2 Пояснительная записка Программа по основам безопасности жизнедеятельности ориентирована на учащихся 10-11 класса универсального профиля (базовый уровень) и разработана на основе следующих документов: Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» Федеральные требования к образовательным учреждениям в части минимальной оснащенности учебного процесса и оборудования учебных помещений, утверждённые приказом Минобрнауки России от 04.10.2010г. №986. Федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования (Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 мая 2012 года № 413); Примерной основной образовательной программы среднего общего образования (одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию, протокол от 28.06.2016 N 2/16-з); СанПиН 2.4.2.2821-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях" (утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. № 189, зарегистрированным в Минюсте России 3 марта 2011 г., регистрационный номер 19993); - рабочая программа по основам безопасности жизнедеятельности разработана на основании положения о порядке разработки, утверждения и реализации рабочей программы по предметам в соответствии ФГОС на уровень среднего общего образования. - авторской программы Вангородского С.Н., Кузнецова М.И., Латчук В.Н. и др., на основе УМК, приказ «Об утверждении списка учебников на 2016-2017 учебный год для реализации образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования», от 17.05.2016г. № 151-П, 10 класс-Вангородский С.Н., Кузнецов М.И., Латчук В.Н. и др. Основы безопасности жизнедеятельности, издательство «Дрофа». 11 класс - Вангородский С.Н., Кузнецов М.И., Латчук В.Н. и др. Основы безопасности жизнедеятельности, издательство «Дрофа» Количество часов, отводимых на изучение предмета: 68 ч (2 ч в неделю) 10 класс -34 часа (1 час в неделю) 11 класс – 34 часа (1 час в неделю) 3 Планируемые результаты учебного предмета «безопасности жизнедеятельности» Личностные Метапредметные (ЛР-1) развитие личностных, в том числе духовных и физических, качеств, обеспечивающих защищенность жизненно важных интересов личности от внешних и внутренних угроз; (ЛР-2) формирование потребности соблюдать нормы здорового образа жизни, осознанно выполнять правила безопасности жизнедеятельности; (ЛР-3) воспитание ответственного отношения к сохранению окружающей природной среды, личному здоровью как к индивидуальной и общественной ценности, признание высокой ценности жизни во всех её проявлениях; знание основных принципов и правил отношения к природе; знание основ здорового образа жизни и здоровьесберегающих технологий; правил поведения в чрезвычайных ситуациях, экологическое сознание • (МР-1) овладение умениями формулировать личные понятия о безопасности; анализировать причины возникновения опасных и чрезвычайных ситуаций; обобщать и сравнивать по следствия опасных и чрезвычайных ситуаций; выявлять причинноследственные связи опасных ситуаций и их влияние на безопасность жизнедеятельности человека; • (МР-2) овладение обучающимися навыками самостоятельно определять цели и задачи по безопасному поведению в повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях, выбирать средства реализации поставленных целей, оценивать результаты своей деятельности в обеспечении личной безопасности; •(МР-3) формирование умения воспринимать и перерабатывать информацию, генерировать идеи, моделировать индивидуальные подходы к обеспечению личной безопасности в повседневной жизни и в чрезвычайных ситуациях; •(МР-4) приобретение опыта самостоятельного поиска, анализа и отбора информации в 4 Предметные области безопасности жизнедеятельности с использованием различных источников и новых информационных технологий; • (МР-4) развитие умения выражать свои мысли и способности слушать собеседника, понимать его точку зрения, признавать право другого человека на иное мнение; •(МР-5) освоение приемов действий в опасных и чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера; •(МР-6) формирование умений взаимодействовать с окружающими, выполнять различные социальные роли во время и при ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций. 10 КЛАСС Знать/понимать: (ПР-1) правила безопасности при автономном существовании в природной среде; (ПР-2)ориентирование на местности, оборудование временного жилища, добыча огня, обеспечение питанием и водой; (ПР-3) правила безопасного поведения в ситуациях криминогенного характера; (ПР-4) об уголовной ответственности несовершеннолетних и видах наказаний, назначаемых несовершеннолетним; (ПР-5) права и ответственность в части правил дорожного движения; (ПР-6) причины возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера; (ПР-7) потенциальные опасности природного, техногенного и социального происхождения, (ПР-8) потенциально опасные объекты в районе проживания. (ПР-9) правовые основы обеспечения защиты населения от ЧС; (ПР-10) основные мероприятия, проводимые в РФ по защите населения от ЧС; (ПР-11) основные понятия ГО; (ПР-12) организацию инженерной защиты населения от поражающих факторов ЧС военного и мирного времени; (ПР-13) современные средства поражения и их поражающие факторы, мероприятия по 5 защите населения; (ПР-14) коллективные и индивидуальные средства защиты; (ПР-15) организация и ведение АСиДНР (аварийно-спасательных и других неотложных работ) в зонах ЧС (ПР-16) признаки инфекционных заболеваний, условия и механизмы передачи инфекции; (ПР-17) наиболее часто встречающиеся инфекции и механизмы их передачи, меры профилактики; (ПР-18) основные понятия и структуру ЗОЖ; (ПР-19) роль биоритмов в жизни человека; (ПР-20) основные понятия, функции и показатели здоровья; (ПР-21) влияние двигательной активности на здоровье человека; (ПР-22) социальную опасность вредных привычек, механизмы их возникновения, меры профилактики; (ПР-23) история создания вооруженных сил, структура вооруженных сил; (ПР-24) размещение и быт военнослужащих; (ПР-25) понятия о воинской обязанности, первоначальной постановки на воинский учет; (ПР-26) обязательная подготовка к военной службе; (ПР-27) добровольная подготовка граждан к военной службе, военно-прикладные виды спорта; (ПР-28) организация медицинского освидетельствования и медицинского обследования при постановке на воинский учет; Уметь: (ПР-29) назвать способы ориентирования на местности, подачи сигналов бедствия и другие приёмы обеспечения безопасности в случае автономного существования в природных условиях; (ПР-30) устанавливать причинно-следственные связи между соблюдением общих мер безопасности при автономном существовании в природе и возникновением различных 6 опасных ситуаций; (ПР-31) определять опасности криминогенного характера в повседневной жизни; (ПР-32) определить какую ответственность понесет несовершеннолетний за преступления ; (ПР-33) действовать при угрозе ЧС, возникновении ЧС и ликвидации последствий ЧС в школе (ПР-34) различать ЧС техногенного характера в соответствии с их классификацией; (ПР-35) работать с правовыми документами; (ПР-36) определять вид применяемых современных средств поражения; (ПР-37) пользоваться убежищем; (ПР-38) подобрать противогаз и пользоваться им; (ПР-39) обеспечивать выполнение основных мероприятий по предупреждению инфекционных заболеваний. (ПР-40) вести здоровый образ жизни, противостоять вредным привычкам, проявлять активную жизненную позицию; (ПР-41) определять цели, задачи и составляющие обязательной подготовки граждан к военной службе; (ПР-42) определять назначение, структуру и содержание добровольной подготовки к военной службе. использовать полученные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: использовать приобретенные знания и умения на практике для: (ПР-43) ведения здорового образа жизни; (ПР-44) действий в опасных и чрезвычайных ситуациях; (ПР-45) подготовки граждан к военной службе; (ПР-46) соблюдения мер профилактики инфекционных заболеваний; (ПР-47) подготовки к профессиональной деятельности. 7 11 КЛАСС знать/понимать (ПР-1) правила личной гигиены; (ПР-2) связь гигиены и физической культуры; (ПР-3) роль нравственности в обеспечении безопасных взаимоотношений полов и профилактики заболеваний, передаваемых половым путём; (ПР-4) основные положения законодательства о семье и браке; (ПР-5) заболевания, передающиеся половым путем, симптомы и их профилактика; (ПР-6) первая помощь при кровотечениях, виды кровотечений, способы остановки кровотечений; (ПР-7) правила оказания первой помощи при ранениях, растяжениях связок, переломах и вывихах; (ПР-8) правила оказания первой помощи при черепно-мозговой травме и повреждении позвоночника; (ПР-9) правила оказания первой помощи при травмах груди, живота и области таза; (ПР-10) правила оказания первой помощи при травматическом шоке, при попадании в полости носа, глотку, пищевод и верхние дыхательные пути инородных тел; (ПР-11) правила оказания первой помощи при острой сердечной недостаточности и инсульте; (ПР-12) признаки остановки сердца и порядок действий при сердечно-лёгочной реанимации; (ПР-13) патриотизм, дружба, войсковое товарищество, боевое знамя, ритуалы ВС; (ПР-14) символы воинской чести: боевое знамя, ордена, ритуалы ВС РФ; (ПР-15) особенности увольнения с военной службы и пребывание в запасе; (ПР-16) правовые основы военной службы; (ПР-17) общевоинские уставы ВС РФ; (ПР-18) принятие военной присяги; 8 (ПР-19) организацию призыва на военную службу; (ПР-20) порядок поступления на военную службу по контракту и её прохождения; особенности альтернативной гражданской службы по сравнению с военной службой; (ПР-21) воинские звания и военная форма одежды; (ПР-22) права и ответственность военнослужащих; (ПР-23) понятия патриотизм, воинский долг, воинская дисциплина; (ПР-24) требования к военнослужащему-специалисту; (ПР-25) порядок подготовки по воинским специальностям; (ПР-26) понятие и значение психологической готовности, способы её формирования; (ПР-27) требования, предъявляемые к офицеру военной службой; (ПР-28) международная (миротворческая) деятельность ВС РФ, важнейшие положения международного права войны; (ПР-29) психологические основы подготовки к военной службы. Уметь: (ПР-30) правильно ухаживать за зубами, волосами, , кожей, организмом; (ПР-31) анализировать взаимоотношения в семье, находить компромиссы во взаимоотношениях в семье; (ПР-32) различать симптомы ЗППП и ВИЧ-инфекции; (ПР-33) оказывать первую помощь при кровотечениях, виды кровотечений, способы остановки кровотечений; (ПР-34) оказывать первую помощь при ранениях, растяжениях связок, переломах и вывихах; (ПР-35) оказывать первую помощь при черепно-мозговой травме и повреждении позвоночника; (ПР-36) оказывать первую помощь при травмах груди, живота и области таза; (ПР-37) оказывать первую помощь при травматическом шоке, при попадании в полости носа, глотку, пищевод и верхние дыхательные пути инородных тел; 9 (ПР-38) оказывать первую помощь при острой сердечной недостаточности и инсульте; (ПР-39) оказывать первую помощь при остановке сердца, проводить сердечно-лёгочную реанимацию; (ПР-40) определять звания военнослужащих по знакам отличия; (ПР-41) определять порядок увольнения с военной службы и прохождение службы в запасе. (ПР-42) работать с правовыми документами; использовать полученные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: (ПР-43) ведения личной гигиены; (ПР-44) оказания первой медицинской помощи в неотложных состояниях; (ПР-45) подготовки граждан к военной службе; (ПР-46) подготовки к профессиональной деятельности. Планируемые результаты предметные результаты дифференцируются по уровням требований к подготовке учащихся по предмету: ученик научится и получит возможность Выпускник научиться 10 класс — Распознавать и анализировать особенности жизнедеятельности человека при автономном пребывании его в различных природных условиях. — Применять в реальных природных условиях различные способы ориентирования на местности. — Систематизировать знания в области безопасности дорожного движения. — Анализировать информацию о возникновении пожаров в жилом секторе и в общественных зданиях, о 10 Выпускник получит возможность Самостоятельно разрабатывать и осуществлять однодневный выход на природу для отработки элементов ориентирования по местности. — Обобщать и обрабатывать статистику имевших место чрезвычайных ситуаций природного характера в регионе проживания за несколько последних лет, разработать прогноз, учитывающий вероятность научиться. причинах их возникновения и последствиях. — Анализировать информацию о состоянии криминогенной ситуации в местах проживания и вырабатывать правила личной безопасности в повседневной жизни. — Самостоятельно добывать информацию о чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера, имевших место в регионе проживания, о причинах их возникновения и их последствиях. — Формировать систему личного безопасного поведения в условиях различных чрезвычайных ситуаций, если чрезвычайная ситуация застала вас дома, на улице, в школе. — Анализировать и уяснять основные направления организации защиты населения Российской Федерации от чрезвычайных ситуаций. — Обосновывать основное предназначение и решаемые задачи Единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС) по защите населения страны от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. — Объяснять предназначение функциональных и территориальных подсистем РСЧС. 11 возникновения чрезвычайной ситуации природного характера в Республике Хакасия в текущем году. — Разрабатывать рекомендации по профилактике и минимизации последствий чрезвычайных ситуаций природного характера, наиболее часто случающихся в Республике Хакасия — Самостоятельно подбирать материал и готовить занятие по теме: «Организационные основы по защите населения Российской Федерации от чрезвычайных ситуаций». — Оформлять схему, отображающую структуру РСЧС, её Функциональные и территориальные подсистемы. Содержание учебного предмета В современном мире опасные и чрезвычайные ситуации природного, техногенного и социального характера стали объективной реальностью в процессе жизнедеятельности каждого человек. Они несут угрозу его жизни и здоровью, наносят ущерб окружающей природной среде и обществу. В настоящее время вопросы обеспечения безопасности стали одной из насущных потребностей каждого человека, общества и государства. Анализ трагических последствий различных опасных и чрезвычайных ситуаций показывает, что более чем в 80 % случаев причиной гибели людей является человеческий фактор. Трагедия чаще всего происходит из-за несоблюдения человеком комплекса мер безопасности в различных жизненных ситуациях, в т.ч. и при угрозе совершения террористического акта, пренебрежения к соблюдению норм здорового образа жизни и установленных норм безопасного поведения в повседневной жизни (безопасность на дорогах, пожарная безопасность, безопасность в быту и т.д.) Обстановка, складывающаяся в стране в области безопасности, требует пересмотра комплексного подхода к формированию современного уровня культуры безопасности. Такой подход будет способствовать снижению отрицательного влияния человеческого фактора на безопасность жизнедеятельности личности, общества и государства от внешних и внутренних угроз, связанных с различными опасными и чрезвычайными ситуациями, в т.ч. с терроризмом, наркотизмом и военными угрозами. Под культурой безопасности жизнедеятельности следует понимать способ организации деятельности человека, представленный в системе социальных норм, убеждений, ценностей, обеспечивающих сохранение его жизни, здоровья и целостности окружающего мира. Ключевая роль в формировании современного уровня культуры безопасности принадлежит предмету «Основы безопасности жизнедеятельности», который реализует подготовку учащихся к безопасной жизнедеятельности в реальной окружающей среде – природной, техногенной и социальной. Курс предназначен для ознакомления учащихся с общими характеристиками различных чрезвычайных ситуаций, их последствиями, подготовку подрастающего поколения к службе в Вооруженных Силах, выполнение конституционного долга по защите Отечества, патриотическое воспитание старшеклассников, а также для приобретения ими знаний и умений по защите жизни и здоровья в условиях опасных и чрезвычайных ситуаций. - особенности учебно-методического комплекса Все учебники имеют единую идеологию, единые методические подходы, четкую и логически продуманную методологическую основу, позволяющие моделировать познавательную деятельность обучаемых, проектировать способы закрепления знаний, умений и навыков, применять другие средства обучения. В учебниках представлен материал, способствующий формированию у школьников стремления к самостоятельной работе, развитию у них 12 мышления и творческого отношения к учебе. Методический аппарат учебников позволяет организовать дифференцированную работу учащихся, развивать у них коммуникативно-познавательную активность, дает возможность детям и подросткам осваивать знания в соответствии с их возрастными и психологическими особенностями. - потенциал учебного предмета В предмете ОБЖ большой потенциал для развития представлений, умений, навыков и способов деятельности, обеспечивающей социально приемлемый уровень безопасности при взаимодействии людей между собой и окружающей средой. Главной целью обучения основам безопасности жизнедеятельности считаю создание условий для развития личности ориентированной на самореализацию и способной защищать свои жизненно важные интересы от внешних и внутренних угроз. Самореализация - желание человека реализовать свои способности и таланты, стремление проявить себя в обществе, отразив свои положительные стороны. За основу проектирования структуры и содержания примерной программы принят модульный принцип ее построения и комплексный подход к наполнению содержания для формирования у учащихся современного уровня культуры безопасности жизнедеятельности, индивидуальной системы здорового образа жизни и антитеррористического поведения. -использование этнокультурного компонента учебных предметов -логические связи учебного предмета, курса с остальными учебными предметами, курсами в соответствии с Основной образовательной программой При изучении курса ОБЖ возможна интеграция со следующими предметами: историей (при изучении истории государственной символики страны, истории ВС, историческими событиями ЧС и т.д.); биологией (при изучении модуля «Основы медицинских знаний и здоровый образ жизни»); экологией (при изучении темы «Экологическая безопасность»); географией (при изучении чрезвычайных ситуаций природного характера); химией и физикой (при изучении чрезвычайных ситуаций техногенного характера) и т.д. Интеграции урочной и внеурочной деятельности осуществляется в проведении внеклассных мероприятии по безопасности, в подготовке к различным соревнованиям школьного, муниципального, регионального уровня по основам безопасности. Использование Интернет ресурсов, медиаресурсов, компьютерной технике в учебном процессе способствует процессу развитию ИКТ - компетентности учащихся Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса - перечень компонентов учебно-методического комплекса (УМК), обеспечивающего реализацию Программы: учебник и дополнительная литература для учителя и учащихся; 13 10 класс-Вангородский С.Н., Кузнецов М.И., Латчук В.Н. и др. Основы безопасности жизнедеятельности, издательство «Дрофа». 11 класс - Вангородский С.Н., Кузнецов М.И., Латчук В.Н. и др. Основы безопасности жизнедеятельности, издательство «Дрофа». - средства обучения: учебно-лабораторное оборудование и приборы, технические и электронные средства обучения, демонстрационный и раздаточный, дидактический материал Плакаты. «Противогазы. Правила ношения противогаза», «Первая медицинская помощь», «Правила дорожного движения», «Знаки безопасности», «Набор плакатов по Гражданской обороне», «Пожарная безопасность». 1 Печатные пособия Организационная структура Вооруженных Сил Российской Федерации Ордена России Текст Военной присяги Воинские звания и знаки различия Военная форма одежды Мероприятия обязательной подготовки граждан к военной службе Военно-прикладные виды спорта Военно-учетные специальности РОСТО Военно-учебные заведения Вооруженных Сил Российской Федерации Мероприятия, проводимые при первоначальной постановке на воинский учет Нормативы по прикладной физической подготовке Нормативы по радиационной, химической и биологической разведке Устройство 7,62-мм (или 5,45-мм) автомата Калашникова Устройство 5,6-мм малокалиберной винтовки Основы и правила стрельбы из стрелкового оружия Приемы и правила метания ручных гранат Мины российской армии Индивидуальные средства защиты Приборы радиационной разведки Приборы химической разведки Организация и несение внутренней службы Строевая подготовка Оказание первой медицинской помощи Гражданская оборона Диаграммы и графики, Учебно-практическое и учебно-лабораторное оборудование. Компас, Визирная линейка, транспортир, Бинт марлевый 10x15, Вата гигроскопическая нестерильная (пачка по 50 г.), Вата компрессная (пачка по 50 г.), Жгут кровоостанавливающий резиновый, Индивидуальный перевязочный 14 пакет, Косынка перевязочная, Ножницы для перевязочного материала (прямые), Повязка малая стерильная, Повязка большая стерильная, Шинный материал (плотные куски картона, рейки т.п.) длиной от 0,7 до 1,.5 м, Противогазы, Общевойсковой защитный комплект, Костюм Л-1, Респиратор, Противохимический пакет, Ватно-марлевая повязка, тренажер для ИВЛ «Максим». Тематическое планирование, в том числе с учетом рабочей программы воспитания с указанием количества часов, отводимых на освоение программы 10 класс Количество часов по учебному плану: 34 часа, в неделю - 1 час. Название темы (раздела) Безопасность и защита человека в опасных и экстремальных ситуациах Правила Количест Количес Деятельность учителя с во часов, тво учетом Программы отводимое контроль воспитания на ных изучение работ установление доверительных 3 1 отношений между педагогическим работником и обучающимися, способствующих позитивному восприятию обучающимися требований и просьб педагогического работника, привлечению внимания к обсуждаемой на уроке информации, активизации познавательной деятельности; - побуждение обучающихся соблюдать на уроке общепринятые нормы поведения, правила общения со старшими (педагогическими работниками) и сверстниками (обучающимися), принципы учебной дисциплины и самоорганизации привлечение внимания 1 15 безопасного поведения в ситуациях криминогенного характера. Уголовная ответственность несоверщеннолетн их 3 1 Правила безопасного поведения в условиях ЧС природного и техногенного характера. 2 1 Законодательные и нормативные правовые акты российской федерации в области обеспечения безопасности личности, общества и государства Гражданская оборона. 2 1 2 1 16 обучающихся к ценностному аспекту изучаемых на уроках явлений, организация их работы с получаемой на уроке социально значимой информацией (инициирование обсуждения, высказывание своего мнения, выработка своего отношения) использование воспитательных возможностей предметного содержания через подбор соответствующих текстов для чтения, задач для решения, проблемных ситуаций для обсуждения в классе; создание условий для развития и самореализации обучающихся, для формирования здорового, безопасного и экологически целесообразного образа жизни обучающихся. формирование у обучающихся системы значимых социальных и межличностных отношений, ценностносмысловых установок, отражающих личностные и гражданские позиции в деятельности Развитие у обучающихся познавательной активности, самостоятельности, инициативы, творческих способностей, формирование гражданской позиции, способности к труду и жизни в условиях современного мира, формирование у обучающихся Современные средства поражения 4 1 Основные мероприятия РСЧС 4 1 Основы медицинских знаний 5 2 Значение двигательной активности для здоровья человека 2 1 Основы военной службы 5 2 17 культуры здорового и безопасного образа жизни использование воспитательных возможностей предметного содержания через подбор соответствующих текстов для чтения, задач для решения, проблемных ситуаций для обсуждения в классе; инициирование и поддержка исследовательской деятельности обучающихся в рамках реализации ими индивидуальных и групповых исследовательских проектов, с целью приобретения навыков самостоятельного решения теоретической проблемы создание условий для развития и самореализации обучающихся, для формирования здорового, безопасного и экологически целесообразного образа жизни обучающихся; формирование у обучающихся системы ценностно-смысловых установок создание условий для развития и самореализации обучающихся, для формирования здорового, безопасного и экологически целесообразного образа жизни обучающихся формирование российской гражданской идентичности обучающихся; формирование у обучающихся системы значимых социальных и межличностных отношений, ценностно-смысловых установок, отражающих Боевые традиции 2 1 личностные и гражданские позиции в деятельности формирование российской гражданской идентичности обучающихся; формирование у обучающихся системы значимых социальных и межличностных отношений, ценностно-смысловых установок, отражающих личностные и гражданские позиции в деятельности № Тема урока урока БЕЗОПАСНОСТЬ И ЗАЩИТА ЧЕЛОВЕКА В ОПАСНЫХ, ЭКСТРЕМАЛЬНЫХ И ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЯХ (21 Ч) ПРАВИЛА БЕЗОПАСНОГО ПОВЕДЕНИЯ В УСЛОВИЯХ ВЫНУЖДЕННОГО АВТОНОМНОГО СУЩЕСТВОВАНИЯ (3 ч) 1 Основные причины вынужденного автономного существования. 2 Автономное существование человека в условиях природной среды. 3 Автономное существование человека в условиях природной среды. ПРАВИЛА БЕЗОПАСНОГО ПОВЕДЕНИЯ В СИТУАЦИЯХ КРИМИНОГЕННОГО ХАРАКТЕРА (1 ч) 4 Правила безопасного поведения в ситуациях криминогенного характера. УГОЛОВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ (3 ч) 5 Понятие преступления. Особенности уголовной ответственности несовершеннолетних. 6 Уголовная ответственность за приведение в негодность транспортных средств 7 Уголовная ответственность за хулиганство и вандализм. ПРАВИЛА ПОВЕДЕНИЯ В УСЛОВИЯХ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ ПРИРОДНОГО И ТЕХНОГЕННОГО ХАРАКТЕРА (2 ч) 8 Правила безопасного поведения в условиях ЧС природного и техногенного характера. 9 Проверочная работа №4 «Правила поведения в условиях ЧС природного и техногенного характера» (тетрадь оценки качества знаний) ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ И НОРМАТИВНЫЕ ПРАВОВЫЕ АКТЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В ОБЛАСТИ ОБЕСПЕЧЕНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ЛИЧНОСТИ, ОБЩЕСТВА И ГОСУДАРСТВА (2 ч) 10 Законодательные и нормативные правовые акты российской 18 федерации в области обеспечения безопасности личности, общества и государства 11 Законодательные и нормативные правовые акты российской федерации в области обеспечения безопасности личности, общества и государства ГРАЖДАНСКАЯ ОБОРОНА КАК СИСТЕМА МЕР ПО ЗАЩИТЕ НАСЕЛЕНИЯ В ВОЕННОЕ ВРЕМЯ (2 ч) 12 Гражданская оборона. 13 Организация и защита учащихся общеобразовательных учреждений от чрезвычайных ситуаций в мирное и военное время СОВРЕМЕННЫЕ СРЕДСТВА ПОРАЖЕНИЯ И ИХ ПОРАЖАЮЩИЕ ФАКТОРЫ (4 ч) 14 Ядерное оружие и его боевые свойства. 15 Химическое оружие. 16 Бактериологическое(биологическое) оружие. Современные обычные средства поражения. 17 Проверочная работа №7 «Современные средства поражения и их поражающие факторы» (тетрадь оценки качества знаний) ОСНОВНЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ РСЧС И ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНЫ ПО ЗАЩИТЕ НАСЕЛЕНИЯ В МИРНОЕ И ВОЕННОЕ ВРЕМЯ (4 ч) 18 Оповещение и информирование населения об опасностях, возникающих в чрезвычайных ситуациях мирного и военного времени. 19 Организация инженерной защиты населения от поражающих факторов чрезвычайных ситуаций. 20 Средства индивидуальной защиты населения. 21 Организация и ведение аварийно-спасательных и неотложных работ в зонах чрезвычайных ситуаций. ОСНОВЫ МЕДИЦИНСКИХ ЗНАНИЙ И ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ (5 Ч) ОСНОВНЫЕ ИНФЕКЦИОННЫЕ ЗАБОЛЕВАНИЯ И ИХ ПРОФИЛАКТИКА (3 ч) 22 Основные инфекционные заболевания и их профилактика 23 Наиболее распространенные инфекционные заболевания и их внешние признаки 24 Проверочная работа №9 «Основные инфекционные заболевания и их профилактика»(тетрадь оценки качества знаний) ЗНАЧЕНИЕ ДВИГАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ДЛЯ ЗДОРОВЬЯ ЧЕЛОВЕКА (2ч) 25 Значение двигательной активности для здоровья человека 26 Итоговая проверочная работа «Основы медицинских знаний и здорового образа жизни» ОСНОВЫ ВОЕННОЙ СЛУЖБЫ (9 Ч) ВООРУЖЕННЫЕ СИЛЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ — 19 ЗАЩИТНИКИ НАШЕГО ОТЕЧЕСТВА (5 ч) 27 История создания Вооруженных сил России 28 Структура Вооруженных Сил. Виды Вооруженных сил и рода войск 29 Проверочная работа №11 «Вооруженные силы российской федерации — защитники нашего отечества» 30 Функции и основные задачи современныхВооруженных Сил России. Их роль и место в системе безопасности 31 Другие войска, их состав и предназначение БОЕВЫЕ ТРАДИЦИИ ВС РФ. СИМВОЛЫ ВОИНСКОЙ ЧЕСТИ (3 ч) 32 Патриотизм, верность воинскому долгу- неотъемлемые качества русского воина, основа героизма.Дружба и войсковоетоварищество – основа боевой готовности войск. 33 Ритуалы Вооруженных сил Российской Федерации. Боевое Знамя воинской части – символ воинской части .доблести и славы. 34 Ордена почетные награды за воинские отличия и заслуги в бою и военной службе УЧЕБНЫЕ СБОРЫ ПО ОСНОВАМ ПОДГОТОВКИ К ВОЕННОЙ СЛУЖБЕ (40 ч) 11 класс Количество часов по учебному плану: 34 часа, в неделю - 1 час. Название темы (раздела) Основы здорового образа жизни Количество часов, отводимое на изучение 5 Количест Деятельность учителя во с учетом Программы контроль воспитания ных работ создание условий для 1 развития и самореализации обучающихся, для формирования здорового, безопасного и экологически целесообразного образа жизни обучающихся; формирование у обучающихся системы ценностно-смысловых установок 20 Основы медицинских знаний и правила оказания первой помощи 7 Боевые традиции вооружённых сил России 3 Основы военной службы 11 Международное гуманитарное право. Защита жертв вооружённых конфликтов. 1 1 1 21 создание условий для развития и самореализации обучающихся, для формирования здорового, безопасного и экологически целесообразного образа жизни обучающихся; формирование у обучающихся системы значимых социальных и межличностных отношений, ценностносмысловых установок, отражающих личностные и гражданские позиции в деятельности формирование российской гражданской идентичности обучающихся; формирование российской гражданской идентичности обучающихся; формирование у обучающихся системы значимых социальных и межличностных отношений, ценностносмысловых установок, отражающих личностные и гражданские позиции в деятельности формирование у обучающихся системы значимых социальных и межличностных отношений, ценностно- смысловых установок Психологические основы подготовки к военной службе. 3 1 самостоятельное приобретение идентичности; повышение требовательности к самому себе; углубление самооценки; бóльший реализм в формировании целей и стремлении к тем или иным ролям ОСНОВЫ МЕДИЦИНСКИХ ЗНАНИЙ И ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ (14 Ч) ОСНОВЫ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ (6 ч) 1 Правила личной гигиены и здоровье 2 Нравственность и здоровье. Формирование правильного взаимоотношения полов. 3 Семья в современном обществе. Законодательство о семье. 4 Болезни, передаваемые половым путем. Меры профилактики 5 Болезни, передаваемые половым путем. Меры профилактики 6 Проверочная работа №1 «Основы здорового образа жизни» (тетрадь оценки качества знаний) ОСНОВЫ МЕДИЦИНСКИХ ЗНАНИЙ И ПРАВИЛА ОКАЗАНИЯ ПЕРВОЙ ПОМОЩИ (8 ч) 7 Первая медицинская помощь при кровотечениях и ранениях 8 Первая помощь при ушибах, растяжениях, разрывах связок и мышц, вывихах и переломах 9 Первая медицинская помощь при ЧМТ и повреждении позвоночника, травмах груди, живота, травматическом шоке 10 Первая помощь при травмах груди, живота и области таза. 11 Первая помощь при травматическом шоке. 12 Первая медицинская помощь при попаданииинородных тел ворганизм. Первая медицинская помощь при остановке сердца 13 Первая помощь при остановке сердца, острой сердечной недостаточности и инсульте. 14 Итоговая проверочная работа по разделу «Основы медицинских знаний и здорового образа жизни. (тетрадь оценки качества знаний) 22 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 ОСНОВЫ ВОЕННОЙ СЛУЖБЫ (20 Ч) БОЕВЫЕ ТРАДИЦИИ ВООРУЖЕННЫХ СИЛ РОССИИ (3 ч) Основные понятия о воинской обязанности. Организация воинского учета и его предназначение. Организация медицинского освидетельствования и медицинского обследования при постановке на воинский учет. Обязательная подготовка и добровольная подготовка граждан к военной службе. Увольнение с военной службы и пребывание в запасе. ОСОВЫ ВОЕННОЙ СЛУЖБЫ (11 ч) Правовые основы военной службы. Общевоинские уставы Вооруженных Сил Российской Федерации. Права военнослужащих. Военная присяга — клятва воина на верность Родине Прохождение военной службы по призыву. Прохождение военной службы по контракту. Воинские звания военнослужащих ВС РФ. Военная форма одежды. Права и ответственность военнослужащих. Материальная и уголовная. Военнослужащий — защитник своего Отечества, патриот, с честью и достоинством несущий звание защитника Отечества. Военнослужащий — специалист, в совершенстве владеющий оружием и военной техникой. 26 Требования воинской деятельности, предъявляемые к моральным, индивидуально-психологическим и профессиональным качествам гражданина. 27 Военнослужащий — подчиненный, строго соблюдающий Конституцию и законы Российской Федерации, выполняющий требования воинских уставов, приказы командиров и начальников 28 Как стать офицером Российской армии. МЕЖДУНАРОДНОЕ ГУМАНИТАРНОЕ ПРАВО. ЗАЩИТА ЖЕРТВ ВООРУЖЕННЫХ КОНФЛИКТОВ (2 ч) 29 Международное гуманитарное право. Защита жертв вооруженных конфликтов. 30 Проверочная работа №7 «Международное гуманитарное право. Защита жертв вооруженных конфликтов». ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПОДГОТОВКИ К ВОЕННОЙ СЛУЖБЕ (3 ч) 31 Призыв на военную службу как стрессовая ситуация. Личность и социальная роль военного человека. 32 О морально-этических качествах военнослужащих. 33 Проверочная работа №8,9 «Психологические основы подготовки к военной службе» (тетрадь оценки качества знаний) 25 23 34 Итоговая проверочная работа «Основы Военной службы» 24