обществознание универсальный

Пояснительная записка
Рабочая программа по предмету «Обществознание» для учеников 1011 класса, обучающихся универсального профиля (базовый уровень)
среднего общего образования, составлена в соответствии с современной
нормативной правовой базой в области образования.

Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ
«Об
образовании в Российской Федерации»

Федеральные требования к образовательным учреждениям в
части минимальной оснащенности учебного процесса и оборудования
учебных помещений, утверждённые приказом Минобрнауки России от
04.10.2010г. №986.

Федерального государственного образовательного стандарта
среднего общего образования (Приказ Министерства образования и науки
РФ от 17 мая 2012 года № 413);

Примерной основной образовательной программы среднего
общего образования (одобрена решением федерального учебнометодического объединения по общему образованию, протокол от 28.06.2016
N 2/16-з);

СанПиН
2.4.2.2821-10
"Санитарно-эпидемиологические
требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных
учреждениях" (утверждены постановлением Главного государственного
санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. № 189,
зарегистрированным в Минюсте России 3 марта 2011 г., регистрационный
номер 19993);

Основная образовательная программа СОО

Учебный план МБОУ Кемской СОШ№2

Календарный учебный график МБОУ Кемской СОШ№2
Рабочая программа обеспечена учебниками, учебными пособиями,
включенными в федеральный перечень учебников, рекомендуемых к
использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию
образовательных программ начального общего, основного общего, среднего
общего образования (приказ Минпросвещения России от 28.12.2018 N 345
(ред. от 08.05.2019)
Цель курса:
развитие личности в период ранней юности, ее духовно –
нравственной, политической и правовой культуре, экономического образа
мышления, социального поведения, основанного на уважении закона и
правопорядка, способности к личному самоопределению и самореализации;
интереса к изучению социальных и гуманитарных дисциплин;

Задачи изучения обществознания:
- воспитать гражданскую ответственность, правовое самосознание,
толерантность, приверженность гуманистическим и демократическим
ценностям, закрепленным в Конституции Российской Федерации;
- освоить систему знаний о социальных формах и видах деятельности
людей, об обществе и его сферах, правовом регулировании общественных
отношений, необходимых для взаимодействия с социальной средой;
- овладеть умениями получать и критически осмысливать социальную
(в том числе экономическую и правовую) информацию, анализировать,
систематизировать полученные данные; освоить способов познавательной,
коммуникативной, практической деятельности, необходимых для участия в
жизни гражданского общества и государства;
- сформировать опыт применения полученных знаний и умений для
решения типичных задач в области социальных отношений, гражданской и
общественной деятельности, межличностных отношений, отношений между
людьми различных национальностей и вероисповеданий, в семейно-бытовой
сфере;
- научить самостоятельно и осознанно соотносить свои действия и
действия других людей с нормами поведения, установленными законом и
моральными ценностями.
10 класс – учебник «Обществознание» (базовый уровень). Под
Л.Н. Боголюбова, А.Ю. Лабезниковой, М.Ю. Телюкиной.
«Просвещение», 2018
10 класс – учебник «Обществознание» (базовый уровень). Под
Л.Н. Боголюбова, А.Ю. Лабезниковой, М.Ю. Телюкиной.
«Просвещение», 2018
10 класс – 68 часов (по 2 часа в неделю);
11 класс – 68 часов (по 2 часа в неделю)

ред.
М.,
ред.
М.,

Личностные

Планируемые результаты учебного предмета «Обществознание»

воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к
Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа
России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего
народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение
гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского
общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;

формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности
обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и
познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории
образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учётом
устойчивых познавательных интересов;

формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню
развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое,
духовное многообразие современного мира;

формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому
человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории,
культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и
способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания;

освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах
и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества;

развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на
основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения,
осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;

формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со
сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной,
общественно-полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;

) осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной

жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;

развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов
России и мира, творческой деятельности эстетического характера.
Личностные результаты в сфере отношений обучающихся к России как к Родине
(Отечеству):

российская идентичность, способность к осознанию российской идентичности в
поликультурном социуме, чувство причастности к историко-культурной общности российского
народа и судьбе России, патриотизм, готовность к служению Отечеству, его защите
Личностные результаты в сфере отношений обучающихся к закону, государству и к
гражданскому обществу:

гражданственность, гражданская позиция активного и ответственного члена российского
общества, осознающего свои конституционные права и обязанности, уважающего закон и
правопорядок, осознанно принимающего традиционные национальные и общечеловеческие
гуманистические и демократические ценности, готового к участию в общественной жизни;

признание неотчуждаемости основных прав и свобод человека, которые принадлежат
каждому от рождения, готовность к осуществлению собственных прав и свобод без нарушения
прав и свобод других лиц, готовность отстаивать собственные права и свободы человека и
гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в
соответствии с Конституцией Российской Федерации, правовая и политическая грамотность;

мировоззрение, соответствующее современному уровню развития науки и общественной
практики, основанное на диалоге культур, а также различных форм общественного сознания,
осознание своего места в поликультурном мире;

интериоризация ценностей демократии и социальной солидарности, готовность к
договорному регулированию отношений в группе или социальной организации;

готовность обучающихся к конструктивному участию в принятии решений, затрагивающих
их права и интересы, в том числе в различных формах общественной самоорганизации,
самоуправления, общественно значимой деятельности;
Личностные результаты в сфере отношений обучающихся с окружающими людьми:


нравственное сознание и поведение на основе усвоения общечеловеческих ценностей;

принятие гуманистических ценностей, осознанное, уважительное и доброжелательное
отношение к другому человеку, его мнению, мировоззрению;

формирование выраженной в поведении нравственной позиции, в том числе способности к
сознательному выбору добра, нравственного сознания и поведения на основе усвоения
общечеловеческих ценностей и нравственных чувств (чести, долга, справедливости, милосердия и
дружелюбия);

развитие компетенций сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста,
взрослыми в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, проектной и
других видах деятельности.
Личностные результаты в сфере отношений обучающихся к окружающему миру, живой
природе, художественной культуре:

мировоззрение,
соответствующее
современному
уровню
развития
науки,
заинтересованность в научных знаниях об устройстве мира и общества;

эстетическое отношения к миру, готовность к эстетическому обустройству собственного
быта.
Личностные результаты в сфере отношений обучающихся к семье и родителям, в том числе
подготовка к семейной жизни:

ответственное отношение к созданию семьи на основе осознанного принятия ценностей
семейной жизни;

положительный образ семьи, родительства (отцовства и материнства), интериоризация
традиционных семейных ценностей.
Личностные результаты в сфере отношения обучающихся к труду, в сфере социальноэкономических отношений:

уважение ко всем формам собственности, готовность к защите своей собственности,

осознанный выбор будущей профессии как путь и способ реализации собственных
жизненных планов;

готовность обучающихся к трудовой профессиональной деятельности как к возможности

Метапредметные

участия в решении личных, общественных, государственных, общенациональных проблем;

потребность трудиться, уважение к труду и людям труда, трудовым достижениям,
добросовестное, ответственное и творческое отношение к разным видам трудовой деятельности;

готовность к самообслуживанию, включая обучение и выполнение домашних обязанностей.

умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя
новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей
познавательной деятельности;

умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе
альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и
познавательных задач;

умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль
своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках
предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с
изменяющейся ситуацией;

умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её
решения;

владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления
осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии,
классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации,
устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение
(индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;

умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для
решения учебных и познавательных задач;

смысловое чтение;

умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и
сверстниками; работать индивидуально и в группе находить общее решение и разрешать
конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать

Предметные

и отстаивать своё мнение;

умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации
для выражения своих чувств, мыслей и потребностей, планирования и регуляции своей
деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью.

относительно целостное представление об обществе и человеке, о сферах и областях
общественной жизни, механизмах и регуляторах деятельности людей;

знание ряда ключевых понятий об основных социальных объектах; умение объяснять с
опорой на эти понятия явления социальной действительности;

знания, умения и ценностные установки, необходимые для сознательного выполнения
подростками основных социальных ролей в пределах своей дееспособности;

умения находить нужную социальную информацию в педагогически отобранных
источниках; адекватно её воспринимать, применяя основные обществоведческие термины и понятия; преобразовывать в соответствии с решаемой задачей (анализировать, обобщать,
систематизировать, конкретизировать имеющиеся данные, соотносить их с собственными
знаниями); давать оценку общественным явлениям с позиций одобряемых в современном
российском обществе социальных ценностей;

понимание побудительной роли мотивов в деятельности человека, места ценностей в
мотивационной структуре личности, их значения в жизни человека и развитии общества;

знание основных нравственных и правовых понятий, норм и правил, понимание их роли как
решающих регуляторов общественной жизни; умение применять эти нормы и правила к анализу и
оценке реальных социальных ситуаций; установка на необходимость руководствоваться этими
нормами и правилами в собственной повседневной жизни;

приверженность гуманистическим и демократическим ценностям, патриотизм и
гражданственность;

знание особенностей труда как одного из основных видов деятельности человека, основных
требований трудовой этики в современном обществе, правовых норм, регулирующих трудовую
деятельность несовершеннолетних; понимание значения трудовой деятельности для личности и
для общества;


понимание специфики познания мира средствами искусства в соотнесении с другими
способами познания; понимание роли искусства в становлении личности и в жизни общества;

знание определяющих признаков коммуникативной деятельности в сравнении с другими
видами деятельности; знание новых возможностей для коммуникации в современном обществе;
умение использовать современные средства связи и коммуникации для поиска и обработки
необходимой социальной информации;

понимание языка массовой социально-политической коммуникации, позволяющее
осознанно воспринимать соответствующую информацию; умение различать факты, аргументы,
оценочные суждения; понимание значения коммуникации в межличностном общении;

умение взаимодействовать в ходе выполнения групповой работы, вести диалог, участвовать
в дискуссии, аргументировать собственную точку зрения; знакомство с отдельными приёмами и
техниками преодоления конфликтов.
Выпускник на базовом уровне научится:
Человек. Человек
в системе
общественных
отношений

Выделять черты социальной сущности человека;

определять роль духовных ценностей в обществе;

распознавать формы культуры по их признакам,
иллюстрировать их примерами;

различать виды искусства;

соотносить поступки и отношения с принятыми
нормами морали;

выявлять сущностные характеристики религии и ее
роль в культурной жизни;

выявлять роль агентов социализации на основных
этапах социализации индивида;

раскрывать связь между мышлением и


Выпускник на базовом уровне
получит возможность научиться

Использовать полученные
знания о социальных ценностях и
нормах в повседневной жизни,
прогнозировать последствия
принимаемых решений;

применять знания о методах
познания социальных явлений и
процессов в учебной деятельности и
повседневной жизни;

оценивать разнообразные
явления и процессы общественного
развития;

Общество как
сложная
динамическая
система

деятельностью;

различать виды деятельности, приводить примеры
основных видов деятельности;

выявлять и соотносить цели, средства и результаты
деятельности;

анализировать различные ситуации свободного
выбора, выявлять его основания и последствия;

различать формы чувственного и рационального
познания, поясняя их примерами;

выявлять особенности научного познания;

различать абсолютную и относительную истины;

иллюстрировать конкретными примерами роль
мировоззрения в жизни человека;

выявлять связь науки и образования, анализировать
факты социальной действительности в контексте
возрастания роли образования и науки в современном
обществе;

выражать и аргументировать собственное
отношение к роли образования и самообразования в
жизни человека.

Характеризовать общество как целостную
развивающуюся (динамическую) систему в единстве и
взаимодействии его основных сфер и институтов;

выявлять, анализировать, систематизировать и
оценивать информацию, иллюстрирующую многообразие
и противоречивость социального развития;

приводить примеры прогрессивных и регрессивных
общественных изменений, аргументировать свои

характеризовать основные
методы научного познания;

выявлять особенности
социального познания;

различать типы мировоззрений;

объяснять специфику
взаимовлияния двух миров
социального и природного в
понимании природы человека и его
мировоззрения;

выражать собственную позицию
по вопросу познаваемости мира и
аргументировать ее.


Устанавливать причинноследственные связи между состоянием
различных сфер жизни общества и
общественным развитием в целом;

выявлять, опираясь на
теоретические положения и
материалы СМИ, тенденции и
перспективы общественного развития;


суждения, выводы;

формулировать собственные суждения о сущности,
причинах и последствиях глобализации; иллюстрировать
проявления различных глобальных проблем.
Экономика

Раскрывать взаимосвязь экономики с другими
сферами жизни общества;

конкретизировать примерами основные факторы
производства и факторные доходы;

объяснять механизм свободного ценообразования,
приводить примеры действия законов спроса и
предложения;

оценивать влияние конкуренции и монополии на
экономическую жизнь, поведение основных участников
экономики;

различать формы бизнеса;

извлекать социальную информацию из источников
различного типа о тенденциях развития современной
рыночной экономики;

различать экономические и бухгалтерские
издержки;

приводить примеры постоянных и переменных
издержек производства;

различать деятельность различных финансовых
институтов, выделять задачи, функции и роль
Центрального банка Российской Федерации в банковской
системе РФ;


систематизировать социальную
информацию, устанавливать связи в
целостной картине общества (его
структурных элементов, процессов,
понятий) и представлять ее в разных
формах (текст, схема, таблица).

Выделять и формулировать
характерные особенности рыночных
структур;

выявлять противоречия рынка;

раскрывать роль и место
фондового рынка в рыночных
структурах;

раскрывать возможности
финансирования малых и крупных
фирм;

обосновывать выбор форм
бизнеса в конкретных ситуациях;

различать источники
финансирования малых и крупных
предприятий;

определять практическое
назначение основных функций
менеджмента;

определять место маркетинга в
деятельности организации;

применять полученные знания
для выполнения социальных ролей


различать формы, виды проявления инфляции,
оценивать последствия инфляции для экономики в целом
и для различных социальных групп;

выделять объекты спроса и предложения на рынке
труда, описывать механизм их взаимодействия;

определять причины безработицы, различать ее
виды;

высказывать обоснованные суждения о
направлениях государственной политики в области
занятости;

объяснять поведение собственника, работника,
потребителя с точки зрения экономической
рациональности, анализировать собственное
потребительское поведение;

анализировать практические ситуации, связанные с
реализацией гражданами своих экономических интересов;

приводить примеры участия государства в
регулировании рыночной экономики;

высказывать обоснованные суждения о различных
направлениях экономической политики государства и ее
влиянии на экономическую жизнь общества;

различать важнейшие измерители экономической
деятельности и показатели их роста: ВНП (валовой
национальный продукт), ВВП (валовой внутренний
продукт);

различать и сравнивать пути достижения
экономического роста.


работника и производителя;

оценивать свои возможности
трудоустройства в условиях рынка
труда;

раскрывать фазы
экономического цикла;

высказывать
аргументированные суждения о
противоречивом влиянии процессов
глобализации на различные стороны
мирового хозяйства и национальных
экономик; давать оценку
противоречивым последствиям
экономической глобализации;

извлекать информацию из
различных источников для анализа
тенденций общемирового
экономического развития,
экономического развития России.

Социальные
отношения

Выделять критерии социальной стратификации;

анализировать социальную информацию из
адаптированных источников о структуре общества и
направлениях ее изменения;

выделять особенности молодежи как социальнодемографической группы, раскрывать на примерах
социальные роли юношества;

высказывать обоснованное суждение о факторах,
обеспечивающих успешность самореализации молодежи
в условиях современного рынка труда;

выявлять причины социальных конфликтов,
моделировать ситуации разрешения конфликтов;

конкретизировать примерами виды социальных
норм;

характеризовать виды социального контроля и их
социальную роль, различать санкции социального
контроля;

различать позитивные и негативные девиации,
раскрывать на примерах последствия отклоняющегося
поведения для человека и общества;

определять и оценивать возможную модель
собственного поведения в конкретной ситуации с точки
зрения социальных норм;

различать виды социальной мобильности,
конкретизировать примерами;

выделять причины и последствия этносоциальных
конфликтов, приводить примеры способов их
разрешения;


Выделять причины социального
неравенства в истории и современном
обществе;

высказывать обоснованное
суждение о факторах,
обеспечивающих успешность
самореализации молодежи в
современных условиях;

анализировать ситуации,
связанные с различными способами
разрешения социальных конфликтов;

выражать собственное
отношение к различным способам
разрешения социальных конфликтов;

толерантно вести себя по
отношению к людям, относящимся к
различным этническим общностям и
религиозным конфессиям; оценивать
роль толерантности в современном
мире;

находить и анализировать
социальную информацию о
тенденциях развития семьи в
современном обществе;

выявлять существенные
параметры демографической ситуации
в России на основе анализа данных
переписи населения в Российской


характеризовать основные принципы национальной
политики России на современном этапе;

характеризовать социальные институты семьи и
брака; раскрывать факторы, влияющие на формирование
института современной семьи;

характеризовать семью как социальный институт,
раскрывать роль семьи в современном обществе;

высказывать обоснованные суждения о факторах,
влияющих на демографическую ситуацию в стране;

формулировать выводы о роли религиозных
организаций в жизни современного общества, объяснять
сущность свободы совести, сущность и значение
веротерпимости;

осуществлять комплексный поиск, систематизацию
социальной информации по актуальным проблемам
социальной сферы, сравнивать, анализировать, делать
выводы, рационально решать познавательные и
проблемные задачи;

оценивать собственные отношения и
взаимодействие с другими людьми с позиций
толерантности.

Выделять субъектов политической деятельности и
объекты политического воздействия;

различать политическую власть и другие виды
власти;

устанавливать связи между социальными
интересами, целями и методами политической
деятельности;


Политика

Федерации, давать им оценку;

выявлять причины и
последствия отклоняющегося
поведения, объяснять с опорой на
имеющиеся знания способы
преодоления отклоняющегося
поведения;

анализировать численность
населения и динамику ее изменений в
мире и в России.

Находить, анализировать
информацию о формировании
правового государства и гражданского
общества в Российской Федерации,
выделять проблемы;

выделять основные этапы
избирательной кампании;


высказывать аргументированные суждения о
соотношении средств и целей в политике;

раскрывать роль и функции политической системы;

характеризовать государство как центральный
институт политической системы;

различать типы политических режимов, давать
оценку роли политических режимов различных типов в
общественном развитии;

обобщать и систематизировать информацию о
сущности (ценностях, принципах, признаках, роли в
общественном развитии) демократии;

характеризовать демократическую избирательную
систему;

различать мажоритарную, пропорциональную,
смешанную избирательные системы;

устанавливать взаимосвязь правового государства и
гражданского общества, раскрывать ценностный смысл
правового государства;

определять роль политической элиты и
политического лидера в современном обществе;

конкретизировать примерами роль политической
идеологии;

раскрывать на примерах функционирование
различных партийных систем;

формулировать суждение о значении
многопартийности и идеологического плюрализма в
современном обществе;

оценивать роль СМИ в современной политической


в перспективе осознанно
участвовать в избирательных
кампаниях;

отбирать и систематизировать
информацию СМИ о функциях и
значении местного самоуправления;

самостоятельно давать
аргументированную оценку личных
качеств и деятельности политических
лидеров;

характеризовать особенности
политического процесса в России;

анализировать основные
тенденции современного
политического процесса.


Правовое
регулирование
общественных
отношений

жизни;

иллюстрировать примерами основные этапы
политического процесса;

различать и приводить примеры непосредственного
и опосредованного политического участия, высказывать
обоснованное суждение о значении участия граждан в
политике.

Сравнивать правовые нормы с другими
социальными нормами;

выделять основные элементы системы права;

выстраивать иерархию нормативных актов;

выделять основные стадии законотворческого
процесса в Российской Федерации;

различать понятия «права человека» и «права
гражданина», ориентироваться в ситуациях, связанных с
проблемами гражданства, правами и обязанностями
гражданина РФ, с реализацией гражданами своих прав и
свобод;

обосновывать взаимосвязь между правами и
обязанностями человека и гражданина, выражать
собственное отношение к лицам, уклоняющимся от
выполнения конституционных обязанностей;

аргументировать важность соблюдения норм
экологического права и характеризовать способы защиты
экологических прав;

раскрывать содержание гражданских
правоотношений;

применять полученные знания о нормах

Действовать в пределах
правовых норм для успешного
решения жизненных задач в разных
сферах общественных отношений;

перечислять участников
законотворческого процесса и
раскрывать их функции;

характеризовать механизм
судебной защиты прав человека и
гражданина в РФ;

ориентироваться в
предпринимательских
правоотношениях;

выявлять общественную
опасность коррупции для гражданина,
общества и государства;

применять знание основных
норм права в ситуациях повседневной
жизни, прогнозировать последствия
принимаемых решений;

оценивать происходящие


гражданского права в практических ситуациях,
прогнозируя последствия принимаемых решений;

различать организационно-правовые формы
предприятий;

характеризовать порядок рассмотрения
гражданских споров;

давать обоснованные оценки правомерного и
неправомерного поведения субъектов семейного права,
применять знания основ семейного права в повседневной
жизни;

находить и использовать в повседневной жизни
информацию о правилах приема в образовательные
организации профессионального и высшего образования;

характеризовать условия заключения, изменения и
расторжения трудового договора;

иллюстрировать примерами виды социальной
защиты и социального обеспечения;

извлекать и анализировать информацию по
заданной теме в адаптированных источниках различного
типа (Конституция РФ, ГПК РФ, АПК РФ, УПК РФ);

объяснять основные идеи международных
документов, направленных на защиту прав человека.

события и поведение людей с точки
зрения соответствия закону;

характеризовать основные
направления деятельности
государственных органов по
предотвращению терроризма,
раскрывать роль СМИ и гражданского
общества в противодействии
терроризму.

Содержание учебного предмета
10 класс (68 часов)
Тема 1. Общество и человек (20 часов)

Общество как динамическая система. Основные сферы жизни
общества, их взаимосвязь. Общество и природа. Общество и культура
(вторая природа). Важнейшие институты общества.

Общество, страна, государство. Общество в узком и широком
смысле. Общество как социальная организация страны. Основные признаки
общества. Взаимосвязь, взаимоотношение общества и природы.
Противоречивость воздействия людей на природную среду. Глобальные
экологические проблемы. Природные бедствия. Развитие культуры.
Новаторство, традиции в культуре, феномен «второй природы». Культура
материальная.
Проблема
сохранения
культурного
наследия.
Законодательство об охране памятников истории и культуры.

Человек как продукт биологической, социальной и культурной
эволюции. Цель и смысл жизни человека. Науки о человеке. Природа как
предпосылка выделения человека и общества. Широкое и узкое значение
природы. Влияние НТП на природу. Понятие антропогенных нагрузок.
Опасность неконтролируемого изменения окружающей среды.

Духовные ориентиры личности. Мораль, ценности, идеалы.
Категорический императив. Патриотизм. Добро и зло. Мировоззрение и его
роль в жизни человека.

Деятельность как способ человеческого бытия. Деятельность
человека и поведение животных. Структура деятельности. Потребности
человека, интересы и мотивы деятельности. Виды деятельности. Творческая
деятельность. Трудовая деятельность. Игра. Учебная деятельность.
Соотношение деятельности и общения.

Роль знаний в жизни человека. Чувственное и рациональное
познание. Спор эмпириков и рационалистов. Понятие об агностицизме.
Критерии истины. Объективность истины. Абсолютные и относительные
истины. Истина и заблуждение. Многообразие путей познания. Особенности
научного познания. Научное мышление и современный человек. Мифология
и познание. Жизненный опыт и здравый смысл. Что такое мировоззрение.
Типы мировоззрения: обыденное, религиозное. научное. Убеждение и вера.
Мировоззрение и деятельность.

Биологическое и социальное в человеке. Личность. Социальное
поведение и социализация личности. Самосознание и самореализация.
Единство свободы и ответственности личности. Познание человеком самого
себя. Самооценка.
Тема 2. Общество как мир культуры (16 часов)
Традиции и новаторство в культуре. Формы и разновидности
культуры: народная, массовая, элитарная. Диалог культур. проблемы


современной отечественной культуры. Происхождение слова «культура» и
его значение. Материальная и нематериальная культура, её состав и
структура. Элементы культуры и культурный комплекс. Этикет, его
происхождение и правила. Культурное наследие и культурные универсалии.
Роль культурного наследия в сохранении и развитии культуры. Культурное
наследие в России, проблемы его сохранения.

Основная задача и исторические формы образования. Приёмы
обучения, предметы и формы усвоения знаний школьниками.
Государственное и частное образование, школьное и домашнее. Общее и
специальное образование. Школа как особый тип учебно-воспитательного
учреждения. Правовые основы школьного образования. Роль науки в
современном обществе. Сочетание научной и педагогической функций в
университете. Научно-исследовательские и академические институты.
Классификация наук. Школа как способ приобщения к основам науки.
Структура, функции, история и формы высшего образования. Зарождение и
развитие университетов. История и разновидности академий.

Категории морали. Становление нравственного в человеке. Этика
ненасилия. Особенности религии и религиозного мышления. Многообразие
религий. Мировые религии: буддизм, христианство, ислам. Роль религий в
современном мире. Различные определения религии; её значение и роль в
обществе. Тотемизм, фетишизм и анимизм. Мировые религии: христианство,
ислам, буддизм. Вера и верование. Миф и мифология. Культ и символ как
важные элементы религии. Религиозные обряды и типы жертвоприношений.
Культ предков и традиция уважения родителей. Вероучение в мировых
религиях.

Различные трактовки искусства. Структура и состав
изобразительного искусства. Субъекты художественной культуры и деятели
искусства.
Инфраструктура
художественной
культуры.
Критерии
произведений искусства. Изящные искусства, их история и развитие.
«Свободные искусства».
Тема 3. Правовое регулирование общественных отношений (32
часа)
Право в системе социальных норм. Система российского права.
Законотворческий процесс в Российской Федерации.

Гражданство в Российской Федерации. Основания приобретения
гражданства. Права и обязанности, принадлежащие только гражданину.

Воинская обязанность. Призыв на военную службу. Военная
служба по контракту. Альтернативная гражданская служба.

Права и обязанности налогоплательщиков. Юридическая
ответственность за налоговые правонарушения.

Право на благоприятную окружающую среду и способы его
защиты.
Экологические
правонарушения.
Природоохранные
и
природоресурсные нормы.


Субъекты гражданского права. Понятия юридического и
физического лица. Организационно-правовые формы и правовой режим
предпринимательской деятельности.

Имущественные права. Право собственности. Основания
приобретения права собственности. Право на интеллектуальную
собственность. Наследование. Неимущественные права: честь, достоинство,
имя. Способы защиты имущественных и неимущественных прав.

Порядок и условия заключения и расторжения брака. Правовое
регулирование отношений супругов. Права и обязанности родителей и детей.

Законодательство РФ об образовании. Правила приема в
образовательные учреждения профессионального образования. Порядок
оказания платных образовательных услуг.

Трудовое законодательство РФ. Занятость и трудоустройство.
Порядок приема на работу, заключения и расторжения трудового
договора.Правовые основы социальной защиты и социального обеспечения.
Основные нормы социального страхования и пенсионная система.

Споры, порядок их рассмотрения. Основные правила и принципы
гражданского процесса. Особенности административной юрисдикции.

Особенности уголовного процесса. Виды уголовных наказаний и
порядок их назначения. Конституционное судопроизводство.

Понятие и система международного права. Взаимоотношения
международного и национального права. Международная защита прав
человека в условиях мирного и военного времени.
Заключение

Защита индивидуальных проектов. Резервные уроки.


11 класс (68 часов)
Тема 4. Экономическая жизнь общества (26 часов).

Экономика и экономическая наука. Роль экономики в жизни
общества. Виды экономической деятельности. Экономика и уровень жизни,
основные экономические показатели. Макроэкономика и микроэкономика.

Влияние экономики на социальную структуру общества. Цели
государственной экономической политики. Сущность экономической
культуры. Деловая этика. Экономика как хозяйство и наука. Роль экономики
в жизни общества.

Циклическое развитие экономики. Экономические цели и задачи.
Экономическая деятельность, её основные показатели. Понятие ВВП.
Экономический рост и развитие.

Основные компоненты экономики. Производство, распределение,
обмен и потребление.

Экономические ресурсы производства. Факторы производства и
факторные доходы. Фирма в экономике. Экономические и бухгалтерские
издержки и прибыль. Постоянные и переменные издержки. Основные
источники финансирования бизнеса.

Собственность. Формы собственности, их роль в экономическом
процессе. Приватизация, национализация собственности.

Типы экономических систем. Экономические отношения.
Производитель и потребитель в экономике.

Рыночная экономика. Рынок как многозначное понятие. Виды
рынков. Механизм спроса и предложения как основы рынка. Инфраструктура
рынка. Особенности современной экономики России.

Конкуренция.
Виды
конкуренции.
Политика
защиты
конкуренции
и
антимонопольное
законодательство.
Естественные
монополии, их роль и значение в экономике России.

Деньги как универсальный товар. Фондовый рынок, его
инструменты. Виды ценных бумаг. Особенности развития фондового рынка в
современной России.

Банковская система. Роль ЦБ в банковской системе России.
Финансовые институты. Виды, причины и последствия инфляции.

Предпринимательство. Формы организации бизнеса. Виды
предпринимательской деятельности. Основные принципы менеджмента.
Основы маркетинга.

Государство и его роль в экономике. Общественные блага.
Внешние эффекты. Многообразие форм участия государства в экономике.
Экономическая политика.

Основы денежной и бюджетной политики государства.
Бюджетная и инвестиционная политика государства. Госбюджет.
Государственный долг.

Структура налогов. Виды налогов. Функции налогов. Налоговая
политика государства.

Мировая экономика. Государственная политика в области
международной торговли. Глобализация экономики в современном обществе.
Экономическая модернизация современной России.

Экономика потребителя. Права потребителей и способы их
защиты. Бюджет семьи.

Уровень жизни. Экономические реформы в России. Пути
экономического роста.

Экономическая
культура.
Культура
производителя
и
потребителя. Этика предпринимательства. Соблюдение правил делового
общения. Экономическая свобода и ответственность.


Тема 5. Социальная сфера (18 часов).

Социальная структура и социальные отношения. Социальная
стратификация, неравенство. Социальные группы, их типы.

Социальный конфликт. Виды социальных конфликтов, их
причины. Пути и средства их разрешения.

Виды социальных норм. Социальный контроль и самоконтроль.
Отклоняющееся поведение. Наркомания, преступность, их социальная
опасность.

Социальная мобильность, виды социальной мобильности в
современном обществе. Каналы социальной мобильности.

Молодёжь как социальная группа, особенности молодёжной
субкультуры.

Этнические общности. Нации. Национальное самосознание.
Межнациональные отношения, этносоциальные конфликты, пути их
разрешения. Конституционные принципы национальной политики в
Российской Федерации.

Семья как социальный институт. Семья и брак. Тенденции
развития семьи в современном мире. Проблема неполных семей.
Современная демографическая ситуация в Российской Федерации.

Религиозные объединения и организации в Российской
Федерации. Опасность сектантства.


Тема 6. Политическая жизнь общества(18 часа).

Понятие власти. Типология властных отношений. Политическая
власть. Государство как главный институт политической власти. Функции
государства.

Политика как общественное явление. Политическая система, ее
структура и сущность. Политическая деятельность. Политические цели и
средства их достижения. Опасность политического экстремизма.

Политический режим. Типология политических режимов.
Демократия, ее основные ценности и признаки. Отличительные черты
выборов в демократическом обществе.

Гражданское общество и государство. Проблемы формирования
правового государства и гражданского общества в Российской Федерации.
Гражданские инициативы.

Многопартийность. Политические партии и движения, их
классификация. Роль
партий
и
движений
в
современной
России. Законодательное регулирование деятельности партий в Российской
Федерации.

Политический процесс. Особенности политического процесса в
России. Избирательная кампания в Российской Федерации. Законодательство
Российской Федерации о выборах.

Свобода как ценность. Свобода в деятельности человека. Свобода
и ответственность. Общественное сознание. Политическое сознание.
Политическое поведение. Политическая элита и политическое лидерство.
Заключение (6 часов)

Тематическое планирование для 10-11 класса
10 класс: количество часов по учебному плану: 68 часов, 2 часа в неделю
11 класс: количество часов по учебному плану: 68 часов, 2 часа в неделю
Тема
1. Человек и
общество

2. Общество как
мир культуры

Количество
Деятельность учителя с учетом
часов –
Программы воспитания
136 ч.
20 час
1.Установление доверительных
отношений между педагогическим
работником и обучающимися,
способствующих позитивному
восприятию обучающимися
требований и просьб педагогического
работника, привлечению внимания к
обсуждаемой на уроке информации,
активизации познавательной
деятельности;
2. Привлечение внимания
обучающихся к ценностному аспекту
изучаемых на уроках явлений,
организация их работы с получаемой
на уроке социально значимой
информацией (инициирование
обсуждения, высказывание своего
мнения, выработка своего отношения);
3.Формирование российской
гражданской идентичности
обучающихся.
16 часов
1. Сохранение и развитие культурного
разнообразия и языкового наследия
многонационального народа
Российской Федерации, овладение
духовными ценностями и культурой
многонационального народа России;
2.Самоидентификация посредством
личностно и общественно значимой
деятельности, социального и
гражданского становления,
осознанного выбора профессии,
понимание значения
профессиональной деятельности для
человека и общества, в том числе
через реализацию образовательных

3. Правовое
регулирование
общественных
отношений

32 часа

4. Экономическая
жизнь общества

26 часов

5. Социальная
сфера

18 часов

программ, входящих в основную
образовательную программу.
1. Воспитание уважения к закону,
Конституции РФ.
2. Нравственное воспитание
обучающихся, формирование
активной жизненной позиции,
позитивных качеств личности.
3.Формирование у обучающихся
системы значимых социальных и
межличностных отношений,
ценностно-смысловых установок,
отражающих личностные и
гражданские позиции в деятельности,
ценностных ориентаций,
мировоззрения как системы
обобщенных представлений о мире в
целом, об окружающей
действительности, других людях и
самом себе, готовности
руководствоваться ими в
деятельности;
1.Освоение видов деятельности по
получению нового знания в рамках
учебного предмета, его
преобразованию и применению в
учебных, учебно-проектных и
социально-проектных ситуациях, с
появлением интереса к теоретическим
проблемам, к способам познания и
учения, к самостоятельному поиску
учебно-теоретических проблем,
способности к построению
индивидуальной образовательной
траектории;
2.Углубление представления об
экономике как важной сфере в жизни
общества, ее основных проявлениях;
1. Развитие у обучающихся
познавательной активности,
самостоятельности, инициативы,
творческих способностей,
формирование гражданской позиции,
способности к труду и жизни в
условиях современного мира,

6. Политическая
жизнь общества

18 часов

7. Заключительные 6 часов
уроки

формирование у обучающихся
культуры здорового и безопасного
образа жизни;
2. Проектирование ситуаций и
событий, развивающих эмоциональноценностную сферу ребенка (культуру
переживаний и ценностные
ориентации ребенка);
3.Привлечение внимания
обучающихся к ценностному аспекту
изучаемых на уроках явлений,
организация их работы с получаемой
на уроке социально значимой
информацией (инициирование
обсуждения, высказывание своего
мнения, выработка своего отношения).
1. Формирование гражданской
позиции, ориентации на
демократические ценности
становлению политической и правовой
культуры;
2. Воспитание сознательного
отношения к участию гражданина в
политической жизни общества,
политической культуры;
способствовать воспитанию правовой
культуры обучающихся , активной
жизненной позиции.
1. Инициирование и поддержка
исследовательской деятельности
обучающихся в рамках реализации
ими индивидуальных и групповых
исследовательских проектов, с целью
приобретения навыков
самостоятельного решения
теоретической проблемы,
генерирования и оформления
собственных идей, уважительного
отношения к чужим идеям,
публичного выступления перед
аудиторией, а также аргументирования
и отстаивания своей точки зрения;
2.Использование воспитательных
возможностей предметного
содержания через подбор

соответствующих текстов для чтения,
задач для решения, проблемных
ситуаций для обсуждения в классе.
Тематическое планирование
10 класс:
№№

тема
Глава 1.Человек и общество

1-2
3-4
5-6
7-8
9-10
11-12
13-14
15-16
17-18
19-20

Что такое общество
Общество как сложная динамичная система
Динамика общественного развития
Социальная сущность человека.
Деятельность – способ существования людей.
Познавательная и коммуникативная деятельность.
Свобода и необходимость в деятельности человека.
Современное общество.
Глобальная угроза международного терроризма.
Повторительно-обобщающий урок «Человек и общество»
Глава 2. Общество как мир культуры.

21-22
23-24
25-26
27-28
29-30
31-32
33-34
35-36

Духовная культура общества.
Духовный мир личности.
Мораль.
Наука и образование.
Религия и религиозные организации.
Искусство.
Массовая культура.
Повторительно-обобщающий урок. « Общество как мир
культуры».

Глава 3. Правовое регулирование общественных отношений.
37-38
39-40
41-42
43-44
45-46
47-48
49-50
51-52
53-54
55-56
57-58
59-60
61-62
63-64
65-66

67-68

Современные подхода к пониманию права .
Право в системе социальных норм.
Источники права.
Правоотношения и правонарушения.
Предпосылки правомерного поведения.
Гражданин Российской Федерации.
Гражданское право.
Семейное право.
Правовое регулирование занятости и трудоустройства.
Экологическое право.
Процессуальные отрасли права.
Конституционное судопроизводство.
Международная защита прав человека.
Правовые основы антитеррористической политики Российского
государства.
Повторительно-обобщающий урок. «Правовое регулирование
общественных отношений»
Заключение. Человек вXXI веке

11 класс
№№
1-2
3-4
5-6
7-8
9-10
11-12
13-14
15-16
17-18
19-20
21-22
23-24
25-26
27-28
29-30
31-32
33-34

Содержание тем.
Глава 1. Экономическая жизнь общества
Роль экономики в жизни общества
Экономика: наука и хозяйство.
Экономический рост и развитие
Рыночные отношения в экономике
Фирма в экономике
Финансовый рынок
Экономика и государство.
Финансовая политика государства
Занятость и безработица.
Мировая экономика.
Экономическая культура
Обобщение раздела. Экономическая жизнь общества
Вопросы экономики в ЕГЭ – заданиях.
Глава 2. Социальная сфера.
Социальная структура общества.
Социальные нормы и отклоняющееся поведение.
Нации и межнациональные отношения.
Семья и быт

44-45
46-47
48-49
50-51
52-53
54-55
56-57
58-59
60-61

Гендер -социальный пол.
Молодежь в современном обществе.
Демографическая ситуация в современной России.
Обобщение раздела: социальная сфера
Вопросы социальной сферы в ЕГЭ – заданиях.
Глава3. Политическая жизнь общества.
Политика и власть
Политическая система.
Гражданское общество и государство.
Демократические выборы.
Политические партии и партийные системы.
Политическая элита и политическое лидерство.
Политическое сознание.
Политическое поведение.
Политический процесс и культура политического участия.

62-63
64-65
66-68

Заключительные уроки
Обобщение раздела
Вопросы политического развития в ЕГЭ- заданиях.
Заключение. Взгляд в будущее.

35-36
37-38
39-40
41-42
43-44


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

ВНИМАНИЕ!

Срок действия лицензии на использования программного обеспечения окончен 27.03.2024.
Для получения информации с сайта свяжитесь с Администрацией образовательной организации по телефону 8(81458)2-09-01

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».