1878 годов. 1 Революционные организации в России в конце XIX века. Царь Александр III Миротворец. Укрепление самодержавия Александром III. Российское государство в период правления Александра III. 1 60 Отношение России с европейскими странами, конец правления Александра III. 1 61 Последний Российский император 1 45 46 51 52 53 54 55 56 57 58 59 1 1 1 1 1 1 1 иллюстративный материал с текстом учебника. Работа с таблицей Составление портрета Император Николай I с опорой на план Объяснение причины неудачи декабристов. Работа с таблицей Описание войны на Кавказе, используя историческую карту. Составление развернутых ответов с опорой на текст учебника. Описание Крымской войны, используя историческую карту. Составление рассказа о героической обороне Севастополя. Выполнение тестовых заданий. Указание предпосылок и причин отмены крепостного права. Составление полных и развернутых ответов о содержании реформ. при Умение соотносить иллюстративный материал с текстом учебника. Рассказ об основных событиях и итогах Русско-турецкой войны, используя историческую карту. Работа с таблицей «Тайные общества» Характеристика личности и деятельности Александра III Описание памятников материальной и художественной культуры, используя, мультимедиа ресурсы, другие источники. Выделение причин появления революционных кружков на основе текста учебника, дополнительного материала. Составление – схемы «Реформы С.Ю. Николай II. Россия в начале царствования Николая II. Обострение международных отношений. Война с Японией. Революционные выступления 1905-1907 годов. 1 65 Россия перед Первой мировой войной. Участие России в Первой мировой войне. 1 66 Февральская революция 1917 года. Отречение Николая II. Контрольный срез за 2 полугодие. 1 Промежуточная аттестация. Тестирование. 1 62 63 64 Витте» на основе текста учебника, презентации. Характеристика личности и деятельности Николая II. Работа с опорными таблицами, планом. Раскрытие понятий «демократия», «социализм», «петиция», «баррикады», «агитировать». Использование карты, мультимедиа ресурсов, для формирования устойчивых представлений о роли России в Первой мировой войне. Составление развернутых ответов с опорой на текст учебника. Использование при выполнении заданий приемов анализа, сравнения, обобщения. Выполнение тестовых заданий 1 1 1 67 68 9 класс № п/п Тема Колво часов Основные виды деятельности обучающихся Разъяснение причины Февральской революции, установление двоевластия. Составление развернутых ответов с опорой на текст учебника. Глава 1. Российская революция и Гражданская война. 1 Великая российская революция: февраль. Падение монархии. 1 2 Основные политические партии в 1917 году. 1 3 Великая российская революция: октябрь. 1 Разъяснение причины Октябрьской революции 4 Программа большевиков. 1 Работа с опорными таблицами, планом. 5 Неудачи Временного правительства. Поход на Петроград Лавра Георгиевича Корнилова. 1 6 Захват власти большевиками. Второй съезд Советов. 1 Составление развернутых ответов с опорой на текст учебника. Рассказ по карте схеме «Вооруженное восстание в Петрограде» 1 8 Установление советской власти. Созыв и роспуск Учредительного собрания. Конституция РСФСР. 9 Брестский мир. 1 10 Экономическая политика большевиков. 1 11 Гражданская война 1918 - 1920 годов. Белая Армия. Рабочекрестьянская Красная Армия. 1 12 Политика «военного коммунизма». 1 13 Ход Гражданской войны. 1 14 Окончание Гражданской войны. Эмиграция. Итоги Гражданской войны. Образование и культура в период Гражданской войны. 1 Повторительно – обобщающий урок по теме: «Российская революция и Гражданская война». 1 7 15 16 1 1 Работа по плану «Основные мероприятия по установлению советской власти. Указание предпосылок и причин создания Конституция РСФСР Работа с учебником по выявлению основных причин Работа с учебником (в парах) по выявлению основных черт экономической политики Самостоятельное заполнение таблицы « Борьба между «белыми» и «красными» по тексту учебника. Работа по карте «Гражданская война и интервенция», игра «Оденьте бойцов» Описание жизни и быта людей в данный период с опорой на план и мультимедийную презентацию. Рассказ об основных событиях и итогах Гражданской войны, используя историческую карту. Умение соотносить иллюстративный материал с текстом учебника. Выполнение тестовых заданий Глава 2. Советское государство в 1920 – 1930 годы. 17 Советская Россия в первой половине 1920-х годов. Восстание в Кронштадте. 1 Работа с текстом учебника по заданиям учителя в малых группах. 18 Отношения РСФСР со странами Европы. 1 Работа с учебником (в парах) по выявлению основных черт внешней политики советской власти. 19 Новая экономическая политика (НЭП). Финансовая реформа 1922 1924 годов. 1 Объяснение сущности Нэп. Сравнение мероприятий политики военного коммунизма и нэпа 20 Промышленное производство в период нэпа. План электрификации РСФСР. Итоги НЭПа. 1 Объяснение причин, характера и итогов индустриализации в СССР. Образование Союза Советских Социалистических Республик (СССР). Объединение советских республик. Национально-государственное устройство СССР в 1920-е годы. Смерть В. И. Ленина. 1 Выявление причин образования СССР. Работа по карте «СССР» 1 Составление характеристики личности и деятельности В. И. Ленина Индустриализация в СССР. Первая пятилетка (1928 - 1932год): ускоренное развитие промышленности. Переход к коллективизации. Итоги коллективизации. 1 Объяснение причин, характера и итогов индустриализации в СССР. 1 25 Вторая пятилетка (1933 – 1937 год). 1 26 Конституция 1936 года. 1 Составление рассказа о ходе проведения коллективизации крестьянских хозяйств. Умение соотносить иллюстративный материал с текстом учебника. Работа с текстом учебника по заданиям учителя в малых группах. 27 Советское общество в 1930-е годы. 1 28 Образование и культура в 1930-е годы. 1 29 Ситуация в мире в 1930-е годы. Положение на Дальнем Востоке. 1 30 Внешняя политика СССР накануне Второй мировой войны. 1 31 Повторительно – обобщающий урок по теме: «Советское государство в 1920 – 1930 годы». Контрольный срез за 1 полугодие 1 21 22 23 24 32 Описание особенностей жизни и быта советских людей, используя, мультимедиа ресурсы, другие источники Описание памятников материальной и художественной культуры, используя, мультимедиа ресурсы, другие источники. Умение соотносить иллюстративный материал с текстом учебника. Работа с учебником (в парах) по выявлению основных черт внешней политики советской власти. Обобщение исторических явлений и событий, умение делать выводы. 1 Работа с тестовыми заданиями. 1 Раскрытие понятий «фашизм», «фашисты», «нацисты», «конфликт». Характеристика советско -германских отношений Глава 3. СССР в Великой Отечественной войне. 33 Действия СССР в начале Второй мировой войны. Политика Запада. накануне Великой Отечественной войны 34 Реорганизация Красной Армии, укрепление обороноспособности СССР. 1 Описание территориального расширения СССР с сентября 1939 г. по июнь 1941 г. на основе исторической карты. Объяснение причины поражения Красной Армии в начальный период войны. 35 Начало Великой Отечественной войны. Первые дни войны. Реакция Запада на начало войны. 1 36 Оборона Москвы. Разгром фашистов под Москвой. 1 Работа с таблицей «Главные битвы войны» 37 Блокада Ленинграда. 1 38 Всё для фронта, всё для победы. 1 39 Наука и образование. Мастера культуры – фронту. 1 Описание исторического события по различным источникам (видеофильм, презентация). Описание героического труда людей в тылу с использованием учебника, других источников информации. Работа с таблицей «Главные битвы войны» 40 Героизм тружеников тыла 1 41 Партизанская война и подпольное движение. 1 42 Коренной перелом в ходе войны (осень 1942 - 1943 год). Оборона Севастополя. 1 Работа с таблицей «Главные битвы войны» 43 Сталинградская битва. 1 44 Битва на Курской дуге. 1 Описание битвы с опорой на план, по различным источникам (видеофильм, презентация). Работа с таблицей «Главные битвы войны» Работа с таблицей «Главные битвы войны» 45 Наши земляки – участники Великой 1 Отечественной войны. Составление развернутых ответов с опорой на краеведческий материал 46 Битва за Днепр. Битва на Северном Кавказе. 1 Работа с таблицей «Главные битвы войны» 47 Тегеранская конференция. 1 Раскрытие понятий «капитуляцию», «Нюрнбергский процесс» Составить рассказ о тружениках тыла нашего района. Использование карты, мультимедиа ресурсов, для формирования устойчивых представлений о борьбе советских людей на оккупированной территории. Составление развернутых ответов с опорой на краеведческий материал 48 Освобождение территории СССР немецких оккупантов. от1 Составление развернутых ответов с опорой на текст учебника. 49 Открытие второго фронта в Европе. Ялтинская конференция. 1 Работа с текстом учебника по заданиям учителя в малых группах. 50 Взятие Берлина. Конференция в Потсдаме. 1 51 Война СССР с Японией. 1 52 Повторительно – обобщающий урок по теме: « СССР в Великой Отечественной войне». 1 Умение соотносить иллюстративный материал с текстом учебника. Работа с текстом учебника по заданиям учителя Игра «Историческое лото». 53 Глава 4. Послевоенное развитие СССР. Российская Федерация в конце XX (20) – начале XXI (21) века. СССР после войны. Обстановка в мире после войны. 1 Самостоятельная работа с текстом учебника по готовому плану. 54 Наука 1945 –начала 1950-х годов. Культурная жизнь общества 1945– начала 1950-х годов. 1 Рассказ о достижениях советской науки и техники в 1950-х–1960-е 55 Пора «оттепели» (середина 1950-х – первая половина 1960-х годов). Курс на строительство коммунизма. «Оттепель» в советском искусстве. Образование в 1950-е – начале 1960-х г. Покорение космоса. 1 Советский Союз в середине 1960-х – 1980-е годы: от стабильности к кризису. Образование и спорт. Советское искусство 1970 – 1980-х годов. 1 Приведение примеров из текста учебника по каким направлениям шел процесс «хрущевской оттепели» Описание советской культуры используя, мультимедиа ресурсы, другие источники. Установление последовательности событий подготовки и полета в космос. Самостоятельная работа с текстом учебника по готовому плану. 1 Составление развернутых ответов с опорой на текст учебника. 60 Россия в 1990-е годы. Начало перестройки. Период гласности и свободы мнений. 1 Составление схемы «Реформы М.С. Горбачева» 61 Распад СССР. Россия после распада СССР. 1 Охарактеризовать основные причины распада СССР. Разъяснение понятий «ГКЧП», «СНГ». 56 57 58 59 1 1 62 Экономические реформы 1990-х 1 годов. Чеченский кризис: борьба за целостность государства. Отставка президента Б.Н.Ельцина Составление схемы об основных реформах, проводимых Б.Н. Ельциным. 63 Первые реформы В. В.Путина. Экономическое и социальное развитие в 2000 – 2008 годах. 1 64 Развитие образования, науки, культуры, спорта. Новый этап реформ. Отношения России с другими странами в XXI (21) веке. Духовное возрождение современной России. Повторительно – обобщающий урок по теме: «Послевоенное развитие СССР. Российская Федерация в конце XX (20) – начале XXI (21) века». Контрольный срез за 2 полугодие. 1 Характеристика личности и деятельности В.В. Путина. Составление полных и развернутых ответов о содержании реформ. Краткий пересказ текста по плану. Промежуточная аттестация. Тестирование. 1 65 66 67 68 1 Описание исторического события на основе различных источников информации. 1 Систематизация знаний за данный период времени. Выполнение индивидуальных заданий. 1 Обобщение исторических явлений и событий, умение делать выводы. Выполнение тестовых заданий.