Пояснительная записка
Рабочая программа предмета «Инженерная графика» разработана для
учеников 11 класса универсального профиля (базовый уровень) и составлена
на основе:
на основе:
Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ
«Об
образовании в Российской Федерации»
Федеральные требования к образовательным учреждениям в
части минимальной оснащенности учебного процесса и оборудования
учебных помещений, утверждённые приказом Минобрнауки России от
04.10.2010г. №986.
Федерального государственного образовательного стандарта
среднего общего образования (Приказ Министерства образования и науки
РФ от 17 мая 2012 года № 413);
Примерной основной образовательной программы среднего
общего образования (одобрена решением федерального учебнометодического объединения по общему образованию, протокол от 28.06.2016
N 2/16-з);
СанПиН
2.4.2.2821-10
"Санитарно-эпидемиологические
требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных
учреждениях" (утверждены постановлением Главного государственного
санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. № 189,
зарегистрированным в Минюсте России 3 марта 2011 г., регистрационный
номер 19993);
Курс направлен на достижение следующих целей, обеспечивающих
реализацию личностно-ориентированного, когнитивно-коммуникативного,
деятельностного подходов к обучению «Инженерная графика»:
- развитие инновационной творческой деятельности в процессе решения
прикладных задач;
- овладение методами проектной деятельности, решения творческих задач,
моделирования, конструирования;
- овладение средствами и формами графического отображения объектов или
процессов, правилами выполнения графической документации;
- формирование умений устанавливать взаимосвязь знаний по разным
предметам для решения прикладных учебных задач;
- формирование представлений о мире профессий, связанных с изучаемыми
технологиями, и их востребованностью на рынке труда;
- приобщение школьников к графической культуре – совокупности
достижений человечества в области освоения графических способов
передачи информации.
Реализация рабочей программы осуществляется с использованием
рекомендованного Министерством образования и науки Российской
Федерации учебником для общеобразовательных учреждений: Черчение /
А.Д. Ботвинников, В.Н. Виноградов, И.С. Вышнепольский. 4-е издание – М.:
АСТ: Астрель, 2010 г.
Курс «Инженерная графика» в школе – составная часть трудового
политехнического образования учащихся. Учебно-воспитательные задачи
курса способствуют трудовой политехнической и профессиональной
подготовке школьников, формированию основ графической грамоты,
умению составлять чертежно-графическую документацию и сознательно ею
пользоваться.
Школьный курс «Инженерная графика»:
- помогает школьникам овладеть одним из средств познания
окружающего мира;
- имеет большое значение для общего и политехнического образования
учащихся;
- приобщает школьников к элементам инженерно-технических знаний в
области техники и технологии современного производства;
- содействует развитию графической культуры, познавательных
способностей обучающихся, творческих качеств личности через решение
разнообразных графических задач, направленных на формирование
технического, логического, абстрактного и образно-пространственного
мышления.
Кроме того, занятия инженерной графикой оказывают большое влияние
на воспитание у школьников самостоятельности и наблюдательности,
аккуратности и точности в работе, являющихся важнейшими элементами
общей культуры труда; благоприятно воздействуют на формирование
эстетического вкуса учащихся, что способствует разрешению задач их
эстетического воспитания.
Большая часть учебного времени при освоении курса «Инженерная
графика» выделяется на упражнения и самостоятельную работу.
При выполнении упражнений учащиеся знакомятся с названиями
деталей, их назначением, характером работы, связью с другими деталями и
механизмами, с материалами, из которого они изготовлены, а также
получают некоторые сведения об их изготовлении.
В основу курса «Инженерная графика» для 11 класса положены такие
принципы, как:
1. Развитие у учащихся умений воспринимать и ценить качество
окружающего мира, формирование позитивного преобразующего отношения
к окружающей действительности.
2. Обеспечение возможностей для профессионального самоопределения и
прикладной творческой деятельности учащихся.
3. Развитие образного мышления учащихся на основе анализа формы
предметов и её конструктивных особенностей, мысленного воссоздания
пространственных образов предметов по проекционным изображениям,
словесному описанию и пр.
4. Развитие динамического пространственного представления и образного
мышления учащихся, их интеллекта, приобщение к культуре графического
труда, развитие творческого потенциала в процессе решения разноплановых
графических задач.
5. ориентированность на практику - поиск нужной информации, отбор
содержания, планирование деятельности и применение полученных знаний
на практике по правилам решения графических задач как репродуктивного,
так и творческого характера; работа по решению творческих задач,
требующих применения знаний в нестандартных заданиях.
В соответствии с учебным планом (в том числе часов для проведения
практических и графических работ) рассчитана на 1 час в неделю в каждом
классе, что составляет 34 часа в год в 11 классе. Данное количество часов,
содержание предмета полностью соответствует варианту авторской
программы А.Д. Ботвинников, И.С. Вышнепольский, В.А. Гервер, М. М.
Селиверстов по курсу «Черчение» для общеобразовательных учреждений,
рекомендованной Министерством образования и науки РФ.
Учебная литература
1. 1. А.Д.Ботвинников, В.Н.Виноградов, И.С.Вышепольский. Черчение.
Учебник для общеобразовательных учреждений 4-е издание доработанное.
Москва, «Астрель», 2010 год.
2. Занимательное черчение на уроках и внеклассных занятиях/авт.-сост.
С.В. Титов.-Волгоград: Учитель, 2006.-210с.
3. Подшибякин В В Черчение. Практикум. – Саратов: Лицей, 2006.-144с.
4. Боголюбов С.К. Инженерная графика. - М.: Машиностроение, 2004.
5. Практикума для довузовской подготовки по инженерной графике,
составленного Т.В. Андрюшиной, Е.В.Руленковой - Новосибиркс:
Изд-во Сибирского государственного университета путей сообщений
(НИИЖТ), 2008.
Учебно–методический комплект:
1. А.Д.Ботвинников, В.Н.Виноградов, И.С.Вышепольский. Черчение.
Учебник для общеобразовательных учреждений 4-е издание доработанное.
Москва, «Астрель», 2010 год.
2. Преображенская Н.Г. Черчение: Учебник для учащихся
общеобразовательных учреждений – М.: Вентана - Граф, 2004.
3. Г.Г.Ерохина. Поурочные разработки по черчению. Универсальное
издание. Москва, «ВАКО». 2011 год.
4. Карточки-задания по черчению: В 2 ч. Ч 1.: Пособие для учителя /
Степакова В.В., Анисимова Л.Н., Миначева Р.М. и др.; под ред.Степаковой
В.В.-М.: Просвещение, 2004-160 с.
5. Карточки-задания по черчению: В 2 ч. Ч 2.: Пособие для учителя /
Степакова В.В., Анисимова Л.Н., Гервер В.А. и др.; под ред. Степаковой В.В.М.: Просвещение,2005 - 64 с
Интернет-ресурсы
1. Электронный ресурс «Общие требования к чертежам». Форма
доступа: http://www. propro.ru;
2. Электронный ресурс «Инженерная графика». Форма доступа:
http://www. informika.ru.
Материально-технические и информационно-технические ресурсы:
Пособия к уроку (модели, таблицы)
Мультимедийные презентации по темам
Графические и контрольные работы учащихся.
Карточки задания
Планируемые результаты учебного предмета «Инженерная графика»
Личностные
Основные личностные образовательные результаты, достигаемые в процессе подготовки
школьников в области черчения:
- развитие познавательных интересов и активности при изучении курса черчения;
- воспитание трудолюбия и ответственности за качество своей деятельности;
- овладение установками, нормами и правилами организации труда;
- готовность и способность обучающихся к саморазвитию и личностному
самоопределению на основе мотивации к обучению и познанию;
- готовность и способность обучающихся к формированию ценностно-смысловых
установок: формированию осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к
другому человеку, его мнению и мировоззрению;
- формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню
развития науки и общественной практике, учитывающего социальное, культурное,
языковое, духовное многообразие современного мира;
- формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со
сверстниками и взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной и
творческой деятельности, готовности и способности вести диалог и достигать в нём
взаимопонимания;
- формирование освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной
жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества;
- развитие правового мышления и компетентности в решении моральных проблем на
основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного
поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам.
Метапредметные
Основные метапредметные образовательные результаты, достигаемые в процессе
подготовки школьников в области черчения:
- определение цели своего обучения, постановка и формулировка новых задач в учебе;
- планирование пути достижения целей, в том числе альтернативных;
- способность соотносить свои действия с планируемыми результатами, корректировать
свои действия в соответствии с изменяющейся задачей;
- умение оценивать правильность выполнения учебной задачи;
- владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления
осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
- способность определять понятия, классифицировать, самостоятельно выбирать основания
и критерии, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение,
умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
- организация учебного сотрудничества и совместной деятельности с учителем и
сверстниками; работа индивидуально и в группе: умение находить общее решение и
разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать,
аргументировать и отстаивать своё мнение;
- овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими
существенные связи и отношения между объектами и процессами;
- формирование и развитие компетентности в области использования информационнокоммуникационных технологий;
- использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом
учебном информационном пространстве Интернета), сбора, обработки, анализа,
организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными
и познавательными задачами и технологиями учебного предмета.
Предметные
Основные предметные образовательные результаты, достигаемые в процессе
подготовки школьников в области черчения:
- приобщение к графической культуре как совокупности достижений человечества в
области освоения графических способов передачи информации;
- развитие зрительной памяти, ассоциативного мышления, статических, динамических и
пространственных представлений;
- развитие визуально – пространственного мышления;
- рациональное использование чертежных инструментов;
- освоение правил и приемов выполнения и чтения чертежей различного назначения;
- развитие творческого мышления и формирование элементарных умений преобразования
формы предметов, изменения их положения и ориентации в пространстве;
- приобретение опыта создания творческих работ с элементами конструирования, в том
числе базирующихся на ИКТ;
- применение графических знаний в новой ситуации при решении задач с творческим
содержанием (в том числе с элементами конструирования);
- формирование стойкого интереса к творческой деятельности.
Планируемые результаты
Целью данного курса является
обучение
учащихся
графической
грамоте и элементам графической
культуры.
Важнейшие
задачи
курса –
развитие
образного
мышления
учащихся и ознакомление их с
процессом
проектирования,
осуществляемого средствами графики.
Изучение теоретического материала
должно гармонично сочетаться с
выполнением
обязательных
Выпускник научиться
об
истории
зарождения
графического языка и основных
этапах развития чертежа;
об использовании компьютеров и
множительной
аппаратуры
в
создании
и
изготовлении
конструкторской документации;
о
форме
предметов
и
геометрических
тел
(состав,
размеры,
пропорции)
и
положении
предметов
в
пространстве;
о видах изделий, конструктивных
Выпускник получит возможность
Целью данного курса является
обучение
учащихся
графической
грамоте и элементам графической
культуры. Овладев базовым курсом в
11
классе,
школьники
должны
научиться
выполнять
и
читать
комплексные чертежи (и эскизы)
несложных деталей и сборочных
единиц, их наглядные изображения;
понимать и читать простейшие
архитектурно-строительные
чертежи, кинематические и
графических работ.
Выполнять графические изображения
технологического
оборудования
технологических схем в ручной и
машинной графике;
Выполнять комплексные чертежи
геометрических тел и проекции точек,
лежащих на их поверхности, в ручной
машинной графике;
Выполнять чертежи технических
деталей в ручной и машинной
графике;
Читать чертежи и схемы;
Оформлять
технологическую
и
конструкторскую документацию в
соответствии
с
действующей
нормативно-технической
документацией.
элементах деталей и составных
частях сборочной единицы;
о правилах оформления чертежей;
о методах проецирования;
о видах соединений;
о
чертежах
различного
назначения.
основы
прямоугольного
проецирования на одну, две и три
взаимно
перпендикулярные
плоскости и иметь - понятие о
способах построения несложных
аксонометрических изображений;
изученные правила выполнения
чертежей и приемы построения
основных сопряжений.
основные правила выполнения и
обозначения сечений и разрезов;
условные
изображения
и
обозначения резьбы.
иметь понятие об изображениях
соединений
деталей
и
об
особенностях
выполнения
строительных чертежей.
правильно
пользоваться
чертёжными инструментами;
анализировать форму предметов в
натуре и по их чертежам;
электрические
схемы
простых
изделий.
Важнейшие
задачи
курса –
развитие
образного
мышления
учащихся и ознакомление их с
процессом
проектирования,
осуществляемого средствами графики.
Изучение теоретического материала
должно гармонично сочетаться с
выполнением
обязательных
графических работ.
Законы,
методы
и
приемы
проекционного черчения;
Правила выполнения и чтения
конструкторской и технологической
документации;
Правила оформления чертежей,
геометрические построения и правила
вычерчивания технических деталей;
Способы
графического
технологического оборудования и
выполнения технологических схем;
Требования стандартов Единой
системы
конструкторской
документации (ЕСКД) и Единой
системы
технологической
документации (ЕСТД) к оформлению
выполнять
геометрические и составлению чертежей и схем.
построения;
читать и выполнять чертежи,
эскизы и наглядные изображения
несложных предметов;
наблюдать
и
анализировать
форму несложных предметов;
выполнять технический рисунок;
выполнять технические чертежи
несложной
формы,
выбирая
необходимое количество видов, в
соответствии с ГОСТами ЕСКД;
читать
чертежи
несложных
изделий;
осуществлять
преобразование
простой геометрической формы
детали
с
последующим
выполнением
чертежа
видоизменённой детали;
изменять положение предмета в
пространстве относительно осей
координат;
выполнять необходимые разрезы
и сечения;
11 класс
Раздел 6. Сечения и разрезы.
Общие сведения о сечениях и разрезах.
Назначение сечений. Правила выполнения наложенных и вынесенных
сечений. Обозначение сечений. Графическое изображение материалов на
сечениях. Выполнение сечений предметов.
Назначение разрезов. Правила выполнения разрезов. Различия между
разрезами и сечениями. Простые разрезы (горизонтальные, фронтальные и
профильные). Соединения части вида с частью разреза. Обозначение
разрезов. Местные разрезы. Особые случаи разрезов. Сложные разрезы
(ступенчатый и ломаный).
Применение разрезов в аксонометрических проекциях.
Тонкие стенки и спицы на разрезе. Другие сведения о сечениях и
разрезах.
Раздел 7. Определение необходимого количества изображений.
Выбор количества изображений и главного изображения. Определение
необходимого и достаточного числа изображений на чертежах. Выбор
главного изображения. Условности и упрощения на чертежах. Чтение и
выполнение чертежей, содержащих условности. Решение графических задач,
в том числе творческих.
Раздел 8. Сборочные чертежи.
Общие сведения о соединении деталей. Разъемные соединения деталей:
болтовые, шпилечные, винтовые, шпоночные и штифтовые. Ознакомление с
условностями изображения и обозначения на чертежах неразъемных
соединений (сварных, паяных, клеевых). Изображение и обозначение резьбы.
Изображение резьбы на стержне и в отверстии. Обозначение метрической
резьбы. Упрощенное изображение резьбовых соединений.
Чертежи болтовых и шпилечных соединений. Чертежи шпоночных и
штифтовых соединений. Общие сведения о сборочных чертежах изделий.
Обобщение и систематизация знаний о сборочных чертежах (спецификация,
номера позиций и др.), приобретенных учащимися в процессе трудового
обучения. Изображения на сборочных чертежах. Порядок чтения сборочных
чертежей. Штриховка сечений смежных деталей. Размеры на сборочных
чертежах. Условности и упрощения на сборочных чертежах. Понятие о
деталировании.
Раздел 9. Чтение строительных чертежей.
Основные особенности строительных чертежей. Понятие об
архитектурно-строительных чертежах, их назначении. Разтличия между
строительными чертежами и машиностроительными. Фасады. Планы.
Разрезы. Масштабы. Размеры на строительных чертежах. Условные
изображения дверных и оконных проемов, санитарно-технического
оборудования. Чтение несложных строительных чертежей.
Перечень упражнений и практических работ в 11 классе:
- выбор необходимого сечения и его изображения.
- определение названия материала по типу штриховки в сечениях.
- выбор необходимого разреза и его изображения.
- чтение и выполнение чертежей деталей с применением соединения
половины вида и половины разреза.
- выполнение и чтение чертежей резьбовых соединений.
- выполнение и чтение чертежей нерезьбовых соединений.
- выполнение чертежей (эскизов) деталей, имеющих резьбы.
- решение
творческих
задач
с
элементами
конструирования.
Обязательный минимум графических работ в 11 классе:
- эскиз детали с выполнением сечений.
- эскиз детали с выполнением необходимого разреза.
- чертеж детали с применением разреза (по одному или двум видам детали).
- эскиз с натуры (с применением необходимых разрезов, сечений и других
условностей и упрощений).
- чертеж резьбового соединения.
- чтение сборочных чертежей (с выполнением технических рисунков 1—2
деталей).
- деталирование (выполняются чертежи 1—2 деталей).
- решение творческих задач с элементами конструирования (контрольная).
- чертёж плана своего дома (квартиры).
Тематическое планирование,
в том числе с учетом рабочей программы воспитания с указанием
количества часов, отводимых на освоение программы
Раздел
Тема
Количество
часов
11 кл.
2
1.
Чертежи в системе
прямоугольных
проекций
2.
Сечения и разрезы.
13
3.
Сборочные чертежи.
11
4.
Определение
необходимого
количества
изображений
2
5.
Чтение строительных
чертежей
4
Деятельность учителя с учетом
Программы воспитания
1. Освоение видов деятельности по
получению нового знания в рамках
учебного предмета, его преобразованию
и применению в учебных, учебнопроектных и социально-проектных
ситуациях, с появлением интереса к
теоретическим проблемам, к способам
познания и учения, к самостоятельному
поиску учебно-теоретических проблем,
способности к построению
индивидуальной образовательной
траектории.
1.Формирование графической культуры
учащихся, готовности
к профессиональному самоопределению
с учетом усвоенных знаний по предмету;
2. Развитие образно пространственного мышления;
3. Развитие конструкторских,
технических способностей
обучающихся.
1.Формирование у учащихся
технического мышления,
пространственных представлений, а
также способностей к познанию техники
с помощью графических изображений.
1..Формирование умения применять
графические знания в новых ситуациях;
2. Развитие статических и
динамических пространственных
представлений, образного мышления на
основе анализа формы предметов и ее
конструктивных особенностей,
мысленного воссоздания
пространственных образов предметов по
проекционным изображениям,
словесному описанию и пр.; научить
самостоятельно пользоваться учебными
материалами.
1.Формирование у обучающихся
технического мышления,
пространственных представлений, а
также способностей к познанию техники
с помощью графических изображений.
6
Практические
задания.
1
Итого
1.Самоидентификация посредством
личностно и общественно значимой
деятельности, социального и
гражданского становления, осознанного
выбора профессии, понимание значения
профессиональной деятельности для
человека и общества, в том числе через
реализацию образовательных программ,
входящих в основную образовательную
программу;
34
11 класс
№
п/п
1
2
3-4
5
6
7-8
9
10
11
12
13
14
15
16
17-18
19
Тема урока
Повторение сведений о способах проецирования.
Сечения и разрезы
Сведения о сечениях и разрезах. Назначение сечений.
Правила выполнения сечений.
Графическая работа №12 по теме «Эскиз детали с выполнением
сечений».
Назначение разрезов.
Правила выполнения разрезов.
Соединение вида и разреза. Другие сведения о разрезах и сечениях.
Графическая работа №13 по теме «Эскиз детали с выполнением
необходимого разреза».
Графическая работа №14 по теме «Чертёж детали с применением
разреза».
7. Определение необходимого количества изображений.
Выбор необходимого количества изображений и главного изображения.
Условности и упрощения на чертежах.
Практическая работа №15 по теме «Чтение чертежей».
Графическая работа №16 по теме «Эскиз с натуры».
8. Сборочные чертежи
Общие сведения о соединениях деталей.
Изображение и обозначение резьбы.
Чертежи болтовых и шпилечных соединений.
Графическая работа №17 по теме «Чертежи резьбового соединения».
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34
Чертежи шпоночных и штифтовых соединений.
Общие сведения о сборочных чертежах изделий.
Порядок чтения сборочных чертежей. Условности и упрощения на
сборочных чертежах.
Практическая работа № 18 по теме «Чтение сборочных чертежей».
Понятие о деталировании.
Графическая работа №19 по теме «Деталирование».
Практическая работа № 20 по теме «Решение творческих задач с
элементами конструирования».
9. Чтение строительных чертежей
Основные особенности строительных чертежей.
Условные изображения на строительных чертежах.
Порядок чтения строительных чертежей.
Практическая работа №21 по теме «Чтение строительных чертежей».
Графическая работа №22 по теме «Выполнение чертежа детали по
чертежу сборочной единицы».
Разновидности графических изображений.
Применение компьютерных технологий выполнение графических
работ.
Повторение.