Теория и практика написания сочинения универсальный

Пояснительная записка
Элективный курс «Теория и практика написания сочинения» составлен на основе
федерального компонента государственного стандарта среднего общего образования и
Примерной программы среднего общего образования по русскому языку.
Курс рассчитан на учащихся 11 класса, которым предстоит писать
экзаменационное сочинение, являющееся одним из этапов допуска к сдаче ЕГЭ, а также
написание сочинения в рамках ЕГЭ в конце учебного года.
Курс состоит из двух разделов: в первом полугодии учащимся предлагается
изучение требований по написанию сочинения, которое является допуском к итоговой
государственной аттестации. Во втором полугодии
внимание
акцентировано на
написании
сочинения - рассуждения, соответствующего требованиям написания
сочинения на ЕГЭ по русскому языку.
В процессе освоения курса учащиеся получат навыки анализа художественных
произведений, познакомятся с теоретическим материалом, терминами и принципами
создания собственного текста по законам классического сочинения, а также смогут
создавать свой текст определённой модели, соответствующий требованиям ЕГЭ,
анализировать творческие образцы сочинений и рецензировать их.
Теоретические знания, полученные в процессе обучения, закрепляются при
выполнении практических заданий, непрерывного тренинга выявления стилевых
особенностей различных текстов и выбора собственных композиционных решений для
сочинения, что является залогом самостоятельной успешной работы над
экзаменационным сочинением.
Специфика курса заключается в том, что он содержит методику подготовки к
написанию сочинения, систематизированные теоретические сведения о структуре и
компонентах сочинения –рассуждения и подобранные к ним задания.
Изучение данного курса тесно связано с такими дисциплинами как русский
язык и литература.
Целью прохождения настоящего курса является создание условий для
формирования у
обучающихся ключевых коммуникативных компетентностей,
необходимых для успешной социализации личности, содействие успешной сдачи ЕГЭ по
русскому языку.
В ходе ее достижения решаются задачи:
 способствовать развитию коммуникативной компетенции обучающихся;
 сформировать систему теоретических сведений о структуре и компонентах
сочинения-рассуждения;
 совершенствовать умения интерпретировать содержание исходного текста;
последовательно, логично выражать мысли в письменной и устной форме;
выражать свои мысли грамотно, последовательно, связно, с соблюдением языковых норм;
уметь создавать свой текст определённой модели, соответствующий требованиям ЕГЭ;
анализировать творческие образцы сочинений и рецензировать их;
Формы организации учебного процесса:
Программа предусматривает проведение уроков- лекций, уроков применения
знаний на практике, уроков комплексного применения знаний. Освоение курса

предполагает, помимо посещения основных занятий, выполнение домашних заданий.
Особое место в овладении данным курсом отводится самостоятельной работе.
Основные организационные формы вовлечения учащихся в учебную
деятельность:
 работа под руководством учителя (усвоение и закрепление теоретического
материала,
составление текстов типа рассуждения);
самостоятельная работа;
индивидуальная работа.
Организация занятий предусматривает создание благоприятных эмоциональноделовых отношений, организацию самостоятельной познавательной деятельности
учащихся, направленной на развитие самостоятельности как черты личности.
Прогнозируемый результат:
Программа элективного курса предусматривает обучение конструированию текста
типа рассуждения, развитие умения понимать и интерпретировать прочитанный текст,
создавать своё высказывание, уточняя тему и основную мысль, формулировать
проблему, выстраивать композицию, отбирать языковые средства с учётом стиля и
типа речи.
.
Основные требования к результатам учащихся:
В результате изучения курса обучающийся должен знать:
 теоретические сведения о структуре и компонентах сочинения-рассуждения;
должен уметь

интерпретировать содержание исходного текста;
 уметь последовательно, логично выражать мысли в письменной и устной форме;
 выражать свои мысли грамотно, последовательно, связно, с соблюдением
языковых норм;
 уметь создавать свой текст определённой модели
анализировать творческие образцы сочинений и рецензировать их.
владеть:
коммуникативной компетенцией, предполагающей овладение всеми видами
речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи,
компетенции, необходимой для использовании языка в жизненно важных сферах,
жанрах и ситуациях общения.
Содержание программы:
Раздел 1
Требования к композиции и структуре классического сочинения. Понятия текста,
темы, идеи, литературного образа, сюжета, пафоса произведения.
Роль ключевых слов в создании собственного текста: хронологический и
тематический способ построения сочинения.
Жанровые особенности исходных текстов.
Композиционные узлы создаваемого текста.
Введение: историческое, аналитическое, биографическое,
сравнительное,
обществоведческое.
Подбор материала для аргументации. Типы аргументов. Эксплицитная и
имплицитная формы высказывания.
Отработка навыков по подбору материала.
Композиционные узлы создаваемого текста.

Выводы и заключение.
Смысловая цельность и логическая последовательность изложения: смысловые
и логические особенности абзаца, лексические связи между предложениями.
Практическая работа: создание текста, отвечающего требованиям логической
последовательности и смысловой цельности.
Стили речи и типы речи: требования к стилистической цельности создаваемого
текста.
Отработка навыков по продолжению текста в определенной стилевой
направленности.
Раздел 2
Введение. Новые требования к написанию сочинения. Формулировка задания с
развёрнутым ответом ЕГЭ по русскому языку. Шкала оценивания заданий с
развернутым ответом. Термины, встречающиеся в формулировке задания в критериях
оценивания. Этапы выполнения задания с развернутым ответом.
Как правильно понять исходный текст. Виды текста. Информативность текста.
«Расшифровка» информации текста. Роль вступления и заключения в сочинении рассуждении. Форма вступления. Форма заключения.
Формулировка основной проблемы исходного текста. Что такое проблема текста?
Проблемы в художественных и публицистических текстах. Типичные ошибки, связанные
с пониманием и формулировкой проблемы.
Комментируем основную проблему текста.
Комментарий – результат исследования. Способ развития мысли. Построение
логической схемы по тексту. Типичные ошибки.
Позиция автора и способы её выражения. Определение авторской позиции.
Круг рассматриваемых вопросов в тексте. Изобразительно-выразительные средства языка
для понятия авторской позиции.
Языковой анализ текста как способ определения авторской позиции. Цель
языкового анализа исходного текста. Средства выразительности, их роль. Типичные
ошибки в определении позиции автора текста.
Определение собственного мнения по проблеме, аргументация своей позиции.
Логические приемы мышления. Типы аргументации в изложении собственной позиции.
Понятие и образ, образ и понятие на основе сходства по смыслу. Типичные ошибки.
Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения. Цель
вступления.
Цель заключения. Точность и выразительность речи. Типичные ошибки.
Экспертная оценка сочинения. Проверка работы и исправление ошибок. Типы
ошибок.

Тематическое планирование,
в том числе с учетом рабочей программы воспитания с указанием
количества часов, отводимых на освоение программы
11 класс – 1 час в неделю (34 часа)
Структура курсов
Содержание. 11
класс
Раздел 1.

Кол-во часов
13 часов

Деятельность учителя с учетом Программы
воспитания
1.Освоение видов деятельности по получению

Итоговое
сочинение как
допуск к ЕГЭ

нового знания в рамках учебного предмета, его
преобразованию и применению в учебных,
учебно-проектных и социально-проектных
ситуациях, с появлением интереса к
теоретическим проблемам, к способам познания и
учения, к самостоятельному поиску учебнотеоретических проблем, способности к
построению индивидуальной образовательной
траектории;
2.Проектирование ситуаций и событий,
развивающих эмоционально-ценностную сферу
ребенка (культуру переживаний и ценностные
ориентации ребенка).
3. Воспитание внимательного, бережного
отношения к слову, тексту.

Раздел 2.
Сочинение –
рассуждение на
ЕГЭ по русскому
языку.

21 час

ИТОГО

34 часа

№
урока
1

1. Формирование у обучающихся системы
значимых социальных и межличностных
отношений, ценностно-смысловых установок,
отражающих личностные и гражданские позиции в
деятельности, ценностных ориентаций,
мировоззрения как системы обобщенных
представлений о мире в целом, об окружающей
действительности, других людях и самом себе,
готовности руководствоваться ими в деятельности;
2. Инициирование и поддержка исследовательской
деятельности обучающихся в рамках реализации
ими индивидуальных и групповых
исследовательских проектов, с целью
приобретения навыков самостоятельного решения
теоретической проблемы, генерирования и
оформления собственных идей, уважительного
отношения к чужим идеям, публичного
выступления перед аудиторией, а также
аргументирования и отстаивания своей точки
зрения.

Тема урока

5

Раздел 1. Требования к композиции и структуре классического сочинения. Понятия
текста, темы, идеи, литературного образа, сюжета, пафоса произведения
Роль ключевых слов в создании собственного текста: хронологический и
тематический способ построения сочинения.
Жанровые особенности исходных текстов.
Композиционные узлы создаваемого текста. Введение: историческое,
аналитическое, биографическое, сравнительное, обществоведческое.
Подбор материала для аргументации. Типы аргументов.

6

Формы высказывания. Отработка навыков по подбору материала.

2
3
4

16

Композиционные узлы создаваемого текста. Заключение – вывод и заключение следствие.
Смысловая цельность и логическая последовательность изложения: смысловые и
логические особенности абзаца, лексические связи между предложениями.
Практическая работа: создание текста, отвечающего требованиям логической
последовательности и смысловой цельности
Практическая работа: создание текста, отвечающего требованиям логической
последовательности и смысловой цельности
Стили речи и типы речи: требования к стилистической цельности создаваемого
текста.
Отработка навыков по продолжению текста в определенной стилевой
направленности.
Отработка навыков по продолжению текста в определенной стилевой
направленности.
Раздел 2. Специфика написания сочинения на ЕГЭ по русскому языку. Критерии
оценивания.
Текст. Как правильно понять исходный текст
.
Проблема текста. Способы выявления проблемы и ее формулировки.

17

Практикум. Выявляем проблемы исходного текста.

18

Практикум. Выявляем проблемы исходного текста.

19

Комментарий к проблеме исходного текста.

20

Практикум. Комментируем проблему исходного текста.

21

Практикум. Комментируем проблему исходного текста.

22
23

25

Связи и смысловые отношения между примерами-комментариями.
Практикум. Выявляем связи и смысловые отношения между примерамикомментариями.
Практикум. Выявляем связи и смысловые отношения между примерамикомментариями.
Позиция автора и способы ее выражения.

26

Практикум. Выявляем позицию автора.

27

Практикум. Выявляем позицию автора.

28
29
30
31
32

Аргументация собственной позиции.
Практикум. Аргументируем собственное мнение по проблеме исходного текста.
Практикум. Аргументируем собственное мнение по проблеме исходного текста.
Композиция сочинения и его речевое оформление.
Композиция сочинения и его речевое оформление.

33

Поработаем экспертами. Рецензирование работ.

34

Поработаем экспертами. Рецензирование работ.

7
8
9
10
11
12
13
14
15

24

Формы контроля: письменные работы творческого характера, зачёт.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

ВНИМАНИЕ!

Срок действия лицензии на использования программного обеспечения окончен 27.03.2024.
Для получения информации с сайта свяжитесь с Администрацией образовательной организации по телефону 8(81458)2-09-01

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».