2 Пояснительная записка Рабочая программа по курсу «История Карелии» ориентирована на учащихся 10-11 классов универсальный профиль (базовый уровень) и разработана на основе следующих документов: - Федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования. - Примерная образовательная программа среднего общего образования (одобрена решением федерального методического объединения по общему образованию, протокол от 08. 04. 2015 № 1/15); Региональный (национально-регтональный) компонент государственного стандарта общего образования (утвержденный приказом Министерством образования и по делам молодежи Республики Карелия от 05. Мая 2006 года № 598); - СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно – эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учереждениях» (утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 года № 189, зарегистрированным в Минюсте России 3 марта 2011 года, регистрационный номер 19993); - Основная образовательная программа СОО - Учебный план МБОУ Кемской СОШ № 2 - Календарный учебный график МБОУ Кемской СОШ № 2 - Рабочая программа обеспечена учебниками, учебными пособиями, включенными в федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аттестацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования (приказ Минпросвещения России от 28. 12.2018 N 345 (ред. От 08. 05. 2019) Рабочая программа учебного предмета «История Карелии» обеспечена учебниками, учебными пособиями, включенными в федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования. Учебник История Карелии для 10-11 кл. –Шумилов М.И. Агаркова Т.И., Петрозаводск. 2019г. Целью школьного исторического образования является формирование у учащегося целостной картины российской и мировой истории, учитывающей взаимосвязь всех ее этапов, их значимость для понимания современного места и роли республики Карелия в России и в мире, важность вклада каждого народа, его культуры в общую историю страны и мировую историю, 3 формирование личностной позиции по основным этапам развития российского государства и общества, а также современного образа России. 10 кл.-34ч.(1 час в неделю) 11 кл. -34 часа (1 час в неделю) Формами промежуточной аттестации являются: письменная проверка – письменный ответ учащегося на один или систему вопросов (заданий) тестирование, контрольные и самостоятельные работы; устная проверка – устный ответ учащегося на один или систему вопросов в форме фронтального опроса, ответа на билеты, беседы, собеседования и другое; комбинированная проверка - сочетание письменных и устных форм проверок. В качестве результатов промежуточной аттестации считается выполнение тех или иных творческих заданий, проектов в ходе образовательной деятельности, результаты участия в олимпиадах, конкурсах, конференциях, иных подобных мероприятиях. 4 Планируемые результаты учебного предмета «История Карелии» Личностные Метапредметные 1.умение ориентироваться в важнейших для региона событиях и фактах прошлого и настоящего; оценивать их возможное влияние на будущее; 2.способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности; 3.умение ориентироваться в нравственном содержании и смысле поступков, как собственных, так и окружающих людей; 4.способность развить в себе этические чувства – стыда, вины, совести – как регуляторов морального поведения. 5.формирование основ гражданской идентичности личности в форме осознания «Я» как житель Республики Карелия, чувства сопричастности и гордости за свой край. 6.мотивация учебной деятельности, включающей социальные, учебно-познавательные, внешние и внутренние мотивы; 7.формирование эстетических чувств на основе знакомства с национальной культурой Республики Карелия, чувства гордости за свой город, свой край, за успехи своих земляков; эмпатии, как понимания и сопереживания чувствам других людей. Регулятивные УУД: планировать свои действия в соответствии с поставленной целью и условиями ее реализации; выполнять учебные действия в материализованной, речевой и мыслительной форме; проявлять инициативу действия в учебном сотрудничестве; самостоятельно оценивать правильность выполнения задания при подготовке к сообщению, презентации, конференции; использовать внешнюю и внутреннюю речь для целеполагания, планирования и регуляции своей деятельности. уметь анализировать и синтезировать необходимую информацию; в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи, цели; самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия при работе над проектом, исследованием, конференцией; вносить необходимые изменения в исполнение, как по ходу его реализации, так и в конце действия. Познавательные УУД: используя дополнительные источники информации, находить факты, 5 Предметные относящиеся к образу жизни, обычаям и верованиям наших предков; на основе имеющих знаний отличать реальные исторические факты от вымыслов; использовать различные справочные издания (словари, энциклопедии т. д.) и литературу о нашем крае, достопримечательностях, людях с целью поиска и извлечения познавательной информации; осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов домашней и школьной библиотек; использовать знаково-символические средства, в том числе модели и схемы при работе с картой контурной, картой Карелии и атласом; работать с атласом, глобусом и картой; находить на карте свой регион и его главный город; устанавливать причинно-следственные связи; строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях; устанавливать аналогии, самостоятельно подбирать литературу по теме; осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек города, архивов и Интернета; работать в семейных архивах. Коммуникативные УУД: понимать различные позиции других людей, отличные от собственной; ориентироваться на позицию партнера в общении; учитывать разные мнения и стремление к координации различных позиций в сотрудничестве. готовить и выступать с сообщениями; формировать навыки коллективной и организаторской деятельности; наблюдать и описывать проявления богатства внутреннего мира человека в его созидательной деятельности на благо семьи, в интересах школы, профессионального сообщества края; аргументировать свое мнение, координировать его с позициями партнеров при выработке общего решения в совместной деятельности. - усвоение системы исторических знаний, гуманистических и демократических ценностей, идей мира и взаимопонимания; - расширение элементов социального опыта, опыта творческой деятельности; приобретение опыта к оценке различных явлений; - освоение приёмов установления причинно-следственных связей; - овладение целостными представлениями об историческом пути народов своего края и человечества 6 как необходимой основой для миропонимания и познания современного общества; - способность применять понятийный аппарат исторического знания и приемы исторического анализа для раскрытия сущности и значения событий и явлений прошлого и современности, происходивших в Карелии; - умения изучать и систематизировать информацию из различных исторических и современных источников, раскрывая ее социальную принадлежность и познавательную ценность; - расширение опыта оценочной деятельности на основе осмысления жизни и деяний личностей и народов в истории своего края; - готовность применять знания для выявления и сохранения исторических и культурных памятников своей родины. Выпускник научится • определять место исторических событий во времени, объяснять смысл основных хронологических понятий, терминов (тысячелетие, век, до нашей эры, нашей эры); • использовать историческую карту как источник информации о расселении человеческих общностей в эпохи первобытности , местах важнейших событий; • проводить поиск информации в отрывках исторических текстов, материальных памятниках; • описывать условия существования, основные занятия, образ жизни людей в древности, памятники древней культуры; рассказывать о событиях древней истории республики Карелия; • раскрывать характерные, существенные черты: а) форм государственного устройства б) положения основных групп населения в) религиозных верований людей • объяснять, в чем заключались назначение и художественные достоинства памятников древней Выпускник получит возможность • давать характеристику общественного строя древних государств; • сопоставлять свидетельства различных исторических источников, выявляя в них общее и различия; • высказывать суждения о значении и месте исторического и культурного наследия древних обществ в истории. 7 культуры: архитектурных сооружений, предметов быта, произведений искусства; • давать оценку наиболее значительным событиям и личностям в истории нашей республики Карелия • использовать историческую карту как источник информации о территории, об экономических и культурных центрах Карелии, о направлениях крупнейших передвижений людей – походов, завоеваний, колонизаций и др.; • проводить поиск информации в исторических текстах, материальных исторических памятниках • составлять описание образа жизни различных групп населения, памятников материальной и художественной культуры; рассказывать о значительных событиях в истории родного края.; • раскрывать характерные, существенные черты: а) экономических и социальных отношений, политического строя • объяснять причины и следствия ключевых событий отечественной и всеобщей истории . • давать сопоставительную характеристику политического устройства республики Карелия • сравнивать свидетельства различных исторических источников, выявляя в них общее и различия; • составлять на основе информации учебника и дополнительной литературы описания памятников культуры Карелии, объяснять, в чем заключаются их художественные достоинства и значение. 8 Содержание учебного предмета История Карелии 10-11 кл. (68 часов) Карелия в древности (4 часа) Хронология древнейшего периода. Освоение территории края. Основные занятия переселенцев. Первые поселения людей Главные черты энеолита и железного века. Саами, саамские стойбища. Знать: хронологию. Древнейшего периода жизни предков, время заселения края, особенности мезолита и неолита. Уметь: . различать два периода в жизни предков – мезолита и неолита. Знать: главные черты железного века и энеолита.1 Уметь характеризовать саами и знать территорию расселения саамов Эпоха мезолита Поселение эпохи раннего металла Петроглифы Карельская земля и Великий Новгород. XI–XIV веках (9 часов) Корельская земля и ее соседи. Карелы: территория расселения, занятия, происхождения самоназвания народа. Вепсы, территория, занятия. Участие прибалтофиннов в создании России. Знать: особенности жизни карел и вепсов. Уметь: видеть различия и сходство в жизни двух народов, показывать территорию их заселения. .Хозяйственное освоение Карелии. Промысловая колонизация, международная торговля, развитие земледелия. Знать: направления колонизации, особенности подсечного земледелия. Уметь показывать по карте направления колонизации, различать подсечное земледелие от пашенного Присоединение Карелии к Новгородской республике. Начало Новгородской колонизации, приход русских крестьян в Карелию. Крещение веси и корелы. Погосты 9 Начало Новгородской колонизации, приход русских крестьян в Карелию. Крещение веси и корелы. Погосты Знать особенности правления в Новгороде, направление новгородской колонизации, роль колбягов, крещение карел и веси. Уметь показывать направление колонизации по карте, отмечать их в контуре. Понимать значение крещения Карелии. Организация административного управления в крае. Зарождение административного устройства. Обонежский ряд. Карельская земля Знать особенности административного управления. Уметь показывать на карте обозначенные земли Защита Карелии от внешней угрозы в XII – XIV веках. Отражение агрессии Швеции. Ореховецкий мирный договор. Противодействие Москве. Знать: причины интервенции. Уметь показывать направления интервенции по карте, понимать значение заключения мирного договора. Повторительно-обобщающий урок «Карелия в X- XVвв.» Карелия в составе России в XVI–XVII веках ( 10 часов) Социально-экономические, административные и военные и преобразования в конце XV – начале XVI века. Крестьяне и горожане их налоги, обязанности. Реформы местного самоуправления Знать сущность проводимых реформ, их значение для края Понимать различия между категориями крестьян. Карелия при Иване Грозном Местное самоуправление, опричнина и первая шведская интервенция, возвращение Корельского уезда Знать реформы, проведённые Иваном IV, последствия опричнины для края, значение возвращения уезда. Уметь показать на карте территории, входившие в опричнину и земщину. 10 Карелия в «Смутное время». Вторая шведская интервенция. Преодоление последствий интервенции. Знать направления интервенции, её последствия. Уметь показывать на карте, анализировать события, сравнивать первую и вторую шведские интервенции Наш край во второй половине XVII века. Создание Олонецкого уезда, пашенные солдаты и их роль в крае. Восстания в крае Знать изменения в административном устройстве, основные восстания в крае. Понимать причины народных выступлений. Уметь анализировать события. .Культура и быт края в XIV – XVII веках Устное народное творчество. Грамотность и книжность. Архитектура. Фильм «История Соловецкого монастыря». Знать пути распространения грамотности на территории Карелии. Уметь работать с иллюстративным и кино-материалом Повторительно-обощающий урок «Карелия в составе России в XVI –XVII веках» Карелия в XVIII – первой половине XIX века (8часов) Участие жителей края в Северной войне. «Осударева дорога», петровские заводы, освобождение Карельского перешейка Знать причины Северной войны, основные военные действия на территории края. Уметь использовать материалы учебника и дополнительную литературу. Освобождение карельского перешейка Карелия в середине и второй половине XVIII века. Деятельность олонецких заводов, кижское восстание, административные преобразования Знать промышленные предприятия, возникшие в изучаемый период. Уметь показать их местоположение на карте и составлять графическую карту. Карелия в первой половине XIX века. 11 Олонецкое воинство в Отечественной войне. Административное управление. Хозяйственная жизнь. Знать основные направления развития хозяйства. Уметь характеризовать достижения промышленности, видеть значение строительства заводов в нашем крае. Причины их упадка. Культура и быт края.. Просвещение, библиотека и печать, театральная жизнь. Народное творчество. Здравоохранение. народное зодчество, изучение края. Изучить основные достижения культуры этого периода. Уметь характеризовать основные памятники культуры, понимать значение их для нашего народа. Повторительно-обобщающий урок «Карелия в XVIII – первой половине XIX века» Петровские горные заводы и Олонецкая верфь. Петрозаводская слобода. Деятельность олонецких заводов и рудников. Система управления в Олонецкой губернии. Преобразование Петровской слободы в город Петрозаводск. Державин Г.Р. – первый губернатор края. Экономическое развитие края во второй половине XVIII века. Александровский пушечный завод. Тивдийские мраморные ломки. Воицкий рудник. Шуньгская ярмарка. Положение крестьян в Карелии. Государственные и приписные крестьяне. Кижское восстание. Наш край в первой половине XIX века. Культура и быт. Просвещение. Библиотеки и печать. Театральная жизнь. Народное зодчество. Преображенский собор в Кижах. Здравоохранение. Марциальные воды. Изyчeниe края русскими учеными: Н.Я. Озерецковский. Карелия во второй половине XIX – начале ХХ века (7 часов) Реформы 1860-1870 – х годов. Освобождение крестьян, земская, городская, судебная, военная реформы. Знать сущность реформ, особенности проведения, результаты. Уметь работать с документами, анализировать их, проводить сравнения Социально-экономическое развитие края в пореформенный период. 12 Пореформенная деревня, промышленность, торговля, транспорт, социальные изменения. Знать основные направления развития края.Уметь характеризовать темпы развития, достоинства и недостатки развития. Закрепить навыки анализа и сравнения Революционное движение в Карелии в 1905-1907 годах. Начало революционных событий, рабочее движение, крестьянское движение. Знать основные революционные события. Уметь характеризовать их, сравнивать с событиями в России. Наш край в условия думской монархии. Временная стабилизация положения и новая аграрная реформа. Хозяйственный подъём. Первая мировая война. Знать основные тенденции развития края, основные военные события, значение строительства МЖД. Уметь характеризовать особенности хозяйственного развития. Культура Карелии во второй половине XIX – начале ХХ века. Народное образование, здравоохранение, краеведение Знать основные достижения культуры, имена деятелей культуры. Деревянное зодчество Карелии .Народный фольклор Социально-экономическое развитие края в пореформенный период: сельское хозяйство, промышленность, торговля и транспорт. Революционное движение в Карелии в 1905—1907 гг. Наш край в условиях думской монархии Культура во второй половине XIX – начале XX века Народное образование. Создание и деятельность учительской семинарии. Библиотеки. Печать. Театр. Изобразительное искусство. Народное зодчество. Изучение Карелии. Народный фольклор:П..Н. Рыбников, И.А. Федосова. Карелия в период революции 1917 г. Гражданской войны и интервенции (4 часа) Наш край в революции 1917 года. 13 Начало революционных событий. Рабочее и крестьянское движение Первые мероприятия Советской власти и отношение к ним населения. Анохин Петр Федорович Знать основные события Февральской революции, характеризовать деятельность политических партий Утверждение советской власти в Карелии. Установление советской власти на местах. Первые революционные преобразования. Знать какие политические силы влияли на развитие событий, первые преобразования сов. власти. Уметь самостоятельно вести поисковую деятельность. Иностранная интервенция и Гражданская война в крае. Начало вторжения финнов. Оборона края. Введение чрезвычайных мер. Освобождение края. Знать особенности гражданской войны в Карелии. Уметь анализировать текст документа. Оборона края и освобождение от интервентов Повторительно-обобщающий урок «Карелия в период революции 1917 года, Гражданской войны и интервенции» Карелия в 1920–1930- е годы (6 часов) Образование Карельской автономии. Создание Карельской Трудовой Коммуны. Первые шаги национального самоопределения. Преобразования КТК. Знать о деятельности КТК. Уметь делать выводы, работать с контуром, составлять таблицу. Возрождение хозяйства республики в условиях новой экономической политики Промышленность и транспорт. Карельская деревня. Кооперация. Знать факторы, повлиявшие ускорению восстановления сельского хозяйства. Уметь привести примеры. 14 Карельская деревня Социально-экономическая перестройка 1930 –х годов. Индустриализация. Формирование рабочего класса. Коллективизация крестьян Знать основные особенности промышленного развития Карелии в 30-е гг. , особенности коллективизации в крае. Уметь оценить значение ББК Общественно-политическая жизнь. Система советского управления. Социальнодемографические изменения. Повседневная жизнь Знать основные понятия, причины политических репрессий в Карелии. Уметь подготовить рассказ по дополнительному материалу. Культурное развитие республики в 1920 -1930-е годы. Языковая политика. Образование. Культурнопросветительская работа. Наука. Литература и искусство Знать особенности культурной политики. Уметь готовить сообщение Особенности индустриализации и коллективизации в Карелии. Проблема трудовых ресурсов, социальное и правовое положение трудящихся. Роль ГУЛАГа, СЛОН, строительство ББК. Общественно-политическая жизнь. Социально-демографические изменения. Культурное развитие в 1920-1930-е годы. Языковая политика. Карелия в годы Второй мировой и Великой Отечественной войн (7 часов) Наш край в условиях советскофинляндской войны 1939-1940 годов. Начало войны. Завершение войны. Изменение статуса республики. Начало освоения новых районов Знать причины, основные события, итоги зимней войны. Уметь составить план ответа. Начало Великой Отечественной войны на территории Карелии Мобилизация сил и ресурсов на военные цели. Боевые действия на фронте. 15 Знать основные направления деятельности руководства в начале войны. Уметь работать с материалами, составлять таблицу. Карельский прифронтовой тыл Всё для фронта, всё для победы! Знать основные направления и результаты деятельности руководства и населения в первые месяцы войны. Боевые действия на территории республики в 1941-1945гг. Карельский прифронтовой тыл Оккупационный режим. Война в тылу противника. Особенности партизанского движения. Освобождение Карелии Оккупационный режим. Война в тылу противника. Оккупационный режим. Деятельность подпольщиков. Знать особенности партизанского движения в Карелии. Уметь работать на контуре, подтверждать факты примерами. Освобождение Карелии. Свирско-Петрозаводская операция. Знать особенности освобождения Карелии. Уметь заполнять таблицу, писать эссе, готовить материал для экскурсии. Переход к мирной жизни. Начало восстановительных работ. Изменение территории республики. Знать основные документы по изменению территории республики, ход восстановительных работ. Карелия в первое послевоенное десятилетие (3 часа) Возрождение промышленности и транспорта. Массовая резвакуация населения. Восстановление промышленности и транспорта. Самоотверженный труд. 16 Знать основной ход резвакуации. Первые восстановленные объекты. Уметь анализировать произведённую работу трудящимися Карелии. Послевоенная деревня. Трудности колхозного производства. Попытки стабилизации положения в деревне Знать трудности послевоенной деревни, имена тружеников. Уметь работать с документами, делать вывод по прочитанному. Повседневная жизнь людей после войны. Материальное положение и быт. Общественнополитическая обстановка. Знать материальное положение людей, уметь сравнивать послевоенную жизнь с довоенной. Уметь видеть главные отличия Карелия в 1950-е – 1980-е годы (6часов) Перемены в политическом устройстве и хозяйственном управлении Преобразование Карело-Финской ССР в Карельскую Автономную ССР в составе РСФСР. Реорганизация управления промышленностью. Положение в сельском хозяйстве. Повышение уровня жизни. Знать сущность реорганизации. Уметь видеть изменения, которые произошли в республике Социально-экономическое положение в республике в конце 1960- первой половине 1980-х годов. Экономическая реформа в промышленности и сельском хозяйстве. Трудовое подвижничество. Демографические и социальные проблемы. Знать сущность реформ. Выделять демографические и социальные проблемы. Уметь анализировать документы Общественно-политическая жизнь. Массовые мероприятия. Новая конституция. Знать основные общественнополитические мероприятия. Уметь работать с документами. 17 Республика в условия перестройки Поворот к обновлению общества. Начало перестройки в экономике. Знать основные этапы перестройки. Уметь анализировать события. Карелия на современном этапе (3часа) Переход к рыночным отношениям. Развитие экономического кризиса. Стагнация производства. Либерализация общественной жизни. Знать основные события указанного периода. Уметь анализировать документ Республика Карелия в начале XXI века. Экономическое развитие. Трудовые ресурсы и социальное партнёрство. Преодоление сепаратизма и укрепление местных органов власти. Знать основные направления развития республики. Уметь работать с документами. Культура Карелии во второй половине 20 в. (1 час) Развитие образования и науки. Общеобразовательная школа. Среднее профтехобразование. Научные учреждения Знать основные виды школ, учебных заведений. Уметь работать с документом. Литература и искусство. Русскоязычная, финоязычная карельская литература. Искусство и архитектура. Знать основные произведения литературы и искусства. Уметь характеризовать их Итого 68 часов 18 Тематическое планирование, в том числе с учетом рабочей программы воспитания с указанием количества часов, отводимых на освоение программы 10 класс № п/п Название раздела Карелия в 1 древности Количеств о часов 4 часа Деятельность учителя с учетом Программы воспитания - установление доверительных отношений между педагогическим работником и обучающимися, способствующих привлечению внимания к обсуждаемой на уроке информации, активизации познавательной деятельности; - использование воспитательных возможностей предметного содержания через подбор соответствующих текстов для чтения - инициирование и поддержка исследовательской деятельности обучающихся в рамках реализации ими индивидуальных и групповых исследовательских проектов 2 Карельская земля и Великий Новгород. XI– XIV веках 9 часов - приобретения навыков самостоятельного решения теоретической проблемы, генерирования и оформления собственных идей, уважительного отношения к чужим идеям, публичного выступления перед аудиторией, а также аргументирования и отстаивания своей точки зрения. - формирование российской гражданской идентичности обучающихся; - создание условий для развития и самореализации обучающихся 3 Карелия в составе России в XVI–XVII веках 10 часов - инициирование и поддержка исследовательской деятельности обучающихся в рамках реализации ими индивидуальных и групповых 19 4 Карелия в XVIII – первой половине XIX века 5 Карелия во второй половине XIX – начале ХХ века № п/п 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 8 часов 3 часа исследовательских проектов, с целью приобретения навыков самостоятельного решения теоретической проблемы - самоидентификации посредством личностно и общественно значимой деятельности, социального и гражданского становления - формирование у обучающихся системы значимых социальных и межличностных отношений, ценностносмысловых установок - Развитие у обучающихся познавательной активности, самостоятельности, инициативы, творческих способностей, формирование гражданской позиции - Формирование толерантности и навыков поведения в изменяющейся поликультурной среде - Развитие у обучающихся познавательной активности, самостоятельности, инициативы, творческих способностей, формирование гражданской позиции - Формирование толерантности и навыков поведения в изменяющейся поликультурной среде Тема урока Введение. Начало заселения территории края Поселение эпохи раннего металла и железного века Поселение эпохи раннего металла и железного века Карельская земля и её соседи Карельская земля и её соседи Хозяйственное освоение Карелии Хозяйственное освоение Карелии Присоединение Карелии к Новгородской республике Присоединение Карелии к Новгородской республике Организация административного управления в крае Организация административного управления в крае 20 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 Защита Карелии от внешней угрозы в XII-XIV веках. Социально-экономические, административные и военные преобразования в конце XV- начале XVI века Социально-экономические, административные и военные преобразования в конце XV- начале XVI века Карелия при Иване Грозном Карелия при Иване Грозном Карелия в «Смутное время». Карелия в «Смутное время». Наш край во второй половине XVII века Наш край во второй половине XVII века Культура и быт края в XIV- XVII веках Культура и быт края в XIV- XVII веках Участие жителей края в Северной войне Участие жителей края в Северной войне Карелия в середине и второй половине XVIII века Карелия в середине и второй половине XVIII века Карелия в первой половине XIX века Карелия в первой половине XIX века Культура и быт края Культура и быт края Реформы 1860-1870-х годов Реформы 1860-1870-х годов Социально-экономическое развитие края в пореформенный период 11 класс № Название раздела п/п 1 Карелия во второй половине XIX – начале ХХ века 2 Карелия в период революции 1917 г. Гражданской войны и интервенции Количество Деятельность учителя с учетом часов Программы воспитания 4 часа - организация шефства мотивированных обучающихся над их неуспевающими одноклассниками, позволяющий получить социально значимый опыт сотрудничества и взаимной помощи; 4 часа - инициирование и поддержка исследовательской деятельности обучающихся в рамках реализации ими индивидуальных и групповых исследовательских проектов, с целью приобретения навыков 21 3 Карелия в 1920–1930- е годы 6 часов 4 Карелия в годы Второй мировой и Великой Отечественной войн 7 часов 5 Карелия в первое послевоенное десятилетие 3 часа 6 Карелия в 1950-е – 1980-е годы 6 часов 7 Карелия на современном этапе 3часа 8 Культура Карелии во 1 час самостоятельного решения теоретической проблемы - формирование российской гражданской идентичности обучающихся; - сохранение и развитие культурного разнообразия и языкового наследия многонационального народа Российской Федерации, овладение духовными ценностями и культурой многонационального народа России; - самоидентификации посредством личностно и общественно значимой деятельности, социального и гражданского становления; - формирование у обучающихся системы значимых социальных и межличностных отношений, ценностно-смысловых установок, отражающих личностные и гражданские позиции в деятельности; - формирование у обучающихся мировоззрения как системы обобщенных представлений о мире в целом, об окружающей действительности, других людях и самом себе, готовности руководствоваться ими в деятельности; - Развитие у обучающихся познавательной активности, самостоятельности, инициативы, творческих способностей, формирование гражданской позиции, способности к труду и жизни в условиях современного мира - Формирование толерантности и навыков поведения в изменяющейся поликультурной среде - Проектирование ситуаций и 22 второй половине 20 в № п/п 1 2 3-4 5. 6. 7-8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 событий, развивающих эмоционально-ценностную сферу ребенка (культуру переживаний и ценностные ориентации ребенка) Тема урока Социально- экономическое развитие края в пореформенный период Революционное движение в Карелии в 1905-1907 годах Наш край в условиях думской монархии КАРЕЛИЯ В ПЕРИОД РЕВОЛЮЦИИ 1917 ГОДА, ГРАЖДАНСКАЯ ВОЙНА И ИНТЕРВЕНЦИЯ. Наш край в революции 1917 года. Утверждение советской власти в Карелии. Иностранная интервенция и Гражданская война в крае КАРЕЛИЯ В 1920-1930-е ГОДЫ. Образование Карельской автономии Возрождение хозяйства республики в условиях новой экономической политики. Социально-экономическая перестройка 1930-х годов. Общественно-политическая жизнь Культурное развитие республики в 1920-1930 –е годы. Контрольная работа «Карелия в 1920-1930-е годы» Карелия в годы Второй мировой и Великой Отечественной войны. Наш край в условиях советско-финляндской войны 1939-1940 годов. Начало Великой Отечественной войны на территории Карелии. Карельский прифронтовой тыл Оккупационный режим. Война в тылу противника. Освобождение Карелии Переход к мирной жизни. Контрольная работа «Карелия в годы Второй мировой и Великой Отечественной войны» Карелия в первое послевоенное десятилетие Возрождение промышленности и транспорта. Послевоенная деревня Повседневная жизнь людей после войны. Карелия в конце 1950- 1980-е годы 25 -26 Перемены в политическом устройстве и хозяйственном управлении 27 Социально- экономическое положение республики в конце 1960первой половине 1980 годов. 28 Общественно- политическая жизнь. 29 Республика в условиях перестройки. 22 23 24 23 30 31-32 33 34 Контрольная работа «Карелия в конце 1950-х -1980-е годы» Карелия на современном этапе. Переход к рыночным отношениям Республика Карелия в начале ХХI века. Культура Карелии во второй половине ХХ века. Развитие образования и науки. Литература и искусство. 24