2 Пояснительная записка Рабочая программа по технологии ориентирована на учащихся 10-11 классов универсального профиля (базовый уровень) и разработана на основе следующих документов: Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» Федеральные требования к образовательным учреждениям в части минимальной оснащенности учебного процесса и оборудования учебных помещений, утверждённые приказом Минобрнауки России от 04.10.2010г. №986. Федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования (Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 мая 2012 года № 413); СанПиН 2.4.2.2821-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях" (утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. № 189, зарегистрированным в Минюсте России 3 марта 2011 г., регистрационный номер 19993); Основная образовательная программа СОО Учебный план МБОУ Кемской СОШ № 2 Календарный учебный график МБОУ Кемской СОШ № 2 Рабочая программа обеспечена учебниками, учебными пособиями, включенными в федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования. Уч. Технология - базовый уровень 10-11 кл.-В. Д. Симоненко. О.П. Очинин, Н.В.Матяш. М:Вентана-Граф. В программе нашли отражение современные требования к уровню подготовки учащихся в технологическом образовании, которые предполагают переход от простой суммы знаний к интегративным результатам, включающим межпредметные связи. Обучение ставит своей целью не просто передачу учащимся некоего запаса знаний, но формирование мотивированной к самообразованию личности, обладающей навыками к самостоятельному поиску, отбору, анализу и использованию информации. Настоящая программа и поурочно-тематический план отражают актуальные подходы к образовательному процессу — компетентностный, личностно ориентированный и деятельностный. В процессе обучения у старшеклассников должно быть сформировано умение осознавать и формулировать свои взгляды и мнения. Особое место отводится решению 3 проблемы подготовки учащихся к профессиональному самоопределению, трудовой деятельности в условиях рыночной экономики, Обучение направлено на формирование умения самостоятельно действовать и принимать решения, защищать свою позицию, планировать и осуществлять личные планы, находить нужную информацию, используя различные источники (справочную литературу, интернет-ресурсы, СМИ, научные тексты, таблицы, графики, диаграммы, символы), осмысливать полученные сведения и использовать их на практике. Метод творческого проекта, принятый авторами за основу обучения, предусматривает получение важнейшего результата учебной деятельности в виде самостоятельно спроектированного продукта труда — изделия или услуги. Этот метод способствует развитию инициативы, физических и умственных способностей учащихся, выработке у них творческого подхода к решению задач. В целом программа направлена на освоение учащимися социальнотрудовой, ценностно-смысловой, личностно-развивающей, коммуникативной и культурно-эстетической компетенций. Система учебных занятий планируется с учётом возрастной специфики старших классов. В развёрнутом поурочно-тематическом плане отражены цели, задачи и планируемые результаты обучения. Содержание программы сохраняет преемственность по отношению к основным программам образовательной области «Технология» для основной школы. Программа предполагает двухлетнее обучение (в 10-11 классах) в объёме 68 часов, из расчёта 1 час в неделю,10 кл-34ч., 11кл-34ч. 4 Планируемые результаты учебного предмета «Технология» Личностные 1.Готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию; готовность и способность осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учетом устойчивых познавательных интересов. 2. Проявление познавательных интересов и творческой активности в данной области предметной технологической деятельности. 3. Выражение желания учиться и трудиться на производстве для удовлетворения текущих и перспективных потребностей. 4. Развитие трудолюбия и ответственности за качество своей деятельности. 5. Овладение установками, нормами и правилами научной организации умственного и физического труда. 6. Самооценка своих умственных и физических способностей для труда в различных сферах с позиций будущей социализации. 7. Планирование образовательной и профессиональной карьеры. Осознание необходимости общественно полезного труда как условия безопасной и эффективной социализации. 8. Бережное отношение к природным и хозяйственным ресурсам. Готовность к рациональному ведению домашнего хозяйства. 9. Проявление технико-технологического и экономического мышления при организации своей деятельности. 10. Сформированность основ экологической культуры, соответствующей современному уровню экологического мышления, наличие опыта экологически ориентированной рефлексивнооценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях (готовность к исследованию природы, к занятиям сельскохозяйственным трудом, к художественно-эстетическому отражению природы, к занятиям туризмом, в том числе экотуризмом, к осуществлению природоохранной деятельности). 5 Метапредметные 1.Планирование процесса познавательной деятельности. Ответственное отношение к культуре питания, соответствующего нормам здорового образа жизни. Определение адекватных условиям способов решения учебной или трудовой задачи на основе заданных алгоритмов. 2.Проявление нестандартного подхода к решению учебных и практических задач в процессе моделирования изделия или технологического процесса. 3. Самостоятельное выполнение различных творческих работ по созданию оригинальных изделий технического творчества и декоративно-прикладного искусства. Виртуальное и натурное моделирование художественных и технологических процессов и объектов. Приведение примеров, подбор аргументов, формулирование обоснованных выводов по обоснованию техникотехнологического и организационного решения; отражение в устной или письменной форме результатов своей деятельности. 4.Выявление потребностей, проектирование и создание объектов, имеющих субъективную потребительную стоимость или социальную значимость. Выбор для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации, включая энциклопедии, словари, интернет ресурсы и другие базы данных. 5.Использование дополнительной информации при проектировании и создании объектов, имеющих личностную или общественно значимую потребительную стоимость. Согласование и координация совместной познавательно-трудовой деятельности с другими ее участниками. 6.Объективная оценка своего вклада в решение общих задач коллектива. Оценка своей познавательно-трудовой деятельности с точки зрения нравственных, правовых норм, эстетических ценностей по принятым в обществе и коллективе требованиям и принципам. Обоснование путей и средств устранения ошибок или разрешения противоречий в выполняемых технологических процессах. 7.Соблюдение норм и правил культуры труда в соответствии с технологической культурой производства. Соблюдение безопасных приемов познавательно-трудовой деятельности и созидательного труда. 6 Предметные 1. В познавательной сфере: рациональное использование учебной и дополнительной технической и технологической информации для проектирования и создания объектов труда; оценка технологических свойств материалов и областей их применения; ориентация в имеющихся и возможных технических средствах и технологиях создания объектов труда; классификация видов и назначения методов получения и преобразования материалов, энергии информации, объектов живой природу и социальной среды, а также соответствующих технологий промышленного производства; распознавание видов, назначения материалов, инструментов и оборудования, применяемого в технологических процессах;; владение способами научной организации труда, формами деятельности, соответствующими культуре труда и технологической культуре производства; применение общенаучных знаний в процессе осуществления рациональной технологической деятельности;. 2.В трудовой сфере: планирование технологического процесса и процесса труда; организация рабочего места с учетом требований эргономики и научной организации труда; подбор материалов с учетом характера объекта труда и технологии; проведение необходимых опытов и исследований при подборе материалов и проектировании объекта труда; подбор инструментов и оборудования с учетом требований технологии и материально-энергетических ресурсов; анализ, разработка и/или реализация прикладных проектов, предполагающих: изготовление материального продукта на основе технологической документации с применением рабочих инструментов/технологического оборудования; определение качества сырья и пищевых продуктов ,приготовление кулинарных блюд из молока, овощей, рыбы, мяса, птицы, круп и др. с учетом требований здорового образа жизни; формирование ответственного отношения к сохранению своего здоровья; составление меню для подростка, отвечающего требованию сохранения здоровья; заготовка продуктов для длительного хранения с максимальным сохранением их пищевой ценности; соблюдение безопасных приемов труда, правил пожарной безопасности, санитарии и гигиены; соблюдение трудовой и технологической дисциплины; выбор и использование кодов и средств представления технической и технологической информации и знаковых систем (текст, таблица, схема, чертеж, эскиз, 7 технологическая карта и др.) в соответствии с коммуникативной задачей, сферой и ситуацией общения; контроль промежуточных и конечных результатов труда по установленным критериям и показателям с использованием контрольных из мерительных инструментов и карт; документирование результатов труда и проектной деятельности; расчёт себестоимости продукта труда .3. В мотивационной сфере: оценка своей способности и готовности к труду в конкретной предметной деятельности; выбор профиля технологической подготовки в старших классах полной средней школы или профессии в учреждениях начального профессионального или среднего специального обучения; выраженная готовность к труду в сфере материального производства; согласование своих потребностей и требований с другими участниками познавательно-трудовой деятельности; осознание ответственности за качество результатов труда; наличие экологической культуры при обосновании объекта труда и выполнении работ; стремление к экономии и бережливости в расходовании времени, материалов, денежных средств и труда. 4. В эстетической сфере: дизайнерское проектирование изделия или рациональная эстетическая организация работ; применение различных технологий технического творчества и декоративноприкладного искусства (резьба по дереву, чеканка, роспись ткани, ткачество, войлок, вышивка, шитье и др.) в создании изделий материальной культуры; моделирование художественного оформления объекта труда; способность выбрать свой стиль одежды с учетом особенности своей фигуры; эстетическое оформление рабочего места и рабочей одежды; сочетание образного и логического мышления в процессе творческой деятельности; создание художественного образа и воплощение его в продукте; развитие пространственного художественного воображения; развитие композиционного мышления, чувства цвета, гармонии, контраста, пропорции, ритма, стиля и формы; понимание роли света в образовании формы и цвета; решение художественного образа средствами фактуры материалов; использование природных элементов в создании орнаментов, художественных образов моделей; сохранение и развитие традиций декоративно-прикладного искусства и народных промыслов в современном творчестве; применение методов художественного проектирования одежды; художественное оформление кулинарных блюд и 8 сервировка стола; соблюдение правил этикета. 5. В коммуникативной сфере: умение быть лидером и рядовым членом коллектива; формирование рабочей группы с учетом общности интересов и возможностей будущих членов трудового коллектива; выбор знаковых систем и средств для кодирования и оформления информации в процессе коммуникации; публичная презентация и защита идеи, варианта изделия, выбранной технологии и др.; способность к коллективному решению творческих задач; способность объективно и доброжелательно оценивать идеи и художественные достоинства работ членов коллектива; способность прийти на помощь товарищу; способность бесконфликтного общения в коллективе. 6. В физиолого-психологической сфере: развитие моторики и координации движений рук при работе с ручными инструментами и приспособлениями; достижение необходимой точности движений . Планируемые результаты обучения Раздел 1.Основы производства Выпускник научится отличать природный (нерукотворный) мир от рукотворного; определять понятия «техносфера», «потребность», «производство», «труд», «средства труда», «предмет труда», «сырье», «полуфабрикат» и адекватно пользуется этими понятиями; выявлять и различать потребности людей и способы их удовлетворения; составлять рациональный перечень потребительских благ для современного человека; характеризовать виды ресурсов, объяснять место ресурсов в 9 Выпускник получит возможность изучать потребности ближайшего социального окружения на основе самостоятельно разработанной программы и доступных средств сбора информации; проводить испытания, анализа, модернизации модели; разрабатывать субъективно оригинальные конструкции в заданной ситуации: нахождение вариантов, отбор решений, проектирование и конструирование, испытания, анализ, способы модернизации, альтернативные решения; осуществлять наблюдение (изучение), ознакомление с Раздел 2. Общая технология проектировании и реализации технологического процесса; называть предприятия региона проживания, работающие на основе современных производственных технологий, приводит примеры функций работников этих предприятий; сравнивать и характеризовать различные транспортные средства; конструировать модели транспортных средств по заданному прототипу; характеризовать автоматизацию производства на примере региона проживания, профессии, обслуживающие автоматизированные производства, приводить произвольные примеры автоматизации в деятельности представителей различных профессий; осуществлять сохранение информации в формах описания, схемы, эскиза, фотографии; подготавливать иллюстрированные рефераты и коллажи по темам раздела. Выпускник научится: определять понятия «техносфера» и « технология»; приводить примеры влияния технологии на общество и общества на технологию; называть и характеризовать современные и перспективные управленческие, информационные технологии, технологии производства и обработки 10 современными производствами в сферах медицины, производства и обработки материалов, машиностроения, сельского хозяйства, производства продуктов питания, сервиса, информационной сфере и деятельностью занятых в них работников; осуществлять поиск, получение, извлечения, структурирования и обработки информации об изучаемых технологиях, перспективах развития современных производств в регионе проживания, а также информации об актуальном состоянии и перспективах развития регионального рынка труда. Выпускник получит возможность научиться: приводить рассуждения, содержащие аргументированные оценки и прогнозы развития технологий в сферах медицины, производства и обработки материалов, машиностроения, сельского хозяйства, производства продуктов питания, сервиса, информационной сфере; материалов, машиностроения, сельского хозяйства; объяснять на произвольно избранных примерах принципиальные отличия современных технологий производства материальных продуктов от традиционных технологий, связывая свои объяснения с принципиальными алгоритмами, способами обработки ресурсов, свойствами продуктов современных производственных технологий и мерой их технологической чистоты; проводить сбор информации по развитию технологий произвольно избранной отрасли на основе работы с информационными источниками различных видов; соблюдать технологическую дисциплину в процессе изготовления субъективно нового продукта; оценивать возможности и условия применимости технологии, в том числе с позиций экологической защищенности; прогнозировать по известной технологии выходы (характеристики продукта) в зависимости от изменения входов/параметров/ресурсов, проверяет прогнозы опытноэкспериментальным путем, в том числе самостоятельно планируя такого рода эксперименты. 11 выявлять современные инновационные технологии не только для решения производственных, но и житейских задач Раздел 3. Технологии получения, обработки, преобразования и использования материалов Выпускник научится: выбирать объекты труда в зависимости от потребностей людей, наличия материалов и оборудования; читать и создавать технические рисунки, чертежи, технологические карты; выполнять приёмы работы ручным инструментом и станочным оборудованием; осуществлять изготовление деталей, сборку и отделку изделий из древесины по рисункам, эскизам и чертежам; распознавать металлы, сплавы и искусственные материалы; выполнять разметку заготовок; изготовлять изделия в соответствии с разработанным проектом; осуществлять инструментальный контроль качества изготовленного изделия (детали); выполнять отделку изделий; использовать один из распространенных в регионе видов декоративно-прикладной обработки материалов; описывать технологическое решение с помощью текста, рисунков, графического изображения; анализировать возможные технологические решения, определять их достоинства и недостатки в контексте заданной ситуации; определять назначение и особенности различных швейных изделий; различать основные стили в одежде и современные направления моды; отличать 12 Выпускник получит возможность научиться: определять способа графического отображения объектов труда; выполнять чертежи и эскизы с использованием средств компьютерной поддержки; разрабатывать оригинальные конструкции в заданной ситуации: нахождение вариантов, отбор решений, проектирование и конструирование, испытания, анализ, способы модернизации, альтернативные решения; выполнять несложное моделирования швейных изделий; планировать (разработку) получение материального продукта в соответствии с собственными задачами (включая моделирование и разработку документации) или на основе самостоятельно проведенных исследований потребительских интересов; проектировать и изготавливать материальный продукт на основе технологической документации с применением элементарных (не требующих регулирования) и сложных (требующих регулирования/настройки) рабочих инструментов /технологического оборудования; разрабатывать и создавать изделия средствами учебного станка, управляемого программой компьютерного трехмерного проектирования; разрабатывать и создавать швейные изделия на основе собственной модели; оптимизировать заданный способ виды традиционных народных промыслов; выбирать вид ткани для определенных типов швейных изделий; снимать мерки с фигуры человека; строить чертежи простых швейных изделий; подготавливать швейную машину к работе; выполнять технологические операции по изготовлению швейных изделий; проводить влажно-тепловую обработку; выполнять художественное оформление швейных изделий. Раздел 4 Методы и .– планировать и выполнять учебные средства технологические проекты: выявлять и творческой формулировать проблему; обосновывать цель исследовательской проекта, конструкцию изделия, сущность и проектной итогового продукта или желаемого результата; деятельности планировать этапы выполнения работ; составлять технологическую карту изготовления изделия; выбирать средства реализации замысла; осуществлять технологический процесс; контролировать ход и результаты выполнения проекта; – представлять результаты выполненного проекта: пользоваться основными видами проектной документации; готовить пояснительную записку к проекту; оформлять проектные материалы; представлять проект к защите. 13 (технологии) получения материального продукта (на основании собственной практики использования этого способа). выявлять и формулировать проблему, требующую технологического решения; модифицировать имеющиеся продукты в соответствии с ситуацией / заказом / потребностью / задачей деятельности и в соответствии с их характеристиками разрабатывать технологию на основе базовой технологии; технологизировать свой опыт, представлять на основе ретроспективного анализа и унификации деятельности описание в виде инструкции или технологической карты; оценивать коммерческий потенциал продукта и / или технологии Профессиональное овладение знаниями о влиянии технологий на самоопределение общественное развитие, о составляющих и карьера. современного производства товаров и услуг, структуре организаций, нормировании и оплате труда, спросе на рынке труда; трудовыми и технологическими знаниями и умениями, необходимыми для проектирования и создания продуктов труда в соответствии с их предполагаемыми функциональными и эстетическими свойствами; умениями ориентироваться в мире профессий, оценивать свои профессиональные интересы и склонности к изучаемым видам трудовой деятельности, составлять жизненные и профессиональные планы; формирование культуры труда, уважительного отношения к труду и результатам труда, самостоятельности, ответственного отношения к профессиональному самоопределению; развитие творческих, коммуникативных и организационных способностей, необходимых для последующего профессионального образования и трудовой деятельности. 14 Получит возможность овладеть знаниями о влиянии технологий на общественное развитие, о составляющих современного производства товаров и услуг, структуре организаций, нормировании и оплате труда, спросе на рынке труда. овладение трудовыми и технологическими знаниями и умениями, необходимыми для проектирования и создания продуктов труда в соответствии с их предполагаемыми функциональными и эстетическими свойствами; научиться умениям ориентироваться в мире профессий, оценивать свои профессиональные интересы и склонности к изучаемым видам трудовой деятельности, составлять жизненные и профессиональные планы; сформировать культуру труда, уважительного отношения к труду и результатам труда, самостоятельности, ответственного отношения к профессиональному самоопределению; получит возможность развить творческие, коммуникативные и организационные способности, необходимые для последующего профессионального образования и трудовой деятельности. Содержание учебного предмета (68 ЧАСОВ) 10 класс Производство, труд и технологии Технологии и труд как части общечеловеческой культуры (15 часов) Производство, труд и технологии (2 часа) Основные теоретические сведения. Технология как часть общечеловеческой культуры, оказывающая влияние на развитие науки, техники, культуры и общественные отношения. Понятие о технологической культуре. Взаимообусловленность технологий, организации производства и характера труда в различные исторические периоды. Взаимообусловленность технологий, организации производства и характера труда для организаций различных сфер хозяйственной деятельности. Практические работы Ознакомление с деятельностью производственного предприятия. Анализ технологий, структуры и организации производства. Варианты объектов труда Промышленные предприятия, предприятия сферы обслуживания, информационные материалы. Современные технологии материального производства, сервиса и социальной сферы (3 час) Основные теоретические сведения. Взаимовлияние уровня развития науки, техники и технологии и рынка товаров и услуг. Научные открытия, оказавшие значительное влияние на развитие технологий. Современные технологии машиностроения, обработки конструкционных материалов, пластмасс. Современные технологии электротехнического и радиоэлектронного производства. Современные технологии строительства. Современные технологии легкой промышленности и пищевых производств. Современные технологии производства сельскохозяйственной продукции. Автоматизация и роботизация производственных процессов. Современные технологии сферы бытового обслуживания. Характеристика технологий в здравоохранении, образовании и массовом искусстве и культуре. Сущность социальных и политических технологий. Возрастание роли информационных технологий. Практические работы Ознакомление с современными технологиями в промышленности, сельском хозяйстве, сфере обслуживания. Подготовка рекомендаций по внедрению новых технологий и оборудования в домашнем хозяйстве, на конкретном рабочем месте или производственном участке. 15 Варианты объектов труда Описания новых технологий, оборудования, материалов, процессов. Технологическая культура и культура труда (2 час) Основные теоретические сведения. Технологическая культура в структуре общей культуры. Технологическая культура общества и технологическая культура производства. Формы проявления технологической культуры в обществе и на производстве. Основные составляющие культуры труда работника. Научная организация как основа культуры труда. Основные направления научной организации труда: разделение и кооперация труда, нормирование туда, совершенствование методов и приемов труда, обеспечение условий труда, рациональная организация рабочего места. Эстетика труда. Практические работы. Оценка уровня технологической культуры на предприятии или в организации ближайшего окружения. Характеристика основных составляющих научной организации труда учащегося. Варианты объектов труда Деятельность на рабочем месте представителей различных профессий. Рабочее место учащегося. Производство и окружающая среда (4 час) Основные теоретические сведения. Хозяйственная деятельность человека как основная причина загрязнения окружающей среды. Основные источники загрязнения атмосферы, почвы и воды. Рациональное размещение производства для снижения экологических последствий хозяйственной деятельности. Методы и средства оценки экологического состояния окружающей среды. Способы снижения негативного влияния производства на окружающую среду: применение экологически чистых и безотходных технологий; утилизация отходов. Практические работы. Выявление источников экологического загрязнения окружающей среды. Оценка радиоактивного загрязнения местности и продуктов. Изучение вопросов утилизации отходов. Разработка проектов по использованию или утилизации отходов. Варианты объектов труда Окружающая среда в классе, школе, поселке. Измерительные приборы и лабораторное оборудование. Изделия с применением отходов производства или бытовых отходов. Рынок потребительских товаров и услуг (4 часа) Основные теоретические сведения 16 Особенности рынка потребительских товаров и услуг. Субъекты рынка товаров и услуг. Законодательные и нормативные акты, регулирующие отношения продавца и покупателя. Основные положения законодательства о правах потребителя и производителя. Сертификация изделий и услуг. Маркировка продовольственных и промышленных товаров. Потребительские качества продовольственных и промышленных товаров. Методы оценки потребительских качеств товаров и услуг. Правила приобретения и возврата товаров. Электронная коммерция в системе Интернет. Значение страхования в современном обществе. Виды страхования. Обязательное страхование. Развитие системы страхования в России. Страхование при выезде за пределы России. Страхование жизни и имущества. Выбор страховой компании. Практические работы. Ознакомление с основными положениями закона об охране прав потребителей. Чтение маркировки различных товаров. Изучение рынка товаров и услуг в Интернет. Варианты объектов труда Этикетки различных товаров. Информация в сети Интернет. Технологии проектирования и создания материальных объектов или услуг (16 часов) Проектирование в профессиональной деятельности (4 часа) Основные теоретические сведения Значение инновационной деятельности предприятия в условиях конкуренции. Инновационные продукты и технологии. Основные стадии проектирования технических объектов: техническое задание, техническое предложение, эскизный проект, технический проект, рабочая документация. Роль экспериментальных исследований в проектировании. Практические работы Определение возможных направлений инновационной деятельности в рамках образовательного учреждения или для удовлетворения собственных потребностей. Варианты объектов труда Объекты инновационной деятельности: оборудование, инструменты, интерьер, одежда и др. Информационное обеспечение процесса проектирования. Определение потребительских качеств объекта труда (4 часа) Основные теоретические сведения Определение цели проектирования. Источники информации для разработки: специальная и учебная литература, электронные источники информации, экспериментальные данные, результаты моделирования. Методы сбора и систематизации информации. Источники научной и 17 технической информации. Оценка достоверности информации. Эксперимент как способ получения новой информации. Способы хранения информации. Проблемы хранения информации на электронных носителях. Использование опросов для определения потребительских качеств инновационных продуктов. Бизнес-план как способ экономического обоснования проекта. Технические требования и экономические показатели. Стадии и этапы разработки. Порядок контроля и приемки. Практические работы Проведение опросов и анкетирования. Моделирование объектов. Определение требований и ограничений к объекту проектирования. Варианты объектов труда Объекты проектной деятельности школьников, отвечающие профилю обучения. Нормативные документы и их роль в проектировании. Нормативные документы и их роль в проектировании. Проектная документация (2 час) Основные теоретические сведения Виды нормативной документации, используемой при проектировании. Унификация и стандартизация как средство снижения затрат на проектирование и производство. Учет требований безопасности при проектировании. Состав проектной документации. Согласование проектной документации (на примере перепланировки квартиры). Практические работы Определение ограничений, накладываемых на предлагаемое решение нормативными документами. Варианты объектов труда Эскизные проекты школьников в рамках выполняемого проекта и отвечающие профилю обучения. Учебные задачи. Введение в психологию творческой деятельности (2 часа) Основные теоретические сведения Виды творческой деятельности. Влияние творческой деятельности на развитие качеств личности. Понятие о психологии творческой деятельности. Роль подсознания. «Психолого-познавательный барьер». Пути преодоления психолого-познавательного барьера. Раскрепощение мышления. Этапы решения творческой задачи. Виды упражнений для развития творческих способностей и повышения эффективности творческой деятельности. Практические работы Выполнение упражнений на развитие ассоциативного мышления, поиск аналогий. Варианты объектов труда 18 Творческие задания, связанные с проектной деятельностью школьников и отвечающие профилю обучения. Сборники учебных заданий и упражнений. Интуитивные и алгоритмические методы поиска решений (4 часа) Основные теоретические сведения Выбор целей в поисковой деятельности. Значение этапа постановки задачи. Метод «Букета проблем». Способы повышения творческой активности личности. Преодоление стереотипов. Ассоциативное мышление. Цели и правила проведения мозгового штурма (атаки). Эвристические приемы решения практических задач. Метод фокальных объектов. Алгоритмические методы поиска решений. Морфологический анализ. Практические работы Применение интуитивных и алгоритмических методов поиска решений для нахождения различных вариантов выполняемых школьниками проектов. Варианты объектов труда Проектные задания школьников. Сборники учебных заданий и упражнений. Анализ результатов проектной деятельности (1 час) Основные теоретические сведения Методы оценки качества материального объекта или услуги, технологического процесса и результатов проектной деятельности. Экспертная оценка. Проведение испытаний модели или объекта. Оценка достоверности полученных результатов. Практические работы Анализ учебных заданий. Подготовка плана анализа собственной проектной деятельности. Варианты объектов труда Объекты проектирования школьников. Сборники учебных заданий и упражнений. Презентация результатов проектной деятельности (2 часа) Основные теоретические сведения Определение целей презентации. Выбор формы презентации. Особенности восприятия вербальной и визуальной информации. Методы подачи информации при презентации. Практические работы Подготовка различных форм презентации результатов собственной проектной деятельности. Компьютерная презентация. Варианты объектов труда Объекты проектирования школьников. Сборники учебных заданий и упражнений. 19 11 класс Производство, труд и технологии Организация производства (8 часов) Структура современного производства (4 часа) Основные теоретические сведения. Сферы профессиональной деятельности: сфера материального производства и непроизводственная сфера. Представление об организации производства: сферы производства, отрасли, объединения, комплексы и предприятия. Виды предприятий и их объединений. Юридический статус современных предприятий в соответствии с формами собственности на средства производства: государственные, кооперативные, частные, открытые и закрытые акционерные общества, холдинги. Цели и функции производственных предприятий и предприятий сервиса. Формы руководства предприятиями. Отрасли производства, занимающие ведущее место в регионе. Перспективы экономического развития региона. Понятие о разделении и специализации труда. Формы разделения труда. Горизонтальное разделение труда в соответствии со структурой технологического процесса. Вертикальное разделение труда в соответствии со структурой управления. Функции работников вспомогательных подразделений. Основные виды работ и профессий. Характеристики массовых профессий сферы производства и сервиса в Едином тарифноквалификационном справочнике работ и профессий (ЕТКС). Формы современной кооперации труда. Профессиональная специализация и профессиональная мобильность. Роль образования в расширении профессиональной мобильности. Практические работы. Анализ региональной структуры производственной сферы. Анализ форм разделения труда в организации. Анализ требований к образовательному уровню и квалификации работников. Описание целей деятельности, особенности производства и характера продукции предприятий ближайшего окружения. Составление схемы структуры предприятия и органов управления. Варианты объектов труда Средства массовой информации, электронные источники информации, специальные источники информации. Нормирование и оплата труда (2 часа) Основные теоретические сведения Основные направления нормирования труда в соответствии с технологией и трудоемкостью процессов производства: норма труда, норма времени, норма выработки, норма времени обслуживания, норма 20 численности, норма управляемости, технически обоснованная норма. Методика установления и пересмотра норм. Зависимость формы оплаты труда от вида предприятия и формы собственности на средства производства. Повременная оплата труда в государственных предприятиях в соответствии с квалификацией и тарифной сеткой. Сдельная, сдельно-премиальная, аккордно-премиальная формы оплаты труда. Контрактные формы найма и оплаты труда. Практические работы Установление формы нормирования труда для лиц ближайшего окружения. Сопоставление достоинств и недостатков различных форм оплаты труда. Определение преимущественных областей применения различных форм оплаты труда. Варианты объектов труда Справочная литература, результаты опросов. Научная организация труда (2 часа) Основные теоретические сведения Факторы, влияющие на эффективность деятельности организации. Менеджмент в деятельности организации. Составляющие культуры труда: научная организация труда, трудовая и технологическая дисциплина, безопасность труда и средства ее обеспечения, эстетика труда. Формы творчества в труде. Обеспечение качества производимых товаров и услуг. Организационные и технические возможности повышения качества товаров и услуг. Понятие о морали и этике. Профессиональная этика. Общие нормы профессиональной этики. Ответственность за соблюдение норм профессиональной этики. Практические работы Проектирование рабочего места учащегося, современного рабочего места. Варианты объектов труда Модели организации рабочего места. Специальная и учебная литература. Электронные источники информации. Технология проектирования и создания материальных объектов или услуг (10 часов) Функционально - стоимостной анализ (2 часа) Основные теоретические сведения Цели и задачи функционально - стоимостного анализа (ФСА). ФСА как комплексный метод технического творчества. Основные этапы ФСА: подготовительный, информационный, аналитический, творческий, исследовательский, рекомендательный и внедрения. Практические работы 21 Применение элементов функционально-стоимостного анализа для нахождения различных вариантов выполняемых школьниками проектов. Варианты объектов труда Проектные задания школьников. Учебные проектные задания. Основные закономерности развития искусственных систем (4 часа) Основные теоретические сведения Понятие об искусственной системе. Развитие как непрерывное возникновение и разрешение противоречий. Основные закономерности развития искусственных систем. История развития техники с точки зрения законов развития технических систем (на конкретных примерах). Решение крупных научно-технических проблем в современном мире. Выдающиеся открытия и изобретения и их авторы. Перспективы развития науки и техники. Использование закономерностей развития технических систем для прогнозирования направлений технического прогресса. Практические работы Выявление противоречий в требованиях к частям искусственных систем. Упражнения по поиску примеров проявления закономерностей развития искусственных систем (товаров и услуг) и определения направлений их совершенствования. Прогнозирование направлений развития систем из ближайшего окружения школьников. Описание свойств нового поколения систем с учетом закономерностей их развития. Варианты объектов труда Объекты проектирования школьников. Знакомые школьникам системы: устройства бытовой техники, транспортные машины, технологическое оборудование. Защита интеллектуальной собственности (4 часа) Основные теоретические сведения Понятие интеллектуальной собственности. Способы защиты авторских прав. Научный и технический отчеты. Публикации. Депонирование рукописей. Рационализаторское предложение. Сущность патентной защиты разработок: открытие и изобретение, промышленный образец и полезная модель. Правила регистрация товарных знаков и знака обслуживания. Практические работы Разработка различных форм защиты проектных предложений (тезисы докладов, краткие сообщения, заявки на полезную модель или промышленный образец). Варианты объектов труда Объекты проектирования школьников. Сборники учебных заданий. Презентация результатов проектной деятельности (2 часа) Основные теоретические сведения Определение целей презентации. Выбор формы презентации. Особенности восприятия вербальной и визуальной информации. 22 Использование технических средств в процессе презентации. Организация взаимодействия участников презентации. Практические работы Подготовка различных форм презентации результатов собственной проектной деятельности. Компьютерная презентация. Варианты объектов труда Объекты проектирования школьников. Учебные задания. Профессиональное сомоопределение и карьера (4 часа) Изучение рынка труда, профессий и профессионального образования (1 час) Основные теоретические сведения Способы изучения рынка труда и профессий: конъюнктура рынка труда и профессий, спрос и предложения работодателей на различные виды профессионального труда, средства получения информации о рынке труда и путях профессионального образования. Виды и формы получения профессионального образования. Региональный рынок образовательных услуг. Центры профконсультационной помощи. Методы поиска источников информации о рынке образовательных услуг. Практические работы Изучение регионального рынка труда и профессий и профессионального образования. Знакомство с центрами профконсультационной помощи. Варианты объектов труда Источники информации о вакансиях рынка труда. Рынок труда и профессий, (1 час) Теоретические сведения. Рынок труда и профессий. Конъюнктура рынка труда и профессий. Спрос и предложения на различные виды профессионального труда. Способы изучения рынка труда и профессий. Средства получения информации о рынке труда и путях профессионального образования. Центры занятости. Практические работы. Изучения регионального рынка труда. Изучение содержания трудовых действий, уровня образования, заработной платы, мотивации, удовлетворённости трудом работников различных профессий. Профессиональная деятельность в различных сферах экономики (1 час) Теоретические сведения. Классификация профессий. Профессиональная деятельность в сфере индустриального производства, агропромышленного производства, в лёгкой 23 и пищевой промышленности, в общественном питании и в сфере перспективных технологий. Практическая работа. Тестирование для определения склонности к роду профессиональной деятельности. Центры профконсультационной помощи, (1 час) Теоретические сведения. Профконсультационная помощь: цели и задачи. Методы и формы работы специализи рованных центров занятости. Виды профконсультационной помощи: справочно-информационная, диагностическая, психологическая, корректирующая, развивающая. Практическая работа. Посещение центров профконсультационной помощи и знакомство с их работой. Планирование профессиональной карьеры (4 час) Этапы профессионального становления и карьера, (2 ч.) Теоретические сведения. Понятие профессионального становления личности. Этапы и результаты профессионального становления личности (выбор профессии, профессиональная обученность, профессиональная компетентность, профессиональное мастерство). Понятия карьеры, должностного роста и призвания. Факторы, влияющие на профессиональную подготовку. Планирование профессиональной карьеры. Практические работы. Определение целей, задач и основных этапов своей будущей профессиональной деятельности. Составление плана своей будущей профессиональной карьеры. Виды и формы получения профессионального образования, (1 ч.) Теоретические сведения. Общее и профессиональное образование. Виды и формы получения профессионального образования. Начальное, среднее и высшее профессиональное образование. Послевузовское профессиональное образование. Региональный рынок образовательных услуг. Методы поиска источников информации о рынке образовательных услуг. Практическая работа. Изучение регионального рынка образовательных услуг. Формы самопрезентации для профессионального образования и трудоустройства, (1 ч.) Теоретические сведения. Проблемы трудоустройства. Формы самопрезентации. Понятие «профессиональное резюме». Правила составления профессионального 24 резюме. Автобиография как форма самопрезентации. Собеседование. Правила самопрезентации при посещении организации. Типичные ошибки при собеседовании. Практическая работа. Составление автобиографии и профессионального резюме. Творческая проектная деятельность 6 час Планирование профессиональной карьеры 5 ч Теоретические сведения. Определение жизненных целей и задач. Составление цлана действий по достижению намеченных целей. Выявление интересов, способностей, профессионально важных качеств. Обоснование выбора специальности и выбора учебного заведения. Практическая работа. Выполнение проекта «Мои жизненные планы и профессиональная карьера». Презентация результатов проектной деятельности, 1 ч Теоретические сведения Критерии оценки выполнения и защиты проекта. Выбор формы презентации. Определение целей презентации. Особенности восприятия вербальной и визуальной информации. Использование технических средств в процессе презентации. Формы взаимодействия участников презентации. Практическая работа. Проведение презентации и защита проектов. В базисном учебном плане образовательная область «Технология» не входит в число обязательных учебных предметов на базовом уровне федерального компонента. Она входит в учебные предметы по выбору на базовом и профильном уровне, где на ее изучение в X и XI классах отводится 70 часов. Учитывая значение технологического образования для профессиональной ориентации учащихся, успешной социализации в обществе, для обеспечения непрерывности технологической подготовки в системе общего и профессионального образования рекомендовано дополнительно выделить из регионального компонента и компонента образовательного учреждения дополнительно 1 час в неделю в X и XI классах. При этом национально-региональные особенности содержания могут быть представлены в программе соответствующими технологиями, видами и объектами труда. 25 Тематическое планирование, в том числе с учетом рабочей программы воспитания с указанием количества часов, отводимых на освоение программы № Наименовани Количе Деятельность учителя с учетом п/п е раздела ство Программы воспитания часов 10 класс 1 Технологии и 15 ч. установление доверительных труд как части отношений между педагогическим общечеловече работником и обучающимися, ской культуры способствующих позитивному восприятию обучающимися требований и просьб педагогического работника, привлечению внимания к обсуждаемой на уроке информации, активизации познавательной деятельности; привлечение внимания обучающихся к ценностному аспекту изучаемых на уроках явлений, организация их работы с получаемой на уроке социально значимой информацией (инициирование обсуждения, высказывание своего мнения, выработка своего отношения); 2 Технологии 16 ч. использование воспитательных проектирован возможностей предметного содержания ия и создания через подбор соответствующих текстов для материальных чтения, задач для решения, проблемных объектов или ситуаций для обсуждения в классе; услуг - организация шефства мотивированных обучающихся над их неуспевающими одноклассниками, позволяющий получить социально значимый опыт сотрудничества и взаимной помощи; инициирование и поддержка исследовательской деятельности обучающихся в рамках реализации ими индивидуальных и групповых исследовательских проектов, с целью приобретения навыков самостоятельного решения теоретической проблемы, генерирования и оформления собственных идей, уважительного отношения к чужим идеям 3 Анализ 1 ч. повышение требовательности к самому себе; результатов углубление самооценки; бóльший реализм в проектной формировании целей и стремлении к тем 26 4 деятельности Презентация результатов проектной деятельности 2 ч. 1 Организация производства 8 ч. 2 Технология проектирован ия материальных объектов или услуг Презентация результатов проектной деятельности 10 ч. Профессионал ьное самоопределе 4 ч. 3 4 2 ч. или иным ролям; инициирование и поддержка исследовательской деятельности обучающихся в рамках реализации ими индивидуальных и групповых исследовательских проектов, с целью приобретения навыков самостоятельного решения теоретической проблемы, генерирования и оформления собственных идей, уважительного отношения к чужим идеям, публичного выступления перед аудиторией, а также аргументирования и отстаивания своей точки зрения. 11 класс самоидентификации посредством личностно и общественно значимой деятельности, социального и гражданского становления, осознанного выбора профессии, понимание значения профессиональной деятельности для человека и общества, в том числе через реализацию образовательных программ, входящих в основную образовательную программу создание условий для развития и самореализации обучающихся; формирование у обучающихся системы значимых социальных и межличностных отношений, ценностно-смысловых установок. инициирование и поддержка исследовательской деятельности обучающихся в рамках реализации ими индивидуальных и групповых исследовательских проектов, с целью приобретения навыков самостоятельного решения теоретической проблемы, генерирования и оформления собственных идей, уважительного отношения к чужим идеям, публичного выступления перед аудиторией, а также аргументирования и отстаивания своей точки зрения. самоидентификации посредством личностно и общественно значимой деятельности, социального и гражданского становления, 27 ние и карьера 5 Планирование профессионал ьной карьеры 4 ч. 6 Творческая проектная деятельность 6 ч. ИТОГО 68 ч. осознанного выбора профессии, понимание значения профессиональной деятельности для человека и общества, в том числе через реализацию образовательных программ, входящих в основную образовательную программу формирование у обучающихся системы значимых социальных и межличностных отношений, ценностно-смысловых установок, отражающих личностные и гражданские позиции в деятельности, ценностных ориентаций, мировоззрения как системы обобщенных представлений о мире в целом, об окружающей действительности, других людях и самом себе, готовности руководствоваться ими в деятельности; инициирование и поддержка исследовательской деятельности обучающихся в рамках реализации ими индивидуальных и групповых исследовательских проектов, с целью приобретения навыков самостоятельного решения теоретической проблемы, генерирования и оформления собственных идей, уважительного отношения к чужим идеям, публичного выступления перед аудиторией, а также аргументирования и отстаивания своей точки зрения. 10 КЛАСС № уро ка Тематическое планирование по технологии 10 класс Тема урока Технологии и труд как части общечеловеческой культуры Производство, труд и технологии – 2 часа 1 Технология как часть общечеловеческой культуры 2 Организация сферы человеческого общества. Современные технологии материального производства, сервиса и 28 социальной сферы – 3 часа 3 Взаимовлияние уровня развития науки, техники и технологии и рынка товаров и услуг. 4 Современные технологии отраслей промышленности. 5 Современные технологии сферы бытового обслуживания. Технологическая культура и культура труда – 2 часа 6 Технологическая культура в структуре общей культуры. 7 Основные составляющие культуры труда работника. Производство и окружающая среда – 4 часа 8 Хозяйственная деятельность человека как основная причина загрязнения окружающей среды. 9 Рациональное размещение производства. 10 Методы и средства оценки экологического состояния окружающей среды. 11 Способы снижения негативного влияния производства на окружающую среду. Рынок потребительских товаров и услуг – 4 часа 12 Особенности рынка потребительских товаров и услуг. 13 Сертификация изделий и услуг. 14 Электронная коммерция в системе Интернет. 15 Значение и виды страхования в современном обществе. ТЕХНОЛОГИЯ ПРОЕКТИРОВАНИЯ И СОЗДАНИЯ МАТЕРИАЛЬНЫХ ОБЪЕКТОВ ИЛИ УСЛУГ Проектирование в профессиональной деятельности – 4 часа 16 Значение инновационной деятельности предприятия в условиях конкуренции. 17 Инновационные продукты и технологии. 18 Основные стадии проектирования технических объектов. 19 Роль экспериментальных исследований в проектировании. Информационное обеспечение процесса проектирования. Определение потребительских качеств объекта труда – 4 часа. 20 Определение цели проектирования. Источники информации. 21 Методы сбора и систематизации информации. Способы хранения информации. 22 Использование опросов для определения потребительских качеств инновационных продуктов. 23 Технические требования и экономические показатели. Нормативные документы и их роль в проектировании. Проектная 29 документация – 2час 24- Виды нормативной документации. 25 Состав и согласование проектной документации. Введение в психологию творческой деятельности – 2 часа. 26 Виды творческой деятельности и её влияние на развитие личности. 27 Этапы решения творческой задачи. Интуитивные и алгоритмические методы поиска решений – 4 часа. 28 Выбор целей и поисковой деятельности. 29 Способы повышения творческой активности личности. Преодоление стереотипов. 30 Ассоциативное мышление. 31 Алгоритмические методы поиска решений. Морфологический анализ. Анализ результатов проектной деятельности – 2 часа 32 Методы оценки качества материального объекта. Экспертная оценка. Оценка достоверности полученных результатов. Презентации результатов проектной деятельности – 1 час. 33- Определение целей презентации. Выбор формы презентации. 34 Презентация проектного изделия № 11 КЛАСС Тематическое планирование по технологии для 11 класса. Тема урока ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОИЗВОДСТВА 8 ч Структура современного производства (4 ч) 1 Сферы профессиональной деятельности. Представление об организации 2 Перспективы производства.экономического развития региона. 3 Понятие о разделении и специализации труда 4 Формы современной кооперации труда Нормирование оплата труда (2 ч) 5 Основные направления нормирования труда 6 Формы оплаты труда Научная организация труда 2 (ч) 7 Эффективность деятельности организации 8 Профессиональная этика ТЕХНОЛОГИЯ ПРОЕКТИРОВАНИЯ И СОЗДАНИЯ МАТЕРИАЛЬНЫХ ОБЪЕКТОВ ИЛИ УСЛУГ (10 ч) Функционально-стоимостной анализ (2 ч) 9 Цели и задачи функционально-стоимостного анализа (ФСА) 30 10 Основные этапы ФСА Основные закономерности развития искусственных систем (4 ч) 11 Искусственные системы и ее основные понятия. 12 Основные закономерности развития искусственных систем. 13 Выдающиеся открытия и изобретения и их авторы 14 Использование закономерностей развития технических систем для прогнозирования направлений технического прогресса Защита интеллектуальной собственности (4 ч) 15 Понятие интеллектуальной собственности. 16 Публикации. Рационализаторское предложение. 17 Сущность патентной защиты разработок: открытие и изобретение, промышленный образец и полезная модель 18 Правила регистрации товарных знаков и знака обслуживания. Презентация результатов проектной деятельности (2 ч) 19 Цели и формы презентации 20 Использование технических средств в процессе презентации. ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ И КАРЬЕРА (4 ч) Изучение рынка труда, профессий и профессионального образования (2 ч) 21- Этапы профессионального становления и карьера 22 23 Рынок труда и профессий 24 Профессиональная деятельность в различных сферах экономики Планирование профессиональной карьеры (4 ч) 25 Пути получения образования, профессионального и служебного роста. 26 Центры профконсультационной помощи 27 Формы самопрезентации для профессионального образования и трудоустройства 28 Виды и уровни профессионального образования и профессиональная мобильность. Творческая проектная деятельность – 6 часов 29 Выбор темы проекта, обоснование проблемы 30 Исторические сведения по теме проекта 31 Конструкторская часть 32 Технологическая карта 33 Экономическая часть 34 Экологическое обоснование. Заключение. Презентация проекта ВСЕГО 34 часа 31 32