Пояснительная записка Рабочая программа учебного предмета «Мир природы и человека» (далее – Программа) составлена на основе: 1. Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». 2. Приказом Министерства образования Российской Федерации от 19 декабря 2014 г. № 1599 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). 3. Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). 4. Постановление от 10 июля 2015 года № 26 Об утверждении СанПиН 2.4.2.3286-15 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья». Программа составлена с учетом: 1 Примерной адаптированной основной общеобразовательной программы, образования обучающихся с умственной отсталостью. (интеллектуальными нарушениями) размещённой на сайте fgosreestr.ru. 2. Программы специальных (коррекционных) учреждений VIII вида, с учётом программы для обучения в специальных /коррекционных/ общеобразовательных учреждений VIII вида, под редакцией В.В. Воронковой. Программа разработана в целях конкретизации содержания ФГОС О УО (ИН) с учётом предметных и личностных связей, учебного процесса и возрастных особенностей младших школьников. Программа предназначена для обучающихся 1- 4 классов с лёгкой степенью умственной отсталости. Цель: направленное исправление дефектов общего и речевого развития детей, их познавательной деятельности. Задачи: - формирование представлений об окружающем мире: живой и неживой природе, человеке, месте человека в природе, взаимосвязях человека и общества с природой; - развитие способности к использованию знаний о живой и неживой природе и сформированных представлений о мире для осмысленной и самостоятельной организации безопасной жизни и конкретных природных и климатических природных и климатических условий. Общая характеристика учебного предмета Данный учебный предмет является специфическим для обучения младших умственно отсталых школьников. Его введение в учебный план специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида обусловлено значительным отставанием умственно отсталых первоклассников, в общем и речевом развитии от своих сверстников с нормальным интеллектом. Занятия поэтому учебному предмету имеют интегративный характер, рассматриваются как коррекционные. Их целью является направленное исправление дефектов общего и речевого развития детей, их познавательной деятельности. Программа реализует современный взгляд на обучение естествоведческим дисциплинам, который выдвигает на первый план обеспечение: ―полисенсорности восприятия объектов; ―практического взаимодействия обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) с предметами познания, по возможности в натуральном виде и в естественных условиях или в виде макетов в специально созданных учебных ситуациях; ―накопления представлений об объектах и явлениях окружающего мира через взаимодействие с различными носителями информации: устным и печатным словом, иллюстрациями, практической деятельностью в процессе решения учебно-познавательных задач, в совместной деятельности друг с другом в процессе решения проблемных ситуаций и т.п ―закрепления представлений, постоянное обращение к уже изученному, систематизации знаний и накоплению опыта взаимодействия с предметами познания в игровой, коммуникативной и учебной деятельности; ―постепенного усложнения содержания предмета: расширение характеристик предмета познания, преемственность изучаемых тем. Обучение способности видеть, сравнивать, обобщать, конкретизировать, делать элементарные выводы, устанавливать несложные причинно-следственные связи и закономерности способствует развитию аналитико-синтетической деятельности учащихся, коррекции их мышления. В связи с расширением и уточнением круга представлений о предметах и явлениях окружающей действительности обогащается словарный запас обучающихся: вводятся соответствующие термины, наглядно дифференцируется значение слов (стебель— ствол, трава— куст— дерево), показывается различие между видовым и родовым понятием (роза — цветок), ученики упражняются в адекватном и более точном сочетании слов, обозначающих предметы, их признаки и действия. В процессе непосредственных наблюдений реальной действительности обогащается словарь учащихся, при организации беседы он активизируется, т. е. усвоенные слова включаются в речь. Разговорная устная речь представляет собой сложный вид речевой деятельности. Она включает в себя ответы на вопросы и диалог, описание предметов и явлений, собственных действий и впечатлений и т. д. Основным методом обучения является беседа. Беседы организуются в процессе ознакомления с предметами и явлениями окружающей действительности на предметных уроках, экскурсиях, во время наблюдений за сезонными изменениями в природе и труде людей, на основе имеющегося опыта, практических работ, демонстрации учебных кинофильмов, диафильмов, предметных и сюжетных картин. Главным компонентом беседы является речь самих учеников. Учитель руководит речевой деятельностью детей, активизирует ее, исправляет ошибки, учит сосредоточивать внимание на определенных предметах и явлениях, правильно наблюдать и устанавливать связи, выражать свои впечатления и суждения в словесной форме. При формулировании ответов на вопросы у обучающихся закрепляется умение правильно строить предложения; описывая предметы, явления, рассказывая о виденном, они учатся связному высказыванию. На экскурсиях школьники знакомятся с предметами и явлениями в естественной обстановке; на предметных уроках — на основе непосредственных чувственных восприятий. Наблюдая, дети учатся анализировать, находить сходство и различие, делать простейшие выводы и обобщения. Практические работы помогают закреплению полученных знаний и умений. Наблюдения за погодой и сезонными изменениями в природе расширяют представления об окружающем мире, развивают внимание, наблюдательность, чувственное восприятие. Правильная организация занятий, специфические методы и приемы обучения способствуют развитию речи и мышления обучающихся. Методическое обеспечение рабочей программы Основное внимание при изучении предмета «Мир природы и человека» уделено формированию представлений об окружающем мире: живой и неживой природе, человеке, месте человека в природе, взаимосвязях человека и общества с природой. Практическая направленность учебного предмета реализуется через развитие способности к использованию знаний о живой и неживой природе, об особенностях человека как биосоциального существа для осмысленной и самостоятельной организации безопасной жизни в конкретных условиях. В процессе изучения живой природы (растений, деревьев, цветов, животных, птиц и т.п.) наиболее эффективно отрабатываются навык описания объекта предмета, умения составлять описательный рассказ по определенному плану, различные модели лексических единиц: простое нераспространенное, распространенное, сложное предложения и варианты связи в тексте. Здесь же уместна работа по воспитанию у школьников интонационной законченной фразы. Темы, связанные с жизнью и бытом школьника (транспорт, посуда, мебель, одежда, обувь и т.п.), позволяют решать задачи и по активизации словаря, и по формированию грамматического строя речи как основы развития связной Именно в процессе отработки бытовой лексики, когда речь идет о знакомых школьнику с интеллектуальным недоразвитием предметах и уже сформированных бытовых навыках и умениях (одеваться – раздеваться, чистить зубы, мыть посуду, убирать комнату и т.п.), появляется реальная основа для развития умения планировать свою речь, отбирать необходимое содержание, строить высказывание, руководствуясь логикой совершаемых действий, их последовательностью. Методы и приемы работы на уроке отбираются с учетом поставленных задач и возможностей школьников. Большое внимание уделяется работе над словарем, над словом, т.к. именно правильное понимание его значения, точность словоупотребления являются основой усвоения грамматического строя языка. Поэтому в уроке включаются различные игры, упражнения по формированию внимания к слову, точности словоупотребления Учитывая особенности познавательной деятельности школьников с интеллектуальным недоразвитием, целесообразно давать им поручения, требующие ориентировки в пространстве, понимания пространственных отношений, обозначаемых предлогами (в, на, за, из, до, с) и наречиями (сверху, снизу, сбоку, направо, налево, прямо, внизу, назад). Личностные и предметные результаты освоения конкретного учебного Планируемые результаты освоения обучающимися 1 класса программы по миру природы и человека, направлены на получение следующих личностных результатов: - начальных навыков адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире; -осознание себя как ученика, заинтересованного посещением школы, обучением, занятиями, как члена семьи, одноклассника, друга; - способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей; - готовность к организации взаимодействия с ней и эстетическому её восприятию; целостный, социально ориентированный взгляд на мир в единстве его природной и социальной частей; - самостоятельность в выполнении учебных заданий, поручений, договоренностей; самостоятельность в выполнении учебных заданий, поручений, договоренностей; понимание личной ответственности за свои поступки на основе представлений об этических нормах и правилах поведения в современном обществе; -готовность к безопасному и бережному поведению в природе и обществе. Коммуникативные учебные действия: - вступать в контакт и работать в коллективе (учитель – ученик, ученик – ученик, ученик – класс); -использовать принятые ритуалы социального взаимодействия с одноклассниками и учителем; - обращаться за помощью и принимать помощь; - слушать и понимать инструкцию к учебному заданию в разных видах деятельности и быту; -сотрудничать с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях; - договариваться и изменять своё поведение в соответствии с объективным мнением большинства в конфликтных или иных ситуациях взаимодействия с окружающими. Регулятивные учебные действия: -адекватно использовать ритуалы школьного поведения (поднимать руку, вставать и выходить из – за парты и т.д.) ;- принимать цели и произвольно включаться в деятельность, следовать предложенному плану и работать в общем темпе; -активно участвовать в деятельности, контролировать и оценивать свои действия и действия одноклассников; соотносить свои действия и их результаты с заданными образцами, принимать оценку деятельности, оценивать её с учётом предложенных критериев, корректировать свою деятельность с учётом выявленных недочётов. Познавательные учебные действия: -выделять некоторые существенные, общие и отличительные свойства хорошо знакомых предметов; -устанавливать видо-родовые отношения предметов; - делать простейшие обобщения, сравнивать, классифицировать на наглядном материале; -пользоваться знаками, символами, предметами – заместителями; наблюдать под руководством взрослого за предметами и явлениями окружающей действительности; - работать с несложной по содержанию и структуре информацией (понимать изображение, текст, устное высказывание, элементарное схематическое изображение, таблицу, предъявленных на бумажных и электронных и других носителях). Предметные результаты. К концу обучения 1 класса обучающиеся должны Минимальный уровень: правильно и точно называть изучаемые объекты и явления живой и неживой природы; -называть своё имя, фамилию, возраст, пол. - называть своё ближайшее окружение; Достаточный уровень: - правильно и точно называть изученные объекты, явления, их признаки; - различать объекты живой и неживой природы; - узнавать в природе и на рисунках деревья, кусты, травы; - называть наиболее распространённых диких и домашних животных и птиц; - называть своё имя, фамилию, возраст, пол. - называть своё ближайшее окружение Планируемые результаты освоения обучающимися 2 класса программы по миру природы и человека, направлены на получение следующих личностных результатов: - наличие начальных навыков адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире; -осознание себя как ученика, заинтересованного посещением школы ,обучением, занятиями, как члена семьи, одноклассника, друга; -способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей; готовность к организации взаимодействия с ней и эстетическому её восприятию; - целостный, социально ориентированный взгляд на мир в единстве его природной и социальной частей; -самостоятельность в выполнении учебных заданий, поручений, договоренностей; -понимание личной ответственности за свои поступки на основе представлений об этических нормах и правилах поведения в современном обществе; -готовность к безопасному и бережному поведению в природе и обществе. Коммуникативные учебные действия: - вступать в контакт и работать в коллективе (учитель – ученик, ученик – ученик, ученик – класс); -использовать принятые ритуалы социального взаимодействия с одноклассниками и учителем; -обращаться за помощью и принимать помощь; - слушать и понимать инструкцию к учебному заданию в разных видах деятельности и быту; - сотрудничать с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях; - договариваться и изменять своё поведение в соответствии с объективным мнением большинства в конфликтных или иных ситуациях взаимодействия с окружающими. Регулятивные учебные действия: - адекватно использовать ритуалы школьного поведения (поднимать руку, вставать и выходить из – за парты и т.д.); - принимать цели и произвольно включаться в деятельность, следовать предложенному плану и работать в общем темпе; - активно участвовать в деятельности, контролировать и оценивать свои действия и действия одноклассников; -соотносить свои действия и их результаты с заданными образцами, принимать оценку деятельности, оценивать её с учётом предложенных критериев, корректировать свою деятельность с учётом выявленных недочётов. Познавательные учебные действия: - выделять некоторые существенные, общие и отличительные свойства хорошо знакомых предметов; -устанавливать видо-родовые отношения предметов; - делать простейшие обобщения, сравнивать, классифицировать на наглядном материале; -пользоваться знаками, символами, предметами – заместителями; -наблюдать под руководством взрослого за предметами и явлениями окружающей действительности; -работать с несложной по содержанию и структуре информацией (понимать изображение, текст, устное высказывание, элементарное схематическое изображение, таблицу, предъявленных на бумажных и электронных и других носителях). Предметные результаты. К концу обучения во 2 классе обучающиеся должны: Минимальный уровень: - называть и характеризовать изученные предметы ; - узнавание и называние изученных объектов на иллюстрациях, фотографиях; -называние сходных объектов, отнесенных к одной и той же изучаемой группе - об элементарных правилах безопасного поведения в природе и обществе - требований к режиму дня школьника и понимание необходимости его выполнения; - ухаживание за комнатными растениями; кормление зимующих птиц. Достаточный уровень: - называть и характеризовать изученные предметы; - называть и характеризовать предметы, сравнивать два предмета, делать элементарные обобщения; - развернутая характеристика своего отношения к изученным объектам; -выполнение доступных природоохранительных действий; - узнавание и называние изученных объектов в натуральном виде в естественных условиях; - ответы на вопросы и постановка вопросов по содержанию изученного, проявление желания рассказать о предмете изучения или наблюдения, заинтересовавшем объекте. Планируемые результаты освоения обучающимися 3 класса программы по миру природы и человека, направлены на получение следующих личностных результатов: -наличие начальных навыков адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире; -осознание себя как ученика, заинтересованного посещением школы, обучением, занятиями, как члена семьи, одноклассника, друга; -способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей; готовность к организации взаимодействия с ней и эстетическому её восприятию; - целостный, социально ориентированный взгляд на мир в единстве его природной и социальной частей; -самостоятельность в выполнении учебных заданий, поручений самостоятельность в выполнении учебных заданий, поручений, договоренностей; -понимание личной ответственности за свои поступки на основе представлений об этических нормах и правилах поведения в современном обществе; -готовность к безопасному и бережному поведению в природе и обществе. Коммуникативные учебные действия: - вступать в контакт и работать в коллективе (учитель – ученик, ученик – ученик); -использовать принятые ритуалы социального взаимодействия с одноклассниками и учителем; -обращаться за помощью и принимать помощь; - слушать и понимать инструкцию к учебному заданию в разных видах деятельности и быту; - сотрудничать с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях; - договариваться и изменять своё поведение в соответствии с объективным мнением большинства в конфликтных или иных ситуациях взаимодействия с окружающими. Регулятивные учебные действия: -адекватно использовать ритуалы школьного поведения (поднимать руку, вставать и выходить из – за парты и т.д.); -принимать цели и произвольно включаться в деятельность, следовать предложенному плану и работать в общем темпе; -активно участвовать в деятельности, контролировать и оценивать свои действия и действия одноклассников; -соотносить свои действия и их результаты с заданными образцами, принимать оценку деятельности, оценивать её с учётом предложенных критериев, корректировать свою деятельность с учётом выявленных недочётов. Познавательные учебные действия: - выделять некоторые существенные, общие и отличительные свойства хорошо знакомых предметов; -устанавливать видо-родовые отношения предметов; - делать простейшие обобщения, сравнивать, классифицировать на наглядном материале; -пользоваться знаками, символами, предметами – заместителями; -наблюдать под руководством взрослого за предметами и явлениями окружающей действительности; работать с несложной по содержанию и структуре информацией (понимать изображение, текст, устное высказывание, элементарное схематическое изображение, таблицу, предъявленных на бумажных и электронных и других носителях). Предметные результаты. К концу обучения 3 класса обучающиеся должны Минимальный уровень: -называть и характеризовать изученные предметы; -ведения в природе и обществе; - знание требований к режиму дня школьника и понимание необходимости его выполнения; - ухаживание за комнатными растениями; кормление зимующих птиц; - составление повествовательного или описательного рассказа из 2-3 предложений об изученных объектах по предложенному плану; - изучение изученных объектов к определенным группам (видо-родовые понятия). Достаточный уровень: - называть и характеризовать изученные предметы; -сравнивать два предмета, делать элементарные обобщения; - развернутая характеристика своего отношения к изученным объектам; - выполнение доступных природоохранительных действий; - узнавание и называние изученных объектов в натуральном виде в естественных условиях; -ответы на вопросы и постановка вопросов по содержанию изученного, проявление желания рассказать о предмете изучения или наблюдения, заинтересовавшем объекте; - знание правил гигиены органов чувств; - знание некоторых правила безопасного поведения в природе и обществе с учетом возрастных особенностей; - соблюдение элементарных санитарно-гигиенических норм; - выполнение доступных природоохранительных действий. Планируемые результаты освоения обучающимися 4 класса программы по миру природы и человека, направлены на получение следующих личностных результатов: - наличие начальных навыков адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире; -осознание себя как ученика, заинтересованного посещением школы, обучением, занятиями, как члена семьи, одноклассника, друга; - способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей; -готовность к организации взаимодействия с ней и эстетическому её восприятию нении учебных заданий, поручений, договоренностей; -понимание личной ответственности за свои поступки на основе представлений об этических нормах и правилах поведения в современном обществе; -готовность к безопасному и бережному поведению в природе и обществе. Коммуникативные учебные действия: - вступать в контакт и работать в коллективе (учитель – ученик, ученик – ученик); - использовать принятые ритуалы социального взаимодействия с одноклассниками и учителем; -обращаться за помощью и принимать помощь; - слушать и понимать инструкцию к учебному заданию в разных видах деятельности и быту; -сотрудничать с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях; - договариваться и изменять своё поведение в соответствии с объективным мнением большинства в конфликтных или иных ситуациях взаимодействия с окружающими. Регулятивные учебные действия: - адекватно использовать ритуалы школьного поведения (поднимать руку, вставать и выходить из – за парты и т.д.); -принимать цели и произвольно включаться в деятельность, следовать предложенному плану и работать в общем темпе; - активно участвовать в деятельности, контролировать и оценивать свои действия и действия одноклассников; - соотносить свои действия и их результаты с заданными образцами, принимать оценку деятельности, оценивать её с учётом предложенных критериев, корректировать свою деятельность с учётом выявленных недочётов. Познавательные учебные действия: - выделять некоторые существенные, общие и отличительные свойства хорошо знакомых предметов; -устанавливать видо-родовые отношения предметов; - делать простейшие обобщения, сравнивать, классифицировать на наглядном материале; - пользоваться знаками, символами, предметами – заместителями; - наблюдать под руководством взрослого за предметами и явлениями окружающей действительности; -работать с несложной по содержанию и структуре информацией (понимать изображение, текст, устное высказывание, элементарное схематическое изображение, таблицу, предъявленных на бумажных и электронных и других носителях). Предметные результаты. К концу обучения 4 класса обучающиеся должны Минимальный уровень: - представления о назначении объектов изучения; - узнавание и называние изученных объектов на иллюстрациях, фотографиях; - отнесение изученных объектов к определенным группам (видо-родовые понятия); - называние сходных объектов, отнесенных к одной и той же изучаемой группе; - представления об элементарных правилах безопасного поведения в природе и обществе; -знание требований к режиму дня школьника и понимание необходимости его выполнения; - знание основных правил личной гигиены и выполнение их в повседневной жизни; - ухаживание за комнатными растениями; кормление зимующих птиц; - составление повествовательного или описательного рассказа из 3-5 предложений об изученных объектах по предложенному плану; - адекватное взаимодействие с изученными объектами окружающего мира в учебных ситуациях; -адекватно поведение в классе, в школе, на улице в условиях реальной или смоделированной учителем ситуации. Достаточный уровень: - представления о взаимосвязях между изученными объектами, их месте в окружающем мире; - узнавание и называние изученных объектов в натуральном виде в естественных условиях; - отнесение изученных объектов к определенным группам с учетом различных оснований для классификации; - развернутая характеристика своего отношения к изученным объектам; - знание отличительных существенных признаков групп объектов; - знание правил гигиены органов чувств; - знание некоторых правила безопасного поведения в природе и обществе сучетом возрастных особенностей; -готовность к использованию полученных знаний при решении учебных, учебно-бытовых и учебно-трудовых задач; - ответы на вопросы и постановка вопросов по содержанию изученного, проявление желания рассказать о предмете изучения или наблюдения, заинтересовавшем объекте; - выполнение задания без текущего контроля учителя (при наличии предваряющего и итогового контроля), -оценка своей работы и одноклассников, проявление к ней ценностного отношения, -адекватное взаимодействие с объектами окружающего мира; - соблюдение элементарных санитарно-гигиенических норм; - выполнение доступных природоохранительных действий; - готовность к использованию сформированных умений при решении учебных, учебнобытовых и учебно-трудовых задач в объеме программы. Содержание учебного предмета Сезонные изменения Временные изменения. День, вечер, ночь, утро. Сутки, время суток. Время суток и солнце (по результатам наблюдений). Время суток на циферблате часов. Дни недели, порядок следования, рабочие и выходные дни. Неделя и месяц. Времена года: Осень. Зима. Весна. Лето. Основные признаки каждого времени года (изменения в неживой природе, жизни растений, животных и человека) Месяцы осенние, зимние, весенние, летние. Порядок месяцев в сезоне; в году, начиная с января. Календарь Осень ― начальная осень, середина сезона, поздняя осень. Зима - начало, середина, конец зимы. Весна – ранняя, середина весны, поздняя весна. Смена времен года. Значение солнечного тепла и света. Преемственность сезонных изменений. Взаимозависимость изменений в неживой и живой природе, жизни людей (в том числе и по результатам наблюдений). Сезонные изменения в неживой природе Изменения, происходящие в природе в разное время года, с постепенным нарастанием подробности описания качественных изменений: температура воздуха (тепло –холодно, жара, мороз, замеры температуры); осадки (снег – дождь, иней, град); ветер (холодный –теплый, направление и сила, на основе наблюдений); солнце (яркое –тусклое, большое –маленькое, греет, светит) облака (облака, тучи, гроза), состояние водоемов (ручьи, лужи, покрылись льдом, теплая -холодная вода), почвы (сухая -влажная –заморозки). Солнце и изменения в неживой и живой природе. Долгота дня зимой и летом. Растения и животные в разное время года Жизнь растений и животных (звери, птицы, рыбы, насекомые) в разные сезоны года. Сбор листьев, плодов и семян. Ознакомление с названиями растений и животных. Раннецветущие, летние и осенние растения. Увядание и появление растений. Подкормка птиц. Весенний сбор веток для гнездования птиц. Сад, огород. Поле, лес в разное время года. Домашние и дикие животные в разное время года. Одежда людей, игры детей, труд людей в разное время года. Одежда людей в разное время года. Одевание на прогулку. Учет времени года, погоды, предполагаемых занятий (игры, наблюдения, спортивные занятия). Игры детей в разные сезоны года. Труд людей в сельской местности и городе в разное время года. Предупреждение простудных заболеваний, гриппа, травм в связи с сезонными особенностями (похолодание, гололед, жара и пр.) Неживая природа Солнце, облака, луна, звезды. Воздух. Земля: песок, глина, камни. Почва. Вода. Узнавание и называние объектов неживой природы. Простейшие признаки объектов неживой природы по основным параметрам: внешний вид, наиболее существенные и заметные свойства (выделяемые при наблюдении ребенком), место в природе, значение. Элементарные сведения о Земле, как планете, и Солнце –звезде, вокруг которой в космосе двигается Земля. Живая природа .Растения . Растения культурные. Овощи. Фрукты. Ягоды. Арбуз, дыня, тыква. Зерновые культуры. Внешний вид, место произрастания, использование. Значение для жизни человека. Употребление в пищу. Растения комнатные. Название. Внешнее строение (корень, стебель, лист). Уход. Растения дикорастущие. Деревья. Кустарники. Травянистые растения. Корень, стебель, лист, цветок, плод и семена. Первичные представление о способах размножения. Развитие растение из семени на примере гороха или фасоли. Значение растений в природе. Охрана, использование человеком. Грибы Шляпочные грибы: съедобные и не съедобные. Название. Место произрастания. Внешний вид. Значение в природе. Использование человеком. Животные Животные домашние. Звери. Птицы. Названия. Внешнее строение: части тела. Условия обитания, чем кормятся сами животные, чем кормят их люди. Место в жизни человека (для чего содержат животное), забота и уход за животным. Скотный двор, птичник, ферма. Животные дикие. Звери. Птицы. Змеи. Лягушка. Рыбы. Насекомые. Названия. Внешнее строение: названия частей тела. Место обитания, питание, образ жизни. Роль в природе. Помощь птицам зимой (подкормка, изготовление кормушек) и весной в период гнездования (сбор веток для гнезд, соблюдение тишины и уединенности птиц на природе). Охрана природы: наблюдения за жизнью живой природы, уход за комнатными растениями, посадка и уход за растением, бережное отношение к дикорастущим растениям, правили сбора урожая грибов и лесных ягод, ознакомление с правилами ухода за домашними животными, подкормка птиц зимой, сбор веток в период гнездования, ознакомление с видами помощи диким животным, и т.п. Человек Мальчик и девочка. Возрастные группы (малыш, школьник, молодой человек, взрослый, пожилой). Строение тела человека (голова, туловище, ноги и руки ,конечности). Ориентировка в схеме тела на картинке и на себе. Голова, лицо: глаза, нос, рот, уши. Покровы тела: кожа, ногти, волосы. Гигиена кожи, ногтей, волос (мытье, расчесывание, обстригание). Зубы. Гигиена полости рта (чистка зубов, полоскание). Гигиена рук (мытье). Органы чувств человека (глаза, уши, нос, язык, кожа). Значение в жизни человека (ознакомление с жизнью вокруг, получение новых впечатлений). Гигиена органов чувств. Бережное отношение к себе, соблюдение правил охраны органов чувств, соблюдение режима работы и отдыха. Первичное ознакомление с внутренним строением тела человека (внутренние органы). Здоровый образ жизни: -гигиена жилища (проветривание, регулярная уборка), гигиена питания (полноценное и регулярное питание: овощи, фрукты, ягоды, хлеб, молочные продукты, мясо, рыба). Режим сна, работы. Личная гигиена (умывание, прием ванной), прогулки и занятия спортом. Человек – член общества: член семьи, ученик, одноклассник, друг.. Личные вещи ребенка: гигиенические принадлежности, игрушки, учебные вещи, одежда, обувь. Вещи мальчиков и девочек. Профессии людей ближайшего окружения ребенка. Магазины («овощи-фрукты», продуктовый, промтоварный (одежда, обувь, бытовая техника или др.), книжный). Зоопарк или краеведческий музей. Почта. Больница. Поликлиника. Аптека. Назначение учреждения. Основные профессии людей, работающих в учреждении. Правила поведения в магазине. Транспорт. Назначение. Называние отдельных видов транспорта (машины легковые и грузовые, метро, маршрутные такси, трамваи, троллейбусы, автобусы). Городской пассажирский транспорт. Транспорт междугородний. Вокзалы и аэропорты. Правила поведения. Наша Родина -Россия. Наш город. Населенные пункты. Столица. Флаг, Герб, Гимн России. Президент России. Наша национальность. Некоторые другие национальности. Национальные костюмы. Россия– многонациональная страна. Праздники нашей страны. Достижение нашей страны в науке и искусствах. Великие люди страны или края. Деньги нашей страны. Получение и расходование денег. Безопасное поведение Предупреждение заболеваний и травм. Профилактика простуд: закаливание, одевание по погоде, проветривание помещений, предупреждение появления сквозняков. Профилактика вирусных заболеваний (гриппа) – прием витаминов, гигиена полости носа и рта, предупреждение контактов с больными людьми. Поведение во время простудной (постельный режим, соблюдение назначений врача) и инфекционной болезни (изоляция больного, проветривание, отдельная посуда и стирка белья, прием лекарств по назначению врача, постельный режим). Вызов врача из поликлиники. Случаи обращения в больницу. Простейшие действия при получении травмы: обращение за помощью к учителю, элементарное описание ситуации приведшей к травме и своего состояния (что и где болит). Поведение при оказании медицинской помощи. Безопасное поведение в природе. Правила поведения человека при контакте с домашним животным. Правила поведения человека с диким животным в зоопарке, в природе. Правила поведение в лесу, на воде, в грозу. Предупреждение отравления ядовитыми грибами, ягодами. Признаки. Вызов скорой помощи по телефону. Описание состояния больного. Правила поведения с незнакомыми людьми, в незнакомом месте. Правила поведения на улице. Движения по улице группой. Изучение ПДД: сигналы светофора, пешеходный переход, правила нахождения ребенка на улице (сопровождение взрослым, движение по тротуару, переход улицы по пешеходному переходу). Правила безопасного поведения в общественном транспорте. Правила безопасного использование учебных принадлежностей, инструментов для практических работ и опытов, с инвентарем для уборки класса. Правила обращения с горячей водой (в кране, в чайнике), электричеством, газом (на кухне). Телефоны первой помощи. Звонок по телефону экстренных служб. Тематическое планирование « Мир природы и человека» в 1 классе. ( 2 часа в неделю). № Дата Тематическое планирование Кол-во часов Характеристика деятельности обучающегося 1. Земля и Солнце 1 Рассматривание рисунка. Нахождение и показ объектов. Называние объектов неживой природы. Зарисовка выбранного объекта 2. Значение Солнца 1 3. Солнце и жизнь растений 1 4. День и ночь 1 5. Небо днем и ночью 1 6. Сутки 1 7. Занятие людей в течение суток 1 8. Режим дня 1 Зарисовка объекта природы. Называние объектов природы. Отгадывание загадок. Разучивание игры «Горелки» Определение времени года по изображению. Составление рассказа по картинке. Определение соответствия по картинке Рассматривание рисунка. Показ на рисунке объектов природы. Ответы на вопросы Дифференциация изображений. Составление рассказа о видах деятельности. Показ объектов на рисунке. Составление рассказа по рисунку. Зарисовка Рассматривание схемы. Определение положения объекта. Составление рассказа по рисунку. Нахождение несоответствия. Определение времени суток по стихотворению Рассматривание схемы. Составление рассказа о деятельности в различное время суток. Ответы на вопросы. Составление рассказа по опорным картинкам. Зарисовка в тетради схематичного изображения предмета. Определение по рисункам частей суток Отработка навыков распределения деятельности в режиме дня. Ознакомление с понятиями режима дня. Составление режима дня самостоятельно или с помощью учителя Неживая природа(8 ч) Сезонные изменения в природе (18 ч) 9. Осень 1 Признаки осени 1 10. Рассматривание рисунков. Нахождение рисунка в соответствии с темой. Работа с календарем. Ответы на вопросы. Нахождение различий на рисунках. Прослушивание текста, стихотворения. Определение по схеме причины сезонных изменений. Работа с опорными словами (осень, листопад) Прослушивание текста, стихотворения. Нахождение признаков 11. Признаки осени 1 12. Занятия и одежда осенью 1 13. Погода. Календарь природы 1 14. Зима 1 15. 16. Признаки зимы Признаки зимы 1 1 17. Занятия и одежда зимой 1 18. Погода. Календарь природы 1 19. Весна 1 20. Признаки весны 1 объектов по рисункам. Ответы на вопросы. Составление рассказа с опорой на схему, иллюстрацию. Работа с опорными словами (ясно, облачно, пасмурно). Зарисовка объектов природы с опорой на иллюстрацию. Создание аппликации Составление рассказа с опорой на иллюстрации. Классификация объектов по назначению (одежда осенью, инвентарь для уборки, осенний букет). Объяснение выбора объектов и предметов. Прослушивание стихотворения. Работа с опорными словами (урожай, грибы) Перечисление осенних месяцев. Узнавание и называние дней недели. Определение дня недели по указанию учителя. Определение на календаре сроков осенних каникул, времени занятий и отдыха Нахождение различий в изображениях. Прослушивание текста. Определение причин сезонных изменений по схеме. Проведение опыта совместно с учителем. Вырезывание объекта природы (аппликация) по готовому образцу. Работа с опорными словами (зима, снегопад) Нахождение и называние признаков сезона на иллюстрациях. Называние объектов природы по иллюстрациям (птицы). Составление рассказа о кормушках. Изготовление кормушки по образцу. Работа с опорными словами (снег, снежинки, воробей, ворона). Составление рассказа о зиме по опорным знакам (схемам). Сравнение внешнего вида животных в различное время года. Нахождение несоответствия в изображении, тексте Классификация и выбор предметов по картинкам (одежда, игры, предметы для игры). Разучивание подвижной игры «Мороз Красный Нос». Заучивание стихотворного текста Перечисление зимних месяцев. Узнавание и называние дней недели. Определение дня недели по указанию учителя. Определение на календаре периодов зимних каникул, времени занятий и отдыха, праздничных дней Нахождение различий по картинке. Прослушивание текста, стихотворения. Определение причин сезонных изменений по схеме. Знакомство с правилом безопасного поведения вблизи крыш домой. Работа с опорными словами (весна, ручьи, почки) Прослушивание текста. Нахождение признаков весны по иллюстрациям. Ответы на вопросы по тексту учебника. 21. Занятия и одежда весной 1 22. Погода. Календарь природы 1 23. Лето 1 24. Признаки лета 1 25. Занятия и одежда летом 1 26. Занятия и одежда летом 1 Живая природа (40 ч) Растения (11 ч) Рассматривание и называние изображенных объектов природы (насекомых, птиц). Рисование объекта природы (подснежника) по образцу. Разучивание стихотворения. Работа с опорными словами (сосульки, жук, бабочка, грач, скворец). Составление рассказа по рисунку и опорным знакам Нахождение и называние предметов на рисунке. Выделение нужных предметов (одежды) после прослушивания стихотворения. Ответы на вопросы по рисункам (занятия людей весной) Перечисление весенних месяцев. Узнавание и называние дней недели. Определение дня недели по указанию учителя. Определение на календаре периодов весенних каникул, времени занятий и отдыха, праздничных дней Нахождение различий на рисунках. Нахождение признаков лета по опорным схемам. Работа с календарем (название летних месяцев, летние каникулы, выход в школу). Рисование по теме «Лето» после прослушивания стихотворения. Определение цветовой гаммы рисунка. Работа с опорными словами (лето, цветы) Составление рассказа по рисунку. Определение последовательности объектов по рисунку. Знакомство с правилом безопасного поведения в природе. Ответы на вопросы. Прослушивание стихотворения. Определение безопасного поведения по рисунку Классификация предметов по картинке. Рассматривание и определение занятий детей в летний период. Заучивание телефона помощи в любых ситуациях. Составление рассказа о безопасном поведении около водоемов (по опорным вопросам). Дифференциация летних объектов для игр (игрушки). Разучивание подвижной игры «Рыбак и рыбаки» Растения 1 28. Строение и сходство растений 1 29. Различия растений 1 30. Разнообразие цветов 1 31. Семена 1 32. Плоды растений 1 33. Плоды растений 1 27. Составление рассказа о пользе леса. Разучивание правила поведения в лесу. Нахождение на иллюстрациях объектов природы (дерево, цветок, трава, кустарник). Работа со словарем (лес, дерево, трава) Рассматривание схемы строения растений. Определение и называние частей растений. Работа со словарем (цветок, стебель, лист, корень) Нахождение частей растений по рисунку. Ответы на вопросы по различию растений. Сравнение частей растений и нахождение различий (лист, стебель, корень) Рассматривание иллюстраций. Нахождение объектов природы на рисунке (цветы). Нахождение сходства и различий объектов природы (цветы) по рисунку. Прослушивание стихотворного текста. Ответы на вопросы по прочитанному произведению Рассматривание изображения растений и семян. Составление рассказа об использовании семян (приготовлении пищи). Составление рассказа по картинке (проращивание растения из семян). Практическая работа по посадке растения (семени). Работа по опорным словам (семена, свет, тепло, вода) Прослушивание текста. Рассматривание иллюстраций (овощи). Нахождение и называние знакомых объектов на картинке (овощи). Рассматривание иллюстраций (фрукты). Нахождение и называние знакомых объектов на картинке (фрукты). Работа с опорными словами (плоды, овощи, фрукты). Составление описательного рассказа по картинке (описание фруктов). Составление рассказа по вопросам (польза овощей и фруктов). Составление рассказа по опорным схемам. Прослушивание (чтение) стихотворного текста Приспособление растений к сезонным 1 изменениям Уход за растениями 1 34. 35. 36. Приспособления растений к условиям 1 жизни 37. Растения (обобщающий урок) 1 38. Животные 1 39. Строение и сходство животных 1 40. 41. Различие животных Различие животных 1 1 42. Детеныши животных 1 43. Домашние животные 1 44. Домашние животные 1 45. Дикие животные 1 Рассматривание иллюстраций (растения зимой, весной, летом, осенью). Ответы на вопросы по тексту и иллюстрациям Практические действия: протирание листьев, полив растения, рыхление почвы. Отбор инвентаря для ухода за растениями, называние предметов. Проговаривание названий растений и инвентаря Прослушивание текста, ответы на вопросы. Составление описательного рассказа по рисунку. Выбор объекта природы по условию (с помощью рисунков) Определение и называние знакомых объектов природы (деревья, кустарники). Практическое определение объектов природы (деревьев и кустарников) на пришкольном участке (экскурсия). Работа с опорными словами (калина, сирень, смородина, крыжовник) Животные (11 ч) Рассматривание рисунков с изображением животных, называние и показ знакомых объектов. Сравнение животных по размеру, образу жизни, способам передвижения. Зарисовка животного (по контуру) Выделение и показ частей тела у животных. Описание животного по образцу (с помощью учителя). Работа с опорными словами (голова, туловище, ноги, хвост) Нахождение и называние различий животных (форма тела, окраска, повадки, место обитания). Классификация животных по видам (птицы, рыбы, насекомые) – называние и показ по картинке. Сравнение животных по внешнему виду, окраске. Составление рассказа о животном по способам передвижения. Разучивание игры «Кто как ходит». Работа по опорным словам (шерсть, перья, чешуя) Рассматривание иллюстрации, называние знакомых животных. Определение и называние детенышей животных. Составление рассказа по прослушанному тексту. Разучивание игры «Один – много» (детеныши животных) Прослушивание текста «Домашние животные». Определение и называние животных по рисунку. Составление рассказа по схемам (изготовление продуктов из молока, шерсти). Составление описательного рассказа о домашнем животном. Рисование (аппликация) «Домашнее животное». Экскурсия в зоомагазин Рассматривание и называние животных по рисункам. Соотнесение изображения животного с местом обитания. Узнавание и называние 46. Приспособление животных к различным 1 условиям обитания 47. Приспособление животных к временам 1 года 48. Животные (обобщающий урок) Человек. Безопасное поведение (18 ч) 49. Человек 1 1 50. Части тела человека 1 51. Части тела человека 1 52. Гигиенические навыки 1 сказочных героев – диких животных. Составление сказки по рисунку. Работа с опорными словами (нора, дупло) Рассматривание окраски животного на рисунках. Работа с опорными словами (олень, тюлень, песец, сова, медведь). Классификация животных по среде обитания: соотнесение размера животного, цвета его шерсти со средой обитания. Составление рассказа по вопросам «Зоопарк» Рассматривание иллюстраций. Сравнение двух объектов природы (заяц серый, заяц белый). Нахождение различий. Прослушивание текста, ответы на вопросы. Составление рассказа о животном Экскурсия в Зоопарк, национальный парк, заповедник. Наблюдение за объектами природы Нахождение сходства и различий объектов природы (человек) по картинке (внешний вид, пол, возраст). Работа с опорными словами (люди, возраст, пол). Составление рассказа о себе по опорным вопросам. Прослушивание (чтение) стихотворения, работа с текстом Нахождение и показ частей тела на рисунке (на объекте), называние частей тела. Отработка навыков пространственной ориентировки (правая, левая) на основе стихотворного текста. Развитие моторных навыков (пальчиковый театр). Отработка навыков обращения к сверстнику, взрослому (имя, фамилия). Дидактическая игра «Части тела». Работа с опорными словами (голова, шея, туловище, руки, ноги) Разучивание правила гигиены. Рассматривание рисунков. Определение правила гигиены по рисункам. Составление рассказа о правилах ухода за телом. Задания на дифференциацию предметов по назначению. Разучивание стихотворения 53. Лицо человека 1 54. Глаза 1 55. Глаза 1 56. Уши 1 Определение и называние частей лица, нахождение частей на себе. Рассматривание изображений лица человека, определение пола, возраста. Определение настроения по картинке. Упражнение на мимические движения. Нахождение сходства и различий по рисункам. Работа с опорными словами (глаза, нос, рот, брови, уши). Рисование частей лица, автопортрета Прослушивание текста (строение глаз). Чтение стихотворного текста, ответы на вопросы. Определение функции глаз по рисункам. Рисование предмета. Нахождение и называние частей объекта (брови, века, ресницы) на картинке и у себя. Работа с опорными словами (брови, веки, ресницы), предложениями (глаза – орган зрения). Разучивание правил гигиены зрения. Дидактическая игра по иллюстрациям «Назови, кому принадлежат глаза». Разучивание гимнастики для глаз «Автобус» Прослушивание текста (строение уха), ответы на вопросы. Определение функции уха по рисункам. Отгадывание загадок. Нахождение и называние объекта на картинке и у себя. Работа с опорными словами (уши слух), предложениями (уши – орган слуха). Разучивание правил гигиены слуха. Дидактическая игра по иллюстрациям «Назови, кому принадлежит голос». Объяснение смысла выражения «ушки на макушке» 57. Уши 1 58. Нос 1 59. Нос 1 60. Рот 1 61. Рот 1 Прослушивание текста (строение носа), ответы на вопросы. Определение функции носа по рисункам. Практическая работа «Узнай по запаху». Нахождение и называние объекта на картинке и у себя. Работа с опорными словами (нос, запах, обоняние, дыхание), предложениями (нос – орган обоняния и дыхания). Разучивание правил гигиены носа. Дидактическая игра по иллюстрациям «Назови, кому принадлежит нос». Составление рассказа (использование обоняния собаки) Прослушивание текста (строение рта), ответы на вопросы. Дифференциация предметов по функциям. Практические работы «найди предметы для чистки зубов», «определи вкус продукта». Нахождение и называние объекта (рот, губы, зубы, язык) на картинке и у себя. Работа с опорными словами (рот, язык, сладкий, кислый, горький, соленый). Разучивание правил гигиены полости рта, поведения во время еды. Отгадывание загадок. Объяснение выражения «держать язык за зубами» 62. Кожа 1 63. Кожа 1 64. Осанка 1 65. Скелет и мышцы человека 1 66. Скелет и мышцы человека 1 Прослушивание текста. Определение свойств предмета. Описание предмета по ощущениям («волшебный мешочек»). Работа с опорными словами (кожа, горячий, теплый, холодный, твердый, мягкий). Правила работы с ножом и утюгом, правила гигиены кожи, поведение при порезах и ожогах. Дидактическая игра «Чем покрыто тело животного» по рисункам Работа по картинкам (нахождение картинки на правильную осанку). Разучивание стихотворения для физкультминутки. Правила посадки за партой, ношения груза, правильной осанки Прослушивание текста, ответы на вопросы. Практическая работа с текстом учебника. Определение мышц на теле человека (практическое). Работа с опорными словами (скелет, мышцы). Разучивание упражнений утренней гимнастики на разные виды мышц Тематическое планирование « Мир природы и человека во 2 классе. ( 1 час в неделю) №п\п Наименование раздела, темы Сезонные изменения в природе. 26 ч Временные изменения. 4 ч Колво часов Дата план факт 1 Влияние солнца на смену времен года. 1 2 Долгота дня и ночи в летнее время 1 3 Сутки. 1 4 Долгота дня и ночи в зимнее время. 1 5 Осень. Сезонные изменения в природе. Осенние месяцы. 1 6 Занятия людей осенью. Одежда. 1 7 Животные осенью. 1 8 Растения осенью 1 9 Обобщающий урок по теме «Осень». Времена года. Зима. 4 ч 10 Зима. Сезонные изменения в природе. Зимние месяцы. 11 Растения и животные зимой. 12 Одежда людей, игры детей. Занятия людей зимой. 13 Обобщающий урок по теме «Зима». Времена года. Весна 4 ч 14 Весна. Сезонные изменения в природе. 15 Растения и животные весной. 16 Одежда людей, игры детей. Занятия людей весной. 17 Обобщающий урок по теме «Весна». Времена года. Лето. 2ч 18 Лето. Сезонные изменения в природе. Летние месяцы. 19 Растения и животные летом. Неживая природа. 4 ч 20 Неживая природа. Вода. Свойства воды. 21 Вода горячая и холодная. Температура воды. 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 Времена года. Осень. 5 ч 22 Вода в природе. Атмосферные осадки. 23 Значение воды. Живая природа. Растения. 9 ч 24 Части растений. 25 Жизнь растений. 26 Влаголюбивые и засухоустойчивые растения. 27 Светолюбивые и тенелюбивые растения. 28 Комнатные растения. Уход за комнатными растениями. 29 Овощи. Огород. 30 Овощи в питании человека. 31 Сад. Фрукты. Фрукты в питании человека. 32 Уход за растениями сада и огорода. Животные. 2 ч 1 1 Разнообразие животных. Домашние и дикие животные. Кошка и рысь. Породы кошек. 1 2 33 34 1 1 1 1 2 2 1 2 1 Тематическое планирование « Мир природы и человека» в 3 классе. ( 1 час в неделю) Содержание курса Тематическое Кол-во планирование часов Характеристика деятельности обучающегося Сезонные изменения в природе Формирование представлений о Времена года. явлениях и состояниях неживой Осень природы: облачность, туман, Осенние месяцы. небольшой дождь, заморозки, Календарь оттепель, вьюга, метель, ледоход, жаркие дни, радуга, холодный - 1 Рассматривание схем, иллюстраций. Определение признаков осени по схемам, иллюстрациям. Нахождение иллюстрации в соответствии с темой. Чтение текста. Ответы на вопросы по тексту Чтение текста. Сравнение схемы с иллюстрацией, выделение признаков месяцев. Сравнение схем месяцев. теплый ветер. Наблюдение за изменениями погоды осенью Продолжение наблюдений за Растения и погодой, их описание. 1 животные осенью Рассматривание иллюстраций. Сравнение объектов. Чтение текста. Ответы на вопросы. Составление рассказа Календарь. Знакомство с о походе в лес за грибами. Зарисовка календарем. Названия месяцев. Работа с иллюстрацией. Чтение текста, ответы на Наблюдения за растениями сада и вопросы. Работа с иллюстрациями: называние объектов, леса в разное время года: яблоня, классификация по общим признакам, выделение осина, липа, акация, орешник. особенностей Увядание и появление цветов и трав (медуница). Птицы зимующие и Занятия людей перелетные: клест, снегирь, соловей. осенью по иллюстрациям о видах деятельности людей в осенний Насекомые в осенний период. Изучаем правила период. Называние по иллюстрациям объектов, дорожного классификация овощей и фруктов. Составление описания движения некоторых овощей и фруктов. Домашние животные в разное время года. 1 Лесные животные: мыши, змеи, Чтение текста, ответы на вопросы. Составление рассказа Экскурсия. Практическая отработка правил дорожного лягушки. движения. Разучивание знаков: «Пешеходный переход», Сезонные работы в саду, огороде, «Осторожно, дети!». Рисунок знаков труд людей в разное время года Зима. Признаки зимы 1 Рассматривание схем, иллюстраций. Определение признаков зимы по схемам, иллюстрациям. Нахождение Зимние месяцы иллюстрации в соответствии с темой. Чтение текста. Ответы на вопросы по тексту. Составление рассказа по иллюстрации. Зарисовка. Сравнение схемы с иллюстрацией, выделение признаков месяцев. Сравнение схем месяцев. Наблюдение за изменениями погоды зимой. Словарная работа: вьюга, метель, оттепель. Разгадывание загадок Растения зимой и 1 животные зимой Чтение текста, ответы на вопросы. Сравнение объектов, изображенных на иллюстрации. Создание поделок из природного материала Работа с иллюстрациями: дифференциация объектов. Составление рассказа о том, как люди помогают зимой птицам, животным, используя иллюстрации. Чтение и заучивание стихотворений наизусть Занятия людей 1 Чтение текста, ответы на вопросы. Составление рассказа зимой по иллюстрациям о видах деятельности людей в зимний Правила период. поведения зимний (снежная катание в период буря, на Рассматривание иллюстративного материала. Нахождение и показ правильного поведения в различных ситуациях. Составление рассказа о правилах поведения. Зарисовка одного из правил коньках) Растения зимой и 1 животные зимой Чтение текста, ответы на вопросы. Сравнение объектов, изображенных на иллюстрации. Создание поделок из природного материала Работа с иллюстрациями: дифференциация объектов. Составление рассказа о том, как люди помогают зимой птицам, животным, используя иллюстрации. Чтение и заучивание стихотворений наизусть Занятия людей 1 Чтение текста, ответы на вопросы. Составление рассказа зимой по иллюстрациям о видах деятельности людей в зимний Правила период. поведения зимний (снежная катание коньках) в период буря, на Рассматривание иллюстративного материала. Нахождение и показ правильного поведения в различных ситуациях. Составление рассказа о правилах поведения. Зарисовка одного из правил Весна. Признаки 1 весны Рассматривание схем, иллюстраций. Определение признаков весны по схемам, иллюстрациям. Нахождение иллюстрации в соответствии с темой. Дифференциация времен года. Чтение Весенние месяцы текста. Ответы на вопросы по тексту. Составление рассказа по иллюстрации. Зарисовка Чтение текста. Сравнение схемы с иллюстрацией, выделение признаков месяцев. Сравнение схем месяцев. Наблюдение за изменениями погоды весной. Разгадывание загадок. Растения и животные 1 весной Насекомые Чтение текста, ответы на вопросы. Сравнение объектов, изображенных на иллюстрации. Дифференциация объектов Чтение текста, ответы на вопросы. Рассматривание иллюстраций, называние объектов. Составление рассказа о жизни животных весной. Отгадывание загадок. Чтение стихотворения Признаки лета. Летние месяцы 1 Рассматривание схем, иллюстраций. Определение признаков лета по схемам, иллюстрациям. Нахождение иллюстрации в соответствии с темой. Дифференциация Весна. Признаки 1 весны Рассматривание схем, иллюстраций. Определение признаков весны по схемам, иллюстрациям. Нахождение иллюстрации в соответствии с темой. Дифференциация времен года. Чтение Весенние месяцы текста. Ответы на вопросы по тексту. Составление рассказа по иллюстрации. Зарисовка Чтение текста. Сравнение схемы с иллюстрацией, выделение признаков месяцев. Сравнение схем месяцев. Наблюдение за изменениями погоды весной. Разгадывание загадок. Растения и животные 1 весной Насекомые Чтение текста, ответы на вопросы. Сравнение объектов, изображенных на иллюстрации. Дифференциация объектов Чтение текста, ответы на вопросы. Рассматривание иллюстраций, называние объектов. Составление рассказа о жизни животных весной. Отгадывание загадок. Чтение стихотворения Признаки лета. Летние месяцы 1 Рассматривание схем, иллюстраций. Определение признаков лета по схемам, иллюстрациям. Нахождение иллюстрации в соответствии с темой. Дифференциация времен года. Чтение текста. Ответы на вопросы по тексту. Составление рассказа по иллюстрации. Чтение текста. Ответы на вопросы. Сравнение схемы с иллюстрацией, выделение признаков месяцев. Сравнение схем месяцев. Наблюдение за изменениями погоды весной. Работа над смыслом поговорки. Чтение стихотворения Растения и животные 1 летом Чтение текста, ответы на вопросы. Сравнение объектов, изображенных на иллюстрации. Дифференциация объектов. Составление рассказа о жизни животных летом Занятия людей 1 Рассматривание рисунков. Дифференциация объектов. Называние видов одежды. Составление рассказа о детских играх. весной и летом Составление рассказа по иллюстрациям о видах деятельности людей в весенний и летний период Чтение текста, ответы на вопросы. Составление рассказа по иллюстрациям о занятиях детей летом Неживая природа Закрепление представлений о влиянии Солнце в разные Солнца на смену времен года. Наблюдение за высотой солнца над горизонтом в разное время года: направление солнечных лучей, 1 Рассматривание схем, дифференциация схем, определение времена года Восход частей суток, времен года по схемам. Соотнесение схемы со и заход солнца. Сон - временем года. Чтение текста, ответы на вопросы лучшая профилактика Прослушивание текста. Выработка правил хорошего сна. Дидактическая игра «Что нужно для сна» количество тепла и света. усталости Изменение продолжительности дня и ночи. Восход, заход солнца Календарь 1 Перечисление месяцев. Называние времен года, месяцев, дней недели. Чтение текста, ответы на вопросы. Отгадывание загадок Воздух. Значение 1 Чтение текста, ответы на вопросы. Рассматривание иллюстраций. Проведение практической работы. Отгадывание загадки. воздуха. Словарная работа - термометр. Чтение текста, ответы на Термометр вопросы. Рассматривание показаний термометра, дифференциация показаний Ветер. 1 работы. Рассматривание иллюстраций. Словарная работа: север, Направление юг, восток, запад; флюгер, компас ветра Выработка правил поведения во время урагана. Запись правил Поведение во время Живая природа Растения Сравнение и распознавание растений по их признакам: деревья, Чтение текста, ответы на вопросы. Проведение практической поведения в тетрадь урагана Сравнение растений 1 Чтение текста, ответы на вопросы. Рассматривание иллюстраций. Определение объекта, называние кустарники, травы. Части растений: корень, стебель Части растений: Чтение текста, ответы на вопросы. Рассматривание иллюстраций. Определение объекта, дифференциация, называние. Чтение корни, стебли (ствол), ветки, почки, листья, цветы. Растения сада. Фруктовые деревья (2-3 Части растений: названия); ягодные кустарники (2-3 1 стихотворения 1 листья, цветы Чтение текста, ответы на вопросы. Рассматривание иллюстраций. Определение объекта, называние. Зарисовка частей растения. названия). Внешний вид, распознавание. Подпись названия частей растения Плоды. Ягоды. Лес. Растения леса. Деревья хвойные и Растения сада 1 лиственные, кустарники. Определение объекта, называние. Зарисовка. Соотнесение двух объектов. Составление рассказа по последовательным схемам. Семена. Орехи. Лесные ягоды. Ягоды Составление описательного рассказа съедобные и несъедобные. Грибы. Грибы съедобные и несъедобные. Травы полезные и травы опасные Чтение текста, ответы на вопросы. Рассматривание иллюстраций. Лес. Растения леса. Травы. 1 Чтение текста, ответы на вопросы. Рассматривание, сравнение иллюстраций. Определение объекта, называние, дифференциация объектов. Словарная работа: лиственные, хвойные. Отгадывание загадок Чтение стихотворений Плоды и семена 1 Лесные ягоды Чтение текста, ответы на вопросы. Рассматривание иллюстраций. Определение объекта, называние, дифференциация объектов. Составление рассказа с опорой на иллюстрации Зарисовка объекта природы в тетрадь Грибы. 1 Нахождение и называние объекта природы по описанию Чтение текста, ответы на вопросы. Рассматривание иллюстраций. Называние объекта, дифференциация объектов: съедобные и Съедобные и ядовитые грибы, ягоды. Зарисовка. Составление рассказа о ядовитые. правилах сбора грибов. Разучивание названий грибов и ягод. Сравнение внешнего вида Профилактика Нахождения несоответствия, выбор иллюстрации. Формулировка отравлений правил поведения. Запись в тетрадь Правила поведения в лесу Животные Дикие обитатели леса: кабан, лось, Животные. 1 заяц. Внешний вид, питание, Охрана Составление рассказа по плану. Чтение текста, ответы на повадки, образ жизни, детеныши. животного мира Приспособление диких животных к Дикие и природным условиям. домашние Рассматривание иллюстраций. Называние объектов. вопросы по тексту. Зарисовка объектов животного мира. 1 Чтение текста, ответы на вопросы. Рассматривание рисунков. Называние объектов. Составление Домашние животные: свинья, животные корова, кролик. Внешний вид, Сравнение описательного рассказа по картинке 1 питание, детеныши. Уход за животных: свинья домашними животными. картинок. Дифференциация и сравнение объектов. и кабан, кролик и Составление описательного рассказа по картинке, Сравнение диких и домашних заяц (по выбору). отгадывание загадок животных. Сходство и различия: Правила ухода за кабан - свинья, заяц - кролик. Выработка правил ухода за домашними животными, домашними запись правил в тетрадь Птицы. Внешний вид, питание, животными повадки, образ жизни. Птицы. Строение Зарисовка объекта 1 Строение гнезд, забота о птиц Рассматривание картинок, называние объектов. Чтение текста, ответы на вопросы. Рассматривание схемы потомстве. Птицы перелетные и строения птицы. Соотнесение двух иллюстраций зимующие: ласточка, дрозд, галка, Перелетные, дятел. Чтение текста, ответы на вопросы. Рассматривание 1 зимующие птицы Рассматривание картинок, называние объектов. Чтение текста, ответы на вопросы. Составление рассказа Хищные птицы: ястреб, коршун. (описательного, по схеме, по плану) Певчие птицы: соловей, жаворонок Человек природным условиям. домашние рисунков. Называние объектов. Составление Домашние животные: свинья, животные корова, кролик. Внешний вид, Сравнение питание, детеныши. Уход за животных: свинья домашними животными. и кабан, кролик и Сравнение диких и домашних заяц (по выбору). животных. Сходство и различия: Правила ухода за описательного рассказа по картинке 1 Чтение текста, ответы на вопросы. Рассматривание картинок. Дифференциация и сравнение объектов. Составление описательного рассказа по картинке, отгадывание загадок Выработка правил ухода за домашними животными, кабан - свинья, заяц - кролик. домашними запись правил в тетрадь Птицы. Внешний вид, питание, животными повадки, образ жизни. Птицы. Строение Зарисовка объекта 1 Строение гнезд, забота о птиц текста, ответы на вопросы. Рассматривание схемы потомстве. Птицы перелетные и строения птицы. Соотнесение двух иллюстраций зимующие: ласточка, дрозд, галка, Перелетные, дятел. Рассматривание картинок, называние объектов. Чтение 1 зимующие птицы Рассматривание картинок, называние объектов. Чтение текста, ответы на вопросы. Составление рассказа Хищные птицы: ястреб, коршун. (описательного, по схеме, по плану) Певчие птицы: соловей, жаворонок Человек Плоды и семена Лесные ягоды 1 Чтение текста, ответы на вопросы. Рассматривание иллюстраций. Определение объекта, называние, дифференциация объектов. Составление рассказа с опорой на иллюстрации Зарисовка объекта природы в тетрадь Нахождение и называние объекта природы по описанию Грибы. 1 Чтение текста, ответы на вопросы. Рассматривание иллюстраций. Называние объекта, дифференциация объектов: съедобные и Съедобные и ядовитые грибы, ягоды. Зарисовка. Составление рассказа о ядовитые. правилах сбора грибов. Разучивание названий грибов и ягод. Сравнение внешнего вида Профилактика Нахождения несоответствия, выбор иллюстрации. Формулировка отравлений правил поведения. Запись в тетрадь Правила поведения в лесу Животные Дикие обитатели леса: кабан, лось, Животные. 1 заяц. Внешний вид, питание, Охрана Составление рассказа по плану. Чтение текста, ответы на повадки, образ жизни, детеныши. животного мира Приспособление диких животных к Дикие и Рассматривание иллюстраций. Называние объектов. вопросы по тексту. Зарисовка объектов животного мира. 1 Чтение текста, ответы на вопросы. Рассматривание 2 Проведение опыта. Чтение текста, ответы на вопросы. Дыхание человека. Элементарные Человек. Дыхание представления о строении и работе человека Рассматривание рисунков, называние объектов. легких. Профилактика Словарная работа: трахея, бронхи, легкие. Температура тела человека. простудных Рассматривание схемы: показ и называние объектов. Градусник и его назначение. заболеваний Называние и запоминание правил гигиены дыхания. Профилактика простудных Чтение стихотворений заболеваний. Дифференциация времен года, соотнесение видов одежды со временем года Сердце, кровь. Элементарные представления о строении и работе сердца. Пульс. Кровь 1 Рассматривание картинок. Составление рассказа по картинке. Окружающая среда и здоровье человека. Составление правил оказания помощи при порезах Питание человека. Употребление в пищу овощей, фруктов, молочных продуктов, Сердце 1 мяса. Приготовление и хранение пищи. Чтение текста, ответы на вопросы. Рассматривание картинок. Составление рассказа по картинке. Проведение практической Профилактика пищевых отравлений Чтение текста, ответы на вопросы. Выборочное чтение. работы Пульс 1 Чтение текста, ответы на вопросы. Рассматривание Поведение во картинок. Составление рассказа по картинке. Проведение время болезни. практической работы. Отгадывание загадки Вызов врача из Практическая отработка навыков телефонных разговоров. поликлиники Разучивание фраз. Игра «Вызов врача из поликлиники». Запись телефонов экстренной помощи в тетрадь Окружающая 1 Чтение текста, ответы на вопросы. Рассматривание среда и здоровье картинок. Составление рассказа по иллюстрациям, человека сравнение иллюстраций Питание человека 1 Чтение текста, ответы на вопросы. Рассматривание картинок, называние объектов. Запоминание правил хранения продуктов Тематическое планирование « Мир природы и человека» в 4 классе. ( 1 час в неделю) № темы 1. Тема урока Кол-во часов, отводимое на освоение каждой темы Сезонные изменения в природе Влияние Солнца на смену времен года. Признаки осени i 2. Растения и животные осенью i 3. Признаки зимы i Основные виды деятельности обучающихся на уроке Рассматривание рисунка. Составление рассказа по схеме Чтение текста учебника. Нахождение в тексте и название осенних месяцев, признаков осени. Определение по рисункам признаков осени. Составление рассказа об осенних месяцах Сравнение рисунков, нахождение различий. Объяснение причин признаков осени. Нахождение и название знакомых цветов, овощей. Составление рассказа об использовании овощей. Чтение текста. Нахождение объектов на рисунке. Чтение вопросов, построение ответов. Разгадывание загадок. Нахождение и показ на рисунке знакомых объектов Рассматривание рисунка. Определение признаков зимы. Объяснение схем. Чтение текста, ответы на вопросы. Составление рассказа о зимних месяцах с опорой на рисунки 4. Растения и животные зимой i Сравнение рисунков. Составление описательного рассказа. Нахождение объектов по заданию. Прослушивание и чтение текста. Нахождение ответа на вопросы в тексте учебника. Рассматривание объектов на рисунке. Называние знакомых объектов. Составление рассказа о жизни растений и животных зимой 5. Труд людей зимой 1 6. 7. Растения и животные зимой Труд людей осенью и весной Ответы на вопросы по рисункам. Чтение текста. Словарная работа (ветеринар). Составление рассказа по рисункам 1 Определение признаков весны по рисункам. Наблюдение за погодой. Работа по схемам. Чтение рассказа. Определение свойств объекта по рисунку с доказательством выбора. Отгадывание загадок. Сравнение рисунков. Отработка названий весенних цветов. Нахождение в тексте объектов природы. Составление рассказа по рисункам. Зарисовка муравейника в тетрадь. Название детенышей животных 1 Рассматривание рисунков. Определение объектов на рисунке. Составление рассказа о труде людей. Разучивание стихотворения. Составление рассказа о весне, осени по рисункам. Прослушивание текста, ответы на вопросы. Словарная работа (многолетние растения, садовые инструменты). Практическая работа на пришкольном участке (сгребание листвы). Правила безопасного использования садового инструмента 8. 9. Растения и животные летом Труд людей летом 1 Нахождение признаков объекта по рисункам. Работа со схемами. Чтение рассказа, ответы на вопросы. Нахождение в тексте определений явлений природы. Определение весенних месяцев по рисункам, знакомых растений. Определение и разучивание названий растений сада и огорода. Зарисовка растений. Работа со стихотворным текстом. Называние знакомых насекомых. Нахождение знакомых насекомых на рисунках. Составление рассказа о животных с опорой на рисунки, по опорному плану. Составление рассказа о ферме 1 Нахождение объекта на рисунке (газонокосилка, коса, сенокосилка). Чтение рассказа, ответы на вопросы по тексту. Составление рассказа о работе людей летом. Чтение стихотворения, нахождение ответа на вопрос в тексте. Составление рассказа о правилах купания. Запись предложения в тетрадь 10. Почва. Состав почвы Неживая природа 1 Показ объекта природы (планета Земля) на рисунке. Чтение текста учебника, ответы на вопросы по тексту. Работа с рисунками (нахождение и показ объектов, сравнение объектов). Словарная работа (перегной, плодородный). Чтение текста учебника, нахождение ответов в тексте. Нахождение объекта на рисунке 11. 12. Обработка почвы. Правила обращения с садовым инструментом Песок и глина 1 Чтение текста учебника. Составление рассказа по рисункам об обработке земли в огороде, поле. Запись в тетрадь названий садовых инструментов. Практическая работа на пришкольном участке (перекапывание почвы) Рассматривание и отбор садового инструмента (натуральных объектов). Определение, чем могут быть опасны садовые инструменты. Формулировка правил обращения с садовым инструментом. Запись правил в тетрадь. Зарисовка садового инструмента 1 Опыт: свойства песка (пропускает воду, сыпуч). Чтение текста учебника. Составление рассказа о песке с использованием текста учебника. Работа с рисунками (использование песка). Опыт: свойства глины (не пропускает воду, пластичная, можно использовать для лепки). Чтение текста учебника. Составление рассказа о глине с использованием текста учебника. Работа с рисунками (использование глины). Изготовление поделки из глины 13. Рельеф. Горы, холмы, равнины, овраги 1 Показ на рисунке объектов природы (горы, холмы, вершина). Чтение текста учебника, ответы на вопросы. Сравнение гор, холмов, нахождение сходства и различий. Зарисовка в тетради гор и холмов, подпись названий Словарная работа (равнины, овраги). Рассматривание объектов природы (равнины, овраги) на рисунках, ответы на вопросы. Зарисовка в тетради объектов природы (равнина, овраг) Живая природа. Растения 14. Растения. Огород 1 Показ объекта на рисунке (поле, огород). Перечисление инструментов для перекопки земли. Беседа об овощах. Словарная работа (корнеплоды, овощеводы, теплица). Чтение текста учебника, нахождение ответов на вопросы в тексте 15. Лес. Ориентировка в лесу 1 Чтение текста учебника, нахождение ответов в тексте. Перечисление названий лиственных и хвойных деревьев. Запись в тетрадь. Словарная работа (многолетние, однолетние, клумбы, цветоводы). Нахождение на рисунке объектов природы, определение знакомых и незнакомых объектов, их перечисление. Объяснение выбора объекта природы по признаку (деревья). Разгадывание загадок. Дифференциация предметов по признаку (деревья, кустарники) Упражнения на ориентировку в пространстве (определение право, лево, сзади, спереди). Рассматривание приборов для ориентировки в пространстве (компас). 16. Сад. Растения культурные и дикорастущие 1 Чтение текста учебника. Показ садовых инструментов на рисунках, определение их предназначения. Запись названий садового инструмента в тетрадь, зарисовка одного инструмента. Составление рассказа о правилах использования садового инструмента на основе рисунков и текста Нахождение определения дикорастущих и культурных растений, ответов на вопросы в тексте учебника. Сравнение рисунков. Словарная работа (культурные, дикорастущие, сорт). Рассматривание натуральных объектов (яблок разных сортов, семян). Описание по внешнему виду. Чтение этикеток. Ответы на вопросы 17. Лекарственные растения. Красная книга 1 Слушание текста учебника, нахождение ответов в тексте учебника. Знакомство с лекарственными растениями (чтение названия и информации на аптечной упаковке), способом их применения, сроком годности Чтение рассказа учебника, ответы на вопросы. Рассматривание иллюстраций о редких видах растений и животных, их описание по внешнему виду. Зарисовка в тетради одного объекта. Запись названия 18. Растения полей. Поле в разное время года 1 Нахождение знакомых объектов на рисунках, ответы на вопросы. Объяснение пословицы. Рассматривание натуральных объектов. Составление рассказа об изготовлении продуктов питания из муки. Словарная работа (жатва, зернохранилище, озимые, соломина, колос, метелка). Чтение текста (работа в поле в 19. разное время года), беседа по рисункам. Отгадывание загадок. Сравнение двух объектов (пшеница и рожь; овес и гречиха). Изготовление поделки из соломы Парки 1 Прогулка (экскурсия) в парк. Словарная работа (парк, аллея, сквер). Описание парка (сквера). Называние известных парков, расположенных вблизи местожительства Животные 20. Домашние животные: лошадь, корова 1 Чтение названий животных в тексте учебника. Показ на рисунке знакомых животных. Чтение рассказа в учебнике, ответы на вопросы. Составление рассказа об известном животном. Рассматривание рисунка с изображением лошади, коровы. Выделение частей тела. Описание животного по плану. Словарная работа (скакун, тяжеловоз). Составление рассказа об использовании лошади, коровы человеком 21. Свинья, овца. Правила ухода за домашними животными 1 Рассматривание рисунков с изображением овцы, свиньи. Выделение частей тела. Описание животного по плану. Составление рассказа об использовании овцы, свиньи человеком. Зарисовка домашнего животного Рассматривание предметов ухода за домашними животными. Запись названий предметов в тетрадь. Составление правил ухода за домашними животными по вопросам. Чтение текста. Ответы на вопросы по тексту 22. 23. 1 Птицы. Польза и вред птиц. В одоплавающие птицы Показ частей тела птиц. Составление описательного рассказа по плану. Рассматривание и называние знакомых объектов на рисунках. Сравнение птиц по внешнему виду, среде обитания. Составление рассказа по вопросам о пользе и вреде птиц. Рассматривание скворечника, кормушек, объяснение их назначения. Чтение текста учебника. Ответы на вопросы по тексту. Изготовление (в домашних условиях) кормушки для птиц. Словарная работа (водоплавающие птицы). Дикие и домашние животные 1 Рассматривание птиц на рисунках. Показ и называние знакомых объектов (утка, селезень). Словарная работа (утка, селезень). Запись названий птиц в тетрадь. Определение птиц по контуру. Зарисовка контура птицы Нахождение птиц на рисунках. Составление описательного рассказа. Словарная работа (курица, петух, цыплята). Определение значения курицы для человека. Сравнение диких и домашних птиц. Нахождение сходства и различий. Чтение текста учебника. Нахождение ответов на вопросы в тексте учебника 24. 25. Насекомые. Человек. Мозг человека 1 Нахождение известных насекомых на рисунках. Чтение Человек 1 Показ на схеме частей тела человека. Чтение текста учебника. Рассматривание рисунков, ответы на вопросы. Сравнение мозга собаки и лягушки по рисункам 26. 27. Профилактика травм головного мозга Режим дня. Часы 1 Чтение текста учебника. Определение правил профилактики травм. Запись правил профилактики в тетрадь. Объяснение по рисункам правильного и неправильного поведения. Зарисовка иллюстрации правильного поведения 1 Работа со схемой частей суток. Определение занятий в разное время суток. Чтение текста учебника. Выделение ответов на вопросы в тексте учебника. Составление рассказа о любимом занятии вечером. Рассматривание часов. Определение предназначения часов (будильник, настенные, ручные, песочные). Практическая работа по определению времени. Составление режима дня, запись в тетрадь 28. 29. 30. Профилактика переутомления Загрязнение воздуха, воды, почвы Заповедник. Зоопарк (по выбору) 1 Практическое разучивание физкультминутки для профилактики переутомления. Запись комплекса гимнастики в тетрадь 1 Выявление причин загрязнения воздуха по рисункам. Определение действий человека по очистке воздуха. Придумывание пиктограмм, условных знаков, запрещающих загрязнение воздуха. Чтение текста учебника, выделение ответов на вопросы. Выявление причин загрязнения воды по рисункам. Определение действий человека по очистке воды. Придумывание пиктограмм, условных знаков, запрещающих загрязнение воды. Чтение текста учебника, выделение ответов на вопросы. Выявление причин загрязнения почвы по рисункам 1 Определение понятия заповедник. Чтение понятия в тексте. Запись понятия в тетрадь. Составление рассказа о занятиях людей, работающих в заповедниках, лесничествах. Словарная работа (заповедник, лесничество) Экскурсия в зоопарк. Слушание рассказа учителя о животных зоопарка. Рассматривание объектов, зарисовка в тетрадь 31. Правила поведения в быту, в школе Безопасное поведение 2 Определение правильного поведения по иллюстрациям. Составление рассказа о безопасном поведении. Выбор правильного поведения в стихотворном тексте. Заучивание телефонов экстренной помощи. Правила поведения при беседе по телефону. Игра «Телефонный звонок». Ответы на вопросы. Разыгрывание ситуаций по правилам поведения в школе. Составление рассказа по правилам поведения в школе. Рисунок «Как правильно вести себя на уроке. 32. ПДД. Дорога. Пешеходный переход 1 Определение частей дорог по рисунку. Работа с опорными словами (проезжая часть, полоса движения, трамвайные пути, тротуар). Ответы на вопросы. Чтение и разучивание правил поведения на дороге. Практическая отработка правил поведения на дороге. Рассматривание иллюстраций. Нахождение предложения в тексте по заданию учителя. Экскурсия «Пешеходный переход». Практическая отработка навыков перехода дороги по пешеходному переходу, светофору. 33. Транспорт. Мы - пассажиры 1 Прослушивание текста. Работа с опорными словами (пассажирский транспорт, автобус, троллейбус, трамвай, метро, водитель, кондуктор). Нахождение объектов на иллюстрациях. Чтение правил поведения в общественном транспорте. Практическая отработка правил поведения транспорте и общественных местах (экскурсия) ИТОГО ПО КУРСУ: 34 часа (1 час в неделю)