Пояснительная записка Рабочая программа предмета «Инженерная графика» разработана для учеников 11 класса универсального профиля (базовый уровень) и составлена на основе: на основе: Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» Федеральные требования к образовательным учреждениям в части минимальной оснащенности учебного процесса и оборудования учебных помещений, утверждённые приказом Минобрнауки России от 04.10.2010г. №986. Федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования (Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 мая 2012 года № 413); Примерной основной образовательной программы среднего общего образования (одобрена решением федерального учебнометодического объединения по общему образованию, протокол от 28.06.2016 N 2/16-з); СанПиН 2.4.2.2821-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях" (утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. № 189, зарегистрированным в Минюсте России 3 марта 2011 г., регистрационный номер 19993); Курс направлен на достижение следующих целей, обеспечивающих реализацию личностно-ориентированного, когнитивно-коммуникативного, деятельностного подходов к обучению «Инженерная графика»: - развитие инновационной творческой деятельности в процессе решения прикладных задач; - овладение методами проектной деятельности, решения творческих задач, моделирования, конструирования; - овладение средствами и формами графического отображения объектов или процессов, правилами выполнения графической документации; - формирование умений устанавливать взаимосвязь знаний по разным предметам для решения прикладных учебных задач; - формирование представлений о мире профессий, связанных с изучаемыми технологиями, и их востребованностью на рынке труда; - приобщение школьников к графической культуре – совокупности достижений человечества в области освоения графических способов передачи информации. Реализация рабочей программы осуществляется с использованием рекомендованного Министерством образования и науки Российской Федерации учебником для общеобразовательных учреждений: Черчение / А.Д. Ботвинников, В.Н. Виноградов, И.С. Вышнепольский. 4-е издание – М.: АСТ: Астрель, 2010 г. Курс «Инженерная графика» в школе – составная часть трудового политехнического образования учащихся. Учебно-воспитательные задачи курса способствуют трудовой политехнической и профессиональной подготовке школьников, формированию основ графической грамоты, умению составлять чертежно-графическую документацию и сознательно ею пользоваться. Школьный курс «Инженерная графика»: - помогает школьникам овладеть одним из средств познания окружающего мира; - имеет большое значение для общего и политехнического образования учащихся; - приобщает школьников к элементам инженерно-технических знаний в области техники и технологии современного производства; - содействует развитию графической культуры, познавательных способностей обучающихся, творческих качеств личности через решение разнообразных графических задач, направленных на формирование технического, логического, абстрактного и образно-пространственного мышления. Кроме того, занятия инженерной графикой оказывают большое влияние на воспитание у школьников самостоятельности и наблюдательности, аккуратности и точности в работе, являющихся важнейшими элементами общей культуры труда; благоприятно воздействуют на формирование эстетического вкуса учащихся, что способствует разрешению задач их эстетического воспитания. Большая часть учебного времени при освоении курса «Инженерная графика» выделяется на упражнения и самостоятельную работу. При выполнении упражнений учащиеся знакомятся с названиями деталей, их назначением, характером работы, связью с другими деталями и механизмами, с материалами, из которого они изготовлены, а также получают некоторые сведения об их изготовлении. В основу курса «Инженерная графика» для 11 класса положены такие принципы, как: 1. Развитие у учащихся умений воспринимать и ценить качество окружающего мира, формирование позитивного преобразующего отношения к окружающей действительности. 2. Обеспечение возможностей для профессионального самоопределения и прикладной творческой деятельности учащихся. 3. Развитие образного мышления учащихся на основе анализа формы предметов и её конструктивных особенностей, мысленного воссоздания пространственных образов предметов по проекционным изображениям, словесному описанию и пр. 4. Развитие динамического пространственного представления и образного мышления учащихся, их интеллекта, приобщение к культуре графического труда, развитие творческого потенциала в процессе решения разноплановых графических задач. 5. ориентированность на практику - поиск нужной информации, отбор содержания, планирование деятельности и применение полученных знаний на практике по правилам решения графических задач как репродуктивного, так и творческого характера; работа по решению творческих задач, требующих применения знаний в нестандартных заданиях. В соответствии с учебным планом (в том числе часов для проведения практических и графических работ) рассчитана на 1 час в неделю в каждом классе, что составляет 34 часа в год в 11 классе. Данное количество часов, содержание предмета полностью соответствует варианту авторской программы А.Д. Ботвинников, И.С. Вышнепольский, В.А. Гервер, М. М. Селиверстов по курсу «Черчение» для общеобразовательных учреждений, рекомендованной Министерством образования и науки РФ. Учебная литература 1. 1. А.Д.Ботвинников, В.Н.Виноградов, И.С.Вышепольский. Черчение. Учебник для общеобразовательных учреждений 4-е издание доработанное. Москва, «Астрель», 2010 год. 2. Занимательное черчение на уроках и внеклассных занятиях/авт.-сост. С.В. Титов.-Волгоград: Учитель, 2006.-210с. 3. Подшибякин В В Черчение. Практикум. – Саратов: Лицей, 2006.-144с. 4. Боголюбов С.К. Инженерная графика. - М.: Машиностроение, 2004. 5. Практикума для довузовской подготовки по инженерной графике, составленного Т.В. Андрюшиной, Е.В.Руленковой - Новосибиркс: Изд-во Сибирского государственного университета путей сообщений (НИИЖТ), 2008. Учебно–методический комплект: 1. А.Д.Ботвинников, В.Н.Виноградов, И.С.Вышепольский. Черчение. Учебник для общеобразовательных учреждений 4-е издание доработанное. Москва, «Астрель», 2010 год. 2. Преображенская Н.Г. Черчение: Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений – М.: Вентана - Граф, 2004. 3. Г.Г.Ерохина. Поурочные разработки по черчению. Универсальное издание. Москва, «ВАКО». 2011 год. 4. Карточки-задания по черчению: В 2 ч. Ч 1.: Пособие для учителя / Степакова В.В., Анисимова Л.Н., Миначева Р.М. и др.; под ред.Степаковой В.В.-М.: Просвещение, 2004-160 с. 5. Карточки-задания по черчению: В 2 ч. Ч 2.: Пособие для учителя / Степакова В.В., Анисимова Л.Н., Гервер В.А. и др.; под ред. Степаковой В.В.М.: Просвещение,2005 - 64 с Интернет-ресурсы 1. Электронный ресурс «Общие требования к чертежам». Форма доступа: http://www. propro.ru; 2. Электронный ресурс «Инженерная графика». Форма доступа: http://www. informika.ru. Материально-технические и информационно-технические ресурсы: Пособия к уроку (модели, таблицы) Мультимедийные презентации по темам Графические и контрольные работы учащихся. Карточки задания Планируемые результаты учебного предмета «Инженерная графика» Личностные Основные личностные образовательные результаты, достигаемые в процессе подготовки школьников в области черчения: - развитие познавательных интересов и активности при изучении курса черчения; - воспитание трудолюбия и ответственности за качество своей деятельности; - овладение установками, нормами и правилами организации труда; - готовность и способность обучающихся к саморазвитию и личностному самоопределению на основе мотивации к обучению и познанию; - готовность и способность обучающихся к формированию ценностно-смысловых установок: формированию осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению и мировоззрению; - формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практике, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира; - формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками и взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной и творческой деятельности, готовности и способности вести диалог и достигать в нём взаимопонимания; - формирование освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; - развитие правового мышления и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам. Метапредметные Основные метапредметные образовательные результаты, достигаемые в процессе подготовки школьников в области черчения: - определение цели своего обучения, постановка и формулировка новых задач в учебе; - планирование пути достижения целей, в том числе альтернативных; - способность соотносить свои действия с планируемыми результатами, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся задачей; - умение оценивать правильность выполнения учебной задачи; - владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности; - способность определять понятия, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы; - организация учебного сотрудничества и совместной деятельности с учителем и сверстниками; работа индивидуально и в группе: умение находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение; - овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами; - формирование и развитие компетентности в области использования информационнокоммуникационных технологий; - использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве Интернета), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета. Предметные Основные предметные образовательные результаты, достигаемые в процессе подготовки школьников в области черчения: - приобщение к графической культуре как совокупности достижений человечества в области освоения графических способов передачи информации; - развитие зрительной памяти, ассоциативного мышления, статических, динамических и пространственных представлений; - развитие визуально – пространственного мышления; - рациональное использование чертежных инструментов; - освоение правил и приемов выполнения и чтения чертежей различного назначения; - развитие творческого мышления и формирование элементарных умений преобразования формы предметов, изменения их положения и ориентации в пространстве; - приобретение опыта создания творческих работ с элементами конструирования, в том числе базирующихся на ИКТ; - применение графических знаний в новой ситуации при решении задач с творческим содержанием (в том числе с элементами конструирования); - формирование стойкого интереса к творческой деятельности. Планируемые результаты Целью данного курса является обучение учащихся графической грамоте и элементам графической культуры. Важнейшие задачи курса – развитие образного мышления учащихся и ознакомление их с процессом проектирования, осуществляемого средствами графики. Изучение теоретического материала должно гармонично сочетаться с выполнением обязательных Выпускник научиться об истории зарождения графического языка и основных этапах развития чертежа; об использовании компьютеров и множительной аппаратуры в создании и изготовлении конструкторской документации; о форме предметов и геометрических тел (состав, размеры, пропорции) и положении предметов в пространстве; о видах изделий, конструктивных Выпускник получит возможность Целью данного курса является обучение учащихся графической грамоте и элементам графической культуры. Овладев базовым курсом в 11 классе, школьники должны научиться выполнять и читать комплексные чертежи (и эскизы) несложных деталей и сборочных единиц, их наглядные изображения; понимать и читать простейшие архитектурно-строительные чертежи, кинематические и графических работ. Выполнять графические изображения технологического оборудования технологических схем в ручной и машинной графике; Выполнять комплексные чертежи геометрических тел и проекции точек, лежащих на их поверхности, в ручной машинной графике; Выполнять чертежи технических деталей в ручной и машинной графике; Читать чертежи и схемы; Оформлять технологическую и конструкторскую документацию в соответствии с действующей нормативно-технической документацией. элементах деталей и составных частях сборочной единицы; о правилах оформления чертежей; о методах проецирования; о видах соединений; о чертежах различного назначения. основы прямоугольного проецирования на одну, две и три взаимно перпендикулярные плоскости и иметь - понятие о способах построения несложных аксонометрических изображений; изученные правила выполнения чертежей и приемы построения основных сопряжений. основные правила выполнения и обозначения сечений и разрезов; условные изображения и обозначения резьбы. иметь понятие об изображениях соединений деталей и об особенностях выполнения строительных чертежей. правильно пользоваться чертёжными инструментами; анализировать форму предметов в натуре и по их чертежам; электрические схемы простых изделий. Важнейшие задачи курса – развитие образного мышления учащихся и ознакомление их с процессом проектирования, осуществляемого средствами графики. Изучение теоретического материала должно гармонично сочетаться с выполнением обязательных графических работ. Законы, методы и приемы проекционного черчения; Правила выполнения и чтения конструкторской и технологической документации; Правила оформления чертежей, геометрические построения и правила вычерчивания технических деталей; Способы графического технологического оборудования и выполнения технологических схем; Требования стандартов Единой системы конструкторской документации (ЕСКД) и Единой системы технологической документации (ЕСТД) к оформлению выполнять геометрические и составлению чертежей и схем. построения; читать и выполнять чертежи, эскизы и наглядные изображения несложных предметов; наблюдать и анализировать форму несложных предметов; выполнять технический рисунок; выполнять технические чертежи несложной формы, выбирая необходимое количество видов, в соответствии с ГОСТами ЕСКД; читать чертежи несложных изделий; осуществлять преобразование простой геометрической формы детали с последующим выполнением чертежа видоизменённой детали; изменять положение предмета в пространстве относительно осей координат; выполнять необходимые разрезы и сечения; 11 класс Раздел 6. Сечения и разрезы. Общие сведения о сечениях и разрезах. Назначение сечений. Правила выполнения наложенных и вынесенных сечений. Обозначение сечений. Графическое изображение материалов на сечениях. Выполнение сечений предметов. Назначение разрезов. Правила выполнения разрезов. Различия между разрезами и сечениями. Простые разрезы (горизонтальные, фронтальные и профильные). Соединения части вида с частью разреза. Обозначение разрезов. Местные разрезы. Особые случаи разрезов. Сложные разрезы (ступенчатый и ломаный). Применение разрезов в аксонометрических проекциях. Тонкие стенки и спицы на разрезе. Другие сведения о сечениях и разрезах. Раздел 7. Определение необходимого количества изображений. Выбор количества изображений и главного изображения. Определение необходимого и достаточного числа изображений на чертежах. Выбор главного изображения. Условности и упрощения на чертежах. Чтение и выполнение чертежей, содержащих условности. Решение графических задач, в том числе творческих. Раздел 8. Сборочные чертежи. Общие сведения о соединении деталей. Разъемные соединения деталей: болтовые, шпилечные, винтовые, шпоночные и штифтовые. Ознакомление с условностями изображения и обозначения на чертежах неразъемных соединений (сварных, паяных, клеевых). Изображение и обозначение резьбы. Изображение резьбы на стержне и в отверстии. Обозначение метрической резьбы. Упрощенное изображение резьбовых соединений. Чертежи болтовых и шпилечных соединений. Чертежи шпоночных и штифтовых соединений. Общие сведения о сборочных чертежах изделий. Обобщение и систематизация знаний о сборочных чертежах (спецификация, номера позиций и др.), приобретенных учащимися в процессе трудового обучения. Изображения на сборочных чертежах. Порядок чтения сборочных чертежей. Штриховка сечений смежных деталей. Размеры на сборочных чертежах. Условности и упрощения на сборочных чертежах. Понятие о деталировании. Раздел 9. Чтение строительных чертежей. Основные особенности строительных чертежей. Понятие об архитектурно-строительных чертежах, их назначении. Разтличия между строительными чертежами и машиностроительными. Фасады. Планы. Разрезы. Масштабы. Размеры на строительных чертежах. Условные изображения дверных и оконных проемов, санитарно-технического оборудования. Чтение несложных строительных чертежей. Перечень упражнений и практических работ в 11 классе: - выбор необходимого сечения и его изображения. - определение названия материала по типу штриховки в сечениях. - выбор необходимого разреза и его изображения. - чтение и выполнение чертежей деталей с применением соединения половины вида и половины разреза. - выполнение и чтение чертежей резьбовых соединений. - выполнение и чтение чертежей нерезьбовых соединений. - выполнение чертежей (эскизов) деталей, имеющих резьбы. - решение творческих задач с элементами конструирования. Обязательный минимум графических работ в 11 классе: - эскиз детали с выполнением сечений. - эскиз детали с выполнением необходимого разреза. - чертеж детали с применением разреза (по одному или двум видам детали). - эскиз с натуры (с применением необходимых разрезов, сечений и других условностей и упрощений). - чертеж резьбового соединения. - чтение сборочных чертежей (с выполнением технических рисунков 1—2 деталей). - деталирование (выполняются чертежи 1—2 деталей). - решение творческих задач с элементами конструирования (контрольная). - чертёж плана своего дома (квартиры). Тематическое планирование, в том числе с учетом рабочей программы воспитания с указанием количества часов, отводимых на освоение программы Раздел Тема Количество часов 11 кл. 2 1. Чертежи в системе прямоугольных проекций 2. Сечения и разрезы. 13 3. Сборочные чертежи. 11 4. Определение необходимого количества изображений 2 5. Чтение строительных чертежей 4 Деятельность учителя с учетом Программы воспитания 1. Освоение видов деятельности по получению нового знания в рамках учебного предмета, его преобразованию и применению в учебных, учебнопроектных и социально-проектных ситуациях, с появлением интереса к теоретическим проблемам, к способам познания и учения, к самостоятельному поиску учебно-теоретических проблем, способности к построению индивидуальной образовательной траектории. 1.Формирование графической культуры учащихся, готовности к профессиональному самоопределению с учетом усвоенных знаний по предмету; 2. Развитие образно пространственного мышления; 3. Развитие конструкторских, технических способностей обучающихся. 1.Формирование у учащихся технического мышления, пространственных представлений, а также способностей к познанию техники с помощью графических изображений. 1..Формирование умения применять графические знания в новых ситуациях; 2. Развитие статических и динамических пространственных представлений, образного мышления на основе анализа формы предметов и ее конструктивных особенностей, мысленного воссоздания пространственных образов предметов по проекционным изображениям, словесному описанию и пр.; научить самостоятельно пользоваться учебными материалами. 1.Формирование у обучающихся технического мышления, пространственных представлений, а также способностей к познанию техники с помощью графических изображений. 6 Практические задания. 1 Итого 1.Самоидентификация посредством личностно и общественно значимой деятельности, социального и гражданского становления, осознанного выбора профессии, понимание значения профессиональной деятельности для человека и общества, в том числе через реализацию образовательных программ, входящих в основную образовательную программу; 34 11 класс № п/п 1 2 3-4 5 6 7-8 9 10 11 12 13 14 15 16 17-18 19 Тема урока Повторение сведений о способах проецирования. Сечения и разрезы Сведения о сечениях и разрезах. Назначение сечений. Правила выполнения сечений. Графическая работа №12 по теме «Эскиз детали с выполнением сечений». Назначение разрезов. Правила выполнения разрезов. Соединение вида и разреза. Другие сведения о разрезах и сечениях. Графическая работа №13 по теме «Эскиз детали с выполнением необходимого разреза». Графическая работа №14 по теме «Чертёж детали с применением разреза». 7. Определение необходимого количества изображений. Выбор необходимого количества изображений и главного изображения. Условности и упрощения на чертежах. Практическая работа №15 по теме «Чтение чертежей». Графическая работа №16 по теме «Эскиз с натуры». 8. Сборочные чертежи Общие сведения о соединениях деталей. Изображение и обозначение резьбы. Чертежи болтовых и шпилечных соединений. Графическая работа №17 по теме «Чертежи резьбового соединения». 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 Чертежи шпоночных и штифтовых соединений. Общие сведения о сборочных чертежах изделий. Порядок чтения сборочных чертежей. Условности и упрощения на сборочных чертежах. Практическая работа № 18 по теме «Чтение сборочных чертежей». Понятие о деталировании. Графическая работа №19 по теме «Деталирование». Практическая работа № 20 по теме «Решение творческих задач с элементами конструирования». 9. Чтение строительных чертежей Основные особенности строительных чертежей. Условные изображения на строительных чертежах. Порядок чтения строительных чертежей. Практическая работа №21 по теме «Чтение строительных чертежей». Графическая работа №22 по теме «Выполнение чертежа детали по чертежу сборочной единицы». Разновидности графических изображений. Применение компьютерных технологий выполнение графических работ. Повторение.