ЭК Инженерная графика универсальный

Пояснительная записка
Рабочая программа предмета «Инженерная графика» разработана для
учеников 11 класса универсального профиля (базовый уровень) и составлена
на основе:
на основе:

Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ
«Об
образовании в Российской Федерации»

Федеральные требования к образовательным учреждениям в
части минимальной оснащенности учебного процесса и оборудования
учебных помещений, утверждённые приказом Минобрнауки России от
04.10.2010г. №986.

Федерального государственного образовательного стандарта
среднего общего образования (Приказ Министерства образования и науки
РФ от 17 мая 2012 года № 413);

Примерной основной образовательной программы среднего
общего образования (одобрена решением федерального учебнометодического объединения по общему образованию, протокол от 28.06.2016
N 2/16-з);

СанПиН
2.4.2.2821-10
"Санитарно-эпидемиологические
требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных
учреждениях" (утверждены постановлением Главного государственного
санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. № 189,
зарегистрированным в Минюсте России 3 марта 2011 г., регистрационный
номер 19993);
Курс направлен на достижение следующих целей, обеспечивающих
реализацию личностно-ориентированного, когнитивно-коммуникативного,
деятельностного подходов к обучению «Инженерная графика»:
- развитие инновационной творческой деятельности в процессе решения
прикладных задач;
- овладение методами проектной деятельности, решения творческих задач,
моделирования, конструирования;
- овладение средствами и формами графического отображения объектов или
процессов, правилами выполнения графической документации;
- формирование умений устанавливать взаимосвязь знаний по разным
предметам для решения прикладных учебных задач;
- формирование представлений о мире профессий, связанных с изучаемыми
технологиями, и их востребованностью на рынке труда;

- приобщение школьников к графической культуре – совокупности
достижений человечества в области освоения графических способов
передачи информации.
Реализация рабочей программы осуществляется с использованием
рекомендованного Министерством образования и науки Российской
Федерации учебником для общеобразовательных учреждений: Черчение /
А.Д. Ботвинников, В.Н. Виноградов, И.С. Вышнепольский. 4-е издание – М.:
АСТ: Астрель, 2010 г.
Курс «Инженерная графика» в школе – составная часть трудового
политехнического образования учащихся. Учебно-воспитательные задачи
курса способствуют трудовой политехнической и профессиональной
подготовке школьников, формированию основ графической грамоты,
умению составлять чертежно-графическую документацию и сознательно ею
пользоваться.
Школьный курс «Инженерная графика»:
- помогает школьникам овладеть одним из средств познания
окружающего мира;
- имеет большое значение для общего и политехнического образования
учащихся;
- приобщает школьников к элементам инженерно-технических знаний в
области техники и технологии современного производства;
- содействует развитию графической культуры, познавательных
способностей обучающихся, творческих качеств личности через решение
разнообразных графических задач, направленных на формирование
технического, логического, абстрактного и образно-пространственного
мышления.
Кроме того, занятия инженерной графикой оказывают большое влияние
на воспитание у школьников самостоятельности и наблюдательности,
аккуратности и точности в работе, являющихся важнейшими элементами
общей культуры труда; благоприятно воздействуют на формирование
эстетического вкуса учащихся, что способствует разрешению задач их
эстетического воспитания.
Большая часть учебного времени при освоении курса «Инженерная
графика» выделяется на упражнения и самостоятельную работу.
При выполнении упражнений учащиеся знакомятся с названиями
деталей, их назначением, характером работы, связью с другими деталями и
механизмами, с материалами, из которого они изготовлены, а также
получают некоторые сведения об их изготовлении.
В основу курса «Инженерная графика» для 11 класса положены такие
принципы, как:

1. Развитие у учащихся умений воспринимать и ценить качество
окружающего мира, формирование позитивного преобразующего отношения
к окружающей действительности.
2. Обеспечение возможностей для профессионального самоопределения и
прикладной творческой деятельности учащихся.
3. Развитие образного мышления учащихся на основе анализа формы
предметов и её конструктивных особенностей, мысленного воссоздания
пространственных образов предметов по проекционным изображениям,
словесному описанию и пр.
4. Развитие динамического пространственного представления и образного
мышления учащихся, их интеллекта, приобщение к культуре графического
труда, развитие творческого потенциала в процессе решения разноплановых
графических задач.
5. ориентированность на практику - поиск нужной информации, отбор
содержания, планирование деятельности и применение полученных знаний
на практике по правилам решения графических задач как репродуктивного,
так и творческого характера; работа по решению творческих задач,
требующих применения знаний в нестандартных заданиях.
В соответствии с учебным планом (в том числе часов для проведения
практических и графических работ) рассчитана на 1 час в неделю в каждом
классе, что составляет 34 часа в год в 11 классе. Данное количество часов,
содержание предмета полностью соответствует варианту авторской
программы А.Д. Ботвинников, И.С. Вышнепольский, В.А. Гервер, М. М.
Селиверстов по курсу «Черчение» для общеобразовательных учреждений,
рекомендованной Министерством образования и науки РФ.
Учебная литература
1. 1. А.Д.Ботвинников, В.Н.Виноградов, И.С.Вышепольский. Черчение.
Учебник для общеобразовательных учреждений 4-е издание доработанное.
Москва, «Астрель», 2010 год.
2. Занимательное черчение на уроках и внеклассных занятиях/авт.-сост.
С.В. Титов.-Волгоград: Учитель, 2006.-210с.
3. Подшибякин В В Черчение. Практикум. – Саратов: Лицей, 2006.-144с.
4. Боголюбов С.К. Инженерная графика. - М.: Машиностроение, 2004.
5. Практикума для довузовской подготовки по инженерной графике,
составленного Т.В. Андрюшиной, Е.В.Руленковой - Новосибиркс:
Изд-во Сибирского государственного университета путей сообщений
(НИИЖТ), 2008.
Учебно–методический комплект:
1. А.Д.Ботвинников, В.Н.Виноградов, И.С.Вышепольский. Черчение.
Учебник для общеобразовательных учреждений 4-е издание доработанное.
Москва, «Астрель», 2010 год.

2. Преображенская Н.Г. Черчение: Учебник для учащихся
общеобразовательных учреждений – М.: Вентана - Граф, 2004.
3. Г.Г.Ерохина. Поурочные разработки по черчению. Универсальное
издание. Москва, «ВАКО». 2011 год.
4. Карточки-задания по черчению: В 2 ч. Ч 1.: Пособие для учителя /
Степакова В.В., Анисимова Л.Н., Миначева Р.М. и др.; под ред.Степаковой
В.В.-М.: Просвещение, 2004-160 с.
5. Карточки-задания по черчению: В 2 ч. Ч 2.: Пособие для учителя /
Степакова В.В., Анисимова Л.Н., Гервер В.А. и др.; под ред. Степаковой В.В.М.: Просвещение,2005 - 64 с
Интернет-ресурсы
1. Электронный ресурс «Общие требования к чертежам». Форма
доступа: http://www. propro.ru;
2. Электронный ресурс «Инженерная графика». Форма доступа:
http://www. informika.ru.

Материально-технические и информационно-технические ресурсы:
Пособия к уроку (модели, таблицы)
Мультимедийные презентации по темам
Графические и контрольные работы учащихся.
Карточки задания

Планируемые результаты учебного предмета «Инженерная графика»

Личностные

Основные личностные образовательные результаты, достигаемые в процессе подготовки
школьников в области черчения:
- развитие познавательных интересов и активности при изучении курса черчения;
- воспитание трудолюбия и ответственности за качество своей деятельности;
- овладение установками, нормами и правилами организации труда;
- готовность и способность обучающихся к саморазвитию и личностному
самоопределению на основе мотивации к обучению и познанию;
- готовность и способность обучающихся к формированию ценностно-смысловых
установок: формированию осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к
другому человеку, его мнению и мировоззрению;
- формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню
развития науки и общественной практике, учитывающего социальное, культурное,
языковое, духовное многообразие современного мира;
- формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со
сверстниками и взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной и
творческой деятельности, готовности и способности вести диалог и достигать в нём
взаимопонимания;
- формирование освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной
жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества;
- развитие правового мышления и компетентности в решении моральных проблем на
основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного
поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам.

Метапредметные

Основные метапредметные образовательные результаты, достигаемые в процессе
подготовки школьников в области черчения:

- определение цели своего обучения, постановка и формулировка новых задач в учебе;
- планирование пути достижения целей, в том числе альтернативных;
- способность соотносить свои действия с планируемыми результатами, корректировать
свои действия в соответствии с изменяющейся задачей;
- умение оценивать правильность выполнения учебной задачи;
- владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления
осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
- способность определять понятия, классифицировать, самостоятельно выбирать основания
и критерии, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение,
умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
- организация учебного сотрудничества и совместной деятельности с учителем и
сверстниками; работа индивидуально и в группе: умение находить общее решение и
разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать,
аргументировать и отстаивать своё мнение;
- овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими
существенные связи и отношения между объектами и процессами;
- формирование и развитие компетентности в области использования информационнокоммуникационных технологий;
- использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом
учебном информационном пространстве Интернета), сбора, обработки, анализа,
организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными
и познавательными задачами и технологиями учебного предмета.
Предметные

Основные предметные образовательные результаты, достигаемые в процессе
подготовки школьников в области черчения:
- приобщение к графической культуре как совокупности достижений человечества в
области освоения графических способов передачи информации;
- развитие зрительной памяти, ассоциативного мышления, статических, динамических и

пространственных представлений;
- развитие визуально – пространственного мышления;
- рациональное использование чертежных инструментов;
- освоение правил и приемов выполнения и чтения чертежей различного назначения;
- развитие творческого мышления и формирование элементарных умений преобразования
формы предметов, изменения их положения и ориентации в пространстве;
- приобретение опыта создания творческих работ с элементами конструирования, в том
числе базирующихся на ИКТ;
- применение графических знаний в новой ситуации при решении задач с творческим
содержанием (в том числе с элементами конструирования);
- формирование стойкого интереса к творческой деятельности.

Планируемые результаты
Целью данного курса является
обучение
учащихся
графической
грамоте и элементам графической
культуры.
Важнейшие
задачи
курса –
развитие
образного
мышления
учащихся и ознакомление их с
процессом
проектирования,
осуществляемого средствами графики.
Изучение теоретического материала
должно гармонично сочетаться с
выполнением
обязательных

Выпускник научиться
 об
истории
зарождения
графического языка и основных
этапах развития чертежа;
 об использовании компьютеров и
множительной
аппаратуры
в
создании
и
изготовлении
конструкторской документации;
 о
форме
предметов
и
геометрических
тел
(состав,
размеры,
пропорции)
и
положении
предметов
в
пространстве;
 о видах изделий, конструктивных

Выпускник получит возможность
Целью данного курса является
обучение
учащихся
графической
грамоте и элементам графической
культуры. Овладев базовым курсом в
11
классе,
школьники
должны
научиться
выполнять
и
читать
комплексные чертежи (и эскизы)
несложных деталей и сборочных
единиц, их наглядные изображения;
понимать и читать простейшие
архитектурно-строительные
чертежи, кинематические и

графических работ.
Выполнять графические изображения
технологического
оборудования
технологических схем в ручной и
машинной графике;
Выполнять комплексные чертежи
геометрических тел и проекции точек,
лежащих на их поверхности, в ручной
машинной графике;
Выполнять чертежи технических
деталей в ручной и машинной
графике;
Читать чертежи и схемы;
Оформлять
технологическую
и
конструкторскую документацию в
соответствии
с
действующей
нормативно-технической
документацией.















элементах деталей и составных
частях сборочной единицы;
о правилах оформления чертежей;
о методах проецирования;
о видах соединений;
о
чертежах
различного
назначения.
основы
прямоугольного
проецирования на одну, две и три
взаимно
перпендикулярные
плоскости и иметь - понятие о
способах построения несложных
аксонометрических изображений;
изученные правила выполнения
чертежей и приемы построения
основных сопряжений.
основные правила выполнения и
обозначения сечений и разрезов;
условные
изображения
и
обозначения резьбы.
иметь понятие об изображениях
соединений
деталей
и
об
особенностях
выполнения
строительных чертежей.
правильно
пользоваться
чертёжными инструментами;
анализировать форму предметов в
натуре и по их чертежам;

электрические
схемы
простых
изделий.
Важнейшие
задачи
курса –
развитие
образного
мышления
учащихся и ознакомление их с
процессом
проектирования,
осуществляемого средствами графики.
Изучение теоретического материала
должно гармонично сочетаться с
выполнением
обязательных
графических работ.
Законы,
методы
и
приемы
проекционного черчения;
Правила выполнения и чтения
конструкторской и технологической
документации;
Правила оформления чертежей,
геометрические построения и правила
вычерчивания технических деталей;
Способы
графического
технологического оборудования и
выполнения технологических схем;
Требования стандартов Единой
системы
конструкторской
документации (ЕСКД) и Единой
системы
технологической
документации (ЕСТД) к оформлению













выполнять
геометрические и составлению чертежей и схем.
построения;
читать и выполнять чертежи,
эскизы и наглядные изображения
несложных предметов;
наблюдать
и
анализировать
форму несложных предметов;
выполнять технический рисунок;
выполнять технические чертежи
несложной
формы,
выбирая
необходимое количество видов, в
соответствии с ГОСТами ЕСКД;
читать
чертежи
несложных
изделий;
осуществлять
преобразование
простой геометрической формы
детали
с
последующим
выполнением
чертежа
видоизменённой детали;
изменять положение предмета в
пространстве относительно осей
координат;
выполнять необходимые разрезы
и сечения;

11 класс
Раздел 6. Сечения и разрезы.
Общие сведения о сечениях и разрезах.
Назначение сечений. Правила выполнения наложенных и вынесенных
сечений. Обозначение сечений. Графическое изображение материалов на
сечениях. Выполнение сечений предметов.
Назначение разрезов. Правила выполнения разрезов. Различия между
разрезами и сечениями. Простые разрезы (горизонтальные, фронтальные и
профильные). Соединения части вида с частью разреза. Обозначение
разрезов. Местные разрезы. Особые случаи разрезов. Сложные разрезы
(ступенчатый и ломаный).
Применение разрезов в аксонометрических проекциях.
Тонкие стенки и спицы на разрезе. Другие сведения о сечениях и
разрезах.
Раздел 7. Определение необходимого количества изображений.
Выбор количества изображений и главного изображения. Определение
необходимого и достаточного числа изображений на чертежах. Выбор
главного изображения. Условности и упрощения на чертежах. Чтение и
выполнение чертежей, содержащих условности. Решение графических задач,
в том числе творческих.
Раздел 8. Сборочные чертежи.
Общие сведения о соединении деталей. Разъемные соединения деталей:
болтовые, шпилечные, винтовые, шпоночные и штифтовые. Ознакомление с
условностями изображения и обозначения на чертежах неразъемных
соединений (сварных, паяных, клеевых). Изображение и обозначение резьбы.
Изображение резьбы на стержне и в отверстии. Обозначение метрической
резьбы. Упрощенное изображение резьбовых соединений.
Чертежи болтовых и шпилечных соединений. Чертежи шпоночных и
штифтовых соединений. Общие сведения о сборочных чертежах изделий.
Обобщение и систематизация знаний о сборочных чертежах (спецификация,
номера позиций и др.), приобретенных учащимися в процессе трудового
обучения. Изображения на сборочных чертежах. Порядок чтения сборочных
чертежей. Штриховка сечений смежных деталей. Размеры на сборочных

чертежах. Условности и упрощения на сборочных чертежах. Понятие о
деталировании.
Раздел 9. Чтение строительных чертежей.
Основные особенности строительных чертежей. Понятие об
архитектурно-строительных чертежах, их назначении. Разтличия между
строительными чертежами и машиностроительными. Фасады. Планы.
Разрезы. Масштабы. Размеры на строительных чертежах. Условные
изображения дверных и оконных проемов, санитарно-технического
оборудования. Чтение несложных строительных чертежей.
Перечень упражнений и практических работ в 11 классе:
- выбор необходимого сечения и его изображения.
- определение названия материала по типу штриховки в сечениях.
- выбор необходимого разреза и его изображения.
- чтение и выполнение чертежей деталей с применением соединения
половины вида и половины разреза.
- выполнение и чтение чертежей резьбовых соединений.
- выполнение и чтение чертежей нерезьбовых соединений.
- выполнение чертежей (эскизов) деталей, имеющих резьбы.
- решение
творческих
задач
с
элементами
конструирования.
Обязательный минимум графических работ в 11 классе:
- эскиз детали с выполнением сечений.
- эскиз детали с выполнением необходимого разреза.
- чертеж детали с применением разреза (по одному или двум видам детали).
- эскиз с натуры (с применением необходимых разрезов, сечений и других
условностей и упрощений).
- чертеж резьбового соединения.
- чтение сборочных чертежей (с выполнением технических рисунков 1—2
деталей).
- деталирование (выполняются чертежи 1—2 деталей).
- решение творческих задач с элементами конструирования (контрольная).
- чертёж плана своего дома (квартиры).

Тематическое планирование,
в том числе с учетом рабочей программы воспитания с указанием
количества часов, отводимых на освоение программы
Раздел

Тема

Количество
часов
11 кл.
2

1.

Чертежи в системе
прямоугольных
проекций

2.

Сечения и разрезы.

13

3.

Сборочные чертежи.

11

4.

Определение
необходимого
количества
изображений

2

5.

Чтение строительных
чертежей

4

Деятельность учителя с учетом
Программы воспитания
1. Освоение видов деятельности по
получению нового знания в рамках
учебного предмета, его преобразованию
и применению в учебных, учебнопроектных и социально-проектных
ситуациях, с появлением интереса к
теоретическим проблемам, к способам
познания и учения, к самостоятельному
поиску учебно-теоретических проблем,
способности к построению
индивидуальной образовательной
траектории.
1.Формирование графической культуры
учащихся, готовности
к профессиональному самоопределению
с учетом усвоенных знаний по предмету;
2. Развитие образно пространственного мышления;
3. Развитие конструкторских,
технических способностей
обучающихся.
1.Формирование у учащихся
технического мышления,
пространственных представлений, а
также способностей к познанию техники
с помощью графических изображений.
1..Формирование умения применять
графические знания в новых ситуациях;
2. Развитие статических и
динамических пространственных
представлений, образного мышления на
основе анализа формы предметов и ее
конструктивных особенностей,
мысленного воссоздания
пространственных образов предметов по
проекционным изображениям,
словесному описанию и пр.; научить
самостоятельно пользоваться учебными
материалами.
1.Формирование у обучающихся
технического мышления,
пространственных представлений, а
также способностей к познанию техники

с помощью графических изображений.
6

Практические
задания.

1

Итого

1.Самоидентификация посредством
личностно и общественно значимой
деятельности, социального и
гражданского становления, осознанного
выбора профессии, понимание значения
профессиональной деятельности для
человека и общества, в том числе через
реализацию образовательных программ,
входящих в основную образовательную
программу;

34

11 класс
№
п/п
1
2
3-4
5
6
7-8
9
10
11

12
13
14
15
16
17-18
19

Тема урока
Повторение сведений о способах проецирования.
Сечения и разрезы
Сведения о сечениях и разрезах. Назначение сечений.
Правила выполнения сечений.
Графическая работа №12 по теме «Эскиз детали с выполнением
сечений».
Назначение разрезов.
Правила выполнения разрезов.
Соединение вида и разреза. Другие сведения о разрезах и сечениях.
Графическая работа №13 по теме «Эскиз детали с выполнением
необходимого разреза».
Графическая работа №14 по теме «Чертёж детали с применением
разреза».
7. Определение необходимого количества изображений.
Выбор необходимого количества изображений и главного изображения.
Условности и упрощения на чертежах.
Практическая работа №15 по теме «Чтение чертежей».
Графическая работа №16 по теме «Эскиз с натуры».
8. Сборочные чертежи
Общие сведения о соединениях деталей.
Изображение и обозначение резьбы.
Чертежи болтовых и шпилечных соединений.
Графическая работа №17 по теме «Чертежи резьбового соединения».

20
21
22
23
24
25
26

27
28
29
30
31
32
33
34

Чертежи шпоночных и штифтовых соединений.
Общие сведения о сборочных чертежах изделий.
Порядок чтения сборочных чертежей. Условности и упрощения на
сборочных чертежах.
Практическая работа № 18 по теме «Чтение сборочных чертежей».
Понятие о деталировании.
Графическая работа №19 по теме «Деталирование».
Практическая работа № 20 по теме «Решение творческих задач с
элементами конструирования».
9. Чтение строительных чертежей
Основные особенности строительных чертежей.
Условные изображения на строительных чертежах.
Порядок чтения строительных чертежей.
Практическая работа №21 по теме «Чтение строительных чертежей».
Графическая работа №22 по теме «Выполнение чертежа детали по
чертежу сборочной единицы».
Разновидности графических изображений.
Применение компьютерных технологий выполнение графических
работ.
Повторение.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

ВНИМАНИЕ!

Срок действия лицензии на использования программного обеспечения окончен 27.03.2024.
Для получения информации с сайта свяжитесь с Администрацией образовательной организации по телефону 8(81458)2-09-01

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».