АДАПТИРОВАННАЯ ОСНОВНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ОБРАЗОВАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ЛЕГКОЙ УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ (ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ) (вариант 1) РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА География срок освоения: 4 года Разработчики: рабочая группа по внедрению АООП 2021г. 1. Пояснительная записка. Цели и задачи обучения с учетом специфики учебного предмета. Цели: - формирование представлений о понятии «География» и географических терминов; - формирование представления о крупных государствах Евразии; - создание условий для максимального развития личности каждого ребёнка с нарушением интеллекта при изучении географии; Задачи: - дать элементарные, но научные и систематические сведения о природе, населении, хозяйстве своего края, России и зарубежных стран; - показать особенности взаимодействия человека и природы; - познакомить с культурой и бытом разных народов; - помочь усвоить правила поведения в природе; - сообщить учащимся знания о географическом положении тех или иных объектов; - развитие психических процессов средствами предмета «География»; - нравственно-экологическое, этническое воспитание при обучении географии, патриотизма; - сообщение учащимся знаний о географическом положении своей страны и своего края, важных природных объектов; - формирование правильного понимания роли географического положения своей страны и родного края; - развитие психических процессов средствами предмета «География»; - сообщение учащимся знаний о географическом положении материков и океанов; - формирование правильного понимания роли географического положения материков и океанов; - систематизировать представления о географическом положении, природе, населении, хозяйстве, экономических и экологических проблемах, культуре; - автоматизировать навык работы с разными географическими картами; - корректировать развитие наблюдательности, внимания, воображения, памяти, мышления, представлений, устной речи; - закрепить навыки правильного поведения в природе; - повышать интерес к изучаемому предмету. Коррекционно – развивающие: - учить анализировать, понимать причинно-следственные зависимости; - содействовать развитию абстрактного мышления, развивать воображение; - расширять лексический запас; - развивать связную речь. При осуществлении программы предусматривается выполнение следующих принципов и методов: Принципы: - принцип коррекционной направленности в обучении; - принцип воспитывающей и развивающей направленности обучения; - принцип научности и доступности обучения; - принцип систематичности и последовательности в обучении; - принцип наглядности в обучении; - принцип индивидуального и дифференцированного подхода в обучении и т.д. Методы: - словесные – рассказ, объяснение, беседа, работа с учебником и книгой - наглядные – наблюдение, демонстрация - практические – упражнения, работа с географической картой. 2 Занятия проводятся в классно-урочной форме. Особенности физического и умственного развития Особенности физического развития. Оказание действенной помощи обучающимся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) на основном этапе обучения в настоящее время становится особенно актуальной задачей. Физическое состояние обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) обусловлено своеобразными морфологическими, биохимическими, физиологическими изменениями в центральной нервной системе, вследствие её органического поражения. Это становится заметным уже в раннем возрасте. Органические нарушения сказываются на становлении и развитии отдельных систем, внутренних органов детей. Многие из них отстают от возрастной нормы в весе, росте. Чаще, чем у обычных детей встречаются нарушения осанки, искривления позвоночника, деформация грудной клетки и конечностей. У некоторых детей надолго задерживается процесс окостенения скелета. Психомоторное недоразвитие детей с умственной отсталостью проявляется в замедленном темпе развития локомоторных функций, непродуктивности движений, двигательном беспокойстве и суетливости. Движения бедны, угловаты, недостаточно плавны. Особенно плохо сформированы тонкие и точные движения рук, предметная манипуляция, жестикуляция и мимика. Моторная недостаточность: страдает согласованность, точность и темп движений. Они замедленны, неуклюжи, что препятствует формированию механизма бега, прыжков, метаний. Даже в подростковом возрасте школьники с трудом принимают и удерживают заданную позу, дифференцируют свои усилия, переключаются на другой вид физических упражнений. У одних детей двигательное недоразвитие проявляется в вялости, неловкости, низкой силе и скорости двигательных действий, у других — повышенная подвижность сочетается с беспорядочностью, бесцельностью, наличием лишних движений. Нарушения физического развития: отставания в массе тела; отставания в длине тела; нарушения осанки; нарушения в развитии стопы; нарушения в развитии грудной клетки и снижение ее окружности; парезы верхних конечностей; парезы нижних конечностей; отставания в показателях объема жизненной емкости легких; деформации черепа; дисплазии; аномалии лицевого скелета. Нарушения в развитии двигательных способностей: 1) нарушение координационных способностей — точности движений в пространстве; координации движений; ритма движений; дифференцировки мышечных усилий; пространственной ориентировки; точности движений во времени; равновесия; 2) отставания от здоровых сверстников в развитии физических качеств — силы основных групп мышц рук, ног, спины, живота на 15—30%; быстроты реакции, частоты движений рук, ног, скорости одиночного движения на 10—15%; выносливости к повторению быстрой динамической работы, к работе субмаксимальной мощности, к работе большой мощности, к работе умеренной мощности, к статическим усилиям различных мышечных групп на 20—40%; скоростно-силовых качеств в прыжках и метаниях на 15—30%; гибкости и подвижности в суставах на 10—20%. Нарушения основных движений: — неточность движений в пространстве и времени; — грубые ошибки при дифференцировании мышечных усилий; — отсутствие ловкости и плавности движений; — излишняя скованность и напряженность; — ограничение амплитуды движений в ходьбе, беге, прыжках, метаниях. Специфические особенности моторики обусловлены прежде всего недостатками высших уровней регуляции. Это порождает низкую эффективность операционных 3 процессов всех видов деятельности и проявляется в несформированности тонких дифференцированных движений, плохой координации сложных двигательных актов, низкой обучаемости движениям, косности сформированных навыков, недостатках целесообразного построения движений, затруднениях при выполнении или изменении движений по словесной инструкции. Особенности умственного развития. Внимание учащихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) характеризуется повышенной отвлекаемостью, неустойчивостью, снижением способности распределять и концентрировать внимание. Произвольное, непроизвольное внимание, а также свойства внимания (концентрация, переключаемость, устойчивость, наблюдательность, распределение) значительно развиваются в результате специальных упражнений. Важную роль для ориентировки человека в окружающем мире играет память. У всех школьников с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) наблюдаются недостатки памяти, при чем они касаются всех видов запоминания. В первую очередь у учащихся ограничен объем памяти и снижена прочность запоминания. Эти особенности влияют на запоминание как наглядного, так и словесного материала. Учителю необходимо развивать у обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) те виды памяти, которые оказываются наименее развитыми у ребенка (зрительная, слуховая, словесно - логическая). Работу по формированию памяти целесообразно проводить не на учебном материале, а в различных жизненных ситуациях. Важно научить детей понимать, что значит запомнить, научиться группировать материал, выделять опорные слова, составлять план, устанавливать смысловые связи, т.е. развивать не только механическую, но и произвольную память. В развитии мыслительной деятельности учащихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) обнаруживается значительное отставание и своеобразие. Это выражается в несформированности таких операций, как анализ и синтез, в неумении выделять существенные признаки предмета и делать обобщения, в низком уровне развития абстрактного мышления. В процессе занятий необходимо научить рассматривать предмет или ситуацию с разных сторон, оперировать всеми необходимыми для решения задач данными. Понятие образного мышления подразумевает оперирование образами, проведение различных операций (мыслительных) с опорой на представления. Поэтому необходимо уделять внимание формированию у детей умения создавать в голове различные образы, т.е. визуализировать. Для учащихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) наиболее сложными являются задачи проблемного характера. Им свойственно: поверхностное мышление, его направленность на случайные признаки, что особенно проявляется на словесно-логическом уровне. Через решение логических задач развивается словесно-логическое мышление. Необходимо подбирать такие задачи, которые бы требовали индуктивного (от единичного к общему) и дедуктивного (от общего к единичному) умозаключения. Решение мыслительных задач, которые трудно даются детям, рекомендуется выполнять с применением наглядности, постепенно снижая долю ее участия в мыслительном процессе. Основные направления коррекционной работы: 1. Коррекция фонематического слуха. 2. Коррекция артикуляционного аппарата. 3. Коррекция слухового и зрительного восприятия. 4. Коррекция мышц мелкой моторики. 5. Коррекция познавательных процессов. 4 Место учебного предмета в учебном плане. В соответствии с учебным планом на изучение элективного курса «География» 6-9 классов отводится 272 часа. География 6 класс География 7 класс География 8 класс География 9 класс Количество часов в неделю 2 2 2 2 Количество часов в год 68 68 68 68 Общая характеристика учебного предмета география. Общая характеристика учебного предмета. География как учебный предмет имеет большое значение для всестороннего развития учащихся со сниженной мотивацией к познанию. Изучение географии нашей страны и материков расширяет кругозор детей об окружающем мире, позволяет увидеть природные явления и социально-экономические процессы во взаимосвязи. Основные задачи современного школьного курса географии — дать элементарные, но научные и систематические сведения о природе, населении, хозяйстве своего края, России и зарубежных стран, показать особенности взаимодействия человека и природы, познакомить с культурой и бытом разных народов, помочь усвоить правила поведения в природе. География дает благодатный материал для патриотического, интернационального, эстетического и экологического воспитания учащихся, помогает знакомить их с миром профессий, распространенных в своем регионе. Программа составлена с учетом психофизических особенностей учащихся с нарушением интеллектуального развития. Географический материал в силу своегосодержанияобладаетзначительнымивозможностямидляразвитияикоррекции познавательной деятельности детей с нарушениями интеллектуального развития: они учатся анализировать, сравнивать изучаемые объекты и явления, понимать причинноследственные зависимости. Работа с символическими пособиями, какими являются план и географическая карта, учит абстрагироваться, развивает воображение учащихся. Систематическая словарная работа на уроках географии расширяет лексический запас детей со сниженным интеллектом, помогает им правильно употреблять новые слова в связной речи. По сравнению с массовой, ученики с ОВЗ должны овладеть более упрощенной по структуре, сокращенной по объему, элементарной по уровню обобщенности системой географических сведений. Усвоение изучаемого материала представляет определенные трудности для детей с ограниченными возможностями здоровья, (в дальнейшем – ОВЗ). Поэтому перед учителем географии коррекционной школы стоит ряд важнейших задач, специфичных для данного контингента учащихся. Одна из таких задач – осуществление коррекционноразвивающего воздействия на учащихся. Особое значение имеет работа по развитию логического мышления. Исследования дефектологов позволяют утверждать, что именно это – главное направление корригирующего обучения. Известно, что один из основных недостатков мышления детей с нарушением интеллекта – недоразвитие операции обобщения, а также серьезные отклонения в протекании процесса восприятия действительности: замедленность восприятия, узость его, т.е. восприятие в данный момент меньшего количества объектов по сравнению с восприятием нормальных детей, недостаточная избирательность и дифференцированность восприятия, неумение выделять наиболее главное, существенное, затруднения в 5 установлении пространственных связей между воспринимаемыми объектами. Кроме того, дети с нарушением интеллекта отличаются от своих нормальных сверстников ограниченным, несистематизированным багажом конкретных представлений об объектах и явлениях реальной действительности, в том числе и географического характера. Учитывая, что без достаточного запаса правильных и четких представлений невозможно осуществить адекватные мыслительные операции, следует выделить как специальную коррекционную задачу уроков географии работу по формированию, упорядочиванию и систематизации представлений о географических объектах и явлениях. Исследования дефектологов говорят о том, что на основе личного чувственного опытавбольшинствеслучаевэлементарныегеографическиепредставленияудетейс нарушением интеллекта либо вовсе не формируются, либо слишком ограничены, а иногда и вовсе искаженно отражают действительность. Воспроизводя представления, учащиеся, в основном, называют второстепенные, несущественные признаки, которые чаще всего связаны с действиями людей, с какими-то движущимися предметами. Ограниченность представлений и неумение словесно оформить реальные впечатления приводят к тому, что высказывания учащихся схематичны, в них отражается только один какой-нибудь признак заданного объекта. Учащимся с нарушениями интеллекта очень трудно словесно оформлять свои географические представления. Способность к правильному распознаванию изученных объектов и явления намного превышает у них развитие умения рассказать о них. Начальное осмысление географического материала происходит уже в процессе его восприятия, в единстве с образованием географических представлений. Но для формирования географических понятий нужна специальная активная работа мышления, осуществление таких умственных операций, как анализ, синтез, обобщение, абстрагирование, конкретизация. Важнейшую роль в овладении географическими понятиями играют логические действия: сравнение и установление причинно – следственных связей. Овладение географическими понятиями – объективно сложный процесс для детей с ограниченными возможностями здоровья. Это объясняется известными особенностями познавательной деятельности учащихся коррекционной школы: недостаточной дифференцированностью восприятий, нечеткостью и бедностью представлений, пассивностью мышления, инертностью, снижением направленности на поиск существенного в объектах и явлениях, затруднением в абстрагировании, обобщении и т.д. Специфические особенности памяти учащихся с ОВЗ – отставание процессов преднамеренного и непреднамеренного запоминания, быстрое забывание заученного, неточность, неполнота воспроизведения, необходимость многократных повторений для запоминания материала – конечно, существенно влияют на качество усвоения материала, в первую очередь, важного с социальной точки зрения. Несомненна важность качественного усвоения этих сведений учащимися для подготовки их к жизни и пониманию различного рода информации, к осуществлению разговорных контактов с людьми. Познание предполагает изучение системы взаимосвязанных дисциплин, обеспечивающих преемственность содержания. Курс географии имеет много смежных тем с естествознанием, историей, русским языком, чтением, математикой, изобразительным искусством, социально-бытовой ориентировкой (основы социальной жизни) и другими предметами, а также предусматривает опору на знания, полученные в курсах «Развитие устной речи на основе ознакомления с предметами и явлениями окружающей действительности» и «Природоведение». Учитывая общие и специальные задачи специальной (коррекционной) школы VIII вида, программа и методика преподавания географии предусматривают повторяемость материала (в разных формах и объеме). Ряд тем постепенно усложняется и расширяется от 6 6 к 9 классу, что способствует более прочному усвоению элементарных географических знаний учащимися с интеллектуальными нарушениями. 1. 5. Методические рекомендации и правила работы с детьми по адаптированной программе 1. Поход к учащемуся с оптимистической гипотезой (безграничная вера в ребенка): Каждый ребенок может научиться всему. Конечно, для этого необходимо разное количество времени и усилий и со стороны ученика, и со стороны учителя, но педагог не может сомневаться в возможности достижения результата каждым учеником. 2. Путь к достижению положительного результата может быть только путем «от успеха к успеху». Для ребенка очень важно постоянно чувствовать свою успешность. Это возможно только в том случае, если уровень сложности предлагаемых учителем заданий соответствует уровню возможностей ребенка. Только помня об этом, учитель может дать возможность каждому быть успешным в процессе обучения. И еще одно, что нужно помнить: оценивая работу ребенка, прежде всего необходимо обращать его внимание на то, что уже получилось, и лишь потом высказывать конкретные пожелания по улучшению работы. 3. Создание доброжелательной атмосферы на занятиях. Психологами доказано, что развитие может идти только на положительном эмоциональном фоне. Ребенок намного быстрее добьется успеха, если будет верить в свои силы, будет чувствовать такую же уверенность в обращенных к нему словах учителя, в его действиях. Педагогу не стоит скупиться на похвалы, стоит отмечать самый незначительный успех, обращать внимание на любой правильный ответ. При этом педагог не должен забывать, что его оценочные суждения должны касаться только результатов работы ребенка, а не его личности (особенно это относится к отрицательной оценке). Детям младшего школьного возраста свойственно воспринимать оценку своей работы как оценку личности в целом, именно поэтому так важно постоянно подчеркивать, что оценивается только работа. Этого разграничения легко добиться, прибегая к качественным, содержательным оценочным суждениям, подробно рассказывая ребенку, что уже получилось очень хорошо, что неплохо, а над чем нужно еще поработать. 4. Темп продвижения каждого ученика определяется его индивидуальными возможностями. Ученик не будет работать лучше и быстрее, если он постоянно слышит слова «быстрее, поторопись, ты опять последний», этими словами достигается, как правило, обратный эффект – либо ребенок начинает работать еще медленнее, либо он работает быстрее, но при этом начинает страдать качество (у ребенка появляется принцип: пусть неправильно, зато быстро, как все). Более целесообразной является позиция "лучше меньше, да лучше», для ее осуществления учитель на начальных этапах подстраивается к темпу ребенка, максимально индивидуализируя процесс обучения, предлагая меньшие по объему задания. В то же время шаг за шагом, не в ущерб качеству учитель старается приближать темп каждого ученика к общему темпу работы класса. 5. Отказ от принципа «перехода количества дополнительных занятий в качество обучения». Суть «качественного» подхода заключается в том, что учитель знает, в чем трудности и как они могут быть устранены самым эффективным способом. Продуктивен именно такой путь — от знания причины ошибки к ее устранению. 6. Необходимо постоянно отслеживать продвижение каждого ученика. Важно знать ту «точку», в которой ученик находится в данный момент, а также перспективы его развития. Для выполнения этого условия важно точно знать последовательность этапов формирования каждого конкретного навыка Другими словами, учитель постоянно должен знать: а) что ребенок уже может сделать самостоятельно; б) что он может сделать с помощью учителя; в) в чем эта помощь должна выражаться. 7. В обучении необходимо опираться на «сильные» стороны в развитии ученика, выявленные в процессе диагностики. 7 8. Содержание учебного материала для проведения коррекционных занятий должно не только предупреждать трудности обучения, но и способствовать общему развитию учащихся. Задания должны быть разнообразными, занимательными, интересно оформленными. Основными методами обучения на занятиях должны быть дидактическая игра и самостоятельная предметно-практическая работа, так как именно в этих видах деятельности ребенка происходит развитие наглядно-образного мышления, произвольности. 9. Обучение должно осуществляться систематически и регулярно. То, чего так медленно и постепенно удается достигнуть, легко и быстро разрушается, если действия не отработаны до конца, не проконтролирован перенос действия с одного материала на другой. 2.Требования к уровню подготовки обучающихся 6 класс Учащиеся должны знать: - что изучает география; - горизонт, линию и стороны горизонта; - основные формы земной поверхности; - виды водоемов, их различия; - меры по охране воды от загрязнения; - правила поведения в природе; - отличие плана от рисунка и географической карты; - основные направления на плане, географической карте; - условные цвета и основные знаки географической карты; - распределение суши и воды на Земле; - материки и океаны, их расположение на глобусе и карте полушарий; - Солнце как ближайшую к Земле звезду и его значение для жизни на Земле; - кругосветные путешествия, доказывающие шарообразность Земли; - значение запусков в космос искусственных спутников Земли и полетов людей в космос, имена первых космонавтов; - различия в нагревании и освещении земной поверхности Солнцем; - географическое положение нашей страны на физической карте России и карте полушарий; - названия географических объектов, обозначенных в программе по теме «Карта России» (по атласу, специально разработанному для коррекционных школ VIII вида). Учащиеся должны уметь: - определять стороны горизонта, ориентироваться по Солнцу, - выявлять на местности особенности рельефа, водоемов; - делать схематические зарисовки изучаемых форм земной поверхности; - читать географическую карту (условные цвета и основные знаки) по атласамприложениям к учебнику; - составлять описания изучаемых объектов с опорой на карту и картины. 7 класс Учащиеся должны знать: - положение России на физической карте, карте полушарий и глобусе; - пояса освещенности, в которых расположена наша страна; - природные зоны России, зависимость их размещения от климатических условий и высоты над уровнем моря; - природные условия и богатства России, возможности использования их человеком; - типичных представителей растительного и животного мира в каждой природной зоне; 8 - основное население и его занятия в каждой природной зоне и в своей области; - особенности географического положения своей местности и ее природы; - основные мероприятия по охране природы в России, в своей области; правила поведения в природе; - расположение географических объектов на территории России, указанных в программе. Учащиеся должны уметь: - показывать границы России на глобусе, карте полушарий, физической карте и природных зон России, давать элементарное описание природы по зонам, пользуясь планом и картами; - показывать по картам (физической и природных зон России) географические объекты, указанные в программе, наносить их названия на контурную карту; - устанавливать взаимосвязь между климатом, растительным и животным миром, природными условиями и занятиями населения; - выполнять простейшие зарисовки географических объектов; - делать несложные макеты изучаемых природных зон; - принимать простейшие меры по охране окружающей среды; правильно вести себя в природе. 8 класс Учащиеся должны знать: - Атлантический, Северный Ледовитый, Тихий, Индийский океаны и их хозяйственное значение; - особенности географического положения, очертания берегов и природные условия каждого материка; - государства, их положение на материке, основное население и столицы; - особенности географического положения государств ближнего зарубежья, природные условия, ресурсы, основное население и столицы этих государств. Учащиеся должны уметь: - определять на карте полушарий географическое положение и очертания берегов каждого материка, давать элементарное описание их природных условий; - находить на политической карте изученные государства и столицы, переносить названия на контурную карту. 9 класс Учащиеся должны знать: - географическое положение, столицы и характерные особенности изучаемых государств Евразии; - границы, государственный строй и символику России; - особенности географического положения Свердловской области, типичных представителей растительного и животного мира, основные мероприятия по охране природы в своей области, правила поведения в природе, меры безопасности при стихийных бедствиях; - медицинские учреждения и отделы социальной защиты своей местности. Учащиеся должны уметь: - находить на политической карте Евразии изучаемые государства и их столицы; - по иллюстрациям характерных достопримечательностей узнавать отдельные города Евразии; - показывать Россию на политических картах мира и Евразии; - находить Свердловскую область на карте России (политико – административной, физической и карте природных зон); 9 - давать несложную характеристику природных условий и хозяйственных ресурсов своей местности, давать краткую историческую справку о прошлом Свердловской области; - называть и показывать на иллюстрациях изученные культурные и исторические памятники своей области; - правильно вести себя в природе. Личностные результаты 1) осознание себя как гражданина России; формирование чувства гордости за свою Родину; 2) формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов; 3) развитие адекватных представлений о собственных возможностях, о насущно необходимом жизнеобеспечении; 4) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире; 5) овладение социально-бытовыми умениями, используемыми в повседневной жизни; 6) владение навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия; 7) способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей; 8) принятие и освоение социальной роли обучающегося, формирование и развитие социально значимых мотивов учебной деятельности; 9) развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях; 10) формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств; 11) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально- нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей; 12) формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям; 13) формирование готовности к самостоятельной жизни. Предметные результаты Минимальный уровень иметь представления об особенностях природы, жизни, культуры и хозяйственной деятельности людей, экологических проблемах России, разных материков и отдельных стран; уметь выделять, описывать и объяснять существенные признаки географических объектов и явлений; сравнивать географические объекты, факты, явления, события по заданным критериям; уметь использовать географические знания в повседневной жизни для объяснения явлений и процессов, адаптации к условиям территории проживания, соблюдения мер безопасности в случаях стихийных бедствий и техногенных катастроф. Достаточный уровень: уметь применять элементарные практические умения и приемы работы с географической картой для получения географической информации; 10 уметь вести наблюдения за объектами, процессами и явлениями географической среды, оценивать их изменения в результате природных и антропогенных воздействий; уметь находить в различных источниках и анализировать географическую информацию; уметь применять приборы и инструменты для определения количественных и качественных характеристик компонентов природы; уметь называть и показывать на иллюстрациях изученные культурные и исторические памятники своей области. 3. Содержание учебного курса географии 6 класс География — наука о природе Земли, населении и его хозяйственной деятельности. Наблюдения за изменениями высоты Солнца и погоды. Компоненты погоды: температура, облачность, давление воздуха, ветер, атмосферные осадки. Опасные природные явления в атмосфере, меры предосторожности. Географические сведения о своей местности и труде населения. Экскурсия для выяснения запаса элементарных географических представлений, проверки знаний, умений и навыков, полученных в 1—5 классах. Ориентирование на местности Горизонт. Линия горизонта. Стороны горизонта. Компас и правила пользования им.Ориентирование. Определение основных направлений по Солнцу, звездам, местным признакам и природным объектам. Экскурсия для закрепления понятий о горизонте и об основных направлениях. Формы поверхности Земли Экскурсия для ознакомления с формами рельефа своей местности. Рельеф местности, его основные формы. Равнины (плоские и холмистые), холмы. Овраги, их образование. Горы. Понятия о землетрясениях и извержениях вулканов. Вода на Земле Значение воды для жизни на Земле. Круговорот воды в природе. Родник, его образование. Колодец. Водопровод. Река, ее части. Горные и равнинные реки. Использование рек. Озера, водохранилища, пруды. Разведение рыб, птиц. Болота, их осушение. Океаны и моря. Явления природы: ураганы, штормы, цунами. Острова и полуострова. Водоемы в нашей местности. Охрана вод от загрязнения. 1. Проведение опытов: а) растворение морской соли в воде и сравнение ее по вкусу с пресной водой; б) очистка воды фильтрованием. 2. Упражнения в определении направления течения реки, различение берегов и других ее частей. План и карта Рисунок и план предмета. Масштаб. Измерение расстояний и их изображение на плане по масштабу. Использование плана в практической деятельности человека. План класса. План школьного участка. Условные знаки плана местности. План и географическая карта. Основные направления на карте. Масштаб карты. Условные цвета физической карты. Условные знаки физической карты (границы, города, моря, реки, каналы и т.д.).Физическая карта России. Значение географической карты в жизни и деятельности людей. Земной шар Краткие сведения о Земле, Солнце, Луне. Планеты. Земля — планета. Доказательства шарообразности Земли. Освоение космоса. Глобус — модель Земного шара. Земная ось, экватор, полюса. Особенности изображения суши и воды на глобусе. Физическая карта полушарий. Распределение воды и суши на земле. Океаны на глобусе и 11 карте полушарий. Материки на глобусе и карте полушарий (Евразия, Африка, Северная Америка, Южная Америка, Австралия, Антарктида).Первые кругосветные путешествия (Магеллан, Крузенштерн, Лисянский).Значение Солнца для жизни на Земле. Различие в освещении и нагревании Солнцем земной поверхности (отвесные, наклонные и скользящие солнечные лучи). Понятие о климате, его отличие от погоды. Основные типы климата. Пояса освещенности: жаркий, умеренные, холодные. Изображение их на глобусе и карте полушарий. Природа тропического пояса. Природа умеренных и полярных поясов. Карта России Положение России на глобусе, карте полушарий, физической карте нашей страны. Столица России — Москва. Границы России. Сухопутные границы на западе и юге. Морские границы. Океаны и моря, омывающие берега России. Моря Северного Ледовитого океана. Моря Тихого и Атлантического океанов. Острова и полуострова России. Работа с картами. Рельеф нашей страны. Низменности, возвышенности, плоскогорья. Работа с контурными картами. Горы: Урал, Северный Кавказ, Алтай, Саяны. Крупнейшие месторождения полезных ископаемых (каменного угля, нефти, железной и медной руд, природного газа). Работа с контурными картами. Река Волга. Реки: Дон, Днепр, Урал. Реки Сибири: Обь, Енисей. Реки Лена и Амур. Озера Ладожское, Онежское, Байкал, Каспийское море. Крупные города России (по выбору учителя).Работа с контурными картами. Наш край на физической карте России. Границы России. Моря Северного Ледовитого, Тихого и Атлантического океанов, омывающих берега России. Острова: Земля Франца Иосифа, 11онам Земля, ('терния Земля, Новосибирские, Врангеля, Сахалин, Курильские. Полуострова: Кольский, Ямал, Таймыр, Чукотский, Камчатка. Равнины: Восточно-Европейская, Западно - Сибирская, Прикаспийская низменность, Валдайская и Среднерусская возвышенности, Среднесибирское плоскогорье. Повторение начального курса физической географии. 7 класс Особенности природы и хозяйства России Географическое положение России на карте мира. Европейская и азиатская части России. Административное деление России. Разнообразие рельефа. Полезные ископаемые, их основные месторождения. Климат России. Водные ресурсы России, их использование. Население России. Народы России. Промышленность – основа хозяйства, ее отрасли. Сельское хозяйство, его отрасли. Транспорт. Экономическое развитие европейской и азиатской частей России. Практическая работа: Показать положение и границы России на карте полушарий и физической карте. Природные зоны России Размещение природных зон на территории России. Карта природных зон России. Практическая работа: Показать границы природных зон России на карте. Зона арктических пустынь Зона арктических пустынь. Положение на карте. Климат. Растительный и животный мир. Население и его основные занятия. Северный морской путь. Практическая работа: Показать границу природной зоны на карте, растительный и животный мир. Зона тундры Зона тундры. Положение на карте. Рельеф и полезные ископаемые. Климат. Водоемы тундры. Растительный мир. Животный мир. Хозяйство. Население и его основные занятия. Города тундры: Мурманск, Архангельск. Города тундры: Нарьян-Мар, Норильск, Анадырь. Экологические проблемы Севера. Охрана природы тундры. Практическая работа: Показать границу природной зоны на карте, растительный и животный мир, крупные города. Лесная зона 12 Лесная зона. Положение на карте. Рельеф и полезные ископаемые. Климат. Реки, озера, каналы. Растительный мир. Хвойные леса (тайга).Смешанные и лиственные леса. Животный мир. Пушные звери. Значение леса. Промышленность и сельское хозяйство Центральной России. Города Центральной России. Особенности развития хозяйства Северо–Западной России. Города: Санкт – Петербург, Новгород, Псков, Калининград. Западная Сибирь. Восточная Сибирь. Дальний Восток. Заповедники и заказники лесной зоны. Охрана леса. Практическая работа: Показать границу природной зоны на карте, растительный и животный мир, крупные города. Зона степей Зона степей. Положение на карте. Рельеф и полезные ископаемые. Реки. Растительный мир. Животный мир. Хозяйство. Население и его основные занятия. Города лесостепной и степной зон: Воронеж, Курск, Оренбург, Омск. Города степной зоны: Самара, Саратов, Волгоград. Города степной зоны: Ростов-на-Дону, Ставрополь, Краснодар. Охрана природы зоны степей. Практическая работа: Показать границу природной зоны на карте, растительный и животный мир, крупные города. Зона полупустынь и пустынь Зона полупустынь и пустынь. Положение на карте. Рельеф и полезные ископаемые. Климат. Реки. Растительный мир. Животный мир. Хозяйство. Население и его основные занятия. Города зоны полупустынь и пустынь. Практическая работа: Показать границу природной зоны на карте, растительный и животный мир, крупные города. Зона субтропиков Зона субтропиков. Положение на карте. Курортное хозяйство. Население и его основные занятия. Города – курорты. Практическая работа: Показать границу природной зоны на карте, растительный и животный мир, города-курорты. Высотная поясность в горах Высотная поясность в горах. Положение на карте. Рельеф и полезные ископаемые. Климат. Особенности природы и хозяйства Северного Кавказа. Города и экологические проблемы Урала. Алтайские горы. Хозяйство. Население и его основные занятия. Города. Горы Восточной Сибири. Хозяйство. Население и его основные занятия. Города. 8 класс Что изучает география материков и океанов. Материки и океаны на глобусе и физической карте полушарий. Мировой океан Атлантический океан. Хозяйственное значение. Судоходство. Северный Ледовитый океан. Хозяйственное значение. Судоходство. Тихий океан. Хозяйственное значение. Судоходство. Индийский океан. Хозяйственное значение. Судоходство. Африка Географическое положение и очертания берегов. Острова и полуострова. Разнообразие рельефа, климата и природных условий Африки. Растения и животные тропических лесов. Растительный и животный мир саванн и пустынь Африки. Население Африки. Государства Африки, их столицы (Алжир, Египет, Судан, Эфиопия, Заир, ЮАР — по выбору учителя). Практическая работа: запись названий и зарисовки в тетрадях наиболее типичных растений и животных (или прикрепление их иллюстраций к магнитной карте). Австралия Географическое положение и очертания берегов. Острова. Особенности рельефа, климата. Путешествие в Австралию Н. Н. Миклухо-Маклая. Особенности природы 13 Австралии. Охрана природы. Население Австралии (коренное и пришлое). Город Канберра. Антарктида Географическое положение. Открытие Антарктиды русскими мореплавателями. Особенности природы Антарктиды. Изучение Антарктиды научными экспедициями. Охрана ее природы. Практические работы. 1. Обозначение на контурной карте изучаемого материка. 2. Составление альбома иллюстраций по теме: «Антарктида». Северная Америка Географическое положение, очертания берегов. Острова и полуострова. Население. Рельеф. Климат. Реки и озера Природа Северной Америки. США. Географическое положение. Столица. Население. Канада. Мексика. Куба. Географическое положение. Столицы. Основные занятия населения. Южная Америка Географическое положение, очертания берегов Южной Америки. Рельеф. Климат. Реки Южной Америки. Природа Южной Америки. Население (коренное и пришлое). Государства (Бразилия, Аргентина, Перу, Чили или другие по выбору учителя), их столицы. Евразия Евразия — величайший материк земного шара. Географическое положение. Условная граница между Европой и Азией. Очертания берегов Евразии. Крупнейшие острова и полуострова. Рельеф. Климат. Разнообразие природных условий Евразии. Реки и озера Евразии. Растительный и животный мир Евразии. Международное сотрудничество в охране природы. Население Евразии. Повторение курса «География материков и океанов». 9 класс Политическая карта Евразии. Европа. Западная Европа. Европа. Западная Европа. Великобритания: географическое положение, природа, экономика. Великобритания: население, культура, обычаи и традиции. Франция (Французская Республика): географическое положение, природа, экономика. Франция: население, культура, обычаи и традиции. Германия (Федеративная Республика Германия). Австрия (Австрийская Республика).Швейцария (Швейцарская Конфедерация). Южная Европа Южная Европа. Испания (Королевство Испания). Португалия (Португальская Республика). Италия (Итальянская Республика): географическое положение, природа, экономика. Италия: население, культура, обычаи и традиции. Греция (Греческая Республика) Северная Европа Северная Европа. Норвегия (Королевство Норвегия). Швеция (Королевство Швеция). Финляндия (Финляндская Республика) Восточная Европа Восточная Европа. Польша. Чехия. Словакия.Чехия (Чешская Республика). Словакия (Словацкая Республика). Венгрия (Венгерская Республика). Румыния. (Республика Румыния). Болгария. (Республика Болгария). Сербия. Черногория. Страны Балтии. Эстония (Эстонская Республика). Латвия (Латвийская Республика). Литва (Литовская Республика). Республика Белоруссия.Украина.Молдавия (Республика Молдова). Азия. Центральная Азия 14 Азия. Центральная Азия.Казахстан (Республика Казахстан). Узбекистан (Республика Узбекистан). Туркмения (Туркменистан). Киргизия (Кыргызская Республика). Таджикистан (Республика Таджикистан) Юго-Западная Азия Юго-Западная Азия. Грузия. Азербайджан (Азербайджанская Республика). Армения (Республика Армения). Турция (Турецкая Республика). Ирак (Республика Ирак). Иран (Исламская Республика Иран). Афганистан (Исламская Республика Афганистан) Южная Азия Южная Азия. Индия (Республика Индия): географическое положение, природа, экономика. Индия: население, культура, обычаи и традиции. Восточная Азия Восточная Азия. Китай (Китайская Народная Республика): географическое положение, природа, экономика. Китай: население, культура, обычаи и традиции. Монголия. Корея. Корейская Народно-Демократическая Республика (КНДР). Республика Корея. Япония: географическое положение, природа, экономика. Япония: население, культура, обычаи и традиции. Практические работы: Юго-Восточная Азия Юго-Восточная Азия. Таиланд. (Королевство Таиланд). Вьетнам (Социалистическая Республика Вьетнам). Индонезия (Республика Индонезия) Россия Россия (Российская Федерация) – крупнейшее государство Евразии. Административное деление России. Столица и крупные города России. Перечень практических работ. 6 класс. Практическая работа «План и карта». Практическая работа «Физическая карта России». Практическая работа «Материки на глобусе и карте полушарий». 7 класс. Практическая работа: «Природные зоны России». 8 класс Практическая работа: «Материки и океаны на карте». 9 класс Практическая работа: «Страны Европы». Практическая работа: «Страны Азии». 15 Тематический планирование 6 класс № Название раздела Количество часов Обще Контро Практ е льные ически работы е работы 4 5 3 11 11 1 1 18 2 16 1 - 1 2 3 4 5 6 7 Введение Ориентирование на местности Формы поверхности Земли Вода на Земле План и карта Земной шар Карта России № 7 класс Название раздела 1 2 3 4 5 6 7 8 9 Особенности природы и хозяйства России. Природные зоны России. Зона арктических пустынь. Зона тундры. Лесная зона. Зона степей. Зона полупустынь и пустынь. Зона субтропиков. Высотная поясность в горах. 8 класс № Название раздела 1 2 3 4 5 6 7 8 Количество часов Обще Контро Практ е льные ически работы е работы 11 3 1 5 8 17 1 8 6 2 8 1 - Количество часов Обще Контро Практ е льные ически работы е работы 1 6 14 8 1 5 9 11 14 1 1 Введение. Мировой океан. Африка. Австралия. Антарктида. Северная Америка. Южная Америка. Евразия. 9 класс № Название раздела Количество часов Обще Контро Практ е льные ически 16 работы 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 Введение. Европа. Западная Европа. Южная Европа. Северная Европа. Восточная Европа. Азия. Центральная Азия. Юго-Западная Азия. Южная Азия. Восточная Азия. Юго-Восточная Азия. Россия. 1 8 6 4 15 6 7 2 1 - е работы 1 - 8 5 6 1 1 - 6. Календарно-тематическое планирование по географии. Календарно-тематическое планирование по географии 6 класс (68 часов. 2 часа в неделю) № урока Кол-во часов 1 2 1 1 3 4 1 1 5 6 7 8 9 1 1 1 1 1 10 11 12 1 1 1 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 Тема урока Дата Введение (4 ч.) Что изучает география. Наблюдения за изменениями высоты солнца и погоды. Явления природы. Географические сведения о вашей местности и труде населения. Ориентирование на местности (5 ч.) Горизонт. Линия горизонта. Стороны горизонта. Компас и правила пользования им. Ориентирование по местным признакам природы. Экскурсия «Закрепление понятий о горизонте и об его основных направлениях». Формы поверхности Земли (3 ч.) Равнины. Холмы. Овраги, их образование. Горы. Землетрясения. Извержения вулканов. Вода на Земле (11 ч.) Вода в природе. Родник, его образование. Колодец, водопровод. Части реки. Равнинные и горные реки. Как люди используют реки. Озера. Водохранилища. Пруды. Болота, их осушение. Океаны и моря. Острова и полуострова. Водоемы в вашей местности. Охрана вод от загрязнений. 17 23 1 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 35 1 36 37 38 39 1 1 1 1 40 41 42 43 44 45 1 1 1 1 1 1 46 47 1 1 48 1 49 1 50 51 52 1 1 1 53 54 1 1 55 1 56 1 Урок обобщения, контроля и коррекции знаний по разделу: «Вода на Земле» План и карта (11 ч.) Рисунок и план предмета. План и масштаб. План класса. План школьного участка. Условные знаки плана местности. Промежуточная полугодовая контрольная работа План и географическая карта. Практическая работа «План и карта». Условные цвета физической карты. Условные знаки физической карты. Урок обобщения, контроля и коррекции знаний по разделу: «План и карта» Земной шар (18 ч.) Физическая карта России. Значение географической карты в жизни и деятельности людей. Практическая работа «Физическая карта России». Краткие сведения о земле, солнце, луне. Планеты. Земля – планета. Доказательства шарообразности Земли. Освоение космоса. Глобус – модель земного шара. Физическая карта полушарий. Распределение воды и суши на земле. Океаны на глобусе и карте полушарий. Материки на глобусе и карте полушарий. Практическая работа «Материки на глобусе и карте полушарий». Первые кругосветные путешествия. Значение Солнца для жизни на земле. Различие в освещении и нагревании Солнцем земной поверхности. Понятие о климате, его отличие от погоды. Основные типы климата. Пояса освещенности: жаркие, умеренные, холодные. Природа тропического пояса. Природа умеренных и полярных поясов. Урок обобщения, контроля и коррекции знаний по разделу: «Земной шар» Карта России (16 ч.) Географическое положение России на карте. Границы России. Сухопутные границы России на западе и юге. Морские границы. Океаны и моря, омывающие берега России. Моря Северного Ледовитого океана. Моря Тихого и Атлантического океанов. 18 57 58 1 1 59 60 1 1 61 62 63 64 65 66 67 1 1 1 1 1 1 1 68 1 Острова и полуострова России. Поверхность нашей страны. Низменности, возвышенности, плоскогорья. Горы: Кавказ, Урал, Алтай, Саяны. Крупнейшие месторождения полезных ископаемых. Реки: Волга с Окой и Камой. Реки: Дон, Днепр, Урал. Реки Сибири: Обь, Енисей. Реки: Лена и Амур. Озера России. Ваш край на карте России. Урок обобщения, контроля и коррекции знаний по разделу: «Карта России» Итоговая контрольная работа. Календарно-тематическое планирование по географии 7 класс (68 часов. 2 часа в неделю) № урока Кол-во часов 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 12 13 14 1 1 1 15 16 17 18 19 1 1 1 1 1 20 1 21 22 23 24 1 1 1 1 Тема урока Дата Особенности природы и хозяйства России (11 ч.) Географическое положение России на карте мира. Европейская и азиатская части России. Административное деление России. Разнообразие рельефа. Полезные ископаемые, их основные месторождения. Климат России. Водные ресурсы России, их использование. Население России. Народы России. Промышленность – основа хозяйства, ее отрасли. Сельское хозяйство, его отрасли. Транспорт. Экономическое развитие европейской и азиатской частей России. Природные зоны России (3 ч.) Размещение природных зон на территории России. Карта природных зон России. Практическая работа: «Природные зоны России». Зона арктических пустынь (5 ч.) Зона арктических пустынь. Положение на карте. Климат. Растительный и животный мир. Население и его основные занятия. Северный морской путь. Зона тундры (8 ч.) Зона тундры. Положение на карте. Рельеф и полезные ископаемые. Климат. Водоемы тундры. Растительный мир. Животный мир. Хозяйство. Население и его основные занятия. 19 25 26 27 1 1 1 28 1 29 30 31 32 33 34 35 36 37 1 1 1 1 1 1 1 1 1 38 39 1 1 40 1 41 42 43 44 1 1 1 1 45 1 46 47 48 49 1 1 1 1 50 51 1 1 52 1 53 1 54 55 56 57 58 1 1 1 1 1 59 60 1 1 Города тундры: Мурманск, Архангельск. Города тундры: Нарьян-Мар, Норильск, Анадырь. Экологические проблемы Севера. Охрана природы тундры. Лесная зона (17 ч.) Лесная зона. Положение на карте. Рельеф и полезные ископаемые. Климат. Полугодовая контрольная работа Реки, озера, каналы. Растительный мир. Хвойные леса (тайга). Смешанные и лиственные леса. Животный мир. Пушные звери. Значение леса. Промышленность и сельское хозяйство Центральной России. Города Центральной России. Особенности развития хозяйства Северо–Западной России. Города: Санкт-Петербург, Новгород, Псков, Калининград. Западная Сибирь. Восточная Сибирь. Дальний Восток. Заповедники и заказники лесной зоны. Охрана леса. Зона степей (8 ч.) Зона степей. Положение на карте. Рельеф и полезные ископаемые. Реки. Растительный мир. Животный мир. Хозяйство. Население и его основные занятия. Города лесостепной и степной зон: Воронеж, Курск, Оренбург, Омск. Города степной зоны: Самара, Саратов, Волгоград. Города степной зоны: Ростов- на-Дону, Ставрополь, Краснодар. Охрана природы зоны степей. Зона полупустынь и пустынь (6 ч.) Зона полупустынь и пустынь. Положение на карте. Рельеф и полезные ископаемые. Климат. Реки. Растительный мир. Животный мир. Хозяйство. Население и его основные занятия. Города зоны полупустынь и пустынь. Зона субтропиков (2 ч.) Зона субтропиков. Положение на карте. Курортное хозяйство. Население и его основные занятия. Города – курорты. 20 61 1 62 1 63 64 1 1 65 66 67 1 1 1 68 1 Высокая поясность в горах (8 ч.) Высотная поясность в горах. Положение на карте. Рельеф и полезные ископаемые. Климат. Особенности природы и хозяйства Северного Кавказа. Города и экологические проблемы Урала. Алтайские горы. Хозяйство. Население и его основные занятия. Города. Горы Восточной Сибири. Хозяйство. Население и его основные занятия. Промежуточная аттестация. Итоговая контрольная работа. Города. Календарно-тематическое планирование по географии 8 класс (68 часов. 2 часа в неделю) № урока 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 Кол-во часов 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 Тема урока Дата Материки и части света на глобусе и карте Мировой океан. Атлантический океан. Северный Ледовитый океан. Тихий океан. Индийский океан. Современное изучение Мирового океана. Африка. Географическое положение. Разнообразие рельефа, климат, реки и озера. Природные зоны. Растительность тропических лесов. Животные тропических лесов. Растительность саванн. Животные саванн. Растительность и животные пустынь. Население и государства. Египет. Эфиопия. Танзания. Демократическая республика Конго. Нигерия. Южно – Африканская республика (ЮАР). Австралия. Географическое положение. Разнообразие рельефа, климат, реки и озера. Растительный мир. Животный мир. Население. Австралийский союз. Океания. Остров Новая Гвинея. Полугодовая контрольная работа Антарктида. Географическое положение. Антарктика. Открытие Антарктиды русскими мореплавателями. Разнообразие рельефа, климат. 21 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 50 51 52 53 54 55 56 57 1 1 1 1 1 1 1 1 58 1 59 1 60 61 62 63 64 65 66 67 1 1 1 1 1 1 1 1 68 1 Растительный и животный мир. Охрана природы. Современные исследования Антарктиды. Северная Америка. Открытие Америки. Географическое положение. Разнообразие рельефа, климат. Реки и озера. Растительный и животный мир. Население и государства. Соединенные Штаты Америки. Канада. Мексика. Куба. Южная Америка. Географическое положение. Разнообразие рельефа, климат. Реки и озера. Растительность тропических лесов. Животные тропического леса. Растительность саванн, степей, пустынь и горных районов. Животные саванн, степей, полупустынь, гор. Население и государства. Бразилия. Аргентина. Перу. Евразия. Географическое положение. Практическая работа: «Материки и океаны на карте». Очертания берегов. Моря Северного Ледовитого и Атлантического океанов. Острова и полуострова. Очертания берегов. Моря Тихого и Индийского океанов. Острова и полуострова. Разнообразие рельефа. Полезные ископаемые Европы. Разнообразие рельефа. Полезные ископаемые Азии. Климат Евразии. Реки и озера Европы. Реки и озера Азии. Растительный и животный мир Европы. Растительный и животный мир Азии. Население Евразии. Промежуточная аттестация. Итоговая контрольная работа. Культура и быт народов Евразии. Календарно-тематическое планирование по географии 9 класс (68 часов. 2 часа в неделю) № урока 1 Кол-во часов 1 Тема урока Дата Введение (1 ч.) Политическая карта Евразии. Европа. Западная Европа (8 ч.) 22 2 3 1 1 4 1 5 1 6 7 8 9 1 1 1 1 10 11 12 13 1 1 1 1 14 15 1 1 16 17 18 19 1 1 1 1 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 35 36 37 38 39 40 1 1 1 1 1 1 41 42 1 1 Европа. Западная Европа. Великобритания: географическое положение, природа, экономика. Великобритания: население, культура, обычаи и традиции. Франция (Французская республика): географическое положение, природа, экономика. Франция: население, культура, обычаи и традиции. Германия (Федеративная Республика Германия). Австрия (Австрийская Республика). Швейцария (Швейцарская Конфедерация). Южная Европа (6 ч.) Южная Европа. Испания (Королевство Испания). Португалия (Португальская Республика). Италия (Итальянская Республика): географическое положение, природа, экономика. Италия: население, культура, обычаи и традиции. Греция (Греческая Республика). Северная Европа (4 ч.) Северная Европа. Норвегия (Королевство Норвегия). Швеция (Королевство Швеция). Финляндия (Финляндская Республика). Восточная Европа (15 ч.) Восточная Европа. Польша. Чехия. Словакия. Чехия (Чешская Республика). Словакия (Словацкая Республика). Венгрия (Венгерская Республика). Румыния (Республика Румыния). Болгария (Республика Болгария). Сербия. Черногория. Страны Балтии. Эстония (Эстонская Республика). Латвия (Латвийская Республика). Полугодовая контрольная работа Литва (Литовская Республика). Республика Белоруссия. Украина. Молдавия (Республика Молдова). Практическая работа: «Страны Европы». Азия. Центральная Азия (6 ч.) Азия. Центральная Азия. Казахстан (Республика Казахстан). Узбекистан (Республика Узбекистан). Туркмения (Туркменистан). Киргизия (Кыргызская Республика). Таджикистан (Республика Таджикистан). Юго-Западная Азия (7 ч.) Юго-Западная Азия. Грузия. Азербайджан (Азербайджанская Республика). 23 43 44 45 46 47 1 1 1 1 1 48 1 49 1 50 51 1 1 52 53 54 1 1 1 55 56 57 1 1 1 58 59 60 61 62 1 1 1 1 1 63 64 1 1 65 66 67 1 1 1 68 1 Армения (Республика Армения). Турция (Турецкая Республика). Ирак (Республика Ирак). Иран (Исламская Республика Иран). Афганистан (Исламская Республика Афганистан). Южная Азия (2 ч.) Южная Азия. Индия (Республика Индия): географическое положение, природа, экономика. Индия: население, культура, обычаи и традиции. Восточная Азия (8 ч.) Восточная Азия. Китай (Китайская Народная Республика): географическое положение, природа, экономика. Китай: население, культура, обычаи и традиции. Монголия. Корея. Корейская Народная Демократическая Республика (КНДР). Республика Корея. Япония: географическое положение, природа, экономика. Япония: население, культура, обычаи традиции. Юго-Восточная Азия (5 ч.) Юго- Восточная Азия. Таиланд (Королевство Таиланд). Вьетнам (Социалистическая Республика Вьетнам). Индонезия (Республика Индонезия). Практическая работа: «Страны Азии» Россия (6 ч.) Россия. Границы России. Россия (Российская Федерация) – крупнейшее государство Евразии. Административное деление России. Столица и крупные города России. Промежуточная аттестация. Итоговая контрольная работа. Повторение 24